7 чудес древнего рима краткое описание. Семь чудес древнего рима большой цирк. Висячие сады Семирамиды

Описание презентации СЕМЬ ЧУДЕС ДРЕВНЕГО РИМА Большой Цирк по слайдам

Большой Цирк Это был крупнейший стадион за всю историю человечества. Он мог принять треть населения Рима - 350 тысяч человек. Вход в Большой Цирк был свободный, за счет государства. Большой Цирк имел в длину 500 м, м, в ширину - 150 м, а в высоту - свыше 30 м. Четыре яруса зрительских рядов охватывали скаковой круг петлей длиной в 1300 м. Траян хотел воздвигнуть монумент в свою славу, и Большой Цирк подходил для этого как нельзя лучше: здесь он мог встречаться с с толпой, причем на одном уровне.

Форум Траяна Большой Цирк принес Траяну популярность. Но на этом император не остановился. Он был величайшим застройщиком Рима и соорудил еще одно чудо архитектуры Одна только площадь имела в длину более 200 метров и была щедро украшена изящными галереями и статуями Траяна. Там же располагался Рынок, библиотека и суды. На Форуме была установлена величественная колонна Траяна

Форум Траяна Колонна была украшена замечательными по своей выразительности рельефами, повествующими о военных победах императора, об успешных кампаниях римской армии по форсированию Дуная и захвату территории современной Румынии. Когда рядовой римлянин входил на Форум Траяна, он словно попадал в иной мир. Римлянин бежал от смрада, тесноты и убожества своей повседневной жизни в эти скалы сияющего мрамора, увенчанные крышами из позолоченной бронзы.

Форум Траяна Однако Форум Траяна задумывался не просто как городская площадь. Чтобы гарантировать себе народное признание, Траян приказал построить на Форуме первый в истории торговый центр - так называемый Рынок Траяна. .

Акведуки - великое свершение инженерной мысли. Они подвели чистейшую воду прямо к домам миллиона жителей Рима. Изящные, шагающие по ландшафту арки и подземные тоннели приносили в город - трудно поверить - миллиард тонн пресной воды ежедневно. Эта фантастическая система стала жизненной силой Рима и инженерной моделью для городов всех последующих времен.

Акведуки При переброске акведука через реку опорам придавалась большая прочность благодаря обтекаемой форме. Но если акведук был очень высоким, возникала вероятность скручивания. Поэтому высота арки была ограничена 21 метром. Однако для поддержания градиента акведуки иногда приходилось строить и выше. В этом случае поверх первого уровня арок ставился второй. Акведук в Ниме имел целых три уровня общей высотой 55 м.

Термы Каракаллы Наряду с Калигулой и Нероном Каракалла был одним из самых жестоких правителей Рима. Император был столь сильно ненавидим, что решил построить для римлян настоящее чудо, дабы снискать их расположение и обелить себя в их глазах.

Термы Каракаллы В Риме уже была едва ли не тысяча общественных бань. Но Термы Каракаллы затмили их все. Их площадь составляла 110 тысяч кв. м. Одно только центральное пространство было больше, чем собор Св. Петра. Для подачи воды от «Аква Марсиа» была подведена боковая ветка.

Термы Каракаллы Помимо водных процедур, Термы были приспособлены и для разных других занятий. Там был гимнастический зал и комнаты для упражнений, а также библиотеки, комнаты для собраний и сады. К услугам посетителей был массаж, парикмахер, маникюр и педикюр Входящий в Термы был ослеплен сиянием бесчисленных граней мрамора, красотой настенных и напольных мозаик.

Дороги Первой римской дорогой была Via Appia, начатая в 312 г. до н. э. В течение последующих двухсот лет от Рима до самых дальних уголков империи была проложена сеть дорог общей протяженностью 300 тысяч километров. Вскоре вся Европа на западе, все земли до Иудеи на востоке и до Египта на юге попали под власть Рима.

Пантеон Этот храм, посвященный всем богам, был построен при императоре Адриане. О Пантеоне известно мало. Мы не знаем его изначального названия, не знаем, для чего он использовался. Предполагается, что там был двор Адриана, стояли статуи римских богов. Однако его точное предназначение неизвестно.

Пантеон Словно неподвластный времени, Пантеон остается наиболее сохранившейся римской постройкой, знаменуя одно из величайших достижений мировой архитектуры. Греческий портик поддерживают 16 красивейших колонн, вытесанных из египетского гранита и привезенных из Асуана. Траверсы над ними были некогда обшиты бронзой. Отсюда гигантские бронзовые двери высотой 6, 5 м ведут в огромную круглую залу величиной с половину футбольного поля.

Пантеон Купол Пантеона, достигающий в диаметре 44 м, стал шедевром инженерной науки. Это самый большой свод в истории, сооруженный без использования железобетона. Благодаря этому невероятному куполу интерьер Пантеона выглядит фантастическим. Венчает свод окулус - круглое отверстие диаметром девять метров. Эта изумительная деталь избавила свод от точки максимальной нагрузки, чем способствовала долговечности здания.

Колизей Колизей, арена развлечений и храм смерти. Это здание было самым большим и самым страшным из всех римских амфитеатров. За его великолепными стенами разыгрывались ужасающие сцены схваток, пыток и кровопролития. Превосходя высотой шестнадцатиэтажное здание, Колизей вмещал свыше 80 тысяч зрителей.

Колизей Идея построить Колизей возникла после смерти Нерона. Его царство террора настолько уронило духовный настрой общества, что его преемнику Веспасиану нужно было создать нечто исключительное, чтобы вернуть поддержку народа. Первые три уровня по фасаду опоясаны аркадами, 4 -й уровень выполнен из монолитной бетонной стены, облицованной кирпичом. Стены Колизея пронизаны лабиринтом сводчатых тоннелей. Через семьдесят шесть входов сюда втекали толпы зрителей и занимали места наверху

Колизей Центральную арену окружала овальная конструкция (Колизей. Интерьер). Лучшие места предназначались для императора, рядом с ним восседали сенаторы и весталки. На следующем ярусе располагалась знать. Еще выше - солдаты и граждане. Последний ярус занимали лица низших сословий. Наихудшие места отводились женщинам. От солнца зрителей защищал огромный тент.

Семь чудес Древнего Рима были выдающимся свершением, поднявшим архитектуру и инженерную науку на вершину, не превзойденную еще свыше тысячи лет. Смелость их замысла по сей день служит примером для архитекторов, побуждая их разрабатывать все новые материалы, ставить и решать все новые задачи, то есть делать, как римляне, - строить, глядя в будущее.

Невероятные факты

Италия – это страна с огромным количеством красивейших городов, а Рим – король над всеми ними. Есть слишком много причин, чтобы влюбиться в этот город: шедевры в буквальном смысле на каждом углу, римляне за рулем скутера, оперные площади, провинциальные коктейли и многое другое.

Сами римляне говорят, что жизнь слишком коротка, но, находясь в Риме, кажется, будто живешь вечно. Поэтому, если вы наметили отпуск, то, выбирая Рим, точно не прогадаете. Если вы хотите пройти через всю историю, то вам обязательно следует посетить ниже представленные древние чудеса этого прекрасного города.

Колизей


Колизей является самым необычным памятником Рима. Помимо его размера, структуры и прочности, за ним стоит еще и история, которая резонирует. Именно здесь гладиаторы встречались в смертном бою, а осужденные в неравной битве боролись с голодными львами. Первоначально используемый для проведения 100-дневных игр, после падения империи в шестом веке Колизей оказался заброшенным. С тех пор в средние века он служил крепостью, был поврежден несколько раз землетрясениями, а также использовался в качестве карьера для травертина и мрамора. До сих пор желающих посетить Колизей огромное количество, однако, не позволяйте очереди отпугнуть вас. Причем, начиная с 2010 года, появилась еще одна причина для его посещения – стали доступны для широкой общественности подземные переходы (места, где гладиаторы и животные ожидали своей судьбы).

