Конец правления ивана 3. Иван III – Государь всея Руси. Вступление на престол

Основные даты жизни и деятельности царя Михаила Федоровича

1600/01 - опала отца, боярина Федора Никитича Романова, насильственное пострижение его в монахи с именем Филарет и ссылка в Антониев-Сийский монастырь. Одновременно - насильственное пострижение в монахини матери, Ксении Ивановны Шестовой, с именем Марфа и ссылка ее в Заонежские погосты.

1605 - возведение отца Михаила, Филарета, в сан митрополита Ростовского и Ярославского.

1606/07 - запись Михаила Романова в чин стольника в боярском списке.

1606–1608 - пребывание с отцом, митрополитом Филаретом, в Ростове.

1608 - пленение Филарета тушинским отрядом в Ростове и «наречение» его патриархом.

1610 - участие митрополита Филарета в выработке условий призвания на русский престол королевича Владислава, сына короля Речи Посполитой Сигизмунда III.

1610, август - отправление митрополита Филарета в составе Великого посольства в Речь Посполитую для призвания на царство королевича Владислава.

1610–1612 - пребывание стольника Михаила Романова с матерью в Москве, осажденной войсками Первого и Второго ополчений.

1611 - смерть старшей сестры Татьяны Федоровны, жены князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского.

1612, после 26 октября - отправление Михаила Федоровича с матерью в костромские вотчины Шестовых, пребывание в Костроме.

1612/13, зима - подвиг Ивана Сусанина, крестьянина костромского села Домнина.

1613, 21 февраля - решение земского собора в Москве об избрании на царский престол Михаила Романова.

1613, 14 марта - в Ипатьевском монастыре в Костроме получено согласие Михаила Романова на избрание его на царство.

1613, 21 марта - середина апреля - стояние царского поезда в Ярославле, в стенах Спасского монастыря.

1613, июнь - июль - решающие бои с казачьим войском И. М. Заруцкого, бегство Заруцкого и Марины Мнишек в Астрахань.

1614 - сбор первой пятины.

1614 - поимка Ивана Заруцкого и Марины Мнишек с сыном.

1614–1615 - казачья война под предводительством М. И. Баловнева.

1615 - оборона Пскова от войска шведского короля Густава-Адольфа.

1616 - поход Лисовского в Северскую землю.

1616 - земский собор о жалованье служилым людям, находящимся под Смоленском. Составление дозорных книг разоренных земель.

1616 - несостоявшаяся женитьба царя Михаила Федоровича на Марье Хлоповой.

1617 - Столбовский мирный договор со шведами, возвращение Новгорода.

1618 - Деулинское перемирие с Речью Посполитой.

1619, июнь - возвращение из польско-литовского плена Филарета Никитича, поставление его в московские патриархи.

1619, осень - поход на богомолье в Переславль, Ростов, Ярославль и Кострому.

1620 - проведение нового дозора земель Московского государства.

1621–1622 - организация сыска поместных и денежных окладов. Разбор служилых «городов».

1625 - принесение в Москву Ризы Господней.

1625 - включение титула «самодержца» в официальное именование царя на государственной печати.

1626, 3–8 февраля - свадьба царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновной Стрешневой.

1626 - начало писцового описания Русского государства.

1626 - опала Б. М. и М. М. Салтыковых.

1629, 19 марта - рождение наследника царского престола царевича Алексея Михайловича (ум. 29 января 1676; царствовал в 1645–1676).

1629 - шведское посольство в Москву, поддержка Швеции в Тридцатилетней войне и отказ от совместного нападения на Речь Посполитую.

1630–1632 - составление сметы русского войска. Разбор служилых «городов». Набор первых солдатских полков.

1631 - смерть матери, великой старицы Марфы Ивановны.

1632–1634 - Смоленская война.

1634, февраль - поставление в патриархи Иоасафа, архиепископа Псковского и Изборского.

1634, 28 апреля - казнь боярина М. Б. Шеина, окольничего А. В. Измайлова и В. А. Измайлова за оставление Смоленска без царского указа.

1634 - посольство Ф. И. Шереметева и князя А. М. Львова. Поляновский мирный договор с Речью Посполитой.

1634 - земский собор по вопросу о сборе пятинных денег.

1636 - начало строительства новых городов на юге Русского государства и Белгородской засечной черты.

1637 - захват казаками Азова.

1637 - опустошительный набег крымских людей на южные уезды.

1637 - создание Приказа сбора ратных людей.

1641 - посольство в Москву во главе с датским королевичем Владиславом.

1641 - посольство казаков, захвативших Азов, в Москву.

1642, 21 марта - избрание патриархом Иосифа, архимандрита московского Симонова монастыря.

1643 - заключение договора о границах с Речью Посполитой посольством князя А. М. Львова. Начало пограничного межевания.

1643, 28 октября - объявление о переговорах о браке царевны Ирины Михайловны и датского королевича Вальдемара.

1644 - заведение железных заводов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Потемкин автора Елисеева Ольга Игоревна

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г. А. ПОТЕМКИНА 1739, 30 (или 13) сентября - рождение Григория Александровича Потемкина.Между 1750 и 1754 - покинул родное село Чижово под Смоленском.1755, 26 апреля - поступил в Благородную гимназию при Московском университете.1757 - окончил

Из книги Семен Дежнев автора Демин Лев Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С. И. ДЕЖНЕВА ок. 1605 - Родился на севере европейской части России.ок. 1630 - Поступил на сибирскую службу и выехал с партией новобранцев из Великого Устюга в Сибирь.1630–1638 - Служба в Тобольске и Енисейске.1638 - Перешел из Енисейска в

Из книги Чапаев автора Дайнес Владимир Оттович

Основные даты жизни и деятельности В. И. Чапаева 1887 год28 января (9 февраля) - родился в деревне Будайка Чебоксарского уезда Казанской губернии.1897 годВесна - семья Чапаевых переехала в город Балаково Самарской губернии.1898 год - поступил в церковноприходскую

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Ермолов автора Гордин Яков Аркадьевич

Основные даты жизни и деятельности А. П. Ермолова 1777, 24 мая - в небогатой дворянской семье родился Алексей Петрович Ермолов.1784 - поступает в Московский университетский благородный пансион.1787, 5 января - определен в лейб-гвардии Преображенский полк каптенармусом.1788, 28

Из книги Алексей Михайлович автора Андреев Игорь Львович

Основные даты жизни и деятельности Алексея Михайловича 1629, 19 марта - рождение царевича Алексея Михайловича, старшего сына царя Михаила Федоровича.1644–1645 - дело «королевича Вальдемара».1645, 13 июля - смерть царя Михаила Федоровича. Вступление Алексея Михайловича на

Из книги Аттила автора Дешодт Эрик

Основные даты жизни и деятельности Аттилы 395 - рождение Аттилы. Римский император Феодосий I разделяет императорскую власть между своими сыновьями Гонорием и Аркадием. Первый получил Западную Римскую империю со столицами в Риме и Равенне, второй - Восточную со столицей

