«Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет Земли!» Литературно-экологический проект. Паспорт проектной работы

Людмила Рыбакова

Л. Рыбакова, И. Минчукова

«ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ СОХРАНИТЬ МЫ ДОЛЖНЫ, ИНАЧЕ, ПРОСТО, НЕ БУДЕТ ЗЕМЛИ!» Литературно-экологический проект

(Публикация в журнале "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения".-2013.-№7.-с. 44-60)

Эпиграф

Прекрасен Мир! Щедра своей красой Природа!

Нас каждый раз чарует время года:

Зима – морозом, Весна – листком,

А Лето – ягодой, а Осень – колоском!

Прозрачны реки, легок ветерок,

На тропке виден след звериный…

Родной природы яркая картина!

Прости, Природа, тех, кто, может, не нарочно,

А так, по глупости своей, тебя сжигал, ломал, травил…

Простить?. Мы понимаем…Невозможно! (Л. Рыбакова)

Всё творчество детского писателя, природоведа Георгия Алексеевича Скребицкого – человека увлеченного и подтвердившего всей жизнью и творчеством простую истину: «Природа – наш общий дом. Дом всего человечества. Природа – естественный источник красоты и первый помощник в воспитании ребенка».

Так, на основе творчества русского детского писателя Георгия Алексеевича Скребицкого, появился Проект «Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет Земли!», посвященный объявленному «2017 - Год Экологии в России»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

1. Формировать доброжелательное и ответственное отношение к природе у дошкольников.

2. Сопереживание и посильная помощь объектам природы. Воспитание «Души ребенка», его душевной отзывчивости по отношению к природе и друг к другу.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Знакомство воспитанников с жизнью и творчеством детского писателя Г. А Скребицкого.

2. Развивать познавательный интерес к миру природы, гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом.

3. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению и книгам, развивать интеллект, логику мышления. Обогащать словарный запас, умение выразить и обосновать свою мысль, свободно владеть родным языком.

4. Формировать умение видеть, слышать и эмоционально воспринимать красоту окружающего мира, бережно к нему относиться.

5. Воспитание чувства сострадания к слабым и беззащитным, «братьям нашим меньшим».

6. Воспитать чувство любви к природе, что равнозначно чувству любви к Родине. (М. Пришвин).

7. Привить экологическую культуру поведения, элементарные знания, умения и навыки грамотного и безопасного поведения ребенка в природе.

8. Развивать творческие способности детей.

Участниками проекта, осуществляемого в течение учебного года, стали педагоги, воспитанники старшей и подготовительной групп, а также их родители.

На предварительном этапе подготовки к реализации проекта (сентябрь) воспитатели с большим пониманием и желанием наметили план работы:

По самообразованию: больше узнать о жизни писателя, о его творчестве;

С детьми в группе: создание библиотеки книг писателя, альбомов репродукций картин художников – пейзажистов, подбор пословиц, поговорок о приметах каждого времени года, загадок о явлениях природы и о представителях животного и растительного мира;

С родителями: консультации, беседы о необходимости приобщения детей к чтению, посещения краеведческих музеев, важности посильной помощи и активного участия родителей в запланированных мероприятиях;

А также была продумана совместная работа педагогов детского сада с районной библиотекой и соседней с нами общеобразовательной школы по теме проекта.

Основной этап работы, охватывающий весь учебный год, можно разделить на несколько блоков, повторяющихся по тематике, но постоянно вариативно усложняющихся по содержанию, что позволяет преподнести материал проекта интересно, развивая и подпитывая детский интерес, углубляя знания, расширяя интеллект ребенка.

1 блок. Литературные произведения писателя: рассказы, сказки, наблюдения

2 блок. Ежедневные наблюдения за живой и неживой природой. Календарь наблюдений (особенности каждого времени года).

3 блок. Музыка, поэзия, живопись (произведения искусства – достояние человечества)

4 блок. Вместе с семьей. Экскурсии в музеи, изготовление поделок, панно, декораций, костюмов к праздникам и театральным досугам (общие интересы, сплочение детей и родителей).

5 блок. Собственная художественная деятельность детей (выставки живописных работ, поделок, участие в спектаклях, инсценировках, досугах)

6 блок. «Братья наши меньшие»- живой объект (кролик, котенок, щенок) – он маленький, ему нужна забота и помощь.

Заключительный этап предусматривает Большой театральный праздник «Планету Земля сохранить мы должны, иначе, просто, не будет Земли!» для родителей воспитанников.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

в рамках реализации Проекта «Планету Земля сохранить мы должны, иначе, просто, не будет Земли!» (на основе произведений Г. А. Скребицкого)

Сентябрь:

Определение цели и задач Проекта. Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Подбор произведений, книг автора для детей. Подбор картин, иллюстраций Е. Чарушина, Ярового, И. Шишкина о жизни леса, его обитателях, явлениях природы. Подбор фонотеки «Природа в музыке».

Октябрь, Ноябрь, Декабрь:

Произведения Г. А Скребицкого:

«Лесное эхо», «Всяк по –своему», «Пушок», «Хитрая птица».

Ежедневные наблюдения в природе. Осенний календарь.

