Можно ли отдавать в школу шестилетку? Идем в школу: в шесть рано, а в семь уже скучно? Стоит ли ребенка отдавать раньше в школу

Закончились праздники. В разгаре запись детей в школу, и многие родители нет-нет, да и задумаются над тем, не отдать ли чадо учиться пораньше. Чаще всего такой вопрос встаёт перед теми, чьим детям первого сентября будет больше шести с половиной, но меньше семи лет, то есть перед родителями дошкольников, родившихся осенью, зимой, либо ранней весной. И ломают бедные мамы и папы головы: отдать ли сейчас, или всё же в семь с половиной, а то и почти в восемь лет?

Битва аргументов

У сторонников каждого варианта свои аргументы. Те, кто считает, что отдавать ребёнка в первый класс нужно раньше, приводят следующие:

  • Учиться и так одиннадцать лет, а если только в восемь (ну, или почти) в школу пойдёт, то закончит аж в девятнадцать! Кошмар!
  • Ребёнок уже сейчас готов к школе, а в детском саду ему неинтересно.
  • Пойдёт позже - над ним все будут смеяться.
  • Пусть лучше тянется за старшими, чем учится среди младших.

Сторонники мнения, что учёба не волк, в лес не убежит, а потому лучше отправлять ребёнка в школу позже, в ответ контраргументируют:

  • Пусть подольше продлится беззаботное детство.
  • Уметь читать и писать - это не значит быть готовым к школе.
  • Маленького будут дразнить.
  • Шестилетку в школе просто затопчут.

Это основные высказывания представителей каждой стороны, однако аргументов как за, так и против можно придумать великое множество. А что же думают обо всём этом учителя, психологи и другие специалисты? Попробуем узнать.

Муки выбора

Давайте не будем лукавить, дорогие родители, и честно признаемся сами себе в том, что частенько в детях мы реализуем свои мечты и амбиции. Ведь куда приятнее сообщать всем родным, знакомым и коллегам, что шестилетка пошёл в школу, чем объяснять им же, почему ребёнку уже семь, а он всё ещё ходит в детский сад. Однако специалисты в своих выводах на редкость единодушны. По мнению большинства из них, не стоит торопиться и отдавать детей в школу слишком рано.

Родители должны помнить - нет одинаковых детей. Даже если все ровесники вашего ребёнка уже готовятся к первому классу, это совершенно не означает того, что и вы должны непременно стремиться к этому. Подготовительная группа детского сада, куда ходит ваш дошколёнок, и уже исполнившиеся шесть лет вовсе не гарантируют того, что ребёнок готов к школе. Кстати, беглое чтение и умение складывать в уме двухзначные числа тоже ничего такого не гарантируют. Потому что необходимы ещё и психологическая готовность, и физиологическая зрелость.

Готов - не готов?

Как же понять, готов ли ребёнок к школе?

Если уж мы начали говорить начистоту и заниматься самокопанием, то давайте и продолжать в том же духе. Большинство современных родителей - люди довольно образованные, прочитавшие несколько (пару, много - нужное подчеркнуть) книг по детской психологии, а потому они могут и сами довольно ясно понимать, что представляет из себя их ребёнок. Если, конечно, слепая родительская любовь не застит глаза. Поэтому для начала честно ответьте себе, готов ли конкретно этот ребёнок, на ваш взгляд, к школе. Если у вас есть хоть малейшие сомнения, если была секундная заминка перед жизнеутверждающим «да!», то не полагайтесь только на своё мнение, посоветуйтесь со специалистами.

Для начала переговорите с воспитателями, они часто и подолгу видят наших детей, имеют возможность наблюдать за ними в разных ситуациях, а если к этому прибавить беспристрастность (им-то ведь слепая любовь глаза не застит) и опыт, то их точка зрения будет очень важна.

Сомневаетесь в объективности или хотите услышать мнение других специалистов? Тогда вам прямая дорога к психологам, неврологам и нейропсихологам. Попросите их провести диагностику. Возможно, её результаты будут неожиданными или даже малоприятными для вас. Но в этом случае стоит прислушаться.

