Педагогические ситуации по инертным детям. Примеры решений педагогических ситуаций. Способы решения конфликтов между учениками

Ситуация 1. Надя, 7 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к вожатому.

Мои действия: Провожу беседу с ребенком, направленную на анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объясняю, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предлагаю сыграть по очереди.

Ситуация 2. Никита, 7 лет. Стеснительный мальчик, очень замкнут, медлителен. В лагере он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми.

Мои действия: Оказалось, что мальчик с раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. Чтобы повысить самооценку ребенка, стала предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили сверстники. Дала этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, тем самым повысив его авторитет в группе

Ситуация 3. Максим 8 лет. Мальчик играл в лагере в игрушки, и потом оказалось, что пропала одна машинка.

Мои действия: Предварительно, поговорив с мамой мальчика, чтобы та побеседовала с сыном, что нехорошо брать чужие вещи и убедила его вернуть игрушку.

Ситуация 4. Катя 7 лет и Борис 8 лет. Дети постоянно конфликтовали по поводу места за столом.

Мои действия: Предложила Борису, как настоящему джентльмену, уступить место даме. Сказала, что настоящие мужчины всегда так поступают.

Ситуация 5. Олег и Вика 8 лет. Дети играли в «Догонялки», во время бега постоянно сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул.

Мои действия: Останавливаю игру, успокаиваю детей. Объясняю, что если столкновение произошло, не надо сваливать вину на другого. Виноваты оба, т.к. не смотрели вперед. Объясняю правила, обговариваю с детьми правила безопасности.

Ситуация 6. Денис 8 лет. Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.

Мои действия: Даю ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, только тогда ты ему подсказываешь, тихонько, чтобы больше никто не слышал».

Ситуация 7. После спортивных состязаний дети из проигравшей команды остро реагировали на поражение, возмущались.

Мои действия: Объясняю детям, что проигрыш - это всего лишь одна из ступенек к победе, если концентрироваться не на том, что сделали не так, а на том, что надо было сделать, чтобы выиграть, или что позволило соперникам выиграть, объясняю, что следует делать, чтобы выиграть.

Ситуация 8. Данила 8 лет. Мальчик часто показывает демонстративное поведение, чем мешает вожатому.

Мои действия: Наедине говорю ребенку свои чувства, которые я испытываю, когда сталкиваюсь с такими формами поведения. Затем пытаюсь узнать, чего он хотел добиться таким поведением. Оказывается, мальчик считает, что я не обращаю на него внимания. Предлагаю ему в следующий раз, в подобных ситуациях, просто подходить ко мне и говорить об этом. Так же предлагаю ему важную должность помощника вожатого.

Ситуация 9. Рома 8 лет. Отказывается мыть руки перед едой.

Мои действия: Провожу разговор о вреде микробов и важности личной гигиены. Затем предлагаю мальчику следить, чтобы все дети мыли руки перед едой.

Ситуация 10. Ксюша 8 лет. Девочка подошла с жалобой, что её подружки Катя и Лиза с ней не играют.

Мои действия: Интересуюсь у девочек, почему они не играют с Ксюшей. Оказывается, что девочка хочет играть по своим правилам. Предлагаю девочкам сначала поиграть по правилам Кати и Лизы, а потом по правилам Ксюши. Объясняю, что в дружбе важно прислушиваться к мнению других.

Заключение

Прохождение психолого-педагогической практики является важным элементом учебного процесса по подготовке специалиста.

В это время будущий педагог применяет полученные в процессе обучения знания, умения и навыки на практике.

Основными задачами в этот момент являются:

· ознакомление со спецификой работы учреждения образования;

· получение практического опыта работы;

· улучшение качества профессиональной подготовки.

Практика помогла мне научиться самостоятельно решать определенный круг задач, возникающих в ходе работы педагога. Я поняла, что на практике будет востребована основная часть знаний, полученных мной в университете.

Выводы

Педагогическая практика в летнем лагере, безусловно, помогла формированию моих профессиональных компетенций.

Психолого-педагогическая практика доставляет большое удовлетворение, прежде всего от ощущения реальной эффективности помощи детям.

На успешность моей работы с детьми положительное влияние оказала, прежде всего, способность находить простой человеческий контакт. А всё, что для этого необходимо – такт и стремление к взаимопониманию.

Дополнительная литература:

1.Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. М. Просвещение, 2002. 239 с.

2. Мультимедийное сопровождение учебного процесса / авт.-сост. В.Н. Пунчик. Минск: Красико-Принт, 2009. 176 с.

3.Общаться с ребенком. Как? / Гиппенрейтер Ю.Б., М. Астрель ВКТ АСТ, 2008.

4.Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2004. 304 с.

5.Учимся дома: дистанционное обучение / авт.-сост. В.Н. Пунчик, С.В. Вабищевич, М.В. Короткевич. Минск: Красико-Принт, 2010. 176 с.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогически колледж»

Сборник

педагогических ситуаций в воспитании

детей младшего школьного возраста

Камышлов, 2016 г.

Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста / сост. Р. Р. Иорданян – Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Руководитель: А.И. Штыркина - преподаватель педагогических дисциплин

Сборник содержит актуальные ситуации, с которыми повседневно сталкиваются родители и педагоги при воспитании детей младшего школьного возраста. Главной целью книги помочь студентам, родителям, педагогам в поисках ответа на вопрос «Как поступить в той или иной ситуации?» Данное пособие возможно использовать при проведении семинаров-практикумов со студентами по овладению ими педагогическими знаниями. Материалы пособия, возможно, использовать как иллюстративные примеры к раскрытию темы; как метод активизации при организации диспута; как средство, помогающее определить, насколько правильно поняты будущими педагогами теоретические положения. Коллективный анализ помогает прийти к наиболее оптимальному решению педагогических задач.

Пояснительная записка

О нравственности можно говорить только тогда, когда человек нравственно ведёт себя в силу внутреннего побуждения, когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

На основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана образовательного учреждения составлен сборник педагогических ситуаций, направленный на формирование этического поведения младших школьников.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Учителя остаются один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения.