Досуг «Осенняя мелодия». Осень в музыке, слове, живописи. (П. Чайковский, А. Вивальди, А. Пушкин, Фет, Никитин, И. Левитан, И. Шишкин)

«Осенний вернисаж» (детские рисунки)

Экскурсия «Пруд и парк осенью»

Экскурсия в музей Тимирязева

Наблюдение. Живой объект – Кролик

«Осенняя ярмарка» (работы из природного материала).

Досуг «Веселые превращения» (музыкальные, словесные и подвижные игры, посвященные диким и домашним животным)

Осенний праздник «Осень весточку прислала».

Театральная гостиная «Всяк по-своему» (драматизация детей старшей группы для малышей)

Праздник Новогодней елки «Лесной хоровод» (старшая группа, «Лесной концерт» (подготовительная группа)

Январь, Февраль:

«Кот Иваныч», «Воришка», «Самый упрямый», «Барсучонок», «Заботливая мамаша».

Ежедневные наблюдения в природе. Зимний Календарь. Кормушки для птиц, подкормка зимующих птиц.

Экскурсия «Пруд и парк зимой»

Вернисаж «Зимняя сказка» (детские рисунки)

Живой объект Кошка

Досуг «Мелодии зимы». Поэзия, музыка, живопись. (А. Пушкин, Н. Некрасов, В. Суриков, П. Чайковский, А. Вивальди, И. Грабарь)

Наш кинотеатр. Мультфильм «Лесные путешественники» (по сказке Г. Скребицкого)

Экскурсия в библиотеку. «Дом любимых книг» (о творчестве писателя Г. Скребицкого)

Театральная гостиная. Драматизация сказки «Хитрая птица» детьми подготовительной группы для детей всех групп.

Март, Апрель, Май:

Произведения Г. А. Скребицкого:

«Сиротка», «Дружба», «Чик Чирыч», «Лесной голосок», «Весенняя песня»,

«Счастливый жучок», «Скрипун – невидимка».

Наблюдения в природе. Календарь Весны.

Экскурсия «Весна в парке, на пруду»

Экскурсия в Государственный Дарвиновский музей

Конкурс «Сказочная птица» (поделки в разной технике)

Праздник «День птиц. Встреча Весны»

Мастерим скворечник с папой

Досуг «Природу будем мы беречь»

Весенний вернисаж (детские рисунки)-

Альбом «Времена года» (по рисункам детей за год)

«Мои любимые герои сказок и рассказов

Г. А. Скребицкого» (рисунки детей)- составить альбом.

Наш кинотеатр. Мультфильм «В лесной чаще» (по сказке Г. А. Скребицкого).

День Театра в детском саду. Мини- спектакли по сказкам и рассказам Г. А. Скребицкого – силами детей разновозрастных групп.


Спасибо всем за участие в обсуждении представленного проекта.

Публикации по теме:

Отчет работы по проекту «Планету Земля спасти мы должны иначе просто не будет земли». Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды.

Открытый урок по познанию мира «Мы - жители Земли» экологический вестник Сизухина Ю. В. Фестиваль инновационных идей Открытый урок по познанию мира «Мы - жители Земли» экологический вестник 2010.

Развлечение экологической направленности к Дню Земли «Мы земляне, наш дом - планета Земля» Развлечение экологической направленности к Дню Земли «МЫ ЗЕМЛЯНЕ, НАШ ДОМ - ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ» Ведущий. Есть просто храм, Есть храм науки,.

Сценарий речевого досуга для детей с ТНР 5-7 лет

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 села Трёхсельского

муниципального образования Успенский район

Экологический проект

«Сохраним нашу планету

чистой и зелёной!»

Подготовила

учитель начальных классов

Попова Диана Константиновна

Цель проекта:

    проект проводится с целью формирования у молодежи активной гражданской позиции по формированию ценностного отношения к своей малой и большой Родине;

    ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе,

    формированию экологического мышления, пониманию неразрывности связей человека с природой;

    привлечению к практической экологической деятельности.

Задачи образовательные:

    закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения, географии и биологии. Сформировать пакет методических рекомендаций для организации познавательной и природоохранительной деятельности.

    освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

    развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;

    развитие коммуникативных навыков; обогащение знаниями и опытом общения с природой;

    приобретение навыков групповой работы;

Воспитательные:

    • привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества; воспитание чувства ответственности понимание живой природы.

      формирование у молодых людей чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку в своей местности;

      формирование у молодых людей навыков гражданского участия в решении актуальных экологических проблем во взаимодействии с органами власти.

Актуальность и важность данной проблемы для села, района, города, региона

Мы вступили в критический момент истории Земли, когда человечество должно выбрать своё будущее. Наш мир становится всё более взаимозависимым и хрупким, а будущее таит в себе одновременно и большую опасность, и большую надежду. Чтобы развиваться далее, мы должны осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьёй и единым мировым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать устойчивое глобальное общество, основанное на уважении к природе, правам человека, экономической справедливости и культуре мира. В этом стремлении крайне необходимо, чтобы мы, народы Земли, провозгласили нашу ответственность друг перед другом, перед великим сообществом всего живого, и перед будущими поколениями»

“Вы обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля” – с такими словами обратился однажды к землякам французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Полвека минуло с тех пор, но лишь сегодня утверждается в нашем сознании, что это не поэтический образ, а глубинная суть нашего бытия на гигантском космическом корабле по имени Земля. Впрочем, “гигантский” понятие относительное. Те, кому довелось видеть наше планету со стороны, с высоты космической орбиты, утверждают, что она мала, хрупка и очень красива.

