Никандров экспериментальная психология. Примечания. Никандров В.В. Экспериментальная психология


Annotation

Предлагаемая книга представляет собой сборник эссе, очерков о выдающемся ученом-нейрофизиологе Наталье Петровне Бехтеревой, причем очерков в определенном смысле «сиюминутных». Это и личные воспоминания о Наталье Петровне как о человеке и ученом, и освещение ее научных достижений, и веселые истории из жизни возглавляемого ей коллектива.

Святослав МЕДВЕДЕВ

ПРЕДИСЛОВИЕ

НЕ МОГУ И НЕ ХОЧУ БЫТЬ ОБЪЕКТИВНЫМ

Из моего детства

Леди Бехтерева

Великая материальная сила

Утро – не для дирекции

Женщина в науке

«Поход» за ПЭТ

Умные живут долго

Ю. Д. Кропотов. ЗАБЫТЫЕ ОТКРЫТИЯ

Феномен детекции ошибок

Когнитивные функции базальных ганглиев

А. Н. Шандурина. СУДЬБОНОСНАЯ РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ЖИЗНИ ОДНОЙ ИЗ ЕЕ УЧЕНИЦ

В. Г. Вахарловский. ВНИМАНИЕ, БЛАГОДАРНОСТЬ, САМЫЕ ДОБРЫЕ СЛОВА

С. А. Дамбинова. ПРОЩАЙ, УЧИТЕЛЬ…

Человек чести

Репрессии ее не сломили

Она опередила свое время

Большое видится на расстоянии

А. Н. Шеповальников. У ГРАНИЦЫ НЕПОЗНАННОГО

В. А. Илюхина. Н. П. БЕХТЕРЕВА В СТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМНО-ИНТЕГРАТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

Встреча с Натальей Петровной и поворот в судьбе

Отдел нейрофизиологии человека, научные будни и праздники

Нашей Аlma mater и любимому Учителю (к 25-летию Отдела)

Направления, методология, технико-методическая оснащенность научных исследований

Наиболее крупные, опережающие мировой уровень научные достижения в познании принципов и механизмов жизнедеятельности мозга человека

Преемственность в развитии фундаментальных исследований академика Н. П. Бехтеревой и ее школы в Институте мозга человека

С. Л. Яцук. О НАТАЛЬЕ ПЕТРОВНЕ БЕХТЕРЕВОЙ

Д. Л. Спивак. ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ МИРОВОГО УРОВНЯ

И. Д. Столяров. НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА БЕХТЕРЕВА. МОЗГ И ИММУНИТЕТ

А. Д. Аничков. АКАДЕМИК Н. П. БЕХТЕРЕВА И МИРОВОЙ СТЕРЕОТАКСИС

А. Д. Аничков. ПЕСНИ НЕЙРОФИЗИОЛОГОВ

Мы не бяки, мы не буки (слова народные, музыка из мультфильма «Бременские музыканты»)

Баллада о внешнем и внутреннем положении (слова Р. И. Яковлева, музыка народная)

Судьба над мной жестоко надсмеялась (Слова Р. И. Яковлева, музыка народная)

А. Д. Аничков. НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА И ПЕТР ВЛАДИМИРОВИЧ БЕХТЕРЕВЫ

Н. В. Шемякина, М. Г. Старченко, Ж. В. Нагорнова, Ю. А. Бойцова. ГОТОВ УЧЕНИК, ГОТОВ УЧИТЕЛЬ…

Первые встречи

Уроки в науке и жизни

Л. Боброва. НА ЗЕМЛЕ КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ВЫПОЛНИТЬ СВОЙ ДОЛГ

А. Н. Аджубей. ПУТЕШЕСТВИЕ В ГЛУБЬ МОЗГА С УМНЫМ ГИДОМ

Е. Манучарова. ЛИНИЯ СУДЬБЫ Очерк об академике Н. П. Бехтеревой

Святослав МЕДВЕДЕВ

НАТАЛЬЯ БЕХТЕРЕВА – КАКОЙ МЫ ЕЕ ЗНАЛИ

© Институт мозга человека им. Н. П. Бехтеревой РАН, 2009

© ООО «Издательство «Сова», 2009

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Всегда боритесь за, не боритесь против.Н. П. Бехтерева

ПРЕДИСЛОВИЕ

Не прошло еще и года с тех пор, как от нас ушел наш учитель Наталья Петровна Бехтерева. Когда мы с ней прощались, в воздухе витали два желания: присвоить Институту мозга человека ее имя и написать книгу воспоминаний о ней.

Первое выполнено. Название нашего института стало «Учреждение Российской академии наук Институт мозга человека имени Н. П. Бехтеревой РАН». Выполнением второго желания и стала предлагаемая книга. Мы никого не заставляли участвовать в ее создании. Мы не давали никаких установок по стилю и содержанию освещаемых вопросов. Единственное пожелание было: писать то, что человек считает необходимым. То, что он чувствует.

Именно поэтому данная книга – не биография. Это сборник эссе, очерков о Наталье Петровне. Причем очерков в определенном смысле «сиюминутных» – ведь Наталья Петровна еще с нами. Для большинства из нас не прошло достаточно времени, чтобы писать спокойно, отстраненно, «объективно».

Придет время, и кто-нибудь – может, один из нас, а может, кто-то другой на основании наших рассказов и воспоминаний напишет ее биографию. Биографию ученого и человека. Именно так, потому что ее научные свершения неотделимы от этапов ее жизни. Она не ехала в лимузине по автобану. Она шла по маршруту высшей категории сложности. Иногда с поддержкой друзей, но чаще ей приходилось преодолевать препятствия в одиночку. Более чем благополучное детство. Детский дом. Сдача крови для выживания и возможности учиться. Поездка на крыше вагона к матери в лагерь. Комиссии народного контроля и многое другое. Молодой доктор наук. Раннее избрание в Академию медицинских наук, в Академию наук СССР. Депутат Верховного Совета. Директор Научно-исследовательского института экспериментальной медицины. Научный руководитель Института мозга человека РАН. Такой путь такой женщины достоин полного и подробного описания.

Однако на сегодня это задача слишком трудная. Мы еще не отошли от горечи потери. Может быть, позднее она не то чтобы уйдет, но сгладится. А сейчас, когда у меня еще не убран с селектора ее прямой номер (кнопка с надписью «НП»), трудно анализировать и выстраивать по ранжиру. Такое отношение характерно и для большинства из авторов этой книги.

Вот поэтому и получилась подборка очерков, значительно отличающихся друг от друга. Мы их не причесывали, вернее, минимально причесывали. Каждый писал, как хотел и сколько хотел. Каждый писал о том, что знал лично, а не из рассказов.

Это и личные воспоминания о Наталье Петровне как о человеке и ученом, и освещение ее научных достижений, и как она помогала получать научные результаты, и веселые истории из жизни возглавляемого ею коллектива.

Надеюсь, из этой книги читатель может больше узнать о Наталье Петровне Бехтеревой, почувствовать и понять, как нам ее не хватает.

...

С. В. Медведев

НЕ МОГУ И НЕ ХОЧУ БЫТЬ ОБЪЕКТИВНЫМ

Наверное, я знаю Наталью Петровну Бехтереву (часто ближайшие коллеги и друзья между собой звали ее НП) лучше всех. Я общался с ней почти ежедневно на протяжении полувека. И у нас не было запретных тем. Мы обсуждали все. Долго, подробно. И это естественно. Мы были, прежде всего, не только и не столько родственниками, сколько друзьями. Когда мне еще не было двадцати, кончились приказы и начались обсуждения.

