Профстандарт педагога дополнительного образования утвержденный. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых учебно-методический материал на тему. Проблемные аспекты введения профстандартов для педагогов

Профстандарт педагога дополнительного образования устанавливает требования к квалификации, опыту работы, основному и дополнительному образованию специалистов. Работодатель ориентируется на профессиональные стандарты при формировании кадровой политики, решении других организационных вопросов.

Из статьи вы узнаете:

Какие сведения содержат профстандарты для педагогов дополнительного образования 2019

Профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержден приказом №613н от 8.09.2015 г Минтруда РФ . Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в сфере практического управления персоналом.

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Скачать документы по теме:

Утвержденный документ используется и учитывается при:

  • формировании кадровой политики;
  • заключении трудовых договоров;
  • планировании обучения;
  • проведении оценки и аттестации;
  • установлении системы оплаты труда .

Обратите внимание: профессиональный стандарт педагога дополнительного образования формулирует основные цели профессиональной деятельности, регламентирует необходимые компетенции для успешной работы.

В соответствии с утвержденными профстандартами, педагоги дополнительного образования шестого квалификационного уровня могут занимать должности:

  • преподавателей;
  • тренеров-педагогов;
  • педагогов дополнительного образования;
  • педагогов-организаторов;
  • методистов.

Должностная инструкция педагога-организатора с учетом требований профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»


Скачать в.doc


Скачать в.doc

Умения по профстандарту педагога дополнительного образования по освоению общеобразовательных программ не описаны подробно в квалификационном справочнике. Соответственно, работодателю необходимо учитывать требования всех существующих нормативных документов и действующих законов.

Какими умениями должен обладать педагог, помогающий освоить общеобразовательные программы:

диагностировать задатки и предрасположенность, способности к творческой деятельности, определенным видам искусства, спорта;

применять общеразвивающие программы с учетом возрастных особенностей детей;

устанавливать благоприятный психологический климат для успешного освоения дополнительной общеобразовательной программы;

использовать современные формы и методики, помогающие эффективно усваивать материал.

Профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых

Профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых включает следующие трудовые функции:

  • разработку и организацию внедрения программ, инструментариев изучения рынка услуг доп. образования детей и взрослых;
  • изучение рынка услуг;
  • формирование программ и предложений по продвижению услуг дополнительного образования.

Должностная инструкция старшего преподавателя с учетом требований профстандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Скачать в.doc


Скачать в.doc

Умения педагога дополнительного обучения детей и взрослых:

  • формулировать и выносить на обсуждение с руководством концепции, методики исследования рынка;
  • формировать план выборки и проводить разработку инструментариев исследования;
  • оптимизировать затраты на проведение таких работ;
  • апробировать разработанные инструменты;
  • координировать деятельность и распределять обязанности по исследованию;
  • обрабатывать первичные результаты.

Если педагог занят непосредственной работой по обучению детей и взрослых дополнительным программам образования, основные умения направлены на:

  • внедрение эффективных методик усвоения;
  • поиск индивидуального подхода к каждому учащемуся;
  • внедренные новых методик, позволяющих усовершенствовать все основные программы дополнительного образования;
  • организацию мероприятий, направленных на сохранение контингента учащихся разных возрастов;
  • проведение презентаций, выставок, других мероприятий, направленных на привлечение внимания к программам дополнительного обучения.

Необходимые знания

Педагог дополнительного обучения детей и взрослых обладает обширным перечнем знаний с учетом возрастных особенностей обучающегося контингента:

  • знаком с перечнем и характеристиками общеобразовательных программ детей и взрослых;
  • основными правилами создания информационных материалов;
  • методиками, обеспечивающими заинтересованность учащихся;
  • техниками и приемами убеждения;
  • способностями слушать собеседника;
  • приемами вовлечения в деятельность;
  • способами быстрого разрешения конфликтов.

Обратите внимание, постепенное внедрение профстандартов педагогов дополнительного образования поможет оптимизировать и систематизировать деятельность центров внешкольной работы, проводить эффективную кадровую политику, успешно внедрять новые современные методики и программы.

Профстандарт педагога дополнительного образования в 2018 году направлен на совершенствование образовательной системы Российской Федерации. Читайте о его содержании и проблемах, связанных с внедрением, скачайте документ.

Читайте в нашей статье:

Профстандарт педагога дополнительного образования: последние новости

Профстандарт педагога дополнительного образования (ППДО) содержится в и зарегистрирован в Минюсте 24 сентября 2015 г. Однако его ввод в действие был отложен до 1 января 2018 года решением министра образования Ольги Васильевой. С этой даты профстандарт должен использоваться повсеместно.

Термин «педагог дополнительного образования» применяется с 1992 года. К этой группе сфере просвещения отнесены все дисциплины, ставящие своей целью «формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени». Так сказано в .

Основные цели и задачи профстандарта

Внедрение педагогических профстандартов, в том числе ППДО, призвано систематизировать требования к учителям, ввести единые квалификационные требования. Тем самым общий уровень образования в Российской Федерации должен возрасти – так как каждый преподаватель должен соответствовать стандартам.

