Личностные ууд примеры внеурочной деятельности. Формирование ууд во внеурочной деятельности. Краткая характеристика театрального кружка

Актуальность данной проблемы бесспорна, так как за последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации. Формирование личностных УУД должно происходить на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Данная проблема актуальна для современной школы, потому что она ещё не достаточно разработана, не изучена до конца. Определим содержание основных понятий рассматриваемой проблемы. Термин «универсальные учебные действия» ученые определяют как умение учиться, то есть «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» . В психологическом значении УУД трактуется как совокупность навыков учебной работы и способов действия учащегося с помощью, которых ученик готов самостоятельно организовать процесс по усвоению новых знаний и умений. Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик . К основным видам УУД, профессор МГУ А.Г. Асмолов относит личностные действия и метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные). Личностные действия включают в себя ценностно-смысловую ориентацию учащихся, то есть ученик должен знать морально-этические нормы, уметь соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами и выделять нравственный аспект поведения, а также ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях . Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные действия делятся на три блока: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация (представляет собой выбор действия в условиях морального конфликта и включает следующие компоненты: выделение морального содержания ситуации; ориентацию на мотивы поступка участников дилеммы, которая предполагает возможность ребёнка увидеть ситуацию разрешения нормы с разных сторон; ориентацию на выделение, идентификацию мотивов, чувств и их осознание) . Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования . Внеурочная деятельность является составной частью учебно - воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся начальной школы в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. В нашей выпускной квалификационной работе эксперимент проводился на основе нравственно-этической ориентации личностных УУД. В своём исследовании мы выявили и обосновали педагогические условия организации внеурочной деятельности с целью формирования личностных УУД (нравственно-этической ориентации). Первое условие: поэтапная организация формирования нравственно-этической ориентации. Наша система занятий, состоит из трёх этапов: 1) «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: знание моральных норм и умение выделять нравственные аспекты поведения. 2) «Хороший поступок» Цель: формирование умения соотносить поступки и события с моральными нормами и этическими принципами. 3) «Помогай окружающим людям». Цель: формирование умений ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Второе условие: формирование нравственно-этических ориентаций, будет основано на формировании ценностей (гуманное отношение друг к другу, толерантность, готовность к сотрудничеству и дружбе, чувство прекрасного у младших школьников). В систему занятий включены упражнения формирующие эти ценности. Третье условие - включение в структуру занятий заданий требующих ситуационно-нравственного выбора и самостоятельного принятия решений. В основе этих заданий заложено познание другого человека и самого себя, умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки других и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его. Выявленные условия легли в основу создания системы занятий, которая разработана на материале пособия для учителей Е.А.Сорокоумова «Уроки общения в начальной школе» . Наша система занятий разработана на основе пособия для учителей Е.А.Сорокоумова «Уроки общения в начальной школе». Система занятий состоит из трёх этапов и заключает в себе 16 занятий. Целью системы занятий является формирование нравственных чувств и нравственно-этической ориентации детей, создание мотивации к совершению хороших поступков и к оказанию помощи окружающим людям. После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное исследование детей экспериментальной и контрольной групп. Полученные данные показали, что уровень сформированности нравственно-этической ориентации у детей после проведения формирующих занятий стал различным. В экспериментальной группе детей с высоким уровнем стало больше на 3,6%(1 человек), чем детей контрольной группы, с которыми не проводилось специальных занятий. Детей со среднем уровне стало больше на 10,7%(3 человека), детей с низким уровнем стало меньше на 14,3% (4 человека). Анализ результатов исследования показал, что выявленные педагогические условия в организации внеурочных занятий с целью формирования личностных УУД (нравственно-этической ориентации) реализованная система занятий улучшила результаты экспериментальной группы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 города Красноармейска

Саратовской области имени Героя Советского Союза Танцорова Г.В."

Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

Выполнила: Алексеева Лариса Валерьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

г. Красноармейск 2016г

Формирование УУД во внеурочной деятельности

Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и во внеурочной деятельности.

Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий:

  • Факультатив

    Конференция

    Соревнование

  • Спектакль

    Экскурсия

    Другие формы

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов, во внеурочной деятельности через кружковую, воспитательную работу.

Внеурочная деятельность помогает ребятам ощутить свою уникальность и востребованность. В начальной школе дети активно включаются в общие занятия. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов.

Уже с первого года обучения дети принимают активное участие в подготовке и проведении литературных викторин, спортивных игр, концертов, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад.

При подготовке и проведении таких мероприятий дети учатся слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека, полно и точно выражать свои мысли, вырабатывать ораторские и актерские способности, у них развивается речь, обогащается словарный запас.

Развитию и формированию универсальных учебных действий у учащихся мне помогает работа «Театрального» кружка.

Краткая характеристика театрального кружка

Занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом.

Развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои мысли и чувства, умение понимать других людей. Развитие основных психических функций - внимания и памяти. Преодоление страха перед публичными выступлениями. Развитие воображения. Возможность для самовыражения.

Средствами предметов русского языка и литературы формируются умения: определять главную мысль и героев произведения, вести диалог в различных ситуациях, работать со словом, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, делать выводы, коллективно обсуждать прочитанное, читать по ролям, работать в группах, создавая инсценировки, сценарии, проекты. Дети учатся оценивать позиции героев, позиции автора художественного текста, овладевают средствами художественной выразительности. На занятиях театрального кружка мы развиваем эти умения и доводим до уровня творчества. Ребята получают возможность на практике применить то, чему научились на уроках, происходит формирование универсальных учебных действий, а именно способности и готовности к сотрудничеству, саморазвитию.

УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности, в том числе и внеурочной деятельности. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.

Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность воспитания педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.

Занятия в театральном кружке помогают ребятам:

Проявить свой талант.

Спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё;

Сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор,

Воспитание творческой индивидуальности ребенка,

Развитие интереса к искусству театра и актерской деятельности,

Освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности;

Накопление определенного багажа образных действий, необходимого для первоначального выражения ребенком своего личностного отношения к музыке,

Пробуждение чувств сопереживания воплощаемому образу,

На занятиях учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы.

