Воображение взрослого. Как развить воображение у детей и взрослых. Овладение техникой воображения

Сегодня на сайте психологической помощи онлайн http://сайт Вы, уважаемые посетители, узнаете как развить воображение у детей и взрослых, и для чего его нужно развивать.

Воображение — это неосознанное, автоматическое или осознанное, контролируемое создание в голове мысленных образов, картинок, представлений, фантазий и визуализаций, чаще в легком трансе (уходе в себя от реальности).

Развивать воображение необходимо каждому человеку, однако у кого-то оно развивается как бы автоматически, с детства, в процессе взаимодействия с «правильными» родителями, воспитателями, сверстниками. Ребенок хорошо может развить воображение, играя в различные игры, слушая и читая увлекательные книжки, просматривая фильмы и т.д.

Кому же не очень повезло с вниманием и чуткостью взрослых во время воспитания, и ощущается бедность возникающих в голове картинок, то необходимо произвольно заняться развитием воображения, как у детей, так и у взрослых.


Для чего человеку развивать воображение?
С помощью воображения человек может создавать идеи, творческие планы, конструировать и моделировать, ориентироваться в различных ситуациях, работать с памятью, создавать свое будущее и осознавать прошлое…абстрагироваться, фантазировать, мечтать, ну и конечно, воображая, ребенок и взрослый хорошо понимает прочитанное, особенно художественные произведения и т.д. и т.п.

Ну и главное , развитое воображение поможет человеку с эмоционально-психологическими проблемами, неврозами и расстройствами личности познать и изменить свое внутреннее «Я», избавиться от этих проблем раз и навсегда.

Большинство психотерапевтических техник и методов по лечение психологических проблем построены на воображении различных проблемных ситуаций, и создании нового воображаемого контекста к этой проблеме, что и исцеляет невротиков, помогает решить проблемы в отношениях, избавляет от депрессии и стрессов, и т.д.

Итак, как развить воображение у детей и взрослых — упражнения

Чтобы развить свое воображение, вам предложены простые упражнения, которые могут подойти и детям и взрослым.

Проверьте, насколько у вас развито воображение:
Попробуйте провести небольшой эксперимент. Закройте глаза и скажите, сколько всего окон в вашем доме или квартире.
Главное здесь не само число, а то, как вы к нему пришли. Естественно, с помощью воображения вы представили в уме каждое из окон.

Все мы в той или иной форме пользуемся воображением для решения наших насущных проблем.

Как сказал Аристотель, «душа не может думать, не рисуя».
Воображение «это больше, чем просто видение в уме. С помощью воображения мы создаем или воссоздаем определенный эмоциональный настрой. Можно пользоваться воображением в сочетании с обонянием, осязанием, слухом и даже вкусом.

Вам, верно, случалось вспомнить на голодный желудок свое любимое блюдо, да так живо, что прямо «слюнки текут». В данном случае мы имеем физическую реакцию на мысленный образ. В этом и заключается сила воображения.

Для развития воображения нужно использовать все 5 органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус — что у вас острее?
Все мы по-разному воспринимаем и ощущаем окружающий мир. Хотя у нас у всех на вооружении все те же пять чувств, их значение для каждого различно. Это различие вырабатывается с детства на подсознательном уровне.
Одни лучше реагируют на визуальные стимулы и меньше «на аудиоинформацию. У них может быть слабее развито кинестетическое восприятие (осязание).

Конечно, не существует людей, которые обходятся только одним из сенсорных способов познания. Полнота информации об окружающем мире обеспечивается всеми пятью чувствами, и все же у каждого из нас одно из чувств развито сильнее.

Занимающиеся поведенческими моделями ученые считают, что у большинства людей наиболее активно зрительное восприятие. Возможно, вы думаете, что в одинаковой мере владеете всеми пятью чувствами. Это было бы необычным явлением, но, скорее всего, вы просто не чувствуете разницы, поскольку она почти незаметна.

Наблюдаемые различия сказываются и на характере воображения. Визуально ориентированный человек сразу рисует в уме «картинку». Люди с обостренным слухом сразу включают свою «аудиоаппаратуру» и в первую очередь слышат в уме звуки и голоса. Обостренное осязание в первую очередь подсказывает сознанию, каков образ «на ощупь».

Наиболее полный образ формируется в нашем воображении, когда работают все органы чувств. Это явление используется нейро-лингвистическим программированием (НЛП), и ему посвящено множество книг и исследований. Опираясь на работы Милтона Эриксона, Ричард Бэндлер и Джон Гриндер сформулировали модель восприятия и переработки информации человеческим сознанием и назвали эту модель НЛП. Эти процессы важны для самопознания и межличностного общения.

Упражнение — Как развить воображение

1. Внимательно посмотрите на одну из геометрических фигур на рисунке «квадрат, круг, треугольник. Закройте глаза и попытайтесь нарисовать ее в уме.

2. Внимательно рассмотрите в течение нескольких мгновений какой-либо трехмерный предмет «апельсин, стакан воды, настольную лампу. Закройте глаза и представьте предмет.

3. Представьте школьный класс, где вы учились в детстве.

4. Представьте свой дом или квартиру. Мысленно пройдитесь по комнатам.

5. Представьте кого-нибудь из знакомых.

6. Представьте свое отражение в зеркале.

Делайте эти упражнения ежедневно в течение месяца, чтобы развить воображение. Занятия займут у вас чуть больше времени, чем вам потребовалось, чтобы прочитать о них. Но как вы удивитесь, когда заметите, насколько богаче и живее стало ваше воображение.

Если у вас не получается самостоятельно развить свое воображение, или у вас уже есть психологические проблемы, то вы можете

Как создание новых образов, несомненно, имеет высокую ценность и для успеха в любой , и для становления самой Обычно, говоря о необходимости развития воображения, имеют в виду детей. Это вполне понятно, ведь именно в дошкольном и младшем школьном возрасте особенно ярко проявляется тяга к фантазированию, да и развитие познавательных процессов в целом в этом возрасте имеет принципиальное значение.

Однако потребность в развитии воображения есть и у взрослых, а в ряде случаев она ими очень остро осознается. И психологи убеждены, что развить, усовершенствовать этот процесс можно в любом возрасте.

Иногда кажется, что некоторые люди рождены со способностью к , настолько быстро и легко у них рождаются новые проекты, оригинальные идеи, нестандартные решения. А другие даже сказку своему ребенку придумать не в состоянии, не говоря уже о каком-то открытии или создании произведения искусства. В чем здесь дело?

К воображению присуща всем людям от рождения, она связана с особенностями высшей нервной деятельности, со спецификой обмена информацией между нервными клетками головного мозга. Однако проявляется эта способность по-разному. И при развитии воображения следует учитывать индивидуальные особенности этого психического процесса.

Сила воображения

Это одна из самых важных и заметных характеристик процесса рождения образов. Причем у некоторых людей фантазии настолько живые, что могут соперничать с реальными объектами. Особенно такая живость образов воображения характерна для детей.

Дело в том, что сила воображения связана с рациональным контролем и ограничивается им. Чем более развито рациональное, а следовательно, и рассудочное отношение к собственным фантазиям и выдумкам, тем слабее воображение, его образы более тусклые, размытые и приземленные.

У детей рациональная сфера сознания пока еще не слишком развита, поэтому воображение у них более сильное и живое. Но у детей другая проблема – недостаток информации для творчества и навыков осознанного фантазирования.

Правда, нельзя сказать, что рациональный контроль только мешает свободе воображения. Его ограничение тоже необходимо. При слабости логического, рационального мышления может возникнуть такое психическое явление, как визионерство, когда человек не в состоянии отличить продукты своего воображения от реальных объектов и ситуаций.

  • Чаще всего визионерство встречается у детей, в силу особенностей их мышления. Можно вспомнить такой пример визионерства, как образ вымышленного друга (Карлсон, который живет на крыше).
  • У взрослых визионерство встречается намного реже, но все же в психологии и психиатрии описаны подобные случаи, например, у экзальтированных верующих или у людей, находящихся в состоянии аффекта.

Но это все же исключение. А при развитии воображения у взрослых следует обратить внимание на формирование способности осознанного сдерживания рационального контроля, временного отключение логики. Для этого существуют разнообразные методики, связанные с активизацией нестандартного, нешаблонного мышления.

Легкость рождения образов

Воображение – это во многом спонтанный процесс, связанный с активностью подсознания и свободным ассоциативным мышлением. Поэтому у некоторых людей новые образы, сюжеты и идеи рождаются легко и почти непроизвольно, вызванные стихийными ассоциациями. Такие люди в причудливо изогнутой коряге увидят сказочное чудище, а из случайно услышанного разговора создадут сюжет целого романа. Они постоянно замечают что-то удивительное, необычное в совершенно обычном мире.

Восклицая: «Смотри, эти трещины на асфальте напоминают морду льва!» - они рискуют быть непонятыми и даже высмеянными. А ведь у них есть очень важное и полезное качество: спонтанное творческое мышление и легкость воображения. А другие только пренебрежительно хмыкают, потому что в коряге они видят банальную гнилушку, а в трещинах на асфальте – небрежность коммунальщиков.

Легкость рождения образов во многом зависит от скорости мышления и способности к созданию ассоциаций. Вообще ассоциативное мышление – важное качество для воображения и творчества, и его стоит развивать.

Образное мышление

Это одно из трех основных Наряду с наглядно-действенным и абстрактно-логическим, оно играет важную роль в психике человека. Но для воображения, оперирующего образами, уровень его развития и активности имеет принципиальное значение.

Преобладающее в дошкольном возрасте образное мышление у взрослых часто подавляется, сдерживается абстрактно-логическим. Это снижает и яркость образов, и силу воображения. Но как известно, за операции с образами отвечает правое полушарие головного мозга, тогда как за операции с понятиями, знаками и логическое мышление – левое. И есть люди, которых называют правополушарными за повышенную активность этого полушария мозга. У таких личностей нет проблем с образным мышлением и воображением. А вот левополушарным стоит позаботиться о развитии такого важного познавательного процесса.

Эмоциональная насыщенность образов

Воображение и эмоциональная сфера тесно связаны, и у людей с яркими, сильными , как правило, более продуктивное воображение. Поэтому многие известные художники, писатели, артисты отличались повышенной экзальтированностью.

  • Эмоции с одной стороны делают продукты воображения живыми, «реалистичными».
  • А с другой – связь с эмоциями гарантирует удовольствие человека от результатов своего творчества.

Индивидуальные особенности воображения во многом связаны с . Но несмотря на это, их можно развить. Главное - учитывать специфику познавательных процессов и эмоций человека.

Овладение техникой воображения

Как бы ни привлекательно казалось легкое и спонтанное рождение новых образов и идей, но все же любой познавательный процесс эффективнее тогда, когда он подчинен нашему сознанию, целям и задачам деятельности, то есть носит произвольный характер.

Приемы творческого воображения

Произвольное воображение требует правильной организации, и одним из важнейших направлений развития творческого воображения является обучение технике создания новых образов.

Такие приемы или техники люди неосознанно использовали еще в глубокой древности, создавая фантастические образы и сюжеты мифов и сказок. И в настоящее время писатели, художники, ученые с помощью этих приемов организуют процесс своего творчества.

  • Гипербола и литота (преувеличение и преуменьшение). Это один из простейших приемов преобразования образов реальности. Такой способ можно использовать как в отношении объекта в целом (Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, великан и т. д.), так и в отношении отдельных элементов объекта (Карлик Нос, Карабас Барабас с длинной бородой и т. д.).
  • Агглютинация (склеивание). Это древний и довольно эффективный прием, в котором используется способность нашего мышления к синтезу деталей имеющихся в памяти образов. Агглютинация может быть довольно простой, как, например, в образах кентавра (получеловек-полулошадь), нага (получеловек-полузмея), сфинкса (лев с головой человека). Но соединяемые детали могут быть предварительно видоизменены, искажены, и тогда прием агглютинации позволяет создавать совершенно фантастических персонажей или картины. Агглютинация часто используется и в художественной литературе, в том числе реалистической, когда писатель создает образ героя, используя черты характера нескольких реальных людей. Используется этот прием и в конструкторском деле, многие современные механизмы, приборы, механизмы, гаджеты соединяют в себе элементы различных устройств, взять хотя бы мобильный телефон.
  • Акцентуирование – изменение пропорций образа или его характеристик за счет выделения, «выпячивания» отдельных черт. Этот прием часто используется в карикатурах, шаржах, анекдотах или фельетонах. Один из примеров акцентуирования – образ рассеянного из стихотворения С. Маршака. В этом стихотворении в общем-то обычная черта характера доведена до абсурда, за счет чего создается сатирический эффект.
  • Типизация – процесс создания типических образов, то есть скомбинированных из наиболее типичных черт какой-то группы объектов. Этот прием часто используется в изобразительном искусстве и в литературе для создания образов типичных представителей общества. Например, типы помещиков в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя. Типизация – один из наиболее сложных и «интеллектуальных» приемов воображения, так как он предполагает не только внимательный анализ объектов, но и конструирование нового целостного образа на основе разрозненных черт.
  • Персонификация – придание образам неодушевленных объектов характерных черт живых существ. Этот прием часто встречается в сказках и в литературе жанра фэнтези, например, печка и яблонька из сказки «Гуси-лебеди», посуда из стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».
  • Придача – наделение объектов новыми свойствами и функциями. Используется этот прием не только в сказках (ковер-самолет, молодильные яблоки), но и в конструкторском деле, в разработке товаров с новыми свойствами. Например, щетка-пылесос, зажигалка с фонариком, подушка с ароматизатором.

В процессе творчества эти приемы часто комбинируются, смешиваются, взаимодополняются, что позволяет получать совершенно уникальные по своим характеристикам образы или находить оригинальные решения проблем.

Освоение приемов творческого воображения не только полезно, но и интересно. Оно может быть организовано в виде увлекательных игр, в которые с удовольствием играют не только дети, но и взрослые.

Примеры упражнений по овладению техникой воображения

Упражнение «Образ жителя другой планеты» (агглютинация)

Используя прием агглютинации, нужно придумать, как может выглядеть разумное существо с другой планеты с условиями, отличающимися от земных. Например, обитатели планеты «Океан», или планеты, атмосфера которой состоит из горящих газов, или планеты, так густо заросшей непролазным кустарником, что в нем сложно передвигаться и т. д.

Можно попробовать нарисовать придуманные образы. Рисование очень полезно, оно стимулирует образное мышление и делает продукты вашего воображения материальными.

Упражнение «Герой нашего времени» (типизация)

На основании выделения наиболее характерных черт и признаков создать типичные образы людей нашего общества: завсегдатая социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассников), современного дизайнера, феминистки, поклонника аниме и т. д.

Упражнение «Полезные вещи» (придача)

Используя прием придачи, придумать и описать несколько обычных вещей с новыми полезными свойствами. Например, можно взять для усовершенствования такие вещи, как расческу, столовую ложку, домашние тапки, коврик около двери.

Упражнение «Что было бы, если бы…» (гипербола и литота)

Нужно подумать, смоделировать и описать ситуацию, которая возникла бы, если бы вы внезапно увеличились в размерах до величины пятиэтажного дома. В чем бы вы почувствовали преимущество, а в чем неудобство? Как бы вы стали себя вести? Чем бы занялись? Как бы стали строить отношение с окружающими? Можно оформить размышления в связный рассказ.

Затем происходит обратный процесс, но вы, уменьшаясь, становитесь величиной с мышку. Как бы это повлияло на ваше поведение? В чем вы видите преимущества такого роста, а в чем недостатки?

Это упражнение очень любят дети, но взрослым оно тоже полезно и для развития воображения, и для формирования нешаблонного мышления и способности выходить за рамки банальной обыденности и стандартной логики.

Несмотря на то что процесс развития воображения у взрослых и детей имеет много общего, все же стоит обратить внимание на различия и особенности.

Особенности развития воображения в детском возрасте

Дошкольный возраст психологи называют сензитивным, то есть наиболее чувствительным для развития воображения. Это связано с особенностями психики дошкольника:

  • преимущественно образный характер мышления;
  • открытость всему новому и яркому;
  • живость и яркость образов;
  • свобода от стереотипов и шаблонов, которые еще не успели сформироваться;
  • возможность проводить развивающие занятия в игровой форме, предпочтительной для развития воображения.

Но есть и проблемы, которые следует учитывать, организуя занятия с дошкольниками. Одна из самых серьезных – недостаток в памяти образной, сенсорной информации, материала для работы воображения. Поэтому начинать необходимо с развития восприятия, в том числе творческого, то есть способности быть наблюдательным, замечать необычное в обычных вещах, уметь не просто смотреть, но и видеть, не просто слушать, а слышать.

Очень полезны для развития такого типа восприятия упражнения на поиск необычного в привычной окружающей обстановке. А также хорошо способствуют развитию творческого видения и воображения упражнения по дорисовыванию геометрических фигур, абстрактных линий и зигзагов до узнаваемых образов.

Вторая проблема – неустойчивость психики. Дети этого возраста еще плохо владеют произвольным вниманием, часто отвлекаются и быстро устают, если им приходится заниматься серьезной умственной работой. А заставлять детей ни в коем случае нельзя, все развивающие занятия должны выполняться с охотой и доставлять удовольствие.

Поэтому взрослым нужно активно подключаться к выполнению упражнений, увлекать детей своим примером. Еще хорошо заниматься развитием воображения на прогулке или в долгих поездках.

Особенности развития воображения у взрослых

Хоть покидая страну детства, мы оставляем позади и наиболее благоприятное время для развития воображения, но еще не все потеряно. Улучшить свои способности к фантазии можно в любом возрасте, ведь необходимое для этого образное мышление не исчезает под давлением скучной логики, оно просто ждет, когда вы его разбудите.

А как можно разбудить фантазию? Способов много, как и специальных тренингов. Но самое главное, нужно преодолеть стереотипность мышления, перешагнуть через внутренний скепсис, которым мы прикрываемся от всего необычного, яркого, фантастического. Чтобы пробудить в себе способность к фантазированию, нужно вернуться в детство, научиться с детским восторгом воспринимать мир, каждый раз открывая в нем что-то новое, необычное.

Вот вы идете или едете на работу привычной дорогой. Присмотритесь, неужели нет ничего удивительного или странного? Вон прошла дама в смешной шляпке, словно она только что из Хогвартса. А вон кот, виляя толстым задом, караулит синичку на ветке – все равно же не поймает. А вон куст, похожий на унылого верблюда – как вы раньше его не замечали.

Придя домой, вспомните, что вы видели, обдумайте, запишите, не забудьте свои комментарии – смешные или трогательные в зависимости от настроения. Такое упражнение не занимает много времени, зато приносит огромную пользу – оно пробуждает ваше воображение.

Говоря об особенностях развития воображения взрослого человека, нужно отметить один очень важный момент. Успех развития зависит от мотивации, от стимула. Зачем вам это нужно? Просто так, чтобы было интереснее жить? Мотив, конечно, хороший, но на первых порах он плохо работает. Необходимо что-то более реалистичное, жизненное и материальное, иначе скепсис и рационализм вашего правого полушария подавит робкие попытки пробудить образное мышление.

У каждого этот мотив будет свой, он может быть связан и с необходимостью саморазвития. Но ведь и оно нужно не просто так? Чтобы добиться успеха? Чтобы сделать карьеру? Чтобы написать свою книгу, организовать выставку, создать научную школу? Найдите такой важный и значимый мотив, который ваш рациональный мозг примет и согласится поиграть в странные игры для развития воображения.

Шеф поручил творческое задание, а вы не знаете, с какого конца к нему подойти? Дети просят рассказать сказку, но кроме «Колобка» в голову ничего не приходит? Девушка хочет сюрпризов, а вы не можете понять, что это значит?

Самое время начать искать информацию о том, как развить воображение у взрослых . Ведь именно с его отсутствием связаны все трудности, которые могут возникнуть в описанных выше и еще многих других ситуациях.

Но не стоит расстраиваться и штудировать тонны информации: из этой статьи вы узнаете самые эффективные, но при этом простые техники развития воображения у взрослого человека. Приготовьтесь к путешествию в мир фантазий!

Для начала разберемся, что такое воображение и почему у многих людей его нет. Итак, что же означает это слово?

Воображением называется способность человека генерировать в своем сознании различные образы, идеи и представления. Оно бывает активным, когда вы специально что-то представляете, а бывает пассивным, то есть неосознанным.

Например, если вы почувствовали голод, и ваш мозг сразу выдал картинку аппетитного бургера или жареного мяса – подключилось воображение; если вы просматривали фото из отпуска и вспомнили, как хорошо было лежать на пляже – сработало оно же.

Таким образом, если человек говорит, что у него нет воображения, то это совсем не так. Эта способность есть у каждого, но развита она по-разному. И как любую другую способность или навык, воображение можно развить.

Активнее всего данная способность проявляется у маленьких детей, подростков и юношей. Именно в эти периоды жизни мы познаем мир, мечтаем, строим грандиозные планы. С возрастом человек обычно углубляется в определенные мысли, учебу, работу, обращает внимание лишь на реальные вещи и насущные проблемы.

И если вы являетесь не творческим человеком, у которого вся жизнь связана с образами, а серьезным программистом или менеджером продаж, то придумывать яркие идеи с каждым годом становится все сложнее. Человек начинает думать стереотипами и видит мир слишком буквально.

Следствием этого становятся скучные разговоры, неумение делать мир вокруг себя красивым и красочным. Как же с этим бороться?

На самом деле развить воображение не слишком сложно даже для взрослых людей. Далее будут перечислены различные техники и способы, которые помогут справиться с проблемой отсутствия активного воображения.

Главным условием успеха этих упражнений является открытость к экспериментам и отсутствие стеснения. Самые простые из них выполняются лишь в вашей голове, а значит, бояться ошибок не стоит – их никто не увидит. А те способы, которые предполагают взаимодействие с другими людьми, помогут вам не только развить воображение, но и весело провести время.

1. Активизируем «воображалку» с помощью визуализации

Пожалуй, визуализация является самым простым способом активизировать работу воображения и развить его. Суть этого упражнения заключается в детальном мысленном воспроизведении определенного предмета, места, действия.

Начинать нужно с малого: попробуйте внимательно рассмотреть лежащий на столе предмет, а затем закрыть глаза и представить его. Это может быть что угодно, например, книга или телефон.

2. Развиваем воображение, читая книги

Визуализация событий из книг тесно связана с предыдущим способом. Только здесь задача стоит сложнее – нужно удерживать в голове множество персонажей, образов, заставлять их двигаться и взаимодействовать. Постарайтесь не просто вчитываться в буквы и слова, усваивая определенную информацию, а генерировать целостную картинку.

Со временем чтение книг станет таким же увлекательным занятием, как просмотр фильмов… А может даже лучше! Ведь, читая книгу, можно не ограничиваться фантазией режиссера, а давать волю своему собственному воображению, а заодно развить его.

3. Играем в ассоциации

Ассоциативное мышление развито у большинства взрослых людей. Уж что-что, а представить оранжевый цвет при слове «апельсин» получится у каждого. Играя в эту игру с коллективом, можно не только повеселиться, но и повысить навык воображения.

4. Придумываем котопса и прочих неведомых зверушек

Откуда взялись названия медоеду и долгоносику? Их кто-то придумал! Причем, самым простым способом. Раз животное питается медом, значит назвать его надо медоедом, а ту птичку с длинным клювом – долгоносом.

Несмотря на то, что придуманные вами названия вряд ли войдут в учебники биологии, это занятие может быть очень веселым и увлекательным. Комбинирование различных слов и придумывание из них новых отлично поможет развить воображение не только у детей, но и у взрослых.

5. Приобщаемся к искусству

На самом деле этим способом пользуются все творческие люди, чтобы развить в себе те или иные качества. Если вам не хватает идей, вдохновения или воображения, отправляйтесь в картинную галерею или на выставку, смотрите фильмы и мастер-классы.

Наблюдайте, как это делают другие. Иногда из маленьких кусочков и идей может родиться гениальный авторский концепт. А уж если вы периодически будете наблюдать за творчеством любимых авторов, то собственные идеи тоже не заставят себя долго ждать.

Поделись статьей с другом:

Творческие способности и воображение – это качества, которыми из всех обитателей земли обладает только человек. Умение создавать что-то новое сейчас ценится особенно высоко, а для некоторых видов деятельности является обязательным требованием. Как развить фантазию и воображение, если для определенных целей имеющийся у вас начальный запас явно недостаточен? Рассмотрим несколько способов.

Активируйте работу правого полушария

Как известно, левое полушарие отвечает за процессы анализа и логического мышления. Функцией правого является образное восприятие, а также процессы, что связанные с воображением и творческими занятиями. Поэтому, чтобы дать толчок работе «творческого» полушария, необходимо предоставить ему поле деятельности. Самый простой способ – использовать в повседневной жизни левую руку, или даже начать научиться ею писать. Так как правое полушарие, в основном, оперирует образами, полезным будут занятия геометрией или 3-D моделированием.

Попробуйте поиграть с близким человеком в следующую игру

Один человек начинает рассказывать историю, и говорит несколько предложений. Затем историю продолжаете вы, и так далее. Это упражнение очень хорошо помогает расшевелить воображение и настраивает на творческий лад.

Разгадывайте друдлы

Друдлами называют изображения, которые могут быть объяснены по-разному. Это упражнения на развитие воображения, которые доступны каждому – не нужно быть гением, чтобы дать определение простой каракуле. Но друдлы действительно дают простор воображению. Особую пользу они принесут, если после первой пришедшей на ум идеи поломать голову над другими возможными объяснениями картинки.

Вносите в жизнь как можно больше разнообразия

Отсутствие новых идей часто свидетельствует об эмоциональном застое, монотонности повседневной жизни. Поэтому постарайтесь противопоставить своему рутинному графику как можно большее количество интересных вещей. Это могут быть путешествия, просмотр фильмов, чтение книг. Самое главное – нужно вытолкнуть себя из привычной колеи. Состояние рутины особенно известно людям творческих профессий – дизайнерам, музыкантам, художникам. Когда им необходимо выполнить творческую работу, они делают «ход конем» — переключают свое внимание на что-то новое, что даст им новую порцию впечатлений.

Последуйте их способу и вы, так как интересная жизнь – это та самая основа, на которой можно развить фантазию и воображение.

Найдите для себя хобби

Это должно быть то занятие, которое позволит вам каждый день тренировать свою «творческую мышцу». Иногда люди думают, что увлечение должно быть только таким, которое в будущем поможет им стать известными или обеспеченными. Зачастую этому подходу способствуют социальные сети. Ровесники или сотоварищи начинают с какого-либо хобби, а затем открывают собственное дело.

При этом они не забывают демонстрировать в социальных сетях фотоотчет о каждом своем достижении. Тогда человек начинает считать, что хобби – это непременно занятие, которое должно приносить ему деньги. Откровенно говоря, насмотревшись на рекламу спортивной школы, открытой бывшим одноклассником, не всегда можно получить вдохновение.

Поэтому попробуйте отпустить себя и найти занятие именно для души. Пусть это будет написание стихов, лоскутное шитье, или же выращивание дома экзотических цветов. Это хобби должно приносить вам радость, так как развить воображение невозможно путем насилия над собой или желания заработать.

Хорошо развитое воображение поможет достичь успеха в карьере, учебе и частной жизни. Пользоваться всеми его преимуществами могут не только прирожденные креативщики. Даже обладая скромной фантазией, можно улучшить навыки творческого мышления и усилить воображение.

Воображение – это свойство психики создавать образы в сознании. Все процессы, которые протекают в образах, называются воображениями. Воображение как психический процесс составляет наглядно-образное мышление, благодаря которому человек может ориентироваться, искать решение задач без прямого вмешательства практических действий. Этот процесс очень существенен, особенно, в случаях, когда неисполнимо или затруднительно осуществить нужное практическое действие, или оно просто нецелесообразное.

Данный процесс отображает окружающий мир человека на высших психических уровнях. Самое популярное определение воображения – психический процесс, суть которого заключается в создании новых уникальных образов, через переработку воспринятого материала представлений, которые поступили с предшествующим опытом. Также оно рассматривается, как явление, как способность и как специфичная деятельность субъекта. Данный процесс имеет сложную функциональную структуру, поэтому Выготский определял его, как психологическую систему.

Функция воображения свойственна только человеку и имеет определенное значение в специфической профессиональной деятельности человека. Перед тем как приняться к исполнению определенной деятельности, он, воображает, какой вид будет в этого предмета и мысленно создает алгоритм действий. Таким образом, человек заранее конструирует образ будущего предмета или конечный результат деятельности. Развитое творческое представление играет великую роль в творческих профессиях. Благодаря, своим развитым творческим способностям люди зарабатывают большие деньги.

Существует несколько видов воображения: активное (произвольное), пассивное (непроизвольное), воссоздающее, творческое.

Воображение в психологии

Воображение является процессом познания окружающего мира. Внешний мир как будто отпечатывается в подсознании человека. Благодаря этому человек способен вспоминать давние и недавние события, программировать, представлять будущее. Часто данный процесс называют способностью представить себе в мыслях отсутствующие предметы, удержать их образ, манипулировать им в сознании. Иногда его смешивают с , но действительно это два разных психических процесса.

Воображение имеет свойство создавать образы, основываясь на памяти, а не на информации внешнего мира. Оно менее реальное, потому что имеет в себе компонент фантазии и мечты. Даже у самых прагматичных, скептических, занудных людей присутствует воображение. Человека, совершенно лишившегося такой функции приставить себе невозможно. Поведение этих людей управляется их принципами, логикой, фактами, они всегда делают все по правилам. Но сказать, что у них напрочь отсутствует творческое мышление или они никогда не мечтают, очень неправильно. Просто это такой тип людей, в которых эти процессы недостаточно развиты или они ими не пользуются, или не умеют пользоваться. Часто такие люди имеют монотонную типичную жизнь, которая каждый день повторяется одинаково и они действуют по определенному алгоритму, считая, что на большее у них нет времени. Таких людей, на самом деле, очень жаль, поскольку, их жизнь скучна, они не используют те способности, которые даны им природой. Творческое воображение делает из людей индивидуальных, неповторяющихся личностей.

Воображение как психический процесс имеет определенные функции, которые помогают человеку стать особенным.

Познавательная функция содержится в расширении кругозора человека, получении им знаний, конструировании поведения человека в неопределенной ситуации, руководясь догадками и соображениями.

Функция прогнозирования предполагает, что свойства воображения помогают человеку представить конечный результат при незавершенном действии. Именно эта функция способствует формированию у людей мечтаний и грез.

Функция понимания отображается в возможности человека предположить, что сейчас переживает человек, какие эмоции его переполняют, какие чувства испытывает. Сходной к этой функции есть состояние эмпатии, когда человек способен проникнуть в мир другого и понять, что того волнует.

Функция защиты предполагает, что прогнозируя будущие события, раздумывая над ходом действий и следствий этих действий, человек может предупредить неприятности, оградить себя от возможных проблем.

Функция саморазвития отображается в способности человека к фантазированию, придумыванию и творению.

Функция воспоминания выражается в способности человека вспомнить минувшие события, воссоздать в голове кадры прошлого. Оно сохраняется в виде образов и представлений.

Вышеперечисленные функции не всегда выражаются в полной мере у всех людей. У каждой личности доминирует определенная функция, которая часто определяет характер и поведение человека. Чтобы понять, как создаются образы и представления, необходимо проследить основные пути их создания. Каждый путь – это сложный многоуровневый психический процесс.

Агглютинация – это создание нереальных, совершенно новых, сказочных объектов или явлений, что появляются под воздействием свойств и внешнего вида какого-то существующего предмета, оценивая и анализируя свойства которого человек создает предмет ему подобный. То есть существует исходный предмет, на основе которого формируется прототип. Такой прием очень популярен в создании сказок или мифов.

Акцентирование – это процесс фиксирования на одной доминирующей характеристике, выделенной в каком-то объекте (человек, предмет, деятельность, явление) и ее гиперболизация. Акцентирование часто применяют в своих работах художники в создании шаржей и карикатур.

Типизация – это процесс выделения основных характеристик в нескольких объектах, и сотворении из них образа, совершенно нового, но имеющего в себе частичку каждого из них. С помощью такого приема создаются литературные герои, персонажи.

Все вышеперечисленные приемы воображения активно применяются в психологии, творчестве, даже научной деятельности. Например, в медицине, создают новые лекарства на основе уже имеющихся. Также современная техника, электроника, гаджеты, изобретения разрабатывались на базе существующих ранее знаний, схем, теорий и умений. Собрав из них самую главную информацию, переработав ее, ученые получают совершенно новый продукт. Если бы у людей отсутствовало воображение, человечество ни смогло бы прогрессировать во всех сферах и видах деятельности.

Воображение как психический процесс предполагает создание новых образов, основываясь на имеющемся существующем опыте. Идеи, проявляемые в изображениях в голове человека пока не начали воплощаться в жизнь, не существуют, но есть вероятность, что в будущем они смогут быть воплощены в жизнь. Данный процесс основывается на переформулировке сведений и впечатлений субъекта. Чем больше ситуация кажется непонятной и сложной, тем больше задействуется процесс воображения. Этот процесс обладает немалым значением в профессиональной деятельности человека. Также оно очень влияет на чувства и эмоции, и играет большую роль в развитии личности.

В творческом и рабочем процессе воображение дает возможность личности регулировать и управлять ее деятельностью, также контролировать свою речь, эмоции, внимание и память. Помогает создавать и использовать образы действительности. Оно улучшает психологическое состояние человека, предотвращает стрессы и состояния депрессии. С помощью воображения способен планировать свою будущую деятельность в уме, манипулируя образами. Воображение и индивидуальность являются критериями в оценке таланта и способностей человека, что немаловажно в трудовой деятельности.

Человек отражает окружающую реальность в основном образным способом. Образ — нестатическое явление, оно имеет свойство постоянно меняться. Данный процесс имеет динамичную связь с объектами окружающей действительности. Следовательно, воображение – это не какая-то абстракция, а конкретный процесс, связанный с реальной психической деятельностью субъекта. Эта деятельность по своей природе также динамическая.

Воображение является процессом самопознания человека, раскрытия своих способностей, других людей и окружающий мир, происходящие события. Это особенная форма человеческой психики, занимающая место между восприятием, памятью и процессами мышления. Наглядно-образное мышление и воображение дополняют друг друга, воображение является его основой и дает возможность проявлять находчивость в незнакомой ситуации, находить решение задачи, не применяя при этом никаких действий.

Виды воображения

Данный процесс, как сложный психический процесс бывает также несколько видов. Относительно особенностей процесса выделяют: непроизвольное, произвольное, воссоздающее, творческое, и мечтания.

Непроизвольное воображение также называется пассивным. Это самый простой вид и он заключается в создании и комбинировании представлений, их компонентов в новый образ, когда человек не имеет прямого намерения это делать, когда сознание слабое, и контроль над течением представлений небольшой.

Пассивное воображение встречается у детей младшего возраста. Оно проявляется чаще всего, когда человек пребывает в дремотном, полусонном состоянии, тогда образы возникают сами по себе (поэтому произвольное), одни меняются на другие, они соединяются, принимают самые нереальные формы и виды.

Не только в сонливом состоянии действует такое воображение, оно проявляется и в состоянии бодрствования. Не всегда новые представления появляются, когда человек целеустремленно направляет свое сознание на творение. Особенностью созданных образов есть их изменчивость в результате нестабильности следовых возбуждений мозга и легкости их взаимосвязи с процессами возбуждений в смежных мозговых центрах. Поскольку траектория возбуждения не фиксирована, от этого воображение становится таким легким. Особенно легкое оно у детей, в которых к тому же отсутствует критическое мышление, которое действует, как механизм фильтрации у взрослых, поэтому ребенок выдает иногда самые нереальные нафантазированные образы. Только приобретая жизненный опыт и формируя критическое отношение, постепенно приводится в порядок такое непреднамеренное воображение и руководит сознанием, поэтому формируется преднамеренное активное представление.

Произвольное воображение , также называемое активным, представляет собой намеренное построение представлений соответственно поставленной задачи в определенной деятельности. Активное воображение развивается, когда дети начинают играть в роли (врача, продавца, учителя). Когда они стараются отобразить свою роль, как можно точнее им приходится напрячь свой мозг, таким образом, задействовав воображение. Далее развитие этого процесса совершается, когда человек начинает действовать самостоятельно, проявляет инициативу и творческие усилия в процессе труда, требующих четких и точных представлений предмета, которые будут созданы из операций и которые должны быть выполненными.

Активное воображение больше всего проявляется в творческой деятельности человека. В этом процессе человек ставит перед собой задание, которое есть исходным для развития процесса воображения. Так как продукт этой деятельности – это предметы искусства, воображение управляется требованиями, которые следуют из специфических особенностей искусства.

Воссоздающий вид данного процесса содержится в том, что человек должен создать образ предмета, который никогда не видел, на основании определенных описаний.

Воссоздающее воображение по психологической структуре является переведением второсигнального раздражителя в перевосигнальный образ.

Воссоздающее воображение охватывает то, что создается то, что уже существует, и то, как оно существует. Оно не отдельное от реальности, а если от него немного отойти, то воображение не будет соответствовать целям познания – расширять область знаний человека, сводя описания к наглядным образам.

Воссоздающее воображение помогает человеку переноситься в другие страны, в космос, видеть исторические события и предметы, которые он никогда в жизни прежде не видел, но по воссозданию может себе представить. Данный процесс позволяет людям, читающим художественные произведения воссоздавать картины, события и персонажей в своей голове.

Творческое воображение также причисляется к активному воображению, оно задействуется в формировании новых образов в творческой деятельности, искусстве, науке, технической деятельности. Композиторы, писатели, художники прибегают к такому процессу, чтобы отображать жизнь в образах в своем искусстве. Они творят художественные образы, через которые отражают жизнь максимально правдиво, а не фотографически копировать события жизни. В этих образах также отражается индивидуальность творческой личности, его подход к жизни, художественный стиль.

Творческое воображение также применяется в научной деятельности, которую нельзя трактовать, как обычное механическое познание явлений. Построение гипотез – это творческий процесс, который потом подтверждается практикой.

Существует еще один своеобразный вид данного процесса – это мечта, как представление желанного в будущем. Она создается осмысленно, в отличие от непреднамеренных грез. Человек осознанно направляет свои мысли на образование желанных целей, планирование стратегий в достижении этих целей и воплощение их в реальную жизнь.

Мечтание может быть полезным, но и вредным тоже. Когда мечта является запредельной, нереальной, не связанной с жизнью, она расслабляет волю человека, снижает его активность и замедляет психологическое развитие. Такие мечты пусты, бессмысленны, они называются грезами. Когда же мечта связана с действительностью, и потенциально реальная, она помогает человеку мобилизоваться, объединить усилия и ресурсы для достижения цели. Такая мечта стимул к активным действиям и быстрому развитию самых лучших качеств индивида.

Воображение и творчество

Творчество – это процесс создания принципиально новых или усовершенствованных методов решения заданий и проблем. Становится очевидным, что воображение и творческий процесс очень взаимосвязаны.

Воображение здесь определяется, как преобразование представлений о действительности и произведении на этом основании новых образов. Оно работает каждый раз, когда человек думает о каком-то предмете или явлении, даже не вступая с ним в прямой контакт. Благодаря творческому воображению осуществляется преобразование этого представления.

Творческое мышление и воображение имеет собственные специфические особенности. С помощью этого процесса существует возможность создавать совершенно новые уникальные представления на основании собственных идей и мыслей субъекта, в которых выражается индивидуальность создателя. Оно может быть произвольным и непроизвольным. В большей степени творческое представление или склонность к нему обусловливается с рождения, но его можно также развивать.

Развитие творческого воображения происходит в три этапа. На первом возникает творческая идея. В сознании создателя появляется сначала нечеткий образ, первоначальный замысел, который может, создаться произвольно, без целенаправленного осмысления идеи. Второй этап предполагает вынашивание замысла. Человек размышляет о стратегиях воплощения идеи в действительность, мысленно усовершенствует ее. Третий этап завершает вынашивание идеи и воплощает ее в жизни.

Развитие творческого воображения осуществляется в процессе перехода от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. В период детства и юности творческое воображение имеет характерные признаки, оно особенное своей волшебностью, фантастическими суждениями о мире и отсутствием критического компонента мышления и рациональности. В период юности происходят сложные изменения в организме, соответственно в сознании также. Вырабатывается объективность, восприятие становится более критическим. Рациональность восприятия появляется еще немного позже, когда человек становится взрослым. Взрослый рассудок начинает управлять воображением, часто слишком большая критичность и практичность ослабевает процессы фантазирования, слишком переполняя их смыслом, нагружая их какой-то ненужной, на самом деле, информацией.

Существуют определенные методы развития творческого мышления. Самым практическим методом является чтение литературы и просмотр научных фильмов, расширение круга своих знаний, черпать знания из разных областей жизнедеятельности, запоминать и анализировать информацию. В таком случае появляется большое количество материалов для творческих процессов.

Представлять себе воображаемые объекты, пробивать проводить различные манипуляции с ними. Например, представить себе море, услышать звук бьющихся волн, почувствовать дуновение морской свежести, представить себе вхождение в воду, ощутить ее температуру и так далее. Или другой пример, вообразить себе грушу. Представить ее форму, размер, цвет. Задействовать тактильное восприятие, представить, ее, когда она в руке, ощутить ее поверхность, аромат. Можно мысленно откусить ее кусочек, представить вкус.

