Демоверсия огэ по химии год. Гиа по химии

Основной государственный экзамен по химии – один из необязательных экзаменов, который ученики девятых классов могут сдавать в числе других предметов, выбираемых по своему усмотрению. Это довольно сложный предмет, поэтому его выбирает небольшое число школьников, которые планируют учиться в профильных классах или поступать в другие учебные заведения на специальности, связанные с медицинской, химической отраслью, сферой строительства или пищевой промышленности.

Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) не предусмотрено никаких изменений для ОГЭ по химии на 2018 год: контрольно-измерительные материалы (КИМ) сохранят содержание и структуру, аналогичную материалам прошлых лет. Они призваны проверить знание учащихся по программе, пройденной в 8-9 классах: методы изучения химических явлений и веществ, базовые понятия органической и неорганической химии, задачи по расчету химических реакций и другие разделы школьной программы.

Для ОГЭ предусмотрено две модели работы №1 и № 2, на выполнение которых регламентом выделено 120 и 180 минут соответственно (для модели второго типа добавлено 60 минут на проведение и описание химического эксперимента). При этом рекомендовано распределять общий объем времени на выполнение заданий следующим образом:

  • по 3-8 минут – для ответов на каждый из вопросов первой части;
  • по 12-17 минут – для ответов на каждый из вопросов второй части.

В процессе экзамена школьникам разрешено пользоваться калькулятором, не оснащенным функцией программирования расчетов, и следующими вспомогательными материалами:

  • периодической системой химических элементов Менделеева;
  • электрохимическим рядом напряжений металлов;
  • таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде.

Предметы, справочную литературу, телефоны и другие объекты, которые не значатся в перечне разрешенных, проносить с собой на экзамен запрещается. При их обнаружении или других нарушениях регламента проведения ОГЭ ученик будет удален из класса, а экзаменационная работа не засчитается.

Для проведения ОГЭ по химии в 2018 году Рособрнадзором установлены следующие даты:

  • 27 апреля – день досрочной сдачи (с резервным днем 7 мая);
  • 7 июня – день основной сдачи (с резервным днем 22 июня);
  • 12 сентября – день дополнительной сдачи (с резервным днем 20 сентября).

Структура КИМа

Как и прежде, в 2018 году билеты ОГЭ по химии 9 класса включают теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предусмотрена для проверки знания девятиклассниками базовых формул и определений органической и неорганической химии, которые нужно использовать в последствии для решения заданий из практической части. Последняя разработана, чтобы проверить способность учеников проводить окислительно-восстановительные и ионно-обменные реакции, понимание взаимосвязей между различными классами веществ, молярной массы и объема веществ.

Структурно каждый билет можно разделить на две части:

  1. Первая часть включает 19 заданий, из которых вопросы 1-15 представлены в виде базовых тестов, а 16-19 относятся к категории вопросов повышенной сложности. Для ответов на эти вопросы требуется поставить цифру, последовательность цифр или слово в экзаменационном бланке.
  2. Вторая часть состоит из 3 или 4 заданий для модели КИМов №1 и № 2 соответственно, которые требуют развернутого ответа, подкрепленного уравнениями реакций и химическими расчетами. Для модели КИМов №2 требуется провести практический опыт под наблюдением членов экзаменационной комиссии и записать его результаты.

Оценивание работы

Чтобы оценить знания девятиклассников в зависимости от уровня подготовки задания в билетах сгруппированы по трем уровням: простые, повышенной и высокой сложности. Максимальный бал, который можно получить за ОГЭ по химии в 9 классе зависит от выбранной модели экзамена:

  • 34 балла для модели №1, из которых 15 (44,1%) – за решение базовой части, 8 (23,5%) – по вопросам повышенной сложности и 11 – по самым сложным задачам;
  • 38 баллов для модели №2, из которых 15 (39,5%) по базовым тестам, 8 (21%) – по вопросам повышенной сложности и 15 (39,5%) – по наиболее сложным заданиям.

Большая часть учеников сдает в 9 классе ОГЭ по химии по модели №1, за которую можно получить максимум 34 балла. Для этого варианта предусмотрена следующая система перевода в оценки по пятибалльной шкале:

  • 0-8 баллов – двойка;
  • 9-17 баллов – тройка;
  • 18-26 баллов – четверка;
  • 27-34 балла – пятерка.

Минимальный порог для сдачи ОГЭ по химии – 9 баллов, для получения которых достаточно ответить на первые девять вопросов билета. Но девятиклассникам, которые будут продолжать обучение в профильном классе, необходимо получить не менее 23 баллов.

Подготовка к ОГЭ

Чтобы подготовиться к сдаче ОГЭ по химии можно заняться самоподготовкой, дополнительно работать с репетитором или посещать соответствующие курсы.

Для школьников, которые выбирают вариант самостоятельной подготовки пригодятся следующие рекомендации:

  • Использовать учебные и справочные пособия, в которых представлена информация в рамках школьной программы.
  • Повторять материал нужно начиная с простых тем (изучаемых в 8 классе) и постепенно продвигаться к более сложному материалу.
  • Просматривать видеоуроки для освоения химических опытов и реакций. При этом важно выбирать те варианты, в которых детально описывается каждый этап процесса и полученные реакции.
  • Проработать основные химические формулы, чтобы освежить память и при необходимости восполнить пробелы в знаниях.
  • Завести конспект, где записывать материал по подготовке к ОГЕ в понятной для себя форме.
  • Проходить онлайн тесты в интернет, сложность и структура которых идентична реальным экзаменам.
  • Ознакомиться с демонстрационными вариантами тестов, разработанными ФИПИ, чтобы иметь представление о структуре билета, уровне сложности и формулировках заданий, требованиях к полноте объяснения вопросов, требующих написания развернутых ответов.

На заметку: следует понимать, что заданий, представленных в демонстрационных вариантах, вероятнее всего не будет на самом экзамене, зато будут задачи аналогичной тематики или просто с другими цифровыми данными.

  • Уделить внимание правилам техники безопасности, поскольку сдача ОГЭ по химии по модели №2 предусматривает проведение реального химического эксперимента с использованием лабораторного оборудования, которым нужно уметь правильно пользоваться.

Видео-пример заданий ОГЭ по химии:

Уважаемые учителя и 9-классники!

Основное общее образование завершается Основным государственным экзаменом выпускников, в ходе которого проверяется соответствие их знаний требованиям государственного образовательного стандарта.

Экзамен выпускников 9 класса общеобразовательных организаций проводится в виде тестирования.

Требования к уровню подготовки выпускников по химии, указанные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, являются основой разработки контрольных измерительных материалов для ОГЭ.

Согласно этим требованиям обязательной для усвоения является определенная система знаний о неорганических и органических веществах, их составе, свойствах и применении. Эта система знаний, в основе которой лежат Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, составляет инвариантное ядро всех общеобразовательных программ по химии. В предлагаемой экзаменационной работе именно это содержание явилось основой для разработки контрольных измерительных материалов.

Цель данного пособия состоит в том, чтобы познакомить учителей и учащихся со структурой и содержанием экзаменационной работы, дать возможность выпускнику самостоятельно проверить свою готовность к новой форме экзамена по химии - в виде тестирования.

Большую помощь в этом могут оказать представленные в пособии варианты, комментарии к решению всех заданий одного из вариантов и приведенные ответы на задания всех вариантов.

Выполнение представленных заданий является одним из способов закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний, а также способом самоконтроля имеющихся у выпускников знаний.

Обратим внимание на один важный момент. Содержащиеся в вариантах экзаменационной работы задания различны по своей форме и требуют для своего выполнения разные типы ответов: при выполнении заданий части 1 с кратким ответом (задания 1-15) достаточно записать номер выбранного правильного ответа, при выполнении заданий части 1 с кратким ответом (задания 16-19) необходимо дать ответ в виде числа или набора цифр. Ответ в части 2 предлагает запись необходимых уравнений реакций или произведенных расчетов при решении задачи.

Задания части 1 (1-15) с кратким ответом соответствуют требованиям базового уровня подготовки выпускников основной школы по химии. Они формулируются в виде короткого утверждения, окончанием которого является соответствующий вариант ответа. В каждом из заданий предлагается четыре варианта ответа, только один из которых является верным.

