Серия императрица мария. Линейный корабль «Императрица Мария. Линейный флагманский корабль

Моряки считаются самыми суеверными людьми. Пожалуй, это связано с тем, что им приходится отстаивать свое право на жизнь в борьбе с непредсказуемой водной стихией. Во многих легендах моряков есть упоминание о «проклятых» местах, где находят свою гибель корабли. Например, у российских берегов тоже есть свой «бермудский треугольник» - у побережья Севастополя, район Ласпи. Сегодня место рядом с Павловским мысом считается самым тихим, именно там расположен флотский госпиталь с удобным причалом. Но в этом месте с интервалом в 49 лет погибли самые современные и мощные линейные корабли русского черноморского флота «Новороссийск» и «Императрица Мария».

В начале двадцатого века морские державы мира активно стали строить на своих верфях боевые корабли невиданной, по той поре, мощности, имеющие колоссальную броню и оснащенные современным вооружением.

Россия была вынуждена ответить на вызов своего давнего противника в черноморском регионе – Турции, которая заказала европейским судостроителям три линкора типа «Дредноут» для своего военно-морского флота. Эти военные суда могли преломить ситуацию в пользу Турции на Черном море.

Балтийское побережье России надежно защищали четыре новейших линкоров типа «Севастополь». Было принято решение построить корабли более мощные, чем балтийские, для защиты черноморских рубежей России.

В 1911 году на николаевской верфи был заложен самый первый корабль новой серии – «Императрица Мария». То, что русские судостроители совершили подвиг, говорит тот факт, что новый линкор в кратчайшее время был спущен на воду накануне мировой войны.

В августе 1914 года, прорвавшиеся в Черное море немецкие крейсера «Гебен» и «Бреслау» были фиктивно приобретены Турцией и получили новые названия «Явуз Султан Селим» и «Мидилли». Фиктивность сделки подтверждал тот факт, что на «новых турецких» военных кораблях оставался германские экипажи в полном составе.

Утром 29 октября крейсер «Гебен» подошел к входу Севастопольской бухты. Без объявления войны Турцией, орудия крейсера открыли огонь по спящему городу и кораблям, находившимся на рейде. Снаряды не пощадили ни мирных жителей, ни здание госпиталя, где в результате вероломного обстрела погибли несколько пациентов. И хотя черноморские моряки решительно вступили в бой, броненосцы, стоявшие тогда на вооружении российского флота, намного уступали и по мощи, и по скорости турецкому рейдеру, который безнаказанно «хозяйничал» в российских прибрежных водах и легко уходил от погони.

Введение в строй мощного российского линкора «Императрица Мария» позволило успешно отражать атаки турецкого военного флота. 30 июня 1915 линкор величественно вошел в Севастопольскую бухту, имея на своем борту двенадцать 305-миллимитровых орудия и столько же 130-миллиметровых пушек. Вскоре военный корабль аналогичного класса «Императрица Екатерина Великая» стал рядом с предшественником на защиту южных морских рубежей России.

Новым линкорам удалось прекратить господство германо-турецких рейдеров на Черном море. А весной 1916 года комендоры линкора «Императрица Мария» с третьего залпа нанесли непоправимый урон турецко-германскому крейсеру «Бреслау» находившемуся недалеко от Новороссийска. И в том же году линкор «Императрица Екатерина» нанесла серьезнейшие повреждения «Гебену», который после этого еле смог «доползти» до Босфора.

В июле 1916 года командование черноморским флотом принял на себя талантливый и энергичный вице-адмирал А. Колчак. Под его командованием «Екатерина» и «Мария» совершили 24 боевых выхода, продемонстрировавших мощь российского флота, а минные постановки на длительное время «заперли» Черное море для визитов вражеских военных кораблей.

Утром 7 октября 1916 Севастополь был разбужен громкими взрывами, которые один за другим прогремели на линкоре «Императрица Мария». Сначала загорелась носовая башня, а затем была снесена боевая рубка, взрывом вырвало большую часть палубы, снесло фок-мачту и носовую трубу. Корпус корабля получил огромную пробоину. Спасение судна значительно затруднилось после отключения пожарных насосов и электричества.

Но даже после таких повреждений у командования была надежда спасти линкор – если бы не прогремел еще один страшный взрыв, намного мощнее предыдущих. Вот его корабль уже не выдержал: в результате носовая часть и пушечные порты быстро погружались в воду, линкор накренился на правый бок, опрокинулся и затонул. При спасении военного корабля – гордости российского флота, погибли около 300 человек.

Гибель «Императрицы Марии» потрясла всю Россию. Выяснением причин занялась очень профессиональная комиссия. Изучалось три версии гибели линкора: небрежность в обращении с боезапасами, самовозгорание и злой умысел.

Поскольку комиссия пришла к выводу, что на корабле использовался качественный порох, то вероятность взрывов от возгорания была очень низкой. Уникальная, по тем временам, конструкция пороховых погребов и башен исключала возможность возникновения пожара по неосторожности. Оставалось одно – теракт. Проникновения врагов на корабль было облегчено тем, что в это время велись многочисленные ремонтные работы, в которых участвовали сотни рабочих, не относящихся к экипажу линкора.

После трагедии многие матросы говорили, что «взрыв был произведен злоумышленниками с целью не только уничтожить корабль, но и убить командующего Черноморским флотом, который своими действиями за последнее время, а особенно тем, что разбросал мины у Босфора, окончательно прекратил разбойничьи набеги турецко-германских крейсеров на побережье Черного моря…». Неправильно было бы сказать, что контрразведка черноморского флота и жандармское управление не искали злоумышленников, но они так и не смогли подтвердить версию о теракте.

Только в 1933 году советской контрразведке удалось арестовать главу германской разведгруппы, действовавшей на судостроительных заводах – некоего Вермана. Он подтвердил, что участвовал в подготовке диверсий на военных кораблях во время первой мировой войны. Но накануне гибели «Императрицы Марии» его депортировали из России. Возникает вопрос, пусть его депортировали, но его разведгруппа все же осталась в Севастополе и за что его вскоре отъезда из России наградили в Германии железным крестом? Кстати, интересен следующий установленный факт – приказ на взрыв «Императрицы Марии» получал от германской разведки агент «Шарль», который был одновременно и русским контрразведчиком. Почему никто не принял своевременно надлежащие меры?

Чуть позже талантливый судостроитель, академик Крылов предложил очень оригинальный и простой способ подъема линкора: корабль поднять вверх килем, постепенно вытесняя воду сжатым воздухом; затем, осуществить вывод корабля в таком перевернутом положении в док и заняться устранением всех разрушений, полученных в результате взрывов. Этот проект подъема реализовал инженер Севастопольского порта Сиденснер. Летом 1918 года линкор был поставлен в док, где и простоял, в таком перевернутом виде четыре года, пока шла Гражданская война. После подписания позорного для Росси Брестского мира, германо-турецкие корабли нагло обосновались в Севастопольской бухте. Часто подрывающийся на русских минах турецкий «Гебен» использовал севастопольские доки для своего ремонта, где рядом стоял корпус русского линкора, погибшего не в открытом бою, а от подлого удара «в спину».

В 1927 году корпус линкора «Императрица Мария» был окончательно разобран. Многотонные башни легендарного корабля и орудия были установлены на черноморской береговой батарее. В годы Второй мировой войны орудия линкора «Императрица Мария» защищали подступы к Севастополю вплоть до июня 1942 года и были подбиты только после того, как немцы применили против них более мощное оружие…

Также нельзя умолчать еще об одной легенде черноморского флота – линейном корабле «Новороссийск».

История этого корабля началась в канун первой мировой войны. На верфях Италии были построены три линейных корабля – «Конте ди Кавур», «Джулио Чезаре» и «Леонардо да Винчи». Они были основной силой всего итальянского военного флота и участвовали в двух мировых войнах. Но эти корабли не принесли славу своему государству: в сражениях им не удалось нанести сколько-нибудь значительный урон многочисленным своим противникам.

«Кавур» и «Леонардо» нашли свою гибель не в бою, а на рейде. А вот судьба «Джулио Чезаре» оказалась очень интересной. На тегеранской конференции, союзники решили разделить итальянский флот между Великобританией, США и СССР.

Надо отметить, что к концу Второй мировой войны, советский военно-морской флот имел только два линкора, которые были построены вначале века - «Севастополь» и «Октябрьская революция». Но СССР не повезло, по жребию, ей достался достаточно потрепанный «Джулио Чезаре», тогда как Великобритания получила новейшие итальянские линкоры, превосходящие по всем характеристикам знаменитый немецкий «Бисмарк».

Свою часть наследства итальянского флота советские специалисты смогли доставить в черноморскую гавань только в 1948 году. Линкор хоть и изношенный и морально устаревший, но все же стал флагманским кораблем послевоенного черноморского советского флота.