Да, Земля наша не столь велика, как кажется. При нынешних скоростях облететь ее можно за полтора часа. Что касается хрупкости, то здесь тоже нет преувеличений. Над многими районами планеты нависла угроза необратимых разрушений природных условий в результате беспорядочной эксплуатации природных ресурсов варварского и бесконтрольного загрязнения среды. Да и сам термин “экология” мы все чаще употребляем со словом не “риск”, а – “катастрофа”! С этого, пожалуй, и можно начать разговор о гармонии природы и человека. Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула перед школой задачу формирования у детей сознательного отношения к природе.

Почему об экологической науке заговорили в последнее время? Да потому, что один жилец общего дома по имени человек стал вести себя возмутительно, как разбойник и хулиган.

Он оказался ненасытным и опасным жильцом. В угоду своим бесчисленным желаниям и аппетитам – больше есть, лучше одеваться, комфортнее жить – он бездумно застроил среду обитания множеством вредных заводов, наводнил её бесчисленным транспортом, вырубил множество лесов и осушил болота. Словом, нарубил дров, не подумав о своих соседях – других живых обитателях дома. Долгое время человек оставался безнаказанным. А теперь он одумался, потому что понял, что за свои удобства ему самому же приходится расплачиваться: мелеют реки, не восстанавливаются вырубленные леса, исчезают рыбы и звери. Да и самому человеку стало труднее дышать, он чаще стал болеть. Вот как отомстил дом – природа - своему обидчику.

Одумался человек и теперь старается поправить положение, а сделать это очень трудно. И каждый из нас, прежде чем что-то сделать, должен подумать о своих живых соседях.

Если им будет плохо, будет плохо и тебе.

Предлагаемый материал поможет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности.

Мы считаем, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. От поведения каждого из нас зависит будущее нашей планеты, и наше будущее.

Природа для человека выступает в двух противоположных функциях как храм и мастерская.

Человек был рожден в недрах древнейшего храма, название которому - Природа, и мы все принадлежим ей и находимся внутри ее.

Человек в этом храме отнюдь не является царем, богом, он лишь венец творения, высшая форма проявления природного бытия. С другой стороны, жизнедеятельность человека невозможна без извлечения из природной среды множества природных ресурсов – природа становится мастерской. В этом и состоит основное противоречие во взаимодействии человека с природной средой. Еще не умея писать, человек уже восхищался красотою природы, находил в ней источник вдохновения.

У нас только одна планета. И если мы будем хорошо к ней относиться, то она будет хорошо относиться к нам. А если нет, то, что ж, посмотрите вокруг и вы увидите, что происходит.

Есть истины, составляющие устои нашей жизни, которые должны войти в сознание “с молоком матери”, среди них на первое место надо поставить любовь к Родине, к родной природе.

Воспитать эти драгоценные чувства в человеке лозунгами и призывами невозможно. Тут нужен совсем иной подход: жить так, чтобы общаться с природой, думать о ее тайнах и самостоятельно разгадывать их, раскрывать для себя красоту обычной былинки и капельки росы на венчике полевого колокольчика, уметь наслаждаться мерцанием звезд и часами слушать шорох леса.

Наш девиз:

«Мы все являемся частью природы, мы единое целое».

Мы, педагоги и ученики нашей школы, считаем необходимым прививать глубокие знания с самого раннего детства, приучать общаться с природой, пользоваться её дарами, уметь защитить её от хулиганской руки человека.

Человек! Он ведь тоже Природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте Природу беречь!

Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединило нас здесь. Все ваши мечты – это мечты о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы.

Можно много ещё рассуждать, а не пора ли перейти к конкретным делам. И если хорошо подумать, это не так и сложно – конкретный вклад в заботу о Земле!

Экологическое движение – главное дело всех жителей планеты, оно не знает границ, оно объединяет людей, независимо от политических убеждений, религий, возраста и пола.

Урочная и внеурочная деятельность.

Учениками нашей школы создана экологическая тропа природы , проект наш будет осуществляться в детском санатории имени И.Н. Пирогова. Учебная экологическая тропа – наиболее молодое поле организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде и чтобы внести свой практический вклад в оздоровление экологической обстановки микрорайона школы. Воспитать эти драгоценные чувства в человеке лозунгами и призывами невозможно. Тут нужен совсем иной подход: жить так, чтобы общаться с природой, думать о ее тайнах и самостоятельно разгадывать их, раскрывать для себя красоту обычной былинки и капельки росы на венчике полевого колокольчика, уметь наслаждаться мерцанием звезд и часами слушать шорох леса.

Природа учит нас эстетическому восприятию мира, каждый раз, неожиданно по-новому раскрывая нам прелести жизни.

Природу любят многие, но внимательно и бережно относиться могут к ней только глубоко понимающие ее и, определенным образом воспитанные люди. Поэтому очень важно передать детям необходимые знания об окружающем мире, сформировать им круг умений, навыков, необходимых для их самостоятельного, активного и рационального общения с природой, научить их вдумчиво читать эту вечно молодую книгу природы, воспитывать у них чувства ответственности за сохранение естественной природной среды, чувства бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на земле. Одной из наиболее действенных форм организации общественно полезной деятельности школьников по охране природы является создание экологической тропы.

