С чем связаны проблемы в обучении учащихся.
Мы понимаем, что ребёнка, как и взрослого человека, не избавить от всех проблем. Неизвестно, с чем он может столкнуться: жизненный путь уникален. Но от проблем в стандартной деятельности, какой является обучение в школе, избавить можно любого ребёнка. Л.А. Ясюкова
Переход на вторую ступень обучения, начиная с 5-го класса, всегда сопряжен с падением успеваемости и появлением проблем в учебе у многих школьников. Причины этого традиционно принято связывать с трудностями социальной адаптации детей при переходе на предметное обучение. Социально – психологические аспекты школьной дезадаптации важны, но основные причины проблем, возникающих у учащихся, связаны с учёбой. Социально – психологическая дезадаптация оказывается вторичной, и наступает она после того, как ученик окончательно перестает понимать что-либо на большинстве уроков, т.е. нарушается (а, возможно, разрушается) ведущая учебная деятельность.
Основными причинами нарушения учебной деятельности оказываются недостатки и дисгармоничность развития интеллектуальных способностей учащихся, в особенности высших форм мышления, которые не получили необходимого развития в начальных классах, а также неполноценность начальных школьных навыков, основным из которыхнто-либо на большинстве уроков.ой, и наступает она после того, как ученик окончательно перестает понимать что-либо на большинст является навык чтения.
Следует помнить, что для отработки и укрепления навыка чтения требуются годы. Даже припостоянном и интенсивном чтении он автоматизируется только к 6-7 классу. Разрушение навыка чтения будет порождать проблемы, соответствующие тому уровню, до которого он опустится.
Основная задача средней школы состоит в том, чтобы ввести подростка в систему наук, ознакомить его с основами научных знаний. Любая наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. В её основе лежат отправные понятия и аксиомы, из которых постепенно выводятся более частные, специальные понятия, вырастает сама пирамида науки. При этом каждая область знаний, с которой ребенок начинает знакомиться в средней школе, специфична не только по содержанию, но и по методам организации и изложения информации. Поэтому чтобы воспринять любую науку , её внутреннюю логику и взаимосвязь отдельных частей, учащимся необходимо обладать :
Понятийным мышлением (структурирование воспринимаемой информации осуществляется с использованием объективных категориальных обобщений);
Абстрактным мышлением (оперирование отношениями, зависимостями безотносительно к качественному содержанию информации, совершение различных логических преобразований самих операций);
Структурно-динамическим мышлением (позволяет анализировать закономерности и выделять направленность изменений информации, представленной с помощью таблиц (или матриц) в двумерном (ń–мерном) пространстве);
Пространственным мышлением (способность к вычленению пространственной структуры объектов и оперированию уже не целостными образами или «внешними», видимыми свойствами, а структурными внутренним зависимостями и отношениями);
Логической оперативной памятью (память, связанная с понятийным мышлением и предваряющая запоминание осмыслением, структурированием информации, выделением её внутренней закономерной логики).
Также необходимы и более общие интеллектуальные навыки и системы , а именно:
Самостоятельность мышления (умение пользоваться сформированными интеллектуальными операциями, определять алгоритм деятельности);
Полноценный навык чтения - умение бегло читать. Единицей восприятия текста должно быть целое предложение;
Определённый уровень общей осведомлённости (здравый смысл, рассудительность, умение выделять в информации практически значимую сторону, практически важные детали);
Способность к саморефлексии , формированию адекватной самооценки (умение анализировать собственные поступки и формированию собственного мнения о себе).
Если необходимые интеллектуальные операции, навыки и системы сформированы на хорошем уровне, ребенок легко понимает то, что ему объясняют на уроках, и то, что он сам читает в учебниках, научных пособиях и других книгах.
Естественно, что на качество обучения в среднем звене оказывают влияние не только выделенные психологические новообразования.
Следует отметить, что уровень достижений во многом зависит и от состояния здоровья, работоспособности, эмоционально-волевых, коммуникативных качеств, мотивационных установок, творческого потенциала.
Личностные особенности могут выступать в качестве либо дополнительных сил, либо ограничений, которые не позволяют реализовать даже имеющиеся возможности. У учащихся ещё не развита способность к саморефлексии. Их мнения и предпочтения могут быстро меняться, поведение ещё во многом ситуативное, а личные качества неустойчивы. Их представление о себе может быть в целом неадекватным, так как определяется тем, как в настоящее время их оценивают окружающие люди. В результате мы получаем некое представление ребенка о себе, которое может отличаться от его реального поведения.
Также не следует забывать, что успешность учебной деятельности зависит не только от способностей и личностного потенциала, но и от систематичности самого процесса обучения, от обладания необходимой информацией. Если ученик пропустил уроки, не слышал объяснений учителя, не прочитал соответствующего параграфа в учебнике, то у него могут образовываться пробелы в знаниях, затрудняющие понимание последующих разделов и не позволяющие ему получать высокие оценки. Однако если необходимые для усвоения данного предмета интеллектуальные операции сформированы, то отдельные пробелы в знаниях могут не мешать пониманию следующих разделов, более того, пробелы могут «восстанавливаться» учеником как бы сами по себе по косвенным сведениям, содержащимся в этих и последующих темах.
О таких детях педагоги говорят, что они могут учиться хорошо, если захотят. Также отсутствие у специалиста необходимой информации не позволяет ему правильно оценить ситуацию, принять оптимальное решение. Наличие у индивида операций мышления, необходимых для выполнения той или иной деятельности, не заменяет знаний (опыта), но значительно облегчает их приобретение, систематизацию, позволяет использовать их с максимальной эффективностью.
