Начало дворянского этапа русского освободительного движения. Освободительные движения. Декабристы. Внутренняя политика царизма

Под движением декабристов принято понимать освободительное движение российского общества начала XIX в. против самодержавия, не желавшего изменений общественного устройства страны. Основными участниками движения стала часть дворянской молодежи, осознавшая необходимость политических и экономических реформ общества. Большинство их было военными и потому избравшими путь вооруженного переворота в декабре 1825 г. (отсюда и происходит обобщенное название движения - декабристы).

Основными причинами возникновения движения декабристов были:

  • 1) господство самодержавия, тормозящего общественное развитие страны;
  • 2) рост национального самосознания русского народа, и прежде всего, крестьянства, стремившегося к уничтожению феодально-крепостнических порядков;
  • 3) знакомство и распространение идей французской революции;
  • 4) реакционная внутренняя политика Александра I (получившая название "аракчеевщина"), направленная на сохранение самодержавия в неизменном виде.

Главными целями декабристов были ликвидация крепостного права в России, ограничение самодержавия законами (конституцией) или введение республиканского правления в стране, ликвидация сословий и провозглашение гражданских свобод.

Первое общество декабристов ("Союз спасения") возникло в 1816 г. В него входило не более 30 человек и среди них А.Н. Муравьев, братья Муравьевы-Апостолы, князь С.П. Трубецкой, П.И. Пестель. В 1818 г. возникло другое общество - "Союз благоденствия", который был более многочисленным (200 человек). В 1821 г. "Союз благоденствия" распался из-за разногласий по поводу будущего устройства России. На его основе возникло два новых общества - Южное и Северное общества декабристов. Южное общество (лидер П.И. Пестель) разработало программу под названием "Русская правда" (в память свода законов Киевской Руси), в которой Россия объявлялась республикой, где каждый гражданин имел право на землю, гарантии от нищеты и голода. Северное общество (лидер Н.М. Муравьев) разработало свой проект программы под названием Конституция. По плану Н.М. Муравьева Россия должна была стать конституционной монархией, в которой соблюдаются гражданские права населения.

Общее выступление декабристов намечалось на 1826 г. Однако смерть Александра I в ноябре 1825 г. и известие о раскрытии заговора заставили декабристов выступить немедленно. Новый срок восстания был назначен на 14 декабря 1825 г. В этот день декабристы рассчитывали захватить Николая I и Сенат и заставить их объявить о введении конституционного строя в России.

14 декабря 1825 г. в день принесения присяги новому царю Николаю I декабристы вывели свои войска (около 3 тыс. чел.) на Сенатскую площадь столицы и заняли выжидательную позицию. Тем временем Николай I заранее принял присягу Сената, окружил восставшие войска и к вечеру расстрелял их из пушек. 29 декабря 1825 г. началось восстание Черниговского полка на Украине. Декабристам не удалось поднять всю армию, и 3 января 1826 г. восставший полк был разгромлен.

По делу декабристов было арестовано 579 человек, из них виновными признано 289. Пятеро участников движения - К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, П.Г. Каховский, С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин - были казнены через повешение, остальные сосланы в Сибирь на каторгу или, разжалованные в солдаты, отправлены в действующую армию на Кавказ.

В понятие "освободительное движение" входят не только революционная борьба, но и либерально-оппозиционные выступления, а также все оттенки передовой общественно-политической мысли.

На начальном этапе в российском освободительном движении преобладали представители дворянства, позднее - интеллигенции. Это было обусловлено тем, что в России, в отличие от стран Западной Европы, не сформировался широкий "средний" слой населения - так называемое "третье сословие", которое могло бы выдвинуть свои политические программы и возглавить борьбу за их осуществление.

А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, русские просветители рубежа XVIII XIX вв., декабристы, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский, петрашевцы - вот самые видные представители начального этапа освободительного движения, именуемого "дворянским". Отметим, что они принадлежали к очень узкому кругу наиболее образованного передового дворянства. В подавляющем же своем большинстве дворянство оставалось крепостнически настроенным и верным престолу консервативным сословием. Декабристы - люди высокой нравственности, которая и выделила их из остального дворянства, заставила подняться выше своих сословных привилегий, дававшихся им происхождением и положением в обществе, пожертвовать всем своим состоянием и даже самой жизнью во имя высоких и благородных идеалов - освобождения России от крепостничества и деспотизма самодержавной власти.

Источниками их "вольномыслия" явились идеи французских просветителей XVIII в. и русских "вольнодумцев" конца XVIII - начала XIX в. Большое влияние на формирование освободительных идей декабристов оказала Отечественная война 1812 г. Не случайно они называли себя "детьми 1812 года", рассматривая его как отправную точку своего политического воспитания. Свыше ста будущих декабристов были участниками этой войны.

Заграничный поход русской армии в 1813 - 1814 гг., в котором участвовали многие декабристы, познакомил их с социально-политическими изменениями в Европе после Французской революции конца XVIII в., обогатил их новыми впечатлениями, идеями и жизненным опытом.

Декабристы ощущали значимость эпохи, в которой им приходилось жить и действовать, когда, по их мнению, решалась "судьба России". Для них было характерно ощущение грандиозности событий своей эпохи, а также непосредственной причастности к этим событиям, что и служило движущим мотивом их действий. Они выступили на исторической арене в эпоху крупных военно-политических катаклизмов: наполеоновских войн, революций в разных странах Европы, национально-освободительных восстаний в Греции и латино-американских колониях.

Декабристы были тесно связаны с либерально-оппозиционной, или, как говорят, "околодекабристской", средой, на которую они опирались в своей деятельности и которая по существу разделяла характерные для декабристов взгляды. Это видные писатели (например, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, А. С. Грибоедов, Д. В. Давыдов), известные своими прогрессивными взглядами государственные и военные деятели (Н. С. Мордвинов, П. Д. Киселев, М. М. Сперанский, А. П. Ермолов). Поэтому возникновение декабризма и деятельность декабристских обществ, особенно на раннем их этапе, нельзя понять вне связи с их либерально-оппозиционным окружением. Нельзя сбрасывать со счета и тот факт, что на формирование декабристских идей и взглядов оказали влияние как преобразовательная деятельность и реформаторские планы начала царствования Александра I, так и позднее разочарование в "реформаторе на троне", последовавшее в результате фактического от них отказа.

Значительное влияние на организационно-тактические принципы декабристов оказали масонство (более 80 декабристов, в том числе и все их лидеры, были масонами), а также опыт тайных обществ в европейских странах.

Формирование идеологии . Идеология декабристов формировалась а основе современной им общественной мысли, политических и военных обытий, социальной реальности в Европе и России. Это, прежде всего, идеи французских просветителей XVIII в. (Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро и др.), а также русских вольнодумцев второй половины XYIII з. (А.Н.Радищева, Н.И.Новикова и др.) и своеобразный «дух свободомыслия», господствовавший в начале XIX в. в Московском университете, 1 -м Кадетском корпусе и Царскосельском лицее, где учились многие будущие декабристы. На формирование идеологии декабристов значительное влияние оказали также такие факторы, как неприглядная российская крепостническая действительность, реформаторские планы начала правления Александра I, разочарование в обществе, последовавшее в результате их осуществления.

Настоящей политической школой для декабристов стали Отечественная война 1812 г. (115 будущих декабристов - ее участники) и заграничные походы русской армии 1813-1815 гг., во время которых они познакомились с социально-политическими изменениями, происшедшими в Ев pone в результате французской революции конца XVIII в. и последующих войн.Определенное влияние на идеологию и тактику декабристов оказали масонство (все лидеры движения и многие рядовые декабристы были участниками русских масонских лож), а также опыт тайных обществ, созданных в европейских странах для борьбы с оккупацией Наполеона - немецкого «Тугенбунда", итальянских карбонариев, греческих этеристов и испанских заговорщиков начала 1820-х годов.

Основные лозунги декабристов - уничтожение самодержавия и крепостничества. Они были глубоко убеждены в том, что именно эти реалии российской действительности являются главным препятствием дальнейшему развитию страны. Декабристы были едины в определении цели своего движения, но существенно расходились в вопросе о средствах борьбы за реализацию этой цели. Одни из них являлись сторонниками мирного, реформаторского пути перестройки общества, другие - отстаивали мысль о необходимости «решительных мер» в этом деле.

Все началось с возникновения в 1814-1815 гг. в среде офицеров первых идейных товарищеских объединений, представлявших собой ранние преддекабристские тайные общества: две офицерские артели - в Семеновском полку и среди офицеров Главного штаба («Священная артель»), Каменец-Подольский кружок Владимира Раевского и «Орден русских рыцарей» М.Орлова и М.Дмитриева-Мамонова. Самым многочисленным из них был «Орден русских рыцарей». Несмотря на принятые им сложные масонские формы, он являлся тайной политической организацией, преследовавшей цель государственного переворота и работавшей над конституционным проектом.

