Детская железная дорога покататься. Я работаю на детской железной дороге. Играем вместе «Сапсан», B1510726-R

Есть множество поводов посетить столицу России. Кто-то приезжает сюда на заработки, кто-то для того, чтобы насладиться местной архитектурой или посетить современный развлекательный комплекс. В экскурсионную программу родителей с малышами обязательно входит детская в Москве. Она обязательно подарит массу положительных эмоций!

Историческая справка

В Москве была построена пионерами. Её проектирование началось в конце 1935 года, а уже спустя два года было выстроено более двух километров железного пути. В майские праздники 1937 года произошло самое значимое событие - запуск двух поездов. Изначально было у них и название: ВЛ-1 (в честь Владимира Ленина) и ИС-1 (в честь Иосифа Сталина).

В военный период детская дорога была снята и спрятана, восстанавливали её студенты только после грандиозной победы. Общее расстояние пути на сегодняшний день составляет 3,8 км.

Последующая реконструкция

В течение 50 лет в этот проект вносились различные доработки для того, чтобы детская железная дорога в Москве максимально была приближена в реальности:

  • В 1957 году из Польши были заказаны новые вагончики. Старый ИС-1 вывели из эксплуатации. Взамен ему поставили новый тепловоз ТУ2-078.
  • До 1963 года аттракцион работал только в летнем режиме, но после введения некоторых корректив, он стал работать круглый год.
  • В 1971 году был осуществлен капитальный ремонт, а в 1972 году дорога получила новый паровоз ТУ2-129.
  • С 1982 года на смену старым были завезены вагоны пассажирского паровоза ПВ40, которые используются и сегодня.
  • Последний раз на этой дороге капитальные ремонтные работы производились в 2005 году, при которых были заменены все основные пути.

Детская железная дорога, фото которой представлено в нашей статье, успешно работает и сегодня.

Местная администрация очень трепетно относится к этой достопримечательности. И ежегодно здесь проводятся работы, поддерживающие её функционирование.

Особенности движения транспорта

Описываемая железная дорога предназначена для перевоза маленьких детей. Летом здесь курсируют два паровоза, к каждому из которых прицеплено по шесть вагонов. Изначально, было создано всего три станции для остановки, а именно: «Школьная», «Юность» и «Пионерская». На каждой из них есть особые развлечения для разной возрастной категории. Не так давно, в 2006 году, появилась новая остановка - «Детская».

Удивительной особенностью этой дороги является то, что вся организационная работа осуществляется школьниками, возраст которых от 11 до 17 лет. Они управляют транспортом, продают билеты, осуществляют ремонтные работы и выполняют другие важные задачи. Предварительно они проходят обучение в специализированных кружках юных железнодорожников.

Расписание движения

Существует очень удобное расписание детской железной дороги. Но нужно учитывать, что перевоз детей тут возможен только при благоприятных погодных условиях. Во время сильного дождя или при температуре около 30°С дорога закрыта.

Работает она всего четыре дня в неделю (среда, четверг, пятница и суббота). Время работы с 10:00 до 18:00. Однако, прежде чем отправиться в путешествие, стоит предварительно позвонить и узнать о движении поездов в определенный день. Например, как уже говорилось, может не осуществляться перевоз пассажиров в связи с погодными условиями. Кроме того, один раз в месяц здесь могут проводиться санитарные работы.

О стоимости проезда

Цена на билет детской железной дороги зависит от того, сколько лет исполнилось пассажиру. Так, детским здесь считается возраст от 2-х до 10 лет. Стоимость билета для данной категории составит всего 120 рублей. Взрослому же потребуется заплатить 160 рублей. Малыши до двух лет могут ехать в сопровождении родителя бесплатно.

Месторасположение

Самая знаменитая детская железная дорога в Москве, располагается приблизительно на расстоянии 40 километров от столицы России. Добраться до поселка Кратово, где находятся учебные корпуса, можно с Казанского вокзала на электричке под номером 6620, 6222 или 6106. Доехать до этого места можно и на автомобиле. Однако стоит учесть, что вблизи станции детской железной дороги очень маленькая парковка, которая практически всегда переполнена автомобилями.

Отдельно стоит поговорить и о местности, на которой располагается популярный аттракцион. Вокруг много растительности, что делает окружающий воздух необычно свежим. Кроме того, на территории развлекательного комплекса располагается отличный чистый пруд, красота которого просто не может оставить равнодушным.

Стоит отметить и то, что на станциях в большом количестве имеются аттракционы для детей, предназначенные для самых маленьких гостей, - это красочные детские городки, горки и качели. Можно здесь взять и машинки напрокат. Родители же могут подождать своих малышей на уютных лавочках.

Несколько раз в сезон здесь проводятся познавательные экскурсии, на которых можно познакомиться с работой персонала, рассмотреть в отдельности каждый вагон и побывать в кабине машиниста.

Лето располагает к поездкам из Москвы на день два, поэтому мы с удовольствием продолжаем нашу рубрику и сегодня отправимся в Раменский район на Детскую железную дорогу . Хотя, как сказать, детскую, устроено все очень и очень по взрослому.

30 октября 1935 года состоялся слет пионеров Раменского района. Одним из обсуждавшихся на слете вопросов был призыв тифлисских пионеров, построивших первую ДЖД, начать строительство детских железных дорог во всех уголках страны. Идея эта показалась настолько интересной, что в тот же день был избран совет содействия строительству ДЖД в Кратово.

