Профессионально личностный рост учителя. Профессиональный рост педагога. Тест «Мотивация к избеганию неудач»

У каждого времени есть свои приметы. Нынешнее время - время перемен. И, в первую очередь, эти перемены связаны с жизнью школы, с возросшими требованиями к процессу обучения. Если раньше образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности, то теперь, речь идёт о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление. Причём ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей.

Профессиональное становление педагога - сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога.

Модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания обо всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности. Она также должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент.

Профессионально-педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий педагога, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности педагога, свидетельствуют о его профессиональной компетентности.

Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное и социальное становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обе спечить это становление. Школа - это учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников. Поэтому совершенно очевидно, что учителю как никогда необходимо сегодня не только по-новому учить, но и по-новому учиться. Прежде всего, учиться новому педагогическому мышлению, учиться быть в постоянном творческом поиске подходов и приёмов, обеспечивающих соавторство, сотрудничество с учениками во всей работе.

Главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Поэтому неудивительно, что часть президентского послания, которая посвящена стратегии развития российского образования, широко обсуждалась педагогами. Основной акцент в послании президента был сделан на школьном образовании, поскольку именно оно является определяющим и самым длительным этапом в жизни каждого человека. По словам Президента, сфера образования - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России.

Учитель находится в постоянном творческом поиске ответа на вопрос: «Как учить школьника?» Задачи, стоящие сегодня перед учителем, кардинально отличаются от тех, которые выполнялись им совсем недавно. Современному учителю недостаточно передавать своим ученикам готовые знания, давать установку на их запоминание. Самой первой задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, развитие его познавательных и творческих способностей. Для достижения этих целей учителю нужно сформулировать их через учебную деятельность школьника и работать над организацией процесса обучения с целью достижения максимальных результатов. А постановка различных целей и предполагает использование различных методов и приёмов обучения. Поэтому учителю необходимо иметь в своём арсенале множество приёмов, методов и стратегий, так как ему приходится решать задачи разного уровня. Но и не следует также забывать, что используемые формы преподавания должны варьироваться от возраста, уровня подготовленности учащихся, их интересов. Наличие культуры учебного труда предполагает, что школьникам предъявляют высокие требования, но вместе с тем они не бояться рисковать, высказывая какую-либо идею.

Современный педагог должен выявлять лучшие качества, заложенные в ребёнке, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретённых знаний, чтобы, окончив школу, они чётко осознавали своё место в обществе и могли работать на его благо, а также были готовы к участию в решении перспективных задач нашего общества.

У читель должен быть профессионалом своего дела, а профессионализм определяется целенаправленным формированием в себе таких качеств, как самосовершенствование, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя - это великолепный источник для безграничного творчества. Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник самоудовлетворения и признания. Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребёнку. И с каких бы позиций мы не подходили к вопросу о роли учителя в современном обществе - признаем её ключевой. Ведь учитель - главное звено, основа и душа системы образования. Общество ждёт от учителя высокого напряжения труда, динамики мысли, инициативности, упорства и полной отдачи сил обучению и воспитанию будущего поколения.

В условиях модернизации образования на современном этапе одной из центральных является задача по повышению социального статуса педагогического работника, оформление законодательной базы по регулированию статуса педагогов.

Одной из задач российского законодательства в сфере образования является четкое определение прав и обязанностей учителя, создание надлежащих условий для их плодотворной деятельности, правовой и социальной защищенности. Эта задача еще раз подтверждена Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным: « Главная цель, которую мы ставили в рамках модернизации образования, - это, прежде всего, рост качества школьного образования. Решению именно этой задачи подчинена работа по обновлению материальной и учебной базы школ, по повышению профессиональной квалификации, престижа учительского труда, в том числе через его справедливую, заслуженную оплату». Каким должен быть педагог новой школы? Готов ли он соответствовать современным требованиям к процессу обучения?

Статус учителя - это индикатор эффективности государственного и общественного устройства. Профессиональное становление педагога имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность педагога так же, как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом общества. Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.

Поэтому одним из направлений является развитие учительского потенциала. Большое внимание уделяется организации непрерывного повышения квалификации учителей, совершенствованию форм и методов обучения, повышению профессиональной компетентности педагогов. Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская деятельность;

Самообразовательная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение и использование новых педагогических технологий;

Трансляция собственного педагогического опыта и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Компетентность в педагогической деятельности в школе-интернате отражает умение педагога организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью и оценивать ее результаты. Проявляется это в подготовке и проведении занятий, в умении педагога управлять классом (группой). Педагог старается организовать работу каждого ребенка, создавать рабочий настрой и деловую обстановку. Все это повышает интерес, внимание, учебно-познавательную активность обучающихся (воспитанников). Такое поведение учителя позволяет найти подход к отдельным ученикам (воспитанникам) с учетом их индивидуальных способностей, помочь положительно проявить себя.

На занятиях учитель сочетает различные формы коллективной и индивидуальной работы, организует самостоятельную работу учащихся (воспитанников), сокращает однотипные упражнения. Создает ситуацию активного общения - не только монолога, но и диалога, позволяющих ученику (воспитаннику) выразить себя, проявить инициативу, самостоятельность в способах выбора познавательной деятельности, типов учебных заданий, вида и форм дидактического матери.Невозможно быть эффективным учителем, не раскрывая перед учениками своего «символа веры», принципов своего отношения к событиям и людям, элементов своего жизненного опыта. Ценностная роль учителя уникальна. Учитель как образцовый гражданин – это служитель храма, несущий на глазах детей свой крест на свою Голгофу и не ожидающий земного вознаграждения».