Продолжают нарастать и негативные тенденции в молодёжной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодёжи; ухудшается физическое и психическое состояние молодёжи. Благодаря работе с этическим поведение будут развиваться следующие ценностные ориентиры: эмоциональное отношение к доброте, злости, доброжелательность, конфликтность, вежливость.

Этическое поведение – составная часть нравственного воспитания детей, состоящая в воспитании культуры поведения дома, в школе, в общественных местах, на улице. Этическое воспитание включает в себя: изучение норм нравственности как опоры правил поведения, формирование понятий о правилах поведения в различных условиях, выработка навыков и умений нравственно-этических качеств личности. Проводя этическое воспитание, педагоги учат детей, как вести себя в самых различных условиях.

Исходя из данного понятия выделяют уровни этического поведения:

    Уровень дезадаптации;

    Уровень идентификации;

    Уровень индивидуализации;

    Уровень социализации;

    Уровень интеграции.

Сборник заданий – это издание, содержащее различные произведения одного или нескольких авторов, а так же различные материалы.

Данное пособие адресовано учителям начальных классов. Данные педагогические ситуации в зависимости от целей воспитания учитель может использовать как на уроке, так и вне урока.

Цель: подборка и систематизация педагогических ситуаций, направленных на формирование этического воспитания младшего школьника.

Данный сборник состоит из 3 разделов, которые можно использовать в любом порядке:

1 раздел «Сложные ситуации успеха», в котором 8 педагогических ситуаций.

2 раздел «Ситуации успеха», в котором 5 педагогических ситуаций. Задания могут выполняться не по порядку.

3 раздел «Проблемные ситуации», в котором 5 педагогических ситуаций.

Всего в сборнике представлено 18 педагогических ситуаций.

Практическая значимость: студентам для формирования у младших школьников этического воспитания, как во внеурочной деятельности, так и при проведении уроков. Учитель также использует материал для формирования этического поведения.

    Сложные ситуации успеха:

Ситуация 1

На уроке русского языка ученик лежит на парте и почти спит. Учитель спрашивает: «Что с тобой происходит? Ученик отвечает: «Я не выспался».

Я дам всему классу самостоятельную работу и постараюсь выяснить у этого ребёнка, почему он не выспался. Возможно, он помогал родителям по хозяйству или был на похоронах родственника, поэтому поздно лёг спать.

Возможно, другие ученики будут недовольны, что мальчик не работает, а беседует (вне стен кабинета) с учителем, но я объясню им после урока, почему это было необходимо.

Решение. Если ученик действительно не выспался по весьма уважительной причине, я, возможно, позвоню родителям и поставлю их в известность, что я отпускаю (как классный руководитель) их сына с занятий, чтобы он отдохнул и хорошо выспался. А завтра пусть приходит с выученными уроками и хорошим настроением. Учащимся я скажу, что как ни трудно пришлось вчера их однокласснику, но он всё же пришёл сегодня на занятия, что говорит о его ответственном и добросовестном отношении к учёбе. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем".

Ситуация 2

Учитель вызывает ученика рассказать стихотворение, а мальчик заикается, волнуется, сбивается. В классе кто-то начинает смеяться.

Этот ребёнок на уроках всегда активен, но заикание смущает его самого. Каждый раз, когда он так “затягивает” ответ, он сам считает себя слегка виноватым. А детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы.

Необходимо, чтобы ребёнок не чувствовал себя неполноценным и одноклассники не организовали его травлю.

В результате этого случая может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнётся в себе, перестанет работать на уроке. А одноклассники, возможно, станут его дразнить.

Решение. Если чтение наизусть вызывает такие трудности, то учителю лучше выслушать ребёнка на перемене, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, в классе никого из одноклассников нет, успокоится и ученик, и работа пойдёт лучше. А с учениками я провела бы беседу о взаимоотношении в коллективе, взаимопонимании, сочувствии, сострадании, милосердии.

Ситуация 3

Два ученика опоздали на урок. Учителю они объяснили, что были в столовой.

Я постараюсь выяснить причину опоздания: не слышали звонка, из-за большой очереди поздно купили обед и не успели покушать …

Необходимо сделать так, чтобы такая ситуация больше не повторялась, и сохранить хорошие отношения со всеми учениками.

Если их отругать, то они затаят обиду или будут всё равно опаздывать, а одноклассники с интересом наблюдать, что же предпримет учитель в очередной раз.

Решение. Я скажу, что неплохо, когда дети следят за режимом питания, тем более, если так вкусно готовят в нашей столовой. Но необходимо соблюдать и дисциплину труда. Сегодня я оставлю опоздавших после урока и с ними на перемене выполним то, что они пропустили, занимаясь трапезой. Если это повторится, то мне придётся задержать весь класс, т.к. я вынуждена буду дважды (для большей части класса) объяснять новый материал. Поэтому, чтобы не страдали все одноклассники, необходимо вовремя являться на урок. Я считаю важным воспитание в коллективе и через коллектив, как это делал прекрасный педагог А.С.Макаренко.

Ситуация 4

Ученица отказалась участвовать в уборке класса.

Постараюсь выяснить причину. Оказалось, что девочка учится в музыкальной школе и может испортить кисти рук.

Надо, чтобы все дети участвовали в уборке класса, сохраняя хорошие отношения с учителем и одноклассниками.

Если освободить девочку от работы, она почувствует своё превосходство, да и другие дети возмутятся такой несправедливостью и будут отрицательно относиться к ней и осуждать учителя.

Решение. Я скажу, что очень хорошо, когда ребёнок помимо общеобразовательной школы увлекается ещё и музыкой. Похвально, что музыкант так трепетно относится к рукам. Но работать в классе надо всем. Я выберу работу, при выполнении которой её кисти будут выполнять минимальную нагрузку: полить цветы, протереть пыль с растений, со шкафов и полок.… А потом попрошу девочку пригласить весь классный коллектив на отчётный концерт, где она будет выступать, а мы всем классом болеть за неё.