Линкор после пятилетнего стояния в порту Торонто находился в очень плачевном состоянии: корабельные механизмы нуждались в замене, устаревшая внутрикорабельная связь, практически, не работала, имелась плохая система живучести, кубрики были сырые с трехъярусными койками, имелся крохотный неухоженный камбуз. В 1949 году итальянский корабль поставили в док на ремонт. Через несколько месяцев ему было дано новое название – «Новороссийск». И хотя линкор был выпущен в плавание, его постоянно ремонтировали, дооборудовали. Но даже не смотря на такие усилия, линкор явно не отвечал требованиям, предъявляемых боевому кораблю.

28 октября 1955 года, вернувшийся из очередного похода «Новороссийск» пришвартовался у Морского госпиталя – именно там 49 лет назад стояла «Императрица Мария». В этот день на корабль прибыло пополнение. Вновь прибывших разместили в носовых кубриках. Как оказалось, для многих из них это был первый и последний день службы. Глубокой ночью под корпусом ближе к носовой части раздался страшный взрыв. Тревога была объявлена не только на «Новороссийске», но и на всех судах, находившихся рядом. Медицинские и аварийные группы срочно прибывали к пострадавшему линкору. Командир «Новороссийска» видя, что не удается устранить течь, обратился к командующему флота с переложением эвакуировать экипаж, но получил отказ. На палубе, медленно уходящего под воду линкора, скопилось около тысячи моряков. Но время было упущено. Эвакуировать удалось не всех. Корпус корабля дернулся, стал резко крениться на левый борт и в мгновение перевернулся вверх килем. «Новороссийск», практически, полностью повторил судьбу «Императрицы Марии». Сотни моряков внезапно оказались в воде, многие под тяжестью одежды сразу ушли под воду, часть команды сумела взобраться на днище перевернутого корабля, некоторых подобрали спасательные шлюпки, другие сумели доплыть до берега сами. Стресс тех, кто добрался до берега, был настолько велик, что у многих не выдерживало сердце, и они падали замертво. Еще некоторое время был слышен стук внутри перевернувшегося корабля – это подавали сигнал оставшиеся там моряки. Несомненно, вся ответственность за гибель людей лежит на вице-адмирале, командующем черноморского флота Пархоменко. Из-за его непрофессионализма, неумения оценить реальную ситуацию и неуверенности погибли сотни людей. Вот что писал водолаз, участвующий в спасении людей: «Мне по ночам потом долго снились лица людей, которых я видел под водой в иллюминаторах, которые они силились открыть. Жестами я давал понять, что будем спасать. Люди кивали, мол, поняли… Погрузился глубже, слышу, стучат морзянкой, - стук в поде хорошо слышен: «Спасайте быстрее, задыхаемся…» Я им тоже отстукал: «Крепитесь, все будут спасены». И тут началось такое! Во всех отсеках начали стучать, чтобы наверху знали, что люди, оказавшиеся под водой, живы! Передвинулся ближе к носу корабля и не поверил своим ушам - поют «Варяга»!» Реально же из перевернутого корабля удалось спасти только нескольких человек. Всего погибло около 600 человек.

Корабль был поднят со дна в 1956 году и разобран на металлолом.

По результатам работы комиссии было признано, что причиной взрыва стала немецкая магнитная мина, которая после десятилетнего нахождения на дне, пришла в действие. Но этот вывод удивил всех моряков. Во-первых, сразу после войны было проведено тщательное траление и механическое уничтожение всех взрывоопасных предметов. Во-вторых, за десять лет на это место сотни раз становились на якорь многие другие корабли. В-третьих, какой же силы должна быть эта магнитная мина, если в результате взрыва в корме образовалась пробоина более 160 кв. метров, взрывом пробиты восемь палуб, из которых три бронированные, а верхняя палуба была полностью искорежена? Что это мина имела более тонны тротила? Даже самые мощные немецкие мины не имели такого заряда.

По одной из версий, ходивших среди моряков – это была диверсия итальянских подводных диверсантов. Этой версии придерживался опытный советский адмирал Кузнецов. Известно, что за годы войны итальянские подводники, под руководством князя Боргезе, уничтожили такое количество английских боевых кораблей, равное всему военно-морскому флоту Италии. К месту диверсии пловцов, могла доставить подводная лодка. Используя новейшие аппараты для подводного плавания, они на управляемых торпедах смогли бы подойти достаточно близко к днищу корабля и установить заряд. Говорят, что после подписания капитуляции князь Боргезе, во всеуслышание, заявлял, что дорогой сердцу всех итальянцев линкор «Джулио Чезаре» никогда не будет ходить под вражеским флагом. Если учитывать еще тот факт, что во время войны именно в Севастополе была база итальянских подводников (а, значит, они хорошо знали Севастопольскую бухту), то версия диверсии выглядит очень правдоподобно.

После катастрофы, при исследовании корабля, капитан второго ранга Лепехов обнаружил секретный, прежде тщательно заваренный, отсек у самого днища «Новороссиска». Не исключено, что там находился спрятанный заряд огромной мощности. Боргезе, несомненно, это знал, поэтому для детонации взрыва могло бы потребоваться устройство не такой большой силы. Но эту версию командование, при расследовании катастрофы, не рассматривало. Хотя она очень жизнеспособна. Ведь, если представить, что всю взрывчатку к кораблю доставили подводные диверсанты, то, сколько же рейсов от подлодки до линкоров им нужно было бы сделать, чтобы перенести незамечено тысячу тонн тротила?

Катастрофу постарались быстро «замять», уволив командующего В.А. Пархоменко и адмирала Н.Г. Кузнецова, выплатили семьям погибших пособия. «Новороссийск» отправили на слом, вслед за ним отправили туда же линкор «Севастополь». Через несколько лет турки, отказавшись передать французам для создания музея, ржавеющий «Гебен», также разрезали его.
Надо сказать, что сегодня памятник морякам «Новороссийска» есть, а вот увековечить, героически погибших моряков «Императрицы Марии», забыли.

Линейные корабли типа «Императрица Мария»

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Построенные корабли

Линейные корабли типа «Императрица Мария» - тип, состоявший из четырех дредноутов Черноморского флота Российской империи и СССР . Полностью завершены были три корабля, «Император Николай I» не был достроен. Головной корабль серии «Императрица Мария» затонул 7 октября 1916 года в результате взрыва артиллерийских погребов, «Императрица Екатерина Великая» затоплена 18 июня 1918 года при наступлении немецких войск, линейный корабль «Император Александр III» служил в составе Добровольческой армии, разобран в 1936 году, «Император Николай I» не был закончен, пущен на слом в 1927 году.

История создания

Предпосылки

HMS Erin , линкор типа Reşadiye

Традиционным и, по сути, единственно возможным противником России на Черном море была Османская империя . Подавляющее превосходство над некогда могучей державой было установлено еще в эпоху парусных кораблей. Однако к 1910 году ситуация изменилась. В Европе складывались два блока противоборствующих держав. Османская империя могла заметно усилить тот или иной блок и вряд ли стоило ожидать ее присоединения к России. Турция вступила в войну уже после ее начала, но подготовка к ней началась в разваливающейся Османской империи в 1910 году. Флот Империи усилился двумя устаревшими линкорами преддредноутного типа Branderburg , купленными в Германии, а также восемью современными эскадренными миноносцами (по четыре было куплено в Германии и Франции). Такое усиление флота Турции не могло пройти незамеченным. Однако определяющим фактором в разработке новых кораблей для Российского флота стали, конечно, дредноуты.

HMS Agincourt

Всего четыре года прошло с момента создания HMS Dreadnought . Мировые державы лихорадочно начали строить новые линкоры-дредноуты. Турция, конечно, не имела возможности ни разработать, ни построить такие корабли. Поэтому в 1910 году начались, а в 1911 успешно закончились переговоры с английскими фирмами Vickers и Armstrong . Они должны были построить для Османской империи три современных линкора. Это были два корабля типа Reşadiye , по сути являвшиеся копиями британских линкоров типа George V . Они также несли 10 343-мм орудий главного калибра, однако получили 150-мм орудия в качестве вспомогательной артиллерии вместо 100-мм пушек на британских кораблях. Еще один корабль, HMS Agincourt , был куплен в конце 1913 года уже готовым .

