Примеры экономических проблемных ситуаций которые нужно решить. Пример проблемной ситуации и приблизительный план ее решения. Когда имеются противоречия суждений

План выступления студента на защите квалификационной работы

Необходимо помнить, что какой бы великолепной и качественной ни была квалификационная работа, без квалифицированного и успешного ее представления невозможно получить высокую оценку. Оценка в значительной мере зависит и от того, как работа будет представлена и защищена.

В своем выступлении студент должен изложить:

Актуальность и обоснование выбранной темы,

Объект и предмет исследования,

Гипотезу исследования,

Цель и задачи исследования,

Базу исследования ВКР и методы исследования,

Полученные результаты, подтверждая и демонстрируя их наглядно (презентация),

Общее заключение по исследовательской работе.

В ходе сообщения необходимо сделать упор на следующие моменты:

Выделение перспективных и плодотворных направлений в дальнейшем изучении темы,

Представление самостоятельно сделанных выводов, отражающих содержание, значимость и практическую результативность работы,

Дальнейшие перспективы развития тематики данного исследования, подтверждая их наглядными схемами, таблицами, рисунками, графиками.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Примерные вопросы для бакалавров к государственному экзамену «Теория и практика социальной работы»

1. Система управления социальной работой в России, как совокупность различных организационных форм.

2. Социальная технология: понятие, типы, виды.

3. Соотношение теории и практики в социальной работе.

4. Эксперимент как исследовательский метод и его применение в социальной работе: проведение эксперимента, план проведения, ошибки в эксперименте.

5. Управление конфликтами в организациях социальной работы.

6. Методология социальной работы (объект, предмет, принципы и методы).

7. Социальная работа как один из видов социальных технологий.

8. Особенности структурно-функционального построения социальных служб.

9. Функции управления в организациях и учреждениях социальной сферы.

10. Организационные структуры управления. Их достоинства и недостатки применительно к организациям социальной сферы.

11. Понятия, виды, особенности управленческих функций, их связь с организационной структурой. Методы реализации функций.

12. Девиантное поведение и социальная работа с лицами девиантного поведения.

13. Сущность социальной терапии и ее разновидности.

14. Понятия, виды, классификация социальных служб в России.

15. Профессиограмма специалиста по социальной работе.

16. Личностный потенциал специалиста по социальной работе.

17. Профессионально важные качества специалиста по социальной работе.



19. Социальная адаптация личности как центральная проблема современной социальной работы.

20. Реформирование системы социальной работы в России.

21. Социальная работа в структуре социальных наук.

22. Технология регулирования процессов социальной адаптации.

23. Нравственно-гуманистический характер социальной работы.

24. Социальная политика: сущность, этапы развития, теоретические модели.

25. Становление системы социального обслуживания населения в современной России.

26. Психологические методы исследования в социальной работе: психоаналитические методы, методы гуманистической психологии., методы измерения (тестирование) и его применение в социальной работе.

27. Диагностика и анализ конфликтов.

28. Нормативно-правовые основы социальной работы.

29. Методы социально-экономической помощи и категории населения, имеющие на нее право.

30. Комплексный и системный подход в социальной работе.

31. Использование количественных социологических методов в социальной работе: проблема достоверности и репрезентации исследование, расчет выборочной совокупности, виды опросов и построение анкеты.

32. Конфликты в социально-трудовой сфере. Забастовка: этапы и формы урегулирования.

33. Технологии социальной работы с пожилыми людьми.

34. Технологии группового решения проблем.

35. Теория и технологии социальной работы с инвалидами.

36. Семья как центральный объект социальной работы.

37. Специфика технологий медико-социальной работы.

38. Техники консультирования в социальной работе.

39. Использование качественных методов в социальной работе: метод глубинного интервью и метод фокус-группы.

40. Технологии социально-профилактической работы по месту жительства и на производстве.

41. Теория и технологии социальной работы с женщинами.

42. Методы экспертной оценки и экспертного интервью и их использование в социальной работе.

43. Теория и технологии социальной работы с мигрантами.

44. Теория и технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями.

45. Теория и технологии социальной работы с молодежью.

46. Теория и технологии социальной работы с женщинами.

47. Медиация и ее роль в социальной работе.

48. Стили управления в социальной организации.

49. Теория и технологии социальной работы с осужденными и бывшими осужденными.

50. Адресная модель социальной работы: сущность и особенности использования в современной России.

51. Патерналистская модель: сущность и особенности использования в современной России.

52. Зарубежные модели социальной работы.

53. Социально-психологические технологии социальной работы.

54. Социально-бытовые технологии социальной работы.


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Проблемная ситуация № 1 . В Комплексный центр социального обслуживания населения г. N поступил звонок от некой гражданки о том, что в ее доме проживает семья, в которой ребенок голодает и плохо одет. На поступивший звонок выехал социальный работник Центра. Во время социального рейда в доме не было продуктов питания вообще.

Мать не обменяла старый паспорт. Подросток также не имеет паспорта.

Было принято решение взять семью на патронаж.

Причина и обстоятельства постановки на учет: ребенок голодает; мать имеет психическое заболевание, стоит на учете в диспансере. Мать нигде не работает.

Неполная семья, 1 ребенок, которому сейчас уже 14 лет.

План работы с семьей на 2008 год:

1. Оказание помощи продуктами; 2. Помощь в обмене старого паспорта матери, в получении паспорта подростку; 3. Запрос в диспансер, состоит ли на учете мать; 4. Консультация по постановке матери на учет в Центр занятости населения; 5. Выдача МДК (муниципальная дисконтная карта) на приобретение продуктов питания.

Сложность в решении данной проблемы состоит в том, что женщина имеет психическое заболевание, а сотрудники Центра не знали какое именно заболевание и как вести себя в данной ситуации. На запрос в диспансер о том, какое психическое заболевание имеет клиент, был получен ответ, что они не имеют право разглашать врачебную тайну, так как диагноз пациента является частью врачебной тайны.

Основные законы, на основании которых была решена данная проблемная ситуация:

1. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124 (с изменениями от 21 декабря 2004 г.);

2. ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195;

3. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120 (в ред. от 29. 12. 2004г.);

4. ГОСТ Р 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг.

5. Закон Новосибирской области от 5 декабря 1995 г. N 29-ОЗ "О социальной помощи населению на территории Новосибирской области" (с изм. и доп. от 9 февраля 2005 г.)


ПРИЛОЖЕНИЕ С

Примерные вопросы для дипломников к государственному экзамену «Социальная работа в регионе»

1. Регион как политико-правовая и социально-экономическая система. Условия и факторы возникновения региональных систем.

2. Субъекты социальной политики региона.

3. Цели и задачи региональной социальной политики.

4. Формы и механизмы реализации региональной социальной политики.

5. Особенности социально-экономического развития Сибирского федерального округа.

6. Социальная инфраструктура Сибирского федерального округа.

7. Финансовое обеспечение социальной политики в регионе.

8. Специфика социально-экономических проблем коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

9. Приоритетные направления социальной политики в Новосибирской области.

10. Региональные целевые программы как система мер по решению задач социальной политики.

11. Характеристика городских и областных целевых программ, регулирующих направления социальной работы с семьей и детьми (на примере г. Новосибирска и НСО).

12. Характеристика деятельности общественных организаций в сфере социальной работы в Сибирском регионе.

13. Службы социальной реабилитации населения в Сибирском регионе.

14. Характеристика основных субъектов социальной работы с безработными гражданами в Сибирском регионе.

15. Социальная работа с сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в НСО и г. Новосибирске.

16. Социальные гарантии для молодежи и молодой семьи в регионе.

17. Характеристика трудоизбыточных и трудодефицитных регионов РФ.

18. Особенности регионального рынка труда в Сибирском федеральном округе.

19. Особенности регионального рынка труда федеральных округах РФ.

20. Семья в Сибирском регионе и Новосибирской области: основные статистические показатели (статистика браков и разводов, абортов и рождаемости, структура семьи).

21. Социально-демографическая характеристика Сибирского региона.

22. Условия и порядок присвоения почетного звания ветеран труда Новосибирской области и меры их социальной поддержки.

23. Организационные основы защиты прав детей в регионе.

24. Молодежный парламент Новосибирской области как субъект и объект молодежной политики в регионе.

25. Социальная поддержка отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области.

26. Город в системе региона: характеристика мегаполисов, больших и малых городов.

27. Характеристика миграционных процессов в федеральных округах РФ.

28. Характеристика муниципальной социальной политики.

29. Субъекты социальной политики в Новосибирской области и г. Новосибирске.

30. Система социальной защиты населения г. Новосибирска.

31. Особенности регионализации в России.

32. Теория регионалистики.

33. Социальное положение этносов Сибирского региона.

34. История волонтерства в России. Особенности формирования волонтерского движения в регионе.

35. Характеристика основных групп волонтерских движений и форм волонтерской деятельности в регионе.

36. Характеристика городской целевой программы «О муниципальной поддержке национально-культурных автономий и организаций в городе Новосибирске» на 2004-2006 годы от 17.09.2003 № 300.

37. Характеристика городской целевой программы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в г. Новосибирске на 2004-2006 годы» от 11.12.2003.

38. Характеристика областной целевой программы «Создание механизмов обеспечение жильем молодых семей в Новосибирской области на 2004-2011 годы» от 27.05.2004.

39. Характеристика областной целевой программы «Старшее поколение» на 2004-2008 годы от 02.10.2003.

40. Характеристика областной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2004-2006 годы» от 02.10.2003.

41. Характеристика закона Новосибирской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области» от 23.12.2004 № 253-ОСД.

42. Характеристика программы социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочную перспективу (2004-2008 годы) от 07.07.2004 № 215-ОСД.


ПРИЛОЖЕНИЕ D

Этапы подготовки и защиты квалификационной работы студента-выпускника

Подготовительный этап


1. Использование проблемных ситуаций

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

На проблемном уроке учитель «проводит» учеников через звенья постановки проблемы: создание проблемной ситуации или подводящий диалог. Он предлагает школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока. Часто он выстраивается от повторения пройденного материала.

На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. На этапе контроля и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся осуществляется контроль за прочностью усвоения полученных знаний, а также за сформированностью грамматических умений и навыков. Ведущим средством проблемности на данном этапе являются задания в виде текстов, где не только нужно выбрать правильный ответ, но и его обосновать.

Пример.

Сравните правый и левый столбики.
Я ученик первого класса. Я первого класса.
В пенале лежат ручки и карандаши. В пенале лежат.
Я кладу в портфель тетради, Я кладу в портфель.
учебники и пенал.

1. Обе ли записи слов являются предложением? Если нет, то почему?

2. Какое слово и куда нужно добавить, чтобы получилось предложение?

Искусство получения устной или письменной информации от ученика заключается в умении задавать вопрос так, чтобы систематически воспитывать у учащихся привычку к актуализации необходимых знаний и к исследованию путем наблюдения и рассуждения, который ведёт к синтезу имеющегося материала.

Пример.

Дается цепочка слов:

Машина, самолет, Маша, Жучка, лопата, Мурка, Москва.

1. Можно ли эти слова объединить в две группы?

2. Если можно, то по какому принципу?

3. Одни слова пишутся с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?

3. К какой категории можно отнести слова, которые написаны с большой буквы: а) имена; б) названия городов, рек; в) клички животных?

4. На какие вопросы отвечают все эти слова? Какими частями речи они являются?

Чтобы деятельность учащихся по выполнению проблемных заданий была эффективной, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принцип значимости учебной деятельности для ребенка имеет важное значение. Именно проблемные задания на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

Пример.

Прочитай текст. Найди в нём существительное с такой характеристикой: неодушевленное, нарицательное, среднего рода, стоит в единственном числе, в именительном падеже, в предложении является подлежащим.

Байкал находится на востоке России. Люди называют его голубым оком Сибири. По количеству пресной воды это озеро занимает первое место на Земле. В Байкале живут тысячи видов редких животных и растений.

Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда её результат положительный. И опять на помощь приходит проблемное задание, которое вносит интерес в самостоятельную деятельность учащихся и является постоянным активизирующим фактором.

Пример.

В языке племени Крокс так же, как и в русском языке, у имён существительных выделяют три типа склонения. В этом языке такая же система падежных окончаний, как и в русском языке:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

гува

кряда

магра

щгара

опащ

жадро

кряч

рюнь

терь

скичь

клущь

вищь

Из рассказа на крокском языке исчезли все окончания имён существительных. Постарайся вставить их:

Щгара трымчет о кряч___ и о скич__. Вищь зукает по магр__, по жадр__ и по тер___. От клущ__ и от рюн__ рыкует опащ.

Однако, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание». Учитель ненавязчиво корректирует их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.

Очень часто при предъявлении ученикам проблемного задания учитель спрашивает, знают ли они что-нибудь в этой области и смогут ли решить поставленную задачу самостоятельно. Даже если ученики однозначно отказываются от принятия самостоятельных решений, учитель старается путем логических вопросов подвести учащихся к выводу, не давая готовых знаний сразу. При этом п роблемные задания должны быть сложными настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильными для самостоятельного нахождения ответа. Они должны нацеливать ученика на действия, вызывающие появление познавательной потребности в новых знаниях и способах, без которых эти задания не могут быть выполнены.

Пример.

I . В каждой группе найди «лишнее» слово, обоснуй свой выбор:

1) море, кофе, солнце, растение

2) соль, пыль, ремень, пристань

3) камень, конь, лань, огонь.

II . Объедини глаголы в группы по значению: 1) начало действия; 2) окончание действия; 3) неполное действие: приподнять, заговорить, доиграть, приболеть, отнести, взлететь, поплыть, придержать, выкопать.

Важнейшей задачей стоящей перед педагогами профессиональной школы является выбор таких технологий обучения, которые бы обеспечивали процесс формирования у учащихся общей и профессиональной компетентности. В современном мире человек должен проявить такие качества личности как продуктивность и оригинальность мышления, изобретательность, умение видеть проблему проявить быстроту умственной реакции, способность к самосовершенствованию в профессиональной деятельности, готовности к конкурентной борьбе. Эти способности по существу являются базовыми для современного специалиста. И стоит отметить, что одними репродуктивными методами, в полной мере, они сформироваться не могут. При традиционном обучении преподаватель сообщает учащимся готовые знания: объясняет, показывает новые объекты учебного материала, приводит примеры, добивается понимания, проверяет степень усвоения. Деятельность педагога носит объяснительно-иллюстративный характер. Учащиеся воспринимают знания, заучивают, воспроизводят, не всегда понимая их необходимость. При этом следует отметить, что репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения, но вместе с тем она не достаточно обеспечивает развитие качеств личности о которых было сказано выше. Одной из возможностей успешно добиваться поставленных задач является применение технологии проблемного обучения.

Технология проблемного обучения - одна из ведущих педагогических технологий по следующим причинам:

Она позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся по усвоению новых знаний;

Эффективность проблемного обучения проявляется в формировании творческого, критического мышления;

Помогает усилить взаимосвязь между теорией и практикой;

Стимулирует познавательную активность учащихся, формирует интерес к учебному материалу.

Суть проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учащихся и педагога.

Остановимся на основном понятии проблемного обучения: проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - это условия, возникающие тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых операций у учащихся не хватает знаний или известных способов действий, т. е. у них возникает интеллектуальное затруднение. Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача предполагает постановку вопросов: «Как разрешить возникшее противоречие? Чем объяснить его?». Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поиска решения, где рассматриваются различные пути, способы и средства решения. Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация → проблемная задача → модель поисков решения → решение.

Рассмотрим основные способы создания проблемных ситуаций:

1. Проблемная ситуация возникает при наличии противоречия между фактами или явлениями и отсутствием у учащихся знаний для их теоретического обоснования.

2. Использование учебных ситуаций, которые возникают при выполнении учащимися практических заданий. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной цели, но они не знают способа решения задачи.

3. Постановка учебных проблем на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Например, это любая исследовательская работа во время учебной практики, так как при этом используются знания в новых условиях.

4. Выдвижение гипотезы; формулировка выводов, их опытная проверка.

5. Создание ситуации выбора. При этом сравниваются, противопоставляются факты, формулируются выводы.

6. Ознакомление учащихся с историческими фактами. Таким образом, они сталкиваются с проблемными ситуациями, имеющими место в процессе становления изучаемой ими теории.

7. Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при отработке навыков, повторении учебного материала и т. д.) В этом случае следует использовать факты имеющие связь с изучаемым предметом.

Приведу примеры создания проблемных ситуаций на уроках экономических и бухгалтерских дисциплин.

1. Примером такой ситуации может быть фрагмент урока по теме «Организационно-правовые формы предприятий». Перед учащимися ставится вопрос:

«Можно ли создать предприятие, если капитала для его создания недостаточно?»

В этом случае возможны два варианта действий: взять в дело компаньонов и воспользоваться их деньгами, или обратиться в банк с просьбой предоставить кредит. В ходе обсуждения учащиеся приходя к определенному выводу: если существует риск невозврата кредита, то предприниматель может создать предприятие с помощью компаньонов.

2. При изучении темы «Определение чистого дохода предприятия» учащимся предлагается самостоятельно определить размер дохода, при этом они еще не знают способы решения поставленной задачи. Таким образом, создается проблемная ситуация, но с помощью инструкционной карты, где приведены статьи доходов и расходов, учащиеся способны решить задачу.

3. Во время учебной практики по предмету «Финансовый учет» учащимся предлагаются различные производственные ситуации по ведению учета на предприятии на основе их теоретических знаний: заполнение первичной документации, учетных регистров, работа в программе «1С Бухгалтерия». Таким образом, используется возможность применения знаний в новых условиях, что стимулирует познавательную активность учащихся.

4. В ходе изучения темы «Финансовая устойчивость предприятия» выдвигается гипотеза о зависимости финансовой устойчивости от наличия собственного капитала. При выполнении практических заданий эта гипотеза находит свое подтверждение, и учащиеся самостоятельно делают вывод.

5. На уроках по предмету «Экономика организации» учащиеся ставятся перед необходимостью анализа фактов, их сопоставления. При этом также возникает проблемная ситуация. Например, при изучении следующих тем: «Анализ доходности хозяйствующего субъекта», «Анализ состояния собственного и заемного капитала» и др.

6. При изучении темы «Инфляция и ее виды» проблемная ситуация создается при ознакомлении учащихся с историческими фактами. Приводятся примеры видов инфляции в различных государствах в разные периоды времени и различные методы борьбы с этим явлением.

8. При решении задач на уроках финансового учета по темам «Учет заработной платы», «Учет расчетов с покупателями и заказчиками», «Учет расчетов по налогам» и др. используются понятия полученные на уроках по предмету «Налоги и налогообложение». Таким образом, создается проблемная ситуация на основании межпредметных связей.

Структура выглядит следующим образом:

1. Вводно-мотивационный этап.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

4. Формирование умений и навыков.

При проведении вводно-мотивационного этапа педагог настраивает учащихся на продуктивную деятельность в ходе всего урока.

Понятие актуализации существенно отличается от обычного репродуктивного повторения. Ее цель состоит в том, чтобы активизировать работу памяти и подготовить опорные знания для успешного усвоения новых знаний. Актуализация также должна возбуждать интерес к рассматриваемой проблеме, создавать эмоциональный настрой, определять готовность учащихся к восприятию нового материала. Виды деятельности учащихся на данном этапе: устное или письменное изложение, ранее приобретенных знаний; самостоятельная работа; тестовый опрос; решение задач. На этапе актуализации чаще всего и создается проблемная ситуация.

Усвоение новых знаний и способов действий. Уже в названии этого структурного элемента отражено его содержание, именно здесь усваиваются новые знания, раскрывается сущность новых понятий и способы умственной деятельности учащихся. Деятельность преподавателя на этом этапе должна быть направлена на создании проблемной ситуации (если она не возникла на этапе актуализации), формулировка учебной проблемы, управление деятельностью учащихся.

Формирование умений и навыков. Глубокое и прочное усвоение знаний происходит лишь в процессе применения их на практике, поэтому это важнейший этап урока. Здесь происходит отработка знаний, формирование умений и навыков, а также умственных и практических действий. К третьему этапы обычно относят и проверку правильности решения учебной проблемы.

Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности то естественно, что они и представляют внутреннюю структуру проблемного урока:

1) Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы.

2) Выдвижение предположений и обоснований гипотезы.

3) Доказательство гипотезы

4) Проверка правильности решения проблемы. Именно наличие этой внутренней структуры и отличает проблемный урок от традиционного.

Таким образом, структура проблемного урока представляет собой сочетание внутренних и внешних процессов обучения и создает возможность управлении самостоятельной деятельностью учащихся.

При использовании технологии проблемного обучения большое значение имеет оптимальное сочетание методов обучения и форм организации учебного процесса. Из всего многообразия методов обучения наиболее приемлемой я считаю следующую классификацию:

1.Метод проблемного изложения учебного материала, который в возможен в двух видах:

А) монологическое изложение-преподаватель объясняет сущность новых понятий, фактов, делая это используя проблемную ситуацию. Форма организации учебного процесса - лекция. Например, лекция на тему «Расчет сдельной оплаты труда» начинается с вопросы «Как бы вы могли справедливо распределить заработную плату в своей бригаде?»

Б) метод диалогического изложения - учитель формулирует проблему, но ее решение находит с учащимися, они должны активно участвовать в обсуждении, выдвигать свои гипотезы самостоятельно делать выводы. Основные формы - беседа, рассказ.

2.Частично-поисковый метод заключается в следующем, преподаватель подбирает систему проблемных вопросов, которые должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся. Кроме этого нужно придумать и наводящие вопросы которые помогут сделать выводы. Формы организации - семинары, практические работы.

3. Самостоятельная исследовательская деятельность организуется преподавателем, с этой целью учащимся предлагаются теоретические или практические задания с высоким уровнем проблемности. Задания выполняются ими самостоятельно, но при этом контроль преподавателя не исключается. Формы организации могут быть самыми разнообразными: экскурсия и сбор фактов, подготовка доклада, курсовая работа.

Таким образом, проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации)

Список используемой литературы

1. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону - 1999г.

2. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. - М., 1983.

3. Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М., 1985.

4. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: источник, сущность, перспективы. - М.: Знание 1991.

5. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М., 1974.

6. Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий обучения // Учитель. 2003. № 1.

7. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2002.

Новые образовательные стандарты введены не только в образовательных учреждениях, но и в детских садах. Выпускник дошкольного образовательного учреждения должен иметь определенные навыки:

  • решать личностные и интеллектуальные задачи, соответствующие его возрасту;
  • использовать полученные знания для постановки новых задач, их решения.

Ситуаций предполагает обучение, основой которого является получение знаний путем решения практических и теоретических задач. Педагог детского сада, применяющий подобную методику, развивает у своих воспитанников умение самостоятельно ставить цель, искать пути ее достижения, анализировать полученный результат. Проанализируем различные приемы создания проблемной ситуации, с помощью которых дошкольники учатся самостоятельно искать информацию, использовать знания в обычной жизни.

Какова цель проблемного обучения

Решение проблемных ситуаций способствует формированию творческих способностей школьников, развивает их самостоятельность. Важно понимать, что подобное обучение предполагает установление тесной взаимосвязи между взрослым и детьми. Создание проблемной ситуации - задач воспитателя. Он должен пройти вместе с ребятами сложную цепочку, началом которой будет простое наблюдение, а результатом - активное участие в решении проблемы. Благодаря новым знаниям, получаемым в ходе такой совместной работы, ребенок узнает новые характеристики изучаемого объекта, учится ставить вопросы, искать на них ответы.

Особенности проблемного обучения

В России происходят серьезное реформирование образования, возникают новые методы и формы обучения дошкольников. В стране создаются дошкольные учреждения новых типов, направленные на формирование нравственности, интеллектуальных способностей детей Существенное внимание уделяется в дошкольном образовании именно поэтапному формированию умственных действий, умений решать проблемные ситуации, задачи, поставленные педагогом.

Актуальность обучения

Подобное обучение отличается от традиционной подготовки дошкольников познавательной активностью. Дошкольники получают навыки самообразования, самообучения, которые им пригодятся в школьной жизни. Качественный анализ проблемной ситуации - способ получения нового жизненного опыта.

История возникновения проблемной технологии

История применения проблемного обучения уходит корнями в глубокое прошлое. В трудах И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо предлагались «активные методы обучения». Проблемная ситуация - это способ приобретения нового опыта, стимулирование собственной деятельности детей. В начале 20 века американский педагог Дж. Дьюи разработал концепцию проблемного обучения. Он предлагал традиционный вариант обучения дошкольников и младших школьников заменить самостоятельным учением посредством решения различных практических задач. В результате многочисленных экспериментов, проведенных Дьюи, он убедился в том, что проблемные ситуации для дошкольников дают гораздо больше возможностей, чем вербальное (книжное, словесное) обучение, связанное с простым запоминанием материала. Именно Дьюи современная педагогика обязана появлением концепции «полного акта мышления». Активное обучение, предложенное в начале прошлого века, в России «прижилось» только с введением новых образовательных стандартов.

Примеры проблемных ситуаций для дошкольников

Приведем пример проблемной ситуации для дошкольников. Детям предлагаются кубики разной формы и размеров, из которых они должны построить дом. Получив задание, дети сначала должны продумать план своих действий, подобрать кубики по форме, размерам, чтобы конструкция дома получилась устойчивой. Если дети упустят данные моменты, они не смогут справиться с той задачей, которую перед ними поставил воспитатель. Во время совместной деятельности дети учатся общаться, формируется чувство коллективизма.

Суть проблемного обучения дошкольников

Подобное обучение имеет разновидности, в зависимости от того, как именно поставлена педагогом проблема. Проблемная ситуация направлена на персонализацию знаний, творческое развитие дошкольников. В детских садах широко развиты ролевые игры, которые подразумевают именно проблемное обучение. Примеряя на себя профессию доктора, ребенок учится общению с «пациентами». Такой опыт поможет ему в выборе будущей профессии, станет прекрасным стимулом для получения новых знаний. Находясь в дошкольном образовательном учреждении, ребенок учится преодолевать интеллектуальные затруднения, для него проблемная ситуация - это отличная возможность проявить себя. Именно проблема побуждает дошкольника к мышлению, учит его выбирать из большого объема информации только ту, которая ему потребуется для выхода из сложившейся ситуации. Противоречия, которые присущи данной методике, будут основным механизмом для активизации познавательной деятельности будущих первоклассников.

Любая проблемная ситуация - это непривычная для ребенка обстановка. Поиск оптимального зависит от творческого потенциала воспитателя. Проблемное обучение предполагает организацию через игру творческой и исследовательской деятельности дошкольников. Применяя разнообразные приемы формирования познавательной активности у своих воспитанников, педагог воздействует в первую очередь на эмоционально-волевую сферу детей. Воспитатель заботится о том, чтобы при получении новых знаний дети испытывали ощущение удовлетворения, удовольствия, радости. Созданная воспитателем проблемная ситуация - это возможность вызвать у детей чувство восхищения, неумения, удивления.

Самостоятельность дошкольника, гибкость, являются признаками умения и желания творить, сочинять, изобретать, придумывать новые образы.

Работая над проектом, ребенок получает от своей деятельности удовольствие, испытывает положительные эмоции. Только в таком случае можно будет говорить о полноценном развитии творческого потенциала дошкольника, формировании гармоничной личности.

Как создать проблемные ситуации

Противоречие является связующим звеном проблемного обучения, а потому важно правильно поставить перед ребенком вопрос. Чаще всего вопросы, абсолютно разные по структуре, задают сами дети: «Почему шуба не греет?»; «Почему растение пьет воду, а она из него не вытекает?»; «Почему у домашней курицы есть крылья, но она не улетает?»; «Почему земля круглая?» Те проблемы, которые выдвигают дети, воспитатель записывает или запоминает, а на занятиях адресует их всей группе. Воспитатель должен направлять детей на поиск ответа на вопрос, уделить внимание именно противоречию, чтобы в сознании ребенка зафиксировалось правильное решение. Педагог преднамеренно формулирует противоречия между научными фактами, которые известны ребенку, и жизненными ситуациями.

Примеры исследований

Изучая свойства воды, дети узнают о том, что на 80 процентов человек и животные состоят из воды. Для создания проблемной ситуации воспитатель спрашивает: «Почему наше тело не жидкое, ведь в нас так много воды?» Вместе с педагогом ребята ищут ответ и приходят к выводу, что вода - внутри организма, поэтому и не вытекает из человека. Воспитатель в ходе поиска ответа на поставленный вопрос выслушивает все доводы детей, поощряет их за активность, попытку проявить свои знания. После того как все ребята предложат свои ответы, совместно выбирается общее решение.

Для поиска правильного ответа можно провести и эксперимент. Дети вместе с педагогом (или родителями) натирают морковку, свеклу, картофель, выжимают сок, затем сравнивают объем полученной жидкости. Небольшое исследование, проведенное будущими научными работниками, станет для детей настоящим открытием. Создав проблемную ситуацию, воспитатель вынуждает своих подопечных получать знания, развиваться, самосовершенствоваться.

Необычные открытки

Проблемную ситуацию можно создать и на занятиях по физической культуре. Занятие «Поздравительные открытки для Пятачка» можно проводить в игровой форме. Воспитатель обращается к детям с просьбой помочь подобрать для Пятачка подарок. В мультфильме про Винни-Пуха идет речь о подарке для ослика, поэтому вопрос о том, что подарить Пятачку, сначала кажется детям странным. Ребята предлагают разные предметы, которые бы можно было подарить Пятачку. Обычную гимнастику можно превратить в увлекательную мастерскую, в которой каждый ребенок будет занят изготовлением необычной открытки для героя мультфильма. Нужно не просто придумать открытку, но и найти для нее все детали. Для начала ребята заполняют свои волшебные шкатулки (ящики для работы). В каждый раздел ящика складываются определённые детали: кружочки, цветы, листочки. Вместе с воспитателем дети произносят волшебное заклинание, слова которого придумывает сам педагог. И только после такого необычного ритуала ребята приступают к созданию поздравительных открыток для сказочного Пятачка. Каждый ребенок получает в конце работы свою индивидуальную открытку, готовые изделия можно вывесить на специальном стенде.

Значимость проблемного обучения

Любая проблемная ситуация, предложенная педагогом, окрыляет дошкольников, помогает пробуждать и формировать познавательную активность, развивать творческий потенциал. Гипотеза, которую выдвигает воспитатель в начале занятия, также является вариантом проблемного обучения.

Заключение

При знакомстве детей с окружающим миром проблемное обучение является приоритетным. При необходимости решать определенную задачу ребенок концентрирует свое внимание, память, развивается, он гораздо быстрее адаптируется к повседневной жизни. При самостоятельной формулировке гипотезы дошкольники учатся ставить цели занятия, искать варианты и формы исследований. При создании любых проблемных ситуаций взрослые намеренно побуждают детей выдвигать гипотезы, учат их формулировать выводы. Ребенок не боится ошибиться, ведь он уверен в том, что его инициатива не будет наказана, а, напротив, каждое высказывание ребенка обязательно будет поощрено воспитателем.

Решать самостоятельно проблемы, не опасаясь ошибок, - это и есть конечная задача проблемного дошкольного образования. Современная образовательаня реформа в нашей стране претерпевает серьезные изменения, и введение новых федеральных образовательных стандартов в первую очередь связано именно с реализацией в дошкольных учреждениях проблемного метода обучения. Есть и первые положительные результаты подобного реформирования, подтверждающие важность и своевременность ФГОС. Дети, умеющие планировать свою деятельность, подводить итоги работы, не будут испытывать особых проблем во время обучения в образовательных учреждениях.