Задания части 1 (16-19) с кратким ответом, в отличие от заданий 1-15, имеют повышенный уровень сложности и поэтому содержат больший объем информации, которую нужно осмыслить и понять. Именно поэтому выполнение таких заданий потребует осуществления большего числа учебных действий, чем в случае выбора одного верного ответа. В ответе следует записать набор цифр.

Задания части 2 с развернутым ответом по своему содержанию соответствуют наиболее сложным заданиям традиционных письменных работ. Они предназначены для проверки владения умениями, которые отвечают наиболее высоким требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы. Для выполнения этих заданий необходимо уметь:

1) составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций и расставлять в них коэффициенты с помощью метода электронного баланса;

2) проводить расчеты массовой доли растворенного вещества, количества вещества, массы или объема по количеству вещества. Ответ предполагает запись необходимых уравнений реакций или произведенных расчетов при решении задачи;

3) выбирать необходимые реактивы из предложенного перечня веществ для получения указанного вещества, составлять уравнения реакций, описывать признаки реакций, для реакций ионного обмена записывать сокращенные ионные уравнения.

В отличие от предыдущих лет, начиная с 2014 г. в содержание экзамена вводится эксперимент по получению вещества, названного в задании 22. В ходе выполнения эксперимента ученик должен уметь:

2) подготовить лабораторное оборудование для проведения эксперимента;

3) составить схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество;

4) проводить реакции в соответствии с составленной схемой превращений и получить вещество;

5) делать вывод о химических свойствах веществ, участвующих в реакции, и признаках классификации реакций.

Чтобы в процессе самостоятельной работы при выполнении того или иного варианта успешно выполнить каждое из заданий, следует не только внимательно отнестись к решению заданий вариантов 9 и 18, но и проанализировать их.

Среднее общее образование

Готовимся к ЕГЭ-2018 по химии: разбор демоварианта

Вашему вниманию мы предлагаем разбор демоварианта ЕГЭ 2018 года по химии. В этой статье содержатся пояснения и подробные алгоритмы решения заданий. В помощь при подготовке к ЕГЭ рекомендуем нашу подборку справочников и пособий, а также несколько статей на актуальную тему, опубликованных ранее.

Задание 1

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии имеют на внешнем энергетическом уровне четыре электрона.

1) Na
2) K
3) Si
4) Mg
5) C

Ответ: Периодическая система химических элементов – графическое отображение Периодического закона. Она состоит из периодов и групп. Группа – это вертикальный столбец химических элементов, состоит из главной и побочной подгрупп. Если элемент находится в главной подгруппе определенной группы, то номер группы говорит о количестве электронов на последнем слое. Следовательно, чтобы ответить на данный вопрос необходимо открыть таблицу Менделеева и посмотреть, какие элементы из представленных в задании расположены в одной группе. Приходим к выводу, что такими элементами являются: Si и C, следовательно ответ будет: 3; 5.

Задание 2

Из указанных в ряду химических элементов

1) Na
2) K
3) Si
4) Mg
5) C

выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева находятся в одном периоде.

Расположите химические элементы в порядке возрастания их металлических свойств.

Запишите в поле ответа номера выбранных химических элементов в нужной последовательности.

Ответ: Периодическая система химических элементов – графическое отображение Периодического закона. Она состоит из периодов и групп. Период – это горизонтальный ряд химических элементов, расположенных в порядке возрастания электроотрицательности, а значит, уменьшения металлических свойств и усиления неметаллических. Каждый период (за исключением первого) начинается с активного металла, который называется щелочным, и заканчивается инертным элементом, т.е. элементом, который не образует химических соединений с другими элементами (за редким исключением).

Глядя на таблицу химических элементов, отмечаем, что из данных в задании элементов, Na, Mg и Si расположены в 3 периоде. Далее необходимо расположить эти элементы в порядке возрастания металлических свойств. Из написанного выше определяем, если металлические свойства убывают слева на право, значит возрастают они наоборот, справа налево. Поэтому правильными ответами будут 3; 4; 1.

Задание 3

Из числа указанных в ряду элементов

1) Na
2) K
3) Si
4) Mg
5) C

выберите два элемента, которые проявляют низшую степень окисления –4.

Ответ: Высшая степень окисления химического элемента в соединении численно равна номеру группы, в которой находится химический элемент со знаком плюс. Если элемент расположен в 1 группе, то его высшая степень окисления равна +1, во второй группе +2 и так далее. Низшая степень окисления химического элемента в соединениях равна 8 (высшая степень окисления, которую может проявить химический элемент в соединении) минус номер группы, со знаком минус. Например, элемент стоит в 5 группе, главной подгруппе; следовательно, высшая степень окисления его в соединениях будет равна +5; низшая степень окисления соответственно 8 – 5 = 3 со знаком минус т.е. –3. У элементов 4 периода высшая валентность равна +4, а низшая –4. Поэтому ищем из списка элементов данных в задании два элемента расположенных в 4 группе главной подгруппе. Это будет C и Si номера правильного ответа 3; 5.

Задание 4

Из предложенного перечня выберите два соединения, в которых присутствует ионная связь.

1) Ca(ClO 2) 2
2) HClO 3
3) NH 4 Cl
4) HClO 4
5) Cl 2 O 7

Ответ: Под химической связью понимают такое взаимодействие атомов, которое связывает их в молекулы, ионы, радикалы, кристаллы. Различают четыре типа химических связей: ионную, ковалентную, металлическую и водородную.

Ионная связь – связь, возникающая в результате электростатического притяжения разноименно заряженных ионов (катионов и анионов), иными словами, между типичным металлом и типичным неметаллом; т.е. элементами, резко отличающимися друг от друга по электроотрицательности. (> 1,7 по шкале Полинга). Ионная связь присутствует в соединениях, содержащих металлы 1 и 2 групп главных подгрупп (за исключением Mg и Be) и типичных неметаллов; кислорода и элементов 7 группы главной подгруппы. Исключение составляют соли аммония, они не содержат атома металла, вместо него ион , но в солях аммония между ионом аммония и кислотного остатка – связь тоже ионная. Поэтому правильными ответами будут 1; 3.

Задание 5

Установите соответствие между формулой вещества и классов / группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Ответ: Для ответа на данный вопрос мы должны вспомнить, что такое оксиды и соли. Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и ионов кислотного остатка. Исключение составляют соли аммония. У данных солей вместо ионов металла стоит ион аммония. Соли бывают средними, кислыми, двойными, основными и комплексными. Средние соли – это продукты полного замещения водорода кислоты на металл или ион аммония; например:

H 2 SO 4 + 2Na = H 2 + Na 2 SO 4 .

Данная соль является средней. Кислые соли – это продукт неполного замещения водорода соли на металл; например:

2H 2 SO 4 + 2Na = H 2 + 2 NaHSO 4 .

Данная соль является кислой. Теперь давайте посмотрим на наше задание. В нем содержится две соли: NH 4 HCO 3 и KF. Первая соль является кислой, поскольку это продукт неполного замещения водорода в кислоте. Поэтому в табличке с ответом под буквой «А» поставим цифру 4; другая соль (KF) не содержит водорода между металлом и кислотным остатком, поэтому в табличке с ответом под буквой «Б» поставим цифру 1. Оксиды – это бинарное соединение, в состав которого входит кислород. Он стоит на втором месте и проявляет степень окисления –2. Оксиды бывают основными (т.е. оксиды металлов, например Na 2 O, CaO – им соответствуют основания; NaOH и Ca(OH) 2), кислотными (т.е. оксиды неметаллов P 2 O 5 , SO 3 – им соответствуют кислоты; H 3 PO 4 и H 2 SO 4), амфотерными (оксиды, которые в зависимости от обстоятельств могут проявлять основные и кислотные свойства – Al 2 O 3 , ZnO) и несолеобразующие. Это оксиды неметаллов, которые не проявляют ни основных, ни кислотных, ни амфотерных свойств; это CO, N 2 O, NO. Следовательно, оксид NO является несолеобразующим оксидом, поэтому в табличке с ответом под буквой «В» поставим цифру 3. И заполненная таблица будет иметь следующий вид:

Ответ:

Задание 6

Из предложенного перечня выберите два вещества, с каждым из которых железо реагирует без нагревания.

