Операцией обратной обобщению является конкретизация. Операции мышления. Виды мыслительных операций

Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют такие операции мышления, как:

  1. сравнение;

    абстрагирование;

  2. обобщение;

    классификация и;

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так - в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект. Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение.

Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению. Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов:

    общие как сходные признаки и;

    общие как существенные признаки.

Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков. Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию. Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Следует отличать классификацию от категоризации.

Категоризация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п. Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Проблемы для обсуждения :

1. Сущность мышления как процесса решения задач.

3. Основные типы мыслительных действий, характерных для процесса решения задач и их содержание. 4. Основные операции мышления и их сущность.

2. Основные мыслительные операции

Процесс решения задач, несомненно, является моделью, с наибольшей полнотой отражающей структуру интеллектуальной деятельности, и изучение особенностей этого процесса может дать существенные материалы для понимания психологии мышления человеком. В процессе мыслительной деятельности чело век познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. «Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение».

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. Стол, например, можно расчленить на такие части, как крышка, ножки, ящики, рас порки и т.д. При знакомстве детей с каким-нибудь растением им предлагают показать его часть (ствол, ветви, листья, корни). Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс не­посредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим). Если анализ оторван от других операций, они становится порочным, механистичным. Элементы такого анализа наблюдаются у ребенка на первых этапах развития мышления, когда ребенок разбирает, ломает игрушки на отдельные части, никак не используя их дальше.

Синтез - это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов или частей к их сложному целому, предмету или явлению. Синтез не является механическим соединением частей и поэтому не сводится к их сумме. При соединении отдельных частей машины, при их синтезе получается не груда металла, а машина, способная передвигаться. При химическом соединении кислорода и водорода получает вода. И синтез и анализ занимают важное место в интеллектуальном процессе. Так, при обучении чтению звуков и букв составляют слог, из слогов - слова, из слов - предложения.

Анализ и синтез протекают всегда в единстве. Анализируя то, что включает в себя что-то общее, целое. Синтез также предполагает анализ: чтобы объединить какие-то части, элементы в единое целое, эти части и признаки необходимо получим, и результате анализа. В мыслительной деятельности анализ и синтез как бы поочередно выходят на передний план. Преобладание анализа или синтеза в мышлении может быть обусловлено как характером материала и условиями задачи, так и умственным складом человека.

Сравнение - это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Практически сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому; например, одного карандаша к другому, линейки к парте и т.п. Так происходит процесс сравнения, когда мы измеряем пространство или взвешиваем тяжести. Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредствованным и опосредованным. Основное требование к операции сравнения, чтобы оно проводилось в одном отношении. Для более глубокого и точного познания деятельности особенно большое значение такое качество мышления как способность находить различие в наиболее сходных предметах и сходство - в различных.

Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Так мы можем говорить о зеленом цвете, как о благотворно действующем на зрение человека, не указывая конкретно предметов, имеющих зеленый цвет. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именно путем абстрагирования были созданы отвлеченные, абстрактные понятия длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д. Абстракция - сложный процесс, зависящий от своеобразия изучаемого объекта и целей, стоящих перед исследователем. Благодаря абстракции человек может отвлечься от единичного, конкретного. В то же время абстракция не существует без чувственной опоры, иначе она становится бессодержательной, формальной. Среди видов абстракции можно выделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в понятиях.

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном. Когда нас просят привести пример, то, по сути дела, просьба заключается в конкретизации предшествующих высказываний.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, сходные признаки, имеющиеся в яблоках, грушах, сливах и т.п., соединяются в одном понятии, которое мы выражаем словом «фрукты». Мыслительная деятельность всегда направлена на получение результата. Человек анализирует предметы с тем, чтобы выявить в них общие закономерности и предсказать их свойства. Психолог изучает людей, чтобы вскрыть общие закономерности их развития. Повторяемость определенной совокупности свойств в ряде предметов указывает на более или менее существенные связи между ними. При этом обобщение вовсе не предполагает отбрасывания специфических особенных свойств предметов, а заключается в раскрытии их существенных связей. Существенное, т.е. необходимо между собой связанное и именно в силу этого неизбежно повторяющееся.

Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложно обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и объект включается в систему понятий.

Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и прочие. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие. При этом подчеркивается активность, действенный характер человеческого мышления, возможность творческого преобразования действительности. Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видов мышления. В психологии сложилось несколько подходов к проблеме классификации видов мышления. Как уже было показано выше, по степени развернутости мышление может быть дискурсивным, поэтапно развернутым процессом, и интуитивным, характеризующимся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.


Воспитанию культуры умственного труда. Основными требованиями к методике проведения таких занятий является следующее: 1) проведение занятий по воспитанию культуры умственного труда должно осуществлятся не от случая к случаю, а по заранее разработаной программе и календарному графику; 2) преемственная взаимосвязь с работой учителя-предметников по развитию интеллектуальных способностей учащихся; ...