Задачей учебно-экологической тропы является показ причинно–следственных связей в природе, взаимодействие природы и общества. Она дает возможность осуществить комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на определенном природном участке.

  1. Экологическая тропа как одна из форм по изучению родного края

История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы. Такой маршрут мы решили создать и в нашей школе, который включает в себя исследования черноморского побережья на территории детского санатория имени Пирогова. Протяженность такой познавательной тропы рассчитана на прохождение двадцати четырех дней.

Учебная экологическая тропа – наиболее молодое поле организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде.

Экологическая тропа – это “ учебно-экспереминтальная лаборатория” нашей школы в природных условиях. Этим и определяется ряд требований к ее организации: выбору маршрута и его протяженности, составу экскурсионных объектов, созданию исследовательских групп. При выборе маршрута экологической тропы мы учитывали основные условия, как:

    доступность маршрута для посещения учащимися;

    посещаемость маршрута тропы исследование местности;

    эстетическая выразительность окружающего ландшафта и информационная емкость маршрута.

В каждом конкретном случае на экологической тропе продолжительность экскурсии будет зависеть от состава группы, от цели экскурсантов. Например, могут проводиться ознакомительные экскурсии на части учебной тропы продолжительностью 40–50 мин. для детей младшего возраста. Для детей постарше можно проходить весь маршрут тропы, изучая, исследуя все экскурсионные объекты на интересующих, полюбившихся стоянках можно останавливаться подольше. Таким образом, продолжительность экскурсии определяется общей протяженностью маршрута, набором объектов, которые включаются в изучение или ознакомление.

Работа по проекту предусматривает “использование для целей экологического образования не только уроки природоведения, экологии, но и уроки русского языка, чтения, изо, трудового обучения и другие.

Работа по составлению экологического паспорта микрорайона школы с помощью экологической тропы способствует формированию ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе, формированию экологического мышления, пониманию неразрывности связей человека с природой, привлечению к практической экологической деятельности.

Сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме

Знакомство с природой, флорой культурных и дикорастущих растений. Экскурсии на природу в разные времена года, с целью наблюдений за изменениями в природе, сбор листьев, находки корней, сучков, в лесу, шишек, ракушек камней. Хранение и сушка, из которых, делаются различные поделки на конкурсы, украшение класса и т.д.

При постоянном общении с природой, во время работы с естественным материалом пробуждаются эстетические чувства, развивается художественный вкус, приобретаются трудовые навыки. Слежение за состояние окружающей средыэкологический мониторинг.

Экологический мониторинг – это уже первая собственно экологическая деятельность. Несмотря на сложное название, экологический мониторинг – это слежение, наблюдение за происходящим в окружающей среде за ее качеством для жизни.

Наблюдения . Внимательно вглядываться в окружающий мир природы, замечать интересные факты. Основной объект наблюдений та природа, которая непосредственно окружает нас.

Изучение серьезных вопросов, ответы на которые лучше попытаться найти самим.

Созидание . Ученик не должен быть только наблюдателем. Для ощущения своей неразрывной связи с природой он должен быть созидателем, т.е. принимать непосредственное участие в решение экологических проблем микрорайона. Для изучения природы мы организуем походы в лес, до озера по тропе по заранее разработанным маршрутам.

Цель походов – изучение биоценозов, различных биотопов, видового состава растений и животных. Такие походы имеют цель систематически изучать, исследовать фауну, флору местности, водоёмов, расширять и углублять знания учащихся о растительном и животном мире. Во время экскурсий на уроках природоведения, окружающего мира, ребята развешивают кормушки, весной на берегах водоема устанавливают щиты об охране природы

Экологические акции.

Это практические дела, которые несут улучшение экологической ситуации села

    «Посади дерево».

    «Зимняя кормушка»

    «Чистое село– хорошее настроение »

    «Наша школа - цветущий сад!»

    «От красивой школы к красивому селу».

    «Чистые водоёмы»

    «Из отходов в доходы»

Ежегодно мы участвуем в проекте «Посади дерево» Он подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщения результатов исследований в самой разнообразной форме: сочинения, рассказы, эссе и другие. Исследования показали, что наиболее неприхотливым деревом для лесопосадки нашей местности является Сосна обыкновенная. Ученики нашей школы охотно участвуют в посадке деревьев озеленении улиц нашего села. Мы рады, что участвуя в этой акции, мы вносим небольшой вклад в осуществлении нашего желания сделать нашу планету Земля зеленой и красивой

Младшие ученики нашей школы с удовольствием участвуют в акции « Зимняя кормушка» . Из подручных материалов - картона, коробок и др. вполне доступных вещей они делают кормушки для птиц. Эти кормушки они вывешивают на пришкольном участке, и таким образом помогают птицам выжить зимой. Такая забота о птицах воспитывает у них чувство доброты и ответственности за жизнь обитателей нашей планеты.

Мы все знаем, что чистота- залог здоровья. Поэтому мы очень заботимся о чистоте нашего села. Весной и осенью активно всей школой выходим на субботники по уборке территории школы, улиц нашего села.

В акции « Чистое село– хорошее настроение у частвует каждый житель села.

