Педагог обучает. Школьный учитель. Дневник взаимопосещения занятий

Мы готовим ответственных сформированных специалистов, которые:

  • на высшем уровне владеют навыками эмпатии (анализ поведения ребенка);
  • понимают особенности детской психологии;
  • освоили аспекты педагогической тактичности, овладели культурой общения.

Другой вопрос, что получить образование столичного уровня по специальности учителя младших классов имеют возможность не все москвичи (что говорить об иногородних, иностранцах). Здесь на помощь приходит новый формат подготовки – режим дистанционного обучения.

Специальность «Педагог дошкольного образования»

В нашем вузе можно освоить удаленно не только самую востребованную профессию педагога младшей школы. Мы предлагаем студентам еще одно перспективное направление – педагогическое образование для работы с дошкольниками.

Эта специальность («Педагог дошкольного образования») доступна на условиях дистанционной формы учебы:

  • программы подготовки соответствуют требованиям законных/подзаконных актов;
  • диплом выпускники всех форм получают одинаковый (московский, государственного образца, соответствующий стандартам/требованиям международного рынка).

Какие экзамены потребуется сдавать?

Условия поступления от выбора формы обучения не меняются. Абитуриенты, желающие получить востребованную профессию, заполняют единый шаблон заявления с указанием результатов ЕГЭ по трем предметам:

  • русский язык;
  • математика;
  • биология.

Зачисление на педагогический факультет проводится при достаточности суммарного балла по перечисленным дисциплинам.

Актуальность обучения в наиболее современной форме обучения

Платформа удаленной профессиональной подготовки (MegaCampus) внедрена в 2006 году. За 10+ лет ее работы мы констатируем: интерес к такому формату растет, чему имеется немало оснований:

  • удаленная учеба позволяет совмещать работу, учебу, быт, исследования;
  • высшее педагогическое образование с дистанционной формой обучения – удобный, часто единственно доступный способ получить московский диплом иностранцу, иногородним студентам;
  • учиться онлайн комфортно: все материалы под рукой, по мере возникновения вопросов можно получить консультацию, отсутствует утомительный график/режим посещений занятий.

Ежегодно наши дистанционные образовательные ресурсы задействуют более 30 тысяч человек. Мнения участников однозначное: удаленный формат – будущее профессионального образования без ограничений (временных, географических). Плюс стоимость онлайн-образования значительно ниже.

Сколько учиться на педагога в дистанционной форме

Программа вуза разработана сильнейшими специалистами индустрии педагогики. Мы выстроили систему подготовки будущих педагогов так, чтобы полностью соблюсти требования Госстандарта и оптимизировать нагрузку на студентов, обеспечив полное погружение в практику, исследования, профессию. Срок обучения дистанционно специальностям учителя младших, дошкольных классов на бакалавриате – 4 года 6 месяцев.

Что необходимо студенту для дистанционного обучения

Для удаленной формы действуют те же правила, что для любой другой. Сократить сроки учебы может каждый – все зависит от проявленного интереса, достижений на трудовом поле, заинтересованности. Эти моменты определяют успех обучения. Из прочих условий удаленной учебы в Москве надо отметить:

  • технические факторы: компьютер + интернет (стандартная скорость, оптимально – от 20–70 Мбит/сек);
  • программный ресурс (онлайн-курсы доступны в режиме skype-подключения), аккаунт на Youtube, активным студентам полезно установить популярные коммуникаторы;
  • правильный настрой: учитывая конкретные условия (семейные, рабочие, привычки), следует заранее составить график занятий.

Дистанционное обучение дает свободу действий, решает проблему привязки к заданному режиму быта, но требует самодисциплины, ответственного подхода, самоконтроля.

Где и кем работать после выпуска из университета

Востребованность педагогов в РФ огромна, их занятость не ограничена деятельностью в городских школах, детских садах. Наши выпускники работают репетиторами, воспитателями, дефектологами, методистами, социальными учителями.

Многие отдают предпочтение собственному делу – организуют привилегированные детские образовательные учреждения, занимаются частной практикой. Перспективы роста присутствуют: руководящих постов в сфере образования (в том числе, на уровне государственных служб и министерств) хватает.

Вы замечали, что педагоги, работающие в высших учебных заведениях, обижаются, если услышат в свой адрес слово «учитель»? Человеку, далекому от образовательной системы, зачастую не понятно, в чем разница учителя и преподавателя? Но спешим вас заверить, что эти понятия, хотя и схожие, но не идентичны. Чем отличается преподаватель от учителя и в чем различия их профессиональных обязанностей, расскажем ниже.

