Как из гуманитария стать технарем. Изучаем типы мышления: кто такой гуманитарий. Используйте свои сильные стороны

Гуманитарии - это те, кто дружит со словами, образами и часто совсем не в ладах с материальным миром. Это такие восторженные люди, которые могут цитировать Данте в оригинале, но даже устройство стремянки способно поставить их в тупик. То есть никакой практической пользы их знания будто бы не несут. Именно это и даёт технарям обширное поле для шуток и всяческих подколов. Но если разобраться, гуманитарные навыки не менее важны, чем технические.

Используйте свои сильные стороны

Коммуникабельность

Причём на любом уровне и в любом масштабе. Если вы ищете работу, вам будет проще её найти, потому что вы знаете подход к людям. Даже если вы не в поиске, вам могут предложить перспективное место, потому что вы много общаетесь и знаете, как это делать правильно. Если же вы представляете какую-то компанию, ваше умение наладить контакт с клиентом будет оценено так же высоко, как и разработка качественного продукта.

Язык

Гуманитарии знают, как говорить и писать так, чтобы было понятно всем. В постоянно усложняющемся мире это умение выходит на первый план. Объяснять многоуровневые алгоритмы и технические термины доступным языком становится всё труднее, значит, такой навык приобретает значительный вес на рынке труда.

Высокий EQ

EQ - это , умение распознавать эмоции других людей. В паре с увесистым IQ он наделяет вас суперспособностями. Прокачивать его легче тем, кто знает психологию и может понять мотивацию. Как правило, это люди с гуманитарным складом ума. Им не составляет труда сколотить крепкую команду и поддерживать дружелюбную атмосферу в коллективе.

Конечно, это далеко не все сильные стороны, но даже этого достаточно, чтобы гуманитарий смог выжить в современном мире.

Всегда продолжайте развиваться

Важно при этом развивать все качества в комплексе. Если представители технических профессий могут сконцентрироваться на какой-то одной узкоспециальной области, для гуманитариев это непозволительная роскошь.

Даже самый высокий EQ никому не пригодится, когда ваши коммуникативные навыки на нуле. Лучше всего, если вы будете совмещать свои гуманитарные знания и некоторые технические умения. Например, научитесь программировать хотя бы на самом элементарном уровне или пройдёте курсы веб-дизайна.

Смело осваивайте сферу высоких технологий

Именно в IT-сфере больше всего нужны сочетания гуманитарных и технических навыков. Сложный код должен превратиться в понятный и приятный пользовательский интерфейс, а для этого нужно совместить компьютерные знания с пониманием, чего хочет обычный человек. Первым это осознал Стив Джобс. Успех Apple - яркое тому доказательство.

Сейчас уже и остальные боссы Кремниевой долины осознали значимость проводников между технологиями и людьми. Рекрутеры Facebook разыскивают специалистов нетехнических и технических специальностей в пропорции 3: 2. В Uber летом 2015 года на одну инженерную вакансию приходилось три гуманитарных.

Предприниматель и миллиардер Марк Кьюбан (Mark Cuban) считает, что через 10 лет спрос на специалистов по гуманитарным наукам будет больше, чем спрос на программистов или даже инженеров.

Он же добавляет, что работу с алгоритмами и данными возьмут на себя машины, поэтому филологи и философы станут гораздо более востребованы. Если вы гуманитарий и по каким-то причинам решили переквалифицироваться, задумайтесь, не пожалеете ли об этом шаге через несколько лет.

Чек-лист по выживанию

  • Определите свои лучшие качества.
  • Развивайте их в комплексе с техническими навыками.
  • Сделайте крутое и разместите его в соцсетях.
  • Общайтесь с людьми. Обаяние - ваш главный помощник.
  • Не стесняйтесь, что вы гуманитарий, а гордитесь этим. Мама вас скорее всего любит таким, какой вы есть. Но это не точно.

Недавно мне попалась новость на портале Zelenograd . ru «Лицей 1557 и школа 853 открывают инженерные 10-е классы» . В заметке рассказывают, как две школы Зеленограда открывают два инженерных класса (до этого они были физико-математическими) и еще планируют открыть медицинские классы. Речь идет о десятых классах.

Вот вроде бы ничего плохого. Спрос на эти классы у учеников и родителей, очевидно, будет. Этот спрос порожден современным отношением к школьному образованию. Если когда-то в далекие советские времена целью школьного образования была передача детям широкого спектра фундаментальных знаний, то сегодня школьное образование нужно исключительно для того, чтобы поступить в ВУЗ. Ну, или как придется, но поступить. Часто даже от вполне взрослых людей можно услышать рассуждения о зря потраченных школьных годах на изучение ненужной им физики с химией или других предметов, которые в дальнейшей профессиональной жизни им не понадобились. Слушая это, берет оторопь, но такова реальность.

Вот и в Зеленограде открываются инженерные классы согласно именно такому подходу – зачем тратить время на ненужную литературу и историю, когда можно «знакомить учеников с практикой и исследовательской работой, готовить выпускников к поступлению в технические вузы» ?

Прошу прощения за грубость, но я обязана назвать вещи своими именами и пояснить, что такой подход к образованию не является сколько-нибудь уникальным (именно это слово используется в зеленоградской заметке). Это способ обучения в лучшем случае ремесленников, а если точнее, то рабов. Сапожнику ни к чему литература, ему достаточно с детства дать в руки нож для кожи и обучать кроить и шить. Он будет хорошим сапожником. Медсестре ни к чему знать о том, что Земля круглая, пусть учится ставить уколы и зеленкой ссадины мазать. А инженеру совершенно не нужно задумываться о значении завоеваний Александра Невского для отечественной истории, пусть молча паяет свои платы.
Иллюзии о том, что это все будет восполнено в ВУЗах, беспочвенны.

Конечно, везде учат по-разному, но автор этих строк постоянно обнаруживает в своей голове пустоты в знании, например, истории, не смотря на то, что отечественная история в ВУЗе была сдана на 5.

А тут я хочу впасть в ностальгию и, наконец, раскрыть содержание заголовка заметки. Как я стала технарем. Технарем я себя обозначила еще в школьные годы. Сами учителя нас все время пытались поделить – кто-то технарь, кто-то гуманитарий, а кто-то биолог-медик.

