Социальная политика 1920. Социальная политика советского государства в годы гражданской войны (1917–1922 гг.). Принципы образования ссср

Революция и гражданская война имели тяжёлые последствия для России. Объём промышленного производства в 1920-е гг. составлял 12% от довоенного уровня, валовый сбор зерна – одну треть, население страны сократилось на 14–16 млн человек. Сейчас принято считать, что виной всему политика «военного коммунизма», которая сыграла не последнюю роль в разжигании гражданской войны. Но очень мало говорится о том, как удалось, несмотря на все ужасы войн и революции, стать пионером в области построения государства социальных услуг и обогнать по этому показателю развитые европейские страны на несколько десятилетий. Данная работа ставит своей целью раскрыть социальную политику в годы гражданской войны.

Уже первые шаги новой власти демонстрировали её социалистическую направленность: за ноябрь–декабрь 1917 г. были упразднены сословия, церковь отделена от государства, а школа – от церкви, женщины полностью уравнены в правах с мужчинами, окончательно ликвидировано помещичье землевладение, отменена частная собственность на землю, начата национализация банков и промышленных предприятий, введён 8 часовой рабочий день. На II Всероссийском съезде Советов рабочих и крестьянских депутатов 26 октября 1917 г. было образовано новое правительство – Совет народных комиссаров, в его структуру, в том числе, вошли наркоматы труда, просвещения и государственного призрения. В ноябре 1917 г. была принята программа социального страхования, которая учитывала всю группу рисков: старость, болезнь, безработица, инвалидность, беременность; гарантировалось возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности. В 1918 г. был принят Кодекс законов о труде, который закрепил социальную защиту трудящихся, а также учреждена Инспекция труда, ставящая целью охрану жизни и здоровья рабочих.

Позднее были установлены прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда. Таким образом, все завоевания рабочего движения получили правовое оформление. Кроме того, государство взяло на себя затраты по обеспечению рабочих, так как страховые фонды формировались за счёт взносов государственных и частных предприятий, а не работников. 29 октября 1917 г. был создан Наркомат государственного призрения, с 1918 г. – переименованный в Наркомат государственного обеспечения, под руководством А.М. Коллонтай. При наркомате были сформированы особые отделы: по охране материнства и детства, помощи несовершеннолетним и др., которые курировали определённую категорию нуждающихся. Также были созданы органы НКГП на местах: при каждом исполкоме местного Совета учреждались отдел социального обеспечения и пенсионные отделы военноувечных. Впервые в мире была создана целостная централизованная система государственной защиты и обеспечения граждан, со своими центральными, губернскими и уездными органами.

Во время гражданской войны особое внимание уделялось обеспечению красноармейцев и членов их семей. Декрет «О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семейств» был принят в августе 1918 г. В следующем году было введено Положением «О социальном обеспечении инвалидов-красноармейцев и их семейств». Число пенсионеров постоянно возрастало: если в 1918 г. государственные пенсии получали 105 тыс. чел., то в 1920 г. – уже 1 млн. Также осуществлялась помощь жертвам контрреволюции – им предоставляли жильё, работу, пенсии, материальную и медицинскую помощь, устраивали детей в приюты.

На пенсии и пособия государство расходовало значительные средства – 7 и 9 млрд руб. соответственно по данным на 1920 г.2 Советское государство успешно решало задачи интеграции инвалидов в общественную жизнь и их социального обеспечения. Для этих целей были созданы Всероссийский союз кооперации инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское объединение глухонемых. Государство занималось лечением, протезированием инвалидов, обучением и переобучением, создание облегчённых условий труда, а также трудоустройством и организацией социально-бытового обслуживания. Особое внимание в СССР уделялось защите детей; эта функция возлагалась на Комиссию несовершеннолетних, Совет защиты детей и другие организации. В 1918–1920-х гг. начали создаваться сети домов матери и ребёнка, увеличилось число женских консультаций, стали открываться ясли, детские сады, детские дома; к 1920 г. уже существовало 1724 детских учреждений с 124 627 детьми.

Обострившаяся во время гражданской войны проблема детской беспризорности и преступности решались с помощью организации детских трудовых коммун, где подростки жили, учились и работали. Созданная 10 февраля 1921 г. Комиссия по улучшению жизни детей боролась с нищенством, проституцией, с эксплуатацией детей, жестоким обращением в семье. Таким образом, забота о детях, во многом, стала функцией государства: бесплатные детские сады гарантировали общедоступность содержания и воспитания, трудовые коммуны дали «путёвку в жизнь» многим бывшим беспризорникам. Кроме того, широкая сеть детских учреждений стала ещё одним элементом эмансипации женщин, способствовала их включению в общественную жизнь. Большинство социальных достижений не распространялось на сельских тружеников, хотя массовый голод 1921 г. сделал приоритетным направлением социальной политики обеспечение крестьянства.

Были созданы организации крестьянской общественной взаимопомощи, занимавшиеся оказанием индивидуальной помощи (материальной, трудовой), социальной взаимопомощи (общественная запашка, поддержка школ, больниц, изб-читален) и правовой. Учреждённая 18 июля 1921 г. Центральная комиссия помощи голодающим выясняла реальные размеры голода, выделяла госпайки, организовывала сборы пожертвований и эвакуацию детей из голодных районов.

Для медицинского обеспечения населения при исполкомах советов создавались медико-санитарные отделы. В июле 1918 г. был создан Наркомат здравоохранения, который руководил лечебным и аптечным делом, курортными учреждениями. Основными принципами советской медицины были: профилактика болезней, бесплатность и общедоступность здравоохранения. Такой поход дал свои результаты: к 1938 г. продолжительность жизни уже составляла 47 лет, в то время как до революции – лишь 32 года. В 1919 г. нарком просвещения издал декрет, который обязывал учиться грамоте всех безграмотных в возрасте от 8 до 50 лет. За первые годы существования советской власти была создана система единых трудовых двухступенчатых школ. Государство частично обеспечивало школьников питанием, одеждой, обувью и учебниками.

Изменения произошли в высшей школе: отменялась плата за образование, вводились стипендии для нуждающихся студентов, с 1919 г. для подготовки молодёжи к поступлению при высших учебных заведениях создавались рабфаки. Одновременно с этим увеличивалось количество школ и вузов, возрастало число учащихся (к 1920 г. было открыто 12 тыс. новых школ, 153 вуза, а число студентов удвоилось, по сравнению с дореволюционным временем) .

Благодаря усилиям государства в области просвещения только за 1917–1920 гг. 7 млн. человек ликвидировало свою неграмотность, а к 1939 г. общая грамотность населения составила уже 81% против 24% в 1913 г.5 В основе социальной политики советского государства лежали постулаты марксизма-ленинизма о всеобщем равенстве, социальной справедливости, построении такого общества, где каждый имеет равные условия для удовлетворения потребностей и всестороннего развития личности. Именно по идеологическим причинам государство взяло на себя все функции по социальной защите и социальной поддержке граждан. СССР был лидером в мире по построению государства социальных услуг. Но та же идеология помешала реализации главного принципа социалистического государства – общедоступности всех социальных благ. Долгое время в советской действительности существовала категория «лишенцев», которой было отказано в государственной поддержке.

Бондарева Анна Геннадьевна (МГУ имени М.В. Ломоносова)

Общественный стой, утвердившийся в СССР в это время, определился по сути как тоталитаризм, а в частности как режим неограниченной личной Власти Сталины, который в 1922г на 11 съезде партии был избран ее секретарем. Сталинский режим характеризовался:

1) Культом личности – соединение достижений всего народа с именем одного человека, вера в его непогрешимость и всемогущество.

2) Массовыми репрессиями, жертвами которых были:

Старая интеллигенция. 1928 – «шахтинское дело», по которому были репрессированы инженерно-технические работники Донбасса. Начало 1930-х – дело р промышленной партии и о рабочей крестьянской партии, по которому были расстреляны видные ученые, в частности Кондратьев и Челнов

Партийные и хозяйственные кадры. Август 1936 – дело о «тротскинско-зиновьевском центре» по которому были расстреляны 16 видных партийных работника, и в том числе Зиновьев и Каменев. Март 1938 – дело о «право-тротскийском антисоветском блоке» по которому расстрелян 21 член партии и в том числе Бухарин и Рыков.

Военные специалисты. 1937-1939г были репрессированы трое из 5 маршалов СССР (Тухачевский, Серов и Блюхер). Почти все члены высшего командного соатава (Якир, Угоревич) и половина среднего командного состава.

3) Системой принудительного труда. В 1930г в наркомате внутренних дел СССР было создано главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ)

Социально-экономическое развитие в 1918-1930е годы.

Политика военного коммунизма в годы гражданской войны 1918-1920г

Максимальная централизация производства и управления. В декабре 1917г при Сов. Наркоме был создан всеобщий совет народного хозяйства (ВСНХ) с отраслевыми отделами.

Ускорение темпов национализации не только в крупных но и в мелких и средних предприятиях.

Отмена денежного обращения, в январе 1919 года была вторично введена продразверстка (впервые введена в 1916г) - система заготовки с/х продукции когда у крестьян изымали не только излишки но и необходимое зерно и другие с/х продукты безвозмездно, одновременно была отменена частная торговля с/х продукцией.

Милитаризация труда. В январе 1920г была введена всеобщая трудовая повинность и отменялся наем рабочей силы.

Её результаты:

К концу гражданской войны объем промышленного производства в сравнении с 13 годом урезан в 7 раз, а с/х производства на 40%.

В стране разродился экономический и политический кризис.

Её последствия:

1920-1921г – массовое крестьянское восстание в Тамбове под руководством Антонова (Антоновщина), крестьяне выступали против прод-разверстки и власти большевиков. Оно было подавлено, одним из руководителей частей красной армии командовал Тухочевский.

Февраль 1921 – вооруженное восстание моряков и солдат в Кронштате. Кронштатцы выступали за советы, но без коммунистов. «Власть советам а не партиям» и за восстановление демократических свобод.

Кризис военного коммунизма стал причиной перехода к НЭП в 1921 – 1928г.

Командные высоты были сохранены за пролетарским государством.

Либерализация экономики. Определенная денационализация средних и мелких предприятий которое передавались частным лицам, а на крупных пред вводился хоз-расчет

Восстановилось денежное обращение, вместо прямого продукто-обмена существовавшего в период военного коммунизма между деревней и городом:

а)По решению десятого съезда ВКПБ (март 1921г) вместо прод. Разверстки вводился прод. Налог, по размеру в 2 раза меньший, заранее объявляемый крестьянам, которые в замен с/х продукции получали другие товары.

б)В 1922-1924г по инициативе и под руководством наркома финансов Сокольникова Г.Я. была проведана денежная реформа, когда упразднились советские денежные знаки, в замен которых вводилась устойчивая валюта – червонец, обеспеченный золотом.

в)Восстановилась частная торговля

Свободная организация труда, отмена всеобщей трудовой повинности, разрешение на наем рабочей силы и открытие бирж труда.

Её результаты:

Был достигнут довоенный уровень экономики

Устранена угроза голода

Повышена производительность с/х

Форсированное строительство социализма, советская модель индустриализации .

Её источники –исключительно внутренние, перекачка средств из с/х в производство, навязывание населению государственных облигаций, то есть усиливалось налогообложение граждан.

Её характер – ускоренный

Её направление:

Централизованное планирование по пятилеткам.

3 1938-1942 (прервана войной)

Строительство промышленных гигантов: Днепро-ГЭС – самая крупная электростанция в мире, Уралмаш, Магнитогорский Металлургический Комбинат, Челябинский тракторный завод)

Организация социалистического соревнования с целью повышения производительности труда, сначала в форме ударничества а с 1935г в форме стахановского движения.

Её результаты:

С конца 30-х годов СССР превратился в индустриальную державу. Была создана мощная тяжёлая и оборонная промышленность. Без индустриальных преобразований конца 20-х 30-х годов СССР бы не одержал победы в ВОВ.

За период между первой и второй мировыми войнами его оборонный потенциал возрос в 24 раза, а германии, например в 2.4 раза.

Была преодолена техно-экономическая отсталость страны

Форсированное строительство социализма – массовая коллективизация с/х.

Её направления:

Строительство колхозов и совхозов то есть перевод с/х на рельсы крупного общественного производства.

Ликвидация кулачества как класса. Под этот процесс подпали не только зажиточная но и значительная часть средних хозяйств, её жертвами стали около 3млн крестьян.

Второе закрепощение крестьян. Во время всеобщей паспортизации в 1930-е годы крестьянам паспорта не выдали

Для обеспечения технической помощи колхозам созданы государственные предприятия, Машинно-Тракторные Станции например.

Её результаты:

К середине 30-х годов в СССР утвердился колхозный строй.

Городское население было обеспечено стабильным поступлением продуктов питания

Увеличились поставки с/х продукции государству

В 1932-1933 разразился массовый голод на Украине, В нижнем Поволжье и Северном Кавказе

Постоянно возникали агрессивные кулацкие мятежи

В целом, к концу 30-х годов в СССР сложилась командно-административная система, основой которой было централизованное управление экономикой.

В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», став-ший нормативной книгой для сети политпросвещения, школ и вузов. Он давал далекую от истины сталинскую версию прошло-го большевистской партии. В угоду политической конъюнктуре была переосмыслена и история Российского государства. Если до революции оно рассматривалось большевиками как «тюрьма на-родов», то теперь, напротив, всячески подчеркивалась его мощь и прогрессивность присоединения к нему различных наций и на-родностей.

Свободнее развивались естественные и технические науки. В те годы заметные успехи были достигнуты в области ядерной физики и электроники (Н. Н. Семенов, Д. В. Скобельцын, П. Л. Капица, А. Ф. Иоффе и др.), математики (И. М. Виноградов, М. В. Келдыш, М. А. Ла-врентьев, С. Л. Соболев), физиологии (школа акаде-мика И. П. Павлова), биологии (Д. Н. Прянишников, Н. И. Вавилов), теории космических исследований и ракетной техники (К. Э. Циолковский, Ю. В. Кондра-тюк, Ф. А. Цандер). В 1933-1936 гг. в небо стартовали первые советские ракеты. Мировую известность полу-чили исследования дрейфующей станции «Северный по- люс-1», возглавляемой И. Д. Папаниным, беспосадочные рекордные перелеты В. А. Чкалова, В. К. Коккинаки, М. М. Громова, В. С. Гризодубовой.

Впрочем, приоритетным для советского руководства было не столько накопление фундаментальных знаний или организация рассчитанных на внешний эффект ис-следовательских предприятий, сколько прогресс в при-кладных науках, способных обеспечить техническое пе-ревооружение промышленности.

Бесспорным достижением отечественных ученых стало проек-тирование мощных гидротурбин и угольных комбайнов, откры-тие промышленных методов получения синтетического каучука, высокооктанового топлива, искусственных удобрений.

Огромные средства государство вкладывало в создание различных конструкторских бюро, где велась разработка новых образцов боевой техники: танков (Ж. Я. Котин, М. И. Кошкин, А. А. Морозов), самолетов (А. И. Тупо-лев, С. В. Ильюшин, Н. Н. Поликарпов, А. С. Яковлев), артиллерийских орудий и минометов (В. Г. Грабин, И. И. Иванов, Ф. Ф. Петров), автоматического оружия (В. А. Дегтярев, Ф. В. Токарев).

Подлинный бум переживала в 30-е гг. высшая шко-ла. Государство, испытывая острую нужду в квалифици-рованных кадрах, открыло сотни новых вузов, преиму-щественно инженерно-технических, где обучалось в шесть раз больше студентов, чем в царской России. В со-ставе студентов доля выходцев из рабочих достигала 52%, крестьян — почти 17%. Специалисты советской по-ры, на ускоренную подготовку которых расходовалось в три раза меньше средств по сравнению с дореволюцион-ным временем (за счет снижения срока обучения, преоб-ладания вечерних и заочных форм), широким потоком вливались в ряды интеллигенции. К концу 30-х гг. но-вые пополнения достигли 90% от общей численности этого социального слоя.


Серьезные изменения происходили и в средней шко-ле. В 1930 г. в стране вводится всеобщее начальное об-разование, а в городах — обязательное семилетнее. В мае 1934 г. была изменена структура единой общеобразова-тельной школы. Упраздняются две ступени и вводятся: начальная школа — с I по IV класс, неполная сред-няя — с I по VII класс и средняя — с I по X класс. Было восстановлено преподавание всемирной и отечест-венной истории, введены учебники по всем школьным предметам, строгое расписание занятий.

Наконец, в 30-е гг. была в основном преодолена не-грамотность, оставшаяся уделом еще многих миллионов людей. Большую роль сыграл здесь начатый в 1928 г. по инициативе комсомола всесоюзный культурный поход под девизом «Грамотный, обучи неграмотного!». В нем участвовали сотни тысяч врачей, инженеров, студентов, школьников, домохозяек. Перепись населения в 1939 г. подвела итоги: число грамотных среди населения старше 9 лет достигло 81,2%.

Тогда же завершилась и выработка письменности для национальных меньшинств, никогда не знавших ее. За 20-30-е гг. ее обрело около 40 народностей Севера и других регионов.

Объясните значение понятий и выражений: «вредитель-ство», репрессии, «большой террор», социалистический реализм.

1. Объясните, каков политический смысл судебных процессов над «буржуазными спецами».

Экономика. Сложившаяся к тому времени экономика ныне определяется как директивная.

Она характеризова-лась:

Государственный герб (изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных ре-спублик «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!») и флаг (золотые серп и мо-лот, над ними красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой на красном прямоугольном полотнище) Советского Союза.

Фактически полным огосударствлением средств производства, хотя формально-юридически устанавлива-лось наличие двух форм социалистической собственнос-ти: государственной и групповой (кооперативно-колхоз-ной);

Свернутостью товарно-денежных отношений (но не их полным отсутствием в соответствии с социалистичес-ким идеалом), деформированностью объективного закона стоимости (цены определялись в кабинетах чиновников, а не на основе рыночного спроса и предложения);

Предельно жестким централизмом в управлении при минимальной хозяйственной самостоятельности на местах (в республиках и областях); административно-ко-мандным распределением ресурсов и готовой продукции из централизованных фондов.

Для советской модели директивной экономики было характерно существование так называемой «подсистемы страха» — мощных рычагов внеэкономического принуж-дения. В августе 1932 г. ЦИК СССР одобрил закон «Об укреплении социалистической собственности». Согласно ему, граждане, начиная с 12-летнего возраста, например, подбирающие колоски на колхозном поле, объявлялись «врагами народа» и могли получить срок не менее 10 лет. На рубеже 1932-1933 гг. вводится паспортный режим, отделявший административной стеной деревню от города, ибо паспорта выдавались лишь горожанам. Крестьяне, таким образом, были лишены права свобод-ного перемещения по стране и фактически прикрепля-лись к земле, к своим колхозам.

К концу 30-х гг. директивная экономика в результате массо-вых репрессий все отчетливее приобретает «лагерный» облик. В 1940 г. централизованная картотека ГУЛАГа включала данные почти на 8 млн лиц трех категорий: находившихся в то время в заключении; отбывших срок и вышедших на свободу; умерших в лагерях и тюрьмах. Иначе говоря, за 10 лет существования ГУЛАГа за колючей проволокой перебывало более 5% всего на-селения страны. Лагеря и колонии давали около половины добы-ваемого в СССР золота и хромоникелевой руды, не менее трети платины и древесины. Заключенные производили примерно пя-тую часть общего объема капитальных работ. Их усилиями стро-ились целые города (Магадан, Ангарск, Норильск, Тайшет), ка-налы (Беломорско-Балтийский, Москва — Волга), железные дороги (Тайшет — Лена, БАМ — Тында).

Социальная структура. Социально-классовую структу-ру общества, насчитывавшего к 1939 г. около 170 млн человек, составляли три основных элемента: рабочий класс — его численность увеличилась за 1929-1937 гг. почти втрое, главным образом за счет выходцев из дерев-ни, и вместе с членами семей составляла 33,7% всего на-селения (в национальных районах рост его рядов был еще более значителен: в Казахстане — в 18 раз, в Кир-гизии — в 27 раз), класс колхозного крестьянства и ко-оперированных кустарей (47,2%), социальная группа служащих и интеллигенции (16,5%). Сохранялся также и небольшой слой крестьян-единоличников и некоопери-рованных кустарей (2,6%).

Современные обществоведы в группе служащих и ин-теллигенции выделяют еще один социальный слой — но-менклатуру. В нее входили ответственные работники партийно-государственного аппарата разного уровня и массовых общественных организаций, вершившие все де-ла в СССР от имени народа, отчужденного на практике от власти и собственности.

Увеличивается подоходный налог на население. Вво-дится принудительная подписка на облигации «займов индустриализации», отбиравшие немалую долю зарпла-ты. А с конца 1928 г. жители городов были переведены на карточную систему распределения товаров. По твер-дым ценам они могли покупать, в зависимости от уста-новленных категорий, ограниченное количество продо-вольственных и промышленных товаров.Уровень жизни населения. С конца 20-х гг. вся соци-альная политика сталинского руководства была подчине-на одной цели — извлечению из общества дополнитель-ных средств для форсированной индустриализации.

В 1929-1930 гг. московские рабочие, например, в месяц в среднем получали по карточкам: хлеба — 24 кг, мяса — 6 кг, кру-пы — 2,5 кг, сливочного масла — 550 г, растительного масла — 600 г, сахара — 1,5 кг. Карточные нормы служащих были суще-ственно ниже. Сравнительно хорошо снабжали лишь ученых. В дальнейшем отоваривание по карточкам неоднократно снижа-лось. Несколько улучшали положение сохранявшаяся сеть ком-мерческой торговли (по свободным ценам), открытые по стране в 1933 г. городские колхозные рынки, а также неистребимая спе-куляция — нелегальная частная торговля.

Особенно тяжелым было положение в деревне. Крестьяне поч-ти ничего не получали из колхозных касс и амбаров по трудо-дням и жили за счет своих подсобных хозяйств. Голод, обрушив-шийся в 1932-1933 гг. на ослабленную коллективизацией дерев-ню, по разным данным, унес жизни до 5 млн человек. От голо-да, холода и непосильного труда погибли в дальних поселениях и сотни тысяч раскулаченных.

В 1935 г. карточная система была отменена. Вскоре И. В. Сталин заявил, что в Советской стране «жить ста-ло лучше, жить стало веселее». Действительно, матери-альное положение городских и сельских жителей мед-ленно улучшалось. В деревне, например, потребление важнейших продуктов питания (мяса, рыбы, масла, са-хара) увеличилось к концу 30-х гг. по сравнению с го-лодным 1933 г. вдвое. И все же радужные слова Стали-на далеко расходились с суровой реальностью — если не считать жизненный уровень избранных, номенклатуры, который был неизмеримо выше среднего по стране.

Зарплата рабочих и служащих в середине 30-х гг. состав-ляла около 85% от уровня 1928 г. За это же время госце-ны выросли: на сахар — в 6 раз, хлеб — в 10, яйца — в 11, мясо — в 13, сельдь — в 15, растительное масло — в 28.

Политическая система. Сущность политической систе-мы в СССР определял режим личной власти И. В. Ста-лина, заменивший коллективную диктатуру старой боль-шевистской гвардии ленинского периода.

За фасадом чисто декоративной официальной власти (Советов всех уровней — от Верховного Совета до район-ного и сельского) скрывалась истинная несущая конст-рукция режима личной диктатуры. Ее образовывали две пронизывающие страну системы: партийных органов и органов госбезопасности. Первые подбирали кадры для различных управленческих структур государства и кон-тролировали их работу. Еще более широкие контрольные функции, включавшие надзор за самой партией, осуще-ствляли органы госбезопасности, которые действовали под прямым руководством И. В. Сталина.

Вся номенклатура, в том числе ее ядро — партокра-тия, жила в страхе, опасаясь репрессий, ее ряды перио-дически «перетряхивались», что исключало саму воз-можность консолидации нового привилегированного слоя управленцев на антисталинской основе и превращало их в простых проводников воли партийно-государственной верхушки во главе с И. В. Сталиным.

Каждый член советского общества был вовлечен в иерархическую систему организаций: избранные, самые на-дежные, с точки зрения властей, — в партию (свыше 2 млн человек) и Советы (3,6 млн депутатов и активистов), моло-дежь — в комсомол (9 млн человек), дети — в пионерские дружины, рабочие и служащие — в профсоюзы (27 млн че-ловек), литературная и художественная интеллигенция — в творческие союзы. Все они служили как бы «приводны-ми ремнями» от партийно-государственного руководства к массам, конденсировали социально-политическую энергию народа, не находившую при отсутствии гражданских сво-бод какого-либо иного легального выхода, и направляли ее на решение «очередных задач Советской власти».

Общество государственного социализма. Сейчас мно-гие задаются вопросом: какая социальная система в конечном счете образовалась в СССР к исходу 30-х гг.? Думается, правы те историки и социологи, кто определя-ет ее как государственный социализм. Социализм — так как произошли обобществление производства, ликвида-ция частной собственности и базировавшихся на ней общественных классов. Государственный — так как обобществление было не реальным, а иллюзорным: функ-ции по распоряжению собственностью и политическая власть осуществлялись партийно-государственным ап-паратом, номенклатурой и в определяющей степени ее вождем.

При этом государственный социализм в СССР приоб-рел отчетливо выраженный тоталитарный характер. По-мимо отмеченного выше полного (тотального) контроля государства над экономикой, присутствовали и другие «родовые» признаки тоталитаризма: огосударствление политической системы, включая общественные организа-ции, всепроникающий идеологический контроль в усло-виях монополии властей на средства массовой информа-ции, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении оппозиции и инакомыс-лящих вообще.

Объясните значение понятий и выражений: директивная экономика, карточная система, «займы индустриализации», номенклатура, режим личной власти, государственный со-циализм.

1. Заполните таблицу «Страна победившего социализ-ма: Конституция и реальность».

Линии сравнения:

1) политическая основа СССР, сущность политической власти,

2) экономическая основа,

3) социально-классовая структура,

4) участие граждан в политической жизни, права и свободы.

2. Сравните социальную по-литику середины 20-х гг. и периода форсированной модернизации. С чем были связаны происходившие изменения?

3. Поработайте в группах. Подсчитайте ежедневный рацион московского рабочего по карточ-ным нормам. Используя источники, расскажите о жизни крестьян — раскулаченных, единоличников, колхозников. Охарактеризуйте положение узников ГУЛАГа. Обсудите коллективно: почему в СССР не было массовых выступлений против власти?

4. При-влекая сведения из курса обществознания, дайте характеристику режима личной власти Сталина. Сопо-ставьте его с политическим режимом ленинского пе-риода.

5. Используя сведения из курса обществозна-ния, обоснуйте или опровергните тезис, что государст-венный социализм в СССР был разновидностью тоталитарного государства.

6. Какими достижениями нашего народа в 30-е гг. мы с полным правом можем гордиться?

На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е гг.

Проблема. Как и почему меняется роль СССР на международ-ной арене в 30-е гг.?

Вспомните значение понятий: фашизм , сфера влияния. Ответьте на вопросы.

1. Где в начале 30-х гг. возникли очаги международной напряженности?

2. Какие группы госу-дарств можно выделить на международной арене в 30-е гг. (до начала Второй мировой войны)

3. Какое участие прини-мал СССР в войне в Испании?

На рубеже 20-30-х гг. для советской внешней поли-тики по-прежнему была характерна двойственность. По линии официальной дипломатии достигаются новые ус-пехи. Так, удалось восстановить дипломатические отно-шения с Англией (1929) и Китаем (1932), демонстратив-но разорванные ранее по инициативе руководства этих стран. В 1932 г. СССР заключил новую серию договоров о ненападении с Францией, Польшей, Финляндией и Эс-тонией.

Что касается действий по коминтерновской линии, то провалы здесь не помешали И. В. Сталину сделать в 1928 г. вывод, что «Европа явным образом вступает в по-лосу нового революционного подъема». И хотя это за-ключение противоречило реальности, Коминтерн потре-бовал от компартии при подготовке к «решающим бо-ям пролетариата» главный удар наносить по обвиняе-мым в «пособничестве фашистам» социал-демократиче-ским партиям, с тем чтобы изолировать их от рабочих масс и утвердить там безраздельное влияние комму-нистов.

За всем этим явственно просматривалась трагическая недооценка угрозы со стороны быстро растущих ударных сил мировой реакции — фашизма.

Обострение международной ситуации. Германские фа-шисты, используя глубокий раскол рабочего класса, не-довольство народных масс в условиях мирового экономи-ческого кризиса 1929-1933 гг., помощь влиятельных антикоммунистических сил внутри страны и за ее преде-лами, уверенно продвигались к власти.

На выборах в рейхстаг (парламент) в ноябре 1932 г. за нацистскую партию проголосовало 11,7 млн избира-телей (социал-демократы получили 7,2 млн голосов, коммунисты — 5,9 млн). Спустя два месяца, в январе 1933 г., президент Германии П. Гинденбург назначил главой правительства (рейхсканцлером) нацистского фю-рера А. Гитлера .

Фашисты тотчас приступили к реализации своих программ вооружения страны и ликвидации буржуазно-демократических свобод. Внешняя политика гитлеровского правительства подчиня-лась одной цели — подготовке к развязыванию агрессивных войн для завоевания господства над всем миром.

В сердце Европы возник очаг военной напряженнос-ти. Другой очаг к тому времени уже тлел на Дальнем Востоке: с 1931 г. Япония вела захватническую войну против Китая.

К середине 30-х гг. во внешней политике СССР основ-ное место занимает проблема отношений с агрессивными фашистскими государствами (Германией и Италией) и милитаристской Японией.

Двойная дипломатия Сталина. Советское правитель-ство в декабре 1933 г. предложило создать систему кол-лективной безопасности через заключение серии специ-альных межгосударственных договоров. Они должны были гарантировать нерушимость границ и содержать обязательства по совместному отпору агрессору.

Для пропаганды идеи коллективной безопасности ак-тивно использовалась трибуна авторитетной международ-ной организации — Лиги Наций , куда СССР вступил в 1934 г. В следующем году Советский Союз подписал до-говоры с Францией и Чехословакией, предусматривав-шие помощь, в том числе и ограниченную военную, в случае нападения агрессора. Москва осудила фашист-скую Италию, начавшую в 1935 г. захватническую вой-ну в Абиссинии (современная Эфиопия), оказала масси-рованную поддержку — кредитами, боевой техникой, военными советниками и добровольцами — Китаю и ан-тифашистским силам Испании, боровшимся в 1936-1939 гг. с армией мятежного генерала Ф. Франко .

Эти факты хорошо известны. Но вплоть до последне-го времени мы практически ничего не знали о второй, закулисной стороне внешней политики Москвы. В отли-чие от 20-х — начала 30-х гг. эта линия проводилась не через Коминтерн (он, провозгласив себя с 1935 г. сторон-ником широких антифашистских фронтов с участием со-циал-демократии, заметно ослабил революционно-под-рывную деятельность в европейских странах), а через доверенных лиц И. В. Сталина — сотрудников советских учреждений за рубежом. Она преследовала цель добить-ся — на случай непреодолимых трудностей по формиро-ванию коллективной безопасности — определенных по-литических соглашений с нацистской Германией, с тем чтобы локализовать ее агрессивные устремления в рам-ках капиталистической системы, отвести огонь разгорав-шейся войны от границ СССР.

Еще более энергично использовали средства тайной дипломатии в отношениях с Германией западные демо-кратии, прежде всего Англия. Цель у них была прямо противоположной — направить гитлеровскую военную машину на Восток. Вскоре этой задаче подчиняется и официальная дипломатия Англии и Франции. «Нам всем известно желание Германии двинуться на Вос-ток, — заявил в 1936 г. английский премьер-министр С. Болдуин. — Если бы в Европе дошло до драки, то я хотел бы, чтобы это была драка между большевиками и нацистами».

Западные демократии откровенно вступили на путь умиротво-рения фашистской Германии, ограничиваясь лишь формальными протестами всякий раз, когда Третий рейх делал новый шаг по наращиванию военной мощи и своих агрессивных устремлений (отказ от уплаты репараций по условиям Версальского договора, запрещенное им же производство самолетов, танков и другой бо-евой техники, аннексия в марте 1938 г. Австрии).

Венцом гибельной политики умиротворения стал мюн-хенский сговор Англии, Франции, Германии и Италии, направленный на расчленение Чехословакии. В сентябре 1938 г. Германия получила Судетскую область, где рас-полагалась половина тяжелой промышленности Чехосло-вакии. В марте 1939 г. это государство вообще переста-ло существовать. Чехия целиком отошла Германии, а Словакия, сохранившая внешние атрибуты суверенности, была превращена в бесправную марионетку Берлина.

Пакт о ненападении 1939 г. На рубеже 1938-1939 гг. Берлин определил направление дальнейшей экспансии. Планировалось захватить Польшу, а затем, накопив не-обходимые силы и укрепив тылы, выступить против Франции и Англии. В отношении же СССР нацисты взя-ли курс на «инсценировку нового рапалльского этапа». Такими словами охарактеризовал этот курс сам Гитлер, имея в виду свое намерение превратить СССР во времен-ного «союзника» стремящейся к мировому господству Германии и тем самым до поры до времени нейтрализо-вать его, не допустить вмешательства Москвы в боевые действия на англо-французской стороне.

Семена «нового Рапалло» упали на подготовленную почву. Несмотря на неудачу первой попытки «навести мосты» между Москвой и Берлином (конфиденциальные разговоры на эту тему были прерваны в середине 1937 г. по инициативе германского руководства), И. В. Сталин и его окружение по-прежнему не исключали возможности сближения с Германией как альтернативы другого сбли-жения — с западными демократиями. Между тем по-следнее становилось все более проблематичным.

Проходившие в Москве в июле — августе 1939 г. англо-франко-советские переговоры (сначала общеполитиче-ские, затем военных миссий) выявили жесткие, беском-промиссные позиции сторон, почти не скрывавших острого недоверия друг к другу. И это не было случай-ным. И. В. Сталин располагал сведениями об одновре-менных тайных переговорах Лондона и Парижа с Берли-ном, в том числе о намерении Англии сделать очередной шаг по умиротворению Германии: отказаться от обяза-тельств по защите Польши и провести за ее счет новый вариант «Мюнхена» уже непосредственно у границ СССР. В свою очередь, в западноевропейских столицах знали о негласных контактах германских и советских дипломатов самого высокого ранга (включая В. М. Мо- лотова, возглавившего в мае 1939 г. Наркомат иностран-ных дел). В ходе этих контактов, особенно интенсивных с июля 1939 г., представители двух стран довольно быс-тро нашли общий язык.

В середине августа 1939 г. И. В. Сталин сделал свой выбор. 23 августа, когда еще вяло тянулись военные переговоры с Англией и Францией, В. М. Молотов и министр иностранных дел Германии И. Риббентроп под-писали в Москве пакт о ненападении и секретный допол-нительный протокол к нему о разделе «сфер влияния» в Восточной Европе. Согласно последнему, Берлин при-знавал «сферой влияния» Советского Союза Латвию, Эстонию, Финляндию, восточную часть Польши и Бесса-рабию. В сентябре 1939 г. этот перечень был дополнен Литвой.

Объясните значение понятий и выражений: система кол-лективной безопасности, тайная дипломатия, «двойная дип-ломатия», политика умиротворения, мюнхенский сговор.

1. Дайте оценку обострению международной обстанов-ки в 30-е гг. с позиции официальной дипломатии или с позиции Коминтерна.

2. Почему в 30-е гг. основным направлением дипломатических усилий СССР стано-вится борьба за создание системы коллективной безо-пасности? Каких успехов удалось достичь на этом пу-ти?

3. Охарактеризуйте политику СССР и западных демократий по отношению к фашистской Германии. Каковы были причины тайной дипломатии в отноше-ниях с этой страной?

4. Объясните, почему заверши-лись неудачей англо-франко-советские переговоры (июль — август 1939 г.).

5. Поработайте в парах. От ли-ца современников событий выскажите доводы за и против заключения пакта о ненападении с Германией. Сформулируйте вывод. Измените ли вы мнение, если узнаете о секретном дополнительном протоколе?

6. Ка-ковы причины и последствия подписания пакта о не-нападении 23 августа 1939 г. для СССР? для Герма-нии? для других стран? При ответе используйте факты из курса всеобщей истории.

Накануне грозных испытаний

Проблема. Как СССР подготовился к войне? Ответьте на вопросы.

1. Какие государства и территории вошли в состав СССР в 1940 г.?

2. Когда в гитлеровской Германии было принято решение о войне против СССР?

3. Какие события происходили в Красной армии в конце 30-х гг.?

Начало Второй мировой войны и советская внешняя политика. Через неделю после подписания пакта Герма-ния напала на Польшу. Англия и Франция, потерпев по-ражение в тайных и явных попытках сговориться с Гит-лером за счет СССР, объявили о военной поддержке Варшавы. Началась Вторая мировая война. СССР офици-ально определил свое отношение к воюющим государст-вам как нейтральное.

Главным выигрышем от пакта о ненападении И. В. Ста-лин считал стратегическую паузу, полученную СССР. С его точки зрения, отход Москвы от активной европей-ской политики придавал мировой войне чисто империа-листический характер. Классовые противники Советско-го государства взаимно истощали свои силы, а само оно получило возможность передвинуть на Запад собствен-ные границы (в соответствии с секретным соглашением с Германией о сферах влияния) и выигрывало время для укрепления военно-экономического потенциала.

Кроме того, с заключением пакта появлялась возможность воздействовать через Берлин на беспокойного восточно-го соседа. За последние годы агрессив-ная политика Японии уже привела к двум крупным военным конфликтам с СССР (на озере Хасан в 1938 г. и на ре-ке Халхин-Гол в 1939 г.) и грозила но-выми, еще более масштабными столк-новениями.

Япония откликнулась на событие в Москве еще быстрее и резче, чем ожи-дало советское руководство. Пакт Молотова — Риббентропа явно застал Токио врасплох и серьезно подорвал его на-дежды на помощь своего стратегическо-го союзника во враждебных действиях против СССР, тем более что последние не приносили успеха. В японском ген-штабе начался пересмотр планов предприятия.

Под прямым воздействием советско-германских согла-шений стремительно менялась политическая география Восточной Европы. 17 сентября 1939 г. советские войска вошли на восточные земли Польши, потерпевшей полное поражение от Германии. К СССР были присоединены За-падная Украина и Западная Белоруссия — территории, ранее входившие в состав Российской империи, но уте-рянные в результате советско-польской войны 1920 г. стоящих военных операций. Центральное место в них теперь за-нимало южное направление — наступление на колониальные вла-дения Англии и США (Малайя, Бирма, Филиппины и др.). Раз-вивая успех, СССР в апреле 1941 г. подписал с Японией пакт о нейтралитете.

В чём вы видите положительные результаты сплошной коллективизации?

Каковы негативные последствия сталинской коллективизации?

Согласно сводкам ГПУ, многие крестьяне увидели в коллективизации новое закрепощение. Однако сопротивление коллективизации носило ограниченный характер, и в деревне на несколько десятилетий утвердился колхозный строй.
Назовите не менее трёх причин успешного проведения коллективизации. Какие могут быть проведены параллели между колхозным строем второй половины 1930-х гг. и помещичьим хозяйством периода крепостного права? Назовите не менее трёх общих черт (параллелей).

Как менялись цели репрессий в 1920-1930-е гг.? Почему репрессиям подверглись так называемые «старые» большевики и высшее руководство Красной Армии?

Что вы понимаете под терминами «централизованная система власти и управления», «культ личности»? Как формировались явления, отражённые в данных терминах? Как эти явления связаны между собой?

В чём противоречивость, двойственность Конституции 1936 г.?

Сравните социальную политику середины 20-х гг. и периода форсированной модернизации. С чем были связаны происходившие изменения?

В чём вы видите положительные и отрицательные стороны стахановского движения?

Какие личные качества и конкретные действия Сталина способствовали формированию культа его личности?

Сопоставьте режим личной власти Сталина с политическим режимом ленинского периода.

Какими достижениями нашего народа в 30-е гг. мы с полным правом можем гордиться?

III уровень

  1. Как заявлял И.В. Сталин в 1931 г., история старой России состояла в том, что её непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские ханы. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все – за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную и т.д. Далее он отметил, что мы отстали от передовых стран на 50-100 лет и должны пробежать это расстояние в 10 лет. «Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Великая Отечественная война началась ровно через 10 лет. СССР не побили, хотя и изрядно помяли. Значит ли это, что страна «пробежала» 50-100 лет, как предрекал Сталин, за 10 лет?

    По мнению учёных-историков О.В. Волобуева и С.В. Кулешова, наиболее распространены четыре оценки совершённого в нашей стране «великого перелома».

    • Путь был определён в своей основе верно, хотя осуществлялся с ошибками.

      Пройденный путь сопровождался многими бедствиями, но избежать его было невозможно (концепция «исторической ловушки»).

      Нэповский вариант был предпочтительнее.

      На рубеже 20 – 30-х гг. никому не удалось найти никакой удовлетворительной альтернативы.

Какая из вышеуказанных точек зрения представляется вам наиболее верной? Почему? Быть может, вы предложите что-то своё?

    Проанализируйте данные по сельскохозяйственному производству в 30-е годы.

    Годы

    Урожайность зерновых (центнеров /га)

    Заготовки зерна (млн.т)

    Валовой сбор зерна (млн.т)

    Посевные площади (млн.га)

    Крупный рогатый скот (млн.голов )

    Население (млн.человек)

  1. Имейте в виду, что за годы предвоенных пятилеток с/х получило 680 тыс. тракторов и 180 тыс. комбайнов, в то время как дореволюционная Россия была страной сохи, цепа. Кроме того, валовая продукция с/х в среднем за год составила 18 млрд. руб. в 1909-1913 гг.; 22 млрд. в 1924-1928 гг.; 15 млрд. в 1929-1932 гг.; 23,5 млрд. руб. в 1936-1940 гг.

    Выскажите свою точку зрения: какова цена форсированной модернизации? Справедливо ли утверждать в этом случае, что «цель оправдывает средства»? Аргументируйте своё мнение.

    В 30-е гг. в СССР переплелись искренняя восторженность новой жизнью и порыв энтузиазма (строительство Магнитки, Комсомольска–на–Амуре, Турксиба, Днепрогэса) с трагедией несправедливо раскулаченных крестьян, массовым голодом, политическими репрессиями. Почему стал возможен столь явный парадокс?

    А.И. Солженицын в своём произведении «Архипелаг ГУЛАГ» писал: «Если бы во время массовых посадок, например, в Ленинграде, когда сажали четверть города, люди бы не сидели по своим норкам, млея от ужаса при каждом хлопке парадной двери и шагах на лестнице, а поняли бы, что терять им уже дальше нечего, и в своих передних бодро бы делали засады по нескольку человек с топорами, молотками, с кочергами, с чем придётся. Ведь заранее известно, что эти ночные картузы не с добрыми намерениями идут, - так не ошибёшься, хрястнув по душегубцу. Или тот воронок с одиноким шофёром, оставшийся на улице, - угнать его либо скаты проколоть. Органы быстро не досчитались бы сотрудников и подвижного состава, и несмотря на жажду Сталина – остановилась бы проклятая машина!»
    Как вы думаете, остановилась бы проклятая машина? Аргументируйте свой ответ.

    Как вы объясните тот факт, что в нашем обществе и сейчас немало приверженцев Сталина, причём не только среди старшего поколения, но и среди молодёжи? Какие цели преследуют современные сталинисты? Нужно ли с ними бороться?

    Какая из перечисленных точек зрения на ваш взгляд верная? Объясните почему.

    • Сталинизм был фатально неизбежен, так как сам исход и условия русской революции предопределили установление личной диктатуры.

      Сталинизм – случайность: если бы Сталина не было, в истории России не было бы и сталинизма.

      Сталинизм стал вероятностью: если бы в истории России не было Сталина, то была бы установлена иная личная власть, например, Л. Троцкого, ведь глубокие цивилизационные кризисы, бурные социальные и политические революции ведут к установлению диктатуры Кромвеля, Робеспьера, Сталина…

  2. И.В. Сталин «Из письма в Детиздат при ЦК ВЛКСМ (1938)». «Я решительно против издания «Рассказов о детстве Сталина»… Книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и людей вообще) культ личностей, вождей, непогрешимых героев…. Это опасно и вредно».
    Если Сталин выступал против культа личности, почему же культ личности всё-таки сложился?

    О чём свидетельствуют приводимые ниже цифры? Попробуйте их объяснить.

    • За 1918 – 1929 гг. было проведено 9 партийных съездов и 9 партийных конференций, а также: 79 пленумов ЦК только за 1918 – 1923 гг., 3 съезда и 2 конференции, 16 пленумов ЦК и ЦКК за 1930 – 1941 гг.

      Данные об участии населения в выборах в городские и сельские Советы (в % к общему числу избирателей): 1927 г. – 60% и 50%; 1934 г. – соответственно 90% и 80%, лишены избирательных прав10% избирателей.

      Конституция 1936 г. отменила все ограничения в избирательной системе.

      Высшие органы государственной власти (Всесоюзные съезды Советов) с 1922 г. по 1929 г. созывались 5 раз, с 1930 по 1936 гг. – 3 раза. С 1936 г. высший орган госуд. власти – Верховный Совет СССР, а между его сессиями – Президиум ВС.

    Сделате выводы об эффективности системы и её соответствии интересам и потребностям трудящихся на основе следующих данных:

    • Национальный доход (фонд накопления и фонд потребления) в годы первой пятилетки: 1925 г. – 2,7; 1930 г. – 5,2; 1931 г. – 3,9; 1932 г. – 3,1 млрд. рублей.

      Прирост производительности труда (% по отношению к предыдущему году): 1929 г. – 15; 1930 г. – 21; 1931 г. – 4; 1932 г. – 0,6.

      Фонд накопления:
      1925 г. – 15%; 1930 г. – 29%; 1931 г. – 40%; 1932 г. – 44%.

    Специалисты утверждают, что никогда в истории войн ни одно государство не знало благодаря своей разведке столько о планах врага и его силе, сколько СССР о Германии в 1941 г. Почему Сталин, его окружение не вняли разведданным для повышения готовности к отражению возможной агрессии?

    Часть историков считают, что уже к концу тридцатых годов наметился кризис административно-командной системы руководства экономикой и страной в целом, который был частично смягчён расширением территории СССР в 1939-1940 гг. Другие историки полагают, что в этот период шло поступательное развитие страны, прерванное нападением фашистской Германии. Что вы думаете по данному вопросу?

    Две точки зрения на историю страны в 30-е годы:

    • То, что произошло в 30-е гг., - единственно возможное, неизбежное. Это и есть подлинный социализм, и другого быть не могло. К 1941 г. социализм в СССР в основном был построен.

      Социализм не построен. Контрреволюционный путь Сталина и огромного бюрократического аппарата не был исторически вынужденным и поэтому оправданным. Общество, построенное в 30-е гг., не является социалистическим.

Какая из перечисленных точек зрения на ваш взгляд является верной? Почему?
Учтите, что социализм у Энгельса: «Ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».

Советская культура в 1917-1940 гг.

Карта темы 11 «Советская культура в 1917-1940 гг.»

Основные понятия и названия :

«культурная революция»; наркомат просвещения (Наркомпрос); организация пролетарской культуры (Пролеткульт); «сменовеховство»; рабочие факультеты (рабфаки); Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП); Левый фронт искусств (ЛЕФ); Ассоциация художников революционной России (АХРР); Всероссийская ассоциация пролетарских писателей (ВАПП); атеизм; конструктивизм; пункты ликвидации неграмотности (ликбезы); социалистический реализм (соцреализм); Союз писателей СССР; принцип партийности литературы; Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ).

Основные даты:

1919 г. – принятие декрета «О ликвидации неграмотности среди населения».

1925 г. – принятие закона, предусматривавшего введение в стране всеобщего начального обучения.

1930 г. – введение в СССР обязательного всеобщего начального (четырёхклассного) образования.

1934 г. – I Всесоюзный съезд советских писателей.

Персоналии:

Луначарский А.В.; Крупская Н.К.; Богданов А.А.; Плетнёв В.Ф.; Устрялов Н.В.; Маяковский В.В.; Блок А.А.; Есенин С.А.; Гиппиус З.Н.; Мережковский Д.С.; Бунин И.А.; Брюсов В.Я.; Брик О.М.; Бедный Д.; Фурманов Д.А.; Пастернак Б.Л.; Чуковский К.И.; Булгаков М.А.; Зощенко М.М.; Замятин Е.И.; Платонов А.П.; М. Горький; Фадеев А.А.; Шолохов М.А.; Ахматова А.А.; Хармс Д.И.; Мандельштам О.Э.; Садофьев И.Н.; Асеев Н.Н.; Симонов К.М.; Твардовский А.Т.; Толстой А.Н.; Погодин Н.Ф.; Цветаева М.И.; Пришвин М.М.; Лихачёв Д.С.; Тимирязев К.А.; Губкин И.М.; Вальден П.И.; Жуковский Н.Е.; Вавилов Н.И.; Капица П.Л.; Иоффе А.Ф.; Циолковский К.Э.; Вернадский В.И.; Зелинский Н.Д.; Павлов И.П.; Бах А.Н.; Крылов А.Н.; Курчатов И.В.; Лебедев С.В.; Александров А.П.; Ферсман А.Е.; Туполев А.И.; Илюшин С.В.; Чкалов В.А.; Грабин В.Г.; Дегтярев В.А.; Бенуа А.Н.; Васнецов А.М.; Поленов Д.А.; Петров-Водкин К.С.; Греков М.Б.; Пластов А.А.; Кустодиев Б.М.; Фальк Р.Р.; Юон К.Ф.; Моор Д.С.; Андреев Н.А.; Меркуров С.Д.; Шервуд Л.В.; Мухина В.И.; Голубкина А.С.; Жолтовский И.В.; Фомин И.А.; Щусев А.В.; братья Л.А., В.А. и А.А. Веснины; Мельников К.С.; Довженко А.П.; Пудовкин В.И.; Эйзенштейн С.М.; Мейерхольд В.Э.; Пырьев И.А.; Герасимов С.А.; Александров Г.В.; Ромм М.И.; Шостакович Д.Д.; Прокофьев С.С.; Дунаевский И.О.; Нежданова А.В.; Лемешев С.Я.; Козловский И.С.; Уланова Г.С.; Лепешинская О.В.; Исаковский М.В.; Прокофьев А.А.

Основные вопросы:

    Начало «культурной революции» (в годы гражданской войны).

    Новый этап «культурной революции» (годы нэпа).
    а) Образование и наука.
    б) Литература и искусство.

    Завершение «культурной революции» (конец 20-х – 30-е годы).
    а) Идеологизация культуры.
    б) Образование и наука.
    в) Художественная жизнь.

Литература

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001. (CD-ROM for Windows).

    Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994.

    Максименков Л.В. Сумбур вместо музыки: Сталинская культурная революция 1936-1938 гг. М., 1997.

    Планенборг Г. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000.

    Страницы отечественной художественной культуры: 30-е годы. М., 1995.

    Хрестоматия по истории России первой половины XX века /сост. И.С. Хромова. М., 1995.

Разноуровневый контроль знаний по теме 11 «Советская культура в 1917 – 1940 гг.»

I уровень

    Что такое «культурная революция» ?

    Какое ведомство занималось культурой после Октября? Кто его возглавлял?

    Какую политику проводили большевики по отношению к русским учёным?

    Кто из крупнейших представителей русской науки стал активно сотрудничать с советской властью?

    Кто из представителей «серебряного века» и в каких произведениях воспел революцию?

    Кто из представителей «серебряного века» эмигрировал из страны после победы большевиков?

    В чём суть идеологии «сменовеховства»?

    В чём причины высылки из страны в начале 20-х годов видных учёных и деятелей культуры?

    Что такое Пролеткульт?

    В каком году был принят декрет СНК «О ликвидации безграмотности»?

    Какой процент населения нашей страны умел читать и писать к концу 20-х гг. XX в.?

    Напишите расшифровку аббревиатуры – РАПП, ЛЕФ, АХРР.

    Кто был режиссёром знаменитого фильма 20-х годов «Броненосец Потёмкин»?

    Какую политику проводила советская власть по отношению к Православной церкви?

    Какое название получило направление в советской культуре 30-х годов, требовавшее от авторов произведений литературы и искусства не просто описания объективной реальности, но и изображения её в революционном развитии, служения задачам «идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма»?

    Какие художественные фильмы 30-х годов вам известны?

    Как назывался, изданный в 1938 г. при личном участии Сталина, учебник по истории коммунистической партии, ставший методологической основой развития общественных наук в СССР в конце 1930х – начале 1950х гг.?

    Чем знамениты А.В. Нежданова, С.Я. Лемешев, И.С. Козловский?

    Кого из репрессированных в конце 30-х годов деятелей науки и культуры вы можете назвать?

    Какие изменения произошли в 30-е гг. в советской школе?

    Назовите имена известных вам архитекторов конца 20-х – 30-х годов?

    Каким советским учёным проводились исследования по проблемам микрофизики в 30-е годы?

    Чем знаменит А.И. Туполев?

II уровень

    В чём состояли особенности духовной жизни страны в 20-е годы?

    Каково соотношение политики и культуры в 20-е годы?

    Почему важнейшим идеологическим принципом в советском государстве был атеизм?

    Укажите преимущества и недостатки культурной жизни советского общества в 20-е годы по сравнению с дореволюционной Россией.

    Какие общие процессы проходили в 30-е годы в области просвещения, науки и культуры? Чем они были обусловлены?

    Почему именно в области гуманитарной мысли советская власть установила наиболее жёсткий контроль?

    Перед революцией в 91 вузе страны обучались 112 тыс. студентов, а в 1927 – 1928 гг.в 148 вузах – 169 тыс. При этом до 1917 г. все вузы находились на территории России и Украины и лишь один – в Грузии, а теперь же вузов не было лишь в Туркмении, Киргизии и Таджикистане. Почти половина студентов – выходцы из рабочих и крестьян. Их приём осуществлялся через рабфаки. О чём свидетельствуют эти факты? Объясни их.

    Почему к сотрудничеству с советской властью пришли, прежде всего, представители точных и естественных наук?

    О деятельности какого объединения ведёт речь В. Маяковский: «Это протокольная запись труднейшего трёхлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. Это телеграфные ленты, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушками. Это новая форма, введённая непосредственно жизнью»?

    В чём вы видите достижения и недостатки «культурной революции» в СССР?

III уровень

    В чём проявлялось идеологическое давление на деятелей литературы и искусства в 20-е г.г.? Выскажите своё мнение: почему, несмотря на это, 20-е годы были временем создания выдающихся произведений в разных областях культуры?

    Известно, что многие деятели искусства создавали сочинения, восхвалявшие Сталина. Как вы думаете, почему они это делали? Можно ли возложить на творческую интеллигенцию определённую долю ответственности за установление в стране тоталитарного режима?

    А.М. Горький жил в сталинское время. Абсолютное большинство интеллигенции восхваляло «вождя всех народов» без меры. Горький же, даже будучи руководителем Союза писателей, восхваляя социалистический строй, ни разу не упомянул имя Сталина и даже отказался писать его биографию. Почему? Как это ему удавалось? Почему, несмотря на такую сдержанность, писатель не был подвергнут традиционным репрессиям?

    Кто из деятелей русской культуры 1920 – 1930-х годов, на ваш взгляд, популярен и сегодня?

    Большинство российской интеллигенции до революции и особенно после неё не приняло ленинских предложений. К началу 20-х годов в России насчитывалось вряд ли более 200 тыс. человек, которые могли считаться интеллигенцией, подавляющая же часть отправилась в эмиграцию. Как следует, по-вашему, относиться к людям, покинувшим Родину? Объясните свой ответ. Должно ли быть право у граждан на эмиграцию?

    5 декабря 1931 г., около 12 часов дня, в центре Москвы раздалось несколько мощных взрывов. За час с небольшим разрушен храм Христа Спасителя, построенный на пожертвования всего народа в ознаменование победы над Наполеоном. В 1934 г. взорвана знаменитая Сухарева башня, Красные ворота в Москве. Подобная участь постигла и другие ценнейшие исторические и культурные памятники. Каково ваше отношение к уничтожению старых памятников? Знаете ли вы, какие памятники были снесены в нашем городе?

    Цель оправдывает средства, считал Сталин. А раз так, то можно распродавать коллекции Эрмитажа, картины Рембрандта, Веласкеса, Тициана и многих других выдающихся художников. На эти деньги можно покупать тракторы, очень нужные стране. Каково ваше отношение к подобным действиям? Объясните, почему.

    В 1933-37 гг. вузы СССР выпускали 74 тыс. специалистов ежегодно. Уже к 1938 г. в наших вузах обучалось больше студентов, чем в Англии, Германии, Франции, Италии и Японии, вместе взятых. А число инженеров в СССР почти вдвое превышало их число в США. Если в 1926 г. преимущественно умственным трудом занимались 3 млн. человек, то в 1939 г. – 14 млн.
    Как вы считаете, можно ли данные итоги расценивать как безоговорочно положительные? Какие выводы следует сделать на основании этих цифр?

    Какие выводы можно сделать на основании приведённых ниже данных о выполнении задачи по ликвидации неграмотности в СССР?

    • 1928 г. – расходы на образование в СССР – 8 рублей в год на душу населения, в 1937 г.- 113 рублей.

      За годы двух пятилеток обучены грамоте 40 млн. человек, грамотность по стране достигала 81%, в РСФСР – 88%, Белоруссии – 81%, Казахстане – 84%.

      К концу 2-ой пятилетки осуществлено всеобщее начальное образование. Поставлена задача: всеобщее среднее образование в городе и семилетнее - в деревне.

      1938 г.- во всех национальных школах введено обязательное изучение русского языка, а с 1940 г.- преподавание иностранных языков в средних школах.

      В середине 30-х гг. только по РСФСР не хватало 100.000 учителей, треть учителей города и половина сельских не имели специального образования.

      1938 г. – в советских школах работало около 1 млн. учителей, более половины из них специалисты со стажем менее 5 лет.

    Как вы думаете, достигла ли «культурная революция» своей цели?

Великая Отечественная война. Боевые действия на фронтах

Карта темы 1 «Великая Отечественная война. Боевые действия на фронтах»

Основные понятия и названия:

Блицкриг; мобилизация; Ставка Верховного главнокомандования; Государственный Комитет Обороны (ГКО); народное ополчение; советская гвардия; стратегическая инициатива; коренной перелом; капитуляция.

Основные даты:

1944 г. – полное изгнание немецко-фашистских оккупантов с территории СССР.

Персоналии:

А. Гитлер; Кузнецов Ф.И.; Павлов Д.Г.; Кирпонос М.П.; Кузнецов Н.Г.; Попов М.М.; Тюленев И.В.; Сталин И.В.; Жуков Г.К.; Тимошенко С.К.; Гаврилов П.М.; Конев И.С.; Панфилов И.В.; Клочков В.Г.; Рокоссовский К.К.; Ватутин Н.Ф.; Ерёменко А.И.; Шумилов М.С.; Чуйков В.И.; Ф. Паулюс; Павлов Я.Ф.; Зайцев В.Г.; Э. Манштейн; Катуков М.Е.; Ротмистров П.А.; Баграмян И.Х.; Черняховский И.Д.; Малиновский Р.Я.; Толбухин Ф.И.; Егоров М.А.; Кантария М.В.; В. Кейтель; Василевский А.М.; Говоров Л.А.; Захаров Г.Ф.; Мерецков К.А.

Основные вопросы:

    Начало Великой Отечественной войны.
    а) Стратегическая оборона Красной Армии.
    б) Разгром немецко-фашистских войск под Москвой.

    Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
    а) Сталинградская битва.
    б) Курская битва.

    XIX век» Введение (1 час) История России часть всемирной истории . XIX век в истории России ... планирование по Истории России XIX век . 8 ... Россия XIX в. 1 Повторение. Итоговый разноуровневый контроль ...

  1. Методические рекомендации по использованию компьютерного учебника “история россии хх век” общая характеристика учебника

    Методические рекомендации

    ... по истории России ХХ века представляет собой большую часть ... по истории . Классы бывают однородными и разноуровневыми ... контроля знаний . С помощью компьютерного учебника по истории России ХХ века ... Первый компьютерный учебник по истории 20 месяцев спустя: ...

  2. Книга

    РАН А.П. Новосельцев История России . XX век / А.Н. Боханов, ... часто по истории России ... контроля , включающего жесткий контроль ... разноуровневых ... экономического знания после 20 -х гг...

  3. История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах Книга III История России XX век Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных

    Книга

    РАН А.П. Новосельцев История России . XX век / А.Н. Боханов, ... часто говорилось тогда и писалось много потом в специальных исследованиях по истории России ... контроля , включающего жесткий контроль ... разноуровневых ... экономического знания после 20 -х гг...