Фактические роли выполняемые специалистами на практике. Роль производственной практики в профессиональном становлении студентов. Значение практики как части учебного процесса

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ.

Полевой Сергей Александрович,

мастер производственного обучения.

ГБПОУ "Себряковский технологический техникум"

г.Михайловка

Условия интенсивно развивающегося производства, постоянной смены технологий обусловливают необходимость достижения рабочим-строителем высокой квалификации, развитого образовательного потенциала и сформированной профессиональной культуры для того, чтобы быть востребованным на рынке труда. Технологический аспект сформированной профессиональной культуры составляют технологические знания, умения и навыки. При этом ведущая роль здесь принадлежит профессиональным умениям, так как квалификация работника, прежде всего, определяется именно ими – важно не только то, что работник знает, а то, что он умеет.

При подготовке специалистов среднего профессионального образования в состав профессиональных модулей обучения входят: междисциплинарный курс, учебная и производственная практики.

Учебная практика играет важную роль, как составной части образовательного процесса в техникуме. Практика направлена на комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы.

Задачами учебной практики являются: обеспечение готовности выпускников к выполнению основных профессиональных функций в соответствии с квалификационными требованиями; расширение круга формируемых умений и навыков; обеспечение неразрывной связи практического и теоретического обучения, обладание профессиональной культурой.

Цель учебной практики: приобретение первичных умений и профессиональных навыков.

Рабочая программа учебной практики разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования

В результате прохождения практики по профессии обучающийся должен приобрести, общие и профессиональные компетенции по профессии, сформировать представление о культуре труда, потребность бережного отношения к рабочему времени, качественного выполнения заданий.

Итоговая часть учебной практики -это выполнение индивидуального задания и подготовленный продукт в соответствии с программой обучения.

Учебная практика по профессии 08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ проводится в столярной мастерской, применяется групповая форма проведения. Для проведения урока группа делится на две подгруппы с целью улучшения усвоения знаний и умений. В начале урока проводится вводный инструктаж в виде беседы, объяснения, демонстрации приемов. Даются указания по выполнению заданий. Во время вводного инструктажа проводится проверка по теоретическому курсу, что позволяет мастеру производственного обучения отследить уровень подготовки обучающихся по темам. Перед обучающимися ставится цель занятия, объясняется значимость выполняемой операции и правильного применения инструмента в процессе работы. Новая тема отрабатывается путем показа приемов и способов выполнения работ с их последовательностью и соблюдением техники безопасности. В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Для полного усвоения приемов операций, показ ведется в определенной последовательности, используются операционно-технологические карты.

При показе приемов работ следует обратить внимание:

а) Как держать инструмент;

б) Правильная поза;

в) Координация движения с инструментом.

Особое внимание уделяется технике безопасности. Эффективность показа зависит от осознания обучающимся практической значимости и важности изучаемых трудовых действий, необходимости правильного применения приемов в процессе работы.

В ходе текущего инструктажа акцентирую внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изучаемой операции, оказываю помощь слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся и они с первого курса привыкают к культуре труда. Появляется процесс соревнования между всеми участниками, который способствует проявлению интереса выполнять любую работу. Причем они знают, что важным критерием оценки является в первую очередь качество, а затем количество выполненной работы.

По ходу текущего инструктажа комментирую работу обучающихся. В заключительном инструктаже даю объективную оценку результатов коллективного и индивидуального труда в группе. Выявляю наиболее лучше работы с обязательным словесным их поощрением. Указываю на допущенные ошибки, индивидуальные про­счеты, пути их устранения.

Практическая подготовка выпускника современного уровня требует, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он смог выбрать рациональный способ и обосновать своё решение.

Специфика формирования ключевых компетенций у обучающихся заключается в том, что усваиваются не "готовые знания", кем-то предложенные к усвоению, а когда он сам найдёт эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач.

Для подготовки специалистов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы обучающиеся были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности мною широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры.

При отборе содержания практических работ по учебной практике необходимо руководствоваться перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту.

Выполнение обучающимися индивидуальных заданий в ходе прохождения учебной практики - один из самых активных, и наиболее часто используемых методов обучения.

Таким образом, в ходе практики у обучающихся закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к профессии, сочетание процесса теоретического обучения с практикой и потребности в специалистах на рынке труда позволят выпускникам техникума успешно трудоустраиваться по полученной специальности.

2

1 Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета

2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (СФУ)

В исследовании авторы обозначили вопросы подготовки будущих бакалавров педагогики - учителей начальных классов, предполагающей формирование у студентов установки на перспективное овладение основами профессиональной деятельности прикладного характера, связанной с применением на практике полученных психолого-педагогических и теоретических знаний. В статье представлены результаты исполнения проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» в соответствии с Государственным контрактом №05.043.12.0031 от 18.06.2014г., реализуемого Сибирским федеральным университетом. В статье авторами описаны результаты собственных исследований в области совершенствования педагогической практики в сфере образования.