    полное внимание к однокласснику;

    серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

    терпимость, дружелюбие;

    никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

На каждом из занятий театрального кружка формируются следующие универсальные учебные действия:

- познавательные – умение решать проблемы и задачи;

Определяем тему занятия, ставим цели, учимся работать по алгоритму, осуществляем контроль и самоконтроль – это формирование регулятивных УУД,

Умение работать в группе, в команде, умение договариваться, слышать и понимать партнера – это формирование коммуникативных УУД,

Особо мне бы хотелось остановиться на коммуникативных УУД. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» - является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Общение предполагает передачу информации. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития.

Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы.

Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика.

Выступая перед одноклассниками, получая положительную оценку со стороны одноклассников, ребята тоже самоутверждаются, получая уверенность в себе и своих силах, все это позволяет говорить о формировании личностных УУД.

Таким образом, УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные виды действий:

коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,

познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

личностные – определяющие мотивационную ориентацию,

регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через внеурочную деятельность. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе работы кружка нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочных занятий по формированию умения учиться.

Выступление на педсовете по теме «Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД) во внеурочной деятельности».

Учитель начальных классов

Абросимова Валентина Викторовна.

МБОУ Мукшинская СОШ

Якшур-Бодьинского района УР

Внеурочная деятельность ставит своей целью развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения и воспитательной деятельности. Активность человека и есть всеобщая форма его существования как индивида, условие реализации себя как личности. Создание для этого условий – важная задача на всех ступенях системы непрерывного образования. Воспитание, рассматривают не как самостоятельный вид, а как функцию свойственную любой педагогической деятельности.

Воспитанию, прежде всего, должна быть присуща интеллектуальная, трудовая, досуговая, социальная деятельность, проводимая с детьми. Нельзя обучать, не воспитывая, а воспитывать, не просвещая.

Цель внеурочной деятельности методического объединения учителей начальных классов:

    Создание условий для развития личности учащихся;

    Создание условий для позитивного общения вне урока;

    Проявление инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях;

    Проявление интереса к внеклассной работе.

    Формирование способности у учащегося развиваться самостоятельно.

    формированием гражданско-патриотических чувств.

В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам ученика школы по учебным предметам выделен новый результат - получить возможность научиться. Например, результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др.

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время направлено, прежде всего, на развитие УУД, таких как:

Познавательных УУД :

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    поиск и выделение необходимой информации;

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    рефлексия.

Регулятивные УУД :

    целеполагание;

    планирование;

    прогнозирование;

    контроль;

    коррекция;

    оценка: умение давать оценку своим действиям;

Коммуникативные УУД :

    планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

    управление поведением партнера в совместной работе над диалогом;

    умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и т. д.

Личностные УУД :

    самоопределение;

    смыслообразование;

    умение решать проблемы планирования свободного времени.

    осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;

    ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;

    осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.)

УУД - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД.

Универсальные учебные действия - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Предназначение УУД:

    обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;

    обеспечение целостности содержания образования;

    профилактика школьных трудностей обучающихся.

Важнейшим критерием - показателем освоения обучающимися УУД в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) - является процесс интериоризации, т. е. перенос действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний личностный план .

В результате овладения познавательными УУД учащийся успешно может применять конкретные способы преобразования учебного материала в практической деятельности. Познавательные УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и умение учащихся учитывать позиции других людей. В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Коммуникативные УУД обеспечивают:

    социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);

    умение слушать и вступать в диалог;

    участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные УУД обеспечивают умение учащихся организовывать свою учебную и внеурочную деятельность. Учащиеся учатся правильно выбирать средства для организации своего поведения и деятельности, распределять рационально свое свободное время, планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с учетом норм, предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также учитывать возможные ошибки, сдерживать отрицательные эмоции.

Регулятивные УУД :

Регуляция субъектом своей деятельности возможна, когда у человека развита произвольность и воля. Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность. Фундаментальной характеристикой воли и произвольности у человека является осознанность или сознательность поведения, предполагающая опосредованность, т. е. наличие некоторых средств. Такими средствами выступают речь (знаки), образцы, способы действия, правила. Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства.

Спектр форм внеурочной деятельности определяется запросами обучающихся и требованиями к результатам их личностного развития. Потребности детей во внеурочной деятельности следует изучать и формировать. Как правило, дети с доверием относятся к предложениям значимых взрослых и готовы вместе с ними заниматься внеурочной деятельностью.

Планируемые результаты:

    Становление самоопределения личности учащегося, развитие гражданственности, формирование внутренней позиции;

    Развитие мотивов и смысла учебной деятельности;

    Развитие системы ценностных ориентаций.

Формирование УУД в внеурочной деятельности:

Внеклассная деятельность начальной школы многопланова и разнообразна. По всем направлениям проводится много разнообразных мероприятий. Это классные часы, познавательные игры, экскурсии, прогулки в лес, соревнования, конкурсы, викторины, праздники, познавательные игры, анализ педагогических ситуаций и другие формы проведения мероприятий.

В целях создания необходимых условий для проявления творчества были организованы различные мероприятия и конкурсы. На некоторых мероприятиях необходимо остановиться.

Школьный этап олимпиады в этом году провели в виде интеллектуального марафона, но впредь вернемся к традиционной форме, приближенной к районному этапу, чтобы учащиеся могли осознать, что такое олимпиада.

В районном этапе олимпиады участвовали по следующим предметам: удмуртский язык - 3 место, русский язык – 4 место, математика – 8 место, конкурс чтецов по теме «Во славу подвига» участвовала Исаева Карина со стихотворением «Ботинок».жюри отметило хорошую постановку дикции. Подготовила Вахрушева Ел. Эд. По окружающему миру Исаева Карина стала победителем в номинации «Юный натуралист»), подготовила Абросимова В.В.