Акция «Наша школа - цветущий сад!»

Любовь к цветам – стремление к прекрасному. Цветы законченностью своих форм, окраской и ароматом несут нам радость, поднимают настроение, дают заряд бодрости и энергии. Общение с природой, выращивание различных полезных и декоративных растений доставляют человеку удовлетворение и радость, воспитывают бережное отношение к природе, любовь к родному краю. За последние годы часто можно увидеть на улицах зеленеющие клумбы и палисадники. Но сделать так, чтобы они привлекли внимание проходящих, это целое искусство. Ландшафтный дизайн распространен сейчас практически повсеместно. Он формирует комфортную и гармоничную среду обитания человека

Акция «Чистые водоёмы»

      1. В настоящее время проблема загрязнения водных объектов (рек, озер, морей, грунтовых вод и т.д.) является наиболее актуальной, т.к. всем известно – выражение «вода - это жизнь». Без воды человек не может прожить более трех суток, но, даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим сбросами и отходами.

      2. По берегам моря очень часто можно увидеть горы мусора и промышленных отходов.

На поверхности воды плавают пластиковые бутылки из-под воды и пива. На берегу валяются разбитые стеклянная посуда и другой мусор.

Как правило, загрязнение водоёмов приводит к гибели живой природы, в первую очередь рыб, медуз….

Акция «Из отходов в доходы»

Эта акция в нашей школе проводится во время месячника экологии. Каждый класс участвует в выставке поделок из бросового материала. Ребята своими руками изготавливают различные сувениры, подарки, красочные игрушки, возвращая вещам новую жизнь. Эти поделки участвуют в конкурсах, ярмарках.

Акция «Из отходов в доходы » воспитывает у учащихся бережное отношение к вещам

Творческий проект: «Моя школа - цветущий сад!»Исследовательский проект»

«Экология Черноморского побережье»

ВВЕДЕНИЕ

Президент Российской Федерации В.В.Путин Указом от 22 апреля 2013 года постановил «провести в 2014 году в Российской Федерации Год культуры». Экологическое образование и экологическая культура – одна их составляющих культуры современного человека. Сегодня, как никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения экологического образования и воспитания. Особую актуальность приобретает этот вопрос в условиях перехода отечественной школы на стандарты нового поколения, поручений Президента Российской Федерации о включении учебного предмета по экологическому образованию, а также с учётом международных обязательств Российской Федерации по реализации образования для устойчивого развития, в котором экологическое образование занимает ведущие позиции. Экологическое образование предполагает обучение бережному взаимодействию человека с окружающим его миром и вместе с тем – совершенствованию внутреннего мира самого человека. Мы должны делать различие между тем, что вредно непосредственно для человека, и тем, что косвенно разрушает наше общее жилище - Землю. По своей природе экологическое образование нацелено на будущее, оно становится важным фактором социальной стабильности. Отсюда следует, что экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл современного образовательного процесса, уникального средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.

Одной из эффективных форм по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение с природой. Мною разработан и реализован экологический проект «Сохраним нашу планету голубой и зеленой».

Актуальность проекта связана с темой экологии, развитием гражданского общества и экологического мышления, умениями и навыками по оценке уровня загрязнения территорий. Биосфера Земли подвергается нарастающему антропогенному воздействию. В связи с этим содержание экологического проекта (инновационного продукта) ориентировано на рассмотрение проблем экологии и охраны окружающей среды.

Преимуществами данного проекта являются вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, приближенность глобальных экологических проблем к экологии данной местности, региона, района города и конкретного микрорайона школы.

Данный продукт позволяет развить познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свою деятельность, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Метод проектов

позволяет при решении какой-либо проблемы интегрировать знания и умения, полученные из различных областей науки, техники, технологии.

Разработчики проекта : Попова Елена Омариевна ученица 5 класса и Тосунова Александра Яковлевна ученица 9 класса МБОУ СОШ № 5 с.Трёхсельского,

руководитель – учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5 Попова Диана Константиновна.

« Есть одна планета - сад в этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.

Береги свою планету - Ведь другой, похожей, нету!».

Аннотация проекта

Экология. Это слово уже заштамповано. К сожалению, многих оно уже не трогает, и это ужасно. Мы обращаемся ко всем вам, потому что в сложившейся обстановке только общими усилиями мы можем отвести от себя эту беду – экологическую и духовную. Проявляя милосердие к природе, мы тем самым проявляем заботу и обо всем человечестве.

Экологические проблемы в наше время становятся все более глобальными и важными для человечества.

Слово «экология» в переводе с греческого означает «дом, непосредственное окружение человека». Овладевать знаниями о нашем «доме» необходимо каждому человеку.

В стремлении не ждать милостей от Природы мы добились лишь одного – ответная реакция Природы на наши «подвиги» ставит под угрозу само выживание цивилизации. Для каждого из нас цивилизация начинается с того места, где мы проживаем.

Возможность жить в экологически чистой, здоровой окружающей среде – одно из важнейших прав человека. Сберечь уникальную природу округа, сохранить ее для потомков – наша задача.

