Эмоционально незрелые люди. Эмоциональная зрелость. Они обвиняют всех вокруг в собственных неудачах

Зависимость. Семейная болезнь Москаленко Валентина Дмитриевна

Эмоциональная незрелость

Эмоциональная незрелость

Когда индивид начинает пить (употреблять наркотики), он останавливается в своем взрослении и духовном росте. Я давно уже работаю с зависимыми больными. И постоянно наблюдаю одно и то же. Внешне человек может выглядеть как 40-летний мужчина, но когда спрашиваю, как его зовут, он отвечает "Саша". Все они Гена, Васек, Юрок, независимо от возраста. Солидности ни на грош. Они хотят оставаться невзрослыми, в их поведении видна детскость.

По паспорту им может быть 30, 40, 50 лет, а по эмоциям они все как 17-летние. Когда алкоголик хочет выпить, он ведет себя как ребенок, желающий лакомства. Дайте ему желанное лакомство немедленно. Откладывать на потом удовлетворение желаний могут взрослые, но не дети. Противостоять неприятностям, боли могут взрослые, но не дети.

Жена алкоголика, врач по профессии, рассказывает: "Когда мужу требуется помощь стоматолога, я договариваюсь с врачом об общем наркозе. Только так, под общим наркозом, он может позволить что-нибудь делать с его зубом. Нет, не вырвать зуб, а просто полечить кариес. Он очень боится боли".

Точно так же больные алкоголизмом не могут выдерживать любые жизненные трудности.

В норме мы, люди, духовно растем, эмоционально взрослеем, когда преодолеваем трудности, боль, неприятности, когда решаем проблемы. Больные зависимостью избегали этого, благо рядом всегда были люди, готовые взять на себя решение их проблем. Так больные остались эмоционально незрелыми. Так они превратились в "ребенка № 1" в той семье, которую сами создали.

Счастливые времена, беззаботные времена – это не время роста и взросления. Счастливые времена питают нас чем-то важным, что потом всю жизнь будет составлять наш эмоциональный ресурс. Но беззаботное время не побуждает нас к переменам. А эмоциональный рост – это изменение.

Вспоминаю эпизод из кинофильма "В моей смерти прошу винить Клаву К." Герой фильма, ученик 3-го класса, влюбился в Клаву из своего класса. Он не мог добиться, чтобы она обратила на него внимание. И тогда он все рассказал отцу. Между отцом и сыном состоялся очень серьезный разговор.

– Что же мне делать, отец?

– Страдать.

Так ответил любящий и заботливый отец. Через страдание достигается эмоциональная зрелость.

Недавно прочитала в одной книжке, что к жестокому обращению с ребенком относится и такое, когда родители не позволяют ему пережить боль, трудности. Интересно, не правда ли? Действительно, разве это не жестоко, не дать ребенку повзрослеть?

Больные зависимостью умеют анестезировать свою боль. Недаром их болезни относятся к области наркологии. В основе названия области медицины лежит то же слово, что и в основе обезболивания – наркоз.

Низкая толерантность к фрустрации

Толерантность – это способность переносить, терпимость. Фрустрация происходит от латинского frustratio – обман, неудача, тщетная надежда. Фрустрация – это такое психическое состояние, которое возникает в результате крушения надежд, невозможности достижения поставленных целей. Обычно фрустрация сопровождается подавленным настроением, напряжением, тревогой. Нормальная жизнь обязательно сталкивает нас с многочисленными фрустрациями. Приходится их переносить.

Алкоголик не может терпеть даже незначительные неудачи, он не может сколько-нибудь долго находиться в состоянии фрустраици. У алкоголика короткий фитиль. Он быстро зажигается, быстро взрывается. И никогда не знаешь, что его вывело из равновесия. Он может прийти в ярость, если жена не подала наглаженную рубашку, если сын не завинтил трубочку с зубной пастой. Одна женщина, дочь алкоголика, рассказала, как отец поднял скандал из-за того, что она "не по центру поставила кастрюлю на плиту".

На похоронах обычно алкоголики напиваются, даже если длительное время находились в ремиссии. Они используют это событие для оправдания возможности выпить, а также потому что не могут переносить горе без обезболивания.

Ежедневные мелкие неудобства невыносимы для алкоголика. Он либо взрывается гневом и яростью либо прибегает к выпивке. Члены семьи стараются его не раздражать, в прямом и переносном смысле ходят на цыпочках, чтобы не беспокоить своего близкого, Но он все равно найдет, к чему придраться.

Жена старается обходить острые углы, утихомирить детей: "Дети, уходите гулять, дайте отцу отдохнуть, он устал". Но ей не избежать придирок. Иногда ей кажется, что она действительно виновата.

Из книги Как правильно воспитать своего мужа автора Леонов Владимир

Эмоциональная близость Мир правильной супружеской любви - это мир тонких, возвышенных эмоций. Эмоций всепоглощающей радости и блаженства. Нет-нет, не путайте это с наслаждением от соития двух тел, от оргазма. Мы говорим о другом, про чувства нежности, томления и

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Из книги Драматерапия автора Валента Милан

6.1.1. Эмоциональная экспрессия Повторение в рядахУчастники встают в две шеренги; пары напротив друг друга.A: «Я хочу это».B: «Ты не можешь это получить».A: «Я это на самом деле хочу, будьте добры».B: «Ты не можешь это получить». A (просительно): «Я хочу это…» B (мягко): «Мне очень

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§56. Эмоциональная память Эмоциональная память выражается в запоминании и воспроизведении чувств.Вспоминая прошлые события нашей жизни, мы не только воспроизводим зрительные образы людей и обстановки, слова, произносившиеся нашими собеседниками, мысли, вызванные в нас

Из книги Законы выдающихся людей автора Калугин Роман

Эмоциональная зрелость Лидеры спокойны, хладнокровны и сдержаны перед лицом проблем, трудностей и неприятностей.Эмоциональная зрелость требует от лидера, во-первых, жить в мире с самим собой и, во-вторых, сохранять спокойствие перед лицом неприятностей и трудностей.

Из книги Мысленным взором автора Лазарус Арнольд

Эмоциональная инвентаризация Основная мысль, которую мне хотелось бы довести до читателя в следующем примере, заключается в том, что с эмоциональной точки зрения нам полезно время от времени проводить «инвентаризацию» своей жизни. Необходимо оценивать как свое

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

Эмоциональная отстраненность Будучи богом солнца, Аполлон взирает на землю с некоторой дистанции -- он "выше всего этого". Один из способов, каким Аполлон сохраняет дистанцию от окружающих, -- уклонение от проблемных ситуаций. Когда возникает острый эмоциональный

Из книги Секрет абсолютно женственности автора де Анджелис Барбара

Эмоциональная страсть Интимные отношения не могут строиться долгое время исключительно на физической страсти. Должна существовать прочная связь и между сердцами партнеров. Эта связь не исчерпывается только сексуальным влечением. Это и эмоциональная страсть между вами

Из книги Эмоциональный интеллект автора Гоулман Дэниел

Замаскированная эмоциональная грамотность Поскольку курс обучения уже перегружен из-за постоянного увеличения количества новых тем и насущных проблем, некоторые учителя, вполне понятно ощущающие перегрузку, не соглашаются брать дополнительное время для еще одного

Из книги Греческие богини. Архетипы женственности автора Бедненко Галина Борисовна

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ Так же, как мужчина, Анима которого приняла облик Артемиды, боится приблизиться к девушке, так и сама женщина, подобная Артемиде, стремится сохранить дистанцию, физическую и (или) эмоциональную даже с любимым и дорогим человеком. Легче быть

Из книги Дитя удачи, или Антикарма. Практическое руководство по модели везения автора Григорчук Тимофей

Эмоциональная насыщенность В процессе нашей работы выяснилось, что эмоциональная насыщенность при загадывании желания, в принципе, не нужна. Оказывается, можно работать без неё. Халява мира отдельно, а эмоции отдельно. Они между собой связаны лишь очень опосредованно.

Из книги Как прекратить грузить свой мозг и начать жить автора Леушкин Дмитрий

Эмоциональная зажатость Подобно предыдущему кластеру, люди в этом кластере подавляют свои эмоции, что приводит их к эмоциональной зажатости и отсутствию чувств.УБЕЖДЕНИЯ КЛАСТЕРА– Я не могу потерять контроль!– Моя злость может стать искаженной и слишком сильной – и я

Из книги Развитие памяти [Секретные методики спецслужб] автора Ли Маркус

1.3. Эмоциональная память Эмоциональной называется память на чувства и переживания. Мы можем запомнить и воспроизвести практически любые наши эмоции и переживания. А благодаря эмоциям возрастает прочность запоминания. Подумайте: если тот или иной человек вам понравился

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Эмоциональная связь Когда мы достигаем целей, мы радуемся, и именно поэтому надежду можно назвать эмоциональным процессом. Эта эмоция очень важна, так как подкрепляет мышление, направленное на достижение новых целей. Когда мы терпим неудачу, мы переживаем, плохо себя

Из книги Сон - тайны и парадоксы автора Вейн Александр Моисеевич

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Эмоциональная зона Очень важным участком мозга, вовлеченным в принятие решений, является островковая кора. Она принимает самое активное участие в эмоциональных переживаниях, которые трансформируются в осознанные чувства, снабжая вас ценной информацией, помогающей

Вы наверно когда-нибудь замечали взрослого человека, который ведёт себя незрело и могли подумать, чёрт возьми, что случилось с этим человеком, когда он начнёт действовать разумно и зрело! Это парадокс, потому что эмоциональная зрелость личности не связана с физической зрелостью, эти два явления являются разными полюсами. Эмоциональная зрелость не растёт вместе с вашим хронологическим возрастом и означает, что независимо от вашего возраста не гарантирована вам ваша эмоциональную зрелость.

Эмоционально зрелые люди, здравомыслящие люди, которые берут полный контроль над своей жизнью. Мягко говоря, они не ноют или не ищут виноватого, а думают о своей жизни и о той роли, которую они играют в жизни других людей. Эмоционально зрелые люди не ищут оправдания. Каждая эмоция, которую показывают эмоционально зрелые люди реальна. Они не пытаются усложнить свою и жизнь других людей. Достаточно сказать, что эмоционально зрелые люди ведут хорошо налаженную жизнь из-за их здорового взгляда на жизнь. Эмоциональная зрелость имеет много различных уровней. Ее начальный уровень включает в себя осознание своего влияния на собственную жизнь и ответственности за неё, и не обвиняя других в своих неудачах.

Далее человек начинает становиться честным со своими эмоциями, не проецируя идеалистические эмоции, а будучи уверенным в проявлении настоящих эмоций. Потом человек идет вверх в направлении достижения конечной эмоциональной зрелости, человек становится эмоционально открытым и не подавляет свои чувства.

Следующий уровень состоит в том, чтобы задача стала эмоционально решающей, которая может быть достигнута благодаря уважению собственных чувств. И, наконец, достигнув уровня эмоциональной отчуждённости, которая является прямым следствием истинного понимания эмоций, следовательно, отпускает все эмоции, будь то хорошие или плохие. Оставляя чувство удовлетворения и счастья. Как же достичь эмоциональной зрелости? Давайте рассмотрим концепцию эмоциональной зрелости личности, узнав больше о её чертах и ​​способах работы над ней.

Характеристики эмоциональной зрелости.

Легкий поток любви и привязанности.

Эмоционально зрелые люди открыты для любви и привязанности. Они имеют способность доверять людям и себе, чтобы дать и принять любовь. Они не имеют препятствий в их , которые могли бы затруднить их способность верить в доброту жизни.

Лицом к лицу с реальностью.

Эмоционально зрелые люди не тратят впустую своё время и ресурсы в жизни, как будто эмоционально незрелые. Они видят ситуации в жизни такие, какие они есть, и не создают свою собственную истины и параллельную реальность. Эмоционально зрелые люди смело смотрят правде в и не боятся сложных ситуаций.

Практический опыт жизни.

Эмоционально зрелые люди легко узнают много полезного из своего жизненного опыта. У них есть способность видеть всё в позитивном свете и принимать реалии жизни. В то время как незрелый человек ничему не учится из жизни, он всегда понимает жизненные ситуации в искажённом виде.

Критика.

Быть эмоционально зрелым, означает, что один знает, что человек знает свои и сильные стороны. Вот почему он спокоен, когда кто-то конструктивно критикует его. Эмоционально зрелый человек всегда будет ценить мнение других людей и будет стремиться стать лучшим человеком или быть лучше в чём-то.

Надежда.

Эмоционально зрелые люди не теряют надежды в жизни, всегда надеясь на лучшее. Они видят хорошее во всём и никогда не склонны к пессимизму. Это делает их уверенными в себе личностями, всегда готовыми противостоять ударам жизни с уверенностью.

Как узнать, что вы эмоционально зрелый человек?

Иногда незрелость также может быть связано с жестоким обращением с детьми. Прочитайте эти вопросы и узнайте, зрелы ли вы эмоционально. Пройдите небольшой тест, просто отвечайте да или нет.

  • Вы хорошо справляетесь с внезапными изменениями?
  • Вы обращаете внимание на идеи других людей?
  • Вы понимаете свои чувства по мере их возникновения?
  • Вы действуете мудро и обдуманно, когда у вас стресс?
  • Вы выражаете свои чувства?
  • Берёте ли вы ответственность за свои поступки и поведение?
  • Вы контролируете сильные эмоции и порывы?

Если у вас есть хоть один «Нет» на любой из этих вопросов, то это указывает на часть вашей жизни, где вы не совсем эмоционально зрелы.

Как развить эмоциональную зрелость?

Будьте дарителем.

Человек должен развивать в себе бескорыстие, чтобы достичь эмоциональной зрелости. Бескорыстное поведение внушает человеку чувство подлинности. Такой человек чувствителен к потребностям и эмоциям других людей, и не держат его оковы тщеславия.

Проницательность.

Человек должен стать проницательным, чтобы обрести эмоциональную зрелость. Мнения других людей, должны быть тщательно проанализированы, любая возможность улучшения себя должна иметь первостепенное значение.

Окружите себя позитивом.

Вы должны сделать сознательное усилие, чтобы быть в окружении позитивных людей. Тех людей, которые верят вас и честны с вами. Они могут многому научить вас, что вы можете применить вашей жизни.

Сосредоточьте внимание на более широкую картину.

Вместо того, чтобы тратить себя в мелочах жизни, сосредоточьте большее внимание на смысле жизни. Постарайтесь отвлечься от жизненных проблем и попытайтесь сосредоточиться на вещах, которые важны в перспективе. Думая только о себе вы станете самодовольным человеком и у вас появятся регрессивные чувства, как жалость к себе и самокритичность.

Нас долго учили как быть послушными, воспитанными. Но никогда — как проявлять эмоции .

И теперь, большинство людей страдает от этого неумения, попыток подавить свои эмоции и не проявить, либо неумения их обуздать. Другими словами, страдает эмоциональной незрелостью .

Задача настоящего времени – эмоционально повзрослеть, чтобы быть здоровыми физиологически и психологически, чтобы прийти к гармонии в своей жизни и стать счастливыми.

Читайте в статье что такое эмоциональная незрелость, какое влияние она оказывает на жизнь и здоровье, для чего нужно познакомиться со своими эмоциями, и как ими управлять.

Шаг к СЕБЕ. Вызов каждый день

Не знаете, как научиться Любить Себя?

Получите 14 упражнений, которые помогут вам принять себя и вашу жизнь во всей ее полноте!

Нажимая кнопку «Мгновенный доступ», вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и соглашаетесь с

Как эмоциональная незрелость проявляется в повседневном общении

Эмоциональная незрелость – это неумение действовать исходя из целесообразности, убирая на время оценивания.

Нас научили быть умными, воспитанными, в нас воспитали культ образования и интеллигентности, как красиво выглядеть в глазах других. А как управлять своими эмоциями, как научиться их понимать, принимать и проявлять — нет.

Человек постоянно эмоционирует, но одни эмоции проявляет, а других стыдится. От каких-то эмоций отказывается, считая их «плохими», а их выражение – неприличным.

Другие, наоборот, пытается воссоздать, чтобы порадовать окружающих.

Бывает так, что вас раз за разом провоцируют, а вы из желания быть хорошим сдерживаете свою реакцию.

Из-за эмоциональной незрелости вы не можете ее проявить, не понимая, что это порой необходимо для сохранения себя и своих личных границ (либо она разрушит ваше здоровье и комфорт).

А, может это нужно и другому человеку, чтобы он, наконец, услышал то, что ему необходимо, и задумался.

Отрицая свою эмоциональную реакцию на человека, вы лишаете и его, и себя принятия и безусловной любви.

Предлагаем простой алгоритм по определению и защите ваших личных границ.

Красивое выражение эмоций не исключает «плохих» эмоций.

Другой человек может вести себя как угодно, но только вы знаете, что для вас приемлемо, а что нет.

И если его действия касаются конкретно вас, то вы вправе постоять за себя. И со всей красотой эмоций, на которую способны, выдать ему то, что желаете.

В такие моменты тренируется смелость выражения вашей истинности . Вы чувствуете, что этот человек как бы специально вытаскивает вас на эту реакцию.

И вам остается после выхода эмоций выразить ему огромную благодарность, что дал вам возможность показать себя истинного, а, значит, возможность принять больше своих граней.

Это вовсе не означает, что нужно срываться на всех подряд – для этого есть определенные практики. (О них я расскажу ниже.)

Если вы понимаете, что это ваше внутреннее недовольство, агрессия и дисбаланс, а человек является невинным спусковым механизмом (например, наши дети), то тут ваша задача — суметь изменить привычный штамп реагирования и выработать новый стиль поведения, суметь перевести фокус внимания на свои чувства .

Нормально — выяснять отношения (даже если это бурно), гораздо хуже копить обиды внутри и ждать, что все изменится (жизнь, обстоятельства, люди), не меняясь самим.

Чем дольше вы сдерживались в отношениях с другим человеком, пытаясь «сохранить лицо» при внутреннем накале, тем интенсивнее будет проявляться выход этих эмоций при первых искренних контактах.

Постепенно такие взрывные моменты и работа над собой очистят поле ваших отношений, и вы сможете спокойно излагать мысли при возникновении непонимания.

Как эмоциональная незрелость влияет на ваше здоровье

Вся наука психосоматика основана на понимании влияния эмоций на здоровье человека.

Страх выглядеть плохим в глазах других влечет к отказу от эмоций и неприятию себя. Чувствуем одно – проявляем другое.

На здоровье это сказывается в появлении головных болей, тяжести и боли в затылке .

Постепенно зажатые эмоции оседают в разных частях тела (смотря в какой сфере вы ее не проявили), блокируя свободное движение энергии и разрушая тело.

Наша кожа — это зеркало нашего отношения к миру.

Если мы лжем другим и, прежде всего, себе, то кожа отражает это нам сухостью и шелушением . Если стыдимся выражать себя так, как этого бы действительно хотелось, то на коже появляются пигментные пятна, веснушки .

Читайте, о чем сигнализирует тело, когда мы заболеваем.

Зажатые эмоции проявляются коростами на коже . Во всех случаях, когда вы подавили реакцию, энергия этого заряда осела в теле.

И если тело покрыто коростами, высыпаниями, то оно активно пытается очиститься от зажатых эмоций, нечестного отношения к себе и миру.

Если ваше тело чистое, это может означать, что вы искренне и честно выражаете себя, не стыдясь и не обманываясь. Также это может значить и то, что процесс очищения у вас еще не начался, и тело копит внутри, пока не настанет предел терпения.

Тело также может быть чистым, если вы не стыдитесь бурного выражения своих эмоций и считаете это нормальным.

Но при этом есть проблемы в общении, которые и говорят вам, что, проявляя эмоции слишком бурно, вы вредите гармоничному социальному контакту, приятному общению.

То есть лишаете себя и своих родных гармоничной среды пребывания, разрушая свою жизнь. Ведь кому захочется быть постоянным приемником чужого негатива.

Поэтому везде важен баланс!

Этапы эмоционального взросления

Это похоже на то, как растет человек. Но не у всех вместе с физической зрелостью приходит эмоциональная.

Чтобы стать эмоционально зрелым, нужно пройти эти этапы, чтобы узнать и понять себя, а потом уже научиться этим управлять.

Когда вы идете навстречу себе, вам нужно сначала очиститься от негативных и задавленных чувств и эмоций. Это путь взросления.

Первый этап. Позволение себе вступить в процесс взросления

Это как решение о рождении.

На этом этапе признайте и примите то, что вы эмоционально незрелы, и сделайте выбор повзрослеть, узнать себя .

Изначально вы можете не осознавать, но уже стремиться к этому. Причем такое решение может прийти к вам без понимания того, насколько вы незрелы эмоционально.

Вам просто захочется чего-то другого в жизни, либо обстоятельства сложатся так, чтобы подтолкнуть вас к «новому рождению».

Вас могут не устраивать собственные реакции на события, поведение детей, людей и будет хотеться чего-то качественно нового.

Пройдите медитацию . Ее цель — помочь вашему телу убрать зажатости, блоки, чтобы высвободить негативные эмоции.

Второй этап. Узнавание своих реакций

Когда вас всю жизнь заставляли прятать негативные реакции, воспитывали в вас добропорядочного человека, учили всеми силами подавлять то, что могло кому-то показаться неприличным, вы выросли человеком, абсолютно далеким от себя истинного и не знающим своих настоящий эмоций.

Вы не знаете, на что вы способны в гневе или в радости. Словно маленький ребенок, который случайно машет ручкой около своих глаз и не понимает, что это его рука.

Ребенок только начинает познавать себя, что это его ручки, его ножки, они так двигаются.

Поймите и отследите у себя, что вы прячете свои эмоции или, наоборот, слишком бурно выплескиваете их.

На этом этапе узнавайте свои эмоции , а для этого реагируйте и проявляйте эту реакцию. Не прячьте и заглушайте, а показывайте ее .

Порой это будет выглядеть неприлично, шокировать людей, знающих вас как «уравновешенного человека». И удивит вас самих, что вы так можете.

Если у вас не получилось сделать это экологичным способом, то поблагодарите ситуацию, простите себя, попросите прощения у собеседника (можно мысленно, если не хватает смелости сделать это лично) и отпустите ситуацию.

Ведь она вернула вам частичку себя!

См. также Алгоритм из 3-х шагов, который поможет восстановить равновесие.

Третий этап. Тренировка навыков управления эмоциями

Когда вы узнали, как можете реагировать, какая ситуация вызывает какие эмоции, наступает время овладения навыками управления своих реакций .

Приходит понимание, что вызвало эту реакцию, принятие ситуации и возможность выбора : проявлять ее или нет. Приходит понимание, чем она может быть полезна вам и окружающим.

Это обоюдный процесс – вы никогда не среагируете на человека, в котором нет агрессии, а если она в нем есть – то ваша указывает ему на это.

Либо же вы, понимая, что это ваша реакция на собственную неудовлетворенность собой, сможете сдержаться, выразить свое мнение в наиболее мягкой форме.

А потом найдёте способ освободить эту реакцию из себя, исходя из целесообразности для здоровья тела и отношений, сохранив баланс, удовлетворив свою потребность и не обидев другого человека.

Вы уже сможете выбирать, когда вам реагировать, а когда стоит проработать ее наедине с собой. Не давая оценки себе «хороший» или «плохой», а принимая тот факт, что это есть в вас, и оно нуждается в выходе.

Тем самым сохраняете свое здоровье как физическое, так и психологическое.

Чтобы научиться управлять своими эмоциями, определите к какому типу людей вы принадлежите:

  • Эмоциональный человек – тот, который не привык сдерживаться.

Таким людям необходимо научиться выпускать эмоции не на людей, а с помощью техник (гневное письмо – выплескивание на бумагу через написание, физическая нагрузка – сжигание эмоции через тело: бег, приседания, уборка дома, дыхательные упражнения и другая интенсивная деятельность).

  • Безэмоциональный человек – тот, который привык не замечать свои эмоции, подавлять их .

Необходимо учиться чувствовать и проживать эмоции, не подавляя их. Позвольте им проявиться.

Это шаг к узнаванию себя, знакомству с собой и принятию. А потом уже можно применять методы, описанные в пункте выше.

Когда вы отказываетесь от того, чтобы чувствовать свои эмоции, считая их плохими или, наоборот, стыдитесь того, что они слишком яркие, и вам кажется, что вас не поймут, вы отказываетесь от себя, не принимаете себя целостно.

Здесь вам поможет понимание, что появление эмоции - это рефлекс нашего тела , это природа наших клеток, привычка реагировать на раздражитель.

Это уровень животных инстинктов и импульсов. И это нормально.

А ваша задача, как осознанного существа, научиться управлять своими реакциями.

И действовать исходя не из спонтанного реагирования, а опираясь на свои чувства и интуицию , которые глубже и основательнее, а, значит, дадут больше устойчивости.

Попробуйте во время эмоционального всплеска обратиться к своим чувствам.

Почувствуйте, как вы любите свою дочь, сына, мужа, родителей и не хотите причинять им боль. Вспомните теплоту, нежность, которые испытываете к ним в благостные минуты.

А сейчас, это всего лишь кратковременный всплеск в силу каких-то причин.

Если вы понимаете, что необходимо провести воспитательные меры, то в чувственно-осознанном состоянии это будет гораздо эффективнее.

Так происходит процесс взросления, преображения и восстановления жизненных сил.

Отличие эмоций от чувств — мнение Алены Старовойтовой

Посмотрите это короткое видео, в котором Алена Старовойтова рассказывает, что отличает чувства от эмоций и почему важно сделать выбор в пользу чувств.

Когда вы выбираете быть честными с собой, когда даете свободу вашим эмоциям проявиться, принимаете и прощаете себя, вы высвобождаете застоявшуюся энергию и даете ей новую жизнь в новом качестве.

У эмоциональной незрелости нет никаких возрастных ограничений. Если вы живете с кем-то эмоционально незрелым, не мечтайте и не надейтесь, будто со временем человек перерастет, потому как это может длиться вечно.

Большинство людей думают, что зрелость - это возраст. На самом деле истинный показатель — это то, как человек лжет о своей эмоциональной стабильности. Незрелость в данном случае - это когда у вас есть эмоции ребенка или отсутствие их как таковых вообще. Если вы думаете, будто вам под силу изменить такого человека, подумайте еще раз.

Эмоциональная незрелость - это не привычка, которую нужно и можно сломать. Это неспособность вырасти и видеть какие-либо перспективы. Хотя это все результат многих разных вещей, таких как моделирование, личность индивида, а иногда и травма или халатность в их прошлом, каждый растет в своем собственном темпе, а некоторые люди просто никогда не становятся зрелыми. Вот семь признаков эмоциональной незрелости вашего партнера.

Он никогда не берет на себя ответственность за все, что делает

Эмоционально незрелые люди не считают себя ответственным за все, что они делают, или за все происходящее в их жизни. Все, что идет не так, связано с кем-то другим. Все, чего у них нет, это вина тех, кто их этого лишил.

Они просто не видят, как их действия являются причиной чего-то плохого в их жизни. Все их неудачи — это результат действий кого-то другого, но никак не их самих. Такие личности полагают, будто окружающие стараются намеренно удержать их на месте и прячут от них то, что они хотят.

Им не хватает эмпатии

Эмоционально незрелые люди не способны поставить себя на место другого человека. Это не значит, что они просто не могут сочувствовать людям, это означает, что им совсем не жалко бедных людей в других странах. Они применяют разные стереотипы, чтобы характеризовать людей, которые живут в плохих условиях, и они, как правило, не чувствуют никаких обязательств ни перед кем. Их не волнует то, как человек себя чувствует, плохо ему или хорошо. Им абсолютно ни до кого нет дела, кроме себя.

Они подавляют людей и, таким образом, чувствуют себя сильными и могущественными

Эмоционально незрелый человек обычно не очень уверен в себе. Он чувствует себя сильным и могущественным, когда подавляет чувства других людей.

Чем больнее они кого-то зацепят, тем лучше себя чувствуют. Такие люди используют запугивание, навешивание ярлыков и любое другое плохое поведение, на которое они способны, чтобы выиграть спор или поставить кого-то в более унизительное положение. Это позволяет им чувствовать себя выше всех.

Они отказываются выслушивать чье-либо мнение

Эмоционально незрелые личности не хотят слышать то, что другие люди думают или говорят. Не пытайтесь убедить их, будто они неправы или их мнение может быть абсолютно ошибочным. Они никогда никому не уступят, даже не прислушаются.

Беседовать серьезно с кем-то, кто еще совсем эмоционально незрелый и не способен прислушиваться к другой точке зрения, совершенно бессмысленно. Разговаривать и что-то доказывать таким людям - это то же самое, что биться головой о стену.

Они всегда получают то, что хотят, и при этом ведут себя, как маленькие дети

Если вы не соглашаетесь с эмоционально незрелым человеком, у него начинается истерика. Он не будет падать на пол, плакать и кричать, как маленький ребенок, но результат практически тот же.

Когда вы не идете у них на поводу, все, что вам остается - это наблюдать за жуткой истерикой. То, что они хотят, это то, что они получают. Если такие люди этого не получают, они начинают истерить, и у вас не остается никакого другого выхода, кроме как сдаться, чтобы побыстрее прекратить эту истерику.

Они никогда не идут на компромисс

Будучи в отношениях с эмоционально незрелым партнером, вы никогда не получаете то, что хотите. Вы всегда сдаетесь и идете у них на поводу. Они никогда не идут на компромисс.

Это означает, что если они не получат именно то, что хотят, то ни на чем не остановятся. Компромисс - это то, чему учатся даже дети. Эмоционально незрелый партнер - это человек, который продолжает выигрывать, он не желает сдаваться. Он не признает потерь или поражений. Так что будьте готовы жертвовать и сдаваться.

Они не заботятся о ваших чувствах, если таковые стоят на их пути

Эмоционально незрелые люди не беспокоятся о том, как вы себя чувствуете или чего хотите. Вы только инструмент, с помощью которого они получают все что захотят. Такой человек манипулирует вами любым способом, потому что единственная личность, которая существует в их голове, это только их собственная. Их не волнует, какие у вас проблемы, почему вы расстроены или плачете.

На самом деле ваши эмоции и разговоры с ними только раздражают и злят их. Им вовсе не интересно, как вы мыслите и чего хотите, поэтому перестаньте думать, что вашей паре просто не хватает общения. Вы прекрасно общаетесь. Они отказываются слушать, потому что им все равно.

Эмоциональная незрелость у взрослых, которые еще не поняли, что мир не вращается вокруг них, не означает, что это просто вопрос времени, и нужно подождать, пока большой ребенок вырастет. Подумайте еще раз, стоит ли продолжать такие отношения.

Не все люди взрослеют. Это не является обязательным условием. Пока вы кормите их и не заставляете их менять свои незрелые способы выживания, они будут использовать вашу доброту в своих интересах, чтобы получить то, что они хотят.

В следующий раз, когда ваша вторая половинка начнет истерить и ждать, пока вы дадите ей то, что ей хочется, и при этом будет вести себя, как двухлетний ребенок, относитесь к такому человеку, как к ребенку, игнорируйте его. Поощрение плохого поведения в любом возрасте только увековечивает его. Пресекайте эмоциональную незрелость в корне!

Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга Старр Джули

Что такое эмоциональная зрелость?

Эмоциональная зрелость – это умение управлять своими эмоциями. Наша способность интерпретировать эмоции, выражать их и сдерживать – это производная от нашей эмоциональной зрелости.

Научившись делать это хорошо, мы можем считать себя «эмоционально зрелыми». В более широком понимании мы говорим об умении жить – о том, как мы, люди, учимся функционировать в этом мире. Это совершенное владение «навыком жизни»; это поиск, в котором вы уже участвуете. Это проявляется в том, как вы думаете, во что предпочитаете верить и что в результате делаете.

Вероятно, вы уже самостоятельно развиваете свою эмоциональную зрелость. В школе вас научили читать, писать и считать, но привили ли вам навык «жизни»? Ручаюсь, что нет, если вы только не посещали какую-то специальную школу. Итак, вас не учили понимать себя, управлять собой в трудных ситуациях, понимать других, выстраивать взаимоотношения с окружающими. Очень мало среди нас тех, кого этому учили. А ведь эти ключевые «навыки жизни» и составляют основу нашей эмоциональной зрелости. Предполагается, что степень овладения этими ключевыми компетенциями оказывает большее влияние на успех и чувство удовлетворения, чем коэффициент интеллекта (IQ). IQ влияет на успешность, особенно в карьере. Однако исследования говорят о том, что только 20 % карьерного успеха определяются IQ. Остальные 80 % зависят от чего-то еще, в частности, от эмоциональной зрелости. Сюда же входят и ваша личность, то есть ваши предпочтения, отношения, внутренний настрой и т. д.

В своей повседневной жизни мы часто обнаруживаем, что такой важный показатель, как IQ, не является столь уж критичным. Один человек – доктор математических наук, а другому не дается сложение, но разве это делает их счастливыми, успешными и довольными жизнью? Наша способность создавать условия, в которых мы чувствуем себя успешными и довольными, зависит не только от умения вычислять или удерживать в памяти научную информацию. В наших оценках следует учитывать IQ, личность человека и его эмоциональную зрелость. Только эти составляющие позволяют создать более полную картину. Наш IQ и основные личностные качества, как правило, со временем не меняются. Однако эмоциональную зрелость можно постоянно развивать.

Что заключено в названии?

В научной литературе эмоциональная зрелость называется «эмоциональным интеллектом» (EI). Эта концепция была сформулирована двумя психологами, Джоном Майером и Питером Саловеем. По аналогии с IQ мы можем ввести и «коэффициент эмоционального интеллекта» (EI). Я предпочитаю термин «эмоциональная зрелость», поскольку он больше отвечает нашему опыту. Например, если взрослый человек неадекватно ведет себя, например, отталкивает поданную ему тарелку с остывшим блюдом, мы называем его «незрелым», а того, кто в такой момент остается невозмутимым, находясь рядом с ним, мы считаем «зрелым». Мы инстинктивно связываем поведение человека с его способностью справляться с жизнью во всей ее прекрасной неопределенности.

Кроме того, я предпочитаю термин «эмоциональная зрелость» еще и потому, что он предполагает постепенный процесс созревания и развития с течением времени, что мы и делаем. Думаю, ваши нынешние представления о себе, о своей жизни, скорее всего, отличаются от тех, которые у вас были в подростковом возрасте. Другими они, скорее всего, были и в юности. Мы можем себе представить, что наше нынешнее ощущение жизни будет меняться по мере нашего старения.

Будем надеяться, что процесс проживания жизни просветит нас всех.

Исследования в области эмоционального интеллекта, его измерения и понимания весьма обширны. Собран большой объем информации в этой сфере. Интересующимся этой темой я могу порекомендовать книги Дэниэла Гоулмана (Daniel Goleman) «Эмоциональный интеллект» и «Социальный интеллект». Можно обратиться к работе «Книга об эмоциональном интеллекте» Трэвиса Брэдберри и Джин Гривс (Travis Bradberry; Jean Greaves).

Эмоциональная зрелость – как она выглядит?

Эмоциональная зрелость (или ее отсутствие) часто проявляется в нашем образе действий, в настроении, а также в нашей поведенческой реакции (табл. 9).

Таблица 9. Зрелость и незрелость

Конечно, это не полный список; кроме того, в нем рассматриваются только «черные и белые» ситуации. Обычно не бывает так, что мы всегда «спокойные и ненапряженные» или «люди с большими претензиями». Большинству из нас свойственно и то, и другое: иногда мы спокойны, иногда напряжены и «плохо себя ведем». Коуч должен добиваться того, чтобы общий уровень эмоциональной зрелости оставался «здоровым», то есть наше выражение эмоций и наши действия должны со временем приводить к конструктивным последствиям.

Все мы в состоянии развить некоторые аспекты своей эмоциональной зрелости. Коучу особенно важно освоить эту тему, поскольку значительная часть его усилий в коучинге направлена на то, чтобы создать своим клиентам условия для достижения ими успеха и удовлетворения.

Попробуйте разобраться в себе и оценить собственную эмоциональную зрелость, ответив на приведенные ниже вопросы. Если вы хотите помочь кому-то развить эмоциональную зрелость, начните с себя.

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ

В чем вам следует развить свою эмоциональную зрелость?

Насколько вы знаете себя?

Насколько хорошо вы управляете своими эмоциями?

Насколько хорошо вы владеете собой в трудных ситуациях?

Насколько хорошо вы устанавливаете контакт с другими людьми?

Насколько хорошо вы ладите с другими людьми?

Насколько вам удается влиять на других людей?

Насколько часто вы действуете исходя из принципа взаимозависимости?

Ответив на вопросы, попросите кого-то, кто вас хорошо знает и чьим мнением вы дорожите, ответить на них как бы за вас. Сравните ответы и поразмышляйте над различиями.

Давайте будем эмоциональными…

Менее зрелые люди отличаются тем, что они часто застревают в своих эмоциях; например, они постоянно чем-то недовольны, их «злость» всегда наготове, поэтому они легко выходят из себя. Научившись опознавать свои эмоции, выражать их, хотя бы только для себя, мы «выпускаем» их и таким образом освобождаем себя для новых чувств.

Однако драматичное или постоянное освобождение от эмоций необязательно для развития эмоциональной зрелости. Больше того, если кого-то называют «чрезмерно эмоциональным» или «человеком с трудным характером», – это признак эмоциональной незрелости. Зрелость не означает, что мы становимся более эмоциональными; она свидетельствует о том, что мы способны более эффективно управлять своими эмоциями.

Эмоции – это непростая тема; одни свободно говорят об этом, другие нет. К сожалению, эмоции – это не то, от чего мы можем легко избавиться только из-за нашей нетерпимости к ним. Будучи людьми, мы обладаем как чувствами, так и логикой. Логика – удивительная вещь; это одна из причин, почему мы выжили и процветаем. Однако без чувств наш опыт остается чисто логическим. Именно эмоции обогащают опыт жизни. Отрицая нашу эмоциональную составляющую, мы не только уменьшаем свой опыт жизни, но иногда и ухудшаем его.

Пройти по жизни, отказавшись от эмоций, невозможно. В лучшем случае подавленные эмоции «перекинутся» на другой объект. Например, вы сохраняете спокойствие в течение рабочего дня, а затем дома срываетесь на родителях, детях или собаке! Наверное, это все же более здоровый способ, чем загнанное вглубь раздражение.

«Здоровый» означает именно «здоровый». Известно, что наше эмоциональное состояние тесно взаимосвязано с физическим здоровьем. Со временем накопленные негативные эмоции подрывают наше здоровье. Например, такие состояния, как острый стресс, депрессия, хроническая усталость и т. д., появляются не в один день. Отрицание или подавление эмоций могут со временем привести к таким состояниям. Читателям, заинтересовавшимся этой темой, я могу порекомендовать книгу Брэндона Бейса (Brandon Bays) «Путешествие».

Жизнь – справляетесь ли вы с ней?

Жизнь состоит из того, что происходит; того, что мы чувствуем по этому поводу, и того, что мы делаем в связи с этим. Например, вы идете на первое свидание. Вам кажется, что оно прошло хорошо, и вы хотите увидеть этого человека еще раз. Только он не звонит. А когда вам удается выйти с ним на связь, он отделывается отговорками. Второго свидания не будет. Это то, что произошло.

Что вы по этому поводу чувствуете? Ваши эмоции могут быть любыми – от юмора до равнодушия или ярости. Это зависит только от вас, не так ли?

Чему вы научились? И опять здесь широкий диапазон. Вы могли ничему не научиться, а могли познать множество вещей. Например, объективно взглянув на тот вечер, вы можете вспомнить, что говорили в основном сами (что вообще любите делать); или, наоборот, молчали весь вечер, а человек чувствовал себя неуютно. Или вы можете обратить внимание на кричащие различия в ваших взглядах на какие-то вещи, на то, что вам нравится и не нравится. Вполне возможно, что раньше, предвкушая второе свидание, вы не обратили внимания на все эти вещи. И, как всегда, здесь нет «правильного» и «неправильного». Никак не ответить на ситуацию – тоже веский ответ. Точно известно только одно: при достаточной эмоциональной зрелости вы справитесь с разочарованием и отказом значительно лучше, чем при ее недостатке.

Успех – это личное

Как мы уже говорили ранее, эмоциональная зрелость влияет на наши достижения в жизни. Это не обязательно какие-то возвышенные цели; мы можем просто построить свою жизнь так, чтобы она нас удовлетворяла, и воспринимать ее как успех. Каждый человек по-своему понимает счастье, успех и удовлетворенность. Значение слова «успех» в конечном итоге определяем мы сами. Мы можем ценить такие вещи, как статус, благосостояние, влиятельность. Или, наоборот, вы можете отвергать эти ценности, предпочитая духовное просвещение, простую жизнь вдали от сводящих с ума толп. Истинная мудрость проистекает из осознания того, что делает нас счастливыми, и способности создать условия, в которых это реализуется. Иногда путешествие доставляет не меньше удовольствия, чем достижение места назначения. Именно эмоциональная зрелость поддерживает нас в путешествии по жизни и именно она обогащается нашим опытом.

Эмоциональная зрелость – четыре компетенции

Итак, эмоциональную зрелость определяют четыре основные области компетенции, впервые описанные Дэниэлом Гоулманом, Ричардом Е. Бояцисом и Анни Макки в книге «Изначальное лидерство» (“Primal Leadership”, Daniel Goleman, Richard E. Boyatzis, Annie McKee). Это практический подход к пониманию данной темы. Эти четыре области (рис. 22) относятся к двум основным аспектам зрелости: способности общаться с самим собой (личная компетенция) и способности общаться с другими (социальная компетенция).

Конечно, каждая из четырех областей включает в себя и другие навыки, например, умение управлять переменами, строить взаимоотношения, работать в команде и проч. Остановимся на этих основных уровнях данной темы.

Рис. 22. Четыре элемента эмоциональной компетентности (по Дэниэлу Гоулману)

Возможно, одними из этих компетенций мы владеем лучше, чем другими. Например, мы знаем за собой привычку впадать в дурное настроение, дуться после спора с кем-то. Это демонстрирует наше знание себя. Однако если мы не способны переломить свое дурное настроение, это уже связано с управлением собой. Кроме того, в одних ситуациях мы проявляем больше эмоциональной зрелости, чем в других. Например, на работе мы можем быть более терпеливыми и спокойными, но при этом сразу взорваться, увидев, что кто-то въехал на наше парковочное место. Я бы сказала, что мы все способны проявить зрелость и все способны проявить незрелость.

Рассмотрим подробнее каждую область компетенции.

Эмоциональная компетенция: знание себя

Суть первой области компетенции заключена в словах «познай самого себя». Она связана с нашей способностью точно понимать себя либо в какой-то отдельный момент, либо вообще: например, наша способность интерпретировать и точно описывать свои чувства. Она позволяет нам точно ответить на вопрос: «Что ты чувствуешь в данный момент?» или на вопрос более общего характера: «Что ты чувствуешь по поводу определенного предмета, например твоей карьеры, твоей общественной жизни, определенных взаимоотношений и т. д.?». Эта область компетенции выражается в нашем знании себя, своих сильных и слабых сторон, своих предпочтений и неприязни к чему-то, своих черт, своих страхов (рис. 23).

Если все это покажется слишком «простым», как наша потребность, то так это часто и бывает, но не всегда. В каких-то сферах нашей жизни мы хорошо знаем себя, в каких-то – хуже. Вероятно, мы лучше это замечаем в других людях. В следующий раз, когда вы будете обсуждать с кем-то его затруднительную ситуацию или проблему, попробуйте спросить его, что он чувствует по этому поводу. Возможно, он ответит сразу, возможно и нет. Например, он ответит: «Меня так это раздражает!». Это может быть как точной оценкой, так и неточной. Вы, возможно, удивитесь, как много людей меняют первоначальную оценку своих чувств после того, как их начинаешь расспрашивать дальше: что происходило; что еще связано с произошедшим. Допустим, поначалу он говорит: «Меня так это раздражает!», а затем в процессе разговора осознает, что на самом деле он чувствует себя «отторгнутым». Эти две характеристики («меня раздражает» и «отторгнутый») явно связаны; возможно, одно вызывает другое, например: «Когда ты отторгаешь меня, я чувствую раздражение». В этом и проявляется знание себя. Однако вполне возможно, что все это время человек не совсем ясно понимал, что же он чувствует и почему.

Рис. 23. Эмоциональная компетенция: знание себя

Понимая себя таким образом, мы получаем возможность выносить более явные суждения и принимать более обоснованные решения. Понимание себя помогает выбору. Например, осознав, что мы действительно чувствуем, мы можем найти простое решение в приведенной выше ситуации. У нас больше вариантов выбора. Осознав, что наше раздражение вызвано тем, что нас игнорируют, мы приходим к решению: попросить игнорирующего нас человека перестать это делать, потому что в этом-то и заключается суть проблемы. Возможно. В следующем разделе мы вернемся к этому примеру и посмотрим, что изменится, если добавить «влияние на себя».

Уровень понимания себя позволяет описать свою личность объективно и точно. Говоря «объективно», я имею в виду без субъективной интерпретации или суждений. Например, если я говорю: «Я очень добрый человек; я никогда не сделаю ничего, что могло бы повредить другому», – это может быть правдой, а может и не быть. Но звучит данное утверждение как субъективное обобщение, не так ли? Оно наводит на мысль о неполноте картины. Конечно, никому из нас не хочется думать, что мы способны причинить вред другому. И, как правило, мы, на мой взгляд, чаще добры, а не наоборот. А теперь представьте себе то, что приводит вас в ярость, например жестокое обращение с животными, насилие над невинными людьми. Вообразите, что вы можете выбрать наказание для виновного в этом. Возможно, вы что-то измените в своем описании себя?

Конечно, такие экстремальные ситуации редки; чаще мы сталкиваемся с обыденными проблемами. Каждый день знание самого себя помогает нам идти по жизни. Например, вы хотите куда-то переехать, но не можете на это решиться. Ваша нерешительность раздражает вас самого! Другой пример. Вам предложили повышение по службе и более высокую зарплату, однако это означает большую ответственность и большее напряжение, особенно в первые месяцы, когда придется учиться на курсах и сдавать экзамен. Что вы чувствуете по этому поводу? Возбуждение? Испуг? Смятение? А может быть, все вместе? Что бы вы ни чувствовали, необходимо понять, что это, поскольку такое понимание откроет вам варианты выбора. В такой ситуации может помочь коучинг. Например, в ходе сессии мы можем попросить клиента описать ситуацию подробнее, помочь ему изложить факты, высказать свои соображения по этому поводу, а также описать свои чувства в связи с этим. Мы можем задать клиенту следующие вопросы:

Что вы выиграете, получив эту новую должность?

Что вас беспокоит в этой должности?

Как повлияет новая должность на вашу семейную жизнь?

Представьте, что вы приняли это предложение. Что вы будете чувствовать (сразу и через 12 месяцев)?

Представьте, что вы отказались от новой должности. Что вы будете чувствовать (сразу и через 12 месяцев)?

Что вы думаете об этом сейчас?

Поняв, что вы чувствуете на самом деле, вы сумеете сделать правильный для себя выбор. Это не означает, что вы поддадитесь своим чувствам или позволите им управлять собой: часто все происходит как раз наоборот. Иногда понимание своих истинных чувств помогает нам освободиться от них. Может быть, исследуя себя, вы обнаружите, что причиной вашего замешательства стало то, что предложение новой должности оказалось для вас неожиданностью, поэтому вас беспокоит, как это отразится на вашей семейной жизни. И при этом вы рады открывающейся возможности. Вот мы уже и отошли от понятия «смущение». Теперь у вас больше информации, на основе которой можно вынести решение и действовать дальше; возможно, вы более тщательно обдумаете, как ваша новая работа отразится на семейной жизни, или начнете искать способы, как их сбалансировать.

Коуч и самопонимание

Хороший коуч, если он стремится быть эффективным, должен постоянно совершенствовать уровень понимания себя. Способность выражать себя ясно, принимать решения и знать свой собственный разум – все это требует от вас знания самого себя. Способность сохранять гибкость в процессе коучинг-сессий тоже связана с вашим знанием себя. Например, в ходе сессии ваше знание себя поможет понять, что вы чувствуете, например: «Я нервничаю – мне надо расслабиться». Это довольно просто для большинства из нас. Но могут возникнуть и более сложные ситуации, например: «Я слишком контролирую, мне нужно больше слушать».

Знание самого себя необходимо для преодоления многих барьеров, описанных в главе 4, например «исправим это» или «уловки». Если вы не осознаете, что это делаете, как вы это исправите? Кроме того, знание самого себя помогает коучу точнее оценить эффект, который он производит на ситуацию или беседу. Знание себя открывает нам наши сильные и слабые стороны, подсказывая, над чем нам надо работать. Повысить знание самого себя вам помогут следующие вопросы.

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ

Насколько вы знаете себя?

Ответьте на вопросы, затем попросите ответить на них «за вас» того, кто вас хорошо знает и чьему мнению вы доверяете. Если у вас уже были клиенты, вы можете поинтересоваться их мнением о вас. Сравните ответы и подумайте над различиями.

Каковы мои сильные стороны?

Что ценят во мне люди?

Каковы мои слабые стороны, в чем мне надо совершенствоваться?

Как воспринимают меня другие люди, в частности, как они меня характеризуют в ходе коучинг-сессий?

Что изменяется во мне в напряженных ситуациях, например во время разговоров с другими людьми?

Какие три вещи мне надо прекратить делать, чтобы быть более эффективным?

Какие три вещи мне надо начать делать или делать их чаще?

Конечно, недостаток самопонимания может проявляться по-разному. Вы можете полагать, что вам что-то хорошо удается, а на самом деле это не так; вы можете не осознавать, что в чем-то очень талантливы.

Будьте готовы к обеим возможностям!

Развитие самопонимания

Возможно, вы сейчас думаете: «Так как же мне лучше познать себя?» Мой опыт подсказывает, что быстро это не делается. Это постоянный поиск, учитывая, что мы можем чего-то не замечать в себе.

Ясно, что начинать надо с того, чтобы узнать о себе как можно больше: о своих сильных и слабых сторонах, чертах характера, мотивации, ценностях. Не просто узнать, какие мы, но и понять, почему мы такие. Например, я могу обнаружить, что не переношу, когда меня игнорируют, потому что в детстве жила в большой семье, где дети конкурировали между собой в борьбе за внимание. Или я настороженно веду себя в окружении высокообразованных людей, потому что мое собственное образование значительно хуже. Лучше понимая себя, мы можем лучше рассмотреть собственное воздействие на ситуацию. Например, я пытаюсь себя заставить перейти от коучинга вне бизнеса к коучингу внутри бизнеса.

На мой взгляд, я эффективно провожу коучинг-сессии с частными клиентами, но мысль о корпоративном коучинге, особенно экзекьютив-коучинге, пугает меня. Мне кажется, что при моем небольшом опыте я недостаточно квалифицированна для работы коучем в организации. Поняв это, я могу увидеть, что и каким образом меня ограничивает.

Проанализировав свой багаж (опыт и знания коуча), я могу решить, как мне действовать. Может быть, мне просто надо немного больше узнать о различиях в работе внутри и вне бизнеса.

Для повышения самопонимания необходимо следующее.

Самостоятельно провести личностное тестирование, используя, например тесты Майерс Бриггс (Myers Briggs), опросник Белбина (Belbin), Enneagram, DISC и т. д. – таких тестов много. Попросите специалиста в этой области прокомментировать ваши результаты, чтобы сделать тестирование более эффективным.

Постоянно интересоваться мнением о себе, например коллег, клиентов и других значимых для вас людей. Но помните, обратная связь – это всего лишь мнение другого человека, оно не более важно, чем ваше собственное. Как вы поступите с полученной информацией – это ваше дело; самое ценное – сама дополнительная информация, как таковая.

Посещать развивающие курсы; это поможет вам понять, что вы представляете собой сейчас и каким могли бы быть. Советую вам выбрать курсы, которые интересны вам и способны, по вашему мнению, позитивно повлиять на вас.

Вести дневник развития. Со временем это может стать важным инструментом в развитии. Регулярно записывайте происходящее, это поможет вам сконцентрироваться на своем опыте, собственных мыслях и чувствах. Обратите внимание, как простая привычка вести записи воздействует на ваше обычное внимание и поведенческие реакции.

Читать специальную литературу по практической психологии и поведенческим моделям человека. Повторю: выбирайте книги, которые вас заинтересуют, чтобы сделать процесс приятным для вас. Чтение – это еще один вид деятельности, побуждающий нас к размышлению. Кроме того, оно помогает увидеть самого себя объективно – в сравнении с предлагаемыми книгой мыслями и идеями. Со временем наше знание самого себя увеличивается.

Клиент и самопонимание

Самопонимание – это то, что коуч воспитывает в клиентах и к чему их призывает. Уже сам процесс исследования стимулирует стремление клиента понять себя. Это понимание может включать следующее: что думает клиент на самом деле, что он чувствует и каковы его ценности в данной ситуации. Например, вы спрашиваете клиента: «Что в этой ситуации по-настоящему важно для вас?» Вполне возможно, что его ответ находится под влиянием другой информации или эмоций. В таком случае клиент может затрудниться с ответом. Мы должны дать ему возможность обдумать то, что он на самом деле считает. Тогда мысли и чувства, которые он обнаружит, помогут ему и в понимании ситуации, и в понимании самого себя.

Мы должны дать клиенту возможность обдумать то, что он на самом деле считает.

В ходе работы в течение нескольких сессий уровень самопонимания клиента повышается. Например, если поначалу он считал, что ему не в чем совершенствоваться, то потом он может прийти к выводу, что есть немало областей, в которых ему следует развиваться. Или, наоборот, он оценит какие-то свои положительные качества и таланты. Способы развития самопознания клиента в коучинге предполагают следующее.

В результате исследования мыслей клиента он начинает понимать, что чувствует на самом деле (а не то, что автоматически говорит). Например, быстрый ответ: «Ну, я не очень-то беспокоюсь по поводу перемен на работе» может превратиться в другой: «Вообще-то здесь довольно много вопросов».

Использование коучем таких инструментов, как подведение итогов, размышление и обратная связь, помогает клиенту по-новому посмотреть на себя. Например, коуч замечает: «Вы очень долго описываете проблему, но, похоже, не хотите искать ее решения. Чем это вызвано?». Со временем клиент может увидеть в себе это стремление откладывать решение, чтобы избежать жесткой необходимости начать действовать.

В процессе коучинга клиент начинает лучше понимать, кто он есть и на что он способен. Например, до коучинга клиент и представить себе не мог, что ему может понравиться роль свободного предпринимателя. Он не может представить себе, что способен достичь успеха в этом качестве. Или обратная ситуация: человек возвращается к работе по найму и обнаруживает, что ему это нравится больше, чем свободная профессия.

Первые этапы процесса коучинга, описанные в главе 6, предназначены для ускорения процесса самопонимания с помощью таких инструментов, как личностное тестирование и обратная связь. Эти инструменты позволяют клиенту оценить восприятие себя другими людьми, что помогает ему составить более полную картину того, кто он есть и кем может стать.

РАССКАЗ КОУЧА

Одинокий воин

Это реальная история, только слегка измененная. Каролина, директор по маркетингу, очень много работала, и сотрудники ее любили. Шеф предложил Каролине коучинг, поскольку считал, что она должна по-другому строить свою работу. Каролине уже говорили, что ей следует делегировать больше полномочий своим сотрудникам, но сообщение о коучинге ее расстроило. Она была специалистом в своей области, и ее команда ей доверяла. Кроме того, в ее организации работали в основном мужчины, и огромный объем заданий считался нормой. Каролина не видела почти никаких возможностей для изменения ситуации и считала, что коучинг ей не поможет. Когда мы познакомились, она была завалена работой, что уже начинало сказываться на ее здоровье. Кроме того, она всегда хотела иметь детей, но в данной ситуации это казалось невозможным. Она считала, что не сможет совмещать свою должность и семью. Работа отнимала слишком много времени. Если уж она не видела никакого выхода, откуда коучу его знать?

Итак, мы в начале пути; цели коучинга неясны; понятно только, что есть проблемная ситуация. Если Каролина все-таки решится на коучинг, приоритетом должны стать взаимопонимание и поддержка. Сначала надо было выслушать Каролину и оценить уровень понимания ею ситуации. Слушая, задавая вопросы, подводя итоги и размышляя, мы нарисовали картину такой, какой ее видит Каролина.

Этот простой шаг помог Каролине осознать некоторую ограниченность в собственных размышлениях, поскольку она открыто обсуждала ситуацию. Например, она не осознавала, что у нее не было цели, к которой она бы двигалась: ей хотелось просто «выжить». Кроме того, она не понимала, что попытки справиться со все возрастающим объемом работы – не лучший выход. В процессе коучинга она решила придумать для себя что-то другое. Размышляя о том, как бы устроить все на работе, она поняла, что реально может сделать. Каролина описала свое видение «лучшего места», а затем стала думать, как ей его организовать. Проще говоря, она снова увидела возможности. Каролина решила, что ей лучше освободиться от ежедневной рутины и сосредоточиться на стратегическом уровне. Для этого ей надо было найти способ освободиться от решения повседневных рутинных вопросов, пожиравших все ее рабочее время. Она хотела руководить маркетингом, а не решать текущие вопросы. По чистому совпадению именно этого хотел и ее шеф!

Затем я взяла интервью у нескольких коллег Каролины, занимавших аналогичную должность, и у ее руководителя. Каролина выбрала людей, которых она хорошо знала и чьим мнением дорожила, а также тех, с кем мало общалась. На основании пяти интервью я составила «характеристику» Каролины, с которой ее и ознакомила. У нее появилась возможность обдумать то, чего раньше она о себе не знала. Постепенно представление Каролины о самой себе менялось. Каролина узнала, что людям она казалась приятной, обязательной и трудолюбивой. Они ценили ее профессиональные знания, а ее опыт считали важным вкладом в общее дело. Кроме того, ее считали «героем-одиночкой», который действует независимо и борется с трудностями самостоятельно. Сотрудники считали, что Каролина не хочет показывать, что ей трудно, или просить чьей-либо помощи. Ее воспринимали как человека, немного «оторванного» от коллектива, который «погоняет» свою команду. И хотя некоторые из этих утверждений были нелицеприятными, они представляли собой информацию, важную для понимания подхода Каролины. По мере повышения самопонимания Каролины росло и ее понимание возможности выбора.

Поразмыслив над информацией некоторое время, Каролина изменила и свое видение ситуации, и свои планы действий. Она осознала, что сидящий в ней «герой-одиночка» в трудных ситуациях действовал самостоятельно. Уже одного этого было достаточно, чтобы Каролина увидела себя по-другому. Конечно, это утверждение не вызвало у нее шока, не стало оно и «посланием с другой планеты». Скорее, это было осознанием факта, который она прежде игнорировала. Как будто она крутила жернова вручную, а оглянувшись, заметила, что для этого есть автоматы (и ей не надо «соваться в жернова», заставляя себя работать без отдыха). Кроме того, она увидела, что не участвует в жизни своей команды; это тоже составляло часть проблемы и в то же время было способом ее решения. Когда Каролина в одиночку сражалась с работой, ее команда нуждалась в большей ответственности. Каролина поняла, что команде следовало больше знать о планах отдела маркетинга, что помогло бы им принимать решения и позволило делиться этими планами с другими.

Путь Каролины к решению оказался непростым. Но ей помогало знание самой себя. Зная о своей склонности бороться с трудностями в одиночку, она стала ловить себя на этом. Кроме того, она начала делать то, о чем раньше не задумывалась: объявлять сотрудникам о своих намерениях, чаще встречаться с командой и посвящать ее в свои планы. Сотрудники Каролины, привлеченные к работе, стали предлагать ей помощь, которую она принимала. Кроме того, Каролина определила те функции, которые могла бы делегировать команде, чтобы самой сосредоточиться на стратегическом уровне работы. Она продвигалась вперед, отступала, но ее самопонимание всегда давало ей знать, если она снова впадала в свою «независимость».

Несколько лет спустя Каролина скажет, что ключом к ее продвижению было осознание своей склонности бороться с трудностями в одиночку, вместо того чтобы просить помощь и поддержку у окружающих. Иногда она «прогибается» под давлением, иногда снова «сражается в одиночку», но в основном осознает, что происходит, – и просит о помощи.

Да, я кое-что забыла сказать: у нее дочки-близнецы, которые помогают ей держаться в правильном русле!

Эмоциональная компетенция: управление собой

Управление собой – это наша способность влиять на себя, например, выбирать свои реакции или типы поведения. Оно может быть кратковременным и долговременным, – например, способность сохранять спокойствие во время короткого кризиса или мотивировать себя, чтобы преодолеть трудную ситуацию. Управление собой влияет на нашу способность справляться с переменами, стрессом или конфликтами, которая дополняет компетенцию познания себя. Одно дело – знать о своих чувствах или природных склонностях, другое – быть в состоянии воздействовать на них. Вернемся к уже приводившемуся примеру. Допустим, вы поняли, что раздражены ситуацией, потому что вас «игнорируют». Возможно, ваше самопонимание относится к чему-то незначительному, например, к подготовке какого-то крупного «светского» мероприятия. После первоначального исследования, направленного на улучшение понимания себя, у вас появляется некоторая ясность, которая позволяет выстраивать варианты выбора. Именно ваша способность управлять собой обуславливает этот выбор (рис. 24).

Предположим, это «светское» мероприятие – торжество по случаю семидесятилетия одного из ваших родителей. Ваша сестра занимается организацией и подготовкой, при этом рассказывая всем, как великолепно все будет устроено. До нашего расследования вы полагали, что ваше раздражение вызвано выбором ресторана, где будет проходить праздник, и темой 1960-х с приглашением ансамбля, исполняющего репертуар «Биттлз». Но по мере дальнейшего исследования ваших мыслей мы обнаруживаем следующее.

Рис. 24. Эмоциональная компетенция: управление собой

Вы чувствуете себя исключенным из всех обсуждений праздника; вас вообще игнорируют.

Вы чувствуете, что вам нечем помочь, разве только открыткой и подарком.

Вы чувствуете себя ненужным, и именно это расстраивает вас.

Это отражается на вашем отношении к сестре: вы саркастичны и ворчливы.

Ваши жалобы самому себе по вечерам портят вам настроение.

Без управления собой вы мало что можете сделать с подобной информацией, разве что понять, что с вами происходит. Однако управление собой поможет вам найти другой путь.

Вы можете спокойно поговорить с сестрой и попросить ее привлечь вас к организации праздника (без управления собой вы снова будете ворчливы и саркастичны в разговоре).

Вы можете прийти к выводу, что ваши чувства неадекватны; что вам нужно оставить все как есть, приободриться, оставаться открытым по отношению к организаторам.

Вы можете сделать и то и другое, то есть взбодриться и попросить сестру привлечь вас к организации праздника.

Это опять достаточно нейтральный пример, который иллюстрирует, однако, очень важное положение. Представьте, что причина вашего раздражения – ревность: вы недовольны тем, что ваш партнер проводит очень много времени со своей бывшей супругой, обсуждая воспитание их детей. Возможно, на это вы отвечаете колкостями, плохим настроением, когда он возвращается к вам. В конечном итоге это может привести к значительно большей проблеме – окончательно испортить ваши отношения. Другой пример: ваша нервная, напряженная работа не оставляет вам достаточно времени на общение с детьми, которые и так быстро выводят вас из себя. Если такая ситуация продолжается недолго, она может показаться незначительной, и ваше недостаточное самопонимание воспримется просто как возбуждение. Но представьте, что это станет системой. Быть родителем, которого дети запомнят веселым, готовым к игре, доступным для общения, дарящим великолепное настроение, – разве это не ценно для вас? Когда мы понимаем, у нас есть выбор.

Понимая себя, будучи объективным по отношению к себе, вы сможете понять, что с вами происходит; в данном примере вы чувствуете себя «под давлением», и это ощущение не уходит. Вы можете объективно взглянуть на происходящее с вами и на то, что вы собираетесь делать с этим. Используя управление собой, вы можете выбрать такой тип поведения, который поможет и вам и ситуации, например: немного расслабиться, сообщить о том, что с вами происходит, и попросить партнера проявлять немного больше терпения или участия. Это уже выглядит более зрелой реакцией, не так ли?

Коуч и управление собой

Управление собой коуча во многом сказывается на его услугах и их качестве. Управление собой основано на знании себя. Вне коучинг-сессий ваша способность влиять на себя или управлять собой включает следующее.

Вашу самодисциплину, в частности, способность работать в соответствии со стандартами качества, например, вовремя приходить на встречи, исполнять намеченные договоренности, быть сконцентрированным и организованным.

Ваша способность «сохранять ресурс», например, способность мотивировать себя на продолжение работы в неблагоприятных условиях: может быть, бизнес не процветает, и вам надо оставаться оптимистичным и креативным.

Ваша способность выполнять свои решения, например: «Мне нужно найти больше работы» означает немедленно начать действовать, связаться с какими-то людьми и проч.

Ваша способность напряженно работать, например, у вас много заказов, и вы должны все успеть.

Ваша способность со временем вырабатывать в себе черты, которые вы цените, например, терпение, толерантность, юмор, жизнерадостность (иногда ощущение счастья – это всего лишь вопрос практики).

В рамках коучинг-сессий способность коуча влиять на себя позволяет делать следующее.

Оставаться сосредоточенным на коучинг-разговоре, то есть сохранять концентрацию даже в течение длительной сессии.

Не демонстрировать клиенту свои неуместные на сессии эмоции, например неудовлетворенность, нервозность, скуку.

Избегать барьеров эффективного коучинга, например, слишком много говорить, плохо слушать, искать «идеальное решение».

Проявлять качества, которые помогут вашей работе как коуча, например, терпение, гибкость, открытость, теплоту, отказ от навязывания своих идей или взглядов.

Развивать себя как коуча, например, реагировать на мнение окружающих, учиться на ошибках, заставлять себя пробовать новое и т. д.

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ

Над чем мне следует поработать в управлении собой?

Ответьте на вопросы. Затем попросите ответить на них за вас того, кто вас хорошо знает и чьему мнению вы доверяете. Если у вас уже были клиенты, вы можете узнать их мнение о себе. Сравните ответы и подумайте над различиями.

Что бы вы хотели прекратить делать из прошлого списка, который вы можете найти на с. 295?

Что от вас потребуется для этого?

Что из этого списка вы хотели делать больше или улучшить свою эффективность в этом?

Что от вас потребуется, чтобы делать эти вещи чаще?

Если вы сочтете эти вещи своими целями, насколько вероятно их достижение?

Клиент и самоуправление

Занятия коучингом часто повышают способность клиента к самоуправлению в тех областях, в которых он хочет совершенствоваться. Он учится концентрироваться на проблеме, находить решение и принимать на себя обязательство действовать в период между сессиями. В этом смысле мы можем назвать коучинг «мотивирующим». Под этим мы понимаем возросшее желание действовать, возможно, вопреки сложившимся привычкам. Кроме того, если клиенту не удается что-то сделать в соответствии с принятыми решениями, коуч поддержит его и побудит к преодолению непредвиденных барьеров на пути к цели.

Допустим, мы решили пересмотреть свой подход к работе, чтобы высвободить больше времени. Мы приходим к выводу, что слишком долго обсуждаем свои дальнейшие действия вместо того, чтобы действовать. Иногда мы обсуждаем это с другими, иногда с собой – в любом случае это называется «промедлением». После первой коучинг-сессии мы берем ситуацию в свои руки, выносим решение, начинаем действие и продолжаем его. Первые результаты великолепны. Личная производительность и эффективность у нас возрастают, а затрачиваемое на работу время уменьшается. Успех! К третьей сессии мы обнаруживаем, что все опять вернулось к исходной позиции. Мы «зарылись» в бесчисленных поручениях и чувствуем, что опять не контролируем ситуацию. Работа отнимает столько же времени, сколько и раньше, и мы недовольны собой. Чем может помочь коуч в такой ситуации?

Коуч может в течение всего обучения «замерять» прогресс клиента. Сосредоточивая внимание на продвижении, коуч постоянно напоминает клиенту о его производительности. Отмечая успехи, коуч побуждает его к дальнейшему успеху. Обнаруживая недостаточное продвижение, коуч снова напоминает клиенту о его обязательствах по достижению цели. Со временем такая поддержка помогает клиенту осуществить желаемые изменения и получить искомую награду.

Коуч может исследовать причины «регресса», то есть обнаружить другие ценности или мотивации, которые оказывают влияние на поведение клиента. Например, возможно, что возвращение в старую «зону комфорта», требующее времени на размышления и обсуждение заданий, – слишком большой соблазн, которому легко поддаться. Или клиенту трудно так долго оставаться сосредоточенным на длительных обсуждениях, и он просто устал от них.

После того как коуч поможет клиенту понять самого себя в данной ситуации, он начинает исследовать факторы, которые побудят клиента к продвижению, например, напоминает ему о преимуществах повышения производительности или о том, какую цену приходится платить за низкую производительность. Повышая знание клиента о «цене» низкой производительности и о преимуществах высокой, коуч тем самым создает для него мотивацию.

Побуждая клиента к гибкости и креативности, коуч помогает ему вновь вернуться к сосредоточенному, продуктивному состоянию. Коуч может спросить клиента, как ему удается сохранять концентрацию, когда хочется снова вернуться к промедлениям и отсрочкам; коуч может помочь клиенту достигнуть более или менее равновесного состояния, например, клиент решит, что он будет сначала доводить задание до конца, а затем брать короткую «передышку».

Со временем клиент начинает понимать, что им движет, что его мотивирует и какие усилия потребуются от него, чтобы более действенно управлять собой в отношении работы. Намерения, обязательства и практика укрепляют «мускулы» самоуправления.

Эмоциональная компетенция: знание других

Знание других определяет нашу способность наблюдать окружающих и оценивать, что происходит с ними (рис. 25). Для этого нужно уметь понимать эмоциональное состояние других и правильно интерпретировать эту информацию. Это может оказаться совсем не просто. Например, когда кто-то кричит, легко понять, что он сердится. Труднее заметить, что человек сердится, если он не проявляет этого (например, спокойно кивает головой, даже улыбается).

Эта компетенция связана с нашей способностью сопереживать, проникаться чувствами другого человека (эмпатия и симпатия – разные вещи, см. главу 5). Для того чтобы сопереживать кому-то и признавать их чувства, эти чувства сначала надо заметить. Одним из нас этот навык дается легко, поскольку мы часто сосредоточены на других людях, их реакциях, их взглядах и мнениях. Если вы относитесь к числу таких людей, значит, вы уже научились хорошо разбираться в людях. Для других это представляет некоторую трудность. Иногда мы, занятые своими мыслями и чувствами, можем не заметить каких-то легких сигналов, исходящих от другого. В крайних проявлениях мы можем назвать это «поглощенностью собой» или «нечувствительностью». Некоторые из нас демонстрируют абсолютную слепоту к эмоциональному состоянию других и могут легко причинить обиду, даже не заметив этого.

Рис. 25. Эмоциональная компетенция: знание других

Однако чаще всего наше недостаточное понимание других не проявляется в таких кричащих формах. Например, я радостно ожидаю сегодняшнюю вечеринку у друзей; я болтаю с вами о том, как все будет здорово. В своем энтузиазме я не замечаю, что вы его не разделяете: вы не отзываетесь на мои шутки, кисло улыбаетесь и в течение разговора три раза бросаете взгляд на белый конверт на столе. Пока я говорю, выражение вашего лица почти не меняется, вы не моргаете. Это может быть, а может и не быть, сигналом проблемы. Через какое-то время я, наконец, замечаю, что вы «как-то слишком спокойны», но истолковываю это неправильно. Я не обратила внимание на ваши невербальные сигналы о том, что вы взволнованы. Почти подсознательно я решаю, что ваша немногословность объясняется тем, что вы только что вернулись с работы; сегодня пятница, вы устали и вам просто надо привыкнуть к мысли о предстоящем веселье.

Если я действительно неправильно читаю ваши сигналы, вам следует вести себя откровеннее, привлечь мое внимание. Можно попросить меня остановиться и вручить мне конверт. Возможно, тогда я осознаю, что неправильно оценила ваше эмоциональное состояние. Это потребует от меня более тщательного прочтения передаваемой вами информации: ваших слов, жестов, тональности, выражения, позы и т. д. В конечном итоге я, наконец, пойму, чем вызвано ваше эмоциональное состояние, – возможно, вас шокировала новость, содержащаяся в письме, или вы в замешательстве, вызванном прочитанным.

Это краткосрочное понимание других. Конечно, кто-то из нас способен читать невербальные сигналы мгновенно. Некоторые люди проявляют «телепатические» способности, читая мысли и чувства других. Большинству же требуется для этого немного больше времени. Многие из нас сталкивались с ситуациями, когда кого-то нужно «ударить клюшкой по башке», чтобы он обратил внимание на мысли и чувства другого. Возможно, мы все способны как к хорошему пониманию окружающих, так и к плохому.

Что такое хорошо и что такое плохо? Название стихотворения для детей (1925) Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930): Крошка сын / к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое / хорошо и что такое /

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

1.24. Стилистически окрашенная (экспрессивно-эмоциональная) лексика: высокая (торжественная), пренебрежительная, бранная, вульгарная и т.д. Слова могут не только называть предметы, явления действительности, но и выражать отношение к этим явлениям, давать им оценку,

Из книги Почему одних любят, а на других женятся? Секреты успешного замужества автора Сябитова Роза Раифовна

Эмоциональная совместимость На эмоциональную совместимость влияет способность обоих партнеров демонстрировать свои чувства и позволять другим людям разделять их. Если в этих вещах партнеры подобны друг другу, то их союз имеет все шансы быть счастливым и долгим. Самый

Из книги Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства автора Снайдер Блейк

Эмоциональная палитра Хорошее кино часто сравнивают с аттракционом «американские горки». Это значит, что мы, зрители, наблюдающие за развитием истории, испытываем целый спектр разных эмоций. Мы смеемся, плачем, переживаем воодушевление, страх, сожаление, гнев,

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Глава 1. ЗРЕЛОСТЬ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Русская доктрина по существу мировая, но обращена в первую очередь к самой России Народ живет из корней духовных и физических, как и дерево растет из корней, то есть из жизни традиции. Без традиции нет истории, нет жизни народа, но

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Из книги 100 способов избежать аварии. Спецкурс для водителей категории В автора Каминский Александр Юрьевич

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

4.1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ ВОДИТЕЛЯ Среди психологических причин неадекватного поведения водителя, приводящего к ДТП, я бы выделил четыре основные причины: агрессивное состояние водителя; самоуверенность; спешка, суета; внешние отвлекающие факторы.И,

Из книги Азбука литературного творчества, или От пробы пера до мастера Cлова автора Гетманский Игорь Олегович

Возраст См. также «Молодость», «Зрелость», «Старость» Четыре возраста человека: младенчество, детство, юность, старение. Арт Линклеттер* Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было

Из книги Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга автора Старр Джули

Зрелость Зрелость: возраст, когда мы все еще молоды, но с гораздо большим трудом. Янина Ипохорская* Зрелость: возраст, когда ты уже достаточно стар, чтобы знать, чего не следует делать, и достаточно молод, чтобы это сделать. Альбер Палле* Зрелость была бы лучшим временем

Из книги автора

2. Зрелость писателя Из книги Я. Парандовского "Алхимия слова":"Поэзия открывается в том периоде жизни, когда чувства еще свежи, очарование миром всего сильнее, когда все представляется новым и необычайным. Молодость субъективно лирична, она игнорирует существование

Из книги автора

Глава 7 Эмоциональная зрелость и коучинг «Измените взгляд на мир, и мир изменится в ответ». Доктор Уэйн Дайер Один из полезных результатов эффективного коучинга – общее развитие эмоциональной зрелости клиента. В этой главе объясняется значение понятия «эмоциональная