Основные принципы логопедической работы по устранению нарушений письменной речи. Программно-методические основы логопедической работы в доу Принципы и методы логопедической работы

Основные принципы логопедической работы

Логопедия стоит в ряду других специальных наук: сурдопедагогики, олигофренопедагогики, тифлопедагогики, воспитания и обучения детей с двигательными нарушениями; она имеет общую с ними методологическую основу и общую специальную задачу: максимальное преодоление дефектов у детей (и у взрослых), страдающих нарушением (в данном случае речи), и подготовка их к трудовой деятельности.

Сложность освещения основных принципов логопедического воздействия заключается в том, что в логопедической помощи нуждаются люди самых разных возрастов (дошкольники, школьники, взрослые); нарушения речи очень многообразны, столь же разнообразны причины их возникновения, их роль и значение для полноценности коммуникативной функции речи человека, для его общего развития и обучения, формирования характера и для его участия в трудовой и общественной жизни.

Как педагогическая дисциплина, логопедия должна руководствоваться в своей практике общепедагогическими принципами, в частности принципами дидактики.

Дидактическими принципами советской педагогики являются следующие:

воспитывающий характер обучения;

всестороннее развитие личности учащихся;

сознательность и активность учащихся;

учет возрастных особенностей и доступность материала;

индивидуальный подход на фоне коллективной работы;

прочность создаваемых навыков и знаний;

наглядность обучения;

научность и систематичность обучения;

решающая роль педагога в процессе обучения.

Указанные принципы преломляются в работе логопеда в связи с особыми задачами логопедии и специфическими особенностями того или иного состава занимающихся.

Система логопедических воздействий может быть сформулирована в виде следующих положений.

1. Логопедическая работа должна проводиться с учетом личности логопата, как ее отрицательных сторон, которые должны быть перевоспитаны, так и положительных, которые должны быть использованы в процессе компенсации; в частности, учитывая взаимообусловленность и связь деятельности всех анализаторов, используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

2. В логопедическую работу вовлекается речь человека в целом: логопед должен создавать словарь, грамматический строй и звуковую сторону речи (моторная алалия) даже при самом легком речевом нарушении, когда имеются дефекты произношения только некоторых звуковых групп и отдельных звуков, он не может ограничить свою работу только созданием правильного изолированного звука, а с точки зрения произношения этого звука переработать и словарь (не лука, а рука, не коска, а кошка) и фразу не я хотю кусять, а я хочу кушать). Логопед должен не только добиться правильного произношения мягких и твердых согласных или звонких и глухих, но и их различения, т. е. подготовить основу для правильной письменной речи.

3. В центре внимания логопедической работы все время должно оставаться наиболее пострадавшее звено данного нарушения (первично нарушенный компонент речи). Так, например, при дислалии и дизартрии это будет звукопроизношение, при алалии-словарь, при заикании-спокойное, плавное течение речи и т. д.

4. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

5. В правильно построенном логопедическом процессе должны быть учтены закономерности и последовательность нормального как речевого, так и общего психического развития.

6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником желательно быстрее включать программный материал и проводить занятия в виде школьных, а с дошкольником использовать в основном игровые формы, но все же строить свою работу в виде организованных и плановых занятий.

7. Трудности логопедической работы и сроки ее будут зависеть от характера каждого речевого нарушения и от его степени. Например, постепенность развития звукопроизношения при дизартрии связана с постепенным усложнением артикуляционных укладов звуков данного языка и с постепенным переходом от менее пораженных движений к более пораженным.

При моторной алалии постепенное развитие речи схематически может быть охарактеризовано следующими основными направлениями: а) от звукоподражания и лепетных слов ко все более сложным по своей словесной структуре словам; б) от самых конкретных по своему смысловому содержанию слов и грамматических категорий ко все более отвлеченным; в) от самых простых предложений ко все более развернутым и сложным.

8 Вся работа логопеда должна быть проникнута психотерапией, которая основана на понимании трудностей логопата, на понимании того, что большинство плохо говорящих тяжело переживает свою речевую недостаточность- насмешки окружающих, неудачи в учебе; многие из них уже сомневаются в том, что они смогут преодолеть свои трудности.

9. Воспитание и перевоспитание речи происходит под целенаправленным воздействием логопеда, в значительной степени на основе подражания логопеду, поэтому личность логопеда и, в частности, его речь приобретают очень большое значение Кропотливая, вдумчивая работа возможна только в том случае, если логопед искренне любит свою работу и детей.

Все поведение логопеда должно быть ровным, благожелательным по отношению к своему питомцу; его эмоциональный фон должен быть окрашен радостным, но спокойным и деловым оживлением Логопед должен быть требовательным, но в то же время его требовательность должна быть разумной, понимающей и учитывающей все трудности логопата истощаемость, замедленность заново формирующихся речевых навыков, их нестойкость и зависимость от самочувствия, от окружающей обстановки (заикающийся опять начинает заикаться при появлении незнакомых людей, путает уже отработанные звуки при требовании пересказать трудную для него статью и т п).

Все срывы и неудачи логопедического процесса логопед должен рассматривать прежде всего с точки зрения посильности предъявленных требований к логопату.

Очень важна авторитетность логопеда как для детей, так и для их родителей и воспитателей, так как сравнительно короткая работа логопеда должна подкрепляться дополнительной работой дома или в детском учреждении.

Авторитетность в глазах ребенка достигается общей манерой поведения, четкостью своих заданий и требований, в отношении родителей и воспитателей логопед также должен быть ровным и терпеливым, вести квалифицированно, но доступно разъяснение своих требований и своих заданий.

Логопед должен уметь тонко наблюдать для того, чтобы хорошо знать тех, с кем он работает, тем более что в процессе работы их речевой уровень все время изменяется, а в связи с этим изменением соответственно меняются и трудности и задачи логопедической работы. (Так, в работе с моторным алаликом на первом этапе наиболее трудно преодолеть его речевой негативизм, на втором и третьем этапах нарастают трудности в области словаря и грамматического строя и появляется опасность возникновения заикания.)

Логопед должен хорошо знать основные речевые нарушения и их течение, должен быть знаком с современным пониманием их механизмов, должен знать методику начального обучения грамоте и математике, так как именно ему приходится начинать обучение детей с тяжелыми речевыми нарушениями (дизартрия, алалия, ринолалия и др.).

Начальное обучение при многих речевых нарушениях имеет специфические трудности, кроме того, оно очень часто является вспомогательным средством исправления дефектной речи.

Недостаточность единых программ, пособий требует творческого отношения логопеда к своей работе и тщательной предварительной подготовки к каждому занятию.

Логопедические занятия проводятся со специально подобранными группами или индивидуально.