Л.С. Выготский считал, что «вопрос о развитии научных понятий в школьном возрасте есть, прежде всего, практический вопрос огромной, может быть, даже первостепенной важности с точки зрения задач, стоящих пред школой в связи с обучением ребенка системе научных знаний».
Статья подготовлена психологом МОУ лицея № 18 Тюриной М.Ю .
по материалам Л.А. Ясюковой - кандидата психологических наук
Сегодняшняя статья посвящена вопросам обучения персонала, а вернее тем двум главным проблемам, которые делают его неэффективным, а часто и просто бесполезным.
Несколько передохнув и накопив сил, компании снова обучают сотрудников: своими силами и силами внешних провайдеров, на своей территории и вне компании, делают интерактивные программы, кто-то уже делает обучающие программы в формате 3D и много прочих фишек, которые делают обучение увлекательным, красивым, ярким. Проводятся семинары, конференции. Появились даже гастроли наиболее успешных компаний в сфере обучения с мастер-классами. У многих компаний появились корпоративные университеты, у самых продвинутых даже должности директора по обучению. И сейчас на сайтах очень много вакансий, связанных с обучением…
Как будто всё отлично, но очень часто собственники, топ менеджеры, да и сами HR поднимают 3 проблемы обучения:
- учим не тех;
- учим не тому;
- учим не так.
Эти проблемы поднимались вчера, поднимаются сегодня, и боюсь, что будут подниматься завтра. Самим HR не нужно быть сильно умным, чтобы понять, что с обучением действительно не всегда так, как хочется или заявляется. Для этого достаточно быть просто честным по отношению к себе и по отношению к компании.
А чтобы убедиться, что учат действительно не так и не тому, далеко ходить не надо. Нужно зайти в ближайший супермаркет любой крупной сети и на кассе услышать скороговорку произнесенную сквозь зубы, которая должна нести в себе что-то около «спасибо за покупку, приходите еще». Не суть важно набор этих слов, важно то, как именно это произносится, если эти магические слова кассир еще как-то заучил, то излучать доброжелательность у него часто не получается, даже пытаться не собирается, потому и слышим мы эти слова сквозь зубы. Кассир где-то в одном месте, а полученные им знания в другом, и не встретиться им скорее всего никогда. И какая разница, сколько часов потрачено на его обучение и сколько всего он должен знать и уметь и даже не важно на какую оценку он сдал внутренний тест или экзамен. Вам как покупателю абсолютно всё равно, сколько компания затратила ресурсов, чтобы повернуться к вам лицом, вы делаете однозначный вывод – чувствую заботу или не чувствую, приду завтра за покупками или нет. И это только одно доказательство проблем в сфере обучения, на самом деле их намного больше.
Компании всё больше задаются вопросами обучения, вернее сказать, вопросами эффективности обучения, пытаясь, всё время соотносить затраченные средства с полученным эффектом. Если со средствами всё понятно, то с эффектом всё очень печально, так как очень часто сами компании не знают, какой эффект они хотят достичь от обучения и еще меньше компаний пытаются донести этот ожидаемый эффект до персонала.
На мой взгляд, это и есть 2 самые главные проблемы в обучении персонала, решив их, можно сделать обучение эффективным и полезным для компании и для сотрудников.
Итак, проблема первая - зачем мы учим и чего мы ожидаем от обучения. Без понимания компанией этих важных моментов нет смысла двигаться вперёд, без этого время и деньги, потраченные на обучение – потрачены впустую. Учить, потому что все учат или это требование рынка, наши конкуренты прошли (проходят) обучение и еще много причин, почему компания хочет обучать своих сотрудников. Но часто среди этих причин нет главного - привязки к потребностям компании. Если HR не осведомлён о стратегии компании, не знает ближайших планов, не знает компанию и рынок, на котором компания работает, может ли он организовать полезное обучение, направленное на будущее компании? Он может собрать заявки от подразделений и понять, например, что топ менеджеры заинтересованы в тайм-менеджменте, умении вести переговоры или чём-то еще подобном, самые продвинутые топы могут даже сказать фамилию тренера, у которого они хотели бы обучаться. А после проведения обучения все понимают, что результаты компании не улучшаются и компании сейчас более важно не это, а вот то и так бесконечно.
Никто не спорит о том, что обучение очень важно, но оно более важно тогда, когда оно помогает решить проблемы компании сегодня и будет полезно для будущего компании, позволяет достичь какого-то нового рубежа, оторваться от конкурентов и т.п. Вот каким должно быть, на мой взгляд, эффективное обучение.
Если мы говорим о знаниях, то идеальная формула уже придумана – нужные знания, у нужных людей, в нужный момент времени. Это как в библиотеке, если вам нужна книга по кулинарии, вы не будете заказывать книгу по астрономии или какую-то еще другую. Таким образом, обучение должно поддерживать компанию на пути к развитию. Учить наперёд, наверное, можно, но по-моему бесполезно, так как к тому моменту, когда знания понадобятся они могут элементарно устареть, забыться или люди с нужными знаниями уже могут и вовсе покинуть компанию. Или вы думаете, что знания на всю жизнь?
У многих из нас дома есть библиотека и, к сожалению, эта библиотека очень часто демонстрирует, как не нужно поступать со знаниями. Некоторые из книг нашей библиотеки, так и останутся не прочитанными никогда. Почему, да потому что где-то мы поверили автору или обложке, где-то нам уже не нужны ни эта книга, ни эти знания и много других причин, почему эти книги оказались бесполезны для нас. Хотя мы были уверены, что покупали самые нужные книги на свете. Деньги потрачены, а пользы от этого нет. А разве не так происходит в некоторых компаниях. Задача HR- прекратить это безумие, тем более сейчас, в условиях ограниченности ресурсов. К счастью у HR в этом деле есть «помощники», которые помогут ему не потратить лишние деньги. Я думаю вы догадались о ком я.
