Кто такие половцы по национальности. Половцы – степные кочевники. Князь Игорь и его поход

АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ В XXI в.

Ю.А. Евстигнеев

половцы: кто они? к вопросу об этнической идентичности половцев

Предпринята попытка идентификации половцев, отличной от имеющейся в традиционной историографии. В качестве основных аргументов рассмотрены сведения о самоназвании половцев, их языке, территории обитания до прихода в Северное Причерноморье; традиция установки каменных изваяний особого типа. На основе сопоставления указанных сведений с аналогичными данными о других этносах Х-Х1 вв. сделан вывод: этнос «сары», известный в русской летописи как «половцы», был частью тюргешей (средневекового этноса, обитавшего в Семиречье), оказавшейся в результате социальнополитических событий далеко от мест своего исконного обитания.

Ключевые слова:

каменные изваяния, кипчаки, куманы, миграция, половцы, сары, сары-тюргеши, Семиречье, этническая идентификация, этно-политеческая ситуация

Половцы... Кочевые соседи южных рубежей Руси, «герои» памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», враги и союзники Руси. Кто они с точки зрения современной науки - истории и этнологии? В современной исторической литературе прочно утвердилось мнение, основанное на традиции восточных, прежде всего, арабо-персидских, авторов Х1-Х^ вв. считать все кочевые племена евразийских степей от нижнего Дуная до Иртыша (в сочинениях мусульманских авторов - Дешт-и Кипчак, в переводе с фарси - «Кипчакская степь») кипчаками. Между тем, в письменных источниках европейских стран, в т. ч. Руси, Венгрии и Византии, вплоть до трудов П. Карпини и В. Рубрука о кипчаках не сообщается, как и восточным авторам того времени не известны половцы или почти забыты куманы и куны. Отсюда прочно утвердившееся мнение современных исследователей о том, что половцы (они же куманы) являются западной ветвью кипчаков.

Археологический материал и политическая история половцев, данная в связи их отношений с Русью, достаточно полно и красочно приведены в книге С.А. Плетнёвой . Задачей данной статьи является определение на основе имеющихся данных этнической принадлежности половцев. О том, что половцы не кипчаки (и не сары-

кипчаки, как пишет С.А. Плетнёва ) свидетельствуют их самоназвание и полное отсутствие упоминания этнонима «кипчак» в древнерусских и европейских источниках. Но если не кипчаки, то кто? Куманы? Но в отличие от половцев, известных своими каменными изваяниями, у куманов не было такой традиции ; по свидетельству дочери византийского императора Анны Комнин, «язык куманов тот же что и у печенегов» , т. е., по данным Махмуда аль-Кашгари , западное наречие древнетюркского языка, у половцев же - восточное . До прихода в Северное Причерноморье куманы кочевали в Северном Приаралье .

Итак, половцы, впервые упоминаются в русской летописи в 1054/1055 гг. Как известно, этническая идентификация начинается с этнонима. Это древнерусское название вдруг появившегося племени вызвало ряд суждений исследователей, любителей и профессионалов, о данном племени и его этнониме. К настоящему времени из нескольких версий семантики термина «половцы» специалистами признана лишь одна: «половцы» (от древнерусского «полова» - солома) в аспекте цветового значения является калькой тюркского «сары» (жёлтый), что стало самоназванием половцев . Действительно, в Лаврентьевской летописи

Общество

под 1096 г. называется эндоэтноним половцев «рекше: сарини есми» .

Известно, что половцы пришли с востока. Следовательно, рассмотрим имеющиеся сведения о миграциях больших групп кочевников. О таком движении указали независимо друг от друга два восточных автора: армянский историк Матфей из Эдес-сы (ныне г. Урфа в Турции) и придворный врач сельджукских султанов, уроженец Мерва, Шараф аз-Заман Тахир Марвази. Матфей Эдесский, писавший в середине XI века, сообщил, что некий «народ змей» напал на народ «жёлтых», и они вместе устремились в «сторону Рума», т. е. Византии. Марвази, живший позже и знавший об этом больше, написал (ок. 1120 г.) более подробно: каи напали на племя кунов, вынудив их вторгнуться на землю племени шары (сары), шары бежали на территорию туркмен, туркмены потеснили огузов, огузы устремились на печенегов. Марвази подтвердил сообщение Матфея Эдесского, уточнив (народ змей - это монгольское «каи», жёлтые - тюркское «сары») этнонимы главных участников миграции. Названные Марва-зи «туркмены» (так в Х-Х11 вв. на Востоке называли тюркские племена, принявшие ислам, в данном случае это были карлуки Западного Семиречья ) в движении на запад участие не приняли.

Что послужило причиной нападения племени каи на племя кунов, - неясно. Возможно, что катализатором нападения и последующей миграции стала война между мусульманскими правителями государства Караханидов и союзом язычников-пле-мен басмылов и ябаку, соседями которых были каи и куны. О сары Марвази пишет, что они бежали к басмылам из нежелания принять ислам («из страха обрезания») и отдались под покровительство басмылов, приняв их представителя в качестве своего вождя. Дело в том, что около 1048/49 г. один из караханидских беков совершил удачный поход против ябаку и их союзников . Разгром, возможно, послужил причиной цепочки нападений и миграции наиболее пострадавших племён на запад.

Среди мигрирующих племён вызывают интерес сары - ведь этноним «сары» был самоназванием половцев. Накануне нападения на них кунов сары находились вблизи или на самой территории басмылов (бек которых был вождём сары), кочевавших к северо-западу от уйгурского государства Кочо (Турфанский оазис). Но откуда сары бежали, спасаясь от исламизации? По сообщению Ибн аль-Асира, в 1043 г. приняли ислам около 10 тысяч семей кочевников, чьи зимовки находились близ г. Баласагуна, располо-

женного в Чуйской долине (развалины близ г. Токмак в Чуйском районе Кыргызстана). Ибн аль-Асир не упомянул название племени, но вполне вероятно, что это были сары, потомки сары-тюргешей. Это предположение основано на том, что упомянутое Ибн аль-Асиром племя и сары-тюргеши обитали на одной территории - в Чуйской долине (см. ниже), где кроме них в XI в. проживали мусульмане - согдийцы и карлуки.

Тюргеши - одно из десяти племён Западно-Тюркского каганата (603-659 гг.), упоминаемое («тулиши») в «истории династии Суй» в 635 г. После падения под ударами китайских войск Западно-Тюркского каганата вождь тюргешей Уч-элиг возглавил борьбу местных племён Семиречья за независимость и создал Тюргешский каганат (699 г.). Последний административно был разделён на 20 областей во главе с тутука-ми, сам каган управлял страной из столицы в городе Суяб в Чуйской долине, в Илий-ской долине находился его наместник. В истории династии Тан сообшается: «Согэвы потомки составляют жёлтый аймак, Сулуе-во поколение составляет чёрный аймак» . (Согэ - сын основателя Тюргешского каганата, Сулу - сын наместника, правителя Илийской долины. «Аймак - восточнотюркское и монгольское слово, имеющее примерно одинаковое значение со словом иль», а также «для обозначения политического объединения. Пример, Северная Монголия делилась на четыре “аймака” по именам четырёх ханов, то есть владения ханов» . Жёлтый цвет в Китае всегда считался «императорским», черный обозначал подчинение). Позже эти, по сути, территориальноадминистративные названия превратились в этнонимы: сары-тюргеши, кара-тюргеши, ещё позже - просто сары и кара.

Борьба за власть в каганате между вождями сары и кара привели к падению Тюр-гешского каганата (766 г.), Чуйскую долину со столицей городом Суяб захватили кар-луки, илийские тюргеши признали власть Уйгурского каганата. Этноним «тюргеши» исчез со страниц китайских хроник и сочинений мусульманских авторов, но этнос не исчез, лишь сменилось его название. В анонимном сочинении «Худуд ал-Алам» («Границы мира», 982 г.) сообщается о тюр-гешах, подразделявшихся на тухси и азов . Судя по тому, что местом обитания тухси была Чуйская долина, это были потомки сары-тюргешей. О тухси и об их языке пишет Махмуд аль-Кашгари в сочинении «Диван лугат ат-турк» (1074 г.). В нём сообщается, что тухси кочуют по соседству с племенем чигили в Илийской долине , говорят тухси на диалекте восточ-

Половецкое жилище («терме», в летописи - «вежи»). Рисунки из Радзивиловской летописи

Общество

Реконструкция мужского и женского костюмов, выполненная на основе каменных половецких изваяний (по С.А. Плетневой). Из книги: Доде З.В. Средневековый костюм народов Северного

Кавказа. М., 2001.

Половецкое жилище («терме», в летописи - «вежи»). Рисунок из Радзивиловской летописи

ного наречия тюркского (древнетюркского) языка . В сообщении о месте кочевки тухси интересен факт их перекочёвки из Чуйской долины в Илийскую. Что побудило тухси покинуть богатые пастбища близ одной из столиц государства Караха-нидов Баласагуна и уйти на менее удобные кочевья? Может быть события, связанные с исламизацией или с миграцией? Ответа на этот вопрос источники не дают.

Об этнической связи половцев с сары-тюргешами, помимо этнонима, может свидетельствовать и тюргешский обычай установки каменных изваяний, мужских и женских, держащих в обеих руках на животе сосуд . Такие же статуи, с обилием женских фигур, известны и в Северном Причерноморье, в местах расселения половцев.

Кроме того, в памятнике куманского языка «Кодекс Куманикус» зафиксированы особенности обоих наречий тюркского языка - западного (язык куманов) и восточного (язык половцев), а также арабоперсидские слова и мусульманские титулы, заимствованные сары (половцами) у мусульман в период их жизни в Семиречье, т. е. в государстве Караханидов .

Ислам распространяется среди населения Семиречья с 960 г., когда его приняла большая группа (200 тыс. шатров) кочевых племён (главным образом, карлуки). Сары-тюргеши, известные с X в. как тухси (в их составе и сары), проживали в соседстве с му-сульманами-карлуками, вероятно испытывая их влияние, в т. ч. заимствуя отдельные слова из мусульманского обихода, оказавшиеся позже в «Кодексе Куманикусе».

На основе приведённых фактов можно представить хронологические рамки миграции племён кунов и сары на запад: 1048-1049 гг. - поход караханидского бека Арслан-тегина на кочевых язычников, возможно вызвавший нападение каи и последующую за этим миграцию; куны и сары продвигаются по южной границе (севернее Сыр-Дарьи) - 1050-1051 гг. (сообщение

Список литературы:

Матфея из Эдессы); 1054-1055 гг. - встреча князя Всеволода с половцами на границе Переяславльского княжества.

Анализ приведённых выше сведений о половцах и тюргешах позволил сделать следующие выводы: 1) одинаковость этнонимов половцев (сары) и части тюргешей; 2) близость или даже тождество их языков - восточное наречие древнетюркского языка; 3) типологическое сходство каменных изваяний и наличие среди них большого количества женских статуй, характерных только для тюргешей и половцев; 4) наличие в языке «Кодекса Куманикус» мусульманских титулов (напр., султан), заимствованных в период жизни Сары среди мусульман, может быть свидетельством того, что исконной территорией половцев было Семиречье. Наконец, хронологические рамки движения сары с востока к южным границам Руси вполне логично связывают «жёлтых» Матфея Эдесского и сары Марвази с половцами, с которыми встретился переяславльский князь Всеволод.

Всё это даёт основание предполагать, что половцы - группа сары - тюргешей. Эта группа бежала из мусульманского Семиречья в страну язычников Джунгарию из-за нежелания принять ислам; в Джунгарии они подвергнулись нападению кунов и вместе с ними мигрировали на запад, обретя новую родину в Северном Причерноморье. Сары, оставшиеся в родных местах, разделили судьбу других местных племён: нашествие киданей (каракитаев) в 1130 г., найманов в 1210 г., монголов Чингисхана в 1218 г. В начале XX в. в Илийской долине Казахстана кочевали казахи «племени» албан . Албаны (монгольск. албан - «служба», очевидно, эти племена находились в подчинении монгольских ханов) подразделялись на ветви сары и чибыл; чибыл - потомки известных в государстве Караханидов чи-гилей, а сары - потомки половцев, правда не тех, что кочевали по соседству с Русью, а оставшихся в Семиречье и принявших ислам.

Бартольд В.В. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов / В.В. Бартольд; Подгот. к изд. С.Г. Кляшторный; Отв. ред. А.Н. Кононов. - Перепеч. с изд. 1968 г. - М.: Вост. лит., 2002. - 757 с. - (КОВ: Классика отеч. востоковедения: Осн. в 2001 г.)

Собрание сведений о народах,обитавших в Средней Азии в древние времена [Текст] / Н.Я.(Иакинф) Бичурин. - Алматы: Жалын баспасы, 1998. - Т. 1. - 389 с.

Востров В.В., Муканов Б.С. Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX- начало XX вв.). -Алма-Ата: Наука, 1968. - 256 с.

Евстигнеев Ю.А. Кыпчаки/половцы/куманы и их потомки (к проблеме этнической преемственности). - СПб.: Астерион, 2010. - 112 с.

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. - 2-е из-е. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2004. - 368 с.

Кононов А.Н. М. Кашгари и его «Диван лугат ат-ат-турк» // Советская тюркология. - 1972, № 1.

Плетнева С.А. Половцы / С.А. Плетнева. - М.: Наука, 1990. - 208 с., ил.

Худяков Ю.С. Проблема генезиса древнетюркской культуры // Altaica. - М.: Институт востоковедения РАН, 1999. - Вып. III. - С. 130-138.

Кыпчаки (они же половцы) являются тюркоязычным народом, который путем завоевания смог занять территорию печенегов, добраться до Днепра и низовья Дуная.

Название

Существует несколько версий происхождения названия. Притом важно заметить, что кыпчаков называли не только половцами, но и куманами (византийцы). Само слово «половцы» ряд историков ассоциирует с полем. Сторонники историка Ариста Куника считают, что название произошло от слова «половый». Оно обозначает соломенный цвет.
Если перевести кыпчак на татарский, то получится колесница, а в переводе с древнетюркского оно означает «удачливый» (по другой версии, «злосчастный»).

История

Этнос кыпчаков сложился в 8 веке нашей эры. Под их эгидой оказались карлуки, кыргызы и кимаки. Завоевания позволили им занять территорию, которая сейчас принадлежит Казахстану. С 9 века половцы начали продвигаться в сторону Южной Руси, опустошая земли и захватывая в плен людей. В 10 веке половцы первое время были дружественны по отношению к Переяславлю, однако спустя короткий промежуток времени они предприняли попытку захватить часть территории. Попытка увенчивается успехом, войско, возглавляемое ханом Искалом, начинает разорять переяславские земли. С середины и до конца 11 века половцы совершают регулярные набеги на русские земли.
Причиной регулярных поражений русских воинов становилась раздробленность Руси как таковой. Когда войска начали объединяться, им намного проще удавалось вести битвы. Это привело к неизменной череде успехов. 12 век стал для половцев роковым, их начали теснить к Дону, а затем на Кавказ. Однако в Грузии они были приняты на службу, что помогло грузинскому царю Давиду избавиться от сельджуков. Значительную роль кыпчакские войска принимали в междоусобицах, помогая суздальским и северским князьям бороться против хвалынских.
Половцы сражались с печенегами на стороне Византии, оказали серьезное влияние на болгар при Втором Болгарском царстве, выступая его союзником. Они сражались на стороне аланов, выступая против монгольской армии. Таким образом, кыпчаки сформировали образ наемников, выступавших под различными знаменами, помогая князьям укреплять свою власть.

Жизнь

Кыпчаки были хорошими скотоводами, разводили овец, коней, верблюдов. Их образ жизни был приближен к кочевому. Стоянки случались только в зимний и летний периоды. Основным способом добычи денег были грабеж и разорение. Современники утверждают, что половцам удавалось награбить много золота и серебра, которые они выменивали на нужные им товары. Городов почти не строили, предпочитая захватывать поселения и использовать для собственных нужд.
Захватывая территории, половцы могли взымать дань. Кыпчакское население делилось в основном на воинов и ремесленников, отдельно стояли ханы, которые вели роскошный образ жизни. Всем бытом занимались женщины, причем в обществе они ценились очень высоко. Известно, что у половцев была распространена кровная месть.
Военное дело стало ключевым фактором развития в жизни половцев. Покоренные ими народы отмечали высокую организацию и превосходную тактику сражения. Основным оружием, используемым кыпчаками в бою, были лук, дротики и искривленные сабли. Колчаны воины носили ближе к боку, чтобы можно было быстро доставать стрелы.
Один воин мог иметь при себе несколько лошадей, а основную силу армии составляла конница. В сражении половцы набрасывали на воинов противника арканы, закалывали врагов копьями.
Поэтапное развитие военного дела привело к появлению тяжелых воинов, облаченных в кольчуги. Для защиты тела половцы стали использовать панцири и шлемы. Распространенным оружием стали тяжелые самострелы и особый вид вооружения - греческий огонь, представляющий собой горючую смесь.
Для улучшения боевых навыков воины не только тренировались, но и охотились. Охота стала одним из основных занятий половцев, помогая добывать пищу и пушнину, из которой изготавливали шубы. Женщины шили наряды для воинов из овечьей шерсти, которые помогали преодолеть длинные расстояния на морозе. Таким образом, многие из занятий кыпчаков так или иначе были связаны с военным делом.

Религия

Религией половцев стало тенгрианство. Они поклонялись великому Тенгри, повелителю неба. Был распространен тотемизм, в частности поклонение духу волка. Как и другие язычники, кыпчаки ассоциировали себя с этим хищником, веруя, что он может дать им силу. Женщины чтили богиню Умай, ассоциирующуюся с урожаем и плодородием. Религиозными представителями являлись шаманы, которых называли «кам». Они проводили обряды гадания, играли роль лекарей, общались с духами.

Культура


Главным культурным достижением половцев стали статуи каменных баб. Эти фигуры символизируют предков и являются данью уважения им. Ставили каменных баб на высоких участках в степи или при курганах, где имелись захоронения. Фигуры могли быть не только женскими, но и мужскими. Лица их всегда обращали на восток. В одном святилище находилось по несколько статуй. Существует несколько типов половецких статуй:

  • мужчины с усами и бородой;
  • вооруженные мужчины;
  • женщины с детьми;
  • женщины с чашами и кубками.

В 12 веке у половцев стали регулярно заказывать изготовление статуй. Это позволило развить свою деятельность каменщикам и скульпторам. Некоторое время статуи имели потрясающую детализацию, но к концу 12 века стали более примитивны. У многих пропали лица, что однако свидетельствует о появлении иного способа декорирования - лицо статуи хорошо шлифовали, чтобы нанести изображение красками.

Жилище

Кыпчаки называли свое жилище «вежа». Складывали его из веток цилиндрической формы. Стены были плетеными, крыша имела коническую форму и составлялась из жердей. Отверстием для выхода дыма служил круг в центре. Такие дома можно было поставить на повозки и перевозить на большие расстояния. Вежа легко укреплялась в земле, что было необходимо для зимней стоянки.

Внешность

Одежда


Кочевая жизнь половцев способствовала созданию одежды, которая была необходима каждому кочевнику. Поэтому женские и мужские костюмы не особо отличались друг от друга. Кыпчаки носили кафтаны, рубахи, штаны и сапоги. Женщины делали акцент на украшения, мужчины же стремились достать надежные доспехи. Впрочем, некоторые из них были украшены изысканным орнаментом. Обязательным элементом одежды костюма половца был пояс.
На нем мужчины закрепляли оружие и кресала, а женщины носили при себе сумочки, зеркальце и другие предметы. Большая разница существовала в головных уборах. Мужской головной убор представлял собой шапку-колпак, на поле боя мужчины надевали шлем. Женщины же пользовались головными уборами, отличающимися многообразием. Они также стремились украшать юбки, которые надевали поверх кафтана.

Известные люди

Среди кыпчаков есть немало известных личностей. Одним из самых прославленных ханов стал Атрак. Его воинская сила была настолько велика, что о нем упоминали даже в русских былинах. Другим прославленным ханом стал Тугоркан, который тоже удостоился упоминания в фольклоре. Русские считали его злейшим врагом, в былинах его именовали Тугарином и ассоциировали со змеем. Своей свирепостью хан прославился при сражениях с войском Святополка Изяславича.

Еда


Половцы, как и любой другой кочевой народ, ели сытную пищу и пили кумыс, который помогал сохранять силы в долгой дороге.

  1. Основными видами мяса были говядина, конина, баранина и верблюжатина.
  2. Птицу ели редко, так как не имели возможности ее разводить.
  3. Половцы ели много мучного, ведь именно выпечка помогала набрать достаточно калорий.
  4. Помимо кумыса, употребляли коровье и козье молоко.
  5. Из супов употребляли лагман, делали колбасы, казы (некое подобие колбас).

Традиционная кухня половцев оказала большое влияние на современную казахскую кухню. Именно кыпчаки одними из первых стали пользоваться коктальницей, которую до сих пор применяют для приготовления рыбных блюд.

Кыпчаки прослыли славными наемниками, их называли самыми опасными врагами Руси, однако им надо отдать должное. Этот народ смог создать армию, равною которой трудно было найти. Именно кыпчаки повлияли на развитие народов Казахстана и Киргизии. Они создавали скульптуры, которые даже сегодня удивляют проработкой деталей. Их жизнь строилась на постоянной подготовке к битве, и за это даже в русских былинах их изображали сильными воинами.

Видео

Половецкие племена – это древние кочевники , агрессивные и опытные в боях. Школьная программа не уделяет им подробного внимания, в ней не говорится о происхождении этого народа и о его роли в истории нашей страны. А ведь во времена Киевской Руси они считались очень опасными внешними врагами.

Откуда произошли половцы

Впервые в летописях половцев упоминают в 744 году. Эта народности жили на территории современного Казахстана, занимая её северную часть, которая ближе к Уралу.

По-другому их именовали кипчаками или куманами. Вначале они входили в состав государства, называвшегося Кимакским каганатом. Основными жителями этой страны были кимаки.

Всего через сто лет после своего появления на исторической арене половцы уже превосходили кимаков по численности, а еще через век полностью подчинили себе все государство и начали расширять его границы . К началу 11 столетия они были уже у границ современного Узбекистана, который тогда носил название Хорезм.

Ранее проживавшим на захваченных территориях племенам огузов пришлось в спешке бежать в Среднюю Азию.

Середина 11 века – расцвет половецкого государства, захватившего к этому времени всю площадь территории Казахстана, вплоть до Волги на Западе. Благодаря постоянным агрессивным набегам на соседей и развитому искусству конного боя кипчаки стали из маленькой группки людей богатым и сильным племенем.

Общественная структура и образ жизни

Политический строй половцев можно назвать военной демократией . Вся территория была поделена между родами – группами людей, связанных родственными связями. Система управления была авторитарной. Главным в роду был хан, иерархия включала в себя и более мелкие подразделения – курени, со своими начальниками во главе.

Самым престижным классом, пользовавшимся всеми богатствами в первую очередь, были воины, участвующие в набегах под руководством ханов . Все остальные люди были поставлены в зависимость от этой элиты и использовались для обслуживания и хозяйственной деятельности.

До сих пор ученые не пришли к единому мнению, какова была внешность половцев. Большинство склоняется к тому, что они не были похожи на монголов, а имели светлые с рыжим оттенком волосы и широкий разрез глаз. Китайские эксперты описывают представителей этого племени, как голубоглазых людей «с красными волосами».

Нападения половцев

Изначально половцы стремились к союзу с русскими княжествами. Но по мере того, как их государство окрепло, они стали чувствовать себя более уверенно, и к началу 11 столетия уже регулярно нападали на южные границы Руси. Нападения всегда были жестокими и внезапными . Кипчаки угоняли людей в рабство, забирали домашний скот, жгли дома и посевы.

Некоторая передышка случилась в середине 11 века, когда половцы были слишком заняты войнами со своими соседями по степи. Но вскоре набеги возобновились. Итоги их были печальными:

  • поражение князя Всеволода в Переяславле;
  • смерть в бою князя Изяслава;
  • неудача в битве войска, собранного тремя русскими князьями.

Трудные времена настали для русского народа. Изнурительные нападения кочевников не давали возможности вести сельское хозяйство и наладить мирную жизнь. Жестокие агрессоры убивали мужчин, женщин и детей забирали в рабство.

Одним из средств защиты южных границ княжеств были военные наемники-тюрки, для которых строили укрепленные поселения.

Князь Игорь и его поход

Успешным часто оказывался переход от обороны к наступлению. Князья собирали войска и нападали на половцев. Внезапность таких нападений создавала тактическое преимущество, перевес в численности тоже часто был на стороне русских, поэтому такие походы обычно бывали успешными.

В истории остался и пример неудачного похода. Этот поход организовал северский князь Игорь в 1185 году. В союзе с несколькими другими князьями он напал на половцев на верхнем Дону. В этом случае кипчаки имели большое численное превосходство.

Они окружили основные силы княжеских войск. В результате было много погибших воинов-русичей, а сам военачальник попал в половецкий плен.

Великий памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» дает подробное и художественное описание этих событий, но датировка их не во всем совпадает с официальной историей.

Результатом похода была победа кипчаков, которые разрушили древнерусский город Римов и разгромили войско русских князей. Игорю удалось бежать из плена и возвратиться домой, но сын его долго оставался в плену и смог вернуться на родину только после женитьбы на дочери кипчакского хана.

В кого превратились половцы сегодня?

В сегодняшнем мире нет народа, который можно однозначно отождествить с половцами. По-видимому, их гены рассеялись, и потомков этих воинственных и храбрых людей можно найти среди разных национальностей:

  • казахов;
  • балкарцев;
  • венгров;
  • поляков;
  • болгар;
  • украинцев;
  • ногайцев;
  • башкир;
  • алтайцев;
  • крымских татар.

За прошедшие со времен половецких войн столетия произошло много исторических событий, связанных с переселениями народных масс. Свою самобытность половцы сохранить не смогли, и кровь их течет в представителях многих народов.

Половцы, команы (западная Европа и Византия), кипчаки (персидское и арабское), цинь-ча (китайское).

Время существования

Если брать за основу китайские хроники, то кипчаки были известны с III-II вв. до н.э. И до XIII в., когда множество кипчаков было уничтожена монголами. Но в той или иной степени кипчаки вошли в состав башкирского, казахского и других этносов.

Историография

Исследования начинаются с 50-х гг. XIX века, результатом стала книга П. В. Голубовского «Печенеги, торки и половцы до нашествия татар» (1883 г.). В начале XX в. Вышла книга Маркварта «Ubег das Volkstum der Коmаnen», имеющая и по сей день определенное научное значение. В 30-х гг. XX века историей половцев занимался Д.А.Расовский, написавший монографию и несколько статей. В 1948 г. вышла книга В.К. Кудряшова «Половецкая степь», которая немного дала в научном плане. Начиная с 50-60 гг. историей кочевников плотно занимались С.А. Плетнева и Г.А. Федоров-Давыдов, с привличением большого количества археологических памятников, что означало переход исследований на новый, более качественный уровень. В 1972 г. вышла чрезвычайно полезная и информативная книга Б. Е. Кумекова «Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам».

История

Про раннюю историю кимаков мы узнаем в основном от арабских, персидских и среднеазиатских авторов.

Ибн Хордадбех (вторая половина IX в.), Ал-Масуди (X в.), Абу-Дулаф (X в.), Гардизи (XI в.), ал-Идриси (XII в.). В персидском географическом трактате «Худуд-ал-Алам» («Границы мира»), написанного в 982 г. кимакам и кипчакам посвящены целые главы, а великий среднеазиатский писатель ал-Бируни упомянул о них в нескольких своих сочинениях.

VII в. Кимаки кочуют севернее Алтая, в Прииртышье и входят в состав сначала Западнотюрксого каганата и затем Уйгурского.

Вот как это описано в легенде — «Начальник татар умер и оставил двоих сыновей; старший сын овладел царством, младший стал завидовать брату; имя младшего было Шад. Он сделал покушение на жизнь старшего брата, но неудачно; боясь за себя, он, взяв с собой рабыню-любовницу, убежал от брата и прибыл в такое место, где была большая река, много деревьев и обилие дичи; там он поставил шатер и расположился. Каждый день этот человек и рабыня выходили на охоту, питались мясом и делали одежду из меха соболей, белок и горностаев. После этого к ним пришло семь человек из родственников татар: первый Ими, второй Имак, третий Татар, четвертый Байандур, пятый Кыпчак, шестой Ланиказ, седьмой Аджлад. Эти люди пасли табуны своих господ; в тех местах, где (прежде) были табуны, не осталось пастбищ; ища травы, они пришли в ту сторону, где находился Шад. Увидев их, рабыня сказала: «Иртыш», т.е. остановитесь; отсюда река получила название Иртыш. Узнав ту рабыню Кимаки и кипчаки, все остановились и разбили шатры. Шад, вернувшись, принес с собой большую добычу с охоты и угостил их; они остались там до зимы. Когда выпал снег, они не могли вернуться назад; травы там много, и всю зиму они провели там. Когда земля разукрасил ась и снег растаял, они послали одного человека в татарский лагерь, чтобы он принес известие о том племени. Тот, когда пришел туда, увидел, что вся местность опустошена и лишена населения: пришел враг, ограбил и перебил весь народ. Остатки племени спустились к тому человеку с гор, он рассказал своим друзьям о положении Шада; все они направились к Иртышу. Прибыв туда, все приветствовали Шада как своего начальника и стали оказывать ему почет. Другие люди, услышав эту весть, тоже стали приходить (сюда); собралось 700 человек. Долгое время они оставались на службе у Шада; потом, когда они размножились, они расселились по горам и образовали семь племен по имени названных семи человек» (Кумеков, 1972, с. 35-36).

Так сложился союз племен, во главе которого встали кимаки. Кипчаки же занимали особое положение в этом союзе и имели свою территорию кочевания западнее остальных племен – в юго-восточной части Южного Урала.

IX-X вв. Окончательно сформировался Кимакский каганат и его территория – от Иртыша до Каспия, от тайги до казахстанских полупустынь. Политический центр каганата находился в восточной части, ближе к Иртышу в городе Имакия. В это же время происходит процесс оседания кочевников на землю. Происходит развитие фундаментального строительства, земледелия и ремесел. Но опять же этот процесс был характерен для восточных районов каганата, а на западе, где кочевали кипчаки этот процесс не получил сколько-нибудь широкого развития.

Рубеж X-XI вв. В кимакском государстве начинаются центробежные движения и кипчаки фактически становятся самостоятельными.

Начало XI в. Начинается обширные движения на всем степном пространстве Евразии, в это движение включаются и кипчаки, а также некоторые племена кимаков – каи и куны. Последние теснят на своем пути кипчаков, названных в источниках – шары (желтые или «рыжеволосые»). А кипчаки потеснили в свою очередь гузов и .

30-е гг. XI в. Кипчаки занимают пространства, ранее принадлежавшие гузам в приаральских степях и на границе Хорезма, и начинают проникать за Волгу, в южнорусские степи.

Середина XI в. Происходит сложение нового народа, названного русскими половцами.

  • По одной из гипотез (Плетнева), половцы – это сложный массив племен и народов, во главе которого встали племена шары – «желтых» кипчаков, и который объединил разрозненные племена, живших на территории Причерноморья – печенегов, гузов, остатки болгарского и аланского населения, обитавшего по берегам рек.
  • Существует еще одна гипотеза, по которой сложилось как бы два этнических массива – кунов-куманов, возглавлявшихся одной или несколькими кипчакскими ордами, и половцев, объединявшихся вокруг орд шары-кипчаков. Куманы кочевали западнее половцев, территория которых локализуется в течение Северского Донца и в Северном Приазовье.

1055 г. Половцы первый раз подошли к границам Руси и заключили мир с Всеволодом.

1060 г. Первая попытка половцев совершить набег на русские земли. Удар пришелся с юго-востока. Святослав Ярославич Черниговский с дружиной смог разбить вчетверо большее войско половцев. Множество половецких воинов было убито и потоплено в реке Снови.

1061 г. Новая попытка половцев во главе князем Сокалом (Искал) пограбить русские земли оказалась успешной.

1068 г. Очередной набег кочевников. На этот раз на речке Альте (в Переяславском княжестве) с половцами встретились соединенные силы «триумвирата» — полки Изяслава, Святослава и Всеволода Ярославичей. Однако и они были разбиты половцами.

1071 г. Половцы нападают с правого берега Днепра, с юго-запада в районе Поросья.

1078 г. Олег Святославович приводит половцев на русские земли, и они разбивают полки Всеволода Ярославича.

1088 г. Половцы по приглашению печенегов участвую в походе на Византию. Но при дележе добычи между ними вспыхивает ссора, приведшая к разгрому печенегов.

1090-1167 гг. Правление хана Боняка.

1091 г. Битва при Люберне, в которой 40 тыс. половцев (под руководством ханов Боняка и Тугоркана) выступили на стороне византийцев (император Алексей Комнин) против печенегов. Для последних битва окончилась плачевно – они были побеждены, а ночью все пленные печенеги с их жены с детьми были истреблены византийцами. Увидев это половцы, забрав добычу, уехали из лагеря. Однако, возвращаясь домой, на Дунае они были разбиты венграми под предводительством короля Ласло I.

1092 г. В тяжкое для Руси засушливое лето «рать велика бяше от половец отовсюду», и конкретно указывается, что взяты были поросские западные городки — Прилук и Посечен.

1093 г. Половцы захотели заключить мир после смерти Всеволода Ярославовича, но новый киевский князь Святополк Изяславович решил дать бой половцам. Он уговорил присоединиться к походу князей Владимира Всеволодовича Мономаха и Ростислава Всеволодовича. Русские выдвинулись к реке Стругне, где и потерпели жестокое поражение. Затем Святополк еще раз бился с половцами при Желани и опять потерпел поражение. Поле этого половцы взяли Торческ и разорили всё Поросье. Позднее в этом же году была еще одна битва при Халепе. Итог ее неизвестен.

1094 г. После ряда поражение Святополку пришлось заключить мир с половцами и взять в жены дочь хана Тугоркана.

1095 г. Поход половцев на Византию. Поводом послужили претензии самозванца Романа-Диогена на византийский престол. Более половины воинов погибло в походе, а добыча была отобрана на обратном пути византийцами.

В то время как Боняк и Тугоркан были в походе, переяславльский князь Владимир Всеволодович умертвил пришедших к нему послов и затем нанес удар по их территории, полонив большое количество половцев.

1096 г. Хан Боняк со множеством половцев атаковал земли вокруг Киева и сжёг княжеский двор в Берестове, Куря сжёг Устье на левобережье Днепра, затем Тугоркан 30 мая осадил Переяславль. Только летом князьям Святополку и Владимиру удалось отбить атаку, и в битве при Трубеже хан Тугоркан был убит со многими другими половецкими ханами. В ответ на это хан Боняк снова подошел к Киеву и разграбил Стефанов, Германов и Печорский монастыри и ушел в степь.

1097 г. Хан Боняк отомстил венграм, разгромив их отряд, который выступил на стороне киевского князя Святополка.

Конец XI в. Закончился процесс формирования половецких орд. За каждой ордой были закреплены территории и определенный маршрут кочевания. В этот период у них оформилось меридиональное кочевание. Зиму они проводили на берегу моря, в долинах различных рек, где скот мог легко добыть корм. Весной начинался период перекочевки вверх по рекам, к богатым травой долинам рек. На летний период половцы останавливались на стойбищах-летниках. Осенью тем же маршрутом они возвращались к зимовникам. В это же время у половцев начинают появляться укрепленные поселения – городки.

1103 г. Состоялся Долобьский съезд, на котором русские князья, с подачи Владимира Мономаха приняли решение нанести удар половцам в глубине их территории. Владимир точно рассчитал время похода – весной, когда скот у половцев бывал обессилен скудным зимним питанием и отелами и его фактически было невозможно спешно перегонять на недоступное для врагов место. Кроме того, он, конечно, продумал и направление удара: сначала в «протолчи» (широкая правобережная долина среднего Днепра), ожидая захватить там припозднившиеся зимники половцев, а в случае неудачи идти по известному уже и на Руси маршруту этой группировки на весенние пастбища на берегу моря.

Половцы хотели избежать битвы, но на ней настояли молодые ханы и русские нанесли поражение кочевникам на реке Сутин (Молочная). Были убиты 20 «князей» половецких – Урусоба, Кочий, Яросланопа, Китанопа, Кунам, Асуп, Курътык, Ченегрепа, Сурьбарь «и прочая князи их». В итоге была полностью уничтожена достаточно крупная половецкая орда (лукоморская).

1105 г. Набег хана Боняка на Заруб в Поросье.

1106 г. Еще один набег половцев на этот раз неудачный.

1107 г. Объединенные силы половцев (Боняк привлек к походу восточных половцев во главе с Шаруканом) подошли к городу Лубны. Навстречу вышли полки Святополка и Владимира и мощным ударом, форсировав реку Сулу, разбили кочевников. Был убит брат Боняка Тааз и взят в плен хан Сугр с братьями.

Владимир женил сына будущего Юрия Долгорукого на половчанке, и князь Олег также взял в жены половчанку.

1111 г. Владимир на Долбьском съезде снова уговорил князей пойти походом в степь. Обединенные силы русских князей дошли до «Дона» (совр. Северский Донец) вошли в «град Шаруканов» — видимо, небольшой городок, находившийся на территории хана Шарукана и плативший ему дань. Далее было захвачено еще одно укрепление – «город» Сугров. Затем состоялось две битвы «на протоке Дегая» и на реке Сальнице. В обоих случаях победили русские и, «взявши много добычи», вернулись на Русь.

Карта расположения половецких орд в начале XII в., по Плетневой С.А.

1113 г. Попытка половцев взять реванш, но русские выйдя навстречу половцам, принудили их отступить.

1116 г. Русские снова выступили в степь и снова захватили городки Шарукан и Сугров, а также третий город – Балин.

В этот же год произошла двухдневная битва между половцами, с одной стороны, и торками и печенегами с другой. Победу одержали половцы.

1117 г. Побежденные орда торков и печенегов пришли к князю Владимиру под его защиту. Есть предположение (Плетнева), что это орда некогда охраняла городок Белую Вежу на Дону. Но, как написано выше, русские прогнали половцев, два раза взяв их городки (1107 и 1116 гг.), и те в свою очередь откочевали на Дон и выбили оттуда печенегов и торков. Об этом говорит и археология, именно на это время приходится запустение Белой Вежи.

Заключен мир с родичами Тугоркана – Андрей, сын Владимира женился на внучке Тугоркана.

1118 г. Часть половцев, под руководством хана Сырчана (сын Шарукана) остается на южных притоках Северского Донца. Несколько половецких орд (численностью ок. 230-240 тыс. человек) под руководством хана Атрака (сын Шарукана) расселяется в предкавказских степях. Также по приглашению грузинского царя Давида Строителя несколько тысяч половцев под руководством все того же Атрака переселяется в Грузию (район Картли). Атрак становится фаворитом царя.

1122 г. Западные половцы разрушили город Гарван, что находился на левом берегу Дуная.

1125 г. Очередной поход половцев на Русь, отраженный русскими войсками.

1128 г. Всеволод Ольгович для борьбы с сыновьями Мономаха Мстиславом и Ярополком просил помощи у хана Селука, который не замедлил прийти с семью тысячами воинов к черниговской границе.

Конец 20-х гг. XII в. Атрак с небольшой частью орды вернулся на Донец, большая же часть его половцев осталась в Грузии.

1135 г. Всеволод Ольгович позвал на помощь своих братьев и половцев и повел их на Переяславское княжество (родовую вотчину Мономаховичей), «воююче села и городы», «люди емлюще, а другие секуще». Так дошли они почти до Киева, взяли и зажгли Городец.

1136 г. Ольговичи с половцами зимой перешли по льду на правый берег Днепра у Треполя, обойдя стороной черноклобуцкое Поросье, и направились на Красн, Василев, Белгород. Далее они прошли по окраинам Киева к Вышгороду, обстреляв через Лыбедь киевлян. Ярополк поспешил заключить мир с Ольговичами, выполнив все их требования. Киевское княжество было основательно разорено, окрестности всех перечисленных городков ограблены и сожжены.

1139 г. Всеволод Ольгович опять привел половцев, и было разграблено переяславское пограничье – Посулье и взяты несколько маленьких городов. Ярополк в ответ собрал 30 тыс. берендеев и принудил Всеволода заключить мир.

30-е годах ХII в. Ранние объединения были рыхлыми, часто распадались, вновь образовывались в новом составе и на другой территории. Эти обстоятельства не дают нам возможности точно определить местонахождение владений каждого великого хана и тем более каждой орды. В это же время происходит формирование более или менее крепких объединений орд и появление в степях «великих ханов» — глав этих объединений.

1146 г. Всеволод Ольгович идет на Галич и привлекает половцев.

1147 г. Святослав Ольгович с половцами грабил Посемье, но узнав, что против них идет Изяслав, половцы ушли в степь.

40-60-е гг. XII в. В степи формируются небольшие объединения, названные летописцем «дикие половцы». Это кочевники, которые не принадлежали не к одной из известных орд, а были, скорее всего, остатками разбитых русскими орд, либо отколовшимися от родственных орд. Принцип их формирования был не кровнородственный, а «соседский». Они всегда выступали в междоусобной борьбе, на стороне какого-либо князя, но никогда не выступали против половцев.

Сформировалась два таких объединения – западное, выступавшие в союзе с галицкими князьями и восточное – союзники черниговских и переяславльских князей. Первые, возможно, кочевали в междуречье верховий Буга и Днестра на южной окраине Галицко-Волынского княжества. А вторые, возможно, в степном Подолье (между Осколом и Доном или на самом Дону).

1153 г. Самостоятельный поход половцев на Посулье.

1155 г. Поход половцев на Поросье, который отразили берендеи во главе с молодым княжичем Василько Юрьевичем – сыном Юрия Долгорукого.

50-е гг. XII в. В половецкой среде сложились 12-15 орд, которые имели свою территорию кочевания, равную примерно 70-100 тыс. кв. км., внутри коих они и имели свои маршруты перекочевок. В тоже время практически вся степь от Волги и до Ингульца принадлежала именно им.

1163 г. Князь Ростислав Мстиславич заключил мир с ханом Беглюком (Белуком) и взял его дочь для своего сына Рюрика.

1167 г. Князя Олег Святославич совершил поход на половцев, видимо, тогда и был убит хан Боняк.

1168 г. Олег и Ярослав Ольговичи ходили против половцев на вежи ханом Козла и Беглюка.

1172 г. Половцы подошли к границам Руси с обоих берегов Днепра и попросили мира у киевского князя Глеба Юрьевича. Он первоначально решил заключить мир сначала с теми половцами, что пришли с правого берега, и отправился к ним. Это не понравилось половцам, что пришли с левого берега, и они напали на окрестности Киева. Взяв полон, они повернули в степь, но были настигнуты и разбиты братом Глеба – Михаилом с берендеями.

1170 г. Большой поход 14 русских князей в половецкую степь. Взяты вежи между Сулой и Воркслой, затем вежи на Орели и Самаре. Все это время половцы отступали, битва же произошла у Черного леса (правый берег Донца, напротив устья Оскола). Половцы были побеждены и рассеяны. Этот поход положил конец грабежам торговых караванов.

1174 г. Кончак – хан донских половцев и Кобяк – хан «лукоморских» половцев совершили совместный поход на Переяславль. Пограбив окрестности, они повернули в степь, но их догнал Игорь Святославич, и произошла стычка, итогом которой стало бегство половцев.

1179 г. Кончак пограбил Переяславское княжество и, увернувшись от русских, с богатой добычей ушел в степь.

1180 г. Половцы Кончак и Кобяк заключили договор с Ольговичами – Святославом Всеволовичем и Игорем Святославичем против Рюрика Ростиславича. Был организован совместный поход, который для союзников окончился плачевно. В битве на речке Черторые они были разбиты Рюриком, в результате пало много знатных половцев – «И тогда убиша половецкого князя Козла Сотановича, и Елтука, Кончакова брата, и два Кончаковича яща, и Тотура, и Бякобу, и Кунячюка багатого, и Чюгая… ». Сам хан Кончак бежал вместе с Игорем Святославичем.

1183 г. Святослав Всеволодович и Рюрик Ростиславич – великие князья киевские – организовали поход на половцев. Первоначально половцы уклонились от битвы, но затем сами под руководством Кобяка Крлыевича на реке Орели, напали на русских, но были разбиты. При этом было захвачено множество ханов, а хан Кобяк казнен.

1184 г. Попытка Кончака организовать большой поход на русские земли, но Святослав с Рюриком неожиданным ударом разгромили половцев на реке Хорол, Кончаку удалось бежать.

1185 г. Киевские князья начали готовить большой поход на кочевья Кончака. Но все планы срывают черниговские князья, решившие независимо от Киева организовать свой поход в степь.

Знаменитый поход Игоря Святославич в степь, описанный в «Слову о полку Игореве». Кроме Игоря и Ольстина, к походу примкнули брат Всеволод Трубчевский, племянник Святослав Ольгович Рыльский, двенадцатилетний сын Игоря Владимир ПутивльскиЙ. Ходили они на вежи Кончака. Русские захватили беззащитные вежи, пропьянствовали ночь, а утром оказались в окружении половцев, да еще и в неудобном для защиты месте. В итоге потерпели сокрушительное поражение, множество их были взяты в плен.

Позже Игорю удалось бежать, но его сын остался у Кончака и был поженен на дочери Кончака – Кончаковне. Через три года и он вернулся домой с женой и ребенком.

После этой победы, Гзак (Коза Бурнович) и Кончак направили удары на Черниговское и Переяславское княжество. Оба похода оказались удачными.

1187 г. Поход нескольких русских князей в степь. Дошли они до слияния рек Самары и Волчьей, в самый центр орды Бурчевичей и учинили там полный разгром. В это время, видимо, половцы этой орды ушли в грабительский набег на Дунай.

Поход Кончака в Поросье и на Черниговщину.

1187-1197 гг. К власти в Болгарии приходят два брата Асен I и Петр IV – по одной из версий, половецкие князья. Даже если это не так, то они достаточно часто привлекали половцев для борьбы против Византии.

1190 г. Половецкий хан Торглий и торческий князь Кунтувдей организовали зимний поход на Русь. Ответный поход русские и черными клобуками во главе с Ростиславом Рюриковичем, совершили в этом же году, и дошли до половецких веж близ острова Хортица, захватили добычу и пошли обратно. Половцы нагнали их у речки Ивли (Ингульца) и произошла битва, в которой победили русские с черными клобуками.

1191 г. Набег в степь Игоря Святославича, но безрезультатно.

1192 г. Набег русских, когда поднепровские половецкие воины ушли в поход на Дунай.

1193 г. Попытка Святослава и Рюрика заключить мир с двумя половецкими объединениями с «луковорцами» и Бурчевичами. Попытка оказалась неудачной.

Начало XIII в. Устанавливается относительное спокойствие между русскими и половцами. Прекращаются взаимные походы друг на друга. Но активизируются западные половцы, вступившие в конфронтацию с Галицко-Волынским княжеством. Хан Кончак умирает и ему на смену пришел его сын Юрий Кончакович.

Карта расположения половецких орд в конце XII — начале XIII вв., по Плетневой С.А.

1197-1207 гг. Правление царя Калоян в Болгарии, младшего брата Асеня и Петра и тоже, по одной из версии, он был половецкого роду. Продолжая политику братьев он привлекал половцев к борьбе против Византийцев и Латинской империи (1199 г., 1205 г., 1206 г.).

1202 г. Поход на Галич Рюрика – великого князя киевского. Он привел с собой половцев во главе с Котяном и Самогуром Сетовичами.

1207-1217 гг. Правление Борила в Болгарии. Сам он возможно из половецкой среды и как это было принято в то время, часто привлекал их в качестве наемников.

1217 г.

1218-1241 г. Правление Асена II в Болгарии. Поток половцев из Венгрии и, бежавших от монголов из Причерноморья, усилился. Об этом говорит появление каменных статуй, свойственных только восточным половцам. Но при этом, под давлением болгарского населения, половцы начинаю принимать православие.

1219 г. Поход на Галицко-Волынское княжество с половцами.

1222-1223 г. Первый удар монгол по половцам. Поход возглавили Джебе и Субедей. Они появились здесь с юга, пройдя вдоль южного берега Каспия в Азербайджан, оттуда — в Ширван и далее — через Ширванское ушелье – на Северный Кавказ и в предкавказские степи. Там произошла битва между монголами, с одной стороны и половцами и аланами с другой. Никто не смог одержать победы, тогда монголы обратились к половцам с предложением – оставьте алан одних и мы принесем вам денег и одежд и пр. Половцы согласились и покинули своих союзником. Тогда монголы разгромили алан, вышли в степь и разгромили половцев, которые были уверены, что заключили мир с монголами.

1224 г. Половцев охватила паника, они начали искать союзников, и нашли их в Киеве. Был организован большой поход в степь объединенных полков. Первая стычка принесла победу союзникам, и они кинулись преследовать монгол, но через 12 дней преследования союзники наткнулись на превосходящие силы монгол. Тогда и произошла знаменитая битва на реке Калке, длившаяся несколько дней и приведшая к поражению русских и половцев. Справедливости ради надо сказать, что половцы покинули поле боя, не выдержав натиска монгольских войск, тем самым оставив русские полки погибать.

После этой битвы монголы пограбили половецкие вежи, русское пограничье и отправились в Волжскую Болгарию, где и потерпели сокрушительное поражение. После этого они ушли обратно в монгольские степи.

1226 г. Поход на Галицко-Волынское княжество с половцами.

1228 г. Попытки Даниила Галицкого наладить отношения с половцами терпят крах.

1228-1229 гг. Второй удар монголов. Приказ отдал Угедей, 30-тысячный отряд возглавили Субедей-багатур и царевич Кутай. Направление – Саксин на Волге, кипчаки, волжские болгары. В основном были разгромлены восточные половцы, именно к этому времени относится сообщения в источниках о половцах, пришедших на службу в Венгрию, Литву, расселились они и в Ростово-Суздальской земле. Западные же половцы остались в относительной безопасности, об это говорит хотя бы то, что хан Котян продолжал совершать походы на Галич.

1234 г. Поход князя Изяслава с половцами на Киев. Разорено Поросье.

1235-1242 гг. Третий поход монгол в Европу. Во главе монгольских войск стояли 11 царевичей-чингисидов, в том числе Менгухан и Бату – основатель Золотой Орды. Возглавлял войска Субедей. Разорены были множество русских княжеств и других стран Европы.

1237-1239 гг. Покорение кипчаков-половцев взял в свои руки Батый, вернувшийся в степи после разорения русских земель, в плен было взято несколько половецких военачальников (Арджумак, Куранбас, Капаран), посланных навстречу монголам половецким ханом Беркути. После этого монголы начали планомерное истребление аристократов и лучших половецких воинов. Также использовались другие методы, чтобы привести их к покорности – переселение половецких орд, включение их в армию.

1237 г. Хан Котян обратился к венгерскому королю Беле IV с просьбой предоставить убежище его 40-тысячной орде. Венгры согласились и расселили орду в междуречье Дуная и Тисы. Батый потребовал выдать ему куманов, но Бела отказался это сделать.

1241 г. Несколько венгерских баронов проникли в половецкий лагерь и ворвались в дом, где жил хан Котян, его семья и несколько знатных князей. Котян убил своих жен и себя, в то время как остальные князья были убиты в схватке. Это привело половцев в ярость, они перебили ополчение, собранное епископом Чанада в помощь регулярной армии, разорили ближайшую деревню и ушли в Болгарию. Уход половцев привел к поражению венгерского короля в битве на реке Шайо.

1242 г. Венгерский король Бела IV возвращает половцев на свои земли, изрядно опустошенные.

1250 г. Власть в Египте захватывают мамлюки – пленные-рабы на службе султана. Мамлюки – это в основном половцы и народы Закавказья, которые в большом количестве поступали на рынки рабов в XII-XIII вв. Им удалось захватить власть и возвысится, что в дальнейшем позволило привлекать в армию своих уже свободных родичей из степей Причерноморья.

При этом, стоит выделить двух самых значительных султанов Египта из среды половцев – Бейбарса I аль-Бундукдари (правил 1260-1277 гг.) и Сайфуддина Калауна (правил 1280-1290 гг.), много сделавших для укрепления страны и отразивших монгольское нападение.

Об их этническом происхождении мы узнаем из арабских источников.

  • Египетский историк XIV века аль-Айни сообщает, что «Байбарс бин Абдулла, по национальности Кипчак, принадлежит великому тюркскому племени по названию Бурш (Берш)».
  • По сведениям ан-Нувайри, Бейбарс был тюрком и происходил из племени Елбарлы.
  • Мамлюкский хронист XIV в. аль-Айни отмечает, что Бейбарс и Калаун выходцы из тюркского племени бурдж: «мин бурдж-оглы кабилатун ат-турк».

По предположению Плетневой С.А. здесь речь идет об орде бурчевичей, о которой мы писали выше.

1253 г. Заключен брак венгерского короля Иштвана (Стефана) V с дочерью Котяна, в крещении Елизаветой. Его жена постоянно интриговала против мужа, что в итоге привело последнего к гибели.

1277 г. На венгерский престол взошел Ласло IV Кун – сын половчанки Елизаветы. Он номинально объединил страну, одержав несколько важных побед опираясь на куманов-половцев. Кроме всего прочего он был очень с ними близок, что в дальнейшем привело к трагическим последствиям.

1279 г. Папский легат Филипп потребоввал от Ласло IV, чтобы половцы приняли христианство и осели на землю. Король вынужден был согласиться, в ответ половцы восстали и разорили часть земель.

1282 г. Половцы уходят из Венгрии в Приднестровье к монголам. Оттуда они совершили поход на Венгрию и разорили страну. Но чуть позже Ласло IV удается разбить половцев, и часть их уходит в Болгарию. Вместе с тем король понимает, что власть удержать не сможет и уходит от дел, оставив страну в руках борющихся магнатов.

1289 г. Новая попытка Ласло IV вернутся к власти, но безуспешная. А годом позже его убивают свои же знатные половцы. После это половцы хоть и играют значительную роль в венгерском обществе, но постепенно они вливаются в него и примерно через сто лет, происходит полное слияние.

Вторая половина XIII в. Как мы видели, с приходом монгол степь и окружающие страны сотрясли ужасающие события. Но жизнь не остановилась. В половецком обществе произошли коренные сдвиги – несогласных монголы уничтожили либо прогнали в соседние страны (Венгрия, Болгария, Русь, Литва), аристократию тоже либо уничтожили, либо постарались удалить из родных степей. Их место во главе половецких объединений заняли монгольские аристократы. Но в большинстве своем половцы, как народ остался на месте, только сменил свое название на татары. Как мы знаем, татары – это монгольское племя, провинившиеся перед Чингисханом и поэтому после их разгрома, остатки племени были в наказание использоваться в самых трудных и опасных походах. И появились в русских степях первыми именно они и принесли с собой свое имя, которое впоследствии начинает применяться ко всем кочевым, и не только, народам.

Сами же монголы были немногочисленны, тем более большинство из них, после походов, вернулось обратно в Монголию. А те, что остались буквально через два столетия уже растворились в половецкой среде, дав им новое название, свои законы и обычаи.

Общественное устройство

При переселение половцев в XI в. в Причерноморье, основной их экономической и общественной единицей были так называемые курени – соединения нескольких, в основном патриархальных, родственных семей, по существу, близких большесемейным общинам земледельческих народов. Русские летописи называют такие курени родами. В орду входило много куреней, причем они могли относиться к нескольким этносам: от болгар до кипчаков и кимаков, хотя их всех вместе русские называли половцами.

Во главе орды стоял хан. Куренями тоже руководили ханы, далее по социальной следовали половецкие воины (свободные), а начиная с XII в. Зафиксированы еще две категории населения – «челядь» и «колодники». Первые – это свободные, но очень бедные члены куреней, а вторые – это военнопленные, использовавшиеся в качестве рабов.

В XII в., как отмечают русские летописи, происходит общественная трансформация. Кочевание родовыми куренями было заменено аильным, т. е. семейным. Правда, аилы богачей иногда были столь же крупными, как ранее курени, но состоял аил не из нескольких более или менее равных экономически семей, а из одной семьи (двух-трех поколений) и ее многочисленной «обслуги», в которую входили и бедные родственники, и разорившиеся соплеменники, и военнопленные – домашние рабы. В русской летописи такие большие семьи именовались чадями, а сами кочевники, вероятно, определяли ее словом «кош» — «коч» (кочевье). В ХII в. аил-«кош» стал основной ячейкой половецкого общества. Аилы не были равновелики, а главы их не были равноправны. В зависимости от экономических и внеэкономических причин (в частности, принадлежности семей к родовой аристократии) все они стояли на разных ступенях иерархической лестницы. Одним из заметных внешних атрибутов власти кошевого в семье был котел (казан).

Но следует учитывать также, что, несмотря на феодальную иерархию, понятие рода (куреня) не исчезло ни из общественных институтов, ни из хозяйственных градаций. В кочевнических обществах всех времен очень сильна была так называемая вуаль патриархальности, поэтому курени — родовые организации – сохранились в виде анахронизма в половецком обществе. Кошевой самой богатой, а значит, и влиятельной семьи и был главой рода, т. е. нескольких больших семей.

Однако род-курень был единицей «промежуточной»; объединяющей аилы организацией была орда. Дело в том, что даже большой курень или аил не мог кочевать в степях в полной безопасности. Нередко аилы сталкивались из-за пастбищ, еще чаще происходил угон скота (барамта), а то и захват веж и пленных жаждущими скорого и легкого обогащения удальцами. Необходима была какая-то регулирующая власть. Она вручалась выборным путем на съезде кошевых главе наиболее богатой, сильной и влиятельной семьи (вместе с тем и куреня, к которому она принадлежала). Так аилы объединялись в орды. Очевидно, глава орды получал высший титул — хан. В русской летописи этому соответствовал титул князя.

С XII в. Происходит и процесс организации более крупных объединений – союзов орд, во главе которых встают «великие князья» — ханы ханов – кааны. Они имели фактические неограниченную власть, могли объявлять войну и заключать мир.

Можно предположить, что некоторые ханы исполняли и функции жрецов. Об этом говорит летопись, что перед одной из битв камланием занимался хан Боняк. Но в половецком обществе существовала специальная жреческая прослойка – шаманы. Шамана половцы называли «кам», отсюда произошло и слово «камлание». Основными функциями шаманов были гадание (предсказание будущего) и врачевание, основанное на непосредственном общении с добрыми и злыми духами.

Следует сказать, что женщины в половецком обществе пользовались большой свободой и почитались наравне с мужчинами. Женщинам-предкам сооружались святилища. Многие женщины вынуждены были в отсутствие своих мужей, постоянно уходивших в далекие походы (и погибавших там), брать на себя заботы по сложному хозяйству кочевий и по их обороне. Так и возникал в степях институт «амазонок», женщин-воительниц, сначала запечатленных в степном эпосе, песнях и изобразительном искусстве, а оттуда пере шедших в русский фольклор.

Захоронения

В большинстве мужских захоронений вместе с покойниками помещали коня со сбруей и оружие. Обычно до нас доходят только металлические части этих предметов: железные удила и стремена, подпружные пряжки, железные наконечники стрел, сабельные клинки. Кроме того, почти в каждом погребении мы находим железные небольшие ножи и огнива. Все перечисленные предметы отличаются необычайным единообразием размеров и форм. Эта стандартизация характерна для кочевников всей европейской степи вплоть до Урала. Помимо железных вещей, в погребениях степняков постоянно находят остатки берестяных и кожаных колчанов (последние с железными «скобками»), костяные накладки петли для берестяных колчанов, костяные накладки на лук и костяные «петлю» для конских пут. Для всех этих вещей и отдельных деталей характерно также единообразие.

В степных женских захоронениях попадаются самые разнообразные украшения. Возможно, что часть их привозилась из соседних стран, однако половчанки носили своеобразный головной убор, характерные серьги и нагрудные украшения. Они не известны ни на Руси, ни в Грузии, ни в Византии, ни в крымских городах. Очевидно, следует признать, что их изготовляли степные мастера-ювелиры. Основной частью головного убора были «рога», сделанные из серебряных выпуклых штампованных полуколец, нашитых на войлочные валики. Подавляющее большинство каменных женских изваяний изображалось именно с такими «рогами». Правда, иногда эти роговидные «сооружения» использовались и в качестве нагрудных украшений – своеобразных «гривен». Кроме них, половецкие женщины носили и более сложные нагрудные подвески, игравшие, возможно, роль амулетов. О них мы можем судить только по изображениям на женских каменных статуях. Особенной оригинальностью отличаются, по-видимому, весьма модные в степях серебряные серьги с дутыми биконическими или «рогатыми» (с шипами) подвесками. Их носили не только половчанки, но и черноклобуцкие женщины. Иногда, очевидно, вместе с женщинами они проникали из степи и на Русь – отказаться от любимого украшения жена-половчанка не хотела.

Половцы остались в истории Руси как злейшие враги Владимира Мономаха и жестокие наемники времен междоусобных войн. Племена, что поклонялись небу, почти два века терроризировали Древнерусское государство.

Кто такие половцы?

В 1055 году Переяславльский князь Всеволод Ярославич возвращаясь из похода на торков, повстречал отряд новых, неизвестных до того на Руси, кочевников во главе с ханом Болушем. Встреча прошла мирно, новые «знакомые» получили русское название «половцы» и будущие соседи разошлись. С 1064 года в византийских и с 1068 в венгерских источниках упоминаются куманы и куны, также до этого неизвестные в Европе. Им предстояло сыграть немалую роль в истории Восточной Европы, превратившись в грозных врагов и коварных союзников древнерусских князей, став наемниками в братоубийственной междоусобице. Присутствие половцев, куманов, кунов, появившихся и исчезнувших в одно время, не осталось незамеченным, а вопросы, кем они были и откуда пришли, по сей день волнуют историков.

Согласно традиционной версии, все четыре вышеупомянутых народа, представляли собой единый тюркоязычный народ, который по-разному называли в различных частях света. Их предки – сары обитали на территории Алтая и восточного Тянь-Шаня, но образованное ими государство в 630 году было разбито китайцами. Остатки ушли в степи восточного Казахстана, где получили свое новое название «кипчаки», что, по легенде, означает «злосчастные». Под этим названием они упоминаются во многих средневековых арабо-персидских источниках. Однако как в русских, так и в византийских источниках кипчаки вообще не встречаются, а схожий по описанию народ зовется «куманами», «кунами» или «половцами». Причем этимология последнего так и остается неясной. Возможно, слово происходит от древнерусского «половь», что значит «желтый». По мнению ученых, это может говорить о том, что этот народ обладал светлым цветом волос и относился к западной ветви кипчаков – «сары-кипчаки» (куны и куманы относились к восточной и обладали монголоидной внешностью). По другой версии, термин «половцы» мог произойти от привычного нам слова «поле», и обозначать всех жителей полей, вне зависимости от их племенной принадлежности.

У официальной версии существует немало слабых сторон. Во-первых, если все вышеупомянутые народы изначально представляли единый народ – кипчаков, то в таком, случае, как объяснить, что ни Византии, ни Руси, ни Европе этот топоним был неизвестен. В странах ислама, где о кипчаках знали не понаслышке, напротив, совершенно не слышали о половцах или куманах. На помощь неофициальной версии приходит археология, согласно которой, главные археологические находки половецкой культуры – каменные бабы, воздвигнутые на курганах в честь воинов, павших в битве, были характерны лишь для половцев и кипчаков. Куманы, несмотря на свое поклонение небу и культу богини матери, не оставляли подобных памятников.

Все эти аргументы «против» позволяют многим современным исследователям отойти от канона изучения половцев, куманов и кунов как одного и того же племени. По мнению кандидата наук, Евстигнеева, половцы-сары – это тюргеши, по какой-то причине бежавшие из своих территорий в Семиречье.

Оружие междоусобиц

Половцы были отнюдь не намерены оставаться «добрым соседом» Киевской Руси. Как и подобает кочевникам, они вскоре освоили тактику внезапных набегов: устраивали засады, нападали врасплох, сметали на своем пути неподготовленного противника. Вооруженные луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку засыпая врага кучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.

Помимо ударной конницы, их сила заключалась еще и в разработанной стратегии, а также в новых, для того времени, технологиях, как например, тяжелые самострелы и «жидкий огонь», которые они позаимствовали, очевидно, у Китая еще со времен жизни на Алтае.

Однако до тех пор, пока на Руси держалась централизованная власть, благодаря порядку престолонаследия, установленному при Ярославе Мудром, их набеги оставались лишь сезонным бедствием, а между Русью и кочевниками даже завязались определенные дипломатические отношения. Велась оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах Среди русских князей стали популярны династические браки с дочерьми половецких ханов. Две культуры сосуществовали в хрупком нейтралитете, который не мог долго продолжаться.

В 1073 году триумвират трех сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава, Всеволода, которым он завещал Киевскую Русь – распался. Святослав и Всеволод обвинили своего старшего брата в заговоре против них и стремлении стать «самовластцем», подобно отцу. Это стало рождением большой и долгой смуты на Руси, которой воспользовались половцы. Не принимая до конца ничьей стороны, они охотно выступали на стороне человека, который сулил им большие «барыши». Так, первый князь, прибегнувший к их помощи – князь Олег Святославич, которого дяди лишили наследства, позволил им грабить и жечь русские города, за что и был прозван Олегом Гориславичем.

Впоследствии, призыв половцев в качестве союзников в междоусобной борьбе стал распространенной практикой. В союзе с кочевниками, внук Ярослава Олег Гориславич выгнал Владимира Мономаха из Чернигова, он же заполучил Муром, прогнав оттуда сына Владимира Изяслава. В итоге, перед воюющими князьями встала реальная опасность утраты собственных территорий. В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, тогда еще князя Переславля, был созван Любечский съезд, который должен был покончить с междоусобной войной. Князья условились, что отныне каждый должен был владеть своей «отчиной». Даже киевский князь, который формально оставался главой государства, не мог нарушить границы. Так, благими намерениями на Руси была официально закреплена раздробленность. Единственное, что еще тогда объединяло русские земли, был единый страх перед половецкими нашествиями.

Война Мономаха


Самым ярым врагом половцев среди русских князей был Владимир Мономах, при великом княжении которого временно прекратилась практика использования половецких войск в целях братоубийства. Летописи, которые правда при нем активно переписывались, рассказывают о нем, как о самом влиятельном князе на Руси, который слыл патриотом, не жалевшим ни сил, ни жизни ради обороны русских земель. Натерпевшись поражений от половцев, в союзе с которыми стоял его брат и его злейший враг – Олег Святославич, он разработал совершенно новую стратегию в борьбе с кочевниками – воевать на их же территории. В отличие от половецких отрядов, которые были сильны во внезапных набегах, русские дружины получали преимущество в открытом бою. Половецкая «лава» разбивалась о длинные копья и щиты русских пеших воинов, а русская конница, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях. Было продумано даже время похода: до ранней весны, когда русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших на подножном корму половецкий лошадей.

Давала преимущество и излюбленная тактика Мономаха: он предоставлял возможность врагу атаковать первым, предпочитая защиту за счет пеших, поскольку, нападая, противник изматывал себя намного больше, чем обороняющийся русский воин. Во время одной из таких атак, когда пехота приняла на себя основной удар, русская конница обошла с флангов и ударила в тыл. Это решило исход сражения. Владимиру Мономаху было достаточно всего нескольких походов в половецкие земли, чтобы надолго избавить Русь от половецкой угрозы. В последние годы жизни Мономах отправил своего сына Ярополка с войском за Дон, в поход против кочевников, но он не нашел их там. Половцы откочевали подальше от границ Руси, в кавказские предгорья.

«Половецкие бабы», как и другие каменные бабы – не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц. Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец», и связано с культом почитания предков, а вовсе не с существами женского пола. Хотя, по другой версии, каменные бабы – следы ушедшего в прошлое матриархата, а также культа почитания богини-матери, у половцев – Умай, олицетворявшей земное начало. Единственный обязательный атрибут – сложенные на животе руки, держащие чашу для жертвоприношений, и грудь, которая также встречается у мужчин, и очевидно связана с кормлением рода.

Согласно верованиям половцев, которые исповедовали шаманизм и тенгрианство (поклонение небу), мертвые наделялись особой силой, позволяющей помогать своим потомкам. Поэтому, проезжающий мимо половец должен был принести статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться ее поддержкой. Вот как описывает этот обряд азербайджанский поэт XII века Низами, жена которого была половчанкой:
«И пред идолом гнётся кипчаков спина...
Всадник медлит пред ним, и, коня придержав,
Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав,
Знает каждый пастух, прогоняющий стадо,
Что оставить овцу перед идолом надо».