Рост знаний в области экологии, культуры обеспечивает непрерывное экологическое образование и просвещение и мы, представители юного поколения не стоим в стороне, а проявляем личную заинтересованность к практической деятельности по сохранению уникальной природы своей малой Родины

Список используемой литературы:

Список использованной литературы

1. Голиков. В.И Фауна Кубани: видовой состав и экология: учебное пособие/В.И.Голиков.- Краснодар6 Традиция,2007.-192с.:ил.

2. Голицын.А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды: учебник А.Н. Голицын.-Москва:Онис,2007.-336с.:ил.

3. Плотников Г.К. Азовское море/Г.К.Плотников – Краснодар: Кубанское книжное издательство,2008. – 120с.:ил.

Источники иллюстраций

1. Фотоматериал из личного архива

2. Экологическая библиотека

3. Наша планета


Цели:

  1. образовательные:
  2. воспитательные:
  3. развивающие: развитие творческих способностей учащихся (воображения, наблюдательности, памяти), монологической речи, самоанализа и рефлексии; способности выявлять причинно - следственные связи, развитие логического мышления.

Просмотр содержимого документа
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Сохраним планету Земля».»

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: «Сохраним планету Земля» .

Учебные предметы: математика, экология.

Участники: учащиеся 8 класса Боброва Яна, Козлов Александр

Руководитель проекта: учитель математики Костылев В.Н..

Продолжительность: 12 недель.

Цели:

    образовательные: продолжение работы по формированию устойчивого интереса к математике; развитие навыков самостоятельного получения информации, формирование умения отбирать и структурировать материал.

    воспитательные: создание условий для отношений сотрудничества между учащимися, формирование таких качеств личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении поставленной цели.

    развивающие: развитие творческих способностей учащихся (воображения, наблюдательности, памяти), монологической речи, самоанализа и рефлексии; способности выявлять причинно – следственные связи, развитие логического мышления.

Задачи проекта:

    изучить библиографические источники по данной теме;

    Отобрать материал для исследования, выбрать главную, интересную, понятную информацию

    Проанализировать и систематизировать полученную информацию

    Создать электронную презентацию работы, буклет для представления собранного материала одноклассникам и населению, составить сборник задач на экологическую тему.

    Изучить экологические проблемы местности

    Дать количественную оценку состоянию природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека.

    Раскрыть вопросы о том, что происходит с экологией на нашей планете.

Продукты:

    компьютерная презентация;

    творческие работы учащихся - задачник экологических задач

    результаты опросов, анкет.

Необходимое оборудование: проектор, экран, компьютер, рабочие тетради.

Сформирование основных групп: 1 группа.

ХОД ПРОЕКТА:

    ЭТАП

Социологический опрос по определению темы проекта;

Постановка задач, определение состава групп, определение возможных способов решения поставленных задач.

ВЫХОД ЭТАПА:

аргументированное решение группой программы поиска.

    ЭТАП

Обсуждение собранного материала;

Разработка сценария части проекта.

ВЫХОД ЭТАПА:

согласованный план своей части проекта.

    ЭТАП

Подготовка компьютерной презентации проекта

Буклета

Сборник задач

ВЫХОД ЭТАПА:

оформление проекта.

    ЭТАП

Подготовка презентации проекта.

ВЫХОД ЭТАПА:

компьютерная презентация.

    ЭТАП

- защита проекта с демонстрацией подготовленного материал

ВЫХОД ЭТАПА:

оформление результатов проекта.

СОХРАНИМ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ.

Цель и задачи: рассмотреть причины загрязнения окружающей среды; учить бережно относиться к окружающей природе; развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность; прививать интерес к окружающему миру.

Оборудование: Клип «» презентация « Люблю тебя, моя Земля», листы А 3, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы.

Основной метод обучения: моделирование воображаемой ситуации с целью изменения (творческого преобразования) объекта.

Импровизация (моделирование, конструирование) на заданную тему.

Постановка творческой задачи; анализ воображаемой ситуации и целесообразных средств творческого преобразования объекта; оценка творческой составляющей результата деятельности.

ХОД УРОКА.

I . Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов.

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!

II . Определение темы и целей урока .

У: - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

У: - Какую цель мы поставим перед собой?

(Ответы участников: мы рассмотрим причины загрязнения окружающей среды, постараемся выработать правила поведения в окружающем нас мире).

III . Предварительная беседа.

1. клип.

У: - Я предлагаю вам посмотреть клип, в котором наглядно представлено то, как человек может до неузнаваемости изменить окружающую среду далеко не в лучшую сторону.

Как происходит загрязнение окружающей среды?

Что должны люди делать, чтобы не загрязнять окружающую среду?

Какой вклад мы можем внести в охрану природы?

А сейчас мы с вами создадим свои проекты на тему «Сохраним родную Землю».

IV . Работа в группах.

Сейчас я предлагаю вам поработать. На столах у вас есть всё необходимое для создания своего мини – проекта. Каждая группа должна создать его и расскажите о тех проблемах, которые, как вам кажется, больше всего должны волновать нас – людей! И, конечно – же, постарайтесь найти выход из этих ситуации.

V . Презентация проектов.

VI . Подведение итога урока.

Если каждый житель на планете будет относиться к Земле так, как в ваших рассказах, то не останется ни одного загрязнённого места: не будут встречаться мусорные свалки в неположенных местах, в реках можно будет купаться без опаски, леса будут радовать нас

своей зеленью и пением птиц. И тогда мы будем видеть любой уголок нашего общего дома вот таким:

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК – ПРОЕКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

СОХРАНИМ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ.

