Метод обработки данных количественная обработка. Количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования. Некоторые основные понятия. Популяция и выборка

Обработка данных направлена на решение следующих задач:

1) упорядочивание исходного материала, преобразование множества данных в целостную систему сведений, на основе которой возможно дальнейшее описание и объяснение изучаемых объекта и предмета;

2) обнаружение и ликвидация ошибок, недочетов, пробелов в сведени­ях; 3) выявление скрытых от непосредственного восприятия тенденций, закономерностей и связей; 4) обнаружение новых фактов, которые не ожидались и не были замечены в ходе эмпирического процесса; 5) вы­яснение уровня достоверности, надежности и точности собранных дан­ных и получение на их базе научно обоснованных результатов.

Обработка данных имеет количественный и качественный аспек­ты. Количественная обработка есть манипуляция с измеренными ха­рактеристиками изучаемого объекта (объектов), с его «объективизиро­ванными» во внешнем проявлении свойствами. Качественная обра­ботка - это способ предварительного проникновения в сущность объекта путем выявления его неизмеряемых свойств на базе количе­ственных данных.

Количественная обработка направлена в основном на формальное, внешнее изучение объекта, качественная - преимущественно на со­держательное, внутреннее его изучение. В количественном исследова­нии доминирует аналитическая составляющая познания, что отражено и в названиях количественных методов обработки эмпирического ма­териала, которые содержат категорию «анализ»: корреляционный ана­лиз, факторный анализ и т. д. Основным итогом количественной обра­ботки является упорядоченная совокупность «внешних» показателей объекта (объектов). Реализуется количественная обработка с помощью математико-статистических методов.

В качественной обработке доминирует синтетическая составляю­щая познания, причем в этом синтезе превалирует компонент объеди­нения и в меньшей степени присутствует компонент обобщения. Обоб­щение - прерогатива следующего этапа исследовательского процес­са- интерпретационного. В фазе качественной обработки данных главное заключается не в раскрытии сущности изучаемого явления, а пока лишь в соответствующем представлении сведений о нем, обеспе­чивающем дальнейшее его теоретическое изучение. Обычно результа­том качественной обработки является интегрированное представление о множестве свойств объекта или множестве объектов в форме класси­фикаций и типологий. Качественная обработка в значительной мере апеллирует к методам логики.

Противопоставление друг другу качественной и количественной обработок (а, следовательно, и соответствующих методов) довольно условно. Они составляют органичное целое. Количественный анализ без последующей качественной обработки бессмыслен, так как сам по себе он не в состоянии превратить эмпирические данные в систему зна­ний. А качественное изучение объекта без базовых количественных данных в научном познании - немыслимо. Без количественных дан­ных качественное познание - это чисто умозрительная процедура, не свойственная современной науке. В философии категории «качество» и «количество», как известно, объединяются в категории «мера». Един­ство количественного и качественного осмысления эмпирического ма­териала наглядно проступает во многих методах обработки данных: факторный и таксономический анализы, шкалирование, классифика­ция и др. Но поскольку традиционно в науке принято деление на коли­чественные и качественные характеристики, количественные и каче­ственные методы, количественные и качественные описания, примем количественные и качественные аспекты обработки данных как само­стоятельные фазы одного исследовательского этапа, которым соответ­ствуют определенные количественные и качественные методы.

Качественная обработка естественным образом выливается в опи­сание и объяснение изучаемых явлений, что составляет уже следую­щий уровень их изучения, осуществляемый на стадии интерпретации результатов. Количественная же обработка полностью относится к эта­пу обработки данных.

6-й этап фокус-группы посвящен качественной обработке и интерпретации данных. Обработка данных фокус-группы (предварительно составленной стенограммы) проводится в соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования, которая нашла отражение в поставленных вопросах. Возможно использование следующих стратегий анализа.

Стратегия А

Сначала анализируются имеющиеся ответы по каждому из вопросов, а после сравниваются выводы по отдельным вопросам.

Стратегия Б

По результатам первого (возможно, неполного) знакомства со стенограммой формируются определенные предположения, затем во всем тексте стенограммы фиксируются высказывания, подтверждающие или опровергающие данное предположение.

Возможны и иные стратегии анализа, выбор которых зависит от поставленных задач, опытности и научной интуиции исследователя. Необходимо отметить, что при анализе данных фокус-группы возможно применение не только качественного, но и количественного подходов. При работе со значительным по объему материалом стенограммы имеется возможность использования качественноколичественного метода анализа документов - контент-анализа. Условия его проведения описаны в 3-й главе пособия.

Примером использования качественного контент-анализа или категоризации данных фокус-группы может послужить исследование, проведенное студентами факультета психологии весной 2005 г. Исследование было посвящено изучению представлений о нравственности среди студентов младших курсов факультета психологии. В качестве основной гипотезы выступало предположение о том, что нравственность - категория личная, индивидуально сформулированная.

