Вывод о профессии учителя. Благородная профессия учителя. Кто такой учитель: описание

Учитель — профессия и должность в системе начального и среднего общего образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся.

Учитель - одна из самых почетных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги.

Отдельные учителя (за некоторыми исключениями в начальной школе и отдельных случаях) преподают различные предметы. Такие как: русский язык (как государственный на всей территории Российской Федерации) и литература, родной язык, математика (в средней и старшей школах включающая в себя алгебру и геометрию), иностранный язык (их может быть несколько), информатика, информационные технологии, история, обществознание (граждановедение), экономика, окружающий мир, география, биология, экология, химия, физика, материальные технологии, черчение, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура (МХК), основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физическая культура, краеведение (в Москве например: москвоведение) и другие различные предметы (риторика, история религий, философия, хореография и т. п.). Также в обязанности учителя входит поддерживание дисциплины и организованности учащихся.

Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями.

Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.

Личные качества

Склонность к работе с детьми;

Умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;

Высокая степень личной ответственности;

Самоконтроль и уравновешенность;

Терпимость, безоценочное отношение к людям;

Интерес и уважение к другому человеку;

Стремление к самопознанию, саморазвитию;

Оригинальность, находчивость, разносторонность;

Тактичность;

Целеустремленность;

Артистизм;

Требовательность к себе и другим;

Наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).

Обязанности учителя

Обучение различным наукам;

Объяснение нового материала доступными для данного возраста и индивидуальных особенностей средствами;

Контроль за усвоением материала;

Проведение воспитательной работы с детьми;

Помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;

Выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения;

Изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;

Построение программы обучения на основе знания общих возрастных закономерностей развития детей;

Оказание помощи в формировании личности ученика;

Содействие развитию у учеников стремления к освоению новых знаний;

Организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;

Объяснение текущих социальных событий и явлений;

Участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;

Составление тематических и урочных планов;

Оформление документации (журналов, отчетов).

Профессия учителя требует, как правило, педагогического образования. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, убедительно, выразительно, простым и понятным языком для своих воспитанников. К основным профессиональным качествам учителя можно отнести объективность, наблюдательность, стрессоустойчивость, настойчивость, внимательность. Каждый учитель должен заниматься самосовершенствованием: читать специализированную литературу, принимать участие в разных конкурсах, быть готовым к повышению квалификации и профессиональному развитию.

Профессиональный успех учителя в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний, навыков и умений. Важнейшей профессиональной чертой учителя, без которой невозможна его эффективная деятельность, является любовь к детям.

Места работы: общеобразовательные учреждения начального и среднего образования, учреждения культуры и дополнительного образования. Труд учителя используется также в школах-интернатах, в школах рабочей молодежи, ПТУ, техникумах, в дошкольных учреждениях.

Уровень заработной платы учителя, как правило, не очень высокий и зависит от места работы, профессионального опыта, объема ответственности. Профессия учителя имеет возможность карьерного роста до позиции учителя более высокой категории, старшего учителя, зауча, директора школы.

Учитель - это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сей день. Как и всё на свете, она претерпевает изменения . Согласно словарю Ожегова, «учитель - это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает». Раньше учителями называли только тех, кто преподавал в школах. Сейчас учителя передают свои знания в вузах, на различных курсах (иностранных языков, компьютерных), учат танцам, йоге, кулинарии, шитью, бизнесу.

Когда-то давно-давно, когда люди жили в первобытном обществе, единственным занятием людей было добывание пищи. Родители учили своих детей охоте и собирательству. Позднее, с развитием и разделением труда, старые и опытные соплеменники, свободные от охоты, стали первыми учителями для детей племени. Первые учителя свои знания передавали из уст в уста, с помощью рисунков. Так начинали накапливаться, сохраняться, передаваться из поколения в поколение знания.