35.Сранительная характеристика ранних декабристских организаций «Союз спасения» и «Союз благоденствия»

«Союз спасения» . В 1816 г. шестеро молодых офицеров - А.Н.Муравьев, С.П.Трубецкой, Н.М.Муравьев, братья М.И. и С.И.Муравьевы-Апостолы и И.Д.Якушкин - создали первую тайную декабристскую организацию «Союз спасения». Члены организации считали, что надо спасать Россию - она стоит на краю гибели. «Союз спасения» имел свои программу и устав (статут), вербовал новых членов (к осени 1817 г. в нем насчитывалось не менее 30 участников), оживленно обсуждал способы преобразования России. Среди его главных программных установок была борьба за конституционную монархию и уничтожение крепостного права. В августе 1817 г. в организации возник план немедленного выступления, которое впервые предполагалось начать с цареубийства как одного из способов изменения существующего политического строя (так называемый «Московский заговор»). Однако этот план встретил противодействие большинства членов «Союза спасения». Разногласия по тактическим вопросам (по поводу правильных «способов действия»), сознание^йе-обходимости перешагнуть за рамки узкого круга офицеров-заговорщиков привели к самоликвидации Союза в конце 1817 г.

«Союз благоденствия» . В январе 1818 г. в Москве возникла новая тайная организация декабристов - «Союз благоденствия», члены которого были озабочены, прежде всего, главной идеей - создать благоденствие России, то есть свободное и процветающее отечество. Это была более широкая по составу организация, в нее входило около 200 человек. Она имела свой устав («Зеленая книга») и программу конкретных действий. На первое место выдвигалась задача формирования «общественного мнения», которое декабристы считали важнейшей движущей силой социально-политического переустройства России. С этой целью члены Союза принимали активное участие в различных легальных обществах (Вольном обществе любителей российской словесности, Обществе для заведения ланкастерских училищ и др.), занимались просветительской и благотворительной деятельностью.

«Союз благоденствия» был строго централизованной организацией. Руководство осуществлялось Коренной управой, куда входили А.Муравьев, С.Трубецкой, М.Муравьев, С. Муравьев-Апостол, Н.Муравьев, П.Пестель, М.Орлов, Д.Якушкин, Н.Тургенев и др., всего около 30 человек.

Все годы существования Союза в нем не прекращались острые дискуссии по вопросам программы и тактики. В январе 1820 г. в Петербурге состоялось совещание Коренной управы Союза, на котором Пестель выступил с докладом на тему о том, какое правление надлежит предпочесть в стране. Большинство участников совещания высказались за введение в России республиканской формы правления. Однако и после совещания многие декабристы выступали не за республику, а за конституционную монархию. Раскол в среде Союза все более углублялся и обострялся.

Росту радикальных настроений среди декабристов способствовали солдатские волнения 1820 г. в лейб-гвардии Семеновском полку, что создало у ряда членов Союза преувеличенное представление о готовности армии к выступлению, а также события 1820-1821 гг. в Испании, где армия действительно была главной силой переворота. В их среде все более укреплялось убеждение в необходимости насильственных мер для уничтожения самодержавия и крепостничества и в том, что без тайной организации этот переворот, который мыслился исключительно как военное восстание, невозможен.

Раскол внутри Союза фактически поставил его на грань кризиса. В 1821 г. новый съезд «Союза благоденствия» в Москве принял решение о его формальном самороспуске и создании новой более конспиративной организации.

1.Возникновение тайных обществ. Программные цели декабристов.

В понятие «освободительное движение» входят не только революционная война , но и либерально-оппозиционные выступления , а также все оттенки передовой общественно-политической мысли. Освободительное движение начинается в эпоху перехода от феодализма к капитализму , т. е. в эпоху ломки феодально-абсолютистских учреждений и подъема буржуазии.

Как известно, В.И. Ленин подразделял освободительное движение в России (до 1917 г.) на три этапа: дворянский, разночинский и пролетарский . Отметим правомерность, но недостаточность такого подхода. Хотя на первом этапе (примерно до середины XIXв.) в освободительном движении практически преобладали дворяне, но и на «разночинском» его этапе большую роль продолжали играть выходцы из дворянства. Даже на «пролетарском» этапе демократические партии, возглавлявшие революционную борьбу и действовавшие от имени пролетариата и крестьянства, состояли преимущественно из представителей интеллигенции, но не рабочих и крестьян, численность которых в этих партиях была ничтожной. Умеренное крыло освободительного движения, возглавляемое либерально-оппозиционными партиями, почти целиком было представлено буржуазной и дворянской интеллигенции. Поэтому более правомерен другой критерий периодизации освободительного движения – характер идеологии (в России господствовали идеи века Просвещения – теория «естественного права человека и гражданина»).

Декабристы – люди высокой нравственности, которая выделила их из среды остального дворянства, заставила подняться выше своих сословных привилегий, дававшихся им происхождением и положением в обществе. Стать «декабристами» означало пожертвовать всем своим состоянием и даже самой жизнью во имя высоких и благородных идеалов – освобождения России от крепостничества и деспотизма самодержавной власти.

Большое влияние на формирование освободительных идей декабристов оказала Отечественная война 1812 г. Не случайно они называли себя «детьми 1812 г.», рассматривая его как отправную точку своего политического воспитания. Свыше ста будущих декабристов были участниками войны 1812 г., 65 человек из тех, кого потом поименуют «государственными преступниками», геройски сражались с врагом на поле Бородина.

Значительное влияние на организационно-тактические принципы декабристов оказали масонство (более 80 декабристов, в том числе и все их лидеры, были масонами), а также опыт тайных обществ в европейских странах.

Первое декабристское общество – Союз спасения – возникло в начале февраля 1816г. в Петербурге по инициативе 23-летнего полковника Генерального штаба А.Н. Муравьева (после прихода П.И. Пестеля получило новое название – «Общество истинных и верных сынов отечества»). В конце своего существования оно насчитывало 30 человек. В этой декабристкой организации, хотя и была определена основная цель – введение конституции и уничтожение крепостного права, еще оставались неясными средства достижения этой цели, отсутствовала программа политических преобразований.


В январе 1818 г. была создана другая организация, которая получила название Союза благоденствия . За время своего трехлетнего существования (1818 –1821) Союз благоденствия сделал крупный шаг в разработке организационно-тактических принципов и программных положений декабризма. От союза спасения он отличался более многочисленным составом – в нем насчитывалось уже 200 членов, детально разработанным уставом – «Зеленой книгой» («введение конституции и законно-свободного правления», «уничтожение рабства», введение «равенства граждан перед законом, гласности в государственных делах и в судопроизводстве», ликвидация рекрутчины, военных поселений).

Члены Союза благоденствия придерживались разных взглядов и представлений о путях и средствах политических преобразований в стране.

В марте 1812 г. оформилось Южное общество . Почти одновременно в Петербурге Н.М. Муравьевым и Н.И. Тургеневым было положено начало Северному обществу , получившему свое окончательное организационное устройство уже в 1822 г. Оба общества тесно взаимодействовали друг с другом и рассматривали себя как части одной организации. Еще с 1820 г. умами декабристов стала все более одолевать идея военного восстания без участия в ней народных масс – «военной революции». Они исходили из опыта двух типов революций: французской 1789 г. – революции народных масс, сопровождаемой «беспорядками и безначалием», и испанской 1820 г. – «организованной, без крови и беспорядков», совершающейся при помощи дисциплинированной военной силы, руководимой авторитетными начальниками – членами тайных обществ.

1821 – 1823 годы – время становления, численного роста и организационного оформления Южного и Северного обществ. В Южном обществе главенствовал Пестель, авторитет и влияние которого были непререкаемы. Во главе Северного общества стояла дума из трех человек – Н.М. Муравьева, С.П. Трубецкого и Е.П. Оболенского.

Разработка конституционных проектов и конкретных планов военного восстания составила основное содержание деятельности декабристских обществ после 1821. В 1821–1825 гг. были созданы две политические программы (каждая в нескольких вариантах) революционных преобразований – «Русская правда» П.И. Пестеля и Конституция Никиты Муравьева , а также был согласован и план совместного выступления обоих обществ.

При разработке своих проектов Пестель и Н. Муравьев опирались на конституционный опыт других государств – Североамериканских Соединенных Штатов, и некоторых стран Западной Европы.

«Русская Правда» Пестеля провозглашала уничтожение крепостного права, установление в России республики с твердой централизованной властью, равенство всех граждан перед законом. При решении аграрного вопроса Пестель исходил из двух предпосылок: земля есть общественное достояние, из которого каждый гражданин имеет право получить земельный надел, но вместе с тем справедливой признавалась собственность на землю.

