Приемы и способы развития творческого мышления дошкольников. Программа развития творческого мышления и воображения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. «Развитие креативного мышления у дошкольников

Долженко Оксана Васильевна,воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида № 75,г.Ставрополь[email protected]

Гринёва Мария Анатольевна,студентка СПО 3 курса специальности Преподавание в начальных классах,Ставропольский филиал МПГУ, г.Ставрополь[email protected]

Научный руководитель: Черепкова Наталья Викторовна,кандидат психологических наук, доцент

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация.В статье изучается развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Раскрывается понятие «дошкольный возраст» и «творческое мышление». Рассматривается вопрос влияния творческого мышления на дальнейшее развитие ребенка. Проведено экспериментальное исследование по проблеме, проанализированы и апробированы все полученные результаты.Ключевые слова:дошкольный возраст, дети старшего дошкольного возраста, творческое мышление, развитие мышления.

Дошкольное детство это пора жизни, когда перед ребёнком открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, прежде всего в своих играх, ребёнок овладевает предметным миром. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Именно в игре у дошкольников совершенствуются и развиваются такой психический процесс как мышление.Проблема развития интеллектуальных способностей актуальна и на современном этапе психологических знаний. Проблемами психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике занимались многие ученые: Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, Л.И. Божович и др.Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовятся к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым абстрактнологическим мышлением сложно будет усвоить новые знания.Таким образом, недостаточная сформированность мыслительных приемов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов.Но практическая работа показывает, что целенаправленномуформированию приемов мышления дошкольников в процессе образовательной деятельности уделяется недостаточно внимания в дошкольном образовании. Недостаточно часто используются возможности игры, а именно игра как ведущий вид деятельности стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития мышления.Наряду с актуальностью выбранной темы, можно выделить возникшее противоречие: недостаточное использование разнообразных методов и приемов в совместной деятельности педагога и детей препятствуютуспешному развитию мышления детей в дошкольных образовательных учреждениях.Проблема исследования: эффективно ли использование специальных обучающих программ для развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях.Цель исследования: изучение развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.Объект исследования–мышление детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования–развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.Гипотеза исследованиязаключается в предположении о том, что развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях будет более эффективным при условии реализации программы по развитию творческого мышления, составленной с учетом особенностей детей дошкольного возраста.Задачи исследования:1. Осуществить теоретический анализ проблемы развития творческого мышления детей в дошкольных образовательных организациях в современной науке.2. Определить особенности развития творческого мышления детей в дошкольных образовательных организациях.3. Осуществить подбор диагностических методик по определению уровня развития творческого мышления детей в дошкольных образовательных организациях и провести диагностику.4. Составить и апробировать программу развития творческого мышления детей в дошкольных образовательных организациях, определить её эффективность.Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы: теоретический анализ психологопедагогической и методической литературы по проблеме исследования, тестирование, эксперимент в единстве его этапов (констатирующего, формирующего и контрольного), метод качественного и количественного анализа эмпирических данных.Теоретикометодологической основой исследованиястали положения, выдвинутые в работах российских ученых Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, А.А.Леонтьева, Ф.А.Сохипа, К.Д.Ушинского, Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, А.М.Шахнаровича, Д.Б.Эльконина; теоретические основы обучения с учетом возрастных закономерностей психического развития детей (Н.И.Гуткина, В.Д.Еремеева, В.А.Москвин, А.Р.Лурия, А.Л.Сиротюк, и др.), исследования творческого мышления в отечественной психологии(Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. А. Анцыферова, О. К. Тихомиров и др.).Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в четыре этапа. Подготовительный этап включал в себя определение целей и задач, выбор объекта и предмета исследования, выдвижение основной гипотезы, изучение и анализ научной литературы. Констатирующий этап был направлен на подбор методов и методик научного исследования, изучение состояния проблемы, определение основных понятий и категорий, создание концепции исследования, изучение особенностей развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях, выявление эффективных сторон развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста. Формирующий этап посвящен разработке и апробации программы развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях. Аналитический и заключительный этапы посвящены обработке и анализу полученных результатов, оформлению материалов исследования.Творческое мышление –один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Творческое осмысление действительности является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Отечественный психолог Р.С. Немов дает такое определение творческого мышления: «Творческое мышление –вид мышления связанный с созданием и открытием чеголибо нового» .Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.Психологигуманисты (Г. Олпорт, А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества –мотив личностного роста. По Маслоу –это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей .Творческое мышление изучалось также в рамках психометрического подхода. Здесь можно выделить концепцию креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса, представляющую креативность как универсальную познавательную творческую способность. В словаре психологических терминов под ред. Дьяченко можно найти такое определение креативности: Креативность –способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Основные факторы креативности –оригинальность, семантическая гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии Одним из важнейших факторов развития творческого мышления детей является создание условий, способствующих формированию их творческого мышления. Первым шагом к успешному развитию творческого мышления является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание, хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами . Также важным условием развития творческого мышления ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.Развитие творческого мышления вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше . Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя .

Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когдалибо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку изпод дивана, если ребенок может решить эту задачу сам. Развитие творческого мышления заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким –либо делом, в выборе способов и т.д. тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет на пользу .В результате психологопедагогического анализа нами были определены критерии развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста:

беглость –способность реагировать на идеи в пределах ограниченного времени. Беглость лучше всего развивать в продуктивных графических видах деятельности, в тренировках быстро отвечать на вопросы.

оригинальность –внесение чеголибо нового в имеющийся материал, способность выдавать необычные реакции, неординарность мышления.

гибкость –способность ребенка приспосабливаться к неожиданной смене ситуации, а также способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию.1. Методика «Использование предметов».Данная методика была направлена на развитие творческого, дивергентного мышления, ассоциативной памяти. При обработке и оценке результатов мы определили, что значительная часть респондентов предлагали не оригинальное использование обозначенных предметов, наблюдалось проявление репродуктивного мышления. При описании отсутствовали детализированность, необычность образов (63%).Некоторые дети более успешно справились с заданием. Они предполагали больше способов использования предложенных предметов. Эти варианты отличались интересными идеями, детализированностью образов. Большая часть идей отличалась репродуктивным воспроизведением (28%).Всего 9 % тестируемых детей смогли справиться с заданием полностью. Предложенные им варианты использования известного предмета (газеты) отличались оригинальностью, необычностью образов мышления, количеством интересных идей.Низкий уровень развития творческого мышления:экспериментальная группа –60 %;контрольная группа –66 %.Средний уровень развития:экспериментальная группа –29 %;контрольная группа –27 %.Высокий уровень развития:экспериментальная группа –11 %;контрольная группа –7 %.Таким образом, можно сделать вывод о низком уровне развития творческого мышления.

Рис. 1. Методика "Использование предметов"

2.Методика «Слова». При обработке и оценке результатов мы определили, что большинство детей не могли придумать слова и повторяли те, которые произнес педагог (65 %).Некоторые дети справились с заданием более успешно, придуманные слова были оригинальны и интересны, но им потребовалось много времени, чтобы придумать слова. Многие слова придумывались с подсказками педагога (27%).Отсюда низкий уровень развития творческого мышления: экспериментальная группа –59 %;контрольная группа –56 %.Средний уровень развития:экспериментальная группа –30 %;контрольная группа –34 %.Высокий уровень развития:экспериментальная группа –11 %;контрольная группа –9 %.Таким образом, можно сделать вывод о среднем уровне развития творческого мышления.контрольная группаэкспериментальная группа0%20%40%60%80%низкий уровеньсредний уровеньвысокий уровеньконтрольная группаэкспериментальная группа

Рис. 2. Методика "Слова".

3. Методика «Эскизы».Приобработке и оценке результатов мы определили, что большинство детей испытывали трудности. Им было сложно представить воображаемые предметы, они затруднялись с ответом. Практически ничего оригинального в полученных эскизах дети не видели. Детям проще была дорисовать увиденные эскизы, нежели вообразить чтото и это описать. Тем не менее, при дорисовывании эскизов дети рисовали незначительное количество деталей, изображения напоминали схематичную форму передачи образа. При создании какогото объекта дети включали его в простой сюжет, полученные рисунки можно отнести ко второму типу анализа рисунков по методике О.М. Дьяченко (32%).К четвертому типу можно отнести рисунки 10% детей. Их рисунки были более сюжетные, детализированные, объекты изображения были болееоригинальными, творческими. Низкий уровеньразвития творческого мышления:экспериментальная группа –59 %;контрольная группа –57 %.Средний уровеньразвития:экспериментальная группа –30 %;контрольная группа –32 %.Высокий уровеньразвития:экспериментальная группа –10 %;контрольная группа –8 %.Таким образом, можно сделать вывод о среднем уровне развития творческого мышления.контрольная группаэкспериментальная группа0%20%40%60%80%низкий уровеньсредний уровеньвысокий уровеньконтрольная группаэкспериментальная группа

Рис. 3. Методика "Эскизы".

Актуальность нашего исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательнымиучреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие творческого мышления.Анализ современных психологопедагогических исследований позволил нам определить следующие психологопедагогические условия, способствующие развитию творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста:1. Создание обстановки опережающей развитие детей.Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности;2. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности. Задача воспитателя –помочь организовать деятельность, сделать ее увлекательной, насыщенной;3. Системность в обучении детей;4. Обогащение опыта ребенка. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов деятельности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его мышления;5. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризует быстрота, гибкость, оригинальность, точность).В психологопедагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.контрольная группаэкспериментальная группа0%10%20%30%40%50%60%низкий уровеньсредний уровеньвысокий уровеньконтрольная группаэкспериментальная группаИсследования творческого мышления стали расширяться во второй половине XXвека. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственность за принятое решение.

Ссылки на источники1.Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества [Текст]/ В.И. Андреев, Казань, 1998.2.Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольномвозрасте. М.: Иммапресс, 1999. 96 с.3.Бабаева, Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: методическое пособие [Текст]/ Бабаева, Ю.Д. –М. 19984.Барташникова И.Я. Барташников А.А. Учись играя: Тренировка интеллекта. Игра и тесты для детей 5–7 лет[Текст]/ Барташникова И.Я., Барташников А.А. –Харьков 1997. –412 с.5.Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. [Текст]/ Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. –СПб.: издательство Буковского, 1994. –60 с.6.Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). [Текст]/Богат В., Нюкалов В. // Дошкольное воспитание. 1994 №1, С. 17–19.7.Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества [Текст]/ Венгер Н.Ю. // Дошкольное воспитание. 1982, №11, С. 32–38.8.Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателей. –М.: Просвещение,1981.9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.,1991.93с.10.Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. [Текст]/ Выготский Л.Н. –СПб.: Союз, 1997. –92 с.11.Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. [Текст]/ Годфруа Ж. –М.: Мир, 1992. –460 с.12.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. [Текст]/ Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. –М.: Знание, 1994 –157 с.13.Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Наглядно –методическое пособие. Серия: Приглашение к творчеству. Издательство «Детство Пресс» 2006.14.Дункер, К.М. Психология продуктивного (творческого) мышления: Психология мышления/Пер. с англ./ [Текст]/ Под ред. А.М. матюшкина –М., Прогресс, 196615.Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. –Пенза: УниконТРИЗ.16.Журнал Веселая Академия. Развиваем воображение. Выпуск 7.17.Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения [Текст]/ Заика Е.В. // Вопросы психологии, 1993, №2, С. 54–58.18.Зейц М. Пишем и рисуем пальчиками. Издательство ИНТ –2010.19.Крылов Е. Школа творческой личности [Текст]/Крылов Е. // Дошкольное воспитание. 1992, №8, С. 11–20.20.Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов / Пер. с англ. под ред. Е.И. Щебланова. М.: ИНТОР. 1995. –48 с.21.Левин В.А. Воспитание творчества. [Текст]/ Левин В.А. –Томск: Пеленг, 1993. –56 с.22.Лук А.Н. Психология творчества. [Текст]/ Лук А.Н. –М.: Наука, 1978. –125 с.23.Лубовский, Д.В. Диагностика креативности дошкольников/ Д.В.Лубовский //Психология обучения. 2005.№8, с. 8287.24.Менджрицкая Д.В. Воспитание детей в игре. [Текст]/ Менджрицкаяд.В. –М.: Просвещение, 1982.25.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. [Текст]/ Михайлова З.А. –2изд. –М.: Просвещение. 1990–160 стр.

). Бывает, что родители все условия развития творческого мышления соблюдают, но ребёнок всё равно пассивен.

Так бывает, когда у ребёнка слабо развито воображение. Чем лучше развито воображение, тем шире область неясных знаний.

Воображение и неясные знания

Например, вы рассказываете как по стебельку бежит водичка. Малыш со слабеньким воображением очень смутно представляет эту картинку и не может связать её с настоящим растением.

В результате получается картинка, лишённая деталей, новых объектов. Ничего ясного, за что ум его мог бы зацепиться, не появляется. И так во всех областях знаний.

Другое дело, когда у ребёнка богатое воображение. Читают ему или рассказывают неважно, он представляет себе яркую богатую картинку. Возникают вопросы: откуда в стебле вода. На прогулке находит его, ломает, выясняя действительно ли там вода, и так далее…

Воображение не надо путать с фантазией, когда ребёнок представляет нереальные предметы, витает в облаках.

Воображение – это умение представлять реальные объекты. Для творческого мышления надо активизировать наблюдательность и воображение именно в повседневной жизни. Облако неясных знаний здО рово расширяется за счёт воображения.

Умение создавать облако неясных знаний избавляет родителей от необходимости внешней мотивации. Ведь когда человек работает только ради награды, он не учится по-настоящему, не развивается. Он требует за учёбу конфету, мультик, компьютерную игру.

Так до школы мы начинаем экономить на дорогих репетиторах, кружках. Если думаете, что репетиры это далеко, то ошибаетесь.

Стратегия 2. Инерция мышления

Этот пункт касается не только дошколят, но в ещё большей степени школьников: учите подавлять инерцию и мыслить дальше. Психологическая инерция – свойство нашего мышления, склонность к шаблонным реакциям.

Например, если попросить человека представить тарелку, то большинство представит круглую, потому что большинство тарелок именно такой формы.

Часто мы думаем, что мышление – это первое, что пришло нам в голову в ответ на вопрос. Но это на самом деле не мышление, а инерция, распространённый стереотип. Только исчерпав первые банальные ответы, мы начинаем мыслить. И только тогда мышление начинает развиваться. Поэтому надо искать приёмы, снижающие психологическую инерцию.

Игра в небылицы

Игра в небылицы – хороший приём преодоления мыслительных стереотипов у детей.

  1. Предложим рисунок: на елке яблоки. Может ли такое быть? Первый ответ: такого не бывает. Это психологическая инерция. Предложим подумать, может быть бывают такие ситуации? Кто-то предполагает – это новогодняя ёлка, а яблоки украшение. Отлично!
  2. Белая река – утонула гуашь, опрокинулся молоковоз.
  3. Летающий кот – шарик в форме кота.
  4. Дерево в воде – гигантская водоросль или затопило лес тропическим дождём, наводнением.
  5. Летом мальчик в резиновых сапожках – собрался на рыбалку или собирать пиявок на болоте как Дуремар из «Золотого ключика», или в лес со змеями по грибы и ягоды (чтобы не укусили).

Сперва ответы просты, но по мере тренировки они становятся всё оригинальнее.

Небылицы может придумывать ребёнок лет с трёх. Для начала можно использовать идеи с картинок-небылиц из интернета. Пример.

Какие тут небылицы можно применять для развития творческого мышления?

  1. Ёжик бежит по снегу с яблоком на иголках. Вообще-то ёжик зимой спит в норке. Найди причины того, что он не спит. (Спать ещё не хочется, ежик проснулся зимой покушать, снег выпал рано и ёжик не успел заснуть)
  2. Лягушка на скакалке зимой скачет. (Тренируется для полёта в Космос, закаляется, водоём замёрз, а лягушка не успела в него запрыгнуть и теперь скачет, чтобы согреться)
  3. Бабочки зимой летают. (Это не бабочки, а такие снежинки, или воздушные шары в форме бабочек)
  4. Интересен дуб зелёный. Тут можно рассказать ребёнку, что листья на дубе долго остаются зелёными и не облетают. Так в игре ребёнок получает ещё и массу теоретических знаний.

Вот самые простые объяснения. Можно найти картинки с небылицами попроще для ребят помладше.

Как играть?

Ребёнок придумывает небылицы, а мама объясняет, как так может быть, а потом смена ролей. Стараться смотреть шире: солнце встаёт на западе, кошка лает (или собака мяукает), лампочка упала, но не разбилась.

Уже с 5-6 лет ребёнок может как-то интересно объяснять всё это. Всё это можно рисовать, лепить, в сюжетно-ролевые игры включать.

  1. Игра в куклы. На земле пропали все нитки и ткани. Что делать? Предложим бумагу. Как можно сделать юбку из бумаги? Какие свойства у такой одежды? Что будет, если попадёт в дождь? Можно ли гладить, стирать? Какими порошками? Чем хороша бумажная юбка (можно раскрасить, пышная получается)?
  2. Игра в древних людей. Отряд доисторических разведчиков отправился на поиски новых мест. Что древним людям нужно было прежде всего? Как им передать сообщения оставшимся соплеменникам? Для ребят постарше вполне подходящая игра.
  3. Игра в машинки. Строители строили дорогу по каменистой пустыне. На пути встретилась река. Как перебраться через неё? Из чего построить мост? Какие материалы потребуются для постройки?
  4. Игра в путешественников. Люди отправились в горы осенью. Неожиданно наступила зима, подморозило, выпал снег. Как выжить путешественникам до прихода спасателей?
  5. Космические темы – вообще бездонный кладезь игр-небылиц.

В таких играх разовьём не только творческое мышление, но и научим малыша простым теоретическим вещам.

Смотрите скучно ли вам играть? Если все ваши развивающие игры скучны ребёнку, а мама добавит к ним ещё и буквы, то интереснее не станет. Чтобы любые академические знания не вызывали отторжения надо работать на собственной взрослой инерцией мышления.

Предложенные стратегии позволят любое время сделать интересным и насыщенным. Но чтобы все это сделать в жизни, взрослым надо самим прокачать своё мышление.

Итог. Зачем развивать творческое мышление ребёнка?

  1. Чтобы он не скучал, требуя всё больше игрушек, сам стремился познавать мир.
  2. Чтобы не остался на обочине, когда вырастет. Творческое мышление позволит эффективно адаптироваться в меняющейся ситуации.
  3. Чтобы сейчас ваша жизнь не превращалась в муку, когда ребёнок целый день просит планшет, а вы целый день уговариваете его позаниматься. Занимаетесь кое-как из-под палки. Обоим тяжело.

Надо сейчас менять свое мышление, развивать своё воображение. Только надо помнить, что творческое мышление – это долгосрочная работа, с наскока проблему не решить.

Слово «творческий» употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не об успехах, а о творческих успехах. Но не всегда мы задумываемся о том, почему инициатива, мышление и успех заслужили определение «творческой»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития творческого мышления старших дошкольников

Слово «творческий» употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не об успехах, а о творческих успехах. Но не всегда мы задумываемся о том, почему инициатива, мышление и успех заслужили определение «творческой».

Творческое мышление и творческая деятельность являются особенностью человека. Мышление творческое - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и

новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Без этого качества развитие человечества и человеческого общества было бы немыслимо. Все, что нас окружает, связано с творческим мышлением и деятельностью людей: орудия труда и машины, дома; предметы быта; телевидение и радио, часы и телефон, холодильник и автомобиль. Но и общественная и даже частная жизнь людей исторически основываются на творческих достижениях. Это совершенно справедливо и для сегодняшнего, и для будущего развития общественной жизни.

Творческое мышление выделяет человека из мира животных. Оно является осмыслением действительности, одним из способов активного познания мира. Именно творческое мышление делает возможным прогресс отдельного индивида и человечества в целом. В.Г. Крысько дает такое определение творческого мышления: «Творческое мышление – вид мышления связанный с созданием и открытием чего-либо нового»

Дж. Гилфорд и Е. Торренс представляют творчество как креативность, как универсальную познавательную творческую способность. В словаре психологических терминов дается такое определение креативности: «Креативность – способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Основные факторы креативности – оригинальность, семантическая гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии».

Креативность является способностью ребенка, данная от рождения, поэтому дошкольный возраст признан рядом психологов сенситивным для развития творчества. Доказано, что креативность формируется стихийно в благоприятной среде игры и в ходе детского экспериментирования. Но ребенку трудно самостоятельно реализовать свои творческие способности и развить их без поддержки взрослого. Задача взрослого состоит в том, чтобы сохранить в ребенке творческое начало, помочь ему проявить себя как творческую личность.

Особенностью старшего дошкольника является то, что он восприимчив к новому. Его отличает своеобразие воображения и чувств, таким образом он расположен к развитию творчества. Психологами доказано, что с возрастом способность к творчеству угасает. Это связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент, так и с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии. В 5-6 лет для дошкольника наиболее значимы внешняя среда и условия социализации ребенка. В 6- 7 лет происходит структурная перестройка творческого мышления. Оно стимулирует у ребенка деятельность по экспериментированию и апробации разных подходов к проблеме. В дальнейшем препятствуют развитию творческого мышления конформизм, боязнь показаться смешным, неумелым. Торопливость и нетерпеливость в стремлении получить результат немедленно также нередко разрушают творческий процесс.

Согласно данным исследователя детской креативности П. Торренса, способность к творчеству проявляется неравномерно. Пики ее наблюдаются в 5, 9, 13, 17 лет. Другой исследователь детства, Ж. Пиаже, отрицал креативность как характеристику детского мышления, считая его эгоцентричным, нерефлексивным, нечувствительным к противоречиям.

Среди отечественных ученых Л.С. Выготский экспериментально выявил уменьшение развития творческого мышления с возрастом в связи с развитием умения усваивать и формулировать новые понятия. А.А. Венгер связывал увеличение с возрастом способности к творчеству с развитием понимания причинности - способности выявлять связи и отношения между предметами и их свойствами, отражать объективные закономерности.

Н.Н. Подьяков называет гибкость детского мышления условием, обеспечивающим усвоение системы знаний, отражающих объект в различных противоречивых аспектах. Он связывает с этой особенностью такую форму детского творчества, как экспериментирование. Детское

экспериментирование, по Н.Н. Подьякову, - это преобразование ребенком незнакомых объектов и самостоятельное выявление в них скрытых свойств и отношений.

Особенностью творческого мышления старшего дошкольника является гибкость мышления дошкольника, которая связана с перестройкой и переоценкой ситуации, со способностью увидеть новое в старом, а нестарое в новом. Эта особенность мышления старшего дошкольника зависит от умения выделять им в освоенных средствах мышления новые свойства и отношения, от смелости применять ранее освоенные средства мышления в новых условиях. Для старшего дошкольника характерно умение анализировать образ объекта и включать ранее неиспользованные характеристики для развития гибкости детского мышления.

Исследования А.Е.Мелик-Пашаева показывают, что по мере продвижения дошкольника от средней к подготовительной группе детсада наблюдается рост его способности самостоятельно изменять систему мыслительных средств, успешно применять знания в одной ситуации. Он выделил три уровня развития гибкости мышления старшего дошкольника, которые характеризуются различными внешними проявлениями:

Уровни развития гибкости мышления дошкольников. Их три- для первого уровня характерно осознание ребенком проблемной ситуации, он не выделяет существенные свойства объекта, не выделяет те или иные аспекты мыслительных средств. Второй уровень характеризуется появлением попытки анализа свойств объекта с выделением очевидных и игнорированием существенных, но менее очевидных. Анализ мыслительных средств выражен, но не дифференцирован, не развернут. Третий уровень характеризуется тем, что у ребенка выражен анализ свойств объекта, выделяются очевидные и скрытые существенные свойства, четко вынуждена зрительная ориентировка, ребенок ясно улавливает особенности проблемной ситуации.

С учетом особенностей процесса протекания творческого мышления старших дошкольников к развивающим программам предъявляется целый комплекс требований. Педагог, который реализует систему развития творческого мышления у ребенка 5 - 7 лет, должен придерживается принципов развития творческого мышления.

К принципам развития творческого мышления относятся:

Принцип беглости мышления, который предполагает стимулирование способности генерировать множество решений творческой задачи, осуществлять по методу «мозгового штурма»;

Принцип мягкого соревнования состоит в том, что использование соревнования между командами, с постоянно меняющим свой состав, и нематериальным вознаграждением победы и участия;

Принцип сотрудничества и кооперации заключается в том, чтобы выполнять каждое задание индивидуально, в паре или небольшой группе;

Принцип благоприятного климата для педагога ставит задачу поддержания на занятиях благоприятной социально-психологической среды, которая характеризуется психологической безопасностью и безусловным принятием ценностей каждого ребенка;

Принцип неоцениваемой деятельности дает возможность предоставить каждому участнику право делать ошибки;

Принцип положительного подкрепления желаемого поведения заключается в том, чтобы какое-либо действие осознанно запоминалось как ведущее к вероятности повторного совершения такого действия;

Принцип активности обеспечивает развитие творческих способностей ребенка благодаря его собственной деятельности по решению творческой задачи. Исходя из этого можно определить основные направления в развитии творческих способностей старших дошкольников:

Развитие воображения;

Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в старшем дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным .

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети очень любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Влияние изобразительного искусства на развитие ребенка и в целом личности человека очень велико. Воспитание творческого восприятия окружающего мира пробуждает у детей способность не только чувствовать и видеть красоту мира, но и создавать свои творческие продукты деятельности. Л.В.Парамонова считает, что искусство является определяющим средством формирования творческого мышления дошкольников так как оно говорит образным языком, оно наглядно, что является близким ребенку дошкольного возраста».

Общеизвестно, что ребенок при познании мира природы с его богатством явлений и красотой, впитывая его звуки, запахи, краски, наслаждаясь его гармонией, совершенствуется как личность. Он может не обладать в полной мере способностью передать впечатления словами, но в рисунке он может полнее и ярче выразить свои мысли, эмоции и ощущения.

Т.М. Бондаренко отмечает, что живопись учит смотреть и видеть окружающий мир. Через живопись дети учатся понимать гармонию природы. Изобразительная деятельность предоставляет ребенку большие возможности в выражении своей индивидуальности. Через рисунок проявляется уровень развития творческого мышления, так как один и тот же предмет, видимый детьми, изображается с индивидуальными особенностями. Через рисунок дошкольник выражает отношение к изображаемому предмету. Как отмечают психологи, в момент изобразительной деятельности у старшего дошкольника включаются в работу и активно развиваются все мыслительные процессы. Изображение окружающего мира, окружающих предметов и есть проявление творческого мышления.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.

Особенностью преподавания изобразительного искусства в дошкольном учреждении является то, что существует два основных подхода к преподаванию. Их можно определить как академический и творческий подход к обучению.

При академическом подходе детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При этой системе обучения дети приобретают некоторые навыки, полезные в дальнейшей жизни, но не приобретают опыта решения художественных задач, слабо приобщаются к искусству. Это обучение с небольшой долей творчества. (Т. С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. HYPERLINK " https://fictionbook.ru/author/t_s_komarova/izobrazitelnaya_deyatelnost_v_detskom_sa/ " HYPERLINK " https://fictionbook.ru/author/t_s_komarova/izobrazitelnaya_deyatelnost_v_detskom_sa/ " Программа и методические рекомендации. HYPERLINK " https://fictionbook.ru/author/t_s_komarova/izobrazitelnaya_deyatelnost_v_detskom_sa/"HYPERLINK "ht HYPERLINK " https://fictionbook.ru/author/t_s_komarova/izobrazitelnaya_deyatelnost_v_detskom_sa/"tps://fictionbook.ru/author/t_s_komarova/izobrazitelnaya_deyatelnost_v_detskom_sa/"Для занятий с детьми 2-7 лет. «МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2006)

Во втором случае, при творческом подходе к обучению, создаются благоприятная среда и условия для творчества. Дошкольники обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами и т.п. (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- старшая группа. «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009) Современная педагогика соединила эти два подхода, создала синтез обучения и творчества, что использовано нами при организации изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных художественных техник. .

Арт -педагогика соединяет творческий и академический подход. Их интеграция даёт результат, который превосходит результаты каждого отдельно направления. Арт-педагогический подход широко использует нетрадиционные художественные техники рисования, интегрируя их с образовательными методиками.


Мы определили уровень развития «образной креативности» у детей старшего дошкольного возраста и показали необходимость развития отдельных её показателей индивидуально у каждого ребенка.

Для того, чтобы определить, влияет ли использование специальных игр, упражнений и создание определенной предметной среды на развитие креативности, был проведен формирующий эксперимент. В процессе эксперимента в микросреду вносили следующие изменения :

  • а). регламентацию поведения понижали путем консультативно - тренинговой работы с воспитателями и родителями;
  • б). информационную обогащенность микросреды повышали за счет преподавания педагогами - специалистами разных предметов, актуализирующих творческие способности.

Для формирующего эксперимента мы разработали игры и специальные упражнения, направленные на развитие креативности при ознакомлении с элементами геометрии на базе программы «Развитие» с парциальным применением технологии ТРИЗ.

Основные цели и задачи которых были следующие:

  • 1. Развивать творческое воображение
  • - пластичность
  • - подвижность
  • 2. Развивать образную креативность
  • - беглость
  • - оригинальность
  • - разработанность
  • - абстрактность названий
  • - замыкание
  • 3. Учить решать задачи творческого характера
  • 4. Развивать умение сочинять математические сказки, используя двигательную и наглядную модели.
  • 5. Разработать алгоритм создания новых развивающих игр, используя прогрессивные педагогические технологии (ТРИЗ, Никитина, Воскобовича, Михайловой).
  • 6. Воспитывать качества, необходимые творческой личности:
    • - целенаправленность
    • - смелость решения
    • - способность принимать нестандартные решения
    • - высокую работоспособность
    • - умение отстаивать свои решения
    • - коммуникабельность
    • - навыки общения в коллективе
    • - объективно оценивать свои и чужие решения

Для решения вышеназванных задач был разработан специальный комплекс игр и упражнений (приложение № 1) и рекомендации по организации развивающей среды (приложение № 2).

Мы использовали потребности детей в осмысленном движении при ознакомлении с элементами геометрии, развивая при этом творческое мышление. Обучение математике в раннем возрасте, по нашему мнению, надо начинать с геометрии, так как она развивает ассоциативное мышление, которое является основой творческого мышления (51,стр. 16).

На занятиях и в совместной деятельности дети знакомились с элементами геометрии и закрепляли знания о геометрических фигурах.

Дети знакомились с различными видами линий, точкой пересечения, учились различать контурную и силуэтную модели треугольников.

Такие занятия развивают пространственное воображение, творческое мышление, дети фантазировали, когда рисовали любые фигуры, которые замыкались в замкнутую линию.

  • 1. Конспект № 1 «Линии пересекаются. Точки пересечения».
  • 2. Конспект № 2 «Штриховка горизонтальными линиями».
  • 3. Конспект № 3 «Веселое путешествие».
  • 4. Конспект № 4 «Наклонная линия».

Мы постарались привлечь к работе родителей. Например, для родителей с низким уровнем образной креативности провели консультацию «Геометрические фигуры для развития творческого мышления» (Приложение № 3), которая посвящена играм, развивающим воображение. Родители поняли, что творческие способности ребенка раскрываются благодаря работе над развитием воображения с раннего возраста.

В группе также была оформлена папка - передвижка «Линии пересекаются. Точка пересечения» (Приложение № 4). Совместно с детьми были придуманы тетради «Сказки из теремка» с блоками - рамочками для составления наглядных моделей.

Сначала дети сочиняли сказку, используя двигательную модель, затем составляли наглядные модели.

«Сказка про точку, которая жила в стране Геометрии» (Марина Я.).

Жила была точка в стране Геометрии. Пошла она гулять и встретила ещё одну точку, они подружились и пошли гулять. По дороге им встретился круг, и они стали жить в нем, превратившись в глазки. Но им не хватало точки - ротика и линии - носика. Встретить им их помог волшебник и получился человечек.

«Сказка про линию» (Настя К.).

Жила была прямая линия, пошла она гулять, но на пути стоял лес, линия стала пробираться через лес и зацепилась за ветки, изогнулась и стала волнистой. Вдруг она увидела ёжика, испугалась, свернулась в клубок, и превратилась в спираль.

Дети с низким уровнем образной креативности вначале отказывались сочинять сказки, с ними провели серию занятий и игр на развитие творческого воображения. «Дорисуй круг так, чтобы получился какой либо предмет» (Таблица № 5), «Дорисуй картинку» (Таблица № 6), «Подумай, на что похожи фигурки? Дорисуй» (Таблица № 7), «Преврати фигуры в интересные предметы» (Таблица № 8), «Придумай узор для ковриков» (Таблица № 9), «Найди фигуры, изображенные в квадратах» (Таблица № 10).

Дидактическая игра «Собери бусы» (Таблица № 11) формирует у детей умение видеть закономерность и продолжать её, развивая системность мышления.

Очень нравиться детям решать математические сказки:

  • - «Торбочка - самобранка» (Таблица № 12),
  • - «Старик и волк» (Таблица № 13),
  • - «Кот - серый лоб, козел да баран» (Таблица № 14),
  • - «Череп - терем» (Таблица № 15).

У детей со средним и низким уровнем развития образной креативности вызывало затруднение решение задач творческого характера и решение геометрических задач (Таблица № 16), так как у них развита шаблонность мышления. Целью таких занятий было помочь в развитии не шаблонности мышления, умении решать задачи творческого характера на сказочном материале.

Очень часто мы играли с детьми в игру «Да - нетку», автор игры Лучо Ломбардо Родиче писал: «это одна из самых плодотворных игр с точки зрения интеллекта и культурного багажа». В процессе игры дети овладевают умением задавать вопросы, оттачивать их формулировку, обогащать речевую практику.

Сначала дети познакомились с алгоритмом отгадывания, затем мы загадывали какой-нибудь предмет, или геометрическую фигуру, а дети, используя схему вопросов, отгадывали её.

Дети низкого уровня испытывали трудности, задавали неточные вопросы, с ними занимались дополнительно.

Главное правило в нашей работе: «Ни какой критики!», это позволяло застенчивым детям (Арсению, Маше) проявлять инициативу. Применение на занятиях «мозгового штурма» дает детям возможность говорить, что только придет в голову, и всегда, чей то ответ служит ключевым к решению проблемы.

Используя этот метод, нам легко было поддерживать малоактивных детей, обратив внимание на их ответы.

Дети учатся кратко и четко выражать свои мысли, не повторять ответы товарища, а это развивает творческий стиль мышления.

Нам очень нравиться использовать на занятиях и в совместной деятельности фантастические гипотезы:

«Что было бы, если бы …?»

«Гипотеза » - писал Новалисс - «подобна сети, забросишь её, и рано или поздно что - нибудь, да выловишь». Например: «Что было бы, если бы ты попал в страну Геометрию», или «Что было бы, если бы на земле все стало круглым, квадратным?»

С детьми высокого и среднего уровня проводили упражнения «Точка» (Таблица № 17), «Комбинирование» (Таблица № 18), дети придумывали различные предметы, проявляя творчество.

Используя прием «синектики » предлагали детям отождествлять себя с различными предметами (например игра «Пантомима», игры на эмпатию). Дети изображали различные геометрические фигуры, разные виды линий: прямая, дуга, волнообразная, спираль, окружность.

Закреплять знания о линиях и развивать воображение помогали такие упражнения: «Назови линии, изображенные в квадратах» (Таблица № 19), «На какие геометрические фигуры разделены квадраты» (Таблица № 20).

Развивать творческое мышление, логику и пространственное воображение помогают игры: «Колумбово яйцо» (Таблица № 21), «Монгольская игра» (Таблица № 22). Затем в самостоятельной деятельности дети придумывали различные предметы и фигуры (Таблица № 23). Дети с низким уровнем сначала с трудом придумывали предметы, но после предварительной работы стали лучше справляться с заданием.

Игра «Поиск девятого» хорошо развивает внимание, мышление, пространственное воображение (Таблица № 24).

Используя алгоритм подбора и создания развивающих игр (Таблица № 25), который был нами составлен, мы разработали ряд игр, используя педагогическую технологию ТРИЗ.

  • 1. «Учимся моделировать » - развивающая игра, метод - «Моделирование маленькими человечками» (Таблица № 26).
  • 2. «Юный изобретатель » - развивающая игра, метод - «Морфологический ящик» (Таблица № 27).
  • 3. «Страна Фантазия » - развивающая игра, метод - «Произвольный префекс» (Таблица № 28). Игра учит детей словотворчеству, исследованию возможностей слов, стимулирует речевую свободу (например «Замкруг - кто это?» или «Биотреугольник», «Полуквадрат»).
  • 4. «Найди родню квадрату » (Таблица № 29) - развивающая игра, помогающая расширить словарный запас, развивать творческое воображение, фантазию, учит находить сравнения и моделировать свойства объекта. Дети находили родню квадрату - это подушка, стол, кубик.
  • 5. «Придумывание новых геометрических фигур » - развивающая игра, метод - «Фокальные объекты» (Таблица № 30). Дети придумывали, какой это мягкий треугольник, лысый треугольник и т.д. Дети пытались найти объяснение, смеялись, удивлялись неожиданным свойствам треугольника.

Дети с высоким уровнем образной креативности с удовольствием сочиняли сказки методом «Каталога»

Сочинение математической сказки методом «каталога».

«Как шар подружился с окружностью»

Цель:

  • 1. Учить детей связывать в одну сюжетную линию наугад выбранных героев и действия;
  • 2. Развивать креативное мышление и творческое воображение;
  • 3. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая.

Методы и приемы:

Метод каталога, мозговой штурм, поощрение.

Материал:

Книга В.Г. Житомирской, Л.Н. Шеврин, «Путешествие по стране геометрии», М. 1996., лист бумаги, ручка.

Ход занятия:

Дети сидят на ковре кто где хочет или на мягких геометрических фигурах. Педагог должен использовать правила, союзы, местоимения или слова, которые невозможно связать, можно отступить на одно, два слова вправо, влево, вверх, вниз. Сегодня мы будим сочинять сказку, героев которой мы пока не знаем. Попробуем узнать о них с помощью этой книги. Каждый из вас поочередно будет указывать пальчиком на любое слово. Итак…

  • - Жил - был кто? «Шар»
  • - Какой он был? «Лучей»… «У него было много лучей, то есть он был похож на «морского ежа» или на «Солнышко»»
  • - Жил был кто, плохой герой? «Окружность»
  • - Какая она была? «Оригинальная»… «То есть необычная, она вся сверкала и была похожа на радугу. И так, сверкая, она ослепляла всё вокруг, в том числе и шар, который был похож на морского ежа»
  • - Кто помог ему? «Карандаш»… «Он разделил окружность, и у неё стало два конца, то есть она превратилась в скакалку. И шар стал скакать на скакалке».

Дети пересказывают сказку и придумывают название («Как шар подружился с окружностью»).

Почти все задания давались детям в продуманной игровой мотивации, широко использовались пальчиковые игры из сборника «Через игру к творчеству» (Т.В. Ляшко, Е.И. Синициной).

Описанная выше работа способствовала развитию творческого воображения, креативного мышления, целенаправленного творчества. Для точности нашего предположения о том, что разработанные специальные игры и упражнения способствуют развитию креативного мышления, было произведено контрольное обследование детей.

Разделы: Работа с дошкольниками

Программа направлена на развитие творческого мышления и воображения у старших дошкольников.

К старшему дошкольному возрасту, в связи с развитием воображения детей, увеличившимся их опытом и знаниями, усложняется содержание игры. Игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни), а комбинирование, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка. В своих играх дети старшего дошкольного возраста учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может протекать во внутреннем плане.

Воображение старших дошкольников - это необходимая ступень в развитии творческого мышления. Поэтому необходимо поддерживать и поощрять его развитие путем создания специально организованных занятий.

Программа разработана на основании Концепции модернизации Российского образования, положения теории Л.С. Выготского, научных идей С.Л.Рубинштейна, ТРИЗ, РТВ Г.С. Альтшуллера, концепции развития креативности Гилфорда, Торренса.

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее время в образовательных учреждениях массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предполагаемых задач.

Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.

Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии.

В течение ряда лет в дошкольном учреждении имеется постоянный запрос от родителей на проведение таких развивающих занятий.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет.

Образовательная цель курса: развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии.

  • Развитие потребности познания окружающего мира, познавательной активности, любознательности.
  • Развитие воображения и фантазии.
  • Развитие качеств творческого мышления старших дошкольников, таких как: гибкость, беглость, точность, оригинальность.

Ожидаемые результаты: развитие творческого потенциала личности ребенка и подготовка к жизни в динамично изменяющемся мире.

Концептуальные компоненты программы

С.Л. Рубинштейн писал о творчестве как о “строительстве человека”. Именно в творчестве находится источник для самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений и т.д.

Л.С.Выготский сформулировал три закона РТВ.

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так "сфантазировать" свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством. РТВ разрешает все - быть всемогущим волшебником, пренебречь любым законом природы, создать новый закон, распрямить радугу - кроме безнравственного.

Изучению различных вопросов теории изобретательства посвящены исследования Г.С. Альтшуллера, И.М. ,Мурашковской, Ю.С. Мурашковсого, А.А.Нестеренко, М.С. Сидорчук, СВ., Н.Н. Хоменко и др Большие возможности открывает использование теории решения изобретательских задач, которая предоставляет для этого определенный инструментарий.

Зарубежные ученые также глубоко изучали творческое мышление.

Гилфорд предложил рассматривать три основные характеристики творческой личности - оригинальность (способность предлагать свой, необычный способ мышления), чувствительность и интеграцию. Торренс провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию.. Креативные дети - фантазеры, любят юмор, проявляют его в ответах при исследовании неструктурированной ситуации, любят идти в новых направлениях.

Гилфорд различает дивергентное и конвергентное мышление:

  • дивергентная продукция - поиск и генерирование новых информационных объектов;
  • конвергентная продукция - поиск вполне определенных ответов на вполне определенные вопросы.

Конвергентная продукция требует аналитического типа мышления, которое необходимо в тех случаях, когда проблема определена. Дивергентная продукция требует более открытого типа мышления.

В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода - порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению.

При использовании творческих заданий важно учитывать следующие дидактические принципы:

1. Принцип свободы выбора.

В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.

2. Принцип открытости.

Предоставлять возможность ребенку работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения.

3. Принцип деятельности.

Освоенные детьми мыслительные операции отрабатывать в практической творческой деятельности.

4. Принцип обратной связи.

Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым педагог может проконтролировать степень освоения материала.

5. Принцип интеграции.

Познавательные и творческие способности ребенка развиваются в разных программных областях знаний.

6. Принцип личностной ориентации.

Каждый воспитанник детского сада должен чувствовать себя комфортно; дети ориентированы на успех и мотивацию успешности.

Формы, методы работы

Средством педагогического воздействия на развитие творческого мышления дошкольников является система творческих заданий. Позиция педагога-психолога – недириктивная, побуждающая детей к активности, свободе самовыражения.

Основные формы работы с воспитанниками: игры, упражнения, импровизации, беседы, сочинение историй, театрализация, творческая продуктивная деятельность, мозговой штурм. Важно использовать в своей работе с детьми по развитию творческого мышления игры, творческие задания, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым и наглядным наполнением. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.

Импровизации дают представление, как можно вербально наполнить разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие – нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей.

Игры-беседы спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих.

Творческая продуктивная деятельность позволяет не только развивать образное мышление, мелкую моторику, но является средством закрепления полученных знаний.

Критерии и показатели эффективности психолого-педагогических воздействий

В нашей программе мы опираемся на критерии, установленные в исследованиях Гилфорда.

1) Беглость (легкость, продуктивность) - этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

2) Гибкость - фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3) Оригинальность - фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

4) Точность - фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Формы, методы, сроки диагностики (Приложение 3)

Диагностика проводится два раза: входящая и итоговая. Процедура диагностики проходит в виде игровых упражнений.

Тесты проводятся в группе. Для того чтобы избежать беспокойства детей и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называют занятиями. Эти занятия проводятся в игровой форме.

В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы просим детей предложить как можно больше разнообразных ответов на наши вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой.

Данная батарея тестов составлена на основе батареи, предложенной Е.Туник несколько сокращена для реализации данной программы. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.

Тесты предназначены для возрастной группы от 5 лет. С помощью данных субтестов изучается:

  • вербальное творческое мышление (1, 2, 3)
  • образное творческое мышление (5, 6, 7)

Организационно-педагогические условия

Программа реализуется в условиях дошкольного учреждения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 0,5 часа. Для проведения занятий должна быть создана необходимая материально-техническая база: отдельное помещение для группы детей 6-8 человек, методическое оборудование (игрушки, наглядные пособия и картинки, фланелеграф), принадлежности для творчества (цветная бумага, картон, краски, пластилин, клей, различные природные и бросовые материалы), шаблоны, картинки для раскрашивания, книги об окружающем мире, сказки

Программа рассчитана на весь учебный год, 68 часов.

Требования к квалификации педагога

Занятия может проводить педагог-психолог или педагог дополнительного образования, владеющий основными методиками ТРИЗ-педагогики, технологиями развития креативности, приемами развития фантазии и воображения.

  • Учебно-тематическое планирование (Приложение 1)
  • Содержание программы (Приложение 2)
  • Пакет диагностических методик (Приложение 3)

Литература

1. Альтшуллер Г. С. Изобретатель и рационализатор. 1981. № 1, 3, 4, 5, 9.// Патентное бюро фантастики.

2. Альтшуллер Г. С. К истории курса по РТВ. 1982.

3. Альтов Г. И тут появился изобретатель. М.: Детская литература, 1989.

4. Амнуэль П. Р. Удивительный мир фантазии. Новосибирск, 1991.

5. Анастази А. Психологическое тестирование. М., Педагогика, 1982, т. 2.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

7. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию творческого мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998.

8. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей.

9. Методика обучения составлению творческого рассказа по сюжетной картинке /Мурашковска И.Н. "Картинка без запинки" http://www.trizminsk.org/e/2312.htm ;

10. Методика системного анализа сказочного сюжета / Методика Мурашковски И.Н. "Сказка, отворись" http://www.trizminsk.org/e/23207.htm ;

11. Никашин А. И. Дидактические игры для развития творческого воображения детей. Ростов-на-Д.: Аспект, 1991.

12. Одаренные дети. /Под ред. М. Карне. М.: Прогресс, 1991.

13. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории в кн. “Проблемы общей психологии”. М., Педагогика, 1973.

14. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. "Обучение составлению творческих рассказов по картине" http://www.trizminsk.org/e/prs/232016.htm

15. Сидорчук Т. А., Ардашева Н. И. Истории проЕ Пособие по РТВ для воспитателей и учителей начальных классов. Ульяновск, 1993.

16. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Анализ сюжетного смысла сказок с помощью ситуативной игры "Да-Нет" http://www.trizminsk.org/e/23209.htm

17. Симановский Я. Е. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996.

18. Страунинг А.М. Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари "Грамматика фантазии". Ростов-на-Д.: Аспект, 1991.

19. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. Московский психологический журнал. №10.

20. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997.

21. Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУПМ, 1997.

22. Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998.

Литература для воспитателей и родителей

1. Альтов Г. И тут появился изобретатель... - М, 2000 г.

2. Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. - МН., Беларусь,1994 г.

3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Петрозаводск, 2003г.

5. Амнуэль П.Р. РТВ - это очень просто! / Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих - http://www.trizminsk.org/e/rtv/index1.htm#02

6. Березина В. Г. Воспитание чудом - http://www.trizminsk.org/e/25021.htm

7. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель - СПб: Издательство Буковского, 1995 .

8. Сайфутдинов А.Ф. Открой в себе талант - http://www.trizminsk.org/e/2500700.htm

9. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач - ТРИЗ (краткая справка)