прикладной бакалавриат

непрерывная практика

учебная практика

1.Бахор Т.А., Гордиенко Е.В., Кулакова Н.В., Лобанова О.Б., Мосина Н.А., Плеханова Е.М., Коршунова В.В. Педагогическая практика в подготовке бакалавров педагогического образования в контексте ФГОС: взгляд на проблему// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: www..02.2015).

2.Газизова Т.В., Зырянова О.Н., Колесникова Т.А., Осяк С.А., Бахор Т.А., Коршунова В.В. Усиление практической направленности обучения будущих учителей начальных классов в программах бакалавриата в процессе проектной деятельности// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: www..01.2015).

3. Калацкая Н.Н. Психолого-педагогическая практика: программа и методические рекомендации.- Казань: ФГАОУ ВПО КФУ, 2014.

4. Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М., Гордиенко Е.В., Кулакова Н.В., Мосина Н.А. Педагогическая интернатура в подготовке бакалавров в контексте ФГОС: проблемы и противоречия // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www..10.2014).

5. Куликова Л.М. Организация непрерывной педагогической практики студентов зарубежных высших учебных заведений [Электронный ресурс] http://lib.sportedu.ru/ (дата обращения 29.04.2015)

Реформирование экономической, социальной и других областей ориентируют педагогическую общественность на переориентацию отечественной высшей школы, позволяющую создавать условия для индивидуального развития и саморазвития студента, предполагая его вовлеченность в процесс обучения на основе свободного выбора образовательного маршрута, соответствующего его уровню знаний и умений в допрофессиональной подготовке, индивидуальным способностям и познавательным потребностям.

В описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) рекомендовано ориентироваться на трудовые действия, необходимые в профессиональной деятельности педагога, в частности - осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды; планирование и проведение учебных занятий; формирование универсальных учебных действий и т.д. Формирование данных трудовых действий невозможно без привлечения будущих педагогов к практической деятельности в образовательных организациях.

Очевиден тот факт, что модернизация системы педагогического образования предполагает подготовку и повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников нового типа, способных осуществить принятую стратегию модернизации системы российского образования и эффективно участвовать в реализации ООП общего образования в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога .

В нашем исследовании обозначены вопросы подготовки будущих бакалавров педагогики - учителей начальных классов, под которой нами понимается организация образовательного процесса в системе бакалавриата педагогического направления подготовки, основывающаяся на идее индивидуализации образовательного процесса и предполагающая формирование у студентов установки на перспективное овладение основами профессиональной деятельности прикладного характера, связанной с применением в ней психолого-педагогических знаний и применением на практике полученных теоретических знаний.

На решение поставленных проблем направлен проект «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов), на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования», в рамках исполнения работ, в соответствии с Государственным контрактом № 05.043.12.0031 от 18.06.2014 г. В рамках данного проекта по разработке и внедрению новых программ подготовки учителей начальных классов была создана принципиально новая модель подготовки учителей начальных классов в формате практического бакалавриата .

В рамках реализации проекта в подготовке студентов - будущих бакалавров педагогики уделено особое внимание организации педагогической практики.

Проблемам организации практики посвящено большое количество исследований, в которых авторы рассматривают различные ее аспекты: практика как средство социализации личности будущего учителя (И.И. Волощенко и др.); педагогическая практика будущих учителей как фактор их личностного становления (М.Н. Бурмистрова Н.Ю. Бутко, Е.Г. Саливон и др.), практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педвуза (Т.А. Крюкова, С.В. Милицина, В.И. Стенькова, Т.Г. Чешуина и др.), педагогическая практика как составляющая подготовки будущего учителя к инновационной деятельности (Т.М. Митрофанова, Н.В. Неводниченко и др.), педагогическая практика как условие развития исследовательских компетенций (С.М. Дзидоева и др.), педагогическая практика как средство профессиональной адаптации (О.В.Буданова и др.), формирование опыта профессиональной деятельности будущего учителя в период практики (Е.Н. Мокиенко, М.В. Широкова, А.Н. Саврасова, Х.А. Раджабов, А.Н. Яковлева и др.).

Сегодня в России широко обсуждаются проблемы качества школьного образования, которые напрямую зависят от качества подготовки будущих учителей . Куликова Л.М. в своем исследовании говорит о непрерывной педагогической практике как части учебного процесса в педагогических учебных заведениях, выделяет непрерывную практику как средство овладения не только профессиональными умениями и навыками, но и научными методами преподавания и педагогическим опытом, как средство развития педагогического мышления, применения теоретических знаний в практической деятельности .