Научно-практические конференции: в школе проходит традиционная научно-практическая конференция отдельно от средней школы. Уже второй год в конференции принимают участие воспитанники детского сада. В конференции приняли участие 17 человек (49 % от общего числа учащихся) Темы были разнообразные: творческие проекты, историко-краеведческие, о семейных реликвиях, о природе родного края. Победители среди дошкольников: 1 место – Артамонова Сабина, 2 место – Мадьяров Роман, место – Власов Савелий.

Среди реферативно-исследовательских работ 1 место поделили Иванов Сергей (3 кл) и Исаева Карина (4 кл), 2 место – Ардашев Иван и Вахрушева Екатерина (2 кл), 3 место – Широбокова Софья (3 кл).

По защите творческих проектов 1 место заняла Широбокова Варя, 2 место – Мадьярова Ксения и 3 место - Вахрушева Юлия

Участие в различных конкурсах по предмету: Конкурсы чтецов, посвященные –70-летию со Дня Победы (победители по начальной школе: Широбоков Павел 1 кл; Ардашев Иван 2 кл.; Широбокова Софья 3 кл.) Новому году, дню Матери.

Неделя детской литературы, заключительное мероприятие были приглашены библиотекари школьных и сельских библиотек. Самым читающим классом в этом году стал 2 класс. Самым читающим учеником стала Вахрушева Екатерина 2 кл. - (кл. рук. Первозчикова З.Г.),

Конкурсы «Ученик года». Финалисты: 2 кл. Вахрушева Ек., Ардашев Ив.; 3 кл. Иванов Сергей, Широбокова Софья, 4 кл. Исаева Карина, Мадьярова Ксения), учеником Года – 2015 стала Широбокова Софья, она же стала победителем конкурса «Мисс Веснянка»

Фестиваль солдатской песни «Салют Победа»

Районный конкурс сочинений учащихся начального звена общеобразовательных учреждений «Моя род)ословная» (4 человека,)

Районный конкурс«Флаг и герб овеянные славой» (1 человек)

Участие в районном мероприятии «Яркыт арня»,

Районный фестивале удмуртской культуры.

Районная конференция «Анай кылмес ум вунэтэ, ум вунэтэ анай кылмес», посвященная творчеству В. Широбокова. Учителями ШМО была подготовлена интересная программа для учсатников, в этом мероприятии участвовали 7 школ.

Совместные праздники с ДОУ Мукшинский д/с «ЛопшоПедуньдорынкуноын»; праздник, посвященный дню Семьи с вылазкой на природу «В семье единой»

Участвовали участие в работе РМО краеведов. Учащимися начальной школы была проведена интересная и содержательная экскурсия по музею.

Участие в школьном конкурсе стенных газет, посвященных Новому Году, 9 Мая (газеты начальных классов заняли призовые места); конкурсе рисунков к «Мифы удмуртского народа», «Салют Победа».

Участие в республиканских конкурсах «Школьное молоко» руководители Абросимова В,В. и Ившина Т.Н.,

Участие в конкурсе по правильному питанию «Путешествие во времени» Ившина Т.Н. заняла 2 место в районе.

Кроме вышеуказанных мероприятий учащиеся начальной школы примут участие во всех общешкольных мероприятиях по общешкольному плану.

В результате реализации данной программы на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

воспитательных результатов таких, как развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т. д. – это становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов

духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

И.А.Суранова ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Формирование УУД (универсальных учебных действий) во внеурочной деятельности через реализацию программы «Бумажное моделирование»

Суранова И.А. (из опыта работы)

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Эти слова В.А.Сухомлинского как нельзя лучше отражает программа по внеурочной деятельности «Бумажное моделирование». Главная цель которой –гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества. Занятия по данному курсу знакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогают освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Поэтому основной задачей является развитие творческого потенциала детей средствами художественного труда и формирование у обучающихся прикладных умений и навыков.

Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Она развивается «по спирали», т.е. изменяется степень сложности выполнения заданий. Программа рассчитана на 4 год и состоит из 4-х разделов: «Оригами», «Жесткое конструирование», «Бумагопластика», «Фантазия».

Остановлюсь на положительных, на мой взгляд, моментах этой программы в рамках формирования универсальных учебных действий. Программой

предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.),окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок).

В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).Дополнена она и заданиями для учащихся 4 класса информационно практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет пространстве. Детям предлагаются разные виды работы – от поиска информации до ведения собственной интернет-странички на сайте Страна Мастеров http://stranamasterov.ru

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге. Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает работа с учебными пособиями.

На первом этапе дети наблюдают, анализируют изображение поделки, пытаются понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее они определяют основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. Задача каждого занятия - освоение нового технологического приёма или комбинация ранее известных приёмов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Это позволяет учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Ребята могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определённым темам на более высоком и сложном уровне.

Возьмём тему «Оригами».

НАЧАЛО - это складывание из квадрата, знакомство с условными обозначениями; знакомство с информацией о происхождении; с людьми, занимающимися этой техникой

ИТОГ – сложные композиции, создание проектов; выставки и отчёты о работе.

Все задания соответствуют по сложности детям определённого возраста. Это

гарантирует успех каждого ребёнка и как следствие, воспитывает уверенность в себе.

Большим подспорьем в работе являются рабочие тетради:

«Школа волшебников» - 1 класс, «Волшебные секреты» - 2

класс, «Бумажное волшебство» - 3 класс, которые представляют собой новый тип учебных пособий С первых страниц тетради ребят встречают сказочные герои – Волшебница Фантазия, Мастер Клей, Тяпляп, Грязнокрас. Это персонажи сказки Т.Смирновой Страна Мастеров». Знакомство с их волшебными приключениями делают занятия еще более увлекательными.

Хотя у меня небольшой опыт работы, но я хочу отметить ряд положительных моментов при использовании рабочих тетрадей в рамках формирования универсальных учебных действий:

первое - дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ ее выполнения: путем эксперимента, по схеме или по выкройке;

Те ученики, которые любят получать знания экспериментальным путем, выполняют работу самостоятельно, глядя на фотографию или карту; Для тех, кто затрудняется, предусмотрены схемы этапов работы. Если и этот способ действий оказывается сложным для ребенка, он может воспользоваться шаблонами.