С одним из наших сыновей мы ходили на занятия к нейропсихологу. Их же посещала девочка, которой на тот момент было шесть лет, в сентябре мама собиралась отдавать её в школу. Наблюдая за девочкой и мамой, я пришла к двум выводам. Первый: малышка к школе не готова. Второй: мама понимает это, но боится, что отдавать дочку в первый класс почти в восемь лет (день рождения у девочки в октябре) будет уж слишком поздно.

В разговоре мы как-то коснулись этой темы, и в ответ на просьбу собеседницы я мягко высказала свою позицию. И к своему удивлению увидела в глазах женщины не обиду, а облегчение. Оказалось, что она тоже так думала, но ни у мужа, ни среди родных и друзей поддержки не находила. Все настаивали на том, что в школу девочке нужно срочно. Ведь она же не больна, задержки развития нет, умеет читать и считать. И никто не понимал, что, несмотря на эти бесспорные факты, девочка к школе не готова. Я стала первым человеком, кто понял то, о чём интуитивно догадывалась внимательная мама.

Нейропсихолог, проведя диагностику, тоже согласилась с нами. По моему совету мама поговорила с воспитателями, их выводы были такими же: учиться рано, и точка. В итоге ребёнок пошёл в школу почти в восемь лет. Чему родители (в том числе и папа, который до беседы с нейропсихологом настаивал на своей точке зрения), теперь только рады.

У вас нет возможности проконсультироваться со специалистами? Воспользуйтесь тестами, которые определяют школьную зрелость, их можно найти в специальной литературе или даже в Интернете. Существуют , всесторонне готовый к школе. Не поленитесь, внимательно изучите их и честно признайтесь сами себе, всё ли под силу вашему ребёнку.

Как быть?

Если специалисты считают или тесты показывают, что уровень знаний, умений и навыков ребёнка более-менее сопоставим с тем, что требуется первокласснику, обязательно обратите внимание на те моменты, которые пока вызывают трудности. За то время , вы успеете многое подтянуть.

Большее внимание обращайте даже не на технику чтения и скорость устного счёта, а именно на бытовую и психологическую готовность. Проблемы с учёбой редко начинаются из-за неразвитого интеллекта, гораздо чаще - из-за социальных проблем, недостаточного развития мелкой моторики, неусидчивости, неумения сосредотачиваться. С этими трудностями можно и нужно работать. Важно не ждать у моря погоды, а определить проблему и начать с ней бороться. Благо, если вашему ребёнку сейчас шесть лет, время ещё есть.

Специалисты или результаты тестов говорят о неготовности дошколёнка? Примите это как данность и дайте ребёнку и себе ещё один год. Не опускайте руки, занимайтесь с ним. Скорее всего, за это время многое изменится, а малыш окончательно дозреет до школы. И тогда годы учёбы не станут для него и для вас непрекращающимся кошмаром.

А в качестве финального аккорда ещё две истории из моей практики:

История первая. Удивительная закономерность

Сейчас в первый класс не берут детей младше шести с половиной лет. Во всяком случае, так должно быть, хотя, конечно, встречается всякое, но это всё же исключения, а не практика, большинство же дошколят становятся первоклашками именно не раньше шести с половиной лет. Однако ещё несколько лет назад учителям приходилось работать с теми детьми, кого родители отдали в школу в шесть, а то и неполные шесть лет. Таких в каждом классе, как правило, было немного, двое-трое.

Впервые я обратила внимание на этих детей на втором году своей работы в школе, как только окончательно освоилась и начала приобретать опыт. В один из моих классов пришла чудесная девочка, назовём её Аля. Училась она средне, но была очень славной, доброй и обаятельной. Однако при этом одноклассники относились к ней несколько свысока. Учителя недоумевали, поскольку класс был хорошим, до этого всех новеньких ребята принимали безо всяких проблем. А тут вдруг такое.

Классный руководитель, чуткая и неравнодушная женщина, пыталась разобраться. К счастью, в этом же классе учился её сын, который в итоге и помог понять, что к чему. Выяснилось следующее: одноклассники, узнав, что новенькая младше большинства из них на год, а некоторых почти на два, посчитали её «мелюзгой» и хотя и не обижали, но общаться с ней считали ниже своего достоинства.