ППДО декларирует своими основными целями и задачами организацию оптимальных условий для всестороннего развития учеников, освоения ими программ, помощи в профориентации, личностному росту. Существует около 44 000 программ дополнительного образования. Они делятся на такие группы: социальные, художественные, естественнонаучные, физкультурные, краеведческие, спортивные, педагогические и спортивные.

Структура и содержание

ППДО состоит из 4 частей.

1 часть посвящена целям и задачам внедряемого профстандарта, также в ней даются коды ОКВЭД и ОКЗ для педагогов допобразования.

2 часть - это описание трудовых функций, составляющих данный стандарт. Их три: непосредственно преподавание дополнительных общеобразовательных программ, организационно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение осуществления этих программ. ППДО дает подробные объяснения по каждой из трех функций, относя конкретные трудовые обязанности к конкретной функции. Проделанная составителями ППДО колоссальная работа по систематизированию всей сферы дополнительного образования позволяет легко определить, чем должен заниматься учитель дополнительного образования и какую роль в общем процессе обучения несет та или иная функция.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуйте бесплатно! . Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом», за прохождение - удостоверение о повышении квалификации. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются готовыми шаблонами документов, которые можно .

3 раздел посвящен конкретным требованиям к педагогам, работающим по ППДО. По каждой отдельной функции дается перечень возможных должностей, требования к преподавателю, в том числе по стажу и условиям допуска к работе. Например, старший тренер-преподаватель должен иметь опыт практической работы не менее 2 лет, среднее специальное или высшее образование, при отсутствии педподготовки – дополнительное образование и т.д. ППДО в числе прочего дает рекомендации по графику профессиональной переподготовки.

В 4 разделе сообщаются сведения о разработчиках ППДО. Ответственным разработчиком стандарта стал ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), команда составителей представлена 4 учреждениями из разных городов России.

Обязанности педагога и оценка его соответствия профстандарту

ППДО не использует слова «обязанность», описывая требования к претендентам на вакансию педагога дополнительного образования. Вместо этого стандарт предлагает ориентироваться на такие структурные составляющие его деятельности:

  • трудовая функция,
  • необходимые умения,
  • необходимые знания (в том числе законодательной базы),
  • другие характеристики.

Обратите внимание

Непосредственные должностные обязанности специалиста определяет администрация учебного заведения, фиксируя их в и прочих документах. Ориентируясь на стандарт и применяя его в конкретных условиях, можно быть уверенным в квалификации педагога и целенаправленности его деятельности.

Рассмотрим, например, должность педагога-организатора. ППДО дает полный перечень требований к его образованию, умениям и навыкам. Он может быть бакалавром с дополнительным специальным тематическим образованием. В таком случае требуется как минимум2-летний стаж работы педагогом допобразования. Если же претендент на вакансию имеет магистратуру по организационно-педагогической деятельности, опыт работы не требуется. Раз в 3 года данный работник должен проходить обучение..

Задача педагога-организатора – «организация и проведение массовых досуговых мероприятий». Следовательно, он должен уметь придумывать мероприятия, выявлять общественные инициативы, уметь создать мероприятие «под ключ» (от репетиций до афиш), привлекать родителей, других учителей, а также одаренных особых детей. Такие трудовые функции требуют множества знаний, в том числе санитарных-гигиенических норм, требований охраны труда, безопасности детей, привлечения внебюджетных средств и т.д.

Возможно ли скорое внедрение

Вступление в силу ППДО осложняется объективными обстоятельствами. В первую очередь это недостаточное материальное оснащение сферы дополнительного образования. Во вторую – слабая обратная связь от родительской общественности и местного самоуправления, относящихся к допобразованию как к факультативному, необязательному. В-третьих, не могут не сказываться недостатки в части профессиональной подготовки: слабая теоретическая и контролирующая (аттестации) база образования учителей, проблемы в систематизации узкопрофессиональных знаний.

И, конечно, имеет значение недостаток кадров, во многом вызванный материальной заинтересованностью в высокооплачиваемой работе.

Немаловажно, что в настоящее время происходит реформа управления сферой образования, она реструктуризируется и обновляется. Так, на днях министр образования Ольга Васильева была назначена министром просвещения (18 мая 2018 года). Очевидно, что педагогов ждут большие перемены, в том числе это коснется и работников дополнительного образования. Окончательное внедрение «образовательных» профстандартов закончится к 1 января 2020 году, согласно .

28 августа 2018 года прошел регистрацию в Минюсте РФ» приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ вступает в силу 9 сентября 2018 года, а приказ этого же ведомства от 8 сентября 2015 г. N 613н » утрачивает силу.

Обращаем внимание, что в приказе от 5 мая 2018 года N 298н отсутствует положение о том, что «профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда» (ранее это требовалось).
Кроме того, к образованию и обучению лиц, претендующих на занятие должности педагога дополнительного образования, теперь установлены следующие требования:
— высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»;

— или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».
Ранее были установлены требования о наличии среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, а также обязательном прохождении профессиональной переподготовки.. При этом наличие среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, направленность которого соответствовала преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), не освобождало от необходимости профессиональной переподготовки.