второе - в конце каждой темы имеется раздел «Мои достижения», в котором дети учатся самостоятельно анализировать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, аккуратность, способ действия.

третье - все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно

четвертое - выполнение заданий в тетрадях направлено на отработку основных операционных навыков - вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и т.д. Развивается мелкая моторика руки, улучшаются письмо, чтение и речь.

Кроме рабочих тетрадей можно использовать тетради для практических работ: «Бумажные фантазии» , «Бумажный калейдоскоп», «Бумажные вещицы».

Данной программой рекомендовано использование книг серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья (автор Т.Н.Проснякова). В них содержится интересная естественно-научная информация, сказки, загадки о представителях мира живой природы.

Остановлюсь на теме « Подсолнух» (2 класс)

На внеурочном занятии при изготовлении этой поделки я использую материал из книги «Цветы». Дети читают стихотворение про это растение, узнают, как подсолнух называли испанские завоеватели, впервые увидевшие его в Южной Америке. «Перуанский цветок солнца», то есть формируются познавательные УУД.

Но главное – рассматривая эту страницу, дети приходят к выводу, что эту поделку можно выполнить, используя другую технику – технику оригами.В 1-м случае – лепестки выполнены в технике скручивания гофрированной бумаги. Во 2-м случае – в технике оригами.

Ребята проводят наблюдение, сравнивают поделки и рассуждают, находят варианты решения, планируют свои действия при выполнении следующей работы. Таким образом формируются регулятивные учебные действия.

Высказывая собственное мнение, выслушивая мнение и идеи товарищей, соблюдая коррекцию в высказываниях, учащиеся формируют коммуникативные действия, а также личностные УУД положительное отношение к занятиям, интерес к данному виду деятельности.

И еще ценность книг серии «Любимый образ» заключается в том, что в них рассказывается и показывается, как один образ (например, кошки) дети могут воплотить своими руками в различных техниках из самых разных материалов. Это от простых ниток, гофрированного картона, бархатной бумаги, ткани, пластилина до оригами и моделирования конусов. Хочу познакомить вас с не

менее интересными книгами. Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами» (автор Т.Н. Проснякова)посвящена работе с одной техникой - конструированию из модулей, сложенных в технике оригами. В основе фигурок оригами лежит простой модуль, его могут складывать дети с 5 лет. Модульное оригами прекрасно подходит для учебного процесса, так как крупные поделки гораздо проще выполнять в коллективе.

Книга «Квилинг: создаем композиции из бумажных лент» (авторы А. Юртакова и Л. Юратова). Все изделия выполнены в очень популярной сегодня технике «квилинг» - из различных бумажных спиралей. Выполнении каждого изделия сопровождается по- шаговыми инструкциями авторов и цветными фотографиями, поэтому выполнить предложенные композиции детям не составляет трудности.

ИТАК, в ходе занятий «Бумажное моделирование» формируются УУД:

Личностные УУД – положительное отношение к занятиям творчеством; навыки организации рабочего места.

Регулятивные УУД – умение работать с бумагой; навыки правильного расположения пальцев – мелкой моторики;

Познавательные УУД – навыки работы с бумагой, понимание информации, предложенной в пособиях, поиск информации по другим источникам; работа с интернет ресурсами;

Коммуникативные УУД – построение логической цепочки рассуждения, умение делать выводы.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Бумажное моделирование»

рабочего места

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие в выставках, конкурсах по различным темам:

    «Пасхальное чудо»;

    «Волшебный пакет»;

    Конкурсы прикладного творчества (Всероссийские);

  • Марш парков и др.

С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е!

Средствами только урочной деятельности трудно решать данные задачи для чего используются ресурсы внеурочной деятельности. Цель данной работы – изучить формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ……………………………….……………………….5

  1. ФУНКЦИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ…………. 5

1.2 ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ……...................8

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………...................12

2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………..12

2.2.ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ…………………………….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..28

П риложение………………………………………………………………...31

ВВЕДЕНИЕ

Формирование универсальных учебных действий младших школьников по русскому языку предполагает освоение первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России. А также формирование понятий о языке как основе национального самосознания, понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и других УУД. Средствами только урочной деятельности трудно решать данные задачи, для чего используются ресурсы внеурочной деятельности.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цель данной работы – изучить формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку.

Задачи данной работы:

1. Дать характеристику УУД, рассмотреть их виды и функции;

2. Рассмотреть внеурочную деятельность младших школьников по русскому языку как средство формирования универсальных учебных действий.

Объект исследования : универсальные учебные действия.

Предмет исследования: средства формирования УУД во внеурочной деятельности по русскому языку.

Метод исследования: теоретический анализ литературы по проблеме.

Курсовая работа состоит и введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Общая характеристика универсальных учебных действий

1.1 Функции универсальных учебных действий

Под универсальными учебными действиями в Концепции федеральных государственных стандартов общего образования понимается «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса». 1

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Общеучебные универсальные действия:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);

Умение структурировать знания;

Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивается усвоением учебного содержания и формированием психологических способностей учащегося.

Реализация деятельностного подхода в образовании, на применение которого явным образом ориентируют требования ФГОС, осуществляется в ходе решения следующих задач:

Определения основных результатов обучения и воспитания в терминах сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;

Построения содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные знания в определенных предметных областях;

Определения функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;

Выделения возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся;

Определения круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий и в какой форме;

Разработки системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждой из ступеней образовательного процесса.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям. 2

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Оцениваются следующие свойства действий:

Уровень (форму) выполнения действия;

Полноту (развернутость);

Разумность;

Сознательность (осознанность);

Обобщенность;

Критичность и освоенность

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальность характера учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер: обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

1.2 Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока. 3

К основным видам универсальных учебных действий относятся личностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные, коммуникативные УУД.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УД включают общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки.

Общеучебные навыки:

Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)

Логические навыки:

Сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);

Опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);

Анализ – выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;

Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

Сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

С точки зрения информационной деятельности знаково-символические УУД являются системообразующими для всех остальных видов УУД, поскольку все они обращаются к информационным, знаково-символическим моделям. 4

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.


Глава 2. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности

2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Введение стандарта нового поколения в практику работы начальной школы позволяет педагогам формировать универсальные учебные действия не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

Цель организации внеурочной деятельности - создать условия для достижения младшими школьниками лучших результатов освоения основной образовательной программы.

Создание комфортной образовательной среда способствует становлению личностных характеристик младшего школьника, описанных в стандарте как «Портрет выпускника начальной школы», в основе которых лежит результат сформированное универсальных учебных действий (УУД) и духовно-нравственного воспитания и развития. 5

Выбор содержания программы обусловлен следующими факторами:

Компетентностью педагогов в области достижения младшими школьниками метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Реализацией системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности;

Применением учителями эффективных способов, направленных на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся;

Действующей моделью мониторинга внеурочной деятельности.

Нормативно-правовая база организации внеурочной деятельности

1. Образовательная программа начального общего образования.

2. Договоры с учреждениями дополнительного образования.

3. Положение о внеурочной деятельности.

4. Положение о «Портфолио ученика начальной школы».

5. Должностная инструкция заместителя директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени образования.

6. Должностная инструкция учителя начальных классов. 6

Модель организации внеурочной деятельности представлена в приложении 1.

Задачи внеурочной деятельности:

  1. формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
  2. развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  3. воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  4. развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд культура);
  5. углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учебы время;
  6. организация информационной поддержки учащихся;
  7. совершенствование материально-технической базы.

Принципы организации внеурочной деятельности:

Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

Системная организация управления учебно-воспитательным процессом с учетом социокультурных особенностей гимназии, программы развития;

Разнообразив направлений и форм организации внеурочной деятельности;

Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта; единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения;

Реализация потребностей обучающихся и их родителей;

Оптимальное использование учебного и каникулярного периодов учебного года;

Реализация возможностей учебно-методических комплектов, используемых в образовательном процессе.

Виды деятельности младших школьников:

Учебное сотрудничество (коллективно-распределённая учебная деятельность, в том числе коллективная дискуссия, групповая, парная работа);

Индивидуальная учебная деятельность (в том числе самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

Игровая (в том числе и высшие виды игры - игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);

Творческая (в том числе художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив);

Трудовая (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

Спортивная (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях);

Деятельность по самоуправлению (участие в жизнедеятельности детской организации);

Свободное общение (самопрезентация, тренинг, дискуссия, беседа).

Направления внеурочной деятельности :

  1. спортивно-оздоровительное;
  2. духовно-нравственное;
  3. общеинтеллектуальное;
  4. общекультурное;
  5. социальное.

Формы организации :

Кружок,

Секция школьного научного общества,

Психологический тренинг,

Литературное объединение,

Студия, практикум,

Клуб,

Олимпиада,

Спортивная секция.

Условия реализации программы внеурочной деятельности:

Проектирование и реализация рабочих программ внеурочной деятельности;

Кадровое обеспечение;

Методическое обеспечение;

Материально-техническое обеспечение. 7

Технологии организации внеурочной деятельности

Познавательные УУД

Технология проблемного обучения.

Регулятивные

УУД

Метод проектов

Коммуникативные УУД

Технология деятельностного метода обучения.

Метод проектов

Мониторинг внеурочной деятельности

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям.

Ожидаемые результаты:

Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;

Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов;

Творческая самореализация детей;

Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

Психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;

Сохранение имиджа школы как общественно активной, развитие традиций школы;

Формирование единого воспитывающего пространства;

Развитие ученического самоуправления на всех уровнях;

Активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;

Использование потенциала открытого образовательного пространства.

Таким образом, создание условий для достижения младшими школьниками лучших результатов освоения основной образовательной программы и формирования универсальных учебных действий является целью организации внеурочной деятельности.

Карты достижения личностных и метапредметных результатов в первом классе представлены в приложении 2.

2 . 2. Внеурочная деятельность младших школьников по русскому языку как средство формирования универсальных учебных действий

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определена актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности. 8 Достаточно большие требования на современном этапе предъявляются к формированию функциональной грамотности младшего школьника, которая создает оптимальный уровень языкового и речевого развития для начального языкового образования, обеспечиваемый познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной и личностной компетенциями.

Естественно, средствами только урочной деятельности невозможно решить данную задачу. Необходимо использовать для формирования функциональной языковой грамотности и внеурочную деятельность. Программа трактует ее как личностно ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, становление его как личности в школьные годы. 9

В связи с этим можно рассмотреть деятельность в начальной школе работы кружка-лаборатории «Юный лингвист», в основу которой положена учебно-исследовательская деятельность. Эта деятельность направлена на развитие личности, приобретение функционального навыка исследования языка как универсального способа освоения действительности, активизацию личностной позиции, когда школьники могут самостоятельно получать новые знания. Роль учителя заключается в организации учебно-исследовательской деятельности, создании творческой атмосферы, обеспечении мотивации, инициировании и осуществлении педагогической поддержки детей, их сопровождения.

При проектировании исследовательской деятельности младших школьников по русскому языку наиболее приемлемой можно считать модель следующего вида:

Столкновение с языковой проблемой;

Планирование деятельности;

Сбор научных фактов по проблеме;

Экспериментирование, практическое применение полученных языковых знаний;

Выводы на основе анализа и обобщения полученных данных;

Анализ и самооценка собственной деятельности.

Приведем пример организации учебно-исследовательской деятельности при изучении фразеологизмов в лаборатории «Юный лингвист» в 3-м классе.

Любая деятельность начинается с мотива, который выступает как побуждение к действию. При этом учащиеся обнаруживают границы собственного незнания. Перед школьниками появляется проблема, которую необходимо решить. Мотивом для исследования фразеологизмов стала ситуация, когда при изучении художественных произведений на уроках литературного чтения и при чтении дома дети встретились с малопонятными для них выражениями. Похожие выражения звучали и от многих взрослых. Возникали затруднения в понимании прочитанного или услышанного. 10

Таким образом, перед младшими школьниками встала задача: изучить принятые в русском языке незнакомые им выражения - фразеологизмы. 11

Исследовательская деятельность, в том числе и учебная, предполагает выработку гипотез. В данном случае гипотеза состояла в следующем: изучив устойчивые выражения, поняв их смысл, можно не только лучше понимать художественные произведения и окружающих людей, но и обогатить свою речь.