Учителя биологии почему-то считали, что я подаю надежды в этой области. Мне действительно было интересно, но как-то я свою жизнь с этим связывать не хотела. А может не попался мне такой авторитетный человек, который перетянул бы меня на эту сторону. Думаю, что это было возможно. То есть биологическая составляющая обучения всегда воспринималась мною как интересное хобби.

Другое дело с гуманитарными науками: русский язык, литература, история. В виду того, что я читала много книг, русский язык мною воспринимался интуитивно, и эта интуиция давала мне стабильную 4, а если немного напрячься, то и 5. Уроки литературы были чем-то тяжким. Хоть книги я и читала, но почти все они не были связаны со школьной программой. Поэтому в обсуждения на литературе я старалась не вступать. Писать сочинения нас особенно не учили. Да, собственно, совсем не учили. Говорили, что надо описать, как я провел лето или, что Катерина луч света в темном царстве. И дальше пиши, как на душу ляжет. Естественно, получалось плохо. Самые плохие и самые хорошие сочинения обычно зачитывались. Мои не читали.

С историей было совсем плохо. При чтении учебников истории я испытывала страшные муки и комплексы, так как совершенно ничего не могла понять. Смысла запоминания дат не видела. Теперь я понимаю, что из этих учебников действительно ничего нельзя было понять. Можно было только тупо запоминать. К истории это вообще мало относится. Это были не учебники истории, а сборники несвязных событий и информации.
И вот среди всего этого возвышалась математика! В учебниках можно было проследить логику. Решение задач и примеров имели ощутимый результат, который можно было проверить. Все это не смотря на то, что к учебникам математики тоже есть много претензий. К тому же мне просто повезло, что в 10-11 классах к нам пришла действительно хорошая учитель математики. Галина Андреевна. Она стала ставить нашим отличницам двойки и тройки. И мне досталось. Отличницы плакали, их мамы бегали в школу и устраивали скандал. Но авторитет учителя возобладал. Мы действительно ничего не знали. И она принялась нас учить. И научила. И это было то немногое, что я из школы таки вынесла.

Так я и стала технарем.

Был один эпизод в 11м классе. К нам в школу пришла молодая режиссер и стала вести театральный кружок. Через пару месяцев мы поставили спектакль. Спектакль представлял из себя стеб на тему медицины. Ничего выдающегося. Но посмотрев спектакль, вышеупомянутая учитель математики Галина Андреевна сказал: «И все-таки вы гуманитарии».

Не берусь утверждать, что Галина Андреевна была права. Но фактом является то, что на сегодняшний день я ощущаю нехватку гуманитарных знаний, а также горькое чувство от того, что упущена уйма времени.

Не может человек быть только сапожником, инженером, медиком. Где тогда человек? Как ему пробиваться через философские вопросы, которые ставит перед ним жизнь? Как без широты знания решать эти вопросы?

И не так уж был прямолинеен Фурсенко, когда говорил, что его задача воспитывать квалифицированных потребителей. Его задача - воспитать раба.

Тридцатое августа 2010 года, 6:30 утра. До отправления экспресса Рязань – Москва осталось 40 минут. На экране монитора: «Поступил – гордись, не поступил – радуйся». Я поступила в лучший технический вуз страны и была рада и горда одновременно. Лишь потом до меня дошел смысл этого крылатого бауманского выражения, как дошло и то, что по складу ума я стопроцентный гуманитарий, который просто неплохо решает дифференциальные уравнения. Но тогда зачем мне дальше здесь учиться? Стоит ли дальше грызть этот твердейший физико-технический гранит? Можно ли, а главное, нужно ли мне переквалифицироваться в технаря и заканчивать МГТУ? Я не знала. Зато теперь, когда я по праву ношу белую каску и кричу у «Ноги» уже набившее оскомину «Я инженер», я это точно знаю.

За эти шесть лет МГТУ дал ответы на многие вопросы и много чему научил. Я благодарна МГТУ за все, а за некоторые вещи хотела бы сказать особенное спасибо.

Несмотря на то, что я не склонна к инженерному делу, Университет все равно помог мне найти себя. На втором курсе я решила написать материал в газету «Бауманец», куда пишу и по сей день. За четыре года работы в газете я научилась азам журналистики. Мне удалось освоить и бауманскую специальность – аддитивные лазерные технологии, и два года проработать в лаборатории стереолитографии ОКБ «Сухого».

У каждого бауманца после МГТУ появляется бесценный навык быстро разобраться в чем угодно. На первом курсе нам часто говорили: «Здесь учат учиться». Оказалось, что дело совсем не в том, чтобы уметь читать учебники и приходить на лекции (хотя это и важно), а в том, чтобы в короткие сроки улавливать суть вопроса и генерировать новые идеи, соотнося новую информацию со своими уже имеющимися знаниями. Теперь, общаясь с людьми уже в основном за пределами Университета, я замечаю, что очень немногие люди обладают этим навыком. Спустя шесть лет стало понятно, почему способность «уметь учиться» так высоко ценится.

Шесть лет в общежитии – хорошая школа жизни. Находить общий язык с тремя соседями по комнате и вообще искать компромиссы – задача нетривиальная. Но надо сказать и спасибо за прекрасные моменты – за веселую подготовку к экзаменам, за песни под гитару до утра и много душевных вечеров, проведенных с друзьями.
В Бауманке я познакомилась с главными людьми в своей жизни, не считая родителей. На своем потоке я встретила лучшую подругу, в общежитии – своего любимого человека, которого весь пятый курс ждала из армии.

Университет научил меня всегда и во всем идти до конца. Здесь все шесть лет, каждый день мне приходилось выбирать – либо я заканчиваю МГТУ, либо поддаюсь своей слабости и бросаю учебу. Я могла бы забрать документы в любой день, но понимала, что эту слабость никогда себе не прощу.

Учась в МГТУ, я стала другим человеком. Конечно, в силу возраста – с 17 до 23 лет – в любом человеке происходят большие изменения. Но я имею в виду такие перемены, которые с кем-то могут не произойти и за более долгий срок. Изменилось мое отношение ко многим вещам, жизнь стала видеться более радостной, а мир – прекрасным. Как ни странно, это осознавалось в самые трудные моменты. Бауманка – одна из лучших вещей, что есть в моей жизни. Я горда и рада, что поступила сюда. И еще больше за то, что я – инженер!