Подлежало упразднению прежнее сословное деление; все сословия «сливались в единое сословие - гражданское». Гражданские и политические права получали мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Вводилась всеобщая воинская повинность для мужчин в возрасте с 21 года сроком на 15 лет. Военные поселения ликвидировались. «Русская Правда» декларировала свободу слова, печати, собраний, занятий, передвижения, вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища, введение нового суда, равного для всех граждан, с гласным судопроизводством и правом на защиту.

По «Русской Правде», будущая Российская республика должна быть единым и неразделимым государством с сильной централизованной властью. Пестель был противником федерации. Высшая судебная власть принадлежала Народному вече. Высшую контрольную («блюстительную») власть должен был осуществлять Верховный собор.

«Русская Правда» Пестеля – самый радикальный конституционный проект декабристов. Но именно в силу своего крайнего радикализма он нес в себе значительные элементы утопизма. Пестель ориентировался на жесткую революционную диктатуру.

В отличие от «Русской Правды» Пестеля конституционный проект Н. Муравьева предусматривал сохранение монархии, ограниченной конституцией. Кроме того, Н. Муравьев был противником строго централизованной государственной власти. Россия по его проекту должна стать федерацией. Н. Муравьев проводил строгое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, что долженствовало стать, наряду с федеративным устройством, гарантией против возникновения в стране диктатуры. Избирательным правом могли пользоваться только мужчины. Вводился имущественный ценз, который давал доступ к участию в активной политической жизни страны имущим слоям населения. В проекте было детально разработано преобразование судебной системы.

Проект Н. Муравьева предусматривал упразднение сословной структуры общества, провозглашал всеобщее равенство граждан перед законом, защиту неприкосновенности личности и имущества, широкую свободу слова, печати, собраний, свободный выбор занятий. В отличие от Пестеля Н. Муравьев предусматривал неотъемлемое право граждан создавать различного рода объединения и сообщества. В проекте торжественно декларировалась ликвидация крепостного права. Н. Муравьев полагал, что в перспективе вся земля, в том числе и крестьянская надельная, должна стать частной собственностью их владельцев.

Проект Н. Муравьева, по сравнению с проектом Пестеля, был реалистичнее, ибо более подходил к условиям тогдашней России.

1824 – 1825 гг. отмечены активизацией деятельности декабристских организаций. Значительно возросла их численность преимущественно за счет военной молодежи. Вплотную была поставлена задача непосредственной подготовки военного восстания .

Осенью 1825 г. поступили к царю новые доносы, в которых сообщались и имена некоторых членов Южного и Северного обществ. 10 ноября Александр I, находясь в Таганроге и будучи тяжело больным, отдал приказ об аресте выявленных членов тайного общества. Однако последовавшая 19 ноября смерть императора несколько отсрочила начало репрессий; вместе с тем она ускорила выступления декабристов, которые решили воспользоваться создавшимся междуцарствием.

Известие о смерти Александра I пришло в Петербург 27 ноября. Сына у него не было (а две дочери, Мария и Елизавета, умерли в младенчестве). По закону править должен был Константин. Когда стало известно о смерти Александра, войска, правительственные учреждения и население присягнули ему. Однако Константин, не принимая престола, не желал и формально отказался от него. Причины такого поведения Константина – одна из исторических загадок. Возникла ситуация междуцарствия.

В тот же день на совещании у Рылеева было решено, что если Константин примет престол, то надлежит объявить всем членам о его формальном роспуске. Но этого не произошло, «появилась надежда на немедленное выступление», используя в качестве предлога верность присяге Константину.

Выступления назначили на 14 декабря – день, когда предстояло присягать Николаю Павловичу. Декабристы решили вывести восставшие войска на Сенатскую площадь и принудить Сенат объявить введение конституционного правления. Предполагалось захватить Петропавловскую крепость, Зимний дворец, арестовать царскую семью. «Диктатором» (командующий войсками) был избран С.П. Трубецкой как «старший по чину» (он был полковником гвардии), а «начальником штаба» Е.П. Оболенский.

От имени Сената предполагалось обнародовать «Манифест к русскому народу», в котором провозглашались: «уничтожение бывшего правления», ликвидация крепостной зависимости крестьян, рекрутчины, военных поселений, телесных наказаний, отмена подушной подати и податных недоимок, сокращение солдатской службы с 25 до 15 лет, уравнение в правах всех сословий, введение выборности центральных и местных органов власти, суда присяжных с гласным судопроизводством, свобода слова, занятий, вероисповеданий.

Настало утро 14 декабря. Члены тайного общества уже находились в своих военных частях и вели агитацию против присяги Николаю I, во имя сохранения верности законному императору Константину. Всего на площади собралось 3 тыс. солдат и матросов при 30 офицерах (некоторые из них не были членами тайного общества и примкнули к восстанию в последний момент). Трубецкой не явился на площадь, и восстание осталось без руководителя. Трубецкой еще накануне проявил колебания и нерешительность. Его сомнения в успехе усилились в день восстания, когда он убедился, что не удалось поднять большинство гвардейских полков, на которые рассчитывали декабристы. Поведение Трубецкого, несомненно, сыграло роковую роль в день 14 декабря. Участники восстания оценили это как «измену».

Впрочем, было немало и других причин; обусловивших неуспех восстания. Руководители с самого начала совершили массу ошибок, которые нарушили весь план его: в первую очередь, они не сумели воспользоваться первоначальной растерянностью властей и захватить уже утром Петропавловскую крепость, Сенат, Зимний дворец, помешать присяге Николаю I в войсках, в которых шло брожение; во вторых, они не проявили никакой активности в ходе восстания, ожидая подхода и присоединения других частей. Перед разгромом восстания у них была вполне реальная возможность захватить те несколько легких орудий, которые были Николаем I подтянуты к площади и по сути дела решили исход восстания. Также они не обратились за содействием к собравшемуся на площади петербургскому люду, который явно выражал им сочувствие и готов был к ним присоединиться.

Николай I попытался воздействовать на восставших уговорами. К ним он направил генерал-губернатора Петербурга М.А. Милорадовича, который был смертельно ранен П.Г. Каховским выстрелом из пистолета. «Уговаривать» солдат были посланы петербургский митрополит Серафим и киевский митрополит Евгений. Восставшие весьма невежливо попросили их «удалиться». Пока шли уговоры, Николай стянул к Сенатской площади 9 тыс. солдат пехоты и 3 тыс. конных. Николай I, опасаясь, что с наступлением темноты «бунт мог сообщиться черни», отдал приказ применить артиллерию. Несколько картечных выстрелов в упор с близкого расстояния произвели сильное опустошение в рядах восставших и обратили их в бегство. К 6 часам вечера восстание было разгромлено. Всю ночь при свете костров убирали раненых и убитых и смывали с площади пролитую кровь.

29 декабря 1825 г. началось восстание Черниговского полка , расположенного в районе г. Василькова (в 30 км к юго-западу от Киева). Восстание возглавил С.И. Муравьев-Апостол. Оно началось в тот момент, когда членам Южного общества стало известно о разгроме восстания в Петербурге. В течение недели С.И. Муравьев-Апостол с 970 солдатами и 8 офицерами Черниговского полка совершали рейд по заснеженным полям Украины, надеясь на присоединение к восстанию других полков, в которых служили члены тайного общества. Однако эта надежда не оправдалась. Утром 3 января 1826 г. при подходе к Трилесам, между деревнями Устиновкой и Ковалевкой, полк был встречен отрядами правительственных войск и расстрелян картечью, а раненный в голову С.И. Муравьев-Апостол схвачен и в кандалах отправлен в Петербург.

24 декабря 1825 г. была предпринята еще одна попытка поднять военное восстание, на этот раз руководителями «Общества военных друзей» Игельстромом и Вигелиным. В тот день в г. Белостоке они организовали отказ от присяги Николаю I Литовского батальона и намеревались поднять другие расквартированные в этой местности воинские части. Командованию удалось быстро изолировать мятежный батальон, арестовать участников заговора и предотвратить начавшиеся волнения в других частях. 39 членов «Общества военных друзей» и 144 солдата впоследствии предстали перед военным судом.

3.Судьба декабристов.

После подавления восстания в Петербурге и на Украине самодержавие обрушилось на декабристов со всей беспощадностью. Было взято под арест 316 человек (некоторых из них арестовали случайно и после ареста отпустили). Всего же по «делу» декабристов проходило 579 человек – таково было число лиц, попавших в составленный следствием «Алфавит членам злоумышленного общества, открывшегося 14 декабря 1825 г.» О многих подозреваемых следствие велось заочно; других же, вышедших из тайного общества или формально в нем состоявших, следствие оставило «без внимания», но все же включило в этот черный список, постоянно находившийся под рукой у Николая I.

Полгода работала следственная комиссия в Петербурге. Следственные комиссии были образованы также в Белой Церкви и при некоторых полках. Это был первый в России широкий политический процесс. Виновными были признаны 289 человек, из которых 121 предан верховному уголовному суду (всего же всеми судами осуждено 173 человека). Из числа преданных Верховному уголовному суду пятеро (П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский) были поставлены «вне разрядов» и приговорены «к смертной казни четвертованием», замененной повешением. Остальные распределены по степени вины на 11 разрядов. 31 человек 1-ого разряда приговорен «к смертной казни отсечением головы», замененной бессрочной каторгой, 37 – к различным срокам каторжных работ, 19 –к ссылке в Сибирь, 9 офицеров разжалованы в солдаты. Свыше 120 человек понесли различные наказания по личному распоряжению Николая I, без суда: посажены в крепость на срок от полугода до 4 лет, разжалованы в солдаты, переведены в действующую армию на Кавказ, отданы под надзор полиции. Особые судебные комиссии, рассматривавшие дела солдат, участвовавших в восстаниях, приговорили 178 человек к наказанию шпицрутенами, 23 – к палкам и розгам. Из остальных участников восстания сформировали сводный полк в составе 4 тыс. человек, который был отправлен в действующую армию на Кавказ.

«Не пропадет ваш скорбный труд», писал декабристам Пушкин. Их дело «не пропало». Декабристские традиции и сам высоконравственный облик декабристов вдохновлял последующие поколения борцов за свободу. Участники студенческих кружков Московского университета конца 20-х – начала 30-х годов XIX в., А.И. Герцен и Н.П. Огарев, петрашевцы – все они считали себя наследниками и продолжателями дела декабристов. Идеи декабристов и их нравственный облик импонировал и революционерам 60-х годов.

Первое революционное выступление в России имело определенный резонанс и в политических кругах Западной Европы, произвело огромное впечатление на правящие круги России, в первую очередь на самого Николая I, который всегда вспоминал «моих друзей четырнадцатого» (имея в виду декабристов). На своей коронации, принимая иностранных послов, он заявил о подавлении восстания декабристов: «Я думаю, что оказал услугу всем правительствам». Европейские монархи, поздравляя Николая с этой «победой», писали ему, что тем самым он «заслужил… признательность всех иностранных государств и оказал самую большую услугу делу всех тронов».

Значителен вклад декабристов в развитие русской культуры. Русская культура в самом широком смысле этого слова была духовной и нравственной почвой для декабристов. Идеи декабристов оказали огромное воздействие на творчество А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, П.А. Вяземского, А.И. Полежаева. Среди самих декабристов были писатели и поэты (К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев-Марлинский, Ф.Н. Глинка, В.К. Кюхельбекер, В.Ф. Раевский, П.А. Муханов), ученые и художники (Н.И. Тургенев, Н.А. Бестужев, А.О. Корнилович, Ф.П. Толстой). Сосланные на каторгу и в ссылку декабристы не изменили своим убеждениям; поставленные в «каторжных норах» вне политического бытия, они тысячью нитей были связаны с Россией, всегда были в курсе всех общественно-политических событий как в России, так и за рубежом. Велик был их вклад в развитие просвещения и культуры в целом русского и частью нерусских народов Сибири. Эта деятельность декабристов после 1825 г. органически входит в общественно политическую и культурную жизнь России второй четверти XIX в. И по возращении после амнистии из ссылки многие декабристы нашли в себе силы активно включиться в общественную жизнь страны: они выступали в печати со своими воспоминаниями, публиковали ученые труды, участвовали в подготовке и проведении крестьянской и других реформ в качестве членов губернских комитетов по крестьянскому делу, мировых посредников, земских деятелей.

Непреходящи нравственные ценности, которые были возращены этими защитниками вольности и завещаны потомкам: подлинный патриотизм и интернациональное богатство, высокоразвитое чувство чести и товарищества, сознание высокого царского долга и готовность на беззаветное, бескорыстное служение отечеству.

2. Союз Спасения и Союз Благоденствия и их программы.

Причины поражения

1.Зарождение дворянского этапа освободительного движения.

История декабризма начинается с 1810-1811 гг., когда в гвардейских полках стали возникать артели. В них не было ничего политического, оппозиционого правительству, они противостояли, скорее, привычному образу жизни и мышления.

Война с Наполеоном и победа в этой войне вызвала огромный патриотический подъем в российском обществе. Мощное направленное против захватчиков народное движение заставило многих образованных людей изменить свое отношение к народу. В обществе все больше распространялось отношение к народу как к герою, народу –освободителю. Заграничные походы еще больше укрепили это новое и очень сильное чувство восхищения своей страной, но в то же время заставили всерьез задуматься о ее будущем.Русские офицеры наглядно убедились в том, насколько свободней и благополучней живут в Европе, чем в самодержавной крепостнической России.

Сторонники перемен возлагали большие надежды на царя, хорошо помня реформы начала правления Александра I, они ожидали их продолжения.

Однако, прогрессивно настроенная молодежь очень быстро разочаровалась в царском правительстве и прежде всего в самом царе. С каждым годом становилось все очевиднее, что никаких реформ не будет, все перемены к худшему.

В творчестве А.С. Пушкина можно проследить как изменилось отношение поэта к императору всего за три года

Тебе, наш храбрый царь, хвала, благодаренье!

Когда полки врагов покрыли отдаленье,

Во броню ополчась, взложив пернатый шлем,

Колена преклонив пред вышним алтарем,

Ты браней меч извлек и клятву дал святую

От ига оградить страну свою родную.

Ура! в Россию скачет

Кочующий деспот.

Спаситель горько плачет,

За ним и весь народ.

Отношение к власти становилось все более критичным . В столичном обществе молодых офицеров, прошедших наполеоновские войны, все чаще слышались речи самого обличительного характера.

Надо сказать, что мощный патриотический подъем вызванный победой в войне 1812 года, осознание оскорбленного чувства достоинства в результате заграничных походов, отсутствие интереса со стороны верховной власти к реформам и изменению положения в стране к лучшему, все это вместе взятое заставило передовых представителей русского общества попытаться произвести перемены своими силами. Так стали появляться первые революционные организации

2. Союз Спасения и Союз Благоденствия и их программы.

Союз спасения был создан в 1816 году и позднее преобразован в Союз Благоденствия. Обе эти организации по своему социальному составу носили искючительно дворянский характер. Главными действующими лицами в них были гвардейские офицеры: Трубецкой, Якушин, Пестель, Муравьевы, Муравьевы –Апостолы.

Обе эти организации стремились решить самые главные вопросы русской жизни. Их цели безусловно совпадали: введение конституции и ликвидация самодержавия, но в то же время и были различия.

В составе Союза Спасения, в начале деятельности тайного общества, насчитывалось 10-12 человек, которое выросло к 1818 году до 30.Организация делала ставку на хорошо подготовленный одиночный удар, захват власти с помощью заговора и военного переворота. Кроме того принятый устав, который написал Пестель предусматривал полную конспирацию, строгую централизацию и почти военную дисциплину.

Подчеркнуто заговорщицкий характер Союза Спасения в значительной степени был связан с оскорбленным патриотическим чувством его членов: конституция дарованная Александром I Финляндии и Царству Польскому, несмотря на то, что многие поляки поддерживали Наполеона, была воспринята здесь как издевательство по отношению к русскому народу-победителю., оставленному царем в прежнем рабстве. Под влиянием этого чувства учредители Союза поставили вопрос не только о захвате власти и военном перевороте, но и о цареубийстве.

Однако в 1817 году настроение большинства членов Союза Спасения изменилось. Речь Александра I на сейме в Варшаве была понята ими как обещание польский конституционный опыт и на Российскую империю. Еще не забытые надежды на царя –реформатора снова ожили.

По мере того, как пополнялась организация все чаще слышались протесты против жесткого устава.

Под влиянием этих настроений, Союз Спасения решено было преобразовать на более мирный лад.

В целом Союз спасения за период своего существования себя почти ничем не проявил. Вся его деятельность в основном сводилась к обсуждению.

Итак, в 1818 году появляется новая организация, “Союз Благоденствия”который собирался действовать исключительно мирными средствами и организационные принципы были более мягкими. Устав этого общества – «Зеленая книга», предусматривал разделение союза на отдельные управы, каждая из которых обладала относительной самостоятельностью Ии свободой по отношению к руководству.

Серьезно изменились средства достижения всеобщего блага, разрабатывалась программа длительного воздействия на разные слои населения страны. Своей задачей члены организации видели в распространении всеобщего просвещения и филантропической деятельности.

Довольно быстро Союз Благоденствия стал заметным явлением русской общественной жизни. Особенно была заметна прапагандистская деятельность. Для этого использовались периодическая печать, где публиковались прапагандистские материалы, статьи, стихи и проза.

Помимо призывов и обличений члены союза в меру своих сил, пытались изменить к лучшему жизнь простых крестьян. Помещики, входившие в состав общества были обязаны относиться к своим подданным более благосклонно и уважительно, особенно к тем что воевали за родину.

Союз искренне надеялся на то, что подобная деятельность подготовит почву для серьезных реформ в России.

Однако с распространением военных поселений и погромом университетов надежды вновь начинают рассеиваться и все больше членов союза склоняются к тому, чтобы вернуться на революционный путь.

Но прежде чем вновь уйти в подполье, необходимо было освободиться как от принципиальных противников революционного движения, так и от множества случайных людей которыми оброс союз Благоденствия за время своего существования. К тому времени к 1821 году его численность составляла 200 человек.

В 1821 году Союз благоденствия был распущен по инициативе его руководителей. При этом, чтобы не вызвать подозрений со стороны тех, от кого они хотели избавиться, инициаторы самороспуска ссылались на то, что подобное общество становится, во-первых, опасным, на Союз благоденствия»и впрямь было немало доносов, во-вторых, - не очень нужным, поскольку обличать пороки самодержавной России и заботиться о своих крепостных можно было и в одиночку, без всякой организации. Все это приняли либеральные члены Союза без возражений, и он самоликвидировался.

3 Северное и Южное общества, Общество Соединенных славян и их программы.

Однако именно те, кто ликвидировал Союз благоденствия, совсем не собирались отказываться от организованной борьбы за свои идеалы. Избавившись от балласта, они тут же постарались вывести эту борьбу на принципиально новый уровень.

В том же 1821 году создаются новые организации, имевшие уже революционный характер. Одна из них - Северное общество - находилась в Петербурге; другая - Южное общество - в Тульчине, на Украине.маленьком городке Тульчине.

Хотя Северное и Южное общества возникли независимо друг от друга, между ними вскоре были налажены связи - ведь организаторами и главными действующими лицами здесь были бывшие члены «Союза благоденствия», хорошо знавшие друг друга. Сохраняя независимую организацию, эти общества действовали в одном направлении, стремясь, как и предшествовавший им «Союз спасения», захватить власть и сверху провести благие перемены: ликвидировать самодержавие и отменить кре- постное право. Руководители Северного и Южного обществ периодически встречались, сверяя свои планы.

Именно на этом этапе декабристского движения были разработаны четкие программы предстоящих преобразований.

Обе программы имели революционный характер, расходясь при этом в конкретных предложениях. Первое, что бросалось в глаза - это серьезное расхождение в решении принципиально важного вопроса о государственном строе в России после победы революции.

Муравьёв: «В «Конституции» законодательная власть принадлежит Народному вече. Этот орган формируется путем выборов, в которых участвует взрослое мужское население страны, однако, не все: выборы проводятся на основе достаточно высокого имущественного ценза. Исполнительная власть принадлежит императору, который, обладая наследственной властью, присягает тем не менее на верность Конституции».

Таким образом, Никита Муравьев предлагал заменить самодержавие конституционной монархией, политическими правами в которой будут пользоваться только зажиточные граждане. И, кстати, Пестель упрекал северян за то, что они «на место аристократии крови (то есть дворянства) хотят ввести аристократию богатств (то есть буржуазию)».

Сам Пестель в этой части своей «Русской правды» был более последователен и демократичен. Он был решительным сторонником республиканского правления и противником имущественного ценза.

Пестель: «Законодательная власть передается Народному вече, но с тем условием, чтобы оно формировалось путем выборов, в которых участвует все взрослое мужское население страны без каких бы то ни было имущественных ограничений. Исполнительная же власть должна находиться у правительства - Державной думы из пяти человек, - которое избирается Народным вече и ответственно перед ним».

Серьезно различались подходы Муравьева и Пестеля к организации местного управления. Муравьев придерживался федеративного принципа.

Муравьёв: «Россия должна быть разделена на “державы”, каждая из которых самостоятельно решает свои внутренние вопросы. Центральное правительство во главе с императором лишь координирует и согласовывает деятельность местных органов власти».

Пестель же придерживался унитарного принципа.

Пестель: «Россия делится на области, безоговорочно подчиняющиеся центральным органам власти. Местные управленцы, назначаемые сверху, должны работать, исходя исключительно из указания центра».

Не менее серьезны были и различия в тех частях «Конституции» и «Русской правды», где речь шла о социально-экономических отношениях, которые предполагалось установить в России после отмены крепостного права. В «Конституции» вопрос решался следующим образом.

Первоначально Н. Муравьев предполагал вообще оставить за помещиками всю землю, предоставив крестьянам лишь личную свободу. Но под влиянием критики со стороны других членов общества, он пришел к мысли о необходимости предоставить крестьянам земельный надел, впрочем, очень небольшой - 2 десятины. Для сравнения: царское правительство в ходе отмены крепостного права в 1861 году предоставляло крестьянам в среднем, 7-8 десятин на душу.

Муравьёв: «Крестьяне получают свободу и небольшое количество земли в собственность - по две десятины на двор. Основная масса пахотных земель остается у помещиков, в экономическую зависимость от которых неизбежно должно попасть мало- земельное крестьянство».

Пестель же предлагает гораздо более сложное решение крестьянского вопроса, причем совершенно очевидно, что положение трудовой массы населения волнует его гораздо больше, чем Муравьева.

Пестель: «Вся пахотная земля делится на частный фонд (это,

прежде всего, помещичьи имения) и фонд общественный, который создается из земель государственных и частично конфискованных у помещиков. Из общественного фонда крестьяне получат землю в пользование в количестве, достаточном для ведения нормального хозяйства. Помещичьи же хозяйства, таким образом, в перспективе лишатся работников. Тем самым они обречены на разорение и постепенный переход в руки крестьян, которые получат право покупать частную землю в собственность».

Итак: разный характер программ вел к тому, что их создатели предполагали по-разному добиваться своих целей.

Северяне, следуя более умеренной «Конституции» Никиты Муравьева, действительно надеялись, что она будет понята и принята значительной частью населения России. Народное вече они хотели созвать как можно скорее после революции и тем самым передать власть выборным представителям от народа.

Сами они к власти совершенно не стремились.

Иное дело Пестель. Хорошо понимая, что его радикальную программу можно осуществить в России только силой, создатель «Русской правды» прямо говорил, что после восстания нужно захватить власть в свои руки, установить режим жесткой военной диктатуры, которая будет беспощадно бороться с противниками перемен и подготавливать народ к демократическим преобразованиям. Что касалось самих этих преобразований - проведения всеобщих выборов в Народное вече, создание выборной Державной думы и так далее, - то они откладывались на неопределенный срок. Подобные заявления Пестеля вызывали негодование северян, сравнивавших лидера южан с Наполеоном - человеком, использовавшим революцию в своих интересах.

Следует отметить, что разработка программных документов, бесконечные споры по поводу отдельных их положений - это отодвигало на задний план принципиально важный вопрос о том, как приступить к реальному осуществлению этих программ: как захватить власть в свои руки? Дальше возобновившихся и крайне неопределенных разговоров о цареубийстве дело здесь не шло.

В результате неожиданная смерть Александра I и те события, которые последовали за этим, застали декабристов врасплох.

Причины поражения.

Александр I провел свои последние дни в Таганроге. Физически Александр был вполне здоров и смерти его никто не ожидал. Царь заболел во время поездки в Крым, где он знакомился с организацией тамошних военных поселений, и после недолгой болезни, диагноз которой придворные врачи так толком и не смогли поставить, скончался 19 ноября 1825 года.

По закону после смерти бездетного Александра на престол должен был взойти его следующий по старшинству брат Константин Павлович, который в это время был наместником в Царстве Польском. Казалось, так и будет.

Однако, к полной неожиданности для всей России оказалось, что существует завещание, написанное Александром I еще в 1823 году, по которому на престол должен был взойти не Константин, а третий по старшинству брат, Николай Павлович.

Сам Константин на престол не стремился. Он отдавал себе отчет в своих многочисленных слабостях и не чувствовал себя в силах управлять огромной страной. Константин сразу же, как только получил известие о смерти старшего брата, подтвердил свое нежелание царствовать. Он тут же написал письмо, в котором подтверждал свое отречение от престола в пользу Николая. Между тем, Николай познакомился с завещанием старшего брата, но не рискнул действовать по его воле.

В этой ситуации Николай решил не торопиться. 27 ноября, на другой день после получения известий из Таганрога, Николай в Большой церкви Зимнего дворца сам первым принял присягу Константину и привел к ней дворцовые караулы. Константин был провозглашен императором.

Константин же, всячески подчеркивая неизменность своего решения отказаться от царствования, так же упорно отказывался и от поездки в Петербург.

Только когда стало окончательно ясно, что Константин ни за что не приедет в столицу, Николай рискнул провести переприсягу. В ночь на 14 декабря на чрезвычайном заседании Государственного Совета он прочел манифест о своем вступлении на престол. Узнав о переприсяге, которая была назначена на утро 14 декабря, члены Северного общества решили этими обстоятельствами воспользоваться в полной мере.

С точки зрения членов “Северного общества”, переприсяга, которая для них так же, как и для всей страны явилась полной неожиданностью, открывала путь к свержению самодержавия. Декабристы надеялись, что солдаты гвардейских полков не поймут и не примут переприсягу. Действительно, нелегко было объяснить солдатам, исходившим из народного убеждения «всякий царь от Бога», почему Константина вдруг лишают престола. Переприсяга при живом и вполне законном царе легко могла быть воспринята, как государственный переворот в пользу непопулярного среди солдат-гвардейцев Николая.

Когда заговорщикам стало известно, что Николай решился занять престол, началась активная агитация в полках среди офицеров и солдат. Главным стал вопрос, на какие гвардейские части они могут рассчитывать. По замыслам декабристов офицеры должны были убедить солдат отказаться присягать заново, якобы присяга ложная, мол Константин не отрекся, а Николай пытается отнять у него трон. Этот предлог придавал восстанию как бы законную форму - верность прежней присяге».Офицеры, на которых можно было рассчитывать приглашались к Рылееву. Собрания протекали очень бурно и в дни перед восстанием шли круглые сутки. Роли распределялись так: Рылеев - стратег и вдохновитель восстания, князь Оболенский - начальник штаба и князь Трубецкой - диктатор. Окончательный план был разработан Трубецким накануне. Руководители восстания планировали взять под контроль Сенат и от его имени объявить манифест к русскому народу. Вот зачем они выводили полки на Сенатскую площадь

Нужно сказать, что весь этот план составлялся в спешке и выглядел весьма ненадежным. В соответствии с ним полки нужно было поднимать лишь после официального объявления о переприсяге, которое было сделано вечером 13 декабря - то есть, в одну ночь, без всякой предварительной подготовки.

Во Временное правительство декабристы собирались включить высших сановников, в чьем либерализме они были твердо уверены: М.М. Сперанского, Н.С. Мордвинова и им подобных. Однако, с ними никаких предварительных переговоров не велось и предсказать, как они отнесутся к государственному перевороту было совершенно невозможно.

Не был продуман и вопрос о том, что делать в случае неудачи на Сенатской площади. Предложения, высказывавшиеся накануне восстания - захватить Зимний дворец, арестовать царскую семью, занять Петропавловскую крепость, не получили в день восстания никакого развития.

Ситуация осложнялась тем, что декабристам не удалось застать врасплох противника - Николая. Получив доступ к секретным бумагам покойного брата, ознакомившись с содержанием разнообразных доносов, Николай мог составить себе общее представление о движении декабристов. Возможность выступлений против своего воцарения волновала Николая в течение всего междуцарствия.

Накануне ж е переприсяги он получил еще один донос - отгвардейского офицера Я.И. Ростовцева, который окончательно убедил его: восстания не миновать.

Однако, не зная толком ни имен своих противников, ни их планов, Николай не смог предпринять никаких конкретных мер по предотвращению восстания.

Единственно, что он сделал - приказал сенаторам собраться и принять присягу рано утром - в 7 часов. Как оказалось, это был удачный ход, который спутал декабристам все планы.

14 декабря 1825 года задолго до рассвета к зданию Сената потянулись кареты - сенаторы собирались для того, чтобы принести присягу новому царю. Это было принципиально важное действие: ведь с начала XIX века именно Сенат стал «блюстителем закона» в Российской империи - присяга сенаторов подтверждала законность воцарения Николая.

Именно поэтому декабристы стремились во что бы то ни стало ее сорвать. Тем же утром молодые гвардейские офицеры отправились в казармы, расположенные в разных частях города - поднимать солдат и вести их к Сенату. Несколько воинских частей удалось увлечь на Сенатскую площадь. Первым поднялся Московский полк.

«К моменту присяги, когда по приказанию полкового командира во двор вошли гренадеры со знаменами, солдаты были уже разагитированы офицерами-заговорщиками. В полк приехал Александр Бестужев, известный литератор и друг Рылеева.

Он надел свой парадный адъютантский мундир и рассказывал солдатам, что прибыл от Константина. Полковой командир Фредерикс попытался овладеть ситуацией и привести полк к присяге Николаю. Штабс-капитан Щепин-Ростовский ударил его саблей по голове, а затем набросился с саблей на других старших офицеров, преградившим солдатам дорогу. Князь Щепин-Ростовский, как и многие восставшие офицеры, в тайных обществах не состоял и был вовлечен в заговор буквально накануне.

Прокладывая дорогу саблей и вовлекая солдат за собой, Щепин-Ростовский выбежал за ворота. Под развивающимися знамена-ми солдаты устремились к Сенатской площади, заставляя встречных офицеров и статских кричать «Ура! Константин!». К 11 часам московцы прибежали на пустую Сенатскую площадь и стали в каре. К этому моменту сенаторы уже присягнули Николаю и разъехались по домам. Сенат был пуст» .

И тем не менее восстание началось. Декабристы бросили вызов самодержавной власти - обратного пути не было. К восставшему полку вскоре присоединились руководители «Северного общества». Не хватало лишь диктатора восстания - Трубецкого.

«События в Зимнем тоже развивались стремительно. Николай, также как и декабристы, не ложился всю ночь. Ночью печатались манифест о его вступлении на престол и листы для присяги. В 7 утра он собрал генералитет гвардии, лично объявил им о своем решении принять престол и дал необходимые инструкции по проведению присяги. На 11 было назначено торжественное молебствие в Большой церкви Зимнего. Но Николай напряженно следил за ходом присяги, ожидая беды, и в начале 11 она случилась. Николаю докладывают что московский полк в полном восстании идет к Сенату. Николай отдал распоряжение генералам отправляться к войскам и вызвал к Зимнему батальон преображенцев - первую гвардейскую часть, которая присягнула ему в этот день и находилась в двух шагах от дворца.

Против каре Московского полка, окружившего статую Петра на Сенатской площади, выдвинулся батальон Преображенского полка, который занял позиции на углу Адмиралтейского бульвара.

Царь ожидал подхода других гвардейских полков, рассчитывая с их помощью окружить Сенатскую площадь, а затем принудить восставших к сдаче оружия или подавить их силой.

Восставшие тоже ждали подкреплений. Но их пассивность объяснялась еще и тем, что руководители восстания находились в некоторой растерянности. Поскольку сенаторы со своей присягой опередили появление Московского полка на Сенатской площади, первоначальный план декабристов рухнул. Диктатор – Трубецкой же, который должен был в этой ситуации принять решение о том, как действовать дальше, отсутствовал.

В этой ситуации время играло на Николая. Ему присягнула большая часть расквартированных в Петербурге гвардейских полков, которые постепенно подходили к Сенатской площади.

Конногвардейцы, которые в конце концов вышли на площадь, заняли позиции около Исаакиевского собора. Одна из рот Преображенского полка взяла под контроль Исаакиевский мост, прикрыв фланг конной гвардии и отрезав сообщение с Васильевским островом. С противоположной стороны Сенатскую площадь блокировал Семеновский полк. Таким образом, площадь была окружена. Те воинские части, которые подошли позже, позволили блокировать площадь практически полностью.

Однако до этого получили долгожданное подкрепление и декабристы. К ним сумели пробиться гвардейский морской экипаж, со стороны Галерной улицы и два отряда лейб-гвардейцев перебрался на площадь по невскому льду, а другой пробился со стороны Зимнего дворца.

Николаю удалось стянуть к Сенатской площади силы, заметно превосходящие своей численностью противника: около 10 тысяч человек против 3 тысяч. Однако долгое время это превосходство в численности не давало царским войскам никакого серьезного преимущества. Одной из главных причин этого было нежелание большинства русских солдат и офицеров - и с той, и с другой стороны всерьез воевать против «своих».

Это нежелание ясно продемонстрировали атаки конногвардейцев на мятежное каре - они оказались совершенно бесплодными. В течение дня атаки возобновлялись неоднократно. И хотя, по свидетельству Николая, большинство солдат в мятежном каре стреляли вверх, видимо не желая попадать в своих, все же раненые и убитые были.

Бесплодные кавалерийские атаки чередовались со столь же бесплодными попытками переговоров. От лица Николая восставших призывали сложить оружие командующий гвардейским корпусом генерал А.Л. Воинов, петербургский митрополит Серафим, великий князь Михаил Павлович. В отличие от Милорадовича всем им удалось вернуться с площади живыми. Никакого успеха переговоры не принесли.

Невозможность справиться с восставшими «малой кровью» становилась все более очевидной для Николая. Кроме того, царя и его окружение начинало все больше пугать поведение простого народа: все подступы к площади были запружены толпой, царские войска практически были окружены ею.

«Надо было положить сему скорый конец, - вспоминал Николай впоследствии, - иначе бунт мог сообщиться черни и тогда окруженные ею войска были бы в самом трудном положении».

Между тем сгущались ранние декабрьские сумерки. Наступавшая темнота пугала царя: она мешала контролировать ситуацию на Сенатской площади, открывала перед восставшими возможность для самых неожиданных действий.

Но в то же время под вечер в распоряжении Николая оказалась артиллерия - всего несколько орудий, но им суждено было сыграть решающую роль в событиях 14 декабря.

Большую часть артиллерии Николай приказал установить перед Преображенским полком, напротив Сената - восставших теперь можно было расстреливать практически в упор. То, что каре пехоты не устоит перед стрельбой картечью в упор, было очевидно.

Однако даже такой жесткий и волевой человек, как Николай, не смог сразу отдать приказ открыть огонь по восставшим. «Чем больше темнело, тем настойчивее генералы уговаривали Николая пустить в ход артиллерию, но он не решался.

Несколько раз уже отдавал приказ, но все-таки отменял его» .

В конце концов такой приказ был отдан.

«Впервые в истории России в центре столицы картечью свои палили по своим. Первый выстрел ударил в здание Сената.

Восставшие ответили на него неистовым криком, беглым огнем и безнадежными контратаками. А дальше было все по правилам боевой операции: залп за залпом, сметая мятежное каре, не разбирая правых и виноватых, попадая в толпу любопытствующих, преследуя кавалерию и разбегающихся солдат.

Пять пушек решили судьбу многолетнего заговора, тайных обществ, конституционных надежд, реформаторских устремлений и судьбы сотен людей, вовлеченных случайно или закономерно в эту отчаянную попытку решительно переломить ход истории».

Так же следует отметить действия Южного общества или «Восстание Черниговского полка».

Члены Южного общества в это время находились в чрезвычайно сложном положении. В отличие от северян, попытавшихся нанести удар самодержавию в Петербурге, самом сердце Российской империи, им приходилось действовать на ее окраине. В случае успеха северян южане могли бы оказать им серьезную поддержку в этом регионе, на Украине. Но при самостоятельном выступлении шансов на успех у членов Южного общества практически не было.

И все-таки они выступили. 29 декабря 1825 года началось восстание Черниговского полка, расквартированного в районе города Василькова, в 30 километрах к юго-западу от Киева.

Во главе восстания встал один из самых уважаемых членов Южного общества Сергей Иванович Муравьев-Апостол.

Глава общества Пестель был уже арестован - так правительство отреагировало на доносы, которые к этому времени оказались в его распоряжении.

Кроме Пестеля были арестованы еще несколько членов Южного общества. Та же участь ожидала и С.И. Муравьева-Апостола. Собственно, именно неудачная попытка его ареста и привела к восстанию.

Дело в том, что Муравьев-Апостол, человек очень обаятельный и добрый, пользовался большой популярностью в полку - его любили и офицеры, и солдаты. Командир же полка Г.И. Гебель, которому было поручено произвести арест, сделал это очень грубо и глупо: хотя Апостол не оказал ни малейшего сопротивления, Гебель кричал на него, оскорблял других офицеров полка, не давал им проститься с арестованным.

Кончилось тем, что офицеры избили Гебеля и подняли солдат на защиту своего любимого командира. Так началось восстание, которое возглавил освобожденный из-под ареста Сергей Иванович Муравьев-Апостол, хотя по справедливому замечанию его брата Матвея, он «был достаточно сведущ в военном деле, чтобы не питать надежды на успех восстания при силе, заключавшейся в горсти людей». Действительно, за декабристами пошло 970 солдат - около половины Черниговского полка. При огромном превосходстве царских войск, расквартированных на Украине, этот небольшой отряд был обречен на поражение. Следует отметить, что солдаты поднялись на восстание, в основном, потому, что любили Муравьева-Апостола и доверяли ему.

В течение недели отряд совершал свой отчаянный и безнадежный рейд по заснеженным полям Украины. Муравьев-Апостол надеялся поднять на восстание другие воинские части, в которых служили члены тайного общества. Выступление началось в селе Трилесы Киевской губернии. 29 декабря 5-я рота полка из Трилес соединилась в деревне Ковалёвке со 2-й гренадерской ротой. На следующий день восставшие вошли в Васильков, где их поддержали другие роты Черниговского полка.

Теперь 8 офицеров командовали почти тысячью солдат. 31 декабря мятежные войска ушли из Василькова в Мотовиловку, откуда 2 января 1826 г. начали движение к Белой Церкви, где они надеялись получить дополнительную помощь. Однако, в Белой Церкви против восставших был выставлен правительственный полк. Узнав об этом, Муравьев-Апостол свернул на Брусилов и Житомир, где стояли войска под командованием членов Общества соединенных славян. Правительству удалось изолировать Черниговский полк, отводя с его пути те части, которые могли бы пойти за ним. Одновременно в район восстания стягивались надежные, сохранившие верность царю полки. 3 января 1826 г. между Устимовкой и Ковалёвкой восставших встретили правительственные войска под командованием генерала Гейсмара.

Брат Сергея Муравьева-Апостола Матвей писал в своих воспоминаниях: «Местность оказалась самою невыгодною для пехоты, имеющей встретиться с кавалериею. Отряд, пушки в виду. Мы подвигаемся вперед. Раздается пушечный выстрел, заним второй, ядро пролетело над головами. Мы все шли вперед».

Но когда мятежный полк приблизился к отряду конной артиллерии, который преградил ему путь, по восставшим открылась пальба картечью. После этого Муравьев-Апостол решил прекратить неравный бой и спасти свою команду от неминуемой гибели. Он приказал солдатам сложить оружие. «Сергей Иванович, - вспоминал его брат, - им сказал, что виноват перед ними, что, возбудив в них надежду на успех, он их обманул». Сам Муравьев-Апостол был ранен картечью, когда пытался начать переговоры со своими противниками, и после этого арестован. Так закончилось восстание Черниговского полка.

5.Место и роль декабристов в истории революционного движения России.

Следствие по делу декабристов началось практически в день восстания. Некоторые из его руководителей были задержаны прямо на Сенатской площади. Вечером 14 декабря они уже давали первые показания, которые в свою очередь приводили к новым арестам.

Активное участие в следствии принимал и сам Николай, особенно в первые дни после восстания. И в этом деле царь проявил немалые способности: искусно вел допрос, умел, когда надо, расположить к себе подследственного снисходительным отношением, когда надо, - запугать.

В ходе следствия было арестовано 316 человек. Наряду с последовательными участниками движения в это число попало множество людей, отошедших от движения и просто случайных. Тем не менее подавляющее большинство подследственных были признаны виновными - 289 человек.Часть из них Николай наказал сам, без всякого суда: по личному распоряжению царя этих людей отправили в тюремное заключение на сроки от полугода до четырех лет, разжаловали в солдаты, перевели в действующую армию на Кавказ, отдали под надзор полиции.

С восставшими солдатами царское правительство было еще более жестоко - хотя не вызывало сомнений то, что подавляющее большинство из них выступило против Николая исключительно из-за непонимания существа дела. Тем не менее около 200 человек, участников восстаний на Сенатской площади и Черниговского полка, были подвергнуты зверским телесным наказаниям, в ряде случаев равносильных смертной казни.

Очень тяжелое впечатление производил приговор, вынесенный поставленным «вне разрядов» Рылееву, Пестелю, Каховскому, Бестужеву-Рюмину и Сергею Муравьеву-Апостолу, - их приговорили к страшной варварской казни через четвертование. 31 человек по 1-му разряду был приговорен к смертной казни через отсечение головы.

Чуть раньше, в ночь с 12 на 13 июля, в Петропавловской крепости была проведена гражданская казнь над остальными декабристами. По объявлении приговора, лишавшего их чинов, орденов и дворянского звания, военные мундиры и ордена полетели в огонь.

Над головами осужденных ломали шпаги - символ принадлежности к благородному дворянству.

Теперь им всем предстоял далекий путь - в Сибирь, на каторжные работы, на поселение. У многих из декабристов в приговоре стояло страшное слово - «навечно». И никто не мог сказать, удастся ли кому-нибудь из них, пережив страшное наказание, вернуться в родные края.

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Это пушкинское послание привезла к декабристам в Сибирь Александра Муравьева, жена Никиты Муравьева.

Действительно, восстание декабристов было важным событием в истории России. Несмотря на то, что оно закончилось поражением, оно положило начало победе. Как говорится «Проигран бой, но не война».

Декабристов считали и считают героями своего времени. Действительно их можно считать эталонами патриотизма. Это люди, которые защищали Родину в войне с Наполеоном, осознавшие убогость устройства своей страны и изжившие себя традиции, не могли остаться равнодушными в общемировой борьбе против самодержавия, несмотря на то что сами участники восстания были людьми не бедными.

«Дети 1812 года» дали мощный толчок развитию государства, общества, культуры, просвещению.

Это было первое проявление грандиозного революционного движения в России. Декабристы первыми в России вели организованную борьбу против царизма и крепостничества. Они боролись за свободу, просвещение, гуманность и были твердо уверены, что за это стоит бороться.

Позже в России, опыт декабристов перенимали другие революционные движения В. И. Ленин начинает с них периодизацию русского революционного движения. Уроки восстания декабристов. усваивались их преемниками по революционной борьбе: Герценом, Огарёвым, последующими поколениями русских революционеров, которые вдохновлялись подвигом самоотверженных героев. Профили пяти казнённых декабристов на обложке «Полярной звезды» Герцена были символом борьбы против царизма.

Заключение

В истории всякой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые и новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории, без которых немыслимо национальное самосознание Декабрь 1825 года - явление такого порядка, «Сенатская площадь» и «Черниговский полк» давно стали историке культурными символами. Первое сознательное выступление за свободу-первое трагическое поражение.

Свои записки С.П. Трубецкой завершает следующими мыслями:

«Отчет, напечатанный правительством по окончании следствия, произведенного составленным на то Тайным комитетом, представил тогдашнее действие общества как какое-то безрассудное злоумышление людей порочных и развратных сумасбродно желавших только произвести в Отечестве смуты и не имевших никакой благородной цели кроме ниспровержения существовавших властей и водворения в Отечестве безначалия.

К несчастью, общественное устройство России еще и до сих пор таково, что военная сила одна, без содействия народа, может не только располагать престолом, но и изменить образ правления Достаточно заговора нескольких полковых командиров, чтобы возобновить явления, подобные тем которые возвели на престол большую часть царствовавших в прошлом веке особ. Благодаря промыслу, ныне просвещение распространило понятие, что подобные дворцовые перевороты не ведут ни к чему доброму, что лицо, сосредоточившее в себе власть, не сильно устроить благоденствие народа в теперешнем его быту. Только усовершенствованный образ государственного устройства может со временем покарать злоупотребления и притеснения, неразлучные с самодержавием, лицо им облеченное, какой бы оно ни горело любовью к Отечеству не в состоянии поселить этого чувства в людях, которым оно по необходимости должно уделять часть своей власти. Нынешнее государственное устройство не может всегда существовать и горе, если оно изменится через восстание народное. Обстоятельства, сопровождавшие восшествие на престол ныне царствующего государя, были самые благоприятные для введения нового порядка в государственном устройстве и безопасного участия народного, но высшие государственного сановники или не постигли того или не желали его введения. Сопротивление, которое можно было ожидать по духу, овладевшему гвардейским войском должно было ожидать, не имея благо дательного направления, должно было разрешиться беспорядочным бунтом. Тайное общество взяло на себя обратить его к лучшей цели». [Мемуары декабристов. - С. 76]

Список литературы

1 История России XIX век. Мультимедиа учебник, Т.С.Антонова, А.А. Левандовский, Проект «информатизации системы образования»

2 Мемуары декабристов. - М.: Правда, 1988.

3 Документальный фильм « Мятеж реформаторов»

Оказали большое влияние на дальнейшее развитие освободительного движения в России. Основные лозунги «первенцев свободы» - свержение самодержавия и ликвидация крепостного права - сохранили свое значение для русского революционного движения на протяжении XIX - начала XX в. И после падения крепостного права в 1861 г. в социально-экономических отношениях царской продолжали сохраняться феодальные пережитки. Самодержавие рухнуло под ударами Февральской революции 1917 г., но она не разрешила всех задач буржуазно-демократической революции. Только Великая Октябрьская социалистическая революция, по выражению , «походя, мимоходом», покончила со всеми остатками средневековья в России.

Говоря о влиянии декабристов на последующие поколения революционеров, нельзя иметь в виду лишь их идейное воздействие. Не меньшее значение имел сам факт открытого вооруженного восстания против самодержавия в Российской империи.

Уже для современников декабристов было понятно значение их передовых идей и их борьбы против феодально-абсолютистского строя в России. Строки из его послания в Сибирь: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье» - свидетельство очень глубокой и верной оценки роли свободолюбивых идей и революционного подвига декабристов. Поэт верил, что оружие, выпавшее из рук декабристов, подхватит новое поколение борцов за свободу.

И такое поколение пришло на смену декабристам. Наиболее выдающимися представителями его были А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Они выросли на идеях декабристов и продолжили их дело, подняв революционное движение на новую, более высокую ступень. Для Герцена и Огарева декабристы были символом борьбы за освобождение России от рабства и гнета самодержавия. «Полярная Звезда», «Колокол» и другие издания вольной русской печати, публикуемые Герценом и Огаревым за границей, очень много сделали для пропаганды революционных идей декабристов. Ленин отмечал, что «Полярная звезда» «подняла традицию декабристов», и видел в этом одну из заслуг Герцена перед русским освободительным движением. На обложке «Полярной звезды» были помещены профили пяти казненных декабристов.

В лаконичной и выразительной форме Герцен с исключительной точностью раскрыл исторический смысл восстания декабристов, подчеркнул его тесную связь с последующим ходом освободительного в России. «Пушки Исаакиевской площади, - писал он, - разбудили целое поколение» ’.

Герцен и Огарев показали, что выступление дворянских революционеров коренным образом отличается от дворцовых переворотов XVIII в. «До сих пор, - указывал Герцен,- никто не верил в возможность политического восстания, устремляющегося с оружием в руках в атаку на великана императорского царизма в самом центре Петербурга. Было хорошо известно, что время от времени во дворце убивали то Петра (III), то Павла, чтобы заменить их другими. Но между этими тайнами бойни и торжественным протестом против деспотизма,- протестом, провозглашенным на городской площади и скрепленным кровью и муками этих героев, не было ничего общего». Герцен определил основную причину поражения 14 декабря 1825 г.: декабристам на Сенатской площади не хватало именно народа, писал он.

Герцен и Огарев, преемники декабристов, ставшие впоследствии революционными демократами, олицетворяли живую связь двух поколений революционного движения России - дворянского и разночинского.

Выступление декабристов против самодержавия, смерть и муки, принятые ими ради торжества свободы в России, широко использовались в агитационных целях в период первой революционной ситуации в России (конец 50-х - начало 60-х годов XIX в.). В прокламациях 60-х годов, сыгравших большую роль в подъеме демократического движения, содержались призывы последовать заветам декабристов, свергнуть ненавистный народу режим. Особенно часто имена декабристов упоминались в прокламациях, обращенных к войску. Так, в одной из них (1862 г.) говорилось: «Офицеры! За вами блестящие предания - за вами 14 декабря 1825! Великие тени Пестеля, Муравьева и Бестужева зовут вас к отмщению!». Прокламация П. Г. Заичневского «Молодая Россия», появившаяся в мае 1862 г., призывала русское войско к восстанию, выражала надежду, что оно «вспомнит и свои славные действия в 1825 году, вспомнит бессмертную славу, которой покрыли себя герои-мученики»

Накануне первой русской революции 1905-1907 гг. революционная социал-демократия в листовках, посвященных памятным датам восстания декабристов, отмечала их борьбу против самодержавия. Так, листовка Южной группы социал-демократов, обнаруженная полицией 14 декабря 1901 г. в Одессе, заканчивалась словами: «Наша первая и важная задача - это задача славных борцов-декабристов - низвержение самодержавия, достижение политических свобод. Кровью сердца своего запишем имена Пестеля, Рылеева, Каховского, Муравьева-Апостола, Бестужева-Рюмина». В листовке 1904 г. подчеркивалось, что из поражения восстания декабристов надо извлечь уроки. Главный из них состоит в том, что «освобождение народа может быть делом только самого народа».

И.А.Миронова “…Их дело не пропало”