Высшие курсы кгб ссср. Академия федеральной службы безопасности российской федерации. Кто ходил в разведку

В далеком 1968 году по всем школам г. Хабаровска прошелся интеллигентного вида мужчина, лет сорока пяти, представившийся майором Комитета государственной безопасности. Цель его визитов была отобрать из числа мальчишек-десятиклассников тех, кто хорошо разбирался в математике и физике. В средней школе № 43, в которой я в то время учился, выбрали троих, в том числе и меня. Стоит, наверное, отметить, что во время учебы в 9 и 10 классах я вечерами еще ходил в Юношескую математическую школу при Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта.

Всем «избранным» было предложено поступать в Высшую школу КГБ. Положительных моментов при этом было озвучено много, но меня больше всего заинтересовали два: бесплатный проезд до Москвы и, в случае не поступления - обратно, а также тот факт, что вступительные экзамены проводятся в июле, в то время, как в других ВУЗах в августе. Семья наша, как и большинство советских семей того времени, жила весьма скромно, перспективы посетить столицу нашей Родины в ближайшие десять лет - весьма призрачны, поэтому на семейном совете было принято решение дать согласие. Все кандидаты заполнили достаточно объемные анкеты, прошли медицинскую комиссию и стали дожидаться известий из такой таинственной и непонятной организации, с которой мы должны были связать свою дальнейшую судьбу.

Месяца через два нас (человек примерно 150 пацанов) собрали в одном из залов Окружного дома офицеров Советской армии и предложили написать контрольную по математике, которая для проверки и оценки была направлена в Москву. Вызов пришел на 5 человек и все мы, после окончания выпускных экзаменов в школе, в начале июля вылетели в желанную столицу. Правда оказалось, что нам положен проезд в плацкартном вагоне пассажирского поезда, а для того чтобы успеть на экзамены необходимо вылетать самолетом. Родителям из нашего достаточно скромного бюджета пришлось доплачивать разницу, благо в те времена и цены на билеты и разница в цене между железной дорогой и авиацией была не так велика.

Приземлившись в Домодедово и благополучно добравшись до центра мы с трудом нашли указанный нам адрес общежития в районе метро «Автозаводская». Поскольку это было время каникул, в общежитии находилось очень мало слушателей. Все наши попытки выяснить, на кого же мы должны будем выучиться, оказались безрезультатными. Понятно было лишь, что это Высшая школа, а дальше следовали три грозных, известных всем буквы - КГБ. Мне, зеленому семнадцатилетнему мальчишке, практически ничего не знавшему о деятельности спецслужб, перспектива оказаться в глубоком подполье в чужой стране показалась весьма безрадостной. Нам объявили о предстоящем на следующий день письменном экзамене по математике, а также о том, что успешно сдавшие его на 90% гарантируют себе поступление.

Во время расселения я попал в одну комнату с тремя ребятами из Ленинграда. При знакомстве, узнав, что я из Хабаровска, они заявили, что знают мой город, который находится где-то на севере. Слегка обидевшись, объяснил им, что на севере находятся они, а мы на юге, на одной широте с Киевом. Дальнейшая беседа убедила меня в том, что их познания в географии нашей страны заканчиваются на дальних подступах к Уральскому хребту. Пробежавшись по комнатам, нашел в одной из них карту Советского Союза, оставленную кем-то из уехавших на каникулы слушателей. Увидев, что Хабаровск на карте находится на самой границе с Китаем, а в памяти еще очень свежи были воспоминания о мартовском вооруженном конфликте на острове Даманский, они забросали меня кучей таких по-детски наивных вопросов, что меня просто захлестнула волна обиды за весь родной Дальний Восток.

И тут, как говорили классики, «Остапа понесло»… Я с упоением рассказывал им, что по городу запросто ходят медведи, которых бульдозерами загоняют в берлоги и держат там, когда людям необходимо идти на работу или с работы. Таким же образом решаются проблемы с посещением магазинов и культурным отдыхом жителей города. Посетовал, что в Амуре невозможно стало купаться: опасно заходить в воду глубже, чем по колено, так как китайские подводные пловцы за ноги утаскивают купающихся в Китай. Попытки защититься противоакульими сетями не принесли результата, так как китайцы распилили и их. В тот день я был в ударе и заслуженно могу гордиться собой: сведения о моей малой родине, полученные моими соседями невозможно найти ни в одном самом научном справочнике. Если они, хотя бы на 1%, поверили моим рассказам - на Дальний Восток их не затянешь даже под страхом смерти.

Но время шло своим чередом и утром следующего дня мы все сели показывать свои познания в математике. Задания для меня оказались не очень сложными, но во мне сложилось твердое убеждение, что эта служба не для меня и экзамен нужно «завалить». Между делом я решил две задачи соседу по парте, решившему поступать, когда за моей спиной остановился преподаватель, как две капли воды похожий на портрет Менделеева Д.И., который я видел в школьном кабинете химии. Под его строгим взором сидеть без дела было не совсем комфортно, и я решил две своих задачи. Как только он отошел от меня, я принялся вносить исправления, чтобы невозможно было понять ход решения. Но «Менделееву», видимо, чем-то понравилось это место, и почти все время экзамена он провел, стоя за моей спиной, оставляя мне минимум времени для внесения необходимых изменений во все остальные, решенные под его контролем задания. С чувством добросовестно исполненного долга я сдал свои обезображенные листочки и спокойно стал дожидаться разрешения уехать домой.

На следующий день на доске вывесили алфавитные списки абитуриентов, не сдавших экзамен. К своему удивлению на букву «Б» я своей фамилии не обнаружил… Досконально изучив весь список от А до Я, к своей неописуемой радости, нашел её дописанной от руки в самом конце. Я понял, что для проверяющих специалистов достаточно высокого, по сравнению со мной, уровня мои дилетантские попытки исправлений были шиты белыми нитками. Хватило им квалификации и для того, чтобы понять, что человек, изуродовавший свои решения, не хочет поступать. Но, видимо, были и какие-то сомнения и колебания, так как дописан я был в последнюю очередь.

Вместе с моим школьным другом Валеркой Ермошкиным, который тоже пытался поступать в «Вышку» вместе со мной, мы поехали на Ярославский вокзал и купили билеты на поезд до Хабаровска. Правда и здесь произошла небольшая накладочка - билетов на пассажирский не оказалось и нам пришлось доплачивать на скорый поезд «Россия». После окончательных расчетов мы с грустью оценили наши финансовые возможности. Остаток составил что-то около трех рублей, на которые мы должны питаться целую неделю. Резонно рассудив, что кипяток в вагоне бесплатный, мы купили за 1 рубль пачку сахара-рафинада, пачку грузинского чая за 38 копеек и десять кунцевских булочек по 3 копейки.

На наше счастье с нами в вагоне ехало несколько девчонок-спортсменок, возвращавшихся с каких-то соревнований из Краснодара в Иркутск. Каждая из них везла с собой корзину сладких яблок, от которых исходил сумасшедший аромат. Яблоки оказались нелёжких сортов, начали портиться буквально на второй день пути, и мы с удовольствием оказывали девчонкам помощь в их уничтожении путем поедания. На четверо суток проблема питания была практически решена. После Иркутска наше настроение стало постепенно ухудшаться, а ехать предстояло еще трое суток. Мы выходили на перрон на каждой станции, сглатывали слюнки, вдыхая ароматы горячей вареной картошки, политой обжаренным салом с лучком, и взирая на кучки малосольных огурчиков, которые предлагали пассажирам местные торговцы. На одной из таких остановок под Читой мы помогли какой-то бабушке загрузить в наш вагон несколько огромных сумок. Оказалось, что она будет ехать в нашем купе до Хабаровска, откуда самолетом полетит к дочери на Сахалин.

Собираясь обедать, бабушка предложила нам присоединиться, но мы, не сговариваясь, стали дружно отказываться, не отводя голодных глаз от снадобий, разложенных на столе. Пожилого человека, возможно повидавшего и пережившего голод, наш слаженный дуэт обмануть не смог. Она молча достала из своих необъятных сумок домашнее сало, сметану, в которой не тонула ложка, и другие домашние вкусности, от которых мы уже не смогли отказаться. Так мы и доехали до Хабаровска. На вокзале мы перегрузили бабушку вместе со значительно полегчавшими сумками из поезда в автобус, следовавший в аэропорт, и остановились в раздумье. Оставшихся у нас денег, а это еще был целый рубль с мелочью, как раз хватало для того, чтобы с шиком доехать до дома на такси, однако условный рефлекс экономии, который выработался у нас за прошедшую неделю, оказался достаточно сильным. Мы единодушно выбрали трамвай.

Через несколько лет, уже служа в органах, я узнал, что должен был обучаться на «бинома» (так их называли остальные слушатели Высшей школы), то есть на шифровальщика, криптографа. Так закончилась моя первая попытка.

Через десять с небольшим лет я, уже вполне осознанно, пришел сам на оперативную работу в КГБ, но об этом, возможно, будет написано в одном из моих следующих рассказов.

Бригидин Ю.И., полковник в отставке, председатель ревизионной комиссии НП СВГБ.

На фотографии: Так я выглядел в июле 1968 года, когда мама провожала меня в Москву на легендарном ТУ-114.

В 50-е гг. научно-исследовательский и редакционно-издательский отделы были объединены в научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел (НИРИО). В 70-е гг. они вновь были разделены.

В 1960 г. в был создан контрразведывательный факультет. Кроме того в состав школы вошли Института иностранных языков КГБ, Высшая школа криптографов 8-го Главного управления и Военный институт КГБ. На их базе были созданы факультет подготовки оперативного состава со знанием иностранных языков , факультет специальных технических служб и военный факультет соответственно.

27 июля 1960 г. на базе Ученого совета 8-го Главного управления был создан Спецсовет №1 (впоследствии преобразован в Ученый совет школы).

По состоянию на конец 1965 г. в состав школы входили:

  • Факультет №1 (военной контрразведки)
  • Факультет №2 (подготовка оперативного состава со знанием иностранных языков)
  • Факультет №3 (курсы подготовки и переподготовки)
  • Факультет №4 (следственный)
  • Факультет №5 (технический)

В 1969 г. было создано отделение подготовки следователей при ВКШ с 4-годичным сроком обучения.

9 июля 1979 г. отделение подготовки следователей при ВКШ было преобразовано в следственный факультет , в его состав вошли кафедры уголовного права и уголовного процесса, криминалистики , специальная криминалистическая лаборатория и методический кабинет юридических дисциплин.

В 1962 г. был определен предмет спецкафедры №2 («империалистические разведки»), создана спецкафедра №5;

В начале 70-х гг. была создана спецкафедра №3;

Решением Коллегии КГБ при СМ СССР от 14 июня 1972 г. система преподавания спецдисциплин в учебных заведениях КГБ была реорганизована. Согласно этому решению, спецкафедра №5 была преобразована в секцию 3Б спецкафедры №3, были созданы новые спецкафедры №2 (задачи, организация и тактика борьбы с подрывной деятельностью разведок иностранных государств), №5 (борьба органов ГБ с идеологической диверсией) и №6 (психология);

В 1974 г. была создана спецкафедра №16;

В 80-е гг. была создана спецкафедра «М», спецкафедра №16 вошла в состав спецкафедры №4;

В июле 1984 г. кафедра иностранных языков была расформирована, ее языковые секции были переданы на родственные кафедры

История

Выпускники школы 1960-80-х годов принимали участие в противодействии иностранным спецслужбам и проведении оперативно-боевых мероприятий. Звание Героя Советского Союза за выполнение специальных заданий получили В. Белюженко, Г. Зайцев, В. Карпухин, Б. Соколов .

Структура

Как отметил в 2001 году заместитель начальника академии генерал-майор Сергей Колобашкин, научной и преподавательской работой в академии занимаются 40 академиков и членов-корреспондентов различных академий наук, более 100 докторов и 400 кандидатов наук. По его словам, «за пять лет учебы слушатели помимо фундаментальных контрразведывательных знаний получают полноценное юридическое образование, глубокую языковую и военную подготовку» .

Система дополнительного профессионального образования в академии включает повышение квалификации и переподготовку действующих сотрудников, а также специальную подготовку отобранных для службы в ФСБ людей с высшим образованием. Система дополнительного образования действует на всех факультетах, однако основным является факультет подготовки руководящих кадров (ФПРК).

В структуру Академии входит (ИКСИ), ведущий подготовку специалистов в области передачи, защиты и обработки информации. В 1949 году постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) была создана Высшая школа криптографов, а при механико-математическом факультете Московского государственного университета постановлением Совета Министров СССР - закрытое отделение. Позднее на основе их объединения был создан технический факультет Высшей школы КГБ СССР. С 1992 года технический факультет Высшей школы был преобразован в Институт криптографии, связи и информатики (ИКСИ). Основными направлениями подготовки являются: криптография , прикладная математика , информатика и вычислительная техника, электронная техника, радиотехника и связь.

Женщины могут учиться в Академии только на факультете переводчиков, однако в течение недолгого периода с 1994 года девушки учились также на следственном факультете.

Начальники

  • 1970-1974 гг. - Никитченко Виталий Федотович
  • с 2000 г.- Власов Валентин Александрович

Примечания

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "ВШ КГБ" в других словарях:

    КГБ - красный, голубой, белый последовательность цветов флага России снизу вверх РФ Источник: Ставропольская правда. 22.08.2002 (http://www.stapravda.ru/2002/08/22/2002 08 22 02.shtml) КГБ клуб главных бухгалтеров фин. Источник:… …

    Жанр политический детектив Создатель Шагал, Йосеф В главных ролях Екатерина Волкова Вилле Хаапасало Олег Фомин Михаил Ефремов Михаил Горевой … Википедия

    КГБ- - крупногабаритная батарея в маркировке пиротехники в маркировке, техн. КГБ Источник: http://allp.ru/catalog/super/s49/?id=111 КГБ Пример использования КГБ 2 … Словарь сокращений и аббревиатур

    - (Комитет государственной безопасности) (KGB (Committee for State Security)) Создан в 1953 г., отвечал за внеш. разведку, контрразведку и борьбе с внутр. преступлениями против государства. Самый известный председатель КГБ – Юрий Андропов… … Политология. Словарь.

    КГБ - (KGB) (аббр. назв. Комитет государственной безопасности). Создан в 1953 г., отвечал за внеш. разведку, контрразведку и борьбу с внутр. преступлениями против государства. Самый известный председатель КГБ Юрий Андропов (1967 82), ставший позже… … Всемирная история

    КГБ СССР - КГБ КГБ СССР Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР с 13 марта 1954 по декабрь 1991 ранее: МВД СССР МГБ СССР после: МСБ СССР гос., СССР КГБ Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков.… … Словарь сокращений и аббревиатур

    Чекушка, чека, контора Словарь русских синонимов. кгб сущ., кол во синонимов: 10 гебня (6) … Словарь синонимов

    КГБ РСФСР - КГБ КГБ РСФСР Комитет государственной безопасности РСФСР с 6 мая 1991 по ноябрь 1991 ранее: МСБ СССР после: АФБ РСФСР … Словарь сокращений и аббревиатур

    Нескл. м.; = кагэбэ Комитет государственной безопасности. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    КГБ: Комитет государственной безопасности орган государственной власти в СССР, на постсоветском пространстве и в Болгарии. Канцелярия Государственного банка (К. Г. Б.) существовала в России до 1917 года. Комиссия галактической… … Википедия

    Прил., кол во синонимов: 1 кагэбэшный (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Книги

  • КГБ. История внешнеполитических операций от Ленина до Горбачева , Кристофер Эндрю , Олег Гордиевский , Эта книга по праву считается лучшим исследование о советской внешней разведке - во многом благодаря уникальной информации Олега Гордиевского, офицера КГБ, сбежавшего в свое время на Запад.… Категория:

Олег Матвеев (сотрудник ЦОС ФСБ России), Юрий Зайцев (ведущий Радио России)

26 апреля 2006 - исполняется 85 лет Академии Федеральной службы безопасности России. До недавнего времени об этом уникальном учебном заведении страны было мало что известно.

Пришедшая в нашу страну гласность приоткрыла покров тайны как над самим фактом существования Высшей школы КГБ имени Ф.Э.Дзержинского, так и над ее историей....

Прежде чем предоставить слово для рассказа о Высшей школе КГБ СССР имени Ф.Э. Дзержинского во времена Юрия Владимировича Андропова, расскажем коротко о предыдущих вехах истории этого чекистского вуза.

Вопрос создания специальных курсов подготовки чекистов рассматривался Коллегией ВЧК уже 5 апреля 1918г. Предложение Коллегии ВЧК встретило поддержку ЦК РКП(б).

Газета "Известия ВЦИК" 7 июля 1918г. писала, что " в настоящее время, как это выяснилось на Всероссийской конференции ЧК, на многих местах ощущается острый недостаток в сведущих, подготовленных работниках по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. Исходя из этого, ВЧК организует инструкторские курсы, которые в скором времени начнут функционировать". А 13 августа она сообщала читателям, что с 8 августа в помещении ВЧК - Б.Лубянка, Варсонофьевский пер., д.7, с 11 до 14 часов проводится запись на курсы, как лиц, имеющих рекомендации РКП(б), так и представителей губернских и уездных ЧК.

В сентябре состоялось открытие трехнедельных курсов с количеством обучающихся в 100-120 человек. Программа курсов предусматривала изучение истории рабочего движения, международное значение

Октябрьской революции, права и обязанности комиссаров ВЧК, производство дознания, формы и методы борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности - такими виделись главные угрозы безопасности нового государства рабочих и крестьян. Занятия на курсах вели члены Коллегии и руководящие работники ВЧК И.К.Ксенофонтов, Д.Г.Евсеев, И.Н.Полукаров, Г.С.Мороз, В.В.Фомин и другие.

11 августа следующего года начали работать уже двух-, с января 1921 года, - трехмесячные курсы по подготовке следователей, разведчиков и комиссаров чрезвычайных комиссий. Эти курсы располагались в старинной усадьбе XVIII в. на Покровке, д.27.

В 1922 они были преобразованы в Высшие курсы ГПУ, ставшие предшественником как сети курсов и школ ГПУ, так и будущей Высшей школы КГБ имени Ф.Э. Дзержинского (с 15 июля 1952г. - ВШ МГБ СССР).

Одно из первых пособий для контрразведчиков "Красная контрразведка" было подготовлено С.С.Турло в 1920г. В 1924 им при помощи И.П.Залдата была подготовлена новая книга "Шпионаж", на многие годы ставшая, по сути дела, одним из лучших учебных пособий по контрразведке.

В 20-е годы появляются также первые учебные пособия по специальным дисциплинам для курсов ВЧК-ОГПУ: "Краткие сведения из агентурной разведки" (1919), "Канва агентурной разведки"(1921). В 1925г. появилось пособие "Техника контрразведывательной службы", через три года - "Экономическая контрреволюция", "Очерки истории карательных органов", "Азбука контрразведки", "Краткие очерки антисоветских политпартий" и другие учебные издания.

В учебном процессе активно также использовалась книга К.К.Звонарева "Агентурная разведка".

В этих работах осмысливался и анализировался опыт работы как советской разведки и контрразведки, так и органов безопасности российской империи.

В феврале-мае 1928г. курс лекций по контрразведке на Высших курсах читал член Коллегии ОГПУ А.Х.Артузов, один из признанных авторитетов и асов советской контрразведки.

8 сентября 1930г. была образована Центральная школа, преподавание в которой вели руководящие сотрудники ОГПУ - В.А.Стырне, Н.Г.Николаев-Журид, Б.И.Гудзь. Курс истории ВЧК преподавал Я.С.Агранов. В марте 1939г. Центральная школа была переименована в Высшую школу НКВД СССР.

К февралю 1941г., к моменту разделения единого союзно-республиканского НКВД на наркомат государственной безопасности (НКГБ) и НКВД 30% руководителей республиканских наркоматов, а также краевых и областных управлений НКВД были выпускниками Высшей школы....

ВЫСШАЯ ШКОЛА КГБ ПРИ СМ СССР ПРИ АНДРОПОВЕ

7 июля 1971 г., впервые пройдя через КПП закрытого подмосковного объекта, я влился в число абитуриентов 2-го (контрразведывательного) факультета Высшей Краснознаменной школы КГБ СССР имени Ф.Э.Дзержинского.

Много позже мы узнали, что ранее это была знаменитая "школа N 101", где проходили подготовку советские разведчики, а еще ранее - база формирования и подготовки оперативно-чекистских отрядов, забрасывавшихся в тыл немецких войск в годы Великой Отечественной войны.

Позднее здесь была создана база подготовки спецназа КГБ - Курсы усовершенствования оперативного состава (КУОС), готовившие сотрудников для легендарных подразделений "Альфа" и "Вымпел".

Основное же здание Школы находилось на Ленинградском проспекте д.3, где ныне размещается Академия пограничных войск. А в годы Великой Отечественной войны здесь также велась подготовка спецотрядов для действий в тылу врага по линии зафронтового 4-го управления НКВД СССР из числа бойцов ОМСБОНа (Отдельной мотострелковой бригады особого назначения, дислоцировавшейся поблизости, на стадионе "Динамо"). В частности, здесь учились будущие герои Советского Союза В.А.Лягин (руководитель нелегальной резидентуры НКВД в г. Николаеве), В.А.Молодцов (руководитель опергруппы "Форт" в оккупированной Одессе), командир спецотрядов "Митя" и "Победители" Д.Н.Медведев, легендарный разведчик Н.И.Кузнецов.

А всего 6 выпускников Центральной школы НКВД, как она тогда именовалась, предвоенных лет были удостоены в годы войны звания Героев Советского Союза. Ряд выпускников и сотрудников Высшей школы КГБ - Г.И.Бояринов, Э.Г.Козлов, В.С.Белюженко и другие, - были удостоены этого высокого звания уже в 80-е годы прошлого века.

Уже 26 июня 1941 г. 140 слушателей основного отделения ВШ были откомандированы в спецотряд при Особой группе НКВД, ставший впоследствии ОМСБОНом. Командовал ей также выпускник ВШ НКВД В.Б.Гриднев.

В тот же день еще 85 слушателей были направлены для прохождения службы в УНКГД по Москве и Московской области, в УНКГБ по Ленинградской области, В НКГБ Молдавской и Украинской ССР, в другие территориальные органы наркомата.

29 июня 40 слушателей и группа преподавателей Высшей школы была направлена в органы военной контрразведки в Действующую армию.

В сентябре еще 328 слушателей специальных курсов офицеров военной контрразведки поступили в распоряжение 3 управления НКВД.

После непродолжительной эвакуации, с 20 января 1942 г. в здании на Ленинградском проспекте была возобновлена подготовка оперсостава на трехмесячных курсах. В марте численность слушателей была увеличена с 500 до 800 человек, а общая численность слушателей оперативно-чекистских школ в тот период времени составляла 3 600 человек.

Всего в 1941-1945 годах в стенах школы были подготовлены и прошли переподготовку 7135 сотрудников НКВД-НКГБ СССР.

За заслуги в подготовке чекистских кадров в годы Великой Отечественной войны 30 августа 1945 г. Высшая школа НКВД Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена Красным Знаменем и Грамотой.

Собственно говоря, сама Высшая школа как специальное высшее учебное заведение с трехгодичным сроком обучения слушателей по программе юридических вузов страны была образована в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 15 июля 1952 г., а в апреле 1954 первые 189 выпускников получили дипломы нового вуза, причем 37 из них окончили ее с отличием.

А в целом свою родословную Высшая школа - с августа 1992г. - Академия Федеральной службы безопасности России, - ведет от трехмесячных курсов подготовки сотрудников ВЧК, начавших свою работу 26 апреля 1921г.

В 1954 г. численность переменного состава (слушателей) Высшей школы была установлена в 600 штатных единиц. На учебу направлялись абитуриенты, имевшие стаж не менее трех лет работы в органах госбезопасности, отвечавшие требованиям для поступления в вузы страны.

В ноябре того же года для подготовки научно-педагогических кадров для органов и учебных заведений КГБ при Высшей школе была создана аспирантура, более чем за пятьдесят лет своего существования подготовившая сотни высококлассных юристов и специалистов иных специальностей (физико-математических и технических наук, психологии и других). Функционирование аспирантуры, как мне стало известно в дальнейшем, привело к появлению целых научных школ не только в области специальных дисциплин, но и юридических наук, которые обрели широкую известность с конца 80-х годов, когда профессорско-преподавательский состав Высшей школы более активно включился в научный обмен с коллегами из "гражданских" вузов и научно-исследовательских учреждений СССР.

Первоначально Высшая школа КГБ имела 12 кафедр - по три по циклам социально-гуманитарных (философия, политэкономия, история ВКП(Б), юридических и специальных дисциплин, а также кафедры иностранных языков, военную и физической подготовки.

К 1960-му году Высшая школа КГБ СССР стала крупным многопрофильным специальным учебным заведением. Помимо этого в системе КГБ имелись 4 Высших пограничных училища (в Москве, в Бабушкине, Голицино, Ташкенте и Алма-Ате).

2 августа 1962 г. Высшей школе КГБ СССР было присвоено имя Ф.Э.Дзержинского. Выпускники "нашего" факультета получали специальность юрист-правовед со знанием иностранного языка.

В 1971 году на контрразведывательный факультет предпоследний раз, наряду с военнослужащими и уже прошедшими службу в армии абитуриентами, принимали также выпускников средних школ. Но конкурс для нас, вчерашних десятиклассников, был отдельный и составлял 19 проходных баллов из 20.

Следует сказать, что тогда существовало в целом достаточно сдержанное, если не сказать негативное, отношение к чекистской "династийности", хотя она и существовала де-факто. Мне же, однако, представляется, что в этом явлении больше позитивного, нежели негативного. Потому, что в целом эта преемственность и семейная традиция способствовала и способствует более осознанному и целенаправленному выбору профессии, помогает в формировании и воспитании у будущих контрразведчиков профессионально значимых качеств личности.

Высшая школа давала отличное образование. Как скажут сегодня - "четыре в одном": специальное, юридическое, языковое, среднее военное. Но основу и сердцевину обучения составляли именно юридические и специальные дисциплины.

Спецдисциплины представляли собой то, что ныне называется оперативно-розыскной деятельностью и регламентируется открытыми нормами права, в частности - федеральными законами Российской Федерации.

Среди юридических дисциплин особое внимание по понятным причинам уделялось уголовному праву и процессу, а также административному и международному праву.

Главное, чему учили нас преподаватели - это безукоснительное следование именно нормам права, строгое соблюдение законности. Немалое внимание уделялось также предупреждению и профилактике, то есть недопущению реализации преступных намерений.

Существовал целый арсенал средств предупреждения преступных действий, - особо подчеркну, именно в правовых рамках, но распространяться о них не буду по вполне понятным причинам.

В цикле гуманитарных дисциплин немалое место занимали вопросы как современной международной обстановки и политики, так и истории отечественных органов безопасности, правда, начиная с декабря 1917 г.

Конечно, нам говорили и о необоснованных репрессиях 30-х - 50-х годов, хотя тогда мы, как, впрочем, и сами преподаватели, не знали и не могли знать их подлинных масштабов. Хотя сегодня, на основании архивных документов, уже давно опубликованных, и, в частности, материалов Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-х - 40-х и начала 50-х годов (они публиковались в журнале "Известия ЦК КПСС" и в других изданиях), можно утверждать, что эти репрессии имели гораздо меньший масштаб, чем полагают некоторые наши сограждане.

Конечно, как юрист и гражданин, я не могу не испытывать чувства стыда и глубокого сожаления по поводу этих фактов, но такова, в действительности, правда об истории нашей Родины.

Обращаю особое внимание на все эти обстоятельства в связи с тем, что особый упор в процессе обучения слушателей Высшей школы КГБ делался именно на безукоснительное соблюдение норм права, уже измененных, на недопущение нарушений законности и превышения служебных полномочий.

Конечно, немалую долю времени отнимало изучение слушателями иностранных языков, как европейских, так и восточных, а с 1979г. - и африканских (всего в Высшей школе велось обучение 34 иностранным языкам). Причем уровень языковой подготовки был настолько высок, что многие выпускники становились впоследствии не только переводчиками, но и их преподавателями. В том числе столь сложных языков как арабский, японский, китайский, урду, пушту, суахили и тому подобных.

Не скрою, в то время вызывала сомнение необходимость изучения военных дисциплин, хотя это в дальнейшем пригодилось многим моим однокашникам - ведь им выпало побывать не в одном десятке "горячих" точек как за рубежом, так и на территории уже нашей страны.

И ныне глубоко убежден, что военная подготовка необходима чекистам, сотрудникам органов безопасности, и не только военной контрразведки, хотя нам и приводят примеры якобы "демилитаризированных" зарубежных спецслужб.

Хотя, конечно, требования воинских Уставов и дисциплины и создавали некоторые неудобства в период обучения. Не говоря уже о несении нарядов - и внутренней службы по Высшей школе, и оперативных - ведь весь личный состав ВКШ являлся постоянным оперативным резервом председателя КГБ.

Годы учебы в Высшей школе вобрали в себя многое. Прежде всего, нельзя не сказать о коллективе курса, его мощном воспитательном и морально-нравственном потенциале, соединявшем как юношеский задор и романтику с определенным жизненным опытом "старослужащих", прошедших армию. Нельзя не вспомнить и нашего начальника курса, "папу", тогда еще майора, Леонида Кузьмича Тюрикова, помощником у которого был А.М.Яценко. Это были требовательные, но в тоже время отзывчивые, доброжелательные, понимающие руководители, которые, на мой взгляд, блестяще иллюстрируют понятие "отцы-командиры".

Средством воспитания, товарищеского воздействия, помимо "треугольника" - командир группы, комсорг и парторг, групповых "Боевых листков", была также курсовая, факультетская и общешкольная стенная печать.

Каждый ежемесячный номер общешкольного "Чекиста" был событием, которого ждали. Помимо стихов, фотографий, хроники общественной жизни Школы, здесь помещались интереснейшие статьи, основанные на оригинальных материалах стран изучаемого языка. Особенно запомнились две из них - об очень известном в то время писателе-авантюристе Эрике фон Деникене, авторе ряда спекулятивных книг и кинофильмов ("Воспоминания о будущем", "Назад, к звездам" и др.), и о "левом" молодежном экстремизме в Перу.

За организацией стенной печати стояли комитеты ВЛКСМ факультетов и Школы. В последнем было немало офицеров - лейтенантов и старших лейтенантов, - с факультета военной контрразведки. Неформальное, товарищеское общение с ними вчерашних школьников также давало последним немало полезных жизненных уроков.

И, прежде всего, - ответственности за себя, свои поступки, порученное дело, отсутствием которой, как известно, нередко грешат юноши, еще не осознавшие значения личной требовательности и ответственности перед коллективом, собственной совестью и делом.

Среди членов комитета комсомола Школы особенно запомнился Андрей Козлов, бывший впоследствии главным редактором журнала "Пограничник". Уже тогда (в 1973-1975 г.г.) он писал и публиковал свои рассказы, по его сценариям было поставлено несколько передач из популярного у детей цикла "Спокойной ночи, малыши!". Поэтому я был рад, когда в 1982г. он стал лауреатом конкурса молодых писателей.

Думаю, его рассказы, в том числе и о деятельности военной контрразведки Отдельного корпуса РККА в Литве в 1938-1941 г.г., многое могли бы восстановить в подлинной истории тех дней и лет.

Это - и поэт, член Союза писателей России Д.Б. Окунев, преподаватель одной из спецдисциплин, ветеран ВКШ В.Д.Бабакаев, более известный по своим работам Б.П.Курашвили, после ухода из ВКШ более тридцати лет проработавший научным сотрудником в Институте государства и права и ставший ученым с мировым именем, к сожалению, в апреле 1999 г. ушедший из жизни.

Комитеты ВЛКСМ, помимо "помощи руководству в воспитании личного состава", что являлось одной из их главных официальных функций, занимались многими другими вопросами: организацией досуга слушателей, организацией и руководством строительными отрядами "Дзержинец", которые давали не только уникальнейшую возможность лучше и ближе познакомиться со своей страной, но и подзаработать во время "трудового семестра", организацией патриотического воспитания и так далее.

Упомяну только агитпоходы февраля 1975 и 1976 годов по погранзаставам Прибалтийского пограничного округа от Риги до Бреста, проводившиеся, кстати сказать, под эгидой ЦК ВЛКСМ.

Несколько отвлекаясь от темы, позволю себе высказать мнение о том, что гражданское общество формируется и может только формироваться усилиями и сознательной целенаправленной деятельностью социально активных граждан. А правовое государство несовместимо с равнодушием, формализмом в работе сотрудников правоприменительных органов, терпимостью к несправедливости и нарушениям законов и норм общественной жизни, гражданской и профессиональной этики.

Комсомольская работа имела далеко не только "формально-бюрократический характер" - уж слишком много было в ней подлинного горения, стремления к самовыражению, - а такая потребность, наверное, и приходит к человеку где-то на рубежи 20-23 лет, - глубокого осознания своей правоты.

Я думаю, ныне слушателям и студентам недостает подобной общественной самодеятельной организации, учащей как самостоятельно принимать решения, так и организовывать их выполнение, нести ответственность за их реализацию.

Мы любили молодого преподавателя, тогда капитана, К.Х.Ипполитова, В.М.Клеандрову, М.П.Третьякова, В.Н.Струнникова. Лично на меня большое впечатление своей эрудицией, знанием предмета, внутренней собранностью, целеустремленностью произвел Г.А.Попов, с которым посчастливилось в дальнейшем работать. Именно Геннадий Алексеевич пробудил у меня интерес к познанию подлинной истории страны и ее органов безопасности.

Большую, лишь впоследствии осознанную, помощь оказал нам преподаватель "спецдисциплины N 1" А.И.Курчатов. Сказать по-правде, мы вначале не очень любили его за педантичность, скрупулезную требовательность в оформлении учебных документов, как нам казалось, многочисленные повторы, - таким образом, он стремился закрепить у нас необходимые в работе знания, навыки и умения. Когда же мы собрались через несколько лет после окончания "Вышки", оказалось, что в памяти многих сохранилась признательность и благодарность именно ему, "дававшему именно то, что надо, что особенно важно", хотя его дидактические приемы и не воспринимались таковыми вначале.

И с еще тех слушательских времен врезался в память известный афоризм о том, что научаются лишь у тех, кто любит свое дело.

Как мне кажется, в отличие от нынешнего поколения слушателей, у нас тогда царил культ учебы: большинство, в том числе и имевших семьи и малолетних детей, училось жадно, напористо, настойчиво.

Быть может, это и определило тот вполне закономерный результат, что только с одного курса вышло немало генералов, руководителей подразделений органов госбезопасности. Это, в частности, генерал-полковник А.Г.Безверхний, генерал-лейтенант С.М.Минаков, генерал-майор И.В. Ермаков, начальник УФСБ по Тверской области.

Многие из них прошли сначала Афганистан, а потом еще десятки "горячих точек" уже на территории нашей страны.

Не могу не вспомнить "однокашника" Валеру Курилова, исключительно одаренного человека, писавшего стихи как на русском, так и на английском, игравшего на гитаре, прекрасно певшего и рисовавшего. Лишь много позже я узнал, что Валера был среди тех, кто 27 декабря 1979 г. брал дворец Тадж-бек в Кабуле....

Правдиво он рассказал об этом в своей книге "Операция "Шторм-333" (М.,1999), немало страниц которой посвящены преподавателям Высшей школы и годам обучения в ней, моим однокурсникам и коллегам, которые, не щадя жизни, выполняли свой служебный и воинский долг. Из этой книги я узнал, что наш преподаватель физкультуры Александр Иванович Долматов был заместителем командира спецотряда КГБ "Зенит", возглавлявшегося бывшим преподавателем Высшей школы Героем Советского Союза Григорием Ивановичем Бояриновым. (Полковник Г.И. Бояринов, начальник КУОС КГБ погиб при штурме дворца Тадж-бек 27 декабря 1979г. (Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно).

В своей книге Валерий выражал надежду, что она, возможно, станет подспорьем не только для изучающих Афганистан, но и для других слушателей чекистских вузов. Его надежды оправдались - эту книгу преподаватели настоятельно рекомендуют для ознакомления слушателям в качестве дополнительного учебного пособия. И в ней действительно есть чему поучиться.

Жажда знаний находила свое выражение и в увлечении НИРС - научно-исследовательской работе слушателей. Представляется необходимым упомянуть, что еще в 1855 г. в Николаевской военной академии Генерального штаба были введены так называемые "годовые сочинения" по изучаемым дисциплинам с целью выяснения пригодности слушателей к самостоятельной работе, представлявшие собой своеобразные квалификационные выпускные работы "за полный курс обучения". Данный подход был востребован в 50-е годы уже XX века в военно-учебных и специальных учебных заведениях СССР.

Комитет ВЛКСМ Высшей школы также уделял развитию НИРС определенное внимание. В 1973 году при его участии было образовано общешкольное Слушательское научное общество (СНО), которое в те годы работало достаточно активно.

В целом ВКШ в 70-е годы предоставляла слушателям массу возможностей для развития, интеллектуального и духовного роста:

Иностранные языки (в том числе изучение их на дополнительных, факультативных курсах желающими);

Неплохая библиотека со множеством периодических изданий, в том числе на изучавшихся иностранных языках, возможности межбиблиотечного обмена.

В тоже время, мне кажется, были и недостатки.

В их числе я бы назвал, прежде всего, отсутствие спецкурса "Введение в специальность" (он был введен в ВКШ в середине 80-х годов как дань велениям времени и требованиям минвуза, но, к сожалению, в 90-е годы вновь "выбыл" из расписания учебных занятий).

Мне кажется, также очень важен курс "Гигиена умственного труда", хотя его можно было бы несколько расширить, поставив вопрос о сохранении здоровья слушателей в период обучения в целом.

Не было у нас и курса "Основы научных исследований", хотя, в целом он является, на мой взгляд, лучшим средством формирования творческой, нестандартно мыслящей личности.

Такой курс, как очередная своеобразная "дань моде" был введен в Высшей школе в середине 80-х годов, но, к сожалению, опять выпал их расписания учебных занятий в Академии.

Ныне Академия по-прежнему остается головным учебным заведением по подготовке кадров для органов ФСБ России.

Защита государства во все времена была почетной деятельностью. Люди, непосредственно осуществляющие её, пользовались в обществе большим почетом и авторитетом. Помимо того, постоянные войны, которые велись на протяжении всей человеческой истории, существенно обогащали представителей военного сословия. В некоторых странах военные считались высшей кастой с наибольшим количеством прав. Отличным примером являются японские самураи. Однако на территории нашего отечества также во все времена славили воинов и их достижения. Следует отметить, что большое значение имеет система подготовки подобных людей. Ведь потребность в наличии профессиональных военных никогда не отпадет. Сама система подготовки солдат требует особого подхода, так как их мастерство состоит не только из физической силы, но еще и определенных психологических качеств. В данном случае стоит отметить специфику обучения элиты всех вооружённых и силовых формирований, то есть разведки и государственной безопасности. Последняя структура выполняет в современном мире крайне важные функциональные задачи. Поэтому подготовка её представителей должна осуществляться на высшем уровне. В Российской Федерации на сегодняшний день существует Федеральная служба безопасности. Это ведомство занимается обеспечением безопасности нашей державы. Специалистов для его рядов готовят в особом Академии ФСБ.

Что такое

Как уже указывалось ранее, в любом государстве большую роль играют силовые подразделения. Федеральная служба безопасности Российской Федерации относится к подобным формированиям. Численность ведомства на сегодняшний день засекречена. Главной задачей является обеспечение Российской Федерации.

Нужно отметить тот факт, что ФСБ, согласно существующему законодательству, является органом, который уполномочен реализовывать оперативно-розыскную деятельность. ведомства пополняется за счет набора на военную и гражданскую службу. Согласно нормативным актам, регулирующих работу ФСБ, её деятельность ведется по следующим направлениям, а именно:

Контрразведка;

Борьба с терроризмом;

Деятельность разведывательного характера;

Пограничная деятельность;

Информационная безопасность;

Борьба с преступностью особо опасной формы.

Главным ведомства является безопасности Российской Федерации.

Общие сведения про высшее учебное заведение

Академия Российской Федерации представляет собой военное заведение, которое осуществляет подготовку офицерского состава для органов ФСБ. Помимо того, в данном заведении также обучаются кадры для иных разведывательных ведомств, а также специальных служб дружественных государств. То есть мы говорим о комплексном военном учреждении, имеющем достаточно широкую подготовительную базу.

Академия была создана в 1992 году специальным указом Президента. Основой для образования данного заведения стала Высшая школа КГБ имени Феликса Эдмундовича Дзержинского.

История создания академии

Свою историю академия ФСБ, факультеты которой представлены в статье, начинает от курсов Всероссийской чрезвычайной комиссии, образованной в 1921 году. На курсах подготавливали оперативный состав для ВЧК. Стоит отметить, что значительный вклад в подготовку, вложили преподаватели, которые имели достаточно большой оперативный опыт, полученный при осуществлении специальных операций «Трест» и «Синдикат». В 1934 году в структуре силовых ведомств государства происходят кардинальные изменения.

Создается Народный комиссариат внутренних дел. Это приводит к созданию Центральной школы Главного управления государственной безопасности в структуре Советского НКВД. В период Второй мировой войны учебное заведение выпускает несколько тысяч работников, которые сумели организовать достаточно эффективную борьбу с фашистами. Очередная реформация школы происходит в 1952 году. На её базе образовывается Высшая школа МГБ СССР. В 1962 году данному учебному заведению присваивается имя Феликса Эдмундовича Дзержинского.

Структура академии

Академия ФСБ, факультеты которой представлены в статье, производит подготовку кадров по многим специальностям, востребованным на сегодняшний день в силовых и военных ведомствах. Структура высшего заведения содержит в себе три основных сегмента, в составе которых производится обучение.

1) Институт подготовки оперативного состава осуществляет квалифицированную подготовку кадров по ряду основных направлений деятельности ФСБ. В рамках этого подразделения академии действует следственный факультет и контрразведывательный. В обоих случаях выпускники учреждения получают диплом по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности». На первом подготавливают работников следственных подразделений ФСБ, а на втором - оперативных. При этом контрразведывательный факультет обучает сотрудников по двум специфическим направлениям: оперативная деятельность со знанием иностранных языков и знанием современных информационных технологий.

2) Вторым подразделением академии является институт криптографии, связи и информатики. Его выпускники на сегодняшний день по праву считаются лучшими специалистами в области информационной безопасности. В конце обучения сотрудникам дается такая квалификация, как «специалист по защите информации».

3) Факультет иностранных языков - это самое молодое подразделение университета. Оно было создано в 1990 году. На базе факультета подготавливаются профессиональные переводчики для органов ФСБ.

Особенности поступления - первые этапы

Существует множество особенностей процесса набора, которыми славится академия ФСБ. Факультеты и специальности разной направленности пополняются кадрами абсолютно на равных условиях. Первым этапом отбора является медкомиссия. Для поступления в академию необходимо иметь крепкое здоровье. Его будут проверять на протяжении всего срока обучения в учреждении.

Второй этап - это полиграф. Многие абитуриенты ошибочно считают подобную проверку чем-то легким. Однако на полиграфе проверяются честность, уважение человека к воинской службе, его податливость управлению и т. п. Поэтому к проверке необходимо подходить максимально серьезно.

Специальные экзамены и оценка физической подготовки

Если абитуриент не имеет каких-либо замечаний по своему психическому и физиологическому уровню, то его допускают до внутренних экзаменов. Физическая подготовка проверяется тремя зачетами: подтягиваниями, бегом на 100 и 3000 метров.

Дополнительными испытаниями являются экзамены по отдельным дисциплинам. Для поступления на тот или иной факультет проверяются знания по разным предметам. Например, следственное подразделение проводит дополнительный экзамен по обществознанию и русскому языку, а институт криптографии - физике и математике. Достаточно неплохо перед поступлением воспользоваться специальными подготовительными курсами, которые повышают уровень абитуриентов.

Процесс обучения

Академия ФСБ, факультеты которой представлены в статье, подготавливает Процесс обучения достаточно сложен и специфичен. Учащиеся активно изучают юриспруденцию, математику и иностранные языки. Большое внимание уделяется физической подготовке, так как она является одним из профилирующих предметов. Большинство предметов засекречено. Некоторые предметы преподаются таким образом, что из аудиторий нельзя выносить даже ручки, не говоря уже о записях.

Повседневная жизнь учащихся

Тот факт, что учеба в академии ФСБ может сильно сплотить людей, не является преувеличением. На протяжении всех годов службы студенты в данном учреждении практически постоянно контактируют друг с другом. Но это далеко не все особенности подготовки. К примеру, студентам нежелательно распространять ведомости о своем обучении в социальных сетях. Запретом также покрывается общение с друзьями об этом.

Следует отметить, что большую долю всех студентов составляют девушки. Они в равной степени с представителями сильного пола могут заявлять, что их как профессиональные кадры выковала знаменитая академия ФСБ. «Факультеты для девушек» - это распространенное заблуждение. Таких подразделений попросту нет. Девушки поступают вместе с юношами на те факультеты, которые предусмотрены структурой высшего учебного заведения.

Руководство академии

На протяжении многих лет академию возглавляли представители высшего офицерского состава. На сегодняшний день начальником является Остроухов Виктор Васильевич. Он носит звание генерал-полковника. В свое время Остроухов Виктор Васильевич окончил Высшую Краснознаменную школу КГБ. Помимо военной деятельности, он также ведет научную и является доктором юридических наук.

Итак, мы рассмотрели, что собой представляет академия ФСБ. Факультеты, экзамены и специфика обучения были представлены в статье. В заключение стоит отметить, что работа в органах государственной безопасности подходит далеко не для всех. Но если вы твердо решили стать сотрудниками данного ведомства, то любые сомнения нужно отбросить и упорно идти к своей цели.