1) хлорид кальция (р-р)
2) сульфат меди (II) (р-р)
3) концентрированная азотная кислота
4) разбавленная соляная кислота
5) оксид алюминия

Ответ: Железо – активный металл. Взаимодействует с хлором, углеродом и другими неметаллами при нагревании:

2Fe + 3Cl 2 = 2FeCl 3

Вытесняет из растворов солей металлы, находящиеся в электрохимическом ряду напряжений правее железа:

Например:

Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu

Растворяется в разбавленных серной и соляной кислотах c выделением водорода,

Fe + 2НCl = FeCl 2 + H 2

с раствором азотной кислоты

Fe + 4HNO 3 = Fe(NO 3) 3 + NO + 2H 2 O.

Концентрированные серная и соляная кислота при обычных условиях с железом не реагируют, они его пассивируют:

Исходя из этого правильными ответами будут: 2; 4.

Задание 7

Водну из пробирок с осадком гидроксида алюминия добавили сильную кислоту Х, а в другую – раствор вещества Y. в результате в каждой из пробирок наблюдали растворение осадка. Из предложенного перечня выберите вещества Х и Y, которые могут вступать в описанные реакции.

1) бромоводородная кислота.
2) гидросульфид натрия.
3) сероводородная кислота.
4) гидроксид калия.
5) гидрат аммиака.

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ: Гидроксид алюминия является амфотерным основанием, поэтому может взаимодействовать с растворами кислот и щелочей:

1) Взаимодействие с раствором кислоты: Al(OH) 3 + 3HBr = AlCl 3 + 3H 2 O.

При этом осадок гидроксида алюминия растворяется.

2) Взаимодействие со щелочами: 2Al(OH) 3 + Сa(OH) 2 = Ca 2.

При этом осадок гидроксида алюминия также растворяется.

Ответ:



Задание 8

Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

РЕАГЕНТЫ

Г) ZnBr 2 (р-р)

1) AgNO 3 , Na 3 PO 4 , Cl 2

2) BaO, H 2 O, KOH

3) H 2 , Cl 2 , O 2

4) НBr, LiOH, CH 3 COOH (р-р)

5) H 3 PO 4 (р-р), BaCl 2 , CuO

Ответ: Под буквой А стоит сера (S). Как простое вещество, сера может вступать в окислительно-восстановительные реакции. Большинство реакций происходит с простыми веществами, металлами и неметаллами. Окисляется растворами концентрированных серной и соляной кислот. Взаимодействует со щелочами. Из всех реагентов, расположенных под цифрами 1–5, больше всего под описанные выше свойства подходят простые вещества под цифрой 3.

S + Cl 2 = SCl 2

Следующее вещество – SO 3 , буква Б. Оксид серы VI – сложное вещество, кислотные оксид. Данный оксид содержит серу в степени окисления +6. Это высшая степень окисления серы. Поэтому SO 3 будет вступать в реакции, в качестве окислителя, с простыми веществами, например с фосфором, со сложными веществами, например с KI, H 2 S. При этом его степень окисления может понизиться до +4, 0 или –2, также вступает в реакции без изменения степени окисления с водой, оксидами металлов и гидроксидами. Исходя из этого, SO 3 будет реагировать со всеми реагентами под цифрой 2, то есть:

SO 3 + BaO = BaSO 4

SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4

SO 3 + 2KOH = K 2 SO 4 + H 2 O

Zn(OH) 2 – амфотерный гидроксид расположен под буквой В. Обладает уникальными свойствами – реагирует как с кислотами, так и со щелочами. Поэтому из всех представленных реагентов можно смело выбирать реагенты под цифрой 4.

Zn(OH) 2 + HBr = ZnBr 2 + H 2 O

Zn(OH) 2 + LiOH = Li 2

Zn(OH) 2 + CH 3 COOH = (CH 3 COO) 2 Zn + H 2 O

И наконец, под буквой Г расположено вещество ZnBr 2 – соль, бромид цинка. Соли реагируют с кислотами, щелочами, другими солями, а также соли бескислородных кислот, как и данная соль, могут взаимодействовать с неметаллами. В данном случае наиболее активные галогены (Cl или F) могут вытеснять менее активные (Br и I) из растворов их солей. Данным критериям соответствуют реагенты под цифрой 1.

ZnBr 2 + 2AgNO 3 = 2AgBr + Zn(NO 3) 2

3ZnBr 2 + 2Na 3 PO 4 = Zn 3 (PO 4) 2 + 6NaBr

ZnBr 2 + Cl 2 = ZnCl 2 + Br 2

Варианты ответа выглядят следующим образом:

Новый справочник содержит весь теоретический материал по курсу химии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Теоретический материал изложен в краткой и доступной форме. Каждая тема сопровождается примерами тестовых заданий. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приведены ответы к тестам. Пособие адресовано школьникам, абитуриентам и учителям.

Задание 9

Установите соответствие между исходными веществами, вступающими в реакцию, и продуктами этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

А) Mg и H 2 SO 4 (конц)

Б) MgO и H 2 SO 4

В) S и H 2 SO 4 (конц)

Г) H 2 S и O 2 (изб.)

1) MgSO 4 и H 2 O

2) MgO, SO 2 , и H 2 O

3) H 2 S и H 2 O

4) SO 2 и H 2 O

5) MgSO 4 , H 2 S и H 2 O

6) SO 3 и H 2 O

Ответ: А) Серная кислота концентрированная является сильным окислителем. Может взаимодействовать и с металлами стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов после водорода. При этом водород, как правило, в свободном состоянии не выделяется, он окисляется в воду, а серная кислота восстанавливается до различных соединений, например: SO 2 , S и H 2 S, в зависимости от активности металла. При взаимодействии с магнием реакция будет иметь следующий вид:

4Mg + 5H 2 SO 4 (конц) = 4MgSO 4 + H 2 S + H 2 O (цифра ответа 5)

Б) При взаимодействии серной кислоты с оксидом магния образуются соль и вода:

MgO + H 2 SO 4 = MgSO 4 + H 2 O (Цифра ответа 1)

В) Концентрированная серная кислота окисляет не только металлы, но и неметаллы, в данном случае серу, по следующему уравнению реакции:

S + 2H 2 SO 4 (конц) = 3SO 2 + 2H 2 O (цифра ответа 4)

Г) При горении сложных веществ с участием кислорода образуются оксиды всех элементов, входящих в состав сложного вещества; например:

2H 2 S + 3O 2 = 2SO 2 + 2H 2 O (цифра ответа 4)

Таким образом, общий ответ будет иметь следующий вид:

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) KCl (р-р)
2) KOH (р-р)
3) H 2
4) HCl (избыток)
5) CO 2

Ответ: Карбонаты вступают в химическую реакцию с кислотами, при этом образуется слабая угольная кислота, которая в момент образования разлагается на углекислый газ и воду:

K 2 CO 3 + 2HCl(избыток) = 2KCl + CO 2 + H 2 O

При пропускании через раствор гидроксида калия избытка углекислого газа образуется гидрокарбонат калия.

CO 2 + КОН = KHCO 3

Записываем в таблицу ответ:

Ответ: А) Метилбензол относится к гомологическому ряду ароматических углеводородов; его формула C 6 H 5 CH 3 (цифра 4)

Б) Анилин относится к гомологическому ряду ароматических аминов. Его формула C 6 H 5 NH 2 . Группа NH 2 – функциональная группа аминов. (цифра 2)

В) 3-метилбутаналь относится к гомологическому ряду альдегидов. Так как альдегиды имеют окончание -аль. Его формула:

Задание 12

Из предложенного перечня выберите два вещества, которые являются структурными изомерами бутена-1.

1) бутан
2) циклобутан
3) бутин-2
4) бутадиен-1,3
5) метилпропен

Ответ: Изомеры – это вещества, имеющие одинаковую молекулярную формулу, но различные строение и свойства. Структурные изомеры – это тип веществ, которые идентичны друг другу по количественному и качественному составам, но порядок атомного связывания (химического строения) имеет различия. Для ответа на этот вопрос давайте напишем молекулярные формулы всех веществ. Формула бутена-1 будет выглядеть так: С 4 Н 8

1) бутан – С 4 Н 10
2) циклобутан – С 4 Н 8
3) бутин-2 – С 4 Н 6
4) бутадиен-1, 3 – С 4 Н 6
5) метилпропен – С 4 Н 8

Такие же формулы имеют циклобутан № 2 и метилпропен № 5. Они и будут структурными изомерами бутена-1.