Как нам известно, из уроков истории, первые школы появились в Древнем Египте. Школы в древнем Египте были доступны не всем, учиться могли только благородные юноши из знатных семей. Это, прежде всего, дети фараона, жрецов и высокопоставленных чиновников. Девочки тогда не учились. Они должны были только уметь вести домашнее хозяйство. Школа тогда была совсем не такой, как сейчас. Тетрадей и учебников тогда не было. Вместо тетрадей школьники древнего Египта использовали папирус, на котором они писали. При поступлении в школу и при её окончании школьники сдавали экзамены, это напоминает наше время. Учителями в Древнем Египте, как правило, были мужчины. Учителя в этих школах должны были быть строгими и знавшими своё «ремесло».

После Древнего Египта переняли традицию преподавания и цивилизации Древнего Востока. В Междуречье школы существовали почти в каждом городе при храмах. По мнению историков, школы были маленькими, обучалось в них около 20–30 учеников, и у них был только один учитель. Видимо потому, что главное предназначение школы в Шумерской цивилизации - это подготовка будущих писцов. Учитель в таких школах делал таблички с текстом, ученики их переписывали и учили наизусть. Так и происходило обучение письму. У шумеров учителями тоже были мужчины. Это были люди, блестяще владеющие своим предметом. Однако в крупных школах могло быть несколько учителей. В таких школах дети обучались кроме письма, еще и рисованию и счёту. К I тысячелетию до н.э. в Шумере сложился настоящий идеал образования, он включал в себя владение письмом на хорошем уровне, умение составления документов, знание обрядов магии, математические вычисления. Поэтому требовалось уже больше учителей, владевших всеми этими знаниями. Наверное, тогда и появилась потребность в учителях, которые бы учили детей разным предметам.



Далее школы начали появляться в Греции. Древние греки большое внимание уделяли образованию детей. Древние греки хотели воспитать человека интеллектуально и физически развитого в равной степени. По данным историков, в V в. до н.э. среди свободных греков не было неграмотных людей. Причем в Древней Греции обучение полностью происходит в школах, а не, как ранее, дома. Случайного учителя в школу Древней Греции взять не могли. Человек, который хотел стать учителем, должен был сдать два экзамена: один экзамен на знание предмета, который он хотел преподавать, второй экзамен - на умение работать с детьми.

Рисунок 1. В древнегреческой школе

Самая знаменитая школа была создана в Древней Греции философом и ученым Пифагором. Сам Пифагор был старательным учеником, и всё время хотел узнать что-либо новое. Пифагор, отлично отучившись в Египетской школе, приехал в Грецию и принялся за создание своей школы- Пифагорейской. Пифагор смог показать грекам, какие должны быть школы, как их надо строить и как трепетно обучать детей.

Обычно в Древнегреческих школах после выпуска мальчики продолжали своё обучение, но на более высоком и сложном уровне. Часто отцы заставляли своих сыновей продолжать обучение в гимназии либо на ритора, либо на философа. Будущим риторам предстояло дополнительное обучение после выпуска ещё пять лет, а вот будущие философы обучались ещё семь, а иногда и восемь лет. Если же велось обучение философии, только учитель решал, когда мальчик готов закончить обучение. Как мы видим, учитель в Древней Греции был очень важным и уважаемым человеком.



Девочки учились читать и писать, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались, прежде всего, поэзией и обязательно музыкой и хореографией. В такие специальные школы для девушек отбирали только наилучших философов, хореографов, музыкантов, театральных певцов.

Учитель, в определённый период, играл, в школах Древней Греции, очень важную роль. Ведь, как выше сказано, греки считали, что обязаны воспитать грамотных, умелых, творческих детей. Поэтому учитель был, как ещё один представитель ребёнка, словно ещё один родитель, который обязан сделать из малознающего грека, великого философа, ритора, певца, спортсмена.