Ситуация 5

На пятом уроке учащиеся устали, шумят, громко разговаривают.

Причина ясна – усталость детей.

Педагогу необходимо наладить дисциплину, создать рабочую атмосферу на уроке, чтобы дети успешно усвоили материал.

Если учитель станет кричать и ругать их за это, то вышеизложенных целей вряд ли он добьётся. Возможны даже неадекватные действия учеников.

Решение. Разумеется, я проведу с детьми физкультминутку. Затем скажу: «Я понимаю, что вы устали. Я тоже. Давайте с вами приложим все усилия и проведём урок интересно и весело». Любое упражнение можно провести в игровой форме: «Самый умный», «Кто первый?», «Корректор», «Самый сообразительный» и т.д. Детям будет намного интереснее работать, и дисциплина наладится.

Ситуация 6

Во время контрольной работы ученик просит разрешения выйти в туалет. Педагог говорит: «Конечно, выйди, только телефон оставь». Обучающийся: «Нет, без телефона я не пойду, мне родители сказала всегда держать его при себе – мало ли что случится».

Причина – ребёнок хочет найти вариант решения контрольной работы в Интернете или проконсультироваться с кем-либо.

Необходимо добиться, чтоб ученик самостоятельно выполнил задание, избежать конфликтной ситуации, а также не потерять авторитет среди учеников.

Если начну безапелляционно настаивать на своём, то в ответ могу получить грубость и «хлопанье дверью». Ситуация может выйти из-под контроля, и авторитет учителя пострадает.

Решение. Я скажу: «Очень хорошо, что родители о тебе так беспокоятся, но, я думаю, что за время посещения туалета ничего страшного не произойдёт. Оставь, пожалуйста, телефон у меня на столе. Я гарантирую его сохранность. В противном случае тебе придётся после уроков остаться и выполнить другой вариант задания. Мы же с тобой очень ценим время, поэтому, я уверена, ты поступишь правильно». В данном случае удастся избежать конфликтной ситуации.

Ситуация 7

Один ученик плохо учится, на уроках не работает, на замечания педагога на уроках отвечает: «Я все равно поступлю в университет, у моего папы в городе большие связи».

Причину надо искать в семье, это может быть неправильное воспитание и извращённая мотивация жизненного кредо со стороны родителей.

Постараться убедить и ученика, и родителей, что их жизненная позиция неправильная и ущербная. Также добиться выполнения всеми детьми требований педагога на уроке.

Если проигнорировать его замечание, то, во-первых, другие ученики задумаются, стоит ли работать на уроке. Во-вторых, они усомнятся в нравственных ценностях.

Решение. Я посещу семью этого ребёнка, поговорю с родителями и выясню причину такого поведения сына. Если родители его так настраивают, то бесполезно что-то доказывать своё. Пойдём с ними на компромисс и договоримся, что сын будет работать на уроке, а не бездельничать. В классе проведу беседу о пользе знаний с конкретными примерами из жизни.

Ситуация 8

В школьном коридоре дерутся школьники. На подошедшего учителя не реагируют.

Выясняю причину драки: один ученик обозвал другого, затронув национальные чувства.

Попытаюсь прекратить драку, помирить их, исключить такие ситуации впредь. Постараюсь научить толерантно, относиться к окружающим, независимо от их расовой и национальной принадлежности.

Если их просто разнять, то драка может возобновиться в другом месте. Возможно, и другие ученики соберутся, чтоб посмотреть на неё.

Решение. Я разниму ребят и заведу в свой кабинет. Там попытаюсь выяснить зачинщика драки. Скажу, что оба виноваты, т.к. только глупые доказывают свою правоту с помощью кулаков, а все остальные выясняют свои отношения цивилизованно, с помощью аргументов. Объясню обоим, что каждый человек, независимо от национальности, должен терпимо относиться к другим, ведь мы живём в многонациональном государстве. После примирения отведу их к классному руководителю и порекомендую провести классный час на тему «Толерантность».

    Ситуации успеха

Ситуация 1

В 4-й «а» перевели мальчика Юру, который не успевал по русскому языку. В классе, куда он попал, русский язык преподавал очень внимательный к детям и талантливый педагог. Подросток был умным и сообразительным учеником, но с учителем русского языка в предыдущем классе отношения не сложились. И Юра стал пропускать уроки русского языка и небрежно относился к заданиям по этому предмету. Новая учительница через несколько уроков предложила Юре заниматься до­полнительно после уроков. Однажды он сказал ей:

Екатерина Алексеевна, не трудитесь зря. Не тратьте напрасно время. Мне ничего не поможет. Я не буду успевать, мне это давно известно. Я неспособный.

Откуда тебе известно?

Все так говорят.

И ты веришь в это?

Придётся тебе доказать обратное. Ты слышал выражение:кто хочет - тот добьётся? И ты можешь добиться. Надо только много работать. Давай заниматься.

Занимались они, усердно целую четверть. И вот Юра получил первую четвёрку по русскому языку. Успех окрылил подростка. С тех пор Юрий стал усерднее учиться не только по русскому языку.

Ситуация 2

Миша плохо запоминал стихотворения и рассказы. У доски обычно произносил две-три первые фразы и умолкал или начинал говорить совсем не то. Каждая его двойка больно отзывалась в сердце и учительницы и ученика. От ребят она узнала, что Миша очень самолюбив.

Тогда я рискнула поиграть на его самолюбии, - рассказывала потом Ма­рия Александровна коллегам. - После очередного вызова к доске поставила в дневник Мише тройку, сказав, что сегодня он намного лучше выучил, чем раньше, и можно было бы поставить четыре, если бы не погрешности в интонации.

Мальчик просиял и гордо пошёл к своей парте.

Назавтра я вновь вызвала Мишу к доске. И всем на удивление он отлично пересказал содержание рассказа. В журнале и дневнике появилась первая пятёрка по литературе. Это была победа. Вскоре Миша стал успешно учиться и по лите­ратуре.

Ситуация 3

Зная застенчивость Наташи, учительница предупреждает:

Скоро спрошу. Приготовься. Вот текст, с которым ты справишься самосто­ятельно.

Она даёт девочке карточку с текстом, который та должна прочитать. У Наташи есть время побороть смущение, собраться с мыслями. Многим учительница уже выставила поощрительные оценки по данной теме, а у Наташи отметки пока нет. Девочка очень возбудимая, учёба даётся ей нелегко.

Ситуация 4

Однажды из всех желающих пойти ответить по карте географ Олег Иванович выбрал Кузина Мишу. Ученик был мальчиком старательным, но не всегда успевал хорошо приготовиться к уроку. К тому же был неповоротлив, неуклюж и мешковат…

Вопрос ему учитель задал нетрудный: найти на карте Австралию.

Миша растерялся, еле-еле встал из-за стола. Робко подойдя к столу учителя, он виновато поглядел на него и повернулся к карте.

Учитель, видя его состояние, подошёл к нему, положил руку на плечо и ласково произнёс:

Не волнуйся, все будет хорошо. Вот указка, начинай смелее! Ты же знаешь - Олег Иванович старался внушить подростку уверенность.

Кузин медленно направился к карте. Но вместо Восточного полушария…он оказался у Западного. В классе нарастал шум. Олег Иванович вёл себя выдержанно. Другой бы на его месте сделал бы за время этой нелепой сцены не одно замечание, кое на кого прикрикнул бы и посадил Мишу на место. Но лицо у учителя было по-прежнему спокойным, взгляд внимательным, но не строгим.

Взяв мальчика за руку, Олег Иванович подвёл его к карте полушарий и сказал:

Ответь-ка сначала, сколько полушарий? Ты же это наверняка знаешь...

Два, Западное и Восточное, - ответил Кузин.

Правильно. Подумай теперь, где нам искать Австралию?

И тут Кузин заговорил как никогда бойко и уверенно...

Олег Иванович слушал Мишу с большим вниманием. Он не скрывал своей радости за успех Миши. Когда ученик закончил свой рассказ, Олег Иванович громко сказал:

Молодец! Вот умница! Ты же все отлично знаешь, даже больше, чем на­писано в учебнике. Спасибо за ответ!

Ситуация 5

Первоклашке дали нестандартное задание:

Это непростая задача,но я уверен, - сказал учитель, - что ты сможешь сам ее решить.

Моей бабушке сейчас 50 лет.

Сколько ей было лет, когда она пошла в первый класс?

Столько же, сколько и мне, 7 лет.

Хорошо, как узнать, сколько лет прошло, как твоя бабушка пошла в школу, если ей сейчас 50 лет, а пошла она с 7 лет в школу?

В школу она пошла в 7 лет, значит, - рассуждает малыш, - она пошла в первый класс - от 50 отнять 7 - 43 года назад. От 2016 отнять 43, получится 1973. Ура! Я знаю, в каком году моя бабушка пошла в первый класс - в 1973 году.

Молодец! Ты правильно рассуждал и успешно справился с такой сложной задачей.

Решение: учитель создал ситуацию успеха, стимулирования и обеспечения роста достижений («Это непростая задача, но я уверен, что ты сможешь её сам решить»), благодаря чему ребёнок принялся за работу и не боялся преград и неудач. Также была применена ситуация убеждения: учитель убеждал ребёнка в его силах, что он сможет справиться с нелёгкой задачей. Проблемная ситуация продуктивного характера проявилась, когда первоклассник приступил к решению задачи: «В каком году твоя бабушка пошла в первый класс? Сколько ей было лет, когда она пошла в первый класс?». А после того как мальчик решил нелёгкую задачу, педагог поощрил его (словесно), он сказал: «Молодец! Ты правильно рассуждал и успешно справился с такой сложной задачей», это «окрылило» ребёнка и можно предположить, что при решении др. сложной задачи учащийся сможет справиться сам, не прибегая посторонней помощи.

    Проблемные ситуации:

Ситуация 1

Урок «Окружающий мир». Большинство грызунов питаются твердой растительной пищей, которую они отгрызают и перетирают зубами. Зубы должны истачиваться, «снашиваться», но они всегда одного размера. Чем объяснить, что у бобра, который всю жизнь точит стволы деревьев, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни? (Ответ: зубы грызунов растут на протяжении всей жизни.) (1 класс)

Ситуация 2

Урок русского языка. На доске написано слово «самолёт». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).(2 класс)

Ситуация 3

Так на уроке русского языка: сегодня мы познакомимся с новыми словами, которые употребляем в речи. Дети уже знают, что есть слова-предметы, слова, обозначающие признаки и действия предметов. Но они не знают, что слова в речи соединены между собой в некоторых случаях предлогами. Учащиеся легко называют слова-предметы, слова - признаки предметов и слова-действия предметов. При составлении предложения из перечисленных слов: птичка золотая, клетка, сидит, дети долго не могут составить предложение. У них возникает вопрос о том, как же составить предложение: много слов, мало слов, как получить законченную мысль.

Это проблемная задача с противоречивыми данными. Для ее решения я использую подводящий диалог:

Давайте попробуем разобраться вместе:

Какие слова-предметы нам предложены? (клетка, птичка)

К какому слову лучше отнести данный признак: золотая"?

К какому предмету относится действие? (птичка)

Где может сидеть птичка?

Что помогло нам определить место нахождения птички?

Где встречали эти слова?

Каково значение этих слов?

Учителем делается обобщение: действительно, это новые слова, которые помогли нам связать знакомые слова в речи.

Кто уже знает, как они называются? (этот вопрос возник, т.к. никто из ребят не употребил название "предлоги")

Ситуация 4

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Решение ситуации:

После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность, и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой - все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Ситуация 5

Учитель делает на доске запись 3+ 6 х 4 = 36 и 3 + 6 х 4 = 27.

Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?

Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!

Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?

Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы? ( Математика, 3 класс).

Когда Сережины папа и мама учатся в вечернем техникуме, мальчик остается на попечении бабушки. Она старается, чтобы внук не скучал, и раз­решает ему смотреть все телевизионные передачи. («Пусть ребенок получит удовольствие!»)

Приходит время сна, и Сережа со скандалом идет в постель. Долго не засыпает, хнычет. Спит ночью беспокойно... Вот и сегодня утром с трудом встал с постели. Настроение понурое, ел плохо, капризничает.

Уж не заболел ли? - беспокоится бабушка. И прежде чем вести в дет­ский сад, меряет Сереже температуру, на всякий случай одевает его потеплее.

Медсестра детского сада, осмотрев ребенка, сказала:

Мальчик здоров.

Бабушка теряется в догадках: в чем причина плохого самочувствия Сережи?

Важно подчеркнуть

Маленькие дети очень впечатлительны, их нервная система еще не сфор­мировалась и поэтому легко ранима. Это всегда надо иметь в виду, и тогда станет очевидным, почему вредно перегружать впечатлениями детей. Даже самые приятные впечатления, но с передозировкой не приносят ребенку тех удовольствий, на которые ошибочно рассчитывают взрослые. Особенно вредны ребенку зрелищные мероприятия, рассчитанные на взрослых.

Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же зате­вает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, под­чиняясь требованию воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхи­вает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему?

В беседе с отцом выясняется, что, переехав в новую квартиру, родители пока что вынуждены до перевода в новый детский сад возить сына на тран­спорте. «Значит, ребенок устает»,- делает предположение воспитатель.

Да нет, не может этого быть. Ведь он сидит всю дорогу,- возражает отец.- Если бы уставал, так не затевал бы возню, приходя в детский сад!

Важно подчеркнуть

Можно впасть в ошибку, если считать, что ребенок устает от тех же причин, что и взрослые. Одна из характерных особенностей, присущая маленьким детям, - быстрая утомляемость не от движений (хотя и их передозировка столь же вредна!), а от невозможности двигаться или от однообразной деятельности. В основе этого явления лежит быстрая утомляемость некоторых мышц и соответствующих им центров нервной системы. Если деятельность ребенка разнообразна, то, следовательно, и работа соответствующих групп мышц и нервных центров меняется. «Не работающие» в данный момент мышцы и нервные центры как бы «отдыхают», набираются сил. Когда ребенок долго находится в статичном положении (долго стоит, сидит, слушает чтение и т.д.), то нагрузка падает на одни и те же группы мышц и нервные центры, которые быстро утомляются.

Ира гуляет с папой на бульваре. Он сидит на скамье, читает газету, а девочка рядом с ним играет в мяч. Затем игра с мячом сменяется игрой в классики, и снова внимание девочки занято мячом.

Папа, лови, а я буду бросать! – просит дочь. Но папа не разделяет ее игрового настроения.

Играй сама. Или вон с той девочкой, - предлагает он малышке, на секундуоторвавшись от газеты.

Но игра в мяч не удалась: девочка, с которой папа предлагал играть, тут жеупорхнула, ловко перепрыгивая через скакалку.

Скучающая Ира трется возле отцовских колен.

Пап, смотри какой смешной воробей! – теребит она папу.

Угу,- отвечает он, не отрываясь от газеты.

Посмотри, папа, мальчик вез свою коляску и упал!..

Угу...- бормочет отец, едва кивнув головой.

А потом еще и еще:

Папа, посмотри, какой камушек я нашла! Угадай, в какой руке?

Вон в той,- безучастно отвечает папа. Увлекшись чтением газеты, он не слышит просьб дочери. Девочка с грустью замолкает, лицо ее становится безучастным к окружающему. Через некоторое время она начинает хныкать:

Хочу домой!.. Хочу домой!

Ну что за ребенок! Ничем не хочет заняться, не прогулка, а нака­зание,- с раздражением говорит папа.

Важно подчеркнуть

Ребенок гуляет с удовольствием, если он не скучает от бездеятельности. Игры, наблюдения за природой, птицами, животными, за явлениями окружаю­щей жизни, общение со сверстниками, посильный труд в природе, спортивные развлечения - все это обогащает прогулки детей на воздухе. От взрослого зависит, каким содержанием наполнить детскую прогулку соответственно сезону, возрасту ребенка, в зависимости от его физического состояния, мест­ных условий. Прогулка не только оздоровительный фактор, но и фактор воспитывающий. Важно руководить детской деятельностью на свежем воздухе, следить за физиологической нагрузкой, сменой подвижных игр и занятий с менее подвижными, сочетать игры с трудом, с наблюдениями за окружаю­щим.

Мать четырехлетнего Юры рассказывает воспитателю:

Утром его трудно поднять с постели, капризничает, ноет. А вечером не уложить, вымаливает «еще минуточку». Чтобы сын не плакал, приходится уступать. На следующее утро снова та же картина... Конечно, не высыпается, сам не хочет одеваться и, не открывая глаз, протягивает мне то одну ногу, то другую, а я натягиваю носки. Одену его, и он, не умывшись, бежит к игруш­кам, разбрасает их, а убирать, конечно, некогда: опаздываем. В выходной день с прогулки не дозовешься и, если силой уведешь домой, крику не оберешь­ся. В общем, с характером! За столом вялый, что называется, на ходу засыпает. И обед не в обед. Ну, думаю, уложу в постель, пусть выспится. Но не тут-то было: сон как рукой сняло. Другие дети могут сами занять себя, а этот целый день слоняется без дела. Капризным, непослушным становится. Почему?