Записываем в таблицу правильные ответы:

Задание 13

Из предложенного перечня выберите два вещества, при взаимодействии которых с раствором перманганата калия в присутствии серной кислоты будет наблюдаться изменение окраски раствора.

1) гексан
2) бензол
3) толуол
4) пропан
5) пропилен

Ответ: Давайте попробуем ответить на этот вопрос методом исключения. Предельные углеводороды не подвергаются окислению данным окислителем, поэтому вычеркиваем гексан № 1 и пропан № 4.

Вычеркиваем № 2 (бензол). У гомологов бензола алкильные группы легко окисляются под действием таких окислительных агентов, как перманганат калия. Поэтому толуол (метилбензол) будет подвергаться окислению по метильному радикалу. Так же окисляется и пропилен (непредельный углеводород с двойной связью).

Правильный ответ:

Окисляются альдегиды различными окислителями, в том числе и аммиачным раствором оксида серебра (знаменитая реакция серебряного зеркала)

В книге содержатся материалы для успешной сдачи ЕГЭ по химии: краткие теоретические сведения по всем темам, задания разных типов и уровней сложности, методические комментарии, ответы и критерии оценивания. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данной книге они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену. В издании в сжатой форме изложены основы предмета в соответствии с действующими образовательными стандартами и максимально подробно разобраны наиболее сложные экзаменационные вопросы повышенного уровня сложности. Кроме того, приводятся тренировочные задания, с помощью которых можно проверить уровень усвоения материала. Приложение книги содержит необходимые справочные материалы по предмету.

Задание 15

Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует метиламин.

1) пропан
2) хлорметан
3) водород
4) гидроксид натрия
5) соляная кислота.

Ответ: Амины, являясь производными аммиака, имеют сходное с ним строение и проявляют подобные ему свойства. Для них также характерно образование донорно-акцепторной связи. Как и аммиак, они вступают в реакцию с кислотами. Например, с соляной кислотой с образованием хлорида метиламмония.

CH 3 –NH 2 + HCl =Cl.

Из органических веществ метиламин вступает в реакции алкилирования с галогеналканами:

CH 3 –NH 2 + CH 3 Cl = [(CH 3) 2 NH 2 ]Cl

С другими веществами из данного списка амины не реагируют, поэтому правильный ответ:

Задание 16

Установите соответствие между названием вещества и продуктом, который преимущественно образуется при взаимодействии этого вещества с бромом: к каждой позиции, обозначенной буквой, выберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

3) Br–CH 2 –CH 2 –CH 2 –Br

Ответ: А) этан – это предельный углеводород. Для него не характерны реакции присоединения, поэтому происходит замещение атома водорода на бром. И получается бромэтан:

CH 3 –СH3 + Br 2 = CH 3 –CH 2 –Br + HBr (ответ 5)

Б) Изобутан, так же как и этан, – представитель предельных углеводородов, поэтому для него характерны реакции замещения водорода на бром. В отличие от этана, изобутан содержит не только первичные атомы углерода (соединенные с тремя атомами водорода), но и один первичный атом углерода. А так как замещение атома водорода галогеном легче всего идет у менее гидрогенизированного третичного атома углерода, затем у вторичного и в последнюю очередь у первичного, бром будет присоединяться именно к нему. В результате получим 2-бром, 2-метилпропан:

C H 3 C H 3
CH 3 – C –CH 3 + Br 2 = CH 3 – C –CH 3 + HBr (ответ 2)
Н B r

В) Циклоалканы, к которым относится циклопропан, сильно отличаются между собой по устойчивости цикла: наименее устойчивы трехчленные и наиболее устойчивы пяти- и шестичленные циклы. При бромировании 3-х и 4-х членных циклов, происходит их разрыв с образованием алканов. При этом присоединяются сразу 2 атома брома.

Г) Реакция взаимодействия с бромом у пяти и шестичленных циклов не приводит к разрыву цикла, а сводится к реакции замещения водорода на бром.

Таким образом, общий ответ будет иметь вид:

Задание 17

Установите соответствие между реагирующими веществами и углеродсодержащим продуктом, который образуется при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Ответ: А) Реакция между уксусной кислотой и сульфидом натрия относится к реакциям обмена, когда сложные вещества обмениваются составными частями.

CH 3 COOH + Na 2 S = CH 3 COONa + H 2 S.

Cоли уксусной кислоты называются ацетаты. Данная соль, соответственно, называется ацетат натрия. Ответ под цифрой 5

Б) Реакция между муравьиной кислотой и гидроксидом натрия также относится к реакциям обмена.

HCOOH + NaOH = HCOONa + H 2 O.

Соли муравьиной кислоты называются формиаты. В данном случае образуется формиат натрия. Ответ под цифрой 4.

В) Муравьиная кислота, в отличие от других карбоновых кислот – удивительное вещество. Содержит в себе помимо функциональной карбоксильной группы –СООН, еще и альдегидную группу СОН. Поэтому они вступают в реакции характерные для альдегидов. Например, в реакцию серебряного зеркала; восстановления гидроксида меди (II), Cu(OH) 2 при нагревании до гидроксида меди (I), CuOH, разлагающегося при высокой температуре до оксида меди (I), Cu 2 O. Образуется красивый осадок оранжевого цвета.

2Cu(OH) 2 + 2HCOOH = 2СO 2 + 3H 2 O + Cu 2 O

Сама же муравьиная кислота окисляется до углекислого газа. (правильный ответ 6)

Г) При взаимодействии этанола с натрием образуется газообразный водород и этилат натрия.

2C 2 H 5 OH + 2Na = 2C 2 H 5 ONa + H 2 (ответ 2)

Таким образом, на данное задание ответами будут:

Вниманию школьников и абитуриентов предлагается новое пособие для подготовки ЕГЭ, которое содержит 10 вариантов типовых экзаменационных работ по химии. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями единого государственного экзамена, включает задания разных типов и уровня сложности. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания. Предлагаемые тренировочные варианты помогут учителю организовать подготовку к итоговой аттестации, а учащимся - самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена. Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.

Задание 18

Задана следующая схема превращения веществ:

Спирты при высокой температуре в присутствии окислителей могут окисляться до соответствующих альдегидов. В данном случае в качестве окислителя служит оксид меди II (CuO) по следующей реакции:

СH 3 CH 2 OH + CuO (t) = СH 3 COH + Cu + H 2 O (ответ: 2)

Общий ответ данного номера:

Задание 19

Из предложенного перечня типов реакций выберите два типа реакции, к которым можно отнести взаимодействие щелочных металлов с водой.

1) каталитическая
2) гомогенная
3) необратимая
4) окислительно-восстановительная
5) реакция нейтрализации

Ответ: Напишем уравнение реакции, например, натрия с водой:

2Na +2H 2 O = 2NaOH + H 2 .

Натрий, очень активный металл, поэтому с водой будет энергично взаимодействовать, в некоторых случаях даже со взрывом, поэтому реакция идет без катализаторов. Натрий – это металл, твердое вещество, вода и раствор гидроксида натрия – жидкости, водород – газ, поэтому реакция гетерогенная. Реакция необратимая, потому что водород уходит из реакционной среды в виде газа. В процессе реакции изменяются степени окисления у натрия и водорода,

поэтому реакция относится к окислительно-восстановительным, так как натрий выступает в роли восстановителя, а водород в роли окислителя. К реакциям нейтрализации не относится, поскольку в результате реакции нейтрализации образуются вещества, имеющие нейтральную реакцию среды, а здесь образуется щелочь. Из этого можно сделать вывод, что правильными будут ответы

Задание 20

Из предложенного перечня внешних воздействий выберите два воздействия, которые приводят к уменьшению скорости химической реакции этилена с водородом:

1) понижение температуры
2) увеличение концентрации этилена
3) использование катализатора
4) уменьшение концентрации водорода
5) повышение давления в системе.