Палатин


Палатин выступает своего рода древней версией Беверли-Хиллз в Калифорнии. Ромул убил здесь своего брата Рема и основал Рим в 753 г. до н.э., а начиная с 500 г. до н.э. в этом районе Рима проживали самые богатые граждане. При входе в комплекс со стороны Виа ди Сан Грегорио (Via di San Gregorio), первой узнаваемой постройкой оказывается стадион, который, вероятно, использовался императорами для частных игр и мероприятий. К юго-востоку от стадиона расположились скудные руины комплекса, построенного Септимиусом Северусом. С другой стороны стадиона находятся руины огромной частной резиденции императора Domus Augustana. Сегодня Палатин – это замечательное место для того, чтобы сбежать от городской суеты и устроить пикник.

Палаццо Массимо алле Терме


Сокровищница классического искусства, этот музей является одним из лучших музеев Рима, но его посещают лишь очень небольшое количество людей. Музей стал домом для большого количества драгоценных камней, в том числе находящихся на скульптурах и мраморных фризах, датируемых 2 веком до н.э. Однако, на втором этаже музея вы найдете невероятной красоты мозаики и фрески, к ним относятся богатейшие цветные фрески с виллы Augustanera.

Пантеон


Безусловно, конкуренция в Риме за звание самого красочного и удивительного здания очень жесткая, но Пантеон, безусловно, один из главных претендентов на него. Он считается самым значимым архитектурным достижением римлян, причем до 15 века он был самым большим куполом в мире, и до сих пор является крупнейшим неармированным бетонным куполом из всех, когда-либо построенных. Его гармоничный внешний вид – это результат точно калиброванной симметрии, так как диаметр точно равен внутренней высоте Пантеона (43,3 метра). Свет попадает через окулус, специальное окно в куполе, которое также служило символической связью между храмом и богами. (Дождевая вода также попадает внутрь, но стекает по 22 почти невидимым отверстиям в наклонном мраморном полу).

Базилика Сан-Клементе


Войдите туда, осмотрите церковь, построенную в 12 веке, а затем сделайте несколько шагов вниз на следующий уровень и попадете в церковь 4 столетия. Перейдите на следующий уровень, и вы пройдете по древнему переулку к римскому дому первого века. Далее вы очутитесь в храме Митры, построенном во втором веке. Митраизм был популярным культом среди древних римских военных. По мифологии, Митра, молодой красивый бог, должен был убить дикого быка во имя Солнца. Как только он это сделал, кровь быка дала жизнь пшенице и другим растениям. Храмы Митры всегда были глубокими и темными, но увлечение культом не подразумевало ничего зловещего. Мистический и таинственный, путешествие к этому храму еще более увлекательно, поскольку добираясь до него, вы проходите через слои истории.

Архитектурные новшества Древнего Рима (б.7в.1)

Потребности римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. святыней Рима являлся храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолийском холме. Храм не сохранился, но предполагается, что он был распланированс глубоким передним портиком, высоким цоколем и лестницей, ведущей к главному входу.

Ещё один шедевр зодчества — это знаменитая Триумфальная арка Тита. Триумфальные арки — тоже римское архитектурное новшество. Арка была границей своего и чужого мира. По сторонам проёма арки Тита стоят по две колонны. Украшает арку высокая надстройка — аттик. Наверху — статуя императора на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей.

Во II в. был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры. Пантеон — “храм всех богов” — и сейчас стоит в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье.

Обязательной принадлежностью римских городов были общественные бани (римляне называли их термы).
Обширные здания включали бассейн с проточной водой, своего рода искусственные озера. В одних помещениях были устроены ванны с теплой или горячей водой, в других — раздевальни, парильни. Большие залы предназначались для занятий гимнастикой. Но в римских термах были созданы условия не только для физических упражнений; в них имелись библиотеки с произведениями греческих и латинских писателей, кулуары и галереи для дружеских бесед и философских споров. Термы, построенные императором Каракаллой в начале III в. н. э. (термы Каракаллы), самые роскошные из многих сотен римских бань, вмещали до 2 тыс. человек одновременно.

Внутри термы были богато украшены. Стены их отделывали цветным мрамором, пол — мозаикой, сводчатые потолки покрывали росписями. Через широкие окна с переплетами из золоченой бронзы, в которые вставляли иногда вместо стекла пластины полупрозрачного камня, лился мягкий рассеянный свет. В залах терм стояли многочисленные мраморные и бронзовые статуи.

Чудеса света (б.7в.2)

Список Семи Чудес формировался во время Средневековья. Он включал семь самых внушительных памятников Древнего Мира. Для их строителей, Семь Чудес света были олицетворением религии, мифологии, искусства, власти и науки. Для нас они олицетворяют способность людей создавать невероятные по красоте и структуре конструкции.

Пирамиды Египта

Пирамиды Египта служили могилами для своих умерших королей. В центре ритуального комплекса здания - египетские пирамиды, по поверьям древних египтян обладали магической силой, в них мумифицированный фараон мог достичь вечной жизни. Пирамиды Египта стали известны в основном за счет пирамиды Хеопса, находящейся в Гизе, которая была построена в 2550 г. до н. э. Египетские пирамиды отличались уникальными технологическими особенностями, и до сих пор не до конца ясно, как именно их построили.

Колосс Родосский

Путешественники в Нью-Йоркской гавани могут увидеть чудесное зрелище. Перед ними появляется стоящая на небольшом островке в гавани огромная статуя женщины в одеждах, держащая в руках книгу и факел, устремляющийся в небо. Статуя имеет почти сто двадцать футов от ног до короны. Она иногда называется "Современный Колосс", но чаще ее называют статуей Свободы.

Колосс Родосский, которого так напоминает нам статуя Свободы, это старинное творение древних, находящееся на острове Родос. Колосс Родосский представлял собой статую, стоящую по берегам пролива, одна нога находилась на одном берегу, вторая – на втором. По проекту, между ног статуи должны были проплывать корабли.

К сожалению, Колосс Родосский оказался «слаб в ногах», из-за землетрясения его ноги подломились, и огромная статуя рухнула в воду. Долгое время оставались остатки его ног, служившие доказательством его существования, но до наших дней не дошли и они. Колосс Родосский сегодня стал символом масштабного, но плохо продуманного в основании проекта, который может легко обрушиться.

Храм Артемиды Эфесской

Храм Артемиды Эфесской сегодня – это остатки колонн и скудные фрагменты, валяющиеся на земле, и это все, что осталось от седьмого чуда света. Храм Артемиды Эфесской уничтожался по меньшей мере семь раз, и столько же раз перестраивался. К сожалению, как мы уже говорили, храм Артемиды Эфесской не сохранился.

Висячие сады Семирамиды

Висячие сады Семирамиды, одно из семи чудес античного мира. Указывают, что висячие сады Семирамиды были построены царем Навуходоносором, который правил городом в течение 43 лет. По легенде, висячие сады Семирамиды были построены, чтобы удивить и порадовать жену Навуходоносора, Амитис. Амитис, дочь царя Мидии, вышла замуж за Навуходоносора с целью создания альянса между народами. Она пришла из зеленой, солнечной страны, и высушенная на солнце местность Месопотамии показалась ей удручающей. Король решил воссоздать свою родину путем создания искусственных гор с садами. Висячие сады Семирамиды получили свое название не потому, что свисали наподобие кабеля или веревки. Название происходит от неточного перевода греческого слова, которое означает не только "висеть", но "нависать", как в случае с террасой или балконом.

Галикарнасский Мавзолей

В 377 до н.э., город Галикарнас был столицей небольшого царства вдоль средиземноморского побережья Малой Азии. Именно в этом году правитель этой земли умер и оставил контроль над царством сыну, Мавсолу. Мавсол продолжил начатое отцом расширение территории, дойдя до юго-западной части Малой Азии. Мавсола, со своей королевой, правил Галикарнасом и прилегающими территориями в течение 24 лет. Мавсол, хотя он был местным жителем, отлично говорил по-гречески и восхищался греческим образом жизни и правительством.

Затем, в 353 до н.э. Мавсол умер, оставив свою королеву одну, которая также была его сестрой (Это был местный обычай для правителей - жениться на своей собственной сестре), с разбитым сердцем. Как дань уважения к нему, она решила построить самый великолепный Галикарнасский мавзолей, ставший его могилой. Вскоре Галикарнасский мавзолей стал известным сооружением, и теперь имя Мавсола связано со всеми величественными гробницами, поскольку именно от его имени появилось слово «мавзолей». Галикарнасский мавзолей был таким красивым и уникальным, что он стал одним из семи чудес античного мира.

Статуя Зевса Олимпийского

Статуя находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии — городе в области Элида, где каждые четыре года проводились Олимпийские игры — состязания греческих, а затем и римских спортсменов. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме.

Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64×27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.

Александрийский маяк

Он был построен в III веке до н. э.в египетском городе Александрия, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение языков пламени, а днём — столб дыма. Это был первый в мире маяк, и простоял он почти тысячу лет.

Фаросский маяк состоял из трёх мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню. Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь, помогавший кораблям благополучно достигнуть бухты. Общая высота маяка — 120—140 метров, его свет было видно на расстоянии 60 км (по другим свидетельствам, до 100 км).

Чтобы поддерживать пламя, требовалось большое количество топлива. Дерево привозили по спиральному пандусу на телегах, запряжённых мулами. За пламенем стояли бронзовые пластины, направлявшие свет в море.

К XII веку н. э. александрийская бухта настолько заполнилась илом, что корабли больше не могли ею пользоваться. Маяк пришёл в упадок. Бронзовые пластины, служившие зеркалами, вероятно, переплавили на монеты. В XIV веке маяк был полностью уничтожен землетрясением.

Не так давно, пару лет назад, прошли очередные выборы, где определялись новые чудеса света.

Большой ЦиркЭто был крупнейший стадион за
всю историю человечества.
Он мог принять треть населения
Рима - 350 тысяч человек.
Вход в Большой Цирк был
свободный, за счет
государства.
Большой Цирк имел в длину 500 м,
в ширину - 150 м, а в высоту -
свыше 30 м. Четыре яруса
зрительских рядов охватывали
скаковой круг петлей длиной в
1300м.
Траян хотел воздвигнуть монумент
в свою славу, и Большой Цирк
подходил для этого как нельзя
лучше: здесь он мог встречаться с
толпой, причем на одном уровне.

Форум Траяна

Форум Траяна

Большой Цирк принес Траяну
популярность. Но на этом
император не остановился. Он
был величайшим застройщиком
Рима и соорудил еще одно чудо
архитектуры
Одна только площадь имела в
длину более 200 метров и была
щедро украшена изящными
галереями и статуями Траяна. Там
же располагался Рынок,
библиотека и суды. На Форуме
была установлена величественная
колонна Траяна

Форум Траяна

Колонна была украшена
замечательными по своей
выразительности рельефами,
повествующими о военных
победах императора, об
успешных кампаниях римской
армии по форсированию Дуная и
захвату территории современной
Румынии.
Когда рядовой римлянин входил
на Форум Траяна, он словно
попадал в иной мир. Римлянин
бежал от смрада, тесноты и
убожества своей повседневной
жизни в эти скалы сияющего
мрамора, увенчанные крышами из
позолоченной бронзы.

Форум Траяна

Однако Форум Траяна задумывался не просто как
городская площадь. Чтобы гарантировать себе
народное признание, Траян приказал построить на
Форуме первый в истории торговый центр - так
называемый Рынок Траяна.

Акведуки

. Акведуки - великое
свершение инженерной
мысли. Они подвели
чистейшую воду прямо к
домам миллиона жителей
Рима. Изящные, шагающие по
ландшафту арки и подземные
тоннели приносили в город -
трудно поверить - миллиард
тонн пресной воды ежедневно.
Эта фантастическая система
стала жизненной силой Рима и
инженерной моделью для
городов всех последующих
времен.

Акведуки

При переброске акведука через
реку опорам придавалась
большая прочность благодаря
обтекаемой форме. Но если
акведук был очень высоким,
возникала вероятность
скручивания. Поэтому высота
арки была ограничена 21
метром. Однако для
поддержания градиента
акведуки иногда приходилось
строить и выше. В этом случае
поверх первого уровня арок
ставился второй. Акведук в
Ниме имел целых три уровня
общей высотой 55 м.

Термы Каракаллы

Наряду с Калигулой и
Нероном Каракалла был
одним из самых жестоких
правителей Рима.
Император был столь
сильно ненавидим, что
решил построить для
римлян настоящее чудо,
дабы снискать их
расположение и обелить
себя в их глазах.

10. Термы Каракаллы

В Риме уже была едва ли не
тысяча общественных бань.
Но Термы Каракаллы
затмили их все. Их площадь
составляла 110 тысяч кв. м.
Одно только центральное
пространство было больше,
чем собор Св. Петра. Для
подачи воды от «Аква
Марсиа» была подведена
боковая ветка.

11. Термы Каракаллы

Помимо водных процедур,
Термы были приспособлены и
для разных других занятий.
Там был гимнастический зал и
комнаты для упражнений, а
также библиотеки, комнаты
для собраний и сады. К
услугам посетителей был
массаж, парикмахер, маникюр
и педикюр
Входящий в Термы был
ослеплен сиянием
бесчисленных граней мрамора,
красотой настенных и
напольных мозаик.

12. Дороги

Первой римской дорогой
была Via Appia, начатая в
312 г. до н. э.
В течение последующих
двухсот лет от Рима до
самых дальних уголков
империи была проложена
сеть дорог общей
протяженностью 300 тысяч
километров. Вскоре вся
Европа на западе, все земли
до Иудеи на востоке и до
Египта на юге попали под
власть Рима.

13. Пантеон

14. Пантеон

Этот храм, посвященный
всем богам, был построен
при императоре Адриане.
О Пантеоне известно мало.
Мы не знаем его
изначального названия, не
знаем, для чего он
использовался.
Предполагается, что там был
двор Адриана, стояли статуи
римских богов. Однако его
точное предназначение
неизвестно.

15. Пантеон

Словно неподвластный времени,
Пантеон остается наиболее
сохранившейся римской
постройкой, знаменуя одно из
величайших достижений
мировой архитектуры.
Греческий портик поддерживают
16 красивейших колонн,
вытесанных из египетского
гранита и привезенных из Асуана.
Траверсы над ними были некогда
обшиты бронзой. Отсюда
гигантские бронзовые двери
высотой 6,5 м ведут в огромную
круглую залу величиной с
половину футбольного поля.

16. Пантеон

Купол Пантеона,
достигающий в диаметре 44 м,
стал шедевром инженерной
науки.
Это самый большой свод в
истории, сооруженный без
использования железобетона.
Благодаря этому невероятному
куполу интерьер Пантеона
выглядит фантастическим.
Венчает свод окулус - круглое
отверстие диаметром девять
метров. Эта изумительная
деталь избавила свод от точки
максимальной нагрузки, чем
способствовала долговечности
здания.

17. Колизей

Колизей, арена развлечений и храм смерти. Это здание было самым
большим и самым страшным из всех римских амфитеатров. За его
великолепными стенами разыгрывались ужасающие сцены схваток,
пыток и кровопролития. Превосходя высотой шестнадцатиэтажное
здание, Колизей вмещал свыше 80 тысяч зрителей.

18. Колизей

Идея построить Колизей
возникла после смерти Нерона.
Его царство террора настолько
уронило духовный настрой
общества, что его преемнику
Веспасиану нужно было создать
нечто исключительное, чтобы
вернуть поддержку народа.
Первые три уровня по фасаду
опоясаны аркадами, 4-й уровень
выполнен из монолитной
бетонной стены, облицованной
кирпичом.
Стены Колизея пронизаны
лабиринтом сводчатых тоннелей.
Через семьдесят шесть входов
сюда втекали толпы зрителей и
занимали места наверху

19. Колизей

Центральную арену окружала
овальная конструкция
(Колизей. Интерьер).
Лучшие места
предназначались для
императора, рядом с ним
восседали сенаторы и весталки.
На следующем ярусе
располагалась знать. Еще
выше - солдаты и граждане.
Последний ярус занимали
лица низших сословий.
Наихудшие места отводились
женщинам.
От солнца зрителей защищал
огромный тент.

20. Семь чудес Древнего Рима были выдающимся свершением, поднявшим архитектуру и инженерную науку на вершину, не превзойденную еще свыше тыся

Семь чудес Древнего Рима были
выдающимся свершением, поднявшим
архитектуру и инженерную науку на
вершину, не превзойденную еще
свыше тысячи лет. Смелость их
замысла по сей день служит примером
для архитекторов, побуждая их
разрабатывать все новые материалы,
ставить и решать все новые задачи, то
есть делать, как римляне, - строить,
глядя в будущее.

Редактор Степан Степанович Захарченко

Корректор Татьяна Петровна Леус

Иллюстратор Юрий Николаевич Кириллов

Оформление обложки Юрий Николаевич Кириллов


© Елена Куарта, 2017

© Юрий Николаевич Кириллов, иллюстрации, 2017


ISBN 978-5-4485-8694-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Древние римляне с особым почтением относились к числу «7». По традиции Рим был основан на семи холмах и правили им семь царей. Как вы сами понимаете, холмов было больше и некоторые из них имели две верхушки.

Период царского правления до основания Республики длился около 250 лет. В то время средняя жизнь человека была короткой, а особенно тех, кто приходил к власти. Так что правление Рима всего лишь семью царями не может быть правдоподобным. Скажем, что в историю вошли названия основных семи холмов и имена самых важных царей.

Следуя традиции такого излюбленного римлянам числа «7», я также обращаю ваше внимание на выдающиеся и особо любимые туристами семь мест в Риме.

Рим – город противоречий, который часто ассоциируется с могуществом Римской империи и монументальностью. Он был столицей языческой империи, а стал столицей христианства. Здесь нa протяжении веков жесткая и беспощадная борьба за власть одновременно уживалась с проявлением утонченного вкуса в искусстве, живописи и архитектуре.

Ну что, одеваем удобную обувь, чтобы не обивать ноги о римский булыжник, берём с собой бутылочку воды, фотоаппарат, хорошее настроение и в путь…


«Места наши до того переполнены бессмертными, что здесь легче на бога наткнуться, чем на человека»

Петроний «Сатирикон».

Это особенное место в Риме. Здесь находится один из самых античных храмов в мире, который действует до сих пор – Пантеон.

Пантеон был построен почти 2 тысячи лет тому назад и хранит в себе множество сюрпризов и секретов. Во время экскурсий часто задают следующие вопросы: «Для чего сделали отверстие в куполе? Почему Пантеон не был разрушен, как и другие древнеримские строения? Как был построен несомкнутый купол из неармированного цемента весом в 5 тысяч тонн и диаметром в 43,3 м?»


Мы до сих пор точно не знаем, кто был его архитектором, как он первоначально назывался и какая была истинная цель строительства Пантеона.

А сейчас немного исторической информации

Пантеон (греч. Pàntheion) – один из самых знаменитых и совершенных памятников Древнего Рима. В переводе с греческого языка его название означает «храм, посвящённый всем богам».

Уже тогда, в древние времена, Пантеон был построен с помощью революционных технологий и сейчас является уникальным примером античной архитектуры. В большинстве случаев священные храмы были построены таким образом, чтобы ими восхищались с внешней стороны, не заходя внутрь. Это было запрещено простым смертным. И только жрецы имели доступ. А вот в Пантеоне этого критерия не придерживались. Несомненно, он был внешне монументален, но поражал и восхищал именно своим внутренним убранством.

Также это один из самых лучше всего сохранившихся языческих древнеримских храмов , благодаря тому, что уже в средние века (13 мая 609 года) папа Бонифаций IV обратил его в христианскую католическую церковь, посвящённую Святой Деве Марии и Святым Мученикам (Santa Maria ad Martyres).

Первоначальный Пантеон был построен в 27 – 25 гг. до н. э. Марком Випсанием Агриппой , зятем императора Августа в честь божественных защитников рода Юлиев (gens Julia). Здесь первоначально поклонялись богам-хранителям рода Августа, богам 7 Планет: Солнцу, Луне, Венере, Сатурну, Юпитеру, Меркурию и Марсу. Об авторстве Агриппы свидетельствует надпись под тимпаном портика: «M. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» («Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»). Конечно, в данный момент, эта надпись не совсем актуальна, так как храм, построенный Агриппой, был разрушен пожаром в 80 году н.э. и заново восстановлен в нынешнем виде императором Адрианом в период между 118 и 125 гг. н.э.. Всего за 7 лет!

Раскопки обнаружили, что здание, сооружённое Агриппой, имело прямоугольный план и было ориентировано в противоположном нынешнему направлении, то есть на юг. А император-философ Адриан всё же предпочитал округлую форму. Поэтому его Пантеон и Мавзолей построены именно таким образом. Некоторые учёные считают, что архитектором этого грандиозного проекта был Аполлодор, а другие – сам император Адриан.

Входим в Пантеон через портик , потолок которого в Древнем Риме был покрыт бронзой. Восхищают своей мощью 16 монолитных гранитных колонн портика серого и розового цвета, привезённых из Египта. Представьте только, сколько тысяч километров им пришлось преодолеть при транспортировке!

Также удивлению нет предела, когда мы смотрим на оригинальные 7 метровые бронзовые врата храма (138 г. н.э.) и видим, что они до сих пор находятся на своём месте и функциональны! Каждый вечер эти врата закрывают на ключ. Вот что значит качество «made in ancient Rome». Это самые высокие бронзовые врата античности!

Заходим внутрь этого чуда архитектуры с потрясающей акустикой и замечаем, что Пантеон представляет собой огромную круглую постройку с величественным кессонным куполом, имеющим диаметр 43,30 м ., равным высоте. Таким образом внутри Пантеона смог бы поместиться шар размером в 43,30 м.. Римские архитекторы часто строили купола, но ни один из них и близко не походил на размеры Пантеона. Обычно они были в 2 раза меньше. Конечно же, размеры купола впечатляют и сегодня! Они были достигнуты только в 1400 году архитектором Брунеллески при строительстве Дуомо во Флоренции.

Купол Пантеона поддерживают стены шириной в 6 м . Этот истинный шедевр инженерного искусства был создан целиком на деревянной опалубке и является самым широким из всех когда-либо построенных куполов. В его строительстве использовалось 5 видов цемента .

Пантеон освещается только через центральное отверстие диаметром в 9 метров , так называемый oculus (глаз). Смотря на сегодняшний купол серого цвета, необходимо немного пофантазировать и представить, что первоначально он был темно синим, а в каждом кессонном отверстии (каждом квадратике) находились бронзовые позолоченные звезды.

Есть утверждение, что эти звезды, как и бронза, находившаяся в портике, пошли на сооружение балдахина папского алтаря в центре Собора святого Петра и на выплавку 80 пушек, также необходимых папе Римскому Барберини (Barberini). После этого в Риме появилась поговорка, что «то, что не сделали варвары, сделали Барберини» («Quod non fecerunt Barbari, fecerunt Barberini»).

Хотя совсем недавнее исследование ученого Луиса Райса, который имел доступ к секретным папским архивам, говорит об обратном: в балдахине Бернини нет ни капли античной бронзы, снятой с Пантеона. Она вся полностью ушла на выплавку пушек. В данный момент эта информация доступна только на английском языке, а в итальянскую прессу попала благодаря историку искусства Томазо Монтанари.

А так как в куполе есть отверстие, то возникает вопрос: «Что же происходит, когда идет дождь? Попадает ли вода внутрь?»

Конечно же, вода попадает. Правда, её минимальное количество, так как тёплый воздух выталкивает воду из-за так называемого эффекта камина.

Посмотрите внимательно на мраморный пол храма. Здесь находятся 22 дырочки для слива воды . Во время дождя центральную часть Пантеона перекрывают, чтобы никто из туристов не поскользнулся.

Бывший языческий храм со временем превратился в мавзолей великих людей. В Пантеоне покоятся останки великого художника Рафаэля Санти , пожелавшего быть погребённым здесь, архитекторов Бальдассаре Перуцци, Виньола, а также королей Виктора Эммануила II, Умберто I и королевы Маргариты.

Пантеон по положениям Латеранского договора приобретает статус национальной церкви всех итальянцев. Такое новшество впервые было зарегистрировано в истории Италии.


Картина Ипполита Каффи «Veduta di piazza del Pantheon» запечатлела нелепые башни-колокольни («ослиные уши») , пристроенные к Пантеону по проекту Бернини. Они были высмеяны и удалены в 1883г.