Проехаться по детской железной дороге, заглянуть в депо и посмотреть, как все устроено —>

Уже в июне 1936 года начали строительство железной дороги в Кратово, строительные работы выполняли сами пионеры, а самые тяжелые работы помогали выполнять комсомольцы Раменского и Ухтомского районов. К 7 ноября 1936 года было построено 2,3 км путей и временные деревянные постройки на двух станциях. Зимой вели подготовку сотрудников и состава для работы железной дороги, а уже 2 мая 1937 года состоялось открытие. Летом 1940 года построили еще 2 километра дороги и станцию Культбаза, а 22 июня 1941 года, в день открытия летнего сезона, стало известно о нападении фашисткой Германии на СССР, железная дорога проработала совсем недолго и вскоре пришлось ее закрыть из-за авианалетов. В 1945 году железная дорога заработала вновь, менялись составы, совершенствовались станции, много детей прошло через это неформальное учебное заведение, многие взрослые в детстве приходили сюда посмотреть, как устроена железная дорога. Такая возможность есть и у нынешних детей!

Схема железной дороги. Протяженность пути — 4,962 км; 2 станции: Пионерская и Юность, и 2 платформы: Школьная и Детская. Это узкоколейная железная дорога и составы здесь соответствующие.

Здесь работают дети! Конечно, взрослые координируют их работу, занимаются обучением, но все специалисты, обеспечивающие работу железной дороги - дети

Экскурсанты садятся в поезд

Подготовка перед отправлением, все нужно проверить

Интересно, что парадная форма юных проводников практически полностью осталась, как у советских пионеров, хотя теперь это корпоративные цвета РЖД

Поезд отправляется

Здесь интересно детям любого возраста!

Проводница рассказывает историю железной дороги. Для того, чтобы заказать бесплатную экскурсию, нужно заполнить заявку на сайте за несколько дней до желаемой даты.

Контролер проверяет билеты

Увлеченные работники детской железной дороги рассказывают о том, как все утроено. Чтобы сюда попасть нужно пройти неслабый, поэтому все «работающие» здесь дети по настоящему увлечены железными дорогами и разбираются в них почище многих взрослых железнодорожников.

Разрешают зайти внутрь кабины машиниста

И даже посидеть на месте машиниста

Строго говоря, вместо спортивного руля здесь должен стоять рычаг, но поскольку дети осваивают профессию под строгим надзором взрослых железнодорожников, то для удобства поставлен руль. Поезд ведет молодой машинист, но инструктор в любой момент может вмешаться и скорректировать действия. Все же везет локомотив настоящих пассажиров.

Рассказывают о том как устроены стрелки

А это в центре управления железной дорогой

Диспетчеры реально работают, управляют поездами, разрешают или запрещают выход на линию. Все как на взрослой железной дороге

С осени до весны дети проходят обучение, а летом работают на железной дороге. Говорят, что поезда отменяют потому что их некому водить — мало кто может сдать сложнейший экзамен на должность машиниста. При этом идет постоянная ротация кадров: сегодняшний проводник может завтра сдать экзамен на машиниста, а послезавтра отправиться обходчиком путей. Осваиваются сразу много специальностей. Не сдал экзамен — получи должность ниже.

В день ходит всего три поезда. От станции Пионерская поезда отправляются в 10:00, 10:55 и 11:50. От станции Юность - в 10:25, 11:20 и 11:50. Стоимость проезда - 120 рублей. В сильный дождь поезда отменяют.

В хорошую погоду можно прогуляться около озера в поселке Кратово (станция Пионерская) и даже искупаться. Также интересны стародачные места с уютными домиками в поселке Кратово.

Добраться до Детской железной дороги легко: от Казанского вокзала ходят электрички до станции Отдых или же на автомобиле по Рязанскому шоссе.
Подробная информация о расписании, стоимости проезда и о том, как добраться есть на официальном сайте.

Отдельное спасибо компании Региональный экспресс — РЭКС (в кой-то веки вдруг электрички стали выглядеть нормально) за организацию посещения детской железной дороги.

Семейный отдых с детьми должен быть не только веселым, но и познавательным. Станет отличным местом для такого маленького путешествия детская железная дорога в Кратове. Здесь дети и их родители ближе познакомятся с работой железнодорожников и прокатятся на поезде, которым управляют подростки, они же его и обслуживают.

История возникновения

Все работы были закончены в апреле 1937 года. Открытие состоялось 2 мая этого же года. Детская в Кратове с каждым годом все больше развивалась. В 1940 году был построен вокзал и дополнительные километры путей.

Во время ВОВ пути были разрушены. После войны пионеры и комсомольцы их восстановили, и железная дорога заработала в полную силу.

Малая Московская детская железная дорога в Кратово: реконструкции

В 1957 году были проведены ремонтные работы на станции "Пионерская". Это событие было приурочено к получению нового тепловоза с четырьмя вагонами из Польши. 1971 год был обозначен для полной реконструкции путей. На станциях произошли изменения технического характера:

  • маршрутно-релейная централизация ("Пионерская");
  • электрическая централизация ("Путь Ильича");
  • автоблокировка (на перегонах).

В 1979 году на станции "Пионерская" построили корпус для учебных и лабораторных работ. Здесь юные железнодорожники могли заниматься теорией и практикой. В 2002 году на станции "Юность" произошел пожар, и сгорели все строения. В 2003 году постройки были возобновлены и усовершенствованы.

В 2005 году была запланирована и проведена полная реконструкция малой железной дороги. Отреставрирован полностью центральный вокзал. Депо перестроили с использованием современных материалов. Теперь в нем могут помещаться несколько тепловозов и все вагоны. Здесь теперь проводятся экскурсии и лекции.

Деревянные пути заменили на металлические. Внутри вагонов произведен хороший ремонт - сиденья мягкие и удобные. В 2013-2014 годах проведены ремонтные работы офисного здания и станций.

Особенности железной дороги

Общая протяженность путей составляет 4,962 км. Этого расстояния хватит, чтобы взрослые и дети насладились интересной поездкой на необычном поезде. Детская железная дорога в Кратове имеет две станции:

  • "Пионерская".
  • "Юность".

Эти станции имеют две платформы:

  • "Школьная";
  • "Детская".

Пути здесь узкоколейные, и составы спроектированы под них. Все работы выполняют дети под руководством взрослых профессионалов. Платформы и станции отреставрированы и имеют современный внешний вид.