Это облик идеального учителя - воспитателя на все времена. Поэтому повышение профессионального уровня педагога и формирование педагогического корпуса, который соответствует запросам современной жизни, является необходимым условием работы школы в системе образования России, условие, которое должно отвечать уровню современного качества образования.

М.М.Поташник УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РОСТОМ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Поскольку рассматриваемое понятие многосложно, мы раскроем его в формулировках нескольких ученых, которые не противоречат, а дополняют друг друга.

Профессиональный рост учителя - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать своё предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию , социализации и сохранению здоровья школьников.

В этом (нашем) определении обращаем внимание на Оптимальность реализации педагогических задач для учителя - профессионала (мастера), что означает три эквивалентных характеристики:

- оптимальный - наилучший не вообще, а для конкретных условий;

Оптимальный наилучший с точки зрения заранее заданных критериев;

оптимальный - наилучший из нескольких возможных вариантов.

В конечном счете, оптимальность профессионального означает получение максимально возможных для конкретных условий результатов этого роста при минимально Необходимых расходах времени, сил, средств и др.

Профессиональный рост учителя - это самостоятельное и/или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, уме, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций.

В этом определении члена-корреспондента РАО, профессора А.В. Мудрика под стереотипом подразумевается общепринятый образец, которому следуют, и потому профессиональность, профессионализм включают, прежде всего, высокую качественную оценку возможностей педагога.

Профессиональный рост учителя - это, с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение учителя себя самого как профессионала из:

- внутренних качеств: генетически заданных педагогических задатков, природной телесности (внешний облик, состояние здоровья), темперамента, этнической принадлежности, характера, интересов, убеждений, мировоззрения, исповедуемых ценностей;

- внешних источников путем выбора из предлагаемого или навязываемого руководством школы, завучами, методистами: научных знаний, педагогического опыта, достояний культуры и др.

Это определение кандидата педагогических наук М.В. Левита дополняем комментарием: профессиональный рост учителя - это основанные на знании своих возможностей и потребностей выбор, переработка и обретение новых педагогических знаний и умений, превращающихся со временем в устойчивые личностные свойства (качества) учителя как профессионала.

Профессиональный рост - это неустранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми (определение дано Е.А. Ямбургом).

Профессиональный рост учителя - это процесс, и тут важно помнить о том, что этот процесс никогда незавершим подобно принципу незавершимости воспитания. *

Рассмотрим теперь понятия «профессиональный рост» и «профессионально-личностный рост учителя.

* См. об этом: А.В. Мудрик. Социальная педагогика. - М., 2000. -

В педагогической литературе есть несколько подходов к толкованию названных понятий. И все они имеют свои резоны.

Некоторые психологи полагают необходимым и достаточным использование понятия «личностный рост человека*, что, по их мнению, включает в себя и такую, с их точки зрения, частность, как его профессиональные качества и их развитие (рост). Для них «личность» - это наиболее фундаментальное и обобщающее понятие, включающее в себя практически все, что есть в человеке, все, Чем его можно охарактеризовать.

Другие полагают, что личностные характеристики заданы на уровне биологического и в какой-то степени социального наследования, они неизменны, а профессиональные характеристики приобретаются и могут существовать сами по себе (как бы независимо от личностных) и на личностные не влияют.

Мы полагаем, что профессиональный и личностный рост Педагога тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга, могут усиливать или тормозить друг друга, помогать или мешать друг другу.

Рассмотрим это подробнее. Каждый учитель обладает тем

Или иным интеллектом, типом мышления, темпераментом, характером, физическими данными, харизмой, обаянием (или их отсутствием), обладает музыкальным слухом и голосом (или не обладает), владеет искусством

стихохосложения (или оно отсутствует), разной степенью развитости чувства юмора, артистическими умениями и т.д.,

К т.п. Все названные и неназванные личностныё качества

Могут оказать и оказывают очень сильное влияние на профессиональную деятельность учителя, и вряд ли кто-то с

этим будет спорить.

Профессиональные качества педагога, такие как знание ребенка, его учебных возможностей, владение наукой, лежащей в основе учебного предмета, и методикой

Преподавания, умение организовывать походы с детьми,

Проводить классные часы, готовить с детьми школьные

вечера и праздники, работать с компьютером, пользоваться Интернетом, банком цифровых образовательных ресурсов и др. приобретаются, существуют и, главное, реализуются не неким абстрактным, одинаковым для всех механизмом, а конкретным человеком, уже обладающим определенным набором личностных качеств, и потому - профессиональное и личностное в учителе существует в тесном переплетении, взаимосвязи и взаимодействии. Вот почему мы считаем применительно к учителю и точнее, и корректнее говорить о профессионально-личностных качествах, о профессионально-личностном росте, как о положительных изменениях или как о развитии этих качеств. В рассмотренном нами аспекте становится понятным, что термины «профессиональный» и «профессионально-личностный» рост для нас являются синонимичными, а в книге мы используем словосочетание «профессиональный роста исключительно ради краткости.

Профессиональный рост учителя осуществляется двумя путями:

- посредством самообразования , что специально будет рассмотрено в главе II

- за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой или методцентром мероприятиях, которые мы объединяем совокупным названием (методическая работа .

Оба пути неразрывно связаны: учитель сам выбирает содержание, формы, методы из предлагаемой ему кем-то методической работы, и потому последняя приобретает характер самообразования; с другой стороны, как бы учитель сам ни заботился о своем профессиональном росте, сколько бы ни думал о нем, как бы тщательно сам ни проектировал его, он же не может подобно шелкопряду бесконечно вытягивать только из самого себя «нитку» знаний, умений, идей и пр. Наверняка он воспользуется внешними источниками, которые ему предложат школа, завучи, коллеги, методцентр и др., всем тем, что мы называем методической работой.