А вот вторая проблема, на мой взгляд, даже более важная – донесение непосредственно до сотрудников идеи и ожидаемого эффекта от обучения , т.е. «продать» сотруднику обучение. Как бы кому не казалось, но заказчик обучения – компания, а носитель знаний – сотрудник. И если сотрудник не будет эти знания использовать или использовать правильно, то компания не получит того эффекта, которого ждала. И будет ситуация как с кассиром супермаркета, о котором я писал выше. Если говорить проще, то свою часть эффекта от обучения должны получить и компания, и сотрудник. А сделать это можно при условии, что сотрудник увидит эту выгоду для себя и сам захочет научиться чему-то и будет чётко понимать – зачем ему это нужно. Я думаю мы все взрослые люди и не питаем иллюзий по поводу того, что человека можно научить чему угодно. Правильнее скорее другое - человек может всему научиться, но при условии, что это ему нужно и интересно. Разве ваша жизнь – не сплошная иллюстрация этому? Вот почему эта проблема настолько серьезна и настолько трудна в решении, настолько трудна, что многие компании о ней не задумывались и тем более не пытались ёё решать. Они продолжают учить своих сотрудников.
Но давайте всё-таки попытаемся понять, как мы это делаем сейчас и как можем делать. Я намеренно избегаю слова «должны», потому что я уверен в HR не существует универсальных рецептов, есть только решения, зарекомендовавшие себя лучше или хуже при определенных условиях, для конкретных компаний. Думая по-другому, «можно умереть от опечатки» в самой лучшей или модной методике.
Итак, как компании доносят пользу обучения до сотрудников – никак или проверенным веками методом - кнутом и пряником. Кнут позволяет добиться нужного эффекта присутствия, позволяет рапортовать о количестве часов потраченных на обучение. Но всё это, тот случай, когда количество никогда не перейдёт в качество и понятно почему. Еще раз повторю нельзя ничему научить человека без его согласия. Кнут на это согласие, как вы понимаете, влияет не сильно! Можно анкетировать до и после обучения, можно ставить пятерки или десятки во время и по итогам обучения, штрафовать получивших низкие оценки, можно уволить не прошедших обучение и т.п., но всё это не сделает обучение действительно эффективным, а сотрудников заинтересованными…
С пряником как-то тоже не очень складывается иногда пряник – это пятерка или какая-то другая оценка, часто пряник – обещание рассмотреть сотрудника в кадровый резерв когда–нибудь потом, еще пряник – повышение какого-то самостоятельного придуманного ранга или разряда причем, как правило, очень микроскопическое и много подобных способов. Я когда-то лично слышал пряник примерно следующего содержания «новые знания позволят вам повысить свою стоимость на рынке», вдумайтесь за деньги компании пополнять рынок подготовленными специалистами. Компании готовы делиться чем-то, что не представляет особой ценности ни для компании, ни для сотрудников, потому что часто и само обучение носит какой-то абсолютно бесполезный характер, поэтому такое же отношение к нему со стороны персонала.
А если еще учесть страсть HR проводить обучение за счет выходных дней или например начинать его в пятницу вечером и заканчивать в воскресенье после обеда, то здесь тем более без дополнительной «продажи» обучения не обойтись. В противном случае сотрудники будут расценивать «бесполезное» обучение как попытку украсть часть их жизни с соответствующим отношением и соответствующими результатами.
Как может быть? Мне кажется, что самый лучший вариант, при котором сотруднику должна быть четко указана система координат, что будет, если сотрудник пройдет обучение и если не пройдёт, т.е. связать сотрудника с компанией и с обучением. Для индивидуального обучения сотрудника (если такое предусмотрено политикой компании) компании было бы лучше предоставлять оплачиваемые дни не более 3-5 в году и только для тех категорий персонала или конкретных сотрудников, в развитии которых компания заинтересована, давайте перестанем быть щедрыми за чужой счет.
Если связь между обучением и эффектом от него будет восстановлена и объяснена сотрудникам, то результат появится или улучшиться наверняка, и еще можно не стеснятся и спросить самих сотрудников каких именно знаний им не хватает для того, чтобы… Не нужно делать вид, что только один HR знает, что нужно компании и её подразделениям. HR знает рынок обучения, провайдеров, может организовать обучение, но эта другая сфера знаний. И часто без знания «чему учить» превращается в бесполезный набор знаний. И часто получается, что компания обучает сотрудников непонятно чему, с какой целью и что сотрудники с этого будут «иметь» - ненужные знания в неподготовленные головы.
Главное, что может сделать HR уже сегодня – изменить этот подход и заняться эффективным обучением без иллюзий.
- Обучение, Развитие, Тренинги
В соответствии с клиническими наблюдениями последних лет детская и юношеская депрессия стали важной частью детской психопатологии. Депрессия у детей непосредственно затрагивает их чувствительность и ее проявления, связаны с психосоматической сферой и миром детских психозов.
Кроме того, она сопровождает многие физические заболевания, скрываясь под различными нарушениями в поведении, и сопровождается проблемами в обучении и неудачами в школе.
Школа в жизни ребенка
Чрезмерная частота или повторение неприятных переживаний, которые накапливаются в страхе, могут привести ребенка к депрессивному поведению, обострению ситуации беспомощности и незащищенности.
В контексте функционирования ребенка или подростка в школе эти опыты являются важным элементом развития подрастающего человека. Ибо уже с первых минут может увидеть качество его функционирования, способность к мотивации или ее отсутствие, отношения со сверстниками, учителями и т.д.
Имейте в виду, что школа – это второе по важности, после семейной среды, местом развития ребенка. Там он проводит значительную часть времени в течение дня, устанавливает контакты, получает опыт, учится, познает мир и т.д. Школа является очень важным элементом жизни молодого человека , поэтому так важна атмосфера в этом месте и обеспечение детям чувства безопасности.
С раннего детства в жизни человека возникают трудности. Их преодоление помогает развитию. Уже в ранней юности развиваются характерные для каждого ребенка, черты личности. Некоторые дети более общительные и зависимые от других. Это позволяет им быстро аклиматизироваться в группе.
У других развиваются такие черты характера, как застенчивость, малообщительность, скрытность, избегание конфликтов. Такие качества мешают налаживанию новых контактов и адаптации к новой ситуации.
Как школа влияет на риск развития депрессии
Школа так же, как и семья, представляет собой существенный «патогенный» фактор. Ведь маленькие дети проводят за партами большую часть дня. А попадание в садик, прежде всего, для детей в возрасте 6-8 месяцев, является для многих из них большим эмоциональным шоком.
С каждым годом...
Позже, когда они попадают в школу, то испытывают неуверенность, стресс с негативными последствиями, вызывающими трудности в обучении и в отношениях с некоторыми коллегами, отсутствие мотивации и доверия к самому себе. Падение школьных результатов после первых трех-четырех лет является одним из лучших показателей возможного появления депрессивных расстройств.
В каком-то смысле неудачи в школе сравнимы с безработицей у взрослых. Давно доказано, что школьные провалы могут вызвать появление депрессивного поведения в детстве. Школа является естественной средой, в которой ребенок самоутверждается через науку, местом, где интегрируется с людьми, подобными себе и общиной, в которой он пытается получить одобрение со стороны учителей и одноклассников. А школьные поражения блокируют многие из этих функций, и, кроме того, вызывают неблагоприятные последствия для его здоровья.
По мнению экспертов школа со своей одержимостью увеличения успеваемости значительно усиливает страх перед неудачами , который считается главной причиной беспомощности, проблем с социализацией и некоторых депрессивных симптомов . Большое количество внешкольных занятий забирает у детей и молодежи слишком много свободного времени.
Причины депрессии у ребенка
Среди многочисленных причин депрессии, связанных с функционированием ребенка в школьной среде, можно указать следующие:
- отношения учитель-ученик (отторжение, неприятие учителем ребенка, отсутствие подкрепления положительных результатов при одновременном наличии отрицательных подкреплений и т.д.);
- неудачи в школе (отсутствие интереса к урокам в школе, ухудшение результатов);
- требования родителей, превышающие возможности ребенка, ожидания от ребенка реализации их несбывшихся мечт, навязывание своей воли;
- плохие отношения со сверстниками (неодобрение со стороны сверстников, чувство одиночества, агрессивное поведение );
- низкая самооценка ребенка (отсутствие веры в собственные возможности);
- травматический опыт (хотя влияет на общее функционирование ребенка, безусловно, будет влиять на его функционирование в школьной среде);
- перегрузка чрезмерным количеством уроков в школе.
Проблемы, связанные с началом обучения в школе
Период обучения является очень важным временем для молодого человека. Школа становится местом, где ребенок учится, заводит новые социальные контакты, познает свои возможности и развивает свои внутренние интересы.
Во время учебы в школе дети подвергаются на ряду трудностей. Школьные проблемы могут вызывать очень много внутренних проблем, которые, в свою очередь, могут быть причиной возникновения депрессии у детей .
Первые посещения школы являются серьезным стрессом в жизни ученика. Даже если малыш до сих пор ходил в детский сад, то это изменение места и политики среды становится тяжелой задачей. Стресс, вызванный этим событием может влиять на ухудшение настроения ребенка и вызвать нежелание посещать школу . Очень важна в это время роль родителей. Они обеспечивают ребенку поддержку и чувство безопасности.
Беседы с ребенком, понимание его сложностей и помощь, дают шанс на улучшение ситуации. Оставление ребенка одного со своими проблемами может вызвать углубление проблем. Дети, страдающие от психических расстройств, имеют эмоциональные проблемы.
Позиция родителей по отношению к этим первым трудностям, имеет очень большое значение в формировании уверенности в себе ребенка и формировании его взглядов. Ребенок, который имеет поддержку от родителей, в дальнейшей жизни будет эффективнее справляться с трудностями, чем ребенок, который этой помощи не получает.
Депрессия у детей вызывается, прежде всего, внешними факторами и имеет иные основания, чем депрессия у взрослых. Депрессивные расстройства имеют свою причину в контактах ребенка с окружением и семейных проблемах. Часто родители не обращают на такие изменения настроения ребенка внимания, связывая их с возрастом.
Школьные проблемы подростков и развитие депрессии
Проблемы в школе очень сложны молодого человека. Независимо от того, вызваны они давлением учителей, проблемами в науке, отсутствием признания со стороны одноклассников или чрезмерным требованиям родителей, все это приводит к появлению многих тяжелых эмоций.
Изменения, связанные с действием гормонов, ростом организма и переменами углубляют негативные чувства молодого человека и возводят каждую трудность в ранг неразрешимой проблемы.
Не следует, однако, недооценивать сигналов подаваемых ребенком. Для взрослых, такие трудности могут показаться банальными, но для подростка это действительно безнадежная ситуация. Появление проблем в школе может стать причиной ухудшения настроения и появление очередных трудностей.
Молодой человек может не видеть решения этой ситуации и попытаться уменьшить внутреннее напряжение. Распространенный способ справиться с трудностями является причинение себе вреда. Его ужасное проявление – членовредительство. Оно направлено на уменьшение внутренней боли через физические страдания.
