Приемы на уроках иностранного языка. Приёмы целеполагания на уроке английского языка. Урок практического применения знаний

Курсовая работа на тему:

"Методы и приемы обучения лексики на уроке английского языка"


Доклад к защите курсовой работы

Данная курсовая работа посвящена активным методам обучения. Главная их задача сделать обучение не только результативным, но и интересным, вовлечь учащихся в процесс обучения, сделать их главными и активными его участниками. Эффективность этих методов обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету, а это является важной составляющей процесса обучения. В данной курсовой работе будут рассмотрены методы и приемы обучения лексики: игровой метод, метод с использованием компьютерных программ. метод рифмы и разучивания песен.

В первой части работы затронута проблема нехватки часов преподавания уроков английского языка, всего 1-2 урока в неделю. Что явно сказывается на качественном овладении языка. И потому в курсовой работе объектом явились некоторые методы и приемы обучения лексики на уроках иностранного языка. Лексические знания обеспечивают успешное овладение основами всех видов речевой деятельности. Под лексическими знаниями понимается не только совокупность языковых сведений об иноязычном слове, но и знание программ действия со словом, т.е. определенных стратегий обращения с иноязычным словом.

Под целями обучения понимаются планируемые результаты изучения английского языка школьником. Вторая часть включает в себя основной метод обучения иностранному языку формирование лингвистической компетенции, т.е обучение лексики на уроках английского языка. Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Обычно выделяют упражнения для усвоения материала и для его использования в устной речи. Для каждого вида речевой деятельности как средства общения необходимы две категории упражнений: те, в которых происходит формирование речевых навыков, или условно-речевые упражнения, и те, в которых происходит развитие речевого умения, или речевые упражнения. Все лексические упражнения делятся на две категории, направленные на:

1) запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой;

2) формирование сочетаний слов смыслового характера.

Приведем набор упражнений первой категории:

Назвать изображенные на картинке предметы.

Выбрать из ряда слов одно, соответствующее данной ситуации (теме).

Образовать с выделенным словом другие предложения по образцу.

Приведем примеры упражнений второй категории - формирование словосочетаний:

подберите из "разнообразных" слов сочетания;

постройте сочетания, означающие принадлежность данных предметов членам вашей семьи, вашим друзьям и т.д.

При обучении следует помнить, что успех во многом зависит от соотнесенности качеств упражнения с содержанием намеченной цели и условиями ее достижения.

Лингвистическая компетенция предполагает овладение определенной суммой формальных знаний и соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка: лексикой, фонетикой, грамматикой. Таким образом, можно сказать, что акцент преподавания делается не на язык как систему, а на речь.

Конкретными целями в каждом виде речевой деятельности являются:

в говорении: умение сообщить, объявить, информировать, рассказать;

в письме: умение достаточно быстро фиксировать свои высказывания и высказывания других;

в аудировании: умение понимать речь в нормальном темпе при живом общении;

в переводе: умение выступить в качестве переводчика в бытовой ситуации.

Таким образом мы переходим к рассмотрению возможных методов и приемов проведения уроков, помимо традиционной формы работы на уроках.

Эффективный способ обучения лексики на уроках английского языка - игровой метод. Очень важно, на наш взгляд, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра - способна помочь этому. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства.

пример метода: на одном из уроков во время речевой зарядки был использован следующий игровой элемент: учитель берет небольшой резиновый мячик и со словами "Let`s play with a ball and answer my questions!" кидает его ученику и задает вопрос, ученик в свою очередь отвечая на вопрос кидает мяч назад учителю.

Примерные вопросы и ответы:

The teacher The pupils
What season is it now? It is winter!
What date is it today? Today it’s the 27th of February.
Do you like winter? Yes, I like it.

Так учитель быстро и весело проводит этап урока, на котором, очень часто детям скучно, и они не внимательно следят за учителем. А в данном примере, дети с нетерпением ждали своего вопроса и были заинтересованы поймать мяч и правильно ответить на вопрос.

Далее в четвертую и пятую части курсовой работы можно обледенить в одну: метод компьютерной техники и технологий сети Интернет. Использование компьютера представляет определенные удобства и для учителя, поскольку он не имеет возможности принести в школу все нужные ему предметы, а их наглядное изображение требует больших затрат времени. Использование компьютера позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. На этапе показа, на экране появляются слова и соответствующие им картинки. Одновременно с графическим изображением слов младшие школьники имеют возможность прослушать слово (при этом происходит формирование звукового образа слов). Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховых, зрительных) и содействует тем, самым их лучшему запоминанию.

Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы.

И последние два метода обучения лексики можно также объединить вместе - применение стихотворений, рифмовок и песенного материала. Как показывает опыт, учителя часто пренебрегают стихами и рифмовками на уроках английского языка. У детей обычно неустойчивое внимание. Поэтому обязательно в плане урока необходимо предусматривать виды работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение. А то, что пережито эмоционально положительно, надолго остаётся в памяти, оставляя след в сознании ребёнка. Благодаря рифме легко активизируются в устной речи лексико-грамматические структуры.

На начальном этапе обучения дети хорошо воспринимают, запоминают и воспроизводят готовые лексические конструкции, особенно если они рифмуются или вводятся под музыку, ритм.

Многие учебные курсы для начальной школы вводят песенный материал как естественную часть при изучении тех или иных лексических тем. В учебном курсе “Chatterbox 1 ” детям предлагаются чудесные, легко запоминающие песенки практически в каждой лексической теме. Особенно хочется обратить внимание на “The family song”, в которой перечисление членов семьи идет вместе с прилагательными, описывающими людей – слова, которые всегда трудно усваиваются детьми на начальном этапе обучения.

И в заключение хочется добавить, нетрадиционные методы и приемы обучения лексики на уроках английского языка дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Введение

1. Специфика методики обучения иностранному языку

1.1 Цели и задачи обучения английскому языку

1.2 Различные виды упражнений, как ведущие средства обучения

2. Место игровой деятельности в педагогическом процессе. История развития игровой деятельности

2.1 Метод игры на уроках английского языка в младших классах

3. Использование компьютерных технологий в обучении учащихся

3.1 Метод и прием компьютерных программ, предполагающих обучение лексики на уроках английского языка

4. Глобальная сеть Интернет - одно из новых направлений методики обучения иностранным языкам

4.1 Урок английского языка с использованием технологии "Интернет"

5. Роль стихотворений для усвоения языкового материала

5.1 Методика использования стихотворений и рифм

6. Песенный материал для расширения лексического запаса учащихся

6.1 Разучивание песен - метод развития устной речи школьников

Приложения

Заключение

Список используемой литературы

Введение

На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания английского языка при малом количестве часов учебной нагрузки, отведенной на изучение данного предмета школьной программой. Успешное овладение иностранным языком сегодня - это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепления дружбы с представителями различных стран, для продолжения обучения в международных высших учебных заведениях и профессионального роста в избранной области специализации.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Для выбора эффективных методов и приёмов обучения английскому языку необходимо определить главные цели и задачи. Основной целью обучения ИЯ является формирование коммуникативной компетенции. Основные задачи , которые стоят перед учителем на уроке

    воспитательная;

    образовательная;

    развивающая;

    учебно- практическая

Для достижения целей и задач обучения английскому языку, можно применять следующие четыре группы методов :

1. Игровой.

2. Словесный.

3. Наглядный.

4. Практический.

    Игровой метод.

Жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Поэтому важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы как:

Загадывание и отгадывание загадок;

Введение элементов соревнования;

Внезапное появление каких-то объектов;

Выполнение различных игровых действий.

Например, элементы соревнований можно вводить при выполнении практических заданий типа gaps filling (заполни пропуски), chainword (найти в цепочке слова, выпиши, переведи), match the pair (подобрать пару), scrambled sentences (составить предложение из слов) Целесообразно использование на уроке magic box. Использование passphrase/ password (пароля) – ключевая фраза или слово урока. Tic-tac word, Code words (записывание слова по буквам, которые пронумерованы), Snowball – для развития памяти, Perform a command (Ореn thе dооr, shut thе window, tаkе thе bооk и т. д), Numbers (colours) and prepositions – развитие навыков аудирования.

2. Словесный метод.

Самый простой словесный метод используется на всех этапах урока и позволяет в кратчайший срок передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути ее решения. Словесный­ метод сочетается с наглядными и игровыми методами, делая последние более результа­тивными. К словесным приёмам относятся рассказ педагога; беседа.

Наиболее уместными считаю использование его при объяснении грамматики. Этот приём сочетается с наглядным. Так, например, в теме «Типы вопросов» использую словесный, наглядный и игровой приём.

3.Наглядный метод.

1.Просмотр видеофильмов

2.Демонстрация иллюстраций

3.Представление презентаций

4. Изготовление презентаций и проектов, подбор видеофильмов

Наглядность может быть языковая и зрительная. Поговорим о последней, т.к. 80% информации усваивается через орган зрения. Наглядность можно использовать на любом этапе урока. Иллюстрации, игрушки или видеофильмы можно подобрать к любой теме. На своих уроках стараюсь использовать наглядности, которые вызывают положительные эмоции, удивление.

Приемы, используемые на разных этапах урока

1.Fill in the gaps. (нужная форма глагола; слова, подходящие по смыслу, реплики в диалоге…)

2. Сhain word. (найти слова в цепочке, выписать с переводом; записать цепочку из слов по теме так, что бы последняя буква слова была бы одновременно первой буквой следующего слова)

3. Мach the pair (подобрать слово, связанное по смыслу, грамматически, слова противоположные посмыслу…)

4. Scrambled letters/ words/ sentences

5. Использование passphrase / password (ключевая фраза или слово урока; труднопроизносимое слово; 3 формы глагола)

6.Tic-tac word (ученики объединяются в 2 группы “X” & “0” и заполняют по очереди клетки, выполняя перевод слов или составляя предложения по образцу с данными в клетках словами)

7. Code words (записывание слова по буквам, которые пронумерованы)

8.Perform a command (для выполнения двигательной активности)

Все эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают у учащихся чувство удивления, радости, которое является толчком для всякого познания и развития. А так же позволяют решить главные задачи и достичь основной целив изучении английского языка, сделать процесс обучения более эффективным.

Новые ФГОС и национальный проект образования указывают на то, что для достижения поставленных целей необходимо усовершенствовать формы организации образовательного процесса, внедрить новые технологии и методы и приемы обучения, повысить мотивацию школьников к обучению. Формирование универсальных учебных действий является основной задачей образования. Учащийся должен быть мотивирован на постоянное продолжение обучения на протяжении всей жизни. И, педагогам необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было желания отвлекаться. В этом учителю могут помочь активные приемы обучения.

Активные приемы обучения не только помогают побудить учащихся к активной мыслительной и практической деятельности во время учебного процесса, но и способствуют формированию положительной учебной мотивации, раскрывают и развивают творческие способности, с большей эффективностью помогают усваивать учебный материал.

Для каждого этапа урока мной используются активные приемы, которые имеют эффективную помощь не только для учителя, но и для учащихся.

Предлагаю ознакомиться с некоторыми из них, хочется отметить, что практически все приемы мобильны и могут использоваться не только на уроках иностранного языка, но и на других учебных предметах.

1.Организационный этап.

«Карусель» (“Merry Go Round”) Данный прием позволяет задействовать образное мышление, память. Первый учащийся получает карточку от учителя и называет ассоциации, которые у него возникают с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется к учителю. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли.

Взаимоопрос (“Question Time”) Используется на разных фазах занятия. Учащемуся легче отвечать своему однокласснику, чем учителю, снимается зажатость и страх перед ошибкой. Прием эффективен при работе со «слабыми» учащимися, он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика.

«Удивляй» Прием, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует умение анализировать, выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Пазлы «Puzzle Time» В данном приеме есть много вариаций, которые можно с успехом применять на разных этапах урока. Например: НАЙДИ СЛОВА среди набора букв по определенной теме; ДОПИШИ СЛОВА даны слова, но буквы в них пропущены; РЕШИ КРОССВОРД, ответив на вопросы; УГАДАЙ СЛОВО по пазлам, собери картинку-прочти слово на обратной стороне.

Скороговорки «Tongue-twister» Данный прием используется для отработки правильного произношения. Всегда хотелось, чтобы дети учились не только правильно произносить тот или иной звук, но чтобы это было увлекательно.

Можно использовать карточки с картинкой на определенный звук и создать некую рифмовку. Сначала учитель произносит рифмовку очень медленно, чтобы ознакомить с произношением звука. Затем учащиеся повторяют за учителем по небольшим смысловым группам и хлопают в ладоши, услышав заданный звук в рифмовке. Объясняются значение слов, которые учащиеся не знают. Потом еще раз учитель громко произносит рифмовку, а дети повторяют. И так 3-4 раза.

Пример: Не laughs best who laughs last. - Смеется тот, кто смеется последний

2.Мотивация учебной деятельности.

Проблемная ситуация (вопрос) Способствует развитию мотивации, интереса к предмету, коммуникативных, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок становится в позицию своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Музыкальный фрагмент / Видеосюжет Учитель заранее готовит музыкальный фрагмент, аудиозапись или видеосюжет. После прослушивания фрагмента записи или просмотра фильма учитель с помощью обсуждения подводит учащихся к формулировке конкретных целей, задач или темы урока.

Диалог Своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи. Происходит информационный обмен между партнерами и регулируются отношения между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия.

Любой такой диалог легко можно направить на основную тему урока. Например, введение темы «Твой день» может начаться с вопросов учителя еще у двери в класс: Good morning! How do you feel today? When did you get up this morning? Have you had breakfast this morning? Have you done your homework for today? What are you planning to do after classes?

«Угадай тему» Учащимся предлагаются фрагменты нескольких паззлов. Необходимо найти недостающие фрагменты у одноклассников, сформировать группы и собрать паззлы. Затем учащимся предлагается угадать тему урока на основании картинки, которая у них получилась.

3.Актуализация знаний.

«Интеллектуальная разминка» (“A Magic Ball” or “A snowball”) На данном этапе учащиеся «вспоминают», пройденный материал. Принцип «Интеллектуальной разминки» можно использовать и по ходу урока для формирования навыков устной речи. Как правило, лексические опоры для таких упражнений располагаются на доске, особенно на начальном этапе. Нарастание «Снежного кома» может идти по двум линиям: с наращиванием лексики и/или с усложнением грамматики. (ПРИМЕР: I love reading books > I love reading electronic books. > I love reading e-books because they are easy to use.)

Работа с сигнальными карточками Это представление пройденного материала в виде карточек. Данный прием способствует структурированию материала, оживлению внимания обучающихся.

Ассоциативный ряд К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд.

Графический диктант Отличный прием для активизации лексики и творческого мышления. Дети рисуют предметы под диктовку учителя, а потом подписывают слова к нарисованным вещам.

4.Открытие новых знаний.

Лови ошибку Универсальный прием, активизирующий внимание учащихся. Формирует умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Чтобы обсуждение не затянулось, учащихся ставят во временные рамки.

«Инфо-Карусель» Универсальный прием, направленный на привлечение интереса к теме урока. На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения.

Реставратор Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстаивают причинно - следственные связи. Учащиеся должны восстановить текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем.

«Веселая цепочка» «A Funny Chain» Универсальный приём, направленный на актуализацию знаний учащихся лексических единиц, которые включаются в работу. Данный прием формирует память и накопление лексики по различным темам. ПРИМЕР: 1-й ученик называет слово по заданной теме (тема: «прилагательные», слово- “kind”); 2-й ученик повторяет первого и добавляет свое слово (“kind”—“nice”) 3-й называет слово первого ученика, затем второго и добавляет свое (“kind”—“nice”—“clever”…) и т. п., до тех пор, пока учащиеся способный продолжать цепочку.

«Согласен-Не согласен» (“Agree or Disagree”) Этот прием, способствует актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Формирует умение оценивать ситуацию или факты; анализировать информацию; отражать свое мнение. Учитель говорит ряд высказываний по заданной теме. Детям предлагается во время высказываний выражать свое отношение: согласен - повтори«+», не согласен - исправь«-». Пример: тема- Великобритания. Учитель: 1.London is the capital of The USA. Ученик: No, I disagree. London is the capital of GB. Учитель: 2.The national language of GB is English. Ученик: Yes, I agree. The national language of GB is English. …и т.д.

5.Включение в систему знаний

Найди ошибку Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует умение анализировать информацию; применять знания в нестандартной ситуации; критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Работа с компьютером Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Учащимся предлагается тестовое задание (работа с текстом или аудиозаписью). Выполняя задания, ученики могут проверить свои ошибки (перейти по ссылке на повторение необходимого правила).

Прием «Кластер»

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Синквейн

Помогает сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Синквейн может быть (1строка- ТЕМА, 2строка- 2 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, 3строка- 3 ГЛАГОЛА, 4строка- УМНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, 5строка- ЭМОЦИЯ, выражающая личное отношение) ПРИМЕР: Метод «Синквейн» Метод Активный Деятельностный Развивает Активизирует Учит Применяют на различных этапах урока. Успех

Работа по инструкции Данный прием помогает детям организовать свою деятельность на уроке. Учащимся предлагается инструкция по выполнению определенного задания. Плюс данного приема в том, что пошаговая инструкция выполнения задания, помогает избежать некоторое количество ошибок. ПРИМЕР: задание- поставь глагол соблюдая его грамматическую форму. Инструкция. 1. Найди в предложении словопоказатель и определи грам. время. 2.Если словопоказателя нет, прочти предложение, переведи его и определи время. 3.Определи тип предложения.(+/-/?) 4.Воспользуйся таблицей времен и измени глагол.

6.Рефлексия

Лесенка успеха Учитель, подводя итоги урока, просит учащихся оценить и поставить себя на одну из четырех ступеней (все понятно / есть небольшие вопросы / есть затруднения / ничего не понятно)

Скажи друг другу доброе слово Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока помогает признать личностную значимость каждого.

Закончи предложение Данный прием помогает учащимся подвести итоги урока, сконцентрировать свое внимание на главных вопросах дня. Учитель заранее заготавливает начало предложений, например: Сегодня я узнал… Я понял, что… У меня получилось… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Дерево творчества Результаты данного приема позволят лучше понять и оценить класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся. ПРИМЕР: Правила работы таковы: ствол дерева - тема, вид деятельности, ветви - утверждения, которые ведутся по направлениям - "да" и "нет" (количество "ветвей" не ограничено), и "листья" - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)

Три уровня домашнего задания​ Данный прием способствует прогрессивному выполнению домашнего задания. Учащимся предлагается три уровня домашнего задания. 1 уровень - включает в себя обязательный минимум (данное задание по силам всем учащимся) 2 уровень - тренировочный (включены задания для желающих хорошо знать предмет, освоить программу.) 3 уровень - творческое задание (используется в зависимости от темы урока и подготовленности класса, выполняется добровольно и стимулируется хорошей отметкой и похвалой)

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Нестеренко Алла Дмитриевна,

учитель английского языка

МБОУ «Октябрьской основной школы»

Советского района Республики Крым

Данная статья посвящена проблеме использования методов, приёмов, технологий, которые применяет современный учитель на своих уроках. Автором представлены формы работы и виды уроков иностранного языка. Также в статье описываются четыре группы универсальных учебных действий.

Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи (американский философ и педагог)

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И это понятно... С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

    анализировать свои действия;

    самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

    отличаться мобильностью;

    быть способными к сотрудничеству;

    обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Итак, новый образовательный стандарт предполагает, что главным содержанием образования становится развитие личности. Развитие личности в системе общего образования обеспечивает прежде всего формирование универсальных учебных действий.

Концепция УУД учитывает опыт компетентностного подхода, который нацелен на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.

Педагогические техники развития УУД

Проектная деятельность в сочетании с работой на компьютере делает уроки интересными и современными. Учитель не только учит детей, но и многому учится у них.

Перемены, происходящие в современном обществе нашли свое отражение в современном стандарте образования, который большое внимание уделяет результатам обучения учащихся. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. А это значит, что важной задачей учителя становится формирование системы универсальных учебных действий учащихся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

Ученые выделяют 4 группы универсальных учебных действий:

    личностные (умение самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор)

    регулятивные (умение ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность)

    познавательные (умение результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире)

    коммуникативные (умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми)

Формирование УУД средствами информационных технологий является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода. Целью является формирование и последующее развитие универсальных учебных действий обучающихся. Учитель может использовать цифровые образовательные ресурсы при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний. Для ученика являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять роль тренажеров.

Аудирование, говорение, чтение и письмо

на уроках иностранного языка

    В реальном общении мы часто сталкиваемся с аудированием, но на уроке невозможно формировать только один речевой навык и поэтому обучение аудированию является одной из практических задач обучения иностранному языку.

    При обучении чтению следует учить различным технологиям извлечения информации из текста (изучающему, просмотровому, поисковому, ознакомительному чтению). В зарубежной методике существуют похожие виды или умения чтения (Skimming, scanning, readingindetail).

    В обучении иноязычному устно-речевому общению, говорение играет первостепенную роль. Навыки говорения не формируются сами собой, т.к. для их становления необходимы специальные упражнения и задания.

    Учась всю жизнь, каждый человек начинает свой собственный поиск информации. Письмо помогает индивидууму анализировать и синтезировать информацию. В данный момент умение письменной речи широко востребовано, потому что формирование речевых навыков невозможно без использования навыков письма.

Итак, рассмотрим какие же методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков учитель может применять на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.

Методы обучения иностранному языку

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы :

- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала).

2 . Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные , письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.

    Пассивный метод

    Пассивный метод обучения

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.