Источник :
Приказ Минтруда России от 5 мая 2018 года N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано 38 августа 2018 г., регистрационный № от 5 мая 2018 года N 298н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»
Письмо Минтруда России от 6 июня 2017 года № 14-2/10/В-4361 (О внедрении профессиональных стандартов и приведении наименования должностей в соответствие с требованиями российского законодательства)

Новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» вступает в силу : 18 комментариев

    Вопрос: являются ли курсы повышения квалификации по направлению «Образование и педагогические науки» дополнительным профессиональным образованием? Достаточно ли курсов повышения квалификации раз в 3 года,если есть образование по направлению деятельности (например, образование высшее художественное и педагог преподает ИЗО)? Прошу помочь разобраться,так как одни педагоги говорят,что достаточно курсов повышения квалификации,а другие говорят,что обязательна профессиональная переподготовка.

    Здравствуйте!
    Прочитала про новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». У вас на сайте написано: «При этом наличие среднего профессионального образования или высшего образования - бакалавриата, направленность которого соответствовала преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), не освобождало от необходимости профессиональной переподготовки.»
    Вопрос: разве по новому профстандарту наличие высшего образования, направленность которого соответствует преподаваемому предмету освобождает от необходимости профессиональной переподготовки?

    Добрый день, поясните пожалуйста фразу «Обращаем внимание, что в приказе от 5 мая 2018 года N 298н отсутствует положение о том, что «профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда» (ранее это требовалось)».
    И еще вопрос если я закончила вуз по направлению «химия и биология», а работаю педагогом-организатором в художественно-эстетическом отделе, в связи с вступлением нового профстандарта я имею право работать не по своей специальности «химия и биология»?

    Добрый день! Объясните формулировку в новом проф. стандарте в разделе «требования к образованию и обучению» по отношению к должности «педагог-организатор» — высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки». Это может означать, что для должности педагога-организатора достаточно просто любого среднего профессионального образования?

    Добрый день! столкнулась со следующей проблемой. Согласно Порядку проведения аттестации педработников СЗД устанавливается по истечении не ранее, чем через два года. и в этот период работник рассматривается как учитель без категории. Как производится оплата труда в таком случае? если можно, подскажите ссылку на документ, регламентирующий этот момент.

    Я педагог дополнительного образования с25 летним стажем, образование средне специальное техническое. Работаю по программе декоративно прикладного искусства. Могут ли меня аттестовать на соответствие занимаемой должности по новым простагландинов.

    Хотелось бы конкретно понимать, я педагог дополнительного образования, прошла курсы переподготовки 522 часа,педагогика и психология детей дошкольного возраста, могу ли я по новым профстандартам работать педагогом дом.образ. с детьми от 14 лет и старше??? Или только с дошкольниками?

В целях проводимой модернизации образования в Российской Федерации Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015 г. № 613-н утвержден профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Обновленные цели системы российского образования создают новые требования к качеству педагогических работников, к уровню профессиональной педагогической деятельности в целом.

Необходимо развивать новые профессиональные качества педагогов дополнительного образования со стандартом профессиональной деятельности в области обучения, воспитания и развития.

Профессиональный стандарт должен стать системообразующим механизмом, который повысит качество работы педагогов дополнительного образования, создаст объективные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям, необходимому уровню профессионального образования.

Профстандарт определит объем и направление подготовки, переподготовки или повышения квалификации, позволит объективно связать уровень профессионализма педагога дополнительного образования, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности (эффективный контракт). При этом профстандарт должен выступить в качестве базы для оценки квалификации и труда педагога дополнительного образования, а эффективный контракт в качестве инструмента соединения интересов педагогического работника и руководителя для решения задач образовательной организации.

Необходимо констатировать, что при внедрении профессионального стандарта педагога дополнительного образования появляется ряд проблем, связанных с отсутствием в профессиональной деятельности педагогических работников четких принципов построения карьеры, включая ее основные ступени, связи между занятием соответствующей должности и требуемой для этого квалификацией (с точки зрения профессионального стандарта); отсутствием четкой и объективной взаимосвязи между квалификацией (профессиональным уровнем, уровнем владения компетенциями) педагогического работника, качеством и результатами его профессиональной деятельности и оплатой труда.

Актуализированное понимание педагогами требований профстандарта – это отражение реальных потребностей системы дополнительного образования детей, механизма получения качества образования, инструмента обеспечения профессионального и карьерного роста, личностно-значимого подхода к собственной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Модель специалиста –

педагог дополнительного образования детей и взрослых

Функция

Организация

досуговой деятельности учащихся в процессе

реализации

Трудовые действия

1.Планирование подготовки досуговых мероприятий.

2.Организация проведения досуговых мероприятий.

3.Проведение досуговых мероприятий

Цель

Формирование культурных традиций организации досуга (в

соответствии с выбранными направлениями деятельности).

Расширение культурного опыта обучающихся

и их

родителей(законных представителей) в организации досуга

Задачи

1.Определение и описание традиционных мероприятий по

организации досуговой деятельности (в рамках структурного

подразделений в соответствии с выбранным направлением

деятельности) (форм, периодичности, ожидаемых результатов) и

возможности

их культурного

воспроизводства в семейном

воспитании.

2. Определение форм привлечения обучающихся и их родителей

(законных представителей) в процесс подготовки досуговых

мероприятий.