Личность педагога, его образование, развитие и саморазвитие, профессиональная деятельность многоаспектны

Однако разрыв между вузовской подготовкой и повышением квалификации (один раз в пять лет), жизнь «от курсов до курсов», отсутствие заинтересованности в развитии, обновлении, часто отсутствие перспективы и стимулирования грозят породить инертную, пассивную личность педагога, а тот, в свою очередь, «искривленную» личность ученика.

Призванием становится интерес,
помноженный на труд.
В. Сухомлинский

Чтобы воспитать личность,
надо самому быть личностью,
чтобы зажечь другого, надо самому гореть.
Ж. Сименон

В Концепции развития системы последипломного педагогического образования в Автономной Республике Крым на 2005-2010 гг. высвечивается ряд проблем, в том числе и важность, необходимость реализации ведущего принципа современного образования - личностное развитие педагога. Отсюда, одной из главных целей просвещения сегодня является научное и методическое обеспечение непрерывного образования педагогических кадров. «Вакуум научного общения - одно из самых проблемных состояний для учителя после окончания ВУЗа. К сожалению, он заполняется лишь частично в процессе самообразования и на курсах повышения квалификации» («Как слово наше отзовется»: научные исследования и школьная практика. В. В. Мусатова, И. Н. Евлампиева // Литература № 1, 2008. - М.). Однако нельзя упускать и психологический аспект данной проблемы.

Если вовремя «подхватить» педагога, стимулировать на развитие профессионализма, углубление знаний и умений, расширение кругозора, то стадии его личностно-профессионального роста будут выглядеть приблизительно так:

Личность педагога после ВУЗа - Мотивация развития личности - Развивающаяся личность - Профессиональный рост - Творческая личность - Результативность процесса

Личностно-профессиональный рост педагога понимается как непрерывный процесс раскрытия своего личностно-профессионального потенциала, влияющий на педагогическую деятельность в целом. Конечно, самое главное в этом - личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании, однако этот процесс можно частично мотивировать извне.

Каковы же условия, мотивирующие, стимулирующие процесс развития самостоятельного творчества педагога в системе повышения квалификации? В качестве предпосылок обеспечения личностно-профессионального роста педагога выступают встречи со значимыми в педагогике, психологии, методике людьми и помощь в осмыслении и преодолении профессиональных затруднений. Огромную роль в становлении и росте личности педагога, его профессионализма играет администрация общеобразовательного учебного заведения, которая, следя за успехами и промахами учителя, должна умело прийти на помощь: предоставить возможность ознакомления с различными профессиональными периодическими изданиями; помочь в выборе темы по самообразованию; дать возможность побывать на уроках педагогов-мастеров, методистов; к молодым учителям прикрепить опытного учителя-наставника, предоставить слово на педагогическом совете; если надо, то тактично указать на слабую научную базу разработанной темы, а в случае явного роста рекомендовать принять участие в конференциях, семинарах городского, республиканского уровней. Формальная помощь старших коллег, заключающаяся часто в мелочах (написал ли тему на доске, сколько минут ведется опрос и так далее), не только не стимулирует к росту профессионализма, но иногда убивает его всякие порывы. Разбор урока при этом превращается в унизительную пытку (если таковой вообще проводится). «У некоторых... заведующих учебной частью есть «правило»: не беседовать с преподавателем после посещения урока. Посетил урок, подметил ошибки - молчит, а при случае обрушится на преподавателя на заседании педагогического совета» (Г. Н. Приступа. Современный урок. - М. - 1989). «Благодаря» таким «молчунам» у молодого педагога может сложиться как неправильная самооценка, так и негативное отношение к процессу самосовершенствования вообще: зачем совершенствоваться, если все равно дельного совета не дадут, а при случае упрекнут. Значит, помощь должна быть реальной и тактичной.

Процесс обучения предполагает также взаимосвязь деятельности методических служб различного уровня и самого педагога. Совместно с администрацией в помощь педагогу работает и городской (районный) методический центр (кабинет). Однако помимо оказания методической помощи консультативной методический центр (кабинет) должен отслеживать темы по самообразованию педагогов, объединять учителей в творческие группы по смежности тем работ, по самообразованию, разрабатывать рекомендации по работе в межкурсовой период.

Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути.

Каковы же функции самообразования? М. Князева выделяет несколько таких функций:

  • экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;
  • ориентировочная - определение себя в культуре и своего места в обществе;
  • компенсаторная - преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;
  • саморазвития - совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;
  • методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;
  • коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;
  • сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе, ее непременное дополнение;
  • омолаживания - преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося);
  • психологическая (и даже психотерапевтическая) - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;
  • геронтологическая - поддержание связей с миром и через них - жизнеспособности организма.

Таким образом, самообразование - необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Самообразование ценно в первую очередь как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре. Рассматривая самообразование как вид свободной духовной деятельности, можно назвать его самым свободным путем к ускоренному саморазвитию, когда оно представляет собой целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.

Иными словами, для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностное развитие (Введение в педагогическую деятельность / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. - М.: «Академия», 2000).

К негативным факторам, осложняющим процесс профессионального становления педагога, можно отнести прежде всего кризисы (по Р. Ахмерову): нереализованности, опустошенности, бесперспективности. В современном, быстро меняющемся мире, с серьезной профессиональной и психологической нагрузкой, отсутствием знаний у учителей по валеологии, неумением сбалансировать расход энергии, постоянно растущим бумагоотчетным потоком педагогу тяжело удержаться, не «захлебнуться», а тем более вырасти профессионально. В решении этих проблем помогают коллектив, администрация ОУЗ. Конечно, в идеале позитивный климат грамотно организованного педагогического и психологического пространства не дал бы учителю прийти к кризисной ситуации, однако, к сожалению, до идеала во многих школах далеко (и не только по вине руководителя ОУЗ).