Одни из самых, наверное, жестоких школ были спартанские школы. Общее обучение длилось 13 лет. У спартанцев была цель немного другая, чем в остальных городах Древней Греции. Их цель состояла в том, чтобы вырастить выносливого воина, либо умелую мать воина. Много в чём мальчики и девочки спартанских школ были равны между собой. Ежедневно упражнялись физически, а состязания проходили каждый месяц.

Суровость спартанских методов воспитания в школах сделали их нарицательными. Отсюда крылатая фраза "спартанские условия", то есть очень жесткие. Отсюда же и выражение «лаконично» (краткое и грамотное выражение мыслей), так как Спарта находилась в области Лакония.

Воспитывали спартанцы действительно хорошо. Хотя в некоторых Древнегреческих городах отзывались негативно о спартанских школах, считая, что цель обучения – это приобщить к культуре и вырастить образованных людей, но спартанские учителя были уверены, что поступают правильно и говорили, что самое главное дать воспитание своим ученикам. Но многие города Греции были не против таких «спартанских» условий в школах и полностью поддерживали цель спартанских учителей.

Рисунок 2.

Следующим государством, перенявшим строительство школ, был Рим. Римская школа была, в отличие от Египетской, свободна для всех. Римские учителя, также, как и греки, имели цель сделать из ребёнка умного, многознающего, разностороннего и культурного человека. Кроме того, учителя римских школ строго относились к форме одежды своих учеников. Конечно, официальной какой – либо школьной формы не было, но если ученик выглядел неопрятно, то на него писали что-то вроде докладной, а если такой случай повторялся несколько раз, то ребёнка с позором выгоняли из школы. Римский учитель имел признание и уважение своих учеников, так как все учащиеся понимали, что учителя были людьми ответственными и на очень высоком уровне знали свой предмет.

В римской школе были некоторые обязательные предметы: музыка и пение, хореография, литература, математика и арифметика, грамматика и письмо.

Рисунок 3. В римской школе

Римские ученики большую часть времени играли в различные игры. В Древнем Риме любимые развлечения детей не очень отличались от сегодняшних игр: мальчики играли в прятки, догонялки, в мяч, а девочки – в куклы (чаще всего куклы были тряпичные).

На необязательном уроке труда мальчишки часто вырезали из дерева игрушечные оружия: луки, мечи, сабли, ножи. А умелые девочки делали тряпичных кукол, деревянные домики, мягкие игрушки из ваты и ткани, маленькие подушечки, а из дерева и ткани девочки мастерили маленькие постельки для игрушек. В римских школах тоже существовали перемены, на которых ученики могли выходить гулять в сады. В римских школах каждый учитель должен был знать о пользе свежего воздуха, поэтому на больших переменах учителя и ученики гуляли в пришкольных садах и скверах.

Обучение в начальной римской школе длилось 6 лет (с 7-ми – 12-ти лет), дальше наступала средняя ступень образования (на неё учеников отбирали), такая ступень длилась 3 года (с 13-ти – 15-ти лет).

Были школы и в Древней Индии. Они отличались от школ других цивилизации тем, что образование носило семейно-школьный характер, т.е. основное воспитание ребенок должен был получать в семье, а учитель должен был помогать маленькому человеку развивать свои нравственные, физические и умственные качества. Причем ученики жили в доме у учителя, почитали его и во всем ему повиновались, как своему отцу. Так было до V в. до н. э. в

Рисунок 4. В индийской школе

В конце I тысячелетия до н.э. в Древней Индии возник буддизм, который поспособствовал распространению образования. В это время увеличилось количество школ, открывшихся при монастырях. Учителя-буддисты наблюдали за учениками, только помогая им в самостоятельном обучении. Обучение и воспитание имело рекомендательный характер, где большое внимание уделялось нравственному воспитанию учеников.

Конечно, одними из самых древних, являются школы Китая, которые возникли в 3-м тысячелетии до н.э. Самым сложным в китайской школе было написание иероглифов. Учителям приходилось долго учить этому искусству своих учеников. Уже тогда китайские ученики учились писать сочинения, стихи.