Но именно это делает меня не совсем хорошим описателем. Я предельно ангажирован. Заинтересован. Я не могу и не хочу быть объективным.

Мои отношения с НП можно условно разделить на четыре этапа. Детство, я – физик, я – ее сотрудник, я – ее «начальник». Надо отметить, что все этапы отношений были не похожи и нестандартны.

Из моего детства

Одно из отличительных ее качеств – именно нестандартность. Пожалуй, я это видел наиболее часто. Начиная с бытового. Мне семь лет. Вокруг многие курят. Время было такое. НП однажды в гостях, когда зашла речь о сигаретах, сказала: «Ну, если хочет, пускай курит». А я хотел. Много и «прямо сейчас». Что и выполнил с совершенно плачевными последствиями. Потом не курил уже до самого университета, где трудно было не закурить.

Но существенно важнее – ее нестандартность в науке, о чем я расскажу позднее.

Первое, что я помню, – маленькая пятнадцатиметровая комната с девятиметровой галереей в полукоммунальной квартире. «Полу» – потому что соседи были не чужие: еще две малюсенькие комнаты занимали Екатерина Владимировна, дочь Владимира Михайловича Бехтерева, и ее муж Владимир Михайлович. Она была, как тогда говорили, конторской служащей, или, как теперь говорят, офисным работником, он – завклубом, по-моему, на заводе «Красный треугольник». Особой теплоты в отношениях не было, но мыло в суп не подкладывали.

В 2003 году у академика Натальи Бехтеревой случился инсульт. К счастью, не тяжелый, но несколько недель пришлось провести в клинике. Врачи рекомендовали полный покой. Однако она, несмотря на категорические запреты медиков, взялась писать новую книгу. Причем работала каждый день по жесткому графику. Говорила, это и есть мое лечение. Проведя обследование через несколько месяцев, врачи были поражены: настолько значительным было улучшение.

Этот случай описан в только что вышедшей в издательстве "Бослен" книге Елены Кокуриной "Наталья Бехтерева. Код жизни". Она посвящена выдающемуся российскому ученому в области исследования мозга. Конечно, прежде всего интересен путь познания, который приводит к открытиям, ставшим классикой мировой науки. Но практически всегда за выдающимся ученым стоит выдающая личность. Бехтерева-человек не менее интересна, чем Бехтерева-ученый. Во многом ее характер, ее мировоззрение сформировались в детстве, когда дочь врага народа попала в детский дом. Однажды его директор ей сказал: "Твое будущее - всю жизнь работать на кирпичном заводе. Единственный выход - стать самой лучшей в школе". И вот этот стимул - всегда и везде стать первой - стал для нее мотивацией на всю жизнь.

Есть два типа ученых. Большинство, найдя однажды "золотую жилу", разрабатывают ее всю жизнь. Но некоторые, добившись всеобщего признания, став авторитетом в научном сообществе, вдруг резко меняют направление исследований, начинают, по сути, с нуля. В таком развороте заложен очень большой риск, ведь можно заблудиться, вообще не получить никаких результатов. Но зато счастье прорыва несравнимо ни с чем.

В последние годы жизни Наталья Бехтерева - признанный во всем мире ученый, член многих иностранных академий, лауреат международных премий, автор более 400 научных работ, создатель научной школы - неожиданно стала заниматься новой для себя темой под условным называнием "Умные живут дольше". Ее суть: чтобы продлить свои годы, человек должен не просто постоянно заниматься интеллектуальной работой. Этого мало. Надо ставить перед собой сверхзадачи.

Что имела в виду Бехтерева? Если человек всю жизнь стоял за конвейером, а приходя домой, ложился на диван перед телевизором, то его мозг работал с явной недогрузкой, "ходил по одним и тем же давно проторенным дорожкам". В итоге быстро стареет не только мозг, но и весь организм. На таком автомате живут животные, работа их мозга запрограммирована. Все расписано заранее. Но у человека все гораздо сложнее. Когда он решает новые для себя задачи, то включается весь мозг. Но когда новое освоено, включается режим экономии. Он оставляет активными только те области мозга, которые нужны для данного вида деятельности. Говоря образно, переходит в пассивный режим. Начинает хиреть и быстро стареет.

Отсюда вывод: человек должен постоянно ставить перед собой новые задачи. А еще лучше сверхзадачи. Тогда весь мозг работает на максимуме. Сегодня все это уже можно увидеть с помощью современной техники. Когда даже немолодой человек берется за сверхзадачу, в его мозгу формируются новые связи и образуются новые нервные клетки. То есть творчество преобразует мозг человека. Более того, активируются участки, которые ответственны за работу эндокринной системы, напрямую связанной с процессами старения.

Что же такое сверхзадача? По словам Бехтеревой, это то, что для вас очень важно, чего безумно хочется, но кажется недостижимым. Ее нельзя решить по стереотипу, нет такой готовой матрицы. Придется включать на "полную катушку" свой творческий потенциал. И тогда оживает мозг, оживает организм.

Ученый утверждала, что сверхзадача позволяет не только восстанавливать, но и увеличивать творческий потенциал мозга практически независимо от возраста. "Многолетний опыт в физиологии мозга человека и психофизиологии позволяет мне утверждать, что творческий потенциал мозга можно увеличить, восстанавливать творческой сверхзадачей и что восстановление творческого потенциала вплоть до оптимального его состояния возможно практически независимо от возраста", -- писала она в одной из своих последних работ. Сама Наталья Бехтерева ставила перед собой и решала сверхзадачи постоянно. По сути, вся ее жизнь в науке была чередой таких решений, на уровне стереотипов она не работала никогда.

Текущая страница: 1 (всего у книги 14 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Annotation

Предлагаемая книга представляет собой сборник эссе, очерков о выдающемся ученом-нейрофизиологе Наталье Петровне Бехтеревой, причем очерков в определенном смысле «сиюминутных». Это и личные воспоминания о Наталье Петровне как о человеке и ученом, и освещение ее научных достижений, и веселые истории из жизни возглавляемого ей коллектива.

Святослав МЕДВЕДЕВ

ПРЕДИСЛОВИЕ

НЕ МОГУ И НЕ ХОЧУ БЫТЬ ОБЪЕКТИВНЫМ

Из моего детства

Леди Бехтерева

Великая материальная сила

Утро – не для дирекции

Женщина в науке

«Поход» за ПЭТ

Умные живут долго

Ю. Д. Кропотов. ЗАБЫТЫЕ ОТКРЫТИЯ

Феномен детекции ошибок

Когнитивные функции базальных ганглиев

А. Н. Шандурина. СУДЬБОНОСНАЯ РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ЖИЗНИ ОДНОЙ ИЗ ЕЕ УЧЕНИЦ

В. Г. Вахарловский. ВНИМАНИЕ, БЛАГОДАРНОСТЬ, САМЫЕ ДОБРЫЕ СЛОВА

С. А. Дамбинова. ПРОЩАЙ, УЧИТЕЛЬ…

Человек чести

Репрессии ее не сломили

Она опередила свое время

Большое видится на расстоянии

А. Н. Шеповальников. У ГРАНИЦЫ НЕПОЗНАННОГО

В. А. Илюхина. Н. П. БЕХТЕРЕВА В СТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМНО-ИНТЕГРАТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

Встреча с Натальей Петровной и поворот в судьбе

Отдел нейрофизиологии человека, научные будни и праздники

Нашей Аlma mater и любимому Учителю (к 25-летию Отдела)

Направления, методология, технико-методическая оснащенность научных исследований

Наиболее крупные, опережающие мировой уровень научные достижения в познании принципов и механизмов жизнедеятельности мозга человека

Преемственность в развитии фундаментальных исследований академика Н. П. Бехтеревой и ее школы в Институте мозга человека

С. Л. Яцук. О НАТАЛЬЕ ПЕТРОВНЕ БЕХТЕРЕВОЙ

Д. Л. Спивак. ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ МИРОВОГО УРОВНЯ

И. Д. Столяров. НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА БЕХТЕРЕВА. МОЗГ И ИММУНИТЕТ

А. Д. Аничков. АКАДЕМИК Н. П. БЕХТЕРЕВА И МИРОВОЙ СТЕРЕОТАКСИС

А. Д. Аничков. ПЕСНИ НЕЙРОФИЗИОЛОГОВ

Мы не бяки, мы не буки (слова народные, музыка из мультфильма «Бременские музыканты»)

Баллада о внешнем и внутреннем положении (слова Р. И. Яковлева, музыка народная)

Судьба над мной жестоко надсмеялась (Слова Р. И. Яковлева, музыка народная)

А. Д. Аничков. НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА И ПЕТР ВЛАДИМИРОВИЧ БЕХТЕРЕВЫ

Н. В. Шемякина, М. Г. Старченко, Ж. В. Нагорнова, Ю. А. Бойцова. ГОТОВ УЧЕНИК, ГОТОВ УЧИТЕЛЬ…

Первые встречи

Уроки в науке и жизни

Л. Боброва. НА ЗЕМЛЕ КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ВЫПОЛНИТЬ СВОЙ ДОЛГ

А. Н. Аджубей. ПУТЕШЕСТВИЕ В ГЛУБЬ МОЗГА С УМНЫМ ГИДОМ

Е. Манучарова. ЛИНИЯ СУДЬБЫ Очерк об академике Н. П. Бехтеревой

Святослав МЕДВЕДЕВ

НАТАЛЬЯ БЕХТЕРЕВА – КАКОЙ МЫ ЕЕ ЗНАЛИ

© Институт мозга человека им. Н. П. Бехтеревой РАН, 2009

© ООО «Издательство «Сова», 2009

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Всегда боритесь за, не боритесь против.Н. П. Бехтерева

ПРЕДИСЛОВИЕ

Не прошло еще и года с тех пор, как от нас ушел наш учитель Наталья Петровна Бехтерева. Когда мы с ней прощались, в воздухе витали два желания: присвоить Институту мозга человека ее имя и написать книгу воспоминаний о ней.

Первое выполнено. Название нашего института стало «Учреждение Российской академии наук Институт мозга человека имени Н. П. Бехтеревой РАН». Выполнением второго желания и стала предлагаемая книга. Мы никого не заставляли участвовать в ее создании. Мы не давали никаких установок по стилю и содержанию освещаемых вопросов. Единственное пожелание было: писать то, что человек считает необходимым. То, что он чувствует.

Именно поэтому данная книга – не биография. Это сборник эссе, очерков о Наталье Петровне. Причем очерков в определенном смысле «сиюминутных» – ведь Наталья Петровна еще с нами. Для большинства из нас не прошло достаточно времени, чтобы писать спокойно, отстраненно, «объективно».

Придет время, и кто-нибудь – может, один из нас, а может, кто-то другой на основании наших рассказов и воспоминаний напишет ее биографию. Биографию ученого и человека. Именно так, потому что ее научные свершения неотделимы от этапов ее жизни. Она не ехала в лимузине по автобану. Она шла по маршруту высшей категории сложности. Иногда с поддержкой друзей, но чаще ей приходилось преодолевать препятствия в одиночку. Более чем благополучное детство. Детский дом. Сдача крови для выживания и возможности учиться. Поездка на крыше вагона к матери в лагерь. Комиссии народного контроля и многое другое. Молодой доктор наук. Раннее избрание в Академию медицинских наук, в Академию наук СССР. Депутат Верховного Совета. Директор Научно-исследовательского института экспериментальной медицины. Научный руководитель Института мозга человека РАН. Такой путь такой женщины достоин полного и подробного описания.

Однако на сегодня это задача слишком трудная. Мы еще не отошли от горечи потери. Может быть, позднее она не то чтобы уйдет, но сгладится. А сейчас, когда у меня еще не убран с селектора ее прямой номер (кнопка с надписью «НП»), трудно анализировать и выстраивать по ранжиру. Такое отношение характерно и для большинства из авторов этой книги.

Вот поэтому и получилась подборка очерков, значительно отличающихся друг от друга. Мы их не причесывали, вернее, минимально причесывали. Каждый писал, как хотел и сколько хотел. Каждый писал о том, что знал лично, а не из рассказов.

Это и личные воспоминания о Наталье Петровне как о человеке и ученом, и освещение ее научных достижений, и как она помогала получать научные результаты, и веселые истории из жизни возглавляемого ею коллектива.

Надеюсь, из этой книги читатель может больше узнать о Наталье Петровне Бехтеревой, почувствовать и понять, как нам ее не хватает.

...

С. В. Медведев

НЕ МОГУ И НЕ ХОЧУ БЫТЬ ОБЪЕКТИВНЫМ

Наверное, я знаю Наталью Петровну Бехтереву (часто ближайшие коллеги и друзья между собой звали ее НП) лучше всех. Я общался с ней почти ежедневно на протяжении полувека. И у нас не было запретных тем. Мы обсуждали все. Долго, подробно. И это естественно. Мы были, прежде всего, не только и не столько родственниками, сколько друзьями. Когда мне еще не было двадцати, кончились приказы и начались обсуждения.

Но именно это делает меня не совсем хорошим описателем. Я предельно ангажирован. Заинтересован. Я не могу и не хочу быть объективным.

Мои отношения с НП можно условно разделить на четыре этапа. Детство, я – физик, я – ее сотрудник, я – ее «начальник». Надо отметить, что все этапы отношений были не похожи и нестандартны.

Из моего детства

Одно из отличительных ее качеств – именно нестандартность. Пожалуй, я это видел наиболее часто. Начиная с бытового. Мне семь лет. Вокруг многие курят. Время было такое. НП однажды в гостях, когда зашла речь о сигаретах, сказала: «Ну, если хочет, пускай курит». А я хотел. Много и «прямо сейчас». Что и выполнил с совершенно плачевными последствиями. Потом не курил уже до самого университета, где трудно было не закурить.

Но существенно важнее – ее нестандартность в науке, о чем я расскажу позднее.

Первое, что я помню, – маленькая пятнадцатиметровая комната с девятиметровой галереей в полукоммунальной квартире. «Полу» – потому что соседи были не чужие: еще две малюсенькие комнаты занимали Екатерина Владимировна, дочь Владимира Михайловича Бехтерева, и ее муж Владимир Михайлович. Она была, как тогда говорили, конторской служащей, или, как теперь говорят, офисным работником, он – завклубом, по-моему, на заводе «Красный треугольник». Особой теплоты в отношениях не было, но мыло в суп не подкладывали.

В квартире была круглая, покрытая гофрированным железом печка, которую надо было каждый день топить. Были дровяные сарай и чулан. Кстати, у меня с трех лет и до сих пор слегка заметный шрам на лбу от пылающего полена, которое я вынул из топки. Потом печку ликвидировали и усилили, как тогда говорили, «паровое» отопление. Площадь комнаты резко увеличилась, и НП купила мне письменный стол. Я тогда уже ходил в школу.

История этой комнаты заслуживает отдельного рассказа. В детстве НП с родителями, сестрой и братом жила в квартире, считавшейся тогда очень хорошей, на Греческом. Она всегда с огромной теплотой рассказывала об этой квартире. Однажды она и ее брат Андрей, договорившись с новыми хозяевами, пришли туда, взяв меня с собой. Надо сказать, в то время у нас уже были очень хорошие квартиры, и она на меня не произвела впечатления, но видно было, что это квартира незаурядная. Там сохранилось кое-что впечатляющее, например, постамент от статуи, которая стояла еще в то время.

Когда арестовали родителей, то, во-первых, вокруг оказалось очень много шариковых, которые немедленно начали грабить детей, и практически от достаточно хорошего «приданого», собранного для НП ее родственницей, не осталось ничего. До самого последнего времени НП обнаруживала кое-какие вещи из этой квартиры в антикварных магазинах, и если удавалось, то покупала.

Во-вторых, в огромной по нынешним понятиям семье (только у Владимира Михайловича Бехтерева было помимо дедушки четверо детей) не нашлось никого, кто поддержал бы тринадцатилетнюю НП. Она попала в детский дом и, естественно, лишилась квартиры. Об этом периоде она сама писала, и я не буду все пересказывать. Но когда она вместе с 1-м Ленинградским медицинским институтом вернулась из эвакуации (Иваново), то оказалось, что у тетки отбирают площадь за излишки. Конура была слишком просторна. И Екатерина Владимировна прописала НП.

Владимир Михайлович Бехтерев

Огромным достоинством нашей комнаты было окно – не в классический петербургский двор-колодец, а над крышей соседнего дома: было видно солнце и Симеоновскую церковь, тогда, естественно, склад. Недавно я привел свою дочь в этот двор-колодец, и ей просто стало страшно.

Важным являлось и наличие галереи – семь квадратных метров и полтора метра в ширину. Она сыграла, возможно, неоценимую роль в развитии НП как ученого. Там могла жить домработница, она же и моя няня. Нянями, как правило, были молодые девушки, приезжавшие из деревни. Хорошие. По крайней мере, не помню ничего плохого по отношению к себе в свой адрес. При этом они могли сидеть со мной и готовить обед, топить печку. Это не то, что сейчас. На малюсенькой кухне стояла дровяная плита. Но в моих воспоминаниях уже появились примусы и керогазы, хотя плиту иногда и использовали. Готовили девушки отвратно, но есть было можно.Так что я вспоминаю себя в это время либо у родителей отца в Москве (бабушка не работала, и до появления моего двоюродного брата меня довольно часто туда подкидывали), либо гуляющим с няней в районе улицы Белинского – Марсово поле, Летний сад… Позже гулял один. И довольно редко – с родителями. К тому времени оба они уже стали кандидатами наук и не просто были поглощены работой, они ею жили. Они и познакомились-то в аспирантуре, у них был общий руководитель, Андрей Владимирович Лебединский. Я появился на свет как раз в процессе их работы над диссертацией.

Петр Владимирович Бехтерев

Но были моменты, когда домработницы исчезали или уходили в отпуск. (Я тогда не понимал всей остроты этих проблем – понял только спустя двадцать пять лет, когда самому пришлось столкнуться.) Именно поэтому, приблизительно с 1955 года, я становился все более и более осведомленным о том, что делает НП. А как же иначе, если до одиннадцати вечера сидишь в электрофизиологической лаборатории Нейрохирургического института имени А. Л. Поленова. В краткие минуты перерывов НП рассказывала мне сказки о физиологии, о красных и белых кровяных телах. Белые были сильные и пушистые и защищали меня от микробов. Рассказывала сказки и о приборах. В них разрешалось играть. НП была заведующей лабораторией, и если я что-то ломал, то сама (!) исправляла. Это умение было необходимым, потому что приборы были малонадежными. Правда, утром лаборанты удивлялись, что все коммутации нарушены. Иногда меня спрашивают, спрашивала и она сама, не был ли я обделен обычным материнским вниманием. Определенно нет. И с позиций взрослого человека, для которого она создала, именно много работая, прекрасный плацдарм, и даже с тех давних детских позиций, так как недостаток общения компенсировался качеством. Я видел довольно дружный коллектив людей, которым нравилось работать. И все время видел, как работала сама НП. Видел, с какой радостью люди встречали новые приборы, которые появлялись как будто бы сами собой. Теперь-то я знаю, сколько сил для этого надо было приложить. А это были электроэнцефалографы французской фирмы «Альвар», «телевизор мозга» по Ливанову и многое другое.

Зинаида Васильевна Бехтерева

Довольно скоро НП стала заместителем директора Института, и тогда часть времени я проводил в приемной. Это было уже не так интересно, как в лаборатории.

Тогда НП в основном занималась проблемой диагностики заболеваний головного мозга по электроэнцефалограмме. Естественно, никаких методов ее обработки тогда не существовало, и все оценивалось с помощью самого мощного в природе анализатора – глаза и мозга исследователя. И вот здесь эта работа была не столько методом, сколько искусством. Я помню споры об энцефалографии. Помню, с какой гордостью НП поздно вечером говорила (не мне, конечно, но я слышал), что на операции опухоль оказалась именно там, где она указала.

По результатам этих исследований НП написала свою первую монографию «Биопотенциалы больших полушарий при супратенальных опухолях», которая сразу же стала популярной. Ее главное достоинство заключалось в том, что диагностика с помощью электроэнцефалографии все меньше становилась искусством и все больше – методом. Кроме того, в ней содержались теоретические предположения. В популярной книге не надо их детально излагать (тот, кто интересуется, может прочитать монографию), но эти предположения опять же превращали электроэнцефалографию из феноменологии в физиологию. Из набора правил в науку. Например, была выдвинута гипотеза о защитной роли медленных колебаний.

Именно интенсивнейшая научная работа и талант позволили НП очень рано для врача защитить докторскую – в 1959 году. В тридцать пять лет. Надо отметить, это очень рано и для врача, и для женщины, а уж тем более в те годы. Тогда защита была действительно защитой, и результат не был предопределен.

И вот промежуточный итог. Красивая (об этом отдельно), молодая, делающая прекрасную карьеру женщина. Заведующая лабораторией. Заместитель директора. Ей неоднократно предлагали возглавить Нейрохирургический институт. Она отказывалась, и, мне кажется, это было правильно, так как он был просто мал для нее.

Женщина, обладавшая прекрасным голосом, закончившая шесть классов музыкальной школы. Ее приглашали на профессиональную сцену. Кстати, с ее умением петь связан один эпизод. Уже в шестидесятых годах она была с делегацией (тогда так просто не ездили) советских ученых на международном конгрессе в одном из городов ФРГ. Насколько я помню, в Мюнхене.

И вот в огромной пивной HB – кто был там, тот знает ее размеры, – организована встреча участников. Наши ученые тогда еще достаточно редко ездили на подобные конгрессы и многих особенностей не знали. Например, о том, что на таких собраниях часто заставляют (именно заставляют!) исполнить какой-либо номер – спеть, показать фокус и т. п. Наша делегация в панике. И когда ведущий вечера подходит к нашим, то руководитель делегации краснеет и начинает протестовать, что это «капиталистические провокации», направленные против советских ученых.

И вдруг НП встает и идет на сцену с оркестром. Наши в шоке. Как рассказывала НП, она вычисляла, какую русскую песню немцы и вообще иностранцы наверняка знают. И решила, что «Катюшу» знают точно. Она подошла к оркестру (немецкий НП знала с детства, еще от бонны), договорилась с ним и начала дирижировать (этому ее учили в музыкальной школе), а после вступления запела профессиональным, концертным голосом. Зал буквально взревел. Начали подпевать.Это был ошеломляющий успех, и все те, кто пел после нее, уже не смотрелись.

Леди Бехтерева

Она была по-настоящему красивой женщиной. Фотографии не передают эту красоту в полной мере. Очень многое в ее красоту вносила манера поведения. Из-за этого в Англии, где она была в командировке, о которой я расскажу ниже, ее называли «леди Бехтерева». Вообще, надо отметить, что мать НП тоже была очень красива. Она была потомственной дворянкой и воспитывала детей «так как надо». Волосы у детей наголо состригались, чтобы лучше росли, осанка, манеры вырабатывались. К счастью, тринадцати лет хватило на всю жизнь.

Сначала у НП были роскошные длинные волосы, так сказать, ниже талии. Она их каждый день терпеливо расчесывала частым гребешком и при этом пела в нашей крохотной комнатке. Потом, в конце пятидесятых, сделала себе короткую прическу, подобную той, что мы видим на ее фотографиях, вплоть до самых последних.

Эпизод. Она была с делегацией на какой-то конференции в Голландии. По прошествии некоторого времени один из членов делегации пригласил НП и еще некоторых спутников на просмотр фильма, который он там снял. Естественно, черно-белый и, конечно, без звука. На столе лежало полкило «настоящего голландского сыра» (для нас абсолютное диво). Его дегустация тоже входила в программу вечера. В момент кульминации вечера запустили проектор. Это была летопись путешествия, и, естественно, она начиналась в аэропорту. И вот на экране появляются ноги в туфлях на высоченных каблуках. Они идут больше минуты, и все зрители завороженно на них смотрят. Потом камера поднимается, и мы видим НП. Да, было на что посмотреть!

Она была прекрасным диагностом. До самого последнего времени в спорных случаях уже в нашем институте ее приглашали как эксперта. Она разрабатывала новые методы лечения. Я не буду отдельно касаться книги «Болезнь Рейно». Она тоже была этапом, но дальнейшие работы были много интереснее. Однако более всего ее интересовал мозг человека. Не только его заболевания, но и принципы и механизмы его деятельности. И знаете, она была внутренне готова поймать удачу, не упустить шанс этим заняться.

И в ее жизни происходят два, казалось бы, не связанных события: трехмесячная стажировка в Великобритании и вызов к секретарю ЦК КПСС.

В 1960 году НП едет на три летних месяца в Англию. Я в то время болел (туберкулез) и несколько лет провел в госпитале и санатории в Пушкине. НП каждую неделю меня навещала, но времени поговорить обо всем не было, поэтому не знаю, как была организована эта поездка. По-моему, по линии ВОЗ. В Англии НП завязывает ряд очень важных знакомств с известными учеными. Но кардинально изменила ее жизнь встреча в Бристоле с Греем Уолтером, пожалуй, крупнейшим исследователем человеческого мозга прошлого столетия. НП мне неоднократно говорила, что Грей был одним из очень немногих, кто действительно понимал мозг. Вероятно, так же, как и Владимир Михайлович Бехтерев. Общение с Греем кардинально изменило НП. Вероятно, именно после этого она прониклась миссией исследовать не ЭЭГ, не диагностику мозга, а сам мозг как наисложнейший объект во Вселенной.

Грей Уолтер открыл массу феноменов в мозгу. Это и волна ожидания, и альфа-ритм (кстати, Уолтер гордился тем, что у него самого этого ритма не было), и многое другое. Он был одним из первых кибернетиков – известна его черепаха, обходящая препятствия. Он реально начал применять для диагностики и лечения различных заболеваний мозга метод долгосрочных имплантированных электродов.

Это был статный, импозантный, красивый, высокий мужчина, невероятно обаятельный. Он был трижды женат, и все жены были чрезвычайно эффектными. Я с ним познакомился в 1963 году, когда по приглашению НП он приехал к нам и, что было практически невероятным событием, остановился не в гостинице (он был, мягко говоря, небогат), а в нашей, добытой стараниями НП, трехкомнатной квартире. Помню ночные дискуссии, когда отец, НП и одетый в халат Грей сидят в гостиной и говорят, говорят… Приезжал он к нам и в 1966 году на один из устраиваемых НП симпозиумов.

К сожалению, вскоре после этого он попал в аварию на своем мотоцикле, получив сильнейшую травму головы. Ослеп на один глаз. И, как и Ландау, стал совершенно другим человеком. Я его видел на очередном симпозиуме. Это было очень грустно.

Итак, НП возвращается из Англии. Осенью. На корабле. Мы с отцом едем ее встречать. Приехал совсем другой человек. Я даже испугался (мне двенадцать лет). В первую очередь – внешний вид. Тогда обычной прической у женщин были зачесанные назад волосы. Мне трудно это объяснить, но суть в том, что волосы накручивали на бигуди назад, выше лба. У нее же они были накручены по тогдашней «империалистической моде» вперед, на лоб. Это радикально изменило ее внешность. Но самое главное, что уезжала она с одним темпераментом, а вернулась с другим. Это все равно что сравнить гоночный автомобиль с «Волгой» – тоже неплохой машиной, но не экстра.

Великая материальная сила

И начала поход за вживленные электроды. Вообще походы были в ее стиле и ее страстью. У нас была шутка: «Идея, овладевшая НП, становится материальной силой». И большинство походов, о которых я еще расскажу, да почти все, заканчивались победой.

Вживленные электроды. Даже сейчас, говоря о них, многие испытывают трепет. Хотя имплантация электродов и стимуляция подкорковых ядер при паркинсонизме – сейчас рутинная операция. А тогда об этом даже говорить было страшно. К тому же первыми этот метод разработали и применили фашисты в концлагерях. Я помню высказывания в то время об «этих канадцах» (имелись в виду величайшие ученые Джаспер и Пенфилд), которые забивают в голову живому человеку золотой гвоздь и проводят свои человеконенавистнические эксперименты. Наш парторг такого не допустит.

Но НП все преодолела. Как? Не знаю по малолетству. Было получено разрешение Минздрава СССР, и в 1962 году в ЛНХИ – Ленинградском нейрохирургическом институте имени А. Л. Поленова – была проведена первая операция по имплантации электродов больной, страдающей болезнью Паркинсона. И это было не слепое копирование гениального Уолтера. Были сделаны принципиальные усовершенствования. Самое главное: у него электроды вводились не прицельно, веером, и потом уже проверяли, куда попали. НП предложила вводить их стереотаксическим методом и, что очень важно самое главное, сказала, куда надо вводить. Именно на этом и была позднее построена ее сотрудником и одним из моих учителей Владимиром Михайловичем Смирновым наука – «стереотаксическая неврология».

Вообще НП в этот момент поняла, что должна существенно расширить свои познания. Для ее новых устремлений уже не хватало только медицинских знаний. И она устраивает частные уроки для себя и своей ближайшей сотрудницы Натальи Ивановны Моисеевой. Проходит университетский курс матанализа, много пытается узнать от физиков. Она не хочет быть слепо зависящей от своих сотрудников – инженеров и математиков. Кстати, именно НП начала массово принимать на работу в медицинские подразделения физиков и математиков. Конечно, математиком она не стала, но четкое понимание в необходимом для нее объеме появилось. К сожалению, некоторые ее современные ученики не могут себя заставить хотя бы попытаться повторить это.

…Первую операцию начали утром, а закончили после полуночи. Оперировала блестящий нейрохирург Антонина Николаевна Орлова (позже она сменила фамилию на Бондарчук). Столь долгое время объяснялось тем, что необходимо было провести расчеты для стереотаксического введения, а в распоряжении медиков тогда были только арифмометр и логарифмическая линейка. Эти расчеты надо было неоднократно проверить. Цена ошибки была и жизнь пациентки, и «жизнь» врачей, их дальнейшая работа и диплом. Многое было поставлено на карту. Требовались огромная личная смелость и умение увлечь сотрудников – ведь «крайней» стала бы нейрохирург, да и отвечала бы вся команда. Конечно, НП получила бы по максимуму. Но больная почувствовала себя лучше уже на операционном столе.

Для первой операции НП выбрала тяжелейшую больную, которой не помогало никакое лечение. Она была прикованным к постели инвалидом. Учительница математики, она не могла отличить круг от треугольника. И вот через несколько недель я вижу, как по коридору ЛНХИ несется с огромным тюком в руках (помогала медсестре) молодая привлекательная женщина. Конечно, полностью паркинсонизм не ушел. Это системное заболевание. Через двадцать лет женщина опять поступила в клинику. Но двадцать лет нормальной жизни дорогого стоит.

Результат сразу стал известным. Прославил. А если бы наоборот? Из уже почти пятидесятилетнего опыта можно сказать, что результат был одним из лучших. Повезло. И это тоже. Но было не только и не столько везение, сколько умение, как говорил Александр Васильевич Суворов.

Эти работы, по сути, стали настоящим прорывом в исследовании мозга. Впервые врач мог очень щадяще и вместе с тем эффективно вмешиваться в работу сложнейших мозговых систем. Но еще более важно то, что исследователь получал не традиционную электроэнцефалограмму с поверхности головы, а разнообразные сигналы «изнутри» мозга, вплоть до импульсов отдельных нейронов из коры и подкорковых ядер.

Говорят, что сегодня электростимуляцией мозга не занимается только ленивый. Более того, серийно производятся имплантируемые стимуляторы. Словом, рутина. А в то время НП столкнулась с неприятием, которое иногда доходило до яростного сопротивления. Вообще подобное не раз случалось на протяжении всей ее жизни. Прорыв, успех, резкая критика, потом – множество людей, которые всегда «это» знали, а через несколько лет – рутинный метод исследования или лечения. Иногда даже прямое заимствование результатов.

Через несколько лет, уже в больнице на улице Гастелло, случилась трагедия. Пациентка с электродами повесилась. К сожалению, такое бывает. При паркинсонизме тяжелая депрессия более чем оправдана. Человек может просто устать от болезни, и если на это накладываются неприятности личного плана, то происходит страшное. Редко, но происходит. На моей памяти было два таких случая.

В то время эта операция уже стала почти рутинной. Тем не менее была анонимка и была создана строжайшая комиссия с обвинительным уклоном, начальник которой В. И. Гребенюк кричал НП: «Я вас в лагерную пыль превращу!» НП с сотрудниками – а это была действительно команда – выстояли. Они доказали свою невиновность. Но чего это стоило! А если бы нечто похожее произошло с первой больной?

В 1962 году НП вызывают в ЦК КПСС. Надо сказать, что обычный человек в то время и в Смольный-то ходил с опаской. А тут ЦК! Зачем – не сказали. НП принимает Александр Николаевич Шелепин – член Президиума и секретарь ЦК, один из самых влиятельных людей в то время. Это уже при Брежневе он попал в опалу. НП рассказывала, что разговор был очень неформальным, «вообще» о науке, о жизни, о ее планах. Разговаривали несколько часов. Мистика. Подобных аудиенций такие люди обычно не устраивают. А НП, что называется, понесло. Она увлеченно рассказывала о том, что можно лечить болезни мозга, что можно и нужно исследовать, как мозг мыслит, как в нем организованы процессы, обеспечивающие эмоции, речь, и многое другое.

Дальнейшее было полной неожиданностью. А. Н. Шелепин сказал, что принято решение (а решение в ЦК сильнее закона и приказа) назначить НП заведующей отделом науки ЦК. Это было не просто много. Это был очень высокий пост, но тупиковая должность для ученого. Однако, поговорив с НП, А. Н. Шелепин понял, что нецелесообразно отрывать такого сильного ученого от науки. Он сделал ей предложение: любой институт или в любой институт на любой пост. Плюс обещание материальной поддержки. Свое обещание он выполнил. А НП выбрала Институт экспериментальной медицины, в котором решила организовать отдел.

Название отдела было вызывающим (как и многое, что делала НП): «Отдел прикладной нейрофизиологии человека». Вызывающим, потому что в то время нейрофизиология была исключительно экспериментальной наукой, на кроликах и крысах. А чего стоило слово «прикладной»! Таким образом, уже в самом названии был вызов, и была программа исследования мозга на десятилетия вперед. Декларировалось исследование мозгового субстрата мысли, мозговых кодов, того, как работают клетки мозга при деятельности человека и применение этих знаний для лечения больных.

Как известно, при создании новой организации возникают четыре проблемы.

Первая: программа работ. Она существовала и в голове у НП, и была отражена в ее выступлениях, и, как уже говорилось, в самом названии отдела.

Вторая: кадры, которые, как известно коммунистам, решают все. Нужно, чтобы тянулась талантливая молодежь. А ее надо заинтересовать. Но главное – руководители среднего звена, завлабы и старшие научные сотрудники. Как правило, такие люди либо уже имеют свое направление и их очень трудно переориентировать, либо они его так и не сформировали. НП удалось найти и заинтересовать и тех и других. Потому что задачи и планы были настолько привлекательны для понимающих людей, что с их отбором не было особенных сложностей. Приходили и ее старые знакомые, и те, кого она знала по работам.

Третья: оборудование. Приборы дорогие, но не только дорогие, они еще и фондируемые. В то время мало было просто иметь деньги. Надо еще и быть включенным в план поставок. Тогда все, начиная от бумаги для пишущей машинки до любого дорогого прибора, приходилось «выбивать». Так, серьезной проблемой, как уже говорилось, было большое время стереотаксических расчетов. Все это время – часы – больной лежал на столе с трепанационным отверстием, прикрытым салфеткой. Поэтому НП идет к Акселю Ивановичу Бергу – тогда он был главным в стране по кибернетике – и выпрашивает у него самую современную в то время машину «Минск-1». И тот дает согласие: НП умела увлекать! А Берг был не только администратором, но и крупным ученым. И вот в большом, около сорока квадратных метров, зале на Кировском проспекте устанавливается ЭВМ. На лампах. Она часто выходила из строя: то лампа перегорит, то контакт окислится. Скорость ее вычислений поражала воображение – 2000 операций в секунду. Картина была впечатляющая. Посередине комнаты стоит ревущий и гудящий огромный монстр, а вокруг него пляшут несколько голых (в одних трусах) инженеров и техников, непрерывно его ремонтируя. Голых, потому что машина потребляла киловатты и исправно их превращала в тепло. Но свою задачу проведения операционных расчетов она впервые в мире выполняла. Потом НП добывала и для отдела, и позже, став директором, для ИЭМ еще много дефицитной техники и ЭВМ, и многим почему-то казалось, что она просто везучая. Никому не дают, а ей дают. Удобная позиция.

До последнего времени считалось, что на продолжительность жизни человека влияют в основном наследственность, экология и образ жизни. Теперь к ним прибавился еще один фактор - уровень интеллекта и степень интеллектуальной нагрузки. Связь между IQ и старением выявили специалисты из Британского совета по медицинским исследованиям. Они проследили за состоянием здоровья более 1000 человек, принадлежащих к разным социальным группам и профессиям, и на днях обнародовали свои выводы. Смертность людей, которые на протяжении всей жизни должны были постоянно работать головой, в четыре раза ниже по сравнению с теми, чей мозг не испытывал сильной нагрузки. Исследователи подчеркивают, что здесь играет роль именно постоянная интеллектуальная нагрузка, а не просто высокий IQ.

Британские ученые пока лишь представили статистические факты и не объяснили, почему так происходит. С этим вопросом "МН" обратились к научному руководителю Института мозга человека РАН академику Наталье БЕХТЕРЕВОЙ .

Наталья Петровна, вы давно говорите о том, что поддержание интеллектуальной формы, как и формы физической, требует постоянных усилий. Теперь появились подтверждения тому, что между этими "формами" есть связь. На чем она, по-вашему, строится?

Я могу только делать предположения, хотя они основаны на наших сегодняшних знаниях о работе человеческого мозга. Известный ученый-физиолог Евгений Николаевич Соколов когда-то доказывал, что мозг живых существ функционирует по "меченым линиям". Он исследовал низших животных и обнаружил, что работа их мозга запрограммирована. Нейронная сеть у них формируется таким образом, что нервные импульсы в мозге распространяются, как поезда по рельсам, с остановками в нужных местах. У человека мозг устроен гораздо сложнее, но и у нас есть такие "меченые линии". Именно по ним "проходят" привычные действия, доведенные до автоматизма: когда вы, входя в комнату, протягиваете руку к выключателю, садитесь за стол, берете привычные предметы.

Во время исследований мы наблюдаем, что происходит в мозге при самых разных действиях - простых и сложных. Когда человек начинает делать что-то новое, то сначала включается весь мозг, но постепенно различные его области отключаются и в рабочем состоянии остаются только те из них, которые необходимы для данной деятельности. Чем она проще, тем меньше областей остаются "включенными". Экономный режим освобождает мозг для чего-то большего. Но далеко не все люди пользуются этой возможностью в полной мере.

- Для чего "большего"?

Сложной мыслительной работы, решения нестандартных задач, творчества. Последние исследования с применением современной техники - позитронно-эмиссионного (ПЭТ) и магнитно-резонансного (МРТ) томографов - показали, что в этих случаях во многих зонах мозга (практически в каждой!) задействуются какие-то участки. У нас в Институте мозга человека РАН мы последние пять лет изучаем мозговую организацию творчества. Испытуемым-добровольцам задаются специальные тесты разной сложности (например, составить рассказ из связанных и из не связанных по смыслу слов), и с помощью ЭЭГ и ПЭТ наблюдаем, что происходит в этот момент в мозге. Оказалось, что творческая деятельность задействует почти весь мозг, включает зоны, имеющие отношение к самым разным процессам, - здесь и память, и эмоции, и собственно креативность, и многое другое.

- Но как все это может быть связано с физической формой человека, продолжительностью жизни?

- Когда происходит подобная "нестереотипная деятельность", мозг работает в полную силу и живет полноценной жизнью. Мозгу ведь, как и всем другим органам, нужно работать - даже мозг детей, не получивших достаточного количества раздражителей, может не развиться как следует. Если же человек провел свою жизнь в "стереотипной ситуации" - подметал улицы, стоял за конвейером, - словом, "ходил" по "меченым линям" и никак не компенсировал эту недогрузку мозга, то в старости он уже не сможет легко выучить иностранный язык, будет испытывать серьезные затруднения с памятью и многое другое. А тот, кто всю жизнь занимался умственной работой, сохраняет мозг в рабочем состоянии до глубокой старости, хотя память может и не быть такой острой, как в 20 - 30 лет.

Но главное другое. При решении сверхзадач в мозгу даже немолодого человека могут формироваться новые связи, и, по-видимому, образуются новые нейроны - нервные клетки! Формирующиеся нейронные сети начинают работать и поддерживают не только хорошую интеллектуальную форму, но и влияют на многие процессы в организме. Работающий мозг лучше справится даже с последствиями инсульта.

Сверхзадачи мозгу человека полезны, даже жизненно необходимы. Сравните город, в котором живут люди, действует инфраструктура, горят огни, и - заброшенную деревню, где осталось несколько стариков, доживающих свой век. Так вот, мозг человека, который не решает сложных задач и не занимается творческой деятельностью, - это и есть заброшенная деревня. Он не живет, он существует.

- А тело?

Мозг имеет отношение ко всему происходящему в организме. Например, в процессе творчества активируются участки, важные для эмоциональной деятельности, - в том числе, в структурах гипоталамуса, влияющих на эндокринную систему, которая напрямую связана с процессами старения. Это лишь одна линия, но я считаю, что активный мозг и в пожилом возрасте продолжает регулировать почти все происходящее в организме.

Я долго размышляла о возможности центральной регуляции процесса старения - он ведь состоит из нескольких фаз, и, возможно, мозг способен продлевать какую-то фазу.

- А прежде, много веков назад интеллектуально загруженных людей в популяции было меньше?

Теоретически - да. Сегодня гораздо большее число людей может оказаться в информационном поле и что еще более важно - в поле срочного принятия решений. Как было на самом деле, трудно сказать. Когда я читаю романы XII - XIII веков, то вижу, что жизнь тогда была очень непростая, хотя многое определялось ритуалами, стереотипами. С этой точки зрения меня очень интересуют монахи в монастырях: повседневная стереотипная деятельность на фоне ограничения движений. За счет чего там сохраняются интеллект и здоровье? Выгодный для организма духовный настрой?

Почему уровень интеллектуальной нагрузки не включали в число факторов, влияющих на продолжительность жизни?

Шли с периферии. А мозг действительно может очень многое, хотя далеко не все. Образ жизни "работников умственного труда" - часто ужасный, физическая активность низкая, режим питания неправильный, вредные привычки: Мозг пытается компенсировать это, но не всегда со всем справляется. Эти люди, хоть и живут дольше, но объективно нездоровы. Я ведь еще во многом сужу и по себе, и по тем, кого наблюдаю вокруг. Поэтому лучший вариант - это когда с детства и думаешь, и в теннис играешь. Если объединить физическую и умственную нагрузки, можно довольно долго хорошо жить. Тем, кто работает головой, лет в 40 надо крепко об этом задуматься.

- А тем, чей образ жизни не располагает к умственным нагрузкам, в 40 лет можно что-то изменить?

Когда-то я работала с пациентами, испытывавшими затруднения с памятью, и спрашивала у них: "Вы много читаете?" - "Да, все газеты". Тогда газеты у нас были почти все одинаковые, и я отвечала: "Если не станете читать что-то другое, то я не завидую вашей старости". Нужно практиковать хотя бы разнообразное чтение.