Цель и задачи: рассмотреть причины загрязнения окружающей среды; учить бережно относиться к окружающей природе; развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность; прививать интерес к окружающему миру.

Оборудование: Клип «» презентация « Люблю тебя, моя Земля», листы А 3, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы.

Основной метод обучения: моделирование воображаемой ситуации с целью изменения (творческого преобразования) объекта.

Основной структурный элемент: импровизация (моделирование, конструирование) на заданную тему.

Дополнительные структурные элементы: постановка творческой задачи; анализ воображаемой ситуации и целесообразных средств творческого преобразования объекта; оценка творческой составляющей результата деятельности.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов.

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!

II. Определение темы и целей урока .

У: - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

У: - Какую цель мы поставим перед собой?

(Ответы участников: мы рассмотрим причины загрязнения окружающей среды, постараемся выработать правила поведения в окружающем нас мире).

III. Предварительная беседа.

  1. клип.

У: - Я предлагаю вам посмотреть клип, в котором наглядно представлено то, как человек может до неузнаваемости изменить окружающую среду далеко не в лучшую сторону.

Как происходит загрязнение окружающей среды?

Что должны люди делать, чтобы не загрязнять окружающую среду?

Какой вклад мы можем внести в охрану природы?

А сейчас мы с вами создадим свои проекты на тему «Сохраним родную Землю».

IV. Работа в группах. Создание краткосрочных проектов.

Сейчас я предлагаю вам поработать. На столах у вас есть всё необходимое для создания своего мини – проекта. Каждая группа должна создать его и расскажите о тех проблемах, которые, как вам кажется, больше всего должны волновать нас – людей! И, конечно – же, постарайтесь найти выход из этих ситуации.

V. Презентация проектов.

VI. Подведение итога урока.

Если каждый житель на планете будет относиться к Земле так, как в ваших рассказах, то не останется ни одного загрязнённого места: не будут встречаться мусорные свалки в неположенных местах, в реках можно будет купаться без опаски, леса будут радовать нас

своей зеленью и пением птиц. И тогда мы будем видеть любой уголок нашего общего дома вот таким: Клип « Люблю тебя, моя Земля» на песню Вадима Мулермана.


МКОУ «Варваровская основная общеобразовательная школа»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Сохраним родную землю»

Выполнили:

Учащиеся МКОУ «Варваровская ООШ»

Руководитель: Кириченко Н. И.

Адрес: 396761

Богучарского района

Воронежской области

Телефон: (8 473 66) 48131

2012 год

Состав проектной группы:

Кириченко Наталья Ивановна - учитель начальных классов

Лабутина Алёна - ученица 9 класса

Цыбулина Юлия - ученица 8 класса

Потапова Елизавета - ученица 7 класса

Аносова Виктория - ученица 6 класса

Ендовицкая Фаина - ученица 5 класса

Цели проекта:

    развивать творческую деятельности учащихся методом проекта;

    способствовать развитию и воспитанию бережного отношения к природе;

    приобретать опыт практической деятельности в благоустройстве территории школьного двора;

    способствовать трудовому воспитанию учащихся.

Задачи проекта:

    активизировать работу по экологическому воспитанию учащихся;

    прививать любовь к природе, малой родине, Отечеству;

    развивать мотивацию личности к познанию и творчеству.

Актуальность и важность проекта

Природа - первооснова красоты и величия. Мы - её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Состояние природы в будущем зависит от экологической воспитанности людей. Экологические знания составляют основу охраны и преобразования природы. Экологические задачи для учащихся МКОУ «Варваровская ООШ» не только стимулируют любознательность, но и способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы, дают учащимся основы знаний и навыков по сохранению окружающей среды.

Уже является аксиомой положение о том, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится всё более актуальным по мере роста самостоятельности детей и расширения сфер его деятельности. Поэтому в работу по формированию экологической культуры включены все учащиеся нашей школы, определены наиболее целесообразные формы и методы для каждого класса в осуществлении практической деятельности. Актуальность и важность проекта видится в том, чтобы уровень экологической воспитанности учащихся определялся не тем, что они говорят о правилах поведения в природной среде, а тем, как они их выполняют. Мы решили строить свою работу не на обсуждении отрицательного воздействия человека на окружающую природную среду, а на конкретных делах по озеленению школьного двора, посадке деревьев и уходу за ними в парке Памяти, в участии в акциях «Цветы для школы», «День птиц», «День защиты Земли и окружающей среды», ведение исследовательской работы на пришкольном участке. Многое сделано учащимися нашей школы для своей малой родины, но мы хотим и дальше осознавать себя «носителями экологической культуры». А всё, что делается своими руками, своим трудом особенно ценно. Природу любят практически все, но бережно к ней относиться могут далеко не все. Мы, учащиеся Варваровской школы, доказываем на деле любовь к природе.