При планировании учебно-исследовательской деятельности было бы предложено детям ответить на вопросы «Что я хочу знать о фразеологизмах? и «Зачем мне это надо знать?».

Ответы на первый вопрос показали, что дети хотят знать

Смысл, значение широко распространенных фразеологизмов;

Историю возникновения устойчивых выражений в русском языке;

Роль фразеологизмов в русском языке, а также исследовать фразеологизмы в других языках и сопоставить их с русскими.

Ответ на второй вопрос предполагает практическое использование приобретенных знаний.

Самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой занимает поиск информации, или сбор научных языковых фактов. Успех такой деятельности напрямую зависит от того, умеет ли младший школьник искать нужную информацию и обрабатывать ее.

В связи с этим на учителя ложится весьма важная задача: познакомить учащихся с системой хранения информации и научить их ускоренному поиску и обработке информации. Сегодня существуют альтернативные источники информации: базы данных библиотек, учебная, научная и художественная литература, базы данных сети Интернет.

Сбор научных фактов при изучении фразеологизмов был бы организован в виде представления учащимся системы заданий.

Задание 1. Среди имеющихся у вас выражений выберите те, которые кажутся вам знакомыми, но их значение вы понимаете не до конца или совсем не понимаете.

Выполняя это задание, дети объединялись бы в группы примерно по 5 человек. Каждая группа использовала бы свой набор фразеологизмов, по ходу выполнения задания, обмениваясь карточками друг с другом.

Таким образом, учащиеся были бы поставлены в условия учебного сотрудничества, когда нужно делиться с товарищами собственным опытом.

Задание 2. Распределите все отмеченные выражения между членами группы. Найдите их значения.

Для выполнения этого задания целесообразно сформировать небольшие группы по интересам, примерно по 3 человека. Работа по определению значений устойчивых выражений была бы организованна в компьютерном классе с использованием Интернет-ресурсов. Для этого заранее были бы подобраны адреса сайтов с учетом их безопасности для детей. После выполнения задания дети смогли бы обмениваться полученной информацией, зачитывая наиболее понравившиеся выражения.

Таким образом, проведение данных заданий способствовало бы расширению словарного запаса учащихся, отрабатыванию умения работать со словарем, словарной статьей, развитию коммуникативных навыков, а также повышению информационно-коммуникативных компетенций школьников. В результате получились бы небольшие словарики фразеологизмов, которые затем можно было бы распечатать и использовать на уроках русского языка и литературного чтения.

Задание 3. Что такое фразеологизмы? Как они возникли в русском языке?

Снова работа в группах. Для ответов на вопросы они смогли бы использовать лингвистические словари, статьи, энциклопедии, выписывать то, что им казалось важным и существенным. Обмениваться найденными сведениями и обсуждать полученную информацию, учащиеся фиксировали бы их на общем листе, располагая в логическом порядке. Таким образом, углублялись бы знания о фразеологизмах, дети учились бы работать с информацией, выделяя нужное и отбрасывая второстепенное, продолжалось бы формирование навыков учебного сотрудничества, т.е. школьники учились учиться.

Функциональная грамотность, помимо умения учиться, также предполагает толерантное, уважительное отношение к другим народам и их культурам. Одним из условий формирования функционально грамотной языковой личности мы считаем умение выстраивать диалог культур, позволяющий вести разговор с обществом. Это значит, что человек способен понимать взгляды представителей разных культур, времен и возрастов, различая свою и чужую точки зрения; обращаться к текстам иной культуры при решении учебных проблем; с пониманием относиться к иному образу мира в произведениях иной культуры. 12

С целью формирования уважительного отношения к языкам других народов детям было бы предложено поискать фразеологизмы в других языках, сравнить их с устойчивыми выражениями русского языка. Так, можно организовать работу по поиску фразеологизмов в языках народов, населяющих нашу страну, или обратиться к языкам народов, живущих по соседству с Россией. В первую очередь мы обратились бы к национальному составу класса, а также исследовали бы тот язык, который дети изучают на уроках иностранного языка (английский).

Были бы сопоставлены фразеологизмы из разных языков, в результате чего дети пришли бы к идее об оригинальности фразеологии каждого языка, о том, что в нем отражаются ценности, идеалы, представления людей о мире, о своей жизни. Таким образом, формируется отношение к языку как к культурной ценности.

При изучении роли фразеологизмов в русском языке были бы использованы лингвистическое наблюдение и лингвистический эксперимент. Например, ученикам было бы дано задание дома подобрать художественные произведения, в которых встречаются фразеологизмы. Далее на одном из занятий лаборатории в этих произведениях школьники находили бы, подчеркивали и выписывали фразеологизмы, объясняя их значения, заменяли устойчивые выражения обычными словами и сравнивали получившиеся у них тексты.

Исходный текст

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! 13

Измененный текст

Когда-то я с ним дружил. Но однажды он (в плохом настроении был, что ли?) стал со мной драться. Я быстро побежал домой! С трудом спасся! Зато теперь к нему не хожу. И больше к нему не приду никогда!

Учащиеся делают вывод о том, что фразеологизмы нужны для выразительности речи, ее образности, яркости и точности.

Фразеологизмы часто используются в народных сказках и детских стихотворениях.

Приведем примеры:

Говорят, у мамы

Руки не простые.

Говорят, у мамы

Руки золотые.

Погляжу внимательно,

Погляжу поближе.

Маме руки глажу,

Золота не вижу.

(М. Родина)

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: «Не дерись,

Не дразнись, не петушись,

Поспеши, уже пора.

Ну, ни пуха ни пера!»

Через час, едва живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

(В. Орлов) 14

Наблюдая за фразеологизмами в художественных текстах, младшие школьники упражняются в их нахождении, распознавании, приобщаются к культуре, видят примеры выражения эмоций с помощью фразеологизмов.

Позиция в образовании «знания ради знаний» уходит в прошлое. Ее место занимает другая: знания необходимо уметь применять в жизни для решения практических задач. Это значит, что исследовательская работа предусматривает наличие не только теоретической, но и практической части, экспериментирование, использование знаний на практике.

Можно предложить детям разнообразные творческие задания:

Сочинить рассказ или сказку с использованием понравившихся фразеологизмов;

Выполнить рисунки, отражающие прямой смысл фразеологизмов;

Составить и разгадать кроссворд; написать репортаж, взять интервью;

Придумать фантастический рассказ или мистический триллер.

В качестве примера можно привести историю, которую сочинил третьеклассник Даниил К.:

Иван, родства не помнящий

Жил-был мальчик. Родители его очень любили и заботились о нем. Мальчик любил играть в хоккей. Когда он вырос, то не захотел зарывать свой талант в землю и уехал с командой в другой город.

Родители очень скучали по мальчику, а тот все откладывал в долгий ящик поездку домой. Он вел себя, как двуликий Янус: в телефонных разговорах все обещал приехать, но обещания не выполнял.

Наверное, мальчик думал только о себе и не заботился о своих родителях. Ведь не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы помнить о своих близких.

На основе анализа и обобщения проведенной учебно-исследовательской работы школьники совместно с учителем формулируют выводы. В ходе работы школьники начинают понимать и воспринимать фразеологизмы как проявление богатства русского языка. Они приходят к осознанию того, что устойчивые выражения обогащают нашу речь, делают ее образной, яркой, эмоциональной и включают фразеологизмы в свою речь. Кроме того, дети учатся писать научные статьи и доклады, выступать с ними, публиковать в школьном журнале. 15

В конце занятия мы бы провели анализ и самооценку собственной деятельности с точки зрения личного вклада каждого участника в проделанную работу, если это коллективная деятельность, и с точки зрения личной значимости в индивидуальной работе.

Таким образом, через организацию учебно-исследовательской деятельности во внеурочное время у младших школьников формируется по русскому языку формируются следующие УУД:

Способность к целеполаганию и планированию;

Поиск и отбор актуальной информации и усвоение необходимого языкового знания;

Практическое применение школьных знаний в различных, в том числе и нестандартных, ситуациях;

Самоанализ и рефлексия;

Развитие коммуникативной компетенции.

Все это способствует формированию функционально грамотной языковой личности младшего школьника и повышению ее уровня.

Заключение

Универсальные учебные действия младших школьников по русскому языку формируются не только в урочной деятельности, но и во внеурочной, с использованием различных форм и методов.

В данной работе были решены следующие задачи:

1. Дана характеристика УУД, рассмотрены их виды и функции:

универсальные учебные действия были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. В содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования в школе должна быть включена программа развития универсальных учебных действий. Выделяется 4 вида универсальных учебных действий: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;

2. Рассмотрена внеурочная деятельности младших школьников по русскому языку как средство формирования универсальных учебных действий с приведением примера работы кружка-лаборатории «Юный лингвист», в основу которой положена учебно-исследовательская деятельность. Эта деятельность направлена на развитие личности, приобретение функционального навыка исследования языка как универсального способа освоения действительности, активизацию личностной позиции, когда школьники могут самостоятельно получать новые знания.

Внеурочная деятельность по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, однако задачи её намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников. Они могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принципов ее организации и при удачном определении ее содержания.Учитель должен учитывать психологические особенности младших школьников, что поможет ему в дальнейшем не только грамотно построить учебно-воспитательный процесс, но и способствовать наиболее качественному усвоению детьми учебного материала.

Список использованной литературы

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 145 с.
  2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения» / А.Я. Данилюк, А.М Кондаков, В.А. Тишков. - М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2009. – 455 с.
  3. Ермакова, О.Б. Внеурочная деятельность в первых классах начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС / О.Б.Ермакова // Педагогические технологии. – 2012. – № 2. – С. 3- 8
  4. Занимательная грамматика / Сост. Е.Г. Бурлаков, И.Н. Прокопенко. – Донецк: ПКФ «БАО», 1997. - 512 с.
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова — М.: Просвещение, 2008
  6. Колосова, М.В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности / М.В. Колосова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2015. № 2. – С. 69 - 75
  7. Меркулова, Т. Универсальное учебное действие «сравнение» - простая задача со сложным решением / Т. Меркулова // Начальная школа. – 2013. - № 12. С.49 – 51
  8. Павлова, В.В. Диагностические качества познавательных универсальных учебных действий в начальной школе / В.В. Павлова // Начальная школа. – 2011. - № 5. – С. 26 -31
  9. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебное пособие для студентов педагогических колледжей / И.П. Подласый. - Москва: ВЛАДОС, 2000. - 399 с.
  10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов - М.: ОАО Просвещение, 2010. – 191 с.
  11. Проблемы и перспективы реализации ФГОС в образовательной организации: [в 6 ч.] / Обл. автономное образовательное учреждение сред. проф. образования Астраханский социально-педагогический колледж. - Астрахань: Издательство ОАОУ СПО АСПК, 2014. – 99 с.
  12. Соломатина, Л.С. Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования / Л.С. Соломатина // Начальная школа. – 2010. – С.14 -22
  13. Трубайчук, Л.В. Внеурочная деятельность по русскому языку как средство формирования функциональной языковой грамотности младших школьников / Л.В. Трубайчук // Начальная школа плюс до и после. – 2013. - № 7. – С. 78- 81
  14. ФГОС в практике работы начальной школы: / Областное автономное образовательное учреждение "Астраханский социально-педагогический колледж". – Астрахань, 2014. – 66 с.
  15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 433 с.
  16. Кутьев В. О. Внеурочная деятельность школьников. - М., 2003. -152 с.
  17. Д.В. Григорьев, П. В. Степанов: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011.- 224 с.
  18. Казаренков В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников. // Педагогика. - 2003. - №3. -127 с.
  19. Ковалев В.И. Книга Н. М. Шанского на уроках и внеурочных мероприятиях по русскому языку//РЯШ. – 2003. - №3. – С.29.