Из книги Атаман А. И. Дутов автора Ганин Андрей Владиславович

Основные даты жизни и деятельности А.И. Дутова 5 августа 1879 – в Казалинске Сыр-Дарьинской области родился Александр Ильич Дутов.1889–1897 – обучался в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе.1897–1899 – обучался в Николаевском кавалерийском училище.9 августа 1899 – Дутов

Из книги Гапон автора Шубинский Валерий Игоревич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г. А. ГАПОНА 1870, 5 (17) февраля - родился в местечке Белики Кобелякского уезда Полтавской губернии, в семье волостного писаря Аполлона Федоровича Гапона и его жены Ирины Михайловны.1883 - поступил в Полтавское духовное училище.1886 - смерть

Из книги Савва Морозов автора Федорец Анна Ильинична

Основные даты жизни и деятельности С. Т. Морозова 1862, 3 февраля - рождение Саввы Тимофеевича Морозова в семье богородского купца 1-й гильдии, потомственного почетного гражданина, старообрядца Тимофея Саввича Морозова и его жены Марии Федоровны Морозовой.1874, лето -

Из книги Жуков. Рожденный побеждать автора Дайнес Владимир Оттович

Основные даты жизни и деятельности Г. К. Жукова 1896 год19 ноября (1 декабря) - в селе Стрелковка Калужской губернии родился Георгий Жуков.1911 годЖуков окончил городское училище1915 годАвгуст - Жуков призван в русскую армию и зачислен рядовым в 5-й запасной кавалерийский

Из книги Воспоминания о службе автора Шапошников Борис Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Б.М. ШАПОШНИКОВА 1882, 20 сентября - Родился в городе Златоусте Уральской (Челябинской) области.1893–1900 - Учеба в Красноуфимском промышленном и Пермском реальном училищах.1901–1903 - Прошел курс Московского (Алексеевского) военного училища

Из книги Имам Шамиль [с иллюстрациями] автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Основные даты жизни и деятельности Шамиля 1797, 26 июня - родился в аварском ауле Гимры в Дагестане.1804-1828 - учеба в разных школах у лучших ученых Дагестана.1829-1832 - ближайший сподвижник первого имама Гази-Магомеда.1832, 17 октября - гибель Гази-Магомеда в битве под Гимрами,

Из книги Александр Гумбольдт автора Скурла Герберт

Основные даты жизни и деятельности Александра фон Гумбольдта 1767, 22 июня - Рождение Вильгельма фон Гумбольдта1769, 14 сентября - Рождение Александра фон Гумбольдта1779, январь - Смерть отца - Александра Георга Гумбольдта1783 - Шестнадцатилетний Вильгельм и

Из книги КОМАНДАРМ УБОРЕВИЧ. Воспоминания друзей и соратников. автора Уборевич Иероним Петрович

Основные даты жизни и деятельности И. П. Уборевича. 1896, 24 декабря (1897, 5 января) - Родился в Крестьянской семье в деревне Антандрия, Ковенской губернии.1912- Окончил Двинское реальное училище.1913- Поступил в Петербургский Политехнический институт. Знакомство с марксистской

Реферат по учебной дисциплине "История России"

на тему:"Правление Михаила Федоровича Романова".

План

1. Введение.

2. Избрание на царство.

3. Начало правления Михаила Федоровича. Значение семьи Салтыковых в управлении государством .

4. Борьба с внутренними и внешними врагами государства.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1. Введение .

Царь Михаил Фёдорович (1596—1645) является зачинателем династии Романовых. Он правил Россией в течение тридцати лет. Его место в истории России действительно уникально: Михаил Фёдорович взошёл на трон в возрасте пятнадцати лет. А ведь его основной задачей было выведение страны из Смуты, что было весьма сложной задачей и для опытного правителя. Трудность его положения усугублялась предшествующей эпохой самозванства. Юному царю приходилось доказывать иностранным правителям, в том числе, и польскому королевичу Владиславу, претендовавшему на русский престол и держащему в плену его отца митрополита Филарета, что он - законный наследник российской короны. Потому признание его как монарха пришло не сразу. Но это не мешало Михаилу Фёдоровичу в таких рискованных условиях вмешиваться в пограничные конфликты и успешно разрешать их.

Условия внутри страны также были весьма неблагоприятными. В наследство Михаил Фёдорович принял разорённую и обгоревшую Москву с разворованной казной. И пусть царь не единолично принимал решения (вначале от его имени управляло семейство Салтыковых, потом дело в свои руки взял вернувшийся из плена митрополит Филарет), в поздний период своего правления (1633 - 1645),он показал себя весьма крупной политической фигурой.

Личность Михаила Фёдоровича Романова представляет большой интерес для изучения не только своими заслугами перед Россией (избавив страну от последствий Смуты, он укрепил и сохранил её), но и тем, что в нём чётко проявились черты, присущие династии Романовых, а именно: стремление приобщать государство к культуре и особое царственное поведение. Личность его занимательна ещё и тем, что являет собой драму человека, ставшего волею судьбы правителем великого государства и до конца жизни терпеливо несущего этот крест. Будучи основателем Дома Романовых, он сумел вывести страну из бедственного положения и направить её по совершенно противоположному пути.

2. Избрание на царство.

В 1610 году закончилось правление Василия Шуйского, после чего возник вполне правомерный вопрос: кто станет новым законным правителем страны. Претендентов на трон было немало: польский королевич Владислав, шведский королевич Карл-Филипп и даже казацкий вождь Заруцкий, пользовавшийся поддержкой Марины Мнишек и помышлявший повторить опыт самозванцев.

Вопросом избрания на царство Михаила Фёдоровича занимался ряд видных историков. Так, В.Н. Татищев полагал, что юный Романов был, выдвинут на трон Церковью, а поддерживал его весь русский народ [Татищев; 122]. Михаил Фёдорович был сыном патриарха Филарета, открыто выступавшим против Лжедмитрия II и пострадавшим от этого. Потому неудивительно, что Церковь желала видеть на троне сына опального митрополита.

М.Н. Карамзин в изучении данного вопроса придерживался следующего мнения: Михаил Фёдорович, будучи не замешанным в кровавых делах Смуты, становился, таким образом, единственно желанным претендентом на управление государством. Кроме того, Карамзин отмечает исключительно важную роль в этом процессе патриарха Филарета, который не только направлял сына, но и смог сам значительно закрепиться у власти [Карамзин; 30].

К.Н. Бестужев-Рюмин также подчёркивал религиозный характер избрания Михаила Фёдоровича, поскольку народ в этот период переживал подъём веры, и личность нового царя как нельзя лучше совпадала с этими настроениями. Историк отмечает, что утверждение на троне Михаила Фёдоровича явилось укреплением связи между народом и царём и «умиротворило страну» [Бестужев-Рюмин; 295].

В.О. Ключевский, напротив, акцентирует внимание на «олигархическом характере» избрания Романова на царство [Ключевский; 312]. Автора «Курса русской истории интересует и личность нового царя, которую он оценивает как «неоднозначную» [Ключевский; 312]. В.Н. Козляков утверждает, что главными инициаторами избрания Михаила Фёдоровича явились казаки [Козляков; 20].

В этом вопросе историки не пришли к единому мнению. Как и в случае с Фёдором Иоанновичем, Михаил Фёдорович не оценён наукой по достоинству. Распространённой версией является представление о Михаиле Романове как о «слабохарактерном и недалёким умом» юноши, который именно такими качествами и устраивал боярскую верхушку. Осуществлял же правление страной отец молодого царя патриарх Филарет. Примерно то же самое утверждает В.М. Соловьёв: «Этот юноша ничем особо себя не проявил, но, может быть, именно поэтому всех устраивал, и серьёзных возражений против него ни у кого не было» [Соловьёв; 154].

Можно предположить, что весь комплекс причин: необходимость вывода государства из Смуты, законность положения Романова, религиозные и политические факторы, стремление избавиться от иностранного вмешательства, послужили толчком к избранию Михаила Фёдоровича, ради которого в январе 1613 года в Москву съезжаются выборные со всей страны. Так начинается Земский собор. Князья Голицыны, Мстиславские, Воротынские, давно соперничавшие между собой в борьбе за власть, схлестнулись не на шутку, доказывая, что именно они должны занимать российский престол. Многие из тех, кто присутствовал на соборе, настаивали на избрании государя из других знатных фамилий: Трубецких или Черкасских. Предлагалось даже бросить жребий, чтобы решить, кому из них принять монарший венец. Спор и совещание продолжались довольно долго, и в результате был избран Михаил Фёдорович. Это свершилось 21 февраля. Так было положено начало знаменитой династии - Дому Романовых, который царствовал в России целых 304 года.

25 февраля того же года была издана грамота, в которой было написано, что Михаил Фёдорович Романов был избран на царство, после чего Боярская дума начала управлять государством от имени нового царя. 26 марта 1613 года появилась вторая грамота - от самого Михаила Фёдоровича. В ней царь сообщал о принятии «государева посоха» [Козляков; 43]. И хотя переписка между государем и Боярской думой велась активно, и имя царя народ уже знал, сам он отсутствовал в столице; не было ещё совершено и помазание на царство. И вот, наконец, 2 мая 1613 года произошёл праздничный въезд Михаила Фёдоровича в Москву, сопровождаемый торжественной встречей его народа с чудотворными иконами в руках. Праздничный молебен состоялся в Успенском соборе. По словам В.Н. Козлякова, приём, устроенный жителями новоизбранному царю был действительно искренним, поскольку его воцарение являлось последней надеждой на мир в государстве [Козляков; 44]. Собственно венчание на царство произошло 11 июля 1613 года.

3. Начало правления Михаила Федоровича. Значение семьи Салтыковых в управлении государством .

В наследство Михаилу Фёдоровичу досталась страна, расстроенная и разрушенная Смутой. И внешняя, и внутренняя ситуация в государстве являлись крайне тяжёлыми. Разорение, опустошение, обнищание - вот наиболее подходящие характеристики этого исторического периода.

Совместно с собором Михаил Фёдорович решал самые глобальные проблемы внешней политики, касающиеся военного укрепления и восстановления государственной структуры, разрушенной Смутой.

Положение действительно было тяжёлым. И хотя в 1619 году вернулся домой из плена патриарх Филарет (период совместного правления отца и сына обозначен историками с 1619 по 1633 год) и начал принимать активное участие в решении государственных вопросов, поначалу улучшений не последовало. Ведь помимо глобальных внешних и внутренних проблем, существовали и мелкие, рутинные, и их тоже нужно было решать. К такой незаметной, но необходимой деятельности государя относилась работа с казной, которая была разграблена и опустошена, как и вся страна.

В.Н. Козляков отмечает, что первым делом царю нужно было понять, какой страной он будет руководить, и не в широком смысле, а именно в узком, практическом. Поэтому одним из первых шагов в его деятельности было назначение нового казначея и создание специальной комиссии, которая должна была отыскать старые потерянные архивы, заново изучить налоговую историю, собрать деньги на восстановление государства (речь идёт о добровольных взносах богатых людей) [Козляков; 93]. Итак, финансовая проблема была одной из самых актуальных проблем, ведь царю необходимо было не только государство поднимать, но и платить жалованье. Особенно острым оказался вопрос налогов, поскольку являлся основным источником доходов в стране. По словам С.Б. Веселовского, было испробовано немало различных способов добывания денег, но только налоговая политика явилась наиболее эффективной [Веселовский; 15]. В результате действий московского правительства появляются два вида налогов: стрелецкий сбор денег и казацкий. Таким образом, Михаилу Фёдоровичу удалось усовершенствовать систему финансов в стране.

Беря курс на восстановление государства, его централизацию, новый царь решительно принялся за упорядочение системы государственного управления. В своих проектах он опирался на Боярскую Думу и на Земские Соборы, распорядился назначить на местах старост и воевод. Царь ограничил в правах наместников и расширил полномочия земским властям. Михаил Фёдорович восстановил приказную систему. В 1627 году был издан указ, который позволял наследственную передачу земли дворянам, но только при условии, что они будут нести царю службу. В итоге, поместья приравнялись к вотчинам.

Если говорить о политическом управлении первых лет, то здесь, по выражению В.Н. Козлякова, наиболее уместными будут слова «сыск» и «дозор» [Козляков; 110]. Активно составлялись дозорные книги (документы, описывающие хозяйство), которые явились опорной ступенью в налоговой политике Михаила Фёдоровича. Очевидно, что в этом смысле новый царь явился продолжателем традиций правления Иоанна Грозного.

Политика сыска велась с целью успокоения и возвращения беглецов из средних слоёв населения. Эти мероприятия не являлись в прямом смысле политическими; они были направлены на поиск информации о людях, важных для государства в отношении казны, т.е. в фискальном смысле. Сыск проводился и в отношении служивых людей (не только тяглых). Главной задачей этого мероприятия было восстановление сведений о доходах дворянства за службу у предыдущего правителя Василия Шуйского.

Следует отметить одну важную особенность, касающуюся правления Михаила Фёдоровича в первые годы правления. При наличии одной большой цели - вывести страну из тупика - действия царя не отличались целенаправленностью, а были скорее спонтанными и отвечали насущным нуждам. Государю поступало большое количество челобитных и просьб, и он откликался на них.

Важным обстоятельством, влияющим на оценку правления Михаила Фёдоровича, является наличие особенно влиятельного окружения. Имеется в виду семейство Салтыковых, являющихся родственниками его матери - инокини Марфы. Это были властные и очень жёсткие люди, в столкновении с которыми проиграли и Д.М. Пожарский и Д.Т. Трубецкой. Салтыковы злоупотребляли своей близостью к царской семье. Они вторгались не только в государственные дела, но и личные, зачастую перемешивая их. Так, например, им удалось расстроить намечавшуюся женитьбу юного царя с Марией Холоповой. Несостоявшаяся невеста была сослана в Сибирь.

Тем не менее, братья М.М. и Б.М. Салтыковы, были выдвинуты царём в элиту правления. Время показывает, что это было ошибкой, ставшей роковой традицией для всего рода Романовых: излишне близко допускать к себе родственников или фаворитов и не уметь решать с ними проблемы. Необходимо помнить, что царь Михаил Фёдорович был очень юн, а потому не мог править в одиночку. Склад его характера (о царе пишут как о кротком и тихом человеке) был таков, что он не мог не поддаваться влиянию со стороны сильных личностей, коими являлись Салтыковы. Поэтому первые годы правления Михаила Фёдоровича нельзя назвать самостоятельными, в отличие от зрелого периода, когда он сумел проявить свои способности лидера государства.

Нельзя не отметить культурные достижения, сделанные в эпоху правления Михаила Фёдоровича. В первую очередь, это возобновление книгопечатания (в Смутное время этот процесс был прерван). Так, в 1615 году по личной инициативе Михаила Фёдоровича была издана «Псалтырь». В предисловии говорилось: «И таковое сокровище он, государь, благочестивый царь и великий князь Михайло Фёдорович, всеа Росии самодержец, паче тысящ всяческих сокровищ мира сего… подщася предложило и… печатным тиснением предати» [Козляков; 317].

Это было не единственное издание, выпущенное в эпоху Михаила Фёдоровича. Большим прорывом явилось издание «Букваря» Василия Бурцева (1634 и 1637 гг.). В 1644 году Московским Печатным Двором была выпущена знаменитая «Кириллова книга». Таким образом, во времена правления первого царя из династии Романовых были посажены ростки будущей мощной светской культуры. Именно при нём начались глобальные географические исследования (экспедиции Василия Пояркова и Ерофея Хабарова).

При царе Михаиле Фёдоровиче особое внимание уделялось и духовному развитию общества, укреплению православных традиций. Примечательно, что во время его правления сформировались символы династии Романовых. Это, во-первых, икона Казанской Божией Матери и праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Царский дом - Большой Теремной дворец, находящийся в Кремле, также был построен в эпоху правления первого из Романовых (помимо этого были возведены Знаменский монастырь, Филаретовская звонница). Михаил Фёдорович был очень внимателен к православным святыням, многое делал для поддержания их в должном виде, стремился привить уважение к русской старине молодому поколению. Царь собственным примером демонстрировал свою приверженность в традиционной вере: духовные вопросы решались в рамках канонов, он совершал дела милосердия, занимался благотворительностью; при нём были прославлены новые святые. Таким образом, внутреннюю политику Михаила Фёдоровича можно определить не только как политику сыска и взимания налогов, на и как духовно-просветительскую.

4.Борьба с внутренними и внешними врагами государства.

Врагов государства во время правления Михаила Фёдоровича было более чем достаточно. По стране продолжали бродить разбойничьи шайки, авантюристы, совершавшие грабежи и убийства и нарушавшие порядок в стране. Большие неприятности доставлял лидер воровских казаков - И.М. Заруцкий (? - 1614). Бежав вместе с Мариной Мнишек (1588 - 1615) из Москвы, он сумел захватить Астрахань с целью обоснования там собственного государства, в котором бы, по его планам, правил совместно с персидским шахом. В качестве поддержки Заруцкий имел не только шаха, но и казачьи шайки, которые он старался собрать вокруг себя. В Москве не могли допустить осуществления подобного проекта, и потому из столицы было послано войско, которое должно было вести агитационную работу с казаками и уговорить их не переходить на сторону Заруцкого. Впрочем, эта мера оказалась излишней, т.к. астраханцы и донские казаки сами уже не желали поддерживать Заруцкого (по причине его крайней жестокости). Что же касается донских казаков, то они ещё были утомлены событиями Смутного времени и потому не откликнулись на призыв атамана. Таким образом, Заруцкий и его жена Марина Мнишек были изгнаны из Астрахани ещё до появления в городе московского войска. Бежав на Урал с небольшим войском и, остановившись на р. Яик, Заруцкий и Мнишек были пойманы там московскими воеводами. Вскоре Заруцкий и его маленький сын были казнены, а Марина Мнишек посажена в тюрьму, где и умерла. Таким образом, была ликвидирована опасность, исходящая от казаков, обитающих в южных районах страны. Хотя часть разбойничьих казачьих шаек всё же осталась, продолжая грабить население и отказываясь подчиняться закону. Порой они казались неуловимыми, поскольку хорошо владели навыками ухода от погони. Если же такие мелкие шайки случайно соединялись, то они вступали в бой с войсками, которые посылал против них царь. Подобные криминальные казачьи объединения причиняли немало неприятностей и властям, и простым жителям. Так, в 1614 один из казачьих атаманов по имени Баловень организовал поход казаков на Москву. Царь был вынужден сделать ответный ход, и отправил на борьбу с ними целое войско, которое возглавлял князь Б.М. Лыков-Оболенский, который одержал над казаками-разбойниками сокрушительную победу. После этого события ситуация с русскими казаками практически нормализовалась, но стране продолжали досаждать польско-литовские разбойники. Борьба с ними продолжалась довольно долго, и добиться относительной безопасности не удалось далеко не сразу.

Помимо внутренних врагов, Россия имела много внешних недоброжелателей. Это уже упомянутые поляки, литовцы, а также шведы. Борьбой с ними были ознаменованы первые годы правления Михаила Фёдоровича. Царю и его приближённым предстояло решить сложнейшую задачу: дать отпор шведам, захватившим Новгород. В 1615 году при осаде Пскова шведский король Густав-Адольф потерпел поражение, что предоставило возможность начать мирные переговоры. В начале 1617 года был заключён мир. Шведы освободили Новгородскую землю, но удерживали все русские города-крепости на побережье Финского залива - Ивангород, Орешек, Ям и другие. Российское государство вновь оказалось отрезанным от Балтийского моря.

Продолжалась война и с Речью Посполитой. Королевич Владислав не собирался отказываться от своих притязаний на московский престол. В 1618 году он подошёл к Москве, но его приступ отбили. Вслед за этим последовал штурм Троице-Сергиева монастыря, но он также оказался безуспешным. Чувствовалась усталость польских войск и яростное желание русских победить. Усилиями дипломатов был заключён мир на 15 лет. Смоленская и Черниговская земля остались за Польшей.

После заключения мира с Польшей на родину вернулся митрополит Филарет. Он был тут же избран патриархом и принялся управлять вместе с сыном. В его лице соединились светская и духовная власть, благодаря чему укрепилось Российское государство [Каштанов; 165].

Заключив мир с Польшей, Россия обрела новую угрозу в лице Турции и крымских татар. В 1637 году донские казаки сумели захватить крепость Азов на Дону, которой владели турки и татары. В 1641 году казаки вновь отбили Азов от турецко-татарского нашествия, после чего были вынуждены обратиться к Михаилу Фёдоровичу с просьбой о покровительстве и подкреплении. Царь оказался перед трудным выбором. С одной стороны, Азов нужно было сохранить, с другой, - война с Турцией и Крымом представлялась крайне опасной и нежелательной. По сложившейся традиции он вынес этот вопрос на суд земского собора. Ответы, полученные им от выборных людей, были однозначны: положение в стране очень тяжёлое, торговля идёт плохо, а налоги высоки. В итоге, Михаил Фёдорович принял решение отказаться от Азова и дал приказ казакам оставить крепость.

В таких условиях велась непрерывная борьба с последствиями Смуты. Несмотря ни на что, ему удалось поднять народное хозяйство, восстановить экономику, реорганизовать и укрепить армию. В области народного хозяйства был осуществлён значительный прорыв. Так, в 1630 году был открыт завод по изготовлению железных изделий; в 1631 появляются ювелирные мастерские; в 1634 году - стекольный завод. Начинается активное привлечение иностранных специалистов, развиваются такие специфические отрасли как камчатное и бархатное дело, процветает текстильное производство. В Москве появляется водонапорная башня - первая в стране.

Михаил Фёдорович немало сил бросает на укрепление городов и рубежей, строительство дорог, что было вполне закономерным при постоянных внешних и внутренних угрозах. Так были возведены Белгородская черта, Большая засечная черта, крепость Симбирск, что имело большое значение для дальнейшего развития и процветания страны.

Нельзя исключить из внимания и дипломатические достижения в период правления Михаила Фёдоровича. В течение двадцати лет были установлены дипломатические отношения с Австрией, Персией, Данией, Турцией и Голландией.

5. Итоги правления первого царя династии Романовых.

Правление Михаила Фёдоровича принесло очевидные плоды в области и внешней, и внутренней политики, культурном, техническом и духовном развитии. Кратко достижения первого царя династии Романовых можно охарактеризовать следующим образом:

В стране была установлена прочная власть, носящая централизованный характер. Была усовершенствована система финансов и налогообложения. Михаилу Фёдоровичу удалось восстановить хозяйство, разрушенное Смутой и провести значительные реформы в армии. Царь вводит в практику политику сыска беглых крестьян и служивых людей, усиливает закрепощение крестьян.

В области культурного и духовного развития, технического усовершенствования, хозяйственных объектов происходят значительные сдвиги: от строительства новых дорог и храмов и книгопечатания до масштабных географических экспедиций.

Внешняя и внутренняя политика Михаила Фёдоровича была неоднозначной. С одной стороны, удалось избавиться от внутренних неприятелей (казачьих разбойничьих шаек, атамана Заруцкого, польско-литовских разбойников) и внешних (мирные договоры с давними вражескими странами - Швецией и Польшей), надёжно защитить южные границы с Россией; с другой стороны, - не получилось вернуть земли, которые были потеряны во время Смуты. В частности, большой утратой оказался Смоленск, оставшийся за Польшей. Но, несмотря на потери, Михаилу Фёдоровичу удалось главное - спасти Россию от распада и разложения.

6. Заключение.

Итак, правление Михаила Фёдоровича - первого представителя династии - было ознаменовано разрухой, обнищанием и войнами (внешними и внутренними). Правление царя Михаила нельзя назвать полностью самостоятельным: вначале царствования страной от его имени управляло властное семейство Салтыковых, а далее лидерство было разделено с не менее властным отцом царя Михаила - патриархом Филарета.

Но с возвращением из плена Филарета Салтыковы лишились своей власти, а в 1633 году умер и сам патриарх, и Михаилу Фёдоровичу пришлось проявить самостоятельность. Своему приемнику - царю Алексею Михайловичу - он передал восстановленную Россию с централизованной властью, приемлемой финансовой системой, реорганизованной армией, укреплёнными городами и рубежами, налаженным хозяйством, с сохранёнными православными традициями и ярко выраженными культурными начинаниями. Всё это даёт право считать Михаила Фёдоровича Романова успешным правителем и крупной политической фигурой.

7. Список литературы.

1.Бестужев-Рюмин К.Н. Русская история/ К.Н. Бестужев-Рюмин. — М.: Вече, 2007. - 416 с.

2.Веселовский С.Б. Семь сборов запросных и пятинных денег в первые годы царствования Михаила Фёдоровича/ С.Б. Веселовский. - М.: Книга по требованию, 2011. - 244 с.

3.Гримберг Г.И. Династия Романовых. Загадки. Версии. Проблемы/ Г.И. Гримберг. - М.: Московский лицей, 1996. - 256 с.

4.Дмитрина С.Г. Избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство как историографическая проблема// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Выпуск № 2.Том 16, 2016. - 250 с.

5.Карамзин, Н. М. Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях / Н. М. Карамзин. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2005. — 125 с.

6.Каштанов Ю.Е. Государь Всея Руси//История России VIII - XVIII вв./Алфёрова И.В. и др. - Смоленск: Русич, 2009. - 296 с.

7.Козляков В.Н. Михаил Фёдорович/В.Н. Козляков. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 384 с.

8.Соловьёв В.М. История России / В.М. Соловьёв. - М.: Белый Город, 2012. - 415 с.

9.Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории / С.Г. Пушкарёв. - Ставрополь: Кавказский край, 1993. - 416 с.

10.Татищев В.Н. История Российская: в 8 т. /В. Н. Татищев. — Т. 7. — Л. : Наука, 1968. — 555 с.

1. Плач с великим гневом

Царь был Михаил Федорович Романов был прозван в народе «Кроткий», то есть миролюбивый, так как во время его царствования на Русь пришел долгожданный мир. Уже висточниках того времени отмечались его миролюбие и кротость. Так в Псковском сказании пишется: «Был царь молод, но был добр, тих, кроток, смирен и благоуветлив, всех любил, всех миловал и щедрил».

Вместе с тем прозвание «Кроткий» означает «Смиренный» то есть смирившийся с возложенным на него народом бременем царствования и исполнивший Божию волю. Ведь он стал Царем не по собственной воле и даже вопреки своему желанию. Когда года послы от Земского собора, во главе с рязанским архиепископом Феодоритом, огласили ему решение Земского собора об избрании на Царство, то они вместо радостного согласия получили категорический отказ и даже, как свидетельствуют летописцы, услышали «плач с великим гневом». Марфа, мать 16-летнего Михаила боялась, что ее сын, совершенно неопытный в государственных делах, не сможет править в разоренной Великой Смутой Руси, что его правление может закончиться бесславной гибелью и страны и его самого.

Михаил трижды отказывался царствовать, и трижды архиепископ Феодорит с выборным народом служили молебен и приходили к нему с просьбой возглавить московский престол. Крестным ходом приходили, с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Однако Михаил отказывался. И тогда подняв над головой икону воскликнул в отчаянии рязанский святитель: «Не внемлите вы мольбам! Будь по-вашему, бедствуй русская земля, плач снова, русский народ. Но перед сим святым образом говорю тебе, Царь Михаил, что отныне на тебя падет бедствие Отчизны!».

И содрогнулось сердце Михаила Романова и его матери инокини Марфы. Исполняя Божию волюсогласились они с решением Великого Собора.14/27 марта 1613 рязанский архиепископ Феодорит благословил Михаила Романова на царствование иконой Федоровской Божией Матери.

При этом его мать инокиня Марфа разрыдалась и «многи слезы пред образом Пречистым излиа», сказала: «Се тебе, о Богом Пресвятая Богородица, и в твои причестеи руце, Владычице, чадо своё предаю и, яко хочеши, устроиши ему полезная и всему православному христианьству».

Вот почему «Утверждённая грамота» 1613 года называет Михаила Федоровича «Богом избранный Царь». Он стал Царем не по собственной воле, а по воле Бога и русского народа.

Венчание на Царство и наречение Михаила «Царём и Великим Князем всея Руси» состоялось 21 июня 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля. Так после правления Рюриковичей произошло основание новой правящей династии Романовых. Однако преемственность была соблюдена,так как Михаил был двоюродным племянником последнему русскому царю из династии Рюриковичей, Фёдору I Иоанновичу. Отцом Михаила был Федор Никитич /впоследствии патриарх Филарет/. В 1601 г. Борис Годунов сослал Федора, как претендента на Царский престол в Софийский Антониев монастырь, где он был пострижен в монахи с именем Филарет. Годунов подверг опале и мать Михаила. Он сослал ее в Заонежье, где ее постригли в монахини с именем Марфа. Самого же Михаила вместе с теткой Марфой Никитичной Черкасской Годунов сослал на Белоозеро. Так 4-летний мальчик был разлучен со своими родителями.

Семья соединилась и почти до конца 1608 г. жила вместе. В 1610 г. Филарет был вместе с князем Голицыным послан для переговоров к полякам, но был ими схвачен и 9 лет пробыл в плену.Так Михаил вновь надолго лишился отца. А вскоре и сам вместе с матерью был задержан поляками в московском Кремле. И только благодаря победе русского ополчения под руководством Минина и Пожарского в 1612 г они были освобождены из плена и удалились в свою вотчину - село Домнино близ Костромы. Там они часто проживали в Ипатьевском монастыре, молясь за освобождение отца из польского плена.

Весть об избрании Михаила на царство была как для него, так и для его матери совершенно ошеломляющей. И они не только не были готовы к ней, но и внутренне не желали менять свое положение. Однако подчинились Божией воле. Михаил кротко согласился царствовать.

2. Пощенье «всякой твари»

Крайне непросто было отроку дать согласие возложить на свою голову «тяжкую шапку Мономаха». Русь была разорена, Великий Новгород с северо-западными землями захватили шведы. Смоленск и западные земли захватили поляки.Юг подвергался постоянным набегамкрымских татар. Многие отряды вольных казаков, стали заниматься грабежами, разбойничать. Управления Русью практически не было. Казалось, что нет большегосударства русского. Страна лежала в руинах, многие земли не обрабатывались, крестьяне покидали разорённые деревни, многие погибали от голода, налоги не платились, казна была пуста.

Кто мог править в такой разоренной стране, какой на тот момент была Россия? Только гениальный полководец. Жесткий, волевой, да к тому же имеющий мощную армию, способную усмирить всех врагов. Больше всего на занятие престола подходил бы Царь подобный Иоанну Грозному. Свидетель тех событий голландец Исаак Маас писал: «Надеюсь, что Бог откроет глаза юному царю, как то было с прежним царем Иваном Васильевичем; ибо такой царь нужен России, иначе она пропадет».

Однако Русь избрала миролюбивого, «Кроткого» Царя, не имеющего ни армии, ни денег, чтобы нанять армию. Не имеющего даже элементарного образования (приняв престол, Михаил не умел писать и едва читал по складам). Такого Царя могли избрать только по Божьему промыслу. По всецелой вере людей в Бога и в то, что Он Сам назначит им Царя. И, конечно же, по народным соборным молитвам, ведь перед решением избрать Михаила на царство Русь три дня постилась и молилась от мала до велика. Даже скот и тот не получал пищи, чтобы участвовать в пощении «всякой твари». И призрел Господь на Русь. И дал ей Царя благочестивого, кроткого смиренного, который находясь в ссылке, в Ипатьевском монастыре проводил время в молитвах за своих плененных родителей. Отрок искренне надеялся на Бога, он верил, что если будет усердно молиться, то все опасности, грозящие его маме и папе, минуют. Михаил очень почитал своих родителей. И года стал Царем, сразу же позаботился о своем плененном поляками отце, послав к нему игумена Ефрем, чтобы Филарету не было так одиноко на чужбине. Через некоторое время Михаил, специально направил к нему боярина, Желябовского, который должен был лично убедиться в добром здравии Филарета и взять благословение для сына-Царя. Сам же Михаил усердно молился вмосковских монастырях об освобождении отца. С этой же целью он предпринимал паломничества и в отдаленныесвятые обители.

Так, не имея ни образования, ни малейшего понятия о государственном правлении, Михаил Романов имел другой, самый главный дар - дар общения с Богом, познание Его воли и принятия этой воли. Он возложил все упование на Господа и не посрамился. Когда Михаил отправился в Москву, чтобы венчаться на царство, то ехал он медленно, не торопясь, посещая святые места, и молясь Богу. И Господь умудрил его останавливаться в больших и малых городах, и проводить активную переписку с боярами. Михаил останавливался в Нижнем Новгороде, Владимире, Ярославле, Троицком монастыре, Ростове, Суздале. Потому путь из Костромы до Москвы продолжался долго - полтора месяца, но за это время Михаил вполне освоился со своим новым положением. Благодаря переговорам и переписке онсобрал вокруг себя именно таких людей, которые стали для него верными помощниками в правлении страной.Как и надеялся голландец Макс Исаак «Бог открыл глаза юному царю».

Он же и хранил своего избранника. Так, когда поляки узнали о провозглашении Михаила Федоровича Царем, то отправились в Ипатьевский монастырь с целью убить его. По Божьему Промыслу их отряд по дороге заблудился. И тогда простой крестьянин Иван Сусанин, дав «согласие» показать дорогу, завел их в такой дремучий лес, выхода из которого они не знали. Жестоко пытали они Сусанина, пытаясь выведать верный путь. Однако тот умер в пытках, но обратной дороги не показал. Погибли в зимних костромских лесах и поляки, так и не осуществившие свой злой замысел.

3. Махровые розы из Гамбурга

Став Царем Михаил Фёдорович, в первую очередь, стал налаживать управление государством. Для этого он учредил Приказы (своеобразные государственные советы иведомства). К 1639 году в России числилось целых 14 приказов, которыезанимались как общегосударственными делами (Челобитный, Судный, Пушкарский и т. д.), так делами сословий - Холопий, Стрелецкий. Был даже аптекарский приказ, ведавший лекарями.

Вскоре после восшествия на престол Михаил учредилновые Законы, которыеупорядочили главную хозяйственную деятельность страны - землевладение и землепользование.

Все это привело к бурному экономическому росту. К изумлению всего мира Русь стала полностью обеспечивать себя зерновыми. Представьте только, сколько культур выращивали крестьяне! Рожь, пшеница, ячмень, просо, гречиха, горох, овёс. Сеяли лен и коноплю, из которых делали ткани и масло. Бурно развивалось огородничество и садоводство. Иностранцы, приезжавшие в Москву, восхищались русскими садами.Юный Царь Михаил имел большую склонность к разведению садов. Он тратил много денег на приобретение за границей дорогих растений. Гамбургский купец Марселиус, привез для него махровые розы, которых на Руси раньше не было. Их посадили в особых висячих садах, где росли яблони, груши, вишни, сливы и даже грецкие орехи и виноград. Вообще виноградарство при Михаиле Федоровиче получило большое развитие. Когда он узнал, что в Астрахани монахам удалось вырастить несколько лоз, то приказал насадить за счет казны виноградники. В 1630 г. из Астрахани в Москву было отправлено целых 50 бочек своего отечественного вина.

По всей Руси стало развиваться скотоводство. Стада коров, лошадей, овец, коз, исчислялись тысячами! Однако основным продуктом на Руси тогда считалась рыба, и ее ловили и перерабатывали предостаточно.

Всего за десять лет правления Царь Михаил в хозяйственной деятельности достиг невиданных результатов. Уже к 1627 году Русь продавала хлеб за границу тысячами пудов! Его покупали такие «цивилизованные страны», как Дания, Швеция, Англия, Голландия, Голштиния. А в 1632 году к ним присоединилась и Франция.

Для расширения землепользования активно осваивались территории Урала и Западной Сибири. Туда массово направлялись крестьяне и поселялись на высоко плодородных землях в пойме реки Лены. Переселенцам бесплатно выдавались семена. Каждый мог взять ссуды для приобретениясельскохозяйственного инвентаря и лошадей. В 1618 г. русские люди дошли до Енисея и основали город Красноярск.

При Михаиле Федоровиче началось становление русской промышленности. Из-за границы были выписаны квалифицированные специалисты: металлурги, оружейники, рудодобытчики. ПоТулой был основан первый железоделательный завод. На Урале появился доменный завод, железоплавильное и медеплавильное производство. Владельцы заводов получали от Царя льготы, что способствовало развитию промышленности. Наиболее крупными заводчиками при Михаиле Федоровиче были Строгановы.

Развивалась и легкая промышленность - ткачество, выпуск бархата и парчи.Работали швейные мастерские и кожевенные заводы.

Началось изготовление изделий из драгоценных металлов, чеканились монеты, улучшалось ткачество, производились бархатные и парчовые ткани, работали швейные мастерские и кожевенные заводы, печатались книги, выходила газета с новостями.

И это при Царе, который в малолетстве был разлучен с отцом, заточен в монастырь, и жил в страхе смерти, не получив никакого образования! Что здесь сказать? Только Господь мог свершить такие чудеса. Только Он мог помочь 16-летнему отроку решить крайне серьёзные политические и экономические проблемы,порожденные Великой Смутой. Как бы не велика была поддержка правления Михаила его отцом - Патриархом Филаретом - помочь решить те проблемы, которые тогда были на Руси никто, кроме Господа не мог. И Царь Михаил это понимал, потому главным в его деятельности было молитвенное стояние пред Богом, ежедневное участие в церковных богослужениях, паломничества по святым местам.

4. Худой мир лучше войны

Благочестивый Царь Михаил Кроткий, следуя заповеди «блаженны миротворцы», сумел умиротворить на Руси все сословия. Своим смирением и беззлобием он смог объединить всех.

Он не устраивал ни на кого опалы, даже на своего личного врага Бориса Годунова. Внимательно присматриваясь к своему окружению,выбирал в советники дельных, мудрых людей, отличался терпимостью к различным политическим взглядам, выслушивал различные мнения о выходе из кризиса. Для решения сложных политических и экономических проблем Михаил Федоровичсозывал коллективные совещательные органы правления - Боярские Думы и Земские Соборы.

Однако при решении некоторых задач руководствовался личным мнением и применял свою Царскую власть. Так, когда русское посольство, посланное в Крымское ханство, арестовали и заковали в кандалы, Земский собор решил так же поступить и с крымскими послами в Москве. А Боярская Дума настаивала даже на военном вторжении в Крым. Однако Кроткий Царьне стал обострять отношений с Крымом и послал хану дорогие подарки. При этом он указал, что делает это для восстановления дружеских отношений. Миролюбие Кроткого Царя дало свои результаты - отношения с Крымом восстановились, апослы были отпущены.

Царь Михаил, хотя и был Кротким, но не был слабым, малодушным и безвольным. Об этом говорят сохранившиеся документы того времени. Так в грамоте из Троице-Сергиева монастыря он в резкой форме пишет, что если призванные к тому власти не прекратят воровство, грабежи и разбои то он может отказаться от поездки в Москву для восшествия на престол. А в грамоте от 8 апреля 1613 г. он отчитал бояр за то, что они не могут найти средств для обеспечения «служилых и ратных людей».Земскому соборуЦарь Михаил выговаривает за беспорядки в стране. Ни в одном документе первых лет правления Михаила не содержится даже намека на соправительство бояр, напротив, всюду подчеркнуто, что они «холопы», верные слуги и исполнители его воли.

Михаил Федорович был Царь-объединитель, Царь-миротворец. Обладание властью не сделало его деспотом и тираном. Однако Кроткий Царь, когда требовалось, не резко отчитывал нерадивых подданных. Мог принимать и радикальные законы. Например, совершенно запретил в стране табакокурение и жестко регламентировал употребление спиртного. Выпивать разрешалось только четыре недели за год. Эти недели следовали за великими праздниками Пасхи, Дмитриевой субботы, зимнего Николы и на Масленицу. За питие в другое время жестко штрафовали. Нарушители платили немалые по тем временам деньги - два рубля. Кроме того, пьяницу первый раз отводили в «бражную тюрьму». Освободиться из нее можно было только по чьему-либо ходатайству. Если же пьяница попадался во второй раз его снова сажали в тюрьму, но уже надолго. Злостных же пьяниц по указу Кроткого Царя водили по улицам, нещадно избивая кнутом. Причем до тех пор, пока виновный «не отставал от пагубной страсти». А когда даже такие эти меры не помогали, то пьяницу помещали в тюрьму до самой смерти - «пока не сгинет».

Царь Михаил строго запретил содержать питейные заведения, корчмы на гостиных дворах в крупных торговых городах. Ослушников Кроткий Царь указывал бить кнутом и сажать в тюрьму.

Однако добрых подданных Михаил Фёдорович всячески поддерживал. Благотворил нуждающимся. По свидетельству голштинского советника Адама Олеария, «царь очень благочестив, он не желает допустить, чтобы хоть один из его крестьян обеднел, обедневшим казна выдаёт пособия».

Во внешних отношениях Царь Михаил Кроткий предпочитал войне «худой, но мир». Поэтому он заключал мирные договора с соседними державами, пусть даже на невыгодных для России условиях, что принесло покой измученному Смутой русскому народу. Так случилось в 1637 г. при Азовском конфликте, когда донские казаки по собственной инициативе захватили турецкую крепость Азов. Их цель была благая - уничтожить существовавший там невольничий рынок, где торговали пленными русскими людьми. Взятие Азова и убийство турецкого посла грозило Руси войне с Турцией, которую наше обескровленное Смутой государство могло проиграть и потерять гораздо больше, чем крепость Азов. И тогда Царь Михаил решил вернуть Азов Турции. Это позволило избежать войны и восстановить дружеские отношения с Османской империей.

При Кротком Царе состоялось заключение «вечного мира» со Швецией. И хотя был потерян выход к Балтийскому морю, зато были возвращены Новгородские земли, ранее завоёванные Швецией.

После неудачной войны 1632-34 гг. с Польшей был заключен «вечный мир» с Речью Посполитой. При этом Польский король и великий князь литовский Владислав IV отказались от своих претензий на московский престол.

Вообще ко времени правления Михаила Федоровича с нашей страной были прерваны многие дипломатические контракты - с Англией, Голландией, Данией, Швецией, Францией, Турцией и Персией. И только благодаря дипломатическим талантам Кроткого Царя все они были постепенно налажены. Но интересы русских людей Михаил Федорович отстаивал твердо. И когда англичане обратились к нему за разрешением ездить через территорию России в Персию для торговли, он не разрешил, хотя должен был сделать это, учитывая значение дружественных отношений с Англией. Однако русского Царя прежде всего беспокоило - не будет ли от такой торговли «урону» русскому купечеству? Боярская дума и торговые люди подтвердили его опасения. Из беседы с ними Михаил понял, что английская торговля с Персией нанесет немалый ущерб купцам, хотя казне, может дать большой доход. Царь, невзирая даже на государственную выгоду, посчитался с интересами русских купцов, и отказал англичанам в их просьбе. То же произошло и с обращением французского посла на разрешение торговать с Персией. Ему было отказано в этом по тем же соображениям, что и англичанам.

Во внешнем устроении русского царства благодаря мудрой политике Михаила Федоровича к России были присоединены земли Нижнего Урала, Прибайкалья, Якутии и Чукотки, осуществился выход к Тихому океану. Скажем прямо - это невиданные достижения Кроткого Царя, правившего разоренной страной.

Однако Кроткий Царь понимал, что Россия, окрепнув, должнавступить в войну и отвоевать у поляков и шведов исконно русские земли. Поэтому по его указу отливались пушки и строились пороховые мельницы. На Волге и в подмосковном селе Дединове началось строительство «ратных» кораблей.

В 1631-1634 годы Михаилом Федоровичем была проведена военная реформа. Были созданы полки «нового строя» - рейтарские, драгунские, солдатские.

5. Рачитель благочестия

Не получив в свое время образования Михаил Федорович живо интересовался различными науками - астрономией, географией, строением земли. В 1637 году по его указу с латыни на русский язык перевели книгу «Космография». Под личным контролем Царя Михаила велись научные работы. Создавался справочник дорог, карты России и первое систематическое описание Российского государства.

Для развития инженерии Царь выписывал из-за границы специалистов. Они строили на Волге корабли, укрепляли русские крепости. Для иностранцев в Москве основали специальное поселение - Немецкую слободу. А из России по инициативе Михаила Федоровича стали направлять за границу молодежь для изучения медицины.

Благодаря иностранцам в столице появились мастера алмазного и золотого дела, часовщики, пушечники, каменщики. Наладилось промышленное производство кожи, заработал стеклоделательный завод.

В 1621 году по указу Михаила Федоровича дьяки Посольского Приказастали выпускать первую русскую газету - «Вестовые письма».

Очень любил русский Царь музыку. Известно, что он выписал из Голландии «двух мастеров органного дела и орган, который был украшен изображениями соловья и кукушки». Причем орган этот был весьма искусный. При его игре птицы начинали петь. Царь Михаил был восхищенмощью и красотой звучания органа и велел выдать мастерам небывалую сумму в 2676 рублей и по сороку соболей каждому.

Наука, культура и музыка не были обойдены вниманием Царя Михаила. И это при том, что ему приходилось решать сложнейшие государственные проблемы по централизации государства, созданию военно-промышленного производства, созданию законодательной системы, стабилизацииобщественных отношений внутри страны и во взаимоотношениях с агрессивными соседями Запада и Юга. Просто поразительно сколь много дал ему Господь государственной мудрости и благородных человеческих качеств!

В благодарение Богу Царь Михаил Федорович Кроткий ежедневно участвовал в церковных богослужениях, подолгу молился в домашней обстановке, строго соблюдал посты, часто ездил на богомолье. Царь отличался благочестием. Даже в очень тяжелое для страны время сразу после вступления на престол он, прежде всего, заботился о духовных делах. Узнав от священников о чудесах иконы Казанской Богоматери, он повелел установить новый церковный праздник: первое празднество и «ход со кресты» 8 июля, когда явилась эта икона; второе 22 октября, «како очистися Московское государство».

Современники так писали о Царе Михаиле Кротком: «Сей убо благочестия рачитель присно восхваляемый благоверный и христолюбивый царь и великий князь Михаил Федорович, всеа Русии самодержец, бысть благоверен, зело кроток же и милостив... бе бо всеми добрыми делы украшая себе, постом и молитвою, правдою и целомудрием, чистотою и смиреномудрием, правдосудием...».

Скончался родоначальник царственной династии Романовых 13 (26) июля 1645 года в возрасте 49 лет. Его честные останки погребли в Архангельском соборе Московского Кремля.

Виршевая эпитафия царю Михаилу Фёдоровичу гласит: «Имея нрав кроток и незлобив, упражнялся всегда росправных дел царствия своего, благих и кротких по достоинству снабдевая, злонравных страхом укротевая, а всем равнениея даруя; и в сиклитцкой чин природных людей достойных тому жалуя, а непородных людей и недостойных тому чину бытии во вся дни царствия своего не допущая, и чин крепко сахраняя».