Урок игра правила школьный жизни. Классный час.урок-игра"правила поведения в школе и на уроках". Игры для разделения аудитории на несколько групп

Игры для разделения аудитории на несколько групп

1. Жребий

Учащиеся выбирают карточки с цифрами, листочки разного цвета, фигурки и т.п., а затем по подобию формируются группы.

2. Художники

Учащимся предлагается дорисовать что-либо (корабль, дом, машину и т.п.). Затем определяют 3-5 дорисованных элемента, по которым формируются группы (парус, весла, крыша, окна, колеса и т.п.).

3. Составление мозаики

Каждый участник получает одну часть какой-то фотографии, документа, четверостишия, известного высказывания и должен найти тех, кто имеет другие недостающие части разделенного материала.

4. Знаменитости

Учащиеся получают имена исторических личностей. Затем они должны объединиться в группы в зависимости от сферы общественной жизни, от исторической эпохи или от страны, в которой жили исторические деятели.

5. Мне нужна поддержка

Выбирается столько ведущих, сколько должно быть образовано групп. Ведущие по очереди выбирают себе помощников, произнося фразу: «Мне нужна сегодня поддержка… (называется имя), потому что он (она) … (называется положительное качество)». Так набирается необходимое количество групп. Каждого следующего участника, произнося ключевую фразу, называет тот, кто был выбран последним в группе. Нужно нацелить ребят на то, чтобы они выбирали не своих друзей, а тех, с кем они мало общаются, так как в каждом человеке можно найти положительные, ценные качества, которые очень важно заметить.

Игры на групповое сплочение и «эмоциональный разогрев»

6. Место справа от меня свободно

Все участники садятся в круг на стулья, при этом один стул остается свободным. Сутью данного упражнения является простое предложение «Место справа от меня свободно, и я бы хотел, чтобы это место занял…». Это предложение вслух произносит участник, который сидит рядом со свободным стулом. Он должен объяснить, почему он хочет, чтобы названный им одноклассник занял это место. Нельзя использовать клише типа «потому что он мой хороший друг», а необходимо давать более определенные описания.

7. Я - Джон Леннон

Каждый пишет имя какой-нибудь знаменитости, но при этом он должен быть абсолютно уверен, что эта личность известна всем. Это может быть актер, спортсмен, певец, писатель. Имя прикрепляется к спине наугад выбранного участника. Все превращаются в известных людей, но никто не знает, в кого именно. Затем играющие ходят по комнате и задают друг другу вопросы для выяснения своей личности. Ответ на вопрос должен быть только «да» или «нет». После четырех-пяти вопросов игрок подходит к другому участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не выяснит, кем он является.

8. Слепой

Игроки разбиваются на пары. Затем партнеры договариваются, кому из них завязать глаза. После этого партнер ведет «слепого» по комнате таким образом, чтобы его не ушибить, но чтобы слепой мог опознать окружающие его предметы. В игре есть одно важное условие: партнерам нельзя разговаривать. «Слепой» полностью зависит от своего партнера, который решает, куда идти и как быстро. Через пять минут они меняются ролями. По окончании игры можно провести обсуждение, сначала в парах, а затем и общее:

  • В какой момент игры я чувствовал себя комфортнее?
  • Что мне больше подходило - вести или следовать?
  • Когда я чувствовал дискомфорт?
  • Что мне понравилось в моем партнере?
  • Что бы я ему посоветовал?

9. Услышь меня

Выберите одного игрока и попросите его выйти из комнаты. С другими подберите пословицу (например, «Лес рубят - щепки летят»). Затем поручите разным участникам произнести по одному слову из пословицы одновременно. Отрепетируйте, произнесите пословицу как минимум три раза. Затем пригласите вышедшего игрока и попросите его в произнесенном вами словесном хаосе узнать известную пословицу.

10. Раскачивание в круге

Поставьте в круг 5-7 ребят и одного в центр круга. Последний скрещивает руки на груди и замирает. Ему нужно, не сдвигая с места ступней, падать в чью-либо сторону - с закрытыми глазами. Стоящие в круге выставляют руки перед собой и мягко отталкивают его, перебрасывая друг другу. Цель игры - научиться доверять людям.

11. Шарада о чувствах

Участникам игры раздаются полоски бумаги с написанными на них названиями чувств.

Ведущий говорит: «У каждого есть чувства! Чувства не могут быть плохими или хорошими. Плохими или хорошими они становятся тогда, когда мы их переводим в действия. Каждому из нас порой бывает нелегко обозначить свои чувства».

Попросите участвующих в игре поразмышлять в одиночку над своим словом и придумать, как это чувство может быть сыграно. Пусть каждый сыграет свое чувство, а остальные догадаются, что это за чувство. Затем можно обсудить вопросы:

    Все ли одинаково выражают свои чувства? Есть ли такие чувства, которые труднее выразить, чем другие? Какие это чувства? Почему это происходит? Почему людям важно выражать свои чувства?

Список чувств:

12. Шляпа вопросов

Приготовьте полоски бумаги с написанными на них вопросами и сложите их в шляпу. Шляпа передается по кругу, и каждый участник, вытягивая вопрос, отвечает на него. Шляпа ходит по кругу до тех пор, пока не кончатся вопросы.

Вопросы:

  1. Какое время из проведенных дней в кругу семьи в минувшем году вам больше всего понравилось?
  2. Что вы планируете сделать вместе с домашними в предстоящее полугодие?
  3. Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своем папе?
  4. Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своей маме?
  5. Назовите одну из ваших семейных традиций.
  6. Назовите что-то одно из того, чего вы ждете от жизни.
  7. Назовите одну из лучших книг из тех, что вам довелось прочесть.
  8. Какой день вы бы назвали совершенным? Что бы вы делали?
  9. Назовите три вещи, которые вас ужасно расстраивают.
  10. Назовите что-то, что делает вас счастливым.
  11. Назовите что-то, чего вы боитесь.
  12. Расскажите об одном из своих счастливейших воспоминаний. Почему именно оно?
  13. Назовите одно из мест, куда вы больше всего любите ходить с друзьями.
  14. Назовите две вещи, которые вы сделали, если бы стали президентом страны.
  15. Какие есть два секрета прочной и долгой дружбы?
  16. Расскажите об одном из дней минувшего года, когда вам было очень весело со своими друзьями.
  17. Назовите что-нибудь из съестного, чего вы терпеть не можете.
  18. Какие три качества вы желали бы видеть в своих друзьях?
  19. Какой, по вашему мнению, будет жизнь на Земле через 100 лет?
  20. Как бы вы описали рай?
  21. Какой совет вы бы дали родителям, которые хотят лучше воспитывать своих детей?
  22. Согласны ли вы, что применение наказания - лучший способ добиться от детей послушания? Почему «да» или почему «нет»?
  23. Назовите один из подарков, которые вам хотелось бы получить.
  24. Если бы вы могли поехать куда угодно, куда бы вы отправились? Почему?
  25. Был ли такой день в минувшем году, когда вы чувствовали себя особенно близкими со своими родителями?
  26. Назовите три вещи, которые вызывают дружный смех в вашей семье.
  27. Мое любимое животное - это…
  28. Я чувствую страх, когда думаю о…
  29. Мы с друзьями по-настоящему веселимся, когда…
  30. Когда у меня выдается свободное время, я люблю…
  31. Моя любимая телевизионная программа - это…, потому что…
  32. Мне нравится есть…
  33. В школе мне нравится…
  34. Мне больше всего нравятся люди, которые…
  35. Через 10 лет я вижу себя…

Добавьте собственные вопросы.

13. Похвали меня

Вариант 1. Игрокам раздаются листки бумаги, на которых они записывают свое имя. Затем, собрав и перетасовав листки, раздайте их участникам. Ребята должны написать, что им нравится в человеке, имя которого они получили, а потом согнуть листок так, чтобы закрыть написанное («гармошкой»), и передать другому, пока каждый не оставит свою запись. Подписываться не надо. Соберите листки и прочитайте вслух, что на них написано. (Обязательно просматривайте каждое описание перед чтением, чтобы удостовериться, что оно положительное.) Тот, кто получил похвалу, обязательно говорит: «Спасибо».

Вариант 2. Игроки встают в круг. Каждый участник, по очереди, говорит своему соседу справа, что ему нравится в нем. Затем проделывается то же, но по отношению к соседу слева.

14. Какой я хороший!

Игроки всего за одну минуту должны записать перечень всех качеств, которые им в себе нравятся. Затем дайте им еще одну минуту, чтобы они записали те качества, которые им не нравятся. Когда оба списка будут готовы, пусть сравнят их. Обычно перечень отрицательных качеств бывает длиннее. Обсудите этот факт.

15. Рискни сказать

Участники садятся в круг. Им дается пакет с бумажными полосками, на которых записаны незаконченные рискованные утверждения. Пакет передается по кругу, все по очереди вытягивают из него свою полоску, читают, что на ней написано, и заканчивают фразу.

Примерные фразы:

  • Очень люблю заниматься…
  • У меня неплохо получается…
  • Меня беспокоит…
  • Я особенно счастлив, когда…
  • Мне особенно грустно, когда…
  • Я злюсь, когда…
  • Когда печалюсь, я…
  • Я представляю себя…
  • Я привлекаю внимание с помощью…
  • Я добился(ась)…
  • Я притворяюсь… хотя на самом деле…
  • Другие люди вызывают во мне…
  • Самое лучшее во мне - это …
  • Самое плохое во мне - это …

Продолжите перечень фраз сами.

16. Блюз одинокого сердца

Раздайте опросники и карандаши. Дайте игрокам 10 минут, чтобы ответить на вопросы, затем соберите группу в круг. Пройдите по кругу, задайте каждому по одному вопросу и выслушайте ответы. Позвольте остальным участникам задавать уточняющие вопросы. Выслушайте ответы на все вопросы в опроснике. Если есть вопрос, представляющий интерес для всех, обсудите его группой.

Опросник

  1. Опиши то время, когда тебе было одиноко.
  2. Что тебе помогло справиться с одиночеством?
  3. Что ты сделал, чтобы помочь страдающим от одиночества?
  4. Что дали тебе дни испытания одиночеством?

17. Три правды и одна ложь

Каждый участник получает карандаш и лист бумаги с надписью: «Три правды и одна ложь» и записывает три правдивых высказывания о себе самом и одно ложное. Записанное предлагается вниманию всей группы, и все пытаются решить, какое из утверждений ложное. Затем автор оглашает настоящее ложное утверждение.

18. Поводырь

Члены группы встают в линию, держась за руки. Все, кроме ведущего-поводыря, с закрытыми глазами. Поводырь должен безопасно провести группу через препятствия, объясняя, куда они направляются. Шагать нужно медленно и осторожно, чтобы группа прониклась к ведущему доверием. Спустя 2-3 минуты остановитесь, смените поводыря и продолжите игру. Пусть каждый попробует себя в роли поводыря. После игры обсудите, всегда ли игроки могли доверять ведущему; в роли кого они чувствовали себя лучше - ведущего или ведомого?

19. Дай мне руку

Каждый член группы получает по листку бумаги и маркеру. Им нужно обвести по контуру свою кисть. Переходя от одного листка к другому, все члены группы записывают что-нибудь на «руке» каждого своего товарища. Не забудьте подчеркнуть, что все записи должны быть положительными. Все игроки могут взять листки домой в качестве сувенира.

20. Любишь ли ты своего ближнего?

Игроки сидят в кругу на стульях, один человек в середине. Тот, кто в середине, подходит к кому-либо из сидящих в круге и спрашивает: «Любишь ли ты своего ближнего?» Если тот отвечает «да», то все, за исключением двух ближних, вскакивают и бросаются занимать какой-нибудь другой стул из тех, что стоят в круге. Водящий тоже старается завладеть стулом, так что в центре окажется кто-то другой. Если же последует ответ «нет», водящий выпытывает: «Кого ты любишь?» Тот, кого спрашивают, может ответить что угодно, например: «Всех в красном». Все, на ком есть красный цвет, остаются сидеть, а остальные, вместе с водящим, бросаются занимать другие стулья. Тот, кто остался без стула, становится водящим.

21. Сердце класса

Вырежьте заранее из красного картона большое сердце.

Учитель говорит: «Знаете ли вы, что у нашего класса есть свое сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Если кто-то вытянет собственное имя, он должен поменять бумажку».

Пусть каждый придумает дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя он вытянул по жребию, и запишет ее фломастером на «сердце класса». Учитель должен проконтролировать то, что собираются записать участники. Повесьте сердце на стене так, чтобы к нему можно было подойти со всех сторон. Сердце класса может стать прекрасным украшением помещения.

Мудрые мысли

  • Чтобы обладать свободой, следует ее ограничить. Э. Берк
  • Легче опуститься до рабства, чем дорасти до свободы. Ибн-Сина (Авиценна)
  • Цена свободы - это вечная бдительность. Д. Керран
  • Лишь глупцы называют своеволие свободой. Тацит
  • Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней. М. Аврелий
  • Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна. Сенека
  • Жизнь - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Ж. Лабрюйер
  • Для чего приобретаю я друга? Чтобы было за кого умереть. Сенека
  • По отношению к друзьям необходимо быть как можно менее тягостным. Деликатнее всего - не требовать от своих друзей никаких услуг. Гегель
  • Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься. Козьма Прутков
  • Не имей друзей, которые бы уступали тебе в моральном отношении. Конфуций
  • Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. Царь Соломон
  • Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам. Античный афоризм
  • Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая. Августин
  • Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой. Ф.М. Достоевский
  • Чтобы быть нравственно свободным, человек должен привыкнуть управлять собою. Н.В. Шелгунов
  • Свобода - только то, что никогда, Ничьей свободе не несет вреда. Ирано-таджикское изречение
  • Свобода - это цена победы, которую мы одержали сами над собой. К. Мати
  • Опьянение - не что иное, как добровольное безумье. Продли это состояние на несколько дней, - кто не усомнится, что человек сошел с ума? Но и так безумье не меньше, а только короче. Сенека
  • Судьба и характер - это разные названия одного и того же понятия. Новалис
  • То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей. А. Шопенгауэр

Сегодня хотел бы немного расширить практическое применение записи: расскажу об играх, которые я применяю на уроках английского языка, но они могут быть использованы на занятиях по другим предметам.

Поиграй в учителя

Эта игру хорошо применять в начале или в конце урока. При использовании в начале урока целью игры может быть повторение ранее пройденного материала, а в случае проведения игры в конце урока — обобщение пройденного на занятии.

Разделите класс на две группы. Попросите каждую группу придумать по пять вопросов, касающихся пройденного материала.

Когда вопросы подготовлены, каждая группа выбирает по одному представителю, который будет играть роль учителя. Представитель от каждой из групп выходит к доске и ведёт часть урока, задавая вопросы другим ученикам.

Если вы проводите эту игру регулярно, можно использовать соревновательный дух учеников и фиксировать счёт команд в течение серии уроков.
На своих уроках я прошу учеников задавать вопросы, проверяющие значения слов и словосочетаний. Например, пройдя тему «Спорт», ученики могут задать другой команде вопросы типа:

Say three activities that use a net.

What’s an example of a score when it’s a draw?

What happens if someone cheats in a game?

Последний ответ

Это забавная игра, во время которой ученики отвечают на вопрос, заданный вопросом раньше.

Например, на уроке по русскому языку учитель может подготовить следующие вопросы.

Вопрос 1. Какие глаголы являются переходными? Ученик не отвечает.

Вопрос 2. Как определить спряжение глагола? Ученик отвечает на первый вопрос

Вопрос 3. Какие глаголы являются разноспрягаемым? Ученик отвечает на второй вопрос

Вопрос 4. Глагол какого вида не имеет форм настоящего времени? Ученик отвечает на третий вопрос

Вопрос 5. Что называется спряжением глагола? Ученик отвечает на четвёртый вопрос

Важно, что ученики держат ответ на предыдущий вопрос и сам вопрос в памяти, что требует дополнительной концентрации внимания.

Гонка вопросов

Учитель заранее готовит 15-20 вопросов или коротких заданий для класса и записывает каждый из вопросов на отдельной полоске бумаги.
Класс делится на группы по 5-6 человек. Каждой группе выдается первое задание. В группе ученики выполняют первое задание, после выполнения задания представитель группы бежит к учителю. Учитель проверяет задание. Если ответ правильный, то учитель выдаёт ученику следующий вопрос, с которым ученик возвращается к команде. Выигрывает команда, которая быстрее ответит на все вопросы.

Алфавит

Класс делится на команды по несколько человек. Учитель может выдать каждой команде по листу, на котором напечатан алфавит и оставлено место напротив каждой буквы. Другой вариант: ученики записывают алфавит самостоятельно. Затем учитель задаёт определённую тему. Ученики в командах должны написать по одному слову, словосочетанию или термину, которые начинаются с каждой букв алфавита. Например, если мы повторяем тему “Education”, то начало алфавита может выглядеть так.

А — Assessment

B — Boarding Schools

C — Chemistry

Выигрывает команда, написавшая как можно больше слов за отведённое время.

Однажды я присутствовал на уроке, где подобная игра длилась 60 минут! Так делать не надо Я бы ограничил учеников 7-10 минутами.

Угадай слово

Класс делится на две команды. Игрок первой команды вытаскивает табличку, на которой написано слово, но не показывает его своей команде. Задача игрока за ограниченное время (1-2 минуты) объяснить своей команде значение слова так, чтобы команда смогла это слово отгадать. Главное не использовать само слово, а также однокоренные слова.

Затем играет вторая команда. Побеждает та команда, которая смогла отгадать больше слов за 3-4 раунда.

Экспресс-дебаты

Класс делится на две команды. Команды выстраиваются одна напротив другой в линию лицом к лицу. Учитель формулирует некое дискуссионное утверждение, например: “Во всех школах России должна быть школьная форма”. Жеребьёвкой определяется команда, поддерживающая утверждение, и команда, опровергающая утверждение.

Выигрывает та команда, участник которой сказал последний аргумент.

Пиктограммы

Класс делится на группы. Каждой группе предлагается лист, на котором написан текст или отдельные предложения. В тексте некоторые слова заменены пиктограммами. Задача игроков — восстановить словесный текст полностью за отведенное время (3-5 минут в зависимости от сложности вставляемых единиц). Выигрывает команда, которая максимально полно и правильно восстановила исходный текст.

Материалы (пиктограммы) для подготовки исходного текста можно найти на сайтах в интернете, например, на этом https://thenounproject.com/ .

Да. Нет. Вставай!

Можно играть со всем классом одновременно. Учитель задаёт закрытый вопрос, на который правильным может быть только один ответ (например, на уроке по английскому языку во время прохождения темы “Спорт” можно задать вопросы: — Is the score 1:1 a draw? — Yes. — Do you go to a gym to play football? — No.) Ученики слушают вопрос и отвечают: если правильный ответ “Да”, то встают; если правильный ответ “Нет”, то продолжают сидеть. Такая игра позволяет ученикам не только повторить пройденный материал, но и провести физическую разминку.

Концентрация

Класс делится на две команды (можно больше). Каждой команде в течение двух минут демонстрируют карточку или слайд, на которых написаны 10-12 языковых единиц (слов, словосочетаний, идиом). Игроки должны запомнить как можно больше представленных единиц. В процессе просмотра игрокам нельзя делать записи. После знакомства с карточкой (слайдом) игроки в течение 5 минут должны вспомнить как можно больше единиц, которые им были предъявлены. Побеждает та команда, которая назовёт максимальное количество исходных единиц.

Цепочка

Ученики встают в круг. Учитель определяет группу слов, которые должны быть использованы в игре (например, неправильные глаголы английского языка), и передаёт мяч первому игроку. Игрок называет правильное слово и передает мяч другому игроку, который называет следующее слово и т.д. Можно усложнить игру: мяч не передавать по кругу, а перебрасывать любому игроку. В этом случае все игроки должны быть готовы в любой момент дать ответ. Игрок, который назвал неправильное слово, выбывает из круга.

Добавить комментарий Отменить ответ

Занятие риторики на тему: « Игра – школа жизни?»

Форма: дебаты (интеллектуальная игра)

Оборудование: видео по книге стихотворений А. Барто «Игрушки», видео «Дети об игрушках», презентация, анкета для учащихся «Человек и игры», памятка « Игрушка как отражение характера человека», текст сказки Ю. Олеши «Три толстяка», куклы для кукольного спектакля (Суок, Тутти, три толстяка, 2 министра), вальс-шутка Д. Шостаковича «Танец Амели», выставка народных и современных игрушек

Цели и задачи занятия: определить значение различных игр и игрушек в развитии культуры, в воспитании и обучении учащихся, способствовать развитию логического и критического мышления, навыков устной речи, уверенности в себе, способности работать в команде, концентрироваться на сути проблемы, развитию эмпатии и терпимости к различным взглядам на вопросы, затрагиваемые во время дебатов.

Вопросы дебатов:

1. Игрушка - это забава?

А) Понятие «игрушка»

Б) Спор, перекрестные вопросы

В) Выступление судей.

2 Игрушки старинные или современные?

А) Проект закона "О детской игрушке"

Б) Спор «Какие игры и игрушки полезнее: старинные или современные?»

В) Результаты анкеты

Г) Памятка «Игрушки как отражение характера»

Д) Выступление судей

3. Люди и куклы

А) Кукольный театр (сценка по произведению Ю. Олеши «Три толстяка»)

Б) Спор «Кукла помогает человеку быть Человеком?».

В) Выступление судей

1. Видеофильм к книге А. Барто «Игрушки» .

2. Вопрос: «Что вы можете сказать об этом видео?»

3. Учитель: сегодня день рождения А. Барто. В этот день мы будем говорить как раз об игрушках и играх, играя. Наше занятие пройдет в форме дебатов. Судьи, спикеры двух команд, таймкиперы будут меняться в каждом раунде.

Законы нашей игры:

Научился сам – научи другого.

Твоя идея – идея команды.

Совершенствуй свою речь.

Спорь, но выслушай другого.

Будь культурным слушателем.

Будь корректен.

Будь уверен в успехе.

Уступай достойно.

Участники дебатов:

Команды (состоят из спикеров):

а) защищающая (утверждающая); б) опровергающая (отрицающая).

Судьи (решают, какая команда оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции).

Таймкипер (следит за соблюдением регламента и правил игры)

Ведущий, тренер (помогает спикерам, не высказывает своего мнения)

Структура (организация)

Способ представления аргументов.

4.Первый раунд «Игрушка - это забава?» (Роль игры и игрушки)

А) Знакомство с темой.

Слайд «Цитаты об игрушках». У команд на столах распечатки с цитатами.

«Игрушка служила своего рода культурным генетическим кодом, образующим сердцевину национального менталитета».

В. Соловьев, философ

«Игра для ребенка – естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте»

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, психолог

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский, педагог

«Ребенок играет не только с игрушками, он играет словами, ситуациями, событиями, он играет со всем миром. Если маленький ребенок ничего не придумывает, если его творчество не изливается из него мощным ярким потоком, тогда надо бить тревогу и думать, что такое произошло с ребенком, здоров ли он»

В.С. Юркевич, педагог-психолог

«Игра – жизненная лаборатория детства. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала есть самое здоровое ядро разумной школы детства»

С.Т. Шацкий, педагог-психолог

«Всю жизнь играю в куклы»

С. В. Образцов, директор Центрального театра кукол в г. Москве

«Вся наша жизнь – игра»

«Детские игры окупаются золотом высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом, все то, что составляет богатство человеческой личности»

Охоты властвовать примета,
С послушной куклою дитя
Приготовляется шутя
К приличию – закону света,
И важно повторяет ей
Уроки маменьки своей.
(А.С. Пушкин в «Евгений Онегин»)

Б) Выступление утверждающей стороны (3 спикера): команда приводит доказательства роли игры и игрушки как средства развлечения. Использует цитаты, примеры из книг, мультфильмов, истории.

В) Перекрестные вопросы

Г) Выступление отрицающей стороны (3 спикера): команда приводит аргументы, подтверждающие роль игрушки как зеркала культуры, средства воспитания, обучения.

Д) Судейское заключение

5.Физкультминутка: народная бурятская игра (Игры Белого месяца) .

6. Второй раунд «Какие игры и игрушки полезнее: старинные или современные?»

Судьи и 1 команда меняются местами. Ребята принесли с собой любимые игрушки

А) Фильм «Дети об игрушках»

Б) Выступление 1 команды («любителей народных игрушек»)

В) Перекрестные вопросы

Г) Выступление 2 команды («любителей компьютерных игр») «Плюсы»:

Знакомство с техникой,

Усидчивость,

Зрительное внимание,

Быстрота реакции.

«Минусы»:

Приобретение зависимости,

Угроза здоровому зрению,

Нереальность событий,

Нет двигательной активности

Д) Слайд «Результаты анкетирования»

Е) Знакомство с памяткой «Игрушки как отражение характера» (распечатки)

Д) Выступление судей

Вывод: готовится проект закона "О детской игрушке". В нем говорится о том, какой должна быть игрушка, чтобы она не вредила ребенку. Будущий закон накладывает запрет на производство и импорт игрушек, провоцирующих асоциальное поведение или сочетающих в себе психологически несочетаемое (леденцы в форме скелета, плюшевые бактерии). Об игрушках и антиигрушках мы поспорим на следующем занятии.

7. Третий раунд « Куклы и люди в жизни и искусстве»

Вопрос: «Кукла Суок помогает только Тутти остаться Человеком?».

А) Кукольный театр (сценка по произведению Ю. Олеши «Три толстяка»).

Тексты сценки на столах в виде распечаток.

Б) Выступление утверждающей стороны. Команда приводит примеры того, как Суок помогает Тутти остаться Человеком. (В этой сцене Кукла пробуждает в Тутти человеческие чувства. Что он впервые ощущает? Тутти впервые ощутил удивление, восторг, радость общения, сходство интересов.В финале мы узнаем, что Тутти соединила брата и сестру, но главное – не позволила Тутти стать четвертым толстяком, жестоким и равнодушным).

Г) Выступление отрицающей команды. Команда доказывает, что Суок сыграла большую роль и в жизни других героев романа-сказки?

Кукла помогла доктору Гаспару спасти людей от смерти.

Д) Перекрестные вопросы на тему «Образ куклы в искусстве»

В каких произведениях литературы используется образ куклы? - В. Короленко « Дети подземелья», Е. Носов «Кукла», Л. Толстой «Детство»)

Для чего используется этот образ?

Как называется вальс, прозвучавший в сценке?

Е) Выступление судей.

Вывод:

Если человек добр и заботлив к кукле, он не обидит другого. Чем дольше мы играем в куклы, тем больше в нас доброты. Не надо торопиться стать взрослыми. Не изобретена еще кукла, которая росла бы вместе с ребенком, как кукла наследника Тутти. Но мы знаем много примеров, когда сказка становится явью. Может быть, изобретатель такой куклы среди вас? Может быть, он прославит Россию. И какой бы кукла ни была, старинной или современной, она требует к себе человеческого отношения

Закончить урок хотелось бы словами В.В. Абраменковой: «Игрушка для ребенка не просто забава, а духовное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины».

Приложение

1.Анкета «Человек и игры»

1.Пронумеруй названия по степени важности для тебя

    конструкторы, пазлы, мозаики; настольные игры, лото; технические игрушки;

    спортивные; музыкальные; радиоуправляемые;

    развивающие, народные; компьютерные.

2. Есть ли у тебя народные игрушки дома?__________________________ ______

3.Существуют ли, по твоему мнению, «антиигрушки», как ты к ним относишься?

4.Может ли игрушка, на твой взгляд, нанести вред психическому развитию?

5.Мастерител(а) какие-нибудь игрушки сам(а)

    если да, то какие_______________________________________________________

    если нет, то почему_______________________________________________________

6.Твоя любимая игрушка - это ___________________________________

7.Помогает ли игрушка преодолеть трудности, возникающие в общении с другими людьми?

8. В каких произведениях искусства (литературе, музыке, живописи) говорится о куклах?

2. Памятка

« Игрушки как отражение характера человека»

v Игры с мячом говорят о том, что перед нами человек действия, он не склонен к долгим размышлениям, действует быстро и решительно - его трудно удержать. Для него характерна непритязательность в быту, невнимание к некомфортным условиям жизни, но ему очень важно, чтобы его интересы разделяли близкие люди и были такими же активными, как он.

v Куклы свидетельствуют о том, что человеку интересны общение с другими людьми, мир социальных отношений. Для него характерна погружённость в выбранную роль и игру - он не всегда сам понимает, чего хочет и кем на самом деле является. Это может предопределять недолговечность отношений с близкими людьми.

v Плюшевые игрушки нравятся человеку, который любит новые ощущения и переживания, он очень впечатлителен и эмоционален, зависим от отношения к нему окружающих людей, поэтому ему нужно реализовать свою потребность в тепле и ласке через общение с мягкими игрушками- мишками, собачками, зайками. Такой человек может быть источником детской радости жизни для окружающих, а может быть и нытиком, который заражает своими негативными эмоциями окружающих, если чувствует себя обделённым вниманием и лаской.

v Краски интересуют душевных людей, они открыты миру во всех его проявлениях, чувствительны к его радостям и печалям, восприимчивы к отношениям с другими людьми. Для них могут быть свойственны и агрессия и депрессия, поэтому относиться к ним нужно очень аккуратно, не забывая, что их легко ранить.

v Занятия с пластилином говорят о том, что ребёнок склонен к усовершенствованию старой и созданию новой реальности, окружающие так привыкают к этому, что постоянно ждут от него изменения обстоятельств и окружающего мира к лучшему, а его может тяготить такой груз ответственности, такому человеку иногда самому трудно провести грань между вымыслом и действительностью.

v Конструкторы нравятся тем, кто не очень любит что-то менять в себе, предпочитают привычный ход событий, вместе с тем, задумав что-то, не сворачивают с выбранного пути, а проявляют упорство и целеустремлённость, даже упрямство, и достигают задуманного.

v Страсть к солдатикам характерна для людей, которым нравится совершать манёвры, они легко адаптируются под изменяющуюся информацию, любят соревноваться и, конечно, побеждать. Потом эта страсть переходит в увлечение шашками, шахматами и компьютерными играми.

v Книги любят мечтатели, они любознательны, у них пытливый ум. Увлекаясь вымыслом и фантазиями, они могут быть совершенно беспомощными и безразличными к будничной жизни и проблемам повседневности.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КРАСНОГЛИННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

Конспект профилактического занятия

социального педагога

МКОУ «Красноглинная ООШ №7 »

Князевой Елены Владимировны

«Знакомство с правилами школьной жизни»

Красноглинное, 2015

Тема: «Знакомство с правилами школьной жизни»

(беседа для обучающихся 1 класса)

Цель: Формирование у детей младшего школьного возраста навыков социального поведения.

Задачи:

    учить детей культуре поведения в школе, на уроке, в столовой, в гардеробе;

    расширять социальные представления детей о школе;

    учить рассуждать, высказывать свое мнение.

Оборудование: компьютер, проектор, памятка.

Ход беседы:

I. Решение проблемной ситуации.

Учитель: Этот урок мы начнём такой ситуацией. Может кто-то себя узнает?

(Дети разыгрывают ситуацию. Имена детей вымышлены.

Утро. В класс вошёл Вася. Он подошёл к раздевалке, хотел повесить свою куртку и нечаянно уронил куртку Пети. Петя накинулся на Васю).

Учитель: Как правильно поступить?

Предположительные ответы учеников: Васе надо было извиниться и сразу поднять куртку товарища. Пете нужно было простить Васю и не набрасываться с кулаками.

Учитель: Молодцы. А как вы думаете, почему произошло это недоразумение?

Ученики : Мальчики не знали или забыли, как надо себя вести.

Учитель: Кто уже догадался, о чём сегодня на уроке мы поговорим?

Ученики : О правилах поведения.

II. Работа по теме занятия.

Учитель: А всегда ли вам бывает приятно раздеваться в нашей раздевалке?

Ученики. Не всегда.

Учитель: Почему?

Ученики : Иногда кто-то толкается, мешает, ребята роняют чужие вещи.

Учитель: Ходят ли наши ученики по упавшей одежде? Как надо поступить, чтобы этого не было?

Учитель: Давайте вместе подумаем, что можно сделать, чтобы избежать неприятностей.

(Дети вместе с учителем выводят правила поведения в раздевалке. При этом необходимо следить за тем, чтобы процесс обсуждения таких ситуаций не перешел в спор, во взаимные обвинения. Во избежание этого учитель предлагает: “Давайте не будем называть имена нарушителей. Я уверена, что скоро эти дети научатся себя вести”)

Правила поведения в раздевалке

    Вешай свою одежду на определенное (свое) место.

    Варежки, перчатки положи в карман, головной убор - в рукав.

    Одежду вешай аккуратно.

    В раздевалке не разговаривай, раздевайся быстро, не мешай другим.

    Увидел упавшую одежду - подними.

    В карманах ничего не оставляй.

    Будь вежлив с товарищами, помогай другим.

Учитель:

Звенит заливисто звонок,
И начинается урок.
Но отчего же еле-еле,
Все достают свои портфели
И начинают там искать
Учебник, ручку и тетрадь?
Учитель говорит сурово:
- Опять к уроку не готовы!
Хочу, ребята, вам сказать:
Стыдитесь время зря терять!

Учитель : Какое правило нужно помнить ученикам?

Ученики: Готовить к уроку учебники, тетради и учебные принадлежности надо на перемене.

Учитель : Итак, прозвенел звонок на первый урок, и о своём первом уроке расскажет героиня стихотворения Агнии Львовны Барто.

