Игорь Святославич: биография, фото и интересные факты. Святой князь владимир В каком году был убит олег святославович

Биография и деяния этого правителя будут рассмотрены в данной статье. Владимир Святославич, в крещении названный Василием, - великий киевский князь, сын Ольгиной ключницы, рабыни Малуши, и Святослава Игоревича, правнук Рюрика, первого русского князя.

Святослав делит владения между своими сыновьями

Вознамерившись завоевать окончательно Болгарию у греков и поселиться на Дунае в ней, Святослав разделил свои владения между сыновьями: отдал Киев Ярополку (старшему), Древлянскую область - Олегу, а Владимира послал в Новгород, которым не очень дорожил, поскольку в нем власть князей уже тогда была весьма ограничена. Неудачно кончился поход Святослава, и он погиб на обратном пути под ударами печенегов, возле порога Днепра. Юные сыновья его начали мирно управлять своими княжествами.

Присоединение Древлянской области к Киевской

Полководец Святослава, старый Свенельд, стал главным среди вельмож Ярополка. Произошло нечаянное бедствие: Лют, сын Свенельда, заехав в Древлянскую область охотиться, поссорился с Олегом, в результате чего был убит. Свенельд, озлобленный, уговорил Ярополка на то, чтобы тот отнял владение у Олега. Началась война. Был разбит Олег и вынужден был бежать. Его столкнули в бегстве в глубокий ров, когда с моста спускались его воины. Древлянскую область Ярополк присоединил к Киевской, и начал свататься к Рогнеде, дочери Рогвольда, полоцкого князя.

Владимир задумал убить Ярополка

Услышав об этих деяниях Ярополка, Владимир Святославич бежал к варягам за заметив, что новгородцы хотят передаться Ярополку. Тогда старший брат прислал немедленно в Новгород своих воевод. Прошло два года, и, наняв рать удалых варягов, Владимир возвратился в город. Собственными дружинами жители Новгорода его подкрепили, и Владимир, сильный теперь, задумал убить Ярополка.

Владимир захватил Полоцк и Киев, убил Ярополка

Ярополк встревожился. В это время умер Свенельд. Пока к войне готовился Ярополк, к Киеву двинулся Владимир Святославович. Он послал с дороги к Полоцкому князю для того, чтобы свататься за невесту своего брата. Однако гордая Рогнеда руку "сына рабыни" отвергла. Владимир, оскорбленный, устремился на Полоцк. Он взял этот город приступом, убил Рогвольда, а также двух его сыновей, а Рогнеду взял себе силой в супружество. Владимир от Полоцка обратился к Киеву, обложил этот город. Ярополк, следуя совету Блуда, своего любимца, который его предал, так как был подкуплен новгородским князем, решил бежать в Родню. Голод, начавшийся здесь от тесноты, ужасал Ярополка тем, что было невозможно долго защищаться. Легковерный князь, следуя убеждениям Блуда о том, что следует покориться, решился отправиться к брату в Киев. Едва он взошел на порог, Блуд запер за ним двери, и несчастного князя пронзили мечами два воина.

Владимир Святославович после этого объявил, что теперь он является князем всех земель русских, и даже взял за себя супругу Ярополка, вдову, которая тогда была беременна и потом родила младенца Святополка. Его усыновил Владимир и стал мирно княжить в Киеве.

Княжение в Киеве Владимира

Все ожидали увидеть в новом властелине свирепого, отважного и смелого воина. Однако Владимир Святославович был вовсе не воинственным государем. Оружие он употреблял лишь для укрепления союзом областей, подвластных Киеву, где оказалось много замешательств при княжении Ярополка и после смерти Святослава. Волчий Хвост, полководец его, вновь усмирил вятичей и радимичей. Владимир своей власти подчинил также литовское племя ятвягов и западную Волынь с городами Червенем, Перемышлем и Владимиром-Волынским. Таким образом, обезопасив извне Киев, он старался упрочить внутренними распоряжениями свое владычество. Владимир заложил по Стугне, Суле, Остру, Десне несколько новых городов для защиты пределов своего государства от печенежских набегов, а для предотвращения непокорности жителей города населял переселенцами из различных мест и лишал благодаря этому возможности бунтовать. Он оставил из числа пришедших с ним из Новгорода варягов лишь избранных, а непокорных и буйных отправил в Грецию, прося принять их в службу императора. Владимир составил свои дружины в основном из норманнов и славян.

Поклонение истуканам, сыновья Владимира

Князь Владимир Святославич в Киеве воздвиг на холме истукан Перуна с золотыми усами и серебряной головой. Он поставил и другие и приносил в угождение жрецам богатые жертвы им. Князь велел даже после победы над ятвягами убить двух христиан в их честь. Владимир этими поступками приобрел любовь своего народа, жрецов, войска, поэтому ему прощали все слабости: охоту веселиться и гулять, сладострастие, роскошь.

Он учредил особый совет старцев и мудрых бояр, с которыми советовался об устроении порядка и законов. У Владимира было множество сыновей от разных жен, которых он сделал правителями в княжествах. Ярослава он поставил в Новгороде, рожденного от Рогнеды Изяслава - в Полоцке, в Ростове - Бориса, в Муроме - Глеба, в Древлянской области - Святослава, на Волыни - Всеволода, в Тмутаракани - Мстислава, а усыновленного племянника Святополка - в Турове. Они все зависели беспрекословно от Владимира и не смели своевольничать против него, как прежде норманнские князья.

Владимир выбирает веру

Однако богу угодно было Владимиру Святославовичу предоставить славу Апостола России. Именно он довершил то, что начато было Аскольдом и Диром. Владимир видел, что нелепо поклоняться истуканам. Он наблюдал обманы жрецов и грубое суеверие народа. Также он заметил, что повсюду было уже водворено христианство: в Польше, в Швеции, в Болгарии, однако, все еще не спешил сделать решительный шаг. Говорят, что Владимир испытывал долго различные веры, беседовал с мусульманами и евреями, отправлял в Царьград и Рим послов рассматривать богослужение, и решил наконец принять от греков веру, которую многие его подданные уже исповедовали и которая могла дать, кроме православия и святости, большие выгоды в сношениях с византийцами.

Первое посольство в Царьград

Князь Владимир Киевский отправил в Константинополь (Царьград) посольство, однако с оговоркой, чтобы в награду за крещение Константин и Василий, греческие императоры, отдали свою сестру, царевну Анну, за него. Иначе им угрожала война. Анна испугалась быть женой полуварвара, и греки отринули предложение послов. Владимир, великий князь Киевский, разгневался и собрал большое войско, с которым отправился в Тавриду по Днепру. Здесь находился Херсон (Севастополь), богатый греческий город. С ним соединились хазары и печенеги. Город вынужден был покориться.

Второе посольство

Новое посольство князя прибыло с требованиями в Царьград, обещая в случае их принятия возвратить Херсон, а за отказ угрожая вторгнуться уже в саму Грецию. Умолкла гордость греков, и царевна согласилась. Она была отправлена со свитой в Херсон. Владимир, великий князь Киевский, принял крещение, сочетался с Анной браком и возвратился в Киев.

Владимир обращает людей в христианскую веру

Теперь жители города видели, как по велению его прежних богов ломали, секли, рубили, волочили с бесчестием по столице. В назначенный день князь повелел собраться всем у берега Днепра для принятия новой веры. Владимир, сопровождаемый Анной, духовенством и боярами, торжественно явился. Народ вошел в реку, и киевляне таким образом крестились. На месте, где стоял прежде жертвенник Перуна, соорудил церковь святого Василия князь Владимир. произошло в 988 году. Во все русские области были отправлены проповедники. Такой приказ дал князь Владимир, и Киевская Русь приняла христианскую веру после недолгого сопротивления язычников (особенно ростовцев и вятичей).

Дальнейшее княжение Владимира

Дальнейшее княжение этого правителя было отмечено множеством благодеяний. Князь Владимир Киевский завел училища для детей, издал Кормчую книгу (устав о церковных судах), воздвиг в Киеве соборный храм и повелел давать на него на вечные времена десятую долю всех своих доходов, поэтому он был назван Десятинным.

Владимир впоследствии жил миролюбиво с соседними народами. Он заключил с Болеславом, польским королем, союз, женил Святополка, своего племянника, на его дочери.

Мирное княжение его продолжалось 27 лет. Тишину нарушали лишь нападения печенегов. Возмужали дети Владимира, однако повиновались ему. Правда, в конце жизни Владимира оскорбило своевольство Ярослава, новгородского князя, который в угождение гордым и беспокойным новгородцам отказался платить дань и по требованию отца в Киев не явился. Тогда князь Владимир Киевский собрал войска и отправился в поход сам, однако заболел в Берестове и скончался в 1015 году, 15 июля. Владимир Святославович был причислен к лику Святых.

Дальнейшее правление киевских князей было отмечено еще большим распространением христианства и стремлением к объединению земель.

Не следует путать этого правителя с другим, Владимиром Всеволодовичем.

Киевский князь Владимир Мономах правил с 1113 по 1125 год. Что же касается Владимира Святославича (о котором было рассказано в этой статье), то Киевом управлял он с 978 по 1015 год. Он получил прозвище Красно Солнышко. Это Владимир I, крестивший Русь (годы жизни - ок. 960-1015). Владимир ll жил с 1053 по 1125 год.

(ок. 890 -11.07. 969 гг.), сыном великого князя Святослава Игоревича (942–972 гг.). Матерью Владимира была ключница княгини Ольги Малуша (ок.940/944 г. - ?) - дочь Малка Любечанина (?–946 г.), которого многие историки отождествляют с Древлянским князем Малом.

Годом рождения Владимира Святославича принято считать 960-й. Как сообщают Никоновская и Устюжская летописи, будущий креститель Руси родился в селе Будутине (Будятине).

Информации о дальнейшей судьбе Малуши, матери Владимира, не имеется. В Киеве Владимир находился под присмотром своей бабушки по отцу - княгини Ольги. Вероятно, его воспитанием занимался его дядя по матери Добрыня, поскольку на Руси было принято доверять воспитание наследника старшим дружинникам.

Стоит заметить, что бабушка Владимира княгиня Ольга была христианкой - еще в 955 году она приняла святое крещение в Константинополе. Ольга пробовала приобщить к вере и Святослава, но тот и не думал послушать ее.

В 970 году, незадолго до своей гибели, великий князь Святослав поделил Русь между тремя своими сыновьями: Киев был отдан на княжение Ярополку (?- 11.06.978 г.), Овруч, центр Древлянской земли, - Олегу (955–977 гг.), а Новгород - Владимиру.

В 977 году началась братская война между Ярополком и его братьями Олегом и Владимиром. Князь Олег погиб в ходе этой вражды. Владимир при этом известии бежал к ярлу Норвегии Хакону Могучему (ок.937–995 гг.). Ярополк стал править всей Русской Землей.

Находясь в Скандинавии, Владимир с Добрыней собрали войско и в 980 году возвратились в Новгород, выгнав оттуда посадника Ярополка. Владимиру удалось захватить перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода (ок. 920 – 978 гг.), а его дочь, княжну Рогнеду (ок.960 - ок. 1000 гг.), взяв в жены. Известно, что ранее Владимир сватался к Рогнеде, но она отказалась стать его женой, назвав его «робичичем»: полоцкая княжна считала недопустимым выйти замуж за сына ключницы Малуши.

Затем Владимир с большим варяжским войском осадил Киев, Ярополк был убит, а жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

В Киеве Владимир вокняжился в 980 году. Летопись сообщает, что в этот период Владимир отличался жестоким языческим нравом, порочностью. Вскоре после восшествия на Киевский престол он на холме близ своего дворца поставил изваяния языческих богов. Однако в то же время Владимир являлся мудрым правителем. Скажем, он совершил несколько удачных военных походов на запад и восток, подчинил племена радимичей и вятичей, присоединил к Руси «Червенские города» (Волынь, Холм, Белз, Броды, Перемышль, Володава, Червен и другие).

Языческая реформа - попытка создать один общий для всех пантеон богов, проводимая князем Владимиром, потерпела поражение, поскольку у каждого племени были свои боги. Вероятно, это поражение, а также пример живших рядом с ним христиан все чаще заставляли молодого князя задуматься о необходимости перемен в жизни Русского государства.

Крещение Руси князем Владимиром

Крещение Руси летопись называет результатом сознательного «выбора вер» князем Владимиром: к его двору приглашались проповедники иудаизма, ислама, западного «латинского» христианства, пока Владимир, как сообщается в летописи, после общения с «греческим философом» не остановился на христианстве византийского обряда.

Немаловажным импульсом к Крещению Руси стало требование Владимира дать ему в жены Анну - сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII, в обмен на поддержку в борьбе с захватчиком Вардой Фокой (? – 13.04.989 г). Византийские правители согласились, но в свою очередь затребовали от киевского князя креститься. Не получив невесты, разгневанный Владимир атаковал византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму и только после этого состоялся брак.

О размере русской военной мощи и крещении сообщает также армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира:

Тогда весь народ Рузов (руссов), бывший там (в Армении, около 1000 года) поднялся на бой; их было 6000 человек - пеших, вооруженных копьями и щитами, - которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа .

Датой Крещения Руси считают 988 год. В крещении Владимир взял имя Василий. Известно, что незадолго до крещения Владимир был поражен слепотой, а сразу после того, как крестился, зрение вернулось. Известно, что в Киеве крещение народа проходило сравнительно мирно, в отличие от Новгорода, где крещением руководил Добрыня и оно сопровождалось восстаниями язычников, карательными методами со стороны крестителей. В Ростовской и Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена были не полностью подчинены политически, христиане оставались меньшинством, по-видимому, и после князя Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Во время крещения Руси была учреждена и церковная иерархия. Русь стала Киевской митрополией Константинопольского патриархата, в Новгороде была создана епархия. После крещения Руси князь Владимир состоял в двух последовательных христианских браках: с уже упоминавшейся византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011, с 1018 года со второй супругой, которая упоминается как «мачеха Ярослава». У князя Владимира было 13 сыновей и 10 дочерей. Наиболее известными среди них были Святополк, Ярослав Мудрый, .

Князь Владимир - мудрый правитель

Русь после Крещения продолжила активную внешнюю политику: борьба с Польшей, с белыми хорватами, война с печенегами, которая продолжалась до 990-х годов. Впоследствии на основе воспоминаний о печенежской войне слагались легенды (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и другие). Для обороны от печенегов были построены несколько крепостей по южному рубежу киевской Руси, а также частокол на земляной насыпи.

Владимиру приписывается авторство «Церковного устава», который определил компетенцию церковных судов. Кроме того, князь Владимир начал чеканку собственной монеты по византийским образцам - золотой («златников») и серебряной («сребреников»). На большинстве монет киевский князь изображен сидящим на престоле, а рядом надпись: «Владимръ на стол, а се его злато (или: сребро)»; есть также варианты с погрудным изображением.

Время правления князя Владимира ознаменовано началом книжной образованности на Руси, что стало следствием крещения Руси. Детей стали брать из семей и отправлять учиться. Вот как об этом сообщает «Повесть временных лет»:

Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.

Учителями выступали не только византийцы, но чаще даже болгары, ранее учившиеся на Афоне. Уже скоро на Руси выросли замечательные риторы, знатоки литературы, такие как, например, один из первых писателей на Руси, автор знаменитого «Слова о Законе и Благодати» митрополит Иларион (990–1055 гг.)

При киевском князе начинается активное каменное строительство на Руси, хотя известные нам первые такого рода постройки относятся уже ко времени правления сына Владимира - Ярослава Мудрого. Закладываются такие города, как Владимир на Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.).

В последние годы жизни князь Владимир, вероятно, решил нарушить принцип престолонаследия и передать власть любимому сыну Борису. Преставился киевский князь Владимир 15 июля 1015 года в Берестове.

Церковное почитание князя Владимира

Точных данных о начале церковного почитания князя Владимира нет. Возможно, Владимир изначально поминался вместе со своими сыновьями святыми князьями Борисом и Глебом.

Почитание князя Владимира святым и по сей день вызывает споры среди историков. Известно, что Византия отказалась признать его святым. Может быть, потому что еще не было забыто его языческое поведение, подробно описанное в летописях. Но для Руси были очевидны заслуги Владимира перед Отечеством: Владимир - креститель Руси, мудрый правитель, полководец, щедрый и милосердный человек.

Еще одним препятствием для церковного почитания князя Владимира называлось отсутствие чудес, связанных с его именем. Точное время канонизации Киевского князя неизвестно. Умер Владимир в 1015 году, а самые ранние сохранившиеся письменные сведения об его официальном почитании относятся к XIV веку. Богослужебные книги отмечают днем памяти Владимира 15 июля (по старому стилю).

Мощам князя Владимира не было дано дара чудотворения, поэтому в Церкви шли споры о его святости. Однако заслуги князя Владимира перед Русским государством были значимы и велики для всех русских людей, и поэтому народное почитание князя Владимира возникло уже в XI веке. После смерти Владимира вокруг его образа сложился целый былинный цикл. Народная память сохранила представление о Владимире как о радушном, милосердном князе, «Красном Солнышко». Князя Владимира Святославича до сих пор почитают как человека, жившего для пользы и славы Отечества.

Тропарь и кондак святому князю Владимиру

Тропарь, гл. 4.

Уподобивыися купцу, ищущу добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя, матере градом Богоспасеннаго Киева. И испытуя посылаше к Царскому граду, уведети Православную веру. И обрете безценнаго бисера Христа, избравшаго тя яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем ти успение, людие твои суще, моли спастися державы ти русския начальником, и множеству владомых.

Кондак, гл. 8.

Подобствовав великому во апостолех Павлу, в державных сединах всеславныи Владимире, вся яко младенческая мудрования оставль, и иже о идолех тщание. И яко муж совершен украсися, Божественнаго Крещения багряницею. И Спасителю Христу в веселии предстоя. Моли спастися державы ти русския начальником, и множеству владомых.

————————

Библиотека Русской веры

Святой князь Владимир. Иконы

Достоверные изображения князя Владимира Святославича домонгольского периода неизвестны, что контрастирует с большим количеством сохранившихся изображений князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, с образами которых уже на ранних этапах развития почти всегда была связана иконография Владимира Святославича. В кон. XIV - 1-й пол. XV века изображения Владимира Святославича получили широкое распространение. К этому времени сформировались основные варианты иконографии Владимира Святославича и наиболее устойчивые признаки, зафиксированные позднейшими иконописными подлинниками: седины, тип прически и кудрявой раздвоенной бороды, отличный и от прижизненных изображений на монетах, и от миниатюр Радзивиловской летописи:

Образом и брадою аки Иоанн Богослов, а власы на главе кудреваты, аки Минины (Большаков. Подлинник иконописный. С. 116; см. также: Иконописный подлинник новгородской редакции кон. XVI в. М., 1873. С. 120).

В ряде произведений XVI и особенно XVII вв. Владимир Святославич изображается с более широкой, лишь слегка раздвоенной бородой. Постоянными атрибутами Владимира Святославича являются меч в левой руке и крест в правой. В некоторых ранних памятниках Владимир Святославич представлен в традиционном для древнейших княжеских изображений плаще-корзне, на воздухе 1389 года он показан в накинутой на плечи шубе.

Совместные изображения Владимира Святославича, Бориса и Глеба в XV–XVI вв. послужили моделью для формирования иконографии древнерусских князей: Феодора, Давыда и Константина Ярославских, Константина, Михаила и Феодора Муромских. В большинстве таких композиций в центре стоит князь-отец, по сторонам - юные сыновья, варианты этой схемы известны на иконах XVI века. Иконы с изображением Владимира Святославича, Бориса и Глеба получили широкое распространение в XVI–XVII вв., часто в сочетании с житийным циклом Бориса и Глеба на полях. Произведения такого типа могли предназначаться как для храмов, освященных во имя святых Бориса и Глеба, так и для немногочисленных храмов и приделов во имя равноапостольного князя Владимира.

Святые Владимир, Борис и Глеб с житием равноапостольного Владимира. Вологда, середина — 3-я четверть XVI в. Из церкви кн. Владимира в Вологде (?). Позднее находилась в Богородицкой Верхнедольской церкви. Вологда, Вологодский музей

Храмы в честь святого князя Владимира

Во имя святого князя Владимира существует церковь в Москве в Старых Садех. Она была построена в 1514-16 гг. предположительно зодчим Алевизом Фрязином (Новым) на месте одноименного старого храма. Придел Кирика и Иулиты был пристроен в 1677 году. В 1670-е гг. главный храм перестроен, в основном изменен весь верх. Второй северный придел в честь святых Бориса и Глеба был пристроен в 1689 году. Храм был закрыт в 1933 году, позже обезглавлен. Богослужения были возобновлены в 1991 году.

Во имя святого князя Владимира освящена церковь Кирилло-Белозерского монастыря, которая была построена в 1554 году.

Также в честь святого Владимира освящен придел (между 1113 и 1125 гг.) Спасо-Преображенской церкви на Берестове в Киеве и придел (1635 г.) церкви Воскресения Словущего в селе Исаиды Рязанской области.

Памятники крестителю Руси

Памятники князю Владимиру есть во Владимире, Великом Новгороде (памятник «Тысячелетие России», где слева от Рюрика изображен Владимир), Белгороде.

Княжеская статуя расположена и в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе. Также скульптуры князя Владимира есть в Киеве, Севастополе, Коростене.

Памятники крестителю Руси установлены в Торонто (Канада), Лондоне (Великобритания), Брисбене (Австралия).

В 2015 году московские власти приняли решение установить на Воробьевых горах памятник князю Владимиру. Однако это заявление вызвало бурную общественную дискуссию. Появились как сторонники, так и противники этого намерения. Противники установки памятника крестителю Руси в качестве причин называли «неудобное» место для скульптуры, которое портит вид Воробьевых гор. Кто-то из представителей общественности высказывался, что из-за слишком большого веса памятник сползет в Москву-реку. Также высказывались сугубо обывательские протесты: скульптура будет мешать фотографировать главное здание МГУ, также памятник будет нарушать освещение ближайшей территории. Однако, как заявил заместитель исполнительного директора Российского военно-исторического общества (РВИО) Владислав Кононов: «Если бы мы задались целью собирать подписи за установку памятника, я считаю, счет шел бы на сотни тысяч и на миллионы». В итоге 4 ноября 2016 года, в праздник , в центре Москвы, на Боровицкой площади, прошла церемония открытия памятника святому равноапостольному князю Владимиру.

), сын Святослава Ольговича Черниговского.

Биография

Впервые упоминался Ипатьевской летописью под 1160г., когда был взят от отца великим князем киевским Ростиславом Мстиславичем. Предположительно в 1164 году стал князем Курским . Участник походов на половцев 1169 года под руководством Мстислава Изяславича . В 1175 г. ходил со своим старшим братом Олегом Святославичем к Стародубу. Олег выделил Всеволоду удел из собственных владений. В 1180 г., после Любечского съезда князей, ходил со Святославом Всеволодичем на великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо , причем на р. Влена оттеснил рязанских князей от обозов Святослава, а после возвращения из суздальской земли был оставлен в Чернигове. В 1183 г. вместе с другим братом - Игорем Святославичем разбил половцев на р. Хирия (Хорол). Ипатьевская летопись под 1185 г. называет Всеволода трубчевским князем по владению г. Трубчевск (Трубецк), расположенном в среднем течении р. Десна; по «Слову о полку Игореве», однако, Всеволод проходит как князь курский: «Седлай, брате, свои борзые комони, - обращается он к брату Игорю - , а мои ти готовы, оседлани у Курьска напереди. А мои ти куряни - сведеми кмети...» Возможно, в то время он владел ещё и Курском.

В 1187 г. Всеволод вернулся из плена вместе с племянником - Владимиром Игоревичем. В 1191 г. снова ходил с Игорем на половцев, но вернулся без сражения. В 1194 г., по решению княжеского съезда в Рогове, созванного великим князем киевским Святославом, приготовился было идти на Рязань для решения спора о волостях, но остался дома, как и все черниговские князья - члены съезда, т. к. Всеволод Большое Гнездо резко высказался против его решений. В 1196 г. неожиданно умер в Чернигове. Был женат на дочери великого князя киевского Глеба Юрьевича Ольге, но потомства от нее не оставил (по другим сведениям, имел в браке троих сыновей Андрея, Игоря и Михаила). Летописцы называли Всеволода «удалейшим из всех Ольговичей, величественным наружно-стию, любезным душою». Один из героев «Слова о полку Игореве ».

Семья и дети

Жена :

  • Ольга , дочь Глеба Юрьевича Переяславского.

Литература

  • Раздорский А. И. Князья, наместники и воеводы Курского края XI-XVIII вв . - Курск: Регион-Пресс, 2004. - 125 с. - ISBN 5-86354-067-2

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Всеволод Святославич (князь курский)" в других словарях:

    - (князь курский) сын Святослава Ольговича Всеволод Святославич Чермный сын Святослава Всеволодовича … Википедия

    - (Николаевич) БУЙ ТУР (ск. 17.05.1196), князь курский и трубчевский. Сын вел. черниговского кн. Святослава (Николая) Ольговича (Михайловича). Один из главных героев «Слова о полку Игореве». Участвовал в княжеских усобицах и в борьбе с половцами. В … Русская история

    Славянское Род: муж. Этимологическое значение: владеющий всем Отчество: Всеволодович Всеволодовна Производ. формы: Сева, Севушка, Воля, Володя Иноязычные аналоги: белор. Усевалад укр … Википедия

    Князья Смоленского княжества 1010 1015 Станислав Владимирович 1054 1057 Вячеслав Ярославич 1057 1060 Игорь Ярославич волынский 1073 1078 Владимир Всеволодович Мономах 1093 1094 Изяслав Владимирович курский 1094 1094 Давыд Святославич черниговский … Википедия

Святославичу суждено было стать одним из самых узнаваемых русских правителей XII века. Причиной послужил его неудачный поход в половецкую землю в 1185 году. Те события легли в основу знаменитой средневековой поэмы «Слово о полку Игореве». Хотя Игорь и запомнился потомкам как незадачливый полководец, были в его жизни и яркие победы.

Ранние годы

Родившийся в 1151 году Игорь Святославич был сыном черниговского князя Святослава Ольговича. Матерью являлась дочь новгородского посадника Петрилы Екатерина. Брак с ней оказался для Святослава вторым. Ростовская летопись свидетельствует, что свадьба стала причиной громкого скандала. Архиепископ Новгорода Нифонт отказался венчать пару. Считается, что по причине недавней смерти первого супруга невесты.

Так или иначе, но Игорь Святославич считался законным наследником своего отца. В 1169 году он принял участие в своем первом военном походе. Боевое крещение состоялось во время войны коалиции 11 князей во главе с Андреем Боголюбским против Киева. Спустя еще два года Игорь отправился в степь, где с дружиной Новгорода-Северского перешел Ворсклу и победил войско половцев, которым командовали ханы Кончак и Кобяк. В дальнейшем князь войдет в историю именно благодаря своей борьбе с опасными кочевниками.

Отношения с половцами

Весь XII век русские княжества регулярно воевали с половцами. В условиях политической раздробленности орды степняков стали серьезной опасностью для славянских земель. Черниговские владения были одними из самых уязвимых, так как находились на юге и вплотную примыкали к местам кочевий половцев.

Степняки никогда не были монолитной силой. С кем-то из них Рюриковичи договаривались и даже использовали в своих междоусобных войнах в качестве наемников. Не был исключением и князь Игорь Святославич. Когда в 1180 году на Руси вновь завязалась новая внутренняя распря, он вместе с половцами и своим двоюродным братом Ярославом Всеволодовичем атаковал земли смоленских правителей, братьев Ростиславичей.

Северский князь

Во все том же 1180 году Игорь Святославич впервые стал князем, наследовав Новгород-Северский, который он получил после смерти своего старшего брата Олега. Правитель занимал этот престол без малого 18 лет.

Первые годы княжения Игоря оказались мирными и спокойными. Идиллия прекратилась в 1184-м. В тот год русские князья, наконец замирившись, объединили свои дружины, чтобы вместе отправиться в рейд по половецкой земле. Лидерами коалиции были владелец Святослав Киевский и Рюрик Овручский. Накануне общего похода Игорь Святославич вместе с Владимиром Переяславским был посланы ими в степь для рассредоточения сил противника.

Поход привел к ссоре. Игорь не позволил Владимиру ехать впереди себя (такой порядок символизировал бы старшинство последнего). Оскорбленный переяславский князь развернул свои полки и разграбил владения Игоря. Правитель Новгорода-Северского тем временем продолжил рейд. Он встретился с половцами на берегах Хирии и разбил их. Затем вместе со своими родственниками из рода Ольговичей им был убит еще не один половец. Игоря Святославича, однако, не было в битве на Орели, где русская дружина одержала свою главную победу. В том сражении погибли и были пленены 14 половецких ханов.

Сепаратный поход

Игорю не давал покоя успех Святослава Киевского. Его съедало уязвленное честолюбие и нежелание оставаться в тени удачливого соседа, отпраздновавшего триумф на Орели. В новом 1185 году он решил продемонстрировать, что сам может добиться победы не менее громкой, чем получилась у правителя Киева.

Весной Святослав Всеволодович отбыл в свой удел, чтобы вновь собрать армию и уже все оставшееся лето воевать с половцами в районе Дона. Поход Игоря Святославича состоялся раньше и отдельно, что и послужило причиной его провала. К князю присоединились лишь его ближайшие родственники. Это были Всеволод Курский, Святослав Рыльский, Владимир Путивльский, а также ковуи (зависимые от Чрнигова кочевники, жившие на берегах Днепра).

Обстоятельства рейда

Историки по-разному оценивают цели, ради которых затевался поход князя Игоря Святославича. Факты говорят о том, что русская дружина направилась к Северскому Донцу. Тем не менее бытует версия, что князь собирался возродить Тмутараканское княжество - далекий анклав, некогда существовавший на Таманском полуострове.

Как бы там ни было, но войска Игоря Святославича направились в самое сердце половецких владений. Именно поэтому против них выступили почти все племенные группы кипчаков (дурут, токсоба, етоба и т. д.). Готовясь к войне, Игорь провел в дружине некоторые реформы. Если верить летописям, то в 1185 году русская армия впервые включила в себя общий стрелковый полк, который был собран из сил всех князей коалиции.

Поражение и плен

Начальные события похода в степь оказались для Игоря Святославича удачными. В первой стычке славянские силы разбили попавшийся на пути отряд половцев. Была захвачена значительная добыча. Еще накануне Игорь и его соратники стали свидетелями солнечного затмения. В суеверные средневековые времена знамение было расценено как дурной знак. Князь даже заколебался, однако, приободренный друзьями, все-таки выступил во главе армии. Первая победа как будто подтвердила - опасаться нечего, после нескольких прошлогодних поражений разрозненные половцы не представляют опасности. Легкомысленное впечатление оказалось обманчивым.

Главные силы кочевников поджидали славян на берегах реки Каялы. Противник обладал подавляющим численным превосходством, которое позволило ему полностью окружить русское войско. Помощи Игорю ждать было неоткуда, и он сам был виноват в этом, так как высокомерно решил, что в одиночку сможет бросить вызов всем южным степнякам. Северская дружина потерпела сокрушительное, но закономерное поражение. Перехватив инициативу, половцы сами вторглись на Русь, сожгли множество сел и город Римов. Сам князь попал в плен, правда, вскоре ему удалось бежать на свободу.

Наследие

В 1198 году умер черниговский князь Ярослав Всеволодович, и Игорь стал его преемником. Этот престол он занимал не больше трех лет. В 1201 году князь скончался. Его короткое правление ничем примечательным не запомнилось. Совсем другое наследие оставил знаменитый поход Игоря Святославича против половцев. Вскоре после его завершения неизвестный автор написал поэму, ставшую главным памятником древнерусской литературы. Речь идет о «Слове о полку Игореве». Долгие годы этот артефакт хранился в монастырских библиотеках и не был известен ни исследователям, ни широкой публике. И только на рубеже XVII-XVIII столетий «Слово» попало в печать и тут же вызвало эффект разорвавшейся бомбы.

На основе поэмы была создана популярная опера Александра Бородина «Князь Игорь». Неудачному побоищу с половцами также посвящена известнейшая картина Виктора Васнецова. Сегодня «Слово» - главный источник знаний о древнерусском языке и обычаях Руси XII века. Это произведение является важной частью школьной программы по литературе.

Владимир Святославич

Предшественник:

Ярополк Святославич

Преемник:

Святополк Владимирович

Князь новгородский 970 - ок. 988

Предшественник:

Святослав Игоревич

Преемник:

Вышеслав Владимирович

Вероисповедание:

Язычество, принял Православие

Рождение:

ок. 960
Будутино под Псковом

Похоронен:

Десятинная церковь, ныне место захоронения неизвестно

Династия:

Рюриковичи

Малуша

Рогнеда Полоцкая (с 978),
4 неизвестных по именам жены,
Анна Византийская (с 989)

13 сыновей, 10 дочерей

Происхождение и воспитание

Княжение в Новгороде

Приход на киевский престол

Языческое правление

Крещение

Военные походы

Культурно-социальная политика

Семья и дети

Последние годы

Церковное почитание

Былинный образ

Города, памятники, ордена

Князь Владимир на деньгах

Князь Владимир в филателии

Небесное покровительство

Происхождение и воспитание

Внебрачный сын великого князя Святослава Игоревича от уроженки города Любеч по имени Малуша, ключницы княгини Ольги. Владимир - сын рабы («робичич» по словам Рогнеды), но сын в обычаях язычников законный, так как понятия восточных славян о браке были прежними. Многожёнство оставалось в обычае, социальное происхождение определялось по отцу и династические права не ущемлялись, о чём свидетельствует и чётко выраженное княжеское имя.

Год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942, а старший сын Владимира Вышеслав - около 977, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине под Псковом, куда разгневанная Ольга отослала Малушу.

О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины.

Княжение в Новгороде

По Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Выдвигалась также гипотеза, что на самом деле он был вторым (старше Олега), так как получил от отца при его уходе на войну с Византией в 970 году важный Новгород, в то время как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня.

Скандинавские саги рассказывают о том, как будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон провел детство и юность в Новгороде. Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа в Новгород к конунгу Вальдемару (Владимиру), у которого служил её брат Сигурд, но по дороге она с ребёнком была захвачена разбойниками в Эстонии. Сигурд, собирая налоги в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства. Олаф рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов.

Приход на киевский престол

После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, когда удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми, а Владимир при этом известии бежал к королю Норвегии Хакону Могучему. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.

Тем временем Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней варяжское войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.

Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью варяжского правителя города Рогволода. Его дочь Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Затем с большим варяжским войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родня, запугав мятёжом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.

По летописи Владимир воцарился на киевском престоле в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова («Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений кажется более вероятной дата 978, а дата 980 получена видимо при вторичной расстановке годовой сетки в летописи путём неправильного пересчёта. Так летописец упомянул о 37 годах правления Владимира, что также указывает на 978 как год прихода Владимира к власти.

Языческое правление

Новый князь киевский (величался также древним титулом каган) принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве пантеон с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, без Велеса), ввёл, подобно скандинавам, практику человеческих жертвоприношений богам.

Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение о языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством. Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи - по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси - варяги Фёдор и Иоанн.

Повесть временных лет так передает образ жизни Владимира до крещения:

Летописец не указывает, остались ли наложницы у Владимира после крещения. Православные авторы указывают, что князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жен. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.

Крещение

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерно. Так, Владимир говорит «немцам»: «Иде?те опять, яко отцы наши сего не прияли суть» (то есть ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли). В этом можно видеть отзвуки событий 962 года, когда германский император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги. Не принятые на Руси, они «еле спаслись».

Сведения о посольстве в Хорезм русского правителя Буладмира, желавшего, чтоб его страна приняла ислам, сохранились в арабских и персидских источниках. Так историк аль-Марвази (начало XII в.) сообщает:

Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому». В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Там же в Корсуни, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев. Согласно монаху Иакову, более раннему источнику, чем «Повесть временных лет», князь Владимир крестился в 988 году, взял Корсунь на 3-й год после крещения с целью захвата христианских святынь и только потом вытребовал себе жену от византийских императоров. Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения по другому. Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока, который одержал несколько побед.

По Яхъю соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем в конце 988 года, а в апреле 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой. Арабский историк начала XIII века Ибн аль-Асир также сообщил о крещении русов в версии, близкой к Яхъю Антиохийскому, но отнеся событие к 986 году, причём царь русов в его изложении сначала крестился, потом женился и тогда пошёл воевать с Вардой Фокой. О размере русской военной помощи Византии и крещении сообщает также армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира:

Детали хронологии - на каком этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василиве или Корсуне - были утеряны в Руси ещё в начале XII века, во времена составления «Повести временных лет», о чём летописец прямо сообщает. Тем более дискуссионен этот вопрос в современной историографии. Датой Крещения Руси традиционно считается летописный 988 год, хотя исторические свидетельства указывают на 987 как год крещения самого князя Владимира и 989 как год Крещения Руси. Подробнее см. статьи:

  • Анна Византийская
  • Поход на Корсунь в 988 году

В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени.

В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным - в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове. Не препятствовал Владимир и деятельности западных проповедников. Когда его сын Святополк взял жену из Польши, вместе с ней в ок. 1000 г. прибыл Рейнберн, епископ Кольберга (Колобжега), позднее окончивший жизнь в темнице. При помощи немецкого миссионера Бруно Кверфуртского, лично встречавшегося с Владимиром, в 1007 году была учреждена епархия у печенегов, по-видимому недолговечная.

Вместе с православными миссионерами на Русь рано проникали сторонники различных византийских ересей, в частности, богомильства. Из найденного в 2000 году Новгородского кодекса следует, что в 999 году некий монах Исаакий был поставлен попом в богомильской (или околобогомильской) церкви святого Александра-армянина, в таком отдалённом уголке Руси, как Суздаль.

Военные походы

Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).

Проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов: в 990, 992 на Переяславль, 993, в 996 состоялась битва у Василево, в 997 нападение на Киев, в 1001, в 1013 состоялось польско-печенежское вторжение на Русь. Воспоминания о печенежской войне уже век спустя приняли эпические формы (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и др.). Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу киевской Руси, а также сплошная стена (частокол) на земляной насыпи, называемый Змиевы валы. По южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. По свидетельству византийского императора Константина VII Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии одного дня пути от Руси.

В 1006-1007 гг. через Киев проезжал немецкий миссионер Бруно Кверфуртский, направляясь к печенегам для проповеди евангелия. Он остановился погостить у князя Владимира, которого в письме к императору Генриху II называет сеньором руссов (лат. senior Ruzorum). Князь Владимир уговаривал миссионера не ездить к печенегам, говоря, что у них он не найдет душ для спасения, а скорее сам погибнет позорною смертью. Князь не мог уговорить Бруно и вызвался проводить его со своей дружиной (лат. cum exercitu) до границ своей земли, «которые он со всех сторон оградил крепким частоколом на весьма большом протяжении по причине скитающихся около них неприятелей». Бруно говорил видимо про Змиевы валы, длина которых лишь в Киевской области составляет 800 километров.

Законодательство и чеканка монеты

Все законы Владимир принимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины (военных начальников) и старейшин, представителей разных городов. Званы были вместе с боярами и посадниками и «старейшины по всем градом».

Большие города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий, сотнями и десятками также выборные сотские и десятские.

Старцы, или старейшины, городские являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой.

Владимиру приписывается «Церковный устав», определяющий компетенцию церковных судов. Долгое время считался подделкой XIII в., ныне возобладала точка зрения, согласно которой это подлинный устав Владимира, но с позднейшими добавлениями и искажениями.

По летописи, Владимир поначалу и согласился с представлениями херсонесского духовенства о необходимости смертной казни, но потом, посоветовавшись с боярами и городскими старцами, установил наказывать преступников по старому обычаю, вирой. Некоторые исследователи считают, что Владимир пытался изменить порядок престолонаследия; см. ниже.

Владимир начал также чеканку монеты - золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись:

«Владимиръ на стол» (Владимир на престоле); есть варианты с погрудным изображением (см. рисунок) и другим текстом легенды, в частности, на некоторых вариантах сребреников указано имя святого Василия, в честь которого Владимир был назван в крещении. Судя по неполногласной форме слов (не Володимиръ, а Владимиръ; не золото, а злато), монетные мастера были болгарами. Златники и сребреники стали первыми монетами, выпущенными на территории Руси. Только на них сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира, человека с небольшой бородой и длинными усами.

По монетам известен и княжеский знак Владимира - знаменитый трезубец, принятый в XX в. Украиной в качестве государственного герба. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями - Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, - а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.

Культурно-социальная политика

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси - что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы в земле Русской, проводилась она насильственно:

Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том числе учившиеся на Афоне. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион.

При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси, хотя первые сохранившиеся постройки относятся ко времени его сына Ярослава. Заложены города Владимир-на-Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.) и многие другие.

Киевлян Владимир щедро угощал на пирах каждое воскресенье, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных. Особое внимание оказывал дружине, с которой советовался о делах государственных и военных, ни в чём ей не отказывал, говоря: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото

Семья и дети

Владимир был до крещения известен как «великий распутник» (лат. fornicator maximus , по словам немецкого хрониста Титмара Мерзебургского), имевший несколько сот наложниц в Киеве и в загородной резиденции Берестове. Помимо этого он состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, с уже упоминавшейся Рогнедой, с «чехиней» (на союз с Чехией он, по некоторым данным, опирался в борьбе с Ярополком, союзником германского императора) и «болгарыней» (из волжских или дунайских болгар - неизвестно; по одной из версий, это была дочь царя дунайских болгар Петра, а Борис и Глеб были детьми от неё). Кроме того, Владимир сделал наложницей вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов. Вскоре она родила сына Святополка, который считался «от двух отцов»; Владимир рассматривал его как своего законного наследника, в то время как сам Святополк, по косвенным данным, считал себя сыном Ярополка, а Владимира - узурпатором.

После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках - с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011, с неизвестной «мачехой Ярослава», попавшей в плен к Святополку в 1018 году.

Дети (всего 12 или 13 сыновей и не менее 10 дочерей):

От «чехини» (по Татищеву - варяжки Оловы):

  • Вышеслав, князь новгородский, старший сын Владимира. Умер до смерти отца.

От гречанки (по Татищеву Юлии), вдовы Ярополка Святославича (жена с ок. 978):

  • Святополк Окаянный, князь туровский, затем киевский. Возможно был сыном не Владимира, а Ярополка Святославича, но Владимир признал его своим сыном.

От Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогволода (жена с ок. 977):

  • Изяслав, князь полоцкий. Летопись содержит красочный рассказ о том, как маленький Изяслав вступился за мать, покусившуюся на жизнь Владимира, и был отправлен с ней на удел в Полоцк. Умер также при жизни отца, молодым, в 1001 году. Родоначальник полоцкой ветви Рюриковичей.
  • Мстислав; если он упоминается в некоторых версиях списка сыновей Владимира не по ошибке (имя Мстислава повторено дважды, см. ниже), то, скорее всего, умер в младенчестве.
  • Ярослав Мудрый, князь ростовский, после смерти Вышеслава - новгородский, после победы над Святополком - киевский.
  • Всеволод, иногда отождествляется с «Виссивальдом, конунгом из Гардарики», погибшим в Швеции в 993 году.
  • Предслава, сделана наложницей польским князем Болеславом I Храбрым.
  • Премислава (ум. , по некоторым источникам с 1000 г. жена венгерского принца Владислава (Ласло) Лысого (ум. 1029).
  • Мстислава, в 1018 г. среди других дочерей Владимира была захвачена польским князем Болеславом I Храбрым.

От Адельи (по поздним, не вполне надёжным данным):

  • Мстислав Тмутараканский, князь тмутараканский и черниговский, после успешной войны с Ярославом правитель половины Руси; умер в 1036 , не оставив наследников.
  • Станислав, князь смоленский (сведения об уделе Станислава не вполне надёжны).
  • Судислав, князь псковский, в 1024 - 1059 в заточении, умер в 1063, пережив всех братьев.

От Мальфриды (по поздним данным) :

  • Святослав, (ум. 1015), князь древлянский.

От «болгарыни»:

  • Борис, князь ростовский.
  • Глеб, князь муромский.

Неизвестно, от какой жены:

  • Позвизд, судя по языческому имени родился до крещения Владимира.
  • Добронега-Мария (ум. 1087) (скорее всего она была дочерью от второго христианского брака) - женой короля Польши, Казимира I Восстановителя.

Кроме того, у Владимира было ещё несколько дочерей, неизвестных по имени. Всего дочерей Владимира на 1018 г. было в живых не менее девяти, как мы знаем из хроники Титмара. Точная судьба всех их неизвестна.

Польский историк Анджей Поппэ выдвинул весьма правдоподобную гипотезу, что жена новгородского посадника Остромира Феофана была дочерью Владимира I Святославича и Анны Византийской. Кроме того, возможно, дочерью Владимира была жена маркграфа Северной марки Бернхарда II Младшего фон Хальдеслебена (ум. 1044).

Последние годы

В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей - Святополк туровский и Ярослав новгородский - почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Заточив старшего, Святополка, под стражу, Владимир готовился к войне с Ярославом, когда внезапно заболел и скончался в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015.

Похоронен в Десятинной церкви в Киеве; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма. Десятинная церковь разрушена монголами в 1240 году. В 1632-36 гг. в Киеве при разборе руин были обнаружены старые саркофаги, принятые митрополитом Петром Могилой за погребения Владимира и Анны, а затем после извлечения останков закопаны вновь. Идентификация гробницы (или гробниц) была произведена по надписи, которая однако явно позднего происхождения и содержит фактические противоречия (датировка от Рождества Христова и т. п.). Место погребения было заново раскопано Н. Е. Ефимовым в 1826, действительно были найдены саркофаги, но не соответствующие описанию XVII века.

Останки (мощи), извлечённые из захоронения, были розданы в киевские и московский соборы и к настоящему времени оказались утрачены. Современные исследователи сомневаются в том, что это действительно были раки Владимира и Анны.

Церковное почитание

Точных данных о начале церковного почитания (и формальной канонизации, если такая была) князя Владимира нет. Возможно, Владимир первоначально поминался вместе со своими сыновьями, святыми Борисом и Глебом. По косвенным данным, уже в первые годы после его смерти возникла агиографическая традиция, уподоблявшая князя апостолу Павлу, причём житийные рассказы об обращении Владимира (чудесным образом ослепшего и исцелившегося по молитвам христиан) встречаются и в западноевропейских памятниках этого времени. Уже в «Похвале кагану Владимиру» митрополит Иларион именует князя «блаженным» («О блаженый и треблаженый княже Володимеръ, благовърне, и христолюбиве, и страннолюбче, мъзда твоа многа предъ Богомъ!»), хотя историки церкви признают его слова скорее пожеланием канонизации нежели свершившимся фактом.

Согласно сербским Прологам XIV века, восходящим к древнерусским оригиналам середины XII века, официальное признание Владимира святым к середине XII века ещё не состоялось. Русские летописи также умалчивают о канонизации Владимира Крестителя.

Первые надёжные сведения об официальном почитании Владимира как святого равноапостола относятся к XIV веку: все Прологи и богослужебные книги того времени имеют память св. Владимира под 15 июля. Ряд исследователей выдвигал гипотезу, что начало почитания могло быть связано с победой новгородцев в Невской битве (1240 г.), которая произошла 15 июля, но во многих древних списках жития Александра Невского (ум. 1263) в перечне святых дня Невской битвы как раз отсутствует имя Владимира. Вероятно, канонизация могла состояться во 2-й половине XIII века, так как именно этим периодом времени датируется Пролог с вставкой из проложного жития святого Владимира.

В 1635 митрополит Киевский Петр Могила обрёл мощи Владимира из руин Десятинной церкви, что полагает начало почитанию его останков.

Внимание к дню памяти св. Владимира было привлечено церковно-общественными торжествами по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888. Указом Святейшего Синода 1888, «для запечатления навсегда в благоговейной памяти православных чад русской Церкви имени Просветителя русского народа», день памяти св. Владимира определено отнести к праздникам, имеющим в Уставе знак креста в полукруге - «имже бдение совершается»; до того полагалась полиелейная служба. Тогда же строятся в России Князь-Владимирские храмы, наиболее замечательный из которых - Владимирский собор в Киеве.

В русской эмиграции, церковное почитание князя, в условиях начавшейся в 1929 году в СССР тотальной ликвидации организованной церковности, приобрело определённое политическое звучание; 18/31 декабря 1929 года Архиерейский Синод (Русская Зарубежная Церковь), по докладу митрополита Антония (Храповицкого), постановил «установить день Св. Равноапостольного Князя Владимира, Просветителя Руси, (15 июля ст. ст.) общим русским церковно-национальным праздником и просить архипастырей и пастырей Русской Православной Зарубежной Церкви в этот день особенно отметить значение русской православной культуры и в церковной и государственной жизни русского государства. »

Поскольку князь Владимир жил до раскола христианской церкви (схизмы 1054), он почитается и католиками.

Русская Церковь совершает его память в день его преставления - 15 июля по Юлианскому календарю. В тот же день, 28 июля по Григорианскому календарю, празднуют её римокатолики; св. Владимир считается покровителем украинских и российских католиков.

24 июня 2008 года, на Архиерейском Соборе РПЦ, Патриарх Алексий II в своём докладе сказал, в частности: «Сегодня в общецерковном календаре день 15/28 июля, когда мы чтим память равноапостольного князя Владимира, „идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго“ (величание святому), даже не выделен красным цветом и рассматривается как „средний“ праздник. А ведь Крещение Руси, совершённое святым князем, духовным вождём нашего народа и героем наших народных былин, стало величайшим событием отечественной истории, без которого не родилось бы в ней всё лучшее и возвышенное, что неразрывно связано с православной верой. Полагаю, что день великого князя Владимира надо и отмечать как великий праздник.»

Былинный образ

В былинах известен под именем Владимира Красно Солнышко, «ласкового князя Владимира», к его временам относится время подвигов трёх богатырей. Эпический образ князя Владимира в былинах - обобщённый, в нём «совмещены» также некоторые более поздние правители, но есть и ряд черт исторического Владимира Святославича.

Города, памятники, ордена

  • Владимир основал в 990 году и назвал в честь себя город Владимир, ныне областной центр Российской Федерации.
  • В X веке имя Владимира приобрёл город Владимир-Волынский, ныне в Волынской области Украины.
  • В 1782 году императрица Екатерина II учредила Императорский орден Святого Равноапостольного Князя Владимира в 4 степенях.
  • В 1853 году князю Владимиру был поставлен памятник в Киеве. Первоначально идея, родившаяся в окружении киевского генерал-губернатора Дмитрия Бибикова, воздвигнуть памятник князю Владимиру на пустой высокой горе над новым центром города - Крещатиком, вызвала возражения Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова).
  • В 1957 году Русская православная церковь учредила орден Святого равноапостольного великого князя Владимира в 3 степенях.

Князь Владимир в беллетристике

В 1999 году вышел исторический роман Михаила Казовского «Дочка императрицы» о крещении Руси. Образ князя Владимира нарисован автором живо, ярко, хотя во многом и не бесспорно.

Князь Владимир в кинематографе

В 2006 году по мотивам жизнеописания св. Владимира был снят полнометражный мультфильм «Князь Владимир».

В 1993 году году режиссёр Юрий Томошевский снял полнометражный художественный фильм «Владимир Святой».

Небесное покровительство

С 2002 года Святой Равноапостольный Великий Князь Владимир считается небесным покровителем внутренних войск МВД России. Его образ освящён в Главной иконе внутренних войск, которая хранится в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. Начинание по обретению внутренними войсками МВД России особо почитаемой иконы и святых покровителей воинских коллективов благословлено Патриархом Московским и всея Руси Алексием II