Разработанный топик-гайд включал следующие вопросы.

  • 1. Как вы понимаете нравственность? Что для вас нравственность?
  • 2. Приведите, пожалуйста, какой-нибудь пример из жизни, где проявляегся нравственность?
  • 3. Сравните понятия «нравственность» и «совесть»: чем отличаются, что общего?
  • 4. Какую роль играют для вас родители при формировании представлений о нравственности?
  • 5. Считаете ли вы себя нравственным человеком?
  • 6. Как вы относитесь к аборту?

При контент-анализе данных стенограммы фокус-группы в качестве категории анализа выступало «определение нравственности». Анализ стенограммы позволил выявить такие подкатегории, как «индивидуальные факторы определения нравственности» (индикаторы категории: «сам сформулировал, составил, определил», «для меня», «я следую» т. п.) и «общественные факторы определения нравственности» (индикаторы: «общие», «общественные», «общепринятые», «для всех» и т. п.).

В результате выявлено, что хотя участники обсуждения уделяют большое значение мнению родителей при формировании представлений о нравственности, все же «нравственность» для них - это, прежде всего, индивидуальная категория. Правила поведения студенты определяют для себя самостоятельно, оценивая свою нравственность в соответствии с индивидуально сформулированными представлениями о нравственности. Полученные результаты имеют значение для анализа отношения современной молодежи к проблеме нравственности, а также для изучения динамики представлений о нравственном поведении.

Использование контент-анализа на заключительном этапе фокус-группового исследования позволяет формализовать полученные данные, облегчить процесс их обработки. Контент-анализ позволяет выявить степень выраженности той или иной позиции среди участников обсуждения. Однако следует помнить о том, что значительное количество высказываний в пользу одной из позиций не всегда отражает действительную представленность данного мнения в изучаемой группе. Рассматривая возможности применив контент-анализа при обработке данных фокус-группы С. А. Белановский приводит пример исследования Д. Моргана и М. Спениша, посвященного изучению факторов риска сердечных приступов . По данным авторов, наиболее часто упоминаемыми причинами приступов были стресс, курение, малоподвижный образ жизни. Правомерность вывода о значении данных факторов подвергается сомнению в силу того, что именно данные факторы упоминаются при разъяснительной работе врачей с пациентами. Поэтому при анализе данных обсуждения необходимо выявление не только наиболее распространенных выоказываний, но единичных. Анализ таких уникальных представлений может помочь при критической оценке изучаемых представлений.

Общее представление об обработке данных

Обработка данных психологических исследований – от­дельный раздел экспериментальной психологии, тесно свя­занный с математической статистикой и логикой. Обработ­ка данных направлена на решение следующих задач:

Упорядочивание полученного материала;

Обнаружение и ликвидация ошибок, недочетов, пробе­лов в сведениях;

Выявление скрытых от непосредственного восприятия тенденций, закономерностей и связей;

Обнаружение новых фактов, которые не ожидались и не были замечены в ходе эмпирического процесса;

Выяснение уровня достоверности, надежности и точно­сти собранных данных и получение на их базе научно обос­нованных результатов.

Количественная обработка – это работа с измерен­ными характеристиками изучаемого объекта, его «объекти­вированными» свойствами. Она направлена в основном на формаль­ное, внешнее изучение объекта, качественная – преимуществен­но на содержательное, внутреннее его изучение. В количественном исследовании доминирует аналитическая составляющая позна­ния, что отражено и в названиях количественных методов обра­ботки эмпирического материала: корреляционный анализ, фак­торный анализ и т.д. Реализуется количественная обработка с помощью математико-статистических методов.

Качественная обработка пред­ставляет собой способ проникновения в сущность объекта путем выявления его неизмеряемых свойств. При такой обработке преобладают синтетические способы познания. Обобщение проводится на следующем этапе исследовательского процесса – интерпретационном. При качественной обработке данных главное заключается в соответствующем представлении сведений об изучаемом яв­лении, обеспечивающем дальнейшее его теоретическое изуче­ние. Обычно результатом качественной обработки является интегрированное представление о множестве свойств объек­та или множестве объектов в форме классификаций и типо­логий. Качественная обработка в значительной мере апелли­рует к методам логики.