Корабли, строившихся на заводе «Руссуд», име­ли по 18 главных поперечных водонепроницаемых переборок , на «Екатерине II» - на три боль­ше (всего 150 шпангоутных рам на корабль) . Линкоры имели три бронированные палубы . В средней части корпуса переборки доходили до средней из них, в оконечностях - до верхней палубы. Сама верхняя палуба была практически полностью плоской (возвышение в оконечностях - не более 0.6 метра), она покрывалась 50-мм досками. ] корабля обеспечивалась также двойным и тройным дном и продольными переборками: двумя переборками в турбинных отделениях и одной в диаметральной плоскости в отделении конденсаторов. Броневая трюмная переборка, имевшаяся на «Севастополях», была убрана. Противоминной защиты линкоры не имели, корабли защищали только двойное и тройное дно и тонкие продольные переборки.

В конструкции корпуса применялось четыре сорта стали:

  • высокого сопротивления (подбашенные подкрепления, до 72 кгс/мм², растяжение не менее 16 %);
  • повышенного сопротивления (килевая балка, стрингеры, продольные бимсы, наружная обшивка, флоры и бракеты , до 63 кгс/мм², растяжение не менее 18 %);
  • мягкая судостроительная сталь (42 кгс/мм², растяжение не менее 20 %);
  • броневая сталь (броневые палубы , переборки, траверзы).

Вспомогательное оборудование, экипаж

Гребные винты «Николая I»

Корабли оборудовались шестью турбогенераторами , обслуживающими две динамо-машины. Одна из них выдавала переменный (50 Гц, 220 В), одна - постоянный ток. Общая мощность - 1840 кВт. Основная электрическая сеть линкоров использовала переменный ток. Постоянный ток требовался крупным агрегатам - приводам башен главного калибра, кранам, мощным прожекторам («Императрица Мария» и «Александр» - четыре 90-см, два 120-см, «Екатерина» - шесть 90-см, «Николай» четыре 110-см и два 90-см). Корабли оборудовались радиостанциями мощностью 2 и 10 кВт. Плавсредства были представлены парами лодок: моторные катера длиной 12.8 метра, 12.2-м паровые катера, весельные баркасы (с двигателем и без), весельные вельботы и ялы , 5-метровые шлюпки . Спуск осуществлялся с помощью кранов.

Линкоры имели по два балансирных руля . Рули состояли из стальных кованных баллеров и ребер, а пространство между ними заполнялось деревянными просмоленными брусьями. Внешние части гребных валов поддерживались четырьмя стальными литыми кронштейнами. Наибольший угол перекладки рулей должен был составлять по 35° на борт. В движение линкоры приводились четырьмя латунными винтами. Корабли имели два становых и один запасной якоря в носу (масса 7993 кг, длина цепи 274 м, калибр 76.7 мм), и один кормовой верп (2664 кг, 183 метра).

Экипаж линкоров состоял из 1220 человек, из них 33 офицера. На более крупном «Николае I» требовалось на 46 матросов больше.

Энергетическая установка и ходовые качества

Разрез «Николая I» по машинному отделению

Корабли, строившиеся на заводе «Руссуд» , получили турбины от английской фирмы John Brown . Завод ОНЗиВ изготавливал турбины своими силами, привлекая сотрудников компании Vickers . Турбины имели мощность по 5333 л.с. каждая. Они состояли из пятнадцати последовательных ступеней, которые позволяли все больше нагнетать давление пара (начальное рабочее давление – 11.3 атм.). Все турбины были собраны в два машинных отделения . Это деление согласовывалось с разделением валов . Линкоры имели по четыре вала. Каждое машинное отделение приводило в движение один вал с помощью турбин высокого давления и один вал – турбинами низкого давления. Вращение валов могло осуществляться в обоих направлениях. Суммарная мощность турбин, необходимая для достижения проектной скорости в 20.5 узла, составляла 21000 л.с. и требовала частоты вращения турбин 300 об/мин. В форсированном режиме мощность возрастала до 26000 л.с., обороты – до 320 об/мин, а скорость – примерно до 21.5 узла. На испытаниях энергетическая установка «Екатерины Великой» сумела развить мощность в 33000 л.с.

Котельная установка была разделена на пять отделений по четыре водотрубных котла типа Ярроу. Котлы поставлял Харьковский паровозостроительный завод. В носовой части линкоров устанавливались восемь котлов. Они располагались между первой и второй башнями, где также была установлена труба . Еще двенадцать котлов устанавливались, как и еще одна труба, между средними башнями. Давление пара в котлах – 17.5 атм. Площадь нагревательной поверхности – 6800 кв.м. Отопление котлов осуществлялось в первую очередь углем, запасным топливом служила нефть. Расход угля в штатном режиме работы энергетической установки – 0.8 кг/л.с./час. Такой же расход предусматривало смешанное отопление, при котором 40% составляла нефть. Угольные ямы находились во всех, кроме самого первого, котельных отделениях, на нижней палубе на протяжении котельных отделений, между продольными переборками и двойным дном (также на протяжении отделений), и над скосами броневой переборки, до борта на протяжении котельных отделений и средних башен. Запас угля составлял 1730-2340 тонн («Николай» должен был нести до 3560 тонн), нефти – 430-640 тонн. Максимальная дальность плавания – 3000 миль на скорости в 12 узлов и 1640 миль на максимальной скорости.

Бронирование

Схема бронирования «Императрицы Марии»

Линкоры использовали цементированную броню. Основной броневой пояс достигал толщины 262.5 мм в районе цитадели. Перед ней пояс продолжался с толщиной 217 мм, позади – 175 мм. К носу бронирование уменьшалось сначала до 125 мм, затем до 75 мм. В корме бронирование уменьшалось до 125 мм. Высота броневого пояса составляла 5.25 метра, из них 3.5 метра – над ватерлинией. Между корпусом и броневыми листами устанавливалась 75-мм деревянная прослойка. Траверз цитадели защищался 50-мм броней спереди и 100-мм сзади. Это делало артиллерийские погреба крайних орудий слабо защищенными при огне с носа или кормы. Верхний броневой пояс имел толщину 125 мм. В носовой оконечности после казематов вспомогательных орудий толщина уменьшалась до 75 мм, кормовая оконечность не защищалась верхним поясом. Передние казематы имели 25-мм бронирование в траверзе, и дополнительные 25 мм между каждой парой казематов. Внутри корпуса за броневым поясом располагалась бронированная переборка толщиной 50 мм. Башни орудий главного калибра защищались 250-мм лобовой и бортовой и 305-мм броней сзади, крыша башен – 100 мм. Маски орудий составляли 50 мм, они также разделялись 25-мм переборками внутри башни. Барбеты имели 250-мм защиту, которая уменьшалась до 150 мм у крайних и 125 мм у внутренних башен под верхней палубой. Передняя и задняя боевые рубки имели 300-мм стороны и 250-мм крышу. Конструкция, поддерживающая боевую рубку , защищалась 250-мм броней, которая уменьшалась до 100 мм ниже верхней палубы. Трубы проводки между боевыми рубками и центральным постом защищались 75-мм броней, выхлопные трубы – 22 мм. Толщина верхней палубы составляла 37.5 мм, в кормовой оконечности – 6 мм. Палубу покрывал 50-мм сосновый настил. Средняя палуба имела 25 мм над защищенной цитаделью и в носовой оконечности, 37.5 мм вне цитадели в кормовой оконечности, и 19 мм над румпельным отделением и между бортом и продольными броневыми переборками. Нижняя палуба имела в основном 25 мм. Кроме кормовой оконечности, нижняя палуба продолжалась 50-мм скосами к бортам, в кормовой оконечности палуба была горизонтальной 50-мм. Подводная защита не предусматривалась, если не считать наличия двойного или тройного дна. «Николай I» имел усиленное бронирование. Максимальная защита цитадели увеличилась до 270 мм. Защита носовой оконечности в нижней части достигала 200 мм от 12 до 27 шпангоутов и 100 мм перед 12 шпангоутом. За этой защитой следовал еще один 100-мм пояс, а от средней до верхней палубы предусматривались 75 мм защиты. В корме от 128 до 175 шпангоута шел 175-мм пояс. Верхняя палуба закрывалась 35-мм броней, средняя доходила до 63 мм между продольными переборками. Нижняя палуба предусматривала 35-мм защиту в корме и 75-мм скосы в средней части корабля. В носовой части - 63 мм. Продольные броневые переборки достигали 75 мм между средней и нижней палубами и 25 мм выше средней палубы. В лобовой проекции на 12 шпангоуте устанавливался 75-мм траверз. Башни имели 300-мм броню во лбу и 200-мм на стенках и крыше. Защита подачных труб снарядов достигала 300 мм. Боевая рубка защищалась 400 мм брони по бортам и 250 мм на крыше.

