Мы должны помнить героев войны. «Мы, молодое поколение, чтим память о ветеранах. Чтобы семена воспитания взошли


В своём выдающемся романе «Война и мир» Л.Н. Толстой показал жизнь русского общества начала XIX века. Он, пытаясь осознать значение женщины в обществе, семье, создаёт в произведении множество женских образов, которые можно разделить на две категории: в первой находятся женщины народного идеала, такие как Марья Болконская, Наташа Ростова и другие, а во второй – представительницы высшего света – Анна Шерер, Элен и Жюли Курагины.

Одним из самых выделяющихся женских образов является образ Наташи Ростовой, в котором Толстой реализовал наилучшие качества личности. Благородность и скромность делают её очаровательнее благоразумной, умной Элен Курагиной с её светскими манерами. Множество фрагментов романа повествуют о том, как Наташа протягивает людям руку помощи, делает их добрее, помогает найти любовь к жизни, даёт советы, заставляет окружающих чувствовать себя счастливее, не требуя ничего взамен.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Так, когда Николай Ростов приходит домой после того, как проиграл деньги Долохову, с чувством безнадёжности, услышав пение Наташи, вновь обретает радость жизни: “Все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее”.

Помимо всего Наташа близка к восприятию невероятной красоты природы. Описывая ночь в Отрадном, Толстой сравнивает настроение двух сестёр, Сони и Наташи. Наташа, восхищаясь красотой ночного неба, восклицает: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!”» Однако Соне не близко состояние её подруги, в ней нет той искры, которая присуща Наташе. Соня искренна, ласкова, нежна, дружелюбна. Она слишком правильная, не делает поступков, из которых можно было бы извлечь уроки и развиваться дальше. И в отличие от неё Наташа постоянно ошибается и делает какие-то выводы; испытывает чувства к князю Андрею, их души что-то объединяет. Однако же затем внезапно влюбляется в Анатолия Курагина. Это говорит о том, что Наташа – простой человек, имеющий несовершенства.

Марья Болконская – противоположность Наташи, но и в чём-то похожа на нее. Главная её черта – самопожертвование, которое сочетается в ней с покорностью и стремлением к счастью. Повиновение приказам отца, запрет на протест его желаниям – понимание своей роли дочери княжны Марьи. Но при необходимости она может продемонстрировать твёрдый характер. Ставя самопожертвование выше всего, она уничтожает в себе что-то поистине важное; и всё же, именно жертвенная любовь позволила ей обрести счастье в семье. По-настоящему Марья раскрыла свои личностные качества, когда положение дел вынудило её проявить самостоятельность после смерти отца, а также когда она стала матерью и женой.

Этим двум схожим женщинам противоположны дамы высшего общества – Анна Павловна Шерер, Элен Курагина, Жюли Курагина. Они во многом похожи.

Этими образами Л.Н. Толстой показывает, что женщины простые, живущие обычной жизнью, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают счастье семейное, тогда как светские дамы, далёкие от нравственных ценностей, не способны достичь истинного счастья из-за самолюбия и преданности ложным и пустым идеалам высшего общества.

Обновлено: 2018-04-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Великие русские писатели XIX века, создавая положительные женские образы , всегда акцентировали внимание не на совершенных чертах лица или красоте фигуры, а на богатстве внутреннего мира своих героинь, который одухотворяет их внешний облик. Таковы, например, пушкинская Татьяна Ларина или тургеневская Лиза Калитина. Этот же художественный принцип при создании женских образов своего романа использовал Л.Н. Толстой. Женские образы в романе «Война и мир» играют важную роль. Они не только определяют поведение главных героев, но и имеют самостоятельное значение. Так же как и мужские образы, они раскрывают представление автора о красоте, добре и зле. При изображении своих героинь писатель использовал прием противопоставления. Сопоставляя совершенно разных по складу характера, воспитанию, стремлениям и убеждениям девушек - Наташу Ростову, Марью Болконскую и Элен Курагину, Толстой стремился выразить мысль, что за внешней красотой часто скрывается пустота и притворство, а за видимой некрасивостью - богатство внутреннего мира.

Наташа Ростова и Мария Болконская - любимые героини Толстого с противоположными характерами. Эмоциональная, очаровательная, полная жизни и движения Наташа сразу выделяется среди сдержанных, благовоспитанных девушек-дворянок. Впервые она предстает в романе тринадцатилетней черноглазой некрасивой, но живой девочкой, которая, раскрасневшись от быстрого бега, буквально врывается в гостиную, где взрослые ведут скучный разговор. Вместе с Наташей в этот чинный мир врывается свежее дыхание жизни. Не раз Толстой подчеркнет, что Наташа не была красива. Она может быть прекрасной, а может быть уродливой, - все зависит от ее душевного состояния. В ее душе ни на секунду не прекращается напряженная работа, не доступная постороннему глазу.

Душевная красота Наташи, ее жизнелюбие, жажда жизни распространяются на близких и родных ей людей: Петю, Соню, Бориса, Николая. В этот же мир невольно оказался вовлеченным князь Андрей Болконский . Не смог устоять перед ее обаянием и Борис Друбецкой, товарищ детства, с которым Наташу связала детская клятва. Наташа встречается с Борисом, когда ей уже 16 лет. «Он ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей и родным ее, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для него». Но, увидев ее, он потерял голову, потому что тоже погрузился в ее мир радости и добра. Он забыл, что хотел жениться на богатой невесте, перестал ездить к Элен, и Наташа «казалась по-прежнему влюбленной в Бориса». В любой ситуации она предельно искренна и естественна, в ней нет ни тени притворства, лицемерия и кокетства. В Наташе, по словам Толстого, «постоянно горел внутренний огонь и отблески этого огня сообщали ее внешности нечто лучшее, нежели красота». Не случайно именно Наташу любят Андрей Болконский и Пьер Безухов, не случайно в нее влюбляется Василий Денисов. Развитию этих качеств героини способствует атмосфера дома Ростовых, полная любви, уважения, терпения и взаимопонимания.

