Профильное и базовое обучение биологии. Особенности профильного обучения биологии в средней общеобразовательной школе. К вопросу о профильном образовании в старшей школе

Статья « Особенности преподавания биологии в профильных классах »

В XX в. динамичное развитие биологического познания позволило открыть молекулярные основы живого и непосредственно приблизиться к решению величайшей проблемы науки - раскрытию сущности жизни. Радикально изменились и сама биология, и ее место, роль в системе наук, отношение биологической науки и практики. Биология постепенно становится лидером естествознания. Без широкого знания биологических закономерностей невозможно сегодня не только успешное развитие сельского хозяйства, здравоохранения, охраны природы, но и всего нашего общества. Социально - политические преобразования в стране в последние годы, создали условия для многостороннего процесса широких изменений в сфере образования. Биология - это ключевой предмет сегодняшней школы, она важна как предмет, способствующий формированию и обогащению духовного мира человека. Решению задач модернизации современной общеобразовательной школы способствует дифференциация обучения, предполагающая углубление знаний в определенной области познания, вызывающая наибольший интерес у школьников, с которой они связывают свою дальнейшую профессиональную специализацию.

Основной государственный документ, посвященный развитию образования в России - одобренная Правительством РФ Концепция модернизации образования (Распоряжение Правительства от 29 декабря 2001 г. № 1756-р) - говорит о необходимости отработки и реализации “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда”.

Для построения исходной структуры профильного обучения в старших классах предлагается три компонента в содержании образования старшеклассников:

Базовый (инвариантный, общеобразовательный) компонент: курсы, изучаемые на общеобразовательном, базовом уровне; по своему содержанию и системе требований к выпускникам отвечают базовым (общеобразовательным) стандартам;

Профильный компонент: ряд курсов, изучаемых по выбору на углубленном уровне (этот набор и определяет профильность обучения);

Элективный компонент (компонент по выбору): ряд курсов, изучаемых по выбору; по своему содержанию данные курсы должны выходить за рамки профильных и базовых стандартов. Школа может использовать элективный компонент на специализацию внутри профиля: например, могут выстраиваться специализации: Медицина, Промышленные технологии, Сельскохозяйственные технологии, Психология, Гид-переводчик, Военное дело, Дизайн и т.д..

Курс биологии - важное звено в системе естественнонаучного образования. Сложные общеобразовательные задачи профилизации на старшей ступени не могут быть успешно решены, если к изучению систематического курса биологии не готовить учащихся с первых лет обучения биологии в школе, не ориентировать их на проведение наблюдений в природе, на знакомство с многообразием видов растений и животных, на познание своего организма.

В рамках предпрофильного обучения необходимо с самых первых уроков биологии в 5 классе в структуру урока вводить не только тестовый материал, выполнение лабораторных работ, заданий на сравнение, обобщение, работы с учебным текстом и рисунками, но и задачи прикладного характера. На уроках использую мультимедийные средства обучения, включаю в презентации много наглядных рисунков, анимаций, видеороликов, использую компьютерные формы контроля. В работе с 5 по 11 класс мне помогает УМК линии И.Н.Пономаревой.

Профилировать учащихся можно фактически из урока в урок. Важно в обучении использовать системно - деятельностный подход , благодаря которому у учащихся развиваются умения: описывать, распознавать, определять, классифицировать, объяснять, сравнивать, анализировать биологические объекты и явления. Например, при изучении клетки в 6 классе мы обучаем детей распознавать растительные клетки, их разнообразие и строение. В 7 классе закрепляем знания о клетке и учим сравнивать животную и растительную клетку, в старших классах анализируем связь строения и функций органоидов клетки и рассматриваем клетку как целостную систему. За годы обучения у школьников формируются основные компетенции: информационные, учебно-познавательные, общекультурные, коммуникативные, формируется системное мышление, понимание основополагающих теорий и законов биологии.

Цель профильного обучения биологии в старших классах - подготовка биологически и экологически грамотной, свободной личности, которая понимает значение жизни как наивысшей ценности, строит свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку, окружающей среде - земной и космической; обладает эволюционным и экологическими стилями мышления, экологической культурой; способностью ориентироваться в биологической и пограничных с ней областях картины мира; обладает знаниями методов, теорий, стилей мышления, областей практического применения биологических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности в любой области материальной или духовной культуры, в частности, для постановки и решения проблем охраны видов и экосистем, ведения здорового образа жизни и успешного сотрудничества со специалистами - биологами, экологами, врачами, инженерами и др.

В рамках темы «Человек как житель биосферы» в 9 классе на уроке рефлексии: «Оценка качества питьевой воды» на этапе локализации индивидуальных затруднений возник вопрос: «Каковы санитарно-гигиенические нормы качества питьевой воды», в ходе построения проекта проблема вызвала затруднения, при обобщении которых ребята поинтересовались: «Можно ли определить качество питьевой воды в водопроводном кране нашей школы?». Так предметный проект превратился в надпредметный интегрированный исследовательский проект «Вода, которую мы пьем», важно, что учащиеся самостоятельно обнаружили и сформулировали учебную проблему, определили цель учебной деятельности, выбрали тему проекта, выдвинули версии решения проблемы, самостоятельно нашли средства достижения цели, составили в группе план решения проблемы (выполнили проект), защитили проект и результаты представили общественности.