Ответ: Скорость химической реакции – это величина, показывающая, как изменяются концентрации исходных веществ или продуктов реакции за единицу времени. Существует понятие скорости гомогенных и гетерогенных реакций. В данном случае дана гомогенная реакция, поэтому для гомогенных реакций скорость зависит от следующих взаимодействий (факторов):

  1. концентрация реагирующих веществ;
  2. температура;
  3. катализатор;
  4. ингибитор.

Данная реакция проходит при повышенной температуре, поэтому понижение температуры приведет к уменьшению ее скорости. Ответ № 1. Далее: если увеличить концентрацию одного из реагирующих веществ, реакция пойдет быстрее. Нам это не подходит. Катализатор – вещество, увеличивающее скорость реакции, – тоже не подходит. Уменьшение концентрации водорода приведет к замедлению реакции, что нам и нужно. Значит, еще один правильный ответ – № 4. Для ответа на пункт 4 вопроса давайте напишем уравнение данной реакции:

CH 2 =CH 2 + H 2 = CH 3 -CH 3.

Из уравнения реакции видно, что она идет с уменьшением объема (в реакцию вступило 2 объема веществ – этилен + водород), а образовался только один объем продукта реакции. Следовательно, при увеличении давления скорость реакции должна увеличиться – тоже не подходит. Подведем итог. Правильными оказались ответы:

Пособие содержит задания, максимально приближенные к реальным, используемым на ЕГЭ, но распределенные по темам в порядке их изучения в 10-11-х классах старшей школы. Работая с книгой, можно последовательно отработать каждую тему, устранить пробелы в знаниях, а также систематизировать изучаемый материал. Такая структура книги поможет эффективнее подготовиться к ЕГЭ. Это издание адресовано учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по химии. Тренировочные задания позволят систематически, при прохождении каждой темы, готовиться к экзамену.

Задание 21

Установите соответствие между уравнением реакции и свойством элемента азота, которое он проявляет в этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Ответ: Посмотрим, как изменяются степени окисления в реакциях:

в данной реакции азот не изменяет степени окисления. Она у него в реакции стабильна 3–. Поэтому ответ 4.

в данной реакции азот изменяет свою степень окисления с 3– до 0, то есть окисляется. Значит, он является восстановителем. Ответ 2.

Здесь азот изменяет свою степень окисления с 3– до 2+. Реакция окислительно-восстановительная, азот окисляется, значит, является восстановителем. Правильный ответ 2.

Общий ответ:

Задание 22

Установите соответствие между формулой соли и продуктами электролиза водного раствора этой соли, которые выделились на инертных электродах: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА СОЛИ

ПРОДУКТЫ ЭЛЕКТРОЛИЗА

Ответ: Электролиз – это окислительно-восстановительная реакция, протекающая на электродах, при прохождении постоянного электрического тока через раствор или расплав электролита. На катоде всегда идёт процесс восстановления; на аноде всегда идёт процесс окисления. Если металл стоит в электрохимическом ряду напряжений металлов до марганца, то на катоде восстанавливается вода; от марганца до водорода возможно выделение воды и металла, если правее водорода, то восстанавливается только металл. Процессы, протекающие на аноде:

Если анод инертный , то в случае бескислородных анионов (кроме фторидов) идет окисление анионов:

В случае кислородсодержащих анионов и фторидов идет процесс окисления воды, анион при этом не окисляется и остается в растворе:

При электролизе растворов щелочей идет окисление гидроксид-ионов:

Теперь давайте рассмотрим данное задание:

А) Na 3 PO 4 диссоциирует в растворе на ионы натрия и кислотного остатка кислородсодержащей кислоты.

Катион натрия устремляется к отрицательному электроду – катоду. Так как ион натрия в электрохимическом ряду напряжений металлов находится до алюминия, то от восстанавливаться не будет, будет восстанавливаться вода по следующему уравнению:

2H 2 O = H 2 + 2OH – .

На катоде выделяется водород.

Анион устремляется к аноду – положительно заряженному электроду – и находится в прианодном пространстве, а на аноде окисляется вода по уравнению:

2H 2 O – 4e = O 2 + 4H +

На аноде происходит выделение кислорода. Таким образом, суммарное уравнение реакции будет иметь следующий вид:

2Na 3 PO 4 + 8H 2 O = 2H 2 + O 2 + 6NaOH + 2 H 3 PO 4 (ответ 1)

Б) при электролизе раствора КCl на катоде будет восстанавливаться вода по уравнению:

2H 2 O = H 2 + 2OH – .

В качестве продукта реакции будет выделяться водород. На аноде будет окисляться Cl – до свободного состояния по следующему уравнению:

2CI – – 2e = Cl 2 .

Суммарный процесс на электродах выглядит следующим образом:

2KCl + 2H 2 O = 2KOH + H 2 + Cl 2 (ответ 4)

В) При электролизе соли CuBr 2 на катоде восстанавливается медь:

Cu 2+ + 2e = Cu 0 .

На аноде окисляется бром:

Суммарное уравнение реакции будет иметь следующий вид:

Правильный ответ 3.

Г) Гидролиз соли Cu(NO 3) 2 протекает следующим образом: на катоде происходит выделение меди по следующему уравнению:

Cu 2+ + 2e = Cu 0 .

На аноде выделяется кислород:

2H 2 O – 4e = O 2 + 4H +

Правильный ответ 2.

Общий ответ на данный вопрос:

Все материалы школьного курса по химии четко структурированы и разделены на 36 логических блоков (недель). Изучение каждого блока рассчитано на 2-3 самостоятельных занятия в неделю в течение учебного года. Пособие содержит все необходимые теоретические сведения, задания для самоконтроля в виде схем и таблиц, а также в форме ЕГЭ, бланки и ответы. Уникальная структура пособия поможет структурировать подготовку к ЕГЭ и пошагово изучить все темы в течение всего учебного года. Издание содержит все темы школьного курса по химии, необходимые для сдачи ЕГЭ. Весь материал четко структурирован и разделен на 36 логических блоков (недель), включающих необходимые теоретические сведения, задания для самоконтроля в виде схем и таблиц, а также в форме ЕГЭ. Изучение каждого блока рассчитано на 2-3 самостоятельных занятия в неделю в течение учебного года. Кроме того, в пособии приводятся тренировочные варианты, цель которых – оценить уровень знаний.

Задание 23

Установите соответствие между названием соли и отношением этой соли к гидролизу: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Ответ: Гидролизом называется реакция взаимодействия ионов соли с молекулами воды, приводящая к образованию слабого электролита. Любую соль можно представить как продукт взаимодействия кислоты и основания. По этому принципу все соли можно разделить на 4 группы:

  1. Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой.
  2. Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой.
  3. Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой.
  4. Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой.

Давайте теперь разберем с этой точки зрения данное задание.

А) NH 4 Cl – соль, образованная слабым основанием NH 4 OH и сильной кислотой HCl – подвергается гидролизу. В результате образуется слабое основание и сильная кислота. Данная соль гидролизуется по катиону , так как данный ион входит в состав слабого основания. Ответ под цифрой 1.

Б) K 2 SO 4 – соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой. Такие соли гидролизу не подвергаются, так как не образуется слабого электролита. Ответ 3.

В) Карбонат натрия Na 2 CO 3 – соль, образованная сильным основанием NaOH и слабой угольной кислотой H 2 CO 3 – подвергается гидролизу. Так как соль образована двухосновной кислотой, то гидролиз теоретически может идти в две стадии. в результате первой стадии образуется щелочь и кислая соль – гидрокарбонат натрия:

Na 2 CO 3 + H 2 O ↔NaHCO 3 + NaOH;

в результате второй стадии образуется слабая угольная кислота:

NaHCO 3 + H 2 O ↔ H 2 CO 3 (H 2 O + CO 2) + NaOH –

данная соль гидролизуется по аниону (ответ 2).

Г) Соль сульфид алюминия Al 2 S 3 образована слабым основанием Al(OH) 3 и слабой кислотой H 2 S. Такие соли подвергаются гидролизу. В результате образуется слабое основание и слабая кислота. Гидролиз идет по катиону и аниону. Правильный ответ 4.

Таким образом, общий ответ на задание имеет вид:

Задание 24

Установите соответствие между уравнением обратимой реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ

НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

А) N 2 (г) + 3H 2 (г) = 2NH 3 (г)

Б) 2H 2 (г) + O 2 (г) = 2H 2 O(г)

В) H 2 (г) + CI 2 (г) = 2HCl(г)

Г) SO 2 (г) + CI 2 (г) = SO 2 Cl 2 (г)

1) смещается в сторону прямой реакции

2) смещается в сторону обратной реакции

3) практически не смещается.

Ответ: Обратимыми называют реакции, которые одновременно могут идти в двух противоположных направлениях: в сторону прямой и обратной реакции, поэтому в уравнениях обратимых реакций вместо равенства ставится знак обратимости. Каждая обратимая реакция заканчивается химическим равновесием. Это динамический процесс. Для того чтобы вывести реакцию из состояния химического равновесия, нужно приложить к ней определенные внешние воздействия: изменить концентрацию, температуру или давление. Делается это по принципу Ле-Шателье: если на систему, находящуюся в состоянии химического равновесия, подействовать извне, изменить концентрацию, температуру или давление, то система стремится занять такое положение, которое противодействует этому действию.

Разберем это на примерах нашего задания.

А) Гомогенная реакция N 2 (г) + 3H 2 (г) = 2NH 3 (г) является еще и экзотермической, то есть идет с выделением теплоты. Далее в реакцию вступило 4 объема реагирующих веществ (1 объем азота и 3 объема водорода), а в результате образовался один объем аммиака. Таким образом, мы определили, что реакция идет с уменьшением объема. По принципу Ле-Шателье, если реакция идет с уменьшением объема, то увеличение давления смещает химическое равновесие в сторону образования продукта реакции. Правильный ответ 1.

Б) Реакция 2H 2 (г) + O 2 (г) = 2H 2 O(г) аналогична предыдущей реакции, также идет с уменьшением объема (вступило 3 объема газа, а в результате реакции образовалось 2), поэтому увеличение давления сместит равновесие в сторону образования продукта реакции. Ответ 1.

В) Данная реакция H 2 (г) + Cl 2 (г) = 2HCl(г) протекает без изменения объема реагирующих веществ (вступило 2 объема газов и образовалось 2 объема хлороводорода). На реакции, идущие без изменения объема, давление влияния не оказывает. Ответ 3.

Г) Реакция взаимодействия оксида серы (IV) и хлора SO 2 (г) + Cl 2 (г) = SO 2 Cl 2 (г) является реакцией, идущей с уменьшением объема веществ (в реакцию вступило 2 объема газов, а образовался один объем SO 2 Cl 2). Ответ 1.

Ответом на это задание будет следующий набор букв и цифр:

В книге решения всех типов задач базового, повышенного и высокого уровней сложности по всем темам, проверяемым на ЕГЭ по химии. Регулярная работа с данным пособием позволит учащимся научиться быстро и без ошибок решать задачи по химии разных уровней сложности. В пособии подробно разобраны решения всех типов задач базового, повышенного и высокого уровней сложности в соответствии с перечнем элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по химии. Регулярная работа с данным пособием позволит учащимся научиться быстро и без ошибок решать задачи по химии разных уровней сложности. Издание окажет неоценимую помощь учащимся при подготовке к ЕГЭ по химии, а также может быть использовано учителями при организации учебного процесса.

Задание 25

Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно различить водные растворы этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ

А) HNO 3 и NaNO 3

Б) KCI и NaOH

В) NaCI и BaCI 2

Г) AICI 3 и MgCI 2

Ответ: А) Даны два вещества, кислота и соль. Азотная кислота является сильным окислителем и взаимодействует с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов как до водорода, так и после, причем взаимодействует как концентрированная, так и разбавленная. Например, азотная кислота HNO 3 взаимодействует с медью с образованием соли меди, воды и оксида азота. При этом, помимо выделения газа, раствор приобретает характерную для солей меди синюю окраску, например:

8HNO 3 (р) + 3Cu = 3Cu(NO 3) 2 + 2NO + 4H 2 O,

а соль NaNO 3 с медью не реагирует. Ответ 1.

Б) Даны соль и гидроксид активных металлов, у которых практически все соединения растворимы в воде, поэтому выбираем вещество из колонки реагентов, которое при взаимодействии с одним из данных веществ выпадает в осадок. Этим веществом будет сульфат меди. С хлоридом калия реакция не пойдет, а вот с гидроксидом натрия выпадет красивый синий осадок, по уравнению реакции:

CuSO 4 + 2NaOH = Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4.

В) Даны две соли, хлориды натрия и бария. Если все соли натрия растворимы, то с солями бария наоборот – многие соли бария нерастворимы. По таблице растворимости определяем, что сульфат бария нерастворим, поэтому реактивом будет сульфат меди. Ответ 5.

Г) Опять даны 2 соли – AlCl 3 и MgCl 2 – и опять хлориды. При сливании данных растворов с HCl, KNO 3 CuSO 4 не образуют никаких видимых изменений, c медью вообще не реагируют. Остается КOH. С ним обе соли выпадают в осадок, с образованием гидроксидов. Но гидроксид алюминия – амфотерное основание. При добавлении избытка щелочи осадок растворяется с образованием комплексной соли. Ответ 2.

Общий ответ на данное задание выглядит так:

Задание 26

Установите соответствие между веществом и основной областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Ответ: А) Метан при сгорании выделяет большое количество тепла, поэтому его можно использовать в качестве топлива (ответ 2).

Б) Изопрен, являясь диеновым углеводородом, при полимеризации образует каучук, который затем превращают в резину (ответ 3).

В) Этилен – непредельный углеводород, который вступает в реакции полимеризации, поэтому может быть использован в качестве пластических масс (ответ 4).

Задание 27

Вычислите массу нитрата калия (в граммах), которую следует растворить в 150,0 г. раствора с массовой долей этой соли 10% для получения раствора с массовой долей 12%. (Запишите число с точностью до десятых).

Решим данную задачу:

1. Определим массу нитрата калия, содержащуюся в 150 г 10% раствора. Воспользуемся волшебным треугольником:


Отсюда масса вещества равна: ω · m (р-ра) = 0,1 · 150 = 15 г.

2. Пусть масса добавленного нитрата калия равна x г. Тогда масса всей соли в конечном растворе будет равна (15 + x ) г, масса раствора (150 + x ), а массовую долю нитрата калия в конечном растворе можно записать как: ω(KNO 3) = 100% – (15 + x )/(150 + x )

100% – (15 + x )/(150 + x ) = 12%

(15 + x )/(150 + x ) = 0,12

15 + x = 18 + 0,12x

0,88x = 3

x = 3/0,88 = 3,4

Ответ: Для получения 12% раствора соли необходимо добавить 3,4 г KNO 3.

Справочник содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым ЕГЭ по химии. После каждого раздела приводятся разноуровневые задания в форме ЕГЭ. Для итогового контроля знаний в конце справочника даются тренировочные варианты, соответствующие ЕГЭ. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данном справочнике они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену. Справочник адресован учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по химии.

Задание 28

В результате реакции, термохимическое уравнение которой

2H 2 (г) + O 2 (г) = H 2 O (г) + 484 кДж,

выделилось 1452 кДж теплоты. Вычислите массу образовавшейся при этом воды (в граммах).

Данная задача может быть решена в одно действие.

Согласно уравнению реакции, в результате ее образовалось 36 граммов воды и выделилось 484 кДж энергии. А 1454 кДж энергии выделится при образовании Х г. воды.

Ответ: При выделении 1452 кДж энергии образуется 108 г воды.

Задание 29

Вычислите массу кислорода (в граммах), необходимого для полного сжигания 6,72 л (н.у.) сероводорода.

Для решения данной задачи напишем уравнение реакции горения сероводорода и рассчитаем массы кислорода и сероводорода, вступивших в реакцию, по уравнению реакции

1. Определяем количество сероводорода, содержащегося в 6,72 л.

2. Определяем количество кислорода, которое прореагирует с 0,3 моль сероводорода.

По уравнению реакции, с 2 моль H 2 S реагирует 3 моль O 2 .

По уравнению реакции, с 0,3 моль H 2 S прореагирует с Х моль О 2 .

Отсюда Х = 0,45 моль.

3. Определим массу 0,45 моль кислорода

m (O 2) = n · M = 0,45 моль · 32 г/моль = 14,4 г.

Ответ: масса кислорода равна 14,4 грамма.

Задание 30

Из предложенного перечня веществ (перманганат калия, гидрокарбонат калия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия) выберите вещества, между которыми возможна окислительно-восстановительная реакция. в ответе запишите уравнение только одной из возможных реакций. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Ответ: КMnO 4 – известный окислитель, окисляет вещества, содержащие элементы в низшей и промежуточной степенях окисления. Его действия могут проходить в нейтральной, кислой и щелочной средах. При этом марганец может восстанавливаться до различных степеней окисления: в кислой среде – до Mn 2+ , в нейтральной среде – до Mn 4+ , в щелочной среде – до Mn 6+ . В сульфите натрия содержится сера в степени окисления 4+, которая может окислиться до 6+. И наконец, гидроксид калия определит реакцию среды. Пишем уравнение данной реакции:

KMnO 4 + Na 2 SO 3 + KOH = K 2 MnO 4 + Na 2 SO 4 + H 2 O

После расставления коэффициентов формула приобретает следующий вид:

2KMnO 4 + Na 2 SO 3 + 2KOH = 2K 2 MnO 4 + Na 2 SO 4 + H 2 O

Следовательно, KMnO 4 – является окислителем, а Na 2 SО 3 – восстановителем.

Все необходимые для сдачи ЕГЭ по химии сведения представлены в наглядных и доступных таблицах, после каждой темы – тренировочные задания для контроля знаний. С помощью этой книги учащиеся смогут в кратчайший срок повысить уровень своих знаний, за считанные дни до экзамена вспомнить все самые важные темы, потренироваться в выполнении заданий в формате ЕГЭ и стать более уверенным в своих силах. После повторения всех тем, представленных в пособии, долгожданные 100 баллов станут намного ближе! Пособие содержит теоретические сведения по всем темам, проверяемым на ЕГЭ по химии. После каждого раздела приводятся тренировочные задания разных типов с ответами. Наглядное и доступное изложение материала позволит быстро найти нужную информацию, устранить пробелы в знаниях и в кратчайшие сроки повторить большой объем информации.

Задание 31

Из предложенного перечня веществ (перманганат калия, гидрокарбонат калия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия) выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. В ответе запишите молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнение только одной из возможных реакций.

Ответ: Рассмотрим реакцию обмена между гидрокарбонатом калия и гидроксидом калия

KHCO 3 + KOH = K 2 CO 3 + H 2 O

Если в результате реакции в растворах электролитов образуется нерастворимое или газообразное, или малодиссоциирующее вещество, то такая реакция протекает необратимо. В соответствии с этим данная реакция возможна, так как один из продуктов реакции (Н 2 О) – малодиссоциирующее вещество. Запишем полное ионное уравнение.

Так как вода – малодиссоциирующее вещество, она пишется в виде молекулы. Далее составляем сокращенное ионное уравнение. Те ионы, которые перешли из левой части уравнения в правое, не изменяя знака заряда, вычеркиваем. Остальное переписываем в сокращенное ионное уравнение.

Это уравнение и будет ответом на данное задание.

Задание 32

При электролизе водного раствора нитрата меди(II) получили металл. Металл обработали концентрированной серной кислотой при нагревании. Выделяющийся в результате газ прореагировал с сероводородом с образованием простого вещества. Это вещество нагрели с концентрированным раствором гидроксида калия. Напишите уравнения четырех описанных реакций.

Ответ: Электролиз – это окислительно-восстановительный процесс, проходящий на электродах при пропускании постоянного электрического тока через раствор или расплав электролита. В задании говорится об электролизе раствора нитрата меди. При электролизе растворов солей вода также может принимать участие в электродных процессах. При растворении соли в воде она распадается на ионы:

На катоде происходят процессы восстановления. В зависимости от активности металла, могут восстанавливаться металл, металл и вода. Так как медь в электрохимическом ряду напряжений металлов стоит правее водорода, то на катоде будет восстанавливаться медь:

Cu 2+ + 2e = Cu 0 .

На аноде будет происходить процесс окисления воды.

Медь не реагирует с растворами серной и соляной кислот. Но концентрированная серная кислота является сильным окислителем, поэтому может реагировать с медью по следующему уравнению реакции:

Cu + 2H 2 SO 4 (конц.) = CuSO 4 + SO 2 + 2H 2 O.

Сероводород (H 2 S) содержит серу в степени окисления 2–, поэтому выступает в роли сильного восстановителя и восстанавливает серу в оксиде серы IV до свободного состояния

2H 2 S + SO 2 = 3S + 2H 2 O.

Образующееся вещество, сера, взаимодействует с концентрированным раствором гидроксида калия при нагревании с образованием двух солей: сульфида и сульфита серы и воды.

S + KOH = K 2 S + K 2 SO 3 + H 2 O

Задание 33

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Ответ: В данной цепочке предложено выполнить 5 уравнений реакций, по числу стрелочек между веществами. В уравнении реакции № 1 серная кислота играет роль водоотнимающей жидкости, поэтому в результате ее должен получиться непредельный углеводород.

Следующая реакция интересна тем, что протекает по правилу Марковникова. По этому правилу, при соединении галогеноводородов к несимметрично построенным алкенам, галоген присоединяется к менее гидрированному атому углерода при двойной связи, а водород, наоборот.

Новый справочник содержит весь теоретический материал по курсу химии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тренировочных заданий, позволяющими проверить свои знания и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к заданиям, которые помогут объективно оценить уровень своих знаний и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.

Задание 34

При нагревании образца карбоната кальция часть вещества разложилась. При этом выделилось 4,48 л (н.у.) углекислого газа. Масса твердого остатка составила 41,2 г. Этот остаток добавили к 465,5 г раствора хлороводородной кислоты, взятой в избытке. Определите массовую долю соли в полученном растворе.

В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых величин).

Ответ: Запишем краткое условие данной задачи.

После того как все приготовления приведены, приступаем к решению.

1) Определяем количество СО 2 , содержащееся в 4,48 л. его.

n (CO 2) = V/Vm = 4,48 л / 22,4 л/моль = 0,2 моль

2) Определяем количество образовавшегося оксида кальция.

По уравнению реакции образуется 1 моль СО 2 и 1 моль СаО

Следовательно: n (CO 2) = n (CaO) и равняется 0,2 моль

3) Определяем массу 0,2 моль СаО

m (CaO) = n (CaO) · M (CaO) = 0,2 моль · 56 г/моль = 11,2 г

Таким образом, твердый остаток массой 41,2 г состоит из 11,2 г СаО и (41,2 г. – 11,2 г.) 30 г СаСО 3

4) Определим количество СаСО 3 , содержащееся в 30 г

n (CaCO 3) = m (CaCO 3) / M (CaCO 3) = 30 г / 100 г/моль = 0,3 моль

CaO + HCl = CaCl 2 + H 2 O

CaCO 3 + HCl = CaCl 2 + H 2 O + CO 2

5) Определим количество хлорида кальция, образующееся в результате данных реакций.

В реакцию вступило 0,3 моль CaCO 3 и 0,2 моль СаО всего 0,5 моль.

Соответственно, образуется 0,5 моль CaCl 2

6) Рассчитаем массу 0,5 моль хлорида кальция

M (CaCl 2) = n (CaCl 2) · M (CaCl 2) = 0,5 моль · 111 г/моль = 55,5 г.

7) Определяем массу углекислого газа. В реакции разложения участвовало 0,3 моль карбоната кальция, следовательно:

n (CaCO 3) = n (CO 2) = 0,3 моль,

m (CO 2) = n (CO 2) · M (CO 2) = 0,3 моль · 44г/моль = 13,2 г.

8) Находим массу раствора. Она состоит из массы соляной кислоты + масс твердого остатка (CaCO 3 + CaO) минут масса выделившегося CO 2 . Запишем это в виде формулы:

m (р-ра) = m (CaCO 3 + CaO) + m (HCl) – m (CO 2) = 465,5 г + 41,2 г – 13,2 г = 493,5 г.

9) И наконец, ответим на вопрос задачи. Найдем массовую долю в % соли в растворе, воспользовавшись следующим волшебным треугольником:


ω%(CaCI 2) = m (CaCI 2) / m (р-ра) = 55,5 г / 493,5 г = 0,112 или 11,2%

Ответ: ω % (СaCI 2) = 11.2%

Задание 35

Органическое вещество А содержит 11,97% азота, 9,40% водорода и 27,35% кислорода по массе и образуется при взаимодействии органического вещества Б с пропанолом-2. Известно, что вещество Б имеет природное происхождение и способно взаимодействовать как с кислотами, так и со щелочами.

На основании данных условия выполните задания:

1) Проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;

2) Составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно покажет порядок связи атомов в его молекуле;

3) Напишите уравнение реакции получения вещества А из вещества Б и пропанола-2 (используйте структурные формулы органических веществ).

Ответ: Давайте постараемся разобраться с данной задачей. Напишем краткое условие:

ω(C) = 100% – 11,97% – 9,40% – 27,35% = 51,28% (ω(C) = 51,28%)

2) Зная массовые доли всех элементов, входящих в состав молекулы, можем определить ее молекулярную формулу.

Примем массу вещества А за 100 г. Тогда в массы всех элементов, входящих в его состав, будут равны: m (C) = 51,28 г; m (N) = 11,97 г; m (H) = 9,40 г; m (O) = 27,35 г. Определим количество каждого элемента:

n (C) = m (C) · M (C) = 51,28 г / 12 г/моль = 4,27 моль

n (N) = m (N) · M (N) = 11,97 г / 14 г/моль = 0,855 моль

n (H) = m (H) · M (H) = 9,40 г / 1 г/моль = 9,40 моль

n (O) = m(O) · M (O) = 27,35 г / 16 г/моль = 1,71 моль

x : y : z : m = 5: 1: 11: 2.

Таким образом молекулярная формула вещества А равна: C 5 H 11 O 2 N.

3) Попробуем составить структурную формулу вещества А. Мы уже знаем, что углерод в органической химии всегда четырехвалентен, водород – одновалентен, кислород двухвалентен и азот трехвалентен. В условии задачи также сказано, что вещество Б способно взаимодействовать как с кислотами, так и со щелочами, то есть оно амфотерно. Из природных амфотерных веществ нам известно, что аминокислоты обладают выраженной амфотерностью. Следовательно можно предположить, что вещество Б относится к аминокислотам. Ну и конечно, берем во внимание, что оно получается при взаимодействии с пропанолом-2. Посчитав количество атомов углерода в пропаноле-2, можно сделать смелый вывод, что вещество Б – аминоуксусная кислота. После некоторого количества попыток, получилась следующая формула:

4) В заключение напишем уравнение реакции взаимодействия аминоуксусной кислоты с пропанолом-2.

Вниманию школьников и абитуриентов впервые предлагается учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по химии, которое содержит тренировочные задания, собранные по темам. В книге представлены задания разных типов и уровней сложности по всем проверяемым темам курса химии. Каждый из разделов пособия включает не менее 50 заданий. Задания соответствуют современному образовательному стандарту и положению о проведении единого государственного экзамена по химии для выпускников средних общеобразовательных учебных учреждений. Выполнение предлагаемых тренировочных заданий по темам позволит качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии. Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.

ОГЭ по химии сдается только по выбору ученика, это испытание не входит в перечень обязательных. Выбирают химию ученики, которые после 9-го класса планируют поступать в профильный 10-й класс школы или специализированный колледж, техникум. Для поступления в медицинское училище требуется сдавать не только химию, но и биологию. Экзамен подразумевает ориентацию в теории, успешное применение ее на практике. Испытуемому необходимо решить немало заданий разных уровней сложности из широкого спектра тем. Чтобы определиться в том, на какие темы обратить внимание, ознакомьтесь с Программой подготовки в ОГЭ по химии.


Экзамен состоит из заданий, который делятся на два логических блока:

  • В первую часть входят задания на знание теории: здесь нужно дать краткий ответ – цифра, последовательность чисел, слово.
  • Во второй части – несколько вопросов, на которые нужно дать развернутые, полные ответы, провести лабораторный эксперимент, написать заключения, выполнить расчеты. Крайне важно умение пользоваться специальным оборудованием, использовать алгоритмы решения задач разного уровня сложности.
В 2018 году минимальный порог составил 9 баллов – это минимум, который позволит получить минимальную оценку и аттестат.
На экзамене у испытуемого есть подсказки: таблицы растворимости солей, кислот, оснований в воде, периодическая таблица Менделеева, таблицы напряжений металлов. При условии умения пользоваться этими материалами, можно решить многие задания без трудностей.


  • Главный совет, актуальный на каждом экзамене – планируйте свое обучение. Без четкого плана вы не сможете достичь высокого уровня подготовки. Чтобы планирование было максимально эффективным, ознакомьтесь с – в ней указаны темы и разделы, на которые нужно обратить особое внимание.
  • Оцените свои силы: наиболее простой способ – онлайн тестирование. По факту прохождения теста, вы получаете результат, и можете оценить – какие типы заданий и темы вызывают у вас наибольшие трудности.
  • Когда вы определили проблемные темы, уделите им большее внимание, чем остальным. Для обучения возьмите учебники, справочники.
  • Обязательно решайте задачи! Чем больше задач вы решите для подготовки, тем проще будет на экзамене.
  • Задавайте вопросы: найдите специалиста, который сможет вам помочь в проблемных ситуациях. Это может быть репетитор или школьный учитель. Только специалист может помочь вам проанализировать свои ошибки и больше не совершать их.
  • Научитесь пользоваться подсказками – теми таблицами, которые можно брать с собой на экзамен.
  • Изучать теорию - мало, очень важно тренироваться выполнять тесты. Данная форма проверки знаний у многих вызывает трудности, особенно, если на уроках она не использовалась. Решайте больше тестовых заданий разных типов, чтобы на экзамене они не вызывали страха и непонимания.
  • «Решу ОГЭ по химии» поможет вам подготовиться к экзамену и успешно сдать его, рационально используя отведенное время, без стресса.

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2018 году
основного государственного экзамена
по ХИМИИ

1. Назначение КИМ для ОГЭ - оценить уровень общеобразовательной подготовки по химии выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Документы, определяющие содержание КИМ

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Разработка КИМ для ОГЭ по химии осуществлялась с учетом следующих общих положений.

  • КИМ ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы. В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта по химии эта система знаний представлена в виде требований к подготовке выпускников.
  • КИМ призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки подготовки выпускников. В этих целях проверка усвоения основных элементов содержания курса химии в VIII-IX классах осуществляется на трех уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.
  • Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для общеобразовательной подготовки выпускников основной школы. При этом особое внимание уделяется тем элементам содержания, которые получают свое развитие в курсе химии X-XI классов.

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Важнейшим принципом, учитываемым при разработке КИМ для ОГЭ, является их преемственность с КИМ ЕГЭ, которая обусловлена едиными подходами к оценке учебных достижений учащихся по химии в основной и средней школе.

Реализация данного принципа обеспечивается: единством требований, предъявляемых к отбору содержания, проверяемого заданиями ОГЭ; сход-свом структур экзаменационных вариантов КИМ для ОГЭ и ЕГЭ; использованием аналогичных моделей заданий, а также идентичностью систем оценивания заданий аналогичных типов, используемых как в ОГЭ, так и в ЕГЭ.

5. Характеристика структуры и содержания КИМ 1

В 2018 г. на выбор органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, предлагается две модели экзаменационной работы, по своей структуре и содержанию включаемых в нее заданий аналогичных моделям экзаменационной работы 2014 г.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, ... 15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трех). Последовательность цифр записывается в бланк ответов без пробелов и других дополнительных символов.

Часть 2 в зависимости от модели КИМ содержит 3 или 4 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом. Различие экзаменационных моделей 1 и 2 состоит в содержании и подходах к выполнению последних заданий экзаменационных вариантов:

  • экзаменационная модель 1 содержит задание 22, предусматривающее выполнение «мысленного эксперимента»;
  • экзаменационная модель 2 содержит задания 22 и 23, предусматривающие выполнение реального химического эксперимента.

Задания расположены по принципу постепенного нарастания уровня их сложности. Доля заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности составила в работе 68, 18 и 14% соответственно.
Общее представление о количестве заданий в каждой из частей экзаменационной работы моделей 1 и 2 дает таблица 1.

..............................

1 Модели 1 (M1) соответствует демонстрационный вариант № 1; модели 2 (М2) – демонстрационный вариант № 2.