Что мешает творчеству. Что мешает творческому развитию и как устранить препятствия на пути к цели. Лень и слабая воля

Каждый человек, по сути своей, творец. Оглянитесь вокруг, все, что мы видим, создано руками человека. Люди воплощают в жизнь самые смелые, фантастические замыслы и каждый день изобретают что-то новое. Даже если вы не занимаетесь творчеством профессионально, в вас все равно присутствует творческая жилка, которая помогает вам в совершенствовании окружающего мира. Чем больше творчества вы проявляете в мелочах, тем больше вероятность, что ваш талант проявится и в чем-то значительном. Как и любой деятельности, творческому процессу присущи подъемы и спады. Но иногда способность мыслить творчески вообще отходит на задний план и теряется в ежедневной суете. Что же тормозит развитие нашей творческой составляющей?

Ограничение себя общепринятыми рамками. Всегда находятся те, кто критикует ваши начинания, высмеивает ваши идеи и высказывает недоверие к вашим планам. Не обращайте внимания на их слова и не пытайтесь переубеждать, только зря потратите время и силы. Доверяйте своей интуиции, только она выведет вас на верный путь.

Нежелание узнать какое впечатление производят ваши идеи на окружающих. Иногда человек и сам не понимает какое открытие или произведение искусства он сделал. Творческие идеи испытываются на прочность много раз, перед тем как оставить свой след в душах человечества.

Активный образ жизни без пауз и остановок. Озарения обычно настигают нас именно тогда, когда мы немного отходим от повседневных проблем и забот. Мозг отдыхает и мы видим окружающий мир немного с другой точки зрения. Для стимулирования подобных состояний, почаще переключайтесь с одного вида деятельности на другой.

Страх потерпеть неудачу. Любое нововведение и изменение всегда подразумевают под собой определенный риск. Из-за страха неудачи гибнет великое множество идей в самом начале их зарождения. Если вы уверены в себе и в своих увлечениях, вы будете действовать решительно, осознавая, что неудача - это лишь испытание, за которым следует шаг вперед.

Желание делать только то, что уже стало привычным. Делая одно и то же, вы будете получать одни и те же результаты. Для того, чтобы добиваться новых свершений и целей, необходимо периодически выходить за рамки своей зоны комфорта и браться за решение новых, еще неизведанных задач.

Отсутствие энтузиазма. Творческий процесс не может происходить в условиях отсутствия увлеченности делом. Только любопытство и неподдельный интерес движут мыслительными процессами и стимулируют разработку новых идей.

Недостаточная осведомленность. Для творческого процесса необходим достаточный объем знаний по текущему вопросу. Только полагаясь на знания, опыт и логику можно проанализировать проблему и выдать творческий результат.

С ерьезные попытки найти ответ на вопрос, что мешает проявлению творческих способностей, предприняли Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт. Так, одной из ярких личностных черт, препятствующих проявлению творческих способностей, является склонность к конформизму. Данная черта личности выражается в доминирующем над творческими тенденциями стремлении быть похожим на других, не отличаться от большинства людей в своих суждениях и поступках.

Другая близкая к конформизму черта личности, мешающая творчеству, это боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях. В этих двух характеристиках отражается чрезмерная зависимость человека от мнения окружающих.

С ледующая причина, тормозящая проявление творчества, заключается в существовании двух конкурирующих между собой типов мышления: критического и творческого. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Человек, у которого в большей степени развит именно этот тип мышления, видит только недостатки, но не предлагает своих конструктивных идей, поскольку опять-таки замыкается на поисках недостатков, но уже в своих суждениях. С другой стороны, человек, у которого преобладает творческое мышление, стремится к разработке конструктивных идей, но при этом не уделяет должного внимания тем недостаткам, которые содержатся в них, что также негативно отражается на разработке оригинальных идей.

Но, если отрицательные моменты, мешающие творческому процессу удалить, то современные концепции творческого мышления предполагают прохождение нескольких самостоятельных этапов.