В основе профильного биологического образования должен быть особенный курс биологии, построенный на основе принципов систематичности воспитывающего и развивающего характера обучения, преемственности, широкой дифференциации при минимально необходимых образовательных стандартах. Содержание курса должно отражать систему понятий биологии, ее место в культуре, а структура соответствовать закономерностям развития познавательных возможностей школьников. В зависимости от направления, выбранного школьниками, они могут получить биологическое образование разного уровня - базового или углубленного.

При переходе на профильное обучение педагог стоит перед необходимостью выбора учебно-методического комплекта (УМК), который в той или иной степени помог бы решить проблемы содержания, методов и технологий обучения. Переход должен быть логичным, поэтому с 5 класса я работаю по линии И.Н. Пономаревой , мне помогают ее методические пособия во всех классах. В учебниках для 10–11-х классов «Общая биология» под ред. И.Н. Пономаревой отражен современный уровень научных биологических знаний. Ему соответствует и принципиально новое построение учебников, учитывающее особенности профильного обучения. Изложение основ различных биологических наук воплощено в определенном структурировании материала учебников: основное ядро знаний и два дополнительных компонента – общеобразовательный и профильный. Такое разделение учебного материала обеспечивает необходимый уровень знаний, который соответствует тому выбору, который учащиеся сделали относительно своего будущего образования или рода деятельности. Таким образом, для общеобразовательного профиля в учебнике предусмотрены модули для гуманитарного и общеобразовательного профиля. В оглавлении они выделены разными цветами, что позволяет легко в нем ориентироваться. Каждый образовательный модуль может использоваться отдельно или, по усмотрению учителя, дополняя другие. При переходе на стандарты 2 поколения предлагаются учебники для 10-11 классов базового и профильного уровня.

Изучение биологии на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

Освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

Ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке.

Чтобы пробудить в детях желание изучать биологию в профильных классах в среднем звене использую предметное игровое моделирование. В ходе изучения темы «Природное сообщество» детям раздаются карточки с названием растений, растительноядных и плотоядных животных, бактерий, грибов, дается задание: взявшись за руки, составьте цепь питания. Таким образом, обучающиеся запоминают, что «цепи питания» начинаются с растений – это 1 звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные и заканчиваются цепи организмами-разрушителями органического вещества. Обучающиеся анализирует, что произойдет с цепочкой, если из нее исключить отдельное звено.

Метод самостоятельного проведения биологических исследований - создание информационной модели школьного двора. Которая вот уже пятый год воплощается в реальность на нашем пришкольном участке благодаря социальному проекту «Школа – мой второй дом». Наш проект – результат совместной деятельности детей и взрослых, доказательство способности детей предлагать идеи и варианты решения пусть и не глобальных, но важных социальных и экологических вопросов.

О владение умениями самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к собственному здоровью и окружающей среде (проект «Дары малых рек Успенского района»).

Воспитание убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования (изучение организмов, занесенных в Красную книгу).

Приобретение компетентности в сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера), в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

В рамках предпрофильной подготовки учащихся важно проводить элективные курсы в 9 классе. Курсы «Заповедники Российской Федерации» «Гематология» «Мир растений» обеспечивают переход на профильное обучение в 10-11 классах в рамках естественнонаучного профиля школы.

Для усиления экологической направленности обучения наряду с инвариантной частью - курсом общей биологии - в содержание образования в старшем звене могут входить элективные курсы по экологии и биосфере. В случае усиления медикобиологической направленности обучения наряду с курсом общей биологии целесообразно вести курсы “Здоровье и окружающая среда”, “Основы цитологии и гигиены”. Сельскохозяйственную направленность химико-биологическому профилю придадут курсы по физиологии растений с основами растениеводства, по физиологии животных, генетике и селекции.

Внеурочная работа по биологии является наиболее подвижной формой обучения и воспитания учащихся, содержание и методика которой определяется учителем в зависимости от его опыта и возможностей, интереса учащихся. Эта работа может быть групповой, индивидуальной. При этом у школьников заметно меняется характер оценочных суждений, вырабатываются привычки следовать экологическим нормативам в личных поступках и поведении, появляется потребность придерживаться здорового образа жизни.

Исследовательская деятельность моих учащихся основана на проектах социальной направленности, они нацеливают на глубокое изучение проблемы, предполагают наличие основных этапов, характерных для научного исследования: обозначение задач исследования, выдвижение гипотез, формулирование выводов . Мы изучаем экологическую обстановку нашей Малой Родины, качество Кубанских товаров.

Результаты проектно-исследовательской деятельности ребята представляют общественности (в первую очередь учащимся нашей школы) в форме устных журналов. Журнал «Просит помощи Земля» состоит из 3 страниц: первая «Воздух», вторая «Вода», третья «Биосфера» и каждая – результат исследований в природе.

В заключении хочется отметить, что разумное использование возможностей всех компонентов базисного учебного плана школы создает лучшую, а главное, реалистическую возможность для достижения целей модернизации биологического образования подрастающего поколения нашей Родины.

1) Сущность проф.обуч.

2) Цели проф. Обуч.

3) Организация проф. Обуч.

Основная идея обновления старшей ступени общего образ. состав. в том, что образ. должно здесь стать более индивидуально функциональным и эффективным.