Организация небольших (от 3-4 до 5-6 человек) подобранных групп (по характеру и тяжести нарушения, по возрасту, по интеллекту) дает больше возможностей для проведения различных игр и упражнений, для воспитательного и психотерапевтического воздействия как на наиболее робких и застенчивых, так и на расторможенных и негативных.

Для успешного ведения работы в группе (дошкольников, школьников разных классов) должна быть дисциплина, что лучше всего обеспечивается четким продуманным планом работы всей группы и индивидуальных требований для всех, входящих в группу.

Групповая работа не исключает и необходимости индивидуальной работы, которая ведется или временно (как подготовка наиболее "тяжелых" детей к работе в группе), или параллельно (в дополнение к работе в группе отдельных детей), или целиком (если у логопеда нет соответствующей группы).

Речь логопеда должна быть образцом для подражания во всех отношениях: по своему темпу, дикции, благозвучности, правильности выражений и произношения. Таким образом, логопед не может быть ни заикающимся, ни косноязычным, он должен уметь говорить свободно и выразительно.

В логопедии разработаны специальные методы преодоления различных дефектов речи.

Работа логопеда должна быть хорошо оснащена различными пособиями. В качестве пособий в логопедической работе служат игрушки, картинки (предметные, сюжетные, серии последовательных картинок9), настольные игры (типа лото, домино "Кто быстрее"), книги (буквари, книги для чтения, художественная литература, учебники для разных классов), таблицы по русскому языку. Все указанные пособия логопед использует в зависимости от той непосредственной задачи, которую он ставит перед собой в связи с характером нарушения, этапом работы, интеллектом и общим развитием занимающегося. В связи с этим игрушки, картинки, тексты должны быть специально подобраны и сгруппированы.

Выбор пособия и способ пользования им определяются целевой установкой его применения; одно и то же пособие может быть использовано как в целях обследования, так и в целях упражнения, создания тех или иных навыков.

К специальным пособиям относится логопедическое зеркало, в котором занимающийся может видеть одновременно лицо логопеда и свое.

Более подробно применение пособий описывается в специальной части при изложении методики работы при различных речевых нарушениях.

| | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Весь предоставленный на сайте логопедический материал, Вы можете использовать в качестве логопедического пособия! В данном разделе сайта , Вы найдете занятия по развитию речи, предназначенные для занятий с детьми от 1 до 7-и лет. Онлайн упражнения по логопедии могут служить полезным пособием не только для родителей. Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Много нужного материала найдут на сайте воспитатели логопедических и массовых групп. Если ваш ре ребенок плохо говорит, то этот раздел сайта поможет ему научиться правильно говорить и читать. Логопедические дети нуждаются в целенаправленной систематической заботе. Индивидуальные занятия позволяют решить проблемы с дикцией у детей.

Принципы логопедии

Мы хотим Вам рассказать об основных принципах логопедии

Логопедия опирается на следующие основные принципы:

Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

Принцип комплексности предполагает воздействие на дефект и личность ребенка усилиями разных специалистов.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка.

Принцип деятельностного подхода – учет ведущей деятельности ребенка данного возраста в логопедической работе.

Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).

Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена. Принцип взаимосвязи речи с другими ВПФ.

Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.

Логопедические занятия на буквы (р,ш,к...)

В данной статье мы знакомим Вас с кратким содержанием книги Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия

Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь отстает от возрастной нормы. Сможет ли будущий школьник полноценно учиться? Справится ли со школьной программой? Подобные вопросы волнуют и родителей и педагогов, тем более когда дело касается такого сложного и трудноустранимого нарушения, как общее недоразвитие речи.

Тридцать лет успешной работы с детьми данной категории, большой опыт преподавания на курсах повышения квалификации, а также искреннее желание помочь всем тем, для кого проблема подготовки к школе детей с общим речевым недоразвитием сегодня актуальна (а в современной педагогической литературе она освещена явно недостаточно), подвигнули автора к написанию настоящей книги.

Для полноценной подготовки к школе детей с недоразвитием всех компонентов языковой системы нужно решить ряд задач, а именно:

выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности,

устранить фонетико-фонематическую недостаточность, сформировать навыки звукового анализа, а затем и послогового чтения,

развить связную речь,

предупредить нарушения письма и чтения, вероятность проявления которых особенно велика у детей данной категории.

Осуществить такой объем работы можно лишь при условии квалифицированного, комплексного и систематического специального обучения дошкольников.

В коррекционных группах детских образовательных учреждений (ДОУ) созданы все условия для преодоления дефектов речи у детей и подготовки их к школьному обучению, однако отсутствие систематизированного практического материала по данной проблеме существенно осложняет работу специалистов.

Данное пособие содержит описание системы коррекционно-развивающей деятельности педагогов (логопеда и воспитателя) с детьми 6-летнего возраста, имеющими общее недоразвитие речи.

Воспитатели логопедических групп найдут в книге описание всех видов учебной деятельности, сетку занятий, методические рекомендации к ним, планы и конспекты.

Логопедам предлагается:

годовой тематический план фронтальных занятий (180 тем),

подробные конспекты 41 занятия,

оригинальный наглядный материал (схемы, таблицы и пр.).

Методисты и заведующие ДОУ, познакомившись с методическими основами коррекционного обучения, смогут оказывать более квалифицированную и действенную помощь педагогам логопедических групп.

Родители детей, имеющих общее недоразвитие речи, изучив материалы этой книги, станут более грамотно, осознанно и активно участвовать в процессе комплексной коррекции дефекта.

Данное пособие продолжает серию публикаций, в которых излагается практический опыт автора: «Планы-конспекты логопедических занятий» (М., 1995), «Если дошкольник плохо говорит» (СПб.: Акцидент, 1997), «Логопедические тетради» (СПб.: Детство-Пресс, 1998) (СНОСКА: В книге «Если дошкольник плохо говорит» и «Логопедических тетрадях» - приложениях к ней - подробно описана система логопедических занятий с пятилетними детьми.). По сравнению с перечисленными пособиями в данном издании существенно расширены методическая и практическая части.

Логопедов, как правило, интересуют клинические проявления различных дефектов, объединенных термином общее недоразвитие речи, а также методы дифференциальной диагностики. На курсах повышения квалификации часто поднимается вопрос о согласованности в работе логопеда и воспитателя коррекционной группы, обсуждаются проблемы, возникающие при общении педагогов с родителями. Начинающим логопедам необходимы не просто конспекты, а подробное объяснение каждого приема работы. У опытных практиков затруднения вызывают планирование и проведение лексико-грамматических занятий, особенности обучения грамоте. Все эти и многие другие вопросы, важные для работы педагогов, мы постарались учесть и осветить в данном издании. По каждому из направлений коррекционной деятельности мы составили подробные методические и организационные рекомендации, которые, надеемся, помогут логопедам, работающим не только в специализированных логопедических группах, но и в различных дошкольных учреждениях (поликлиниках, детских домах, санаториях, массовых ДОУ и пр.).