Непонимание со стороны родителей и углубление проблем, связанных со школой, может привести к серьезным психическим расстройствам. Депрессия у подростков часто имеет трудный процесс. Упущение из виду изменений в поведении ребенка убеждают их в отсутствии поддержки со стороны семьи. Также игнорирование его сигналов и высмеивание проблем может привести к образованию сильных расстройства настроения. Очень тревожным симптомом депрессии у молодых людей являются мысли о самоубийстве. Психика молодого человека, еще не до конца сформирована и не в состоянии справиться со всеми трудностями.
Возрастающие школьные трудности и игнорирование этого состояния родителями или непонимание проблемы могут быть причиной возникновения у молодого человека депрессии. Ребенок должен иметь право на помощь специалистов, чтобы иметь возможность возвратиться к здоровью.
Школа сама не решит за родителей, всех трудностей и проблем, связанных с воспитанием. Интерес родителей к делам ребенка и его потребностям позволяет избежать сложных ситуаций и, как следствие психического расстройства.
Симптомы депрессии у детей
Если Вы замечаете изменения в функционировании ребенка, стоит обратить внимание на симптомы, которые могут указывать на появление депрессии:
- тоскливое настроение – проявления печали, одиночества и пессимизма, плохое настроение, ребенок легко злится, часто плачет, его трудно утешить;
- аутодепрессивные идеи – чувство бесполезности, чувство вины, желание смерти;
- агрессивное поведение – трудности в межличностных отношениях, ссоры, враждебность, малое уважение к авторитету;
- нарушения сна – тревожный сон , моменты бессонницы , трудности с утренним пробуждением;
- ухудшение результатов в школе – постоянные жалобы со стороны учителей, слабая концентрация, слаба память, потеря привычных интересов к занятиям;
- снижается социализация – изоляция, меньшее участие в жизни группы, уход из сообщества;
- соматические болезни – головные боли, боли в животе, боли в мышцах, другие заболевания и беспокойство о здоровье , нарушение аппетита и/или изменения существующего веса;
- потеря обычной энергии – потеря интереса к спорту и развлечениям, снижение физической и/или психической энергичности.
Нельзя недооценивать этих признаков. Следует как можно скорее принять меры, которые помогут преодолеть возникающие или уже существующие симптомы депрессии и помочь ребенку.
ТРУДНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ОБУЧЕНИЕМ ГОВОРЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
В истории методики роль обучения данному виду речевой деятельности в разные времена и в разных странах была достаточно подвижна. Во многом это связано с общества, потребностями в использовании .
Когда-то в России интеллигенция могла свободно говорить и писать на нескольких иностранных языках, и это считалось правилом, а не исключением. Во многих семьях жили гувернёры и гувернантки, были приходящие учителя, в большинстве своём носители языка. В гимназиях изучали, помимо латыни и греческого, три современных иностранных языка.
Затем, в годы советской власти, иностранные языки в школьной программе не играли столь важной роли приходилось даже вести борьбу за сохранение этого учебного предмета как такового.
В период существования «железного занавеса» иностранные языки уже прочно заняли место одного из обязательных школьных предметов, но говорение не было столь важно, и на первое место выходило чтение.
4 Один говорит — остальные молчат.
Для того чтобы все ученики имели как можно больше возможностей и времени для общения на иностранном языке на уроке, надо: шире использовать групповые и парные режимы работы на уроке; создавать игровые ситуации, где уровень мотивации достаточно высок, и даже если говорит один человек, то остальные не выключены из общего режима работы, а выполняют другие речевые действия: слушают, записывают, выписывают, считают, зарисовывают и т. д. При со значительной долей монологической речи не забывать об установках на прослушивание для остальных учеников группы.
Итак, сделаем выводы о том, что начальный этап изучения английского языка очень важен и сложен для учащихся. Он важен, потому что, от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку. Сложность данного этапа заключается в том, что иностранный язык как учебная дисциплина очень отличается от других предметов школьной программы, и тем самым, очевидно, у учеников появляются некоторые трудности при изучении этого предмета. Как и любой другой процесс, процесс обучения говорению, не обходится без сложностей, а решение этих сложностей – основная задача учителя английского языка.
Библиография:
, Шамов преподавания иностранных языков: общий курс, Н. Новгород, 2001. Артемов обучения иностранным языкам,- М.: Просвещение, 1969.- С. 279. Библер. Диалог культур: Опыт определения //Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С. 31-43. Бим -ориентированный подход – основная стратегия обновления школы//Иностранные языки в школе. – 2002.-№2.-С.11-15. Бим актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам//Иностранные языки в школе. - 2001.-№4.-С. 5-8.
Одно из последних исследований показало, что до 80% барьеров на пути развития рыночных отношений так или иначе связано именно с проблемами персонала. Здесь и сопротивление новшествам, и нежелание переучиваться, и неумение работать по-новому, и внутреннее отчуждение от целей организации.Обучение персонала для большинства российских организаций в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.), так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.), что ставит большинство российскихорганизаций перед необходимостью подготовки персонала к сегодняшним и к завтрашним изменениям.Достижение долгосрочных и краткосрочных целей, необходимость повышения конкурентоспособности и проведение организационных изменений требуют опоры на хорошо спланированную и четко организованную работу по обучению персонала.Обучение призвано повышать уровень трудовой мотивации, приверженности персонала своей организации и включенности в ее дела. Несмотря на очень сложное финансовое положение большинствароссийских организаций в период перехода к работе в условиях рыночных отношений, расходы, связанные с обучением персонала, начинают рассматриваться как приоритетные и необходимые. Все больше организаций проводит широкомасштабное обучение персонала разных уровней, понимая, что именно обученный, высококвалифицированный персонал и будет решающим фактором в выживании и развитии предприятия.