Кто такой педагог?

Для многих это слова-синонимы, так как используются для определения работников образовательной сферы. Но если глубже взглянуть в их суть, то разница становится очевидной. Учитель и преподаватель - разные должности в учебных учреждениях разного уровня. К этим специалистам предъявляются различные профессиональные требования, в том числе и отличный друг от друга уровень подготовки. Но для начала давайте выясним значение наиболее общего понятия - «педагог».

Слово «педагог» пришло в наш язык из древнегреческого и дословно переводится как «ведущий мальчика». Дело в том, что в Древней Элладе педагогом называли раба, который «вел», обучал и сопровождал по жизни мальчиков с достижения ими 6 лет.

Современная педагогика - это наука о воспитании и обучении человека.

Соответственно, педагог сегодня - это человек, имеющий соответственное педагогическое образование и владеющий навыками, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности по воспитанию, обучению и образованию других людей.

Также педагог, согласно энциклопедическому словарю, - это человек, который занимается научным изучением проблем педагогической теории и практики.

Как видим, «педагог» - это собирательное значение, применяемое ко всем работникам образовательной сферы.

Теперь разберемся, чем отличается преподаватель от учителя.

Определение понятия «учитель»

Учитель - это специалист, окончивший педагогический ВУЗ и приступивший к выполнению профессиональных обязанностей в учебных заведениях начального, основного общего и среднего общего образования.

Учитель занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения. Это ответственная профессия, к представителям которой обществом предъявляются огромные требования. Это связано с тем, что учитель является примером для подражания, человеком, который значительно влияет на процесс социализации и становления личности ребенка. В.А, Сухомлинский так выразился об этой профессии:

Учитель - скульптор человеческих душ.

Многие считают, что учительство - это не профессия, а призвание. Ведь далеко не каждый выпускник педагогического ВУЗа способен спать поистине «Учителем» с большой буквы.

Должностные обязанности

Основными функциональными обязанностями учителя являются следующие положения:

  • В работе он подчиняется непосредственно директору учебного заведения и его заместителям.
  • Педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с основными законами государства.
  • Учитель обучает и воспитывает детей в соответствии с государственными образовательными стандартами.
  • В обязанности также входит способствование социализации воспитанников, положительное воздействие на становление их личности, формирование у детей общей культуры и общечеловеческих ценностей.
  • Учитель должен создать условия для обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся во время УВП.

Определение понятия «преподаватель»

Преподаватель - это человек, который имеет высшее педагогическое образование, часто научную степень и преподает предметы в среднеспециальных или высших учебных заведениях.

Сущность работы преподавателя

В своей профессиональной деятельности преподаватели имеют дело с более взрослым контингентом обучающихся. Поэтому в обязанности такого специалиста не входит обучение предмету как таковое. Его работа заключается в преподавании, преподнесении материала студентам. Согласно возрастной психологии, особенностью юношеского возраста является приставка «само-» к глаголам - самообучение, саморазвитие, самовоспитание. Поэтому и большую часть знаний, которые такой специалист преподносит на своих занятиях, студенты должны выучить самостоятельно.

Кроме преподавательской деятельности, в должностные обязанности преподавателя, согласно Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональным образованием», входит обязательное осуществление научной деятельности и приобщение к ней студентов. Это еще одна особенность, чем отличается преподаватель от учителя. К научной деятельности относятся:

Справедливости ради стоит отметить, что к научной деятельности нередко приобщены и учителя. Особенно сегодня, когда в силу вступили новые образовательные стандарты, требующие приобщать к самостоятельности и частично-поисковой деятельности детей с самого раннего возраста.

Нередко можно встретить вузовского преподавателя в школе. Из-за низкой оплаты труда педагоги часто совмещают работу в разных учебных заведениях. Но стоит помнить, что приходя в школу, преподаватель должен учитывать методы, приемы и технологии обучения и воспитания, характерные для школьных учителей. Так как специфика общеобразовательных школ и их обучающихся, значительно отличается от средне-специальных и высших учебных заведений.

Вывод

Так чем отличается преподаватель от учителя? Преподаватель и учитель - это педагоги, работающие в учебных заведениях разного уровня. Однако между ними есть существенное отличие. Особенность учителя в том, что он учит, "вдалбливает", воспитывает. Преподаватель - преподает свой предмет, делится знаниями со студентами, занимаясь при этом научной работой. Все довольно просто.

Надеемся, вы получили ответ на вопрос «В чем разница учителя и преподавателя».

Программа

«Школа начинающего педагога»

Аналитическое обоснование программы

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему педагогу. Педагог - это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Конечно же, настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Очень важную роль играют личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как же быть начинающему педагогу, только что окончившему университет, или вообще не имеющему педагогического образования?

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с детьми и коллегами, сложности принаборе детей в объединения - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих педагога-новичка. Часто начинающие педагогииспытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы. По данным психологов 87 % начинающих педагогов ставит на первое место именно отсутствие навыка преподавания, общения с детьми.

Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на занятиях, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией учреждения. Для педагога это новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают педагоги, обучающиеся, родители. Начинающему специалисту необходима постоянная товарищеская помощь. Начинающим педагогам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять.

Цель программы : научно-методическое сопровождение деятельности начинающихпедагогов, повышение их профессионального мастерства, раскрытие индивидуальных педагогических способностей, формирование потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании

Задачи :

- дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя;

- повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;

- развивать творческий потенциал начинающих педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;

- повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно--воспитательного процесса в образовательном учреждении;

- создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию начинающих педагогов.

Механизм реализациипрограммы

«Школа начинающего педагога» представляет собой постоянно действующуюформу повышения методической грамотностиначинающего педагога: пропедевтическая адаптационная работа, мониторинговые исследования, сопровождение начинающего педагога; организация профессиональной коммуникации, ориентация педагогов, не имеющих среднее специальное образование наполучение высшего образования. Реализация программы будет осуществляться путем организации различных форм методической работы: семинары, тренинги, консультации, анкетирование, самообразование и др. Построение эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса необходимовести в четырех направлениях:

Первое направление: мониторинг «Теоретические знания и профессиональные умения педагога» - отслеживание 3 раза в течение года (на начало, середину и конец) результатов деятельности педагога по следующим направлениям: знание своего предмета, умение анализировать, знание методики преподавания, знание детской возрастной психологии, знание психологии детского общения, психологии творчества, умения использоватьразнообразные формы организации познавательной деятельности обучающихся, обновлениеметодического оснащения занятия. Результаты анкетирования помогаю выявить, какие проблемы возникли в процессе работы, каких успехов достиг педагог, какую методическую помощь ему необходимо доказать. На основании этих результатов составляется план самообразования, изучения основных направлений его деятельности.

Второе направление: адаптация - знакомство педагога с методическими материалами по направлению деятельности, библиотекой, учебными кабинетами, спецификой набора детей в объединения, планами учебной, методической, воспитательной работы, документацией, основными требованиями по её ведению, основами составления расписания занятий. Главное на данном этапе, помочь педагогу разобраться во всех тонкостях общения между членами педагогического коллектива и обучающихся,работы с документацией.

Третье направление: наставничество- сопровождение начинающего педагога: начиная от директора и заместителей, заканчивая педагогом-коллегой; хорошо спланированная система наставничества, развитиеуверенности в себе, умения организовать группу и удержать детей в объединении. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист. Главное на данном этапе, помочь педагогу разобраться во всех тонкостях педагогической профессии. Работу учителей-наставников рассматриваем как одно из ответственейших общественных поручений. Это опытные, творчески работающие учителя. Они составляют индивидуальный план работы с начинающим педагогом.

Четвертое направление : профессиональном становление- методист или куратор должен выступать в роли тьютера педагогов-наставников, который всегда подскажет, как правильно спланировать работу с педагогом, подобрать формы работы. Педагогическая профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив учреждения. В профессиональном становлении начинающего педагога имеет место наличие педагогических способностей. Они состоят из таких компонентов:

Дидактические – искусство передавать знания в доступной форме;

Конструктивные – когда педагог не использует готовых рецептов, а сам создает их для каждой конкретной ситуации;

Экспрессивные – умение в своё объяснение включить уместно юмор, доброжелательную иронию, шутку;

Коммуникативные – правильный подход к ученикам в процессе обучения и воспитания;

Способность распределять внимание – широкий обзор внимания, умение легко переключаться по необходимости с одного объекта на другой;

Актерские – умение в зависимости от обстановки и воспитательных задач быть то добрым, то строгим, то спокойным, но всегда объективным, справедливым;

Умение контролировать все свои слова, поступки, действия, настроение.

Следует отметить, что все компоненты педагогических способностей тесно связаны между собой, дополняют и предполагают друг друга. Отсутствие одного или нескольких можно компенсировать активным развитием других компонентов. Значительное внимание уделяется такой форме индивидуальной методической работы как консультации. Начинающие педагоги получат конкретные советы по трудным вопросам, образцы разработок разных типов занятий, рекомендации. Неопытный педагог получает помощь не только от наставника, а и от руководителя методического объединения, заместителя директора, психолога, опытных педагогов.

Реализация программы

Первыйэтап. Подготовительный (сентябрь-октябрь)

Цель: Создание методической базы для реализации программы: рекомендации, обучающие идиагностические материалы.

- формирование списка начинающих педагогов (приложение 1)

- разработка плана работы «Школы начинающего педагога» (приложение 2)

- входная диагностика, с амодиагностика (приложение 6)

- назначение наставников , составление индивидуального плана работы с начинающим педагогом.

- организационные вопросы. Ознакомление с учреждением, традициями, правилами внутреннего трудового распорядка создание нормативных документов для реализации программы; положение, приказ;

Разработка мониторинга реализации программы: входная диагностика, диагностика профессиональной готовности педагога: деятельность, умения, знания, коррекция; оценка успешности учебной работы педагога

Разработка программно-методического, информационного обеспечения: программы, рекомендации, памятки начинающему педагогу, наставнику;

- методическая помощь при разработке образовательной программы

- методическая помощь при составлении календарно-тематического планирования.

Оказание методической помощи при разработке поурочных планов.

Ожидаемый результат :

- Определение методических затруднений у начинающих педагогов.

- Создание методической базы для реализации проекта

- Разработка программно-методического, информационного обеспечения

Второй этап.Практический (ноябрь-февраль)

Цель: Внедрение в практическую деятельность программы

Информационная и методическая поддержка начинающих педагогов: консультации, рекомендации, учеба;

Мониторинговое отслеживание динамики изменений;

Требования к современному занятию;

Открытые занятия опытных педагогов, на которых можно конкретно увидеть, научиться использованию таких направлений Дневник взаимопосещений (приложение 3)

- основные этапы занятия

Классификация методов, приемов, используемых в учебном процессе;

Дидактические, психологические, гигиенические, воспитательныетребования;

Определение образовательной цели;

Осуществление дидактических принципов обучения;

Выбор рациональных методов, приёмов, способов;

Интерактивные формы и методы обучения;

Нетрадиционные, интегрированные занятия с применением компьютерных технологий;

Промежуточная диагностика (посещение занятий)

- индивидуальный подход в обучении одаренных детей;

Это поможет педагогу рационально выбирать тип занятия, его структуру, правильно определять задания, цели (учебную, воспитательную, развивающую) , рациональные методы обучения, объединять разные формы коллективной и индивидуальной работы, знакомиться с современными образовательными технологиями, интерактивными методами.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение профессиональной компетенции педагогов:

2. Повышение результативности обучения, сохранение и увеличение контингента обучающихся;

3. Расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его потенциальных возможностей;

4. Включение каждого начинающего педагога в творческий поиск через участие в работе ШНП

Третий этап.Аналитический (март-май)

Цель: Анализ, оценка, перспектива развития педагога.

Осуществление мониторинга взаимного воздействия роста уровня профессиональной компетентностиначинающих педагогов и изменения эффективности образовательного процесса в их объединениях;

Самоанализ занятия.

- организация индивидуальной работы с обучающимися.

Формирование единых подходов к оцениванию знаний обучающихся;

Нетрадиционные, интегрированные занятия с применением компьютерных технологий интерактивные формы и методы обучения

Оформление «Портфолио начинающего педагога»

Итоговая диагностика. Самодиагностика (приложение 8)

Каждый начинающий педагог с первых дней своей педагогической деятельности со своим наставником готовит «Портфолио начинающего педагога» (4 ). Эта папка – «настольная книга», в которой собраны самые необходимые советы, рекомендации и материалы, нужные в становлении учителя.

В Портфолио собираются по мере накопления:

Раздел 1.Общие сведения о педагоге»

- Фамилия, имя, отчество педагога,

- домашний адрес,

- место рождения,

- дата рождения,

- сведения об образовании,

- профессиональная деятельность,

- повышение квалификации

Раздел 2. Нормативные документы

Диплом о профессиональном образовании;

Трудовая книжка;

Аттестационный лист или приказ о присвоении категории;

Удостоверения курсов повышения квалификации.

Раздел 3.Результаты педагогическойдеятельности”

Достижения детей

- Достижения педагога (Дипломы, грамоты, благодарственные письма, сертификаты участников и др.)

Раздел 4.Научно-методическая деятельность:

Сообщения и доклады на конференциях, семинарах, МО

Участие в инновационной и научно-исследовательской работе обучающихся (индивидуальный план работы с детьми, материалы по работе с одаренными детьми)

Список литературы потеме самообразования

Публикации и статьи в научно-методических журналах, на сайтах

Разработки занятий

Мастер-классы.

Раздел 6.“Отзывы”

- Отзывы детей и родителей.

Раздел 2. “Самоанализ педагогической деятельности”

Материалы экспертизы программ

Мониторинг успеваемости и качества обучения (графики, диаграммы)

Мониторинг достижений обучающихся (карта творческого роста)

Анализ педагогической деятельности, диагностика работы педагога

Анкеты и тесты обучающихся, родителей

Портфолио постоянно пополняется необходимыми материалами. Постепенно это становится «центром самообразования» педагога.

Ожидаемый результат : получение объективной оценки деятельности начинающих педагогов, определение эффективных форм методической помощи.

Методическое обеспечение программы

- Программа «Школа начинающего педагога»

- План работы наставников с начинающими педагогами

- Памятка для начинающего педагога(приложение 5)

- Памятка для наставника начинающего педагога (приложение 7)

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация программы будет способствовать:

Адаптации начинающих педагогов в учреждении;

Активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

Повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;

Обеспечению непрерывного совершенствования качества преподавания;

Совершенствованию методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;

Использованию в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий;

Литература:

1. Справочник руководителя образовательного учреждения - тема статьи "Адаптация начинающего педагога" (№ 5,2010г.стр. 54);

2. Методист - тема "Адаптация молодых специалистов в учреждениях дополнительного образования (№ 5,2010г. стр.41);

3. Методист - тема "Кейс-технология в работе с молодыми специалистами" (№ 5,2010г. стр.51);

4. Национальный проект "Образование" - тема "О реализации программы "Школа начинающего учителя как способ оптимизации процесса вхождения в профессию" (№ 3,2010г. стр.17);

5. Инновации в образовании - тема "Особенности развития интегративных тенденций в Российском спец. образовании (Интегративное, инклюзивное обучение)" (№ 8,2010г. стр.4);

6. Педагогика - тема "Этико-педагогический подход к формированию ценностных ориентаций будущего учителя и принципы его реализации" (№ 6,2010г. стр.15);

7. Народное образование - тема "Есть ли правовой статус у молодого специалиста?" (№ 2,2010г. стр.132);

8. Директор школы - тема "Он улетел и не обещал вернуться..." (№ 8,2010г. стр.4);

9. Начальная школа + до и после - "О подготовке будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию личности" (№ 9,2010г. стр.10

10. Социальная психология. – М.: Андреева Г. М. Аспект Пресс, 1999. – 375 с.

11. Язык телодвижений. – М.: Пиз А. Эксмо, 2005. – 272 с.

12. Школа начинающего педагога: Методические рекомендации. Воробьева Н.И., Цынцарь А.Л.

Приложение 2

План работы «Школы начинающего педагога»

Формы, методы проведения

ответственные

Организация образования в Школе

Нормативно-правовая база: закон об образовании, положение об учреждении дополнительного образования детей, концепция развития учреждения;

Правила внутреннего распорядка.

сентябрь

Администрация

Посвящение в педагоги

Торжественное мероприятие

руководитель школы начинающего педагога, культ массовый отдел

Организация учебно-воспитательного процесса

Структура образовательных программ дополнительного образования;

Календарно-тематическое планирование;

Критерии оценивания образовательных, учебных достижений детей;

Ведение документации

Практическое занятие

сентябрь

Администрация, руководитель школы начинающего педагога, наставники

Процесс обучения

Принципы и правила обучения;

Формы организации учебного процесса;

Теоретический семинар

Познавательная деятельность обучающихся

Психологические особенности познавательной деятельности обучающихся;

Способы формирования познавательных интересов;

Мотивы обучения;

Семинар-тренинг

руководитель школы начинающего педагога, опытные педагоги

Методы обучения

Занятие 1.

Суть и функции методов обучения;

Классификация методов обучения;

семинары-практикумы

педагоги-наставники, руководители МО

Занятие 2.

Разные способы обучения;

Практические методы обучения;

Занятие 3.

Логические методы обучения. Методы контроля знаний обучающихся.

Занятие 4.

Игровые методы обучения. Методы самоуправления учебно-воспитательным процессом.

Формы обучения

Занятие 1.

Занятие – основная форма организации учебно-воспитательного процесса функции занятия. Цели занятия. Типы занятий. Требования к современному занятию.

Теоретический семинар, практическое занятие

педагоги-наставники, руководитель школы начинающего педагога

Занятие 2.

Конструирование занятия по целям, дидактическим заданиям, по содержанию программного материала;

Выбор методов обучения.

Открытые занятия начинающихпедагогов, обсуждение

Занятие 3.

Открытое занятие – особенности подготовки и проведения;

Анализ и самоанализ проведенного занятия.

Практическое занятие

руководитель школы начинающего педагога администрация, руков. МО,

Занятие 4.

Разные формы обучения: экскурсии, семинары, факультативы, элективные курсы…

Анализ их проведения;

Цели и задачи форм обучения

Семинар-практикум

Воспитательный процесс

Формы и виды воспитательных мероприятий;

Методы воспитания школьников;
-национальный характер воспитания;

Критерии воспитанности личности;

Особенности ориентированного обучения и воспитания детей.

Проблем-ный семинар

Роль педагога в учебно-воспитательном процессе

Личность педагога-творца;

Требования к педагогу;

Самообразование и самовоспитание педагога;

Роль личности педагога в современном учебном процессе.

Конферен-ция

руководитель школы начинающего педагога, педагоги

Подведение итогов

Калейдоскоп педагогических находок начинающих педагогов «Будем знакомы, молодой коллега!»

Калейдоскоп находок

руководитель школы начинающего педагога, наставники

культ -массовый отдел

Конкурсно-развлекательная программа для начинающих педагогов «Наша надежда».

конкурс

Приложение № 3

Семь золотых правил для педагога

1. Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов)

2. Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев)

3. Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс)

4. «Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс)

5. Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).

6. Никакая большая победа не возможна без маленькой победы над самим собой (Л. Леонов)

7. Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор)

Заповеди начинающему педагогу

1. Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.

2. Будь приветливым – и будешь смелым.

3. Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.

4. Умей требовать и прощать.

5. Верь в уникальные способности каждого ребенка.

6. Будь компетентен и будь уверенным.

7. Верь, что каждого ребенка можно научить, только для этого необходимо время.

8. Претворяй процесс обучения в радость.

9. Будь для ребенка не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.

Памятка начинающему педагогу

1. Тщательно готовься к занятиям. Обязательно пользуйся поурочным планом и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило: наличие поурочного плана является для тебя допуском на занятие.

2. Идя на занятие, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно.

3. Приходи в кабинет до начала занятий, чтобы приготовить все необходимое для проведения занятия.

4. Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала занятия, стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и меньше времени.

5. Веди занятие так, чтоб каждый ребенок был постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность – враги дисциплины.

6. Увлекайте детей интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируйте темп занятия, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание. Предупреждайте попытки нарушить рабочий порядок.

7. Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем обучающимся, которые отвлекаются на занятии, занимаются посторонними делами.

8. В конце занятия дай общую оценку работе группы и отдельным детям. Пусть дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда. Старайся замечать позитивное в работе недисциплинированных обучающихся, но не делай это часто и незаслуженно, за незначительные усилия.

Приложение № 4

Дневник взаимопосещения занятий

направление

посещающий

Тема занятия

Цель, задания

Выводы предложения

Ты очень близкий человек для своего обучающегося. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.

Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.

Постарайся вселить в ребенка веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

Не требуй на занятии "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, занятие - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.

Стремись к тому, чтобы твои занятии не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на занятиях свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.

Каждая встреча с педагогом для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.

Входи в кабинет с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.

Неси детям добрую энергию и всегда помни, что " ребенок- это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".

Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.

Помни, каждое твое занятие должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.

Ребенок всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.

Учи своих обучающихся трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.

Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.

Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.

Помни о том, что ребенку должно быть интересно на занятии. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.

В общении с родителями своих обучающихся помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.

Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах обучающихся только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.

Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.

Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.

Приложение №6

Памятка для наставника начинающего педагога

1. Вместе с начинающим педагогом разработайте и глубоко проанализируйте образовательные программы и пояснительные записки к ним.

2. Помогите составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.

3. Оказывайте помощь в подготовке к занятиям, особенно к первым, к первой встрече с обучающимися. Наиболее трудные темы лучше разрабатывать вместе. В своей группе постараться изучать материал с опережением на 2-3 занятия, с тем, чтобы датьначинающему педагогу возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.

4. Постарайтесь вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия.

5. Посещайте занятия начинающему педагога с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои занятия, совместно их обсуждать.

6. Помогайте в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.

7. Делитесь опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.

8. Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывайте отмечать положительное в работе.

9. Учите не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.

Приложение 7.

Входящий мониторинг.

АНКЕТА

профессиональной готовности педагога

1. Понимание детских состояний и умение мотивировать детей.

2. Скорость педагогической реакции и способность к экспромту.

3. Положительная заряженность, остроумие, юмор.

4. Умение находить контакт с детьми, коллегами, родителями.

5. Умение перед входом в учреждение сбрасывать с себя груз проблем.

6. Толерантность – приобретенная и развитая в себе способность душевного доброго отношения ко всему на планете, умение прощать, видеть и поддерживать в человеке прекрасное.

7. Эмпатия – способность к сопереживанию, сочувствию, готовность души помочь человеку, поддержать его.

8. Увлеченность всяким делом, за которое взялся.

9. Умение хранить детские тайны.

10. Умение жить интересами детей.

11. Инициативность, энергичность.

13. Наличие интересов, привлекательных для ребят.

14. Умение и желание сочинять, придумывать, доводить до конца.

15. Умение терпеливо двигаться к намеченной цели.

16. Умение инициировать, организовывать и помогать детским самодеятельным организациям.

17. Умение вовремя приходить на помощь.

18. Способность к поиску, творчеству.

19. Способность и желание идти по пути самообразования, саморазвития.

20. Эмоциональная раскрепощенность, широкая палитра позитивного чувственного восприятия мира. Умение заразить окружающих своей энергией.

21. Устойчивая этическая позиция, нравственный закон в душе.

22. Внешняя привлекательность, умение образно, красиво, выразительно и четко выражать свои мысли.

23. Способность к самоиронии.

24. Рефлексивная способность.

25. Постоянная забота о своем здоровье и здоровье обучающихся.

26. Умение доводить начатое до конца.

27. Ежедневная постоянная глубокая психолого-педагогическая, предметная, методическая подготовка к занятиям.

28. Умение признавать свои ошибки.

29. Способность к индивидуальной продуктивной работе с обучающимися

Приложение 8.

Итоговый мониторинг

1. С какими трудностями вы столкнулись? Перечислите их.

2. Как их преодолеваете?

3. Кто вам помогает в работе? Как?

4. Я иду на занятие, чтобы...

5. Что в вашей деятельности является для вас наиболее трудным?

6. Воспитание каких черт личностиребенкавами достигается наиболее трудно?

7. Чем вы объясните трудности в своей деятельности?

8. Каким должен быть современный педагог?

9. Как в учебно-воспитательном процессе развивать индивидуальные способности ребенка?

10. Чему и как можно научиться у опытного педагога?

11. Были ли в вашей деятельности трудности в воспитательной работе

12. Какие книги по педагогике, психологии, методике вы прочитали за прошедший учебный год?

13. Какие у вас были педагогические открытия?

14. Занятия, по каким темам прошли у вас наиболее эффективно, интересно в этом году? В чем была ваша творческая удача?

Диагностическая тестовая карта оценки профессионального роста педагога

Теоретические знания и профессиональные умения педагога

Начало года

Середина года

Конец года

1. Знание своего предмета

2. Умение анализировать

3. Знание методики преподавания

4. Знание детской возрастной психологии и умение использовать психологические методы, приемы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности.

5. Знание психологии детского общения, психологии творчества. Умение стимулировать детскую активность.

6. Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности обучающихся.

7. Владение и использование различных форм занятий, традиционных и нетрадиционных.

8. Умение увлечь детей, организовать их индивидуальную и коллективную успешную деятельность.

9. Знание и использование в своей работе современных образовательных технологий.

10. Рациональное использование в своей работе наглядности.