Учителями в Древнем Китае были жрецы, которые владели ремеслом писать кисточкой иероглифы. Основой китайских школ было почитание старших, и, как и в Индии, учителя почитали как отца.

Конечно же, расцвет китайской школы связан с Конфуцием, который считал, что от правильного воспитания зависит процветание общества. В основе педагогических идей Конфуция лежало умелое руководство учеником, заключающееся в согласии между учеником и учителем, легкости обучения, побуждения к самостоятельным размышлениям. Основной задачей древнекитайского учителя было умение научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.

Рисунок 5. В китайской школе

В период конфуцианства в Китае сложился культ образованности и школы стали частью государственной политики.

После Рима прошло много - много лет, и славяне начали строить школы и на Руси. После Крещения Руси появились первые грамотные люди и первые книги, и конечно, одну из главных ролей играли первые школы.

Согласно Древнерусским летописям, вся Русь приняла христианство, и везде: во всех сёлах и деревнях стали строить храмы. Русь переняла школы у других цивилизаций, учителями были старые, мудрые, начитанные люди, которые должны были передавать свои знания молодёжи. Учителями на Руси часто становились именно священники, а дети воспитывались очень хорошо. Сначала на Руси образование получали, в основном, будущие церковные служители. Историки говорят, что один учитель мог заниматься с 6-8 учениками. Учили в древнерусских школах писать, читать, петь, а также закону божьему.

В XVII веке обучение в русских школах началось по-новому. Ученики сидели все вместе, но каждому учитель давал своё задание. Научился читать и писать - закончил школу. Учителя были строгими. За неаккуратность наказывали: секли розгами, ставили в угол на колени на рассыпанный горох, а подзатыльников было не счесть. Также в XVII веке в школах стали учить латыни. Шло время, школа развивалась вместе с обществом.

В XX веке сформировались такие школы, в которых мы учимся сейчас. За все время их существование много поменялось: вместо папирусов и бересты появились тетрадки, потом появились книги, учебники, потом компьютеры. Теперь школьники изучают множество предметов. Не изменилось только одно – учитель. Без учителя нет школы. Учителя передают нам свои знания, помогают разобраться в сложных предметах. Сейчас, в XXI веке, профессия учитель очень важна, нужна и распространена. Сегодня учителем может быть и женщина, и мужчина. В данные времена учителей уважают и почитают. Не зря М.И Калинин писал: «Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека».

Каждый из нас помнит своего первого учителя. Это человек, который научил нас не только читать, писать, считать, но и дал первое представление об окружающем мире, о дружбе и взаимопомощи, об основных жизненных ценностях.

Со временем на смену первому педагогу приходят другие, которые пытаются донести до нас какие-то новые знания, и каждый из них оставляет в нашей памяти след. Став взрослым, вспоминая школьные годы, невольно вспоминаешь и своих учителей, которые иногда были строги и требовательны, но, несомненно, справедливы.

Бесценный труд

Профессия учителя – тяжелый труд, от которого зависит не только ваша дальнейшая жизнь, но и развитие общества в целом. Учитель дает нам необходимые знания, выявляет скрытые таланты, старается направить наши способности в нужное русло. При этом он должен уметь найти индивидуальный подход к каждому своему ученику. Ведь в случае неуважительного отношения к детям, нельзя заслужить их любовь и понимание, нельзя требовать уважения к себе и своему труду.

Порой, оценивая знания и навыки своих подопечных, очень трудно быть беспристрастным. Но настоящий профессионал никогда не даст воли эмоциям, всегда и в любой ситуации он будет следовать своим принципам. Чтобы процесс обучения был интересен детям и давал хорошие результаты, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, читать много литературы, получать информацию из сети Интернет. Тогда ему всегда будет, что сказать своим ученикам.