Важно подчеркнуть

Строгий, четкий, разумный режим – фактор весьма существенный в выработке динамического стереотипа. Упорядочению детского поведения содействует ритм жизни, обеспечивающий ему смену деятельности, приучающей его, где надо, быть подвижным или усидчивым, организованным, собранным, подтянутым, умеющим подчиняться общему распорядку. Если ребенок поставлен перед необходимостью подчинять себя размеренному общему течению жизни в доме, то от него легче добиться уравновешенного поведения, а уравновешенный ребенок более податлив воспитанию.

Кто не знает, сколько требуется выдержки, чтобы накормить ребенка, который плохо ест! Чтобы заставить малыша поесть, взрослые используют любые способы. Суют на прогулке мороженое, апельсин или бутерброд, чтобы ребенок, увлекшись игрой, незаметно съел лишний кусочек.

В таких семьях кормление малыша - целое событие. Взволнованные взрослые уговаривают ребенка поесть, зачитывают сказками, стараясь вся­чески его отвлечь и незаметно сунуть ему в рот ложку пищи.

В ритуале кормления трехлетней Кати участвуют все взрослые. Но девоч­ка крутит головой, находя все новые и новые причины: «невкусно», «соленое», «тарелка не такая», «горячо».

Меняют тарелку, наливают «несоленый суп», все разом дуют на ложку, даже высаживают перед девочкой любимых кукол. Сквозь слезы она ест по­тому, что «куклы все поедят, а ей ничего не достанется». Иногда Катя делает одолжение и ест ложку «за маму, за папу, за бабушку», при этом идет спор о том, что ложка слишком полная, что в ней много «густоты». А взрослые хва­лят ее за каждый глоток.

Пища, съеденная ребенком без удовольствия, механически, усваивается плохо. Кроме того, если каждый раз ребенок вынужден есть по принуждению, то у него может сформироваться отрицательное отношение к еде. Постоянные упрашивания, замечания вызывают у ребенка неприятные эмоции. Если же подобная ситуация повторяется изо дня в день, то неприятные чувства, свя­занные с едой, «запоминаются». В результате физиологический механизм аппетита бывает настолько глубоко поврежден, что вместо естественного чувст­ва голода у ребенка появляется отвращение к пище при одном ее виде. Воз­никает, так называемая, анорексия (потеря аппетита), которая может про­изойти у вполне здорового ребенка. Это, конечно, крайний случай. Разговор о детях, страдающих анорексией,- сфера медицины. Без вмешательства врача вывести ребенка из этого состояния трудно.

Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу», «Не умею».

Зато дома с взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный», «Он еще очень маленький!», «Нервный ребенок, требуется осторожность». Это часто произносится в присутствии мальчика.

ВАЖНО ПОДЧЕРКНУТЬ

Ребенок обладает большой внушаемостью, поэтому так быстро усвоил Алеша, что он маленький, беспомощный, слабый, что взрослые должны опекать его.

Опека мешает воспитанию трудолюбия, нормальному развитию ребенка, он растет безинициативным, безвольным, лишенным самостоятельности. Привыкая к тому, что за него все делают домочадцы, он ждет, чтобы его одели, накормили. В детском саду он чувствует себя беспомощным, не умеющим не только обслужить себя, но и психологически неподготовленным к жизни в обществе сверстников. Безволие, неспособность отстоять, защитить себя, неумение принимать решение – таков багаж детей, привыкших к чрезмерной опеке в семье.

Рассмотрим несколько педагогических ситуаций.

Пятилетняя девочка, укачивая куклу, пошлепывает ее, раздраженно приговаривая:

Посмей только не спать! Сейчас же закрывай глаза!

Воспитатель, заметив это, говорит:

Так с дочкой не обращаются. Лучше приласкай ее, спой песенку.

Но девочка не слушает ее, возражает:

А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка долго не засыпает.

ВАЖНО ПОДЧЕРКНУТЬ

Маленькие дети обладают большой склонностью к подражанию. «Ребенок говорит языком окружающих – высказывает их взгляды, повторяет их жесты, подражает их поступкам», - говорил Януш Корчак. Особенно ярко проявляется это в играх детей. Стремление подражать может помочь воспитанию, если ребенок видит возле себя положительные примеры поведения взрослых и сверстников. Но эта же особенность нередко становится причиной отрицательных проявлений, так как ребенок дошкольного возраста еще не обладает прочными представлениями, что хорошо, а что плохо. В то же время он совершенно уверен: все, что делают взрослые, - хорошо. Малышу так хочется быть большим, быть похожим на близких!

Костя ноет, выпрашивая разрешение задержаться «еще минуточку» у телевизора… Мама уговаривает его:

Не надо плакать. Завтра, перед выходным, посмотришь подольше. А теперь не плачь… Ну, успокойся, не нервничай, перед сном это вредно…

Ну скажи ты сыну, чтобы он послушал меня!

Отец поддерживает мать и, обращаясь к сыну, спокойно, не повышая голоса, говорит:

Ты слышал, о чем сказала мама: пора спать. И быстрей. Я не повторяю требования.

Костя больше не пытается ныть и отправляется умываться.

Пятилетний мальчик постоянно слышит, как мама обращается к помощи отца: «Скажи, чтобы послушал меня», «Скажи, что так нельзя», «Скажи, а то он не слушает»

Мать удивленно говорит воспитателю:

Почему сын слушается отца беспрекословно, а мои требования ни во что не ставит?

ВАЖНО ПОДЧЕРКНУТЬ

Дети по нашему тону, мимике чутко улавливают, обязательно ли надо выполнить требование или можно уклониться от этого. Мы не замечаем, что способствуем иногда детскому непослушанию: вместо спокойного и твердого указания начинаем уговаривать или запрещаем и одновременно подаем надежду; ребенок делает вывод: слушаться не обязательно. Так это и было допущено мамой мальчика. Мать допускает и еще одну ошибку: постоянно обращаясь при ребенке к отцу за поддержкой своих распоряжений, она как бы подчеркивает свою беспомощность, заранее предопределяет, что ее слово не будет иметь веса. И вот мальчик уже уловил: слушать нужно тогда, когда скажет свое веское слово отец, а мамино распоряжение необязательно.

Родителям необходимо уметь предъявлять детям требование авторитетно, соблюдая твердость и серьезность тона, при этом быть справедливыми и последовательными. Недопустимо, чтобы распоряжения звучали неуверенно, располагали ребенка к препирательству, «выторговыванию» исполнения своих желаний.

Анжела Иванова
Педагогические ситуации и их решение

1. Накануне 1 сентября Мише исполнилось 6 лет 11 месяцев. Он в школу не пошел и остался в детском саду. Вите и Васе исполнилось 7 лет, и они пошли в школу. Все мальчики одинаково развивались. Через 1 год было проведено повторное обследование этих детей, оно выявило, что развитие Вити и Васи, обучающихся в школе, было значительно выше, чем Миши, который продолжал посещать детский сад. При сравнении психического развития мальчиков, посещавших школу, более высокие показатели развития, были обнаружены у Вити. Назовите возможные причины разного психического развития мальчиков при условии, что они не болели, и их физическое развитие было примерно одинаковым.

Решение

Более высокое психическое развитие Вити и Васи связано с тем, что они поднялись на новую социальную ступень – стали школьниками. У них появились новые интересы, заботы, отношения, изменилась форма основной их деятельности : она стала учебной. А Миша, находясь по-прежнему в детском саду, задержался в периоде дошкольного детства. Он, конечно, тоже развивался, но не так, как школьники Витя и Вася.

Что касается Вити и Васи, то к концу учебного года стала заметна разница в их развитии. Более активный Витя, который много читал, наблюдал, решал, к концу года самостоятельно осваивал учебный материал : он оказался более развитым.

2. Дети играли в игру «Не замочи ноги» . Надо было перейти болото, используя специальные дощечки, перепрыгивая с одной на другую. Не у всех ребят получалось хорошо. Особенно не получалось у Вити. Он всегда был последним, что его огорчало. Воспитатель сказал, что этому можно научиться, если очень постараться. Витя дома попросил папу научить его хорошо прыгать. Проанализируйте действия воспитателя. Правильно ли он поступил? Почему?

Решение

Воспитатель поступил не правильно, потому что он не учёл темперамент и возрастные особенности ребёнка, ограничив мальчика рамкой «если очень постараться» . Воспитателю следовало сказать ребёнку, чтобы он не огорчался и пробовал снова, тогда потом он смог бы прыгнуть лучше.

3. Антону (7 лет) подарили на день рождения дорогую машину с дистанционным управлением. Он принес машину в детский сад/школу, но предупредил, что никому не даст с ней играть, так как имел наставление от мамы никому машину не давать. Антон отказывал детям в игрушке, давая самые разные объяснения : «Ты девочка - шофером быть не можешь» , «А ты, Илья (его лучший друг, не умеешь управлять ею».

Воспитатель/учитель предложила показать, как можно управлять машиной, а потом передать ее Илье. Антон с предложением воспитателя/ учителя не согласился, объяснив, что Илья непонятливый и не справится с управлением.

Дети не теряли надежды, но Антон был неумолим. Им надоело просить, и они оставили Антона одного. Сначала Антон успокоился, но затем стал поглядывать в сторону играющих детей. Он отнес машину в шкафчик. Потом не выдержал и попытался вступить в контакт с детьми : «Можно, я с вами?» . «Нетушки! Иди, жадничай, без тебя будем играть» ,- ответил ему Илья.

Покрасневший Антон со слезами на глазах закричал : «Я не жадина - тебе дам!» Но Илья стал перечислять других детей, интересуясь, достанется ли им машина. Антон убежал в раздевалку, схватил машину и разбил вдребезги. Мама Антона, узнав о случившемся, так определила свое отношение : «Я так и знала, говорила : не бери машину в детский сад/школу» . Она во всем обвинила Илью.

Решение

Проанализируйте характер отношений мамы с сыном, на чём они основаны. Какую психолого-педагогическую помощь может оказать воспитатель данной семье? Представьте индивидуальную консультацию с мамой Антона.

Мальчик оказался в противоречивых чувствах : с одной стороны он стремился выполнить наказ матери, а с другой – остаться в дружеских отношениях с детьми. Ребёнок боится не выполнить наказ матери и запрещает детям играть с машинкой, тем самым отталкивая от себя детей. В итоге, наказ матери он выполнил, но своё желание (играть с детьми) осуществить не смог. Мальчик находился в психологическом напряжении, он попытался его снять предложив игрушку своему другу, но тот отказался и тем самым лишил Антона возможности снять возникшее напряжение. И ребёнок нашёл выход – он разбил машинку, что, скорее всего, приведёт к конфликту с мамой. Между мамой и ребёнком авторитарный стиль взаимоотношений. Мать подавляет мальчика, навязывая ему своё мнение и поставив себя в позицию «Я права, а ты нет!» . Воспитателю необходимо провести с мамой беседу по поводу случившегося. Мать должна пытаться прислушиваться к мнению сына, больше позволять самостоятельности при принятии ребёнком решений , идти на компромисс в отношениях со своим сыном. На индивидуальной консультации с мамой воспитатель должен рассказать о психологических особенностях детей дошкольного возраста, о стилях взаимоотношений родителей с детьми, также можно рекомендовать маме литературу по проблемам взаимоотношений внутри семьи, предложить памятки по стилям взаимоотношений для их сравнения (сравнить между собой авторитарный, демократический и попустительский стили). Задача воспитателя в данной ситуации будет заключаться в том, чтобы поправить отношения Антона с детьми.

4. Мальчик, 7 лет. С младшей группы проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия.

Решение

Вариант 1.

Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо стараться повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.

Вариант 2.

Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.

Вариант 3.

Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка. Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала» . А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.

5. Когда семилетнего Сережу привели в школу, родители с гордостью сказали, что ребенок готов к школе. Он умеет петь, танцевать, а еще хорошо читает стихи. Детский сад мальчик не посещал. Родители работают, часто их не бывает дома. В это время ребенок находился у бабушки. Когда же папа учил с мальчиком стихи, он нередко говорил : «Учи давай, а то пойдешь в школу, учительница будет тебя ругать, что ты ничего не знаешь». В первые же дни Сережа на занятиях заскучал, а потом и вовсе сказал, что в школу он не пойдет, ему там не нравится.

1. Что послужило причиной неуспехов в школе?

Решение

Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение , наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат своего волевого усилия.

6. Дима (6 лет) привык, чтобы его хвалили. Нарисует рисунок и бежит к соседям показывать; угостит бабушку конфетой и тут же заключает : «Я добрый!» ; после прогулки положит свои вещи на место и ходит сзади мамы : «Правда, я молодец?» ; сделает сооружение из строителя и снова : «Я настоящий мастер, верно?» - Молодец! Ты ведь у нас самый-самый, - подтверждают родители. Часто хвалят сына в его присутствии : и рисует он хорошо, лучше, чем другие, и песен знает много, и стихи читает выразительно, и ростом-то выше своих сверстников. При случае награждают игрушкой, лакомством за то, что не капризничал, за то что сегодня хорошо себя вёл с бабушкой… И так изо дня в день.

Хорошо или плохо, что Диму часто хвалят? Как это отражается на воспитании ребенка? В каких случаях следует поощрять ребенка?

Решение

Поощрение – один из методов воспитания детей. Поощрение оправдано, если оно содействует моральному росту ребенка. Однако, применяемое часто и непродуманно, оно не только утрачивает свою ценность, но и развивает в ребенке отрицательные качества : исключительность, превосходство, стремление поступать хорошо напоказ. Нет ничего аморальнее «примерного» поведения, хороших поступков напоказ, за награду.

КОНФЛИКТНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ С ВОЗМОЖНЫМИ ВАРИАНТАМИ РЕШЕНИЯ

Ситуация «Контрольная»

Звонок на урок. Учитель заходит в класс и видит, что задание для контрольной работы, написанное им на доске, стерто.

Возможный вариант решения:

Учитель: «Пусть тот, кто это сделал, напишет задание еще раз, а в оставшееся время вы должны будете решить контрольную работу».

Ситуация «Урок стоя»

Урок начался как обычно. Учитель вошел в класс. Ученики для приветствия встали. Но после слов педагога: «Здравствуйте, садитесь», - все продолжают стоять.

Возможный вариант решения:

Необходимо, чтобы учащиеся сами поняли, что сидеть на уроке удобнее, нежели 45 минут стоять. Один из способов добиться этого - начать урок как обычно, не акцентируя вни¬мания на том, что класс стоит.

Ситуация «Украшение»

Урок английского языка в десятом классе ведет молодая учительница. По ходу урока, проходя по классу, она приостанавливается у парты Вити. На платье учительницы Витя замечает украшение из янтаря и тут же в сторону бросает реплику: «Подумаешь, канифоль нацепила».

Возможный вариант решения:

Ситуация «Необычное применение стула»

Учительница музыки входит в восьмой класс. За последней партой развалился «акселерат» с распущенными волосами. На голове у него стул.

Весь класс озорливо поглядывает то на учительницу, то на ученика и ждет ее реакции.

Возможный вариант ответа для учителя: «Что, уже и этим местом сидят?»

Класс взрывается от смеха. Ученик покраснел. Он явно смущен и теперь не знает, что делать. Учитель же, как ни в чем не бывало, начинает урок. Стул поставлен на место.

Ситуация «Опоздание»

Наташа регулярно опаздывает на первый урок. Вот и сегодня в очередной раз (неизвестно какой по счету) она входит в класс через 15 минут после звонка, когда урок в самом разгаре.

Ваши действия:

1. Не обратить никакого внимания на это опоздание (при¬выкли).

2. Похвалить Наташу за то, что она пришла на целых 15 секунд раньше, чем обычно. Прогресс.

3. Устроить «торжественную» встречу «Ее Величества Ната¬ши» с бурными аплодисментами всего класса и восхищенными возгласами учителя.

Ситуация «Система»

Ребята шестого класса решили сорвать урок истории у молодой учительницы (работает в школе второй год), заменявшей заболевшего коллегу. Учащиеся, как выяснилось позже (мальчики, 5-6 человек), договорились «хрюкать». Когда учительница вошла в класс, раздался соответствующий звук. Но учительница не реагировала, поскольку не знала, что это: система или случайность. Свою «атаку» она повела после второго хрюканья.

Возможный вариант решения:

«Спасибо, Витя, напомнил. В субботу я со своим классом (она была классным руководителем в параллельном классе) наметила экскурсию на свиноферму. Кто из вас пожелает, могу взять с собой. Витя нам поможет в «общении». Мне от ребят уже приходилось слышать о твоем увлечении, но не думала, что это так серьезно. Поможешь, Витя?»

Урок прошел успешно. Желающих мешать не оказалось.

Ситуация «Войдите»

Урок биологии в девятом классе ведет молодая учительница. Через пять минут после начала урока с шумом раскрывается дверь и, нагловато спросив разрешения войти в класс, на пороге останавливаются трое «трудных» учащихся. Учитель требует, чтобы они вошли, как подобает учащимся школы.

Ребята выходят в коридор. Через минуту дверь открывается снова, и они вползают в класс на четвереньках...

Возможный вариант решения:

Учительница обращается к классу: «Ребята, у нас есть возможность пронаблюдать, как передвигались далекие предки первобытных людей». И - ученикам, стоящим на четвереньках: «Пожалуйста, проползите на свои места». В классе взрыв смеха. Смущенные шутники не выдерживают, встают на ноги и торопятся занять свои места. Учительница благодарит их и продолжает урок.

(Вишнякова Н.Ф. Конфликт - это творчество? = The conflict - is it creative?: Тренинговый практикум по конфликтологии. - Минск, 1996.)

Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических си-туаций. - М., 1999.