Составление план организационного предприятий учебно тренировочного сбора. Организация и проведение учебно-тренировочной работы в период сборов. Обработка результатов исследования

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕТНИХ ЛАГЕРЕЙ И УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ

Наиболее эффективным средством воспитания членов секционного коллектива, сохранения контингента учащихся спортивной секции, воспитания индивидуальных психологических качеств через коллектив является летний спортивно-оздоровительный лагерь.

Задачи лагеря:

Сплочение коллектива;

Социальное воспитание личности коллективом;

Социальная адаптация;

Общее оздоровление;

Расширение диапазона двигательных и умственных умений. Летние лагеря могут организовываться под различными наименованиями, в зависимости от того, какая организация берет на себя основную финансовую нагрузку. К ним могут относиться:

а) оздоровительные лагеря;

б) спортивные лагеря;

в) Спортивно-оздоровительные лагеря;

г) оздоровительно-трудовые лагеря;

д) оборонно-спортивные лагеря.

Для организации таких лагерей необходимо проведение ряда мероприятий.

1. Планирование лагеря на уровне какой-либо официальной организации путем введения их в ее годовой план, включая составление сметы расходов.

2. Обеспечение места проведения лагеря:

Земельный участок;

Подъездные пути;

Водоснабжение;

Санитарно-гигиенические площадки;

Место врача;

Фекальные отводы;

Отхожие места;

Размещение учащихся (спальные корпуса, домики, палатки);

Размещение спортплощадок;

Оборудование для специализированных занятий (вплоть до самостоятельного строительства открытых ковров).

2. Обеспечение комфортности и безопасности купания (требования к месту купания по берегу и дну).

3. Обеспечение безопасности купания (спасательные плавсредства, плаврук).

4. Обеспечение питанием.

5. В период подготовки к лагерю также необходимо обеспечить его наполнение:

Спортивным оборудованием;

Бытовым инвентарем.

6. Проведение родительского собрания.

Поскольку в настоящее время государственные и общественные организации берут на себя только часть расходов, необходимо проведение родительского собрания не только для инструктажа родителей, но и для их согласия на дополнительную оплату расходов.

За два – три дня до отъезда необходимо провести общее собрание детей и родителей.

7. Для руководства лагерем необходимо предусмотреть:

Состав руководства лагерем и тренерского состава;

Обеспечение дневальной службы;

Обеспечение выполнения распорядка дня;

Обеспечение охраны лагеря;

Обеспечение внутреннего надзора;

Обеспечение безопасности на воде;

Обеспечение экологической дисциплины;

Обеспечение противопожарной дисциплины;

Обеспечение безопасного функционирования на природе;

Планирование и проведение оздоровительной работы (закаливание, общее двигательное развитие, общая физическая подготовка, спортивные мероприятия);

Планирование и проведение развлекательных соревнований;

Планирование и проведение туристических походов и поездок.

9. Воспитательная работа:

Коллективное участие в оборудовании и культурном оформлении лагеря;

Проведение бесед;

Проведение диспутов;

Проведение праздников;

Проведение турпоходов и экскурсий;

Просмотр фильмов с последующим обсуждением;

Разбор конфликтных ситуаций и лагерных нарушений.

10. Обеспечение врачебного контроля и самоконтроля:

Организация общего врачебного контроля;

Обучение самоконтролю и организация проверки усвоения привычки к самоконтролю.

11. Организация пляжного режима загара и купания.

12. Организация приезда, отъезда и раздачи детей родителям.

13. Проведение социологического опроса по результатам лагеря.

14. Составление общего и финансового отчетов (формы отчетов не приводятся в связи с различными требованиями в различных организациях).

Аналогичной по составу административно-хозяйственной и воспитательной деятельности является организация учебно-тренировочных сборов. Виды сборов по назначению

а) Оздоровительный.

б) Учебно-тренировочный.

в) Предсоревновательный.

Ниже приводится план мероприятий по организации и проведению сборов.

1. Организационная работа

а) Планирование организации (место проведения, спортивная база и т. д.).

б) Обеспечение финансирования:

Утверждение календарного плана;

Составление и утверждение сметы расходов.

в) Обеспечение размещения и питания:

Связь и документирование места сборов;

Связь и документирование обеспечения питания.

3. Обеспечение учебного процесса:

Планирование и проведение учебной работы;

Планирование и проведение тренировочной работы;

Обеспечение педагогического контроля.

4. Проведение воспитательной работы:

Проведение собраний и бесед;

Проведение досуга;

Обеспечение гигиенического режима дня;

Обеспечение бытового контроля;

Рычаги административно-дисциплинарного воздействия;

Рычаги косвенного дисциплинарного воздействия.

5. Обеспечение врачебного контроля:

а) экспресс контроль;

б) плановый контроль;

в) прогнозирующий контроль;

г) диетология.

6. Завершение сборов:

а) подготовка к участию в соревнованиях: оценка технико-тактической готовности; оценка функциональных возможностей; принципы комплектования команды; обеспечение заявки;

б) обеспечение отъезда: финансовое обеспечение; обеспечение транспорта; проведение собрания участников команды;

в) отчет о сборах:

Финансовый отчет;

Отчет о сборах.

Контрольные вопросы

1. Составить ходатайственное письмо на включение летнего лагеря в план мероприятий в какой либо организации.

2. Составить план проведения спортивно-оздоровительного лагеря.

3. Составить план мероприятий для организации спортивно-оздоровительного лагеря.

4. Составить распорядок дня спортивно-оздоровительного лагеря.

5. Составить план спортивных мероприятий для спортивно-оздоровительного лагеря.

6. Составить план воспитательной работы для и спортивно-оздоровительного лагеря.

7. Составить план учебно-тренировочной работы для спортивно-оздоровительного лагеря.

8. Составить план проведения учебно-тренировочного сбора (хозяйственная часть).

9. Составить план проведения учебно-тренировочного сбора (воспитательная часть).

10. Составить план проведения учебно-тренировочного сбора (учебная часть).

11. Составить план проведения учебно-тренировочного сбора (медицинская часть).


| |

Директор Государственного агентства по делам молодежи, физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики

__________________К. Аманкулов

«____»_______________2018г.

ТИПОВОЙ РЕГЛАМЕНТ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ

Глава I

Общий Регламент

Типовой Регламент о проведении учебно-тренировочных сборов (Типовой Регламент) разработан в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О физической культуре и спорте».

Достижение высоких спортивных результатов в современном спорте невозможно без постоянно нарастающей интенсификации учебно-тренировочногопроцесса и регулярного участия в соревнованиях. Одной из обязательных форм организации тренировочной работы является проведения учебно-тренировочных сборов, то есть специально направленной деятельности спортсменов и тренеров на подготовку к соревнованиям. Именно эта работа является определяющей в достижении спортсменами необходимого результата.

В целях качественной подготовки спортсменов высокого класса и повышения их спортивного мастерства, успешного выступления в Олимпийских, Азиатских, международных и республиканских соревнованиях, для членов национальных сборных команд по видам спорта, могут, проводится УТС согласно учебно-тренировочных сборов на соответствующий год (Календарный план), утвержденного республиканским государственным органом управления физической культуры и спорта.

Персональный состав участников УТС в пределах численности предусмотренной планом обеспечения спортивных мероприятий, оформляется списком участников УТС и утверждается командирующей организацией.

Направленность, содержание и продолжительность УТС определяются в зависимости от уровня подготовленности спортсменов, задач и масштабов предстоящих соревнований.

Официальные УТС Кыргызской Республики проводятся в соответствии с утвержденным планом (или приказом) командирующей организации. Другие УТС проводятся в соответствии с решением организаторов или федераций, союзов и ассоциаций. Для проведения УТС организаторы в соответствии с Типовым Регламентом разрабатывают, и утверждают программу и план о проведении УТС.

Учебно-тренировочные сборы проводятся в целях:

Определения качественного состава по виду спорта; Повышения уровня мастерства спортсменов (спортивных команд); Оценки, повышения качества и эффективности работы тренерско - ; Проведения целенаправленной работы по отбору спортсменов в национальные сборные команды Кыргызской Республики по видам спорта, их подготовки к участию в ; Дальнейшего массового развития и популяризации вида спорта, граждан в занятия спортом, организация их досуга; Пропаганды спорта как важного средства укрепления здоровья граждан и приобщения их к здоровому образу жизни, повышения эффективности физического воспитания населения и спортсменов; Восстановления и оздоровления спортсменов.

II. РУКОВОДСТВО СБОРАМИ

Всей работой на учебно-тренировочном сборе руководит тренерский совет во главе с главным тренером. В тренерский совет, помимо главного тренера и тренеров сбора, входят руководитель комплексной научной группы, врач, психолог. Количественный состав тренеров зависит от количества спортсменов, приглашенных на учебно-тренировочные сборы. Желательно чтобы на 6-8 спортсменов приходился один тренер. За одним врачом сбора закрепляется не более 30 спортсменов. Для работы на УТС следует привлекать массажистов. Перед началом сбора тренерский совет детально знакомится с учебным планом, с планами воспитательной и культурно-массовой работы, уточняет рабочий (внеурочный), план, утверждается расписание учебно-тренировочных занятий и распорядок дня. Ежедневно, по окончании всех тренировок и , проводится оперативное совещание тренерского совета, где подводятся, итоги дня и уточняется план на следующий день.

Тренеры, которые проводят сборы, обязаны:

Предоставлять список спортсменов с указанием Ф. И.О., года рождения, спортивных званий и весовых категорий; Рассматривать, и утверждать планы теоретических и практических занятий, культурно-массовой работы, индивидуальные планы подготовки спортсменов, планы работы комплексной научной группы, медицинскогообеспечения и мероприятий по соблюдению занятий; Уделять внимание качеству проведения учебного процесса, совершенствованию технического и тактического мастерства спортсменов, организации , соблюдению дисциплины среди участников, сохранности имущества; Представлять список расходов на проведение УТС в соответствии с нормами расходов средств; Не допускать расходования денежных средств, сверх объема выделенных ассигнований и норм, согласно законодательству Кыргызской Республики.

Запрещается:

Допуск к занятиям УТС лиц, не прошедших медицинского обследования, не выполнивших назначенные лечебно-профилактические мероприятия или прибывших без соответствующей медицинской документации; Проведение занятий УТС, связанных с нагрузками, несущий вред здоровью в сложных метеорологических условиях, или при отсутствии медицинского работника. Проведения УТС на неисправном оборудовании, а также использование инвентаря, несущего угрозу здоровью и жизни спортсмена, и с дефектами, при отсутствии спортивной специальной одежды и без присутствия лиц, в обязанности которых входит непосредственное проведение занятий УТС.

III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ

Цель предстоящих УТС определяется из их направленности. Учебно-тренировочные сборы, на которых основной объем работы составляет совершенствование технико-тактического мастерства спортсменов, относятся к категории сборов непосредственной подготовки к спортивным соревнованиям. Такие сборы в основном проводятся в соревновательном периоде тренировочного цикла и решают следующие задачи:

    освоение частично новых вариантов технико-тактических действий; дальнейшее совершенствование излюбленных коронных) технико - тактических действий; расширение и закрепление знаний, умений и навыков в тактике ведения схватки, участия в соревнованиях, подготовки технических и специальных действий атаки, зашиты, контратаки и других технических действий; расширение теоретических знаний.

Учебно-тренировочные сборы по общефизической подготовке относятся к специальным сборам, здесь в основном решаются следующие задачи:

    расширение функциональных возможностей организма, его обшей работоспособности;
    достижение высокого уровня специальной подготовленности; воспитание волевых и моральных качеств: расширение знаний в области теорий спортивной тренировки.

При проведении учебно-тренировочных сборов с целью восстановления, проведения медико-биологических обследований спортсменов, могут быть поставлены следующие задачи:

    закаливание организма и укрепление здоровья; лечение травм; обследование состояния здоровья; выявление потенциальных возможностей дальнейшего роста спортивных результатов.

Конкретные задачи каждого учебно-тренировочного сбора ставят непосредственно перед его проведением.

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА СПОРТСМЕНОВ И СРОКОВ

ПРОВЕДЕНИЯ СБОРОВ

Привлекаемый к сборам контингент возможен самый различный, но к сборам могут привлекаться спортсмены, имеющие подготовку не ниже разряда КМС и юноши, имеющие подготовку не ниже первого юношеского разряда. Продолжительность проведения различных сборов также разнообразна, это зависит: во первых от направленности сборов, во вторых от масштаба соревнований, к которым идет подготовка, от контингента занимающихся. Так к подготовке к международным соревнованиям учебно-тренировочный сбор по непосредственной подготовке не должен превышать 18 дней, а по подготовке к чемпионатам республики не должен превышать 12 дней.

Продолжительность и количественный состав участников УТС, а также сроки УТС определяются масштабами предстоящих соревнований и уровнем тренированности спортсменов согласно схеме классификации учебно-тренировочных сборов.

V. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СБОРОВ

На основании учебного плана составляется текстуальный и графический рабочий план на период сборов. Рабочий план обычно строится на основе недельного микроцикла, каждый день в недельном цикле имеет основную направленность. Это могут быть занятия по общей физической подготовке с акцентом на развитие, какого либо физического качества, занятия по совершенствованию технико-тактического мастерства. Следует помнить, что все спортсмены, прибывшие на учебно-тренировочные сборы, должны иметь дневники, индивидуальные планы тренировки и соответствующий уровень подготовленности.

VI. КОНТРОЛЬ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ УТС

Контроль над местом проведения, комплектацией, прибытием и убытием участников сборов оставляет за собой командирующая организация. По итогам сборов тренера представляют общий отчет о УТС.

Схема классификации учебно-тренировочных сборов


Основание для проведения сборов

Наименование сборов

Продолжительность сборов

Участники сборов

Финансирование

Чемпионат мира

Взрослые

Восстановительные,

Госагентство, дирекции

Чемпионат Азии

Взрослые

Общая физическая подготовка (ОФП),

Специальная физическая подготовка (СФП),

Восстановительные,

профилактические и оздоровительные сборы

Члены национальных сборных команд

Госагентство, дирекции

Международные турниры

Общая физическая подготовка (ОФП),

Специальная физическая подготовка (СФП),

Сборные команды

Федерация, РУОР, РСДЮШОР, ДЮСШ


7. Организация учебно-тренировочного процесса
Спортивная школа организует работу с учащимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных мероприятий, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией спортивной школы отдельно для каждого вида спорта или по индивидуальным планам занимающихся.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, инструкторская и судейская практика. Работа по индивидуальным планам обязательна на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению предложений тренеров-преподавателей школы в целях установления более благоприятного режима тренировок и отдыха учащихся, обучения их в общеобразовательных учреждениях с учетом возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

Типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта разрабатываются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность спортивной школы, осуществляющей учебно-тренировочный процесс и основываются на результатах соответствующих научных исследований в области физической культуры и спорта и практики проведения физкультурных и спортивных мероприятий. Типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организация учебно-тренировочного процесса в спортивной школе без использования учебно-тренировочных программ подготовки спортсменов по различным видам спорта не допускается.

По всем видам спорта для проведения занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера-преподавателя, при необходимости привлекаются дополнительно тренеры-преподаватели и другие специалисты (в пределах количества часов программы по виду спорта).
8. Документация спортивной школы
Спортивная школа должна иметь следующую документацию:

Расписание учебных занятий;

Приложение № 4
Приказ

(типовой проект)
О номенклатуре дел ___________________________

(наименование спортивной школы)
В соответствии с требованиями Регламента о деятельности учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности

ПРИКАЗЫВАЮ:


  1. Утвердить перечень документации ______________________на 2007 – 2008 год. (наименование спортивной школы)

  1. Старшим тренерам представить до ______________ 2009г. заместителю директора школы документы, перечисленные в приложении №1, в части их касающейся.

  1. Заместителю директора школы обеспечить контроль за выполнением настоящего приказа.

_________________(_________) Директор школы

Приложение к приказу от ____________200 г. № _____
Перечень

документации спортивной школы

(типовой проект).


  1. Приказ директора об организации работы спортивной школы на учебный год.

  2. Список групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

  3. Тарификационные списки тренерско – преподавательского состава.

  4. Расчет- обоснование штатного расписания спортивной школы на 200.. год.

  5. Табель учета использования рабочего времени тренеров – преподавателей спортивной школы по установленной форме.

  6. Список руководящего и тренерского состава спортивной школы по установленной форме.

  7. Годовой план работы спортивной школы.

  8. Личные карты тренеров – преподавателей по установленной форме.

  9. Личные карты спортсменов по установленной форме.

  10. Календарь соревнований и учебно – тренировочных сборов на учебный год.

  11. Контрольные задания спортсменам и тренерам спортивной школы на учебный год.

  12. Приказы по школе о присвоении спортивных разрядов (списки).

  13. Индивидуальные планы подготовки спортсменов, занимающихся в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства (на кандидатов в сборные команды Р.Ф. и города).

  14. Расписание занятий.

  15. Журнал учета работы тренера – преподавателя

  16. Планы учебно –тренировочных занятий

  17. Статистический отчет по форме 5ФК и описательный отчет о работе спортивной школы за последние пять лет.

  18. Журнал контроля учебно – тренировочного процесса в спортивной школе.

  19. Журнал тренерских и педагогических Советов.

  20. Анализ работы тренеров за год (ст.тренеры).

  21. План работы родительского комитета (список родителей).

  22. Ведомость сдачи контрольных нормативов (или протоколы).
23.Анкеты - заявления учащихся (заверенные родителями)

Приложение № 5

« Утверждаю»

директор спортивной школы №

____________(___________)

«___»__________200 года.
Примерный план

(примерный)

работы спортивной школы № (вид спорта) на 2008- 2009 учебный год. .

(структура и основные примерные вопросы плана работы на год).

1. Организационные мероприятия.

Разработка проекта приказа директора школы об организации работы школы на 200_-200_ учебный год.

1.2. Разработка планирующих документов:

а) план работы школы на учебный год;

б) Расписание занятий:

Зимний период обучения,

Летний период обучения.

в) план – график УТС и соревнований на учебный год;

г) план – график приема контрольных, переводных и выпускных нормативов;

д) контрольные задания тренерам преподавателям школы на учебный год;

1.3. Проведение конкурсного набора в спортивную школу.

1.4. Отбор и утверждение кандидатов для комплектования спецклассов на 2007-2008 учебный год.

1.5. Подготовка проекта приказа директора школы об утверждении групп начальной подготовки.

1.6. Подготовка и оформление материалов для присвоения спортивных званий и разрядов.

1.7. Контроль за проведением учебных занятий тренерами – преподавателями.

1.8. Проведение собраний руководящего тренерского состава школы и родительского комитета.

1.9. Организация и проведение выпускного вечера школы.

1.10. Подготовка приказов директора школы о командировании на УТС и соревнования.

1.11. Подготовка отчетов о работе школы за прошедший год, в том числе по форме 5ФК.

2. Методическая работа и мероприятия по повышению

квалификации тренеров – преподавателей.

2.1. Проведение тренерских и педагогических советов школы.

2.2. Проведение открытых и показательных уроков.

2.3. Организационные мероприятия по повышению квалификации тренеров –преподавателей спортивной школы.

2.4. Просмотр по договоренности учебно-тренировочных занятий сборных команд города или команд мастеров по игровым видам спорта.

2.5. Участие в научно-методических конференциях, семинарах.
3. Учебно – спортивная работа.

3.1. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий.

3.2. Участие в городских, всероссийских и международных соревнованиях и турнирах.

3.3. Организация и проведение УТС.

3.4. Организация и проведение внутришкольных соревнований.

3.5.Прием контрольных, переводных и выпускных нормативов.
4. Воспитательная и пропагандистская работа.

4.1. Проведение общешкольных собраний и в учебных группах.

4.2. Организация работы родительского комитета спортивной школы.

4.3. Проведение встреч с ветеранами спорта.

4.4. Участие в показательных выступлениях на спортивных праздниках, зрелищных мероприятиях и т.п.

4.5.Оказание методической помощи общеобразовательным школам Административного округа в проведении массовых спортивных мероприятий.

4.6. Участие руководящего и тренерского состава спортивной школы в работе совместных педагогических советов образовательных школ.
5. Медицинское обеспечение.

5.1. Углубленное медицинское обследование учащихся спортивной школы.

5.2. Этапное комплексное обследование учащихся спортивной школы.

5.3.Текущий медицинский контроль в ходе УТЗ.

5.4. Проведение профилактических, лечебных и восстановительных мероприятий.

5.5. Контроль за санитарным состоянием мест занятий и исправностью спортивного имущества и оборудования.
6. Материально-техническое и финансовое обеспечение

спортивной школы.

6.1. Составление заявки на обеспечение спортивной школы необходимой спортивной формой и инвентарем на учебный год и представление ее в соответствующую организацию, занимающуюся вопросами снабжения школы.

6.2. Экипировка учащихся школы.

6.3.Подготовка расчета- обоснования по оплате тренерско- преподавательского состава школы.

6.4. Согласование с вышестоящей организацией мест и сроков проведения спортивно-оздоровительных лагерей.

6.5.Подготовка предварительной сметы на проведение спортивно-оздоровительных лагерей.

6.6. Подготовка и направление в соответствующие организации гарантийных писем на проведение СОЛ.

6.7. Представление отчетов о расходовании денежных средств на проведение УТС и соревнований.
Спортивная школа должна иметь следующую документацию:

Анализ работы за прошедший год,

Годовой план работы школы, утвержденный вышестоящей организацией, план на месяц, включающий разделы организационной, учебной, спортивно-массовой, воспитательной, методической, финансово - хозяйственной работы, повышения квалификации, медицинского обеспечения, работы с родителями, общеобразовательными школами и другими организациями, внутришкольного контроля;

Протоколы соревнований, приемных, контрольных и выпускных нормативов и анализ их выполнения по общей физической, специальной и технической подготовке, график проведения испытаний;

Личные карты спортсменов, тренеров-преподавателей школы по установленной форме;

Расписание учебных занятий;

Журналы учета учебно-тренировочных занятий тренеров - преподавателей по спорту (типовые):

Списки учащихся школы по отделениям и учебным группам, с указанием возраста, года обучения и спортивной подготовленности на начало учебного года, утвержденные приказом директора;

Тарификационные списки тренерско-преподавательского состава;

Протоколы педагогических и тренерских советов;

Личные дела работников школы, книги приказов, выдачи трудовых книжек, доверенностей и другие документы;

Копии отчетов по форме 5-ФК (хранятся в школе не менее 5 лет).

Тренеры – преподаватели по спорту должны иметь утвержденные администрацией школы поурочные программы (конспекты), индивидуальные планы подготовки спортсменов, разработанные в соответствии с современными научно-методическими требованиями, журналы учета учебной работы тренеров- преподавателей по спорту.

Документы, регламентирующие деятельность учреждения по оказанию услуги "Организация обучения по программам дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности":

1) приказ Государственного комитета спорта Российской Федерации от 26.05.2003 № 345 "Об утверждении "Табеля оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем";

4) ГОСТ Р 52025-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей;

5) Правила пожарной безопасности в Российской (далее по тексту - ППБ) 01-93 Федерации;

6) СанПиН 2.1.2.1188-03 Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества;

8) СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование;

9) Правила пожарной безопасности (ППБ 104-03). Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях;

Положение (устав) учреждения, предоставляющего Услугу,
должно включать в себя следующие сведения:

1) предназначение учреждения;

2) порядок его формирования, деятельности, реорганизации и ликвидации;

3) источники финансирования;

4) юридический статус (организационно-правовая форма и форма собственности);

5) ведомственная принадлежность и подчиненность;

6) штатное расписание, правила внутреннего распорядка;

7) порядок принятия (зачисления) населения на обслуживание и снятия с него;

8) основные задачи деятельности, категории обслуживаемых лиц;

9) структурные подразделения, основные направления их деятельности, объем и порядок предоставления ими Услуги в соответствии с настоящим Стандартом.

Устав учреждения должен быть согласован с Департаментом физической культуры и спорта города.

Руководства, правила, инструкции, методики должны регламентировать процесс предоставления Услуги, определять методы (способы) ее предоставления и контроля, а также предусматривать меры совершенствования работы учреждения.
7. Деятельность учреждения регламентируется

1) инструкции по правилам техники безопасности;

2) инструкции по эксплуатации оборудования (паспорта техники);

3) инструкции по персоналу (должностные инструкции);

4) инструкции по охране труда;

5) инструкции противопожарной защиты и охраны труда;

6) иные инструкции.

7) правила внутреннего трудового распорядка;

8) учебные планы, расписание занятий;

9) правила поведения учащихся (воспитанников);

10) методики и программы проведения физкультурных и спортивных занятий дополнительного образования;

11) правила поведения учащихся в учреждении и на спортивных сооружениях;

12) санитарные правила и нормы.
8. Спортивный паспорт

Спортивный паспорт является документом единого образца, удостоверяющим принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации и спортивную квалификацию спортсмена.

В спортивном паспорте указываются:

1) фамилия, имя, отчество спортсмена;

3) дата рождения;

4) принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации;

5) выбранные виды спорта и спортивные дисциплины;

6) сведения о присвоении спортивных разрядов и спортивных званий;

7) сведения о подтверждении выполнения норм и требований, необходимых для присвоения спортивных разрядов;

8) отметка о прохождении спортсменом медицинских осмотров;

9) результаты, достигнутые на спортивных соревнованиях;

10) сведения о спортивной дисквалификации;

11) сведения о государственных наградах и об иных формах поощрения;

12) фамилия, имя, отчество тренера;

13) иные связанные со спецификой выбранных видов спорта сведения.

Принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации определяется на основании трудового договора, заключенного между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией.

В случае, если спортсмен зачислен в образовательное учреждение среднего профессионального образования или высшего профессионального образования и с ним не заключен договор, указанный в части 3 настоящей статьи, принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации определяется на основании приказа о зачислении в образовательное учреждение.

Порядок ведения, порядок выдачи, порядок замены спортивных паспортов, порядок функционирования единой системы учета спортивных паспортов устанавливаются Положением о спортивном паспорте. Положение о спортивном паспорте и образец спортивного паспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Спортивный паспорт - документ единого образца, удостоверяющий спортивную принадлежность и квалификацию спортсмена.

Спортивный паспорт выдается гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, которые систематически занимаются избранным видом спорта.


  1. Укомплектованность школы кадрами и их квалификация
Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов (тренеров-преподавателей и инструкторов по спорту) в соответствии со штатным расписанием.

Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей. Квалификацию специалистов следует поддерживать на высоком уровне постоянной (периодической) учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации или иными действенными способами. У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.

Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными качествами, чувством ответственности. При оказании услуг работники учреждения должны проявлять к потребителям Услуги максимальную вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие профессиональную квалификацию, подтвержденную документами об образовании. В отдельных случаях, вызванных производственной необходимостью, педагогической деятельностью могут заниматься лица, имеющие соответствующим квалификационным характеристикам способности.
Штатное расписание спортивной школы

Штатное расписание спортивной школы утверждается директором в пределах имеющегося фонда оплаты труда.


Наименование

Примечание

Директор

Заместитель директора по учебно-спортивной работе

Заместитель директора по методической (научно-методической работе)

Заместитель директора по спортивно-массовой работе

Заместитель директора по безопасности

Заместитель директора по хозяйственной части

Заведующий отделением (начальник отдела)

На каждое структурное подразделение

Инструктор-методист (включая старшего)

Спортсмен-инструктор

Педагог-психолог

Педагог-организатор

Юрист-консультант

Врач

Медсестра

Массажист

Главный бухгалтер

Бухгалтер

Кассир

Секретарь-референт

Заведующий хозяйством

Заведующий складом

Уборщик

1 ставка на 500 кв.м убираемой площади

Рабочий по комплексному обслуживанию помещений

1 ставка на 400 кв.м обслуживаемой площади

Дворник

В соответствии с местными нормативами убираемой площади

Сторож-вахтер

При наличии отдельно стоящего здания: 4 ставки при круглосуточной охране, 2,3 ставки при охране в ночное время и выходные дни.

Количество ставок тренера-преподавателя (включая старшего), хореографа, концертмейстера и других необходимых в соответствии с учебной программой специалистов определяется количеством групп и годовым объемом учебно-тренировочной нагрузки на все группы, а при нормативе оплаты труда в процентах за одного занимающегося и за подготовку высококвалифицированных спортсменов путем деления суммарного процента на 100.

Дополнительные ставки при наличии в оперативном управлении спортивной школы сооружений вводятся на основе расчета потребности в штатных единицах, согласованного с местным (региональным) органом управления по труду.

При расчете количества рабочих (специалистов) по тренингу спортивных животных (лошади, собаки) за основу рекомендуется брать единицу времени, необходимого для тренинга животного в соответствии с утвержденной учебной программой.

Критерии оценки профессиональных компетенций:

Стратегия и цели развития спортивной организации;

Основные показатели работы организации в целом и ее отдельных подразделений и сотрудников;

Возможности смешанной модели финансирования с привлечением внебюджетных средств;

Кадровая политика и развитие системы мотивации персонала;

Вопросы повышения квалификации персонала и др.

Целевые программы переподготовки и повышения квалификации:

Стратегический менеджмент и система оценки показателей деятельности;

Финансовая политика и механизм внебюджетного финансирования;

PR-деятельность и корпоративная культура;

Кадровая политика и мотивация персонала;

Информационные технологии и электронный документооборот;

Коммуникационный менеджмент и управление конфликтами (особенно для тренеров);

Системная работа с родительскими комитетами и т.д.

Спортивная школа при определении перечня оборудования, инвентаря, спортивной формы и обуви в объеме, необходимом для качественного проведения учебно-спортивной работы руководствуется нормами, предусмотренными "Табелем оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем" (приказ Госкомспорта России от 26 мая 2003 г. № 345) и "Табелем обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования" (приказ Госкомспорта России от 03марта 2004 г. № 190/л).

В случае отсутствия собственных спортивных сооружений и оборудования в смете доходов и расходов спортивной школы должны быть предусмотрены расходы на арендную плату в размере согласно заключенным договорам.

В оперативном управлении спортивной школы может находиться оздоровительный лагерь для обеспечения учебно-тренировочного процесса и оздоровления юных спортсменов в каникулярное время.

При отсутствии у спортивной школы собственного оздоровительного лагеря необходимо предусмотреть финансирование расходов на оплату путевок в детские спортивно-оздоровительные лагери, проводящие профильные (спортивные) смены или на организацию и проведение учебно-тренировочных сборов (в т.ч. в виде полевого лагеря).

С учетом специфики работы и в целях эффективного обеспечения учебно-тренировочного процесса спортивные школы должны иметь собственный специализированный автотранспорт.

Специальное оборудование, приборы и аппаратуру следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять.

Неисправное специальное оборудование, приборы и аппаратура должны быть заменены, отремонтированы (если они подлежат ремонту) или изъяты из эксплуатации.

Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в нормативной документации на них, и использоваться в соответствии с правилами, изложенными в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя.


  1. Система многолетней спортивной подготовки

Спортивная школа организует учебно-тренировочный процесс в соответствии с научно разработанной системой многолетней спортивной подготовки, обеспечивающей преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки спортсменов всех возрастных групп.

Таблица №1
Организационная структура многолетней спортивной подготовки


Этапы

подготовки


Основная задача этапа

Период подготовки

Физкультурно
-спортивный клуб
по месту жительства и учебы


ДЮСШ

СДЮШОР

УОР

Спортивно- оздоровитель-ный

Расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной активности

весь период

+

+

*

-

Начальной подготовки

Базовая подготовка и определение вида спорта для дальнейшей специализации

до 3 лет

+

+

+

-

Учебно-тренировочный

Специализация и приобретение устойчивого навыка в избран-ном виде спорта

до 5 лет

*

+

+

*

Спортивного совершенство-вания

Углубленная тренировка и совершенствова-ние спортивного мастерства

до 3 лет

-

*

+

+

Высшего спортивного мастерства

Реализация индивидуальных возможностей

3 года и более (с учетом возрастного ценза)

-

*

*

+

Условные обозначения: "+" - основные этапы подготовки
"*" - рекомендуются при наличии условий и возможностей
"-" - не рекомендуется

Приложение № 19
Модель-схема построения системы многолетней подготовки спортсменов в образовательных учреждениях спортивной направленности

(преимущественная направленность тренировки).
Предварительная подготовка

(группы начальной подготовки)

решаются образовательные, воспитательные, оздоровительные и развивающие задачи:


  • укрепление здоровья, улучшение физического развития;

  • овладение основами техники выполнения физических упражнений;

  • приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта;

  • определение вида спорта для последующих занятий;

  • привитие стойкого интереса к занятиям спортом;

  • воспитание волевых качеств.
Начальная спортивная специализация

(учебно-тренировочные группы 1-2 года обучения):


  • достижение всесторонней физической подготовленности;

  • овладение основами техники избранного вида спорта;

  • воспитание основных физических и волевых качеств;

  • приобретение соревновательного опыта в различных видах спорта;

  • определение спортивных задатков и способностей;

  • уточнение спортивной специализации.
Углубленная специализация в избранном виде спорта

(учебно-тренировочные группы 3-5 года обучения):



  • повышение уровня подготовленности;

  • накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта;

  • совершенствование волевых качеств.
Спорт высших достижений

(группы спортивного совершенствования и высшего мастерства):


  • совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических качеств;

  • повышение тактической подготовленности;

  • освоение тренировочных нагрузок;

  • достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов в данной специализации (выполнение норматива мастера спорта);

  • совершенствование соревновательного опыта и психической подготовленности.
Для обеспечения этапов многолетней спортивной подготовки спортивная школа использует систему спортивного отбора, включающую в себя:

а) анализ показателей развития физической подготовленности и освоения спортивных навыков занимающимися;

б) сдача контрольных нормативов по ОФП, СФП, ТТМ с целью комплектования отделений;

в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.

Критерии оценки деятельности тренера-преподавателя на этапах многолетней подготовки:

а) спортивно-оздоровительный :

Расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной активности занимающихся;

б) начальной подготовки:

Сохранение стабильности состава занимающихся;

Динамика роста индивидуальных показателей физического развития и подготовленности занимающихся;

Уровень освоения основ техники занимающимися в избранном виде спорта.

в) учебно-тренировочный :

Динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности занимающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
- уровень освоения объёмов учебно-тренировочных нагрузок занимающимися, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;

Выполнение нормативов спортивной классификации занимающимися для зачисления на этап спортивного совершенствования;

г) спортивного совершенствования:

Уровень общей и специальной физической подготовленности, технико-тактического мастерства и функционального состояния организма занимающихся;

Динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;

Выполнение нормативов спортивной классификации для зачисления на этап высшего спортивного мастерства;

Зачисление воспитанников спортивной школы в училища олимпийского резерва и включение в состав сборной команды Москвы;

д) высшего спортивного мастерства :

Включение в состав сборной команды Москвы;

Положительная динамика результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;

Достижение результатов уровня сборных команд России.

Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивной школы проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель – в условиях спортивно-оздоровительного лагеря.

Тренировочные сборы относятся к кратковременным формам по­вышения спортивного мастерства. На сборах для участников создаются наилучшие условия подготовки к соревнованиям: строгий режим дня;

регулярное питание; хорошее материально-техническое оснащение мест занятий; постоянный врачебный контроль и др.

Классификация сборов

Сборы по своему назначению подразделяются на:

Тренировочные;

Предсоревновательные.

Тренировочные сборы отличаются от предсоревновательных тем, что они не связаны с непосредственной подготовкой команды к выступле­ниям на соревнованиях, в связи с этим они могут быть посвящены различным сторонам подготовки (физической, технической, тактичес­кой), где предоставляются большие возможности для эксперименталь­ной, перспективной и индивидуализированной подготовки.

Предсоревновательные сборы проводятся с целью подготовки команды к участию в соревнованиях и ставят перед собой следующие задачи:

Окончательное определение состава команды и ее сыгранность;

Доведение технико-тактических показателей каждого игрока и команды в целом до планируемого уровня;

Приобретение игроками состояния высшей спортивной формы.

Длительность сбора - от 7 до 20 дней. Более длительный отрыв иг­роков от семьи и привычного режима отрицательно сказывается на ка­честве подготовки и состоянии спортсменов.

Краткосрочные сборы (7-10 дней), как правило, организуются в перерывах между турами в соревновательном периоде.

Численный состав сбора - 14-16 человек. При большем составе возни­кают трудности в качественном проведении сбора (распыление внимания тренеров, снижение интенсивности тренировочного процесса и др.).

Учебно-тренировочный процесс;

Воспитательная работа;



Восстановительные мероприятия. Учебно-тренировочный процесс:

а) определить основную задачу сбора (с учетом подготовленности занимающихся, имеющегося количества тренировочного времени, мас-

штабов предстоящих соревнований и намечаемого результата, матери­альной базы и др. условий);

б) определить содержание учебно-тренировочного процесса по раз­делам подготовки (физической, технико-тактической, психологичес­кой, теоретической и др.);

в) определить средства, методы и формы тренировочных занятий;

г) установить цикличность сбора (составить план на микроциклы тренировок);

Вариативность и содержание микроциклов зависит от периода под­готовки, его продолжительности и основной направленности подго­товки по этапам. Например: в подготовительном периоде выделяются этапы общей, специальной и предсоревновательной подготовки. В каж­дом этапе на сборе и вне его могут чередоваться микроциклы следую­щей структуры: 5-1, 4-1, 3-1, 2-1, 3-1,2-1.

Как пример - микроцикл тренировочного сбора 5-1 на специаль­но-подготовительном этапе:

1-й день - одноразовая тренировка - 3 ч (совершенствование тех­нических приемов в звеньях) и развитие специальной выносливости.

2-й день - двухразовая тренировка - 5 ч (утро - СФП и индивиду­альное совершенствование технико-тактических действий; вечер - со­вершенствование групповых тактических действий в защите).

3-й день - то же, что и в первый день.

4-й день - двухразовая тренировка - 5 ч (утро - что и во 2-й день;

вечер - совершенствование групповых тактических действий в нападе­нии).

5-й день - одноразовая тренировка - 2,5 ч (игровая подготовка, прыжковая подготовка).

6-й день - отдых.

Основными документами по планированию и педагогическому кон­тролю на сборе являются:

1. Учебный план-график (месячный, недельный).

2. Поурочный план.

3. Индивидуальные планы.

4. Журнал тренера.

5. Дневник спортсмена.

6. Распорядок дня.

7. График дежурств.

8. Таблицы выполнения контрольных заданий.

В распорядке дня предусматривается время подъема, зарядки, завт­рака, проверки индивидуальных дневников спортсменов, проведения теоретических занятий, тренировок, обеда, отдыха, свободного време­ни, вечерней прогулки, отбоя.

Таблицы выполнения контрольных заданий составляются по видам подготовки, где против фамилии каждого волейболиста проставляются его показатели на тренировочных занятиях и в контрольных соревнованиях.

Воспитательная работа

Основной опорой тренера в проведении воспитательной работы яв­ляется тренерский совет, в который входят тренеры, капитан, ведущий игрок, врач. Тренерский совет ведет всю работу на сборе, связанную с организацией и проведением тренировочного процесса, формировани­ем состава, проведением культурных и воспитательных мероприятий и др. Составляется план воспитательной работы.

В плане предусматривается проведение собраний, выпуск информа­ционных материалов, проведение лекций, культурно-массовых мероп­риятий (например: турниров по шахматам, посещение театров, обсуж­дение политических событий, встречи с интересными людьми, посе­щение подшефных коллективов и др).

Задача тренера - создать все необходимые условия для тренерского совета, чтобы работа была полноценной, активной, с определенной самостоятельностью и проявлением инициативы.

Недельный план-график работы, распорядок дня, график дежурств, таблицы выполнения контрольных нормативов, план воспитательной работы вывешиваются на видном месте в расположении сбора.

Восстановительные мероприятия

Основным условием повышения тренированности и роста спортив­ных результатов является повышение объема и интенсивности трени­ровочных нагрузок и выполнение игр, способствующих восстановле­нию организма.

Педагогические (полноценная разминка, правильное чередова­ние нагрузок и отдыха, смена нагрузок и видов деятельности и др.);

Психологические (организация интересного отдыха, аутогенная тренировка, учет психологической совместимости и др.);

Медицинские (вибро- и гидромассаж, свето- и теплопроцедуры, правильное питание, фармакологические средства и др.).

Кроме того, наиболее простыми и доступными средствами восста­новления являются пассивный и активный отдых, массаж и паровая баня.

Финансирование сбора

На основании календаря соревнований на каждый финансовый год тренером команды составляется общая смета расходов по обеспечению команды. В смете отражаются следующие основные статьи расходов:

1. Количество сборов и их стоимость.

2. Стоимость командировок.

3. Стоимость аренды спортсооружений.

4. Организация соревнований (стоимость размещений, питания, оп­лата судей, аренда автобусов и др.).

5. Приобретение оборудования, инвентаря и спортивной формы, ме­дикаментов.

6. Почтово-телеграфные расходы, автотранспорт, награждение и др.

Подсчитывается общая сумма расходов, и данный документ утвер­ждается руководством клуба. Эта смета является руководящим доку­ментом по обеспечению команды.

Для проведения УТС (учебно-тренировочного сбора) на основании плана подготовки к соревнованиям и статей расхода общей сметы со­ставляется смета на сбор, где указываются место и время проведения УТС и количество участников.

Раскрываются следующие статьи расходов:

1. Питание участников и тренеров.

2. Размещение участников и тренеров.

3. Проезд (если в другом городе) участников и тренеров.

4. Суточные участникам и тренерам.

5. Аренда спортивного зала, базы.

6. Прочие расходы.

Если выезда нет, оплачиваются только питание, размещение, арен­да, средства восстановления. Смета утверждается руководством клуба. Вместе со сметой утверждаются план работы на сборе и списочный со­став команды. План состоит из следующих пунктов:

1. Цели и задачи сбора.

2. Комплектование команды.

3. Краткое содержание видов подготовки: физической, технической, тактической, психологической, воспитательной работы и контроля.

План подписывается тренером.

Одновременно со сметой и планом УТС готовятся распоряжение, приказ о проведении сбора.

Техника расчета с пунктом питания, гостиницей: на бланке обще­ства, клуба и пр. на имя директора ресторана, гостиницы пишется письмо следующего содержания:

Директору ресторана

Директору гостиницы

Спортивный клуб просит принять на питание и разместить в гостинице участников УТС по волейболу, мужскую команду в количестве __человек с __ по _______ 1998г. Питание из расчета _____ руб. в день на человека на

общую сумму _______ руб.

Оплату гарантируем по предъявлении Вами счета. Наш расчетный счет № _______ в Первомайском отделении госбанка г.Москвы.

Руководитель

Гл.бухгалтер

Данное письмо визируется руководителем ресторана, гостиницы и в бухгалтерии выписывается счет на перечисление суммы за прожива­ние, питание на счет ресторана, гостиницы (возможен расчет налич­ными деньгами). Это счет сдается в свою бухгалтерию для перечисления денег за услуги. После окончания сбора ответственный за питание от команды вместе с бухгалтером ресторана закрывают документы по пи­танию спортсменов.

По окончании проживания в гостинице выписывается квитанция о количестве проживавших в гостинице и указывается стоимость прожи­вания. Эта квитанция сдается в бухгалтерию клуба.

Данный раздел подготовлен совместно с Заслуженным тренером СССР М. Е. Коганом.

От организации проведения учебно-тренировочных сборов зависит их эффективность.

Наибольшей продуманности и трудности в работе требуют учебно-тренировочные сборы по подготовке команды к каким-либо соревнованиям. Обычно для этой формы работы отводится определенный этап подготовки, от эффективности организации которого зависят дальнейшие успехи команды.

Первое, что тренер должен часто определить
- это круг задач, поставленных для разрешения на данном сборе. Многие тренеры впадают в ошибку, расширяют эти задачи, пытаясь за короткий срок форсировать подготовку спортсменов, стараются устранить все изъяны, имеющиеся у них е общефизической подготовке, а также в технике и тактике. Как правило, такая постановка вопроса, не дает положительных результатов.

Больше того, берясь сразу за все, тренер подчас упускает решение каких-то главных вопросов. Участники сбора переутомляются физически, а главное, нервно. Становятся раздражительными, перестают верить в свои возможности, что затрудняет подведение их к спортивной форме.

Следовательно, первое о чем необходимо помнить, это реальность выполнения поставленных задач.

Но сужая задачи, мы не должны впадать в другую крайность. Нельзя проводить сбор, ставя задачи только совершенствования техники или тактики. Необходимо совершенствование техники проводить параллельно с совершенствованием специальной физической подготовки, совершенствованиё каких-то тактических систем с совершенствованием техники и т. п.

Поставив обоснованные задачи, тренер приступает к выбору средств и методов осуществления этих задач.

Средствами учебно-тренировочных занятий служат упражнения, развивающие общие физические качества, упражнения по развитию волевых качеств, упражнения по изучению или совершенствованию техники различных приемов, упражнения, направленные на ознакомление, изучение или совершенствование тактики.

Обязательным для проведения любого учебно-тренировочного сбора является использование оздоровительных сил природы, как средства укрепления здоровья, закаливания организма, повышения работоспособности спортсменов.

При планировании и проведении занятий преподаватель
- тренер прибегает к использованию различных методов выполнения упражнений (методы повторно-переменных нагрузок, интервальный, игровой, соревновательный).

Различные методы обучения и совершенствования техники, методы обучения и совершенствования тактики. Методы нравственного воспитания, психологической, теоретической подготовки и т. п.

Используя все многообразия имеющихся методов, тренер интереснее, продуктивнее проводит занятия, добиваясь быстрейшего решения поставленных задач.

Еще большее значение имеет правильный подбор учебного материала и организации занятий. От системы подбора материала зависит освоение тех или иных знаний и навыков. Хорошо подобранные упражнения способствуют также повышению эмоциональности в занятиях, повышают заинтересованность занимающихся, дают большой педагогический эффект.

Подбирая упражнения для изучения или совершенствования каких-то технических элементов, тактических связок, а в особенности упражнения для развития общей и специальной физической подготовки, тренер должен строго соблюдать методические принципы физического воспитания. Одним из основных таких принципов будет принцип доступности.

Все упражнения или задания должны быть для занимающихся доступной трудности, но не заведомо легкими т. к. первое порождает у тренирующихся неуверенность в своих силах, снижает их активность, и может повести к нарушению деятельности сердечнососудистой системы или к травмам, а второе понижает интерес у занимающихся, дает им возможность действовать без напряжений и не дает надлежащего эффекта.


«Медико-санитарное обеспечение учебно-тренировочных сборов»,
А.Ф.Фролов

Принцип систематичности подразумевает регулярность в занятиях и чередование работы с отдыхом. В период сборов, как правило, проводятся двухразовые занятия в день. Первое занятие может быть специализированная зарядка, или утренняя тренировка над совершенствованием техники и тактики игры. Второе занятие, проводимое вечером, является основным. Эта тренировка большая по объему и интенсивности нагрузок, здесь изучается новый материал, проводятся…

Подбирая материал, или, проводя занятия, тренер должен правильно дозировать нагрузки. Если мы говорим, что принцип прогрессирования подразумевает последовательное повышение нагрузок и требований, то не следует забывать, что всему есть предел. Тренер совместно с врачом следит за состоянием спортсменов, наблюдает за объективными показателями состояния организма, должен прислушиваться к субъективным ощущениям каждого из них. Планируя нагрузку, врач…