Противопоставление друг другу качественной и количест­венной обработки довольно условно. Количественный анализ без последующей качественной обработки бессмыслен; так как сам по себе не приводит к приращению знаний, а качествен­ное изучение объекта без базовых количественных данных в на­учном познании невозможно. Без количественных данных на­учное познание – чисто умозрительная процедура. Единство количественной и качественной обработки на­глядно представлено во многих методах обработки данных: факторном и таксономическом анализе, шкалировании, классификации и др. Наиболее распространены такие прие­мы количественной обработки, как классификация, типологизация, систематизация, периодизация, казуистика. Качественная обработка естественным образом вылива­ется в описание и объяснение изучаемых явлений, что состав­ляет уже следующий уровень их изучения, осуществляемый на стадии интерпретации результатов. Количественная же обработка полностью относится к этапу обработки данных.

3.1. Первичная и вторичная количественная обработка

Процесс количественной обработки данных имеет две фазы: первичную и вторичную.

Первичная количественная обработка нацелена на упорядочивание информации об объекте и предмете изучения, полученной на эмпирическом этапе исследования. К основным методам первичной обработки относятся: табулирование, построение диаграмм, гистограмм (ступенчатая диаграмма), полигонов распределения (соединяются прямыми отрезками верхние точки центральных осей всех участков гистограммы) и кривых распределения (полигон распределения, но плавные кривые линии). Диаграммы отражают дискретное распределение, остальные графические формы – непрерывное.

Вторичная количественная обработказаключается главным образом в статистическом анализе итогов первичной обработки. Здесь важно получить ответы на три главных вопроса.

1. Какое значение наиболее характерно для выборки?

Для решения этого вопроса вычисляются т.н. «меры центральной тенденции». Это величины, являющиеся обобщающими, и к ним относят: среднее арифметическое, медиану, моду, среднее геометрическое и среднее гармоническое. В психологии обычно используют первые три.

Среднее арифметическое (оценка математического ожидания) вычисляется по формуле:

где x i – каждое наблюдаемое значение признака, i – индекс, указывающий на порядковый номер данного значения признака;

n – количество наблюдений.

Медиана (Ме) это точка на измерительной шкале, выше и ниже которой находится ровно по 50% величин ряда (наблюдений). Её определяют по срединному рангу по формуле:

Т.е., чтобы вычислить медиану, необходимо проранжировать ряд значений (наблюдений). Полученное значение медианы может не соответствовать значению ряда, а находится между двумя соседними значениями, тогда вычисляется среднее арифметическое этих значений.

Например, имеем ряд 3-5-6-7-9-10-11-12. Проранжировав его, имеем 1-2-3-4-5-6-7-8. Ранговая медиана в этом ряду: Ме=8+1/2=4,5. Этому рангу соответствует середина между членами первоначального ряда, имеющими ранги 4 и 5. Следовательно, медиана этого ряда равна 8 (7+9/2). Следует отметить, что величины 8 в ряду нет, но таково значение медианы этого ряда.

Мода (Мо) это значение, наиболее часто встречающееся в выборке. Пример: 2, 6, 6, 8, 9, 9, 9, 10; Мо=9.

Если все значения в группе встречаются одинаково часто, то считается, что моды нет. Если два соседних значения имеют одинаковую частоту и они больше частоты любого другого значения, мода есть среднее этих двух значений (например: 1, 2, 2, 2, 4, 4, 4, 5, 5, 7; Мо=3). Если то же самое относится к двум несмежным значениям, то существует две моды, а группа значений признака является бимодальной (пример: 0, 1, 1, 1, 2, 3, 4, 4, 4, 7; Мо=1 и 4).

Обычно среднее арифметическое применяется при стремлении к наибольшей точности, и когда впоследствии нужно будет вычислять стандартное отклонение. Медиана – когда в значениях признака есть нетипичные данные (например: 1, 3, 5, 7, 9, 26, 13). Мода – когда не нужна высокая точность, но важна быстрота определения меры центральной тенденции.

2. Велик ли разброс данных относительно среднего значения?

Для ответа на этот вопрос применяются меры изменчивости (рассеивания, разброса). Они позволяют судить о степени однородности полученного множества, о его компактности, и косвенно – о надёжности получаемых результатов. Наиболее используемые в психологических исследованиях: размах, среднее отклонение, дисперсия, стандартное отклонение, квартильное отклонение.

Размах (Р) – это интервал между максимальным и минимальным значениями признака. Определяется легко, но чувствителен к случайностям, особенно при малом числе данных. Пример: (0, 2, 3, 5, 8; Р=8); (-0,2, 1,0, 1,4, 2,0; Р=2,2)

Среднее отклонение (МД) – это среднее арифметическое разницы (по модулю) между каждым значением в выборке и её средним:

где d=│X­M│; где М – среднее выборки; Х – конкретное значение; N – число значений.

Множество всех конкретных отклонений от среднего характеризует изменчивость данных, но, если их не взять по модулю, то их сумма будет равна нулю, и мы не получим информации об их изменчивости. МД показывает степень скученности данных вокруг среднего (иногда вместо М берут Ме или Мо).

Дисперсия (Д) (от лат. – рассыпанный).

Д=∑d 2 /(N-1) или σ х 2 =∑(х i -х ср) 2 *(m i / N-1),

где m i – количество появлений значений х i при N наблюдениях.

Для больших выборок (N≥30) в знаменателе просто N.

Стандартное отклонение или среднее квадратичное отклонение. В психологии принято обозначать эту величину σ (сигма):

σ = √∑(x i – x) 2 /n-1

Коэффициент ковариации является относительной характеристикой рассеивания и рассчитывается по формуле:

V= (σ х / х ср)*100%

Квартильное отклонение (Q). На практике нам часто важно узнать не точку, а интервал значений, следовательно, ось накопленной частоты (если все значения разместить на оси) разбивается на равное количество интервалов. Это S-образная кривая (ось накопленной частоты), где М – генеральная средняя. Функция этой кривой выглядит символически следующим образом:

F(Х) = (1/σ√2π*)∫((-(t-µ) 2)/ 2σ 2)dt

Точки на оси накопленной частоты, делящие её в установленной пропорции, называются квантилями (отсюда название квантильной стандартизации тестов). Среди квантилей выделяют квартили, квинтили, децили, процентили. Например, 3 квартиля (Q 1 , Q 2 , Q 3) делят выборку на 4 равные части (кварты) таким образом, что 25% испытуемых ниже Q 1 , 50% ниже Q 2 , 75% ниже Q 3 , 99 процентилей делят выборку на 100 равных частей (процентов) и т.д.

Квартиль первая вычисляется по формуле: Q 1 =(R 1 +R n/2)/2, т.е. полусумма первого и последнего рангов первой – левой от медианы - половины ряда;

Квартиль третья: Q 3 =(R n/2 +R n)/2, т.е. полусумма первого и последнего рангов второй – правой от медианы – середины ряда.

Полученным значениям рангов соответствуют определённые величины в исходном ряду данных. Для характеристики Распределения вычисляется среднее квартильное отклонение:

Q=(Х 1 (Q 3)-Х 2 (Q 1))/2,

где Х 1 и Х 2 – значения ряда, соответствующие третьей и первой квартили.

Понятно, что при симметричном распределении Q 2 и Ме будут совпадать. А вообще точка на оси, соответствующая Q 2 определяется после отделения 50% всех значений выборки.

3. Существует ли взаимосвязь между отдельными данными в имеющейся совокупности и каковы характер и сила этих связей?

Для решения этого вопроса необходимо вычислить меры связи (корреляции). Меры связи выявляют соотношения между двумя переменными. Эти связи вычисляют с помощью коэффициентов корреляции.

Коэффициент корреляции Карла Пирсона вычисляется путём нормирования ковариации переменных на произведение их среднеквадратических отклонений:

r xy =(∑(x ср -x i)(y ср -y yi)/√∑(x ср -x i) 2 ∑(y ср -y yi) 2 .

Значение коэффициента может варьировать от -1 до +1.

Коэффициент ранговой корреляции Чарльза Эдварда Спирмена:

r s =1-6*∑d 2 /(N(N 2 -1))

Его полученное значение необходимо сравнить с табличным (в справочниках, учебниках по статистике, специальных изданиях и др.).

3.2. Виды количественного анализа данных

Статистический анализ данных, входящий в процедуру обработки результатов исследования включает в себя, кроме указанного, следующее.

1. Дисперсионный анализ (ДА). В отличие от корреляционного, может выявлять зависимость между двумя, тремя и т.д. переменными. Изменения изучаемого признака могут быть вызваны как несколькими переменными, так и их взаимодействием, что может выявить ДА.

2. Факторный анализ. Позволяет снизить размерность пространства данных, т.е. обоснованно уменьшить количество измеряемых признаков за счёт их объединения в некоторые совокупности (факторы). Основой анализа является матрица корреляций, т.е. таблицы коэффициентов корреляции каждого признака со всеми остальными. В зависимости от числа факторов в корреляционной матрице различают:

Однофакторный (по Спирмену);

Бифакторный (по Холзингеру);

Многофакторный (по Терстону.

Весьма сложный математический и логический аппараты факторного анализа часто затрудняют выбор адекватного задачам исследования варианта метода.

3. Регрессионный анализ. Метод позволяет изучать зависимость среднего значения одной величины от вариации другой (других) величины. Специфика метода заключается в том, что хотя бы одна из рассматриваемых величин носит случайный характер. Тогда описание зависимости распадается на две задачи: 1) выявление общего вида зависимости и 2) уточнение путём вычисления оценок параметров зависимости. Решение первой задачи – дело мастерства и интуиции исследователя, т.к. стандартных методов её решения не существует. Решение же второй задачи по сути представляет собой нахождение аппроксимирующей кривой. Чаще всего эта аппроксимация осуществляется с помощью математического метода наименьших квадратов.

Идея этого метода принадлежит Фрэнсису Гальтону, заметившему, что у очень высоких родителей дети были несколько меньше ростом, а у очень маленьких родителей – дети более рослые. Эту закономерность он назвал регрессией.

4. Таксономический анализ. Это математический приём группировки данных в классы (таксоны, кластеры) таким образом, чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородны по какому-либо признаку по сравнению с объектами, входящими в другие классы. В итоге появляется возможность определить в той или иной метрике расстояние между изучаемыми объектами и дать упорядоченное описание их взаимоотношений на количественном уровне. В силу недостаточной проработанности критериев эффективности и допустимости кластерных процедур данный метод рассматривается как дополнительный или дополняется другими методами, в частности, факторным анализом.

Методы психологии целесообразно разделить на две группы:

  • познавательные (исследовательские) методы;
  • методы активного воздействия на людей.

Рассмотрим первую группу методов. Процесс психологического исследования состоит из ряда этапов: подготовки, сбора, обработки, интерпретации фактических данных и формулирование выводов.

На подготовительном этапе изучают состояние исследуемой проблемы, проводят предварительные наблюдения, беседы, анкетирование, определяют цель и задачи исследования. Важным элементом этого этапа становится гипотеза - представление о ожидаемый результат исследования.

Все исходные моменты вызывают планирования исследования, выбор контингента и количество испытуемых, места и времени проведения опытов, техническое оснащение, получение предварительных экспериментальных данных, формы протоколов, план количественной (статистической) и качественной обработки и интерпретации данных.

На этапе сбор фактических данных используют эмпирические методы (эксперимент, наблюдение, тестирование, беседы и т.д.). Экспериментальные данные фиксируют в протоколе, что должно быть достаточно полным и целеустремленным, включая регистрацию всех необходимых параметров экспериментальной ситуации и психических свойств.

Этап обработки данных предусматривает количественный и качественный анализ и синтез зафиксированных данных.

На последнем этапе исследования осуществляют интерпретацию данных и формулировка выводов, устанавливают их соответствие или несоответствие исходной гипотезе, обнаруживают новые вопросы и проблемы, на основе которых формируют программу исследования.

Согласно этапов психологического исследования, целесообразно различать четыре группы методов:

  • организационные;
  • эмпирические;
  • методы обработки данных;
  • интерпретационные методы.

К организационных методов относятся: сравнительный метод, который реализуется сопоставлением групп испытуемых, которые отличаются по возрасту, роду деятельности и т.п.; лонгітюдний метод, который оказывается в многократных обследованиях тех же лиц в течение длительного времени; комплексный метод, когда тот же объект изучают различными средствами представители различных наук, что дает возможность всесторонне характеризовать личность.

К группе эмпирических методов входят: наблюдения и самонаблюдения; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, референтометрія, интервью, беседа); анализ продуктов деятельности; биографический метод; трудовой метод.

Методы обработки данных - это количественные и качественные методы. К количественным методам относятся, например, определение средних величин и меры рассеяния, коэффициентов корреляции, факторный анализ, построение графиков, гистограмм, схем, таблиц, матриц и т.д. Качественный метод предусматривает анализ и синтез полученных данных, их систематизация и сравнение с результатами других исследований.

К интерпретационных методов принадлежат генетический метод анализа психологических данных в процессе развития - с выделением стадий, критических моментов, противоречий и т.д., а также структурный, системный метод, который предусматривает установление связей между всеми психическими качествами индивида. Последний заключается в реализации личностного подхода, когда все психические свойства рассматриваются в целостной системе.

Рассмотрим эмпирические методы получения фактических данных о психике.

Метод наблюдения заключается в том, что экспериментатор собирает информацию, не вмешиваясь в ситуацию. Существует принципиальное отличие научного наблюдения от жизненного, которое ограничивается регистрацией фактов и имеет случайный, неорганизованный характер. В противовес ему, научное наблюдение базируется на определенном плане, программе, фиксации фактов и особенностей ситуации, на анализе и интерпретации. Для научного наблюдения характерные переход от описания фактов к объяснению их сути, формирование психологической характеристики личности.

Если мы изучаем явление без изменения условий, при которых оно осуществляется, то речь идет о простом объективное наблюдение. Наблюдения разделяют по разным признакам (рис. 6.1). Различают прямое і косвенное наблюдения. Примером прямого наблюдения может быть изучение реакции человека на раздражитель или наблюдения за поведением детей в группе, если мы изучаем типы контактов. Прямые наблюдения разделяют также на активные (научные) и пассивные или обычные (жизненные). Многократно повторяясь, жизненные наблюдения аккумулируются в пословицах, поговорках, метафорах и в связи с этим представляют определенный интерес для культурологического и психологического изучения. Научное наблюдение предполагает вполне определенную цель, задачи, условия наблюдения. Однако если мы попытаемся изменить условия или обстоятельства, при которых осуществляется наблюдение, то это уже будет эксперимент.

Рис. 6.1. Виды наблюдения.

Косвенное наблюдение применяется в ситуациях, когда мы хотим с помощью объективных методов изучить психические процессы, не поддающиеся прямому наблюдению. Например, установить степень утомляемости или напряженности во время выполнения человеком определенной работы. Исследователь может воспользоваться методами регистрации физиологических процессов (электроэнцефалограммы, електроміограми, кожно-гальваническая реакция и т.д.), которые сами не раскрывают особенностей протекания психической деятельности, но могут отражать общие физиологические условия, характеризующие протекания процессов, которые изучаются.

В исследовательской практике объективные наблюдения различают также по ряду других признаков.

По характеру контакта - непосредственное наблюдение, когда наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и взаимодействии, и опосредованное когда исследователь знакомится с наблюдаемыми субъектами косвенно, с помощью специально организованных документов - анкет, биографий, аудио - или видеозаписей и т.д.

По условиям осуществления наблюдения - полевое наблюдение, которое происходит в условиях повседневной жизни, учебы или работы, и лабораторное, когда за субъектом или группой наблюдают в искусственных, специально созданных условиях.

По характеру взаимодействия с объектом различают включено наблюдения, когда исследователь становится членом группы, и его присутствие и поведение становятся частью наблюдаемой ситуации, и невключене (со стороны), то есть без взаимодействия и установления каких-либо контактов с лицом или группой, которую изучают.

Различают также открытое наблюдения, когда исследователь открывает наблюдаемым свою роль (недостатком этого способа является снижение естественного поведения наблюдаемых субъектов), и скрытое (инкогнито), когда о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщают.

По благоустройству во времени различают наблюдения сплошные, когда ход событий фиксируется постоянно, и выборочные, когда исследователь фиксирует процессы, которые наблюдает, только в определенные промежутки времени.

По благоустройству в проведении различают наблюдения структурированные, когда происходящие события фиксируются в соответствии с ранее разработанной схемы наблюдения, и произвольные (неструктурированные), когда исследователь свободно описывает происходящие события так, как он считает целесообразным. Такое наблюдение обычно проводят на пілотажній (ориентировочная) стадии исследования, когда нужно сформировать общее представление об объекте исследования и возможные закономерности его функционирования.

По характеру фиксации различают констатуюче наблюдения, когда наблюдатель фиксирует факты так, как они есть, наблюдая их непосредственно или получая от свидетелей происшествия, и оценочное, когда наблюдатель не только фиксирует, но и оценивает факты относительно степени их выраженности по заданному критерию (например, оценивает степень выраженности эмоциональных состояний и т.п.).

Ошибки наблюдения. Объективные методы наблюдения разрабатывали для получения достоверного научного знания. Однако проводит наблюдение человек, и поэтому субъективный фактор всегда присутствует в ее наблюдении. В психологии больше, чем в других дисциплинах, наблюдатель рискует через свои ошибки (например, ограничений восприятия) не заметить некоторых важных фактов, не принять во внимание полезных данных, исказить факты вследствие своих предвзятых представлений и т.д. Поэтому необходимо принимать во внимание «подводные камни», связано с методом наблюдения.

ОШИБКИ наблюдения появляются через такие причины:

  • гала-эффект (эффект ореола);
  • влияние усреднения;
  • логические ошибки (подмену аргументов);
  • ошибки контраста;
  • ошибки, связанные с предубеждениями и стереотипами (этническими, профессиональными);
  • ошибки некомпетентности наблюдателя.

Чаще всего ошибки наблюдения возникают через склонность к гала-эффекта (или эффекта ореола), который базируется на обобщении единичных впечатлений наблюдателя, исходя из того, нравится или не нравится ему наблюдаемый, его действия или поведение. Такой подход предопределяет некорректное обобщение, оценку в «черно-белых тонах», преувеличение или уменьшение выраженности наблюдаемых фактов.

Ошибки усреднения случаются, когда наблюдатель по тем или иным причинам чувствует себя неуверенно. Тогда проявляется тенденция усреднять оценки наблюдаемых процессов, поскольку известно, что крайности встречаются реже, чем свойства средней интенсивности.

Логические ошибки оказываются, когда, например, делают вывод о интеллект человека по его красноречием, или о том, что любезная человек одновременно добродушная; эту ошибку построено на предположении тесной связи между поведением человека и его личными качествами, что отнюдь не всегда соответствует истине.

Ошибки контраста может обусловить склонность наблюдателя подчеркивать противоположные себе черты в наблюдаемых индивидов.

Случаются также ошибки, связанные с предубеждениями, этническими и профессиональными стереотипами, ошибки некомпетентности наблюдателя, когда описание факта подменяет мнение наблюдателя о нем.

Чтобы повысить достоверность наблюдения и избежать ошибок, необходимо строго соблюдать факта, фиксировать конкретные действия и не поддаваться искушению делать выводы о сложные процессы на основании первых впечатлений. В исследовательской практике для повышения объективности наблюдения нередко обращаются в нескольких наблюдателей, которые делают независимые записи.

В научной психологии используют также метод самонаблюдение, который возникает как средство изучения, анализа и синтеза собственных поступков и действий, сравнение своих мыслей с мыслями других людей. В процессе самонаблюдения человек опирается на рефлексию, то есть на размышления и переживания относительно собственных психических состояний и качеств личности. Однако при этом следует учитывать склонность человека к субъективизму и дополнительно применять другие методы.

Главным методом психологического познания считают эксперимент. Исследователь активно вмешивается в деятельность и поведение подопытного для создания необходимых условий, при которых оказываются те или иные психологические факты, явления, качества. В экспериментальном исследовании должен быть обязательный контроль за условиями протекания эксперимента, по раздражителями, что действуют на человека, за ее реакциями на них. Для установления общих закономерностей развития и функционирования психики к эксперимента привлекают большое количество подопытных. Практикуется и эксперимент с одним лицом.

В зависимости от уровня вмешательство исследователя в течение психических явлений эксперимент может быть констатуючим, когда изучают имеющиеся психические особенности без внешнего вмешательства, и формирующий, когда психические свойства личности изучают в процессе «искусственного» целенаправленного развития с использованием средств обучения и воспитания человека.

По схеме констатуючого эксперимента можно также изучать природу психических свойств в процессе их развития, для чего применяют так называемые поперечные и продольные срезы. При поперечном срезе одновременно сравнивают психические свойства нескольких групп испытуемых, которые отличаются по возрасту, чтобы раскрыть динамику возрастного развития исследуемой психического свойства. Однако при таком подходе остаются вне поля зрения индивидуальные особенности развития психики.

При продольном срезе прослеживаются изменения в психических свойствах определенных людей в течение длительного времени (месяцы и годы). Это помогает изучать развитие личности в ее целостности.

За наличием оснащение психологический эксперимент может быть лабораторным и естественным. В лабораторном эксперименте используется специальная аппаратура, например, тахістоскоп - для обследования объема внимания - или компьютер - для тестирования. Действия подопытного регламентирован инструкцией. Природном эксперимента присущие обычные условия, когда испытуемый не догадывается о собственной участие в опытах, а экспериментальные условия ограничиваются замаскированным включением действий исследователя или его ассистента в совместную с подопытным поведение (скажем, в игру детей в детсаду).

Значительное распространение получили тесты, которые используют для определения свойств личности, измерение уровня развития по сравнению со стандартом. Тест состоит из заданий или вопросов, которые отбираются по критериям валидности (соответствия психической качества, которая оказывается с его помощью), надежности (устойчивости результатов измерения), стандартизованості (налаженности в процессе проверки на большом количестве испытуемых с определением достаточного уровня чувствительности) и т.д. Иногда тест для своего создания и апробирования требует много лет. С помощью тестов - а их уже насчитывается несколько тысяч - психологи имеют возможность проверять способности, навыки, умения, черты характера и другие качества личности с целью отбора, контроля, прогноза, обучения и т.д.

Применение анкет (вопросников) помогает собирать фактический материал, касающийся характера, содержания и направленности мнений, оценок, настроений людей. Недостатком этого метода является определенный субъективизм, невозможность контролировать искренность респондентов (тех, кто отвечает на вопросы анкеты). Для повышения уровня вероятности результатов опроса целесообразно дополнительно применять другие методы.

Соціометричний и референтометричний методы обеспечивают изучение отношений между членами групп, выявляют их структуру (лидеров, аутсайдеров и т.д.) на основе относительно простой процедуры выбора одними членами группы других по параметрам симпатии-антипатии, референтности (относительно определенных ценностей).

Интервью и беседа как методы получения информации о личности, ее взгляды, самооценку, ценностные установки, психические свойства опираются на предварительно разработанную программу, гибкую стратегию формирования вопросов в зависимости от ожидаемых и полученных ответов. Они требуют значительной подготовки интервьюера, определенного мастерства, в частности способности вызывать доверие к себе, настроить человека на откровенность.

Анализ продуктов деятельности как метод исследования возможен при наличии объективных (материальных или материализованных) последствий деятельности человека, таких как архивные материалы, черновики записи, дневники, чертежи, варианты эскизов и рисунков. Их анализ дает основания ретроспективно воспроизводить закономерности психической деятельности личности, ее психические свойства. Примером применения этого метода является изучение психологом Б.М. Кедровым научного архива Д.И. Менделеева времен создания ним периодической системы химических элементов и построение на этой основе психологической теории научного открытия.

Для биографического метода характерные использования материалов, касающихся особенностей жизни человека, его развития как личности, анализ важных событий в ее детстве, юношестве, учебе и трудовой деятельности, в результате чего реконструируют характерные черты личности.

Трудовой метод предусматривает включение исследователя в конкретную деятельность (профессиональную, общественную и т.п.), овладения технологией, вхождение в соответствующую роль с целью изучения будто изнутри ее закономерностей. Эффективность трудового метода зависит от способности исследователя к переобучению, перевоплощения, определенного артистизма, рефлексии, объективной фиксации исследовательских данных и т.д.

Методы активного воздействия на личность. Современной научной психологии присущи не только большие методические возможности в познании закономерностей психики, но и способность при необходимости активно влиять на психические свойства личности. Потребность в этом возникает, когда человек попадает в психотравмирующее ситуации - в результате межличностных конфликтов, стихийного бедствия или техногенной катастрофы и т.п. В этих случаях применяют методы активного психологического воздействия на человека с целью улучшения ее состояния, преодоления негативных последствий для психики. Эти методы можно применять только профессионально подготовленный психолог.

Назовем некоторые из этих методов.

Психологическую консультацию проводят с целью оказания психологической помощи человеку. Во время специально организованного общения может быть актуализирован дополнительные психологические возможности выхода человека из трудной жизненной ситуации. Психологическую консультацию строят по определенному плану, который предусматривает выявление причин возникновения проблемы, путей и приемов ее решения и способности этого человека.

Психологическая коррекция предусматривает преодоление определенных отклонений в поведении и деятельности человека средствами изучения индивидуальных особенностей личности, их соответствия требованиям окружающей социальной и природной среды, выявления и преодоления существующих противоречий, формирование новых целей, ценностей, мотиваций поведения, разработки программы изменения образа жизни, преобразования в процессе самопознания и самовоспитания, развития способности к саморегуляции и т.д.

Психологический тренинг (упражнения, деловые игры) применяют для развития способностей, например внимания, памяти, мышления, воображения и т. д. В частности, социально-психологический тренинг направлен на развитие коммуникативных, перцептивных, інтеракційних способностей, что улучшает способность человека к общению, обеспечивает ее личностный рост. Этот тренинг выполняют по определенному сценарию в так называемых группах дискуссий, Т-группах и т.п.

Психологическая терапия и реабилитация - это система специальных психологических методов оздоровительного влияния на человека для нормализации ее психического состояния - во время пребывания в тяжелом стрессе, при психогеніях (непатологічних состояниях психики). В процессе психологической терапии и реабилитации широко применяют технику гипноза, аутогенной тренировки, арттерапию (оздоровление искусством), терапии творческим самовыражением, трудотерапію и т.д.

За последнее время арсенал методов психологического воздействия значительно расширился, чему способствовали, прежде всего, избирательные, парламентские и президентские кампании в бывших республиках СССР, особенно в России и Украине, а также психологические войны, терроризм, военные конфликты и т.д.

К методов активного психологического воздействия нужно добавить следующие группы:

  • методы регулирования;
  • методы формирования и направления поведения и деятельности;
  • методы психологического обеспечения (психологической подготовки, психического здоровья и т.п.).

В настоящее время в трудах некоторых психологов наряду с понятием метода появилось понятие технологии психологического воздействия (М.Й.Варій).

Литература

1. Вари М.Й. Политико-психологические предвыборные и избирательные технологии. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2003.

2. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська, З.В. Огороднийчук и др. - К.: А.Г.Н., 2002.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. Политиздат, 1975.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.

5. Максименко В.Д. Развитие психики в онтогенезе: В 2 т. - К.: Форум, 2002.

6. Психология XXI века: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

7. Психология деятельности и учебный менеджмент: Навч.-метод. пособ. для самост. вивч. дисциплины / За заг. ред. В.А. Козакова. - К.: КНЕУ, 2003.

8. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. - К.: Сов. школа, 1968.

9. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова. - 3-тэ издание, стереотипное. - К.: Лыбидь, 2001.

10. Рыбалка В.В. Методологические вопросы научной психологии: Опыт личностно центрированной систематизации категоріально-понятийного аппарата: Учебно-методическое пособие. - К.: Ника-Центр, 2003.