Управление огнем

Схема боевой рубки

Система управления огнем основывалась на двух 6-метровых дальномерах и механическом счетном устройстве. Дальномеры устанавливались над боевой рубкой в носовой части и на кормовой боевой рубке (запасной) . Пост управления огнем находился в носовой боевой рубке. Здесь показания дальномеров, поступавшие с периодом до пяти секунд, обрабатывались счетной машиной отечественного производства. Машина рассчитывала расстояние до цели, которое далее корректировалось штурманом, чтобы учесть движение цели за время полета снаряда. Эти данные управляющий огнем переводил непосредственно в углы поворота и возвышения орудий, учитывая при этом поправку на ветер и отклонение снаряда, вызываемое его вращением. Данные по углам поворота и возвышения передавались, соответственно, на посты наводки самой башни и каждого орудия, при этом учитывалось смещение башен относительно дальномера. Выстрел производился при нулевом крене, при этом спуск производился автоматически. Корректировочный расчет из трех человек помещался на фок-мачте над боевой рубкой. Башни были снабжены собственными прицельными устройствами и могли вести стрельбу автономно. То же относится к орудиям вспомогательного калибра: они также получали данные стрельбы от центрального поста, но имели возможность самостоятельной стрельбы.

Вооружение

Главный калибр

Трехорудийные башни на «Севастополе»

Главный калибр линкоров был представлен двенадцатью 304.8-мм орудиями Обуховского завода, собранными в четыре башни с линейно-одноуровневой схемой расположения. Это были самые мощные орудия российского производства, установленные на отечественные корабли. Длина ствола составляла 52 калибра (15850 мм), масса - 50.7 тонн. Затвор поршневой. Начальная скорость снаряда - около 762 м/с. Одноуровневое расположение башен накладывало ограничения на сектор обстрела: для первой башни - 0-165°, для второй - 30-170°, для третьей - 10-165° и для четвёртой - 30-180° на оба борта, при меньших углах как вперед, так и назад стреляли три башни. Скорость поворота башен 3.2 градуса в секунду, скорость склонения орудий 3-4 градуса в секунду, масса 858.3 тонн. Заряжание осуществлялось при угле возвышения от -5 до 15 градусов. Скорострельность - до 2 выстрелов в минуту. Для выстрела использовался снаряд и два полузаряда. Для заряжания и подъема снарядов использовался электропривод, хотя предусматривалось и ручное заряжание.

Характеристики орудий и башен главного калибра

Масса орудия 50.7 тонн
Масса башни 858.3 тонн
Длина орудия 15850 мм
Объем каморы 224.6 л
Масса бронебойного снаряда обр. 1911 года 470.9 кг
Масса взрывчатки бронебойного снаряда 12.96 кг
Масса полубронебойного снаряда обр. 1911 года 470.9 кг
Масса взрывчатки полубронебойного снаряда 61.5 кг
470.9 кг
58.8 кг
Начальная скорость 762 м/с
Срок службы орудия 400 выстрелов
Количество снарядов 100 1
Дальность стрельбы, возвышение 18.63 градусов 20 км
Скорость входа, возвышение 18.63 градусов 359 м/с
Угол падения, возвышение 18.63 градусов 30.18 градусов
Дальность стрельбы, возвышение 25 градусов 23.3 км
Скорость входа, возвышение 25 градусов 352 м/с
Угол падения, возвышение 25 градусов 40.21 градусов
Бронепробитие на 9.14 км 352/17 мм 2
Бронепробитие на 18.29 км 207/60 мм
Бронепробитие на 27.43 км 127/140 мм
Склонение орудий -5/35
Скорость склонения 3-4 градусов в секунду
Скорость поворота 3.2 градусов в секунду
Угол зарядки -5 до 15 градусов

1 Передние и задние башни часть боезапаса имели в запасных погребах
2 Пробитие вертикальной и горизонтальной брони

Схема башен главного калибра

План башни и снаряды Продольный разрез

Вспомогательная артиллерия

Вспомогательная артиллерия состояла из 20 130-мм орудий длиной 55 калибров . Орудия стальные, нарезные, с поршневыми затворами типа Веллина, размещались на станках с центральным штырем. Компрессор у каждого орудия гидравлический, накатник пружинный. Подъемный механизм секторный. Поворотный механизм червячного типа. Каждое орудие заключалось в отельный каземат. Большая часть орудий (12) сосредотачивалась в носовой части линкора. Вертикальное и горизонтальное наведение производилось вручную.

Характеристики орудий вспомогательного калибра

Масса орудия 5.136 тонн
Длина орудия 7.15 м
Объем каморы 17.53 л
Масса фугасного снаряда обр. 1911 года 36.86 кг
Масса взрывчатки фугасного снаряда 4.71 кг
Начальная скорость 823 м/с
Срок службы орудия 300 выстрелов
Количество снарядов 245 1
Дальность стрельбы, возвышение 20 градусов 15.364 км
Дальность стрельбы, возвышение 30 градусов 18.29 км
Склонение орудий -5/30
Скорость склонения 4 градуса в секунду
Скорость поворота 4 градуса в секунду
Угол зарядки любой
Скорострельность 5-8 выстрелов в минуту

1 Боезапас передних орудий кораблей завода «Руссуд» был уменьшен до 100 из-за перегрузки

Зенитная артиллерия

Противовоздушная оборона была на кораблях реализована слабо. Зенитная артиллерия была представлена 4 75-мм орудиями образца 1892 года, переделанными в зенитные. Угол возвышения этих орудий достигал 50 градусов, максимальная высота, доступная орудиям - 4900 метров, максимальная дальность поражения самолетов - 6500 метров. Скорострельность составляла 12-15 выстрелов в минуту, масса шрапнельного снаряда 4.91 кг, начальная скорость - 747 м/с. «Император Александр III» имел улучшенные 76.2-мм орудия, которые при меньшей скорострельности значительно увеличивали дальность стрельбы. На «Николае I» поначалу планировалось установить четыре 64-мм зенитные пушки, затем их в проекте заменили на новые, еще не готовые 102-мм, и четыре пулемета калибра 7.92 мм.

Минно-торпедное вооружение

Продольный разрез торпеды Уайтхеда.

На линкоры устанавливались четыре 450-мм подводных торпедных аппаратов . Торпеды изготавливались по проекту Уайтхеда по лицензии в России на Обуховском заводе и заводе Лесснера. Длина торпеды 5.58 м, масса 810 кг, масса взрывчатки 100 кг. Торпедные аппараты устанавливались в районе магазинов носовых башен, по два с каждого борта.

Модернизации и переоборудования

Одним из недостатков линкоров была их непригодность к модернизации. Два корабля, построенные на заводе «Руссуд» , был изначально перегружены в носовой части, на них нельзя было установить дополнительное оборудование. Хотя корабли завода ОНЗиВ в этом плане были спроектированы лучше, их запас на модернизации также был незначителен. Скорая гибель «Императрицы Марии» не позволила провести изменений в ее конструкции. «Император Александр III» лишился двух передних вспомогательных 130-мм орудий и получил улучшенные зенитные орудия еще во время строительства. «Императрица Екатерина Великая» получила меньший запас снарядов для носовых орудий обоих калибров по сравнению с проектом.

История службы

Сравнение с современниками

Сравнение линкоров целесообразно проводить с их предшественниками - кораблями типа «Севастополь», а также линейными силами, которыми располагала или рассчитывала располагать Османская империя и Германия. Даже с учетом того, что для Османской империи корабли строила Великобритания, ведущая на тот момент в гонке морских вооружений, российские корабли выглядят конкурентоспособными. Их главный недостаток - небольшой калибр орудий. Британские линкоры к тому времени переходили на орудия калибром около 14 дюймов. Это должно было компенсироваться количеством российских 12-дюймовых орудий. Российские линкоры также имели мощное бронирование, надежно защищавшее не только цитадель, но практически весь корабль. Их главные недостатки - невысокая скорость хода и перегрузка, следствием которой явились плохая мореходность и отсутствие возможности модернизации кораблей.

Сравнение с другими линейными кораблями

«Императрица Мария»

Линейный корабль «Императрица Мария», один из лучших боевых судов русского флота, погиб в 1916 году. Появление этого корабля приходится на период, когда возрождение отечественной морской мощи после трагедии Цусимы стало одной из главнейших задач. Решение об усилении Черноморского флота новыми линкорами было вызвано и намерением Турции — давнего противника России на юге — приобрести за границей три современных линейных корабля типа дредноут, что сразу же обеспечивало ей превосходство на Черном море. Чтобы сохранить паритет, Морское ведомство России настояло на безотлагательном усилении Черноморского флота за счет ввода в строй новейших линкоров.

11 июня 1911 года одновременно с церемонией официальной закладки новый корабль был зачислен в состав русского императорского флота под названием «Императрица Мария». «Мария» была спущена на воду 6 октября 1913 года, а 23 июня 1915 года, подняв флаги, начала настоящую боевую флотскую жизнь.

Линкор имел водоизмещение 25465 тонн, длина корабля составляла 168 метров, скорость — 21 узел. «Мария» несла на борту двенадцать 305-мм орудий главного калибра, двадцать 130-мм орудий, имелась противоминная артиллерия и торпедные аппараты, корабль был хорошо бронирован.

Уже через несколько месяцев после прихода в Севастополь «Мария» принимает активное участие в боевых операциях против германо-турецкого флота. На линкоре держит флаг командующий Черноморским флотом адмирал Александр Колчак. А ввод в строй однотипного линейного корабля «Императрица Екатерина Великая» положил окончательный предел господству на Черном море германских крейсеров.

Ранним утром 7 октября 1916 года в 00 часов 20 минут на стоявшем в Северной бухте Севастополя линейном корабле «Императрица Мария» прогремел взрыв. Затем в течение 48 минут — еще пятнадцать. Корабль начал крениться на правый борт и, перевернувшись, затонул. Русский военный флот потерял в то утро 217 моряков и один из сильнейших боевых кораблей.

Трагедия потрясла всю Россию. Выяснением причин гибели линкора занялась комиссия Морского министерства, которую возглавил адмирал Н.М. Яковлев. В составе комиссии был и известный кораблестроитель, член Академии наук России А.Н. Крылов, который стал автором заключения, одобренного всеми членами комиссии.

В ходе проведенного расследования были представлены три версии гибели линкора.

  1. Самовозгорание пороха.
  2. Небрежность в обращении с огнем или порохом.
  3. Злой умысел.

Однако после рассмотрения всех трех версий комиссия заключила, что «прийти к точному и доказательно обоснованному выводу не представляется возможным, приходится лишь оценивать вероятность этих предположений, сопоставляя выяснившиеся при следствии обстоятельства».

Из возможных версий две первые комиссия в принципе не исключала. Что касается злого умысла, то, даже установив ряд нарушений в правилах доступа к артиллерийским погребам и недостаток контроля за находившимися на корабле рабочими-ремонтниками, комиссия посчитала эту версию маловероятной. Таким образом, ни одна из выдвинутых комиссией версий не нашла достаточного фактического подтверждения.

Между тем новые документы, уже из архивов советской контрразведки, свидетельствуют о пристальном внимании к «Императрице Марии» и другим кораблям Черноморского флота германской военной разведки. В 1933 году органами ОГПУ Украины в крупном судостроительном центре страны Николаеве была разоблачена немецкая резидентура, действовавшая под прикрытием торговой фирмы «Контроль-К», возглавляемой Виктором Эдуардовичем Верманом, 1883 года рождения, уроженцем города Херсона, проживавшим в Николаеве и работавшим начальником механосборочного цеха «Плуг и молот». Цель организации — срыв судостроительной программы набирающего мощь военного и торгового флота Советского Союза. Конкретные задачи — совершение диверсий на Николаевском заводе имени Анри Марта, а также сбор информации о строящихся там судах, большинство из которых были военными.

Сам Верман являлся разведчиком с дореволюционным стажем. На допросе он рассказывал: «Шпионской деятельностью я стал заниматься в 1908 году (именно с этого периода начинается осуществление новой морской программы России. — Авт.) в Николаеве, работая на заводе “Наваль” в отделе морских машин. Вовлечен в шпионскую деятельность я был группой немецких инженеров того отдела, состоящей из инженеров Моора и Гана». И далее: «Моор и Ган, а более всего первый, стали меня обрабатывать и вовлекать в разведывательную работу в пользу Германии».

Верману было поручено взять на себя руководство всей немецкой разведсетью на юге России: в Николаеве, Одессе, Херсоне и Севастополе. Он вербовал людей для разведывательной работы в Николаеве, Одессе, Севастополе и Херсоне, собирал материалы о промышленных предприятиях, данные о строящихся военных судах подводного и надводного плавания, их конструкции, вооружении, тоннаже, скорости.

На допросе Верман рассказывал: «Из лиц, мною лично завербованных для шпионской работы в период 1908-1914 гг., я помню следующих: Штайвеха, Блимке, Наймаера, Линке Бруно, инженера Шеффера, электрика Сгибнева». Все они сотрудники судостроительных заводов, имевшие право прохода на строящиеся корабли. Особый интерес вызвал электрик А.В. Сгибнев. Он отвечал за работы по оборудованию временного освещения строящихся на «Руссуде» военных кораблей, в том числе и «Императрицы Марии».

В ходе следствия Сгибнев показал, что Вермана очень интересовала схема артиллерийских башен дредноутов. А ведь первый взрыв на линкоре «Императрица Мария» раздался именно под носовой артиллерийской башней. «В период 1912-1914 гг., — рассказывал Сгибнев, — я передавал Верману сведения в устной форме о строящихся линейных кораблях типа дредноут, “Мария” и “Александр III” в рамках того, что мне было известно о ходе их постройки и сроках готовности отдельных отсеков кораблей».

Во время взрыва на «Марии» Верман был депортирован и лично организовать диверсию он не мог. Но в Николаеве и Севастополе была оставлена хорошо подготовленная разведсеть. Позднее он сам говорил об этом: «Я лично осуществлял связь с 1908 года по разведывательной работе со следующими городами: …Севастополем, где разведывательной работой руководил инженер-механик завода “Наваль” Визер, находившийся в Севастополе по поручению нашего завода специально для монтажа строившегося в Севастополе броненосца “Златоуст”. Знаю, что у Визера была своя шпионская сеть в Севастополе, из состава которой я помню только конструктора адмиралтейства Карпова Ивана, с которым мне приходилось лично сталкиваться».

Не участвовал ли Визер в достройке «Императрицы Марии» или ее ремонте в начале октября 1916 года? Тогда на борту корабля ежедневно находились десятки инженеров, техников и рабочих. Проход на корабль этих людей не составлял труда. Вот что об этом говорится в письме севастопольского жандармского управления начальнику штаба командующего Черноморским флотом: «Матросы говорят о том, что рабочие по проводке электричества, бывшие на корабле накануне взрыва, до 10 часов вечера могли что-нибудь учинить и со злым умыслом, так как рабочие при входе на корабль совершенно не осматривались и работали также без досмотра. Особенно высказывается подозрение в этом отношении на инженера той фирмы, что на Нахимовском проспекте, д. 355, якобы накануне взрыва уехавшего из Севастополя».

Вопросов много. Но ясно одно — постройка новейших линкоров Черноморского флота, в том числе «Императрицы Марии», «опекалась» агентами германской военной разведки самым плотным образом. Немцев очень беспокоил русский военный потенциал на Черном море, и они могли пойти на любые действия, чтобы не допустить превосходства России на данном театре военных действий.

В связи с этим интересны сведения агента петроградского департамента полиции, выступавшего под псевдонимами «Александров», «Ленин» и «Шарль». Его настоящее имя Бенциан Долин. В период Первой мировой войны Долин, как и многие другие агенты политической полиции, был переориентирован на работу в области внешней контрразведки. «Шарль» вышел на контакте немецкой военной разведкой и получил задание вывести из строя «Императрицу Марию». Один из руководителей немецкой разведки, с которым агент встретился в Берне, сказал ему: «У русских одно преимущество перед нами на Черном море — это “Мария”. Постарайтесь убрать ее. Тогда наши силы будут равны, а при равенстве сил мы победим».

На запрос «Шарля» в петроградский департамент полиции он получил распоряжение принять с некоторыми оговорками предложение об уничтожении русского линкора. По возвращении в Петроград агент был передан в распоряжение военных властей, однако связь с ним не была восстановлена. В результате такого бездействия были утеряны контакты с германской разведкой, на очередную встречу с которой агент должен был выйти через два месяца в Стокгольме. Еще через некоторое время «Шарль» узнал из газет о взрывах на «Императрице Марии». Отправленное им в связи с этим событием письмо в департамент полиции осталось без ответа.

Следствие по делу арестованных в Николаеве германских агентов было закончено в 1934 году. Вызывает недоумение легкость наказания, понесенного Верманом и Сгибневым. Первый был выдворен за пределы СССР в марте 1934 года, второй — приговорен к 3 годам лагерей. Более того: в 1989 году оба были реабилитированы. В заключении органов юстиции говорится, что Верман, Сгибнев, а также Шеффер (который понес самое тяжкое наказание — был приговорен к расстрелу, хотя сведений о приведении приговора в исполнение не имеется) попадают под действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов».

20 октября 1916 года в бухте Севастополя взорвался новейший русский линкор «Императрица Мария».

В советские времена мальчишки и девчонки зачитывались приключенческой повестью Анатолия Рыбакова «Кортик». Сюжет повести был связан с реликвией, ради завладения которой один из отрицательных персонажей совершил убийство и подрыв линкора «Императрица Мария».

Версия писателя Рыбакова имеет право на существование. Хотя бы потому, что и через 100 лет после гибели линкора, который существовал в действительности, причины этой трагедии так и не установлены.

Назло турецкому супостату

В 1911 году на кораблестроительном заводе в Николаеве была заложена серия российских линкоров, которые должны были противостоять новейшим турецким военным кораблям в Черном море.

Всего планировалось четыре корабля, из которых успели достроить три — «Императрица Мария», «Император Александр III» и «Императрица Екатерина Великая».

Головным кораблем серии стал линкор «Императрица Мария», заложенный вместе с двумя другими кораблями 17 октября 1911 года. «Императрица Мария» была спущена на воду 19 октября 1913 года.

Своё название корабль получил по имени вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны , супруги покойного императора Александра III .

Линкор был оснащен четырьмя 457-мм торпедными аппаратами, двадцатью 130-мм орудиями, а также башнями 305-мм орудий главного калибра.

Достройка корабля завершилась уже в разгар Первой Мировой войны, в начале 1915 года, и 30 июня линкор прибыл в Севастополь.

Во время ходовых испытаний были выявлены недостатки, которые пришлось спешно устранять. В частности, из-за дифферента на нос потребовалось облегчить носовую часть.

Было также отмечено, что система вентиляции и охлаждения артиллерийских погребов была сделана неудачно, из-за чего там сохранялась высокая температура.

Линкор «Императрица Мария» покидает завод Руссуд 24 июня 1915 года. Фото: Commons.wikimedia.org

«Спасенных много, число их выясняется»

В конце 1915 - начале 1916 годов «Императрица Мария» успешно действовала в составе Черноморского флота. Летом 1916 года линкор стал флагманским кораблем нового командующего флотом, которым стал вице-адмирал Колчак .

20 октября 1916 года в 6 часов 20 минут под носовой башней «Императрицы Марии», стоявшей в бухте Севастополя, прогремел мощный взрыв. В течение последующих 48 минут произошло еще около полутора десятков взрывов различной мощности, в результате которых линкор пошел ко дну.

Командующий флотом Колчак прибыл к месту катастрофы и лично руководил спасением моряков. В 8:45 он отправил телеграмму Николаю II : «Сегодня в 7 час. 17 мин. на рейде Севастополя погиб линейный корабль «Императрица Мария». В 6 час. 20 мин. произошел внутренний взрыв носовых погребов и начался пожар нефти. Тотчас же начали затопление остальных погребов, но к некоторым нельзя было проникнуть из-за пожара. Взрывы погребов и нефти продолжались, корабль постепенно садился носом и в 7 час. 17 мин. перевернулся. Спасенных много, число их выясняется. Колчак».

В тот же день Колчак в телеграмме начальнику Генерального морского штаба адмиралу Русину докладывал о гибели инженер-механика мичмана Игнатьева и 320 «нижних чинов».

«Прийти к точному выводу не представляется возможным»

Внезапная гибель одного из самых современных кораблей флота в разгар войны — событие из ряда вон выходящие. Для выяснения причин гибели линкора была назначена комиссия Морского министерства, которую возглавил член Адмиралтейств-Совета адмирал Яковлев.

Были выдвинуты три основные версии: самовозгорание пороха; небрежность в обращении с огнем или порохом; злой умысел.

Итогом работы комиссии стало следующее заключение: «Прийти к точному и доказательно обоснованному выводу не представляется возможным, приходится лишь оценивать вероятность этих предположений, сопоставляя выяснившиеся при следствии обстоятельства».

Адмирал Колчак в диверсию не верил. Четыре года спустя, отвечая на вопросы следователей незадолго до казни, он коснулся истории с «Императрицей Марией», заметив: «Во всяком случае, никаких данных, что это был злой умысел, не было».

Колчак, как и многие на флоте, полагал, что линкор могли погубить конструктивные недостатки. Уже упоминавшаяся высокая температура в артиллерийских погребах могла привести к возгоранию.

«Императрица Мария» в 1916 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Халатность или злой умысел?

Не было уверенности в дисциплинированности экипажа. После подъема судна, по утверждению ряда свидетелей, в подбашенном помещении одной из башен был найден матросский сундучок, в котором находились две стеариновые свечи, коробка спичек, набор сапожных инструментов, а также две пары ботинок, одна из которых была починена, а другая не закончена.

Якобы некий умелец из числа матросов прибивал к ботинкам нарезанные полоски бездымного ленточного пороха, вынутые из полузарядов для орудий. Подобные манипуляции могли стать причиной катастрофы.

Старший офицер «Императрицы Марии» Анатолий Городынский много лет спустя высказывал предположение, что кто-то из членов экипажа мог уронить боеприпас, занимаясь перестановками в артиллерийском погребе.

Сам командующий Черноморским флотом Колчак, признавал, что дисциплина на кораблях хромала, и подрыв по халатности тоже не исключал.

Рассматривалась и вероятность диверсии. Севастопольское жандармское управление и контрразведка докладывали, что среди матросов ходят упорные слухи, что это было покушение на командующего флотом. Моряки считали, что Колчака могли попытаться «убрать» люди «с немецкими фамилиями», входившие в окружение предыдущего командующего Черноморским флотом.

Дело «группы Вермана»

Дело о гибели линкора «Императрица Мария» расследовали много лет спустя и советские спецслужбы. В 1930-х годах в Николаеве была раскрыта резидентура немецкой разведки во главе с Виктором Верманом . Группу подозревали в подготовке диверсий на судоверфях с целью срыва советской судостроительной программы.

В ходе следствия Верман сообщил, что работал на немцев аж с 1908 года, а во время Первой Мировой войны собирал сведения о новейших русских линкорах, в частности, об «Императрице Марии».

Следователи ОГПУ установили, что германское командование считало «Императрицу Марию» серьезной угрозой своим планам и даже вынашивало идею диверсии. Однако установить, имел ли факт диверсии место на самом деле, не удалось. Сам Верман по решению суда был всего-навсего выдворен за пределы СССР — не исключено, что немецкого резидента на кого-то обменяли.

Впрочем, вся история о «группе Вермана» подвергается серьезному сомнению, а показания задержанных некоторые считают вынужденными, полученными под пытками.

Герой повести «Кортик» говорит о взрыве на линкоре: «Тёмная история… Разбирались в этом деле много, да всё без толку». Пожалуй, эти слова точны и в год 100-летия гибели «Императрицы Марии».

Линейный корабль Императрица Мария после постановки в док и откачки воды, 1919 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Поднят и разобран на металл

Практически сразу после гибели «Императрицы Марии» началась разработка плана подъема корабля. Согласно проекту, в отсеки корабля, предварительно загерметизированные, подавался сжатый воздух, вытесняя воду, и корабль должен был всплыть вверх килем. Затем планировалось ввести судно в док и полностью загерметизировать корпус, а на глубокой воде поставить его на ровный киль.

Уникальный проект был разработан русским судостроителем Алексеем Крыловым. Этот удивительный человек, судостроитель и математик, к своим царским регалиям впоследствии прибавит Сталинскую премию и звание Героя Социалистического Труда.

Проект Крылова был успешно реализован — в августе 1918 года корпус линкора был заведен в док.

Увы, Гражданская война не позволила завершить начатое. В итоге в 1927 году так и не восстановленный линкор был разобран на металл.

Башни главного калибра, сорвавшиеся с «Императрицы Марии» при затоплении, были подняты специалистами экспедиции подводных работ особого назначения в 1931 году.

Некоторые исследователи утверждают, что поднятые орудия были введены в состав 30-й береговой батареи и участвовали в обороне Севастополя в ходе Великой Отечественной войны. Их оппоненты отвергают это предположение, заявляя, что на батарее использовались только орудийные станки с русского линкора.

P.S. Через 39 лет и 9 дней после гибели «Императрицы Марии», 29 октября 1955 года в той же севастопольской бухте в результате взрыва погибнет линкор «Новороссийск». Причины гибели «Новороссийска», как и в случае с «Императрицей Марией», по сей день достоверно не установлены.

100 лет назад, 20 октября 1916 года, в Севастополе на одном из самых современных кораблей русского флота, флагмане Черноморского флота линкоре «Императрица Мария», произошёл взрыв порохового погреба, после чего судно затонуло.

Жертв могло быть гораздо больше, если бы во время взрыва, произошедшего в носовой орудийной башне линкора, экипаж корабля не стоял на молитве на палубе. Кроме того, часть офицеров находилась в береговом увольнении. «Императрица Мария» был флагманом Черноморского флота, на котором при выходе в море находился командующий Черноморским флотом вице-адмирал А. В. Колчак.