Дарья Баканова, выпускница факультета МТ, корреспондент газеты «Бауманец»

Сегодня спор физиков и лириков, кажется, окончательно разрешился в пользу физиков. Какого рода искусство мы оставим в наследие своим внукам? Графический дизайн мобильного приложения, нейронную сеть, способную создавать картины, игры, построенные на основе виртуальной реальности? Но что же стало с тысячами гуманитариев, которые готовились прожить жизнь в более спокойном и созерцательном ритме? Некоторые из них, следуя призванию и веяниям века, стали программистами. Дискурс поговорил с бывшими «лириками», ставшими «технарями», о том, почему они сменили профессию, как осваивали новую специальность и пригодились ли им гуманитарные знания в сфере технологий.

Когда я училась в старшей школе, нашу параллель разделили на несколько специализированных направлений: класс для гуманитариев, класс физико-математический, химико-биологический и… общий! Попасть в общий класс почему-то считалось дурным тоном. Я год отучилась в физмате, а потом перешла в гуманитарный, потому что за технарями угнаться мне было тяжеловато. Признаюсь, с тех пор стереотип, что всех людей можно разделить на категории по способностям, все еще живет во мне. Частично поэтому вызрел и этот материал. Мне хотелось понять: можно ли вступить в спор с природой и доказать, что даже если ты гуманитарий, при желании ты сможешь освоить математику? Мне хотелось понять, могу ли я изменить свое сознание, перенастроить мозг на другой регистр и добиться успеха в том, что раньше у меня не получалось? Нужны ли какие-то особые задатки или все можно одолеть одним желанием, упорством и силой воли?

Я сама училась на филфаке РУДН, преподавала иностранные языки, а теперь вот пишу код, - так что, наверное, все возможно. Вот только правильно ли я делаю, что трачу время не на развитие способностей, данных мне богом и природой, а на постоянный вызов себе самой? Вопрос этот все еще меня мучает и поэтому ответ на него я попыталась получить у пяти людей, которые смогли совершить переход от гуманитарной профессии к написанию кода или же умело совмещают и то и другое.

«Моя жизнь - цепь невероятных случайностей»

Меня зовут Александр Гусев , мне 23 года, я родился и учился в Москве. Заканчивал РГГУ по специальности «Востоковедение. Африканистика», должен был стать китаистом. Сейчас я живу в городе Эйлат, в Израиле. Работаю в компании Trucknet, пишу код, в основном, на JavaScript.

История о том, как я стал программистом, очень нелогичная. До сих пор мне сложно понять, как все произошло. Моя мать – кибернетик по образованию. Однако она решила, что мне следует заниматься востоковедением, потому что могла устроить меня на соответствующую работу после института. Два года я готовился к ЕГЭ по истории и английскому, а за три месяца до экзамена мать меня спросила: «Слушай, может, тебе все-таки на программирование пойти?» Я ей ответил: «Да уже три месяца до ЕГЭ осталось, поздно». Так я поступил в РГГУ на бюджет, и это единственная причина, почему я продолжил там учиться.

Когда поступил, отношения с матерью у меня осложнились. В 17 лет я стал жить с девушкой, и мне надо было как-то зарабатывать на жизнь. Программировать тогда я не умел, но взял движок opencart, создал на нем интернет-магазин и стал перепродавать айфоны из Америки. А потом произошел вот какой случай. Я работал официантом в Атриуме, и поскольку хорошо работал, подружился с директором по продажам. Его звали Алексей Дмитриевич, как сейчас помню. Этот человек очень сильно повлиял на мою дальнейшую судьбу. Как все было? Все свободное от работы время я сидел в подсобке ресторана с ноутбуком, потому что продолжал заниматься продажей айфонов, и Алексей Дмитриевич это заметил. Он спросил, смогу ли я ему помочь решить одну проблему в рамках ресторана, сформулировал первое в моей жизни ТЗ и сказал, что заплатит 70 тысяч. Сумма для студента второго курса была большая. Я взялся. Знал, что, если не справлюсь, друзья-программисты помогут.

Забегая вперед, скажу, что я справился, и мне понравилось заниматься этим. Не из-за денег, а из-за драйва. Те два месяца, что я делал программу для ресторана, я спал по четыре часа в день. Круглосуточно находился там. Это было очень тяжело. Но дело в том, что мне было не только тяжело, но и очень интересно. Я отвозил друзей на машине в клуб и сидел в машине – программировал. Мне это было интереснее, чем в клуб пойти. Я постоянно этим занимался. И в какой-то момент не скажу, что мне стало легче, что где-то что-то щелкнуло, но энтузиазм немного иссяк. Я понял, что жизнь программированием не ограничивается. Это произошло через год после того, как я начал им заниматься.

После того, как я сделал ТЗ для ресторана, я пошел в мобильную разработку, узнал, что такое 1С, и следующие лет пять я находил заказчиков среди друзей и друзей родителей, которым был нужен сайт. В принципе, на фуллтайм не работал, пока не переехал в Израиль. Года три я писал на Ruby (серверный язык программирования – прим. ред.), потом весь функционал сайта стало можно делать на JavaScript (мультипарадигменный язык программирования – прим. ред.) И вот сайт Дискурса я полностью написал на JavaScript.

Вообще, вся моя жизнь – цепь невероятных случайностей. В Израиль я попал по студенческой программе. А потом на одной вечеринке здесь, в Эйлате, когда доллар очень подрос и работа мне была особенно нужна, я познакомился с человеком, который запустил единственный во всем городе стартап. Я ему рассказал, что умею. А он говорит: приходи завтра на работу. Без интервью, без всего. В итоге, я стал единственным программистом во всем стартапе. И вот спустя год у меня уже четверо подчиненных: три специалиста, которые занимаются визуальной частью сайта и один серверный программист.

Сейчас я уже могу сказать, что программирование – это мое. Что я до сих пор хожу на работу с удовольствием и до сих пор перерабатываю. По поводу моего гуманитарного образования, вот что скажу. Я даже рад, что не пошел в технический ВУЗ. Во-первых, у меня очень много друзей, которые кодили в университете, но, к сожалению, их учили далеко не последним технологиям. В программировании все каждый день меняется. Конечно, студенты техвузов знают теорию и основы так, как мне и не снилось, но важно знать и технологии, которые сейчас в тренде на рынке труда, чтобы получить работу. Во-вторых, система образования устроена так, что убивает кайф от получения знаний… Из-за оценок, из-за не всегда талантливых преподавателей. Может быть, если бы я пошел в технический ВУЗ, я бы стал там китайский учить из чувства противоречия!

«Я хочу быть свободен или вообще не быть»

Меня зовут Вадим Калинин , мне 44 года, я родился в Московской области и окончил Московский государственный университет леса. Был в своё время одним из основателей легендарного «Товарищества Молодых Литераторов "Вавилон"». Издал несколько книг, как в России, так и за рубежом. Сейчас живу в городе Хуахин в Таиланде. Код пишу на разных языках. В основном PHP, JavaScript, Java. Занимаюсь крупными, длительными web-проектами. Я пришел в IT из искусства.


В юности увлекался литературой и живописью, но это почти не приносило мне денег. Да и интерес к русским художникам на Западе в 2000-х годах стал иссякать. Довольно долго я работал дизайнером. А потом со мной случилось несчастье. Я чуть не умер и, знаете, понял, что все соображения, по которым я откладывал свою жизнь на будущее, – самообман.

В детстве я мечтал о тропических островах, путешествиях, о смелых, предприимчивых друзьях-авантюристах, о жизни космополита. А вышло так, что в 35 лет у меня была однушка в Подмосковье и однообразный круг общения, состоящий преимущественно из московских литераторов, людей креативных, но в большинстве своём не слишком смелых и деятельных. Как-то очень остро я понял, что девять месяцев в году, которые я проводил в квартире или офисе в дурном московском климате, были драгоценным временем моей жизни, которую я расходовал бездарно.

Я понял, что хочу быть свободен или вообще не быть. То есть мне нужна была профессия, которая не привязывала бы меня к офису, к языку, к городу, вообще ни к чему не привязывала. Программирование показалось мне достаточно очевидным выбором. Тем более что к тому моменту я уже работал с Flash и был шапочно знаком с ActionScript. В общем, у меня тогда была очень сильная мотивация. Возможно, что никогда прежде я не был настолько мотивирован. В самом начале у меня возник острый дефицит времени, которое уходило на учебу. Я работал за компьютером в офисе, приходил домой и снова садился за компьютер, чтобы учиться. Выходные тоже проходили за монитором. Достаточно скоро я превратился в бледного взъерошенного упыря с красными глазами и перманентной депрессией. Спасла меня от этого жена. Она согласилась на три месяца «посадить меня себе на шею», чтобы я мог спокойно поучиться. И это дало замечательный результат.

Учился я по книгам издательства «О’Райлли». Замечательные книги. Написаны хорошим языком, качественно оформлены, и технический уровень – очень и очень высокий. Кроме того, в своё время мне сильно помогли преодолеть определённый этап в развитии книги Стива Макконелла «Совершенный Код» и «Патерны Проектирования» от Фрименов, Кети и Берт. Ну, и самое главное – это разбирать чужой код. Лучше один раз увидеть, как сделано качественное приложение, чем сто раз услышать об этом.

Психологический момент. Я долго жил эдакой лайт-рок-н-рольной лузерской жизнью. Трудоголизм казался мне чем-то неприемлемым. У меня был круг, который существовал так же, и этот круг мне пришлось покинуть. Пришлось практически отказаться от алкоголя, ограничить время в соцсетях. Топтание с пивком возле тогда ещё живых «ОГИ» в обществе «подпольных гениев» пришлось тоже исключить. В общем, на какое-то время я из московского литературного тусовщика превратился в эдакую смесь яппи и небритого компьютерного гика из американского кинофильма. В литературную среду, к слову, я больше не вернулся. Я изменился и начал скучать в этой среде.

Но я не верю в «гуманитариев» и «технарей». Есть люди, способные аналитически мыслить, конструировать и решать изобретательские задачи, а есть ещё какие-то. Не важно, что ты строишь: стихотворение, роман, картину или web-приложение. Ты совершаешь инженерную работу. Программирование дисциплинирует ум. Тренирует аналитическое мышление. Сделавшись программистом, я стал лучше писать тексты. Я понял, как быстро и без напряжения устранить те слабости своего письма, с которыми я раньше боролся годами. Вот только времени на художественные вещи стало остро не хватать.

Программирование делает человека лучше. Это своего рода «духовный путь», только основанный не на религиозном вранье, а на научном подходе, анализе и рациональности.

У нас есть «гуру» и «небожители», есть легенды и мифы, есть личностный рост, «этапы прозрения», «уровни осознания», вот это вот всё. И всё это по-честному. Ну и деньги конечно:)

Меня зовут Мила Абрамова , мне 28 лет, я училась на менеджера по подбору персонала в РГГУ. Живу в Москве, работаю в компании, которая занимается системной интеграцией программных продуктов; пишу, в основном, на Ruby; недавно стала осваивать Elixir.

Я с детства любила писать стихи и небольшие рассказы, музыке начала учиться по настоянию родителей, поэтому, когда закончила музыкалку, на какое-то время забросила и скрипку, и фортепиано. Но позже у меня появилось желание сочинять, и я стала писать песни. Есть такая программа для сведения, записи и мастеринга аудиодорожек – Cubase. Чем больше я погружалась в процесс, тем лучше эту программу я осваивала. И закрутилось. Я купила синтезатор и начала играть в музыкальных группах. Сначала в gothic darkwave проекте Mea Vita, а потом в Locus Titanic Funus. Во второй группе получилось адаптировать свою электроскрипку к гитарному синтезатору и использовать ее в качестве midi-контроллера. Это очень расширило спектр стандартного звучания скрипки.

Я училась в университете, но уже понимала: работать по специальности, которую получаю, мне не хочется. Меня вдохновляла возможность помогать людям в создании программных проектов и непосредственно разрабатывать такие проекты. Тем более что мне хорошо давались математический анализ, теория вероятности, математическое моделирование, информационные системы и сети, статистика. Я с удивлением замечала, что делаю успехи в технических дисциплинах, хотя всю жизнь считала себя гуманитарием. Уже тогда у меня было много знакомых разработчиков. Да и мир технологий меня всегда привлекал: мне казалось, что он позволяет создавать грандиозные вещи практически из ничего. Но я всегда считала себя недостаточно способной для того, чтобы работать в IT. И я просто продолжала общаться с программистами, потихоньку вслушивалась в суть того, о чем они говорят, вдохновлялась их работой – и, в конце концов, поверила, что и сама смогу найти себя в этой сфере.

Первый шаг к настоящим переменам я сделала, пойдя работать ассистентом в IT-отдел. Там большинство программ писали на Ruby on Rails и JavaScript. Мне нужно было создавать к ним документацию, заниматься тестированием, аналитикой, позже – участвовать в проектировании. Собственно, на той работе я и начала понимать, как устроены веб-приложения, проводила свои первые опыты с Ruby и JS. И меня повысили! Из ассистента я превратилась в проджект-менеджера. А чуть позже мне поступило предложение, от которого я не смогла отказаться. Меня пригласила компания, которая занимается интерактивной визуализацией Big Data и созданием инфографических аналитических систем. Я стала заниматься там аналитикой и координировать их техническую команду.

Проект был невероятно интересным и захватывающим, практически каждый день я получала новые, полезные знания и развивала свои навыки. Я почувствовала, что пора осваивать программирование. Ведь невозможно эффективно управлять командой и процессами, специфика которых тебе недостаточно ясна. Я считаю, что человек, ответственный за проект, должен понимать принципы его создания от и до: архитектуру, структуру, специфику используемых технологий и т.д. Поэтому я решила более детально изучить программирование и пошла сначала на курсы по основам кодинга, а потом по Ruby on Rails.

Сейчас моя работа предполагает не только знание и использование технических аспектов, но и общение с людьми, умение ясно и доходчиво излагать мысли, умение организовывать эффективную работу команды и обеспечивать ей благоприятные условия деятельности. Поэтому гуманитарные знания – психологии, психофизиологии, менеджмента и его истории, основ маркетинга, права и экономики, знание иностранного языка – помогают мне каждый день. На моей нынешней работе я постоянно развиваюсь, поскольку постоянно развиваются технологии, которые мы используем. Я вижу результаты работы и как они меняют мир. Это похоже на выращивание цветка: практически из ничего появляется жизнь, обретает форму, и ты один из тех, кто влияет на то, какой будет эта форма, какой будет эта жизнь – будет ли этот цветок радовать окружающих или увянет, так и не успев расцвести. Боюсь, моя гуманитарная профессия не вдохновляла бы меня так же сильно.

«Я имею возможность с разных сторон погрузиться в материал»

Меня зовут Наталия Тышкевич , мне 23 года, я управляю развитием проекта , который посвящен личным дневникам разных людей XIX–XX веков, и работаю в Центре цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ . Программирую на языке Python (для сетевого анализа русской драмы) и на языке R (для статистического анализа данных «Прожито»). Изучала программу «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» в НИУ ВШЭ, где студентов поощряют рассматривать язык с разных сторон, в том числе учат автоматической обработке текста, начиная с основ языка Python и заканчивая машинным обучением.

В моей семье все учились программировать: мама, папа, бабушка, дедушка, младший брат. Мне привили уважение к науке и внимание к гуманитарной сложности. Я сознательно поступила на лингвистическое отделение, чтобы подходить к анализу литературных текстов с новыми инструментами, не входящими в арсенал традиционного литературоведения. Фундаментальная лингвистика непосредственно связана с математическими методами, и многие лингвисты свой предмет охотнее относят к точным, чем к гуманитарным наукам.

За время обучения я успела погрузиться в разные проблемы, связанные именно с теорией языка. Но интереснее всего мне было балансировать на стыке двух областей: компьютерной и теоретической лингвистики. Моим дипломным проектом стала программа, которая без опоры на словарь находит цитаты из художественной литературы в газетных текстах. Я рассказала о своем исследовании на Цифровом дне ежегодной молодежной конференции в Тарту, и меня пригласили стать организатором Первой московско-тартуской школы по цифровым гуманитарным наукам , а затем позвали в новый Центр цифровых гуманитарных исследований. На базе центра я собрала научно-учебную группу ‘Digital Literary Studies’, куда позвала знакомых студентов разных специализаций: там трое филологов, четверо компьютерных лингвистов, педагог, нейропсихолог и математик. Мы стараемся находить общий язык и вместе занимаемся сетевым анализом текстов русской драмы. Хотя разница бэкграундов усложняет работу, но она же и делает ее очень интересной!

Изначально с помощью компьютера мне хотелось проверить теоретические идеи русских формалистов о структуре художественного текста. Но цифровой подход позволил выйти в междисциплинарную область и привел в исторический проект «Прожито» (prozhito.org), в котором я вижу большой потенциал для современных гуманитариев. Придумывая совместные проекты с историками повседневности, филологами и компьютерными лингвистами, я имею возможность с разных сторон погрузиться в материал. Осмотреть его как архивную единицу в виде настоящей рукописи, как запись в базе данных или как обобщенную статистику. Это помогает, с одной стороны, разобраться в том, как устроен описываемый мною жанр, а с другой – расширить свой кругозор в том, что касается применения цифровых методов в гуманитарных проектах.

Поскольку сейчас технологии очень быстро развиваются, а необходимые для гуманитарных областей авторитеты не успевают сформироваться, я не могу себя назвать ни технарем, ни гуманитарием. Такое разделение я считаю искусственным – мне принципиальна работа на стыке областей, ведь самое интересное обычно ускользает от категоризации. Общий для разных задач компьютерный инструментарий позволяет преодолевать зазоры между научными интересами и кардинально перекраивает все пространство гуманитарных наук. Мне навык программирования помогает систематизировать разнообразную текстовую информацию и ориентироваться в цифровом мире – это похоже на жизненную необходимость уметь рубить дрова и топить печь, если живешь в лесу.

«Мое подсознание говорило со мной чудесными снами»

Меня зовут Ян Бродецкий , мне 30 лет. Живу в Москве. Пишу клиентскую часть электронного банкинга для юрлиц. В свободное время делаю небольшие игрушки на JavaScript.

Лет в 14 родители спросили, что я хочу делать. Первое, что я сказал, – программировать. Я тогда был под впечатлением от фильма «Хакеры» с молодой-красивой-губастой Анджелиной Джоли, – в общем, всего этого: синие волосы под «Prodigy», мир электронов и переключателей против корпораций и туповатых чиновников во имя доброго вечного. На всё это родители сказали мне: да что ты? видел ли ты айтишников? это люди с формулами в глазах, – ты же не такой. Давай что-то другое. К слову, сейчас люди, которые мало со мной знакомы, говорят, что я создаю впечатление человека, который мыслит схемами и структурами.

Так вот, вторым моим желанием было стать великим русским писателем. Ну, знаете, чтобы Достоевский, Булгаков и Бродецкий звучали в одном ряду. Родители мне сказали: дуй на журфак, там учат писать (кстати, нет). Так я начал заниматься журналистикой. Первые статьи я писал лет с 14. К 17 годам публиковался в «Комсомолке». Ничего выдающегося – так всякая мелочь про зверюшек. Набрав нужный минимум для поступления, забил на это, понял – вообще, не моё.

На первом курсе стал работать на телевидении. Я был редактором оперативной графики и помощником режиссёра. Забавная работа. Тогда же начал верстать веб-странички. Потом на фрилансе делал под ключ сайты на ворд-прессе. К концу универа вообще не хотел ничего иметь общего с журналистикой. Писал какие-то мелкие рассказы для себя, слушал музыку, перечитывал по 100500 раз Паланика, Мисиму, Сорокина, Нуна, Томсона и Бёрджеса. В общем, деградировал как мог, но недостаточно отчаянно: до карточных игр и морфия не докатился. Видимо, с писательством поэтому и не сложилось.

Потом поступил в аспирантуру на истфак. Отчасти – чтобы решить вопрос с армией, отчасти – чтобы продлить детство ещё на три года, отчасти – всё ещё хотелось протестовать, но каким-то полезным и для себя образом. Когда меня спрашивают, как я выбрал тему диссертации, я обычно говорю, что это не я выбрал тему диссертации, а она меня.

Дело в том, что мой батюшка лет в 11, когда меня и в проекте не было, посмотрел немецкий трофейный фильм про подводников – «U-boote am Feind» или что-то подобное. В общем, там крутые ребята, практически пираты, плавают на дизельной склянке в море и беспощадно топят врагов. Его это так впечатлило, что он несколько раз пытался поступить в мореходку, но его не взяли – по зрению. Когда появился я, в нашем доме было полно книг про море, подводные лодки, Вторую мировую и немцев. Дети читать особо не любят, поэтому я тогда листал картинки в энциклопедии про Третий Рейх. Поэтому свастики, черепа и чёрная униформа у меня никакого страха не вызывали. Скорее наоборот – вызывало интерес, почему многие люди боятся этих символов и ненавидят их.

Я защитился, закрыл эту тему для себя и немедленно повзрослел…

Вру, ни фига это было не просто и не немедленно, но, наверное, слишком скучно, и это не касается программирования. Так или иначе – захотелось какого-то занятия, которое приносит деньги. Завертела меня нелёгкая. Сначала в проджект-менеджеры, потом в бизнес-аналитики – в стартапе, в интеграторе, в крупной корпорации. Я даже в какой-то момент попытался вернуться в журналистику. Одним словом, бился, как рыба об лёд.

Последней каплей стала Лаборатория Касперского. Не потому, что там плохо, а потому, что не моё. Работать там было очень здорово. Я там познакомился с очень клёвыми ребятами из Амстердама, Токио, Москвы, Берлина и Бостона. С некоторыми общаюсь до сих пор. Другое дело, что работал я совсем не тем, кем хотел.

Вот есть люди – условно говоря, «дельцы». Они отдачу получают от того, что договорились до чего-то, пришли к соглашению. А есть «крафтеры», ремесленники, те, кому нужно что-то более-менее материальное создавать, чтобы чувствовать свою значимость и пользу.

Так вот, работа бизнес-аналитика – это для тех, кто большей частью «делец», а я по своей сути таки больше «крафтер». Но на тот момент я не осознавал этого. Моё подсознание говорило со мной всякими чудесными снами. Один помню до сих пор. Я посреди пустыни загребаю песок ладонями, а он утекает между пальцев и разносится ветром. Не надо даже было читать толкование сновидений, чтобы понять, о чём это.

Как я осваивал программирование? Читал книжки и статьи; смотрел обучалки; писал код; подскакивал посреди ночи, когда что-то внезапно понимал; ходил позориться на собеседования; потом задалбывал коллег тупыми вопросами.

Если хотите сами освоить, очень советую статью Джеймса Альтучера «Как изменить себя: полное руководство». Там 50 шагов. Делайте всё по порядку. Там примерно то же самое, что я перечислил, только с мотивацией: вы начнете что-то делать.

Но я бы не сказал, что перешел из гуманитариев в технари. Никто никуда не шёл, потому что никто никого не посылал. Мне, вообще, кажется разделение на гуманитариев и технарей мифом. Единственное отличие между этими группами мне видится в способности оперировать сложными абстракциями. Но и это не способствует рациональному взгляду на мир или меньшей внушаемости. Среди технарей масса тех, кто верит в мифы (древние, средневековые, а также созданные новейшей историей) и совершает ритуалы, смысл которых не понимает, а делает так потому, что надо. А среди гуманитариев масса материалистов с атеистическими и нигилистическими взглядами.

Тем не менее, польза от моего гуманитарного образования определённо есть. Был у меня случай, когда оно прямо очень помогло. В паспорте стоял испанский шенген, а по прилёте в Германию на конференцию меня спросили, какого рожна я у них забыл, если отоваривался в испанском посольстве. На что я честно сказал, что имею целую диссертацию про символику Третьего Рейха, хочу посмотреть, где всё происходило, а потом уеду греть кости в Барселону. Паспортист округлил глаза, поставил штамп о прилёте – и больше ничего не спрашивал.

Так, по мелочи, гуманитарное образование тоже полезно. Мысли порой помогает излагать. Выделяет среди других «погромистов»: девочкам из HR красиво на уши присесть, на собеседованиях выручает. Регулярно слышу, что собеседующие впервые сталкиваются с таким talkative programmer. Но этому можно научиться, иногда читая что-то ещё кроме технической литературы.

Работа мне интересна. И настолько, что после восьми часов на работе, я прихожу домой и часа два-три еще делаю что-то для себя. В выходные смотрю лекции, читаю статьи и пишу код, опять – для себя.

Более того, когда не могу понять, как что-то сделать (не все задачи реального мира хорошо ложатся на формальную логику), – ложусь спать и пишу код уже во сне.

Мнения «физиков» и «лириков» — о себе и людях

Людей с разным типом мышления всегда принято было делить на физиков и лириков. Мало что изменилось и сейчас. Нам по-прежнему кажется, что первые быстро считают в уме и пытаются объяснить все вокруг с точки зрения законов науки. А вторые могут ни с того ни с сего начать декламировать стихи и исправлять ошибки в любовных письмах. Давайте же узнаем, что думают об этих отличиях сами представители обеих сторон.

Роман Сухов, студент СПбГУАП, факультет вычислительных систем и программирования У технарей подход к вещам более логичный и практичный. Они представляют, как устроено большинство вещей в этом мире, и это формирует соответствующие направления мысли. То есть на любой процесс, будь то процесс продажи булок в столовой, покупки билетов или оформления загранпаспорта, они подсознательно смотрят, как на некую систему. У гуманитариев, в свою очередь, подход более творческий. И я думаю, они реже задумываются, как работают вещи.
Михаил Ершов, студент МГУ, факультет вычислительной математики и кибернетики Самое броское отличие — технари любят работать с величинами и абстрактными материями. Задачи, которые ставятся перед технарями, загоняют их в гораздо более жесткие рамки, в то время как у гуманитариев рамок порой почти нет. И количество правильных решений гуманитарных задач очень велико, а порой и бесконечно. Также могу предположить, что технари более практично смотрят на вещи, хотя тут трудно судить. Всюду встречаются разные люди.

Психологический подход

Разобраться, отличаются ли все-таки чем-нибудь гуманитарии от технарей, почему есть «женские» и «мужские» факультеты и целые ВУЗы, нам помогла Ольга Владимировна Щербакова, кандидат психологических наук, доцент, преподаватель факультета психологии СПбГУ. Нужно ли делить школьников в старшей школе на классы с углубленным изучением тех или иных предметов? Если школьник с легкостью решает задачи по физике, это еще не значит, что он — технарь. Если подросток рисует и пишет прекрасные сочинения, но плохо справляется с точными науками, это не значит, что он — гуманитарий. Это очень формальное разделение.

Ольга Владимировна Щербакова, кандидат психологических наук, доцент, преподаватель факультета психологии СПбГУ (фотограф: Михаил Волков) Знаете же все эти шутки: «Говорят не полный дурак, а человек с гуманитарным складом ума». Это, конечно, не верно. Просто у одних есть способности и желание заниматься одним, а у других —противоположным. И даже любовь к чтению, так активно привязываемая к образу «филологической девы», — это скорее хорошая привычка, идущая от традиций семьи. А способность ясно и красиво выражать свои мысли, возможно, самое важное наследство, которое могут дать своим детям и формируется оно, когда они читают ребенку на ночь сказки, обсуждают с ним события дня, их чувства и эмоции.

Все люди разные, в этом разнообразии, наверное, и есть радость общения.

Тяжело в учении

Кому все-таки легче учиться? Казалось бы, читать книги и учить языки проще, чем писать компьютерный код и изучать ядерную физику. Но это только на первый взгляд. Учебный процесс дается быстрее и легче тем студентам и школьникам, которых мы привыкли называть технарями. Их преимущество состоит в том, что изучая технические науки, для понимания и запоминания материала они используют способы, основанные на обобщении материала, по которым затем систематизируют всю поступающую информацию. Даже историю технарям запоминать иногда легче. Они смотрят на это поле знаний как бы сверху, выявляя логические связи, понимая масштаб и неотделимость происходящих событий. Технари, кстати, получив отличную базу в технических ВУЗах, совершенно спокойно потом получают второе высшее гуманитарное образование. А вот гуманитариям стать потом инженерами гораздо сложнее.

Полезный Сартр

Очевидно, что деятели науки в этом мире сделали много больше полезных для человечества открытий. Но значит ли, что они важнее? «Кто в этом смысле полезнее, Эйнштейн или Кафка?», — Ольга Владимировна задает мне вопрос, на который нет однозначного ответа. Нет, мне, возможно, ближе Кафка, но физики кажутся мне полезнее. Их вклад очевиден и осязаем, и оспаривать его бессмысленно. В то же время Максвелл с Поповым для большинства людей, равно как и для меня, не участвуют в противостоянии с Достоевским и Сартром. Лирики дали человечеству не меньше, просто это менее заметно в повседневной жизни.

Все эти люди — части одного целого. И целое это — настоящее, в котором мы живем.

Кто-то между

Меж тем есть те люди, которых ни физиками, ни лириками однозначно назвать нельзя. Например, люди, которые хороши в том, что касается человеческих эмоций, обладающие способностями к эмпатии. Они не спрашивают у человека, случилось ли что-нибудь, потому что они чувствуют чужие горе или радость. «А вот медики, например, ближе к технарям или гуманитариям?», — задаю я очередной вопрос. Оказывается, медики — это вовсе не какой-то промежуточный тип. Они по долгу службы должны быть сильны и в точных науках, и в естественных, и в гуманитарных. При всем этом чувствовать людей им тоже необходимо. В общем, они настоящие герои нашего времени! Психологи, как оказывается, тоже не совсем гуманитарии. Студенты психологического факультета, например, долго и упорно учат математическую статистику и тоже мыслят взаимосвязанными цепочками, изучая сложные процессы мозга и организма, вроде нервных импульсов.

Бог на дне стакана

Отрицают ли технари наличие каких-нибудь высших сил, считая их нелогичными? Ольга Владимировна цитирует одного из создателей квантовой механики, физика-теоретика Вернера Карла Гейзенберга. Ему принадлежит такая фраза: «Первый глоток из стакана естествознания делает атеист, но на дне стакана ожидает Бог». Дело в том, что человек с техническим складом ума понимает физические законы, изучает космос, вселенную, силы Земли и понимает, что наука не всесильна и имеет свои границы. За этими-то границами и находится то, что ученым объяснить не под силу, что-то, связанное, возможно, с религией.

Но на самом деле, психологи убеждены, что отношение к мистике или религии напрямую не связано с типом мышления человека. И среди гуманитариев, и среди технарей есть люди с «магическим» мышлением, склонные объяснять все происходящее с помощью магии, полагаясь на приметы, суеверия и волшебство. И тут уже неважно, юрист ты, поэт, спортсмен или политик. Человек может болеть за любимую хоккейную команду, надевая грязную нестиранную футболку с номером любимого игрока только потому, что уверен: когда он в ней, команда выигрывает. Так актеры сидят за кулисами на новом сценарии, а телевизионщики никогда не говорят «последний эфир», а то мало ли что.

Институты благородных девиц

Задаю вопрос, который меня, конечно, очень интересует. Почему все-таки журфаки и филфаки превращаются в институты благородных девиц? Почему матмехи и физтехи гораздо чаще привлекают молодых людей? Психолог рисует график нормального распределения. Про себя отмечаю, что это же «удав, проглотивший слона» (делаем выводы). Так выясняется, что в том месте, где удав раздулся больше всего — показатели многочисленных девушек со средним уровнем интеллекта. Таких большинство. Голова и хвост удава — малое количество гениальных женщин и женщин с низким уровнем интеллекта соответственно. У мужчин же все наоборот. Среди них мало людей со средними способностями. Они либо плетутся в группе отстающих в школе, перебиваясь с двойки на тройку, либо оказываются в отличниках, участвуя при этом в олимпиадах и играя в шахматы. И выбирают такие молодые люди факультеты со сложными предметами, которые даются им с легкостью, поступая в лучшие технические вузы.

Девушки же поступают на гуманитарные факультеты, где учеба основывается на запоминании, трактовках и формировании собственного мнения об изученном. По словам психолога, нельзя также забывать, что женщины — это все-таки будущие матери, которые будут учить детей говорить, думать, развивать воображение, интерпретировать действительность, а для этого нужно уметь делать это самой. Гуманитарные науки во многом этому способствуют.

Два полушария одного целого

Много говорится и пишется в последнее время о том, что есть левополушарные личности, и наоборот — правополушарные. Одни как будто хорошо считают, строят логические цепочки, формулируют грамматически сложные конструкции и вообще умны, как никто другой. Люди же с развитым правым полушарием рисуют, поют, сочиняют стихи и большего от них требовать не приходится — творческие личности, что с них взять. На самом же деле раньше в психологии считалось, что левое полушарие отвечает за передвижение, речь, логическое мышление, сложные вычислительные операции и абстрактное мышление. Правое же — за пространственные передвижения, например, то есть за вещи, сами собой разумеющиеся и незаметные на первый взгляд. «Фактически, людям казалось, что второе полушарие, правое, нужно человеку чуть ли не для симметрии, чтобы голова не перевешивала». Потом ученые опытным путем поняли, и придерживаются этого до сих пор, что не бывает так называемых правополушарных и левополушарных людей. «Вот есть, к примеру, правши и левши.

Это не значит, что одна из рук у них не работает. Просто парные органы у людей обычно развиты немного по-разному, — говорит психолог, — ведущая рука, нога и даже глаз и ухо. Ведущей рукой мы пишем, ногой — ступаем с эскалатора, глазом целимся при стрельбе, а ухом — слушаем телефонный разговор в трубке. Так и с полушариями. Кто-то чуть активнее использует левое, кто-то правое. На самом деле при выполнении сложных процессов, оба полушария всегда работают в паре».

Вывод до банальности прост: даже если вы причисляете себя к читающим или считающим, физикам или лирикам, гуманитариям или технарям, все это в большей степени стереотип. Ведь на свете не существует даже двух людей, мыслящих одинаково!

Предлагаем нашим читателям пройти тест, чтобы определить, к каким наукам вы более склонны — гуманитарным или техническим:

1. Вас интересуют биографии ученых?

— да — 1 — нет — 2

2. Вы с удовольствием разбираетесь в любых чертежах?

— нет — 1 — да — 2

3. В поэзии вас привлекает наличие сложных метафор и изысканного языка?

— нет — 2 — да — 1

4. Вы любите головоломки и логические задачи?

— да — 2 — нет — 1

— нет — 1 — да — 2

6. Вы всегда можете описать, чем вам нравится то или иное произведение искусства?

— да — 1 — нет — 2

7. Вы часто спорили(-те) с учителями по литературе, искусству, музыке?

— нет — 2 — да — 1

8. Нравятся ли вам преподаватели, которые отказываются высказывать свое мнение о предмете и оперируют только голыми цифрами и фактами?

— нет — 2 — да — 1

9. Многое ли вы можете сказать о человеке по его фотографии?

— нет — 2 — да — 1

10. Доставляет ли вам удовольствие разбираться в бытовой технике и принципах ее работы?

— нет — 1 — да — 2

11. Когда вы знакомитесь с человеком, вам важно знать его взгляды на искусство?

— нет — 2 — да — 1

12. В журналах и газетах вам нравятся статьи с таблицами и графиками?

— нет — 1 — да — 2

13. Всегда ли можно определить точную цену любого произведения искусства?

— нет — 1 — да — 2

14. Вы полагаете, что собеседника проще убедить конкретными цифрами, чем эмоциями?

— да — 2 — нет — 1

15. Вы согласны, что выяснить смысл жизни намного важнее, чем решить какую-нибудь математическую задачу?

— нет — 2 — да — 1

Ключ:

15-20 баллов. — скорее всего, вы гуманитарий. Вас больше интересуют литература, философия, искусство и тому подобные предметы. Однако это не значит, что вы совсем чужды точным наукам. Возможно, у вас еще все впереди в освоении математических дисциплин.

21-25 баллов — вы колеблетесь между гуманитарными и точными науками. У вас есть склонность и к тому, и к другому. Вам можно позавидовать: вы уникальный человек с универсальными задатками. 26-30 баллов — скорее всего, вы больше склонны к техническим дисциплинам. Однако вам не стоит совсем забрасывать гуманитарные науки, если к ним имеется хоть какой-то интерес. Чем большим багажом знаний вы владеете, тем лучше.