Что уже сделано

    В центре хутора Варваровка стоит памятник жителям села, погибшим на фронтах в годы Великой Отечественной войны. В 2005 году в честь 60- летия Победы вокруг памятника учащимися школы были посажены саженцы абрикос. Учащиеся школы взяли шефство над каждым деревцем. В засушливые дни лета они поливали их, пололи вокруг них сорняки, на зиму окучивали. Но проблема состояла в том, что не все деревья выжили. Некоторые не принялись. некоторые вымерзли зимой, а были и такие. которые уничтожили коровы и овцы, которых жители села выпускали на выпас. Дети продолжали ухаживать за сохранившимися деревьями, но на месте пропавших деревьев вырастали сорняки. И вот в апреле прошлого года было принято решение об участии в проекте “Память”. В ходе реализации проекта было высажено дополнительно около 60 деревьев. Таким образом, территория парка была значительно расширена. Но для нас важна не только практическая направленность проекта, но и воспитание патриотизма, чувства дружбы. коллективизма, любви к своей малой родине. В этом году планируется произвести обрезку и побелку деревьев, наведение порядка на территории парка. К реализации этих задач мы уже приступили.

    Каждый год учащимися нашей школы ведётся работа на пришкольном участке. За каждым классом закреплён земельный участок. Работа ведётся и во время летних каникул. Ребята очень довольны тем, что удаётся вырастить хороший урожай. В этом году уже подготовлены грядки, составлен план посадки культур. Но мы решили не ограничиваться только овощными культурами. Начиная год назад исследовательскую работу по высадке лекарственного растения календулы и уходу за ним, добились положительного результата. В этом году решили опять посадить календулу.

    Разработан план проведения месячника санитарной культуры и озеленения пришкольной территории МКОУ «Варваровская ООШ»

План проведения месячника санитарной культуры и озеленения пришкольной территории МКОУ «Варваровская ООШ»

№п/п

Мероприятия

Формы работы

Класс

Сроки

Ответственные

Волонтёрское движение

Шествие по улицам хутора с целью пропаганды наведения порядка на улицах хутора

01.04 – 02.04

Кл. руководители

Акция “Чистота вокруг нас”

Уборка мусора на территории хутора

15.04

Кл. руководители

Акция “Птичий дом”

Установка скворечников

13.04

Кл. руководители

Акция “Школьный двор”

Благоустройство и озеленение территории школьного двора, уход за деревьями и кустарниками, посадка клумб, альпийской горки

13.04 - 20.04

Кл. руководители

Акция “Цветок школе”

Выращивание комнатных цветов к Дню открытых дверей

04.04 -09.04

Кл. руководители

Акция “Обелиск”

Уборка территории вокруг парка, побелка и обрезка деревьев

21.04-23.04

Кл. руководители

Общешкольный экологический субботник

Уборка территории вокруг школы, приведение в порядок клумб

25.04

Кл. руководители

Весенняя неделя добра

Тематические классные часы, посадка цветов на клумбах

26.04-30.04

Кл. руководители

Механизмы реализации проекта

Инициатором и организатором реализации проекта “Школьный двор” является проектная группа.

Выполнение проекта осуществляется по следующим направлениям.

п/п

Направление

Виды деятельности

“Ориентир”

Проведение опроса учащихся, родителей;

Приобретение теоретических знаний учащимися для успешной реализации проекта;

Распространение информации среди учащихся, педагогов, родителей;

Обращение к администрации школы;

Выставка рисунков “Проблемы экологии глазами детей”

Труд – это добродетель”

Организация и проведение практической работы по высадке цветочных культур на клумбах;

Создание “альпийской горки”;

Побелка деревьев на территории школьного двора;

Уход за цветами в течение летнего периода

Поработаем вместе – и порадуемся”

Привлечение как можно большего числа родителей в реализации данного проекта

“Цветущий двор”

Наблюдение за результатами работы по озеленению школьного двора;

Выявление значимости проделанной работы для воспитания экологической культуры учащихся школы.

Этапы реализации проекта

п/п

Название этапа

Цель

Срок выполнения

Подготовительный

Мотивация, целеполагание

апрель 201 2 г.

Проектировочный

Построение ориентировочной схемы деятельности

апрель 201 2 г.

Практический

Реализация проекта

май – октябрь 201 2 г.

Аналитико - коррекционный

Анализ промежуточных результатов работы, внесение изменений

июнь, сентябрь 201 2 г.

Заключительный

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития

октябрь 201 2 г.

План мероприятий подготовительного этапа

п/п

Мероприятие

Ответственный, сроки

Опрос учащихся школы “Каким я хочу видеть школьный двор”, “Значение для меня школьного двора”.

Выявление знаний учащихся о проблемах экологии через выставку рисунков.

Классные руководители, преподаватели ИЗО

Изучение видов цветочных культур и правил их посадки

Обращение к администрации школы с просьбой о приобретении леек

План мероприятий проектировочного этапа

п/п

Мероприятие

Ответственный, сроки

Составление плана посадки цветов на клумбах, распределение клумб между классами

Составление графика работы на клумбах

План мероприятий практического этапа

п/п

Мероприятие

Ответственный, сроки

Сбор посадочного материала – семян цветочных культур

Консультации по агротехнике посадки различных видов цветов

Трудовой десант: приведение в порядок клумб, добавление земли на клумбы, подготовка почвы.

Учащиеся школы, апрель

Установление дренажной системы под альпийской горкой с привлечением родителей

Посадка семян и рассады цветов.

Уход за клумбами.

Учащиеся школы, июнь - август

7 .

Осенние работы – сбор семян.

Учащиеся школы, сентябрь