Вам смешно? А теперь вспомните себя в школе. Если на даче или у бабушки в деревне мы запросто могли общаться, не замечая (ну, или почти не замечая) разницу в несколько лет, то в школе, особенно в средних классах, дружба между представителями разных параллелей была большой редкостью. В этом возрасте год-два разницы - целая пропасть, а пренебрежительное «мелкота», брошенное кем-то из старших однокашников - ярлык.

После того случая я стала специально обращать внимание в том числе и на возраст своих учеников. И - невероятно! - неоднократно подмечала, что если есть в классе ребёнок, которого не то чтобы недолюбливают, но сторонятся, то он с большой долей вероятности как раз младший. Тех же, кто старше большинства одноклассников, как раз чаще уважают и считают авторитетом. Конечно, эта закономерность имеет свои исключения, однако в моей практике они встречались не так часто, а вот подтверждения этого наблюдения - регулярно.

История вторая. Нелёгкая жизнь вундеркинда

Игорь пошёл в школу в семь лет, но учился так хорошо, что в середине второго класса было принято решение перевести его в третий. Мальчик поначалу обрадовался. Его родителям и ему самому польстило такое явное признание успехов, способностей и вложенных трудов.

Перескочив из класса в класс, Игорь быстро освоился и учился по-прежнему хорошо. Но вот с одноклассниками контакта не было. Как и в случае с Алей, его считали слишком маленьким. Нет, Игоря никто не обижал, им даже гордились и хвастались перед другими классами. Но вплоть до окончания школы Игорь дружил с ребятами из своего прежнего класса.

Конечно, в институте он нашёл себе друзей. Однако как-то раз в разговоре со мной грустно заметил, что предпочёл бы учиться среди ровесников и окончить школу на год позже.

Так что, принимая решение отдавать ребёнка в школу в шесть с половиной лет или всё же в семь с лишним, обязательно взвесьте все «за» и «против» и не забывайте о том, что все дети разные.

Мы с мужем, кстати, имея троих сыновей, родившихся зимой, тоже были вынуждены выбирать, когда же отдавать их в школу. И каждый раз учитывали всё то, о чём я написала выше. В итоге наш старший сын пошёл в первый класс в семь с половиной лет, а средний - в шесть лет и восемь месяцев. Пока мне кажется, что мы не ошиблись, поступив именно так. Младшему сыну недавно исполнилось пять, и сейчас я ещё присматриваюсь к нему. Потому что мне не хочется ошибиться и усложнить жизнь своему ребёнку и себе. Лучше я наступлю на горло собственным амбициям и подожду лишний год. Хотя лишним он совершенно точно не станет.

Фото - фотобанк Лори

«Поспешишь – людей насмешишь». С детства эту поговорку мы слышали от родителей, когда из очевидной для взрослых спешки не получалось ничего хорошего. Многие дети хотят вырасти быстрее, чтобы стать свободнее, получить больше прав и самостоятельности. И так часто слышат от вздыхающих взрослых: «Не торопись. Детство – прекрасная пора». Но современные ребята впитали в себя темп жизни мегаполиса и сегодня зачастую успевают и знают гораздо больше, чем их ровесники 20 лет назад. Программы для раннего развития, «умный» детский сад и дополнительные курсы – и вот у мамы, как ей кажется, созревший для школы ребенок. Но полных семи лет еще нет. Можно ли отдавать в школу шестилетку?

На вопрос отвечает Елена Павловна Кречко, клинический психолог и директор сети частных детских садов и центров развития и образования «Элитора».

Факторы против

Для начала, стоит упомянуть очевидные и откровенные факторы, когда не стоит отдавать ребенка в школу раньше 7 лет.

Если ребенок категорически не хочет. Каждый родитель «сам себе психолог» для своих детей. И в данном случае ему придется снова выяснять истинные причины, почему его дитя так не хочет в школу. Их может быть множество: боится, не чувствует себя уверенным, ленится и так далее. Такой серьезный жизненный этап вашего ребенка нельзя начинать с фразы: «Пойдешь, я так сказал/сказала!». Поэтому в такой ситуации лучше потратить ближайший год на изменение отношения к школе, не спеша улучшить настрой ребенка, не создавая при этом психологической травмы.

Ребенок не имеет необходимых знаний. Требования для поступления в школу не сильно изменились за последние 10 лет. Официально установленных критериев нет, но на собеседовании представителя учебного заведения будут интересовать: память ребенка (у него спросят ФИО его и родителей, домашний адрес, название страны и города), речевые навыки и математические. Кроме того, будущий школьник должен быть достаточно самостоятельным. Здесь родителю важно понять, сможет ли его дитя исправить пробелы в навыках, если они имеются, уже в процессе обучения, или их скопилось слишком много, и не стоит «пороть горячку». Главное, принимая это решение, не надо ориентироваться на других детей или статистику. Перегрузить ребенка на таком важном этапе – большая ошибка.

На что стоит обратить внимание

В жизни часто все не так однозначно. Бывает, что ребенок просто не определился, хочет он в школу или нет, или по характеру такой, что не может твердо высказать свое мнение, или, может быть, меняет его по настроению. Ниже перечислено, на что стоит обратить внимание родителю, чтобы решить для себя, готов дошкольник или нет?

Для начала – усидчивость . Усидчивость по словарю – выдержка в каких-нибудь занятиях, обычно требующих длительной сидячей работы. Кроме того, что она меняется с возрастом в сторону увеличения, также усидчивость зависит от пола, характера и способностей конкретного ребенка. Желательно, чтобы ваш малыш был способен усидеть на месте все 35-40 минут классического урока в школе, но в принципе и 20 минут тоже будет достаточно, так как обычно по необходимости в первых классах стараются делать перерывы на уроках: разминки, гимнастику и т.п.

Важно также, наигрался ли ребенок. Имеется в виду, что в школе постепенно, но все равно кардинально меняется подача знаний. На уроке малыш должен «включать» память и логику, а с эмоциональной точки зрения, наоборот, обязан уметь контролировать себя, причем как в случае положительного результата, так и отрицательного. Ведь в школе не поощряются привычные дома проявления радости победы, громкий смех, хлопанье в ладоши или слезы горя и жалобы маме. Поэтому задача родителей до школы – максимально «выпустить наружу» эмоции ребенка, обучать в игре, но с минимальным нажимом на логику или память. Пускай серьезными занятия будут в школе.

Грамотное увеличение нагрузки

С определенного возраста родители нагружают детей дополнительными подготовительными кружками, секциями и классами. Чудесно, когда ребенок имеет возможность развиваться по разным направлениям и получать знания из всех областей, но слишком активная перегрузка дошкольника, а особенно позиция «успеть все к 6 годам», опасна. Перегрузка может вылиться во множество сложностей. Усталость бывает причиной, что ребенок банально не хочет в школу, прекрасно осознавая, что нагрузки будет еще больше. Можно ожидать скандалов, слез, плохих отзывов учителей. Нередко в данном случае родители считают, что малышу не хватает знаний и навыков и поступают, как им кажется, логично и нанимают репетиторов, таким образом, нагружая еще больше. Накопленная усталость у детей приводит к плохим последствиям: от нервных срывов до отвращения ребенка к учебе как таковой.

К сожалению, сегодня психологи отмечают нехорошую тенденцию: современные родители слишком требовательны к дошкольнику и пытаются объять необъятное. А иногда даже просто банально хотят похвастаться своим малышом. Если такой родитель узнает, что соседский ребенок научился читать в 4 года, а у его малыша в 5 не очень получается, у абсолютно нормального дошкольника появляются проблемы. Бедного малыша родители начинают мучить и дергать по поводу чтения, при каждом удобном случае приводя в пример соседского ребенка, а ему так хочется рисовать и танцевать. И как жаль, что часто такие родители не замечают, что, может быть, рисует-то их ребенок лучше, чем соседский, так быстро научившийся читать. При таком нездоровом сравнении в бедную голову малыша, который абсолютно нормально до 6-7 лет хочет лишь играть и веселиться, пытаются насильно запихнуть навыки какого-то идеального чтения, счета или письма, лишь бы он, по мнению мамы или папы, не отставал от других и выглядел достойно.

Если все-таки есть проблемы

Если перегрузок не было, ребенок позитивно настроен, и ему интересно получать знания – малыш готов к школе, даже если ему нет 7 лет. Волнения и страхи «первый раз – в первый класс» нормальны и преодолимы, главное, прислушиваться к ребенку и прийти на помощь при необходимости: объяснить и поддержать.

Но жизнь есть жизнь, и все предусмотреть невозможно. Иногда даже развитый и неперегруженный ребенок может столкнуться в школе с проблемами. Чтобы не упустить ситуацию и не усугубить, родителям необходимо максимально быстро принимать меры. Если есть какие-то пробелы в знаниях – важно найти вовремя хорошего репетитора, пока отставание от класса незначительно. Можно отдать ребенка на дополнительные занятия по предмету, который дается тяжелее всего. Если нужно – поговорите все вместе с психологом.

Самое важное: если вы чувствуете, что не получается, и надо забрать ребенка и отсрочить школу на год – делайте так, как считаете нужным. Осознав «тонкие» места, подтяните пробелы в подготовительных классах, поиграйте лишний год. Школа никуда не денется.

Итоги

Итак, ответ на главный вопрос статьи – да, чаще всего шестилетний ребенок готов пойти в школу. Статистически, девочки, развиваясь быстрее, очень часто к неполным 7 годам абсолютно подготовлены. Но родители, принимая решения, должны объективно и точно оценить эмоциональную, психологическую и физическую готовность малыша. Кроме необходимых знаний для поступления ребенок должен хотеть идти учиться, обладать усидчивостью, чтобы быть способным просидеть 40-минутный урок, а также быть эмоционально готовым и наигравшимся вволю дошкольником.

Мамы и папы не должны стремиться определить ребенка в школу в возрасте до 7 лет (в 6,5 лет и даже младше).

Такое мнение выразили и обосновали специалисты Института возрастной физиологии Российской академии образования. Директор этого научного центра Марьяна Безруких настоятельно попросила родителей не спешить с обучением ребенка.

Закон "Об образовании в России" позволяет родителям самим решать, когда отвести сына или дочку в первый класс, минимальный возраст - 6,5 лет . Специалисты в области возрастной физиологии утверждают, что лучше всего отдавать ребенка в школу с 7,5 лет, а иногда и с 8,5 лет.

Они внимательно изучили вопрос и пришли к выводу, что дети, которых отдают в школу в 6,5 лет чаще болеют, хуже учатся, сильнее устают, мало интересуются дополнительным образованием. Нагрузка, которая начинается с первого класса, не по силам шестилеткам , уверены специалисты.

Исследование провели в 15 российских регионах.

Оно коснулось 60 тысяч ребят в возрасте 6-7 лет. Детальное изучение вопроса показало, что около 50% детей, которых привели в первый класс, имеют несформированную речь , а у 30% детей - недостаточно развитое моторное и эмоциональное развитие .

Готовым к школе Марьяна Безруких и ее команда детских психологов считают ребенка, который обладает достаточной усидчивостью и после 40 минут спокойного сидячего занятия способен запоминать, фиксировать новую информацию и эмоционально ее осмысливать.

Таких детей в возрасте 6,5 лет, по статистике, увы, не более 5% .

Многие родители рано или поздно озадачиваются непростым вопросом: в каком возрасте отдать любимое чадо в школу – в семь или шесть лет? И если заботливые мамы предпочитают ориентироваться на детей, то амбициозные хотят сделать из своего малыша настоящего вундеркинда, радуясь тому, что он все делает раньше других.

Конечно, есть одаренные дети, схватывающие учебную программу и в пять лет. Между тем подавляющее большинство шестилеток психологически и физически совершенно не готовы к новому дневному распорядку дня и школьным нагрузкам.

Сегодня мы поговорим о том, следует ли отдавать шестилетнего ребенка в школу и какие существенные плюсы и минусы можно найти в раннем школьном обучении.

По российскому законодательству в первые классы общеобразовательных школ принимают детей от 6,5 до 8 лет. Конечно, администрация учебного заведения может принять детей и младше установленного возраста, но для этого педагогам придется соблюдать гигиенические требования, применимые к дошкольникам. Вот почему учителя без особого оптимизма относятся к поступлению в школу шестилеток.

А как обстоят дела в Европе? Шесть лет – это обычный возраст поступления в первый класс для большинства европейских детей. Но и здесь есть свои исключения. Так, маленькие ирландцы начинают ходить в школу в четыре года, а англичане, киприоты и мальтийцы – в пять лет. В прибалтийских странах, Польше, Финляндии, Швеции и Болгарии дети становятся первоклассниками в семь лет.

На самом же деле то, что в европейских странах считается начальной школой, мы называем обычным детским садом. Поэтому занятия в подготовительных группах отечественного дошкольного учреждения практически совпадают с тем, что изучают малыши во 2-м и 3-м классах стандартных западных школ.

Почему родители спешат с поступлением?

Детские психологи подтверждают, что к ним все чаще приводят на диагностику шести- и даже пятилетних дошколят с просьбой выдать квалифицированное заключение о том, что дети готовы к школе. В чем же причины подобной спешки?

  1. Самая распространенная – амбиции родителей. Мама, увлеченная идеей раннего развития, стремится к тому, чтобы ее ребенок вырос уникальным. Она торопится как можно раньше обучить его чтению, письму и счету, а затем делает поспешный вывод: малыш грамотен, значит, ему не нужно зря тратить время на садик.
  2. Некоторые родители руководствуются материальными соображениями, считая, что плата за детский сад слишком высока. Они думают, что дешевле собрать кроху в школу, чем платить по новым тарифам за посещение детсадовской группы.
  3. Родители мальчишек стремятся форсировать события, опасаясь, что ребенок не успеет поступить в институт, а сразу же после окончания школы уйдет в армию.
  4. В редких случаях шестилетки действительно готовы к школе. У них не только развиты учебные навыки, но и присутствует мотивация к обучению. Мамы справедливо опасаются, что такому малышу, если он переждет еще один год в садике, затем будет неинтересно учиться в начальных классах.
  5. Именно в этом учебном году первый класс набирает великолепный учитель, педагог «от бога», который прежде учил старшего ребенка. Да и все знакомые мамочки советуют идти именно на эту учительницу.

Читайте также: Особенности адаптации первоклассников к школе

В школу с 6 лет: все «за» и «против»

Определенный возраст начала поступления в школу тщательно продуман и выверен детскими психологами и педагогами. Против раннего обучения они приводят следующие доводы:

  • у подавляющего большинства шестилетних детей низкий уровень физической, мотивационной, психологической, эмоциональной готовности к обучению;
  • сами школы не готовы принять шестилеток, поскольку в учреждениях нет практически никаких условий для дневного сна;
  • поведение детей шестилетнего возраста не всегда произвольно, они руководствуются сиюминутными желаниями, предпочитая играть, а не слушать педагога, к тому же им сложно усидеть на одном месте в течение стандартных 40 минут;
  • ребенку придется «напрягать спинку» минимум четыре часа (4-5 уроков в день), что приводит к неправильной осанке и даже сколиозу, не забудьте и о портфеле с учебниками и тетрадками.

И все же некоторые родители приводят аргументы в защиту раннего поступления в школу. Они уверены, что:

  • лишний год в детсадовской группе способен затормозить психологическое развитие одаренного малыша, особенно если он по всем параметрам подготовлен к школьному обучению;
  • напротив, в начальных классах шестилетки тянутся за более взрослыми одноклассниками, стремясь узнать как можно больше новой информации, что затруднительно в условиях детсадовской группы.

Как мы видим, особых преимуществ учебы с шести лет не наблюдается. Однако в нашем обществе сложилось мнение, что раннее обучение приносит всем детям исключительно пользу, они вырастают талантливыми и целеустремленными.

4 главных умения будущих первоклашек

Психологическая готовность ребят к школьному обучению включает множество составляющих. К примеру, физиолог и психолог Марьяна Безруких описывает следующие четыре важных показателя того, что ваше чадо готово к поступлению в первый класс.

  1. Самый главный фактор школьной готовности, из-за отсутствия которого и возникают многочисленные проблемы в школе, – это умение детей принимать инструкцию, слышать ее и понимать, что от них хотят взрослые. Инструкция в данном случае – это любые задания, просьбы к детям. Если вы попросили своего шестилетку что-то сделать, а он не воспринимает просьбу, значит, пока он не готов к обучению.
  2. Умение малыша планировать свою работу – еще один важный показатель. Проверить его наличие вы можете, попросив ребенка сложить мозаику или пазл по картинке. Как он выполняет задание: беспорядочно берет элементы или кладет перед собой рисунок, целенаправленно отбирая нужные фигурки? Если нет элементарного планирования, то учиться детям будет очень непросто.
  3. Третий фактор – способность ребенка исправлять то, что он выполняет неправильно. Если ваше чадо выполняет ваши поручения кое-как, с многочисленными ошибками, а результат его не особо интересует, значит, этот компонент пока у него недостаточно развит.
  4. Также нужно обращать внимание на то, умеет ли ребенок принимать помощь от взрослых и сверстников. Может ли он попросить о помощи, сказать «Я не понимаю», «Я не знаю»? Если дети не умеют обращаться за поддержкой, им будет чрезвычайно сложно учиться.

Читайте также: Что делать, если ваш ребенок врет, и как отучить его лгать


Как подготовить ребенка к школе?

Если ваш малыш все-таки идет в первый класс в шесть лет, необходимо серьезно к этому подготовиться, чтобы избежать вероятных проблем с дезадаптацией. Недостаточно просто научить читать и писать, нужно воспитать в ребенке стремление и умение учиться, интерес к познанию. Как же это сделать?

  1. Для укрепления мышечного корсета стоит приучить детей к утренней зарядке, физическим упражнениям, пешим прогулкам. Подойдет и занятие каким-либо видом спорта – езда на велосипеде, танцы и т.д. А чтобы ребенок не болел в период адаптации к школе, подойдет закаливание.
  2. Приучайте малыша к самообслуживанию – он должен сам одеваться, убирать игрушки в комнате, разогревать еду (с этим будьте осторожнее). Поручите ему посильные обязанности – уход за домашним питомцем или растением. Согласитесь, несамостоятельному ребенку будет очень сложно собирать портфель и готовиться к урокам.
  3. Важным элементом эмоциональной подготовки являются навыки общения с педагогами и одноклассниками. Необходимо, чтобы будущий первоклассник умел ясно выражать свои мысли, относился с уважением к окружающим людям, мог с достоинством выходить из конфликтных ситуаций. Этому можно научить, но гораздо эффективнее показывать на собственном примере.
  4. Не забывайте и о развитии таких психических процессов, как внимание, память и мышление. Дети должны запоминать до восьми предметов и 4-5 слов – показывайте или называйте их в случайном порядке, а затем просите перечислить. Подобные упражнения существенно увеличивают объем памяти, а задания на классификацию картинок и пересказ любимых сказок и мультиков помогут развить ассоциативное мышление.
  5. Стоит ли целенаправленно обучать ребенка письму, решать только вам. Однако подготовить руку к работе в тетрадях необходимо. Поэтому приобретите самые разные пазлы, мелкие конструкторы, кубики, раскраски. Обязательно уделяйте время лепке, рисованию, которые разовьют детские пальчики.
  6. Большое внимание следует обращать и на мотивационную подготовку к обучению. Поэтому играйте в сюжетно-ролевые игры, в которых малыш последовательно выступает в роли ученики и учителя, постоянно рассказывайте детям о том, чему может научить педагог, что нового можно узнать на уроках. В идеале ребенок должен понимать, для чего нужно ходить в школу.