Несомненно, что в одной книге невозможно охватить весь спектр проблем, касающихся подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи. Поэтому в ближайшее время мы планируем выпуск очередной серии «Логопедических тетрадей» для коррекционной работы в подготовительной группе.

Предлагая коллегам выверенную и отточенную многолетней практикой систему, автор прекрасно понимает, что множество талантливых и творческих работников внесут в нее свои коррективы. Иначе и невозможно! Педагогика (а коррекционная в особенности) становится мертвой наукой, если хоть ненадолго останавливается в постоянном движении вперед - за временем, за прогрессом, за новыми достижениями!

Инновационные технологии в логопедии

Прогресс не стоит на месте, также и логопедия постоянно развивается.

Инновационные логопедические технологии

Нет смысла говорить о важности логопедической работы в детском саду. Чистая по звукопроизношению, грамотная, правильная речь дошкольника – это залог успешного обучения его в школе.

В течении последних 5-ти лет мы отметили, что у наших воспитанников:

повышается процент «плохоговорящих» детей;

углубляется степень тяжести речевого нарушения;

В ходе модернизации системы дошкольного образования сложились принципиально новые условия для развития обучения детей с нарушениями речи. Это и логопункты в массовых дошкольных учреждениях, диагностические группы для ребят преддошкольного возраста, группы раннего развития для детей с ЗПР при ЦРР. В некоторых дошкольных учреждениях открываются адаптационные группы для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень формирования личности. Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

Учителя-логопеды в детских садах не остаются в стороне от процесса творческой разработки современного содержания дошкольной логопедии, они активно используют инновационный подход к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями, внимательно следят за методическими новинками в области коррекционных технологий.

Формулировка « Инновационные технологии» может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения, устной или письменной речи, помогающие логопеду в работе.

Большинство дошкольников, поступающих на логопедические пункты, имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций,

пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера. Это способствует формированию негативного отношения к занятиям. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный, чем на занятии в группе. Предстояло искать и новые формы занятий, и новый материал к ним.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.Большое значение в коррекции речи детей имеет организация предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда. Логопедическое воздействие при устранении недоразвития речи преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Логопедия М. Е. Хватцев

М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчёркивая их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины.

К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга, во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. М. Е. Хватцевым были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органов слуха, расщепления нёба и другие морфологические изменения речевого аппарата). Функциональные причины М. Е. Хватцев объяснил учением И.П.Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Он подчёркивал взаимодействие органических и функциональных, центральных и периферических причин. К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.

Важную роль М. Е. Хватцев отводил социально-психологическим причинам, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды. М. Е. Хватцевым впервые было обосновано понимание причин возникновения речевых нарушений на основе диалектического подхода к оценке причинно-следственных связей в патологии речи. М. Е. Хватцев разрабатывал классификацию речевых нарушений. Много сделал для создания системы коррекции нарушений звукопроизношения. Создал целый ряд фундаментальных работ в области логопедии. Автор более 70-ти работ по логопедии и сурдопедагогике.

Создатель фильма «Артикуляции звуков русского языка» предназначенного для обучения глухих детей произношению. На основе своих исследований обобщения трудов отечественных и зарубежных исследователей пишет учебник «Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ». Эта книга стала первым в России научно обоснованным учебником по логопедии и классической работой в области отечественной логопедии. Названный учебник выдержал много изданий и до сих пор популярен среди логопедов России.

Делая выводы о деятельности М. Е. Хватцева можно отметить, что он был одним из первых разработчиков теоретических основ логопедии, создателем системы преодоления нарушений звукопроизношения, автором первого учебника по логопедии, организатором обучения логопедов в СССР. Перечисленное позволяет назвать его основоположником отечественной логопедии.

Считается общепринятым, что устранение заикания у детей проводиться только комплексно. Это комплексное воздействие проводится в следующих направлениях:

1. Лечебное укрепление нервной системы.

2. Логопедические занятия по развитию самостоятельной, свободной от заикания речи.

3. Работа воспитателя (по указаниям логопеда).

4 Работа с родителями.

5. Логопедическая ритмика.

Обсудим более подробно каждое из них.

Лечебное укрепление нервной системы. Вся работа по устранению заикания у детей должна начинаться с осмотра ребенка психоневрологом или невропатологом. Врач определяет природу заикания органическое оно или функциональное.

Все назначения врача (медикаментозное укрепление нервной системы, физиотерапевтические процедуры и т. д.) должны неукоснительно выполняться. Ответственность за это несут медсестра и воспитатели, но контролирует своевременный и систематический прием лекарства логопед данной группы. Логопед также следит за действием на ребенка лекарственных средств. И в случаях его излишнего перевозбуждения (или, наоборот, торможения, наступления вялости, постоянной сонливости) немедленно обращается к врачу для изменения назначения.

Логопедические занятия проводятся в течение 9-10 месяцев. На систематически построенных речевых занятиях осуществля­ется.

1) развитие у детей свободной, самостоятельной, лишенной признаков заикания речи;

2) устранение недостатков звукопроизношения;

3) устранение общего недоразвития речи (если заикание осложнено такой речевой аномалией);

4) коррекция отклонений во внеречевых процессах, так или иначе связанных с речевым актом (развитие внимания, памяти).

Процесс формирования нормальной речи не следует сводить к механической тренировке в сопряженном или отраженном произнесении слов и фраз, в автоматическом проговаривании заученных стихотворений и текстов. Необходимо сначала научить Детей пользоваться свободно, без заикания ситуационной речью (когда предмет разговора представлен в наглядной форме), а затем и контекстной (в отсутствие объекта, о котором ведется Разговор). При этом следует учитывать, что заикающиеся дети, как правило, часто затрудняются в словесном оформлении своей мысли, в подыскании нужного слова, нередко их речь непоследовательна, эти дети страдают многословием, склонны к пространным, иногда вовсе лишенным смысла рассуждениям.