Залогом успешного роста педагога будет систематическая самостоятельная, заинтересованная работа с научно-методическими изданиями, разработками, рекомендациями, где представляется опыт как украинских, так и педагогов ближнего зарубежья. Чем шире кругозор педагога, чем серьезнее он подкован теоретически, тем легче будет найти наиболее удачный метод, форму подачи материала, тем больше будет спектр его мастерства.

Тема по самообразованию подразумевает поэтапность в работе. Первое - это планирование самообразования на пять лет. В плане должны быть отражены этапы по годам, аналитическая работа, презентации наработанного материала на МО, семинарах, конференциях, в печатных изданиях по предмету, результативность.

1-й год - определение темы, знакомство с ППО, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; фиксация библиографии по данной теме; постановка целей и задач.

Выступление с сообщением на МО ОУЗ.

2-й год - выборка теоретического материала; формирование научной основы будущей работы; подбор методов практической части.

Выступление с докладом на педсовете ОУЗ.

3-й год - адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов; мониторинг, анкетирование.

Выступление на городском МО, семинаре.

4-й год - создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации.

Выступление на городской, республиканской конференции, открытые уроки.

5-й год - систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы, рецензирование научным руководителем, подготовка к защите

Выступление на городской, республиканской конференции, открытые уроки. Представление собственного педагогического опыта: выступление педагогического опыта - выступление на городской, республиканской конференции, печать в специализированных научно-методических журналах, мастер-классы для педагогов.

В связи с этим хочется еще раз развести два понятия, вызывающие затруднения у педагогов: тема по самообразованию и творческая работа при защите в институте последипломного педагогического образования.

Тема по самообразованию

Творческая работа для защиты в институте последипломного педагогического образования

Работа, включающая в себя изучение теоретической научной и методической частей, наработки учителя по данной теме

Является научной работой с теоретической и практической частью

Может включать аналитические сведения по результативности учебно-воспитательного процесса

Рассчитана на пять лет. Обновляется, расширяется в течение данного срока

Результат работы за пять лет. Готовится к прохождению курсовой подготовки один раз в пять лет

Оформляется в виде портфолио в произвольной форме

Оформляется по установленному образцу, для учителей высшей категории в виде творческой работы, для остальных категорий - в виде реферата

В папке МО (кафедры) учителей разных предметов общеобразовательного учебного заведения работа по самообразованию педагогов может фиксироваться следующим образом:

  • ФИО учителя
  • Методическая тема школы
  • Методическая тема МО (кафедры)
  • Тема самообразования учителя
  • Темы открытых уроков
  • Выступление на МО, педсовете, семинаре
  • Творческий отчет
  • Мастер-класс для учителей города
  • Печатные работы

При этом под понятием «творческий отчет» можно понимать как форму защиты научной идеи в течение межкурсового периода (отчет перед коллегами), так и комплексную форму аттестации, состоящую не менее чем из 2-3-х мероприятий (публичное выступление + открытый урок + выставка результативности работы).

Профессиональное мастерство есть результат профессионального становления любого педагога. В педагогической энциклопедии понятие «педагогическое мастерство» трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания. Ученые склоняются к убеждению, что развить в себе творческие способности можно, если заниматься этим постоянно и целенаправленно.

Чем большего педагог достигает в профессиональном становлении, тем больше он развивается как личность.

Важную роль в обретении профессионализма играют собственное отношение к профессии, понимание своих личных ограничений, проблемные ситуации, цели и методы профессиональной деятельности и другие условия.

«В настоящее время в науке нет общепринятого разбиения жизненного пути профессионала на этапы или фазы. Один из вариантов предлагает Е. Климов:

Оптант - этап выбора профессии.

Адепт - это человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (обучение в специализированном учебном заведении: вузе, училище и т. д.).

Адаптант - привыкание молодого специалиста к работе. Адаптация требует вхождения во многие тонкости работы. Деятельность педагога связана с множеством непредвиденных ситуаций (хотя их типы в общем-то ограничены), для разрешения которых требуется определенный навык. Считается, что для учителя эта фаза длится 3-5 лет.

Интернет - это опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. Он уже как бы внутри профессии, стал своим как в сознании других, так и в самосознании.

Мастер - работник выделяется какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, он имеет основания считать себя незаменимым работником.

Авторитет - это мастер своего дела, широко известный в своем кругу или за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). Профессионально-производственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.

Наставник - это авторитетный мастер своего дела, имеющий единомышленников, последователей, учеников. Он передает опыт молодым, следит за их ростом. Его жизнь наполнена осмысленной перспективой.» (Введение в педагогическую деятельность / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. - М.: «Академия», 2000).

Дорога педагога от оптанта до наставника состоится только при одном условии - при наличии постоянного желания личностно-профессионального роста. В противном случае рост чаще всего прекращается на стадии интернета.

Одним из условий роста мастерства учителя, помимо планирования самообразования, является умение анализировать собственную деятельность, прогнозировать и корректировать ее результаты. Это отслеживание резульативности преподавания путем фиксации и сравнивания результатов контрольных работ, тематических аттестаций; тестирования на уровень мотивированности к предмету; создания банка данных одаренных детей по предмету.

На плечи методистов ложатся также обобщение и распространение перспективного педагогического опыта, адреса которого желательно обновлять ежегодно, для того чтобы к опытным учителям смогли обратиться за помощью коллеги.