Сложная работа

Немало в этой профессии и трудностей. Ведь в наше время многие дети просто не хотят учиться, некоторые даже не посещают занятия, другие ведут себя на уроках вызывающе. Часто между учениками возникают ссоры и конфликты, которые должен помочь разрешить педагог. Для того, чтобы справиться со всеми сложностями, учитель должен очень сильно любить свою профессию, отдавать ей часть себя, всегда быть выдержанным и иметь определенный кредит доверия у детей.

Очень важно, чтобы общение между учителем и детьми не ограничивалось лишь школьными стенами. Хороший педагог всегда заинтересует детей различными внеклассными мероприятиями: походом в театр, цирк, кино, организацией турпохода или просто вылазки на природу. Там, в неформальной обстановке, можно более тесно познакомиться между собой, обсудить общие интересы, сдружиться. Обычно такое вот совместное времяпрепровождение очень объединяет коллектив, позволяет почувствовать, что вы – не просто мальчишки и девчонки, а одно целое. Для того чтобы заниматься такими внешкольными делами, учитель должен жертвовать собственным свободным временем. К сожалению, не все этого хотят, и большинство современных педагогов мало интересуются увлечениями своих учеников.

В прекрасное далеко…

Профессия учитель – одна из самых важных и нужных. Ведь именно он растит будущих ученых, дипломатов, выдающихся культурных деятелей и просто достойных граждан своего государства. Для того чтобы из сегодняшних школьников получились добрые, уважаемые люди необходимо уже сейчас приобщать их к основным законам государства, к формированию базовых моральных принципов, таких качеств характера, как уважение к окружающим, доброта, сострадание и готовность прийти на помощь. Учитель воспитывает в нас трудолюбие и ответственность за свои поступки, любовь к своей стране и чувство собственного достоинства.

Все эти идеи и принципы невозможно донести до человека, если ты сам ими не обладаешь. Поэтому хороший учитель всегда является прекрасным другом, примером для подражания, хорошим гражданином и настоящим патриотом своей страны. Несомненно, профессия учитель – одна из самых важных, она достойна уважения, восхищения и бесконечной благодарности.


В школьные годы многим из нас кажется, что учителя — это очень вредные дяденьки и тетеньки, которые заставляют нас делать домашние задания, вызывают к доске и ругают за шалости. Когда мы взрослеем, то часто вспоминаем их с благодарностью, потому что понимаем: все эти меры они применяли не от злости. Они просто хотели нас чему-нибудь научить.

У каждой профессии свои секреты. У учителей их целый миллион. Мы решили узнать хотя бы некоторые из них, поэтому задали нашим героиням несколько непростых вопросов, на которые они честно и развернуто ответили.

С сайт беседовали:

Учитель английского языка. Любит детей и считает, что без любви жизнь теряет смысл.

Учитель географии. Лене 28 лет, она приехала в Москву из Саранска. Мечтала стать журналистом, но любовь к детям победила.

Учитель младших классов. Обожает Бунина и Куприна, увлекается пением и режиссурой, любит путешествовать. Кумиром считает свою маму.

Cosmo: Почему ты решила стать учителем?

Я очень люблю детей, поэтому при выборе профессии я даже не сомневалась, что она будет связана с детьми. Когда начала работать в школе, то поняла — это действительно то, что мне нравится. Я с радостью иду на работу. Что может быть лучше?"

Если честно, я раньше и не думала об этом. У меня никогда не было ощущения, что я обязательно стану учителем. В семье у меня учителей тоже нет. Просто мне всегда нравилась география, в школе у меня был прекрасный педагог — Якушкина Людмила Николаевна, именно она привила мне любовь к этой дисциплине. После школы я мечтала поступить на журналистику, но завалила вступительные экзамены. Поэтому, даже не дожидаясь списков поступивших, я забрала документы и пошла пытать счастье на географический факультет. Поступила. Уже в университете, на втором курсе, мои знакомые ребята предложили мне вступить в ряды вожатых педагогических отрядов и поработать летом. Какой студент откажется подзаработать, да и еще и вырваться из города? Я прошла курсы обучения, отработала лето и поняла, что уезжать мне не хочется! Жалко было расставаться с детьми, в последний день я даже плакала. Захотелось связать свою жизнь с преподаванием.

Моя судьба была предрешена: я выросла в совершенно учительской семье. Моя мама — учитель русского языка и литературы, ее сестра — учитель математики, физики, черчения и технологии; вторая сестра — биологии, химии, географии. Я росла, видя перед собой маму, тетю и еще одну тетю — педагогов, которые учат, воспитывают, размышляют, развивают, объясняют, понимают, любят, верят. Все они в один прекрасный день объединились для меня в один образ — учителя начальных классов.

С.: Что самое сложное в твоей профессии?

А.С.: Самое сложное, наверное, заслужить доверие учеников и раскрыть их потенциал. Для этого нужен подход к каждому ученику, а они все такие разные.

Е.А.: Для меня, пожалуй, самое сложное — это раскрыть каждого ребенка как личность. Есть дети, которые охотно идут на контакт, а есть те, кто замкнут, и найти к ним подход бывает порой очень сложно. Дети — они как клубочки, к каждому нужно найти свою ниточку.

Н.К.: Самое сложное — это катастрофическая нехватка 24 часов в сутках. Иногда думаешь: вот еще чуть-чуть, и все успела бы, но…

С.: Когда твоя работа тебя по‑настоящему радует? А когда огорчает?

А.С.: Радуешься по‑настоящему, когда удается преодолеть какие-то трудности, и когда видишь результаты своего труда. Огорчаешься, когда не видишь этих результатов или когда что-то не получается.

Е.А.: Конечно, как любой педагог, я радуюсь успехам своих детей, своего класса. Здорово, когда ученики свои достижения посвящают мне, когда не хотят уходить из школы по вечерам. Радуюсь, когда интересуются моим предметом. А огорчаюсь, когда у ребят что-то не получается или когда им не интересен мой урок.

Н.К.: Радуюсь, когда рано с утра я иду на работу: дождь, холодно, тяжело, жмет обувь… Захожу в школу — и тут навстречу бегут мои ученики, которые ждут меня с нетерпением. Когда я отправляю детей на каникулы, а они со слезами не хотят уходить. Когда они, перебивая друг друга, делятся впечатлениями…

С.: Бывает такое, что ученик задает тебе вопрос, на который ты не знаешь ответа?

А.С.: Иногда бывает, что я чего-то не знаю. На самом деле в этом нет ничего страшного: невозможно знать все на свете. Наоборот, появляется повод узнать что-то новое. Здесь главное — быть честным с учениками, им это очень нравится.

Е.А.: Конечно, бывает. Дети иногда специально задают такие вопросы, смотрят на мою реакцию. Здесь главное — достойно выйти из ситуации, чтобы милые провокаторы поняли, что у них ничего не получилось.

Н.К.: Бывает. Дети настолько пытливы, что иногда заводят в тупик. Но они знают, что важно не все знать, а уметь найти знания.

С.: Учеников приятнее хвалить или ругать?

А.С.: Хвалить учеников, конечно же, всегда приятнее, но здесь есть опасный момент — они могут загордиться. Ругать — значит унижать, это тоже плохое средство воспитания. Детей надо любить, тогда все вопросы сразу же исчезают.

Е.А.: Хвалить приятнее, хотя ругать тоже иногда приходится. Впрочем, я все-таки стараюсь не ругать, а просто строго говорить с детьми и объяснять им, что именно меня не устраивает. Они же все понимают, совсем как взрослые!

Н.К.: Приятнее хвалить. Когда приходится опускаться до порицаний, ощущаю свою непрофессиональность. Ругая его, я ругаю себя.

С.: Зачем учителю указка?

А.С. А зачем дирижеру палочка?

Е.А.: Я не знаю! У меня ее нет (смеется) . Мой кабинет оснащен интерактивной доской, и указка нам не нужна. Мы пользуемся специальной ручкой: в одно нажатие открываем карты, схемы… Почти как на планшетном компьютере.

Н.К.: Современного учителя можно увидеть скорее со стилусом для интерактивной доски, чем с указкой. Указка — это любимый предмет ученика, когда он защищает свой проект.

С.: Какое пожелание ты хотела бы сделать коллегам в ваш профессиональный праздник?

А.С.: Желаю здоровья, счастья, успехов! Пусть ваши сердца будут наполнены надеждой, мечтой, любовью и теплотой. Без любви жизнь теряет всякий смысл. Любви и радости в каждом вашем дне!

Е.А.: Мои дорогие коллеги! Хотела бы пожелать нам с вами здоровья и терпения! На наших плечах лежит огромная ответственность, ведь от нас зависит, какими будут следующие поколения!

Н.К.: «Одобрение честных людей будет моя награда; а успехи юношества будут венцом наших трудов…». Это мой девиз! Помните это, и, что бы ни произошло, всегда найдется пытливый, жаждущий взгляд, которому ты просто необходима. Удачи и творческих побед!


Фото: Андрей Сапожников, Иван Кулинский

Записала Лена Титок

Благодарим Евгения Николаевича Карпова за помощь в организации интервью

Справка

Наверняка, каждый человек хранит в памяти образ первого учителя, помнит свой первый урок. И этому есть своё объяснение, так как педагог занимается не только обучением, но и воспитанием. Известно, что педагогика в переводе с греческого языка обозначает "вождение с детьми". Ещё в древности для обучения подрастающего поколения избирались люди, обладающие каким-либо ремеслом. В наши дни суть отбора специалистов для обучения осталась той же. Главной ценностью остаётся профессиональный уровень и знания учителя.

Востребованность профессии

Достаточно востребована

Представители профессии Учителя являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные Учителя .

Вся статистика

Описание деятельности

Учитель в своей профессиональной деятельности должен руководствоваться законами о вопросах образования, а также Конвенцией о правах ребёнка. Чтобы качественно выполнять свой труд, специалист сферы образования пользуется знаниями педагогики, психологии и физиологии. Здесь важно изучить интересы и потребности учеников и найти подход к каждому, реализовать его творческий потенциал. Умение организовать свою преподавательскую деятельность, создать методику работы, которая будет давать плодотворные результаты, - главные критерии деятельности хорошего специалиста.

Заработная плата

средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Учителя нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Учителя , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Высшее профессиональное образование

Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Учителя обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Учителем (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Учителем .

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Педагог проводит уроки, где предоставляет новую информацию в рамках своего предмета. Осуществляет повторение и закрепление пройденного материала. Контролирует образовательную деятельность учеников посредством выставления оценок. Чтобы организовать самостоятельную работу учеников, даёт задание на дом. Занимается проверкой работ учеников, подготавливает для них контрольные и проверочные работы. Проводит внеурочные занятия с отстающими по программе учениками. Принимает участие в заседании педсовета.

Вид труда

Исключительно умственный труд

Профессия Учителя относится к профессиям исключительно умственного (творческого или интеллектуального труда). В процессе работы важна деятельность сенсорных систем, внимания, памяти, активизация мышления и эмоциональной сферы. Учителя отличаются эрудированностью, любознательностью, рациональностью, аналитическим складом ума.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Карьерный рост педагога - это своеобразная лестница профессионального роста. Она проявляется участием в конкурсах, олимпиадах, отличным показателем успеваемости учеников. Учитель может в будущем претендовать на должность завуча или директора школы.

Возможности карьерного роста

Возможностей достаточно

Значительное большинство представителей профессии Учителя считают, что у них достаточно возможностей для продвижения по карьерной лестнице. Если такая цель у рядового специалиста есть, то ему вполне реально занять руководящую должность в этой сфере.

Как пользователи оценивали этот критерий: