Просвещение и наука в начале 20 века. XIX век в истории просвещения в России. Вопросы и задания

Просвещение в России конца 19-начала 20 века

В конце XIX - начале XX вв. школа России вошла в полосу количественных и качественных преобразований. Увеличивались число школ и контингент учащихся. Отдельные земства планировали осуществление всœеобщего начального обучения уже к концу XIX в. Земские школы успешно конкурировали с государственными учебными заведениями в сфере начального образования. Важной областью реформирования стала частная школа.Возникают просветительские общества, сотни народных библиотек, новые педагогические журналы: "Русская школа", "Вестник воспитания", "Образование" и др.Общество осознало, что новые социальные потребности и уровень развития образования приходят во всœе более явное несоответствие. Пересматривался характер самой школы. Был поставлен вопрос о переходе от традиционной школы обучения, которая давала знания, умения и навыки, к школе труда, которая должна была готовить не только исполнительную, но и инициативную, самостоятельную, широко образованную личность.Школьно-педагогическая проблематика привлекала внимание философов, социологов, психологов, специалистов естественных наук. В свою очередь педагоги постоянно обращались к другим наукам, используя их результаты при разработке теоретических проблем.Появляется значительное число новой литературы по вопросам педагогики: труды В.П. Вахтерова, К.В. Ельницкого, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта и многих других ученых. Получили развитие противостоявшие традиционализму новые педагогические подходы.Отечественная педагогика развивалась в тесном взаимодействии с педагогической наукой ведущих зарубежных стран. Наши педагоги были хорошо осведомлены обо всœем, что происходило в мировой школе и педагогике, чего нельзя было сказать об их зарубежных коллегах по отношению к педагогике России.Школа и педагогика России на рубеже XIX-XX вв. были на подъеме. Вместе с тем их развитие происходило при резком нарастании внутреннего социального напряжения, в условиях революционных взрывов, региональных и глобальных войн (революции 1905-1907 и 1917 гᴦ., русско-японская война, первая мировая война). Это наложило глубокий отпечаток на школу и педагогическую науку, привело к резкой политизации школьных проблем. Впервые в российской истории школьный вопрос обсуждался при участии политических партий: кадетов, октябристов, эсеров, социал-демократов и др.

Просвещение в России конца 19-начала 20 века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Просвещение в России конца 19-начала 20 века" 2017, 2018.

Отмена крепостного права, буржуазные реформы, проведенные в течение 60–70-х гг. XIX в. существенно ускорили становление капиталистических отношений в России, активизировали процессы общественного развития в целом. Технический прогресс, трансформация социальной структуры, изменения в системе управления предопределили необходимость совершенствования системы образования.

Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 г. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида: 1. Земские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений. 2. Церковные школы. 3. Народные училища Министерства народного просвещения. Тогда же был введен новый устав средних учебных заведений, которые отныне разделялись на два типа: Классические гимназии – в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла и, прежде всего, «классических» языков (древнегреческого и латыни) и Реальные училища, где большее внимание уделялось естественнонаучным предметам: математике, физике, химии. Большие успехи были сделаны в сфере женского образования. Во 2 половине XIX века во многих уездных городах появляются женские прогимназии и гимназии. К началу 80-х годов в стране было уже семь университетов. Помимо классических университетов увеличилось количество высших технических учебных заведений.

Чертой своеобразия русской культуры 2 половины XIX в. было то, что относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего большинства населения сочетался в России с необыкновенно высокими темпами развития отечественной науки, которая достигла в это время больших успехов.

Особенно широкую известность в мире получили исследования в области естествознания: И.М.Сеченов (изучение головного мозга и нервной системы), И.П.Павлов (теория рефлексов), И.И.Мечников (иммунология, эмбрионология, проблемы старения, патологии и пр.)

Замечательными открытиями ознаменовалось развитие химии: А.М.Бутлеров (теория химического строения веществ), Д.И.Менделеев (периодический закон химических элементов).

В физике конец XIX – начало ХХ вв. был отмечен целым рядом блестящих открытий: А.Г.Столетов (вопросы электричества, магнетизма, физической природы света, первый закон фотоэффекта), П.Н.Яблочков (дуговая лампа, «свеча Яблочкова»), А.Н.Лодыгин (лампа накаливания), А.С.Попов (радио), А.Ф.Можайский (самолет), К.Э.Циолковкого (проект освоения околоземного пространства с помощью аппаратов, приводимых в движение реактивными двигателями).

Особое место в русской науке рубежа веков принадлежит В.И.Вернадскому, бывшему родоначальником геохимии, биогеохимии, радиогеологии. Им было разработано учение о ноосфере, новом эволюционном состоянии биосферы (охваченной жизнью поверхности Земли), при котором одним из решающих факторов ее развития становится разумная деятельность человека.