Чтобы воображение было произвольным, над ним необходимо работать, регулярно проводя тренировки. Чтобы эффект был еще больше, нужно поискать источники вдохновения, попросить помощь у знакомых, расспросить об их идеях. Попробовать групповые работы над созданием идей, иногда результаты получаются очень уникальными, и человек становится более активным, если процесс воображения происходит в кругу других творческих личностей.

Развитие воображения

Развитие мышления – это целенаправленный процесс, основной задачей которого является развитие красочности и эффектности, оригинальности и глубины, и также продуктивность воображаемых образов. В своем развитии воображение как психический процесс, подчинен тем же законам, что и другие онтогенетические преобразования психических процессов.

Воображение дошкольника развивается очень быстро, оно представлено в двух формах: порождение идеи и стратегия ее реализации. Также воображение дошкольника выполняет, кроме познавательно-интеллектуальной функции, еще и аффективно-защитную, которая выражается в защите слабой личности ребенка от слишком тяжелых душевных переживаний. Познавательная функция помогает лучше узнавать мир, взаимодействовать с ним, решать поставленные задачи.

Развитие воображения у детей имеет зависимость от процесса опредмечивания образа действием. В ходе этого процесса ребенок пробует управлять созданными им образами, изменять их, совершенствовать, то есть брать под свой контроль. Но планировать воображение он еще не в состоянии, подобная способность вырабатывается к четырем или пяти годам.

Аффективное развитие воображения у детей происходит в возрасте 2,5 – 4 или 5 годам. Отрицательные переживания детей символически отображаются в персонажах, вследствие чего, ребенок начинает воображать ситуации, в которых снимается угроза. После чего появляется способность снимать эмоциональное напряжение, с помощью механизма проекции, когда отрицательные качества, которые действительно есть в ребенка, начинают приписываться другим объектам.

Развитие воображения у детей шести-семи лет, достигает такого уровня, на котором многие дети уже научились представлять себя и воображать жизнь в собственном мире.

Развитие воображения совершается в процессе онтогенеза человека, под влиянием жизненного опыта, в котором хранится накопленный запас представлений, как материал для создания новых образов. Развитие данного процесса тесно связано с индивидуальностью личности, ее воспитанием и остальными психическими процессами, и степенью их развития (мышления, памяти, воли). Очень трудно определить возрастные границы, которыми характеризуется динамика развития воображения. В истории известны случаи раннего развития воображения. Моцарт сочинил свою первую музыку, когда ему было четыре года. Но в таком развитии существует обратная сторона. Даже если развитие воображения будет запоздалым, это не будет значить, что в зрелые годы оно будет недостаточно развитым. Известным примером такого развития, есть пример Эйнштейна, который в детстве не отличался сильно развитым воображением, но со временем он его развил и стал признанным во всем мире гением.

В формировании воображения выделяются определенные закономерности, хотя сложно определить сами этапы его развития. Поскольку в каждого человека оно может происходить индивидуально. Первые проявления процесса воображения очень связаны с процессами восприятия. Хорошо приводить примеры на детях, поскольку в них процесс развития происходить более активно и ярче. Дети, которым полтора года не умеют концентрировать свое внимание на сказке или простых рассказов, когда взрослые читают им, они постоянно отвлекаются, засыпают, переключаются на другую деятельность, но любят слышать длинные рассказы о нем самом. Ребенок любит слушать рассказы о себе, своих переживаниях, поскольку четко может представить себе, о чем рассказывается в истории. Отношение восприятия и воображения также наблюдается и на следующих уровнях развития. Это заметно, когда ребенок в игре перерабатывает свои впечатления, изменяя в воображении предметы, которые были ранее воспринятыми. Например, коробка в игре становится домом, стол стает пещерой. Первые образы ребенка всегда имеют связь с его деятельностью. Ребенок воплощает созданный и переработанный образ в деятельность, даже если эта деятельность – это игра.

Развитие данного процесса также имеет связь с возрастом ребенка, в котором он овладевает речью. С помощью нового образования ребенок способен включать в воображение, как конкретные образы, так и более абстрактные представления. Речь дает возможность ребенку переключаться с представления образов к деятельности и выражению этих образов с помощью речи.

Когда ребенок овладевает речью, его практический опыт расширяется, более развивается внимание, это в свою очередь доставляет ребенку возможность с меньшим усердием выделять отдельные элементы предметов, которые воспринимаются ребенком, как самостоятельные и именно ими оперирует чаще всего в своем представлении. Синтез происходит с существенными искривлениями действительности. Не имея нужного опыта и достаточно развитого уровня критичности мышления, ребенок все еще не способен создать такой образ, который был бы достаточно близким к реальности. В ребенка появляется непроизвольное возникновение образов и представлений. Подобные образы чаще формируются соответственно к ситуации, в которой он перебывает.

На следующем этапе воображение дополняется активными формами и становится произвольным. Такие активные формы этого процесса возникли в связи с активной инициативой всех взрослых, участвующих в развитии ребенка. Например, если взрослые (родители, воспитатели, учителя) просят ребенка сделать какое-то действие, что-то нарисовать, сложить, изобразить, они побуждают его к конкретному действию, тем самым активизируя воображение. Чтобы сделать то, что попросил взрослый, ребенку первоначально необходимо создать в воображении образ того, что должно выйти в итоге. Этот процесс является уже произвольным, потому что ребенок способен его контролировать. Немного позже он начинает пользоваться произвольным воображением без участия взрослых. Такой прорыв в развитии воображения заключается в самом характере игры ребенка, которая становится более целенаправленной и сюжетной. Предметы, которые окружают ребенка, становятся для него уже непросто стимулами к предметной деятельности, а становятся материалом в воплощении образов воображения.

Когда ребенку ближе до пяти лет, он начинает строить, рисовать, комбинировать вещи в соответствии его замысла. Еще один яркий сдвиг в процессе формирования воображения проявляется в школьном возрасте. Способствует этому воспринимаемая информация, необходимость усваивать учебный материал. Чтобы успевать за одноклассниками, ребенку приходится активизировать свое воображение, это в свою очередь, способствует прогрессу развития способностей в переработке воспринятых образов в образы воображения.