Возрастание роли обучения в процессах организационных изменений и организационного развития обусловлено следующими факторами:
Обучение персонала является важнейшим средством дости жения стратегических целей организации. Успех на пути реализации важнейших стратегических целей организации во многом зависит от того, в какой степени персонал осведомлен о содержании стратегических целей и насколько он подготовлен к работе по их достижению. Необходимость быстрых изменений структуры и принципов управления, повышения способности организации к выживанию в условиях конкурентной борьбы вынуждает руководство все большего числа компаний переходить от краткосрочного планирования к выработке долгосрочных стратегий организационного развития. Реализация этихстратегий требует более высокого уровня профессиональной подготовки, как руководителей, так и рядового персонала.
Обучение является важнейшим средством повышения ценности человеческих ресурсов организации. Многие организации не занимаются обучением своего персонала, так как не рассматривают эту статью расходов как необходимую трату финансовыхсредств, считая, что без этого можно с легкостью обойтись. Однако рано или поздно руководству любой организации неизбежно придется столкнуться с тем, что если не вкладывать деньги в повышение уровня знаний и навыков своих работников, то отдача от человеческих ресурсов организации с каждым годом будет все меньше.В промышленно развитых странах уже давно поняли, что обучение персонала является одним из основных факторов, позволяющих победить в жесткой конкурентной борьбе. Ежегодно крупные западные корпорации тратят от 2 до 5% своего бюджета на обучение и развитие работников.Переход на работу в рыночных условиях и возрастание конкурентной борьбы на внешнем и внутреннем рынке, появление новых технологий, реорганизация производств и смена поколений требуют решения всего комплекса вопросов, связанных с повышением квалификационного уровня работников, а также готовности использовать не только старые, но и принципиально новые методы обучения.
Проведение организационных изменений невозможно без работы по обучению персонала. Та работа, которую ведут многие организации для повышения своей конкурентоспособности, невозможна без использования нового, современного оборудования, без внедрения более эффективных технологий и приемов работы и методов руководства. Технологические изменения и постановка новых организационных целей могут радикально менять содержание труда самых различных категорий работников - от высшего руководства до рядового персонала - а это требует дополнительных знаний, развития необходимых навыков, пересмотра старых подходов к работе. В этих условиях обучение всех основныхкатегорий работников становится совершенно необходимым. Обучение работников, кроме всего прочего, играет важную рольв донесении до персонала основного смысла и необходимости проводимых изменений, в разъяснении их сути, для того, чтобы добиться поддержки нововведений не только сверху, со стороныруководства, но и снизу, со стороны рядовых работников.
Выгоды, получаемые организацией в результате обучения персонала, выражаются:
обучение работников позволяет организации успешно решать проблемы, связанные с появлением новых направлений деятельности, и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности.
более полное использование организацией знаний, навыков и умений работников, полученных в результате их обучения, позволяет достаточно быстро окупать инвестиции, направленные на эти цели.
через обучение руководство получает возможность повышения способности персонала адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и к все более жестким требованиям рынка.
обучение позволяет не только сохранять и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритеты организационной культуры, но и пропагандировать новые подходы и ориентиры.
Среди издержек, связанных с обучением работников, можно выделить прямые и косвенные издержки.
К прямым издержкам могут быть отнесены расходы на оплату преподавателей и вспомогательного персонала, на учебныематериалы, на аренду помещений. К косвенным издержкам могут быть отнесены расходы, связанные с необходимостью освобождения сотрудников от основной работы на период их участия в учебной программе. Особенно значительные материальные издержки организациянесет при оплате длительного (от нескольких месяцев, до нескольких лет) обучения своих работников с отрывом от основной работы. Иногда трудно сказать, что для руководства представляется более сложным - решение проблем, связанных с прямыми иликосвенными издержками. Если организация проводит работу в сфере обучения персоналабез посторонней помощи, то в этой работе могут быть выделеныследующие этапы.
Определение потребности в обучении . К сожалению, сегодня типичной является ситуация, когда в организации не уделяетсядостаточного внимания выявлению потребности в обучении различных категорий работников. Многие организации не увязывают повышение в должности с необходимостью прохождения работником обучения, призванного подготовить его к работе в новой должности, к решению нового круга задач. Если для западных компаний совершенно естественной является практика, когда руководитель, получающий повышение в должности, прежде чем приступить к работе на новом месте, проходит курс обучения, то для многих российских организаций вопрос о том, какие новые знания необходимы руководителям, получающим повышение, часто даже не ставится. Это происходит не потому, что это считается ненужным, а просто из-за того, что в организации отсутствуют документы и положения, регламентирующие порядок или технологию выявления этой потребности.
Потребность в обучении различных категорий персонала организации определяется как требованиями работы или интересами организации, так и индивидуальными характеристиками работников. На потребность в обучении, в приобретении новых знаний и развитии тех или иных профессиональных навыков оказывает влияние возраст, рабочий опыт, уровень способностей, особенности трудовой мотивации и другие факторы.
Методы определения потребности работников организации в обучении. Для того, чтобы определить содержание и методы обучения, которые смогут помочь в достижении целей организации ицелей обучения, необходимо установить качественную и количественную потребность в обучении основных категорий работников. Качественная (чему учить, какие навыки развивать) и количе ственная (какое число работников разных категорий нуждается вобучении) потребность в обучении могут быть выявлены следующими методами.
оценка информации о работниках, имеющейся в кадровой службе (стаж работы, рабочий опыт, базовое образование,принимал ли работник ранее участие в программах обучения или повышения квалификации и др.);
регулярная оценка рабочих результатов (аттестация);
анализ долгосрочных и краткосрочных планов организации и планов отдельных подразделений и определение того, какой уровень квалификации и профессиональной подготовки персонала необходим для их успешной реализации.
наблюдение за работой персонала. Выявленное в результате наблюдения несоответствии работы персонала установленным стандартам и требованиям должностных инструкций может выступать индикатором потребности в проведении соответствующего обучения.
анализ проблем, мешающих эффективной работе. Если в организации есть проблемы, связанные с плохой работой, с браком, с нарушениями техники безопасности, с неоправданно большими потерями времени, то эта информация также может быть использована как при подготовке программ обучения, так и для обоснования заявки на обучение тех или иных категорий персонала.
сбор и анализ заявок на обучение персонала от руководителей подразделений.
предложения работников. Такие предложения можно собирать при помощи опросов или анкетирования работников.
организация работы с кадровым резервом и работа по пла нированию карьеры. В процессе работы с кадровым резервом и при планировании карьеры работников организации специалисты кадровой службы получают дополнительную информацию о потребности разных категорий персонала в обучении.
выявление факторов, оказывающих влияние на работу персонала. Например, изменение стандартов или внедрение новых процедур и нового оборудования часто требует дополнительного обучения.
Выделяют две группы методов обучения персонала : обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места.Существуют следующие методы обученияна рабочем месте .
Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции,так и специально подготовленным инструктором. Инструктаж ограничен во времени и ориентирован на освоение конкретных операций, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося.
Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, то есть владения несколькими профессиями.
Ученичество или наставничество (коачинг) является традиционным методом профессионального обучения с древних времен, широко распространенным и сегодня. Ученичество заключается в наличии более опытного человека, постоянно следящего за развитием, оказывающего помощь советами и т.д.Одно из основных преимуществ наставничества состоит в индивидуальном подходе к ученикам. Наставник обычно имеет несколько учеников (иногда лишь одного-двух), что позволяет не только обучать их профессиональному мастерству, но и выполнять функции воспитателя, помогая им осваивать основные требования профессиональной роли.
Успех обучения по этому методу решающим образом зависит от опыта и квалификации наставника - его способности общаться,мотивировать, давать конструктивную обратную связь о результатах его работы.
Стажировки. Стажировки используются многими компаниями для того, чтобы обучать специалистов и руководителей навыкам и знаниям, необходимым для выполнения новой для них работы. Обучающийся наблюдает, как работают опытные специалисты, выполняет определенные задания под их руководством и таким образом осваивает навыки решения все более широкого круга профессиональных задач.Стажировки являются одним из средств закрепления работников в организации и повышения уровня их приверженности своему предприятию.Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудниками. В этом смысле данный вид обученияявляется оптимальным для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач.
Существуют следующие методы обучения вне рабочего места : лекция, рассмотрение практических ситуаций, деловые игры, самостоятельная работа и т. д.
Метод практических ситуаций (кейсов) предполагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильмов и так далее. Использование данного метода позволяет участникам программы обучения познакомиться с опытом других организаций, а также развить навыки анализа принятия решений, разработки стратегии и тактики.
Деловые игры представляют собой способ обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что, являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и тем самым продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия.
Тренинги. Тренинг (в отличие от обычных упражнений и аутотренинга) осуществляется под руководством квалифицированно го специалиста ; представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности трудовой (и иной) деятельности. В организациях тренинги широко применяются для:ускорения адаптации новых работников;устранения пробелов в профессиональной подготовке и преодоления неэффективных форм поведения; обучения новым технологиям и методам труда;быстрой подготовки для работы в новой, более высокой должности.
Размер учебной группы и выбор методов обучени я. Одниметоды обучения, такие как лекции, кино- и видеофильмы, видеозаписи и программированное обучение хорошо подходят длябольших групп обучающихся. Другие методы, например, поведенческое моделирование, ролевые игры и наставничество могутуспешно применяться только в небольших группах. Наставник обычно имеет дело с 1-5 подопечными.
Процедура оценки эффективности учебных программ обычно состоит из четырех этапов.
Сбор данных до обучения. Они показывают уровень производственных показателей, знаний, навыков и особенности рабочего поведения и установок, связанных с профессиональной деятельностью, которые имели работники до обучения. Эти данные могут быть трех типов:
показатели, характеризующие рабочее поведение, профессиональные установки, знания и рабочие навыки работников (сбор этих показателей требует предварительной подготовки тестов, анкет идр.);
количественные показатели работы подразделений или организации в целом (уровень производительности, финансовые показатели, количество поступивших жалоб или претензий покупателей и т.п.);
качественные показатели работы подразделений или организации в целом (качество товаров и услуг, конкурентоспособность предприятия, уровень трудовой морали и т.п.).
Сбор данных во время обучения. Во время обучения можно собрать ценную информацию о мотивации слушателей, об их интересе к разным учебным темам, об их оценке работы преподавателей и другие.Это позволяет удалить неработающие процедуры, изменить форму подачи отдельных тем, сделать занятия более интересными и живыми, и, если это необходимо, включить в учебную программу новые темы и вопросы, которые больше соответствуют профессиональным интересам слушателей.
Для оценки степени усвоения слушателями учебного ма териала, изучаемого ими в рамках учебной программы, по окончании обучения могут быть проведены зачеты, экзамены, тестирование или оценены определенные производственные показатели, на развитие которых была направлена данная программа обучения.
Сбор данных после обучения для сопоставления данных, характеризующих профессиональную деятельность работников до и после обучения. Кроме того, обучаемым сразу по завершении обучения могут быть предложены специально разработанные опросники, в которых просят оценить учебную программу. К сожалению так можно получить лишь довольно ограниченную информацию для оценки эффективности обучения, хотя и она может дать ориентиры для изменения программы, дляулучшения ее организации.
Проблема развития персонала
Развитие персонала - целенаправленное систематическое развитие работников, ориентированное на достижение целей организации, путем расширения и углубления имеющейся профессиональной компетенции, обучения новым квалификациям, а также повышения мотивации и организационных возможностей организации использовать весь потенциал работника; процесс подготовки персонала к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.