Согласно конц. модернизации российского образов. На период до конца 2010 от 2001 ода на старшей ступени общеобразоват. школы предусматрив. проф. обучение став. задачу создания « системы спец. подготовки старших классах общеобразовательной школы, ориент. на индивидуальное обучение, социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, а также отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе

1.Вид предмета

2.Совокупность основных черт характеризующих проф. специальность хоз-ва

3. Совок. спец. деятельности, а также характер производ. или учебной уклона

4. Уклон – направленность к чему-нибудь, какой-нибудь специализации

5.Проф обучение (согл. концепции проф. обучения 2002 г.) это средства дифференциации и индивидуализации обучения,позволяющему за счет изменения в структуре,содержании и орг. образ, создающ. условия для обучения старшеклассников в соответствии с их проф. интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Дифференциация направлена на то, чтобы в наиб. степени обеспечить индивид. обучение, создать оптимальные условия для выявления и развития способностей каждого школьника.

Цель дифференциации: обеспечить каждому ученику условия для развития склонностей и удовлетвор. в процессе усвоения сод. общего образования

Аспекты дифференциации:

1. Учет индивидуальных особенностей

2. группирование учеников на основании этих способностей

3. вариативность учебного процесса в группах

Система проф. обучения включает

1. базовые общеобразовательные предметы

2. профильное (предметы повышенного уровня)

3. элективные курсы (обязат. для посещения курсы по выбору учащихся входящие состав проф. обучения.

Элективные курсы- альтернативные курсы предназначенные для преодоления проф. однонаправленности обучения и нацелены на разв. у учащихся проф. ориентации и выработки специальных навыков необходимых для самообразования и продолжения образования в проф. учебных заведениях

Группы элективных курсов

1. элективные курсы неспециального назначения (способствуют расширению кругозора,развитию способностей и познавательных интересов учащихся могут быть связаны не только с выбранным профилем



2. элективные спец. курсы и элективные спец.практикумы направленные на внутрипрофильную специализацию обучения

3. Элективные спец. курсы – курсы углубляющие отдельные разделы и темы учебной программы и предназначенные для устранения пробелов в усвоенных знаниях

4. Элективные спец. практикумы – призваны выработ. у уч-ся умения и навыки необх. для работы в области элем. биологических исследований

овладевать навыками общенаучной и биологических методов, выполнения научных методов

Модели организации проф. обучения

1. Внутришкольной (связан с объединением в один образ. уче-нии нескольких.

Обучение учащихся конкретной школы идет с привлечением образовательных ресурсов иных образ. учреждений:

а)связан с объедин. нескольких общеобразовательных уч-й вокруг наиболее сильного выпольняющего роль ресурсного центра

б) основан на кооперации обяз. уч-я с уч-ми высшего,среднео и начального образования

Обучающие:

1. формирование у учащихся знаний об основах современной биологии

2. обеспеч. понимания учащимися сущности в развитии и проявлении жизни на разных уровнях организации

3. ознакомление учащихся с историей разв. биолог. исследований и биологическими методами

4. формирование професс. знач. биолог. знаний и умений определять роль человека в природе на основе понимания законов её развития

Воспитательные:

1. воспитание у учащихся научного мировоззрения

2. воспитание ответственного к природе, уважение к личному и проф. труду

Развивающие

развитие интеллектуальных умений необх. для продолжения образования и самообразования

Принципы проф. обучения:

принципы ф-я содержания проф. курса: гуманизация, фундаментальных биол. знаний

культуросообразность,единство и взаимообусловленность

научноистор; проф. направл. и политехнизм

проф. дифференциция

принципы организации процесса обучения

  1. индивидуализация
  2. единство учебной и поисковой познавательной деятельности
  3. интерес
  4. пробное обучение
  5. диалоговое обучение
  6. единство коллективной и индивидуальной деятельности
  7. творческой активности
  8. самостоятельности
  9. удовлетв. потребностей и мотивов

Ведущая идея структуры проф. курса биологии – биология как система наук:



а) инвариантная часть содержательного компонента –идеи целостности и единства природы, единство природы и человека

б)вариативная часть содержательного компонента- методологич., естественнонаучные и биологические знания, виды деятельности, ценности в рамках содерж. элемента курсов специального и неспециального назначения.

  • Голубева Елена Александровна , студент
  • Вологодский государственный университет
  • КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
  • ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
  • БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
  • ПРОФИЛИЗАЦИЯ
  • КОМПЕТЕНЦИИ
  • МЕТОД ПРОЕКТОВ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Профильное обучения в старших классах средней общеобразовательной школы являются одним из направлений модернизации системы образования. В данной статье сделана попытка рассмотреть особенности эффективной организации профильного обучения биологии.

  • Использование облачных сервисов в работе школьного учителя
  • Развитие учебной деятельности на уроках биологии средствами информационных технологий
  • Горизонтальное и вертикальное развитие учебной деятельности средствами информационных технологий
  • Проблемно-поисковая деятельность учащихся на уроке биологии
  • Познавательная самостоятельность как путь самореализации личности в обучении

Модернизация системы образования в России имеет несколько направлений, одно из которых организация системы профильного обучения в старших классах средней общеобразовательной школы. Сегодня особенности профилизации в школе связаны со всевозможными путями ее реализации.

В ключевом нормативном документе по данному вопросу «Концепция профильного обучения» отмечено, что профильное обучение предполагает учитывать самоопределение и способности учащихся.

Одним из главных понятий профильного уровня является компетентность – это способность к решению профессиональных и прикладных вопросов, благодаря компетенциям – знаниям, умениям, опыту.

В средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 8 г. Вологды профильная подготовка идет с VIII класса, это стало возможным за счет часов учебного компонента общеобразовательного учреждения. В учебном плане профильных классов дисциплины разделены на предметы базового и профильного уровней. При изучении предметов, отвечающих базовому стандарту учебного предмета, формируются представления о профобразовании и профессиональной области, понимание связи дисциплины с будущей профессией. Профильный уровень подготавливает к профессиональной деятельности, а также позволяет приобрести практический опыт деятельности.