Иная атмосфера царит в имении Болконских. Воспитанием княжны Марьи занимался отец - гордый и самодовольный человек с трудным характером. Стоит вспомнить об уроках математики, которой он не столько обучал, сколько мучил свою дочь. Княжна Марья унаследовала его скрытность, сдержанность в выражении собственных чувств и врожденное благородство. Старый князь Болконский деспотичен и строг с дочерью, но по-своему любит ее и желает ей добра. Образ княжны Марьи отличается особенной привлекательностью. Автор постоянно напоминает о ее некрасивом лице, но читатель совершенно забывает о нем в те моменты,когда проявляется лучшая часть ее духовного существа. В портрете Марьи Болконской, предельно лаконичном, запоминаются ее лучистые глаза, которые делали некрасивое лицо княжны прекрасным в минуты сильного душевного подъема.

Марья Болконская - обладательница живого ума. Немалый вклад в развитие ее умственных способностей привнес отец, придававший большое значение образованию. У Наташи Ростовой несколько иной склад ума. Она не размышляет над событиями так, как Марья, серьезно и глубоко, но сердцем и душой понимает то, что не дано понять другому человеку. На вопрос об интеллектуальных способностях Наташи Ростовой прекрасно отвечает Пьер: она «не удостаивает быть умной», потому что она гораздо выше и сложней понятий ума и глупости. Наташа отличается от ищущих, умных и образованных героев тем, что воспринимает жизнь, не анализируя ее, а познает ее целостно и образно, как художественно одаренный человек. Она великолепно танцует, вызывая восторг окружающих, так как пластический язык танца помогает ей выразить свою переполненность жизнью, радость слияния с ней. У Наташи прекрасный голос, который чарует слушателей не только своей красотой, звучностью, но и силой, искренностью чувства, с которым она отдается пению. Когда Наташа поет, для нее весь мир заключается в звуках. Но если этот порыв прерывается чьим-то посторонним вторжением, для Наташи это кощунство, потрясение. Например, после того, как во время ее пения в комнату вбежал восторженный младший брат с известием о приходе ряженых, Наташа разрыдалась и долго не могла остановиться.

Одной из главных черт характера Наташи является влюбчивость. На своем первом в жизни взрослом балу она, войдя в зал, почувствовала себя влюбленной во всех. Иначе и быть не может, потому что любовь - сущность ее жизни. Но это понятие у Толстого имеет очень широкий смысл. Оно включает в себя не только любовь к жениху или мужу, но и любовь к родителям, семье, искусству, природе, родине, к самой жизни. Наташа остро ощущает прелесть и гармонию природы. Очарование лунной ночи вызывает в ней чувство восторга, которое буквально переполняет ее: «Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она почти со слезами в голосе. - Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало».

В противоположность эмоциональной и живой Наташе в кроткой княжне Марье смирение и сдержанность сочетаются с жаждой простого человеческого счастья. Не имея возможности познать радости жизни, Марья находит радость и утешение в религии и общении с божьими людьми. Она безропотно подчиняется своему чудаковатому и деспотичному отцу не только из страха, но и из чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца. На первый взгляд она кажется робкой и забитой. Но в ее характере есть наследственная болконская гордость, врожденное чувство собственного достоинства, которое проявляется, например, в ее отказе от предложения Анатоля Курагина. Несмотря на стремление к тихому семейному счастью, которое глубоко таит в себе эта некрасивая девушка, она не хочет стать женой светского красавца ценой унижения и оскорбления своего достоинства.

Наташа Ростова - это страстная, порывистая натура, которая не может скрывать своих чувств и переживаний. Полюбив Андрея Болконского, она не могла думать о чем-то другом. Разлука становится для нее непосильным испытанием, потому что она живет каждым мгновением и не может откладывать счастье на какой-то установленный срок. Это качество характера Наташи толкает ее к измене, которая в свою очередь рождает в ней глубокое чувство вины и раскаяния. Она слишком сурово судит себя, отказываясь от радостей и удовольствий, ибо считает себя недостойной счастья.

Из состояния мучительного кризиса Наташу выводит известие об угрозе французов, подступивших к Москве. Общая для всей страны беда заставляет героиню забыть о своих страданиях и горестях. Как и для других положительных героев романа, для Наташи главной становится мысль о спасении России. В эти трудные дни особенно сильной становится ее любовь к людям, желание сделать все возможное, чтобы помочь им. Эта самоотверженная любовь Наташи находит свое высшее выражение в материнстве.

Но, несмотря на внешнее различие, непохожесть характеров Наташа Ростова и княжна Марья имеют очень много общего. И Марья Болконская, и Наташа наделены автором богатым духовным миром, внутренней красотой, которую так любили в Наташе Пьер Безухов и Андрей Болконский и которой восхищается Николай Ростов в своей жене. Наташа и Марья до конца отдаются каждому своему чувству, будь то радость или печаль. Их душевные порывы часто самоотверженны и благородны. Они обе больше думают о других, близких и любимых людях, чем о себе. Для княжны Марьи Бог всю жизнь оставался тем идеалом, к которому стремилась ее душа. Но и Наташа, особенно в тяжелые периоды своей жизни (например, после истории с Анатолем Курагиным), отдавалась чувству преклонения перед Всевышним. Им обеим хотелось нравственной чистоты, духовной жизни, где не было бы места обидам, злобе, зависти, несправедливости, где все было бы возвышенно и прекрасно.