Надо пробовать нетривиально решать свои проблемы. Вообще в жизни каждого человека происходит очень много всего, что может задействовать мозг, заставит его придумать нечто неординарное. Даже на бытовом уровне, в семье. К сожалению, такой подход очень трудно навязать человеку. Хотя, с другой стороны, организованная пропаганда может многое: ведь популярны же сегодня фитнес-клубы. Может, надо создавать и "мозговые клубы"...

- У вас есть личные правила "умственной гигиены"?

Одно из них я когда-то усвоила от своего начальника, директора Института экспериментальной медицины Дмитрия Андреевича Бирюкова, у которого день был четко поделен на две половины - первую он занимался наукой, а вторую - директорскими обязанностями. И во время работы в лаборатории никто и ничто (если только не пожар) не могли заставить его прерваться. Став директором, я поступала так же и смогла долго полноценно заниматься наукой. Сейчас больше половины времени работаю дома, и это требует довольно строгой дисциплины. Пока я не напишу "дневную норму страниц" или не прочту того, что нужно для текущей работы, - не занимаюсь так называемыми мелочами, которые могут съесть время и силы. А беллетристику читаю только в постели перед сном.


Досье МН


БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна - научный руководитель Института мозга человека РАН, руководитель научной группы нейрофизиологии мышления, творчества и сознания, академик РАН и РАМН, лауреат Государственной премии СССР.

Академик Н.П. Бехтерева заложила основы фундаментальных исследований в области физиологии здорового и больного мозга человека. Ею создан комплексный метод исследования принципов структурно-функциональной организации мозга человека, мозговых механизмов мышления, памяти, эмоций. Н.П. Бехтерева - автор более 360 научных работ (из которых более 140 опубликовано в международной периодике), в том числе 14 монографий (4 из которых переизданы за рубежом).

СПРАВКА

Мозг и компьютер

Мозг человека содержит 10 - 20 миллиардов нейронов - нервных клеток. Один нейрон может иметь связи примерно с 20 тысячами других своих собратьев. На передачу химических сигналов между нейронами уходят микросекунды, и при этом мозг выполняет многие задачи быстрее и лучше, чем самые мощные современные процессоры. Секрет в том, что мозг не исполняет закодированные инструкции, а активизирует связи (синапсы) между нейронами. Каждая активация эквивалентна выполнению цифровой команды. Можно оценить, сколько связей активизируется каждую секунду, и сравнить с количеством команд, выполняемых компьютером за то же время. Синаптическая активность мозга достигает 1016 связей нейронов в секунду. Чтобы добиться такой производительности, потребуется миллион компьютеров Intel Pentium, потребляющих в общей сложности сотни мегаватт!

Внучка всемирно известного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева считала, что человеческий мозг - это живое существо, находящееся в нашем теле. Ей всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком. И, кажется, ей это удалось. Подробности в ее цитатах.

1. Фактором, наиболее часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции.

2. При эмоциональных расстройствах очень хороши прогулки, разного рода двигательная активность. Что может сделать с человеком плавание, движение в воде! После водных процедур становишься просто другим человеком.

3. Воспитанный баланс эмоций, разумная гордость и стойкость – важнейшие условия для полной реализации таланта.

4. Если бы люди были здоровы и, скажем так, оказывались бы менее часто подавленны или перевозбуждены проблемами, творческий потенциал человечества значительно увеличился бы. Особенно сейчас, в фазу растущего информационного потока.

5. Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами. Когда хотят впечатляюще оценить интеллект человека, нередко вспоминают эту «историческую легенду» – и чаще всего без имени героя (Юлия Цезаря) говорят: X (Y, Z) может одновременно слушать, писать, говорить. Почему-то я в такой вариант в прямом его смысле не поверила. И показалось мне, что здесь используется как бы обходной вариант – идет быстрое переключение с одной деятельности на другую при минимальных потерях информации и с удержанием в памяти ведущей линии во всех трех ситуациях. И, как я думаю сейчас, не очень «захватывающих», не очень эмоционально значимых. Если хотя бы одно из «дел» окажется доминирующим – в его пользу сломается вся система.

6. Я часто думаю о мозге так, будто он - отдельный организм, как бы «существо в существе». Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком. Когда я поняла это, то испытала такое чувство, будто нашла жемчужину.

7. Ещё одна тайна мозга - сны. Наибольшей загадкой мне кажется сам факт того, что мы спим. Мог бы мозг устроиться так, чтобы не спать? Думаю, да. Например, у дельфинов спят по очереди левое и правое полушария… Чем можно объяснить «сны с продолжением» и тому подобные странности? Допустим, вам не в первый раз снится какое-то очень хорошее, но незнакомое место - например, город. Скорее всего, «сказочные города» снов формируются в мозге под влиянием книг, кинофильмов, становятся как бы постоянным местом мечты. Нас тянет к чему-то ещё не испытанному, но очень хорошему… Или вещие сны - это получение информации извне, предвидение будущего или случайные совпадения?.. Я сама за две недели «до события» со всеми подробностями увидела во сне смерть моей матери.

8. Мне всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком.

9. Между прочим, вы знаете, что у вас в мозгу постоянно действует детектор ошибок? Он напоминает - «вы не выключили свет в ванной», обращает ваше внимание на неправильное выражение «синий лента» и предлагает другим отделам мозга его проанализировать, лента-то «синяя», но что кроется за ошибкой - ирония, незнание или небрежность чьей-то быстрой речи, выдающая волнение? Вы же человек, вам надо знать и понимать не один, а множество планов.


10. Оказывается, когда кто-то говорит «после всего пережитого я стал совсем другим», он совершенно прав - перестроилась вся работа его мозга, даже некоторые центры переместились. Мы видим, как люди мыслят, как вспыхивают огоньками отдельные активные клеточки, но еще не расшифровали код мышления и не в состоянии по картинке на экране прочитать, о чем вы думаете. Может быть, никогда и не расшифруем.

11. Я допускаю, что мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает ее из пространства и считывает. Мы видим многое, что не в состоянии объяснить. Я встречалась с Вангой - она читала прошлое, видела будущее. По данным Болгарской академии наук, число ее сбывшихся предвидений - 80 %. Как у нее это получалось?

12. Принято говорить, что у нас задействованы только 5-7 % мозговых клеток. Лично я на основе своих исследований склонна полагать, что у творчески мыслящего умного человек работают почти все 100 % - но не разом, а как огоньки елочной гирлянды - по очереди, группами, узорами.

13. Я выступала, читала лекции, занималась громадной организационной работой, но - не жила. Пока у меня не появилась очередная сверхзадача - доклад, который позволил оценить, сколько сделано в прошлом, и показал, что есть смысл в будущем. Без сверхзадачи человеческое существование лишено смысла. Животные рождаются, дают жизнь новым поколениям, потом функция размножения угасает, и наступает смерть. А мы - мы не умираем, пока у нас есть цель - дождаться внуков и правнуков, написать книгу, увидеть мир, заглянуть в Зазеркалье… Старости не существует, и ничего не заканчивается, пока вы сами этого не захотите.

15. Мы бьемся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность - то-то будем довольны! А запомнится навеки другое - как молодой и красивый папа играет на рояле старинный вальс «Осенний сон», а ты - кружишься, кружишься под музыку, словно лист на ветру…

Наталья Бехтерева всю жизнь посвятила изучению мозга. Незадолго до ухода в лучший мир она написала научную работу «Умные живут долго».