С целью формирования у будущих бакалавров вышеуказанных трудовых действий, делается особый акцент на разработке программы прохождения учебной практики, в заданиях обязательно учитываются потребности образовательных организаций, с которыми сотрудничает вуз в рамках проведения учебной практики.

В учебном плане прикладного бакалавриата предусмотрено 6 зачетных единиц, отводимых для прохождения практики, которая включает в себя такие виды, как: учебная практика, летняя педагогическая практика, производственная педагогическая практика, научно-исследовательская работа.

  • принцип последовательность предполагает поэтапное освоение всех видов профессиональной деятельности, поочередное овладение всеми профессиональными функциями специалиста;
  • принцип преемственности предполагает, что когда освоение нового осуществляется на основе опыта, приобретенного студентами на предыдущих этапах практической подготовки;
  • принцип динамичности, то есть постепенного усложнения задач различных видов практики, расширение спектра социальных ролей и видов деятельности, в которые включается студент, увеличение объема и усложнение содержания деятельности, которая от курса к курсу становится все ближе к деятельности профессионала;
  • принцип полифункциональности или одновременного выполнение в ходе практики различных профессиональных функций (организаторской, социально-воспитательной, социально-образовательной, коррекционно-развивающей и пр.) и овладения различными профессиональными ролями (организатора деятельности, воспитателя, защитника, посредника, помощника, консультанта и т.д.).

В 2014-2015 учебном году студенты прикладного бакалавриата обучаются на первом курсе, в соответствии с учебным планом они проходят в течение всего года учебную практику, которая направлена на формирование у студентов профессиональных и общекультурных компетенций, на освоение ими трудовых действий предусмотренных основной образовательной программой бакалавриата в соответствии с ФГОС, а так же профессиональным стандартом педагога.

Учебная практика проводится как в вузе, так и в образовательной организации с целью изучения опыта решения конкретных профессиональных и производственных задач в соответствии с заданиями практики.

Особенность организованной нами учебной практики в том, что часть практических занятий по некоторым дисциплинам выносятся непосредственно в школу, она проходит параллельно с изучением таких учебных дисциплин, как: «История и теория обучения и воспитания», «Естественнонаучная картина мира», «Экономика», «Социальная психология» и др. Получаемые задания реализуются в течение всей практики, результаты обсуждаются в образовательном процессе на семинарских занятиях в вузе. Учебная практика позволяет соотнести теоретические знания, полученные при изучении дисциплин образовательных модулей и сформировать навыки их практического применения.

В ходе учебной практики студенты осваивают информационно-образовательную среду школы, участвуют в ее формировании, наблюдают за организацией учебного процесса, учатся работать в команде.

Грамотная мотивация первокурсников на установочном тренинге, а также последующие усилия преподавателей по популяризации педагогической деятельности способствовали эффективному внедрению студентов в образовательный процесс начальной школы: они быстро нашли контакт со школьниками, освоились в школе, ознакомились с документацией школы и учителя и проводили воспитательные мероприятия с обучающимися.

Достижение студентами образовательных результатов диагностировалось с помощью проведенного квеста, на одной из станций которого им было необходимо их продемонстрировать при решении проблемных педагогических ситуаций, а также смоделировать некоторые ситуации, с которыми студенты встретились в процессе прохождения практики в школе.

Таким образом, учебная практика на первом курсе является звеном в непрерывной педагогической практике - в ее ходе осуществляется непрерывность в организации образовательного процесса в ВУЗе и практической деятельности студентов в образовательной организации.

Вопросы организации педагогической практики студентов в условиях бакалавриата рассматриваются нами с позиции взаимосвязи и взаимодействия теории и практики в процессе обучения. Для понимания особенностей соотношения теоретического обучения и педагогической практики в подготовке бакалавра педагогического образования по профилю «Психолого-педагогическое образование» («Учитель начальных классов») был проведен анализ ФГОС ВО, учебного плана по данному профилю который показал, что по сравнению с прошлым учебным годом 2013-2014 гг. в отношении учебной практики количество зачетных единиц составляло 3 з.е., а в учебном плане 2014- 2015г это число увеличилось в два раза, что составило 6 з.е. при том, что общий объем зачетных единиц предусмотренных по учебным дисциплинам по сравнению с прошлым годом уменьшились с 57 з.е до 55 з.е.

Как отмечает Н.Н. Калацкая, практика будущих педагогов выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую .

Адаптационная функция проявляется в том, что студент не только знакомится с разными видами, условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями образовательных организаций и организаций психологической помощи, но и с основными направлениями, содержанием, формами и способами работы практических психологов, работающих в данных организациях.

Обучающая функция состоит в том, что полученные в процессе теоретической подготовки знания проверяются практикой, т.е. находят воплощение в деятельности студента-практиканта. Происходит процесс выработки основных профессиональных компетенций, формирование профессионального сознания. Обучение и профессиональное воспитание осуществляется во время практики во всех видах деятельности.

Воспитывающая функция практики состоит в том, что у будущего выпускника формируются профессиональные качества личности: социальная чувствительность, навыки воздействия на других людей, способность работы над собой и т.д. Начиная работать относительно самостоятельно, студенты понимают, что необходимо постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием, так как профессионально-значимые качества требуют постоянного развития.

В теснейшей взаимосвязи с предыдущими функциями находится и функция развивающая. На практиках формируются и развиваются проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование), конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств), организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых) умения студента-практиканта; вырабатываются коммуникативные умения, позволяющие устанавливать контакт с клиентами, взаимодействовать. В ходе практики студент развивается и в личностном, и профессиональном плане. Он учится думать и поступать как профессионал, а не просто ориентируясь на здравый смысл и житейский опыт, осуществлять самоанализ собственной личности, деятельности и общения.

Диагностическая функция практик является одной и важнейших. В реальной производственной деятельности выявляются личностные и профессиональные качества будущего учителя начальных классов, его сильные и слабые стороны.

Учебная практика бакалавров педагогики является частью их профессиональной подготовки и, наряду с другими видами практик, закладывает фундамент формирования основных умений и навыков будущих учителей начальных классов, призвана дать студентам возможность осмыслить будущую профессиональную деятельность, развить профессиональную любознательность, сформировать первоначальный интерес в научно-исследовательской сфере. Эта практика имеет вводно-ознакомительный характер и нацелена на первичное погружение в педагогическую деятельность.

В своих рефлексивных отчетах о прохождении учебной практики некоторые студенты высказывались о том, что были не готовы к взаимодействию с детьми сразу, на первом курсе не ожидали этого, но в ходе практики сделали для себя вывод, что им удалось справиться с волнением, и все задачи практики были выполнены. Некоторые студенты выразили удивление большим количеством документации, которая существует в школе и которую надо заполнять педагогу.

В рефлексивных отчетах прослеживается то, как студенты изменяли свое отношение к практике с первого дня до ее завершения, многие, заполняя дневники практики в первые дни, писали о том, что практика на первом курсе - слишком ранее событие для них, но по завершению первого этапа приходили к выводу, что для них такой способ проведения практики был полезен и эффективен.

Около 20% студентов отметили, что формулировки трудовых действий, которыми им предстоит овладеть в ходе практики, оказались им не совсем понятными, например: Д.2. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования; Д.20. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Практиканты отмечали, что, как в начале практики, так и по ее завершению, им было непросто определить у себя уровни сформированности вышеуказанных образовательных результатов.

Однако, имели место и первокурсники, которые не затруднились с самооценкой, пояснив, что заданные образовательные результаты, на их взгляд, на первом курсе не могут быть сформированы выше репродуктивного уровня и ставят перед собой целью на втором курсе достичь продуктивного, а впоследствии и конструктивного уровней.

Таким образом, в контексте непрерывной педагогической практики, роль учебной практики заключается в погружении студентов в реальный образовательный процесс в школе. Мы считаем, что практика является одной из ведущих форм подготовки будущего учителя, требующей от студентов осознания сущности процессов обучения и воспитания, их связи с развитием ребенка, высокого уровня общей педагогической культуры.

Рецензенты:

Фуряева Т.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;

Немировский В.Г., д.соц.н., профессор, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.

Библиографическая ссылка

Газизова Т.В., Митросенко С.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Осяк С.А., Колесникова Т.А., Коршунова В.В. РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ(НА ПРИМЕРЕ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20028 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Роль учебной и производственной практики в формировании профессиональных компетенций

Шиндиной Виктории

студентка ГБОУ СПО Тольяттинского социально-педагогического колледжа,1 курс

Научный руководитель – Сухенко А. А., преподаватель педагогических дисциплин

В современной системе образования компетенциям педагога отводится важная роль. Теория компетенций была разработана американскими психологами как ответ на вопросы: почему сотрудники, имеющие престижные дипломы, шикарный послужной список, прошедшие отборочные тесты на уровень, зачастую так неэффективно выполняют свою работу? На основе чего можно спрогнозировать эффективное выполнение работы сотрудником?

После многолетних исследований психологи сделали следующий вывод: ни опыт работы, ни дипломы, ни рекомендации коллег на самом деле не могут гарантировать, что сотрудник будет достаточно хорошо выполнять ту или иную работу. Оказалось, что возможность наиболее точно спрогнозировать качество выполнения работы сотрудником, дают его компетенции. Так что же такое компетенция?

Компетенция, по данным Википедии - это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области.

В области профессионального образования в процессе обучения студенты формируют общие и профессиональные компетенции.

Общими или универсальными называют базовые компетенции широкого спектра использования, то есть, компетенции многофункциональные , надпредметные и междисциплинарные . К ним относят способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, способность организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования, работать в команде, ставить цели, задачи и строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм.

По мнению Лебедева О . Е . , Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности. Профессиональные к омпетенции различаются по профессиональным уровням :

Профессиональные - компетенции, которые поддерживают провозглашенную миссию и ценности коллектива. Включают в себя профессиональные и личностные качества, которые должны быть присущи каждому учителю.

Управленческие - компетенции, применяемые в отношении руководящих должностей всех уровней управления. Включают в себя способности и личностные качества, составляющие совокупность умений и навыков, необходимых учителю для успешного достижения высоких достижений профессионального уровня.

В соответствии с современными тенденциями образования к педагогическим компетентностям относят способность:

  • самостоятельно учиться;
  • оценивать ситуацию и свои возможности;
  • принимать решения и нести за них ответственность;
  • адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
  • вырабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации;
  • определять цели и задачи, планировать свою деятельность;
  • осуществлять контроль, оценивать процесс и результаты своей деятельности;
  • повышать свою квалификацию или «переквалификацию».

Для повышения профессионального уровня существует несколько направлений деятельности:

1. Углубление научных знаний. Научная мысль непрерывно развивается, и учитель независимо от своего стажа чаще всего вынужден самостоятельно осваивать новое содержание обучения, не дожидаясь, корректив свыше. Надо мотивировать и стимулировать такую деятельность специалиста.

2. Повышение психолого-педагогического уровня. Знание психологии и педагогики, как и основ других наук, составляет содержание учебных предметов.

3. Повышение научно-методического уровня. Это направление будет востребовано даже в том случае, если все студентов закончат учебное заведение с «красным дипломом».

4. Развитие способностей работать в коллективе. Это умение приобретает особое значение. Эффективность учебного процесса зависит здесь от того, насколько педагог заинтересован в результативности труда партнеров, от умения принимать решения коллектива как свои личностные, участвовать в деятельности профессиональных организаций.

5. Освоение методиками научно-исследовательской деятельности. Новые методики и технологии требуют от учителя умения находить, анализировать и обобщать научную информацию, экспериментально проверять эффективность нововведений.

Формирование профессиональных компетенций может быть осуществлено путем углубления теоретических знаний, увеличения самостоятельности, формирования целеполагания и применения полученных знаний на практике.

Практика по мнению Ожегова – это одна из форм обучения: применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем.

В процессе обучения осуществляются различные виды практик. В ГБОУ СПО ТСПК по стандарту нового поколения, на I курсе обучения было осуществлено проведение учебной и профессиональной практики по профессиональному модулю «Организация внеурочной деятельности младших школьников».

Организация учебной и производственной практики направлена на:

  • выполнение федеральных государственных образовательных стандартов в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой квалификацией;
  • непрерывность и последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики.

В процессе осуществления практики решались следующие задачи:

  1. Овладение студентами общими и профессиональными компетенциями, позволяющими решать задачи организации внеурочной деятельности и общения младших школьников.
  2. Становление целостных представлений студента о своеобразии внеучебной деятельности и общения младших школьников в условиях образовательного учреждения.
  3. Развитие умений осуществлять анализ результатов деятельности в условиях учебной и производственной (по профилю специальности) практики.

С целью овладения профессиональной деятельностью и профессиональными компетенциями студент в ходе практики должен был сформировать практический опыт и сформировать профессиональные умения.

Практический опыт состоит:

  • в анализе планов и организации внеурочной работы в научно- познавательной деятельности;
  • в определении целей и задач, планировании, проведении внеурочной работы в избранной области деятельности;
  • в наблюдении, анализе и самоанализе внеурочных мероприятий и занятий, обсуждении отдельных мероприятий и занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями;
  • в разработке предложений по их совершенствованию и коррекции наблюдения за детьми и педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся;
  • в ведении документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы по научно-познавательной деятельности.

Профессиональные умения заключаются в способности:

  • находить методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки и проведения внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности;
  • использовать методическую литературу, необходимую для подготовки и проведения внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности;
  • определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся;
  • составлять планы внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
  • использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
  • планировать ситуации, стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении;
  • подбирать и использовать на занятии дидактические материалы;
  • использовать различные методы и приемы обучения;
  • осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий;
  • выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся;
  • анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности.

Основные проблемы прохождения практики заключались в заполнении дневника (15%), составлении конспектов (12%) и написании отчётов (23%), так как это для студентов являлось новым видом деятельности. 11% студентов отмечают недостаточность знаний, точнее компетентностей перед началом практики. У остальных 39% студентов практика не вызвала затруднений. Эффективность и успешность, заключались в качественной организации и чуткому сопровождению каждого студента своим руководителем.

В результате прохождения практики студенты овладели методом наблюдения, некоторыми приёмами и средствами проведения занятий, навыками руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

К концу практики большинству студентов удается решить текущие проблемы, и по данным опроса практика в школе закрепляет у 94% студентов интерес к профессии.

Представленный в данной статье краткий обзор формирования профессиональных компетенций позволяет сделать вывод о необходимости активизировать работу в осуществлении учебной и производственной практики, особенно в поиске эффективных способов ее реализации.


Козлова Елена Ивановна

ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум

энергетики и электронной техники

имени А.И. Полежаева»,

преподаватель специальных дисциплин

РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ

В настоящее время в России происходит модернизация среднего профессионального образования, в рамках которой большое распространение получило понятие «компетентностный подход». Компетентностный подход предполагает усвоение обучающимся не отдельных друг от друга знаний, а овладение ими в комплексе, что позволяет адаптировать образовательный процесс к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизации, интеллектуализации и социализации труда будущих специалистов.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования молодые специалисты должны обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя умение организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения в различных ситуациях, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации, а также ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Таким образом, новые образовательные стандарты позволяют обучающемуся непросто освоить уровень знаний определенный основной профессиональной образовательной программой для работы в избранной области, но и научиться при необходимости самостоятельно получать недостающие знания.

Вместе с тем наблюдается серьезный разрыв между теоретической подготовкой молодых специалистов и требованиями работодателя к уровню их готовности решать реальные профессиональные задачи, поэтому особую значимость приобретает практико-ориентированная подготовка студентов, позволяющая погрузить обучающихся в обстановку профессиональной деятельности или максимально приближенную к ней.

Первоначальным звеном в системе практической подготовки студентов ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева» является учебная практика, которая проходит на базе техникума. В процессе прохождения практики обучающиеся приобретают первоначальные практические навыки и осваивают общие и профессиональные компетенции по специальности.

Следующим этапом ознакомления с профессиональной деятельностью является производственная практика студентов, которая включает в себя практику по профилю специальности и преддипломную практику. Целями производственной практики являются закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин на основе деятельности конкретной организации или предприятия, а также подготовка к самостоятельной трудовой деятельности. Для прохождения производственной практики студенты направляются на предприятия и в организации на основании заключенных с ними договоров или ходатайств, где выполняют работу в соответствии с индивидуальными заданиями и производственным планом на штатных рабочих должностях.

Не стоит забывать, что производственная практика – сложная форма учебного процесса, как в организационном, так и в методологическом плане, т.к. для ее осуществления необходимо соединить интересы производства и образовательного учреждения и приспособить процесс обучения к практическим задачам предприятий. Поэтому для выявления роли производственной практики в формировании профессиональной компетентности студентов, улучшения качества практической подготовки и повышения конкурентоспособности выпускников ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева» было проведено анкетирование студентов 4 курса отделения «Вычислительная техника» и представителей предприятий, на которых обучающиеся проходили производственную практику в течение 2014-2015 учебного года.

Следует отметить, что 81% опрошенных студентов утверждает, что в процессе обучения лучше усваивает учебный материал в действии, т.е. при выполнении лабораторных и практических работ, а также при прохождении практики, и только 19% отдают предпочтение лекционным занятиям. Это подтверждает и тот факт, что в процессе практического обучения студенты показали более высокое качество знаний и навыков, о чем свидетельствует сравнительный анализ результатов зачетно-экзаменационных сессий и практик.

Таблица 1 – Сравнительный анализ результатов успеваемости обучающихся

Специальность

Профессиональный модуль

Результаты зачетно-экзаменаци-онной сессии

Результаты практик

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

230113 Компьютерные системы и комплексы

ПМ.01 Проектирование цифровых устройств

ПМ.02 Применение микропроцессорных систем, установка и настройка периферийного оборудования

ПМ.03 Техническое обслуживание и ремонт компьютерных систем и комплексов

230115 Программиро-вание в компьютерных системах

ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем

ПМ.02 Разработка и администрирование баз данных

ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей

ПМ.04 Выполнение работ по профессии

Таким образом, средняя абсолютная успеваемость по результатам зачетно-экзаменационных сессий составила 95,37%, а качественная – 52,03%, в то же время по результатам практик данные показатели составляют соотвественно 98,25% и 70,43%.

Выпускники также отметили, что в результате прохождения производственных практик 24% смогли улучшить теоретическую подготовку, 30% усовершенствовать практические навыки, 20% научились самостоятельно получать недостающие знания, 12% освоили исследовательские навыки, а 62% получили практический опыт разрешения профессиональных ситуаций и принятия верных решений.

Анализ информации, полученной по результатам анкетирования также показал, что большинство руководителей практик были удовлетворены работой студентов-практикантов, при этом средний балл оценки работы студентов на местах прохождения практики составил 4,8. Для сравнения средний балл оценки студентов по результатам зачетно-экзаменационных сессий составил 4,1 балла.

Кроме того, руководителями было отмечено, что в ходе производственной практики студенты нередко выступали носителями новых идей, теорий и технологий, а также старались конструктивно принимать критику со стороны специалистов организации, стараясь заслужить уважение со стороны руководителя и коллег.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что производственная практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки:

    обучающую – студенты лучше усваивают знания и успешнее учатся применять их в решении конкретных ситуационных задач;

    развивающую – погружение студентов в обстановку профессиональной деятельности помогает раскрыть их потенциал, развивать активность, мышление и коммуникационные навыки;

    воспитывающую – в процессе прохождения практики формируется социально активная личность будущего специалиста, заинтересованного в своей профессии;

    диагностическую – студент с помощью руководителя и коллег определяет степень своей профессиональной пригодности и уровень профессиональной направленности.

Все это позволяет отметить, что грамотно организованная практика и общение с квалифицированными наставниками и специалистами позволяет обучающимся оценить уровень своей теоретической и практической подготовки, степень готовности к профессиональной деятельности и дает возможность убедиться в правильности выбора профессии.

Список использованных источников

    Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 804 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах».

    Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 849 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы».

    Преддипломная практика: методические указания для студентов/ Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева. Сост.: Е.И. Козлова. – Саранск, 2015. – 32с.

Архипова М.Н. Роль учебной и производственной практик в процессе профессионального становления студентов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№1 (8) январь - март. - URL http://e-joumal.omgau.ru/index.php/2017/m5-statya-2017-1/742-00272. - ISSN 2413-4066

Архипова Марина Николаевна

Преподавател ь

Центр-колледж прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, г. Мичуринск, Тамбовская обл.

Роль учебной и производственной практик в процессе профессионального

становления студентов

Аннотация: В данной статье раскрывается роль учебной и производственной практик, как важного этапа в рамках учебного процесса, так как именно он позволяет молодому специалисту утвердиться, повысить свой профессиональный уровень, научиться налаживать контакт на производстве, применять полученные в колледже знания, умения, навыки. Все это даст возможность молодому специалисту быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда.

Ключевые слова: право социального обеспечения, профессиональное обучение, практическая деятельность, учебная и производственная практика, современные модели социальной работы, технологии и методы социальной работы, принципы деятельности социального работника, квалифицированный специалист.

Становление федеральной системы социального обеспечения представляет собой долгий процесс. Нормы права социального обеспечения постоянно развиваются, меняются, совершенствуются. Однако особая значимость отраслевых норм, их роль для каждого человека по-прежнему сохраняются. Право социального обеспечения, его нормы сопровождают каждого человека с момента его рождения до самой смерти. Ведь в основу возникновения отношений в области социального обеспечения положены такие жизненно важные события, как рождение человека, его болезнь, инвалидность, старость, безработица, бедность, необходимость в социальной помощи и поддержке.

Дисциплина «Право социального обеспечения» является основополагающей в профессиональной подготовке будущего социального работника. Это обусловлено в первую очередь спецификой его профессиональной деятельности. Социальный работник должен уметь оказывать материально-бытовую помощь, морально-правовую поддержку и выполнять надомное социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В его должностные обязанности входит выявление одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, проживающих в зоне обслуживания, нуждающихся в помощи и поддержке. Он определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. В обществе возникает потребность в специалистах, работающих в сфере социального обеспечения.

Учебные заведения среднего профессионального образования готовят специалистов в области социального обеспечения и социальной защиты населения. В настоящее время

требования к таким специалистам завышены, ведь они работают прежде всего с людьми, с населением.

В связи с этим огромное значение придается поиску приемов и способов, повышающих уровень специалистов. К числу таких способов и приемов относится организация полноценной и эффективной учебной и производственной практик.

Практика становится решающим, ключевым звеном в системе профессионального обучения. Предусмотренная федеральным государственным образовательным стандартом практика студентов в настоящее время стала не только составной частью учебного процесса, но и период, когда студенты могут применить полученные знания, умения, навыки в учреждениях или в организациях социальной защиты населения.

Практическая деятельность студентов может выполнять адаптационную, обучающую, воспитывающую и развивающую функции. Все перечисленные функции знакомят обучающихся с законодательными основами будущей профессии или специальности, с различными видами работ, формируют у будущих специалистов толерантность, выдержку, усердие, ответственность за принятые решения, помогают будущим специалистам устанавливать контакт с населением, учат ориентироваться в системе социально-производственных отношений и связей, формируют и развивают у студентов-практикантов в процессе прохождения практики организаторские способности. Во время прохождения практики обучающиеся развиваются как личностном, так и в профессиональном плане, учатся мыслить и действовать как профессионалы, опирающиеся на здравый смысл и знания, умения и навыки, полученные в колледже.

В результате прохождения учебной и производственной практик в учреждениях и организациях социального обеспечения студенты анализируют действующее законодательство в области пенсионного обеспечения и социальной защиты; принимают документы, необходимые для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала; разъясняют порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления; формируют пенсионные дела; составляют проекты на письменные обращения граждан с использованием информационных справочно-правовых систем; консультируют граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты населения; запрашивают информацию о содержании индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и анализируют полученные сведения.

При прохождении учебной и производственной практик студенты обязаны: подчиняться внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики; выполнять все виды работ, которые не противоречат должностной инструкции работников по профессии и не угрожают здоровью практикующихся студентов; выполнять программу и конкретные задания практики и представить отчет в установленный срок.

Обучающиеся, не прошедшие учебную и производственную практики или получившие отрицательную оценку, не допускаются к прохождению государственной итоговой аттестации.

В соответствии с действующими нормативными документами, форма и вид отчетности студентов о прохождении практик определяются учебным заведением.

В качестве отчетных материалов о прохождении практики в колледже выступают:

1. Аттестационный лист по производственной практике. Для его заполнения используются данные наблюдений за деятельностью студента во время практики, результаты выполнения заданий, а также беседы со студентом;

2. Отчет о прохождении практики, составленный по утвержденной форме, включающий в себя место и сроки прохождения практики.

В установленный срок студент составляет письменный отчет в форме Microsoft Word, оформленный в соответствии с методическими указаниями, отражающий степень выполнения программы, и представляет его в сброшюрованном виде вместе с другими отчетными документами руководителю практики.

Все оформленные отчетные документы по практике располагаются в следующей последовательности:

1. Титульный лист. Отчет о выполненных заданиях.

2. Копия приказа с предприятия об устройстве студента на практику.

3. Задания.

4. Дневник по практике.

5. Характеристика.

6. Приложения.

Отчет по практике должен включать следующие основные структурные элементы и соответствовать основным требованиям, предъявляемым к содержанию отчета и его структурным элементам:

Введение:

Цель, место, дата начала и продолжительность практики;

Перечень основных работ и заданий, выполняемых в процессе практики.

Основную часть:

Описание организации работы в процессе практики;

Описание практических задач, решаемых студентом за время прохождения практики; в отчет по каждому из видов заданий должны входить следующие составляющие: тема, формулировка задания, этапы его выполнения, навыки (приобретенные за время его выполнения);

Перечень невыполненных заданий и неотработанных запланированных вопросов.

Заключение:

Необходимо описать навыки и умения, приобретенные за время практики;

Дать предложения по совершенствованию и организации работы предприятия;

Сделать индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведенного вида практики.

Отчет должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, заполненными бланками, рисунками.

Все документы, свидетельствующие о прохождении практики студентом, должны быть аккуратно оформлены и собраны в отдельную папку.

По итогам защиты практики выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено», о чем делаются соответствующие записи в зачетной ведомости, аттестационном листе по практике и зачетной книжке.

При защите практики учитывается объем выполнения программы практики, правильность оформления документов, содержание отзыва-характеристики; правильность ответов на заданные руководителем практики вопросы.

Таким образом, учебная и производственная практики - это важный этап в рамках учебного процесса. Именно он позволяет молодому специалисту утвердиться, повысить свой профессиональный уровень, научиться налаживать контакт на производстве, применять полученные в колледже знания, умения, навыки. Успешно пройдя учебную и производственную практики, студенты должны знать и владеть основными современными концепциями и моделями социальной работы; общими и частными технологиями, методами социальной работы; основными принципами деятельности социального работника; структурами, которые способны оказать помощь в преобразовании ситуации клиента. А все это поможет молодому специалисту быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда.

1. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник/В.П. Галаганов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2014. - 512 с.

2. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации: учебник/В.П. Галаганов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2012. - 152с.

3. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением: учебник для нач. проф. оразования/ М.Н. Гуслова. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 256с.

4. Павлючков Г.А., Решетка С.А., Кучерявенко С.В. Эффективная практика как ключевой элемент профессионального образования /Павлючков Г.А., Решетка С.А., Кучерявенко С.В. //Среднее профессиональное образование. - 2014. - №3. - С. 14-16.

Marina Arkhipova

Center college of application-oriented qualifications of FSBEI HE Michurinsk SAU,

Role of Educational and Industrial Practice in the Course of Professional Formation of

Abstract: This article explores the role of educational and industrial practices, as an important step in the framework of the educational process, as it allows a young specialist to establish themselves, to improve their skills, learn how to establish contact at work, apply their in college knowledge, skills, skills. All this will enable the young specialist to be in demand and competitive in the labor market.

Keywords: right to social security, vocational training, practical work, training and manufacturing practices, current models of social work, technology and methods of social work, the principles of activity of a social worker, a qualified person.