При всем несходстве характеров Марья Болконская и Наташа Ростова - патриотки, чистые и честные натуры, способные на глубокие и сильные чувства. Лучшие черты любимых героинь Толстого особенно ярко проявились в 1812 году. Наташа близко к сердцу приняла бедствие, которое обрушилось на Россию с приходом Наполеона. Она совершила подлинно патриотический поступок, заставив сбросить с подвод имущество и отдать эти подводы под раненых. Граф Ростов, гордясь своей дочерью, произнес: «Яйца... яйца курицу учат». С самоотверженной любовью и мужеством, поражая окружающих, Наташа, до последнего дня ухаживала за князем Андреем. С особой силой в эти дни проявилась твердость характера скромной и застенчивой княжны Марьи. Компаньонка- француженка предложила княжне Болконской, оказавшейся в трудном положении, обратиться за помощью к французам. Княжна Марья посчитала это предложение оскорблением ее патриотических чувств, перестала общаться с мадемуазель Бурьен и выехала из имения Богучарово.

Человеческую сущность героинь Толстого определяет слово «женственность». Это и Наташино обаяние, нежность, страстность, и прекрасные, наполненные каким-то внутренним светом, лучистые глаза Марьи Болконской. Обе любимые героини Толстого находят свое счастье в семье, заботе о муже и детях. Но писатель проводит их через серьезные испытания, потрясения и душевные кризисы. При первом знакомстве (когда Наташа была невестой князя Андрея), они не поняли друг друга. Но пройдя трудный путь разочарований и обид, княжна Марья и Наташа породнились не только по крови, но и по духу. Судьба случайно свела их вместе, но обе они поняли, что близки друг другу, и поэтому стали не просто настоящими подругами, а духовными союзниками со своим непроходящим желанием делать добро и дарить окружающим свет, красоту и любовь.

Семейная жизнь Марьи и Наташи - это идеальное супружество, крепкая семейная связь. Обе героини посвящают себя мужьям и детям, отдавая все свои душевные и физические силы воспитанию детей и созданию домашнего уюта. И Наташа (теперь Безухова), и Марья (Ростова) счастливы в семейной жизни, счастливы счастьем своих детей и любимых мужей. Толстой подчеркивает красоту своих героинь в новом для них качестве - любящей жены и нежной матери. Наташа Ростова в финале романа - уже не очаровательная тоненькая и подвижная девушка, а зрелая сильная женщина, любящая жена и мать. Всем своим существом она отдается заботам о муже и детях. Вся жизнь сосредотачивается для нее в здоровье детей, их кормлении, росте, воспитании. Их отношения с Пьером удивительно гармоничны и чисты. Наташина непосредственность и обостренная интуиция прекрасно дополняют интеллигентную, ищущую, анализирующую натуру Пьера. Толстой пишет о том, что Наташа не особенно разбирается в политической деятельности мужа, но она чувствует и знает главное - ее добрую, справедливую основу. Другой счастливый союз - это семья Марьи Болконской и Николая Ростова. Самоотверженная нежная любовь княжны Марьи к мужу и детям создает в семье атмосферу духовности, облагораживающе действует на Николая, который ощущает высокую нравственность того мира, в котором живет его жена.

Наташа Ростова и Марья Болконская противопоставлены в романе Элен Курагиной. За внешней блистательностью этой героини скрывается злое и безнравственное существо. На глазах читателей Элен последовательно совершает несколько предательств. Как и все представители семьи Курагиных, она живет по неизменному закону исполнения личных желаний и не признает никаких моральных норм. Элен выходит замуж за Пьера только с целью обогащения. Она открыто изменяет мужу, не видя в этом ничего постыдного и противоестественного. Она не хочет иметь детей, потому что семья для нее ничего не значит. Следствием ее интриг в свете становится смерть. Будущего для этой героини автор не видит.

Холодности и эгоизму Элен противопоставлена естественность и переменчивость Наташи. Элен, в отличие от Наташи, не способна ощущать вину, осуждать себя. В образе Элен воплотились внешняя красота и внутренняя пустота. Не раз в романе мы видим ее «однообразную», «неизменяющуюся улыбку», не раз автор обратит наше внимание на «античную красоту ее тела». Но о глазах Элен в романе не сказано ни слова, хотя известно, что именно они являются зеркалом души. А вот о глазах своих любимых героинь Толстой пишет с большой любовью: у княжны Марьи они «большие, глубокие», «всегда грустные», «привлекательнее красоты». Глаза Наташи «оживленные», «прекрасные», «смеющиеся», «внимательные», «добрые». И у Наташи, и у Марьи глаза являются отражением их внутреннего мира.

Эпилог романа отражает представление писателя о подлинном назначении женщины. По мнению Толстого, оно неразрывно связано с семьей, с заботой о детях. Женщины, оказавшиеся вне этой сферы, либо превращаются в пустоту, либо, как Элен Курагина, становятся носительницами зла. Л.Н. Толстой не идеализирует семейный быт, но показывает, что именно в семье заключаются для людей все вечные ценности, без которых жизнь теряет смысл. Высшее призвание и назначение женщины писатель видит в материнстве, в воспитании детей, ибо именно женщина является хранительницей семейных устоев, тем светлым и добрым началом, которое ведет мир к гармонии и красоте.

План: Министерство образования РФ

Средняя общеобразовательная школа с/п “Село Пивань”

Реферат

Женские образы романа Л.Н. Толстого "Война и Мир".

Выполнела: Рубашова Оля

Проверил:_______________

2008 г.

1. Вступление

2. Наташа Ростова

3. Мария Болконская.

4. Заключение


Вступление

Невозможно представить мировую литературу без образа женщины. Даже не будучи главным героем произведения, она вносит какой-то особый характер в повествование. С начала мира мужчины восхищаются прекрасной половиной человечества, боготворят их и преклоняются им. Женщина всегда окружена ореолом тайны, загадочности. Поступки женщины приводят в замешательство и недоумение. Вникнуть в психологию женщины, понять ее- это то же самое, что разрешить одну из самых древнейших загадок Вселенной.

