Овца лиса и волк сказка литературный анализ. Сказка Как Лиса с Овцой Волка наказали. Русская народная сказка. Постановка учебной задачи

Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)

5 Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

Отгадай сказку.

    В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

    В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)

    В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

    В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

    В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

    В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».

    В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

    Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

    Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

    Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

    Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.

    Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

    Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

    Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.

    В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

    Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

    Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

    Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

    Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

    Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

Народная сказка «Лиса и волк» рассказывает о хитрой лисе, которая сначала притворилась мертвой и съела на санях у деда всю рыбу, а затем подговорила волка опустить хвост в прорубь. Долго серый дожидался улова, пока хвост не примерз… Прочтите в сказке, какие еще проделки придумала ловкая лиса.

Сказка Лиса и волк скачать:

Сказка Лиса и волк читать

Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:

Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой.

Наловил рыбы и везет домой целый воз.

Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мертвая.

Вот будет подарок жене, - сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди.

А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбку и сама ушла.

Ну, старуха, - говорит дед, - какой воротник привез я тебе на шубу!

Там, на возу, - и рыба и воротник.

Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы - и начала ругать мужа:

Ах ты! Такой-сякой! Ты еще вздумал обманывать!

Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая. Погоревал, погоревал, да делать-то нечего.

А лисичка собрала всю разбросанную рыбу в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней серый волк:

Здравствуй, сестрица!

Здравствуй, братец!

Дай мне рыбки!

Налови сам да и кушай.

Я не умею.

Эка, ведь я же наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка, и мала и велика!» Рыбка к тебе сама на хвост нацепится. Да смотри сиди подольше, а то не наловишь.

Волк и пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и приговаривает:

Ловись, рыбка, и мала и велика!

Вслед за ним и лиса явилась: ходит около волка да причитывает:

Ясни, ясни на небе звёзды!

Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?

То я тебе помогаю.

А сама плутовка поминутно твердит:

Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

Долго-долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал было приподняться; не тут-то было!

«Эка, сколько рыбы привалило - и не вытащишь!» - думает он.

Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:

Волк, волк! Бейте его! Бейте его!

Прибежали и начали колотить волка - кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.

«Хорошо же, - думает, - уж я тебе отплачу, сестрица!»

Тем временем, пока волк отдувался своими боками, лисичка-сестричка захотела попробовать, не удастся ли ещё что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:

Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!

Эх, волчику-братику! - говорит лисичка-сестричка. - У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили: я насилу плетусь.

И то правда, - говорит волк, - где уж тебе, сестрица, идти, садись на меня, я тебя довезу.

Лисичка села ему на спину, он её и повёз.

Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

Битый небитого везёт,

Битый небитого везёт!

Что ты, сестрица, говоришь?

Я, братец, говорю: «Битый битого везёт».

Так, сестрица, так!

1-й класс

Тема. «Русские народные сказки. “Лисичка-сестричка и волк”».

Цели. Развивать у школьников умение сравнивать поступки и характеры героев сказки; умение классифицировать сказки (русские народные и авторские; о животных и волшебные), умение общаться.

Оборудование. Ефросинина Л.А. «Литературное чтение в 1 классе»; иллюстрации к сказкам; костюмы лисы и волка; схемы для изготовления обложки к сказке; цветные карандаши; выставка книг; рисунки с изображениями лисы, волка и проруби; сборник сказок о лисе; платок; карточки со словами для характеристики животных.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями. А что значит – быть внимательными читателями? Думающими? Исследователями?

II. Закрепление пройденного материала

У. Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру они относятся?

Д. Это сказки.

У. Вам нужно по иллюстрации определить название сказки, автора и разделить сказки на две группы. Посмотрите на схему. Кто догадался, какие сказки будут в первой группе? Во второй?

На доске:

Д. Под коричневым кружком помещаем иллюстрации к сказкам о животных, а под синим – к волшебным сказкам.

После разбора иллюстрации распределяются следующим образом:

    В. Сутеев – «Дядя Миша»

    В. Бианки – «Лесной Колобок – Колючий бок»

    Русская народная сказка – «Кот, петух и лиса»

    Братья Гримм – «Заяц и еж»

    Русская народная сказка – «Привередница»

    Ш. Перро – «Красная Шапочка»

    В. Сутеев – «Елка»

У. В каждой группе найдите сказку, которая отличается от всех. Обозначим ее знаками РНС (русская народная сказка), а остальные – А (авторская).
Перед вами книжная выставка. Эти сказки некоторое время будут у нас в классе. Вы можете их взять и прочитать.
Отгадайте, каких животных мы часто встречаем в сказках?

Заранее подготовленные дети читают загадки:

Рыжая хозяйка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И домой унесла. (Лиса )

По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет,
Из-под кустика хватает
В темный лес таскает. (Волк )

На доску учитель прикрепляет рисунки с изображениями лисы и волка.

– Какой основной чертой характера наделяют лису?

Д. Лиса всегда в сказках хитрая.

У. Какие вы помните сказки, в которых лиса совершает свои проделки?

Д. Сказки Сутеева «Дядя Миша», Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок», русскую народную сказку «Кот, петух и лиса».

Учитель демонстрирует сборник сказок о лисе.

У. В малых жанрах русского фольклора много песен о лисе.

Послушайте колыбельную песенку.

Накинув платок на плечи, подготовленная ученица исполняет песенку:

Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошел,
Лисий хвост нашел.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Ване ягод приносила,
Рыжий хвост отдать просила.

– В каких словах заключена хитрость лисы?

Д. «Лиса приходила, ягод приносила, хвост отдать просила».

III. Физкультминутка

IV. Сообщение темы урока

У. Сейчас вы познакомитесь еще с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк.

V. Первичное восприятие текста

У. Сейчас вы послушайте, а я вам почитаю.

Учитель читает сказку.

– В тексте встретилось слово прорубь . Что оно означает?
Описание проруби четко дано в загадке:

В новой стене, в круглом окне
Днем стекло разбито, а ночью вставлено.

Учитель показывает рисунок с изображением проруби.

– Произведение какого жанра вы прослушали?

Д. Мы прослушали сказку.

У. Как вы думаете, кто бы мог написать эту сказку?

Д. Это может быть русская народная сказка. Эту сказку мог написать Сутеев.

У. Как лисе удалось полакомиться рыбкой?

Д. Лиса обманула деда – она притворилась мертвой.

У. Для чего деду понадобилась лиса?

Д. На воротник для своей жены.

У. О чем разговаривали при встрече лиса и волк?

Д. Волк хотел полакомиться рыбкой, а лиса пожадничала.

У. Что посоветовала лиса волку?

Д. Лиса посоветовала волку опустить хвост в прорубь.

У. Что же случилось с волком?

Д. Прорубь замерзла, и волк остался без хвоста.

У. Как вы понимаете смысл выражения убежать без оглядки ?

Д. Быстро бежать, ни на что не обращать внимания.

У. Сидя, быстро потопали ножками. А теперь объясните смысл выражения насилу плетусь .

Д. Насилу плетусь – медленно-медленно иду.

У. Изображаем действие: медленно передвигаемся.
А теперь познакомьтесь с книгой, которую я вам прочитала.

Дети рассматривают художественную книгу «Лисичка-сестричка и волк».

VI. Работа над содержанием сказки

У. Прочитайте описание последней встречи лисы и волка.

Дети читают.

– Справедлив ли конец сказки?

Д. Конец сказки несправедлив: битый небитого везет.

У. Вызывают ли у вас уважение эти герои? Понравились ли они вам?

Д. Ни лиса, ни волк не понравились.

У. Оба героя в сказке отрицательные. Похожи ли они? Давайте сравним их.

Учитель прикрепляет на доску карточки со словами для характеристики лисы и волка. Дети распределяют их на группы.
После обсуждения на доске появляется схема.

На доске:

VII. Моделирование обложки книги

У каждого ребенка на столе лист бумаги.

Русская народная сказка

ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И ВОЛК

У. Какой геометрической фигурой обозначим это произведение?

Д. Нарисуем круг.

У. Каким цветом раскрасим круг?

Д. Круг раскрасим коричневым цветом.

У. А может быть, кто-нибудь захочет нарисовать иллюстрацию к сказке?

Дети самостоятельно работают на листочках.

– Как вы думаете, почему в названии сказки волк – просто «волк», а лисичка – «сестричка»?

Д. Потому что лиса хитренькая.

У. Самую аккуратную работу помещаем на доску. В какую группу мы должны поместить работу?

Д. Русская народная сказка. Сказки о животных.

VIII. Физкультминутка

IХ. Творческая работа

Дети в парах читают диалог (из рабочей тетради) по ролям, затем инсценируют его в костюмах волка и лисы:

– Здравствуй, сестрица!
– Здравствуй, братец!
– Дай мне рыбки!
– Налови сам да кушай.
– Я не умею.
– Опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика!»

У. Представьте, что перед вами настоящие герои этой сказки. Задайте им вопросы.

Д. Лиса, почему ты притворилась мертвой?
– Лиса, почему ты не угостила волка рыбой?
– Волк, почему ты опустил хвост в прорубь?

У. Что вы можете посоветовать лисе и волку?

Д. Я хочу посоветовать волку не быть таким наивным, а лисе не хитрить.

Х. Итог урока

У. Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни?

Д. Не надо быть такими наивными и глупыми, как волк. Плохо хитрить, как лиса.

У. Говорят: «Хитрость – это ум без добра». Но если человек не делает добра, умным его назвать нельзя. Дарите людям добро!

Русские народные сказки бывают бытовыми, волшебными и сказками о животных. Ученые выяснили, что раньше всего появились сказки о животных, потом волшебные сказки, а затем уже бытовые. Главная особенность сказок о животных — их аллегоричность, когда за животными скрываются люди. Животные умеют говорить и поступают совсем как люди.

В сказке «Лиса и журавль» лиса захотела подружиться с журавлем. Она приготовила кашу и позвала в гости журавля. Но мне кажется, что на самом деле лисе не нужна была дружба с журавлем. Она положила кашу так, как было удобно есть ей. Лиса не подумала о том, что у журавля длинный клюв и ему будет неудобно есть кашу. Лиса хитрая. Она знала, что принято звать друг друга в гости.

Она позвала журавля к себе. Потом сама же съела всю кашу. Лиса была довольна и думаю, что она рассчитывала потом поесть у журавля в гостях. Журавль остался голодным. Он решил пригласить лису к себе в гости. Он приготовил окрошку и налил ее в узкий кувшин. Журавль отомстил лисе: он сам съел всю окрошку, потому что лиса не смогла достать ее из узкого кувшина.

Лиса обиделась на журавля и не стала с ним дружить. Мне кажется, что в этой ситуации и лиса, и журавль поступили неправильно. Если лиса действительно хотела подружиться с журавлем, то она должна была подумать о нем. Лиса должна была накормить журавля из привычной ему посуды. Так же должен был поступить и журавль.

Нельзя мстить своим друзьям. Если же лиса хотела просто поесть за чужой счет, то на этом дружбу не построишь. Лиса и журавль обманули друг друга. Нельзя начинать дружбу с обмана. Сказка «Лиса и журавль» показывает нам, как не надо дружить. Когда дружишь, заботишься о своих друзьях, постоянно думаешь о них. Дружить надо уметь. Если ты думаешь только о себе, то останешься таким же одиноким, как и лиса из сказки.

Сказка Как Лиса с Овцой Волка наказали о дружбе. Но можно ли дружить овце с лисой? В русских народных сказках рыжая плутовка всегда всех обижает. Но эта сказка интересна тем, что в ней все иначе. Убедитесь в этом сами. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения с детьми.

Сказка Как Лиса с Овцой Волка наказали читать

Встретились Овца с Лисой. Оказалось, что они – друзья по несчастью. Убежала Овца от своего хозяина, потому что придирками донимал ее бедную. Лисичка тоже жаловалась на свою судьбу: что бы плохое в лесу не случилось – во всем ее обвиняют. Подружились горемыки и решили вместе держаться. Шли они по дороге, встретили Волка. В попутчики им Серый напросился. Но у него одно на уме: как овечкой поживиться. Не учел Волк, что теперь у Овцы в друзьях хитрая лиса-плутовка. Заманила Лисичка Волка-братка в капкан. Подруги решили, что такие попутчики им не нужны. Читать сказку можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Как Лиса с Овцой Волка наказали

Сюжет сказки не новый. Но Лисичка играет в ней не свойственную ей роль – роль защитницы слабых. В сказке раскрывается тема дружбы и взаимопомощи. Чему учит сказка Как Лиса с Овцой Волка наказали – хитростью можно победить силу, добро к добру тянется, зло карается. Уроки мудрой сказки Как Лиса с Овцой Волка наказали пригодятся детям!