(Читает ученица)

Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс -
Вставать или садиться?..
Мне говорят: “Иди к доске”, -
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю. (А.Л. Барто)

Учитель: Ребята, давайте расскажем героине стихотворения о правилах поведения на уроке.

Ученики: Если учитель задает вопрос, и ты хочешь ответить, нельзя выкрикивать, а нужно поднять руку.

Руку надо поднимать, когда что-то хочешь спросить у учителя.

Учитель: А вот какие правила советует запомнить первоклассникам Самуил Маршак.

(Читают дети)

Ученик 1: Вставайте дружно каждый раз, когда учитель входит в класс.

Ученик 2: Парта – это не кровать и на ней нельзя лежать.

Ученик 3: Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.

Ученик 4: Учитель спросит - надо встать,
Когда он сесть позволит - сядь.

Ученик 5: На уроках не болтай, как говорящий попугай.

Ученик 6: Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.

III. Физкультминутка.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

Учитель: После второго урока мы отправимся в самое “вкусное” место в школе. Куда же это?

Ученики: В школьную столовую.

Учитель: Ребята, а нравится ли вам приходить в школьную столовую? Вкусно ли готовят наши повара? Нужно ли их благодарить за приготовленную еду?

А теперь давайте разберём такую ситуацию.

Ребята завтракают в столовой. Витя взял кусочек хлеба, скатал в шарик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он стрельнул и попал Пете прямо в глаз. Петя схватился за глаз и вскрикнул.

Что вы скажете о поведении Вити в столовой?

Объясните, как нужно обращаться с хлебом?

Можно ли сказать, что Витя пошутил?

(Обсуждение ситуации)

Учитель: А сейчас послушаем наших ребят.

Ученик 1:

Звонок! Все дружною гурьбой
В столовую летят стрелой.
А здесь есть правила свои,
Запомни их и повтори!

Ученик 2:

Ешь аккуратно, не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши.

Ученик 3:

Хлеб береги и уважай,
Его повсюду не бросай.

Ученик 4:

Поел - и убери, друг мой
свою посуду за собой.

Учитель: А теперь назовите уже известные вам правила поведения в столовой.

(Выслушиваются высказывания детей)

Ученик: Обязательно перед едой надо вымыть руки с мылом.

Ученик : Есть надо всегда аккуратно.

Ученик : Надо бережно относиться к хлебу.

Ученик : За собой всегда убирать посуду.

Учитель: Ребята, самое главное в поведении за столом - вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой обедать. А эти правила поведения мы вывесим в классном уголке, чтобы они напоминали, как надо вести себя за столом.

Правила поведения в столовой

    Перед едой всегда мой руки.

    Не разговаривай во время еды.

    Убери за собой посуду.

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение работы по теме занятия.

Учитель: Я в одной школе на перемене и видела такую картину.

Перемена

“Перемена, перемена!” -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно,
Вылетает за порог.
Вылетает за порог -
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова,
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним - бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи -
Словом, сделал все, что мог!
Ну а тут - опять звонок.
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем
- Ничего, - вздыхает Вова, -
На уроке отдохнем.

(Б.Заходер)

Учитель: Какие ошибки в поведении допустил Вова?

(Дети перечисляют)

VII. Итог занятия.

Учитель : А теперь давайте подведём итог нашему уроку. Мы поиграем в игру “Знаешь ли ты правила?” Выбери правильные советы, которые соответствуют правилам поведения в школе.

(На слайде)

    Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

    Входящего в класс взрослого, приветствуй стоя.

    Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.

    Входящему в класс можно крикнуть: «Привет!»

    На перемене можно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору «сломя голову».

    Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.

    Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.

    Помогать друг другу нужно всегда и всюду. Один за всех, и все за одного. Не надо ябедничать.

    В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.

Учитель: А чтобы быстрее все запомнили эти правила, каждый из вас получит памятку. Я уверена, что скоро все наши ребята будут не только знать правила, но и выполнять их.

ПАМЯТКА

Правила поведения в гардеробе

    В школу приходи за 10-15 минут до начала занятий.

    В раздевалке у каждого класса есть своя вешалка - всегда оставляй свои вещи в определённом месте.

    Будь внимателен ко всем вещам в школьном гардеробе: подними упавшее пальто, отнеси найденные тобой вещи дежурному учителю.

    Не оставляй в карманах мобильный телефон, деньги.

    Не затевай в раздевалке игр.

    В школе ходи в сменной обуви.

Правила поведения в классе

    На урок нельзя опаздывать без уважительной причины.

    Всё необходимое для урока: тетради, учебник, карандаши, линейку - приготавливай заранее.

    На уроке веди себя тихо, будь старательным. Объяснения учителя слушай внимательно. Не разговаривай с соседями и не отвлекайся на посторонние занятия.

    Если ты хочешь ответить на вопрос учителя или задать свой вопрос, не кричи с места, а подними руку.

    Если отвечает твой одноклассник, нельзя перебивать его ответ, подсказывать ему. Подними руку - учитель обязательно заметит твою активность.

    Услышав звонок, извещающий об окончании урока, не срывайся с места, стремясь побыстрее выбежать из класса. Дождись, когда учитель закончит урок, и запиши домашнее задание в дневник.

Правила поведения в коридоре и на лестницах

    Не бегай в коридоре и на лестницах. Слишком оживлённые игры часто приводят к различным неприятностям и даже тяжёлым травмам.

    При встрече в школе с взрослыми людьми обязательно здоровайся первым, даже если они тебе незнакомы.

    Всегда уступай старшим дорогу и пропускай их в дверях.

    Будь внимательным к ученикам младших классов. Обязательно окажи помощь малышу, если она ему необходима. Никогда не обижай маленьких и слабых и не позволяй делать этого другим ребятам.

    В школе не кричи, не употребляй грубых слов, не дерись.

    Относись бережно к школьному имуществу, соблюдай чистоту и порядок.

Правила поведения в школьной столовой

    Входить в столовую надо организованно и спокойно.

    Не толкайся, не кричи, соблюдай порядок.

    Перед едой всегда мой руки.

    Не разговаривай во время еды.

    Не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.

    Убери за собой посуду.

    Скажи “спасибо” тем, кто тебя накормил.

Доброе утро! Мне хочется ещё раз поздравить вас с праздником Днём Знаний. Я очень рада встрече с вами.

Вы заметили что у нас сегодня гости. Это студенты, будущие учителя. Они пришли посмотреть, как проходят ваши первые дни в школе.

Вот, ребята, вы и стали учениками 1 класса. Вы такие нарядные, я вижу ваши умные глазки, вижу, что вы немного волнуетесь. Я уверена, в том, что у нас с вами все будет замечательно. У вас все будет получаться, вы узнаете много нового и интересного. Мы будем понимать и уважать друг друга.

Вы самые маленькие жители нашей школы и вам предстоит многому научиться. Но сначала давайте познакомиться.

    Знакомство.

Я ваша первая учительница. Меня зовут Любовь Сергеевна. Я буду учить вас писать, читать, считать.

Елена Леонидовна – воспитатель. Она будет играть с вами, учить дружить и помогать с учёбой.

У каждого свое имя и каждому бывает трудно запомнить, кого как зовут. Но ведь сложно разговаривать с человеком, если не знаешь его имени. А мы будем вместе учиться, поэтому надо знать всех ребят. Давайте познакомимся!

Как же вас зовут? Когда я скажу 3-4, каждый громко-громко скажет свое имя.

Что-то не получилось громко. Давайте попробуем тихо сказать. Каждый шепотом скажет свое имя. Опять что-то не то.

Как же нам познакомиться? В чем же дело? Почему мы ничего не понимаем?

Верно, все дело в том, что все говорят одновременно. Вместе хорошо работать, весело играть, здорово петь, а вот отвечать на уроках плохо: когда все говорят одновременно, то ничего непонятно.

А для того чтобы познакомиться, я вам предлагаю поиграть.(на доске плакат с именами)

ИГРА: Найди своё имя.

— Ребята у нас в классе 4 Насти. (девочки выходят обводят своё имя)

— Есть мальчик который, который в спорте имеет успех. Это Тимофей.

— 2 Юли.

— Мальчик хорошо играет в шахматы. Матвей.

— 2 Маши.

— Девочка с красивым, необычным именем. Владислава

— Валерия. (Давала первый звонок)

2 Ульяны.

— Девочка которая поёт. Алевтина

— 2 Ильи

— У 2-ух мальчиков день рождение в июле (Георгий, Егор)

— Очень красивые имена на букву В. (Вероника и Виталия)

— 2 девочки родились в мае. (София и Алина)

— У этой девочки учится сестра в 3 классе. (Светлана)

— Остались 3 ученика выходите. (Ксения, Евгений, Арина)

    НАШ класс.

Смотрите все вместе мы класс. 27 человек – 20 девочек и 7 мальчиков. Вот какой наш класс – это все мы.

— А в детском саду как называли? (группа)

Ребята, наш класс – это все мы, а еще наш класс – это комната, где мы находимся. Посмотрите, какой класс замечательный: светлый, уютный. Но вы здесь совсем недавно и еще не привыкли к нему, правда? И он к вам тоже не привык: ждет, присматривается – будете ли вы его любить, заботиться.

Ребята, которые учились до вас, очень любили этот класс: ухаживали за цветами, протирали пыль; следили за порядком: бумажки и разный мусор бросали в мусорную корзину; когда на улице было грязно — переобувались в чистую обувь.

— Вам нравится наш класс? Обещаете его беречь?

    Школьные правила

А как вы думаете, ребята, есть ли в школе свои правила?

А зачем вообще нужны правила. И что это такое?

Какие правила поведения в школе вы знаете?

Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.

Ответить хочешь – не кричи,
Спокойно руку подними.
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.

Что делать, когда звенит звонок на урок? С урока?

— А если во время урока в класс войдет кто-либо из взрослых.

Вставайте дружно всякий раз,

Когда учитель входит в класс.

Проигрываем ситуации: начало урока, окончание урока, в класс вошли.

Что делать, если во время урока нужно выйти из класса?

— Ребята а какими нужно быть на уроках?

— Давай те проверим, на сколько вы внимательны?

Игра: пол, нос, потолок.

Показываю одно, а говорю другое. Верьте тому, что слышите, а не тому, что видите.

    Школьные принадлежности. Загадки.

— Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Вам предстоит узнать, что же нам понадобится в школе.

    То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

Что такое я? (тетрадь) показываю

    Кто дружить со мной готов,

Тот не пожалеет –

Сколько он хороших слов

Написать сумеет! (ручка) показываю

Я надеюсь, что писать вы будете аккуратно, красиво и грамотно!

    Если сломан карандаш –

Я помощник верный ваш,

Я «как врач» его лечу –

Быстро, остро заточу! (точилка) показываю

    Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь,

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (карандаш) показываю

    Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга) показываю букварь

— Ребята, это ваша первая учебная книга. Посмотрите какая она красивая, сколько в ней красочных картинок и ещё очень много интересного.

(листаю букварь)

    Итог урока

Вот и подходит к концу, наш самый первый урок .

— Ребята, мне так понравилось как сегодня работали, отвечали. Если мы будем так и продолжать вас ждут успехи и высокие результаты.

За это я хочу вручить вам медали первоклассника.

(медали помогают одеть студенты)

— А теперь вы можете поздравить учителя и воспитателя.

(дети дарят цветы)