В нашем городском методическом центре, помимо обязательных баз, собрана база данных учителей, печатающихся в различных научно-методических журналах, издающих методические пособия для педагогов и учащихся, что тоже является одной из форм распространения перспективного педагогического опыта.

«Главное - делайте все с увлечением: это страшно украшает жизнь», - говорил Лев Ландау. К этим словам, пожалуй, больше нечего добавить.

Это интересно...

Образование непрерывное - процесс развития, самосовершенствования, самореализации личности на протяжении всей жизни, обеспечения каждому человеку возможности получения, углубления и пополнения знаний; послевузовское образование в различных формах.

Педагогическое творчество - активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества обучения и воспитания учащихся.

Развитие личности - наращивание физиологических, психических и социальных новообразований за счет освоения человеком внутреннего и внешнего потенциала возможностей.

Саморазвитие - способность системы к преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников образовательных процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы образования и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т. д.

Творчество - создание нового, ранее не существовавшего.

Профессиональное самовоспитание направлено на реализацию педагогом себя как личности. Стремление к самосовершенствованию, самообразование являются важными факторами профессионального роста учителя, обеспечивающих расширит ения его творческих возможностей, познавательных интересов и формирование творческой индивидуальностиі.

Важное значение для профессионального роста учителя имеют:

1. Овладение передовым педагогическим опытом, поисковой исследовательской работой результате ознакомления с деятельностью лучших педагогов и ее анализа учитель глубже осмысливает закономерности учебно-воспитательного процесса, учится педагогически правильно воспринимать каждый поступок ребенка, находить причины конфликтов и способы их решенияня.

2. Систематическое изучение философской и психолого-педагогической литературы, законодательных актов государства об образовании, воспитания и обучения, встречи с новаторами, участие в работе методических объединений, это еминарив, конференций, педагогических чтений тощо.

3. Знакомство с педагогической прессой, радио, телевидением,. Интернетом. Они быстро реагируют на все изменения, происходящие в системе педагогического образования и учебно-воспитательном процессе, знакомят с д опытом педагогов-новаторов, научно-педагогическими новинками, материалами разнообразных встреч, конференций и т.п.. Популярными среди учителей есть газеты"Образование","Шкильнийсвит", журналы"Родная школа","Путь образования"и другие, а также зарубежные периодические психолого-педагогических изданияхні періодичні психолого-педагогічні видання.

4. Знакомство с национальной системой воспитания, олицетворяющий воспитательную мудрость украинского народа, его лучших ученых, прогрессивные традиции украинской в??семейном воспитании, воспитательное значение украински их народных обычаев, традиций, праздников, обрядев.

В процессе профессионального самовоспитания учитель должен почувствовать свободу самовыражения. Учительскую деятельность нельзя регламентировать и втиснуть в рамки инструкций. Только за утверждение профессиональной свободы возм лива эффективная организация процесса профессионального роста учителя, что является своеобразным поиском своего пути, обретения собственного"голоса", собственного"почерка"Педагог, обладающий свободой самовыражения, умеет к еруваты собственным развитием, может направить свои творческие силы на поиск новых путей обучения и воспитания ученикичання і виховання учнів.

Учителю необходимо знать свои сильные и слабые стороны, постоянно формировать в себе внутренний стержень личностного роста, которое является непременным условием достижения профессионализма (рис 41)

Становление педагога как профессионала и субъекта продуктивной деятельности - это процесс приближения к идеалам культуры, вершин профессионализма, творческой самореализации. Ученые подчеркивают неравномерности этапов и ступеней профессионального становления личности, обозначая ее как индивидуальную траекторию профессионального роста, профессиональной карьеру.

. Профессиональная карьера - последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека, ее продвижение ступенями (службе) производственной, социальной, административной или иной иерархии

Существуют два вида профессиональной карьеры: личностно карьера - восхождение человека к высотам профессионализма, качества результатов труда, самореализация в профессиональной деятельности и получения на этой основе признания ния людьми; должностное карьера - продвижение по службе

Каждый педагог выстраивает свою карьеру, исходя из личностных особенностей, ценностных установок, умений. Успешность карьеры во многом зависит от того, насколько правильно сделан профессиональный выбо ир, насколько удачным было профессиональное самоопределениея.

Американский специалист по управлению. Майкл. Драйвер выделяет следующие виды карьеры:

1. Линейная карьера. Человек с самого начала трудовой деятельности выбирает определенную отрасль и настойчиво, шаг за шагом на протяжении всей жизни поднимается иерархической лестнице (например, учитель - еривник методического объединения - директор школы - инспектор районо и т до і т. д.).

2 стабильных карьера. Педагог, для которого характерна стабильная конфигурация карьеры, еще в молодости выбирает сферу своей деятельности и до конца трудовой жизни остается в ней. Он повышает свою майстернис во, но не стремится продвижения иерархической лестниценою.

3. Спиральная карьера. Такая карьера характерна для людей, которые с энтузиазмом работают 5-7 лет, а затем теряют интерес к педагогической работе, переходят на другую и все начинают сначала

4. Кратковременная карьера. Человек часто меняет одну работу на другую. Случайно и временно достигает незначительных повышений. Как правило, это неквалифицированные, часто недисциплинированные работники

5. Платообразные карьера. Если человек успешно справляется со своими обязанностями, считается достойной повышения. Однако после нескольких повышений она достигает уровня, что является пределом ее компетентности. На этом ров вни она остается до выхода на пенсиинсію.

6. Карьера, что снижается (нисходящая). Человек успешно начинает свою профессиональную деятельность и несколько раз уходит на повышение. Однако из-за непредвиденных обстоятельств (болезнь, злоупотребление алкоголем и др.) снижает уеться качественный уровень ее работоспособности, вызывает возврат до самого низкого уровня карьерєри.

Профессиональная личностная карьера является составной жизненной стратегии педагога. Она заслуженная, если основывается на личностном росте, предметном и успешному самосовершенствовании, связана с упорным трудом, достижением реальных результатов, отношением педагога к ней как к жизненного призвания. Хорошо, если она сопровождается и должностным карьерой. Однако не все педагоги стремятся должностного повышенной ния. Некоторые считают, что повышение приводит к административной занятости, вытеснение профессионального содержания деятельности, поэтому занимаются одним и тем же 25 - 40 лет их карьера тоже успешная, ибо содержание вна, наполнена духовностью, сопровождается ростом общественного признания, уважением, наградами, любовью воспитанникианців.

Итак, профессиональная карьера - это прежде всего движение. А движение не может быть без цели, направления на достижение жизненного и профессионального успеха, привлекательной личностной профессиональной перспективы

Профессиональная деятельность непременно сопровождается изменениями в структуре личности педагога: происходит усиление и интенсивное развитие качеств, способствующих успешному осуществлению деятельности, а также п подавляются и даже разрушаются структуры, не участвующих в этом процессе. Положительное влияние профессии на личность учителя проявляется в формировании профессионального самосознания, педагогической спрям ованости, педагогического мышления, в развитии профессионально важных качеств, овладении педагогическим опытом и т.д.. Однако влияние профессии на личность может иметь некоторые негативные проявления, например резкое за гострення нежелательных личностных качеств,"огрубление"и вынесения наружу стереотипов поведения, мышления, общения. Все это влечет осложнения во взаимодействии с другими людьми и делает поведение таких людей неадекватной ситуации. Речь идет о профессиональной деформации личностиії особистості.

. Профессиональные деформации (лат de forma - искажают, искажаю) - деструктивные изменения личности в процессе профессиональной деятельности

Итак, профессиональное развитие - это не только рост и совершенствование, но и разрушение и профессиональные деструкции, которые характеризуются как изменения психологической структуры личности в процессе педагогической деятельности.

Профессиональные деформации имеют следующие признаки: - авторитарность (франц autoritaire - властный), которая проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, использовании обучающего стиля общения;; доминантность, консерватизм, догматизм;

Эмоциональная индифферентность (лат indifferens - безразличный), которая характеризуется эмоциональной сухостью и безразличием к ученикам;

Экспансионизм (лат expansio - расширение), что проявляется в преувеличении значения дисциплины;

Поведенческий трансфер (лат transfero - переношу, перемещает), который реализуется в проявлении признаков ролевого поведения, характерной для учащихся;

Самоуверенность, прямолинейность, низкая критичность мышления;

Отсутствие коммуникативной гибкости;

Ориентация на социальное одобрение и др.. Профессиональные деформации мешают учителю в работе

с учениками. Особенно чувствительны к ним трудновоспитуемые ученики. Именно они преимущественно попадают под"горячую руку"педагога и выслушивают бесконечные нотации. Они стремятся к самостоятельности, а педагогу кажется, что лучше их предостерегать от плохого поступка, соблазнов. Так увеличивается пропасть непонимания, неприятия позиций друг друга, назревает конфликтахріває конфлікт.

сенситивный (благоприятным) периодом для возникновения профессиональных деформаций является профессиональный кризис

. Профессиональная кризис - глубокая неудовлетворенность от своей деятельности, н результатов, чувство собственной несостоятельности, неспособности к самореализации, несоответствие замыслов, возможностей полученным результата а.

Изменения поведения во время профессионального кризиса является ответом на сложность задач, решение которых вызывает поведенческие реакции, которые закрепляются, превращаются в стереотипы, обостряют определенные особист тесные каче.

В педагогической деятельности учителя выделяют такие типы профессиональных кризисов:

1) кризис адаптации к профессии, которую переживает каждый четвертый учитель в начале профессионального пути (24 - 25 лет);

2) кризис рутины работы, задевает учителей, работающих в школе 10-15 лет (32-33 года);

3) кризис учителя с высоким опытом работы (42 - 43 года)

Кризисы наступают чаще при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Оние закономерным явлением и предстают как резкие изменения вектора профессионального развития личности педагога: или приводят к личностной и профессиональной дезадаптации, или обусловливают переход на более высокий уровень о офесионализм.

Конструктивный вариант решения кризисной ситуации предполагает выработку учителем новой стратегии жизни, профессиональной деятельности, переосмысления, ревизию и коррекцию им своей личностно-профессиональной позиции, принятия действительности такой, какая она есть, открытие в себе новых возможностей для самореализации, повышения профессиональной квалификации.

распространенным средством профилактики этого явления является непрерывное психолого-педагогическое образование учителя, повышение его квалификации. Знания, полученные во время обучения, быстро устаревают. В зарубежной лите ератури фигурирует даже единица устарелости знаний специалиста - т н период полураспада компетентности. В этом случае этот термин, заимствованный из ядерной физики, означает продолжительность времени после окончания высшего го учебного заведения, когда вследствие устарелости приобретенных знаний компетентность специалиста снижается на 50а 50%.

Самообразование способствует формированию индивидуального стиля педагогической деятельности, помогает в осмыслении педагогического опыта и собственной самостоятельной работы, является средством самопознания и самосовершенствования, путем м педагогического развития.

Одним из современных методов профессионального самосовершенствования является метод «портфолио» - описание работы с анализом ее эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих работ учащихся и т.д.. Он может мес стить также документы, которые фиксируют профессиональное развитие (дипломы, грамоты, благодарности, характеристики и др.), научные, творческие работы, собственные статьи, статьи известных ученых, освещающих особенности той проблемы, над которой работает владелец портфолио, психологические исследования, конспекты уроков, воспитательных мероприятий. Метод"портфолио"помогает учителю не только систематизировать педагогический опыт, накоп ные знания, но и дать объективную оценку собственной профессиональному уровню. Материалы портфолио можно упорядочить по направлениям педагогической деятельности, интересами, избранной научной проблемой, годами работы т ощо. Основой работы над портфолио отображения профессионального пути, взглядов и планов учителейпоглядів і планів учителя.

Для того чтобы приблизить свой реальный образ к идеалу, нужно уметь управлять собственным развитием. Прежде всего это означает умение взять на себя ответственность за собственную жизнь и профессиональную деятельность, избирательный строить такую??профессиональную образовательную стратегию, которая бы учитывала индивидуальные особенности, возможности, запросы, удовлетворяла потребность в образовании, повышении квалификации в выбранной сфере, интеллектуальном, ф изичному, духовному развитию. А это все предполагает овладение навыками самоорганизации и саморегуляции. В самоорганизации оказывается психологическая готовность к педагогической деятельности, в саморегуляции - сознательное управление своим поведением, психикой, энергетическим потенциалом, контроль над эмоциями, сохранение способности критически мыслить и решать сложные проблемеми.

Итак, основными путями профессионального развития является профессиональное обучение, развитие карьеры и самообразование педагога. Профессиональное развитие ведет к принципиально нового способа жизнедеятельности учителя - творческой сам мореализации в профессии, которая дает возможность проявить свои индивидуальные и профессиональные возможности короткая формула профессиональной деятельности педагога - постоянный труд, творчество, гармония знаний, чувств и эт единкки.

Сокровищница мыслей

Высшее добро, которое может осуществить человек - это усовершенствовать свои возможности, чтобы быть способной служить человечеству

Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд

В. Сухомлинский

Педагог должен быть сам воспитанным и образованным человеком. Поэтому подготовка педагога начинается с его собственного воспитания и образования

П. Блонский

Не надо ценить себя выше своих способностей и не надо себя принижать

И. В. Гете

Жизнь ничего не дарит без тяжелого труда и волнений

Безумный тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими

Публий. Сир

Моя личность - не готова реальность, я творю свою личность, творю ее тогда, когда узнаю себя

М. Бердяев

первое и самое важное в жизни - это попытка овладеть самим собой

Моделирование профессионального роста педагога.

Юдина О.В.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

КОГОБУ СОШ с УИОП г.Омутнинска,

руководитель ОМО учителей

русского языка и литературы

Восточного образовательного округа.

Плыву не туда, куда ветер дует,

а как парус поставлю.

Наверное, каждый хотя бы раз в жизни задумывался, тот ли путь он выбрал и не стал ли бы он счастливее, выбрав иную дорогу. Достаточно часто бывает это и с педагогами, поэтому очень важно для каждого из нас знать, что ты состоялся в профессии, что к твоему мнению прислушиваются не только дети, но и коллеги, что у тебя есть чему поучиться, что ты интересен. Отрадно видеть, что проблема педагогических кадров затронула и правительство: одним из направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является совершенствование учительского корпуса, предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования.

В нашей школе в 2007-2008 учебном году началась работа по созданию и реализации проекта «От педагогической надежды к педагогическому мастерству и творчеству», в котором я и приняла участие. В данной статье я постараюсь рассказать, каким образом реализация названного проекта сказалась на моем профессиональном развитии, каким образом была составлена и реализована модель моего профессионального роста.

За основу была взята программа, предполагающая следующие этапы работы (см. схему 1):

  1. определение стартовой позиции педагога через проведение системы диагностик;
  2. выбор форм работы, направленных на профессиональное развитие педагога;
  3. реализация комплекса запланированных мероприятий;
  4. подведение итогов, рефлексия;
  5. определение новой стартовой позиции.

Схема 1

Согласно данной программе в первую очередь необходимо было определить мою стартовую позицию как учителя.

На тот момент у меня имелись некоторые достижения:

образование: высшее педагогическое, Вятский государственный педагогический университет, 1998 год;

педагогический стаж: 13 лет;

награды и поощрения:

Диплом слушателя курса «Интернет-технологии для учителей предметников» за лучшую выпускную работу – презентацию на тему «Серебряный век русской поэзии». 19.11.2005;

Почетная грамота РУО за творческий педагогический труд, значительные успехи в работе по организации и совершенствованию учебного и воспитательного процесса. Приказ 11-н. 2005 г.;

Грамота РУО за творческий педагогический труд, значительные успехи в работе по организации учебно-воспитательного процесса» Приказ № 20-н от 27.09.2006г.;

Благодарственное письмо КИПК и ПРО за большую плодотворную работу и высокий профессионализм в рамках деятельности творческой лаборатории «Развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации учащихся на уроках русского языка и литературы» Приказ № 229/од от 01.08.2007.

Далее был проведен комплекс диагностик профессиональных и личностных качеств педагога. Диагностический этап включает в себя подбор, проведение, анализ диагностических материалов и определение ступени профессионального роста, на которой находится педагог. Для этого использовались различные диагностики, предложенные психологической службой школы:

«Личностный дифференциал». Составитель Истратова О.Н. Цель: изучение социально-психологических свойств личности, самосознания.

«Способность саморегуляции». Составитель Истратова О.Н. Цель: узнать о способности владеть собой в различных ситуациях.

«Способность учителя к саморазвитию». Составитель Рогов В.И. Цель: выявить способность учителя к саморазвитию.

«Кто я есть в этом мире?» Составитель Рогов В.И. Цель: изучение самооценки педагога.

