Сколько составляет оклад учителя. Как рассчитать зарплату учителя начальных классов. Коэффициенты по категориям учителей

Ниже мы определим коэффициенты по заголовкам – для удобства расчета и правильности начисления:

  1. Базовый тариф и оклад

Минимальный установленный оклад для учителя составляет 3749 рублей.

К этому окладу применяется следующая тарифная ставка по имеющемся образованию:

Высшее образование (максимальный коэффициент – 1,5), минимальный коэффициент – основное или среднее образование – 1,1). Поскольку среди преподавательского состава допустимый коэффициент составляет 1,3 (наличие средне-специального образования) определяем линейку образования в пределах 1,3 и 1,5. При наличии любой степени образования – умножаете ваш коэффициент на базовый оклад.

  1. Дневной график работы

Применим только для преподавателей, осуществляющих преподавание в вечернее время (составляет 0,25). Внимание, этот тариф используется только для лиц, осуществляющих преподавание в том числе в дневных классах. Т.е. при преподавании в строго вечернее время этот тариф использован быть не может – это уже репетиторство и не может дополнительно тарифицироваться.

  1. Состав классов

В зависимости от состава класса, наличия определенных учеников учитель может рассчитывать на повышающий коэффициент к зарплате. К примеру, состав класса является коррекционным. Т.е. ученики из неблагополучных семей или имеющие привод в полицию – повышающий коэффициент составит 0,2 к базовому окладу. Применение дополнительной мотивации для учителя распространяется также на логопедический класс.

  1. Тип образовательного учреждения

Профессиональный навык учителя формируется не только наличием специального образования, но месте где он работает. В зависимости от статуса учреждения – дети получают лучшую профессиональную подготовку и необходимые навыки для дальнейшего продолжения обучения (высшие или средне-специальные учебные заведения).

Наивысший тариф присваивается гимназиям и лицеям – 0,15. Кроме того, если учитель является классным руководителем и помимо родного языка проверяет учебные материалы в том числе на иностранном (помимо родного) – он также входит в данную категорию.

Для преподавателей, чья работа проходит в составе общеобразовательных школ, основной или средней – начисление тарифа не применяется. Подобное стимулирование призвано учителей разных категорий совершенствовать свои навыки и обеспечивать постоянный рост для перехода в лицеи и гимназии.

  1. Градация по профессиональным навыкам

После рассмотрения всех градаций, вы можете самостоятельно рассчитать свой оклад и заработную плату используя поэтапные разделы, указанные выше.

При расчете базового оклада, обратите внимание – базовый оклад отдельно устанавливается профильными департаментами каждого края и области. Соответственно, в г. Москва он будет чуть выше чем в г. Ульяновск (сюда входят различные федеральные надбавки и начисления).

Разной категории педагогических работников.

Заработная плата работников образовательных учреждений, согласно Положению, разработанному Министерством образования и науки РД, состоит из двух частей: базовой и стимулирующей. Ниже приведены примеры расчета базовой части заработной платы педагогических работников. Стимулирующая часть распределяется исходя из средств образовательного учреждения на стимулирующие выплаты. Распределение стимулирующих выплат осуществляется по 100 бальной системе, согласно критериям, разработанным Минобрнауки РД. Обращаем внимание, что согласно пункту 5 Положения размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников учреждений образования определяются применительно к ранее установленным им, исходя из тарифных разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан , размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы. Именно поэтому в разделе 2 Положения должностные оклады определены как диапазон. Т. е. если педагогический работник имел 7,8,9,10 или 11 разряд по ЕТС, то должностной оклад устанавливается на уровне соответственно 7,8,9,10,или И разряда по ЕТС. Если педагогический работник имеет вторую, первую или высшую квалификационную категорию, то должностной оклад устанавливается на уровне Празряда (3589) и к нему применяется повышающий коэффициент за вторую, первую или высшую квалификационную категорию.

Пример 1. Учитель русского языка в 5-11 классах сельской общеобразовательной школы сельской имеет учебную нагрузку в объеме 22 часов в неделю, имеет классное руководство и осуществляет проверку тетрадей в объеме 22 часов. До введения новой системы оплаты труда данный учитель имел 10 разряд по ЕТС. Месячная заработная плата рассчитывается следующим образом:

Должностной оклад равен 3278 рублей. Ставка заработной платы с учетом 25 % за работу в сельской местности равна: 3278 руб. * 1,25 = 4097,5 руб. Заработная плата за отработанные часы равна: (4097,5 руб. * 22ч.)/18ч. = 5008,1 руб. Компенсационная выплата за классное руководство составляет 20 % от ставки заработной платы и равна: 4097,5 * 0,2 = 819,5 руб. Компенсационная выплата за проверку тетради (при условии, что в проверку входят все 22 часа) составляет 15 % и равна: (4097,5 руб. * 0,15)*22 ч./18ч. = 751,2 руб.

Итого заработная плата равна: 5008,1 руб. + 819,5 руб. + 751,2 руб. = 6578,8 руб.,

Где 5008,1 руб. - заработная плата за фактически отработанные часы; 819,5 руб. - компенсационные выплаты за классное руководство; 751,2 руб. - компенсационные выплаты за проверку тетрадей.

Пример 2. Учитель математики в 5-11 классах сельской общеобразовательной гимназии имеет учебную нагрузку в объеме 15 часов, имеет высшую квалификационную категорию, имеет звание «Заслуженный учитель РД», заведует кабинетом, осуществляет проверка тетрадей за 5 часов. Месячная заработная плата рассчитывается следующим образом:

Должностной оклад равен 3589 рублей. С учетом повышающих коэффициентов" за квалификационную категорию, за звание «Заслуженный учитель РД», за специфику работы (общеобразовательная школа-гимназия) и надбавки за работу в сельской местности ставка заработной платы равна:

3589 руб.* 1,255 * 1,08 * (1+0,25+0,15) = 6810,3 руб.

где 1,255 - повышающий коэффициент за квалификационную категорию; 1,08 - повышающий коэффициент за звание;0,25 - надбавка за работу в сельской местности;

0,15 - повышающий коэффициент за специфику работы.

Заработная плата за фактически отработанные часы: (6810,3 руб. * 15ч.)/18ч. = 5675,3 руб. Компенсационная выплата за заведование кабинетом в размере 10 % от ставки заработной платы: 6810,3 руб. * 0,1 = 681 руб. Компенсационная выплата за проверку тетрадей: ((6810,3 руб. * 0,1) * 5ч.) / 18ч. = 189,2 руб.

Итого месячная заработная плата равна:

5675,3 руб. + 681 руб. + 189,2 руб. = 6545,5 руб.

где 5675,3 руб. - заработная плата за фактически отработанные часы; 681 руб. - компенсационные выплаты за заведование кабинетом; 189,2 руб. - компенсационные выплаты за проверку тетрадей.

Пример 3. Учитель родного языка в 1-4 классах городской общеобразовательной школы-интерната, имеет учебную нагрузку в объеме 24 часа, имеет первую квалификационную категорию, имеет классное руководство и осуществляет проверку тетрадей в объеме 24 часа. Месячная заработная плата рассчитывается следующим образом:

Должностной оклад 3589 рублей. Ставка заработной платы с учетом повышающих коэффициентов за первую квалификационную категорию, за специфику работы (общеобразовательная школа-интернат) равна:

3589 руб. * 1,168 * 1,15 = 4820,7 руб. где 1,168 - повышающий коэффициент за квалификационную категорию; 1,15 - повышающий коэффициент за специфику работы (общеобразовательная школа-интернат).Заработная плата за фактически отработанные часы равна: (4820,7 руб. * 24ч.)/20ч. = 5784,8 руб. Компенсационная выплата за классное руководство в размере 15 % от ставки заработной платы: 4820,7 руб. * 0,15 = 723,1 руб. Компенсационная выплата за проверку тетрадей: (4820,7 руб. * 0,15)*24ч./20ч. = 867,7 руб. Итого месячная заработная плата равна:5784,8 руб. + 723,1 руб. + 867,7 руб. = 7375,6 руб.

где 5784,8 руб. - заработная плата за фактически отработанные часы; 723,1 руб. - компенсационные выплаты за классное руководство; 867,7 руб. - компенсационные выплаты за проверку тетрадей.

Пример 4. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения сельской местности, имеющий высшую квалификационную категорию и работающий на 1,5 ставки.

Должностной оклад 3589 рублей. Ставка заработной платы с учетом повышающих коэффициентов и надбавки за работу в сельской местности равна: 3589 руб. * 1,255 * 1,25 = 5630 руб. где

1,255 - повышающий коэффициент за высшую квалификационную категорию; 1,25 - коэффициент за работу в сельской местности. Заработная плата за фактически отработанные часы равна: 5630 руб.* 1,5 ст. = 8445 руб.

Пример 5. Воспитатель специального (коррекционного) детского дома, работающий на одну ставку. До введения новой системы оплаты труда данный воспитатель имел 10 разряд по ЕТС.

Должностной оклад 3278 рублей. Ставка заработной платы с учетом повышающих коэффициентов за специфику работы равна: ; 3278 руб. * (1+0,2+0,2) = 4589 руб.

Где 0,2 - повышающий коэффициент за работу в детском доме; 0,2 - повышающий коэффициент за работу в специальном (коррекционном) учреждении.

Итоговая заработная плата равна: 4589 рублей.

Пример 6 (в случае, когда итоговая заработная плата может оказаться меньше МРОТ): Социальный педагог сельской общеобразовательной школы, работающий на одну ставку и имеющий до введения НСОТ 10 разряд.

Должностной оклад 3278 рублей. Ставка заработной платы с учетом надбавки за работу в сельской местности: 3278 руб. * 1,25 = 4097,5 руб.

С учетом того, что педагог работает на одну ставку, итоговая заработная плата равна (базовая часть): 4097,5 рублей.

Далее данному педагогу при наличии основания может быть установлена стимулирующая выплата. Если и после установления стимулирующей выплаты заработная плата данного педагога будет меньше МРОТ, то необходимо довести ее до МРОТ (4330). К примеру, данному педагогу установлена стимулирующая выплата за качество работы в размере 600 рублей, тогда итоговая заработная плата будет равна: 4097,5 руб. + 600 руб. = 4697,5 рублей и доведение до МРОТ отпадает, а если, к примеру, стимулирующая выплата составит 150 рублей, тогда итоговая зарплата будет равна: 4097,5 руб. + 150 руб. = 4247,5 руб. и в этом случае зарплату необходимо довести до МРОТ произведя доплату в размере 82,5 рублей.

Пример 7. Учитель химии учреждения начального профессионального образования городской местности, имеющий высшую квалификационную категорию, имеющий ученую степень «Кандидат химических наук», имеющий недельную нагрузку в объеме 20 часов, имеющий кружковую работу в объеме 3 часов, имеющий проверку тетрадей в объёме 20 часов, имеющий заведование кабинетом и руководство методическими комиссиями.

Должностной оклад равен 3589 рублей. Ставка заработной платы с учетом повышающих коэффициентов за квалификационную категорию и ученую степень равна:

3589 руб. * 1,255 * 1,08 = 4864,5 руб. где

1,255 - повышающий коэффициент за квалификационную категорию;

1,08 - повышающий коэффициент за ученую степень

Заработная плата за недельную нагрузку равна:

4864,5 руб. * 20ч./18ч. = 5405 руб.

Заработная плата за кружковую работу:

4864,5 руб. * Зч/ 18ч. = 810,8 руб.

Компенсационная выплата за проверку тетрадей равна: (4864,5 руб. * 0,05) * 20 ч./18ч. = 270,3 руб. Компенсационная выплата за заведование кабинетом в размере 15 % от ставки заработной платы: 4864,5 руб. * ОД 5 = 729,7 руб. Компенсационная выплата за руководство методическими комиссиями в размере 10 % от ставки заработной платы: 486,4 руб.

Итоговая заработная плата равна: ч 5405 руб. + 810,8 руб. + 270,3 руб. + 729,7 руб. + 486,4 руб. = 7702,2

где 5405 руб. - заработная плата за фактически отработанные часы; 810,8 руб. - заработная плата за кружковую работу;

270.3 руб. - компенсационная выплата за проверку тетрадей;
729,7 руб. - компенсационная выплата за заведование кабинетом;

486.4 руб. - компенсационная выплата за руководство методическими
комиссиями.

Согласно федеральному плану повышения минимальной оплаты труда, повышение окладов по состоянию на март 2016, рассчитано до 2018, и должно возрасти еще в полтора раза в ближайшее время. Однако кризис, который длится с конца 2014, существенно замедляет этот процесс.

В региональных бюджетах в 2016 наблюдается снижение финансирования сферы образования на 5-10%. Однако урезание бюджета системы образования не влияет на то, какая зарплата у учителей будет в 2016.

Финансирование оплаты труда школьных учителей в России, к сожалению, не является приоритетной составляющей бюджета зарплат госслужащих. С конца 2014 года зарплаты педагогов, учитывая инфляцию и покупательские способности, продолжает снижаться.

Повышение зарплаты учителям за март

В 2016 году доходы учителей все же возрастут. Согласно федеральному указу Президента, изданному 2012 году, до конца 2016 выплата зарплаты учителям в школах должна возрасти в полтора раза. В прошедшем году индексация зарплат учителям не была проведена, соответственно в течение 2016 года оплата труда учителей возрастет.

Согласно федеральному плану, 1 апреля зарплаты всех педагогов возросли на 5,5%. Учитывая текущий уровень инфляции в 10-12%, такая индексация не повысила фактический доход учителей, однако незначительное увеличение учительских зарплат в 2016 ожидать стоит.

При этом реальная оплата труда учителей, до конца 2016 должна вырасти сравнительно с показателем за 2012 год в полтора раза.

Зарплата учителя в России

Все надбавки и оклады, начиная с марта 2016 года, были проиндексированы, и теперь реальная зарплата учителей повысилась от 2,7% до 7,6%. Учитывая последние новости зарплата учителей в России постепенно увеличивается. Хотя учитывая, что индекс годовой инфляции составляет 10-12%, повышение оклада лишь поддерживает финансовое положение преподавателей на прежнем уровне.

Зарплата учителя в Москве

Средняя зарплата учителя в Москве значительно выше региональных показателей, и по состоянию на март 2016 года, составляет около 70 тысяч рублей. Также, выплаты в столице происходят без задержек, что является основной проблемой снабжения учителей в регионах. Однако индексация заработной платы учителей Москвы не является для правительства приоритетной, поэтому повышение ставки в 2016 происходит с задержками.

Заработная плата учителей в Петербурге

В Санкт-Петербурге профессия учителя также достаточно высокооплачиваемая и составляет, по состоянию на 2016 год в среднем 65000 рублей. С учетом 5,5% индексации в марте 2016, денежное довольствие учителей Петербурга сравнимо со средними столичными выплатами преподавателям за предыдущий год.

Зарплата учителей в Московской и Ленинградской областях

В областях городов административного значения педагоги зарабатывают в среднем 44 тысячи рублей. При этом с прошлого года вступила в силу программа на начисление зарплаты учителям «Учитель для всех».

Молодые преподаватели, окончившие ВУЗ с отличием, могут рассчитывать на надбавку, размером до 35 тысяч. Таким образом, профессиональные учителя в Подмосковье и Ленинградской области смогут получать денежное довольствие, сопоставимое с оплатой труда педагогов в Москве.

Зарплата учителей Забайкалья, в Башкирии и Алтайском крае

В большинстве регионов России, зарплаты в 2016 существенно не изменятся. На данный момент они составляют 15-20 тысяч, в зависимости от загруженности и стажа в регионах, и около 30 тысяч в областных центрах. Основные повышения выплат учителям в 2016 направлены на МРОТ , поэтому в течение года зарплаты в регионе возрастут не более чем на 2000 рублей.

При этом средства, заложенные в федеральном бюджете на зарплаты учителей с 1 января 2016 года, снизились на 24 миллиарда. Индексация оплаты труда работникам системы образования при этом выполняется, благодаря оптимизации рабочих мест и сокращению персонала в школах.

Зарплата учителей в Крыму

В 2016 году в Крыму окончательно был решен вопрос с тем, как рассчитать зарплату учителя. Средний показатель заработной платы учителей на полуострове составил 22 тысячи рублей, и был проиндексирован в общем порядке.

Зарплата сельского учителя

Несмотря на то, что повышение минимальной оплаты работникам бюджетной сферы направлено на выравнивание показателей заработной платы учителей, финансовое снабжение учителей существенно не меняется. Средняя зарплата учителя в поселках и селах в 2016 году остается в пределах 8-10 тысяч. Это, прежде всего, связано с процентным перерасчетом денежных выплат.

Зарплата учителей начальных классов

В 2016 зарплаты учителей начальных классов существенно не повысятся. Реформа регламентирует увеличение минимальной оплаты труда. В школах зарплаты будут повышены, прежде всего у уборщиц, гардеробщиц и поваров.

Заработная плата учителя физкультуры

По словам министра образования Фурсенко , в школах работает порядка 200 тысяч невостребованных сотрудников. По этой причине, некоторые учителя труда и физкультуры рискуют попасть под сокращение в 2016 году.

Зарплата учителей английского языка

Педагогов узкого профиля и высокой квалификации, урезание штата и снижение зарплаты в 2016 не коснется. Однако преподаватели английского языка могут столкнуться с проблемой задержки зарплаты учителям.

Расчет зарплаты учителя

На оплату труда учителей существенное влияние оказывает региональное расположение места работы. По состоянию на начало 2016 года, минимальная зарплата учителей в 8-10 тыс. руб. достаточно распространена в селах. В крупных городах оклад учителей составляет 20-40 тысяч, а в северных – например в Якутии, доходит до 50 тысяч.

Ставка учителя в школе и зарплата в целом, в городах административного значения – Москвы и Санкт-Петербурга, составляет примерно 70 тысяч рублей. Что касается грядущих повышений окладов, то учитывая общий рост цен, значимого изменения уровня зарплат в 2016 не произойдет.

Зарплата учителей Казахстана

Зарплата учителей в Казахстане в 2016 существенно увеличится. По новой модели, зарплаты госслужащих, занятых в сфере образования Казахстана, будут повышены до 29%.

Молодых учителей, педагогов без специализации и персонал, ожидает повышение оплаты труда от 15% и более. Узкие специалисты, учителя иностранных языков и преподаватели высшей категории, а также административный состав, в Казахстане ожидает повышение оклада на 29% в течение 2016 года.

Зарплата учителя в Беларуси

Ситуация с оплатой труда педагогов в Беларуси в 2016 остается напряженной. Сокращаются вознаграждения, из которых состоит весомая часть зарплаты. Кроме того, в некоторых регионах преподавателям отказывают в выплатах за летний период и снимают надбавки к зарплате учителей.

Однако на март 2016 года завучи школ Беларуси получают около 50 тысяч, в пересчете на русские рубли, а молодые учителя – порядка 18 тысяч.

Зарплаты преподавателей высшей категории

Для профессиональных преподавателей изменяться условия труда и сниматься стимулирующая зарплата учителей не будут. Преподаватели высшей категории, зарплата которых находится на сравнительно высоком уровне, остаются наиболее востребованными сотрудниками в школах России.

Зарплаты молодых учителей

Показателен пример учительницы младших классов из Барнаула, Алтайского края. При заработке в 22 тыс. руб. за 2015 год, МРОТ вырос на 240 рублей, и при этом финансирование системы образования в крае было снижено на 5%. Так что, несмотря на недостаточность финансирования, выплаты зарплаты учителям, в том числе молодым, в 2016 снижены не будут. Такие вот новости о зарплате учителей.

Возможно Вас заинтересуют.

"Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2006, N 2

Информацией о порядке установления заработной платы работников образовательного учреждения, о факторах, влияющих на ее размер, а также о чем не следует забывать при ее расчете с нами поделится Ирина Евгеньевна Меликова, главный специалист по социальным вопросам Башкирского рескома Профсоюза работников народного образования и науки РФ, г. Уфа.

Как формируется зарплата

Порядок расчета и условия оплаты труда в учреждениях образования, финансируемых из федерального бюджета, определяются Правительством РФ. В учреждениях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, - органами власти субъекта РФ, а в учебных заведениях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

Заработная плата работников образовательных учреждений включает в себя:

  • оплату труда исходя из ставок заработной платы и должностных окладов, установленных в соответствии с разрядами ЕТС, с учетом их повышения за особые условия труда, за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях (например, за работу в сельской местности, школе-интернате, гимназии и др.);
  • доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (например, за работу в ночное время, во вредных условиях);
  • доплаты за работу, не входящую в должностные обязанности, в том числе связанную с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами и др.);
  • надбавки за высокое качество, напряженность и интенсивность труда (если они установлены работнику);
  • премии и другие выплаты стимулирующего характера;
  • республиканские компенсационные выплаты;
  • выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (районный коэффициент);
  • другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством.

Ставки заработной платы

Ставки заработной платы (должностные оклады) педагогических работников определяются в зависимости от образования и стажа работы по специальности или от квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации. Это определено Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений образования (ТКХ), согласованными Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. N 46.

Отметим, что должностные оклады руководителей определяются в зависимости от квалификационной категории, устанавливаемой по результатам аттестации, а также от группы, к которой образовательное учреждение относится по объемным показателям деятельности.

А размеры доплат за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей сотрудника, а также надбавок за высокое качество, напряженность, интенсивность труда и порядок их установления определяются учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляются в коллективном договоре, локальном нормативном акте образовательного учреждения.

Норма нагрузки учителя

Работа учителя определяется количеством часов недельной учебной нагрузки, а также выполнением обязанностей, предусмотренных ТКХ. Норма часов за ставку заработной платы для учителя начальных классов - 20 часов, других - 18. Ниже или выше этой нормы учебную нагрузку руководство учреждения может установить только с письменного согласия работника. Нагрузку, установленную в начале учебного года, без согласия работника изменять нельзя.

Следует отметить, что у учителя (если это его основное место работы) должен сохраняться тот объем учебной нагрузки, с которым он работал в предыдущем учебном году. Исключение - если сокращаются часы по учебному плану или классы-комплекты.

Повышенные ставки

Педагогическим работникам за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях повышают ставки заработной платы (должностных окладов) <*>.

<*> Размеры и условия применения повышенных ставок - в рубрике "Для справки" на с. 88.

Следует обратить внимание на то, что в случаях, когда работникам предусмотрено повышение ставок по двум и более основаниям (в процентах или в рублях), абсолютный размер каждого повышения, установленного в процентах, исчисляется из ставки без учета повышения по другим основаниям. При этом первоначально оклады повышаются на размеры их повышений в процентах, а затем на размеры повышений в абсолютных величинах.

Изменение размера ставки

Размеры ставок (окладов) могут изменяться в следующих случаях:

  • при увеличении стажа педагогической работы;
  • при получении диплома об образовании;
  • при присвоении почетного звания, ученой степени;
  • при присвоении квалификационной категории в результате аттестации.

При этом изменение размера ставки при присвоении квалификационной категории должно осуществляться со дня вынесения решения аттестационной комиссией.

Порядок исчисления заработной платы

Месячная заработная плата учителей и преподавателей определяется путем умножения размеров ставок их заработной платы, установленных с учетом квалификации и повышений, на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю.

Для наглядности рассмотрим порядок начисления зарплаты учителям на примере.

Пример. Учитель математики ведет уроки в старших классах. Его педагогическая нагрузка составляет 23 часа в неделю. Он имеет высшее образование и стаж педагогической работы 15 лет.

В соответствии с коллективным договором и положением об оплате труда учреждения учителю установлены доплаты (за классное руководство, проверку тетрадей, заведование кабинетом).

Примечание. Доплаты за классное руководство

Ежемесячное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений с 1 января 2006 г. составляет 1000 руб. (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 850).

Рассчитаем его зарплату за январь 2006 г. в случаях, если бы он работал в разных типах образовательных учреждений (см. приложение на с. 63). Так как в каждом субъекте РФ есть свои повышающие коэффициенты, мы предположим, что наш преподаватель ведет свою педагогическую деятельность в Республике Башкортостан. Следовательно, кроме федеральных повышающих коэффициентов мы должны учесть и региональные. Это уральский коэффициент - 15 процентов. Примем во внимание и республиканские компенсационные выплаты.

Приложение

Расчет зарплаты учителя

Наименование
должности
Разряд
оплаты
труда
Тарифная
ставка
Повышающий
коэффициент
за работу
в интернате,
гимназии,
лицее (15%)
Повышение
за работу
на селе
(25%)
Ставка
зарплаты
с учетом
повышений
Заработная
плата за часы
педагогической
работы
Доплата
за классное
руководство
(20%)
Доплата
за проверку
тетрадей
(10%)
Доплата
за заведование
кабинетом
(10%)
Компенсационные
выплаты <**>
Всего
зарплата
с учетом
районного
коэффициента
(15%)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Учитель, работающий
в городской школе
11 2144 - - 2144 2739,56
((2144 x 23) :
18)
428,8
(2144 x
20%)
273,96
(2739,56 x
10%)
214,4
(2144 x 10%)
147 4374,28
((2739,56 +
428,8 +
273,96 +
214,4 + 147)
x 1,15)
Учитель, работающий
в сельской школе
11 2144 - 536
(2144 x
25%)
2680
(2144 +
536)
3424,44
((2680 x 23) :
18)
536
(2680 x
20%)
342,44
(3424,45 x
10%)
268
(2680 x 10%)
147 5425,56
((3424,44 +
536 + 342,44
+ 268 + 147)
x 1,15)
Учитель, работающий
в городской
общеобразовательной
школе-интернате
11 2144 321,6
(2144 x 15%)
- 2465,6
(2144 +
321,6)
3150,49
((2465,6 x 23)
: 18)
- 315,05
(3150,49 x
10%)
246,56
(2465,6 x 10%)
147 4437,97
((3150,49 +
315,05 +
246,56 +
147) x 1,15)
Учитель, работающий
в сельской
общеобразовательной
школе-интернате
11 2144 321,6
(2144 x 15%)
536
(2144 x
25%)
3001,6
(2144 +
321,6 +
536)
3835,38
((3001,6 x 23)
: 18)
- 383,54
(3835,38 x
10%)
300,16
(3001,6 x 10%)
147 5365,99
((3835,38 +
383,54 +
300,16 +
147) x
1,15)
Учитель, работающий
в городской гимназии
(лицее)
11 2144 321,6
(2144 x 15%)
- 2465,6
(2144 +
321,6)
3150,49
((2465,6 x 23)
: 18)
493,12
(2465,6 x
20%)
315,05
(3150,49 x
10%)
246,56
(2465,6 x 10%)
147 5005,05
((3150,49 +
493,12 +
315,05 +
246,56 +
147) x 1,15)
Учитель, работающий
в сельской гимназии
(лицее)
11 2144 321,6
(2144 x 15%)
536
(2144 x
25%)
3001,6
(2144 +
321,6 +
536)
3835,38
((3001,6 x 23)
: 18)
600,32
(3001,6 x
20%)
383,54
(3835,38 x
10%)
300,16
(3001,6 x 10%)
147 6056,36
((3835,38 +
600,32 +
383,54 +
300,16 +
147) x 1,15)
Учитель, работающий
в городской гимназии
(лицее), интернате
11 2144 643,2
(2144 x 15%)
+ (2144 x
15%)
- 2787,2
(2144 +
643,2)
3561,42
((2787,2 x 23)
: 18)
- 356,14
(3561,42 x
10%)
278,72
(2787,2 x 10%)
147 4994,77
((3561,42 +
356,14 +
278,72 +
147) x 1,15)
Учитель, работающий
в сельской гимназии
(лицее), интернате
11 2144 643,2
(2144 x 15%)
+ (2144 x
15%)
536
(2144 x
25%)
3323,2
(2144 +
643,2 +
536)
4246,31
((3323,2 x 23)
: 18)
- 424,63
(4246,31
x 10%)
332,32
(3323,2 x
10%)
147 5922,80
((4246,31 +
424,63 +
332,32 +
147) x 1,15)
<**> В соответствии с Постановлением Кабинета министров РБ от 12 апреля 1999 г. N 104 компенсационные выплаты сотрудникам, работающим по 11-му разряду ЕТС, - 147 руб.

И.Е.Меликова

Главный специалист

по социальным вопросам

Башкирского рескома

Профсоюза работников

народного образования и науки РФ

Системы оплаты труда работников определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, разработанными в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом локальные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Оплата труда работников учреждений устанавливается на основе должностного оклада и выплат компенсационного, стимулирующего характера. В статье представим информацию по системе оплаты труда педагогических работников (за исключением должностей высшего и дополнительного профессионального образования), а также разберемся, какие виды компенсаций и других доплат им положены.

Согласно ч. 1 ст. 129 и ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы.

Трудовые договора с педагогическими работниками согласно п. 1 Постановления N 583 должны предусматривать такие обязательные условия оплаты труда, как:

— размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, конкретно установленный за исполнение работником трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы);

— размеры выплат компенсационного характера (при выполнении работ с тяжелыми вредными и (или) опасными, иными особыми условиями, в условиях, отклоняющихся от нормальных, и др.);

— размеры выплат стимулирующего характера либо условия для их установления со ссылкой на локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления выплат стимулирующего характера, если их размеры зависят от установленных в организации показателей и критериев.

Пунктом 2 Постановления N 583 предусмотрено, что при введении систем оплаты труда следует учитывать:

— Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;

— Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС);

— государственные гарантии по оплате труда (ст. 130 ТК РФ);

— перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития;

— перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития;

— примерные положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

— мнение представительного органа работников.

Оклад и ставка

Оплата труда педагогических работников складывается из размера должностного оклада или ставки заработной платы, являющейся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

При этом под фиксированными размерами оплаты труда педагогических работников, продолжительность рабочего времени которых составляет 30 или 36 часов в неделю, следует понимать размеры должностных окладов, устанавливаемых за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Под фиксированными размерами оплаты труда педагогических работников, для которых предусмотрена не продолжительность рабочего времени, а норма часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, понимаются размеры ставок заработной платы за календарный месяц, предусмотренные по должностям за норму часов преподавательской работы (нормируемую часть педагогической работы), составляющую соответственно 18, 24 часа в неделю или 720 часов в год, либо норму часов педагогической работы, составляющую 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю.

Должностные оклады педагогическим работникам образовательных учреждений устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и наличия квалификационной категории, необходимой для соответствующей профессиональной деятельности, а также на основе отнесения должностей к профессиональной квалификационной группе.

К сведению. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены приказами Минздравсоцразвития РФ N 216н и N 217н.

Ставка заработной платы определяется с учетом утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогического работника в зависимости от того, какую должность он занимает и каковы особенности труда на этой должности.

То есть оклады (должностные оклады), ставки по квалификационным уровням рассчитываются на основе дифференциации должностей, включаемых в штатные расписания учреждений. Дифференциация осуществляется на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено при занятии соответствующей должности, по профессии или специальности.

Отметим: необходимо, чтобы должности отвечали уставным целям учреждений и содержались в разд. "Квалификационные характеристики должностей работников образования" ЕКС.

Обратите внимание! Согласно Приказу Минфина РФ от 30.10.2008 N 120н "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Образование", п. 10 Постановления N 583 штатное расписание учреждения утверждается его руководителем и включает в себя все должности работников учреждения.

Здесь следует обратить внимание на основное отличие оплаты труда на основе ставок от оплаты труда исходя из оклада. Дело в том, что при выполнении с согласия работника педагогической работы сверх установленной нормы оплата его труда производится пропорционально количеству часов работы и установленной ему ставке в одинарном размере. Если же педагогическому работнику установлен оклад за определенную продолжительность рабочего времени, то привлечение его к работе сверх этой продолжительности нужно рассматривать как сверхурочную работу и оплату производить по соответствующим правилам.

Минобрнауки в Письме от 22.11.2011 N АФ-538/18 указало, что согласно примечанию о продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075, рост зарплаты путем увеличения учебной нагрузки сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы возможен только с согласия педагогических работников. Учителя общеобразовательных учреждений должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за два месяца. Кроме того, отмечено, что повышение средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений за счет увеличения педагогической нагрузки недопустимо.

Повышающий коэффициент

Положением об оплате труда работников учреждения может быть предусмотрено установление повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу), ставке работников, имеющих ученую степень (кандидат, доктор наук), ученое звание (доцент, профессор), а также персонального повышающего коэффициента. Решение об установлении повышающих коэффициентов и их размерах принимается руководителем учреждения в отношении конкретного работника с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.

Персональный повышающий коэффициент к рекомендуемым окладам (должностным окладам), ставкам устанавливается работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов. Такой коэффициент может быть установлен только на определенный период времени.

Компенсационные выплаты

В соответствии с п. 4 Постановления N 583 выплаты компенсационного характера устанавливаются педагогическим работникам по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ.

К сведению. Компенсационные выплаты не учитываются при исчислении иных стимулирующих или компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.

Приказом Минздравсоцразвития РФ N 822 утверждены перечень выплат компенсационного характера и разъяснения о порядке их установления. К выплатам компенсационного характера относятся:

1) выплаты лицам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ). При этом необходимо провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н. Напомним, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в таких условиях по результатам аттестации рабочих мест определен Постановлением N 870 — не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;

2) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146, 148 ТК РФ, Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"). Особенности оплаты труда в таких районах и местностях регламентируются ст. 313-317 ТК РФ;

3) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (ст. 149-154 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время"). К выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, наряду с перечисленными выше могут относиться выплаты за дополнительные трудозатраты, непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей, в частности, по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами работ, не входящими в должностные обязанности работников (Письмо ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ от 19.09.2008 N 216 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений").

Напомним, что согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе. За выполнение этих функций Постановлением Правительства РФ N 850 установлено ежемесячное вознаграждение в размере 1 000 руб.

Субсидия предоставляется бюджету субъекта РФ из расчета выплаты педагогу 1 000 руб. в месяц за классное руководство в классе с наполняемостью не менее установленной для учреждений соответствующими типовыми положениями либо в классе с наполняемостью не менее 14 человек. Для классов, наполняемость которых меньше установленной, размер финансирования (субсидии) уменьшается пропорционально численности обучающихся.

Напомним, что вознаграждение за выполнение функций классного руководителя включается в выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка (пп. "м" п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922).

Нормативными актами субъектов РФ могут устанавливаться повышенные надбавки. К примеру, согласно Постановлению администрации Красногорского муниципального района МО от 05.09.2012 N 2021/9 "Об утверждении Положений по оплате труда работников отраслей бюджетной сферы Красногорского муниципального района" за счет средств, предусмотренных на доплаты компенсационного характера за выполнение дополнительных работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей работника, устанавливаются доплаты в образовательных учреждениях, подведомственных управлению образования:

1) за классное руководство:

а) учителям 1-4-х классов — 15%;

б) учителям 5-11-х классов — 20%.

Доплата устанавливается в процентах к должностному окладу с учетом его повышения;

2) за проверку тетрадей:

а) учителям 1-4-х классов — 10%;

б) учителям 5-11-х классов за проверку письменных работ:

— по русскому языку и литературе — 15%;

— по математике и иностранному языку — 10%;

— по истории, химии, физике, биологии, географии, черчению — 5%.

Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района МО от 26.12.2011 N 461/32 "Об установлении системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений Наро-Фоминского муниципального района" установлены доплаты и надбавки в размере 15% фонда оплаты труда педагогических работников, в том числе:

— за проверку тетрадей;

— за заведование кабинетом;

— за классное руководство;

— за заведование мастерскими;

— за внеклассную работу по физкультуре;

— за каждый рабочий компьютер;

— за заведование пришкольным участком;

— иные выплаты, установленные локальным актом учреждения.

К компенсационным выплатам также относятся надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны"), но педагогическим работникам они не выплачиваются.

Кроме того, следует знать, что помимо компенсационных выплат, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами, работодатели в рамках указанного выше перечня вправе устанавливать в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах иные виды выплат компенсационного характера (п. 6 Разъяснений N 822). При этом размеры и условия осуществления таких выплат должны быть конкретизированы в трудовых договорах работников.

Стимулирующие выплаты

В соответствии с п. 5 Постановления N 583 размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников. При этом стимулирующие выплаты вводятся для обеспечения решения задач, связанных с совершенствованием кадрового потенциала, повышением эффективности педагогического труда и качества образования. Такие выплаты осуществляются в пределах стимулирующей части фонда оплаты труда.

— за интенсивность и высокие результаты работы;

— за качество выполняемых работ;

— за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

— премиальных по итогам работы.

Стимулирующая надбавка за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается педагогическим работникам, в частности, за достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения; подготовку призеров олимпиад, конкурсов различного уровня; проведение уроков высокого качества; участие педагога в методической работе (конференции, семинары, методические объединения); снижение (отсутствие) пропусков учащимися уроков без уважительной причины; высокий уровень исполнительской дисциплины (подготовка отчетов, заполнения журналов, ведения личных дел); отсутствие дисциплинарных, административных взысканий.

Стимулирующая надбавка за качество выполнения работ может быть установлена работникам за наличие почетного звания. Такая надбавка устанавливается работникам учреждений по основной должности при условии соответствия почетного звания профилю учреждения или педагогической деятельности работника и выплачивается за фактически отработанное время. При наличии у работника двух почетных званий стимулирующая выплата устанавливается только по одному основанию.

Премирование работников учреждения производится в пределах средств, предусмотренных на оплату труда за общие результаты труда по итогам работы за установленный период. Периодичность выплаты (месяц, квартал, полугодие, год) устанавливается коллективным договором или иным локальным нормативным актом учреждения.

При премировании по общему правилу учитываются успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде (отсутствие замечаний со стороны руководителя); достижение и превышение плановых и нормативных показателей работы; инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда; своевременность и полнота подготовки отчетности. Конкретный перечень критериев оценки деятельности работников устанавливается коллективным договором или локальным нормативным актом учреждения.

Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя образовательного учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников, а также в пределах средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.

Материальная помощь

Работникам образовательных учреждений может оказываться и материальная помощь. Условия ее выплаты должны быть установлены локальными нормативными актами таких учреждений. При этом решение об оказании материальной помощи работнику и ее конкретных размерах принимают руководители образовательных учреждений на основании письменного заявления работника.