Приложение 1

Модель организации внеурочной деятельности

Приложение 2

Карта достижения личностных и метапредметных результатов в первом классе

Приложение 3

Использование технологий деятельностного типа для формирования отдельных видов УУД:

Познавательные УУД: Технология проблемного обучения.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Технология учебных исследований А.И. Савенкова

Регулятивные УУД: Технология деятельностного метода обучения.

Метод проектов.

Коммуникативные УУД: Технология деятельностного метода обучения.

Метод проектов.

1 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»: Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 марта 2010 г. - N 12

2 Павлова, В.В. Диагностические качества познавательных универсальных учебных действий в начальной школе / В.В. Павлова // Начальная школа. – 2011. - № 5. – С. 29

3 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»: Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 марта 2010 г. - N 12

4 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»: Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 марта 2010 г. - N 12

5 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»: Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 марта 2010 г. - N 12

6 Колосова, М.В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности / М.В. Колосова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2015. № 2. – С. 70

7 Колосова, М.В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности / М.В. Колосова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2015. № 2. – С. 73

8 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»: Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 марта 2010 г. - N 12

9 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов - М.: ОАО Просвещение, 2010. – С. 31

10 Соломатина, Л.С. Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования / Л.С. Соломатина // Начальная школа. – 2010. – С. 19

11 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов - М.: ОАО Просвещение, 2010. – С. 39

12 Трубайчук, Л.В. Внеурочная деятельность по русскому языку как средство формирования функциональной языковой грамотности младших школьников / Л.В. Трубайчук // Начальная школа плюс до и после. – 2013. - № 7. – С. 78

13 Занимательная грамматика / Сост. Е.Г. Бурлаков, И.Н. Прокопенко. – Донецк: ПКФ «БАО», 1997. – С. 187

14 Занимательная грамматика / Сост. Е.Г. Бурлаков, И.Н. Прокопенко. – Донецк: ПКФ «БАО», 1997. – С. 189

15 Трубайчук, Л.В. Внеурочная деятельность по русскому языку как средство формирования функциональной языковой грамотности младших школьников / Л.В. Трубайчук // Начальная школа плюс до и после. – 2013. - № 7. – С. 80

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11244. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 269.05 KB
Одной из самых актуальных проблем современной школы является подготовка учащихся к ЕГЭ. Значимость единого государственного экзамена, как для отдельного учащегося, так и для системы образования в целом трудно переоценить. Чтобы помочь выпускникам успешно сдать ЕГЭ, мною была разработана авторская методика подготовки к выпускному экзамену, которая включает в себя ряд аспектов.
1881. Методы обучения русскому языку 450.85 KB
Изменение стандартов образования. Уроки проводимые учителем должны соответствовать современным стандартам образования. Под методами обучения дидактическими методами часто понимают совокупность путей способов достижения целей решение задач образования.
18091. Разработка педагогических условий, обеспечивающих использование новых информационных технологий в начальной школе при обучении русскому языку 88.02 KB
Своеобразие информационной культуры заключается в том что с одной стороны - для ее обретения требуются значительные усилия личности: и с другой стороны - только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным цивилизацией информационным ресурсам. Этим определяется особая важность роли информационной культуры в современном обществе. Сегодня стало очевидно что самые лучшие ЭВМ оптические носители памяти базы данных и знаний системы связи не приведут к решению стоящих перед человеком и обществом проблем если...
4739. Формирование речевых умений во внеурочной деятельности 33.61 KB
Внеурочная работа – составная часть учебно - воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством
20701. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 574.13 KB
Средствами только урочной деятельности трудно решать данные задачи для чего используются ресурсы внеурочной деятельности. Цель данной работы – изучить формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку.
3580. Готовые домашние задания к английскому языку. Методические указания К УЧЕБНОМУ ПОСОБИЮ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 212.44 KB
Настоящее учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов, работающих по учебнику «Английский язык» авторов: Голубев Анатолий Павлович, Балюк Наталия Владимировна, Смирнова Ирина Борисовна для студентов средних профессиональных учебных заведений, издательский центр «Академия», 2011 год.
18119. Изучение познавательного и творческого процесса как средства формирования мотивов учения младших школьников 81.67 KB
Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения и как стойкую черту личности и как мощное средство воспитывающего обучения повышения его качества. Занков считают что развитию устойчивых познавательных интересов способствуют такие формы обучения как читательские конференции школьные олимпиады конкурсы. Давыдов доказали что познавательные интересы не могут возникнуть иначе как только в деятельности. Объект исследования - познавательный...
566. Средства обеспечения безопасности деятельности человека 5.17 KB
Средства обеспечения безопасности деятельности человека Радикальным способом обеспечения безопасности деятельности является защита расстоянием то есть разделение зон опасности и зон пребывания человека. Разделять опасные зоны и зоны пребывания человека можно не только в пространстве но и во времени реализуя чередование периодов действия опасностей и периодов наблюдения за состоянием технических систем. Для обеспечения безопасности человека в других случаях используют: совершенствование источников опасности с целью максимального снижения...
7559. Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся 21.2 KB
Современные средства обучения Рациональная организация учебной деятельности учащихся Требования к компетентности по теме □ знать и уметь раскрывать сущность понятий средства обучения технические средства обучения учебник мультимедиа рационализация деятельности самоорганизация; □ знать назначение и уметь раскрывать функции различных дидактических средств уметь осуществлять их классификацию; □ знать и уметь обосновать требования к учебникам и учебным пособиям уметь анализировать учебники и учебные пособия по специальности...
11773. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 42.69 KB
Проанализировать способы использования технологии продуктивного чтения во внеурочной работе по изобразительному искусству; характеристика образовательной среды МБОУ СОШ № 2 г-к. Анапа Краснодарского края; использование технологии продуктивного чтения во внеурочной работе по изобразительному искусству...