Образование в индии. Система обучения в индии Школьное образование в индии

К нам пришли тригонометрия, алгебра и базовая концепция калькуляции. Древняя игра / шахматы / также родом из Индии. Современная система образования сформировалась в Индии после 1947 года обретения государством независимости.

Какова же система образования Индии на данном этапе?
Если говорить о дошкольном образовании то оно несколько иное, нежели в России. В связи с увеличившимся количеством работающих родителей, в Индии появились особые группы "day care", где ребенка можно оставить днем. Все они, как правило, работают при "pre school" ("подготовительная школа")
В самих "pre school", которые посещать перед поступлением в школу нужно обязательно, есть следующие группы: playgroup, nurs ery, LKG и UKG. Если сравнивать с нашей системой, то мы разделяем их так: Playgroup или "игровая группа" это что то типа яслей; Nursery в переводе "ясельная группа", но это больше похоже на на шу среднюю; LKG (Lower KinderGarten) стар шая группа; UKG (Upper KinderGarten) подготовительная группа. В первые две группы малышей приводят на 2, максимум на 3 часа в день, в последующих учатся по 3 часа.

Так же как и в России, подготовка детей к школе очень важна. Интересно знать критерии оценки ребенка при подготовке детей к школе?! А они таковы:
Социальное развитие ребенка: с другими детьми, умение слушать и выполнять что то сообща, решать поставленные задачи, умение делиться (игрушками, едой), выражать свои чувства и желания, умение решать конфликты и т.п.
Владение речью и готовность к чтению: умение рассказать о случившемся, историю, повтор звуков, простых предложений из 5-10 слов, интерес к чтению, книгам, умение правильно их держать, чтение простых 3 4 сложных слов, за главных и прописных букв, самостоятельное написание своего имени.
Математика: выполнение заданий на распознавание фигур, умение их рисовать, сортировка предметов определенной формы, понимание слов "больше, меньше, одинаково", счет до 100, написание цифр от 1 до 100, понимание порядковых номеров "первый, второй, и т.д.". Владение следующими понятиями: местоположение: справа, слева, под, над, на, между. Длина: короткий, длинный, короче, самый длинный,.. . Сравнения: большой и маленький, больше и меньше, худой и толстый, много и немного, легкий и тяжелый, высокий и короткий
Знание своего возраста.
Физические навыки: движение по прямой линии, прыжки, подпрыгивания, прыжки на скакалке, гибкость, растяжка, балансирование, игра с мячом,.. .
Мелкая моторика: использование мелков и карандашей, кисточек, ри сование пальчиками, вырезание, иг ра с кубиками, составление пазлов. Умение завязывать шнурки, быстро застегивать молнию, пуговицы.
Базовые знания: свое имя, части , времена года, домашние, дикие и морские , животные, живущие на ферме,..
Понимание основ здоровья.
Знание базовых профессий, религиозных фестивалей и празднований, различный .
Слуховые навыки: умение слушать, не перебивая, пересказ историй, узнавание знакомых историй и мелодий, чувство ритма, знание и понимание простых рифм,.. .
Навыки письма: написание слов слева направо, 2 3 сложных слов, оставление пробелов между слова ми, произношение по буквам наибо лее часто используемых слов.
Умение рисовать: звезду, овал, сердце, квадрат, круг, прямоугольник и ромб.
Вот такой подробнейший отчет по ребенку.

Оценивают детей по всем этим пунктам следующим образом: "звездочка" все в пределах нормы, NE нужны дополнительные занятия, NA навыки отсутствуют.

В современной Индии отличительной чертой развития образования является акцент на то, что воспитание, заложенное в детей, определит характер нации в будущем. В образовании основная цель вы явление способностей ребёнка и культивация положительных качеств.
А затем "Welcome to School"!

Индийским родителям необходимо выбирать, какой стандарт образования они предпочтут CBSE (Central Board of Secondary Education) или ICSE (Indian Certificate of Secondary Education).

Во первых, CBSE школы находятся под патронажем правительства Индии и, кроме того, на госслужбу берут только выпускников CBSE школ. В школах преподают на английском и хинди (случается реже), они вообще больше ориентированы на тех, кто останется жить и работать в стране, а еще в них могут поступить школьники, ранее учившиеся в ICSE школах, а вот в ICSE поступить после CBSE нельзя.

Два других больших плюса этих школ более частые и регулярные обновления школьной про граммы, а так же более легкая фор масдачи экзаменов. К примеру, при сдаче пакета "химия, физика, биология" нужно в целом набрать 100%, а вот в ICSE школе по каждому предмету должно выйти не менее 33%.

Для поступления в высшее учебное заведение Индии не нужно сдавать вступительных экзаменов. Зачисление происходит по результатам окончания школы.

Сегодня Индия имеет одну из крупнейших сетей высшего образования в мире.
Университеты в Индии учреждаются центральным правительством или правительствами штатов посредством законодательства, в то время как колледжи создаются либо правительствами штатов, либо частными организациями.
Все колледжи являются филиалами какого либо университета.
Различные виды университетов Центральный университет или университет штата в то время как первый из них финансируются Министерством развития людских ресурсов, последний учреждается и финансируется правительствами штатов.

Негосударственные университеты имеют тот же академический статус и привилегии университета. Например, Декканский колледж аспирантуры и Научно исследовательский институт Пуны; Университет Тата общественных наук в ; Индийский институт наук в Бангалоре и т.д.

Классификация колледжей
Колледжи в Индии относятся четырем различным категориям. Категоризация осуществляется на основе курсов, предлагаемых ими (профессиональных курсов), статуса их собственности (частный/государственный) или их связи с университетом (филиалы/принадлежат университету).
Университетские колледжи. Эти колледжи управляются сами миуниверситетами и в большинстве случаев находятся в университетском городке.
Правительственные колледжи. Правительственных колледжей не много около 15 20% всего. Они управляются правительствами штатов. Как и в случае, с университетскими колледжами, университет, которому эти колледжи относятся, сам проводит экзамены, определяет курсы обучения и присуждает степени.
Профессиональные колледжи. В большинстве случаев профессиональные колледжи дают образование в области , машиностроения и управления. Некоторые дают образование в других областях. Они финансируются и управляются либо по инициативе правительства, либо по частной инициативе.
Частные колледжи. Около 70% колледжей создано частными организациями или учреждениями. Однако эти учебные завеlения также управляются правилами и положениями университета, филиалами которого они являются. Несмотря на то, что они появились благодаря частной инициативе, правительство штата также оказывает спонсорскую помощь этим колледжам.

Кроме традиционных вузов существуют университеты с выраженной спецификацией: Вишва Бхарати; Индира Кала Сангит в Хайрагархе (изучают индийскую музыку); женский университет в Мумбаи, Рабиндра Бхарати в Колкате (изучается язык бенгали и тагороведение).

Существуют вузы с одним факультетом и специальностью, но есть и университеты с большим количеством факультетов. Количество студентов в высших учебных заведениях варьирует от 1 3 тысяч до 100 тысяч студентов.

Система получения высшего образования в Индии имеет 3 уровня.

Бакалавриат подразумевает обучение от трех лет научные дисциплины, и , до 4 х лет рас считанных на желающих получить образование в областях сельского хозяйства, стоматологии, фармакологии, ветеринарии. Если вы захотите обучаться медицине и архитектуре, то растянется на пять с половиной лет. У журналистов, правоведов и библиотекарей сроки бакалавриата 3-5 лет.

Следующий уровень получения высшего образования магистратура. По любой дисциплине для получения степени магистра необходимо пройти двухгодичное обучение и на писать исследовательскую работу.

Докторантура третий этап обучения. После получения степени маги стра можно быть зачисленным на Pre докторский уровень для получения степени Master of Philosophy (M. Phil.) необходимо отучиться год.

Что бы получить степень доктора (Ph. D.) необходимо в течение еще двух трех лет посещать классы и написать исследовательскую работу.

Сегодня Индия не только вошла в число ядерных держав, она стала одним из мировых лидеров в разра ботке и производстве интеллекту альных технологий. Современная система образования Индии неповторима и уникальна, она по праву вошла в мировую эко номическую систему.


До 1976 сфера образования находилась в ведении штатов, в то время как центральное правительство координировало и определяло стандарты специального и высшего образования. В 1976 году в соответствии поправкой Конституции, правительства разделили ответственность за данную область. С этого времени решения по определению структуры образования принимаются штатами. Качество и стандарты образования определяет центральное правительство. Департамент образования Министерства по развитию человеческих ресурсов разделяет со штатами ответственность в вопросах планирования. Центральное управление образования, основанное в 1935 году, продолжает играть главную роль в развитии и контроле за политикой и программами в образовательной сфере, среди которых основными являются Национальная политика в области образования (1986 г.), Программа действий (1986 г.) и обновлённые варианты этих документов (1992 г.).

Начальное образование
В соответствии с Национальной политикой в сфере образования к 21 веку обязательное бесплатное образование достойного уровня должны получить все дети в возрасте до 14 лет. В результате усилий центрального правительства и правительств штатов сегодня практически в каждом населённом пункте в сельских районах имеются школы начального образования (в распоряжении 94% сельского населения начальные школы, расположенные в радиусе 1 км). Школы среднего образования в радиусе 3 км доступны 84% сельских жителей. Таким образом, с момента обретения независимости приём детей в возрасте от 6 до 14 лет в школы начального и среднего образования увеличился до 87 и 50% соответственно. В период с 1950 по 1997 гг. количество этих школ возросло с 223 тыс. до 775 тыс., в то время как число учителей в них за тот же период увеличилось с 624 тыс. до 3,84 млн. Значительно увеличилось и число обучающихся в школе девочек. На определённом этапе центральное правительство и правительства штатов разработали стратегию учёта детей, преждевременно покидающих школу, а также политику, направленную на улучшение успеваемости учащихся, где основное внимание уделяется следующим аспектам: 1) увеличение участия родителей; 2) улучшение школьной программы и процесса обучения (минимально необходимый уровень образования); 5) районная программа общего образования и 6) национальная программа питания в общеобразовательных школах. Для закрепления всеобщего права и обязанности получения начального образования Верхняя палата парламента внесла 83-ю поправку в Конституцию. Впоследствии группа экспертов по финансированию образования, созданная для изучения потребностей в дополнительных ресурсах, необходимых для введения обязательного образования для детей в возрасте 6-14 лет, представила доклад, который сегодня находится на рассмотрении правительства. Также была создана Национальная организация по вопросам начального образования. С тем чтобы наметить пути по введению всеобщего обязательного начального образования был создан Национальный Комитет министров образования штатов, председателем которого является министр по развитию человеческих ресурсов.

В 1987 году была запущена специальная программа (Operation Blackboard Scheme), которая была призвана обеспечить все начальные школы страны необходимыми условиями для обучения, в частности, предоставить двух учителей каждой школе и школьное оборудование. В 1993 количество учителей, предусмотренных программой, было пересмотрено и увеличено с двух до трёх при наборе, превышающем 100 детей. Также в рамках программы в средних школах увеличилось количество учителей, и на нужды школ были выделены дополнительные учебные пособия. Центральное правительство полностью покрывает расходы на учебные, методические пособия и выплачивает зарплаты учителям в период действия плана. Строительство школ является ответственностью штатов. В 1997-1998 гг. всем начальным и средним школам было выдано 522.902 и 125.241 учебников соответственно. Должность третьего учителя была санкционирована для введения в 53037 начальных школах, в то время как дополнительных учителей получили 71614 средних школ. В 1999-2000 гг. предложено одобрить введение ещё 30000 должностей третьего учителя в начальных школах и 20 000 дополнительных учителей в средних школах.

В 1979 году была запущена Программа неформального образования (Non-Formal Education), которая была призвана обеспечить образования детям в возрасте 6-14 лет, оставшимся за рамками формального образования. В главном фокусе программы стали 10 штатов с низким уровнем образования, однако она осуществлялась и в городских трущобах, горных, племенных и других отсталых районах.

Подготовка учителей
В соответствии с Национальной политикой в области образования и Планом действий 1986 г., спонсируемая центральным правительством Программа реорганизации подготовки учителей вступила в силу в 1987-88 гг. Программа предусматривала создание жизнеспособной институциональной инфраструктуры, академической и ресурсной базы для обучения и повышения педагогической квалификации школьных учителей, преподавателей для взрослых и неформальных образовательных учреждений, а также специалистов в области переподготовки учителей. В рамках данной программы в каждом районе было решено открыть образовательно-подготовительный институт с целью обеспечить академическую поддержку учителям начальных классов и преподавателям для взрослых и неформальных образовательных учреждений. Программа также предусматривала повышение статуса институтов подготовки преподавателей средней школы до уровня колледжей преподавательского образования и институтов фундаментальных исследований в сфере образования (Institutes of Advanced Studies in Education) для подготовки новичков и повышения квалификации действующих преподавателей. В задачу IASE входит проведение подготовительных программ для преподавателей начальных классов, программ повышения квалификации преподавателей начальных и средних школ и директоров средних школ, фундаментальные и прикладные исследования, особенно в междисциплинарных областях, подготовка методических пособий (руководств) для районных образовательных учреждений, а также оказание содействия колледжам по подготовке преподавателей. Всего к 31 марту 1999 года были выданы разрешения на открытие 451 районных образовательных институтов, 76 колледжей по подготовке преподавателей и 34 институтов фундаментальных исследований в сфере образования в различных штатах и союзных территориях. Двадцать Советов по исследованиям в области образования и подготовке кадров получили финансовую поддержку. Миллион учителей прошли подготовительный курс в рамках специальной программы по определению специализации школьных преподавателей, во время которого они учились работать с учебным материалом и оборудованием, а также знакомились с требованиями минимального уровня знаний (Minimum Levels of Learning), где упор сделан на преподавании языка, математики и изучении окружающей среды. В 1995 году правительством Индии был создан Национальный совет по подготовке педагогов. Его задачей является обеспечение планового развития системы подготовки педагогов, регламентирование и подержание стандартов и норм педагогического образования и др.

<Высшее образование>
В систему высшего образования входят примерно 178 университетов и 39 учебных заведений, считающих себя университетами, а также 11 учебных заведений общенационального значения, 65 исследовательских учреждений, 6759 колледжей общего профиля и 1770 колледжей, дающих профессиональное образование. Для поступления в высшее учебное заведение не нужно сдавать вступительных экзаменов.

Крупнейшими университетами Индии являются: Калькуттский (150 тыс. студентов), Бомбейский (Мумбайский, 150 тыс.), Раджастханский (150 тыс.), Делийский (130 тыс.), Университет имени М.К. Ганди (150 тыс.).

Помимо традиционных вузов, в Индии существуют университеты с ярко выраженной спецификой: Висва Бхарати и Индира Кала Сангитх в Хайрагархе, где знакомят исключительно с индийской музыкой; Рабиндра Бхарати в Калькутте, который ориентирован на обучение языку бенгали и тагороведению, ивестен так же женский университет в Бомбее.

В последние десятилетия преобладает число студентов инженерно-технических специальностей, хотя доля выпускников гуманитарных вузов остается высокой – около 40%. Техническое образование играет чрезвычайно важную роль в национальной экономике и развитии человеческих ресурсов Индии. За последние полвека данная область образования получила значительное развитие. В настоящее время 185 институтов предлагают аспирантуру по инженерии и техническим дисциплинам, куда ежегодно поступают 16,8 тыс. студентов. Кроме государственных институтов и технологических институтов в штатах, существуют и такие, которые находятся в совместном ведении центрального и правительств штатов, а также частные институты.

Среди главных институтов, готовящих технологов и управленцев, технические институты в Мумбаи, Дели, Канпуре, Кхарагпуре, Ченнаи и Гувахати, а также шесть институтов по управлению в Ахмадабаде, Калькутте, Бангалоре, Лакхнау, Индоре и Каликуте. Для получения первой университетской степени требуется три года. В пределах системы высшего образования в Индии имеются три уровня принципов квалификаций: бакалавр, магистр (уровень аспирантов) и докторский. Для получения степени бакалавра в искусствах, торговле и науках необходимо 3 года образования (после 12-летнего школьного образования). Для получения бакалавра в сельском хозяйстве, стоматологии, фармакологии, ветеринарии срок обучения – 4 года, в то время как на изучение архитектуры и медицины требуется более длительное время (5-5,5 лет). Совершенно другие сроки получения степени бакалавра в журналистике, библиотековедении и правоведении.

Система высшего образования Индии дает три степени:
- бакалавр - Undergraduate уровень, время обучения от тех до пяти лет и более в зависимости от специальности,
- магистр - уровень Аспирантов, время обучения два года,
- доктор - Pre-докторский уровень,

Академическая Структура Квалификации:

Для получения cтепенb Бакалавра в искусствах, торговле и науках необходимо три года образования (после 12-летнего цикла школьного образования). Бакалавр в сельском хозяйстве, стоматологии, фармакопеи, ветеринарии требует обучения на протяжении четырех лет, в то время как на изучение архитектуры и медицины требуется более длительное время (пять и пять с половиной лет соответственно). Совершенно другие сроки получения степени Бакалавра в журналистике, библиотековедении и правоведении.

Получение степени магистра имеет, как правило, двухгодичную подготовку. Pre-докторский уровень принят после завершения степени Мастера.

Ключевые слова: Система образования в Индии, Система образования Индии, Образование в Индии, Школьное образование в Индии, Высшее образование в Индии, Индия, Высшие учебные заведения Индии
Key Words: India, Education, The education system in India
Список источников:
1.
2.





























Обучение в Индии, где столь резкие контрасты между богатством и бедностью, казалось бы, теряет всякий интерес для иммигранта. Однако практика учёбы в этой экзотической стране показывает совсем другие результаты. Большой абитуриентский поток ежегодно устремляется в сторону Индии. Цель каждого потенциального студента - хорошее образование за небольшие деньги, в перспективе - жизнь за рубежом.

Учебно-образовательная система Индии включает в себя несколько этапов:

  • дошкольное образование;
  • школа (средняя и полная);
  • средне-профессиональное образование;
  • высшее и послевузовское образование с получением учёных степеней (бакалавр, магистр, доктор).

Соответственно по видам образование Индии подразделяется на среднее, полное среднее, профессиональное, высшее и дополнительное высшее образование.

Негосударственная образовательная система действует по двум программам.

  • Первая предусматривает обучение школьников,
  • вторая - взрослых.

Возрастной диапазон - от девяти до сорока лет. Также существует система открытого обучения, в рамках которой в стране работают несколько открытых университетов и школ.

Дошкольное образование

Системы дошкольного воспитания в Индии как таковой не существует. В стране традиционно развито домашнее дошкольное воспитание. До четырёх лет ребёнок находится дома под присмотром матери. Если оба родителя заняты на работе, прибегают к услугам нянечки или родственников. В некоторых школах имеются подготовительные группы, куда всё же можно отдать ребёнка, если нет возможности заниматься его воспитанием в домашних условиях. В таких группах малыш проводит большую часть дня и, кроме того что находится под постоянным присмотром, проходит этап подготовки к школе и даже начинает изучать иностранные языки (в основном английский).

Обязательное школьное образование должны получать дети в возрасте от 5 до 14 лет. Учебный год в школах Индии начинается в конце марта - начале апреля. Учёба в школах делится на два семестра: апрель-сентябрь, октябрь-март. Самые продолжительные школьные каникулы в мае-июне, когда многие районы Индии накрывает жара (45–55º С).

Обязательное образование является приоритетом государственной политики Индии . Примерно 80% начальных школ принадлежат государству либо поддерживаются властями. Обучение бесплатное. Родители учеников выплачивают лишь небольшие суммы на школьные нужды. Все расходы на обучение берёт на себя государство.

Индийские школы разделяются по типам:

  • муниципальные,
  • государственные,
  • частные с господдержкой,
  • школы-интернаты,
  • специальные школы.

Муниципальные и неправительственные школы управляются и финансируются локально администрациями штатов и советами местных национальных образований. Как правило, родители учеников общественных школ вносят плату за обучение своих детей один раз - при поступлении. Большинство общественных школ Индии связаны с организациями CBSE (Центральный совет среднего образования) и ICSE (Международный центр среднего образования).

Государственные школы финансируются и управляются исключительно органами власти страны. Этот тип учреждений отличается самой низкой стоимостью услуг образования.

Русские школы в Индии

Обучение в Индии для русских детей предусмотрено в трёх государственных школах, которые действуют при дипломатических службах России. Средняя общеобразовательная школа находится в Нью-Дели при российском посольстве. В Мумбаи и Ченнаи при Генконсульствах России работают начальные школы. Обучение для русских детей возможно в заочной форме.

Русская школа в Нью-Дели реализует утверждённые программы начального, основного и среднего общего образования.

Язык обучения - русский. Конечно обучение для русских детей вполне возможно в обычных индийских школах, как частных, так и государственных. Но все предметы там преподаются почти везде на английском языке.

Особенности высшего образования

Система высшего образования в Индии имеет трёхступенчатую структуру:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • докторантура.

Длительность обучения напрямую зависит от выбранной специальности. Так, период учёбы в области торговли, искусств составляет три года, а чтобы получить специальность в сфере сельского хозяйства, медицины, фармакологии или ветеринарии, необходимо проучиться четыре года.

Обучение на бакалавриате требует обязательного наличия документа о полном среднем образовании (12 лет).

После окончания бакалавриата выпускник имеет право продолжить учёбу в магистратуре (2 года) либо пойти работать. Ввиду активного развития экономики страны в последние десятилетия основной упор в системе высшего образования Индии делается на технические специальности, в то время как гуманитарные направления составляют порядка 40% от общего числа. Государственные и частные предприятия заинтересованы в получении высококвалифицированных специалистов, поэтому принимают активное участие в развитии образовательной структуры страны. Самыми популярными специальностями индийских высших учебных заведений являются:

  • IT-технологии;
  • инженерные специальности;
  • менеджмент;
  • фармакология;
  • ювелирное дело.

Для граждан Индии образование в государственных высших учебных заведениях может быть бесплатным. Иностранные граждане принимаются в государственные вузы на бюджетной основе только при условии предоставления университетом гранта на обучение. При этом цена в коммерческих индийских вузах по европейским меркам достаточно невысока: стоимость двух полных семестров в самом престижном высшем учебном заведении Индии не превышает 15 000 долларов в год. При поступлении на контрактной основе абитуриент обязан предоставить подтверждение о платёжеспособности (это может быть выписка с банковской карты).

Широкое распространение в системе индийского высшего образования получило виртуальное и дистанционное обучение. Многие университеты принимают участие в международных научных программах, бесплатно делятся собственными курсами в области инженерии, информационных технологий и других сфер.

IT-специалисты, получившие образование в одном из индийских вузов, востребованы сегодня во всём мире.

Лучшие университеты Индии


Самые популярные направления обучения в индийских вузах - инженерное дело, менеджмент, информационные технологии, фармакология и ювелирное дело.

Образовательный процесс

Преподавание в университетах Индии ведётся, как правило, на английском языке, поэтому хорошая языковая база - одно из основных требований к абитуриентам. Высших учебных заведений, где велось бы преподавание на русском языке, в Индии нет. В отдельных университетах преподавание ведётся на языках соответствующих штатов, в которых находится университет. Однако и в таких вузах англоязычное обучение всё же предпочтительнее даже среди местных жителей.

В отличие от России и многих других стран мира , где учебный год начинается в сентябре, индийские школьники и студенты приступают к учёбе в июле. Любопытно, что дату начала учебного процесса каждое учебное заведение назначает самостоятельно, то есть учёба может начаться как 1, так и 20 июля. По окончании каждого семестра студенты сдают экзамены. Что касается школ, то здесь отсутствует система текущей оценки знаний.

По окончании учебного года школьники сдают итоговые экзамены в устной форме или в виде тестирования. Самые длинные каникулы в индийских учебных заведениях в мае и в июне - это самые жаркие месяцы в стране. В индийских школах принято носить школьную форму. Девочки надевают здесь удлинённые платья, мальчики - рубашки или футболки и шорты.

Стоимость обучения в 2019 году

Главным плюсом получения образования в индийском государстве является демократичная стоимость услуг университетов и колледжей.
Стоимость одного года занятий в крупном индийском вузе не превышает 15 тыс. дол. Размер оплаты зависит от престижности учебного заведения:

  • В популярных университетах плата за обучение для бакалавров составляет около 4000 дол. за семестр;
  • Для магистров - около 6 тыс. за семестр;
  • В частном вузе стоимость зачастую одинакова для бакалавров и магистров. В среднем это 5–10 тыс. дол. за семестр.

Возможность бесплатного обучения

До недавнего времени бесплатно получить высшее образование в Индии могли только местные жители. Но в связи с ростом популярности индийских университетов, для иностранных граждан также стали появляться возможности бесплатного обучения. Для этого иностранному студенту нужно принять участие в стипендиальной программе. Каждый год местные вузы проводят конкурс на выдачу бюджетных мест иностранным молодым людям, желающим учиться в них. Программа распространяется на абсолютно все специальности, подтвержденные правительством (то есть в легальных высших учебных заведениях; про вузы-мошенники мы говорили выше).

Самая популярная программа государственного финансирования - ITEC. Расшифровывается она как «Индийская программа технического и экономического сотрудничества». Благодаря ей более 800 россиян получили возможность бесплатно обучаться в индийских университетах.

Специальные программы

Не так давно у абитуриентов из России появилась возможность пройти обучение в индийском государстве по специальной программе ITEC. Эта программа отлично подходит каждому, кто желает усовершенствовать полученные знания и навыки. Также принять участие в программе может тот, кто желает повысить свою квалификацию. Продолжительность курсов варьируется от 14 дней до 52 недель.

Главным преимуществом этой программы является то, что платить за перелет, питание и проживание участнику не нужно. Принять участие в программе можно, заполнив и отправив анкету-заявление. Подать заявление на участие в программе можно в индийском дипломатическом учреждении.

Участники программы получают стипендию в размере 5,0 тыс. индийских рупий. Размер стипендии нельзя назвать большим, но для каждодневных нужд этой суммы хватает. Учитывая то, что каждый может столкнуться с непредвиденными расходами, необходимо иметь при себе личные деньги. В среднем студенту достаточно иметь 300 долл. США/мес.

Как иностранцу поступить в индийский вуз

Получение высшего образования в Индии становится всё более популярным среди иностранных, в том числе и российских студентов.

Пошаговый процесс следующий:

  • сделать запрос в учебное учреждение через любые современные средства связи,
  • выбрать интересующий факультет,
  • подать заявление на поступление (обычной почтой, онлайн, другим способом),
  • в случае одобрения заполнить временную анкету, оплатить вступительный взнос €1000 + €100 за обслуживание,
  • получить справку, подтверждающую факт поступления,
  • оформить студенческую визу в посольстве Индии, предъявив справку о поступлении,
  • заполнить постоянную анкету студента и отправить вместе с пакетом документов.

Установленные требования к кандидатам при поступлении в университет Индии:

  • возраст от 25 до 45 лет;
  • рекомендация от работодателя;
  • знание английского языка.

Знание английского языка требуется, так как вся эта программа проходит именно на нем.

Необходимые документы

Для поступления в индийский вуз не потребуется сдавать дополнительные вступительные испытания. А российский школьный аттестат соответствует местному двенадцатилетнему школьному образованию.

Пакет документов к анкете студента (переведённый на английский язык):

В зависимости от ситуаций может понадобится дополнительный пакет документов.

Получение студенческой визы

Каждый человек, желающий получить образование в Индии, обязуется оформить студенческую визу. Этот документ дает право студенту находиться на территории индийского государства в течение всего периода учебы.

Для получения визы абитуриент обязуется подготовить следующие документы:

  • качественную ксерокопию первой странички гражданского паспорта;
  • качественный фотоснимок;
  • выписку с банковского счета (сумма должна варьироваться от 1,0 до 2,0 тыс. долл. США);
  • письмо-подтверждение о зачислении в университет;
  • ксерокопию квитанции об оплате за обучение.

В среднем студенческий визовый документ оформляется от 5 до 10 дней. Но если хотя бы один из документов вызвал нарекания, то срок оформления может затянуться. Тот, кто едет на обучение по программе ITEC, имеет право на бесплатное оформление визового документа. Все остальные обязуются оплатить визовый и консульский сбор.

Стипендии и гранты для иностранцев

Координатором программ для получения бесплатного образования выступает Индийский Совет по Культурным Связям (Indian Council of Cultural Relations, ICCR). Соискатели стипендии могут выбрать 3 учебных заведения для поступления. Студенты, поступающие на факультет искусств, должны предоставить аудио- или видеозапись своего выступления. Будущие инженеры предоставляют результаты экзаменов по физике, химии, математике. Размер стипендии 160-180 дол/мес. Минус программы - длительное обучение (от 1 года до 4 лет) без возможности уехать на родину.

Для иностранцев также доступна программа технического и экономического сотрудничества (Technical and Economic Cooperation Programme, ITEC).

Стипендиатам оплачивают расходы на перелёт, проживание и медицинскую страховку. Для некоторых курсов требуется получить степень бакалавра. Ежемесячная стипендия - 376 дол/мес.

Для получения необходимо быть моложе 45 лет. Требования к академической успеваемости вузы выставляют самостоятельно. Минус программы - отсутствие занятий по традиционным индийским искусствам и краткосрочность программы (от 3 недель до 3 месяцев).

Проживание в стране

Условия проживания и питания в индийском государстве существенно отличаются от условий в США и западной Европе. Многие студенты отмечают существенную разницу в питании. В Индии не едят ни свинину, ни говядину. На рынке можно найти только мясо птицы. Вместо хлеба торговцы предлагают купить лепешки.
Достаточно сложная ситуация сложилась в здравоохранении. Найти в аптеках некоторые медикаменты довольно проблематично. Строгого интенсивного обучения в Индии нет. Учебный процесс нередко прерывается в связи с многочисленными праздниками.

Преимущества и недостатки образования в Индии

Плюсы Минусы
В период учёбы есть возможность поближе познакомиться с богатой индийской культурой, а также подтянуть знания английского языка. Обязательное требование к студентам факультетов различных направлений - хорошее знание английского языка.
Низкая стоимость обучения. Низкий уровень жизни.
Низкая стоимость проживания. Нет возможности работать во время учёбы.
Индийские учебные заведения дают хороший уровень подготовки. IT-специалисты-выпускники индийских вузов востребованы сегодня во многих странах мира. После получения диплома очень малы шансы трудоустройства в одной из индийских компаний.
Активно развиты программы выдачи стипендий и грантов, а значит, высока вероятность бесплатного обучения.
Для поступления в вуз не нужно сдавать вступительные экзамены.
Иностранным студентам предоставляется бесплатное общежитие или номер в гостинице.

Индия удивительная страна. Говорят, что люди, которые в ней побывали, меняются навсегда. Здесь все построено на совершенно других принципах, которые не приняты в обычном мире. Так, одной из самых противоречивых является система образования Индии. В стране ведется активная борьба с кастовой системой и безграмотностью. Конечно, мы не будем рассматривать учебные заведения в частности, ведь на многие из них без слез не глянешь. Проанализируем целостную картину образования в стране и разберем основные аспекты.

Что и говорить, в Индии очень сложно с образованием. Многие люди живут очень бедно и не могут себе позволить дополнительные затраты. Свое влияние имеет менталитет жителей и тяжелая экономическая обстановка в стране. Конечно, проведенная сравнительно недавно образовательная реформа немного улучшила шансы на получение образования, но после окончания школы более половины детей все равно не имеют необходимых средств. Если же родители готовы потратить деньги на образование ребенка, то последний получит тот уровень знаний, который будет не ниже европейского. Но, к сожалению, в большинстве школьных заведений условия проживания плачевные. К примеру, есть школы, где дети вынуждены сидеть на полу, а роль парт выполняют обычные камни. Вместо доски – обычный прямоугольник, нарисованный на стене.

Дошкольное образование

Детских садиков в Индии совсем нет (по крайней мере, в том виде, к которому мы привыкли). Там роль няньки и учительницы до школьной скамьи часто выполняет мама. Если же оба родителя заняты на работе, то ребенка приходится оставлять у родственников. В случае, когда нет и такой возможности, то создаются специальные группы, которые прикреплены к подготовительной школе. При этом дети для большего удобства разделяются по возрасту и времени пребывания в группах. В принципе, ежедневного обучения в группе с воспитателем ребенку вполне достаточно, чтобы получить азы и подготовиться к школе. При этом дети изучают не только основы мира, но и языки (индийский и английский).

Часто после выбора группы родители могут не переживать о поступлении в школу, ведь по «окончанию» очередного возрастного уровня малыш переводится туда автоматически. Но в некоторых случаях родителям все же приходится «поломать голову» над дальнейшим образованием для своего чада.

Школа

Как мы уже говорили, школьное образование в Индии для детей бесплатное, но многие состоятельные родители все же ориентируются на частные школы или престижные государственные учреждения. Стоимость обучения при этом обойдется в сумму около 100 долларов США в месяц. Стоит отметить, что качественную государственную школу, где можно было бы получить хорошее образование, найти достаточно сложно. В частных школах выше качество образования, ведь там дети получают полный объем знаний (в том числе и языковых). После окончания частного заведения ребенок полноценно владеет тремя языками – английским, языком своего штата и хинди.

Практически в каждом частном учебном заведении используются индивидуальные подходы к обучению, применяются новаторские методики, которые получают хорошие отзывы в мире. Уникальная особенность абсолютно всех индийских школ – бесплатное питание для детей. Конечно, о шикарном меню мечтать не стоит, но свой бутерброд с маслом ребенок получает. После выбора школы родители должны «забить» себе место, выплатить первоначальный взнос и собрать необходимые для поступления бумаги.

Высшее образование Индии

Что касается высшего образования, то здесь Индия занимает лидирующие позиции. В ней работает более двухсот вузов, шестнадцать из которых считаются центральными. Первое место по престижности занимает университет Наланда, который был создан еще в пятом веке нашей эры. Он отличается уникальным колоритом и богатой историей.

В Индии много узкопрофильных университетов. К примеру, в Индира Кала Сангитх студентов знакомят с индийской музыкой, а в Рабинда Бхарати – с языком тагороведения и бенгали. Из наиболее престижных университетов стоит выделить Мумбайский, Раджастханский, Калькуттский и университет Ганди.

В последние несколько лет особую популярность получили ВУЗы с технической направленностью, которые выпускают высококвалифицированных инженеров. Такие специалисты в стране становятся все более востребованными, особенно на фоне развивающейся экономики Индии. Что касается системы образования, по которой обучаются студенты, то она практически полностью копирует британский вариант. В высших заведениях есть три ступени – бакалавр, магистр или доктор наук, каждую из которых студент может освоить.

Люди в Индии стремятся к знаниям, вопреки стереотипам, которые сформировались о стране в европейских странах. Единственный минус заключается в бедности, что усложняет образовательный процесс в Индии.

До 1976 сфера образования находилась в ведении штатов, в то время как центральное правительство координировало и определяло стандарты специального и высшего образования. В 1976 году в соответствии поправкой Конституции, правительства разделили ответственность за данную область. С этого времени решения по определению структуры образования принимаются штатами. Качество и стандарты образования определяет центральное правительство. Департамент образования Министерства по развитию человеческих ресурсов разделяет со штатами ответственность в вопросах планирования. Центральное управление образования, основанное в 1935 году, продолжает играть главную роль в развитии и контроле за политикой и программами в образовательной сфере, среди которых основными являются Национальная в области образования (1986 г.), Программа действий (1986 г.) и обновлённые варианты этих документов (1992 г.).

Уровень грамотности в Индии значительно вырос. Впервые со времён достижения независимости, число неграмотных в стране за последнее десятилетие сократилось более чем на 31,9 млн. человек. Результаты переписи населения 2001 г. показали, что в период с 1991 по 2001 гг., когда рост населения в возрастной группе от 7 лет и выше составил 171,6 млн., ещё 203,6 млн. человек стали грамотными. В настоящее время число грамотных составляет 562,01 млн. человек, из них 75% -мужчины и 25% – .

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В соответствии с Национальной политикой в сфере образования к 21 веку обязательное бесплатное образование достойного уровня должны получить все в возрасте до 14 лет. В результате усилий центрального правительства и правительств штатов сегодня практически в каждом населённом пункте в сельских районах имеются школы начального образования (в распоряжении 94% сельского населения начальные школы, расположенные в радиусе 1 км). Школы среднего образования в радиусе 3 км доступны 84% сельских жителей. Таким образом, с момента обретения независимости приём детей в возрасте от 6 до 14 лет в школы начального и среднего образования увеличился до 87 и 50% соответственно. В период с 1950 по 1997 гг. количество этих школ возросло с 223 тыс. до 775 тыс., в то время как число учителей в них за тот же период увеличилось с 624 тыс. до 3,84 млн. Значительно увеличилось и число обучающихся в школе девочек. На определённом этапе центральное правительство и правительства штатов разработали стратегию учёта детей, преждевременно покидающих школу, а также политику, направленную на улучшение успеваемости учащихся, где основное внимание уделяется следующим аспектам: 1) увеличение участия родителей; 2) улучшение школьной программы и процесса обучения (минимально необходимый уровень образования); 5) районная программа общего образования и 6) национальная программа питания в общеобразовательных школах. Для закрепления всеобщего права и обязанности получения начального образования Верхняя палата парламента внесла 83-ю поправку в Конституцию. Впоследствии группа экспертов по финансированию образования, созданная для изучения потребностей в дополнительных ресурсах, необходимых для введения обязательного образования для детей в возрасте 6-14 лет, представила доклад, который сегодня находится на рассмотрении правительства. Также была создана Национальная организация по вопросам начального образования. С тем чтобы наметить пути по введению всеобщего обязательного начального образования был создан Национальный Комитет министров образования штатов, председателем которого является министр по развитию человеческих ресурсов.

В 1987 году была запущена специальная программа (Operation Blackboard Scheme), которая была призвана обеспечить все начальные школы страны необходимыми условиями для обучения, в частности, предоставить двух учителей каждой школе и школьное оборудование. В 1993 количество учителей, предусмотренных программой, было пересмотрено и увеличено с двух до трёх при наборе, превышающем 100 детей. Также в рамках программы в средних школах увеличилось количество учителей, и на нужды школ были выделены дополнительные учебные пособия. Центральное правительство полностью покрывает расходы на учебные, методические пособия и выплачивает зарплаты учителям в период действия плана. Строительство школ является ответственностью штатов. В 1997-1998 гг. всем начальным и средним школам было выдано 522.902 и 125.241 учебников соответственно. Должность третьего учителя была санкционирована для введения в 53037 начальных школах, в то время как дополнительных учителей получили 71614 средних школ. В 1999-2000 гг. предложено одобрить введение ещё 30000 должностей третьего учителя в начальных школах и 20 000 дополнительных учителей в средних школах.

НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В 1979 году была запущена Программа неформального образования (Non-Formal Education), которая была призвана обеспечить образования детям в возрасте 6-14 лет, оставшимся за рамками формального образования. В главном фокусе программы стали 10 штатов с низким уровнем образования, однако она осуществлялась и в городских трущобах, горных, племенных и других отсталых районах.

НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА ПОВСЕМЕСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (LOK JUMBISH)

В Раджастхане был запущен инновационный проект Лок Джамбиш. Его цель – обеспечить образование для всех. В 1997-1998 гг. была проведена перепись школ в 4006 деревенях, открыто 383 начальных школ, 227 начальных школ переведены в разряд средних школ и открыто 2326 неформальных центра в рамках проекта, создано 286 женских объединений. В целом проект “Народное движение за повсеместное образование” способствовал качественному улучшению образования. В частности, были усовершенствованы учебники для 1-4 классов, которые стали использоваться во всех школах Раджастхана.

ОБРАЗОВАНИЕ ЖЕНЩИН

С достижением независимости правительство Индии предприняло ряд шагов, которые были направлены на снижение неравенства по половому признаку, в особенности после принятия Национальной политики в области образования в 1986, предоставившей женщине определённые преимущества. Кроме того, в документе также признаётся тот факт, что образование женщин является одним из важнейших условий их участия в процессе развития страны. Ниже перечислены ключевые программы и документы, направленные на улучшение положения женщин: 1) Женское Собрание (Махила грамотность, которая способствовала повышению спроса на образование, в особенности Самакхья) стало одной из самых успешных попыток по укреплению положения женщин и их образования. Собрание действует в 46 районах; 2) Кампания за повсеместную грамотность среди женщин. Из 450 районов, где проводилась кампания, в большей их части доля женщин составила 60% в общем числе взрослых-участников программы; 3) в рамках программы поддержки школьного образования (Operation Blackboard Scheme) работу получили 147 тыс. учителей, из которых 47% - женщины; 4) неформальные центры образования, созданные исключительно для девочек, на 90% поддерживаются центральным правительством. Доля этих центров была увеличена с 25 до 40%; 5) в 163 районах с низким уровнем грамотности среди женщин проводится районная программа начального образования; 6) профессиональное обучение; 7) Университетская Комиссия по предоставлению грантов (University Grants Commission) призывает институты проводить исследования в области женского образования и выделяет средства на эти цели. Комиссия также оказала поддержку 22 университетам и 11 колледжам в создании центров женского образования; 9) Национальная стратегия по увеличению участия женщин в образовательных сферах, которая в настоящее время находится на доработке.

После обретения независимости Индией уровень грамотности среди женщин значительно вырос. В 1951 году только 7,3% женщин были грамотными, в 1991 году этот показатель достигал 32,29%, а в настоящее время он составляет 50%.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ

В соответствии с Национальной политикой в области образования и Планом действий 1986 г., спонсируемая центральным правительством Программа реорганизации подготовки учителей вступила в силу в 1987-88 гг. Программа предусматривала создание жизнеспособной институциональной инфраструктуры, академической и ресурсной базы для обучения и повышения педагогической квалификации школьных учителей, преподавателей для взрослых и неформальных образовательных учреждений, а также специалистов в области переподготовки учителей. В рамках данной программы в каждом районе было решено открыть образовательно-подготовительный институт с целью обеспечить академическую поддержку учителям начальных классов и преподавателям для взрослых и неформальных образовательных учреждений. Программа также предусматривала повышение статуса институтов подготовки преподавателей средней школы до уровня колледжей преподавательского образования и институтов фундаментальных исследований в сфере образования (Institutes of Advanced Studies in Education) для подготовки новичков и повышения квалификации действующих преподавателей. В задачу IASE входит проведение подготовительных программ для преподавателей начальных классов, программ повышения квалификации преподавателей начальных и средних школ и директоров средних школ, фундаментальные и прикладные исследования, особенно в междисциплинарных областях, подготовка методических пособий (руководств) для районных образовательных учреждений, а также оказание содействия колледжам по подготовке преподавателей. Всего к 31 марту 1999 года были выданы разрешения на открытие 451 районных образовательных институтов, 76 колледжей по подготовке преподавателей и 34 институтов фундаментальных исследований в сфере образования в различных штатах и союзных территориях. Двадцать Советов по исследованиям в области образования и подготовке кадров получили финансовую поддержку. Миллион учителей прошли подготовительный курс в рамках специальной программы по определению специализации школьных преподавателей, во время которого они учились работать с учебным материалом и оборудованием, а также знакомились с требованиями минимального уровня знаний (Minimum Levels of Learning), где упор сделан на преподавании языка, математики и изучении окружающей среды. В 1995 году правительством Индии был создан Национальный совет по подготовке педагогов. Его задачей является обеспечение планового развития системы подготовки педагогов, регламентирование и подержание стандартов и норм педагогического образования и др.

ВЫСШЕЕ И УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Высшее образование можно получить в 221 университетах страны. Среди них 16 являются центральными университетами, а остальные функционируют в соответствии с актами штатов. Общее число колледжей в стране составляет 10555.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Техническое образование играет чрезвычайно важную роль в национальной экономике и развитии человеческих ресурсов Индии. За последние полвека данная область образования получила значительное развитие. Кроме государственного сектора в создании технических и управленческих институтов принимали участие и частные организации.