Русские писатели всегда отводят женщине особое место в своих произведениях. Каждый, конечно, видит её по- своему, но для всех она навсегда останется опорой и надеждой, предметом восхищения. Тургенев воспел образ женщины стойкой, честной, способной ради любви на любые жертвы. Чернышевский, будучи революционером- демократом, выступал за равенство мужчины и женщины, ценил в женщине ум, видел и уважал в ней человека. Идеал Толстого- это естественная жизнь- это жизнь во всех её проявлениях, со всеми естественными чувствами, присущими человеку- любовью, ненавистью, дружбой. И конечно таким идеалом для Толстого является Наташа Ростова. Она естественна, и эта естественность заключена в ней с рождения.

Многие писатели переносили черты характера своих любимых женщин на образы героинь своих произведений. Я думаю, именно поэтому образ женщины в русской литературе так поражает своей яркостью, неординарностью, силой душевных переживаний.

Любимые женщины всегда служили для мужчин источником вдохновения. Женский идеал у каждого свой, но во все времена представители сильного пола восхищались женской преданностью, способностью пожертвовать, терпеливостью. Истинная женщина навсегда останется неразрывно связанной с семьёй, детьми, домом. И мужчины не перестанут удивляться женским капризам, искать объяснения женским поступкам, бороться за женскую любовь!

Наташа Ростова

Свой идеал Толстой показал в образе Наташи Ростовой. Для него именно она была истинной женщиной.

На протяжении всего романа мы следим за тем, как маленькая шаловливая девочка становится настоящей женщиной, матерью, любящей женой, хранительницей домашнего очага.

С самого начала Толстой подчеркивает, что в Наташе нет ни грамма фальши, она острее всех чувствует неестественность и ложь. Своим появлением на именинах в гостиной, полной официальных дам, она нарушает эту атмосферу наигранности. Все её поступки подчинены чувствам, а не разуму. Даже людей она видит по- своему: Борис- черный, узкий, как каминные часы, а Пьер- четырехугольный, красно- коричневый. Для неё этих характеристик хватает для того, чтобы понять, кто есть кто.

Наташу называют «живой жизнью» в романе. Своей энергией она вдохновляет к жизни окружающих. Поддержкой и пониманием героиня практически спасает мать после смерти Петруши. Князь Андрей, который успел проститься со всеми радостями жизни, увидев Наташу, почувствовал, что и для него ещё не все потеряно. А после обручения весь мир для Андрея как бы поделился на две части: одна- там, где Наташа, где всё светло, другая- все остальное, где одна тьма.

Наташе можно простить увлечение Курагиным. Это был единственный случай, когда её подвела интуиция! Все её действия подвержены сиюминутным импульсам, которые не всегда можно объяснить. Она не понимала желание Андрея отложить свадьбу на год. Наташа стремилась жить каждую секунду, и год для неё был равен вечности. Толстой наделяет свою героиню всеми лучшими качествами, притом она редко оценивает свои поступки, чаще всего полагаясь на внутреннее нравственное чувство.

Как и всех своих любимых героев, автор видит Наташу Ростову частью народа. Это он подчеркивает в сцене у дядюшки, когда «графинюшка, воспитанная француженкой- эмигранткой», плясала не хуже Агафьи. Это чувство единства с народом, а так же истинный патриотизм толкают Наташу на то, чтобы при выезде из Москвы отдать все подводы под раненых, оставить почти все вещи в городе.

Даже высокодуховная княжна Марья, не полюбившая вначале «язычницу» Наташу, поняла её и приняла такой, какая она есть. Наташа Ростова не была уж очень умной, да и не это было важно для Толстого. «Теперь, когда он (Пьер) рассказывал всё это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину,- не умные женщины, которые слушая, стараются запомнить что им говорят, для того, чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же…, а то наслаждение, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и высасывания в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины.»

Наташа реализовала себя как жена, мать. Толстой подчеркивает, что она сама выкормила всех своих детей (невозможная вещь для дворянки), но для автора это абсолютно естественно. Её семейное счастье наступило и почувствовалось ею после пережитых нескольких маленьких и больших любовных драм. Я не хочу сказать, что все увлечения Наташи нужны были автору только для того, чтобы после них героиня смогла ощутить все прелести семейной жизни. Они имеют и другую художественную функцию- служат целями обрисовки характера героини, показа её внутреннего мира, возрастных изменений и т. д.. Толстой различает ранние её увлечения и поздние, более серьёзные. Переход от детской влюбчивости к настоящей любви замечает за собой и сама героиня. Об этом она говорит, когда полюбила Андрея Болконского: «Я была влюблена в Бориса, в учителя, в Денисова, но это совсем не то. Мне покойно, твердо. Я знаю, что лучше его не бывает людей и так мне спокойно, хорошо теперь, совсем не так, как прежде». Да и раньше, оказывается, она не придавала большого значения своим привязанностям, без упрёка сама себе признавалась в собственной ветрености. Вспомним, как она противопоставила себя Соне: «Она кого полюбит, так навсегда, а я этого не понимаю, я забуду сейчас» . По признанию пятнадцатилетней Наташи, она тогда ни за что не хотела идти замуж и собиралась об этом сказать Борису при первой встрече с ним, хотя считала его своим женихом. Однако смена привязанностей не свидетельствует о непостоянстве и неверности Наташи. Всё объясняется её исключительной жизнерадостностью, придающей молодой героине милую обаятельность. Всеми любимая, «волшебница»- по выражению Василия Денисова, Наташа очаровывала людей не только внешней красотой, сколько своим душевным складом. Лицо её не отличалось особой привлекательностью, в нем отличаются автором даже недостатки, которые делались заметнее, когда она плакала. «И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно другою, заревела, как ребёнок». Но она оставалась всегда прекрасной, когда её девичий облик озарялся внутренним светом. Толстой всеми поэтическими средствами старается передать её ощущение радости бытия. Она переживает счастье жить, пытливо всматриваясь в мир, который всё больше и больше её удивляет и радует. Может быть, это идет оттого, что она чувствует в себе все данные быть любимой и счастливой. Девочка рано почувствовала, что в мире много для неё интересного и обещающего. Ведь говорит же Толстой, что моменты переживания чувства радости были для неё «состоянием любви к себе».

Своей жизнерадостностью она удивляла Андрея Болконского: «О чем она думает? Чему она так рада?». Сама Наташа дорожила своим радостным настроением. У неё на особом счету находилось старое платье, которое по утрам делало её веселой. Жажда новых впечатлений, резвость, чувство восторга в особенности проявились у Наташи при встрече с братом Николаем и Василием Денисовым, приехавшими к Ростовым на побывку. Она «прыгала, как коза все на одном месте и пронзительно визжала». Ей все было в высшей степени интересно и смешно.

Одним из источников радости являлись для неё первые чувства любви. Она любила всё, что казалось ей хорошим. Об отношении к любимому человеку Наташи- девочки можно судить по тому, каким показано её самочувствие у Иогеля. «Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена во всех. В того на кого она смотрела, в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена». Как видим, любовная тема не обретает в романе самостоятельного значения, служа лишь раскрытию духовного облика героини. Иное дело- любовь к Андрею, Анатолю Курагину, Пьеру: она так или иначе связана с проблемами семьи и брака. Об этом я отчасти уже говорила и продолжаю речь впереди. Здесь только следует заметить, что в скандальной истории с Анатолем Курагиным, стоившей тяжёлых переживаний для Наташи, осуждается взгляд на женщину только как на орудие наслаждения.

Мария Болконская

Другим женским образом, который привлек моё внимание в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», является княжна Марья. Эта героиня внутренне настолько красива, что её внешность не имеет значения. Её глаза излучают такой свет, что лицо теряет свою некрасивость.

Марья искренне верит в Бога, она считает, что только Он имеет право прощать и миловать. Она ругает себя за недобрые мысли, за непослушание отцу и старается видеть в других только хорошее. Она горда и благодарна, как её брат, но её гордость не обижает, потому что доброта- неотъемлемая часть её натуры- смягчает это порою неприятное другим чувство.

По- моему образ Марьи Болконской - это образ ангела – хранителя. Она оберегает всех, за кого чувствует хоть малейшую ответственность. Толстой считает, что такая личность, как княжна Марья, заслуживает много больше, чем союз с Анатолем Курагиным, который так и не понял, какое сокровище он потерял; впрочем, у него были совсем другие нравственные ценности.

Она живет наивным мировоззрением церковной легенды, вызывающем критическое отношение князя Андрея и не совпадающими с воззрениями Пьера Безухого и самого Толстого. В пору лучшего состояния своего здоровья и духа, т. е. до кризисных предсмертных переживаний, князь Андрей не принимал всерьёз религиозных поучений Марии. Только из снисхождения к сестре он считается с её религиозностью. Принимая у неё крест в день отъезда в армию, Андрей шутя замечает: «Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет, то сделаю тебе удовольствие». В своих тяжелых раздумья на Бородинском поле Андрей сомневается в догматах церкви, исповедуемых княжной Марьей, чувствуя их неубедительность. «Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики, а пришел Наполеон и, не знал об его существовании, как щенку с дороги, столкнул его и развалились его Лысые Горы, и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание посланное свыше. Для чего же испытание, когда его нет и не будет? Никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытаниях?». Что касается отношения к героине самого Толстого, то здесь должно быть принято во внимание само настроение образа Марьи, ставящее её мистицизм в связь с тяжелым обстоятельствами личной жизни, что в свою очередь придаёт особую психологическую глубину типизации этого характера. Роман намекает нам на причины религиозности Марьи. Героиня могла стать такой в силу тяжёлых душевных мук, выпавших на её долю и внушавших ей мысль о страдании и самопожертвовании. Марья была некрасива, переживала это и мучилась. Из- за своей внешности ей приходилось терпеть унижение, самым ужасным и оскорбительным из них было то, которое она пережила во время сватовства к ней Анатоля Курагина, когда жених устроил ночью свидание с её компаньонкой Бурьен.

«Война и мир» - одна из тех книг, которую нельзя забыть. В самом ее названии - вся жизнь человеческая. А еще «Война и мир» - модель устройства мира, вселенной, поэтому и появляется в IV части романа (сон Пьера Безухова) символ этого мира - глобус - шара. «Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров». Вся поверхность его состояла из капель, плотно сжатых между собой. Капли двигались, перемещались, то сливаясь, то разделяясь. Каждая стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но и другие, сжимаясь, иногда уничтожали друг друга, иногда сливались воедино. «Вот жизнь, - сказал старичок учитель», когда-то учивший Пьера географии. «Как это все просто и ясно, - подумал Пьер, - как я не мог знать этого прежде».

«Как это все просто и ясно», - повторяем мы, перечитывая полюбившиеся страницы романа. И эти страницы, как капли на поверхности глобуса, соединяясь с другими, составляют часть единого целого. Так, эпизод за эпизодом мы продвигаемся к бесконечному и вечному, что есть жизнь человека. Но писатель Толстой не был бы философом Толстым, если бы не показал нам полярные стороны бытия: жизнь, в которой преобладает форма, и жизнь, вмещающая всю полноту содержания. Именно с этих толстовских представлений о жизни и рассмотрим женские образы, в которых автор выделяет их особое предназначение - быть женой и матерью.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого общества, где объединяющую роль играет женщина. Если мужчине свойствен напряженный интеллектуальный и духовный поиск, то женщина, обладая более тонкой интуицией, живет чувствами, эмоциями.

Отчетливое противопоставление добра и зла в романе естественно отразилось и на системе женских образов. Противопоставление внутреннего и внешнего образов как излюбленный прием писателя показательно для таких героинь, как Элен Курагина, Наташа Ростова и Марья Болконская.

Элен - это воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее «однообразную», «неизменяющуюся» улыбку и «античную красоту тела», она напоминает прекрасную бездушную статую. В салон Шерер Элен входит «шумя своею белою больною робой, убранную плющом и мохом», как символ бездушности и холодности. Недаром автор не упоминает о ее глазах, тогда как «блестящие», «сияющие» глаза Наташи и «лучистые» глаза Марьи всегда привлекают наше внимание.

Элен олицетворяет безнравственность и порочность. Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не знающие никаких моральных норм, живущие по непреклонному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает в брак только ради собственного обогащения. Она постоянно изменяет мужу, поскольку животное начало преобладает в ее натуре. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. «Я не такая дура, чтобы иметь детей», - произносит она кощунственные слова. Элен на глазах всего общества занята устройством своей личной жизни еще будучи супругой Пьера, а ее загадочная смерть связана с тем, что она запуталась в собственных интригах.

Такова Элен Курагина с ее пренебрежительным отношением к таинству брака, к обязанностям жены. Не трудно догадаться, что Толстой воплотил в ней худшие женские качества и противопоставил ей образы Наташи и Марьи.

Нельзя не сказать и о Соне. Ей недоступны вершины духовной жизни Марьи и «вершины чувства» Наташи. Она слишком приземлена, слишком погружена в быт. Ей тоже даны радостные моменты жизни, но это лишь мгновения. Соня не может сравниться с любимыми героинями Толстого, но это, скорее, беда ее, нежели вина, говорить нам автор. Она - «пустоцвет», но, возможно, жизнь бедной родственницы, ощущение постоянной зависимости не дали распуститься в ее душе.

Одной из главных героинь в романе является Наташа Ростова. Толстой рисует Наташу в развитии, он прослеживает жизнь Наташи в разные годы, и, естественно, с годами меняются ее ощущения, ее восприятие жизни.

Впервые мы встречаем Наташу, когда эта маленькая тринадцатилетняя девочка, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая», выбегает в гостиную и налетает на мать. И с ее образом входит в роман тема «живой жизни». Толстой всегда ценил в Наташе именно полноту жизни, желание жить интересно, полно и, главное, ежеминутно. Переполненная оптимизмом, она стремится везде поспеть: утешить Соню, по-детски наивно объясниться в любви к Борису, поспорить о сорте мороженого, спеть с Николаем романс «Ключ», станцевать с Пьером. Толстой пишет, что «сущность ее жизни - любовь». В ней и соединились самые ценные качества человека: любовь, поэзия, жизнь. Конечно, мы не верим ей, когда она «на полном серьезе» говорит Борису: «Навсегда… До самой смерти». «И, взяв его под руку, она со счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную».

Все действия Наташи определены требованием ее натуры, а не рациональным выбором, поэтому она не просто участник определенной частной жизни ибо она принадлежит не одному семейному кругу, а миру всеобщего движения. И может быть, и ее имел в виду Толстой, говоря об исторических персонажах романа: «Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью». Она, не пытаясь понять его роль, тем самым уже определяет ее для себя и для других. «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все - счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныние и темнота», - скажет князь Андрей четыре года спустя. Но пока она сидит за именинным столом, смотрит на Бориса по-детски влюбленным взглядом. «Этот же самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться, не зная чему». Так и обнаруживает себя Наташа в бессознательном движении, и мы видим ее натуральность, то качество, которое составит неизменное свойство ее жизни.

Первый бал Наташи Ростовой стал местом ее встречи с Андреем Болконским, которая повлекла за собой столкновение их жизненных позиций, оказавшее огромное влияние на них обоих.

Во время бала ее не интересуют ни государь, ни все важные лица, на которых указывает Перонская, она не обращает внимания на придворные интриги. Она ждет радости и счастья. Толстой однозначно выделяет ее среди всех присутствующих на балу, противопоставляя ее светскому обществу. Восторженная, замирающая от волнения Наташа описана Л. Толстым с любовью и нежностью. Его иронические замечания об адъютанте-распорядителе, просящим посторониться всех «еще куда-то», о «какой-то даме», о пошлой суете вокруг богатой невесты представляют нам свет мелочным и фальшивым, тогда как Наташа среди всех них показана единственным естественным существом. Толстой противопоставляет живую, кипучую, всегда неожиданную Наташу холодной Элен, светской женщине, живущей по заведенным правилам, никогда не совершающей необдуманных поступков. «Оголенные шеи и руки Наташи были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу», и от этого оно кажется пошлым. Это впечатление усиливается, когда мы вспоминаем, что Элен бездушна и пуста, что в ее словно высеченном из мрамора теле живет каменная душа, алчная, без единого движения чувства. Здесь раскрывается отношение Толстого к светскому обществу, еще раз подчеркивается исключительность Наташи.

Что дала встреча с Андреем Болконским Наташе? Как истинно природное существо, она хотя и не задумывалась об этом, но стремилась к созданию семьи и могла обрести счастье лишь в семье. Встреча с князем Андреем и его предложение создали условия для достижения ее идеала. Готовясь образовать семью, она была счастлива. Однако счастью не суждено было длиться долго. Князь Андрей стремился к Наташе, но не понимал ее, в нем не было природного чутья, поэтому он отложил свадьбу, не поняв, что Наташа должна любить постоянно, что она должна быть счастлива каждую минуту. Он сам спровоцировал ее измену.

Портретная характеристика дает возможность обнажить основные качества ее характера. Наташа жизнерадостна, естественна, непосредственна. Чем старше она становится, чем быстрее из девочки превращается в девушку, тем больше она хочет, чтобы ею восхищались, чтобы ее любили, чтобы она была в центре внимания. Наташа любит себя и считает, что все должны ее любить, она говорит о себе: «Что за прелесть эта Наташа». И все действительно восхищаются ею, любят ее. Наташа, как лучик света в скучном и сером светском обществе.

Подчеркивая некрасивость Наташи, Толстой утверждает: не во внешней красоте дело. Важны богатства ее внутренней натуры: одаренность, способность понять, прийти на помощь, чуткость, тонкая интуиция. Наташу все любят, все желают ей добра, потому что сама Наташа всем делает только добро. Наташа живет не умом, а сердцем. Сердце редко обманывает. И хотя Пьер и говорит, что Наташа «не удостаивает быть умной», она всегда была умна и понимала людей. Когда Николенька, проигравши почти все состояние Ростовых, приходит домой, Наташа, сама того не понимая, поет только для брата. И Николай, слушая ее голос, забывает обо всем о своем проигрыше, о тяжелом разговоре с отцом, предстоящем ему, он только слушает чудный звук ее голоса и думает: «Что ж это такое?.. Что с ней сделалось? Как она поет нынче?.. Ну, Наташа, ну, голубчик! Ну, матушка». И не один Николай зачарован ее голосом. Ведь голос Наташи обладал необыкновенными достоинствами. «В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та неотработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его».

Наташа очень хорошо понимает Денисова, сделавшего ей предложение. Она желает его и понимает, что «он не хотел сказать, да уж нечаянно сказал». Наташа обладает искусством, которое дано не каждому. Она умеет сострадать. Когда Соня ревела, Наташа, не зная причины слез подруги, «распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурной, заревела, как ребенок… и только оттого, что Соня плакала». Чуткость и тонкая интуиция Наташи «не сработала» только один раз. Наташа, такая умная и проницательная, не поняла Анатоля Курагина и Элен и дорого заплатила за ошибку.

Наташа - воплощение любви, любовь - сущность ее характера.

Наташа - патриотка. Не задумываясь, она отдает все подводы под раненых, оставляя вещи, и не представляет, что можно поступить иначе в данной ситуации.

Наташе близок русский народ. Она любит народные песни, традиции, музыку. Из всего этого можно сделать вывод, что пылкая, живая, любящая, патриотическая Наташа способна на подвиг. Толстой дает нам понять, что Наташа поедет за декабристом Пьером в Сибирь. Разве это не подвиг?

С княжной Марьей Болконской мы встречаемся с первых страниц романа. Некрасива и богата. Да, она была некрасива, и даже очень дурна собой, но это по мнению посторонних, далеких и почти не знающих ее людей. Все те немногие, любившие ее и любимые ею, знали и ловили на себе ее прекрасный и лучистый взгляд. Сама же княжна Марья и не знала всей его прелести и силы. Взгляд этот сам собой освещал все вокруг светом теплой любви и нежности. Князь Андрей часто ловил на себе этот взгляд, Жюли вспоминала в письмах кроткий, спокойный взгляд княжны Марьи, так, по словам Жюли, недостающий ей, да и Николай Ростов полюбил княжну именно за этот взгляд. Но при мысли о себе блеск в глазах Марьи тускнел, уходил куда-то в глубь души. Глаза становились прежними: грустными и, главное, испуганными, делавшими ее некрасивое, болезненное лицо еще некрасивее.

Марья Болконская, дочь генерал-аншефа князя Николая Андреевича Болконского, жила безвыездно в имении Лысые Горы. У нее не было ни друзей, ни подруг. Писала ей лишь Жюли Карагина, принося тем самым радость и разнообразие в серую, однообразную жизнь княжны. Отец сам занимался воспитанием дочери: давал ей уроки алгебры и геометрии. Но что давали ей эти уроки? Разве могла она что-нибудь понять, чувствуя над собой взгляд и дыхание своего отца, которого она боялась и любила больше всего на свете. Княжна уважала его и благоговела перед ним и перед всем содеянным его руками. Главным же утешением и, пожалуй, учителем была религия: в молитве находила она и успокоение, и помощь, и решение всех проблем. Все сложные законы человеческой деятельности сосредоточились для княжны Марьи в одном простом правиле - уроке любви и самоутверждении. Она так и живет: любит отца, брата, невестку, свою компаньонку, француженку мадемуазель Бурьен. Но иногда княжна Марья ловит себя на том, что думает о любви земной, о земной страсти. Княжна боится этих мыслей как огня, но они возникают, возникают потому, что она человек и как бы там ни было, грешный человек, как все.

И вот в Лысые Горы приезжает князь Василий с сыном Анатолем свататься. Наверное, в тайных мыслях княжна Марья давно ждала именно такого будущего мужа: красивого, благородного, доброго.

Старый князь Болконский предлагает дочери самой решить свою судьбу. И, наверное, она бы сделала роковую ошибку, согласившись на брак, если бы случайно не увидела, как Анатоль обнимает мадемуазель Бурьен. Княжна Марья отказывает Анатолю Курагину, отказывает, потому что решает жить только для отца и своего племянника.

Княжна не воспринимает Наташу Ростову, когда та с отцом приезжает знакомиться к Болконским. Она относится к Наташе с некоторой внутренней неприязнью. Наверное, она слишком любит своего брата, дорожит его свободой, боится, что какая-то совершенно чуткая женщина может увести, отнять его, завоевать его любовь. А страшное слово «мачеха»? Только одно это уже внушает неприязнь и отвращение.

Княжна Марья в Москве расспрашивает Пьера Безухова о Наташе Ростовой. «Что это за девушка и как вы находите ее?» Она просит сказать «всю правду». Пьер чувствует «недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке». Ей и в самом деле хочется, чтобы «Пьер не одобрил выбора князя Андрея».

Пьер не знает, как отвечать на этот вопрос. «Я решительно не знаю, что это за девушка, я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна», - говорит Пьер.

Но этот ответ не удовлетворил княжну Марью.

«- Умна она? - спросила княжна.

Пьер задумался.

Я думаю, нет, - сказал он, - а впрочем да. Она не удостаивает быть умною».

«Княжна Марья опять неодобрительно покачала головой», - замечает Толстой.

Все герои Толстого влюбляются. Княжна Марья Болконская влюбляется в Николая Ростова. Полюбив Ростова, княжна во время встречи с ним преображается так, что мадемуазель Бурьен почти не узнает ее: в голосе появляются «грудные, женские ноты», в движениях - грация и достоинство. «В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которого она жила до сих пор, выступила наружу» и сделала лицо героини прекрасным. Оказавшись в трудной ситуации, она встречает случайно Николая Ростова, и он помогает ей справиться с несговорчивыми крестьянами и покинуть Лысые Горы. Княжна Марья любит Николая совсем не так, как его любила Соня, которой нужно было постоянно что-то делать и чем-то жертвовать. И не так, как Наташа, которой необходимо было, чтобы любимый человек был просто рядом, улыбался, радовался и говорил ей влюбленные слова. Княжна Марья любит тихо, спокойно, счастливо. И это счастье увеличивается сознанием того, что она наконец полюбила, и полюбила именно человека доброго, благородного, честного.

И Николай видит и понимает все это. Судьба все чаще и чаще толкает их друг к другу. Встреча в Воронеже, неожиданное письмо Сони, освобождавшее Николая от всех обязательств и данных Соня обещаний: что это как не веление судьбы?

Осенью 1814 года Николай Ростов женится на княжне Марье Болконской. Теперь у нее есть то, о чем она мечтала: семья, любимый муж, дети.

Но княжна Марья не изменилась: она была все та же, только теперь уже графиня Марья Ростова. Она старалась во всем понять Николая, хотела, очень хотела любить Соню и не могла. Она очень любила своих детей. И сильно расстраивалась, когда понимала, что в ее чувствах к племяннику чего-то недоставало. Она по-прежнему жила для других, стараясь любить их всех высшей, Божеской любовью. Иногда Николай, глядя на свою жену, ужасался мысли о том, что было бы с ним и с его детьми, если бы умерла графиня Марья. Он любил ее больше жизни, и они были счастливы.

Марья Болконская и Наташа Ростова становятся прекрасными женами. Не все доступно Наташе в интеллектуальной жизни Пьера, но душой она понимает его поступки, стремится помочь мужу во всем. Княжна Марья пленяет Николая духовным богатством, которое не дано его несложной натуре. Под влиянием жены смягчается его необузданный нрав, впервые он осознает свою грубость по отношению к мужиками. Гармония семейной жизни, как мы видим, достигается там, где муж и жена как бы дополняют и обогащают друг друга, составляя единое целое. В семьях Ростовых и Безуховых взаимонепонимание и неизбежные конфликты разрешаются примирением. Здесь царит любовь.

Марья и Наташа - замечательные матери. Однако Наташа больше хлопочет о здоровье детей, а Марья проникает в характер ребенка, заботиться о его духовном и нравственном воспитании.

Толстой наделяет героинь самыми ценными, на его взгляд, качествами - способностью тонко чувствовать настроение близких людей, разделять чужое горе, самоотверженно любить свою семью.

Очень важное качество Наташи и Марьи - естественность, безыскусственность. Они не способны играть заранее заданную роль, не зависят от мнения посторонних людей, не живут по законам света. На своем первом большом балу Наташа выделяется именно искренностью в проявлении чувств. Княжна Марья в решающий момент ее отношений с Николаем Ростовым забывает, что хотела держаться отчужденно-вежливо, и их разговор выходит за рамки светской беседы: «далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным».

При сходстве лучших нравственных качеств, Наташа и Марья, в сущности, совсем разные, почти противоположные натуры. Наташа живет взахлеб, ловит каждое мгновение, ей не хватает слов, чтобы выразить полноту своих чувств, героиня наслаждается танцами, охотой, пением. Она в высшей степени наделена любовью к людям, открытостью души, талантом общения.

Марья тоже живет любовью, но в ней много кротости, смирения, самоотвержения. Она часто устремляется в мыслях от земной жизни в иные сферы. «Душа графини Марьи, - пишет Толстой в эпилоге, - стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна».

Лев Толстой именно в княжне Марье видел идеал женщины, а главное - жены. Княжна Марья живет не для себя: она хочет сделать и делает счастье мужа, детей. Но она и сама счастлива, ее счастье состоит в любви к ближним, их радости и благополучии, в чем, впрочем, и должно состоять счастье каждой женщины.

Толстой решал вопрос о месте женщины в обществе по-своему: место женщины в семье. Наташа создала хорошую, крепкую семью, не приходится сомневаться, что в ее семье вырастут хорошие дети, которые станут полноправными и полноценными членами общества.

В произведении Толстого мир предстает многогранным, здесь находится место самым разнообразным, подчас противоположным характерам. Писатель передает нам свою любовь к жизни, которая является во всей прелести и полноте. И рассматривая женские образы романа, мы лишний раз убеждаемся в этом.

«Как это все просто и ясно» - еще раз убеждаемся мы, обращая свой взгляд на глобус шар, где уже нет уничтожающих друг друга капель, а все они слились воедино, составляя один большой и светлый мир, как в самом начале - в доме Ростовых. И в этом мире остаются Наташа и Пьер, Николай и княжна Марья с маленьким князем Болконским, и «надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе.

Литература

1. Газета «Литература» № 41, стр. 4, 1996 г.

2. Газета «Литература» № 12, стр. 2, 7, 11, 1999 г.

3. Газета «Литература» № 1, стр. 4, 2002 г.

4. Э. Г. Бабаев «Лев Толстой и русская журналистика его эпохи».

5. «Лучшие экзаменационные сочинения».

6. 380 лучших школьных сочинений».