В телеграмме Колчака царю Николаю II сообщалось: «Вашему императорскому величеству всеподданнейше доношу: «Сегодня в 7 час. 17 мин. на рейде Севастополя погиб линейный корабль «Императрица Мария». В 6 час. 20 мин. произошел внутренний взрыв носовых погребов и начался пожар нефти. Тотчас же начали затопление остальных погребов, но к некоторым нельзя было проникнуть из-за пожара. Взрывы погребов и нефти продолжались, корабль постепенно садился носом и в 7 час. 17 мин. перевернулся. Спасенных много, число их выясняется».

Для расследования трагедии была создана специальная комиссия, однако выяснить причины взрыва ей не удалось. До сих пор у историков нет однозначного мнения о причине трагедии: была ли это диверсия или просто трагическая случайность.

Предыстория

В Первую мировую войну противником Российской империи на Черном море был германо-турецкий флот. Перед войной Черноморский флот по всем статьям имел полное превосходство над турецкими военно-морскими силами. Наш флот превосходил противника по количеству вымпелов, по огневой мощи, по боевой подготовке, выучке офицеров и матросов и т. д. В его состав входили: 6 линейных кораблей старого типа (т. н. броненосцы, или додредноуты) - флагман флота «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон» (бывший «Князь Потёмкин-Таврический»), «Ростислав», «Три Святителя», «Синоп»; 2 крейсера типа «Богатырь», 17 эскадренных миноносцев, 12 миноносцев, 4 подводные лодки. Основной базой был Севастополь, флот имел свои верфи в Севастополе и Николаеве. Строились 4 мощных линейных корабля современного образца (дредноуты): «Императрица Мария», «Императрица Екатерина Великая», «Император Александр III», «Император Николай I».

У турков было всего несколько более или менее боеспособных кораблей: 2 бронепалубных крейсера «Меджидие» и «Гамидие», 2 эскадренных броненосца « Торгут Рейс» и «Хайреддин Барбаросса» (броненосцы типа «Бранденбург»), 8 эсминцев французской и немецкой постройки. При этом у османов практически не было своей кораблестроительной промышленности, не хватало денег, морских кадров, отсутствовала боевая подготовка, дисциплина была низкой. Турецкое правительство перед войной пыталось обновить флот, заказав новые корабли во Франции и Англии. Но война с Италией, две Балканские войны и начало Первой мировой войны сорвали эти планы. Денег в казне не было, а те корабли, которые строились в Англии, британцы конфисковали в свою пользу.

В результате выход турецкого флота из Босфорского пролива на бой с русским флотом был в принципе невозможен. Однако, хотя Черноморский флот и был существенно сильнее турецких морских сил, он был вынужден бездействовать. В Петербурге боялись спровоцировать вступление Турции в войну на стороне Германии и дали указание избегать агрессивных действий, которые могут вызвать войну с Османской империей. Хотя опыт войны с японцами показал ошибочность пассивной тактики, царское правительство, спустя 10 лет «наступило на те же грабли», командующий флотом А. А. Эбергард был связан директивой правительства.

Тем временем Германия изменила баланс сил на Чёрном море. 10 августа 1914 года в Турцию прибыли два новейших германских крейсера: тяжёлый «Гебен» (назвали «Султан Селим») и легкий «Бреслау» («Мидилли»). Командир германской Средиземноморской дивизии контр-адмирал В. Сушон возглавил объединённые германо-турецкие силы. «Гебен» был мощнее любого русского линкора старого типа, но вместе русские броненосцы его бы уничтожили. Поэтому при столкновении со всей эскадрой «Гебен» уходил, пользуясь своей высокой скоростью. Под давлением Германии турецкая «военная партия» взяла вверх, и Османская империя решилась вступить в войну.

29-30 октября германо-турецкий флот нанёс артиллерийский удар по Севастополю, Одессе, Феодосии и Новороссийску. Это событие получило название - «Севастопольская побудка». Таким образом, боевые действия на Черном море начались неожиданно для Российской империи. Черноморский флот был застигнут врасплох противником. Однако германо-турецкие силы не смогли нанести большой вред русскому флоту: силы распылили, да и не хватало огневой мощи.

Практически сразу русский флот нанёс ответный «визит»: огнем крейсера «Кагул» были уничтожены огромные угольные хранилища в Зонгулдаке (Зунгулдак), а броненосец «Пантелеймон» и миноносцы потопили несколько войсковых транспортов и тральщиков противника. Кроме того, эсминцы под прикрытием броненосцев поставили мины у самого Босфора. В ноябре русская эскадра выходит на поиск вражеских кораблей, обстреливает Трапезунд и встречается на обратном пути с германскими крейсерами. Бой у мыса Сарыч 18 ноября 1914 г. свёлся к перестрелке между линкором «Евстафий» и «Гебеном». Оба корабля получили повреждения («Гебен» пришлось ставить на ремонт). Германцы не могли вести бой со всей бригадой русских линкоров и, пользуясь преимуществом в скорости хода, немецкие крейсера смогли оторваться от русской эскадры и уйти.

В декабре «Гебен» подорвался на русской мине у Босфорского пролива, площадь пробоины левого борта составила 64 кв. метра, а правого - 50 кв. метров, «хлебнул воды» от 600 до 2000 тонн. Для ремонта пришлось вызвать специалистов из Германии, восстановительные работы в основном завершились к апрелю 1915 года. Однако в самом конце 1914 года в Черное море из Средиземного перешли 5 германских подлодок, что осложнило ситуацию на Черноморском театре.

В 1915 году Черноморский флот последовательно наращивал своё преимущество: русская эскадра совершала походы к вражеским берегам, наносились артиллерийские удары по Зонгулдаку, Трапезунду и другим портам. Были потоплены десятки вражеских пароходов, парусных судов с военными грузами. Для разведки турецких путей стали использоваться эсминцы, гидроавиация, русские подлодки начали патрулировать район Босфора.

В начале апреля 1915 года провалился план германо-турецкого командования по атаке Одессы. Предполагалось, что Одесса станет базой для русского десанта (Босфорская операция) и Сушон хотел уничтожить русские транспорты. Однако дело испортили русские минные заграждения. Крейсер «Меджидие» подорвался на мине. Полностью он не утонул, слишком маленькая глубина была. Экипаж сняли эсминцы. Германо-турецкий отряд ретировался. Летом турецкий крейсер подняли. В Одессе провели начальный ремонт, затем в Николаеве капитальный, перевооружили и через год в июне 1916 года корабль вошёл в состав Черноморского флота, как «Прут». В составе флота участвовал в нескольких операциях, в мае 1918 года захвачен германцами, передан туркам и там благодаря русскому ремонту состоял на службе турецкого флота аж до 1947 года.

План Босфорской операции

После Крымский войны в Российской империи прорабатывали различные варианты ведения войны с Турцией. После Русско-турецкой войны 1877-1877 гг. стало окончательно ясно, что нужен сильный флот. Одними сухопутными силами взять Стамбул крайне сложно: слишком большое расстояние от Дуная и Кавказа до османской столицы, к тому же защищенное сильными крепостями и природными преградами. Поэтому с возрождением Черноморского флота возникла идея проведения Босфорской операции. Идея была заманчивой - одним ударом обезглавить старого врага и воплотить вековую русскую мечту, вернуть в лоно православного, христианского мира древний Царьград-Константинополь.

Для осуществления этого плана нужен был мощный броненосный флот, на порядок сильнее турецких военно-морских сил. Флот строили с 1883 года, были заложены броненосцы типа «Императрица Екатерина Великая», всего построено 4 корабля, причём два из них участвовали и в Первую Мировую войну. Кроме того интенсивно развивали миноносный флот и Добровольческий флот (для перевозки десанта). Броненосцы должны были при необходимости сокрушить вражеский флот и громить сухопутные укрепления, батареи.

К идее операции вернулись во время Первой мировой войны. Появление германских кораблей отодвинуло эти планы. Когда союзники России начали Дарданелльскую операцию (февраль 1915 года), планы захвата Босфора возобновили. Русский флот систематически проводил демонстративные действия против Босфора. Если бы союзники добились успеха в Дарданеллах, Черноморский флот должен был занять Босфор. Русские войска стягивались к Одессе, проводилась демонстративная загрузка на транспорты. Кипучей деятельностью создавалась видимость по подготовке крупномасштабной десантной операции. Правда, до ввода в строй новых линкоров успех этой операции вызвал сомнения. Кроме того, германское наступление 1915 года не позволяло выделить крупные силы для операции.

Реальная возможность появилась только в 1916 году. Кавказский фронт провёл успешную Эрзерумскую операцию, взяв крупнейшую турецкую твердыню и базу на Кавказе, а затем добился успеха и в других сражениях. Юго-Западный фронт успешно начал Луцкую операцию (Брусиловский прорыв), австро-венгерские войска потерпели тяжелое поражение. Германские войска были связаны на Французском фронте тяжелыми боями у Вердена, а затем на Сомме. У Русской Ставки появилась возможность выделить силы для десанта. Кроме тог, в составе Черноморского флота было теперь два новейших дредноута - «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», что нейтрализовало «Гебен».