В дидактической игре они подражают умствен­ной работе капитана - «ведут корабль по заданному курсу» на ос­нове выполненных расчетов. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу позна­ния. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают...

В обществе, что влечет за собой изобретение и освоение принципиально новых технологий поиска, распространения, трансляции знаний в социальном пространстве. 2.2 Общая характеристика формирования интеллектуальной культуры личности Потребности социально-экономического развития России должны обеспечиваться системой образования, так как образованность и интеллект, а также духовное здоровье...

Знаний, с овладением учебно-познавательными операциями, с проявлением гибкости ума как при усвоении знаний, так и при их практическом использовании. Мы говорим о мышлении человека как составной части умственного воспитания. Мышление - это продукт деятельности человеческого мозга. Оно свойственно всем людям. Педагоги и психологи рекомендуют учителю развивать мышление вообще и его частные виды. ...

Умственные операции - действия, которые мы осуществляем в своем мышлении над материалом, реальным или воображаемым. Умственные операции это отдельные "кирпичики" или этапы нашего мышления. К основным видам умственных операций относят:

Сравнение,

Абстракцию,

Конкретизацию,

Индукцию,

Дедукцию.

Сравнение

Сравнение это умственная операция, состоящая в установлении сходства и различия между отдельными предметами или явлениями реального мира.

Когда человек наблюдает два предмета, волей или неволей он начинает замечать то, в чем эти предметы похожи или в чем они различаются. Внешне простая, эта операция включает в себя ряд сложных элементов. Не бывает "сравнения вообще", оно всегда зависит от того, какие именно свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными, что нас интересует. В зависимости от ситуации, от наших потребностей (порой весьма тонких) бывают разные основания сравнения.

Пример. Есть четыре человека. Трое из них интересуются книгами, четвертый нет. Первый интересуется книгами постольку, поскольку он интересуется, скажем, научной фантастикой. Встречая какую-нибудь книгу, он обращает внимание на те детали, которые могут показать, что она относится именно к научной фантастике. На обложке можно встретить фамилию знакомого автора, если автор неизвестен, тогда название произведения или характерное оформление обложки может выдать принадлежность книги к тому или иному жанру. Поэтому, встречая две книги, любитель фантастики будет сравнивать их между собой по авторам, названиям, оформлению. И, даже не заглядывая внутрь, может отдать предпочтение той или иной книги.

Другой человек тоже интересуется книгами, но интерес его профессиональный: он занимается издательской деятельностью. Такой человек, скорее всего, будет сравнивать книги между собой по другим основаниям: качеству бумаги, способам оформления обложки, размерам книги и еще каким-нибудь техническим характеристикам.

Четвертый человек совсем не интересуется книгами, по крайней мере их бумажными вариантами. Если он и читает книги, то только с экрана компьютера или мобильного устройства. Бумажные книги не занимают практически никакого места в жизни этого человека. И поэтому, что интересно и важно, основания для сравнения книг между собой временны и неустойчивы: сегодня две книги кажутся схожими/различными из-за цвета, завтра они сравниваются по размеру, послезавтра по году издания и т.д. .

Операция сравнения осуществляется или непосредственно, или опосредованно. Когда мы воспринимаем два предмета непосредственно, мы используем непосредственное сравнение. В противном случае мы используем опосредованное сравнение. При опосредованном сравнении мы можем использовать умозаключения, опирающееся на косвенные признаки.

Опосредованное сравнение вообще опирается на всю мощь нашего интеллекта, в качестве "посредника" при сравнении может быть использовано и, например, воображение, и наглядные действия. Ребенок не может узнать, стал ли он выше, сравнивая непосредственно себя настоящего и себя прежнего (например месяц назад). Однако он может воспользоваться наглядным трюком и отмечать свой рост на дверном косяке. И тогда по отметкам он сможет выяснить желаемую информацию.

Строго говоря, в природе вообще нет двух одинаковых предметов. Различаются между собой два любых камня, различаются небесные светила, нет двух абсолютно одинаковых птиц или насекомых. Надо полагать, даже двух одинаковых атомов или электронов не существует. Одинаковыми делает предметы наше мышление. Для этого, собственно, и существует операция сравнения.

Более того, человеческий разум придумал объекты, всегда одинаковые, при любых обстоятельствах. Речь, конечно, идет о математических - исключительно выдуманных - объектах. Так в математике все равносторонние треугольники с длиной стороны в 7 сантиметров всегда равны друг другу.

Операция сравнения исключительно важна для работы психики. И в любом сравнении, как мы уже говорили, лежит то или иное основание, те или иные существенные признаки. Интересно то, что в операции сравнения имеются индивидуальные отличия не только по основаниям, но и по алгоритму сравнения.