Биология - это один из предметов естественно-научного цикла, позволяющий обогащать и формировать внутренний мир человека.

Смысл профильного обучения биологии заключается в формировании свободной личности, грамотной биологически и экологически, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, умеющей выстраивать свои взаимоотношения с природой на основе уважения к жизни, человеку, окружающей среде.

Структура и содержание курса биологии отвечает закономерностям развития познавательных возможностей обучающихся, а также показывает систему понятий биологии, ее место в культуре. Обучающиеся могут выбрать направление биологического образования - базовое или профильное. Для базового уровня характерно применение объяснительно-иллюстративных методов. В классах с профильным уровнем обучающиеся включаются в проектную деятельность: информационную, творческую, исследовательскую, имеющую практическую направленность . Это позволяет развивать биологические компетенции и качественно усваивать биологические знания.

В естественнонаучном цикле предметов уроки биологии занимают важное место. Часть общеобразовательных задач профилизации старшей ступени могут быть решены, если с первых уроков биологии заниматься в системе подготовкой обучающихся к проведению наблюдений в природе, знакомить школьников с многообразием растительного и животного мира, учить познанию своего организма. В структуру урока необходимо вводить задания различного типа: решение тестовых заданий и расчетных задач, выполнение лабораторных и практических работ, составление сводных таблиц, работы с текстом и рисунками, а также решение задач прикладного характера. Умения описывать, распознавать, определять, классифицировать, объяснять, сопоставлять, анализировать биологические объекты и явления развиваются при использовании системно-деятельностного подхода в обучении биологии. В результате обучения у школьников формируются базовые компетенции: учебно-познавательные, исследовательские, общекультурные, коммуникативные; развивается системное мышление, восприятие фундаментальных теорий и закономерностей биологии.

Особенностью методической работы учителя в профильных классах являются: освоение содержания новых учебно-методических комплексов, методов реализации компетентностного подхода. Нельзя не отметить, что применение современных педагогических и информационных технологий развивают познавательную активность и познавательную самостоятельность обучающихся. При этом уместно использовать комплексный подход в применении методов профильного обучения: дифференцированное обучение, учет индивидуальных особенностей обучающихся, модульное обучение, проектный метод. Применяются современные технологии обучения в профильных классах: обучение на коммуникативно-познавательных и проблемно-поисковых основах, использование информационно-коммуникативных технологий и исследовательского метода обучения .

На уроках биологии процесс обучения необходимо преобразовать таким образом, чтобы мышление преобладало над памятью, а самостоятельная работа обучающихся - над монологом педагога. Одним из современных подходов к обучению является деятельностный подход, который ориентирован на усвоение знаний и способность использовать их на практике.

Целесообразное использование ресурсов всех компонентов базисного учебного плана школы создает оптимальную возможность для достижения целей модернизации биологического образования.

В результате на основе профильного обучения сформировалась определенная технология по организации учебного процесса: 1) предпрофильная подготовка учащихся; 2) комплекс профориентационных услуг; 3) анкетирование учащихся; 4) анализ результатов опроса обучающихся; 5) диалог с родителями обучающихся; 6) составление перечня спецкурсов и утверждение их на методическом совете; 7) создание системы средств контроля за качеством обучения школьников; 8) учебные предпрофильные курсы, с целью повышения качества набора обучающихся в профильные классы; 9) уточнение учебного плана школы; 10) составление плана отчетности и ведения документации в классах профильного обучения; 11) контроль за качеством обученности; 12) оценка качества знаний учащихся по предметам базового и профильного уровня; 13) привлечение обучающихся для участия в творческой деятельности и исследовательских проектах; 14) участие в олимпиадном движении школьного, муниципального и регионального уровней .

Такая организация профильного обучения делает возможным учителю обстоятельно подготовить обучающегося к продолжению образования. Выпускники школы поступают в высшие учебные заведения области и страны. Таким образом, согласно «Концепции профильного обучения» обучающимся старших классов предоставляется право самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Эффективность, функциональность и индивидуальность образования в школе - это основная идея обновления старшей ступени общего образования. Обучение в профильной школе помогает школьникам реализовать свои индивидуальные склонности к образованию.

Список литературы

  1. Голубев О.Б. Учебные сетевые проекты в обучении математике как средство развития познавательной активности студентов-гуманитариев: автореф. дис. … канд. пед. наук / О.Б. Голубев. - Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2010. C.177
  2. Голубев О.Б., Никифоров О.Ю., Павлова Т.А. Профильная смена «Интернешка» // О.Б. Голубев. - Народное образование. 2014. № 2. С. 195-199.
  3. Голубев О.Б. Учебные сетевые проекты в обучении математике как средство развития познавательной активности студентов-гуманитариев: дисс…. канд. пед. наук / О.Б. Голубев. - Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Вологда, 2010. C.23
  4. Голубев О.Б. Сетевые проекты в обучении информатике и математике / О.Б. Голубев. - Вологда, 2011. C.123

Представила: Воронина Ю.В., ст. преподаватель кафедры естественных дисциплин
Дата: 03.02.2003

В XX в. динамичное развитие биологического познания позволило открыть молекулярные основы живого и непосредственно приблизиться к решению величайшей проблемы науки - раскрытию сущности жизни. Радикально изменились и сама биология, и ее место, роль в системе наук, отношение биологической науки и практики. Биология постепенно становится лидером естествознания. Без широкого знания биологическихзакономерностейневозможно сегодня не только успешное развитие сельского хозяйства, здравоохранения, охраны природы, но и всего нашего общества.Социально - политические преобразования в стране в последниегоды, создали условия для многостороннего процесса широких измененийв сфере образования.

