Соцреализм в метро: Площадь Свердлова - Площадь Революции. Здание правительства Новосибирской области

Театральная площадь – одна из центральных площадей Москвы, составляющих «ожерелье» вокруг Кремля и Китай-города. Она находится между ул. Петровкой и Копьевским переулком и соседствует с площадью Революции.

Театральная площадь была сформирована в 1821 году архитектором О.В. Бове. До XIX века это была местность на низком берегу реки Неглинной, застроенная частными дворами и банями. Здесь располагались дворы князей Лобановых-Ростовских, Черкасских, князя Туркестанова, князя В.Ф. Сибирского.

В пожар 1812 года все строения на площади сгорели. Тогда было решено устроить на освободившемся месте площадь, река Неглинная была убрана в трубу. Площадь назвали Петровской по ближайшей улице Петровке.

Центральное место на площади занимало огромное здание Петровского театра, фасадом обращенное к Китайгородской стене, по обеим сторонам его располагались четыре здания, зеркально отражающие фасады друг друга. Нижний этаж зданий был сделан в форме повторяющихся аркад. Все фасады были спроектированы архитектором О. Бове. Сегодня только одно здание сохранило первоначальные элементы – это Малый театр.

До 1835 года немощеная (а потому в распутицу фактически непроходимая) площадь была отдана военному ведомству для проведения плац-парадов. Периметр площади огораживал канат, и проезд был возможен только в объезд.

С 1919 года площадь носила имя революционного деятеля Якова Свердлова.

В 1949 года площадь Свердлова украсили два сквера, разбитые вокруг двух фонтанов, засаженные плодовыми деревьями и сиренью. Один из фонтанов, ближайший к Китайгородской стене, создан почти двести лет назад известным скульптором И.П. Витали. В конце XIX века он выполнял роль водоразборного фонтана.

В центре площади – памятник К. Марксу. Скульптура основателя научного коммунизма высечена из цельной гранитной глыбы. Автором скульптуры был Л.Е. Корбель. Памятник был открыт в 1961 году.

  • Большой театр

    Архитектурной доминантой площади является Большой театр. Он был построен в 1824 году по проекту архитекторов О.И. Бове и А.А. Михайлова. Многоколонный портик, строгие классические линии делает его настоящим храмом искусств. Колоннаду венчает квадрига с летящим на ней Аполлоном. В 1853 году театр горел и был восстановлен в новом объеме по проекту талантливого театрального архитектора Альберта Кавоса.

    Перейдите через Театральную площадь к памятнику Островскому.

  • Малый театр

    По обеим сторонам Большого театра расположены Малый театр и Российский Академический молодежный театр. Недаром площадь названа Театральной. Малый театр – двухэтажное строгое здание, сохранившая на себе черты фасада, задуманного великим архитектором. Перед зданием Малого театра в 1929 году был открыт памятник драматургу А.Н. Островскому работы Н. Андреева.

    Подойдите к зданию по другую сторону от Большого театра.

  • Здание Центрального детского театра (театр РАМТ)

    Справа от Большого театра расположен Молодежный театр РАМТ. Доходный дом К. Полторацкого, спроектированный некогда Бове, был перестроен в конце XIX в. архитектором Б. Фрейденбергом для театра под руководством М. Лентовского. Сейчас это нарядное в стиле эклектики здание безусловно является украшением Театральной площади.

Площадь Свердлова (Новосибирск) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Примечательные здания и сооружения

«Стоквартирный дом»

Стоквартирный жилой даун - одно из самых значительных жилых зданий 1930-х годов, яркий пример постконструктивистских «неоклассических» поисков архитектурной стилистики. Автор проекта Андрей Крячков .

Дом строился с 1932 по 1937 годы для работников Западно-Сибирского краевого исполкома . На Всемирной выставке искусств и техники в Париже в 1937 году проект дома (вместе с проектами Крячкова Домов Советов в Иркутске и Красноярске) удостоен высшей награды - диплома «Гран-при» и Золотой медали (на той же выставке Гран-при удостоен и проект здания Новосибирского театра оперы и балета).

П-образное в плане восьмиэтажное здание, расположенное с отступом от красной линии проспекта, занимает подчиненное положение в архитектурном ансамбле площади, подчеркивая в нем главную роль соседнего здания - Крайисполкома (ныне здание правительства Новосибирской области). Тем не менее чувствуется масштабность и «дворцовый» характер сооружения.

При проектировании дома тщательно продуман набор жилых и подсобных помещений в квартирах, удачные пропорции комнат с их хорошей ориентацией и инсоляцией. На протяжении длительного времени дом считается самым престижным в Новосибирске. В нем жили академик Евгений Мешалкин , биатлонист Александр Тихонов , художник Николай Грицюк, директора крупных новосибирских заводов, во время эвакуации артист Николай Черкасов . Мемориальные доски в память о трех знаменитых жильцах - Николае Грицюке, Евгении Мешалкине и Борисе Галущаке - установлены на главном фасаде дома.

Художественный музей

Это здание - яркая страница в истории послереволюционной Сибири, с 1926 года в нем была сосредоточена вся политическая власть Сибирского края .

7 февраля 1925 года Роберт Эйхе поручил архитектору Андрею Крячкову составление проекта и сметы на строительство здания Сибревкома , а также наблюдение за работами по его возведению. Через 7 месяцев трехэтажное кирпичное здание было построено. В его оформлении использованы приемы неоклассицизма и рационалистического модерна . У здания хорошие пропорции, высокопрофессиональный рисунок деталей и элементов от красивого абриса купола до решетки, ограждающей его. Оно имеет монументальный вид, а фигуры рабочего и крестьянина с серпами и молотами придали архитектуре здания конкретное идеологическое содержание.

Позже у здания появилась пристройка по улице Свердлова, в которой были квартиры для высших региональных чиновников, в частности, в 1930-1937 годах здесь жил сам Роберт Эйхе. В 1982 году, после того как областной и городской комитеты КПСС покинули здание, здесь разместилась Новосибирская картинная галерея. 5 марта 2004 года она переименована в Новосибирский художественный музей.

Здание правительства Новосибирской области

Одно из самых значительных сооружений Новосибирска, построенных в период формирования города как административного центра Сибирского края, объединившего пять бывших губерний царской России.

Бюст Александра Покрышкина

Напишите отзыв о статье "Площадь Свердлова (Новосибирск)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Площадь Свердлова (Новосибирск)

– Какое бы горе ни было, – продолжал князь Андрей, – я вас прошу, m lle Sophie, что бы ни случилось, обратитесь к нему одному за советом и помощью. Это самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце.
Ни отец и мать, ни Соня, ни сам князь Андрей не могли предвидеть того, как подействует на Наташу расставанье с ее женихом. Красная и взволнованная, с сухими глазами, она ходила этот день по дому, занимаясь самыми ничтожными делами, как будто не понимая того, что ожидает ее. Она не плакала и в ту минуту, как он, прощаясь, последний раз поцеловал ее руку. – Не уезжайте! – только проговорила она ему таким голосом, который заставил его задуматься о том, не нужно ли ему действительно остаться и который он долго помнил после этого. Когда он уехал, она тоже не плакала; но несколько дней она не плача сидела в своей комнате, не интересовалась ничем и только говорила иногда: – Ах, зачем он уехал!
Но через две недели после его отъезда, она так же неожиданно для окружающих ее, очнулась от своей нравственной болезни, стала такая же как прежде, но только с измененной нравственной физиогномией, как дети с другим лицом встают с постели после продолжительной болезни.

Здоровье и характер князя Николая Андреича Болконского, в этот последний год после отъезда сына, очень ослабели. Он сделался еще более раздражителен, чем прежде, и все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжне Марье. Он как будто старательно изыскивал все больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее. У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия, и обе были любимыми темами нападений и насмешек князя. О чем бы ни заговорили, он сводил разговор на суеверия старых девок или на баловство и порчу детей. – «Тебе хочется его (Николеньку) сделать такой же старой девкой, как ты сама; напрасно: князю Андрею нужно сына, а не девку», говорил он. Или, обращаясь к mademoiselle Bourime, он спрашивал ее при княжне Марье, как ей нравятся наши попы и образа, и шутил…
Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его. Разве мог он быть виноват перед нею, и разве мог отец ее, который, она всё таки знала это, любил ее, быть несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: «справедливость». Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе – в законе любви и самоотвержения, преподанном нам Тем, Который с любовью страдал за человечество, когда сам он – Бог. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала.
Зимой в Лысые Горы приезжал князь Андрей, был весел, кроток и нежен, каким его давно не видала княжна Марья. Она предчувствовала, что с ним что то случилось, но он не сказал ничего княжне Марье о своей любви. Перед отъездом князь Андрей долго беседовал о чем то с отцом и княжна Марья заметила, что перед отъездом оба были недовольны друг другом.
Вскоре после отъезда князя Андрея, княжна Марья писала из Лысых Гор в Петербург своему другу Жюли Карагиной, которую княжна Марья мечтала, как мечтают всегда девушки, выдать за своего брата, и которая в это время была в трауре по случаю смерти своего брата, убитого в Турции.
«Горести, видно, общий удел наш, милый и нежный друг Julieie».
«Ваша потеря так ужасна, что я иначе не могу себе объяснить ее, как особенную милость Бога, Который хочет испытать – любя вас – вас и вашу превосходную мать. Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас, уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек: для чего, зачем существа добрые, возвышенные, умеющие находить счастие в жизни, никому не только не вредящие, но необходимые для счастия других – призываются к Богу, а остаются жить злые, бесполезные, вредные, или такие, которые в тягость себе и другим. Первая смерть, которую я видела и которую никогда не забуду – смерть моей милой невестки, произвела на меня такое впечатление. Точно так же как вы спрашиваете судьбу, для чего было умирать вашему прекрасному брату, точно так же спрашивала я, для чего было умирать этому ангелу Лизе, которая не только не сделала какого нибудь зла человеку, но никогда кроме добрых мыслей не имела в своей душе. И что ж, мой друг, вот прошло с тех пор пять лет, и я, с своим ничтожным умом, уже начинаю ясно понимать, для чего ей нужно было умереть, и каким образом эта смерть была только выражением бесконечной благости Творца, все действия Которого, хотя мы их большею частью не понимаем, суть только проявления Его бесконечной любви к Своему творению. Может быть, я часто думаю, она была слишком ангельски невинна для того, чтобы иметь силу перенести все обязанности матери. Она была безупречна, как молодая жена; может быть, она не могла бы быть такою матерью. Теперь, мало того, что она оставила нам, и в особенности князю Андрею, самое чистое сожаление и воспоминание, она там вероятно получит то место, которого я не смею надеяться для себя. Но, не говоря уже о ней одной, эта ранняя и страшная смерть имела самое благотворное влияние, несмотря на всю печаль, на меня и на брата. Тогда, в минуту потери, эти мысли не могли притти мне; тогда я с ужасом отогнала бы их, но теперь это так ясно и несомненно. Пишу всё это вам, мой друг, только для того, чтобы убедить вас в евангельской истине, сделавшейся для меня жизненным правилом: ни один волос с головы не упадет без Его воли. А воля Его руководствуется только одною беспредельною любовью к нам, и потому всё, что ни случается с нами, всё для нашего блага. Вы спрашиваете, проведем ли мы следующую зиму в Москве? Несмотря на всё желание вас видеть, не думаю и не желаю этого. И вы удивитесь, что причиною тому Буонапарте. И вот почему: здоровье отца моего заметно слабеет: он не может переносить противоречий и делается раздражителен. Раздражительность эта, как вы знаете, обращена преимущественно на политические дела. Он не может перенести мысли о том, что Буонапарте ведет дело как с равными, со всеми государями Европы и в особенности с нашим, внуком Великой Екатерины! Как вы знаете, я совершенно равнодушна к политическим делам, но из слов моего отца и разговоров его с Михаилом Ивановичем, я знаю всё, что делается в мире, и в особенности все почести, воздаваемые Буонапарте, которого, как кажется, еще только в Лысых Горах на всем земном шаре не признают ни великим человеком, ни еще менее французским императором. И мой отец не может переносить этого. Мне кажется, что мой отец, преимущественно вследствие своего взгляда на политические дела и предвидя столкновения, которые у него будут, вследствие его манеры, не стесняясь ни с кем, высказывать свои мнения, неохотно говорит о поездке в Москву. Всё, что он выиграет от лечения, он потеряет вследствие споров о Буонапарте, которые неминуемы. Во всяком случае это решится очень скоро. Семейная жизнь наша идет по старому, за исключением присутствия брата Андрея. Он, как я уже писала вам, очень изменился последнее время. После его горя, он теперь только, в нынешнем году, совершенно нравственно ожил. Он стал таким, каким я его знала ребенком: добрым, нежным, с тем золотым сердцем, которому я не знаю равного. Он понял, как мне кажется, что жизнь для него не кончена. Но вместе с этой нравственной переменой, он физически очень ослабел. Он стал худее чем прежде, нервнее. Я боюсь за него и рада, что он предпринял эту поездку за границу, которую доктора уже давно предписывали ему. Я надеюсь, что это поправит его. Вы мне пишете, что в Петербурге о нем говорят, как об одном из самых деятельных, образованных и умных молодых людей. Простите за самолюбие родства – я никогда в этом не сомневалась. Нельзя счесть добро, которое он здесь сделал всем, начиная с своих мужиков и до дворян. Приехав в Петербург, он взял только то, что ему следовало. Удивляюсь, каким образом вообще доходят слухи из Петербурга в Москву и особенно такие неверные, как тот, о котором вы мне пишете, – слух о мнимой женитьбе брата на маленькой Ростовой. Я не думаю, чтобы Андрей когда нибудь женился на ком бы то ни было и в особенности на ней. И вот почему: во первых я знаю, что хотя он и редко говорит о покойной жене, но печаль этой потери слишком глубоко вкоренилась в его сердце, чтобы когда нибудь он решился дать ей преемницу и мачеху нашему маленькому ангелу. Во вторых потому, что, сколько я знаю, эта девушка не из того разряда женщин, которые могут нравиться князю Андрею. Не думаю, чтобы князь Андрей выбрал ее своею женою, и откровенно скажу: я не желаю этого. Но я заболталась, кончаю свой второй листок. Прощайте, мой милый друг; да сохранит вас Бог под Своим святым и могучим покровом. Моя милая подруга, mademoiselle Bourienne, целует вас.

Площадь Свердлова - центральная площадь Москвы. Название свое она получила в 1919 г. в память Я. М. Свердлова. До этого с 1829 г. она называлась Театральной, по стоящим на ней до сего времени театрам, а еще раньше - Петровской, по проходящей мимо улице Петровке.

В XV в. местность, занимаемая площадью, была полупустынной. Там, где сейчас стоит здание Малого театра, текла река Неглинная, плавным изгибом пересекая наискось площадь. По правому берегу реки шла дорога из Петровского монастыря к Кремлю - позже Петровская улица. Во время наводнений и больших дождей река разливалась, особенно по правому, низкому, берегу и затапливала почти всю площадь. Когда от Пушечного двора к западу через Неглинную был переброшен деревянный мост, то он тянулся через всю площадь до Пушкинской улицы на 120 саженей (256 м). Очевидно, вне моста здесь большую часть года нельзя было ни пройти, ни проехать. Мост в 1488 г. назывался Петровским.

В 151б г. в южной части площади был выкопан большой пруд и построена плотина, преграждавшая реку Неглинную. Пруд через подземный тоннель питал водой крепостной ров на Красной площади. За прудом проходила с 1538 г. крепостная стена Китай-города с «водяными воротами», через которые из Китай-города ходили к пруду за водой. В 1647 г. эти ворота были уже заложены.

В начале XVII в. на площадь, между современными старым фонтаном и сквером перед Большим театром, шли от Охотного ряда параллельно изгибу реки Неглинной Мучной и Житный ряды. Между рядами с Петровки до Тверской улицы проходила Петровская улица. За рекой Неглинной, к югу от Петровского моста, стояли две деревянные бани с журавцами, подававшими воду из реки.

Северная сторона площади в XVII в. была занята дворами знати, среди которых, против входа в современный Детский театр, стояла каменная церковь Спаса в Копье. Через ее двор шел узкий переулочек из современного Копьевского переулка на Петровскую улицу. Все дворы были застроены деревянными зданиями.

При устройстве в 1707-1708 гг. укреплений вдоль Китайгородской стены земляной вал с большим бастионом пришелся на месте современного здания гостиницы «Метрополь», а по рву впереди вала пустили реку Неглинную.

В 1737 г. все деревянные здания и лавки в рядах сгорели. На их месте к середине XVIII в. возникли большие дворы знати. Двор между современной Пушкинской улицей и площадью Свердлова принадлежал князьям Черкасским. Восточнее - на современной площади - были дворы князей Туркестановых и Голицыных. Против Малого театра на площади - дворы князя Сибирского. На месте современного сквера Большого театра стоял кабак «Петровское кружало» с ледником, мимо которого шла с севера улица Петровка от современного ее начала в Охотный ряд, по диагонали современного сквера перед Большим театром. Южнее кабака проходил из Охотного ряда в Театральный проезд переулок. На месте, где сейчас Стереокино, находились каменные «архитекторские покои князя Ухтомского» - школа для подготовки архитекторских учеников. Она была выведена сюда из Кремля в 1752 г.

Д. В. Ухтомский был не только крупнейшим зодчим Москвы середины XVIII в., но и даровитым педагогом. Его архитектурная школа (первая в России), основанная им еще до создания Академии художеств, оказала большое влияние на развитие архитектурного образования в стране. В ней учились такие выдающиеся зодчие, как М. Ф. Казаков, А. ф. Кокоринов, И. Е. Старов. Рядом со школой Д. В. Ухтомского, к востоку, стоял большой двор с деревянными строениями и садом к реке Неглинной. Восточнее этого двора находились деревянные бани с большим колодцем.

Перед банями стояла маленькая деревянная лавка, в которой продавали горячие блины,- «блиння».

В 1770-х годах дом князя Голицына принадлежал уже князю Лобанову-Ростовскому. Дом был каменный и имел три этажа. В пожар 1773 г. он сгорел и не восстанавливался. В 1776 г. его купили князь П. В. Урусов и англичанин Медокс, отремонтировали, и в 1780 г. Медокс открыл здесь общедоступный Петровский театр; позже он пристроил с южной стороны зал «для танцев и машкерадов». В 1805 г. театр сгорел.

С. П. Жихарев отмечает в своих «Записках»: «Многие находятся в полном убеждении, что театр сгорел оттого, что в воскресенье назначено было представление "Русалки", в которой столько чертовщины...»

В 1789-1791 гг. река Неглинная была переведена в специально вырытый канал на современной Неглинной улице, а старое русло было засыпано. Пруд реки Неглинной был спущен еще в 1785 г.; на его месте в XIX в. устроили овальный бассейн, облицованный каменными плитами.

В пожар 1812 г. все здания на площади сгорели и не восстанавливались. В 1817-1821 гг. на месте дворов, церкви Спаса в Копье и Петровской улицы была спланирована площадь в ее современных очертаниях. Реку Неглинную в 1817-1819 гг. заключили в подземную трубу. При сносе в 1819-1823 гг. находившихся возле Китайгородской стены и на месте гостиницы «Метрополь» земляных бастионов площадь была значительно подсыпана и выровнена. На месте театра Медокса к 1824 г. был построен архитектором О. И. Бове, по творчески переработанному им проекту академика А. А. Михайлова 2-го, казенный Большой театр (открыт 6 янв. 1825 г.). В том же году и тем же архитектором был выстроен на земле и на средства В. В. Варгина Малый театр (открыт 14 окт. 1824 г.), сдававшийся в аренду театральной дирекции и только в 1830 г. приобретенный ею в казну. На площади, по сторонам проезда в Охотный ряд, уже в 1820-х годах стояли двухэтажные каменные дома: на северном углу - К. М. Полторацкого, на южном - Сенатской типографии. Первый был построен в 1821 г., последний - в 1818-1821 гг. по проекту архитектора Г. Н. Матвеева. В 1830-х годах их обязали сделать свои дома по фасаду подобными Малому театру.

В 1841 г. Малый театр был несколько перестроен архитектором К. А. Тоном: в северной части дома им прибавлен выступ, подобный угловому с Театральным проездом.

Здание Малого театра дает наглядное представление о характере застройки площади Свердлова в 1840-х годах, когда она получила строго симметричный архитектурный ансамбль.

В центре площади находился незамещенный «плац-парад» для смотров войск и парадов. Он был обведен толстыми канатами на столбиках; на всех четырех его сторонах горели масляные фонари.

К югу от «плац-парада» с 1835 г. находился фонтан мытищинской воды, которую до 1890-х годов доставляли москвичам водовозы и водоносы. Фонтан был украшен скульптурой И. П. Витали и в таком виде сохранился до нашего времени, хотя давно уже перестал выполнять первоначальную свою функцию.

У Китайгородской стены стояли деревянные лавочки, в которых продавали цветы, деревья-саженцы, семена и т, п. В 1851 г. лавки были переведены на Трубную площадь.

Зимой возле театров ставились «печи ради проходящих и ночных сторожей», с железными крышами. У этих печей грелись и прохожие, и кучера, привозившие господ в театр.

В 1853 г. Большой театр сгорел. О пожаре читаем в «Дневнике» И. М. Снегирева: «11 марта 1853 г. ... услышал о пожаре Императорского театра, загоревшегося в 10 часов утра от неосторожности ламповщиков. Пламя было ужасное. В середине погибло довольно много людей. Это случилось во время репетиции». В 1856 г. театр был заново отстроен архитектором А. К. Кавосом. Он надстроил третий этаж и пристроил к театру с боков галереи на чугунных столбах. Сейчас театр имеет пять ярусов лож и шестой - балкон, всего в театре вмещается до двух с половиной тысяч зрителей. Его величественный фасад доминирует над другими строениями площади и, прекрасно сочетаясь с нарядным сквером, придает ей особую торжественность.

Во второй половине XIX в. площадь потеряла свой архитектурный ансамбль. Дома были надстроены и оформлены в разных стилях. В доме Бронникова (бывшем Полторацкого) в 1882-1885 гг. находился театр М. В. Лентовского, в 1898 г.- Новый императорский оперный театр. В начале XX в. здесь был драматический театр Незлобина.

Дом Сенатской типографии, в 1894 г. переданный городу, был занят гостиницей «Континенталь», в которой иногда останавливался писатель Г. И. Успенский. До неузнаваемости был перестроен дом Челышева - современная гостиница «Метрополь».

В 1910-1911 гг. на месте «плац-парада» были разбиты два сквера. В 1913 г. у стены Китай-города был устроен третий сквер - «розариум», в котором было множество кустов лучших штамбовых роз.

По площади с 1904 г. в разных направлениях проходили трамвайные линии. На проезде стояли два трамвайных павильона. Здесь 18 октября 1905 г. происходил митинг, требовавший амнистию политзаключенным.

9 января 1917 г. здесь также происходила демонстрация рабочих, разогнанная полицией и казаками.

В октябрьские дни 1917 г. Театральная площадь находилась в сфере влияния контрреволюционных войск, занявших на ней все здания.

В 1929 г. у Малого театра поставлен памятник великому русскому драматургу А. Н. Островскому (работы Н. А. Андреева). В 1937 г. у Китайгородской стены выросло здание вестибюля станций метро «Площадь Революции» и «Площадь Свердлова». Проектировал и строил первую станцию архитектор А. Н. Душкин, вторую - архитектор И. А. Фомин. В 1948 г. по сторонам площади посажены тенистые деревья, вокруг фонтана разбит красивый сквер, л в сквере перед Большим театром устроен второй фонтан.

    • Театральная пл. (1829 год).
      Старое название: Петровская площадь (начало XIX века), по проходившей через нее Петровской улице (Петровка ул). В 1919-1990 годы называлась: площадь Свердлова, в честь председателя ВЦИКа Я. М. Свердлова.На пересечении Охотный Ряд ул. , Петровка ул, Копьевский пер. и Театральный пр

      Китай-город (общий очерк)
      Кроме остававшихся до самого последнего времени Воскресенских, Никольских, Ильинских, Варварских ворот, не считая появившихся в XVIII-XIX вв. «проломных», были еще ворота на площадь Свердлова1, Троицкие ворота к улице Рождественке и Москворецкие - на Москворецкий мост

      От Манежной до Варварки. Площади Москвы
      В 1919 году площадь опять переименовали, присвоив на этот раз название площади Свердлова, тогда же на ней ему установили и памятник. В 1991 году памятник снесли, а площади вернули прежнее название, она вновь стала называться

Театральная площадь в Москве была построена в начале двадцатых годов XIX века. Она расположена в самом центре города, к северо-востоку от еще одной исторической достопримечательности — площади Революции. Что находится здесь? На Театральной площади в Москве расположены Большой и Малый театры. Это место можно назвать культурным центром столицы, да и всей страны.

Предыстория

В пятнадцатом веке неподалеку от Театральной площади в Москве расположились торговые ряды. Приблизительно в это время был построен Китай-город. В шестнадцатом столетии бастионы знаменитой стены были значительно расширены — жители города опасались вторжения неприятеля. Пожары в Москве происходили регулярно. Один из них, случившийся в 1736 году, уничтожил всё в округе.

Впервые о строительстве площади заговорили в 1775 году. Было принято решение обустроить район. А точнее, устроить несколько площадей в окрестностях Кремля и Китай-города. Как это нередко бывает, к строительству приступили не сразу, а спустя много лет.

Возникновение Театральной площади в Москве

В 1812 году в столице произошёл очередной пожар, о причинах которого известно даже школьникам благодаря нетленному произведению Лермонтова. Французу столица не было отдана, однако за патриотизм и стойкость пришлось поплатиться архитектурными Позже для восстановления города была созвана специальная комиссия. Над проектом работал Осип Бове. Планировка площади под руководством опытного и известного к тому времени архитектора началась в 1816 году.

Фонтан

Когда-то здесь был расположен бассейн Мытищинского водопровода. Позже по проекту И. П. Витали на его месте построили фонтан. На Театральной площади он, пожалуй, был главной достопримечательностью, не считая, конечно, всемирно известных театров. В начале XIX века фонтаны чаще называли "водометами". В Москве их тогда было немного. А если точнее, то фонтан на Театральной площади в Москве стал первым общественным. Он изображает четырех амуров, символизирующих такие направления в театральном и литературном искусстве, как музыку, поэзию, комедию и трагедию.

После революции

В советское время почти все улицы в Москве и других городах были переименованы. Не миновала эта участь и Театральную площадь. Более 70 лет она называлась площадью Свердлова. Не только название изменилось, но и сам облик этих мест. Так, некоторое время на площади возвышался памятник политическому деятелю Якову Свердлову, не имеющему никакого отношения ни к театру, ни к истории Москвы. В 1991 году монумент убрали.

Большой и Малый театры, ЦУМ — все эти издания играют важную роль в облике современной Театральной площади в сюда? Конечно, на метро. При этом воспользоваться можно не только Замоскворецкой линией, на которой расположена станция «Театральная». Выйти можно также из «Охотного ряда» или «Площади Революции». Сокольническая, Замоскворецкая и Арбатско-Покровская линии пересекаются как раз в том месте, где расположена Театральная площадь.

Легенды

Большой театр был открыт в марте 1776 года. За время своего существования он видел многое, хранит интересные тайны и секреты. Немало легенд за более чем два столетия породила площадь и театр, расположенный на ней.

Пять веков назад здесь было непроходимое болото. В него, согласно одной из легенд, угодил как-то раз неудачливый доктор, который имел обыкновение москвичей не так лечить, как отправлять на тот свет. За что и поплатился.

О пожарах как о главной напасти не только деревянной, но уже и сказано выше. Большой театр был построен после одного из них, можно сказать, на пепелище. Назван он был Петровским. Простоял всего четверть века, затем сгорел. Самый страшный пожар в истории Театральной площади произошел в 1805 году, в тот день, когда на сцене Большого театра состоялась премьера оперы "Русалка". Перестраивали и реставрировали главный культурный символ страны множество раз.

Старая Москва
Исторические районы, главные улицы и площади великого города

ПЛОЩАДЬ СВЕРДЛОВА

Площадь Свердлова - центральная площадь современной Москвы. Под нею сходятся три линии метрополитена, выходящие на поверхность вестибюлями станций "Охотный ряд" и "Площадь Революции". Ее пересекает важнейшая магистраль движения с запада на восток, и от нее идет большое движение на север по Пушкинской, Петровке и Неглинной улицам.
Площадь представляет собою прямоугольник, вытянутый с севера на юг.
На северной ее стороне находится здание Большого театра, увенчанное колоннами и портиком с триумфальной колесницей. По восточной стороне этого здания проходит улица Петровка. Перед театром разбит небольшой красивый сквер.
Южная половина площади прежде была занята большим сквером; с 1934 года ее покрыли асфальтом, и только оставшийся здесь старый фонтан напоминает о былом. На востоке площади Свердлова возвышается многоэтажное здание гостиницы "Метрополь".
Южную сторону площади Свердлова замыкает стена Китай-города, частично разобранная в 1937 году. На границе с площадью Революции расположен вестибюль станции метро "Площадь Революции", восточнее - лестница в Китай-город.

Площадь Свердлова. Большой театр. 1947 год.


Площадь Свердлова. Большой театр со стороны Малого театра. 1947 год.

За стеной Китай-города виднеются старые здания Печатного двора XVII века, Никольского и Заиконоспасского монастырей.
На западной стороне площади находятся 1-й стереокинотеатр и станция метро "Охотный ряд".
Таков современный вид площади Свердлова.
В XV веке эта местность была пустынной. Там, где сейчас стоят здания Мосторга и Малого театра, текла река Неглинная, плавным изгибом пересекая современную площадь у находящегося на ней теперь фонтана и направляясь к площади Революции. Во время наводнений и больших дождей река разливалась, затопляя почти всю площадь. Когда в конце XV века был построен Пушечный двор, мост от него был переброшен не только через р. Неглинную (остатки его недавно найдены при постройке новой, сцены Малого театра), но и по земле до современной Пушкинской улицы: очевидно, без деревянной мостовой по площади тогда нельзя было ни пройти, ни проехать.
В 1516 году в южной части площади был вырыт большой пруд. За ним в 1536-1538 годах была построена кирпичная стена Китай-города.
Следуя изгибу р. Неглинной, на правом ее берегу стояли ряды лавок, а на левом, поблизости от места, занимаемого "Метрополем", тогда находились деревянные бани с длинными журавцами (черпаками) для подачи воды в бани прямо из реки.
В 1737 году все деревянные дворы и лавки на площади сгорели. На их месте появились дворы знати: князей Черкасских, Туркестанова, Голицына и других.
По южной стороне Петровской улицы, продолжавшейся тогда до Тверской, на месте, где теперь 1-й стереокинотеатр, стояли "Архитекторские покои князя Ухтомского" - школа для подготовки архитекторов.


Театральная площадь в 1824 году. Петровский театр.


Театральная площадь со стороны Петровского театра в первой половине XIX века.

В пожар 1812 года все здания на площади сгорели. Была утверждена новая планировка местности. Реку Неглинную заключили в подземную трубу.
Первыми на площади были построены в 1824 году здания Большого и Малого театров. Их строил знаменитый архитектор Бове.
Большой театр оперы и балета - одно из красивейших зданий Москвы. Внутренняя отделка театра, его большая вместимость (около 2300 зрителей) и прекрасные артистические силы ставят его на одно из первых мест в мире. Недавно еще здесь пели Шаляпин, Нежданова, Собинов, танцевала Гельцер. Сейчас из артистов театра пользуются заслуженным успехом Михайлов, Пирогов, Барсова, Лемешев, Козловский. В наше время особенно привлекают зрителей постановки: "Иван Сусанин" Глинки, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка", "Царская невеста" и "Садко" Римского-Корсакова, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" Чайковского, "Борис Годунов" Мусоргского, балеты "Лебединое озеро" и "Золушка".
В Большом театре происходили всероссийские и всесоюзные съезды Советов, торжественные заседания Московского совета, на которых неоднократно выступали В. И. Ленин и И. В. Сталин.
Малый театр ставит драмы и комедии. Его по праву называют Домом Щепкина, в честь прославленного актера середины XIX века М. С. Щепкина, утвердившего реализм - художественную правду - на сцене. В Малом театре играли и другие знаменитые актеры: Садовские, Ленский, Ермолова, Федотова, Южин, Давыдов. В наше время отличаются изумительной игрой актеры: Яблочкина, Рыжова и другие. Театр славится постановками пьес "Горе от ума" Грибоедова, "Ревизор" Гоголя, комедий Островского и произведений современных драматургов.
Театр называется Малым, так как он вмещает вдвое меньше зрителей, чем Большой.
В. И. Ленин был в Малом театре в 1918-1920 годах на спектакле "Старик" и на пятидесятилетнем юбилее М. Н. Ермоловой.
После постройки театров по всем сторонам площади были сделаны проезды, а центр ее был обведен канатом на столбиках и не замощен; он предназначался для парадов войск и назывался плац-парадом.
К югу от этого плац-парада еще в 1829 году был устроен фонтан мытищинской воды, украшенный затем художественной скульптурой Витали. Фонтан сохранился до нашего времени.
В 1853 году Большой театр сгорел. В 1856 году архитектор Кавос восстановил его, надстроив один этаж и пристроив с боков навесы на железных столбах, стоящие и доныне.
В 1907 году была построена первоклассная гостиница "Метрополь" с рестораном и великолепным зимним садом. На фронтоне гостиницы помещена майоликовая картина художника Врубеля "Принцесса Греза". Построена была гостиница по проекту архитекторов Эриксона, Кекушева и других.
В 1910-1911 годах плац-парад, пыльный летом, снежный зимой и грязный весной и осенью, был уничтожен; на его месте появились два прекрасных сквера.
А в 1913 году у Китайской стены был устроен третий сквер - "розариум", в котором цвели лучшие сорта роз.
В январе 1917 года на Театральной площади, как тогда называлась площадь Свердлова, произошли столкновения рабочих демонстраций с царскими войсками.
Во время Великой Октябрьской революции площадь простреливалась артиллерийскими орудиями, поставленными революционными отрядами по обеим сторонам Большого театра и направленными на "Метрополь" и Городскую думу, захваченные белогвардейцами.
В 1919-1920 годах в залах "Метрополя" происходили заседания ВЦИК, съезды и совещания, на которых неоднократно бывал В. И. Ленин.
Во время строительства метро первой очереди в 1934 году большой сквер площади был занят его шахтой, а затем эту территорию временно асфальтировали. В недалеком будущем здесь опять будет устроен сквер.
В 1937 году место розариума у Китайской стены было занято строительством метро второй очереди. Здесь появились вестибюль станции "Площадь Революции" и временная лестница в Китай-город.
В ближайшем будущем на площадь выйдет новым фасадом здание гостиницы "Москва", а у Китайской стены появится новое здание, которое украсит площадь.
Площадь называлась сперва Петровской - по улице Петровке, позже - Театральной, по стоявшим на ней театрам. В 1919 году она переименована в площадь Свердлова - в память старого большевика, одного из руководителей партии и советской власти Я. М. Свердлова.