Таким образом, ясно, что заикающихся детей прежде всего необходимо научить пользоваться своим словарным запасом,


точно формулировать свои мысли, быстро находить нужное слово. Заикающиеся дети должны научиться свободно владеть речью в любых ситуациях, уметь отвечать на самые разные вопросы и задавать их, рассказывая о происходящем в данный момент, о прошедших или будущих событиях, о своих намерениях, планах, выражать свою мысль четко и последовательно

Итак, основной смысл занятий по устранению заикания состоит в строго систематическом развитии связной, самостоятельной речи. Для этого детей прежде всего надо научить отвечать лишь на вопросы логопеда, а самим спрашивать и высказываться тогда, когда об этом попросит взрослый. Разумеется, чтобы дети могли почувствовать, что такое четкая, лаконичная, вырази­тельная, эмоционально окрашенная речь, каков ее нормальный темп, все произносимое на занятиях логопедом должно служить ребенку образцом.

Помимо специальных занятий по устранению заикания, логопед может и должен использовать для исправления дефекта такие моменты распорядка дня, как подготовка к занятиям, сборы на прогулку и т. п. В этих ситуациях логопед специальными вопросами провоцирует детей на произнесение доступных им фраз с опорой на конкретные объекты или действия (одежда, раздаваемые для занятий предметы, пособия, посуда, игрушки и т. д.).

Во время занятий необходимо следить за соблюдением одного важного требования: ответы детей не должны повторять ответы их товарищей. Логопед должен постоянно напоминать детям об этом условии. Выполнение его дает большой эффект не только в развитии связной речи детей, но также и в развитии вни­мания и памяти. В самом деле, если каждый из детей, внимательно следя за ответами товарищей, будет вынужден перестраивать свой подготовленный ответ, поскольку этот ответ уже прозвучал, то это естественным образом разовьет у детей умение с ходу подбирать необходимые для ответа слова, составлять из них фразы. Одновременно будут развиваться внимание и память ребенка, без чего невозможно полноценное речевое развитие.



В логопедические занятия второй половины года необходимо вносить элементы соревнования, игры, азарта, с тем, чтобы вызывать у детей в момент речи эмоциональное напряжение, тре­нируя их к произнесению фраз в различных ситуациях, а также обогащая выразительные возможности их речи. Логопед должен стремиться к тому, чтобы на каждом занятии речевая практика детей была максимальной, а его речь по возможности минимальной.

Правда, не следует забывать о том, что заикающиеся дети быстро утомляются. Поэтому, заметив усталость детей, необхо-

димо чтобы предупредить появление запинок в речи, обусловленных переутомлением, переключить детей с одного вида работы на другой или дать им возможность подвигаться, размяться, переменить место и т. д.

Не следует заставлять детей повторять слово или фразу, произнесенные с заиканием, так как в этом случае их внимание Фиксируется на произносительной стороне речи, а от них требуется следить лишь за смыслом своих ответов. Если же кто-нибудь из детей и произнесет слово с запинкой, логопед как бы не замечает этого, но для себя он должен решить, чем вызвано данное заикание, и либо заменить вопрос, либо изменить ситуацию ответа. Из сказанного следует, что во время занятий дети должны говорить совершенно свободно, не заикаясь, а свободная от заикания, плавная речь детей является показателем правильной организации занятий.

Еще одним важным требованием, предъявляемым к речи детей, является ее нормальный темп. Именно нормальный, а не растянутый или монотонный. Известно, что у большинства заикающихся речь бывает торопливой, скачкообразной. Логопеды же иногда прибегают к искусственному замедлению темпа речи, заставляя детей говорить нараспев, растягивая гласные, про­износя фразы слитно. Как показывает опыт, подобный прием не дает положительного эффекта. Обычно после занятий дети не придерживаются заданного логопедом темпа речи, стесняются говорить нараспев, растянуто. Кроме того, задача устранения заикания - это не воспитание внешней стороны звучащей речи, а внутренняя перестройка всего процесса речевой коммуникации.

При работе с заикающимися детьми следует учитывать, что многие из них легко ранимы, впечатлительны, излишне обидчивы и занятия с ними нужно проводить, все время поощряя, подбадривая детей, создавая при этом атмосферу доброжелатель­ности

При проведении занятий необходимо также учитывать индивидуальные особенности детей. Скажем, если ребенок застенчив, то не следует его спрашивать первым, предоставив возможность послушать ответы товарищей, адаптироваться и подождав, когда у него возникнет желание самому говорить и отвечать. Слишком подвижных, шумных детей лучше спрашивать после того, как их возбуждение спадет. Работа по устранению заикания Принесет большую пользу, если занятия будут доставлять детям Радость, а не будут похожи на муштру или на скучную необходимость.

У многих заикающихся детей наблюдаются недостатки звукопроизношения. Работа в этом направлении должна проводиться с первых же дней. Постановку звуков, их автоматизацию и введение в речь следует проводить на специальных подгрупповых занятиях. Большую помощь при этом оказывает воспитатель, занимающийся с детьми по заданию логопеда. Например, ему можно поручить проводить отдельные артикуляционные уп-


Ражнения или поработать с ребенком над закреплением поставленного звука. Важно, однако, помнить, что на занятиях по устранению заикания нельзя требовать от детей правильного произношения еще не отработанных звуков. В противном случае дети начнут запинаться. Логопеду необходимо терпеливо ждать, когда произносительные навыки станут настолько стойкими, что ребенок сам начнет произносить правильно все звуки в любых ситуациях.

В течение первого месяца работу по устранению заикания необходимо сочетать с режимом молчания. Это общепринятое название, разумеется, условно, поскольку полного молчания от эмоциональных, подвижных, легко возбудимых детей, какими в большинстве случаев являются заикающиеся дети, добиться не­возможно. Но стремиться к этому необходимо. В самых крайних случаях допускается шепотная речь.

Проведение такого ограничения необходимо с тем, чтобы во-первых, угас патологический рефлекс на заикание. Во-вторых, молчание детей (вне занятий) в течение месяца успокаивает их нервную систему, дает возможность отдохнуть от насыщенных речью занятий. В-третьих, разговаривая только на занятиях под руководством логопеда и поэтому всегда без запинок, дети постепенно утверждаются в мысли, что они могут не заикаться„ что служит своего рода психотерапией.

Занятия воспитателя. За организацию режима молчания и общий контроль за его осуществлением ответствен логопед. Однако непосредственный контроль за ограничением речи детей ложится в основном на воспитателей, в меньшей степени на ро­дителей в те дни, когда ребенка забирают в семью.

Прежде всего необходимо соблюдать одно важное требование: молчания детей ни в коем случае нельзя добиваться запретом. Здесь необходимо проявить педагогическую изобретательность, поскольку запрет говорить угнетает детей, создает у них отрицательные эмоции. Если воспитатель почувствовал, что дети не могут больше молчать, он может начать разучивать с ними хором стихотворение, поиграть в какую-нибудь игру, в которой дети будут говорить уже заученными фразами или произносить хором вслед за воспитателем определенные слова.

Работа с родителями. Большое значение в общем успехе коррекционного воздействия имеет работа логопеда и воспитателей с родителями заикающихся детей. Логопед должен консультировать родителей по вопросам общего и речевого режима ребен­ка, знакомить с требованиями к речи детей, приглашать их на открытые занятия.

Дома у ребенка должна быть создана спокойная, доброжелательная атмосфера, излишние волнения вредны для его нервной системы. Необходимо категорически исключить наказания, запугивания, упреки, долгие резкие нравоучения. Не рекомендуется таким детям посещать кино, театры, цирк и другие эмоционально-зрелищные мероприятия. В течение всего времени


обучения не следует водить ребенка в гости и родителям принимать гостей у себя дома.

Логопедическая ритмика. Большое значение для устранения заикания имеют занятия логопедической ритмикой, если они правильно проводятся. Обычно на таких занятиях принято ис­пользовать различные упражнения для развития моторики, координации движений, чувства музыкального ритма. В работе с заикающимися детьми необходимо, кроме всего перечисленного, заниматься коррекцией специфических отклонений во внеречевых процессах (нарушение внимания, двигательное беспокойство, отсутствие собранности, неумение управлять собой, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой). Обяза­тельным условием для таких занятий является замедление тем­па в конце, успокоение детей, замедление темпа речи и движений, мышечная расслабленность, снятие эмоционального возбуждения.

Итак, мы обсудили все аспекты комплексного воспитательного воздействия и еще раз подчеркиваем, что только оно может способствовать полному устранению заикания.

УСТРАНЕНИЕ ЗАИКАНИЯ

Заикание обычно возникает в раннем детстве (от 2 до 5 лет). Устранять этот дефект речи необходимо сразу же, как только он проявится. Иначе заикание закрепится и станет стойким, а в школьном возрасте начнет прогрессировать. Кроме того, у до­школьников заикание устраняется легче и быстрее, чем у детей более старшего возраста.

В настоящее время нет единых методов устранения этого дефекта. А главное - часто логопедическое воздействие направляется лишь на механическую тренировку детей в плавном, замедленном проговаривании и вовсе не учитываются специфические особенности их речевого развития, своеобразие протекания У них внеречевых процессов, имеющих непосредственное отно­шение к коммуникативной функции языка.

Проведенное нами психолого-педагогическое изучение заикающихся дошкольников 4-7 лет позволило установить, что, как правило, эти дети обладают достаточным словарным запасом, иногда превосходящим возрастную норму. Речь их часто изоби­лует выражениями взрослых: «тем не менее», «короче говоря», «по-видимому, это так», «безусловно, я это знаю», «по всей вероятности, я завтра не приду», «кстати сказать» и т. д. Многие Рассказывают о космосе, о космонавтах, о трехступенчатых ракетах. Однако на фоне такого кажущегося благополучия эти Дети часто не могут в нужный момент вспомнить самые элементарные предметы действия, качества или назвать их (хотя, как Показало обследование, эти знания имеются у них в словарном запасе). Следует отметить, что указанные затруднения в подыс­кании нужного слова, в речевом оформлении мысли вызывают


Усиление заикания, продолжительные паузы, часто употребление эмбол («ну», «э», «вот», «и», «там», «это», «еще», «а»).

Нередко в речи заикающихся детей отсутствует нужная последовательность, они склонны к многословию, пространным иногда вовсе лишенным смысла рассуждениям.

Очевидно, что таких детей необходимо научить пользоваться имеющимся у них словарным запасом, придавая своим мыслям точную словесную форму. Для этого дети должны уметь быстро находить нужное слово, быть в своих рассказах последовательными. Заикающихся детей необходимо также научить свободному владению речью независимо от ситуации, отвечать на всевозможные вопросы, спрашивать самим, рассказывать о происходящем в данный момент, о прошедших или будущих событиях, о своих намерениях, планах. Само собой разумеется, что логопедического воздействия, направленного на механическую тренировку детей в плавном проговаривании, оказывается в этом случае недостаточно.

Для полноценного протекания речевого акта большое значение имеет достаточная сформированность таких различных внеречевых процессов, как устойчивость внимания и памяти, наблюдательность, гибкость переключения с одного вида деятельности на другой, умение управлять собой и своим мышлением. А проведенное нами изучение заикающихся детей позволило также выявить, что, как правило, их внимание неустойчиво, они не умеют быть собранными, вовремя переключать мысль с одного объекта на другой, им трудно удержать в памяти все необходимое для осуществления высказывания, их точность восприятия речи собеседника, ее содержания оставляет желать лучшего, а потому их словесная реакция на нее не всегда верна, у них слабо развита воля, они плохо владеют собой и направленным мышлением.

Все сказанное позволяет утверждать, что работа по преодолению заикания будет полной и эффективной, если непосредственное исправление речи детей будет сочетаться с корригированием указанных особенностей. С этой целью можно использовать программный материал массового детского сада. Представляется вполне возможным соединить обучение и воспитание детей (по программе детского сада) с процессом развития их связной речи и работой по перевоспитанию имеющихся психических особенностей.

Развивать связную речь детей нужно в той последовательности, в какой происходит обычное развитие речи дошкольника, т. е. на основе психологических закономерностей протекания этого процесса. В психологических исследованиях отмечается, что наиболее ранней формой речи детей является речь, непосред­ственно соотносимая с практическим действием или с ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение.

Конкретная ситуация или ситуация непосредственной деятельности значительно облегчает ребенку формулирование мыс-


ли название предметов или обозначение производимых действий. В случае же затруднений в подыскании нужного слова конкретная ситуация позволяет ребенку воспользоваться местоимением типа эта, этот, такое или просто жестом, указывающим на тот или иной предмет. Например, если ребенку во время ответа трудно припомнить или подобрать необходимое слово, он может ответить: «Я взял вот это», или «Я положил сюда», или «Вот здесь». Такую форму речи принято называть ситуационной.

В отличие от нее речь контекстная, т. е. связанная с предметами, которые ребенок не может наблюдать в момент речи, с прошедшими событиями, иногда очень давними, или с будущими его действиями, намерениями, планами, является для заикающихся детей наиболее трудной. Сложность такой речи связана с тем, что свою мысль ребенку приходится строить, опираясь лишь на языковые средства.

Развивать связную речь у заикающихся детей нужно, начиная с наиболее простой и доступной для них ситуационной фор­мы, постепенно подводя их к умению пользоваться контекстной формой речи. Для осуществления этого перехода методика предусматривает последовательное усложнение речи детей через постепенное уменьшение опоры на зрительное восприятие.

Итак, основная линия последовательного развития связной речи детей состоит в том, что сначала они овладевают умением пользоваться свободной от заикания речью, связанной с конкретными, наглядными предметами или действиями. Затем они начинают говорить под воздействием ярких, четких зрительных представлений, а в конце обучения овладевают обобщенными отвлеченными высказываниями без какой бы то ни было зрительной опоры. Таков постепенный путь овладения детьми раз­личными формами речи.

Из сказанного ясно, что основной смысл логопедических занятий не в тренировке навыков механической речи, а в обучении детей легко и свободно выражать свои мысли, отвечать, спрашивать, пояснять, рассказывать, делать выводы, заключения, обобщения. Как показала практика, механическая тренировка речи детей, упражнения в сопряженной, отраженной речи, в воспроизведении заученного текста не приносят желаемых результатов. Наибольший эффект дает использование самостоятельной речи с самых первых занятий.

Чтобы самостоятельная речь была доступна детям, т. е. не вызывала бы у них заикания, необходимо с первых же занятий создать такую обстановку, которая облегчала бы детям быстрый и точный подбор слов для ответов. Следует иметь в виду: если дети что-то видят, осмысляют, делают, то они без труда это на­зывают, поскольку совершаемые действия как бы находятся перед глазами и сами подсказывают свои названия. Такую благоприятную, обеспечивающую максимальную наглядность обстановку можно создать при прохождении всех разделов програм­мы массового детского сада (в изобразительной деятельности,


При развитии элементарных математических представлений и речи).

На занятиях по изобразительной деятельности при конструировании предметов из бумаги, картона и других материалов составлении аппликаций из готовых и самостоятельно вырезанных геометрических фигур, лепке из глины или пластилина, рисовании карандашом и красками дети видят те предметы, о которых им приходится говорить, осмысляют свои действия и быстро их называют, а последовательность изготовления поделки легко воспроизводят в своем рассказе. Таким образом, изобразительная деятельность может использоваться с первых этапов логопедических занятий без каких-либо изменений в порядке и прохождении программы для массовых детских садов

Иное дело освоение программ по развитию элементарных ма­тематических представлений. На первых этапах логопедических занятий излагаются лишь те ее разделы, которые позволяют использовать наглядный материал (знакомство с понятием количества и счетом, с геометрическими плоскими и объемными фигурами, с делением целого на части, порядковым счетом и т. п). Другие разделы программы по развитию элементарных математических представлений проходят на более поздних этапах логопедических занятий.

При прохождении программы по развитию речи логопеду необходимо так изменить последовательность занятий, чтобы на первые этапы приходилось рассматривание предметов и объектов, сравнение предметов и объектов, рассматривание картин, прогулки и наблюдения в природе.

Предлагаемая методика заикания рассчитана на 9-10 месяцев ежедневных занятий. Необходимо помнить, что первые 2- 3 месяца логопедической работы с детьми наиболее ответственны. От правильности их проведения в большой степени зависит дальнейший успех работы. Необходимо строго соблюдать основные требования к занятиям.

Во время занятий логопед должен добиться осознания детьми важности того, что они делают, а их ответы на вопросы нужны для того, чтобы уточнить, правильно ли они поняли его объяснения. Занятия должны вызывать у детей интерес, постоянное желание отвечать на сложные и хитрые вопросы логопеда.

Развитие у заикающихся детей связной речи логопед должен осуществлять не только во время занятий, но и в таких ситуа­циях распорядка дня, как дежурство по группе, сборы на про­гулку, подготовка к занятиям, накрывание столов для приема пищи. В этом случае конкретным материалом для разговора может стать одежда ребенка, необходимые для занятий предметы, посуда, игрушки и т. п. Например, логопед может спросить детей, чья это вещь, какого она цвета, что ставит на стол ребенок, что он делает в данный момент, что он делал в группе утром, вчера вечером, что будет делать после занятий и т. п. При этом нельзя забывать о том, что на начальных этапах вопросы лого-


педа должны относиться только к конкретным предметам или действиям.

Система преодоления заикания на основе развития связной речи детей включает в себя пять периодов:

I - пропедевтический.

II - сопровождающая или констатирующая речь.

Ш - завершающая речь или речь по следам зрительных представлений.

IV - планирующая речь или речь, лишенная зрительной

V - закрепление навыков связной речи.

Первый период. Основная его цель - преодоление речевой импульсивности, неорганизованности детей. Как известно, многие заикающиеся дети возбудимы, двигательно беспокойны, они без умолку говорят, не умеют слушать объяснения старших, постоянно прерывают их своими вопросами, замечаниями, выска­зываниями. Поэтому совершенно необходимо приучить детей сдерживать свою речевую активность, не высказываться по любому поводу, а отвечать лишь тогда, когда обратится с вопроса­ми логопед, и только то, о чем он спрашивает, быть внимательными и дисциплинированными. Понятно, что без соблюдения этих условий нельзя осуществить постепенное, в строгой системе развитие речи детей.

Первый период не должен занимать более 3-4 занятий. На занятиях этого периода дети сами еще ничего не говорят, а лишь молча слушают логопеда. На первых порах для детей это весьма трудная задача. Они то и дело вставляют свои реплики. И тут от логопеда требуются находчивость, такт и выдержка. Он должен в очень мягкой форме, но вместе с тем достаточно решительно дать почувствовать детям, что от них требуется внимание и дисциплинированность.

Занятие можно проводить примерно следующим образом. Ло­гопед знакомит детей друг с другом, с правилами поведения на занятиях. Затем он проверяет знания детьми названий цветов, геометрических фигур, животных, овощей, фруктов, средств транспорта, деревьев и т. д. При объяснении логопед может обратиться к детям с такой фразой: «А теперь к моему столу подойдет тот, кто внимательнее всех слушал меня, он покажет нам картинки с овощами», или «Теперь выйдет тот, кто лучше всех сидит и не перебивает меня», или «Сейчас к картине по­дойдет тот, кто, пока я говорила, тихо-тихо сидел» и т. п.

Разумеется, на последующих занятиях логопеду придется еще обращать внимание детей на их поведение, но на самых первых они должны достаточно полно познакомиться с прави­лами общения друг с другом и со взрослыми. Только соблюдение дисциплины и правильный речевой режим помогут осуществить основной принцип предлагаемой методики - постепенное усложнение речи детей.


Второй период. В этот период используется наиболее простая, доступная заикающимся детям речь. Эта речь сопровождает их действия или действия логопеда, а также фиксирует наблюдаемые предметы, их видимые свойства и количество.

Вот пример беседы на одном из занятий этого периода. Логопед. Посмотрите, дети, у вас у всех бумажные полоски. Интересно, какого они цвета? Одинаковые или разные? Давайте посмотрим. Вова, у тебя какая полоска? Вова. Зеленая. Логопед. Ау тебя, Петя? Петя. Желтая.

Логопед. А у Маши, интересно, какая полоска? Маша. А у меня красная.

Логопед. Нина, как ты думаешь, у всех полоски одинаковые или разные? Нина. У всех полоски разные.

А вот пример беседы логопеда с детьми во время дежурства по группе.

Логопед. Миша, кого ты сейчас кормишь? Миша. Я кормлю рыбок.

Логопед. А ты, Маша, что убираешь со стола? Маша. Я убираю ложку.

Логопед. Что ты складываешь в коробку, Коля? Коля. Я складываю кубики.

Логопед. Что-то я не вижу, чем ты стол вытираешь, Вова! Вова. Губкой.

Третий период. В этот период дети овладевают умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без непосредствен­ной опоры на наблюдаемый предмет или действие, а лишь по следам зрительных представлений. Вначале можно использовать и прежние, уже усвоенные детьми формы речи (сопровождающую и констатирующую). Например, беседа с использованием прежних и новых форм речи может выглядеть так: Логопед. Вова, расскажи, что ты сейчас делал. Вова. Я сначала хорошо помял пластилин в руках, а потом скатал из него шарик. Логопед. А ты, Миша, что делаешь? Миша. А я еще только катаю пластилин ладошками. Логопед. Интересно, а что Сережа успел сделать? Сережа. А я размял пластилин, скатал шарик, а сейчас делаю в нем ямочку.

А вот фрагмент логопедического занятия.

Логопед. Какие геометрические фигуры мы прошли с вами на прошлом занятии? Скажет Коля.

Коля. Овал. И повторили треугольник, квадрат и круг. Логопед. Давайте вспомним, чем круг отличается от квадрата. Ответит Боря.

Боря. Круг можно катать, а квадрат нельзя. Логопед (подсказывает детям жестом). Скажи, Маша.


Маша. У квадрата есть острые края, а круг ровный, гладкий.

Потопе д. А какие две геометрические фигуры очень похожи друг на друга? Катя!

Катя. Круг и овал.

Логопед. Чем похожи? Давайте вспомним. Маша!

Маша. У круга нет острых углов и у овала нет.

Логопед. А еще что {делает подсказывающий жест)? Слава!

Слава. Круг можно катать и овал тоже можно катать.

Четвертый период. В этом периоде, кроме всех названных, используют наиболее сложную форму речи - планирующую, а также развернутые объяснения и рассказы детей без какой бы то ни было зрительной опоры. Обычно в этот период логопед предлагает вопросы и задания типа: «Что ты будешь делать?»; «Что ты сделаешь сначала? А потом?»; «Что ты будешь делать с этой игрушкой?»; «Кому ты готовишь подарок?»; «Расскажи, как угостить одним яблоком четырех детей?»; «Кто расскажет, как сравнивать по количеству большие и маленькие предметы?»; «Сейчас, дети, я вам расскажу начало рассказа, а вы придумаете его конец: «Однажды Петя шел берегом реки и вдруг ус­лышал громкий крик». А вот, кто кричал, почему и что сделал Петя, придумайте сами»; «Дети, скоро к нам в группу Маша принесет ежика. Давайте подумаем, как мы будем за ним ухаживать».

Отвечая на подобные вопросы, дети подробно рассказывают, рассуждают, делают выводы, обобщения. Иными словами, в этот период они пользуются уже контекстной речью.

Но если до этого периода дети только отвечали на поставленные вопросы, то теперь необходимо приступить к обучению детей самостоятельно задавать вопросы. Это может проходить примерно так. Логопед предлагает детям поиграть в учителя. За стол логопеда садится выбранный учитель. Теперь он уже не Коля, а Николай Федорович, который, подражая манере логопеда, задает всем детям вопросы, а дети по очереди весело отвечают на них. Каждому хочется быть учителем. Но на эту роль логопед назначает только того, кто лучше и больше всех от­вечал выбранному учителю. Поэтому все дети тянут руки и с увлечением рассказывают обо всем, о чем спрашивает учитель.

Пятый период. В этот период закрепляются навыки свободного пользования всеми видами связной речи. С детьми на логопедических занятиях проходится весь оставшийся программный Материал массовых детских садов. При этом логопед стремится как можно чаще провоцировать детей на произнесение фраз по самым различным поводам. Причем в отличие от массового детского сада нужно стараться, чтобы на занятиях возникали ситуации, требующие эмоциональной речи, поскольку, как известно речь в состоянии эмоционального возбуждения особенно трудно удается заикающимся детям, и такого рода упражнения им не помешают. Логопед вступает с детьми в оживленную бе-


Седу, спорит и шутит с ними, организует шумные, веселые обсуждения, диалоги детей между собой.

Особенно полезно в этот период использовать на основе программного материала различные варианты творческих рассказов детей. Например, составление рассказа по опорным словам: лето, лес, дети, грибы, гроза, шалаш; придумывание сказки на тему: «Как Гриша первый раз пришел в детский сад», «Кого испугался трусишка Сережа», «Почему Света заплакала в зоопарке» и т. п.

Как уже отмечалось, параллельно с развитием связной речи детей должна проводиться коррекционно-воспитательная работа по устранению отклонений во внеречевых процессах. Работа эта проводится систематически как в процессе обучения и воспитания детей по программе, так и вне занятий.

Уже сама установка, которая дается на всех логопедических занятиях: «Внимательно слушайте ответы товарищей, никогда их не повторяйте, а отвечайте иначе», требует от детей постоянного внимания, развивает их память, умение моментально переключаться, если подготовленный ребенком ответ уже прозвучал, поскольку приходится тут же придумывать иной вариант ответа. Кроме того, начиная с третьего периода детям приходится удерживать в памяти последовательность выполнения того или иного задания, в противном случае потом, отвечая на вопро­сы логопеда, они не смогут рассказать о своих действиях достаточно точно и подробно. Все это также развивает их память, расширяет объем внимания.

Еще одним важным условием логопедических занятий является то, что дети во время работы с логопедом должны внима­тельно следить за ответами товарищей и в случае их ошибок или неточностей тут же вносить изменения, дополнения в их ответы и рассказы. Все эти и другие разнообразные приемы организуют психическую деятельность заикающихся детей.

Сказанное является необходимым, но недостаточным условием для коррекции отклонений во внеречевых процессах. Следует также применять и специальные приемы, направленные на развитие внимания и памяти детей. Например, при обучении и воспитании детей целесообразно давать им многоступенчатые инструкции типа: «Кто может положить три круга слева, а два квадрата справа?» или «Кто сможет нарисовать красным мелом слева две палочки, а зеленым мелом справа два квадрата?» и т. п.

