Урок школа наш второй дом. Конспект урока по самопознанию на тему: " Школа наш общий дом" (2 класс). Творческое задание «Новое расписание»

Урок по самопознанию
2 класс

Тема: «Школа – наш общий дом»
Цель: обобщить представления учащихся о школе, о ценности школьной дружбы.
Задачи:
раскрыть значение понятий «школьный дом»;
развивать стремление к получению знаний, быть любознательным, больше познавать;
воспитывать бережное и уважительное, отношение к школе, уважительное отношение к учителям, к одноклассникам.
Ресурсы: музыка «Грёзы» Р.Шумана, фонограмма песни «Чунга-чанга», «Маленькая страна», аудиозапись песни «Чему учат в школе, картинки с изображением школьных принадлежностей.

Круг радости
Доброе утро, ребята. Я рада встречи с вами на нашем самом любимом уроке «Самопознания». Для начала урока предлагаю пройти на ковёр Дружбы. Возьмёмся за руки и образуем круг Добра. Ребята, сегодня на урок я пришла с веселым настроением, потому что ждала встречи с вами после долгого расставания. И похоже оно на яркий цветок.

А с каким настроением вы пришли на урок? Поприветствуем друг друга, поиграв в игру «Человек - человеку». Прислонитесь, друг к другу ладошками, - носочками, - обнимаемся и образуем наш круг Добра. Подарите улыбку друг другу.
-Добрый день!
И поют задорно птицы.
Добрый день!
Улыбаются озёра.
Добрый день!
С высоты кивают горы.
Добрый день!
И в твое окошко ветер
Постучался на рассвете -
Просыпайся, поднимайся,
Добрый день!

Наедине с собой
Учитель предлагает детям сесть на ковер, закрыть глаза и представить под музыку, как от солнышка отделился маленький солнечный лучик, такой же маленький и шаловливый, как они. Он спускается с небес и щекочет щечки детей, целует глазки и прыгает на голову, путается в волосах, а потом спускается вниз. Он легкий-легкий, как пушинка.
Учитель предлагает взять его в руки и представить, как легкий ветерок подхватывает их и несет ввысь! Они поднимаются все выше и выше над домами и деревьями. Люди смотрят на них и улыбаются. Потом всем предлагается, не спеша вернуться в свой класс и открыть глаза.
- Кто смог полетать. Как вы себя чувствовали?
- Сядьте удобнее, можете опять закрыть глаза.
- Тишина и покой на земле… Недвижим воздух. Только на небе медленно движутся облака… Но вот небо озарилось нежно-розовым светом. Это солнышко проснулось и осветило своими лучами землю… Вы очутились в всеми вами любимом доме. Вам хорошо и приятно. Сделайте глубокий вдох… Откройте глаза…
- А хотите узнать, что это за дом, в котором вы очутились?
В этом заведении
Все перебывали.
Двоечники, гении
Отметки получали.
Учились здесь артисты,
Певцы, артиллеристы.
Сюда хожу и я,
И вы, мои друзья.
- Что это за дом? (Школа)
- Да, это наша школа. Сегодня я предлагаю поговорить о нашей школе.
- Ребята, а с чем можно сравнить школу?
- Из ваших слов я сделала вывод, что школу действительно можно назвать нашим общим домом, т.к. здесь мы проводим значительную часть нашего времени. Здесь мы живем особой школьной жизнью.
- Итак, тема нашего урока «Школа – наш общий дом»
- Какую роль играет школа в нашей жизни?
- Какие качества воспитывает школа у каждого из вас?
- Многие из этих качеств вы познаете на уроках Самопознания. Назовите их.
- С кем вы общаетесь в школе?

Ребята, предлагаю вам продолжить предложение:
В школе мы узнаем…

Игра «Островки знаний»
- Играя, мы проверим, какие знания вы уже приобрели к данному моменту.
На полу чертятся три круга. Звучит мелодия песни «Чему учат в школе». Учащиеся свободно двигаются по комнате. Как только музыка перестает звучать, детям нужно занять место в одном из трех кругов - «островков». Затем детям предлагаются задания.
Первое задание: расположить в алфавитном порядке картинки с изображением школьных принадлежностей.
Второе задание: перечислить названия животных на казахском языке.
Третье задание: перечислить слова на тему «Школа» на английском языке.

Беседа
- Что интересного вы узнаете в школе?
- Чему вы научились в школе?
- Какие чувства у вас возникают при слове «школа»?

Творческая деятельность. Проект «Чудо-школа».
- Наша чудесная родная школа, особенная, не похожая ни на какую другую. Школа заполнена светом и теплом.. Давайте мысленно пройдемся по коридорам нашей школы, заглянем в каждый класс.
- А что вам особенно нравится в нашей школе?
- А хотелось бы вам что-нибудь изменить здесь?
- Я предлагаю вам выполнить творческий проект «Чудо-школа».
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает задание.
1-я группа
Задание: составить режим работы школы.
- Какие учебные предметы будут изучаться школе?
- Сколько минут будет длиться один урок?
- Сколько должно быть уроков в день?
- Сколько будут длиться перемены, и как они будут проходить?
- Пятидневка или шестидневка будет в школе?
- Какие должны ставить оценки учителя?
- Сохранятся ли каникулы как в нашей обычной школе? Сколько дней они будут длиться?

2-я группа
Задание:
- Какая будет школьная форма у учеников?
- Сколько раз в неделю будет проводиться урок по физической культуре?
- Нужна ли в нашей школе столовая? Что вкусного вы предлагаете в ней готовить поварам?
- Какими должны быть учителя в школе?
- Что нового вы бы хотели иметь в школе для учеников?

3-я группа
Задание: нарисуйте рисунок «Чудо-школа». Как будет выглядеть школа?

Игра «Волшебный мешочек»
Учитель предлагает детям игру «Волшебный мешочек». В небольшой мешочек складываются карточки со словами-названиями школьных предметов: математика, русский язык, литературное чтение, музыка, познание мира, самопознание, физическая культура, казахский язык, английский язык, изобразительное искусство, трудовое обучение. Дети по очереди вынимают из мешочка карточки со словами и рассказывают, для чего нужен тот или иной предмет.

Размышляем над ситуацией
Учитель предлагает поразмышлять над ситуацией. (Дети делятся на группы и разыгрывают обозначенную ситуацию).
1. Друзья зовут товарища на улицу, но мама просит, чтобы он помог ей по дому...
2. Ребята решили пойти поиграть на территории стройки, но …
3. В воскресное утро родители просят сына выгулять собаку, но ему хочется еще поспать...
4. Сестре нужно готовиться к самостоятельной работе, а брат зовет ее посмотреть интересный фильм.
- Как вы думаете, трудно ли делать то, чего не хо¬чется делать?

Круг «От сердца к сердцу»
- Наша школа - большой, красивый, светлый дом. Здесь вы познаете много нового, интересного, сами становитесь лучше и добрее, любознательнее. Всегда рядом с вами любящие вас учителя, ваши друзья, одноклассники. Вместе - мы одна большая, дружная семья. Школа - это дом, где всегда вас ждут. Закончим наш урок фразой: «Я желаю своей школе…»

Звучит фонограмма песни «Чунга-чанга». Дети вместе с учителем поют песню «Чудо-школа».

Как мы дружно, весело живем,
Учим ноты, песенки поем.
Школа, школа - наш родимый дом,
И без школы мы не проживем.
Наша школа - это чудо,
В ней так весело всем людям,
В ней так здорово всем людям,
Пусть так будет!
Знает точно каждый ученик,
Что без школы мир тускнеет вмиг.
Любит школу наша детвора.
Школа, школа - лучшая пора!

Звучит мелодия песни «Маленькая страна» и дети исполняют вторую песню.
За стадионом, за домами
Школа такая есть.
Там дети с умными глазами,
Грамот – не перечесть.
Там школа чистотой искрится,
Там и микробов нет.
Каждому наша школа снится,
Каждому дарит свет.
Припев:
Маленькая страна,
Умненькая страна,
Много и знаний, и умений
Дарит нам всем она.

Тема. Школа - наш второй дом.
Права и обязанности школьников.
Цель: дать целостное восприятие понятию «школа» и всего, что с ней
связано, рассмотреть правила поведения учащихся в школе,
выявить основные права и обязанности школьников.
Ход урока
Организация класса.
Сообщение темы и задач урока.
Слово учителя.
- Послушайте загадку. О чем в ней говориться?
Стоит дом.
Кто в него войдет -
Тот ум приобретет.
Что это? (школа)
- Как вы думаете, почему школу называют вторым домом?
2. Игра» Ассоциация»
Дети называют ассоциацию со словом «школа». (Ученики, учитель, первоклассник, знания, учиться, писать, читать, решать. дружить, одноклассники, уроки).
Рассказы детей о своей школе.
Беседа.
- Ребята, а знаете ли вы правила, которые существуют в школе?
- Давайте вспомним основные правила поведения в школе.
(Дети называют правила, учитель дополняет)
Правила поведения в школе
1). Когда входишь в класс, поздоровайся с учителем и товарищами.
2). Если опоздал на урок, извинись и попроси разрешения пройти на
место.
3). На уроке слушай внимательно, отвечай, выполняй все задания.
4). Не отвлекай соседей своими разговорами.
5). В столовой нужно вести себя тихо, не прыгать, соблюдать правила
этикета за едой.
6). На переменах не толкать одноклассников, не драться.
III. Сюжетно-ролевая игра.
Класс делится на маленькие группы. Каждой группе дается задание. Через 5 минут каждая группа по очереди выходит к доске, проигрывает и ситуацию и доказывает свою точку зрения.
Ситуация 1. Мальчик и девочка опоздали на урок, поприветствовали
поприветствовали своего учителя и пошли на свои места.
Ситуация 2. Учитель вызвал ученика к доске. Он шумно встал, вразвалку
пошел к доске, задевая по пути тетради и учебники.
Ситуация 3. Две учительницы разговаривают. Мимо проходит ученик и
говорит: «Здравствуйте, Марина Петровна!»
Ситуация 4. Девочке понадобилась на уроке линейка. Она громко
спросила подругу, есть ли у нее линейка, а потом встала,
пошла по классу, взяла линейку и затем села на место.
Ситуация 5. Учитель объясняет тему урока, в этот момент ученик
поднимает руку и задает вопрос.
Ситуация 6. Две учительницы ведут беседу во время перемены. К ним
подходит ученица и жалуется, что ее обижает одноклассник.
IV. Физкультминутка.
V. Работа над стихотворением.
- Послушайте стихотворение А. Барто «Муха».
Алеша рад: пришла весна,
В саду тепло и сухо.
И в классе около окна
Жужжит сегодня муха.
Он стал за мухой наблюдать:
В окно она влетела.
Она то сядет на тетрадь,
То на кусочек мела.
Она под самым потолком
Летает в ярком свете,
А вниз спускается пешком
По стенной газете.
По клеенке поползла,
Забралась на счеты.
У не свои дела и свои заботы.
Умчалась муха налегке,
А он теперь не в духе -
Замечанье в дневнике
Из-за этой мухи.
А разве Леша виноват?
Муха виновата!
Она теперь умчалась в сад,
Унеслась куда-то.
Когда вину свою признать
Не хватает духа
Можно муху обвинять:
«Виновата муха!»
- О чем это стихотворение?
- Что вы можете сказать о поведении Леши?
- Справедливо ли учитель поставил Леше замечание в дневнике?
VI. Отгадывание загадок. (На столе учителя - «волшебный» сундучок со школьными загадками. Дети по очереди подходят к столу, достают из сундука загадку, читают и отгадывают их).
Стоит дом. Кто в него войдет, тот ум приобретет. (школа).
По черному белым пишут то и дело.
Потрут тряпицей – чистая страница. (школьная доска).
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко
И в работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (карандаш)
Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из года в год, из класса в класс. (парта)
То в клетку, то в линейку
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? … (тетрадь)
В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом своем значении
Я - планка для черчения
И, наконец, порою
В шеренгу всех построю. (линейка)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки.
Что угодно для души. (пенал)
Отгадай, что за вещица:
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет - сеет семена
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки. (ручка)
VII. Упражнение «Собери пословицу».
- Из отдельных частей соберите пословицу.
1. В книге ищут не буквы, а мысли.
2. Знанье - не водица - в рот само не станет литься.
3. Золото добывают из земли, а знания - из книг.
4. красна птица перьями, а человек - ученьем.
5. Мало уметь читать, надо уметь думать.
6. Мир освещается солнцем, а человек - знанием.
7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
8. Ученье - свет, а не ученье - тьма.
9. Чтение - лучшее учение.
10. От ученья человек с пути не сбивается.
VIII. Рассматривание плаката «Права и обязанности школьников»
- Какие права имеют все дети?
* Право на жизнь.
* Право на имя при рождении
* Право на медицинскую помощь
* Право на образование
* Право на отдых и досуг
* Право на заботу и воспитание родителями
* Право на всестороннее развитие
* Право иметь жилье и имущество.
- Каждый ребенок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав у каждого человека есть и обязанности.
- Что такое обязанности?
(Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).
- Какие обязанности имеют школьники?
* Прилежно учиться.
* Иметь аккуратный вид.
* Беречь школьное имущество.
* Выполнять правила поведения.
* Слушаться родителей и помогать им
* Добросовестно выполнять домашние задания.
* Уважать старших.
* Любить свою Родину
* Охранять природу
IX. Итог урока.
-Что нужно, чтобы ученье стало для вас радостным?
Школа - ваш второй дом. В ней вы проводите большую половину дня. Школа не только дает вам ценные знания, но также учит строить свои отношения с людьми, уважительно относиться к взрослым, общаться с товарищами, дружить. И от того, как вы проявите себя в школе, во многом зависит ваша дальнейшая жизнь.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 107 города Донецка»
«Школа - наш второй дом.
Права и обязанности
школьников».
(Уроки гражданственности Донбасса 2 класс) Подготовила учитель начальных классов
Гарматюк Л.В.
г. Донецк

Тема: Школа – наш второй дом. Права и обязанности школьника

Цель: 1. Дать целостное восприятие понятию «школа» и всего,

что с ней связано.

2. Рассмотреть правила поведения учащихся в школе.

3. Выявить основные права и обязанности школьников.

4. Воспитывать уважение к правам других;

Ход занятия:

Послушайте загадку, о чѐм в ней говорится?

Стоит дом,

Кто в него войдѐт –

Тот ум приобретѐт.

Что это?

Школа

Тема урока – «Школа – мой второй дом».

Как вы думаете, почему школу называют вторым домом?

Игра «Ассоциация»

Класс делится на две команды. Участники по очереди подбегают к учителю и называют ассоциацию со словом школа. Команда, назвавшая последнюю ассоциацию, становится победителем игры.

Учитель: - Ребята, а знаете ли вы правила, которые существуют в школе?

Давайте вспомним основные правила поведения в школе?

Правила поведения в школе:

1. Когда входишь в класс, поздоровайся с учителем и товарищами.

2. Если опоздал на урок, извинись и попроси разрешения пройти на место.

3. На уроке слушай внимательно, отвечай, выполняй все задания.

4. Не отвлекай соседей своими разговорами.

5. В столовой нужно вести себя тихо, не прыгай, соблюдать правила этикета за едой.

6. На переменах не толкай товарищей, не дерись.

Сюжетно – ролевая игра

Класс делится на маленькие группы. Каждой группе даѐтся задание. Через пять минут каждая группа по очереди выходит к доске, проигрывает ситуацию и доказывает свою точку зрения.

Ситуация №1. Мальчик и девочка опоздали на урок, поприветствовали учителя и пошли на свои места.

Ситуация №2. Учитель вызвал ученика к доске. Он шумно встал, вразвалку пошѐл к доске, задевая по пути тетради и учебники.

Ситуация №3. Две учительницы разговаривают. Мимо проходит ученик и говорит: «Здравствуйте, Марина Петровна».

Ситуация №4. Девочке понадобилась на уроке линейка. Она громко спросила подругу, есть ли у неѐ линейка, а потом встала, пошла, взяла линейку и затем села на место.

Ситуация №5 Учитель объясняет тему урока, в этот момент ученик поднимает руку и задаѐт вопрос.

Ситуация №6 Две учительницы ведут беседу во время перемены. К ним подходит ученица и жалуется, что еѐ обижают одноклассники.

Послушайте стихотворение А.Барто «Муха».

Алѐша рад: пришла весна,

В саду тепло и сухо,

И в классе около окна

Жужжит сегодня муха.

Он стал за мухой наблюдать:

В окно она влетела,

Она то сядет на тетрадь,

То на кусочек мела.

Она под самым потолком

Летает в ярком свете,

А вниз спускается пешком

По стенной газете.

По клеѐнке поползла,

Забралась на счѐты,

У неѐ свои дела

И свои заботы.

Умчалась муха налегке,

А он теперь не в духе –

Замечанье в дневнике

Из-за этой мухи!

А разве Лѐша виноват?

Муха виновата!

Она теперь умчалась в сад,

Унеслась куда-то…

Когда вину свою признать

Не хватает духа,

Можно муху обвинять:

«Виновата Муха!»

О чѐм это стихотворение?

Что вы можете сказать о поведении Лѐши?

Справедливо ли учитель поставил Лѐше замечание в дневнике?

Загадки

На столе учителя – «волшебный» сундучок со «школьными» загадками. Дети по очереди подходят к учительскому столу, достают из сундучка загадку и отвечают на вопрос.

1. Стоит дом,

Кто в него войдѐт –

Тот ум приобретёт.

Школа

2. По чѐрному белым

Пишут то и дело.

Протрут тряпицей –

Чистая страница.

Школьная доска

3. Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.

Мел

4. Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты да я.

Скамья ведѐт обоих нас

Из года в год, из класса в класс.

Парта

5. То я в клетку, то в линейку.

Написать по мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

Что такое я?

Тетрадь

6. В тетради я бываю

Косая и прямая.

В другом своѐм значении

Я – планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу всех построю.

Линейка

7. В этой узенькой коробке

Ты найдѐшь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.

Пенал

7. Отгадай, что за вещица:

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет – сеет семена.

Не на поле, не на грядке –

На листах твоей тетрадки.

Ручка

Творческое задание «Новое расписание»

Однажды в одну школу был назначен новый директор, который решил переделать всѐ в школе. И он начал всѐ переделывать с названий школьных уроков – старые названия ему жутко надоели. Так в школьном расписании появились «краскомазюканье», «буквосложение»…

Помогите весѐлому директору и придумайте не менее трѐх названий для уроков, таких, как математика, музыка, физкультура, труд, русский язык.

Физкульминутка

Психотренинг

Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»

Упражнение " Собери пословицу"

Задача: Собрать пословицу из отдельных слов.

1. В книге ищут не буквы, а мысли.

2. Знанье – не водица – в рот само не станет литься.

3. Золото добывают из земли, а знания - из книг.

4. Красна птица перьями, а человек – ученьем.

6. Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

8. Ученье – свет, а неученье – тьма.

9. Чтение – лучшее учение.

10. От ученья человек с пути не сбивается.

Учитель - Что такое право? (Правила, по которым живут люди.)

Какие права есть у вас? (На жизнь, на семью, на учебу.)

Все начинается с права на жизнь. Это - первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.

Обсуждение ситуации

Вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?

Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похож на других.)

Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?

Почему горько плакал Зайчик в сказке «Лиса и Заяц»?

Вопросы

Почему нельзя товарищам давать кличку, прозвище?

Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми?

Почему нельзя играть на чердаках, в подвалах?

Что ты будешь делать, если кто-нибудь подойдет ко входной двери и попросит тебя впустить его, чтобы позвонить по телефону?

Как ты будешь действовать, если ты и родители потеряли друг друга?

Кто защищает ваши права? (Государство.)

Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (Быть дружными.)

Какие права ты считаешь главными для человека?

Еще одна обязанность школьника - беречь свои вещи и учебные принадлежности.

Закончи предложение

Учащиеся дополняют окончание предложений:

В школе я должен...

В школе я имею право...

Дома я должен...

Дома я имею право...

На улице я должен...

На улице я имею право...

Как понимаете выражение «право на ошибку»? (Высказывания детей.)

Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.)

Как понимаете выражение «на ошибках учатся»?

Вывод

Делать ошибки - это нормально. На ошибках мы учимся. Главное - научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

Разговор о домашних обязанностях

У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому выполняют ваши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д. (Выслушиваются ответы детей.)

А у кого из вас есть свои обязанности по дому? Что вы делаете?

(Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют по Дому.)

Подвести итог.

Примерные обязанности

Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи - создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение, работоспособность, продлевает жизнь.

Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль.

Если насорили, соберите мусор, подметите пол.

Соблюдайте порядок в своей комнате.

Правила, связанные с приготовлением и приемом пищи

Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.

Вымойте за собой посуду.

Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай и другие).

Правила, связанные с самообслуживанием

Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы.

Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте пуговицу.

Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики, удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые, просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.

Умейте постирать носовой платок, носки.

Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришить пуговицы.

Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайте ее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий.

Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для уроков положите в ранец.

Вывод . Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.

Подведение итогов

Какие права есть у учащихся?

Какие есть обязанности?

Какие домашние обязанности вы уже можете взять на себя?

Учитель: Школа – ваш второй дом. В ней вы проводите большую половину дня. Школа не только даѐт вам ценные знания, но учит строить свои отношения с людьми, уважительно относиться к взрослым, общаться с товарищами, завоѐвывать друзей. И от того, как вы проявите себя в школе, во многом зависит ваша дальнейшая жизнь.

Учитель: Суслова Людмила Николаевна

Цель: обобщить представления учащихся о школе, о ценности школьной дружбы.

Задачи:

  • раскрыть значение понятий «школьный дом», «школа- дружная семья»;
  • развивать стремление хорошо учиться, больше познавать;
  • воспитывать уважительное отношение к школе, к учителям.

Ресурсы: аудиозапись «Эолия», фонограмма песни «Чунга-чанга», аудиозапись песни «Чему учат в школе» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского), рисунок корабля с фотографиями уч-ся, цветные кружки, лист ватмана с вопросами, клей, подборка картинок для творческого проекта, рисунок школы № 7, разрезанный на части.

Круг радости

Учитель предлагает детям взяться за руки.

Почувствуйте, как вам стало тепло.

Подарите улыбку друг другу.

    Встало солнце рано-рано.

    Добрый день!

    Пляшут волны океана.

    Добрый день!

    Поднимается пшеница.

    Добрый день!

    И поют задорно птицы.

    Добрый день!

      Улыбаются озёра.

      Добрый день!

      С высоты кивают горы.

      Добрый день!

      И в твое окошко ветер

      Постучался на рассвете -

      Просыпайся, поднимайся,

      Добрый день!

Наедине с собой

На доске рисунок корабля с фотографиями учащихся.

Ребята, хотели бы вы отправиться в плавание? Обратите внимание на этот корабль. Кто его пассажиры?

Сядьте удобнее, можете закрыть глаза (звучит негромкая музыка)

Представьте себе голубое, спокойное море. Почувствуйте влажный, соленый аромат воздуха. Белоснежные облака плывут над нами, отражаясь в воде. Певуче плещут волны за бортом. Наш корабль, подгоняемый веселым ветром, спешит вперед, к необычному острову.
Вот на горизонте показался берег. Светлое солнце величаво поднимается над островом, ярко озаряя все вокруг. А вот и долгожданный берег. Мы спускаемся с корабля, идем вперед. Мы подходим к чудесному дворцу. Вокруг много зелени, цветов. Двери широко открываются, и мы входим внутрь. А теперь откройте глаза.

Удалось ли вам представить себя морскими путешественниками?

Поговорим

А хотите узнать, что это за дворец, в который мы зашли?

    Стоит веселый светлый дом,

    Ребят проворных много в нем.

    Там пишут и считают,

    Рисуют и читают… (Школа)

Да, это наша школа. Сегодня я предлагаю поговорить о нашей школе. (На доске название темы урока: «Школа- наш общий дом»)

Как вы думаете, почему так говорят? (Ответы детей)

Из ваших слов я сделала вывод, что школу действительно можно назвать нашим общим домом, т.к. здесь мы проводим значительную часть нашего времени. Здесь мы живем особой школьной жизнью.

Какую роль играет школа в нашей жизни?

(Воспитывает достойных граждан. Дает знания. Общение с друзьями.)

Как вы понимаете выражение «школа воспитывает достойных граждан»? (Школа воспитывает те качества характера, которые помогают стать хорошими людьми, способными принести пользу своей Родине)

Многие из этих качеств вы познаете на уроках Самопознания. Назовите их. (Трудолюбие, честность, отзывчивость, аккуратность и т.д.)

В школе вы много общаетесь с учителями, друзьями. Любите поиграть.

Игра «Островки знаний»

Играя, мы проверим, какие знания вы уже приобрели к данному моменту.

На полу чертятся три круга.
Звучит мелодия песни «Чему учат в школе». Учащиеся свободно двигаются по комнате. Как только музыка перестает звучать, детям нужно занять место в одном из трех кругов - «островков». Затем детям предлагаются задания.
Первое задание: построиться по порядку букв алфавита, с которых начинаются имена.
Второе задание: перечислить названия животных на казахском языке.
Успех игры зависит от того, насколько внимательны ученики друг к другу, насколько они сплочены.

Беседа

Учитель предлагает послушать стихотворение Вячеслава Лейкина «Размышления по дороге в школу».

    Я всем завидую. Коту, -

    Он бродит там, где хочет,

    И обожает темноту,

    И с воем когти точит.

      И псу завидую. У пса

      Приятели повсюду,

      И каждый день по два часа

      Не моет пес посуду.

    Цветку завидую. А что? -

    Цвети себе да пахни.

    А тут, чуть свет, влезай в пальто

    И на уроках чахни.

      Синички прыгают на пнях,

      Не думая о школе…

      А вот и школа, вся в огнях.

      Опаздываю, что ли?

    А там, на третьем этаже,

    Друзья и запах мела…

    И мне завидовать уже

    Почти что надоело.

О чем это стихотворение?

Кому завидовал мальчик?

А стоило ли завидовать? Почему?

Может кто-то из вас узнал себя в этом стихотворении?

Творческая деятельность. Проект «Чудо-школа». Презентация.

Наш милый школьный дом. Особенный, непохожий ни на какой другой. Давайте мысленно пройдемся по коридорам нашей школы, заглянем в каждый класс.

А что вам особенно нравится в нашей школе?

А хотелось бы вам что-нибудь изменить здесь?

Я предлагаю вам выполнить творческий проект «Чудо-школа».

Класс делится на 3 группы с помощью цветных кружков (синих, зеленых, красных). Каждая группа получает задание.

1-я группа - «Директор и учителя Чудо-школы.»

Задание: составить режим работы Чудо-школы. На листе ватмана записать ответы на вопросы:

Какие учебные предметы будут в Чудо-школе?________________________

Сколько минут будет длиться урок? __________________________________

А перемена? ___________________

Сколько должно быть уроков в день? ____________________

Какие надо давать домашние задания? _________________________________

Какие должны ставить оценки? _______________________________________

Сохранятся ли каникулы? ____________________________________________

2-я группа - «Ученики Чудо-школы.»

Задание: из предложенных картинок выбрать те предметы, которые понадобятся для учебы в Чудо-школе.

3-я группа - «Строители Чудо-школы»

Задание: из разрезанных частей - «кирпичиков» сложить рисунок Чудо-школы.

Круг «От сердца к сердцу»

Наша школа - большой, красивый, светлый дом. Чудо-школа! Здесь вы познаете много нового, интересного, сами становитесь лучше и добрее. Всегда рядом с вами любящие вас учителя, ваши друзья, одноклассники. Вместе - мы одна большая, дружная семья. Школа - это дом, где всегда вас ждут. Закончим наш урок фразой: «Я желаю своей школе…»

Звучит фонограмма песни «Чунга-чанга». Дети вместе с учителем поют песню «Чудо-школа».

Чудо-школа

    Как мы дружно, весело живем,

    Учим ноты, песенки поем.

    Школа, школа - наш родимый дом,

    И без школы мы не проживем.

      Наша школа - это чудо,

      В ней так весело всем людям,

      В ней так здорово всем людям,

      Пусть так будет!

    Знает точно каждый ученик,

    Что без школы мир тускнеет вмиг.

    Любит школу наша детвора.

    Школа, школа - лучшая пора!

Шадрина Елена Владимировна

КГУ« СШ им. Лермонтова»

учитель самопознания.

План урока по самопознанию.

Школа : КГУ«СШ им. Лермонтова» дата______________ г. № 7 -1.

Тема: « Школа - наш общий дом».

Ценность: понимание, ответственность.

Качества: дружелюбие, доброта.

Педагог : Шадрина Е.В.

Класс: 2, кол-во учащихся:12

Цель: обобщить представления учащихся о школе, о ценности школьной дружбы. Задачи: раскрыть значение понятий «школьный дом»; развивать стремление к получению знаний, быть любознательным, больше познавать; воспитывать бережное и уважительное, отношение к школе, уважительное отношение к учителям, к одноклассникам.

Ресурсы

Музыка для релаксации «Бабочки», аудиозапись песни «Чему учат в школе» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского),

« Блокнот мудрости», видеоролик «Учат в школе», стихотворение В.Лейкина «Размышление по дороге в школу», цветные кружки, листы с вопросами, карточки с наименованиями школьных предметов.

Ход урока

Организационный момент. Психологический настрой.

Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.

«Путешествие на облаке»

Закройте глаза. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги и спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овивает ваши лица. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы.

Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное (пауза 30 сек.)

Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас в нашу школу. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало... Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе... Откройте глаза... Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Для достижения гармонии и душевного покоя необходимо очищать и успокаивать ум.

1.Что вы почувствовали, путешествуя на облаке?

2.В какие места привело вас облако?

3.Получилось ли у вас побыть счастливыми?

Музыка для релаксации

«Бабочки»

2.Проверка домашнего задания.

Шкатулка мудрости.

Детям предварительно дается домашнее задание в тетради. Необходимо прочитать стихотворение В.Бильмана «Школа чудесный дом» и написать добрые пожелания и слова благодарности своей школе.

Опрос учащихся.

Тетрадь

3. Позитивное высказывание (цитата)

«Красна птица перьями, а человек ученьем».

(Русская народная пословица)

Чтение цитаты учителем;

Повторное чтение цитаты 1-2 учащимися;

Хоровое чтение цитаты.

1.Как вы понимаете смысл этой пословицы?

2.Какая взаимосвязь с птичьими перьями и учением человека?

Учащиеся записывают цитату в «Блокнот мудрости»

Русская народная пословица

« Блокнот мудрости»

4.Рассказывания истории (беседа).

Сегодня на урок я принесла видеоролик «Учат в школе», давайте его посмотрим.

Беседа по видеоролику:

Чему учат в школе?

Для чего мы ходим в школу?

Мы можем сказать,что школа - наш второй дом?

Учитель предлагает послушать стихотворение Вячеслава Лейкина

«Размышления по дороге в школу».

Я всем завидую. Коту, - Он бродит там, где хочет, И обожает темноту, И с воем когти точит.

И псу завидую. У пса Приятели повсюду, И каждый день по два часа Не моет пес посуду.

Цветку завидую. А что? - Цвети себе да пахни. А тут, чуть свет, влезай в пальто И на уроках чахни.

Синички прыгают на пнях, Не думая о школе… А вот и школа, вся в огнях. Опаздываю, что ли?

А там, на третьем этаже, Друзья и запах мела… И мне завидовать уже Почти что надоело.

О чем это стихотворение? - Кому завидовал мальчик? - А стоило ли завидовать? Почему? - Может кто-то из вас узнал себя в этом стихотворении?

Видеоролик «Учат в школе»

Стихотворение

В. Лейкина «Размышление по дороге в школу»

5. Творческая деятельность

Учащимся предлагается создать проект «Чудо-школы» и презентовать его.

Учащиеся делятся на 3 группы.

Наш милый школьный дом. Особенный, непохожий ни на какой другой. Давайте мысленно пройдемся по коридорам нашей школы, заглянем в каждый класс. -А что вам особенно нравится в нашей школе? -А хотелось бы вам что-нибудь изменить здесь? -Я предлагаю вам выполнить творческий проект «Чудо-школа».

Класс делится на 3 группы с помощью цветных кружков (синих, зеленых, красных). Каждая группа получает задание. 1-я группа - «Директор и учителя Чудо-школы.»

Задание: составить режим работы Чудо-школы. На листе записать ответы на вопросы:

Какие учебные предметы будут в Чудо-школе? - Сколько минут будет длиться урок? - А перемена? - Сколько должно быть уроков в день? - Какие надо давать домашние задания? - Какие должны ставить оценки? - Сохранятся ли каникулы?

2-я группа - «Ученики Чудо-школы.» Задание: На листе записать ответы на вопросы:

Какая будет школьная форма у учеников? - Сколько раз в неделю будет проводиться урок по физической культуре? - Нужна ли в нашей школе столовая? Что вкусного вы предлагаете в ней готовить поварам? - Что нового вы бы хотели иметь в школе для учеников?

3-я группа - «Строители Чудо-школы»

Задание: нарисуйте рисунок «Чудо-школа». Как будет выглядеть школа?

Защита работ учащихся.

Игра «Волшебный мешочек»
Учитель предлагает детям игру «Волшебный мешочек». В небольшой мешочек складываются карточки со словами-названиями школьных предметов: математика, русский язык, литературное чтение, музыка, познание мира, самопознание, физическая культура, казахский язык, английский язык, изобразительное искусство, трудовое обучение. Дети по очереди вынимают из мешочка карточки со словами и рассказывают, для чего нужен тот или иной предмет.

Вывод: Наша школа - большой, красивый, светлый дом. Чудо-школа! Здесь вы познаете много нового, интересного, сами становитесь лучше и добрее. Всегда рядом с вами любящие вас учителя, ваши друзья, одноклассники. Вместе - мы одна большая, дружная семья. Школа - это дом, где всегда вас ждут.

Листы с вопросами

Карточки

6. Групповое пение.

«Чему учат в школе».

Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

К четырём прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

Находить Восток и Юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

Про глагол и про тире
И про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

Песня «Чему учат в школе»

Слова:

Пляцковского М. Музыка:

Шаинского В.

7. Домашнее задание.

Задание в тетрадях стр.18, задание.1 Подумать и написать на кирпичиках, что вы цените в своей школе.

Тетрадь

8. Заключительная минута тишины.

Закройте глаза. Вспомните все, что было хорошего на уроке и мысленно передайте всем людям на Земле. Спасибо за урок.

Музыка для релаксации.

« Вода»

Список использованной литературы:

1.Интернет ресурсы.

2.Самопознание. Методическое пособие, Токовенко О.М., Ким В.Н., Керимбаева С.Р.- Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010г.

3.Учебник Самопознание для 2 класса, Кежегалиева Ж.Б., Ким В.Н., Керимбаева С.Р.- Алматы: ННПООЦ «Бобек» , 2010г.

Приложение

Задание для 1 группы.

Какие учебные предметы будут в Чудо-школе?______________________

Сколько минут будет длиться урок? _________________________________ - А перемена? ____________________________________________________ - Сколько должно быть уроков в день? ________________________________ - Какие надо давать домашние задания? ______________________________ - Какие должны ставить оценки? ____________________________________ - Сохранятся ли каникулы? _________________________________________

Задание для 2 группы

Какая будет школьная форма у учеников?__________________________ - Сколько раз в неделю будет проводиться урок по физической культуре?_______________________________________________________ - Нужна ли в нашей школе столовая?_________________________________ Что вкусного вы предлагаете в ней готовить поварам? _________________ - Какими должны быть учителя в школе? _____________________________ - Что нового вы бы хотели иметь в школе для учеников?_________________

Карточки с наименованиями школьных предметов:

математика, русский язык, литературное чтение, музыка, познание мира, самопознание, физическая культура, казахский язык, английский язык, изобразительное искусство, трудовое обучение.