Этапы творческого процесса

1. Осознание проблемы. В ходе осознания проблемы подчеркивается момент возникновения проблемной ситуации. Если задача не дана в готовом виде, ее образование связывается с умение «видеть вопросы». У смотрение вопроса констатируется обычно на основании наличия сопровождающей эмоциональной реакции (удивления, затруднения), которая затем характеризуется как непосредственная причина, заставляющая внимательно рассмотреть ситуацию, что и приводит к пониманию имеющихся данных.

2. Выработка гипотезы. Отсюда начинается разрешение проблемы. Этот этап чаще всего квалифицируется как кульминационный пункт решения, как его центральное звено, как своеобразный скачок, т.е. решающий переход от того, что видно, к тому, что отсутствует. Как и на предшествующем этапе, наибольшее значение здесь придается прошлому опыту, привлечению теоретических положений, обобщенное содержание которых выводит решающего далеко за пределы наличных знаний. Использование ранее приобретенных знаний в качестве средств решения путем осмысления их и переноса в новые условия дает возможность сопоставления части условий, на основе чего строится догадка, гипотеза (предположение, идея, взятое на пробу понятие, предположительный принцип решения и т.п.).

3. Проверка решения. Завершающим этапом является логическое доказательство истинности данного суждения и проверка решения средствами практики. При благоприятных условиях удачно выдвинутая гипотеза превращается в теорию.

Креативное решение проблем [Как развить творческое мышление] Лемберг Борис

Что мешает креативности

Что мешает креативности

Барьеры к креативности могут препятствовать раскрытию творческого потенциала, которым мы все наделены и к которому мы все способны. Знание о таких барьерах должно подготовить вас к тому, чтобы вы могли заметить их, когда они встретятся у вас на пути, и вооружить вас умением преодолевать их.

Функциональная зацикленность означает склонность видеть лишь очевидные способы смотреть на проблему. Это ситуации, в которых человек не покидает свою зону комфорта, думая о решениях задачи.

Эта склонность имеет непосредственное отношение к прошлому опыту человека. Когда вы заперты в определенном, строго ограниченном восприятии, это мешают вам смотреть на проблему с различных точек зрения. Если вы ограничены привычным способом делать те или иные вещи, вам на самом деле будет очень трудно придумать новые и творческие решения.

Самоцензура – это внутренний голос, который сдерживает вас и стремится препятствовать вам выставить себя дураком или выглядеть глупо. Это негативные мысли, которые крутятся в вашем мозгу, типа «это никогда не получится», «таким образом ничего не выйдет», «я буду выглядеть глупо» и пр.

Самоцензура, казалось бы, оберегает вас от ошибки. Неприятность в том, что с таким упрямым внутренним ограничителем вы отказываете себе в эксперименте и блокируете свое воображение. Плюс лишаете себя права на ошибку, что не только сильно сужает ваши горизонты, но и поддерживает вас в состоянии непрерывного эмоционального напряжения, а стресс, известно, не доводит до добра.

Микроконтроль душит способность человека быть творческим, поскольку данный способ поведения указывает слишком много деталей, связанных с тем, как именно должна быть решена та или иная задача. Направляя внимание на мелочи, вы уменьшаете свою способность думать о самом себе, о своем удовольствии, вы лишаете себя права использовать творческий талант и, опять-таки, поддерживаете себя в состоянии стресса, жалуясь на то, о каком безумном количестве мелочей вам приходится думать.

Рационализация означает, что, думая о некоем деле, проблеме или задаче, вы используете только логическую сторону сознания. А очень часто творческие решения приходят к нам не из логических построений, а из подсознания. Именно по этой причине иногда для того, чтобы найти идеальное решение, нужно не ломать голову, а выйти на прогулку или даже просто помечтать.

Мифы о креативности действуют как барьеры в силу их власти формировать каждодневное поведение. Мы поговорим об этих мифах отдельно, чтобы вы поняли, насколько эффективно они способны разрушить тягу к творческим решениям.

Визуализация рисков означает, что человек, прежде чем предложить некую идею, во всех подробностях живописует в своем воображении, как он провалится и как плохо будут о нем думать другие люди. Иными словами, он концентрируется не на идее, а на впечатлении, которое произведет. Отмечу, что, помимо невротизации, которую создает и поддерживает такое отношение к своим идеям, это ставит преграду на пути принятия и исполнения решения, которое могло бы оказаться действительно творческим, и убивает идею, имевшую все шансы оказаться живой и свежей. Особенно к такому поведению человек склонен тогда, когда его привычная роль – например, на работе – не взывает к творческому потенциалу или когда он полагает, что коллеги или близкие станут думать о нем плохо, если он начнет пробовать и будет придумывать лучшие способы выполнять привычные действия и решать поступающие задачи. Визуализация рисков – это, опять же, страх разозлить кого-то, начиная изменение, которое опрокидывает привычное представление.

И, конечно, это снова – фактор невротизации. Вообще, как вы уже могли заметить, барьеры на пути к проявлению творческого потенциала – это одновременно прямые дороги к хроническому стрессу, неврозу или депрессии. Те барьеры, которые мы будем рассматривать далее, еще больше укрепят вашу догадку.

Нехватка времени. Нехватка времени и/или возможностей… Люди часто чувствуют, что они слишком заняты повседневными делами, чтобы выделить время для творчества, а постоянно требующие решений задачи не позволяют им сосредоточиться на том, чтобы быть творческими. «Какое тут творческий подход?! Разобраться бы хоть как-то с этой завалью!» Выбор за вами. Выделите время для творчества, а еще лучше – осознайте свое право на творчество! Креативный подход к решению все тех же повседневных задач не означает, что задачи не будут решены. А вот то, что их решение отнимет у вас меньше сил – это точно. Более того, есть вероятность, что вы даже получите удовольствие от этой рутины. Будьте уверены, что, давая себе право на творческое отношение, люди умудрялись вносить творческий элемент во все, что раньше только злило, – будь то вставание утром на работу или глажение рубашек. И они ничуть не теряли во времени.

Нехватка сна. Нехватка сна формирует барьеры не только к творческому потенциалу, но и ко множеству других вещей. Отнеситесь к нехватке сна так же творчески, как к нехватке времени. Организуйте свой день, заведите привычку ложиться в строго определенное время, в течение дня не пренебрегайте физической нагрузкой и здоровым питанием. Даже если упражнения и здоровое питание – не про вас, то, по крайне мере, начните отходить ко сну в установленный час. Вы очень быстро войдете в ритм, ваш организм сам поймет, сколько времени ему нужно для полноценного сна, вы будете засыпать вовремя, высыпаться и подниматься утром без помощи будильника. Пусть вас мотивирует тот факт, что вы с большей вероятностью начнете генерировать идеи, если станете хорошо высыпаться и чувствовать себя бодрым и отдохнувшим.

Критицизм. Критицизм со стороны других людей способен надолго отбить охоту к творчеству. Как поступать с теми, кто вас необоснованно критикует? Причем именно необоснованно, почему барьер и называется «критицизмом», а не «критикой», которая может быть вполне себе конструктивной. Критицизм подразумевает неадекватную оценку, когда вы заранее неправы, когда вас и вашу идею осуждают еще до того, как вы ее реализовали. Особо продвинутые критиканы осудят вас даже до того, как вы свою идею выскажете. Ибо предполагают, что ничего ценного вы предложить не можете.

С такими критиканами многие из нас сталкивались – на работе, в собственном доме или раньше, во время учебы в школе. Если вы вспомните хотя бы один пример критицизма, направленного против вас, вы вспомните также, как сильно это поубавило ваш пыл, – а если вы подвергались критицизму регулярно, вы, возможно, и сами начали сомневаться в своем творческом потенциале. Что ж, поймите одну вещь: когда критикан осуждал вас и вашу идею, когда он склонял вас на все лады за ваше творческое начинание, – говорил он не о вас, а о себе. Это себе он не доверял, это в себе он не видел творческого потенциала. Почему? Потому что ограниченность в других видят лишь ограниченные люди. Я определенно рекомендую вам выбросить из головы подобных критиканов: пусть они ограничивают себя. А вы – пробуждайте и разворачивайте свой творческий потенциал.

Правила и процедуры. Если организация, в которой вы работаете, имеет много правил и четко оговоренных инструкций и процедур, они могут иногда душить творческий потенциал из-за бюрократии, которую сами же и создают. Если вы не можете продвинуть свой проект без кучи подписей, поддержать импульс будет для вас довольно трудно.

А теперь спросите себя – какой из вышеупомянутых барьеров относится к вам лично? Признание ваших собственных барьеров – половина успеха, ибо, сделав это, вы осознаете, что именно блокирует вашу творческую вспышку. А осознав, сможете начать действовать, чтобы преодолеть препятствия. Удачи!

Из книги Одаренный ребенок [Иллюзии и реальность] автора Юркевич Виктория Соломоновна

5. О наивной и культурной креативности Марина Исаевна Фидельман, совсем недавно защитившая под моим руководством диссертацию, провела очень интересный эксперимент.Испытуемыми (именно так называют тех, кто согласился - только по доброй воле, иначе не может быть -

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Уровни креативности Классическая теория Фрейда не подходит для наших целей, к тому же имеющиеся у нас данные частично с ней не согласуются. В значительной мере эта теория представляет собой психологию Ид, занимавшуюся исследованием инстинктивных влечений и

Из книги Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание автора Грецов Андрей Геннадьевич

Часть 4 Тренинг креативности

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

Программа тренинга креативности Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее. Е. Торренс Предлагаемая

Из книги НЛП: управление креативностью автора Дилтс Роберт

Психогенетика креативности Напомним, что психогенетика решает проблему соотношения детерминант фенотипической изменчивости признака, то есть причин индивидуальных различий между людьми, в том числе – различий в способностях.Как мы уже отметили выше, в психологии

Из книги Креативная уверенность. Как высвободить и реализовать свои творческие силы автора Келли Том

Формирование креативности и обучаемость Примем условно, что верна гипотеза о позитивном влиянии среды на формирование креативности. Развитие креативности проходит как минимум две фазы:1. Развитие «первичной» креативности как общей творческой способности,

Из книги Креативное решение проблем [Как развить творческое мышление] автора Лемберг Борис

Раздел 1.1. Основы креативности Проблемная область креативности(По: Tools For Dreamers, pp. XIII–XV) Воображение важнее знания. Альберт Эйнштейн Следы любого животного говорят о том, чем оно было; только следы человека говорят о том, что он создал. J. Bronowski, The Ascent of Man Оглядитесь по

Из книги автора

Раздел 2.4. Типы креативности Одно из положений НЛП гласит: те или иные виды стратегий могут способствовать эффективности человека в одних видах контекстов, однако оказываться менее эффективными в других контекстах. Можно предположить, что стратегия Моцарта отличалась

Из книги автора

Раздел 2.5. Повышение креативности Представление о когнитивной структуре креативности открывает нам возможность интенсификации и управления креативным процессом с целью придания ему большей эффективности. Для этого могут послужить три ключевых процесса.Первый

Из книги автора

Раздел 4.4. Резюме: принципы креативности В основе НЛП лежит следующее допущение: карта не есть территория. Часть I ставила перед собой задачу исследовать ряд принципов и паттернов, связанных с тем, как мы создаем карты действительности, в частности применительно к

Из книги автора

Раздел 5.6. Оценка прогресса в креативности Оценка прогресса в креативности – это функция оценивания степени, в которой человеку удалось расширить свое восприятие проблемного пространства. При оценивании прогресса применительно к решению проблем важно помнить, что

Из книги автора

Раздел 7.2. Процессы, способствующие креативности После того как проблемное пространство определено, можно исследовать пространство решения путем добавления новых элементов к существующей карте проблемного пространства или изменения этой карты каким-либо образом.

Из книги автора

Подключение к креативности В мире, полном творческого потенциала, опасно предполагать, что все хорошие идеи лежат на поверхности. Однако мы наблюдали, как это мнение высказывается во многих международных корпорациях: руководители 5?го уровня составляют план своих

Из книги автора

Формула креативности: c = me2 Формула творческого потенциала будет работать на вас, когда вы поймете, что она собой представляет, и буквально прочувствуете ее слагаемые. А они не сложны.Формула креативности: c = me2; гдеc – творчество (creativity);m – масса того, что вы знаете (mass);e –

Из книги автора

Мифы о креативности Мифы о креативности, как я не раз уже говорил, могут действовать как барьеры к творческому потенциалу из-за их власти формировать каждодневное поведение.? Творческий потенциал – явление мистическое, волшебное и непостижимое.? Только истинные

Из книги автора

Часть 5 Техники креативности Мы постоянно говорим о том, что креативность можно развить, творчеству можно научиться, а результаты творчества – вполне осязаемы в нашем материальном мире. Все это предполагает существование техник, которые способствуют и развитию

В очередной раз хочу представить вам интересный проект « » и его автора Сергея Марченко.
Очень рекомендую познакомиться с публикациями этого ресурса, одну из которых и предлагаю вашему вниманию.

Человеку для самореализации необходимо заниматься творчеством — деятельностью, в процессе выполнения которой он использует личные возможности для создания чего-то нового, уникального.

Целью творческой деятельности является использование личного таланта и воображения для решения проблем, достижения целей и реализации предназначения . Результатом творческого процесса является новый, уникальный элемент, позволяющий улучшить его создателя или окружающую среду и дающий новые возможности.

Но в процессе творческой деятельности постоянно возникает множество препятствий, которые необходимо преодолевать человеку.

Что же мешает нам на пути к реализации нашей цели?

Отсутствие самоуважения

Проявляется либо в недостатке уверенности в себе и высокой самокритикой, либо самоуверенностью или высокомерием. Это мешает сделать первый шаг для решения проблемы и повышает риск нанесения вреда при реализации идей. Для преодоления этого препятствия нужно развивать уверенность в себе .

Лень и слабая воля

Они также мешают начать творческий процесс и преодолеть психологическую инертность. Для их преодоления необходимо тренировать самодисциплину.

Ригидность

Твердость, неуклонность в применяемых средствах для принятия решений и достижения целей. Ограничивает человека в использовании новых средств, которые могут оказаться более эффективными и надежными. Для преодоления этого препятствия нужно развивать воображение , гибкость мышления, узнавать о появлении новых средств и применять их для решения проблем и достижения целей.

Страх провала, неудачи

Является следствие недостатка опыта и наличием неопределенности при оказании воздействий. Преодолеть это препятствие помогает помощь или консультация у более опытного человека, эксперта, который сможет дать корректную оценку рисков предполагаемого воздействия.

Недостаток организованности

Наличие слишком большого количества дел и идей препятствует пониманию, какие из них являются важными и ими нужно заняться в первую очередь. Для преодоления этого препятствия нужно организовать личные цели и дела в единую надежную систему. Подобная организация позволить освободить память и сознание от постоянного, повторяющегося обдумывания этих дел, которое затрудняет процесс генерации новых идей.

Отсутствие приоритезации

В процессе творческого мышления генерируется большое количество идей, которые нужно реализовать. Одни очень важны и полезны для решения проблемы. Их нужно реализовывать в первую очередь. Другие менее важны и их нужно откладывать на потом, ставить в очередь. Но большинство людей не определяют важность идей – их приоритет. А стараются реализовать более простые, но менее полезные идеи. Для преодоления этого препятствия нужно научиться приоритезировать идеи.

Загруженность сознания

После наполнения сознаниями всеми возможными знаниями, которые смогут помочь решить проблему, ему необходимо дать отдохнуть, расслабиться. Но очень часто это не выполняется и сознание начинают использовать для решения других проблем. Повышенная загруженность сознания снижает скорость генерации идей. Чтобы преодолеть это препятствие нужно осознанно делать перерывы, чтобы ускорить творческий процесс.

Конформизм

Принятие чужих мнений и опыта без критики и проведения анализа. Это свойство личности характеризуется соглашательством со всем, что имеется в окружающей среде, без проведения оценки правильно ли это или нет, оптимальным ли это является или можно это улучшить. Для преодоления этого препятствия нужно развивать критичное мышление, ко всему новому нужно подходить с вопросами «зачем, почему, для чего…».

Нетерпеливость

Человек хочет найти решение проблемы немедленно. Но для этого нужен большой объем исходного материала (знаний, идей) и высокий уровень развития интеллекта. Но когда решение не находится за короткий промежуток времени, тогда человек просто прекращает заниматься этой проблемой и переключается на другую, более легкую. Для преодоления этого препятствия нужно тренировать самодисциплину, а особенно упорство.

Устранение всех этих препятствий гарантированно увеличит эффективность и успешность творческой деятельности. Это в свою очередь ускорит процесс самореализации человека.

А что вы думаете по этому поводу?

Искренне,
Евгений Мохначев

Повторяю ссылку на сайт Сергея Марченко
«Личное развитие — Как стать успешным и эффективным »

This entry was posted on 31.07.2012, 23:17 and is filed under . You can follow any responses to this entry through . Обсуждение закрыто. Окончательно и бесповоротно.

Это не обсуждается.

Наверное, любой родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Что же такое творчество? Человека можно назвать творческим, если у него свободный полёт воображения, фантазии, интуиция, которые могут привести к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.

Понятие творчества часто связано с талантом, гениальностью. На этот счёт существует множество теорий и исследований. Можно ли воспитать гения? Пробьётся ли талант, если его никак не развивать? Некоторые считают, что все дети гениальны от рождения, и если не подавлять их способностей, а всячески им помогать, то можно подарить миру нового Леонардо. К сожалению, это не совсем так. Гениальность - понятие очень сложное, многие исcледования наоборот говорят о том, что гением нельзя стать, им можно только родиться. А вот таланты есть у каждого человека от рождения. Их можно и нужно развивать. Но здесь появляется другая проблема - часто родители не хотят видеть истинных пристрастий ребёнка, придумывая (совершенно искренне желая ему счастья) за него ему таланты.

Но можно быть талантливым человеком, но при этом нетворческим. И тогда талант не реализуется полностью. Человек с радостью занимается любимым делом, работа спорится в его руках, но при этом он не способен придумать что-то новое в своей области и остаётся лишь исполнителем. И, наоборот, в деле, не требующем особого таланта, человек творческий способен совершить переворот. Именно поэтому развитие таланта и творческих способностей - это разные вещи.

Истоки творчества, несомненно, лежат в субъективном эмоциональном опыте раннего детства. Для того чтобы воспитать способность к творческому подходу в ребёнке, необходимо измениться самим взрослым. Они слишком скованны, боятся играть, веселиться вместе с ребёнком, постоянно соблюдая "правила взрослого поведения".

Поощряя творчество ребёнка нужно принимать, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем вы. Обучая малыша, не следуйте стереотипам, даже если у кого-то из знакомых был положительный опыт "именно такого" обучения. Исходите из задатков вашего ребёнка. Ведь главное - не воспитание таланта или гения, а то будет ли богат и разнообразен внутренний мир ребёнка, реализуются ли его возможности, будет ли он способен к творчеству.

Игры и игрушки

Ребёнок играет, это его главное и самое важное занятие в детстве, он использует все предметы, которые найдёт в своей игре. Может быть, это прозвучит и странно, но чем меньше у ребёнка игрушек, тем более развито будет его воображение. Нет, я не призываю устроить своим детям тяжёлое детство с деревянными палочками вместо солдатиков. Но избегайте игрушек, где уже всё придумано за ребёнка. Например, книжек-раскрасок, в которых даны образцы. Конечно, разные мозаики и игры типа "сложи узор" развивают внимание, усидчивость и творческие способности, но часто много внимания уделяется складыванию картинок по образцу, просите ребёнка самостоятельно придумывать картины, узоры, сюжеты.

Маленьких детей нужно учить играть, показывать, что делать с той или иной игрой. Но никогда не препятствуйте их самостоятельному освоению игр, слова "не правильно" вообще не применимы к творчеству, особенно детскому.

Делайте игрушки вместе с ребёнком, придумывайте сюжеты для игр. Самостоятельно сшитая кукла гораздо более интересна ребёнку, чем купленная.

Творческие игры-фантазии могут помочь не только в развитии ребёнка, но и изменят взрослого. Совместное сочинение сказки или стихотворения, игра в рифмы с годовалым малышом - всё это фундамент творческой активности. Всем известны игры, в которых взрослый изображает движения и звуки различных животных, предлагают покататься ребёнку, любой предмет может превратиться в любое сказочное существо, стать одушевлённым, любая домашняя работа может стать интересной игрой с захватывающими приключениями. Все эти забавы не только способствуют развитию воображения малыша, но и тренируют его память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.

Рисование

Рисовать многие дети могут начать с шести-восьми месяцев, если, конечно, дать им такую возможность. Многим это станет интересно после года, а кому-то и после двух. Это вовсе не означает, что у ребёнка нет способностей или жажды творчества. Если уж говорить честно, это вообще ничего не означает, кроме того, что каждый ребёнок-уникальная личность.

Предоставляя малышу, возможность рисовать, подумайте о формате бумаги, предложите ребёнку на выбор большие и маленькие листы, путь он выберет сам, как любой художник выбирает формат будущей картины. Идеальными материалами для раннего творчества являются также глина, бумага для вырезания, цветная бумага, песок, пластилин, солёное тесто, камушки, пёрышки, макароны и крупы...Список можно продолжать до бесконечности.

Сначала происходит знакомства с материалом, ребёнок изучает то, что ему дали, тянет в рот. Он с удивлением наблюдает за изменениями формы, появлением рисунка - это само по себе ценный опыт. Затем он начинает понимать, что сам является тем действующим началом, которое приводит к изменениям на бумаге. Здесь важно соблюдать меру, сочетая самостоятельность ребёнка с общением и обучением, которое призвано ему помогать.

Что мешает быть творческим человеком?

Главное, о чём нужно знать, чтобы стать творческим человеком - это о своей возможности творить. Тяга любого ребёнка к творчеству очень велика, но велико и сопротивление окружающих взрослых. Нет, совершенно не со зла родители хотят показать мир своему малышу во всём его многообразии, а в итоге дрессируют его, заставляя поражать окружающих своими удивительными познаниями. Так ребёнок в первый раз сталкивается с дилеммой - выучить или придумать самому. Главные авторитеты - родители - подсказывают, что первое им интереснее. Или родители просто ругают ребёнка за все неудобные проявления - намусорил, налил воды, испачкался и т.д.

Второй этап - детский сад. Индивидуальный подход к ребёнку - это очень хорошо, но в обычных детских садах, в которых учатся большинство детей (и не только российских) идут по принципу "а сейчас мы все"..."рисуем то-то", "танцуем так-то", "делаем такие-то движения"... Ребёнок учится уживаться в коллективе, но тут же получает роль - лидер или исполнитель. Первая - никем из взрослых не приветствуется, можно нажить большие неприятности, если всё время придумывать новые интересные игры.

Третий этап - школа. Здесь на развитии творческих способностей в 70% случаев можно поставить крест даже в самой хорошей школе. Остальные 30% либо имеют богатую творческую жизнь вне школы, развиваясь в студиях и кружках, либо имеют очень высокую мотивацию учёбы в школе. Почему? Есть дети, для которых школьная программа слаба, им её недостаточно для развития, никогда не напрягаясь, они многое теряют не по своей вине. Среднему ребёнку всё нормально в программе средней школы, но обычно к моменту туда попадания ему УЖЕ неинтересно учиться, он выполняет требования, но не больше. Слабому ученику всё даётся с трудом, ему просто не подходит программа, но формируется комплекс неполноценности (даже если он делает вид, что ему всё равно), который никак не поможет в будущем.

Возникает резонный вопрос - что делать? Избегать школы и детского сада совершенно не обязательно. Есть очень простой и действенный способ развивать ребёнка творчески:

не ругаться ребёнка по пустякам (испачкался, просыпал что-то, навёл жуткий бардак, упал в лужу...)
не ругаться, если он чего-то не понимает (иначе он просто больше не попытается что-то понять)
не ругать за плохие оценки (оценки - это условность, вы всегда лучше знаете способности вашего ребёнка)

Если ребёнка ругают - он начинает бояться, а страх - это главный враг творчества. Страх сделать что-то не так, страх самовыражения. Любите своего ребёнка, помогайте ему самостоятельно искать свой путь в жизни, не навязывайте готовых взрослых решений и всегда принимайте его таким, какой он есть.