3. Составление и обсуждение с родителями (законными

представителями) и обучающимися планов организации досуговой

деятельности.

4.Обучение родителей (законных представителей) способам

организации и проведения досуговых мероприятий в процессе

совместной деятельности.

5.Совместное

проведение

досуговых

мероприятий

обучающимися и их родителями (законными представителями).

6. Организация получения обратной связи от родителей по и тогам

проведения мероприятий.

7.Проведение анализа с привлечением родительского сообщества,

выход на совместное планирование досуговых мероприятий.

8. Обобщение опыта и описание сформированных традиций в

организации досуговой деятельности.

Субъекты

Администрация образовательного учреждения

взаимодействия

педагог-организатор,

родители (законные представители),

обучающиеся,

профильные учреждения

Ресурсы /Условия

1.Организационные.

2.Материального – техническое оснащение (по профилю

деятельности).

3.Наличие помещения.

Результат

1. Наличие культурных традиций и системы в работе по

организации досуговой деятельности в процессе реализации

дополнительной общеобразовательной программы.

2. Активное участие родителей (законных представителей) в

планировании, подготовке и проведении досуговых мероприятий

3. Высокий уровень культуры проведения досуговых

мероприятий.

Критерии

1.Осведомленность обучающихся, родителей (законных

представителей) о системе досуговой деятельности и традициях

проведения досуговых мероприятий в структурном подразделении

и в учреждении в целом.

2.Использование освоенных форм, способов деятельности в

организации досуговой деятельности вне учреждения.

3. Распространение опыта.

Культурные традиции – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и являются необходимым условием их существования.

Функция

Обеспечение взаимодействия с родителями учащихся,

осваивающих дополнительные общеобразовательные

программы, при решении задач обучения и воспитания

Трудовые действия

1.Планирование взаимодействия с родителями (законными

представителями) учащихся, осваивающих дополнительную

общеобразовательную программу, при решении задач обучения

и воспитания.

2.Проведение родительских собраний, индивидуальных и

групповых встреч (консультации) с родителями (законными

представителями).

3.Организация совместной деятельности детей и взрослых при

проведении занятий и досуговой деятельности.

4.Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав

ребенка и выполнения взрослыми установленных обязанностей

Цель

1.Формирование ответственной активной позиции родителей в

вопросах обучения и воспитания ребенка в системе

дополнительного образования.

2. Формирование единых требований к организации

педагогического процесса со стороны родителей (законных

представителей)

педагогического коллектива

(педагогов

дополнительного образования)

Задачи

1.Информирование родителей (законных представителей) о

реализующихся

ЦДОД

«Спутник р.п. Линево»

программах

дополнительного образования и педагогическом составе.

2.Изучение запросов родителей на услуги дополнительного

образования.

3. Организация набора в группы с учетом запроса родителей и

детей.

4.Разработка системы взаимодействия с родителями, в том числе

форм работы и системы обратной связи.

5. Планирование и организация ситуаций сотрудничества с

родителями, предоставление и возможности активно

участвовать в развивающем процессе.

Субъекты

Администрация учреждения,

взаимодействия

педагог- организатор,

родители

Ресурсы/условия

1.Помещение для организации работы.

Профессионально – личностные ресурсы.

Методическая поддержка (в случае необходимости).

Результат

1.Сформированное сообщество родителей обучающихся в

МКУДО ЦДОД «Спутник».

2.Эффективное взаимодействие педагогов и родителей

(законных представителей) по вопросам, связанным с освоением

обучающимися программ дополнительного образования.

3. Наличие единства требований в вопросах организации

образовательного процесса

Критерии

1.Активное участие родителей (законных представителей) в

мероприятиях, организуемых в МКУДО ЦДОД «Спутник»,

различных форм направленности, сотрудничество с

педагогическим коллективом.

Отсутствие конфликтных ситуаций с родителями (законными

представителями), вызванных разницей требований к

педагогическому процессу и взаимодействию с обучающимися

Модель специалиста – педагог дополнительного образования детей и взрослых

Функция

Организация деятельности учащихся,

направленной на освоение

дополнительной общеобразовательной программы

Трудовые действия

1.Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей

программе.

2.Отбор

для

обучения

по

дополнительной

предпрофессиональной программе.

3.Текущий

контроль

и помощь

учащимся в

коррекции

деятельности и поведения на занятиях.

4. Разработка мероприятий по модернизации оснащения

учебного

помещения,

формирование

его

предметно-

пространственной

среды,

обеспечивающей

освоение

образовательной программы.

Цель

1.Создание условий для эффективного овладения детьми

способов деятельности в выбранном направлении в соответствии

с потенциальными возможностями в процессе освоения

дополнительной общеобразовательной программы

Задачи

1. Проведение мероприятий по набору обучающихся на обучение

по дополнительной общеобразовательной программе (на основе

изучения запросов родителей в том числе).

2.Осуществление

педагогического

процесса, направленного на

освоение ребенком программы дополнительного образования.

3.Осуществление текущего контроля и

оказание помощи

учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях.

4. Создание условий, мотивирующих родителей на закрепление

у детей полученных ЗУНов и формирующихся

УУД, и

расширение культурного опыта детей в выбранном направлении.

5. Формирование предметно-пространственной среды в

учреждении,обеспечивающей освоение образовательной

программы.

6. Обеспечение возможности участия обучающихсяв

мероприятиях, направленных на представление результатов

обучения (конкурсах, выставках, соревнованиях и т.д.)

Субъекты

Администрация,

педагоги дополнительного образования,

родители,

иные субъекты социальной инфраструктуры,

связанные по

дополнительной общеобразовательной программы

Ресурсы /Условия

1.Помещение для организации занятий.

2. Материально – технические ресурсы.

3.Информационно – методические ресурсы.

4. Профессионально – личностные ресурсы педагога.

5.Ресурсы

социальной инфраструктуры

по

направлению

деятельности.

Результат

1.Эффективное овладение детьми содержанием дополнительной

общеобразовательной программы и способами деятельности в

выбранном направлении в соответствии с потенциальными

возможностями.

2. Наличие ситуации творческого успеха у обучающихся.

Критерии

1.Высокие

результаты

освоения

дополнительной

общеобразовательной программы обучающимися по результатам

контрольно-диагностических процедур (индивидуально, в

соответствии с потенциальными возможностями ребенка).

2.Результативное

участие

обучающихся

массовых

мероприятиях.

3. Высокая мотивация обучающихся к занятиям по выбранному

направлению.

Модель специалиста – педагог дополнительного образования детей и взрослых

Функция

Педагогический

контроль и оценка освоения дополнительной

общеобразовательной программы

Трудовые действия

1.Контроль и оценка освоения дополнительных

общеобразовательных программ, в том числе в рамках

установленных форм аттестации (при их наличии).

2.Анализ и интерпретация результатов педагогического

контроля и оценки.

3.Фиксация и оценка динамики подготовленности и мотивации

учащихся в процессе освоения дополнительной

общеобразовательной программы.

Цель

Создание

условий

для

своевременной

коррекции

образовательного

маршрута учащихся на

основе

фиксации

промежуточных

итоговых

результатов

освоения детьми

Задачи

1.Изучение профессиональной литературы по теме «Оценочные

процедуры», посещение тематических занятий по данному

вопросу, повышение квалификации, самообразование по данной

теме.

2.Разработка оценочных процедур для реализуемой программы

дополнительного образования и бланков для фиксации

полученных результатов.

3.Проведение

оценочных

процедур

соответствии

перспективным планом работы.

4.Фиксация результатов промежуточной и итоговой диагностики

в разработанных и утвержденных формах.

5. Коррекция образовательного

маршрута учащихся

на основе

полученных данных.

Субъекты

Педагоги дополнительного образования,

взаимодействия

обучающиеся,

методист,

родители (законные представители) обучающихся (в случае необходимости)

Ресурсы /Условия

1.Профессионально –личностные.

2.Методико-диагностические.

3.Материально-технические (в зависимости от направления

деятельности).

2.Своевременная коррекция образовательного маршрута

учащихся на основе фиксации промежуточных и итоговых

результатов освоения детьми содержания программы.

2.Эффективное освоение детьми программы дополнительного

образования.

Критерии

1.Наличие итоговых материалов по результатам проведения

оценочных процедур.

2.Внесение изменений и дополнений в ДОП и РДОП на основе

проведения оценочных процедур (в случае необходимости).

3.Достижение запланированных результатов по освоению

обучающимися дополнительных общеобразовательных

программ.

Модель специалиста – педагог дополнительного образования детей и взрослых

Функция

Разработка программно-методического обеспечения реализации

дополнительной общеобразовательной программы

Трудовые действия

1.Разработка дополнительных общеобразовательных программ

(программ учебных курсов, дисциплин (модулей)) и учебно-

методических материалов для их реализации.

2.Определение педагогических целей и задач, планирование

занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение

избранного вида деятельности (области дополнительного

образования).

3.Определение педагогических целей и задач, планирование

досуговой деятельности, разработка планов (сценариев)

досуговых мероприятий.

4.Разработка системы оценки достижения планируемых

5.Ведение документации, обеспечивающей реализацию

дополнительной общеобразовательной программы (программы

учебного курса, дисциплины (модуля))

Цель

Создание современной актуальной базы программно –

методического обеспечения дополнительного образования.

Формирование образовательной среды (условий,в том числе

методического сопровождения), актуальной для современной

системы ДПО

Задачи

1.Изучение потребностей получателей образовательных услуг на

конкретные программы дополнительного образования.

2. Разработка проектов программно- методических комплексов по

выбранному направлению деятельности.

3. Определение условий эффективной реализации программы

дополнительного образования с учетом потребностей участников

образовательных

отношений

(родители

(законные

представители)

обучающихся,

педагогические

работник,

обучающиеся), включаю процессы обучения и

организации

досуговой деятельности

4. Согласование и утверждение программ и методических

материалов.

5. Разработка системы оценки достижения планируемых

результатов освоения общеобразовательной программы.

6. Оформление и представление документации, обеспечивающей

реализацию дополнительной общеобразовательной

программы

(программы учебного курса, дисциплины (модуля))

Субъекты

Педагоги дополнительного образования,

взаимодействия

методисты,

специалисты органов управления образованием,

экспертное сообщество (по профилю общеобразовательной

Результат

1.Наличие актуальной базы программно –методического

обеспечения дополнительного образования по реализующимся в

учреждении направлениям дополнительного образования.

Критерии

1.Соответствие программно-методического обеспечения

современным требованиям.

2.Подтвержденная оценка актуальности и эффективности

разработанных, реализующихся и планирующихся к реализации

программно-методических комплексов.

В условиях последовательного реформирования образовательной среды особо актуальным становится вопрос пересмотра устаревших требований к квалификации учителей, долгое время определяемые в соответствии с тарифно-квалификационными справочниками и типовыми должностными инструкциями. Переход на профессиональный стандарт педагога , составленный с учетом актуальных задач отрасли и новых общественных запросов, призван помочь:Почему переносят профессиональные стандарты в общем образовании и что хотят в них поменять?

  • сформировать четкий образ современного учителя, соответствующий целевым ориентирам образовательной сферы;
  • определить точные критерии отбора преподавательских кадров;
  • обеспечить должный уровень информированности педработников о предъявляемых квалификационных требованиях;
  • разработать пути и методы целевого образования школьных учителей, в том числе посредством переподготовки;
  • создать оптимальные условия непрерывного профессионального развития специалистов.

Профстандарт педагога – это ориентир для руководителя в выборе курсов повышения квалификации, на которые нужно регулярно отправлять учителей. В собраны курсы для педагогов по самой разной тематике и все они соответствуют требованиям профстандарта. Например, учителю русского языка стоит пройти программу «Компетенции учителя русского языка» . Преподавателю математики – «Компетенции учителя математики» .

Профессиональный стандарт учителя: нормативная база и трактовка

Идея внедрения профстандартов в образование не нова - пилотный проект, предусматривающий пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден еще в 2013 году, но ввиду невозможности быстрой адаптации документа с учетом регионального, возрастного и материально-технического фактора его адаптация откладывалась. В актуальной нормативной документации четко закреплено, что такое профессиональный стандарт педагога - это совокупность требований, предъявляемых к образованию, уровню профессиональных компетенций и личностных качеств учителя или лица, претендующего на такую должность.

На сегодняшний день разработаны четыре профессиональных стандарта в области образования:

  • педагога (учителя, воспитателя) - утвержден приказом Минтруда РФ № 544н от 18.10.2013 г.;
  • педагога дополнительного образования детей и взрослых (приказ Минтруда РФ № 613н от 8.09.2013 г.);
  • педагога-психолога - утвержден приказом Минтруда РФ № 514н от 24.07.2015 г.;
  • специалиста в области воспитания (приказ Минтруда РФ № 10н от 10.01.2017 г.).

Что касается унифицированных требований, определяющих уровень квалификации и перечень компетенций педагог-психолога и специалиста в области воспитания, то сомнений в их содержании и порядке применения нет. Вместе с тем утвержденный профессиональный стандарт педагога, скачать текст которого можно по ссылке в конце статьи, нуждается в пересмотре, общественном обсуждении и внедрении в тестовом режиме, что и было реализовано на базе отдельных образовательных организаций. В соответствии с инициативой Общероссийского Профсоюза образования на государственном уровне планируется приостановление реализации проекта Профстандарта педагога до 1 сентября 2019 года, что обусловлено рядом причин:

  1. Необходимостью установления дифференциации владения учителями профессиональными компетенциями.
  2. Важностью оперативного установления соответствия между ФГОС высшего образования и требованиями профстандарта (на конец 2019 года имеются различия).
  3. Значимостью разработки траекторий развития для разных категорий педагогических работников, которые на момент внедрения правительственного проекта оказались в неравных условиях, что стало причиной снижения уровня мотивированности и стремления к успешной профреализации.

Однако представленная выше информация не означает, что плановую подготовку к реформированию кадровой работы следует отложить на длительное время. Напротив, ввиду значимости грядущих изменений руководителям образовательных организаций важно детально изучить проект профстандарта педагога 2019, утвержденный Правительством РФ , чтобы к 1 января 2020 года (финальный срок реализации проекта, закрепленный в нормативной документации) опираться на перечень компетенций, представленных в стандарте, при приеме на работу в школу новых сотрудников.

Для повышения уровня компетентности действующего педагогического состава, разработайте план повышения квалификации педагогов. создана специально для руководителя образовательной организации. В Академии вы сможете заранее спланировать обучение каждого сотрудника, выбрать подходящую программу обучения. Так вы заранее подготовите педагогов к введению профессиональных стандартов.

Стандарт педагога РФ призван стать официальным документом, который регламентирует различные аспекты трудовой деятельности, в частности, прием на работу и карьерный рост. Главной особенностью нового профстандарта по сравнению с действующими нормами является возможность корректировки требований в зависимости от региональных особенностей, дополнения внутренними стандартами, зависящими от специфики образовательной организации.

Для грамотной и качественной оценки результатов работы Ваших педагогов рекомендуем

Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, которые сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами. По окончанию курса выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации.

Структура и характеристики профстандарта педагогов 2019

Доработанный и обновленный профстандарт педагога 2019, утвержденный Правительством РФ, скачать который в хорошем качестве можно одним кликом, структурно практически не отличается от аналогичных документов, что обусловлено едиными нормами к нормативным актам такого образца, закрепленными приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013 г. Документ разделен на такие структурные блоки:

  1. Общие сведения о роде деятельности (дошкольное, начальное, основное общее или среднее общее образование), основная цель профактивности (оказание образовательных услуг), группа занятий, в которой представлена дифференциация педагогического персонала и вид экономической деятельности.
  2. Описание трудовых функций с учетом квалификационных уровней.
  3. Подробная характеристика трудовых функций и требований к квалификации, образованию и опыту учителя, воспитателя, преподавателя.
  4. Сведения об организации-разработчике документа.

Профессиональный стандарт педагога начальной школы, учителей -предметников характеризуется рядом отличительных особенностей, к числу которых следует отнести:

  1. Наличие списка профкомпетенций и требований к уровню квалификации граждан, занимающихся педагогической деятельностью профессионально.
  2. Возможность изменения и переработки отдельных пунктов документа с учетом региональных особенностей и специализации школы.
  3. Наличие дополнительных требований к учителям, преподающим математику и русский язык (предметы, успешная аттестация по которым является обязательным условием для успешного прохождения ЕГЭ).
  4. Закрепление дифференциации стандартов для учителей разного уровня квалификации.
  5. Отсутствие разграничения между профессиональными и личностными качествами работников сферы образования.
  6. Отказ от формального подхода в пользу личностного: при оценке показателей педагогической работы следует принимать во внимание индивидуальные особенности учителя, что гарантирует возможность успешного применения нестандартных (но эффективных!) педагогических методик.

Разработчики нового стандарта педагога уверены, что реализация проекта позволит создать оптимальные условия для непрерывного профессионального совершенствования учителей начальной и основной школы, поиску возможностей для улучшения показателей труда и саморазвития. Вместе с тем важно отметить факт значительного расширения компетенций, ожидаемых от педработников, что может обусловить возникновение ряда трудностей.

Профессиональный стандарт педагога 2019: компетенции учителей

Требования профессионального стандарта педагога, апробация которого последовательно осуществляется в отдельных образовательных организациях и скоро станет повсеместной, базируется на восприятии учителя как ключевой фигуры в системе образования, что в условиях стремительно развивающегося общества и перехода на более высокую экономическую ступень обуславливает необходимость выделения комплекса новых компетенций. В соответствии с проектом нормативного документа, развитие профессиональных навыков и умений современного педагога следует обеспечивать через осознанный подход к выполнению должностных обязанностей, внедрение в повседневную деятельность аналитического и творческого компонентов, что и отражено в таблице.

Компетенции учителей согласно профстандарту педагога РФ

Перечень компетенций Педагог начальной школы, осуществляющий профессиональную деятельность по реализации программ начального общего образования

Педагог основной школы, осуществляющий профессиональную деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

Трудовые действия, закрепленные в тексте профстандарта педагога 2019
  1. Проектирование учебно-воспитательного процесса с учетом требований ФГОС НОО и уровня развития первоклассников.
  2. Обеспечение последовательного перехода детей от игровой деятельности к учебной посредством применения целевых педагогических приемов.
  3. Формирование у младших школьников предметных и метапредметных знаний и умений на уровне, гарантирующем возможность осмысленного изучения программного содержания средней школы, а также закрепление адекватной социальной позиции у обучающихся.
  4. Осуществление корректировки образовательного процесса с учетом возрастного, психоэмоционального и индивидуального факторов, а также с целью сохранения интереса к учебной деятельности.
  5. Осуществление объективного оценивания успехов и учебных возможностей младшеклассников, формирование высокого уровня мотивации и целеустремленности.
  6. Проведение с психологом профилактических действий, направленных на предупреждение сложностей в адаптации к условиям обучения в основной школе (реализуется с учениками четвертого класса).
  1. Формирование у школьников понимания значимости изучаемого предмета в общей картине мира, оптимальных способов овладения учебным материалом с учетом актуального образовательного контекста.
  2. Определение совместно с родителями, другими педагогами и специалистами школы траектории развития для каждого ученика (разработка индивидуального образовательного маршрута).
  3. Проектирование специальных видов учебной работы для детского контингента с особыми образовательными потребностями, одаренностью на основе типовых, авторских и собственных программных разработок.
  4. Формирование у детей навыков поликультурного общения.
  5. Организация учебной конкурсной деятельности - предметных олимпиад, конкурсов, проектной работы, образовательных игр.
Необходимые умения

Стандарт педагога начального образования предусматривает наличие у специалиста таких компетенций:

  1. Оперативное реагирование на неформальные обращения детей, которые могут свидетельствовать о серьезных проблемах личностного характера.
  2. Ставить перед классом и учащимися различные учебные задачи и организовывать их решение (с обязательным сохранением предметного и надпредметного содержания), тем самым обеспечивая оптимальные условия для интеллектуального развития младших школьников.
  3. Систематически осуществлять корректировку индивидуальных образовательных маршрутов при взаимодействии с узкими специалистами, педагогами, родителями.
  1. Проводить учебные занятия с учетом психолого-педагогических, санитарных требований в соответствии с программным содержанием.
  2. Применять на уроках новаторские педагогические, информационные, проектные технологии, средства ИКТ и методы проблемного обучения.
  3. Своевременно выполнять разработку рабочей программ, обеспечивать реализацию поставленных учебных задач.
  4. Осуществлять контрольно-оценочную деятельность, в т.ч. с использованием современных технологий (ведения электронных журналов).
  5. Владеть навыками работы с текстовыми редакторами, браузерами, электронной почтой, мультимедийным оборудованием.
  6. Владеть методами аргументированной защиты своей позиции.
  7. Устанавливать контакты со всеми участниками образовательного процесса, применять технологии выявления, разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций.
Необходимые знания Для успешного выполнения должностных обязанностей, последовательного профессионального роста учитель начальных классов должен знать актуальные методы обучения, воспитания и развития младших школьников, содержание ФГОС НОО, программное содержание преподаваемого образовательного кластера, основы дидактики. Также важно понимание региональных условий и особенностей ведения учебно-воспитательного процесса в конкретной школе.

В соответствие с требованиями профстандарта педагога в школе учитель-предметник обязан владеть основами общетеоретических дисциплин - педагогики, возрастной физиологии, психологии (в объеме, необходимом для решения педагогических, методических, исследовательских задач), а также преподаваемым программным содержанием.

К числу обязательных компетенций также относят современные педагогические технологии, методы дифференциального и развивающего обучения, основы социологии и экономики, экологической культуры поведения, правила по охране труда, нормы безопасности образовательной среды и правила внутреннего распорядка ОУ.

Другие характеристики От всех педагогов без исключения требуется соблюдение правовых, нравственных и этических норм, следование правилам профессиональной этики.

Помимо перечисленных компетенций, профессиональный стандарт педагога с 1 января 2019 года, скачать который можно в хорошем качестве, предусматривает систему дифференцирования владения профессиональными компетенциями работниками отрасли по трем уровням:

  1. Учитель - осуществляет подачу учебного материала в соответствии с требуемыми параметрами, строит продуктивное взаимодействие с детьми, в том числе имеющими особые образовательные потребности и причисляемыми к группе риска, сотрудничает с родителями, систематически повышает уровень квалификации.
  2. Старший учитель - улучшение широко распространенных педагогических методик, разработка передовых приемов работы, проектирование программ коррекционной деятельности для участников образовательного процесса.
  3. Заведующий учителями - курирование образовательной работы по вопросам внедрения инноваций, координация деятельности педагогов и узких специалистов.

Применение профессиональных стандартов в образовании

Грядущая реформа, обуславливающая необходимость оценивания профессиональных компетенций педработников, вызывает много сомнений ввиду масштабности возможных изменений. Внедрение профстандартов в образовании с 2019 года обязывает образовательные организации разработать механизмы перехода на новые требования, что вызывает некоторые сомнения ввиду отсутствия законодательного регулирования данного вопроса. Ведущие эксперты образовательной сферы пришли к выводу, что наиболее рациональным решением может стать уполномоченной рабочей группы, на которую будет возложен ряд значимых обязанностей:

  1. Разработка списка профстандартов для педколлектива конкретной школы с учетом регионального фактора, учета материально-технических, финансовых, кадровых возможностей.
  2. Приведение в соответствие с профстандартами педагогов приказов , должностных инструкций и других локальных актов, регламентирующих порядок выполнения должностных обязанностей.
  3. Проектирование методов и утверждение порядка проверки сотрудников на соответствие новым квалификационным нормам.
  4. Составление отчета по результатам реализованных мониторингово-коррекционных действий и передача его директору школы.

Высокий уровень обеспокоенности вызывает возможность увольнения учителей, которые по ряду причин не смогли приобрести требуемые компетенции. Критики нового проекта указывают на тот факт, что компьютерная грамотность многих педработников остается на низком уровне ввиду наличия в школе только устаревшей техники, в то время как в профстандарте закреплен широкий перечень умений по данному направлению. Вторая значимая проблема - кадровая недоукомплектованность ОУ, вследствие которой один педагог вынужден работать на 1,5-2 ставки, что делает невозможным индивидуализацию обучения и апробацию инноваций. Вместе с тем важно не забывать, что основная функция профессионального стандарта педагога - создание возможностей для профреализации. Более того, пока нет прописанного порядка увольнения учителя, который не соответствует профессиональному стандарту. Даже если такое несоответствие будет обнаружено, однако работник принят согласно трудовому законодательству, прошел аттестацию и хорошо выполняет свои обязанности, то оснований для его увольнения нет.

При организации процесса внедрения профессионального стандарта педагогической деятельности в школе эксперты рекомендуют придерживаться следующих правил:

  1. Обеспечить широкое обсуждение вопроса, в котором будут участвовать педагоги, представители профсоюзов, представители администрации населенных пунктов, родители и ученики.
  2. Провести тщательный анализ профстандарта педагога и рекомендованных изменений, чтобы утвердить базовый документ путем консенсуса.
  3. Создать мониторинговую группу, осуществляющую контроль деятельности учителей в период перехода на новые стандарты.