Пример. Имеется четыре человека (А, Б, В, Г) и два камня (Ъ и Ь). Перед испытуемыми ставится задача сравнить камни и вынести вердикт: одинаковые эти камни или разные. У всех испытуемых основной критерий сравнения - форма, но есть и второстепенные - цвет, размер. А и Б начали свои рассуждения так: "Предположим, Ъ и Ь одинаковы..." В и Г начали свои рассуждения иначе: "Предположим, Ъ и Ь разные..." Дальше они продолжили свои рассуждения. Испытуемый А установил: "Форма камней одинакова, значит гипотеза полностью подтвердилась". Испытуемый Б решил иначе: "Форма камней одинакова, но я еще не сравнивал по цвету и размеру; если окажется, что в чем-то они различны, то камни окажутся разными". Испытуемый В рассуждает иначе: "Форма Ъ и Ь одинакова, значит моя гипотеза не подтвердилась, и это значит, что камни не разные, а одинаковые". И последний испытуемый, Г: "Форма, конечно, одинакова, и это несколько противоречит моей гипотезе; надо будет сравнить еще по цвету и размеру; может быть, что они подтвердят мою гипотезу".

В отличие от абстрактных рассуждений в философии, формальной или математической логике в реальной жизни в большинстве случаев мы имеем несколько оснований для сравнения. При этом одни основания обычно несколько более важны, чем другие. Поэтому все четыре приведенных в примере алгоритма сравнения имеют под собой смысл. В зависимости от количества оснований, от их одинаковой или разной значимости бывает выгодно рассуждать так или иначе.

Операция сравнения нашим мышлением производится так часто и в большинстве случаев так быстро, что мы просто не успеваем отрефлексировать алгоритмы, по которым проводим сравнение. Алгоритмы бывают весьма разные и специфичные, не только такие простые логические, как в нашем примере. Сравнение может быть многокритериальным, когда в своей голове мы формулируем ряд критериев сравнения, а затем как бы выставляя в уме баллы сравниваемым объектам. Некоторые алгоритмы сравнения заложены в нас природой и до конца еще не изучены наукой.

Таково, например, слуховое восприятие, целиком построенное на сравнениях. Слушая очередной популярный мотивчик, мы сравнительно легко и не без удовольствия выискиваем в музыкальном опусе повторяющийся припев. Можем с уверенностью сказать, на какие другие опусы похож данный опус. Но четко расписать алгоритм сравнения двух музыкальных произведений между собой или хотя бы отдельных коротеньких участков мы не в состоянии, потому что сознанием этот интеллектуальный процесс сравнения мы контролируем очень слабо.

Операция сравнения присуща не только людям, но и животным, птицам. Самки многих животных, например, имея возможность сравнивать двух потенциальных брачных партнеров между собой, отдают предпочтение более крупному и физически развитому самцу. Гуси при встрече друг с другом встают на цыпочки и вытягивают вверх клюв, сравнивая свой рост и соревнуясь в этом показателе.

Операция сравнения - базовая для многих других мыслительных операций. Абстрагирование от одних свойств и обстоятельств, концентрация внимания на других предоставляет собой первичную структуризацию, упорядочение материала.

Анализ и синтез

Анализ - это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Суть данной операции состоит в том, что, воспринимая или представляя какой-либо предмет или явление, мы можем мысленно выделить в нем одну часть из другой, а затем выделить следующую часть и т.д.

С помощью анализа мы можем узнать, из каких частей состоит то, что мы воспринимаем. Анализ позволяет нам разложить целое на части, т.е. позволяет понять структуру того, что мы воспринимаем. Не всегда, однако, имеется лишь один способ этого разложения целого на части. Если система весьма сложная, то этих способов может быть очень много. Поэтому, как и в случае операции сравнения, у анализа тоже могут быть основания.

Пример. Предположим, перед нами поставлена задача разбить город, в котором мы живем на несколько отдельных частей. В качестве основания разложения (анализа) мы можем взять уже сложившееся административно-территориальное деление (по районам). Можем разделить город на функциональные части: жилые районы, производственные, садово-парковые зоны. Можем выделить историческую часть (с домами, построенными, скажем, до 1917 года), современную часть и район новостроек. Можно разделить на правобережье и левобережье.

Анализировать можно не только те объекты, которые представлены нам наглядно. Можно анализировать, например, процессы. Если в какой-то организации была учреждена должность, например, экономиста-аналитика или маркетолога, то специалист, занявший ее, начнет свою работу с анализа: выяснит, какие вообще существуют структурные и функциональные подразделения в организации, какие конкретно задачи стоят перед организацией, кто ее партнеры и т.д. Без предварительного анализа в своей работе такой специалист будет тыкаться как слепой котенок.

При анализе наглядных предметов мы выделяем:

Существенные части предмета (структуру),

Цвет, форму, свойства материала и прочие свойства.

Анализ предметов, разумеется, может осуществляться не только в наглядном режиме, но и по памяти.

Синтез - это противоположная анализу операция, мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, мысленное сочетание отдельных их свойств.

Предположим, нам попался новый игрушечный автомобиль на радиоуправлении и нам очень хочется понять, как он работает. Мы сначала просто поиграем и понаблюдаем за поведением машинки. Затем можем разобрать ее вместе с пультом и провести анализ, то есть тщательно изучить структуру игрушки, понять из каких деталей она состоит. После этого мы можем собрать машинку (то есть провести синтез) и продолжить изучение поведения машинки. Можем опять разобрать машинку, изменить что-то в ее устройстве и собрать, посмотреть, что из этого выйдет.

Сам факт того, что нам удалось снова собрать машинку, уже показывает, что мы неплохо разобрались в ее устройстве.

Для синтеза, как и для анализа, характерно мысленное оперирование свойствами предмета. Однако нельзя утверждать, что синтез и анализ исключительно мыслительные (нематериальные) операции. Собирать и разбирать машинку, как в нашем примере, можно не только в уме, но и в смешанном виде: то есть на наглядном материале. Анализ и синтез это не какие-то "мистически непонятные" операции, это в буквальном смысле разложение и сборка того или иного объекта. И часто бывает более полезным разобрать машинку или что-то еще в буквальном смысле, нежели в уме. К слову сказать, рука человека представлена в коре головного мозга весьма большими участками и, манипулируя тем или иным предметом, "умная рука" может очень многое "объяснить".

На протяжении всей жизни человек постоянно, повседневно и даже ежечасно использует анализ и синтез. Придя, например, в новый супермаркет, покупатель в уме разбивает площадь магазина на отделы, анализирует ассортимент по производителям, выделяет сильные и слабые стороны в работе персонала, определяет, какие товары выгодно покупать, а какие нет.

Как анализ, так и синтез могут преследовать сугубо практические цели, а могут и теоретические. В последнем случае человека интересует лишь "истина ради истины", то есть он занимается вырабатыванием единой, научной картины (модели) мира.

Вне зависимости от практического или теоретического характера размышлений, анализ и синтез теснейшим образом связаны с другими умственными операциями, например сравнением. Сравнение двух объектов между собой может послужить толчком к анализу одного из этих объектов или обоих. Узнав, например, что не все продукты одинаково полезны, любопытный человек начнет допытываться почему и станет разбирать в своем уме продукты по компонентам. Внутри самой операции анализа может потребоваться сравнение: встретив в конструкции машинки две одинаковые шестеренки, человек может заинтересоваться, точно ли они одинаковые, а если разные, то насколько существенна эта разница.

Анализ и синтез между собой связаны очень тесно. В повседневной жизни мы обычно сами не замечаем того, как в своем уме сначала что-то "раскладываем по полочкам", а затем собираем в одно целое. Сами по себе анализ ради анализа и синтез ради синтеза практически не встречаются. Если мы что-то "разобрали по кирпичикам", то потом из этих "кирпичиков" хочется что-то сделать. А сделав что-то, хочется опять это разобрать.

Абстракция и конкретизация

Абстракция - мысленное отвлечение от каких-либо одних частей или свойств предмета в пользу других, более существенных признаков. Можно абстрагироваться от каких-угодно признаков или свойств объекта. Абстрагироваться от чего-то - значит не придавать этому значение, игнорировать это обстоятельство.

Можно абстрагироваться от возраста, пола и характера своих сослуживцев. Тогда можно будет оценивать коллег более объективно, по деловым качествам.

Можно отвлечься от того обстоятельства, что Земля круглая, и построить футбольное поле плоским, а не выпуклым.

Можно абстрагироваться от температуры мороженого и считать растаявшее мороженое тоже мороженым.

Абстракция бывает слабой и сильной. В первом случае мы абстрагируемся от одного-двух признаков, обстоятельств. Во втором случае мы абстрагируемся от всего прочего, кроме одного-двух признаков или обстоятельств.

Если абстрагироваться от всего, кроме возраста, пола и характера, то можно составить небольшой личностный портрет: "Пожилая сварливая женщина" или "Отважный, но самонадеянный молодой человек".

Если абстрагироваться от всех прочих обстоятельств кроме того, что Земля круглая, то можно сказать что планета Земля - это одно большое футбольное поле.

Если абстрагироваться от всего кроме температуры, то можно сказать, что все холодные предметы - есть мороженое.

Прелесть абстракции состоит не только в том, что мы можем рассуждать о таких понятиях, как "бесполый человек" или "плоская Земля", но и в том, что мы можем рассуждать о сильных абстракциях - признаках, отвлеченных от объектов-носителей. Мы можем судить о таких абстрактных вещах, как температура, пол человека, возраст, круглая форма, прямоугольная форма, форма, цвет, демократия, психология.

Что дает нам способность к абстракции? Например, она широко используется при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки. Сказав "стол", мы абстрагируемся от прочих, представляющихся второстепенными, признаков, таких как цвет, габариты, материал, функциональные возможности, и представляем некий образ целого класса предметов. В слове "стол" мы представляем лишь абстрактную характеристику: довольно большой предмет с плоской поверхностью, за которым можно сидеть и на котором можно выполнять те или иные ручные действия, высотой в треть или половину человеческого роста.

Далеко не каждый человек может дать определение столу, но все люди прекрасно знают это понятие и грамотно его используют. Некоторые абстрактные понятия вообще нельзя объяснить прямо, только косвенно. Так, например, без применения научного аппарата нельзя объяснить другому человеку, чем отличается зеленый цвет от красного. Можно лишь в примерах, через конкретизацию, сказать, что зеленый - цвет растений, а красный - цвет зрелых помидоров или кетчупа.

Еще сложнее объяснить смысл слов, обозначающих не наглядные предметы. Как дать определение любви? Или демократии? Чувство глубокой симпатии? А что такое симпатия? Глубокая привязанность к другому человеку или объекту? А как отличить глубокую привязанность от неглубокой? Власть народа? Над кем?

В этом состоит очень интересная особенность человеческой психики: мы можем часами изъясняться словами-абстракциями, но дать определение этим словам нам дается значительными усилиями.

Среди видов абстракции иногда выделяют:

Практическую (непосредственно включенную в процесс деятельности),

Чувственную (внешнюю),

Высшую (опосредованную, выраженную в понятиях).

Чистая абстракция, абстракция ради абстракции, может завести очень далеко в рассуждениях. В противовес ей существует конкретизация - представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими.

Если абстракция это разрывание связей между признаками, переход от рассмотрения единичных случаев к общим, то конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего. Конкретизируя общее понятие, мы лучше его понимаем.

Примеры. Было абстрактное понятие "предмет мебели" - стало менее абстрактное (более конкретное) понятие "стол". Конкретизируя, можно перейти к "письменный стол", "мой домашний письменный стол", "мой домашний письменный стол, тот, которым он был десять лет назад".

"Деятельность" - "Профессиональная деятельность" - "Врачевание" - "Выдергивание зубов".

"Животное" - "Хищник" - "Представитель семейства кошачьих" - "Домашняя кошка" - "Моя кошка Муся".

Индукция и дедукция

Важная особенность нашей мыслительной деятельности заключается в том, что в результате ее мы получаем (можем получить) новое знание. Получению нового знания непосредственно предстоит умозаключение, которое тоже относят к мыслительным операциям. Обычно различают два основных вида умозаключений:

Индуктивные умозаключения (индукцию),

Дедуктивные умозаключения (дедукцию).

Индукция - переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи.

Примеры. Предположим, мы сделали ряд наблюдений. В нескольких зоопарках мы видели медведей. Все они были бурого цвета. Отсюда мы сделали вывод, что все медведи - бурые.

За свою жизнь мы видели очень много птиц. Все они имели перья, кроме тех, что продаются в магазине. Отсюда мы сделали вывод, что все живые птицы имеют перья.

Перебрали в уме много разных чисел. Оказалось, что какое бы большое не было число, всегда найдется еще больше. Отсюда сделали вывод, что не существует на свете самого большого числа.

Как и в любой мыслительной операции, в индукции мы можем допустить определенные ошибки, сделанное умозаключение может оказаться недостаточно достоверным или совсем ложным. Достоверность индуктивного умозаключения достигается не только за счет увеличения количества случаев, на котором оно строится, но и за счет использования разнообразных примеров, в которых варьируют несущественные признаки предметов и явлений.

Умозаключения вида "Некоторые медведи - бурые" тоже относятся к индуктивным. И их делать совсем не сложно. Достаточно просто понаблюдать несколько бурых медведей. Значительно сложнее с сильными утверждениями вида "Все медведи - бурые". Даже понаблюдав тысячу медведей, среди которых все оказались бурыми, нельзя утверждать, что все медведи бурые, потому что мы не знаем, видели ли всех возможных медведей на свете.

Опросив 1200 респондентов в ходе социологического исследования можно выяснить, что все опрошенные поддерживают политика Васисуалия Лоханкина. Это будет истиной. Однако индуктивное умозаключение "Все жители нашего города (страны) поддерживают Васисуалия Лоханкина" останется предположительным и недоказанным. Доказанным будет лишь то, что некоторые жители поддерживают указанного политика. И от этого факта никуда не денешься.

Хотя в строгом, логическом смысле индуктивные умозаключения не точны, в повседневном обиходе они, разумеется, приносят огромную пользу. Купив несколько раз в одном и том же магазине испорченные продукты, можно прийти к индуктивному выводу, что все (многие) продукты из этого магазина - испорченные. Понаблюдав за тем, как часто врет какой-то человек, можно сделать индуктивный вывод, что он вообще обычно говорить неправду.

Умственной операцией, противоположной индукции, является дедукция - умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения. Например, зная то, что на три делятся все числа, сумма цифр которых кратна трем, мы можем утверждать, что число 412815 разделится на три без остатка. В то же время зная, что все березы сбрасывают листву на зиму, мы можем быть уверены в том, что какая-либо отдельная береза зимой также будет без листвы.

Индукция через обобщения разной степени точности и достоверности помогает нам обогащать свои знания об окружающем мире. Можно сказать, что картина (модель) мира и состоит из множества разных индуктивных выводов. В юные годы, когда человек учится, он значительно чаще использует операцию индукции. В зрелые же годы, когда наступает пора действовать чаще оказывается нужной дедукция, потому что именно она помогает в решении конкретных жизненных проблем.

Врач, поставив определенный диагноз пациенту, опираясь на знание общих закономерностей протекания данной болезни, делает вывод о том, как надо лечить конкретного пациента. Опытный автомеханик, зная типичные проблемы автомобилей данной модели и наблюдая определенные симптомы, делает вывод о предполагаемых неполадках. Покупатель, зная, что все зрелые бананы желтого цвета, не покупает зеленые.

Как и индукция, дедукция - довольно рискованное умозаключение. Зная, например, что среди инженеров большинство - мужчины, выпускница школы может передумать поступать в технический вуз, хотя в школе имела успехи по математике и физике.

Кроме индукции и дедукции в логике выделяется еще традукция - умозаключение, не сопровождающееся переходом от частного к общему или наоборот. Самый характерный пример традукции - аналогия. Имея довольно смутное представление (модель) рассматриваемого объекта, мы можем обратиться к аналогии, то есть взять другой объект, а точнее его модель, что-то подкорректировать в этой модели и использовать ее на текущем объекте. Если ученики, например, не очень понимают как устроена земная кора, то учитель может привести аналогию со слоеным пирогом.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. Рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или явления. Процедурой, обратной А., является синтез, с которым А. часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Синтез состоит в том, что знание о предмете получается путем соединения его элементов и изучения их связи. Одна из логических операциймышления. Задания на С. предметов,изображений,понятий широко используются при психологических исследованиях развития мышления и его нарушений. Анализируются основания для С., которые использует человек, легкость перехода от одного из них к другому и т.д.

31. Мыслительные операции

Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.

Анализ – это мысленное разложение объекта на составные части для выделения из целого различных его сторон, свойств, отношений. Путем анализа отбрасываются несущественные связи, данные восприятием.

Синтез – процесс, обратный анализу. Это объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. При этом выявляются существенные связи. Анализ и синтез – две взаимосвязанные логические операции.

Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей. Синтез без анализа также невозможен, поскольку он восстанавливает целое из выделенных анализом частей.

Сравнение – это установление между предметами сходства или различия, равенства или неравенства и т. п. Сравнение основано на анализе. Для того чтобы осуществить эту операцию, требуется сначала выделить один или несколько характерных признаков сравниваемых объектов. Затем по количественным или качественным характеристикам данных признаков производится сравнение. От количества выделенных признаков зависит, будет ли сравнение односторонним, частичным или полным. Сравнение (как анализ и синтез) может быть разных уровней – поверхностное и глубокое. В случае глубокого сравнения мысль человека движется от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого – к скрытому, от явления – к сущности. Сравнение лежит в основе классификации – отнесения объектов с разными признаками в разные группы.

Абстракция (или абстрагирование) – это мысленное отвлечение от второстепенных, не существенных в данной ситуации сторон, свойств или связей предмета и выделение одной какой-либо стороны, свойства. Абстрагирование возможно лишь в результате анализа.

Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания – научного теоретического мышления.

Конкретизация – противоположный процесс. Это движение мысли от общего к частному, от абстрактного к конкретному с целью раскрыть его содержание. К конкретизации обращаются и в том случае, когда необходимо показать проявление общего в единичном.

Систематизация – это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку (например, химические элементы в периодической таблице Д. И. Менделеева).

Обобщение – это объединение многих предметов по какому-либо общему признаку. При этом единичные признаки отбрасываются. Сохраняются только существенные связи. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Из книги Я прав - вы заблуждаетесь автора Боно Эдвард де

НАШИ ТРАДИЦИОННЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ В предыдущей части книги я пытался показать, каким образом естественное, нормальное и неизбежное поведение самоорганизующейся паттерн-системы влияет на наше перцепционное мышление (включая такие вещи, как внимание). Как я

Из книги Научите себя думать [Самоучитель по развитию мышления] автора Боно Эдвард де

РАЗЛИЧНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ Приведенный ниже список мыслительных ситуаций ни в коем случае не является исчерпывающим. Многие читатели легко смогут дополнить этот список своими ситуациями, которые я, возможно, упустил. Цель этого списка - высказать предположение,

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Раздел второй: мыслительные процессы (чистим хвосты) Всякая логически мыслящая единица может быть коварно обманута любой другой единицей, мышление которой находится хотя бы на том же уровне логичности, Дуглас Адамс. «В основном безвредна». В этой части мы учимся и

Из книги Мнемотехника [Запоминание на основе визуального мышления] автора Зиганов Марат Александрович

1. Мыслительные операции с образами Во время занятий вам придется не только образно представлять запоминаемое, но и видоизменять образы. Эти изменения осуществляются с помощью следующих мыслительных операций.Соединение образов. С помощью этой мыслительной операции

Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Этюды по истории поведения автора Выготский Лев Семенович

§ 6. Числовые операции примитивного человека Самым ярким примером развития мышления у примитивного человека и зависимости этого развития от совершенствования высших знаков, на которые оно опирается и при помощи которых оно совершается, является исследование числовых

Из книги Сверхъестественное в первобытном мышлении автора Леви-Брюль Люсьен

Глава III. Операции и приемы пра-логического мышления 1Совершенно напрасно было бы проводить параллель между дискурсивными операциями пра-логического и нашего мышления, выяснять, в какой мере они соответствуют друг другу. Само предположение такого соответствия было бы

Из книги Информационные войны [Основы военно-коммуникативных исследований] автора Почепцов Георгий Георгиевич

Из книги Психология интеллекта автора Пиаже Жан

Операции и их «группировки» Основным камней преткновения для теории интеллекта, базирующейся на анализе высших форм мышления, является то гипнотическое действие, которое оказывают на сознание исследователей возможности вербального мышления. П. Жане блестяще показал,

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Конкретные операции Появление логико-арифметических и пространственно-временных отношений ставит проблему, представляющую большой интерес с точки зрения механизмов, свойственных развитию мышления. В самом деле, ведь не простая же договоренность, основанная на

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Формальные операции Смещения, примеры которых мы только что рассмотрели, относятся к операциям одних и тех же уровней, хотя и прилагаются к различным областям действий или понятий. Тот факт, что они встречаются на протяжении одного и того же периода, дает основание

Из книги Без революций. Работаем над собой, оставаясь в гармонии автора Стивенс Майкл

Основные операции как стороны мыслительной деятельности Наличие проблемной ситуации, с которой начинается мыслительный процесс, всегда направленный на разрешение какой-нибудь задачи, свидетельствует о том, что исходная ситуация дана в представлении субъекта

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

§47. Основные мыслительные процессы 1) Обобщение и абстракцияВ основе образования понятий лежит процесс обобщения, т. е. мысленного объединения предметов и явлений действительности, имеющих те или другие общие свойства.В наиболее полной форме обобщение осуществляется в

Из книги автора

Глава 2 Мыслительные плоты Большинство людей стареет, пребывая в узком идейном кругу, который они сами для себя не открыли. Люк де Клапье, маркиз де Вовенарг, французский моралист и писатель

Из книги автора

Мировые мыслительные плоты Глобализация создает своего рода парадокс. Глобальные технологии способствуют установлению контакта между людьми, в то время как общемировая философия разделяет целые культуры, которые оказываются под давлением тех же технологий.

Из книги автора

Структурные признаки и защитные операции Наиболее важная и имеющая самые большие последствия особенность психотической структуры – это разделение самости на две части: психотическую и непсихотическую. Еще в топографической теории Фрейд неоднократно формулировал

Мышление в психологии определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Виды мышления выделяют по различным признакам. Основная принятая классификация различает следующие три вида: 1) наглядно-действенное мышление; 2) наглядно-образное мышление; 3) словесно-логическое (или понятийное) мышление. Именно в таком порядке виды мышления развиваются в процессе фило – и онтогенеза.

Наглядно-действенное мышление – это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе действий с предметами. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств. В процессе филогенеза люди решали встающие перед ними задачи сначала именно в рамках практической, предметной деятельности. Только потом из нее выделилась деятельность теоретическая. Это касается и мышления. Лишь по мере развития практической деятельности теоретическая мыслительная деятельность выделяется как относительно самостоятельная. Аналогичный процесс наблюдается не только в ходе исторического развития человечества, но и в онтогенезе. Формирование мышления у ребенка происходит постепенно. Сначала оно развивается внутри практической деятельности и в большой степени определяется тем, как развивается умение обращаться с предметами.

Следующий вид мышления, появляющийся в онтогенезе, – наглядно-образное мышление. Для этого вида характерна уже опора на образы предметов, на представления об их свойствах. Человек представляет себе ситуацию, представляет изменения, которые хочет получить, и те свойства объектов, которые позволят ему в ходе деятельности прийти к желаемому результату. В этом виде мышления действие с образом предметов и ситуаций предшествует реальным действиям в предметном плане. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы. Образ может заключать в себе разностороннее видение предмета. Поэтому данный вид мышления дает более полное представление о свойствах предмета, чем наглядно-действенное мышление.

Переход на понятийную стадию сопряжен с формированием следующего вида мышления – словесно-логического . Оно представляет собой наиболее поздний этап развития мышления в фило – и онтогенезе. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятия же формируются на основе языковых средств. Предтечей словесно-логического мышления является внутренняя речь.

Формы мышления. Выделяют три логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. Понятие представляет собой высший уровень обобщения, присущий только словесно-логическому виду мышления. Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» – конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» – понятия абстрактные.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые также всегда имеют словесную форму. Суждение – это установление связей между понятиями о предметах и явлениях или об их свойствах и признаках. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих утверждается что-либо относительно всех объектов некоторой группы, например: «Все реки текут». Частное суждение относится лишь к некоторым из объектов группы: «Некоторые реки являются горными». Единичное суждение касается только одного объекта: «Волга – крупнейшая река в Европе». Суждения могут образовываться двумя способами. Первый – непосредственное выражение воспринятой взаимосвязи понятий. Второй – образование суждения опосредованным путем при помощи умозаключений. Таким образом, умозаключение – это выведение нового суждения из двух (или более) уже существующих суждений (предпосылок). Наиболее простой формой умозаключения является силлогизм – вывод, сделанный на основе частного и общего суждения. Любой процесс доказательства, например, математической теоремы, представляет собой цепочку силлогизмов, последовательно вытекающих один из другого. Более сложной формой умозаключений являются умозаключения дедуктивные и индуктивные . Дедуктивные – следуют от общих посылок к частному суждению и от частных к единичному. Индуктивные, напротив, из единичных или частных посылок выводят общие суждения. На основе подобных способов рассуждения можно сопоставлять друг с другом те или иные понятия и суждения, которыми пользуется человек в ходе своей мыслительной деятельности. Таким образом, для продуктивного протекания мыслительной деятельности необходимы логические формы мышления. Ими обусловливаются убедительность, непротиворечивость, а, следовательно, и адекватность мышления. Представление о логических формах мышления перешло в психологию из формальной логики. Эта наука также изучает процесс мышления. Но если предметом формальной логики являются прежде всего структура и результат мышления, то психология исследует мышление как психический процесс, ее интересует, как и почему возникает и развивается та или иная мысль, каким образом этот процесс зависит от индивидуальных особенностей человека, как он связан с другими психическими процессами.

Мыслительные операции. Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.

Анализ – это мысленное разложение объекта на составные части для выделения из целого различных его сторон, свойств, отношений. Путем анализа отбрасываются несущественные связи, данные восприятием.

Синтез – процесс, обратный анализу. Это объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. При этом выявляются существенные связи. Анализ и синтез – две взаимосвязанные логические операции. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей. Синтез без анализа также невозможен, поскольку он восстанавливает целое из выделенных анализом частей.

Сравнение – это установление между предметами сходства или различия, равенства или неравенства и т. п. Сравнение основано на анализе. Для того чтобы осуществить эту операцию, требуется сначала выделить один или несколько характерных признаков сравниваемых объектов. Затем по количественным или качественным характеристикам данных признаков производится сравнение. От количества выделенных признаков зависит, будет ли сравнение односторонним, частичным или полным. Сравнение (как анализ и синтез) может быть разных уровней – поверхностное и глубокое. В случае глубокого сравнения мысль человека движется от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого – к скрытому, от явления – к сущности. Сравнение лежит в основе классификации – отнесения объектов с разными признаками в разные группы.

Абстракция (или абстрагирование) – это мысленное отвлечение от второстепенных, не существенных в данной ситуации сторон, свойств или связей предмета и выделение одной какой-либо стороны, свойства. Абстрагирование возможно лишь в результате анализа. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания – научного теоретического мышления.

Конкретизация – противоположный процесс. Это движение мысли от общего к частному, от абстрактного к конкретному с целью раскрыть его содержание. К конкретизации обращаются и в том случае, когда необходимо показать проявление общего в единичном.

Систематизаци я – это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку (например, химические элементы в периодической таблице Д. И. Менделеева).

Обобщение – это объединение многих предметов по какому-либо общему признаку. При этом единичные признаки отбрасываются. Сохраняются только существенные связи. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию


Похожая информация.