Биология - это ключевой предмет сегодняшней школы, она важна как предмет, способствующий формированию и обогащению духовногомира человека. Решениюзадачмодернизации современной общеобразовательной школыспособствуетдифференциация обучения, предполагающая углубление знаний в определенной области познания, вызывающая наибольший интерес у школьников, с которой они связывают свою дальнейшую профессиональнуюспециализацию.

Основной государственный документ, посвященный развитию образования в России - одобренная Правительством РФ Концепция модернизации образования (Распоряжение Правительства от 29 декабря 2001 г. № 1756-р) - говорит о необходимости отработки и реализации “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда”.Позиция “введение профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы” отнесена Концепцией к первому этапу и к первоочередным мерам модернизации, то есть к периоду 2001-03 гг..

Для построения исходной структуры профильного обучения в старших классах предлагается различить три компонента в содержании образования старшеклассников:

- базовый (инвариантный, общеобразовательный) компонент : курсы, изучаемые на общеобразовательном, базовом уровне; по своему содержанию и системе требований к выпускникам отвечают базовым (общеобразовательным) стандартам;

- профильный компонент : ряд курсов, изучаемых по выбору на углубленном уровне (этот набор и определяет профильность обучения);

- элективный компонент (компонент по выбору) : ряд курсов, изучаемых по выбору; по своему содержанию данные курсы должны выходить за рамки профильных и базовых стандартов. Школа может использовать элективный компонент на специализацию внутри профиля (что может определяться исключительно самой школой, в зависимости от ее возможностей и запросов учащихся и их родителей): например, могут выстраиваться специализации: Медицина, Промышленные технологии, Сельскохозяйственные технологии, Психология, Гид-переводчик, Военное дело, Дизайн и проч. (Фактически комбинации профилей и специализаций могут задавать индивидуальные образовательные траектории).

Существенна связь планируемой профильности с установкой на введение государственного стандарта общего образования.Соответствующая запись – “Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования включает базовый и профильный уровни” (ст. 5, п.3) - уже вошла в законопроект “О государственном стандарте общего образования” (внесенном в Госдуму РФ летом 2001 г.).

Курс биологии - важное звено в системе естественнонаучного образования. Сложныеобщеобразовательные задачи профилизации на старшей ступенине могут быть успешно решены, если кизучениюсистематического курса биологии не готовить учащихся с первыхлетобучения в школе, не ориентировать их на проведение наблюдений вприроде, на знакомство с многообразием видов растений и животных, на познание своего организма.

Цель профильного обучения биологии в старших классах - подготовка биологически и экологически грамотной, свободной личности, которая понимает значение жизни как наивысшей ценности, строит своиотношения с природой на основе уважения к жизни, человеку, окружающей среде - земной и космической; обладает эволюционным и экологическими стилями мышления,экологической культурой; способностью ориентироваться в биологической ипограничныхснейобластях картины мира; обладает знаниями методов,теорий,стилеймышления,областей практического применения биологических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности влюбойобластиматериальной или духовной культуры, вчастности,дляпостановкиирешения проблем охраны видов и экосистем, ведения здорового образажизни и успешного сотрудничества со специалистами - биологами, экологами, врачами, инженерами и др.

В основе профильного биологического образованиядолжен быть принципиально новый курс биологии,построенный на основе принципов систематичности воспитывающего иразвивающего характера обучения,преемственности,широкойдифференциации при минимально необходимых образовательныхстандартах.Содержание курса должно отражать систему понятий биологии,ееместов культуре, а структурасоответствоватьзакономерностямразвития познавательных возможностей школьников. Взависимости от направления, выбранного школьниками, они могут получить биологическое образование разного уровня - базового или углубленного. Остановимся подробней насодержаниибиологического образованияв профильных химико-биологических классах.

Изучение биологии на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

· освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

· ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

· овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

· воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

· приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Для усиления экологической направленности обучения наряду син-вариантной частью - курсом общей биологии - в содержаниеобразования могут входить элективные курсы по экологии и биосфере. В случае усиления медикобиологической направленности обучения наряду скурсом общей биологии целесообразно вести курсы “Здоровьеиокружающая среда”, “Основы цитологии и гигиены”.Сельскохозяйственнуюнаправленность химико-биологическому профилю придадут курсыпофизиологии растений с основами растениеводства, пофизиологииживотных, генетике и селекции.

Внеурочная работа по биологииявляетсянаиболееподвижной формой обучения и воспитания учащихся, содержание и методикакоторой определяется учителем в зависимости от его опыта ивозможностей, интереса учащихся. Эта работа может быть групповой, индивидуальной. В районах, где есть профильные учреждения дополнительного образования (эколого-биологический центр, станция юннатов), условия для работы со школьниками более благоприятные, т.к. происходит интеграция школьного и дополнительного образования. Именно в такой работе наиболее полно проявляется тесная связь основного и дополнительного биологического образования . При этом у школьников заметно меняется характер оценочных суждений, вырабатываются привычки следовать экологическим нормативам в личных поступках и поведении, появляется потребность придерживаться здорового образа жизни.

Таким образом, разумное использование возможностей всех компонентов базисного учебного плана школы создает лучшую, а главное, реалистическую возможность для достижения целей модернизации биологического образования подрастающего поколения нашей области.

Литература:

1. Ахренов В. Обеспечение государственных образовательных гарантий на региональном уровне // Учитель. - 1999. - №5. - С.7-9.

2. Грабиленков М. Кому нужны законы Ньютона? // Русский Журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20020924_mg.html

3. Момот А.И., Леньков Р.В., Романкова Л.И. Эволюция системы координации научнойдеятельности по проблемам высшего образования. / Под науч. ред. А.Я. Савельева- М., 1999. - 64 с.

4. Пинский А. К концепции профильной старшей школы // Доклад на Семинаре в ВШЭ, 23.01.2002

5. Эксперимент: Профильное обучение/под ред. А.Киселева.- М., Владос, 2001

6. Концепция модернизации образования (Распоряжение Правительства от 29 декабря 2001 г. № 1756-р)

7. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Распоряжение Правительства от 18 июля 2002 г. № 2783) // Учительская газета . -2002. - №42.

Страница предназначена учителям биологии.

Методика преподавания лекционно-семинарско-зачетных занятий в старшем звене обучения с применением мультимедиа-технологий

Выступление на августовском совещании, секция учителей биологии и химии, 2008г.

Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры.
В.А.Сухомлинский.


Компетентностный подход к формированию содержания образования предполагает усиление деятельностной направленности образования, что означает определение результатов обучения не столько в объектно-знаниевой, сколько в деятельностной форме (решать те или иные задачи, излагать то-то, анализировать те или иные соотношения и закономерности, самостоятельно находить информацию для того-то, сравнивать те или иные объекты и т.д.).


Если в классах гуманитарного, физико-математического направлений при обучении базовому уровню биологии могут использоваться традиционные формы, методы и приемы, то методика обучения общей биологии в естественнонаучном профиле должна быть насыщена приемами, способствующими развитию у школьников самостоятельности, креативности, информационной грамотности. Перспективными являются коммуникативные методы, исследовательские методы, разнообразные виды самостоятельных работ и другие. Качественное усвоение общебиологических знаний, развитие биологических компетенций в русле естественнонаучного профиля успешно осуществляется при условии включения учащихся в проектную деятельность самых разных видов: исследовательскую, творческую, информационную, практико-ориентированную. Профильное обучение призвано стать более практико-ориентированным, тем более по биологии – предмету, который всегда отличался практической направленностью.


Профильное обучение все больше приближается к системе вузовского образования. Это прослеживается и в формах, и в технологиях. Целесообразно обучение биологии в профильных классах вести по лекционно-семинарской системе. Используются также технологии: проектной деятельности, информационные, компьютерные, критического мышления, групповые, игровые и др. Приобретают доминирующее значение такие методы, как самостоятельное изучение различных источников информации, в том числе с использованием компьютерной техники; обзорные и установочные лекции; лабораторно-исследовательские практикумы; семинары, дискуссии, творческие встречи; проведение творческих конкурсов, публичной защиты проектов и т.д.


Одним из принципиаль¬ных моментов в профильной школе является самостоятельная работа учащихся. Объем, виды, содержание данной работы становятся много¬образнее и шире, обеспечивает достижение этих целей. В старших классах средней школы происходит переход к новому уровню изучения биологии, основанному преимущественно на организации активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся с учетом интересов и мотивов приобщения школьников к изучению биологии. Опираясь на главные целевые ориентиры образовательного стандарта, процесс обучения биологии перестраивается таким образом, чтобы на занятиях мышление главенствовало над памятью, самостоятельная деятельность под руководством учителя над монологом педагога.


Современным подходом к обучению можно считать его практическую деятельностную направленность, ориентированную не сколько на усвоение знаний, сколько на способность использовать его на практике. Новые формы оценивания «надстраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность.


Творческие и другие работы учащихся являются продуктом их деятельности по работе с информацией. Ежегодно формируется электронный сборник творческих работ учащихся, куда помещаются самые лучшие работы. Отбор по заранее определенным критериям проводит группа учащихся – «аналитиков», размещение, структурирование и дизайнерское оформление сборника – «компьютерщики». Безусловно, это поддерживает интерес к предмету, формирует навыки самообразования, а также дает возможность уйти от репродуктивных методов обучения к продуктивным в буквальном смысле слова. Постепенно формируется электронная энциклопедия, электронная библиотека рисунков.


Для того чтобы качественно написать реферат, провести исследование, осуществить проект, необходимо, чтобы школьники хорошо представляли себе, что за работа им предстоит. Для этого проводится семинар-реферат, семинар-исследование, семинар-проект. В этом случае план семинара составляется на одном из предшествующих уроков как план, например, реферата. Особая роль при этом отводится ученикам, освоившим данные виды работ в НОУ. Они играют роль генераторов идей, консультантов и координаторов. Вопросы распределяются заранее, перед учениками ставятся задачи – подготовить свою часть работы и логические связки. На самом уроке (или двух спаренных) выстраивается логика работы, повторяются основные вопросы темы, расширяются знания по данной теме. Домашнее задание – подготовка защиты работы, на следующем уроке – конкурс защит.


Конечно же, использование в лекционно-семинарско-зачетной системе информационно-компьютерных технологий целесообразно. Ведь по данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 услышанного и увиденного одновременно, 3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.


В процессе обучения в школе с помощью информационно-компьютерных технологий ребенок учится работать с текстом, создавать графические объекты, использовать электронные таблицы. Он узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор. При использовании информационно-компьютерных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося.


Во время объяснения нового материала учитель не «отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает. А «рассказывать» материал вместо него может компьютер. Привычную черную доску с кусочком мела заменяет огромный электронный экран. На этом экране «происходит» с помощью видео-ряда, звука и текста виртуальное «путешествие по времени и пространству», присутствие в научной лаборатории и других ситуациях. Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным.

Технология подготовки учителя к компьютерным занятиям включает 3 этапа.
1. Освоение элементарных пользовательских умений.
2. Изучение программных возможностей мультимедиа продуктов, обучающих компьютерных программ.
3.Овладение технологией создания обучающих продуктов.

Организация учебного процесса (подготовка к уроку) имеет определенный алгоритм.
♦ Продумать структуру урока.
♦ Отобрать наиболее эффективные средства ИКТ.
♦ Рассмотреть целесообразность их применения в сравнении их с традиционными средствами.
♦ Составить временную развёртку урока (поминутный план).

Самые различные виды работы можно выполнять с помощью компьютера:
♦ Работа с текстами
♦ Работа со статическим изображением
♦ Работа с видеоинформацией
♦ Получение информации из Интернета
♦ Работа с мультимедиапродуктами
♦ Создание мультимедиапродуктов
♦ Представление информации

Итак, компьютер - это средство, а не субъект обучающей деятельности, он помощник педагогу, а не его замена. Компьютер для ученика - средство для творческого поиска, самовыражения и самореализации.

Компьютеры позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процессе обучения, а непрерывная обратная связь, подкрепленная тщательно продуманными стимулами учения, оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма что, в конечном счете, ведет к достижению едва ли не главной цели собственно процессуальной стороны обучения – формированию положительного отношения к изучаемому материалу, интереса к нему, и, как следствие, повышение качества образования.

Считаю, что без знания компьютера, без умения применять информационно-компьютерные, информационно-коммуникационные технологии учителя биологии, как и любого другого учителя-предметника, нельзя назвать в полной мере современным учителем.

Вспомним слова А.А.Ухтомского: «Новые истолкования своего и чужого опыта, плоды мышления всегда есть проект и предвидение предстоящей реальности». И хотим мы или не хотим, но информационно-коммуникационные технологии - это наша сегодняшняя реальность, и мы обязаны научиться применять их на своих уроках, ведь от этого зависит будущее наших учеников.

Профильное обучение биологии

Из выступления на районном мастер-классе, 2008г.

Вопросы, касающиеся профильного обучения биологии, стали появляться в методической литературе с самого начала эксперимента. Журналы «Биология в школе», «Народное образование», газета «Биология», сайты ИПКиППРО ОГПУ, РЦРО, ОГУ, газеты «Первое сентября», фестиваля «Открытый урок» и т.д. – вот неполный перечень источников информации о профильном обучении. Однако почти вся эта информация посвящена профильному обучению биологии вообще, без учета разнообразия моделей профилизации, специфики школ.
При введении профильного обучения в 10-11 классах общеобразовательной школы, исходя из целей профильного биологического образования, можно выделить следующие направления работы учителя:
- организация профильного обучения;
- содержание базового, профильного, элективных курсов;
- технологии, формы и методы работы;
- оценка знаний и достижений учащихся;
- внеурочная предметная деятельность и профильные практики;
- педагогическое сопровождение учащихся.
Профильное обучение, осуществляемое по индивидуальным маршрутам, включает в себя несколько компонентов. В набор учебных предметов, предлагаемых ученику школой для выбора, входят дополнительные двухчасовые и одночасовые профильные курсы, краткосрочные элективные курсы (17ч, 9ч.). Каждый ученик выбирает из предложенных предметов предметы, необходимые ему для дальнейшего профессионального самоопределения для изучения на профильном уровне (в количестве 4-5 часов). Это могут быть наборы профильных курсов: 2 двухчасовых и 1 одночасовой курсы; 1 двухчасовой и 3 одночасовых курсов. Каждый ученик выбирает для обязательного посещения не менее двух элективных курсов: по одному (17ч.) в каждом полугодии. Перечень учебных предметов для выбора и элективных курсов определяется при помощи диагностики интересов учащихся, их профессиональных наклонностей, социальных запросов родителей.
Учащийся вправе сделать набор курсов как одного профильного направления, так и разных. Наряду с профильными ведутся универсальные (базовые) курсы, по которым учащиеся обучаются в рамках традиционных программ и классных коллективов.
Данная модель предполагает: 1) индивидуальный набор (профильный маршрут) 10-тиклассниками и 11-классниками учебных курсов трех уровней – базовых, профильных, элективных; 2) формирование индивидуальных учебных планов и расписаний учащихся; 3) интеграцию классно-урочной и предметно-групповой форм организации учебного процесса; 4) профильные курсы, состоящие из часов базовых курсов (преподаваемых в классных коллективах) и дополнительных профильных часов (преподаваемых в предметных группах), требующих четкой координации расписания, календарно-тематических, поурочных планов базового и профильного уровня; 5) наличие обязательных (дополнительные профильные и элективные курсы, профессиональная проба или практика, отдельные виды деятельности и работы учащихся) и необязательных компонентов (деятельность в НОУ, участие в интеллектуально-практическом марафоне, олимпиадах, конкурсах); 6) более сложную подготовку учителя к занятиям, предполагающую дифференциацию содержания, форм и методов работы на уроках базового и профильного уровней; 7) психолого-педагогическое сопровождение движения учащихся по индивидуальным профильным маршрутам.
Однако при всей сложности данной модели, по результатам диагностики мнений учащихся, родителей, социума, педагогов, она более гибка и мобильна по отношению к интересам старшеклассников. Анализ индивидуальных профильных маршрутов учащихся 10-11 классов показывают, что часто - 70 % учеников выбирают два предмета и хотя бы один элективный курс одного направления, 20 % – три предмета и элективные курсы разных направлений, 10% - весь набор соответствует одному профильному направлению.

При такой модели профильного образования меняется и модель биологического образования школьников. Конечно, все условия профильного обучения биологии, заложенные в требованиях к профильному образованию, разработанных МО РФ, соблюдаются в полной мере в данной модели: предмет на профильном уровне преподается в количестве 3 часов в неделю; уровень требований к подготовке выпускников соответствует профильному, учащиеся занимаются по рекомендованным учебникам.
Данная модель имеет свои отличительные особенности. Перед учителем ставятся новые задачи:
1. Разработать индивидуальные многокомпонентные профильные маршруты.
2. Создать методическую модель индивидуальных профильных маршрутов по биологии.
3. Создать условия для правильного выбора индивидуального профильного маршрута.
4. Сформировать мобильные индивидуальные образовательные маршруты.
5. Скоординировать деятельность учащихся на базовых, профильных, элективных курсах биологической направленности, практике, НОУ в 10-11 классах.
6. Использовать современные технологии обучения и сопровождения учащихся по индивидуальным профильным маршрутам.
7. Разработать новую систему оценивания знаний и достижений школьников, отслеживания их движения по индивидуальным профильным маршрутам.

Профильному обучению биологии по индивидуальным маршрутам с целью усиления мотивации выбора должна предшествовать предпрофильная подготовка (Табл. 2), проводимая учителем биологии и учениками профильных групп.
Она включает в себя несколько направлений работы:
1. диагностика интересов, способностей и склонностей учащихся 8-9 классов, мониторинг формирования профессиональных интересов;
2. информационная работа;
3. профессиональная ориентация – профориентационные уроки и профориентационные минутки;
4. профильная ориентация;
5. работа по формированию индивидуальных образовательных маршрутов.

Еще в 9-м классе учащиеся под руководством учителей и классных руководителей начинают выстраивать свой образовательный маршрут. Образовательный биологический маршрут выбирают наиболее мотивированные к данной области знаний учащиеся. Отслеживая движение 9-классников по маршрутам, можно предположить его выбор профилирующего направления в старших классах. В маршрут 9-классника входят посещение курса по выбору, участие в очных и заочных олимпиадах, конкурсах по биологии, мероприятиях этапа естественных наук интеллектуально-практического марафона, участие в работе кафедры естественных наук НОУ «Эврика». Учащиеся ведут творческие книжки, некоторые осваивают технологию портфолио.

Индивидуальный образовательный маршрут в данном случае понятие более широкое, чем профильный маршрут. Он включает в себя все возможные компоненты биологического образования старшеклассника в школе: базовые, профильные и элективные курсы, профессиональные пробы и практики, дистанционное обучение, деятельность в НОУ, предметные олимпиады, конкурсы, фестивали, интеллектуально-практический предметный марафон, самоподготовку, портфолио ученика.

В сентябре десятикласснику выдается специальный маршрутный лист В течение двух лет в маршрутном листе отмечаются все достижения ученика. Он становится одним из компонентов портфолио ученика. После окончания десятого класса подсчитывается индивидуальный образовательный рейтинг по биологии, выстраивается общий рейтинг в группе. В одиннадцатом классе продолжается заполнение маршрутного листа с обязательным подсчетом образовательного рейтинга за год и итогового рейтинга за два года.

Одним из направлений работы в данной модели биологического образования является проектирование учителем календарно-тематического и поурочных планов. Можно отметить несколько особенностей данной модели профильного обучения, которые учитель биологии обязательно должен учесть при составлении планирования: 1) 1час базового курса сопровождается 2 дополнительными часами, расширяющими курс до профильного; 2) базовый курс «погружен» в профильный курс; 3) уроки базового курса могут стоять в расписании днями раньше, чем дополнительные, а могут стоять после этих дополнительных профильных уроков. Все это требует более тщательного проектирования как календарно-тематических планов, так и каждой темы, каждого урока. Целесообразно составление единого календарно-тематического планирования двух уровней обучения – базового и профильного.
Учитель, проектируя календарно-тематическое планирование, составляя поурочные планы, опирается на требования стандарта биологического образования двух уровней обучения. На первых уроках базового и профильного курсов необходимо познакомить учащихся с этими требованиями. На профильном курсе нужно обозначить различия в требованиях. Для этой работы лучше всего привлечь самих старшеклассников, которые могут с помощью информационного фрейма «Сравнение» провести анализ стандартов двух уровней. Также учителю целесообразно в начале каждой темы размещать в уголке школьника требования по данной теме, создавая условия для повышения мотивации учащихся, задавая им необходимый уровень требований. В качестве основного учебника, на основе рекомендации Министерства образования Оренбургской области, и на базовом и на профильном уровне использую учебник В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина «Общая биология. 10-11 классы». В данной модели использование одного учебника на разных курсах – самый оптимальный вариант. Однако учитель должен четко знать, с каким содержанием и как должен работать ученик на уроке и дома. Поэтому в своей работе я использую методические рекомендации по использованию этого учебника при изучении биологии на базовом и профильном уровне.