Какие дети работают на железной дороге

Малая детская железная дорога в Кратово - место, где все функции выполняют дети. Но это не обычные ребята с улицы. Они проходят долгое обучение и сдают экзамены. Порой знания у юных железнодорожников глубже, чем у взрослых специалистов. Это обуславливается серьезной подготовкой в течение нескольких лет.

Машинистом может стать только подросток, который определенный период времени сдает все экзамены на отлично. Но это не значит, что он займет эту должность на длительный срок. В случае плохой сдачи экзаменов в очередной раз его понижают в должности. Такой отбор проходит на все профессии.

Учеба происходит в осенне-зимний период по строгому графику. В процессе обучения берут участие профессиональные железнодорожники. Подростки, которые полностью прошли обучение на Малой дороге и хотят связать в дальнейшем свою жизнь с ней, практически всегда поступают в соответствующие университеты на льготных условиях.

Московская детская железная дорога (Кратово): обязанности подростков

Ребята выполняют все работы здесь. Как и на настоящей железной дороге, дети работают на разных специальностях:

  • машинисты;
  • контролеры;
  • проводники;
  • диспетчеры;
  • механики.

Юные работники имеют униформу. Она очень схожа еще с одеждой советских ребят, но это своеобразное совпадение. Сейчас в тех же тонах выполнена официальная форма работников Российской железной дороги. Это строгие сочетания белого и черного тонов с добавлением яркого акцента - красного галстука.

Во время путешествия проводники рассказывают туристам историю возникновения железной дороги и о ее достопримечательностях. Маленькие посетители могут наблюдать за процессом прицепления вагонов к тепловозу. Также можно посетить депо и посидеть в кабине машиниста.

На всей протяженности путей расположено 4 переезда, на них также дежурят дети вместе со взрослыми. Они обучены переводить стрелки как в ручном, так и в автоматическом режиме.

В обслуживании рейса одного поезда берут участие 50 подростков в возрасте 11-16 лет. Это ребята, которые находятся не только в поезде, но и на каждой станции, переездах, в офисе. Поезд имеет 6 вагонов, и они практически всегда заполнены полностью.

Как доехать

Расположена недалеко от Кратово. Как доехать на общественном транспорте в Кратово? Самым простым способом можно считать поездку на электричках, которые ходят по Рязанскому направлению. Выйти нужно на станции "Юность" или "Пионерская".

На автомобиле нужно двигаться по Новорязанскому шоссе до поворота на Жуковский. Доехать надо до светофора и свернуть в сторону города Раменское. Проехать по Нижегородской улице и пересечь два переезда. После последнего припарковаться на стоянке, в 50 м от нее располагается станция "Юность".

Оба способа занимают небольшое количество времени и весьма удобны. Для личного транспорта возле вокзала расположена просторная парковка. Там спокойно можно оставить автомобиль на время путешествия на поезде.

Инфраструктура

В поселке Кратово находится отличный развлекательный центр. Здесь разместились сразу несколько детских современных площадок с яркими аттракционами. Рядом находится кафе и несколько небольших магазинов.

В сосновом лесу недалеко от станции находится чистый пруд с пляжами. На берегу и недалеко от него можно покатать ребенка на электромобилях или лошадях. Чистый сосновый воздух станет отличным дополнением к прогулке.

Вокруг центрального здания расположились удобные лавочки, и вся территория утопает в цветочных клумбах. Везде чистота и порядок. Вот такая она - детская железная дорога в Кратово. Фото на всех ресурсах и в данной статье об этом свидетельствуют.

В магазинах поселка можно приобрести необходимые продукты и напитки. На обратном пути можно прогуляться по красивому и уютному парку. Отдохнуть и подкрепиться можно в небольшом и тихом кафе.

Режим работы

Движение поездов во многом зависит от погодных условий. В дождливые и холодные дни работа не осуществляется. Детская железная дорога в Кратово (2016 год не стал исключением) открывается в обычное время - в конце мая.

Много лет подряд станции работают только в период летних каникул. Обычно сезон открывается в конце мая и длится до конца августа (последнее воскресенье). В остальное время ребята проходят активное обучение.

При плохой погоде движение поездов останавливается во избежание травматических ситуаций и аварий. Иногда пропускаются рабочие дни из-за экзаменов, которые проводятся периодически для ребят-железнодорожников.

В день (при условии хорошей погоды) осуществляется три рейса. Первый поезд отправляется около 10 часов утра. Весь путь занимает 20-25 минут. За это время можно не только полюбоваться пейзажем за окном поезда, но и узнать много нового о железной дороге вообще. Какие имеет детская железная дорога в Кратово отзывы?

Что говорят отзывы?

В Интернете достаточное количество отзывов об отдыхе на Малой железной дороге. Все они в основном положительные. Родители отмечают удобные мягкие лавки и аккуратные маленькие столики в вагонах.

Малышам, по отзывам мам, очень нравится наблюдать за процессом сцепления вагонов. Дети любят сидеть в тепловозе и рассматривать пульт управления машиниста. Старшим детям нравится наблюдать за работой подростков на всех этапах путешествия. Им интересно общаться со своими сверстниками и узнавать от них любопытные истории о поездах.

Кто из нас, будучи детьми, не играл в паровозики, используя возможности игры с названием «Детская железная дорога», хлопая в ладоши. Мы были просто в восторге от пластмассового паровзика и вагонов, бегающих по круговым рельсам на половом покрытии. Расставались мы с этой забавой, когда уже глазки слипались, или, когда бдительные родители вместе с бабушкой или дедушкой отправляли нас отдыхать по кроватям. Но времена меняются, и современным детям уже недостаточно игрушек, работающих на батарейках.

Сегодня подрастающее поколение по-настоящему хочет ощущать себя в роли проводника, машиниста или пассажира. Детвора хочет вести настоящие, поездные составы по проложенным узкоколейным дорогам. В этих играх участвуют уже с семилетнего возраста, но сказать, что пятнадцатилетние подростки не будут прыгать от радости, как их малые братья, сестры или друзья младшего возраста – это будет неправдой. Эти отроки точно также с восторгом будут водить маленькие локомотивы, станут командовать, пока ещё высоким голосом, заняв кресло диспетчера или став настоящим станционным дежурным. Некоторые захотят заглянуть в прошлое, становясь станционным смотрителем и с пристрастным рвением выполнять свои игровые служебные обязанности.

Необходимо отметить, что на таких настоящих, но детских железных дорогах все игроки находятся под пристальным вниманием взрослых, особенно машинисты локомотивов. Кто-то из детей в период учебного года становятся внимательными слушателями в железнодорожных кружках, где для них проводят занятия по теории настоящие специалисты железной дороги. С наступлением летнего времени все эти непоседы приобретают профессию, которая может стать делом всей последующей жизни подростка.

Такие детские железные дороги сегодня имеются во многих российских городах. Проложенные путевые нитки в упомянутых городках достигают длины в несколько километров, они не имеют общего выхода на рельсовую колею настоящих российских железных дорог. Транспортное значение подобные пути тоже не имеют, а использовать их могут только в аттракционном статусе в парковых зонах или в зонах отдыха, где гости становятся пассажирами или специалистами на железной дороге. Современная статистика доказывает, что 30 % участников игр на ДЖД приобретают, именно, здесь свою будущую профессию. Такие цифры свидетельствуют о серьёзности организации подобных школ.

Справедливости ради необходимо отметить, о создании первых ДЖД СССР заговорили ещё в тридцатых годах двадцатого столетия. В последующем приобретённым опытом в строительстве ДЖД заинтересовались в таких странах, как Куба, Китай, Германия, Словакия и Венгрия.

Что такое ДЖД?

Детская железная дорога (ДЖД) - учреждение, осуществляющее дополнительное образование для детей 8-15 лет, которые занимаются изучением железнодорожных специальностей. Основная часть ДЖД это узкая колея железнодорожной линии, где проводятся все практические уроки для юных железнодорожников (чаще в период летних каникул). В другие времена года на ДЖД проходят только теоретические занятия. Детские железные дороги стремятся максимально походить на прототип - железные дороги общего пользования. По этой причине на ДЖД, по мере возможностей, применяется оборудование подобное оборудованию настоящих железных дорог. Установленный на ДЖД перечень правил эксплуатации похожи на правила, применяемые на железных дорогах общего пользования.

История

Официально признанная хронология свидетельствует, что родиной ДЖД является Советский Союз. В 1935 году появляется Тифлисская железная дорога. Но более ранние архивы говорят о появлении ДЖД ещё в девятнадцатом столетии. Инициатива была проявлена руководителями Николаевской ЖД. Возникшая идея трансформировалась в создание специальных бригад на базе детворы из семей железнодорожников. Дети занимались настоящим делом, выполняя посильную работу. Так дело их отцов, ставится их делом. Эти созданные бригады и послужили тем самым образцом при создании современных ДЖД.

Предшественник детских железных дорог это частный развлекательный комплекс, который создали в 1890-х гг. для великого князя Михаила Александровича (сына Александра III) и его сестёр на территории парке дворца в Гатчине. Состав этого аттракциона: паровой локомотив и 2-3 пассажирские вагонетки, которые ходили по рельсам; машинистом был сам Михаил.

Первой ДЖД Советского Союза, да и в мире была создана в 1932 или 1933 году в Москве, на территории парка им. Горького. Работала она мало, к 1939 году ее закрыли. По необъяснимой причине существование этой ДЖД в СССР скрывался. Утверждение, что первой железной дорогой была ДЖД в Тифлисе (1935 г) опровергают 2 источника: заметка газеты «Вечерняя Москва» от 9.01.1933г и брошюра «25 детских железных дорог СССР» 1936г.

Появившаяся московская детская железная дорога на территории парка имени писателя Максима Горького сразу становится в центре внимания, благодаря публикациям в центральной прессе. Рассказы о том, что самодельный электропоезд управляется простыми мальчиками звучала, как сказка, завораживая сверстников. Там, где правили балом мальчуганы, не могло обойтись без того, чтобы пассажирский поездной состав трансформировался и становился настоящим бронепоездом. Здесь звучали звуки настоящих сражений, в которых всегда выходили победителями войска красногвардейцев.

Как правило, воевали недолго, ведь надо было заниматься и мирным трудом. Данная дорога не стала настоящей школой железнодорожников, она играла обычную роль, только большой игрушки. В этих забавах отсутствовали настоящие правила железной дороги и состав водился, как бог на душу положит. Но когда в 1936 году стали работать ещё две ДЖД в Днепропетровске и Тбилиси, то здесь уже сделали соответствующий подбор специалистов, которые работали железной дороге.

ДЖД в Тифлисе была создана 24 июня 1935 года по желанию грузинских школьников. И эта дорога по официальным данным считается первой в мире ДЖД. Позднее открывается ДЖД в городе Красноярск, получая звание первой в РСФСР. После этого ДЖД стали строить во всех столицах РСФСР.

ДЖД оказывают большую помощь в деле обучения профессионалов для железной дороги в то время, когда не хватало специалистов.

На середину 1980-х годов на территории СССР работает не меньше 52 ДЖД.

Строительство ДЖД начинает Болгария, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Китай, Куба и др. Отличие этих ДЖД в основном в разветвлённости и протяжённость в разы. Большинство, из них проработав 10-15 лет – закрылись, другие превратились в аттракционы, немногие сохранили свое предназначение. Подобная судьба постигла большинство ДЖД стран РСФСР.

В данный момент в нашей стране работают 25 ДЖД.

Нельзя забывать, что тридцатые годы двадцатого столетия переживали бурный рост строительства гигантских промышленных объектов, отчего основная масса жителей советского государства пребывала в некоторой эйфории от собственных побед. Но тогда, наверное, и невозможно было сделать по-другому. Хочется отметить, что в то сложное время появились эти и другие настоящие ДЖД. Детям отдали на откуп возможность создания своих проектов дорог и будущей реализации их строительства. Детям разрешалось работать на своих объектах по два часа в течение пяти дней, но оттащить их от этого труда иногда удавалось с большим трудом. Настолько они были увлечены этой работой, ведь речь шла о своей, детской дороге.

Особенности детской дороги

Обычно, ДЖД это отделенный от общих железных дорог отрезок узкоколейного пути длительностью от 1 до 11км, зачастую кольцевой. Особой роли детские железные дороги не выполняют, прокладываются в парках или зонах для отдыха. Эксплуатируются ДЖД в основном летом, где дети под контролем инструктора, применяют полученные за год знания. Учащиеся в ДЖД получают льготы для дальнейшего обучения железнодорожному мастерству.

Кроме этого обучения железнодорожному мастерству, у детей в таких заведениях есть возможность заниматься в секциях и развиваться как личность.

В некоторых случая детскими железными дорогами называются развлекательные комплексы изображающие поезд, которые находятся в парках. Но подобные аттракционы не являются ДЖД. Первое отличие в том, что их обслуживают взрослые, второе отличие в том, что ДЖД обучает детей азам железнодорожной профессии, что само по себе не является развлечением. К сожалению, в настоящее время многие ДЖД – например Алматинская, не выполняют свою миссию, и являются лишь историческими памятниками.

Абсолютно у всех ДЖД колея составляет 750 мм. Объясняется это стандартами установленными в Советском Союзе, что позволяло ДЖД применять производимое в СССР оборудование. Однако Красноярская ДЖД – является исключением. В 1936 году ее колея составляла всего 305 мм, в 1961 колею расширили до508 мм. Отличались и ДЖД Астаны и Вологды. С ширины 600 мм колеи расширили до стандартной ширины 750 мм.

В других странах, где существуют ДЖД, колеи имеют меньшую ширину. В Польше город Познань – 600 мм, Дрезден – 381 мм.

С целью демонстрации юным железнодорожникам работы современного железнодорожного оборудования, детские железные дороги часто снабжались системой сигнализации, централизации и блокировки, подобные тем, что применяются на реальных железных дорогах (несмотря на то, что надобность в них отсутствовала).

И конечно, на ДЖД устанавливался такой же подвижной состав, который использовали ЖД СССР с узкой колеей. До военного времени и первые года после войны это были паровозы, в частности Гр, паровозы проекта П24 (разные модели). С 60-х годов паровозы заменяются тепловозами, но на отдельных ДЖД они оставались и до 80-х, но и до 90-х годов, а Киевская и Ростовская ДЖД паровозы Гр до сих пор выполняют свою миссию. На малой Горьковской ДЖД (Нижний Новгород) есть паровоз Кп4-430 (модификация П24).

Подвижной состав

Тепловозы

В 1950-х - 1960-х годах, ЖД Советского Союза заполняются тепловозами. Также тепловозы появились и на ДЖД. Это были ТУ2, ТУ3, ТУ4, ТУ6 (реже ТУ4 и ТУ6). Была задумка создать тепловоз ТЭУ-16 специально для ДЖД, но в результате распада СССР, этого не произошло.

Электровозы

Электровозы в отличие от тепловозов не так популярны на ДЖД. ВЛ-4, который создали 1960 году в ВНИИТП, но электрификацию ДЖД признали опасной и электровоз не построили. Существует информация о том что ДЖД в Ужуре используется 2 электровоза ЭД-1, но информации о ДЖД очень мало, и нет подтверждения этим данным.

Вагоны и моторвагонный подвижной состав

Кроме поездов с локомотивной тягой, временами на ДЖД применялись и моторвагонные поезда. К примеру, на ДЖД Москвы и Ужура практиковалось применение самодельных электропоездов. На ДЖД города Коммунарск эксплуатировалась автомотриса АМ1.

На довоенной детской железной дороге, применялись вагоны, которые были построены на Коломенском заводе до революции. В послевоенное время на ДЖД применялись вагоны Pafawag модели 2Aw, 3Aw производимые в Польше (с 1956 по 1960 год) на 38 посадочных мест. В 1980-х годах они заменены вагонами ПВ40 и ПВ51,которые производили на Демиховском заводе с 1950-х годов.

В 1989 году прекратилось изготовление вагонов для узкоколейных ЖД. Лишь в 2003 году заводом «Метровагонмаш» возобновилось изготовление вагонов узкоколейных ЖД.

Самодельный подвижной состав

Традиционно организация ДЖД поддерживается администрацией общественных железных дорог. Но бывают случаи создания ДЖД на «голом» энтузиазме, как говорится. В этом случае настоящие локомотивы заменяют самодельными. К примеру, Красноярская ДЖД используют лишь самодельные локомотивы, но по причине нестандартности колеи.

Значение ДЖД

Профориентация


Специалисты детских железных дорог преподают своим ученикам основные навыки необходимые почти для всех профессий ЖД, а обслуживание детьми ДЖД, развивает в них интерес к работе на железной дороге. Большое количество детей, которые занимались в 50-70х.гг прошлого века на ДЖД выбрали железную дорогу своей профессией.

Воспитание детей

Значение ДЖД в педагогике велико. Развивая командный дух и искусство взаимодействия в группе, у детей появляется опыт работы в команде.

Работа на ДЖД также развивает у детей коммуникативные навыки, так как здесь обучаются дети разных возрастов, а при практических занятиях происходит общение с взрослыми пассажирами. Такая работа вырабатывает дисциплину, развивая ответственность за себя и других, учит технике безопасности.

Транспортные функции

В основном ДЖД не является транспортным средством в традиционном представлении, и большинство считает его парковым аттракционом. Только ДЖД городов Читы, Оренбурга, Свободный, Чимкент, выполняют доставку пассажиров из городов в пригород. Во времена ВОВ ДЖД города Свободный применялась для перевозки продуктов из окрестных колхозов. ДЖД после ВОВ в городе Вильнюс доставляла уголь к городской ТЭЦ, а ДЖД Нижнего Новгорода (Горький) - функционировала в виде общественного транспорта, наравне с трамваями и автобусами, при этом зарабатывая дополнительные денежные средства.

Дополнительные факты о ДЖД

В конце 30х годов прошлого века в Москве проектировалась грандиозная ДЖД, были привлечены лучшие архитекторы и строители, но реализации этого проекта помешала Великая Отечественная Война. Современная Московская ДЖД расположена в Кратово.

Электрифицированные детские железные дороги работали только в 3 городах: Москве, Ужуре и Донецке. В настоящий момент нет ни одной из них.

В Одессе функционировал трамвай для детей, он работал на электричестве, но ничего общего с ДЖД практически не имел.

За границей электрификация ДЖД применялась, очень редко. Но такие ДЖД были в Пльзене и Отсраве (Чехословакия), Германии.

Самой длинной ДЖД является дорога в городе Свободном, длина которой относительно ДЖД в городе Красноярске, которая самая короткая, в 10 раз, и составляет - 11.4 км.

ДЖД России


После кровопролитной войны минуло всего три года, но в конце августа месяца 1948 года открылась «Малая октябрьская железная дорога», с общей протяжённостью путей сообщения 8100 метров. С пуском дороги завершилось строительство первых трёх станций, речь идёт об Озёрном, Зоопарковском и Кировском пунктах. Перегон: Озёрная – Зоопарк с длиной 2800 метров и перегон: Зоопарк – Кировская с длиной 4700 метров имели электрожезловую систему с установленными семафорами, которые являлись сигнальными устройствами. Изначальный вариант подвижного состава был представлен паровозом «В-32» и двумя паровозами марки «ПТ4» с присвоенными номерами, как «ПТ-01» и «ПТ-02». «Малая октябрьская железная дорога» обслуживалась девятью пассажирскими вагончиками.

Спустя один год в начале летнего сезона ДЖД парк подвижного состава увеличивается ещё несколькими вагонами и паровозом «ВП1 -170». Начиная с 1958 года, со станции Озерная стал курсировать детский тепловоз «ТУ2-167». По прошествии двух лет, парк пассажирских вагонов вновь обновляет свой подвижной состав. «Малая октябрьская железная дорога» сразу пополнилась двумя составами, состоящих из пяти вагонов. Составы имели собственные названия: «Сказка» и «Пионер». По дороге курсировали сразу два поездных состава, встречались они у вокзала станции «Зоопарк».

В 1964 году происходит трагедия. Из-за отсутствия работающих шлагбаумов на одном из переездов, в районе улицы Никитской происходит столкновение дрезины, на которой с инструктором находились ещё четверо детей, с пересекающим пути самосвалом. В живых на дрезине не осталось никого. Согласно поступивших распоряжений от руководства, «Малая октябрьская железная дорога» должна была прекратить своё существование. Было произведено списание всего подвижного состава, оставили только новый тепловоз «ТУ2-167». В последующем решение было изменено, длина дороги была сокращена до 3100 метров, от эксплуатации опасного участка ДЖД отказались.

Оставшийся участок подвергся серьёзной реконструкции, появилась полуавтоматическая блокировка. Перегоны и станции оснастились новыми светофорами. На станционных стрелках появилась сигнальная зависимость с установкой замков системы Мелентьева. После реконструкции дорога пополняется двумя тепловозами серии «ТУЗ, соответственно с цифрами «001» и «002». Старенький тепловоз использовался только в качестве подменного, когда основные тепловозные единицы проходили внеплановый или профилактический ремонт.

С конца шестидесятых годов, двадцатого столетия юные машинисты стали получать настоящие удостоверения, которые давали им право управлять тепловозом, но это происходило только после завершения производственной практики и сдачи экзамена по квалификации. Никаких различий выданные удостоверения не имели с теми, которые были у взрослых профессиональных машинистов. В этот же период времени появляется станция «Пионерская» носившая ранее название «Зоопарк», поскольку строительство зверинца так и не состоялось.

С 1982 года на дороге стали работать тепловозы типа «Лидер»: «ТУ2-191» и «ТУ2-060». В середине восьмидесятых годов остался без работы «ТУЗ-002», спустя пять лет прекращает работу и «ТУЗ-001», но в 1996 году тепловоз «ТУЗ-001» становится музейным экспонатом на долгие девять лет. В 2005 году в депо ТЧ-7 тепловоз был восстановлен.

В конце восьмидесятых годов было произведено списание вагонов типа «PAFAWAG», на «Малой октябрьской железной дороге» были оставлены вагоны марки «ПВ40».

В девяностые годы один из имеющих составов был поставлен на прикол. В последующие десятилетие уже двадцать первого столетия часть путей дороги была демонтирована. В 2015 году состоялось пополнение дороги подвижным составом в качестве тепловоза «ТУ10-030»

Малая Забайкальская

Появление детской железной дороги «Малой Забайкальской» датируется 01.08.1974 года. Поскольку её строительство осуществлялось в городе Чита, то она с полным правом может назваться «Читинской детской железной дорогой». Является структурным подразделением Забайкальской железной дороги и объединяется в филиале ОАО «Российский железных дорог». Фактические функционирование данной ветки началось ещё 02.09.1971 года. С 1981 года ДЖД получила заслуженное признание, став, как лучшая детская железная дорога, среди на то время существующих сорока четырёх дорог. Ширина рельсовой колеи 750 мм, с общей протяжённостью эксплуатируемого участка равного 3750 метров. Упомянутая ДЖД обладает двумя станциями, носящих названия «Северная» и «Поречье», посередине пути имеется платформа с названием «Солнечная», но она, практически, вся разобрана. Оснащение подвижного состава представлено следующими единицами: двумя вагонами, тремя полувагонами, тремя грузовыми платформами, тремя пассажирскими вагонами и тремя тепловозами: ТУ7А-3354, ТУ7А-3199 и ТУ2-208.

В оборудование станций «Северной» и «Поречья» вводится ключевая зависимость сигналов и стрелок, установлены выходные и входные светофоры, есть межстанционная и поездная радиосвязь. На «Северной» станции стрелочные секции и путевые рельсы обладают изолирующими стыками. Данная ДЖД работает и сегодня.


08.11.1939 года состоялось открытие ДЖД «Нижний Новгород». В то время носила название «Горьковской детской железной дорогой».

Изначально пути детской железной дороги проходили по территориям Автозаводского, Ленинского и Канавинского района. Одна из конечных платформ называлась «Счастливой». Сегодня в станционное здание приходят уже не пассажиры, а новобрачные для того, чтобы узаконить свой гражданский статус, ибо здесь теперь расположился дворец бракосочетаний, названный, как «Автозаводский».

Рельсовая колея считается узкоколейкой, её ширина равна 750 миллиметрам. Протяжённость главного пути составляет - 3200 метров общая длина путей равна- 4100 метрам. На схеме ДЖД выглядит в виде треугольника. В районе парка имени первого мая находятся платформа главной станции «Родины». Рабочий сезон длится только три летних месяца, стартует движение составов с первого июня и заканчивается 29 августа. Один из узкоколейных паровозов «КП-4 № 430» открывает летний сезон. Ежегодно в первое августовское воскресенье отмечается профессиональный праздник «День железнодорожника». Главным атрибутом этого праздника становится всё тот же узкоколейный паровичок.

Линейка локомотивного депо представлена тремя узкоколейными тепловозами: ТУ10 № 003, ТУ7А № 3346 и ТУ7 № 2567. Подвижной состав состоит из двух открытых вагонов типа «Дилижанс» и шести пассажирских вагонов.

Малая Московская

Малая московская железная дорога признана детской. Имеет неофициальное название Кратовской ДЖД, благодаря территориальной близости с одноимённым посёлком Кратово, где и расположились её учебные здания.

Данная линия обладает двумя конечными станциями, имеющих название «Пионерская» и «Юность» и двумя промежуточными платформами «Детская» и «Школьная».

Открытие детской железной дороги в Кратово состоялось 02.05.1937. Протяжённость пути составляла 4962 метра. Изначальный подвижной состав состоял из восьми вагонов модели ПВ51, вагонов типа «PAFAWAG», трёх деревянных пассажирских вагонов, паровозов: «Рп-771», «ИС-1» типа 63/65 и ВЛ-1. Затем появились тепловозы: «ТУ7-2729» и «ТУ7-2728». Сейчас на ДЖД в Кратово можно увидеть штабной вагон, модели 20.0016, тепловозы «ТУ2-129» и «ТУ2-078».

Необходимо отметить, что по окончанию Великой Отечественной войны, восстановление ДЖД в Кратово производилось силами ребят, будущих железнодорожников. Сегодня подростки начинают своё обучение профессии в кружке, находящегося в здании Московского государственного университета путей сообщения.

Малая московская железная дорога позволяет проводить профессиональное обучение учащихся школ. Нижняя планка возраста начинается с одиннадцати лет, верхняя возрастная планка достигла значения – 17 лет. Необходимо отметить, что обучение проходят учащиеся из двадцати пяти московских школ. В течение пяти лет подростки могут пройти полный курс обучения. Дети обучаются в классах, которые оборудованы непосредственно в управленческом здании данной железной дороги. Есть и другие возможности попробовать научиться выбранной профессии железнодорожника. Это, прежде всего, посещение Центрального дома детей железнодорожников или в кружке «Юный железнодорожник», расположившегося на территории столичной Москвы, в здании Московского государственного университета путей сообщения или в здании Московского института инженеров транспорта.

На ДЖД «Малой московской» движение поездных составов осуществляется сезонным образом, начинается с конца мая месяца, а завершается в последнее августовское воскресенье. График работы ограничен рамками пятидневки, отсчёт идёт со вторника по субботний день, но в каждый вторник недели производятся подготовительные работы по перевозке пассажирского потока. Движение поездных составов начинается с 10.00 МСК с интервалом в один час. За дневной период проходит не более четырёх пар поездов. В летний период времени, когда температура воздуха поднимается выше значения + 29°, или поездные составы следуют с большим опозданием, количество пар может сокращаться или полностью отменяться по плохим метеоусловиям.

Малая Западно-Сибирская


Детская дорога Новосибирск с протяженностью рельсового пути отсчитывает своё начало работы с 04.06.2005 года, Построена на территории Заельцовского парка. Имеет три станционных пункта со следующими названиями - это «Второй разъезд», «Спортивная» и «Заельцовский парк». Протяжённость путей составляет 5300 метров. Детская дорога Новосибирск укомплектована двумя металлическими мостами, длина, которых достигает значения 72 м и 24 м, двумя металлическими эстакадами, высота их равна трём и четырём метрам и бетонными подпорными стенками.

Комплектация подвижного состава представлена тремя переделанными тепловозами: ТУ7А-3343, ТУ7А-3339 и ТУ7А-3338. Четырёхосным пожарным вагоном. Тремя вагонами модели 43-001, построены на Камбарском машиностроительном заводе и шестью вагонами, модели 20.0011, изготовлены на заводе «Метровагонмаша».

Восточносибирская ДЖД открылась 08.11.1939 года. Представляет собой форму петли, с длиной 3250 метров. На трассе расположились три станционных пункта с названиями: «Ангара», «Родники» и «Солнечный». Дорога находится на территории островов Конный и Юность реки Ангары, в центральной части, в городе Иркутске. ДЖД сегодня укомплектована тремя тепловозами: ТУ7-2925, ТУ2-228 и ТУ2-053, четырнадцатью вагонами модели ПВ51. В первые годы же годы существования дороги подвижной состоял из четырёх вагонов модели «PAFAWAG», трёх деревянных пассажирских вагонов, танк-паровоза системы «Компаунд», сделанного на заводе Краусс-Линц и одного паровоза марки «159-070».

Строительство Восточносибирской ДЖД было инициировано самими иркутскими пионерами в далёком 1936 году. Курировал эту инициативу старейший машинист иркутского узла Андрей Евтихиевич Дрягин. В последующем он занимает должность начальника ДЖД.

В феврале 1937года Проект данной дороги был завершён, а спустя два года дорогой уже пользовались её первые пассажиры.

Решение о создании казанской ДЖД принималось господином Владимиром Якуниным, тогдашним президентом ОАО РЖД и господином Минтимером Шаймиевым 27.05.2006 года. В распространённом пресс-релизе было указано о серьёзности данной работы на перспективу для будущего поколения.

Когда праздновался очередной день города Казани, 30.08.2007 года, то есть спустя всего один год, в одном живописнейшем районе – это лесопарковая зона «Лебяжье», детвора заняла свои места в вагонах подвижного состава казанской ДЖД. Прозвучал гудок тепловоза, застучали колёса, а дети радовались возможности прокатиться по этой дороге.

Малая Свердловская железная дорога

Малая свердловская железная дорога вступила в строй 09.07.1960 года, что позволило юным железнодорожникам получить возможность приступать к практике, не выезжая из своего города. Сегодняшний подвижной состав дороги имеет в своём активе тепловозы: ТУ10-013 и ТУ7А-3355, пришло пополнение и в виде трёх вагонов, изготовленных на Камбарском машиностроительном заводе.

Дорога была оборудована четырьмя остановочными пунктами: «Дона», «Исток». «Парковая» и «Берёзки». Сегодня в подвижном составе есть восемь вагонов модели «ВП750», три тепловоза: «ТУ2-126», «ТУ10-018» и ТУ10-002. Начиналось всё с техники послевоенного времени. С 1974 года в районе станционного пункта «Берёзки» распахнулись двери нового учебного производственного корпуса для будущих железнодорожников.

Владикавказская детская железная дорога

Торжественное открытие малой Владикавказской ДЖД имени В.В. Терешковой состоялось 30.10.1967 года. Территориальное расположение находится на левобережье Терека, входящего в Южную часть города. Рельсовые пути установлены в виде кольца неправильной формы. Длина путей составляет 2200 метров, ширина рельсовой колеи равна 750 миллиметрам. Дорога обладает тремя станционными пунктами, четырьмя стрелочными переводами тремя неохраняемыми переездами, в оборудовании есть полуавтоматическая блокировка в районе перегонов, электрическая централизация и поездная радиосвязь. Сегодня в подвижном составе есть три вагона модели «ВП750», четыре вагона модели «Pafawag» и три тепловоза «ТУ10-009», «ТУ7А-2991» и «ТУ2-056».

1. С 1937 года в Подмосковье существует достаточно любопытная штука - Малая московская железная дорога (или неофициально Детская железная дорога в Кратово). Сейчас по стране таких мини-дорог десятки, но за мысль воспитывать детей трудом и давать им специальность можно поблагодарить именно коммунистов.

2. Уже 78 сезон.

Проложена дорога очень удобно - от станции «Отдых» (так для маскировки называется основные железнодорожные ворота города Жуковский) почти до станции «Кратово». Но идет она не вдоль путей основной дороги Рязанского направления.

Помимо станций «Юность» (у «Отдыха») и «Пионерская» (у «Кратово») есть еще промежуточная станция «Школьная» , но на ней мало кто садится. А вот всамделишних автомобильных переездов очень много. И они - самые настоящие, со шлагбаумами и зубосверлильной звуковой сигнализацией.

На «Юности» я поснимать не успел (а там есть бюст Ленина!), так как поезд уже отходил.

3. В вагоне.

4. «Сквозь расстоянья и года,
размеренно и строго
идут по БАМу ММЖД поезда,
работает дорога!»

Взрослый билет стоит 70 рублей, а детский - 30 рублей. Причем на станции «Юность» ребенком считается человек с 3 лет, а на «Пионерской» почему-то с 2-х.

5. Плакаты жгут.

6. Поезд прибыл на конечную станцию «Пионерская». Оцените пассажиропоток. Как и на большой РЖД тут (предполагаю) ворочают миллионами рублей.

В фуражке, к нам спиной, стоит начальник поезда.

7. Табличка в коллекцию.

8. Вагоны.

9. Тупик, пост.

10. Все как у взрослых. Перецепка, бригада вагонников ждет подачи локомотива. Возле колокола - дежурный по станции.

11. Пассажиры ждут.

12. Вообще, пассажиры попадаются разные.

13. Подают лок, наконец.

14. Прицепили, бригада подписала бумажку. Все как у больших. Сколько я таких сцен видел на станции Узуново МЖД с локомотивами из Балашова, Лихой, Кавказской...

15. «До отправленья поезда осталось пять минут».

16. Поехали!

17. Вот не знаю, почему молодой человек красную фуражку движенца не надел.

18. Поезд ушел со станции.

19. Платформа опустела.

20. Можно отдохнуть от созерцания буйной железнодорожной деятельности.

21. Но через полчаса поезд возвращается.

22. Как и всегда немало трейнспоттеров.

23. И все происходит заново - работают вагонники, движенцы, проводники, путейцы, кассиры...

24. Опять отцепляют лок.

25. Работники разных специальностей.

26. А вот этой фотографией утят с пруда, возле станции «Пионерская» я символически завершу пост.

Другие посты о ДЖД в этом журнале.