В различных источниках процесс развития управленцев рассматривается с разных позиций. В одном – успешноеразвитие управленческого персонала построено на трех факторах: знаниях, возможностях и поведении сотрудников.Знания являются основой развития способностей персонала, они содействуют формированию усилий человека. Возможности означают условия использования полученных знаний, они определяют индивидуальный коэффициент полезного действия знаний, их реализацию. Развитие управленцев, прежде всего, связано с приведением их знаний в соответствие с их возможностями. В рамках своих возможностей и на основе собственной деятельности они и развивают свой опыт. В другом – рассматриваются особенности профессионального развития как процесса подготовки сотрудников к выполнению новых функций, занятию новых должностей, решению новых задач, то есть развитию новых компетенций. Обучение - это не просто получение новых знаний, знакомство с новыми возможностями и новыми решениями. Результатом обучения должна быть способность управленцев находить все более эффективные решения в каждодневной практике.А поскольку важнейший итог при обучении управленцев - этоповышение эффективности их управленческой деятельности, то при подготовке учебных программ важно больший упор делать на те принципы, которые создают более благоприятные возможностивоздействия на их установки и повышают их готовность использовать полученные знания в своей собственной работе. Это в первую очередь следующие принципы.
Активность. Минимизация использования в ходе обучения лекционной подачи материала и максимально широкое использование методов активного обучения, требующих высокой степени активности и личной включенности обучающихся в учебный процесс.
Ориентация на практическое использование полученныхзнаний, тесная связь содержания занятий с каждодневной управленческой практикой. Этой цели служат групповые обсуждения и задания, которые руководители в ходе обучения прорабатывают в малых группах.
Командная работа. Основная задача управленческого персонала состоит в организации работы других людей, поэтому овладение навыками командной работы имеет особое значение для управленцев и лиц, состоящих в резерве на управленческие должности.
Проектная работа как форма закрепления полученных знаний для развития навыков командной работы.
Существенные особенности обучения управленцев демонстрируют достаточно высокую сложность организации эффективного учебного процесса. Поэтому некоторые высшие учебные заведения создают по всей стране сеть учебных центров. Конкретная организация, нацеленная на корпоративное обучение своих сотрудников, может воспользоваться образовательным потенциалом такой сетевой структуры путем создания собственного учебного центра или направив своих сотрудников на обучение в региональный центр. Обучение для управленческого персонала российских организаций имеет особое значение, так как последние десять лет обучению управленцев уделялось недостаточное внимание. Экономическое возрождение России невозможно без управленцев, владеющих современными знаниями и навыками успешного решения управленческих задач.В настоящее время в России пользуется популярностью один из подходов к корпоративному обучению и развитию - «обучение действием».Принципиальные особенности технологии «обучение действием» следующие:
участники работают над реальными задачами; а не над упражнениями или искусственными задачами;
участники учатся друг у друга, а не у «учителя»;
участники имеют редкую возможность начать свою карьеру с нуля, работая над реальными проектами и их внедрением в организации;
участники работают на внедрение полученных результатов, а не на подготовку доклада, плана или рекомендаций;
Анализируя возможности практического применения технологии «обучение действием», следует отметить ее эффективностьпри решении следующих задач организации: развитие менеджмента и подготовка резерва.
В технологии «обучение действием» есть и недостатки: непредсказуемость результатов и обязательная всесторонняя поддержка высшего руководства.
В настоящее время подготовка управленческого персонала высокого уровня профессионализма - это задача, решаемая, в томчисле и на государственном уровне. Подтверждением этого является реализация государственной Президентской программы подготовки управленческих кадров в России. Приведем основные этапы реализации данной программы:
представление кандидатами документов в региональное отделение Комиссии по организации подготовки управленческих кадров;
проведение региональным отделением Комиссии конкурсного отбора участников на основе оценки: профессионального уровня, уровня экономических и управленческих знаний, а также уровня понимания специалистом целей и задач подготовки в программе; поведенческих критериев (активность; предпринимательский, менеджерский и творческий потенциал; стремление к профессиональному развитию); навыков владения иностранным языком;
подготовка специалистов (6-9 месячная) в ведущих российских высших учебных заведениях, отобранных на конкурсной основе;
проведение государственной аттестации с выдачей специалистам, успешно закончившим подготовку, диплома Президентской программы;
отбор специалистов иностранными участниками программы для подготовки в рамках зарубежной стажировки;
проведение 1-6 месячной стажировки на зарубежных предприятиях соответствующих профессиональному и отраслевому профилю российского специалиста.
Все программы подготовки управленческих кадров сориентированы на использование современных инновационных отечественных и зарубежных технологий обучения, включают в себя деловые игры, анализ конкретных ситуаций, компьютерное моделирование, использование теории и практики принятия управленческих решений, обмен опытом, психологические тренинги.
Помимо этого сейчас также действует:
Ассоциации менеджеров - некоммерческая общественная организация, миссия которой заключается во всемерном содействии развитию сообщества профессиональных менеджеров - руководителей высшего и среднегозвена в России.
Профессиональные ассоциации - механизм формированияконсолидированных стандартов и требований в области квалификаций менеджеров и систем профессионального развития, сетей обмена опытом и распространения передовых знаний, продвижения профессии и обслуживания организаций в качестве независимой площадки - профессионального форума.
Академические системы - предлагаемые индивидуальнымпотребителям «классическими» образовательными учреждениями крупноформатные программы теоретической подготовки в области менеджмента, основной целью использования которых является базовая подготовка к вступлению в профессиональное сообщество менеджеров или переходу на более высокую ступень карьерного роста.