«Факторы саморазвития учителя». Составитель Рогов В.И Цель: выявить факторы, препятствующие и стимулирующие обучению, развитию и саморазвитие учителя.

«Шкала оценки потребности в профессиональных достижениях». Составитель Рогов В.И. Цель: измерить уровень мотивации достижения.

Методика «Ценностные ориентации педагога». Автор М. Рокич. Цель: изучить ценностные ориентации.

(Названные диагностики представлены в следующих изданиях:

Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск: «Петероком», 1991;

Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – 2-е изд., переработано и доп. – М.: ВЛАДОС, 1998.)

Диагностики показали:

  • способность учителя к саморазвитию – 36 баллов;
  • уровень мотивации достижения – 14 баллов;
  • уровень развития профессиональной компетентности учителя – 82 балла;
  • уровень коммуникативных и организаторских склонностей – 12 баллов;
  • стиль общения педагога – 29 баллов;

Общее количество: 73 балла, что соответствует среднему показателю развития педагога.

Таким образом, по итогам первого этапа работы можно сделать вывод:

педагог готов к использованию инноваций, знает интерактивные формы и методы обучения, владеет современными педагогическими технологиями, умеет анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, т.е. педагог находится на 4 ступени профессионального развития – мастерство.

Следующим очень важным этапом реализации программы стало определение форм методической работы, которые помогли бы мне подняться на более высокую ступень профессионального развития. Вот некоторые из них:

  1. участие в методических мероприятиях:
  • конкурсы профессионального мастерства;
  • научно-практическая конференциях;
  • творческая лаборатория;
  • методическая олимпиада педагогов;
  1. обмен опытом работы через
  • выступления-презентации;
  • публикации;
  • работу педагога-андрогога КИПК и ПРО;
  • проведение открытых уроков;
  1. освоение новых технологий педагогической деятельности:
  • педагогическая мастерская;
  • мастер-класс;
  • семинар-практикум.

В 2008 году я начала работу по новой методической теме «Использование информационных технологий на уроках русского языка для повышения мотивации учащихся».

Для реализации методической темы имелись необходимые ресурсы: пройдены курсы «Информационные технологии в образовании», появилась возможность использовать информационные технологии в образовательном процессе, участвовать в дистанционных конкурсах различного уровня. Педагогический опыт по реализации методической темы был представлен через публикации в сборнике докладов Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы учебно-воспитательной деятельности учреждений образования, проведение мастер-класса «Технология проведения публичного урока» на ОМО учителей русского языка и литературы, открытых уроков культуры речи «Экология языка» в рамках областной творческой лаборатории кафедры управления развитием образования КИПК и ПРО (технология педагогических мастерских), «Берегите наш язык!» в рамках курсов КИПК и ПРО «Управление развитием детской одаренности в общеобразовательной школе» в форме публичного урока на окружном и региональном уровнях.

Возникла потребность в повышении профессиональной компетентности, поэтому, не дожидаясь очередных курсов, я приняла участие в курсовой подготовке по следующим вопросам:

«Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации образования (профильная школа)». 2008 г.

«Управление развитием одаренности подростков в условиях общеобразовательной школы». 2009 г.

«Проблемы диссеминации инновационного управленческого и педагогического опыта». 2009 г.

Особый интерес у меня вызвала исследовательская работа в творческих лабораториях КИПК и ПРО:

«Развитие и совершенствование способности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации учащихся»

«Управление развитием одаренности подростков в условиях общеобразовательной школы»

«Актуальные проблемы углубленного изучения русского языка»

Эта работа помогла проанализировать мою педагогическую деятельность.

Небывалый до этого интерес вызвали различные методические мероприятия школьного, районного, окружного и регионального уровней.

Как результат реализации программы профессионального роста появились следующие достижения:

учитель высшей квалификационной категории (с 2009 г.);

руководитель РМО учителей русского языка и литературы;

член методического Совета школы и РУО Омутнинского района;

участник рабочей группы ОМО учителей русского языка и литературы Восточного образовательного округа;

руководитель ОМО учителей русского языка и литературы Восточного образовательного округа;

эксперт аттестационной комиссии педагогов Восточного образовательного округа;

член Совета школы.

Таким образом, мне была предоставлена возможность подняться на более высокую ступень профессионального роста.

Вновь проведенная диагностика показала, что я, набрав в общей сумме 197 баллов, перешла на 5 ступень профессионального развития педагога - повышенный уровень готовности к инновациям (по Марковой А. К.)

Профессиональный рост был замечен коллегами, я стала победителем профессионального школьного конкурса «Звездный час», призером предметно-методической олимпиады учителей русского языка Кировской области в 2010 году, была награждена Почетной грамотой департамента образования Кировской области за творческий педагогический труд, значительные успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения (2009 г.), а в 2012 году - победителем конкурсного отбора лучших педагогических работников области.

Впереди – новая ступень. Были намечены и новые перспективы профессионального роста:

работа в творческой лаборатории КИПК и ПРО «Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях ОУ»;

экспериментальная деятельность по профессионально-личностному развитию (ВятГГУ);

освоение, внедрение и реализация ФГОС ООО;

становление педагога-андрогога, т.е. работа в качестве преподавателя на курсах повышения квалификации, которые проводятся на базе нашей школы как методического центра института развития образования Кировской области;

участие во Всероссийских конкурсах и проектах;

Профессия педагога не позволяет стоять на месте, она требует постоянного роста, поэтому впереди еще много интересного и нового.

Таким образом, реализуемая в школе в рамках проекта программа позволяет сделать процесс профессионального развития педагога более целенаправленным, а значит, и более эффективным.

Я согласна с Л.Н.Толстым: «Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни».