Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций. Педагогический совет "формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся как фактор повышения качества образования" Метапредметные функции образовательных компетенций

"Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках"

1 слайд Формирование метапредметных компетенций в настоящее время особенно актуально в связи с переходом основной общеобразовательной школы на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), определяющие в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы наряду с личностными и предметными также метапредметные результаты, 2 слайд которые предполагают, что ученики будут владеть всем арсеналом средств, позволяющих успешно решать проблемы, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества. (слайд)

3 слайд Компетенция – в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом и включает набор ЗУНов, личностных качеств, опыта в определенной сфере деятельности.

4 слайд Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

5 слайд Метапредметные компетенции – это формирование и развитие способностей обучающихся самостоятельно или с помощью учителя определять учебную проблему и находить пути решения.

6 слайд Применение метапредметных связей на уроках способствует формированию основных учебных компетенций:

Вовлечению обучающихся в мировое пространство (показать многообразие и единство мира, обеспечить его целостное восприятие);

Разностороннему развитию обучающихся, формированию процессуальных умений;

При подготовке к урокам и непосредственно на уроках давать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал;

7 слайд Цель моей педагогической деятельности - это формирование творческой, конкурентоспособной, физически здоровой, успешной личности, способной жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Для достижения этих целей необходимо выполнить задачи:

1. Учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;

2. Учить сотрудничеству: мы рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам.

3. Учить применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Как организовать метапредметные универсальные учебные действия школьников на уроках?

8 слайд Современные учебные комплекты полностью соответствует реализации ФГОС. Предметные линии обеспечены учебниками, рабочими тетрадями, КИМами, рабочими программами и дополнительной литературой. Регулятивные УУД начинают формироваться с первых уроков. Изначально дети знакомятся с условными знаками и ищут их на страницах учебника. Так формируется универсальное учебное действие – умение ориентироваться в учебной книге, читать язык условных обозначений.

Материал учебников представлен по разделам. Каждый раздел начинается со специальной страницы, предваряющая раздел книги, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. На этом этапе ребята анализируют информацию и выявляют какие новые знания они для себя откроют и для чего им эти знания, а что им уже известно.

Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже имеющихся знаний. При такой системе построения материала учебника постепенно формируются умения сначала понимать и принимать познавательную цель, а затем и самостоятельно формулировать учебную задачу, выстраивать план действия для её последующего решения.

Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства ее реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности. Этап самоконтроля и самооценки завершает не только прохождение всей темы, но и заканчивает решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика.

Большую роль играет частично-поисковый метод обучения , который побуждает учеников к решению проблемы. Задания учебника и особенно рабочей тетради подразумевают использование дополнительной литературы и Интернета. У детей формируются умения извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках.

На уроках ребята устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др. Для изучения строения природных объектов, по возможности, используем готовые модели или моделируем объекты и явления окружающего мира сами; проводим несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений.

9 слайд Например, при изучения темы « Твёрдые вещества, жидкости и газы». Ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблице, в рисунках, в речи учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой. Опыты по обнаружению свойств, проведенные в классе, могут быть продолжны дома, по заданию в тетради.

Немаловажную роль в формировании познавательных УУД играют дидактические игры. Если необходимо перечислить предметы помогает «Волшебная палочка». Передавая ее как эстафету, ребята называют объекты, главное условие не повторяться. В конце игры обязательно оценивается ее результат. Обобщающие уроки часто полностью проводятся с использованием игровых технологий.

Нельзя обойти стороной и такой вид работы как проектная деятельность.

10 слайд Работа над проектами начинается с 1 класса. Изначально это иллюстрирование предложенной темы, в последствии, серьезная научная работа, как индивидуальная, так и групповая.

А следовательно формируется еще один вид УУД – коммуникативный.

У ребят обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность. 11 слайд Практически на каждом уроке ребята работают в парах, группе. С первого класса выработаны правила поведения в паре и группе.

В результате формируются коммуникативные способности сотрудничества: умение работать с соседом по парте, распределяя работу между собой, договариваться, учиться слушать товарища и высказывать свое мнение,

формируется речевое развитие, речевое общение. Далее происходит обмен мнениями и общий вывод. Самооценка и оценка результатов деятельности.

Для формирования метапредметных компетенций у учащихся учитель должен не только продумывать содержательную часть урока, но и технологии, используемые на данном уроке. Учитель должен использовать на уроке современные образовательные технологии.

12 слайд На своих уроках я часто использую следующие технологии:

1 класс

Технология системно-деятельностного подхода;

Игровая технология

Технология проектов;

2 класс

Добавляется:

Технология проблемного обучения;

3-4 класс -

Технология исследовательской деятельности;

Хочу привести пример использования технологии системно-деятельностного подхода в начальной школе. 13 слайд Урок математики, тема урока «Угол. Виды углов»

После определения темы урока учащимся предлагается самостоятельно, используя информацию учебника, определить цели урока. Далее проводится практическая работа по определению типов углов с помощью модели прямого угла.

Следующая практическая работа способствует формированию элементов методов научного познания - аналогия. Технология системно-деятельностного подхода позволила всем учащимся 2 класса выполнить задание повышенной сложности: определить типы углов в прямоугольном треугольнике.

14 слайд Учащимся был предложен следующий план действия:

  1. Возьмите квадрат.
  2. Сложите его по диагонали.
  3. При помощи модели прямого угла определите, какой угол у линии сгиба?
  4. Сложите получившийся треугольник пополам. Что можно сказать о противоположных углах треугольника?
  5. Определите тип данного угла, не используя модель прямого угла.

Одновременно с этим, на данном уроке происходила работа по формированию метапонятия «угол». Опираясь на жизненный опыт и полученные знания на уроке учащихся, им было предложено задание определить типы углов, которые мы часто встречаем в нашей жизни.

Регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия тесно связаны друг с другом и одно невозможно без двух других. Каждый вид работы на уроке нацелен на формирование метапредметных УУД.

  1. Идя на метапредметный урок, я всегда учитываю

15 слайд Структурные элементы урока

  • Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
  • Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
  • Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  • Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

16 слайд Требования к заданиям на уроке

  • Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
  • Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик

17 слайд Требование к себе

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
  • Добиваться от учеников аргументированных ответов.
  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
  • Чётко и точно формулировать задание.
  • Способность к импровизации.
  • Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и инсценировании урока.

Так же как и урок способствует формированию метапредметных умений и внеурочная деятельность .

Исследовательская деятельность;

Подготовка и участие в предметных конкурсах, чемпионатах. Олимпиадах, где учащиеся показывают неплохие результаты.

Подготовка и участие в предметных неделях.

18 слайд В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути. Таким образом, метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного, познавательного развития и саморазвития учащегося.

Статья

Тема: Формирование метапредметных компетенций в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.

Всем известно, что современная школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, а вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов. Значит, результатом изучения всех учебных предметов является сформированность универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Все вы согласитесь с утверждением, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода. В нашей гимназии уже много лет ведется работа по формированию метапредметных компетенций у учащихся.
Но, ни для кого не секрет, что на сегодняшний день и в нашей гимназии этот вопрос особенно актуален. Не всегда учитель-предметник может установить связь между системой понятий «своего» учебного предмета с системой понятий других предметов. Учителям нашей кафедры (начальных классов) легче решать данную проблему, т.к. учитель начальной школы ведет практически все предметы в своем классе. Именно учитель начальных классов, как универсальный специалист, способен при планировании и организации интегрированных занятий по разным предметам выявить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства обучения и развития учащихся, а также спроектировать результаты учебной деятельности в нескольких учебных областях.

Однако и у учителей нашей кафедры есть трудности в работе по данной проблеме. Одна из них заключаются в том, что УМК «Школа России», по которому работает начальная школа, при всех своих достоинствах, является больше предметным УМК. Учителям приходится самим планировать работу по форми-рованию метапредметных компетенций на уроках.

С введением ФГОС учителя кафедры начальных классов ведут большую работу по формированию метопредметных компетенций у учащихся. Возможно, сейчас, кто-то, слушая меня, думает, что дальше я буду рассказывать о каких-то совершенно новых технологиях. Но, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое.

Оказывается, что метапредметное обучение было широко распространено еще в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, уничтожить все, что напоминало прежние порядки. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени - самой младшей - с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры с использованием научной литературы. С введением всеобуча, метод проектов отменили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.

Таким образом, формирование метапредметных компетенций - это новая, но, оказывается, хорошо забытая старая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Но, современная школа пошла дальше, используя для формирования метапредметных компетенций не только метод проектов, но и другие современные педагогические технологии. Это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока.

Всю работу по формированию метапредметных компетенций у учащихся мы разделили на несколько направлений:

1. работа по формированию мыслительных операций (поэтапно)

2. работа по формированию элементов методов научного познания

3. работа по формированию метапонятий.

4. использование современных образовательных технологий.

Вы все, наверно, узнали ССО, ведь именно систематически используя ее на разных предметах, можно достигнуть желаемого результата. Начинается работа с формирования элементов мыслительных операций (анализ, синтез, перенос, абстрагирование), от класса к классу увеличивается доля самостоятельности учащихся по формированию метапредметных компетенций, что наглядно видно из данной таблицы.

Я бы хотела более подробно остановиться на работе по формированию метапонятий.

Хотя наши ученики совсем еще малыши, уже с 1 класса на уроках систематически и целенаправленно ведется работа по формированию метапонятий.

С первых уроков обучения грамоте и математики учащиеся знакомятся с такими понятиями как знак и форма. При знакомстве с буквами, цифрами мы определяем, что это знаки для обозначения звуков и чисел. Далее работа ведется со статьей из толкового словаря, где учащимся предлагается определить, какое из определений данного понятия подходит на данном уроке. После уточнения значений данных понятий в работе с толковым словарем, используя личный опыт учащихся, идет расширение области значения данных понятий, превращая его из предметного в метапредметное.

ЗНАК

1) а) Признак, примета, по которым узнается, распознается что-л.
б) Клеймо, метка.
2) а) То, что служит указанием на что-л., свидетельством чего-л., внешним обнаружением чего-л.
б) Чувственное выражение, внешнее проявление чего-л.
в) Предзнаменование, предвестие.

3) Предмет, являющийся признаком принадлежности к чему-л., символом чего-л.
4) Жест, выражающий волю, желание, приказание кого-л.
5) Предмет или действие в роли условного обозначения чего-л.; сигнал.
6) Изображение с известным условным значением.

Учащимся предлагается на основе личного опыта привести примеры, подходящие к данному значению понятия «знак». Далее, с эти понятием учащиеся встречаются на уроках окружающего мира, технологии (условные знаки обозначения). Таким образом, данное понятие из предметного становится метапредметным. Подобная работа в начальной школе ведется по формированию многих метапонятий, таких как: модель, форма, план, задача, карта, выражение, время, сторона и др.

Для формирования метапредметных компетенций у учащихся учитель должен не только продумывать содержательную часть урока, но и технологии, используемые на данном уроке. Учитель должен использовать на уроке современные образовательные технологии.

На своих уроках я часто использую следующие технологии:

1 класс

- технология системно-деятельностного подхода;

Игровая технология

Технология проектов;

2 класс

Добавляется:

Технология проблемного обучения;

3-4 класс -

Технология исследовательской деятельности;

Хочу привести пример использования технологии системно-деятельностного подхода в начальной школе. Урок математики, 2 класс, тема урока «Угол. Виды углов»

После определения темы урока учащимся предлагается самостоятельно, используя информацию учебника, определить цели урока. Далее проводится практическая работа по определению типов углов с помощью модели прямого угла.

Следующая практическая работа способствует формированию элементов методов научного познания - аналогия. Хотя, как я говорила, работа по формированию элементов методов научного познания происходят в основном в 4 классе. Технология системно-деятельностного подхода позволила всем учащимся 2 класса выполнить задание повышенной сложности: определить типы углов в прямоугольном треугольнике.

Учащимся был предложен следующий план действия:

    Возьмите квадрат.

    Сложите его по диагонали.

    При помощи модели прямого угла определите, какой угол у линии сгиба?

    Сложите получившийся треугольник пополам. Что можно сказать о противоположных углах треугольника?

    Определите тип данного угла, не используя модель прямого угла.

Одновременно с этим, на данном уроке происходила работа по формированию метапонятия «угол». Опираясь на жизненный опыт и полученные знания на уроке учащихся, им было предложено задание определить типы углов, которые мы часто встречаем в нашей жизни.

Приведенные небольшие фрагменты уроков наглядно показывают, как тщательно должен учитель работать над составлением конспекта урока, продумывая каждую мелочь. Иногда начинаешь чувствовать себя сценаристом или драматургом, подробно расписывая все роли.

Закончить статью хочу словами Маргариты Леонтьевой, главного редактора издательства "Просвещение"

«Жизнь на уроке должна стать подлинной..и тогда у наших детей появится желание и смысл учиться»

Подготовила: Лебедева И.С.

Преобразования, изменения, происходящие во всех сферах жизни общества, определили новые направления образовательной политики, предъявляемые к качеству образования. Качество и цель образования в школах, волновало общество во все времена. Где целью образования могут быть не только сведения о чем либо, так как полученные сведения быстро устаревают, также, это то, что связанно со способностью человека адаптироваться в современном обществе, умение применять полученные в разных областях знания и развитие способности мыслить и применять полученные знания. Решать проблемы современного общества, мира, уметь реализовать собственные достижения и при этом быть счастливым человеком.

П. Мортимор, известный английский педагог и ученый, один из основоположников движения «школьной эффективности», считал, что качественный скачок возможен, если школа поставит перед собой новую образовательную цель. Такой целью, по его словам, является «осознающий себя, внутренне мотивированный, быстро мыслящий, ориентированный на решение проблем и готовый к риску человек, действующий совместно с другими людьми… в достаточной мере «вооруженный» знаниями, толерантный и социально ориентированный» . Умение учиться, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Но, несмотря на столь очевидную зрелость метапредметной концепции, она с огромным трудом входит в практику отечественной школы. Перед обществом здесь и сейчас стоит представляющая существенный интерес в данный момент цель формирования и развития метапредметных компетенций у школьников. Так как сегодня в образовательном сообществе возникает вопрос эффективности качественного образования: как его понимать, как улучшать. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ОО) установлено, что метапредметные образовательные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспе­чивающие – совокупность способов действий учащегося, умение учиться, и межпредметные понятия. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО ориентирован на новые требования к результатам обучения в образовании. При этом выделяют у обучаю­щихся личностные, предметные и метапредметные результаты обучения. Подтверждение этому мы находим в нормативных документах:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 г, изменения от 31.12.2015 г. № 1576 (рег. № 40936).

Анализ документа показывает, что суть изменений в образовании влечет за собой переход от знаниевой к развивающей парадигме; введение понятия "ключевые компетенции" как основного результата образования; актуализация понятий «общепредметные, и мета­предметные умения», «метапредметные результаты», «универсальные учебные действия». Каждый педагог самостоятельно разрабатывает свою модель, ориентируясь на свои возможности и социальный заказ, но неизменно переходит от знаниевых технологий к технологиям деятельностным, практическим. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Проверки знаний учащихся посредством личностных, предметных и метапредметных результатов. Где ценности и смысл как раз и составляют метапредметную основу образования человека. По утверждению А.В. Хуторского, цель общего образования – не только, и не, сколько развитие ученика, сколько развитие его потенциала на благо его самого и всего человечества. Именно учебные предметы решают задачу организации продуктивной деятельности ученика. В том числе - с помощью метапредметного компонента .

Метапредметность - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к мышлению.

Компетенция – определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности .

Проведенные научные и практико-ориентированные исследования ученым советом Института образования человека под руководством А.В. Хуторского, существует пять блоков ключевых личностных качеств, имеющих метапредметный характер. Данные личностные качества подлежат развитию, диагностике, оценке в ходе обучения в качестве внутриличностных метапредметных образовательных резуль­татов: когнитивные (познавательные) качества; оргдеятельностные (методологические); креативные (творческие); коммуникативные качества; ценностно-смысловые (мировоззренческие) .

Ключевые компетентности метапредметны и интегративны по своей природе, так как их источниками являются различные сферы деятельности: духовная, гражданская, социальная, информационная и др. .

Метапредметность как принцип интеграции, объединение содер­жания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире . Смысл образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру, его микро- и макрокосма, обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальным узловым основаниям мира и человека. В этих основаниях и заключена метапредметная суть образования. Цель образования - не освоение учебной деятельности, а именно генерация, продуцирование им образовательного результата, имеющего ценность как для самого ученика, так и для окружающего его социума, мира, человечества .

Таким образом, метапредметные компетенции, это взаимодействие ученика с социальным опытом человечества. Но, чтобы происходило данное взаимодействие на уроке, рассмотрим предложенные С.В. Галян технологии и приемы формирования метапредметных компетенций:

  • создание мотивации в деятельности учащихся - целеполагание.
  • создание проблемной ситуации: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью методических приёмов.
  • формирование понятия - это форма человеческого мышления, в которой выражаются общие и существенные признаки вещей, связи данного предмета с другими, его происхождение и развитие.
  • формирование способов деятельности: гипотезы и вопросы.
  • формирование способов деятельности: наблюдение и экспе­римент.
  • организация групповой работы, на уроке первоначально ставят проблемную ситуацию, выдвигаются версии, затем выясняют источники для новой информации, распределяют обязанности и выполняют.
  • самоконтроль и самооценка. Ученик сам осознает правиль­ность или ошибочность своих действий во время учебного процесса и адекватно оценивает свои учебные достижения, т. е. осуществляет рефлексию .

Таким образом, своевременно сформированные метапредметные компетенции это ориентир, направление для освоения будущего и способ мотивации к учебе. Где также важными являются, технологии и приемы формирования данных компетенций. Но, в период обучения у ученика формируются те или иные составляющие компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения, прове­ряемые в образовательной деятельности метапредметными результатами.

Метапредметные результаты, это показатели освоения образо­вательной программы. В качестве метапредметных результатов обучения в школе по изобразительному искусству в начальных классах Б.М. Неменский считает:

  • использование средств информационных технологий при реше­нии различных учебно-творческих задач в процессе поиска всевоз­можного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия, решать различные художественно-творческие задачи;
  • умение целесообразно строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
  • стремление осмысленно изучать и получать новые знания и умения, с достижением оригинальных творческих результатов;
  • овладение умением творческого видения с позиции художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Итак, формирование метапредметных компетенций у школьников на уроке изобразительного искусства, это работа над формированием мировоззрения учащихся. Рассмотрев метапредметные результаты обучения и предметные результаты по изобразительному искусству во ФГОС НОО можно увидеть, что современные условия по-новому раскрывают требования к результатам обучения. На уроке изобразительного искусства учащемуся нужно понять, осмыслить и найти связь с реальностью, с жизнью, для познания, понимания и осознания реального мира.

Предмет «Изобразительное искусство», по утверждению Б.М. Неменского, последовательно формирует умения наблюдать окружающую жизнь на основе эмфатических и эстетических переживаний, т. е. с позиции прекрасного и безобразного, высокого и низкого, трагического и комического в искусстве. Тем самым у учащихся формируются ценностно-смысловые ориентации не только на основе заданных моральных правил, но как творческое поисковое понимание человеческих отношений, на основе личностных пережи­ваний. Развивается позитивный интерес к жизни как эмоциональное освоение для созидательного действия .

Формирование метапредметных компетенций школьников на уроке изобразительного искусства оцениваются посредством метапредметных образовательных результатов. Позволяющие понять, применение полученных знаний и для чего они нужны, посредством само рефлексии и самоанализа, проверки знаний. Метапредметные результаты делятся на внешние - творческие работы, выступления и внутренние - заданий, понимание, умения, компетентности, универсальные учебные действия, постижение метапредметного смысла изучаемого предмета. Форма оценки метапредметных результатов это различные диагностические задания, рейтинги, проверочные работы, рефлексивные задания.

Таким образом, цель начального общего образования – развитие возможностей, потенциала учащихся, сформировать важные качества, благодаря которым ученик мог бы легко адаптироваться к новым социальным условиям жизни. Формирование социализированной личних успешд­лительному включению в жизнедеятельность социума, самоизменение на протяжении собственной жизни.

На уроках изобразительного искусства у учащихся формируются способности к самостоятельному мышлению, нахождению способов действия. Умение оценивать свои учебные достижения посредством рефлексии. Умение решать поставленные перед ним новые задачи, проявлять гибкость действия по ситуации, мобильность и способность их решения. Успешность ученика по данному предмету, проверяемая через конкурсы не только в своей школе, но и за пределами данного учебного заведения. Отличительными особенностями школьников являются: философское осмысление ключевых, основных понятий темы; сопоставление философского и предметного понимания этого понятия. Ведь компетентность, это владение и умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности.

Педагогические условия в школе меняются после осознания и понимания как учениками, зачем он учиться и понимания учителя для чего он вообще учит. Что бы уйти от пассивности, для создания активной обучающей среды, где не только использование разви­вающих форм, методов и средств обучения, но главное изменение функции учителя и ученика. Учителю самому нужно владеть разнообразными методиками и технологиями, приемами и дидакти­ческими средствами формирования и диагностики метапредметных компетенций. Сегодня учитель переходит от вопросов предметных знаний, умений и навыков к вопросам о компетенциях, которые скла­дываются из ключевых личностных качеств, имеющих метапредметный характер, проверяемые метапредметными результатами. Для того чтобы завтра наши ученики были успешны, могли быть счастливы и востребованные. Проверка, рефлексия полученных знаний в процессе обучения и осознание, понимание для чего нужно это делать. Метапред­метные результаты оцениваются посредством заданий, диагностики, рейтинга, рефлексии. Позволяющие сопоставлять, сравнивать результаты обучения в любых образовательных системах. Всё это будет способ­ствовать формированию метапредметных компетенций у учащихся. Метапредметные компетенции в образовательной деятельности у уча­щихся на уроках изобразительного искусства, это способность ученика самостоятельно построить, выполнить новые способы действия. Да, возможно, кто-то так же как он достиг таких же действий, но он об этом узнал сам, без чьей либо помощи, посредством проб и ошибок, в процессе творческой деятельности, творчества. Формирование компетен­ций на уроках изобразительного искусства напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся и их самоопределению.

Список литературы:

  1. Галян С.В. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян - Сургут: РИО СурГПУ, 2014. – 64с.
  2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / В.И. Загвязинский. -3-у изд., испр. -М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 192с.
  3. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. - М.: Логос, 2010. - 264с.
  4. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.1-4 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева и др.] под ред. Б.М.Неменского. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2016.-240с.
  5. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. 2-е изд., перер. И доп. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. – 80с.

Библиографический список

1. БЭС - Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 1994.

2. Кузьминов, Я.И. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики [Электронный ресурс] / Я.И. Кузьминов, И.Д. Фру-мин [и др.]. - Режим доступа: http: //www.rost.ru/ news/2008/08/271750_14958.shtml

3. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т./ А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 1.

4. Леонтьев, Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей/ Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. - 1992. - № 2. - С. 107-120.

5. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность/ А.Г. Маслоу; пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999.

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591

7. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова [и др.]. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

8. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы/ В.А. Сухомлинский. - Минск: Университетское, 1988.

9. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования/ Д.Н. Узнадзе. - М.: Наука, 1966.

10. Справочник администрации школы по организации учебного процесса/ Сост. Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская.- М.: Центр Педагогический поиск, 2001.

УДК 37.G ББК 74.GG

Т.Ф. Ушева

развитие метапредметных компетенций учащихся

Данная статья посвящена проблеме развития метапредметных компетенций учащихся: рефлексивных, проектировочных, коммуникативных. Представлена программа «Будущее Сибири» для старшеклассников, целью которой является их личностное самоопределение. Доказывается целесообразность и эффективность реализации модульной организации содержания учебного материала и коллективного способа организации учебного процесса для формирования надпредметных умений.

Ключевые слова: метапредметные компетенции; самоопределение; модульная организация

the development of such meta-disciplinian competences of schoolchildren

The article is devoted to the problem of the development of such meta-disciplinian competences of schoolchildren as reflective, projecting and communicative. The educational program «Future of Siberia» presented in the article is aimed at the self-determination of senior schoolchildren. The expediency and efficiency of modular organization of the teaching material and collective way of the organization of the educational process for the formation of the meta-disciplinian abilities and skills have been argued for in the article.

Key words: meta-disciplinary competences; self-determination; modular organization

В связи с переходом на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования особое значение приобретает методология поликультурного образования.

Проблема развития поликультурного образования актуальна для всех регионов России. Идейно-содержательные, технологические и языковые составляющие поликультур-ного образования согласуются с общими тен© Ушева Т.Ф., 2011

денциями развития российской цивилизации, которая исторически объединила и интегрировала в своей структуре национальные культурные традиции народов России.

На сегодняшний день представление о России как стихийном общежитии многих этнокультурных групп не отражает ни интересов ее многонационального народа, ни целей гражданского общества и федеративного государства. Российская гражданская нация

Не генетически-родовое и этносоциальное единство, а территориально-политическое и национально-культурное сообщество.

Взгляд на Российскую Федерацию как по-ликультурное, полилингвальное, поликон-фессиональное государство актуализирует проблему обновления содержания образования.

Новый стандарт в качестве основных образовательных результатов выделяет следующие компетенции: предметные, метапред-метные и личностные. При этом необходимо подчеркнуть, что ориентация на формирование компетенций учащихся требует нового качества программ и новых образовательных технологий. Потенциал нового качества, по мнению ученых, заложен в метапрограммах, обеспечивающих содержательномировоззренческое сопровождение и согласование учебных программ школьного образования за счет целостного рассмотрения комплекса направлений, повышения уровня образованности школьников, расширения круга личностно значимых проблем, а также набора средств решения проблем [Запятая, 2009].

Развитие метапредметных компетенций: рефлексивных, проектировочных, коммуникативных позволяет учащимся осваивать деятельность как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях [Хуторской, 2003]. Решение задач развития таких метапредметных компетенций возможно в рамках программы «Будущее Сибири».

Программа «Будущее Сибири» предназначена для старшеклассников и нацелена на их личностное самоопределение. Психологическая готовность к самоопределению актуализируется в старшем школьном и раннем юношеском возрасте.

Программа ориентирована на развитие следующих компетенций:

Рефлексивную - умение анализировать себя, определять и анализировать причины своего поведения, а также его результативные параметры и допущенные ошибки; адекватное самовосприятие и понимание своих качеств в настоящем в сравнении с прошлым, прогнозирование перспектив собственного развития; самоопределение в рабочей ситуации, умение удерживать коллективную задачу, умение принимать ответственность за происходящее в группе, осуществлять пошаговую организацию деятельности, соотносить результаты с целью деятельности [Бо-гин,1993; Квасова, 2007];

Коммуникативную - умение организовывать коммуникацию; анализировать ситуацию взаимодействия; работать с письменным и устным текстом; владение способами презентации себя и своей деятельности [Запятая, 2009];

Проектировочную - умение планировать собственную деятельность и управлять ей; владение навыками контроля и оценки деятельности; способность принимать ответственность за собственные действия; владение способами совместной деятельности [Щедровицкий, 1997].

Цель программы: становление личностного самоопределения школьников в поликуль-турной среде.

Задачи программы:

1. Создание условий для коммуникативной практики школьников.

2. Формирование рефлексивных умений.

3. Освоение проектировочной деятельности учащимися.

В основе построения программы лежат следующие теоретические и методологические разработки отечественных авторов:

Субъектно-деятельностный подход к процессу становления субъекта в деятельности (А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков);

Теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);

Теории по проблемам перспективного жизненного самоопределения (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик);

Культурно-историческая теория происхождения психики, теория интериоризации и перехода совместных действий во внутренний план, коллективно распределенная дея-

тельность (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман);

Системно-деятельностная методология и исследования по проблемам рефлексии (ГП. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев, И.Н. Семенов, С.В. Кондратьева);

Научные труды по проблемам коллективных учебных занятий и обучения в парах сменного состава (В.К. Дьяченко, О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев, М.А. Мкртчян, А.Г. Ри-вин) [Мкртчян, 2001].

Содержаниепрограммы«БудущееСибири» реализует идею личностно-центрированного подхода (Л.С. Братченко, А. Маслоу, К. Роджерс) - развитие личностного потенциала, придание образованию личностного смысла; активность ребенка в обучении. Главный способ познания в процессе освоения программы - собственный опыт ребенка. Программа ориентирована на формирование у школьников универсальных умений, представляющих собой результат освоения теоретических знаний, а также результат проживания соответствующих социокультурных ситуаций. Упомянутые компоненты являются важнейшими составляющими психологической зрелости и опыта человека, выступающего в качестве обязательного условия включения личности в современную поликультурную реальность. Содержание программы и способы ее реализации нацелены на включение школьника в процесс самопознания, тем самым, создаются условия для сознательного выявления и утверждения собственной позиции, реализуется поставленная цель - личностное самоопределение школьника.

Программа построена на основе модульного принципа. Модуль является относительно завершенной единицей содержания образования. Внутри него находятся компоненты, которые можно осваивать в разных последовательностях. Программа реализуется в четырех модулях [Новиков, 2005; Сенько, 2009; Соловьева, 2003]:

1. Я - будущее Сибири.

2. Новый герой в культуре и традициях.

3. Старые традиции новой эпохи.

4. Осознанный выбор или шаг в будущее.

Каждый модуль имеет особое содержание развития школьника, при этом все модули разворачиваются хронологически одинаково. Это позволяет закреплять надпредмет-

ные умения старшеклассников и удерживать логику всей программы.

рефлексии.

Проектирование сочетает теоретическое познание и реализацию идеи. Проектная подготовка предполагает использование междисциплинарного подхода, интегративной аналитики и техник коммуникации. В процессе проектирования у школьников оформляются ценностные ориентации, осознаются принципы деятельности, благодаря чему интенции поведения переходят в цели, таким образом, деятельность становится целенаправленной и осознанной.

Основой коммуникации является диалог (полилог), в котором происходит столкновение различных позиций, где субъект, аргументируя свою позицию, вынужден выделять как основание собственной точки зрения, так и основание точки зрения своих оппонентов. Направленность на поиск оснований - это то, что остается в индивидуальном сознании по завершению актуальной коммуникативной ситуации [Почепцов, 2003].

Основой рефлексии является организация диалога с самим собой через групповое взаимодействие. Это необходимое свойство практического мышления подростка и старшеклассника, задача которого применить знания общего характера к конкретным ситуациям действительности. Рефлексия становится важнейшим определяющим звеном между концептуальным знанием и личным опытом. Без рефлексивной проработки знания, из которых складываются концептуальные представления, «рассыпаются» в сознании, а это не позволяет им стать непосредственным руководством к действию. Рефлексия в деятельности - это процесс мысленного (предваряющего или ретроспективного) анализа какой-либо проблемы, затруднения или успеха, в результате которого возникает осмысление сущности проблемы или затруднения, рождаются новые перспективы их разрешения. Рефлектирующий - это анализирующий, творчески исследующий свой опыт, обладающий прогностическими способностями школьник. Предметом рефлексии в данном случае яв-

ляются «Я», «Другие», «процесс коммуникации».

Результатом «проживания» процессов развития является личностное самоопределение школьников как сознательный акт выявления и утверждения в проблемных ситуациях. В программе предполагается как индивидуальное, так и групповое самоопределение. При групповом самоопределении должна появиться соответствующая цель группы как на весь период ее освоения, так и на каждом занятии в отдельности.

Технологической основой реализации содержания развивающей программы являются коллективные занятия (В.К. Дьяченко, Б.В. Лебединцев, М.А. Мкртчян), предполагающие использование четырех способов взаимодействия: коллективного (организация взаимодействия в парах сменного состава), группового, индивидуального, парного. В ходе такого взаимодействия у школьников появляется возможность быть активными, проявлять самостоятельность и принимать ответственность за результат своей деятельности.

Коллективная организация процесса развития обеспечит школьникам овладение рефлексивными умениями, так как характер такого взаимодействия построен на субъект-субъектных отношениях. Коллективные занятия включают в себя три последовательных этапа [Мкртчян, 2001]:

Проектирование;

Реализация деятельности;

Рефлексия деятельности.

Каждый способ организации взаимодействия реализуется через многообразные формы и методики в соответствии поставленным целям развития учащихся. Обозначим сущность основных.

Организационно-деятельностная игра (ОДИ) - это особая форма организации взаимодействия многих учащихся, позволяющая за счет коллективной мыследеятельности решать актуальные проблемы реальной действительности, реальной жизнедеятельности школьников [Щедровицкий, 1997].

В ОДИ у участников появляется великолепная возможность занимать те или иные позиции. Занять позицию, следовательно, на некоторое время присвоить себе право быть кем-то; присвоить себе право иметь другой

взгляд на ситуацию и нести за это ответственность.

ОДИ одновременно проходит в реальной и идеальной действительностях. Реальная действительность - это действительность, где совершаются какие-либо действия, а идеальная действительность - это действительность, где происходит рефлексия этих действий. Во время рефлексии реальная действительность останавливается, участники игры начинают осмысливать, что происходило в реальной жизни до этой остановки.

Организация и проведение организационно-деятельностных игр имеют ряд положительных моментов:

Позволяют работать с индивидуальным и коллективным мышлением;

Делать рефлексивный выход по отношению к своим действиям;

Дают возможность школьнику оформлять позицию и «собственную» норму деятельности.

В ОДИ используются методики «Пробле-матизация», «Схематизация», «Создание и анализ проектов».

Методика «Проблематизация». Для реализации содержания каждого модуля необходимо осуществить проблематизацию имеющихся представлений о понятиях «история», «ответственность», «индивидуальная позиция», «национальная культура», «городская культура», «символ», «праздник», «герой», «личность», «будущее» и т.д.

Задается проблемное поле рабочего понятия, в котором между частями системы и ее элементами возникает множество конфликтующих взаимодействий, сводящихся в итоге к противоречиям. Поэтому путь к совершенствованию системы понятия (освоению), к повышению степени их идеальности лежит в плоскости выявления этих противоречий, постановки целей их разрешения и синтезу решений выявленных задач. Проблема-тизация должна закончиться для школьника конструктивно. Выходом из проблемного поля являются поставленные задачи.

Методика «Схематизация». Учащимся предлагается схематизировать, т.е. нарисовать максимально простую или иную ситуацию. Например, изобразить на схеме организацию работы одноклассников в сиюминутной учебной ситуации сегодня или изо-

бразить прочитанный отрывок текста. Можно использовать обратный прием. Например, воссоздать возможные события, представленные данной схемой.

Методика «Создание и анализ проектов». Данная методика базируется на равноправной роли обучающих и учащихся. Проектная группа имеет совместную целевую установку, сообща планирует и предпринимает шаги по осуществлению задуманного, совместно подводит итоги. Анализ результата и экспертиза проекта являются «обратной связью», основанием для постановки новых задач.

Рефлексия. Рефлексия - индивидуальная форма организации мышления. Может проводиться и в других формах организации взаимодействия [Ушева, 2007] . Рефлексия направлена: на понимание себя: «Я понимаю, кто Я и какой Я»; другого: «Я понимаю, чем я отличаюсь от Другого»; обусловленность самого себя: «Я понимаю, что то, что я думаю, делаю, чувствую неслучайно (в том числе обусловлено культурой)»; обусловленность другого: «Я понимаю, что то, что другой думает, делает, чувствует неслучайно (в том числе обусловлено культурой)»; готовность жить совместно с другим: «Я готов вместе с другим сделать что-то очень хорошее (совместный продукт)»; совместную деятельность: «Мы вместе живем, творим, действуем».

Результаты рефлексии фиксирует каждый участник программы. Ведется ежедневная запись рефлексии.

Методика «Личный ежедневник». В каждом модуле программы школьникам предлагается работа с «Личным ежедневником». Данная методика позволяет регулярно планировать свои действия и анализировать свои достижения и затруднения. Такая форма рефлексии дает возможность фиксировать личный результат, что немаловажно для самоопределения. «Личный ежедневник» внешне может быть разным, но он должен содержать информацию о планировании деятельности, анализ проделанного и записи, отражающие понимание школьником собственной позиции.

Позиционирование. В рамках программы у участников появляется возможность занимать те или иные позиции. Позиция не ассоциируется полностью с ролью. Роль - дол-

говременная позиция. У человека, имеющего роль, существуют должествования и обязанности. Занять позицию - это на некоторое время присвоить себе право быть кем-то, иметь другой взгляд на ситуацию. Школьник, оставаясь самим собой, может занять позицию «другого» и проанализировать свои силы.

Самой важной позицией в программе является позиция активного участника. Главная задача участников программы - действовать, быть активными как в постоянных, так и в сводных группах.

Для реализации содержания программы необходимы постоянные и сводные (временные) группы.

Постоянная малая группа - это первичный коллектив школьников, состав которого остается неизменным. Именно в малой группе рассматриваются и анализируются все вопросы успешности каждого обучающегося, составляются индивидуальные образовательные программы. Предназначение постоянной малой группы состоит в том, чтобы быть местом осознания, выделения и максимально возможного решения для каждого ученика.

Рефлексия групповая организуется в постоянных малых группах для реализации принципа доверия всем участникам рефлексии. Можно использовать следующие методики: «Комментарии», «Зеркало дня», «Письма» и т.д.

Сводная малая группа - это временный коллектив школьников, созданный для решения определенной задачи. Такими группами являются творческие мастерские.

Творческая мастерская дает возможность старшеклассникам обсудить или узнать практические подходы к преодолению какой-либо ситуации. Акцент делается на практических аспектах, а не на теоретических. Работа ведется с отдельными узкими темами, происходит становление определенных навыков учащихся.

Методика «Коллаж». Данная методика предназначена для опосредованного самовыражения. Коллаж (фр. Collage - наклеивание)

Технический прием в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре, а также произведение, целиком выполненное этим приемом. Замысел и идеи, ре-

ализованные в коллаже, всегда озвучиваются учащимися, делаются комментарии. Коллаж может стать материалом для постановки вопросов, рассуждений, проблематизации.

Самоопределение в данной программе предполагается как индивидуальное, так и групповое. При групповом самоопределении должна появиться соответствующая цель группы относительно целевым установкам модуля. Другими словами, группа должна понять, что именно она сделает (не «должна сделать», не «хочет сделать», не «может сделать», а «сделает»). При самоопределении используется методика «Целеполагание».

При групповой работе эффективно использовать методику «Презентация». Слайдовая презентация помогает визуализировать содержание. Акцентировать внимание на что-либо, при этом необходимо учитывать, для кого предназначена информация (особенность именно этих учащихся, которые находятся в аудитории), удерживать цель (какую цель преследует презентация), отслеживать базовое действие учащихся (какая внутренняя работа производится учащимися).

Методика «Презентация» может осуществляться по следующему плану:

1. Представление темы модуля.

2. Демонстрация логических связей всей программы. Делаются акценты и на содержании, и на ведущих видах деятельности каждого модуля.

3. Проведение коллективного анализа основного понятия модуля. Персонализируется понятие и наполняется его личностным содержанием.

4. Создание ситуации проблематизации с постановкой задач для решения в рамках программы.

5. Постановка задач каждым участником программы. Задачи должны носить деятельностный характер, с конкретным результатом для личности каждого школьника.

6. Анализ исходной ситуации. На основании анализа исходной ситуации и задач ставится цель.

7. Понимание собственных возможностей.

8. Анализ возможных внешних ресурсов.

9. Определение состава проектных групп.

10. Представление тематики итоговых проектов.

Основным ожидаемым результатом образовательной программы «Будущее Сибири» является переход компетенций школьников на новый уровень развития. Такой переход становится возможным в результате осознания, понимания и качественной оценки школьником существа тех или иных способов действования, представленных в современном обществе. Осознание и понимание, в свою очередь, достигаются посредством механизмов рефлексии, на основе знаний и собственного практического опыта деятельности. Показателями результата становятся конкретные культурные продукты, создаваемые школьниками в рамках программы: рефлексивные тексты, проекты и др.

В процессе реализации программы ее участники овладевают рефлексивными умениями, коммуникативной практикой и опытом проектной деятельности, а также умением принимать решения и прогнозировать их последствия. Учащиеся приобретают навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточного результата), позиционирования и самоопределения в проблемной ситуации, осваивают приемы коллективной коммуникации.

Библиографический список:

1. Богин, В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности /В.Г. Богин //Современная дидактика: теория - практике / под науч. ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. - М.: Изд-во Ин-та теор. пед-ки и междунар. исслед. в образовании Рос. Акад. образования, 1993. - С. 153176.

2. Запятая, О.В. Общие умения коммуникации: опыт формирования /О.В. Запятая.- Красноярск: Поликом, 2009.

3. Квасова, А.К. Рефлексия в практике коллективных учебных занятий /А.К. Квасова, Л.В. Бондаренко, Д.И. Карпович // Коллективный способ обучения. - 2007. - № 9. - С. 91-103.

4. Мкртчян, М.А. Методологические соображения вокруг проблем создания новой образовательной практики/ М.А. Мкртчян// Практика внедрения индивидуально-ориентированной системы обучения - Красноярск: КГПУ, 2001. - С. 123-124.

5. Новиков, А. Содержание общего образования: от школы знаний к школе культуры/ А. Новиков // Народное образование. - 2005. - №1. - С. 39-45.

6. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации /Г. Г. Почеп-цов. - М.: Рефл-бук, 2003.

7. Сенько, Ю.В. Стиль педагогического мышления в вопросах: учеб. пособие/ Ю.В. Сенько. - М.: Дрофа, 2009.

8. Соловьева, М.Р. Празднично-обрядовая культура русских старожилов Восточной Сибири. Троица: пособие /М.Р. Соловьева. - Иркутск: ИГПУ, 2003.

9. Ушева, Т. Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: пособие / Т.Ф. Ушева. -Красноярск: Поликом, 2007.

10. Хуторской, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторской // Народное образование. -2003. - №8. - С. 107-114.

11. Щедровицкий, Г. П. Философия. Наука. Методология /Г. П. Щедровицкий. - М.: Школа культурной политики, 1997.

Регулятивная (М1)

1.Принимать и сохранять учебную задачу.

2.Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

3.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

5.Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Информационная (М2)

1.Осуществлять поиск необходимой информации.

2.Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

3.Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

4.Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

5.Выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Познавательная (М3)

1.Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

2.Проводить сравнение по заданным критериям.

3.Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

4.Обобщать.

5.Устанавливать аналогии.

Коммуникативная (М4)

1.Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

2.Учитывать разные точки зрения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

3.Использовать речь для регуляции своего действия.

4.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Качественная оценка по этапам каждой личностной характеристики

Наличие позиции:

1.наличие собственного мнения, отсутствие боязни высказывать своё собственное мнение;

2.желание выразить и отстоять свою точку зрения;

3.наличие устойчивых ценностно-смысловых установок, умение обосновывать свою позицию.

Творчество:

1.открытость новому;

2.поиск новых решений при реализации поставленных задач;

3.самостоятельный поиск новых задач.

Самостоятельность:

1.самостоятельность в выполнении привычных,повседневных дел(навыки самообслуживания)

2.инициативность в начинании нового дела;

3.ответственность за свои дела, поведение и поступки.

Самовосприятие, понимание другого человека:

1.понимание ценности собственного мнения, интерес к мнению другого человека;

2.уважительное отношение к мнению другого человека;

3.понимание собственных границ в отношении к другому человеку, понимание прав другого человека.

Ценность разнообразия природы, культур, народов, профессий:

1.Интерес к многообразию природы, культур, народов, профессий. Осознание собственной принадлежности к определенной культуре, народу;

2.инициативность в познании разнообразия природы, культур, народов, профессий;

3.содействие сохранению окружающей среды, уважительное отношение к истории и культуре других народов, понимание возможности выбора профессии.

Понимание социальных норм:

1.понимание и принятие социальных норм;

2.выполнение правил поведения и социальных норм;

3.соотнесение собственного поведения и поведения других с существующими нормами.

Ценность семьи:

1.знание и уважение порядков и традиций семьи, понимание и терпеливое отношение к трудностям;

2.интерес к генеалогии семьи;

3.понимание ценности семьи и зарождения жизни.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, личностный смысл обучения:

1.интерес к обучению, любознательность;

2.принятие и освоение социальной роли обучающегося;

3.стремление к непрерывному обучению.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

1.желание и интерес к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;

2.проявление инициативности и умение установить взаимоотношения сотрудничества, поиски способов поведения в конфликтных и спорных ситуациях;

3.умение находить способы разрешения конфликтных и спорных ситуаций.

Навыки адаптации:

1.понимание существования различий в правилах поведения и социальных нормах в различающихся условиях социальной среды;

2.изменение поведения в зависимости от условий социальной среды;

3.изменение условий среды обучающимися для удовлетворения потребностей к саморазвитию обучающегося.

Эстетические потребности и чувства:

1.интерес и понимание прекрасного;

2.стремление к сохранению объектов природы и материальной культуры;

3.потребность в переживании эстетических чувств.

Забота о здоровье:

1.понимание ценности своего здоровья;

2.применение реальных действий по сохранению и укреплению своего собственного здоровья;

3.распознавание ситуаций опасности и безопасности влияния окружающей среды на здоровье человека.

Личностные результаты освоения образовательной программы

Фамилия,имя ребенка

Наличие позиции

Творчество

Самооценка, самовосприятие

Понимание другого человека

Ценность разнообразия

Понимание социальных норм

Эмоционально-нравственная отзывчивость

Ценность семьи

Принятие и освоение социальной роли учащегося

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Навыки адаптации в динамично меняющемся мире

Самостоятельность

Ответственность

Эстетические потребности, ценности и чувства

Забота о здоровье

Метапредметные результаты образовательной деятельности
Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Проблеме качественного образования на всех ступенях образовательного процесса во всём мире придаётся особое значение. Эта проблема обозначена и в приоритетных программах Президента РФ, Концепции модернизации образования.

«Развивающемуся обществу, - подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения..., прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью..., способны к сотрудничеству..., обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».

Качество современного образования всё больше связывается с так называемой функциональной грамотностью, под которой понимают способность человека адаптироваться в современном обществе, способность к самореализации, умению применять полученные в разных областях знания для решения жизненно важных задач.

Компетентностный подход к обучению становится приоритетным направлением модернизации образования. Главная идея компетентностного подхода - формирование профессиональной компетентности специалиста, о которой можно судить по тем умениям и навыкам, которые специалист применяет для решения сложных профессиональных и жизненных ситуаций.

Отсюда одной из наиболее важных задач современной системы образования является формирование ключевых компетенций учащихся. Появляется потребность в формировании таких качеств личности, как способность человека воспринимать новое, быстро менять различные виды деятельности.Умение работать творчески, адаптироваться в современном обществе.

Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции.

Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

Какие компетенции ключевые: европейский вариант

Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Достичь такого согласования не всегда удается. Например, в ходе международного проекта «Определение и отбор ключевых компетентностей», реализуемого Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США строгого определения ключевых компетентностей выработано не было.

Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций.

Изучать:
уметь извлекать пользу из опыта;
организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
организовывать свои собственные приемы изучения;
уметь решать проблемы;
самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:
запрашивать различные базы данных;
опрашивать окружение;
консультироваться у эксперта;
получать информацию;
уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:
организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:
уметь сотрудничать и работать в группе;
принимать решения - улаживать разногласия и конфликты;
уметь договариваться;
уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:
включаться в проект;
нести ответственность;
входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
доказывать солидарность;
уметь организовывать свою работу;
уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:
уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
показывать стойкость перед трудностями;
уметь находить новые решения.

Ключевые компетенции отечественного образования

Для России тенденции европейского образования никогда не были безразличны. При этом не сдает позиции концепция «своего», на других непохожего, пути, сторонники которой обосновывали такое отстранение спецификой отечественных традиций. Однако стоять в стороне от общих процессов и тенденций в развитии образования наша страна более не может и не должна. В этом смысле не является исключением и тенденция усиления роли компетенций в образовании. Разумеется, при конкретизации приведенных выше ключевых компетенций необходимо учитывать реальную ситуацию. Перечень ключевых компетенций, который мы приводим ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С учетом данных позиций и опираясь на проведенные нами исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:

- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

- Общекультурные компетенции.
Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

- Учебно-познавательные компетенции.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

- Информационные компетенции
. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции.
Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

- Социально-трудовые компетенции.
Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

- Компетенции личностного самосовершенствования
направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Перечень ключевых компетенций дан нами в самом общем виде и нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.

К собственно креативным компетенциям можно отнести следующие: «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать проблемы», « раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий», «уметь находить новые решения». В то же время, указаний на данные умения еще недостаточно для того чтобы целостно представить весь комплекс знаний, умений, способов деятельности и опыта ученика в отношении его креативных компетенций.

Иерархия компетенций

Очевидно, что одни компетенции являются более общими или значимыми, чем другие. Возникает проблема типологии компетенций, их иерархии.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня:

1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Ключевые образовательные компетенции конкретизируются всякий раз на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Например, ключевые учебно-познавательные компетенции находят свое воплощение в общепредметной рефлексивной компетенции, а затем в такой предметной компетенции по истории, как способность выделять в любом историческом событии борьбу интересов различных сторон.

Для определения содержания каждой из компетенций необходима структура, обусловленная их общими функциями и ролью в образовании.

Структурные компоненты компетенции

Чтобы обеспечить соотносимость компетенций с традиционными образовательными параметрами, раскроем содержание понятия «образовательные компетенции» путем перечня структурных компонентов компетенции:

Название компетенции;
- тип компетенции в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная компетенция);
- круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция;
- социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме);
- смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным);
- знания о данном круге реальных объектов;
- умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов;
- способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов;
- минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (по ступеням обучения);
- индикаторы - примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).

Перечисленный набор устанавливает набор характеристик для проектирования и описания образовательных компетенций в нормативных документах, учебной и методической литературе, а также в соответствующих измерителях общеобразовательной подготовки школьников, в том числе и в измерителях уровня их креативной подготовленности.

Технология конструирования компетенций

Для того чтобы выстраивать содержание ключевых, общепредметных и предметных компетенций в дидактике и методиках, необходима специальная технология их конструирования.

Предлагаемая нами процедура конструирования образовательных компетенций опирается на рефлексивное выявление компетентностного содержания существующего образования и включает в себя четыре этапа:

1) поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете;

2) построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций»;

3) проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения;

4) проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.

На первом этапе проектирования составляется перечень образовательных компетенций, формирование которых относится (может относиться) к выбранному учебному предмету - математике, языку, истории, информатике и др. Для этого отыскиваются проявления в данном предмете ключевых компетенций (ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенций самосовершенствования). Выясняется возможный вклад учебного предмета в формирование каждой из ключевых компетенций.

1. Объекты реальной действительности (природные, культурные, социальные явления, технические устройства, произведения-первоисточники и т.п.). В соответствующей учебному предмету науке или области деятельности выделите реальные предметы и явления, например, в русском языке это может быть устная речь как реальный процесс с его элементами – звуками, словами и т.п., тексты произведений как материализованные объекты; в физике – основные физические явления, вещества в различных состояниях, фундаментальные поля и взаимодействия, элементарные частицы; в химии - вещества и процессы их превращения; в истории - предметы и события исторического значения и т.д.

2. Общекультурные знания об изучаемой действительности: культурно значимые факты, идеи, гипотезы, проблемы, способы деятельности понятия, правила, законы, противоречия, теории, технологии, альтернативные подходы и др. знания, которые выработаны человечеством по отношению к соответствующим объектам. Особую роль отводится фундаментальным образовательным объектам и фундаментальным проблемам.

3. Общие и общеучебные умения, навыки, способы деятельности . Приведите систематизированные по группам перечни конкретных умений, навыков и способов деятельности, относящихся к учебному предмету и имеющих общепредметную роль и значение.

Каждый из указанных в данных пунктах компонентов должен присутствовать в содержании и названии выделяемой вами компетенции. Например, только владение логическими операциями (анализ, синтез, обобщение и др.) не может являться предметной компетенцией по математике, поскольку в данной формулировке нет указания на конкретный объект (объекты), по отношению к которым указанные операции (способы деятельности) формируются. Чтобы учесть это, предметная компетенция должна выражаться, например, следующим образом: владение логическими операциями (анализ, синтез, обобщение и др.) по отношению к геометрическим фигурам.

Требование личностной значимости формирования у ученика данной компетенции также накладывает ограничение на ее содержание. Например, в приведенном примере личностная значимость владения логическими операциями по отношению к геометрическим фигурам может быть обозначена так: ... для учета и систематизации предметов различной формы (например, в коллекциях).

Таким образом, при формировании перечня предметных компетенций учитывается их комплексный характер, т.е. наличие в структуре компетенции: а) объекта реальной действительности; б) социальной значимости знаний, умений, навыков и способов деятельности по отношению к данному объекту; в) личностной значимости для ученика формирования данной компетенции.

Представление предметных компетенций в каждом учебном предмете выполняется в табличной форме:


Древо компетенций

Построение «древа компетенций» имеет целью иерархическую систематизацию трех уровней компетенций: ключевых, общепредметных, предметных.

Основным продуктом данного этапа является разработка общепредметных компетенций, интегрирующих на горизонтальном уровне компетенции отдельных дисциплин. Обобщение предметных компетенций до уровня общепредметных происходит: а) по общим для разных учебных предметов реальным объектам познавательной действительности; б) по общим умениям, навыкам и способам действий.

Представление результатов данного этапа проектирования происходит в виде таблицы следующего типа:

Клю
чевые ком
петен
ции

Общепредметные компетенции

Предметные компетенции

Математика

Русский язык

Информатика

Ком
муни
катив
ная ком
петен
ция

Устный диалог

Задание вопросов собеседнику

Конструирование ответа на вопрос

Диалог в письменной форме

Использование древнегреческих апорий для объяснения математических парадоксов

Самопрезентация в форме резюме

Использование электронной почты для переписки

Полилог (коллективная дискуссия)

Групповая работа при выполнении математического проекта

Ролевая форма представления текста произведения

Работа с помощью чат-технологий (режим реального времени)

Динамика развития предметной компетенции

Каждая из общепредметных образовательных компетенций имеет сквозное воплощение во всех трех ступенях обучения – начальная, основная, средняя (полная) общая школа. Чтобы определить реализацию общепредметной компетенции на каждой ступени, необходимо описать динамику развития соответствующей предметной компетенции для того или иного объекта изучаемой действительности. Результаты данного этапа проектирования систематизируются в форме следующей таблицы:

Метапредметные компетенции, в трактовке которых мы исходим из концепции И.А.Зимней, А.Л.Андреева и др., считая при этом ведущими метапредметными компетенциями следующие:

    когнитивная – способность добывать знания и считать их ценностью, готовность видеть (осознавать) и решать проблему;

    компетенция в решении проблем – способность видеть проблему и готовность ее решать;

    аксиологическая – способность осуществлять ценностный выбор, предпочитая «добро» «злу»;

    социально-мировоззренческая – способность формировать мировоззрение на современной научной основе и воплощать «активную гражданскую позицию»;

    коммуникативная – способность взаимодействовать с Другим, а также добывать и перерабатывать информацию, создавая в ответ на чужой «текст» – свой авторский «текст» (под текстом вслед за Ю.М. Лотманом мы понимаем все, искусственно созданное человеком и содержащее послание);

    культуроведческая (культуросообразность) – способность нести, развивать и транслировать культуру, исходить из нее при анализе любых явлений как из некоего камертона.