Полного успеха в работе с заикающимися детьми можно достичь только в том случае, если будут осуществлены все указанные мероприятия и одновременно с развитием связной речи будет производиться коррекция всех выявленных отклонений в психических процессах. Эту работу необходимо сочетать с лечебными мерами по укреплению нервной системы заикающихся детей. Большое значение имеет и то, насколько умело продолжат родители работу логопеда, насколько добросовестно и точ-



Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. -М., 1983.

Левина Р. Е. К проблеме заикания у детей. - Дефектология, 1969, №3.

Правдина О. В. Логопедия. - М., 1969.- С. 53-54, 151- 172.

Селиверстов В. И. Современный комплексный метод преодоления заикания//Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С. С. Ляпидевского. - М., 1969.- С. 243-273.

Чевелева Н. А. Заикание у детей//Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1968. - С. 229- 258.

Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся дошкольников.- М., 1965.

Чевелева Н. А. Родителям о заикании у детей. - Дефектология, 1978, № 1.

Шостак Б. И. О некоторых расстройствах моторики при заикании//Очерки по патологии речи и голоса.-М., 1967, вып. 3. - С. 148-169.

ХватцевМ. Е. Логопедия. - М., 1959.- С. 213-247.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое заикание?

2. Как подразделяется заикание по этиологическому признаку?

3. Каковы причины органического заикания центрального происхождения?

4. Какие вы знаете причины функционального заикания?

5. Как подразделяется заикание в зависимости от типа судорог?

6. Какие бывают степени заикания?

7. Какие вы знаете симптомы заикания?

8. Что такое логофобия?

9. Что такое эмболофразия?

10. Какие существуют точки зрения на эмболофразию?

11. Какие вы знаете непроизвольные сопутствующие заиканию движения?

12. Какие бывают при заикании произвольные сопутствующие движения?

13. Если у ребенка 4 лет с тонической формой заикания средней тяжести отмечается рефлекс Фрешельса, тики лица, Можно ли утверждать, что эта патология речи возникла недавно?


При посещении специального учреждения на основе знакомства с медико-педагогической документацией, собственных наблюдений и обследования детей назовите имеющиеся у них речевые нарушения. Охарактеризуйте контингент класса школы для детей с нарушениями речи (или группы специального детского сада).

Литература

1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. - М., 1981.

2. Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. - Варшава, 1965.

3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968.

4. Правдина О. В. Логопедия. - М., 1973.

5. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969.

6. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. - М., 1997.

ГЛАВА 5. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода,

Логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы: этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использования обходного пути, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА

Наверняка Вам полезно будет узнать об основных принципах работы логопеда.

1. Учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип).

Первоначально необходимо выявить причину появления логопатологии и устранить ее. Если причиной картавости является укороченная подъязычная связка(уздечка) необходимо подрезать уздечку. Нарушение речи может быть вызвано и недостаточным вниманием окружающих, в этом случае коррекционная работа направлена на нормализацию коммуникации ребенка, формирование артикуляции, фонематических процессов.

2. Комплексность

Речь – процесс сложный. При коррекции нарушений речи требуется работа не только логопеда, но и других специалистов (детского психиатра, невропатолога, психолога), ведь мозг – единое целое, и нарушение звукопроизношения может быть одним из симптомов более сложного речевого расстройства. Так, причиной алалии является избирательное поражение коры головного мозга, проявляется алалия в трудностях усвоения языка, в отклонении формирования личности, высших психических функций. Без медикаментозного воздействия и психокоррекции логопедическая работа малоэффективна. При Заикании наблюдаются и неврологические отклонения и речевой дефект и психические. Только комплексный подход, включающий медикаментозное, психологическое, логопедическое воздействие, психотерапию может избавить от этого недуга.

3. Воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода).

Часто родители акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не подозревая о том, что речь недоразвита в целом. Нельзя ограничиваться только коррекцией неправильного звукопроизношения; такие нарушения как пропуски и перестановки звуков и слогов в словах, бедность словарного запаса, неправильное согласование слов в предложение также заслуживают внимания.

4. Опора на сохранное звено .

Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно подключают нарушенное «звено» к активной деятельности.

5. Учет закономерностей нормального хода речевого развития.

В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать. Основная задача логопедической работы – максимально приблизить ход речевого развития ребенка, страдающего нарушением речи, к нормальному порядку.

6. Учет ведущей деятельности.

Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение.Для школьников ведущая деятельность учебная. На этой основе и строиться вся программа логопедической работы. Однако, игровые моменты тоже остаются. Играть любят все, даже взрослые.В работе со взрослыми тоже используем речевые игры.Ведь всем известно: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»

7.Поэтапность .
Логопедический процесс длительный и целенаправленный. Выделяются следующие этапы:
диагностика(обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции)
коррекция: мотивирование обучаемого, подготовка Органов артикуляции, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков.
оценка и контрольоцениваем динамику в обучении, проверяем отсутствие рецедивов.

8. Учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок, в особенности ребенок с каким-либо отклонением, индивидуален. Логопед должен суметь, учитывая индивидуальные особенности, найти подход к любому ребенку, установить с ним доверительные отношения, заинтересовать, внушить уверенность в обретении нормальной речи. найти индивидуальный подход к ребенку – залог успеха логопедической работы.

9. Тесное сотрудничество с родителями.

Роль родителей в устранении речевой проблемы ребенка – одна из ведущих. С логопедом ребенок проводит пару часов в неделю, тогда как становление речи процесс постоянный. Только родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность и постоянный контроль над процессом способны довести сдвинутое с места логопедом дело до конца. А совместное преодоление проблемы способно сплотить родителей и ребенка, ведь оно подразумевает обучение через игру! Особенно это важно в работе с безречевыми детьми (алаликами, детьми с задержкой речевого развития), когда именно родителям необходимо постоянно, регулярно многократно и единообразно течении дня в проговаривать одно слово. И вот чудо – ребенок заговорил!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ из опыта работ «Мои нравственные понятия и принципы работы с детьми. Деликатность, доброта, внимание к окружающим – одно из средств нравственного воспитания»

Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему – сложный педагогический процесс. В основе него лежит правильное гармоническое развитие чувств и принципов. Чувст...

"Основные принципы работы с незрячими детьми"

Одной из актуальных проблем развития и воспитания детей с тяжелой зрительной патологией(тотально слепые и слепые с остаточным зрением) и их социально-бытовой самостотель...

Основные принципы работы с родителями

Основные принципы работы воспитателя ДОУ с родителями воспитанниковВ основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат принципы, кот...