Конец XIX в. был эпохой последних великих путешественников. На карте уже почти не осталось «белых пятен». Тем не менее, не вся земная поверхность была изучена равномерно. Весомый вклад в развитие географии и этнографии был сделан академиком П.П.Семеновым-Тянь-Шанским (исследовал Тянь-Шань, был инициатором нескольких экспедиций в Центральную Азию), Н.М.Пржевальским (изучение Центральной Азии), Н.Н.Миклухо-маклай (исследование Новой Гвинеи и Океании).

Значительно и развитие исторической науки в этот период: Во 2 половине XIX века С.М.Соловьевым написана остающаяся до сегодняшнего дня самой полной и подробной «История России с древнейших времен» в 29 томах; В.О.Ключевский пишет труды по агиографии и истории средневековой Руси.

Событием в культурной жизни России явился выход «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Изучением русской словесности занимался собиратель русских народных сказок А.Н.Афанасьев. Большую известность получили работы русского филолога и искусствоведа Ф.И.Буслаева.

Общественный подъём 60-х годов сказался как на общем росте печатной продукции (по тиражам и названиям), так и на изменении тематики литературы. В столице издается много учебников, религиозных книг, беллетристики, наблюдается рост выпуска серьёзной социально-экономической и естественнонаучной литературы.

В связи с культурнической деятельностью интеллигенции выросло количество общедоступных изданий для народа, для людей, занимающихся самообразованием.

Но вместе с тем растёт и выпуск лубочных книг. К концу века значительно уменьшился удельный вес переводной литературы. Это было вызвано успехами русской литературы, развитием отечественной науки, общественной мысли. Новый промышленный подъём конца 80-х - начала 90-х годов, революционное движение рабочего класса, деятельность первых марксистских организаций содействовали росту выпуска книг и других произведений печати, заметно изменили книжный ассортимент.

Число изданий к 1901 году достигло 10318, общий тираж - 56331 тысяч экземпляров. Основными центрами книгоиздательского дела во второй половине XIX века оставались Петербург и Москва, за ними шли Киев, Одесса, Харьков.

Предыдущие материалы:

Конец XIX - начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием. "В России в начале века был настоящий культурный ренессанс, - писал Н.А. Бердяев. - Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души". Творчество русских ученых, деятелей литературы и искусства внесло огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации.

Просвещение

"Культурный ренессанс" затронул, правда, в первую очередь, верхние, образованные слои населения. Проблема приобщения социальных низов к элементарной грамотности была еще весьма далека от разрешения. Правда, и здесь наметились сдвиги. Процент грамотности населения, поднялся с 31 для мужчин и 13 для женщин в 1859 г. до соответственно 54 и 26 в 1913 г. Число начальных школ, находившихся в ведении Министерства народного просвещения, увеличилось с 37 тыс. в 1900 г. до 81 тыс. в 1914 г., а число учащихся в них с 2,6 млн. до 6 млн. человек. Кроме того, накануне первой мировой войны еще 2 млн. человек посещало церковно-приходские школы. Стремительно росло число различных добровольных образовательных обществ, народных университетов.

Расходы государства, органов местного самоуправления на нужды образования увеличивались весьма высокими темпами. Если в середине 90-х годов XIX в. на эти цели ежегодно отпускалось примерно 40 млн. руб., то к 1914 г. уже 300 млн. Тем не менее в плане финансового обеспечения образования Россия уступала наиболее развитым государствам. Так, к 1914 г. расходы на просвещение в России, население которой по численности превышало население Англии в 4 раза, были больше, чем соответствующие расходы в Англии лишь в 1,5 раза.

Просвещение. "Культурный ренессанс" не коснулся подавляющей части населения страны. Как признавал сам Бердяев, "...все это происходило в довольно замкнутом круге, оторванном от широкого социального движения". Значительная часть крестьянства, как, впрочем, и рабочего класса, была неграмотной, хотя в конце XIX - начале XX веков в области народного просвещения наметились заметные сдвиги. По данным переписи 1897 г., в России на 100 жителей приходился 21 грамотный, в том числе среди мужчин - 29, а среди женщин - только 10. К 1917 году процент грамотных увеличился до 30. Росло число школ. Если в 1894 г. в стране было 32 тыс. начальных школ, то к 1906 г. уже 92,5 тыс.

Немногим менее половины всех школ было в ведении Синода, а уровень преподавания в них был гораздо ниже, чем в школах народного просвещения.

Слабым было и финансирование. Ситуация заметно улучшилась после первой русской революции, когда Государственная дума приняла несколько решений об улучшении образования и даже рассматривала законопроект о введении всеобщего начального обучения в России, но в связи с началом войны он так и небыл принят. Увеличилось число высших учебных заведений: в 1914 г. их насчитывалось 105 со 127 тыс. студентов.

На рубеже веков небывалый размах приобретает издательская деятельность, продолжается рост выпуска периодической печати. Особенно ощутимыми эти процессы стали после первой русской революции: в 1912 г.стране выходило 1131 ежедневных газет, а число журналов перевалило за тысячу.

Периодика приобретает многонациональный характер - газеты издавались на 24 языках. В 1913 г. только на русском языке было издано более 106 млн. экземпляров книг. Спектр политической ориентации газет и журналов был весьма разнообразен: от крайне правых, черносотенных изданий до крайне радикальных, левого толка. Хотя большинство имело все же либеральнобуржуазную направленность.

13. Серебряный век русской культуры: общая характеристика и особенности.

Русская культура конца XIX – начала XX веков – сложный и противоречивый период в развитии русского общества. Культура рубежа веков всегда содержит в себе элементы переходной эпохи, включающей традиции культуры прошлого и новаторские тенденции новой зарождающейся культуры. Происходит передача традиций и не просто передача, а зарождение новых, все это связано с бурным процессом поиска новых путей развития культуры, корректируется общественным развитием данного времени. Рубеж веков в России – период назревания крупных перемен смена государственного строя, смена классической культуры XIX века на новую культуру XX века. Поиск новых путей развития русской культуры связан с усвоением прогрессивных веяний западной культуры. Пестрота направлений и школ – черта русской культуры рубежа веков. Западные веяния переплетаются и дополняются современными, наполняются конкретно русским содержанием. Особенностью культуры этого периода является ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX – начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в пестром многообразии школ и направлений науки и искусства с одной стороны, и своеобразной точкой отсчета для анализа всех самых разнообразных культурных артефактов с другой. Отсюда тот мощный философский фундамент, который лежит в основании русской культуры рубежа веков.

Выделяя важнейшие приоритеты в развитии русской культуры конца XIX – начала XX века, нельзя обойти вниманием важнейшие его характеристики. Конец XIX – начало XX века в истории русской культуры принято называть Русским Ренессансом или, в сравнении с золотым пушкинским веком, серебряным веком русской культуры.

Этот период в развитии русской культуры связан с подъемом во всех сферах духовной жизни русского общества: отсюда и термин «духовный ренессанс». Возрождение лучших традиций русской культуры в самом широком спектре: начиная от науки, философской мысли, литературы, живописи, музыки и кончая искусством театра, архитектуры, декоративно-прикладного искусства.

Серебряный век русской культуры стремится синтезировать все достижения культуры: искусство – философия, религия – все взаимосвязано - тенденции к взаимопроникновению различных видов не только художественной, но и духовной деятельности в целом налицо. Глобализация истории, глобализация культуры – таковы главные характеристики культуры Серебряного века.

Наполеоновские войны и последующее активное участие России в европейских делах резко сблизили Россию и Европу. К колоссальному подъему национального самосознания привела Отечественная война 1812 г.: под сомнение были поставлены вековые устои русской жизни - самодержавие и крепостничество. Возникли тайные кружки молодых дворян-гвардейцев (будущих декабристов). И хотя православная церковь еще в предыдущем веке была низведена до уровня государственного ведомства, в ней стали прослеживаться новые явления. Все заметнее становится деятельность монахов-подвижников - старцев, прославившийся своей мудростью и праведной жизнью. Наиболее известны были Серафим Саровский, причисленный позднее к лику святых, и старцы Оптиной пустыни - маленького монастыря под Калугой.

В начале века просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. Создается Министерство народного просвещения. Увеличивается количество гимназий, возникают лицеи. Особенно прославился Царскосельский лицей (где впервые были запрещены телесные наказания), из которого вышли А. С. Пушкин - гордость нашей литературы, А. М. Горчаков - будущий министр иностранных дел и др. Во многих городах функционировали комитеты грамотности, содействовавшие распространению начального образования. Университеты существовали в Москве, Петербурге, Харькове, Дерпте (Тарту), Казани, Одессе, Томске. Основывается ряд научных обществ, развиваются периодические издания.

В 1839 г. была торжественно открыта обсерватория в Пулково под Петербургом с мощнейшим в мире в то время телескопом. Профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский (1792- 1856) разработал геометрию искривленного пространства, что знаменовало новый этап в развитии математики. В области физики ряд замечательных открытий принадлежит В. В. Петрову и Э. Х. Ленцу. Выдвигается целая плеяда русских химиков: Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, А. П. Бородин. В 1832 г. П. Л. Шиллинг, опережая С. Морзе, создает электромагнитный телеграф. Правительство поручило ему проложить телеграфную подземную линию, соединявшую все здания Адмиралтейства. Первый пароход был спущен на воду в 1803 г., а электроход создан Б. С. Якоби в 1839 г. Отец и сын Е. А. и М. Е. Черепановы в 1834 г. строят одну из первых в мире железных дорог на уральском заводе, а затем создают и паровоз.

Огромный шаг вперед был сделан в познании и осмыслении русского прошлого. Знаменитый историк и писатель Н. М. Карамзин (1766-1826) написал «Историю государства Российского». Труд его приобрел огромную популярность, благодаря ему многие россияне впервые узнали о богатстве и своеобразии русской истории.

Во второй половине века начинается новый подъем естествознания в Российской империи. В области математики и механики отечественную науку прославили П. А. Чебышев, А. М. Ляпунов, С. В. Ковалевская, А. Г. Столетов. Гордостью российского естествознания являются Д. И. Менделеев, П. Н. Лебедев, В. В. Докучаев, И. П. Павлов, А. С. Попов, И. И. Мечников.

Д. И. Менделеев (1834-1907) был ученым-энциклопедистом. В его обширном научном наследии, насчитывающем около 500 трудов, есть работы не только по химии, но и по физике, метеорологии, воздухоплаванию, сельскому хозяйству, экономике и т. д. Всемирную известность ученому принес открытый им в 1869 г. периодический закон химических элементов, находящихся в периодической зависимости от порядкового номера, или заряда ядра атома.

И. И. Мечников (1845-1916) - один из основоположников эволюционной эмбриологии и иммунологии. Совместно с Н. Ф. Гамалее основал первую в России бактериологическую станцию. Создал теорию происхождения многоклеточных организмов, занимался проблемами старения.

Труды И. М. Сеченова (1829-1905) и И. П. Павлова (1849-1936) обогатили мировую физиологию и явились прочной естественнонаучной основой для материалистического понимания таких сложнейших явлений, как физиологические и психические процессы у высокоразвитых животных и человека. Исследованиями в области электричества и магнетизма, а также фотоэффекта прославился А. Г. Столетов (1839-1896). В историю науки вошли А. С. Попов (1859-1905), изобретатель радио, и П. Н. Яблочков (1847-1894), изобретатель «дуговой лампы» (электрического освещения). В 1882 г. по чертежам А. Ф. Можайского (1825-1890) была завершена постройка самолета, пилотируемого человеком.

XIX в. особенно славен открытиями наших путешественников. Первое кругосветное плавание в отечественной истории (1803-1806) осуществил И. Ф. Крузенштерн. Экспедиция, возглавляемая Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым (1819-1821), вплотную подошла к «льдистому материку» - Антарктиде, что можно расценивать как открытие шестого континента.

Современные невесты долго изучают фото свадебных платьев в интернете, прежде чем остановить свой выбор и сделать покупку перед свадьбой.

Крупные достижения были сделаны и в области географии. Исследованием Центральной Азии занимался П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914). Его сподвижник Н. П. Пржевальский (1839-1888) исследовал Уссурийский край, Монголию, Китай, Тибет. Н. Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) путешествовал и изучал регион Юго-Восточной Азии, острова Тихого океана. Научная деятельность этих ученых обогатила не только мировую географию, но и климатологию, биологию, геологию, а также этнографию и историю. Н. Н. Миклухо-Маклай жил среди папуасов Новой Гвинеи. Основываясь на результатах своих наблюдений и исследований, он доказал, что отсталость островных народов не связана с биологическими (расовыми) причинами, а носит исключительно исторический характер. Миклухо-Маклай активно выступал против расизма и колониализма. Привезенные им из экспедиций богатейшие этнографические и антропологические коллекции размещены в Музее антропологии и этнографии в Петербурге.

Необходимость демократизации общества - отмены самодержавия и ликвидации крепостничества нашла свое отражение в идейно-политических течениях западников и славянофилов. Западники рассматривали Россию как часть мировой цивилизации, считая, что она должна развиваться по прогрессивным моделям, как передовые страны Западной Европы. С 40-х гг. из этого течения выделилось радикальное крыло в лице В. Г. Белинского, А. И. Герцена и др. , считавших, что невозможно трансформировать российское общество только посредством реформ. Славянофилы (братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.) полагали, что у России свой, самобытный путь исторического развития, не совпадающий с «гнилым» Западом. Они идеализировали сельскую общину, видели либерализацию в идее возрождения Земских соборов, свободомыслии. Эпоха Великих реформ 60-70-х гг. началась с отмены в 1861 г. крепостного права. Это было отправной точкой превращения Российского государства из военно-феодально-бюрократического в буржуазно-демократическое.