В целом с этого времени русский флот получил большое превосходство над противником, он постоянно обстреливал турецкое побережье. С появлением на флоте новых подлодок, в том числе и минного заградителя типа «Краб», стало возможным пересечь коммуникации врага и с помощью них. Новинкой русского флота стало взаимодействие подлодок и эскадренных миноносцев, что повысило результативность блокады Босфора и угольных районов Турции.

Таким образом, в 1915 году Черноморский флот укрепил своё превосходство и практически полностью контролировал море. Были сформированы три бригады линкоров, активно действовали миноносные силы, наращивали боевой опыт подводные силы и морская авиация. Были созданы условия для проведения Босфорской операции.

1916 год

В 1916 году Россия получила на Черноморском театре ряд неприятных «сюрпризов»: 14 (27) августа в войну на стороне Антанты вступила Румыния, но т. к. её вооруженные силы были весьма сомнительной боеспособности, то их пришлось укрепить русскими войсками. Черноморский флот теперь содействовал союзнику со стороны Балканского побережья и Дуная. Усилилась подводная угроза флоту, германские подводные силы в Чёрном море выросли до 10 подлодок. Черноморский флот не имел противолодочной защиты, поэтому на подступах к Севастополю её пришлось создавать.

Также Черноморский флот продолжал решать прежние задачи: блокировал Босфор; поддерживал правый фланг наступающего Кавказского фронта; нарушал морские коммуникации противника; защищал свои базы и коммуникации от подводных сил врага; поддерживал русские и румынские войска.

Одной из главных задач считалась блокада пролива. Используя минный опыт Балтийского флота, было принято решение закрыть Босфор минами. С 30 июля по 10 августа проведена миннозаградительная операция, было поставлены 4 заграждения, всего около 900 мин. До конца года было сделано ещё 8 установок мин, с задачей усилить основное заграждение и заблокировать прибрежные воды (для помех малым судам и подлодкам). Для охраны минных заграждений от тральщиков был установлен дозор из эсминцев и подводных лодок. На минных полях противник потерял несколько боевых кораблей, подлодок, десятки транспортов. Минная блокада нарушила турецкое судоходство, Стамбул стал испытывать трудности в снабжении продовольствием и топливом. Но полную блокаду Босфора осуществить всё же не удалось.

Также Черноморский флот активно поддерживал Кавказский фронт. Корабли поддерживали сухопутные войска артиллерией, высаживали отвлекающие десанты, диверсионные группы, прикрывали от возможного удара с моря, осуществляли поставку припасов и подкреплений. Перевозку войск и припасов осуществляла специальная транспортная флотилия (в 1916 году - 90 судов). Корабли Черноморского флота поддерживали наши войска во время Эрзерумской и Трапезундской операций.


«Императрица Мария» в 1916 году

Гибель линкора

Корабль был заложен в 1911 году в Николаеве одновременно с однотипными линкорами «Император Александр III» и «Императрица Екатерина Великая». Своё название корабль получил по имени вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, супруги покойного императора Александра III. Его спустили на воду 6 октября 1913 года, прибыл в Севастополь 30 июня 1915 года.

13-15 октября 1915 года линкор прикрывал действия 2-й бригады линкоров в районе Зонгулдака. В ноябре 1915 г. прикрывал с моря 2-ю бригаду при обстреле Варны и Евксинограда. С 5 февраля по 18 апреля оказывал содействие Трапезундской операции. В ходе военных действий стало ясно, что линкоры типа «Императрица Мария» оправдали возложенные на них надежды. За первый год службы корабль совершил 24 боевых походов, потопил немало турецкий судов.

Летом 1916 года по решению Верховного главнокомандующего Черноморский флот возглавил вице-адмирал Александр Колчак. Адмирал сделал «Императрицу Марию» флагманом флота и систематически выходил на нём в море. Заложив славный почин, осенью 1916 года линкор был поставлен в Севастопольском рейде на профилактический ремонт. Однако эта осень стала для «Императрицы Марии» роковой.

Утро 20 октября 1916 года не предвещало беды, начинался обычный день. Над Северной бухтой повседневно была дана побудка экипажам кораблей. На линкоре все шло по определенному обычному распорядку. Внезапно в 6 час. 20 мин. окрестности сотряс мощный взрыв.

Капитан 2 ранга А.Лукин писал: «В умывальнике, подставляя головы под краны, фыркала и плескалась команда, когда страшный удар грохнул под носовой башней, свалив с ног половину людей. Огненная струя, окутанная ядовитыми газами желто-зеленого пламени, ворвалась в помещение, мгновенно превратив царившую здесь только что жизнь в груду мертвых, сожженных тел...». Страшной силы новый взрыв вырвал стальную мачту. Как катушку, швырнул к небу броневую рубку. Взлетела на воздух носовая дежурная кочегарка. Корабль погрузился во тьму. Корабль горел, грудами лежали тела. В некоторых казематах застряли люди, забаррикадированные лавиной огня. Выйди - сгоришь. Останешься - утонешь. Рвались погреба 130-миллиметровых снарядов. В течение часа произошло ещё около 25 взрывов. Экипаж до последнего боролся за свой корабль, много героев погибли, пытаясь потушить огонь.

Перепуганные севастопольцы выбежали на набережную и стали очевидцами страшной картины. Стоя на рейде в родной бухте умирал линкор «Императрица Мария». Корабль накренился по правому борту, перевернулся и утонул. Раненых располагали прямо на берегу и здесь же оказывали первую медицинскую помощь. Над городом стоял черный дым. К вечеру стали известны размеры катастрофы: 225 моряков погибло, 85 тяжело ранены (в источниках приводятся различные цифры). Так, погиб мощнейший корабль Черноморского флота. Это была самая крупная потеря Российского императорского флота за все годы Первой мировой войны.

Трагедия потрясла всю Российскую империю. Выяснением причин гибели корабля занялась комиссия Морского министерства, которую возглавил боевой офицер, член Адмиралтейского совета адмирал Н. М. Яковлев. Членом комиссии стал и известный кораблестроитель, один из авторов проекта черноморских линкоров, соратник адмирала С. О. Макарова, академик А. Н. Крылов, который и составил заключение, которое одобрили все члены комиссии. Были выдвинуты три основные версии гибели линкора: 1) самовозгорание пороха; 2) небрежность в обращении с огнем или порохом; 3) злой умысел.

Комиссия склонялась ко второй версии (халатность), т. к. порох был, по мнению всех артиллеристов линкора качественным. Что касается злого умысла, то комиссия считала эту версию маловероятной. Хотя были установлены нарушения в правилах доступа к артиллерийским погребам и недостаток контроля за находившимися на корабле рабочими. Комиссия отмечала: «...На линкоре «Императрица Мария» имелись существенные отступления от уставных требований в отношении доступа в артпогреба. В частности, многие люки башни не имели замков. Во время стоянки в Севастополе на линкоре работали представители различных заводов. Пофамильная проверка мастеровых не производилась...». В результате ни одна из выдвинутых комиссией гипотез не нашла достаточных фактов для подтверждения.

Кроме того, расследованием причин взрывов занимались Севастопольское жандармское управление и созданная по инициативе моряков в конце 1915 года контрразведка Главного штаба Черноморского флота. Но и они не смогли выйти на истинную причину гибели флагмана. Революционные события окончательно остановили расследование.

Уже в 1916 году начались работы по подъёму корабля, по проекту, предложенному А. Н. Крыловым. Корабль подняли в 1918 году и отвели в док. Однако в условиях гражданской войны и революционной разрухи корабль так и не был восстановлен. В 1927 году он был разобран.


Линейный корабль Императрица Мария после постановки в док и откачки воды, 1919 год

Версии

Уже в советский период стало известно, что Германия пристально наблюдала за всеми изменениями в русском флоте, в том числе и за новыми дредноутами. В Берлине опасались, что русские возьмут Константинополь, где линкоры должны были сыграть решающую роль в прорыве турецкой обороны. В 1933 году, в ходе расследования диверсий на Николаевской верфи, сталинскими чекистами была выявлена сеть немецкой разведки во главе с В. Э. Верманом. Главной задачей немецких шпионов был срыв судостроительной программы военного и торгового флота СССР.

В ходе расследования выяснилось много интересных деталей, уходящих корнями в дореволюционный период. Сам Верман являлся разведчиком со стажем (был старшим инженером-электриком), начал свою деятельность ещё в 1908 году, когда началась широкомасштабная программа восстановления русского флота. Сеть охватывала все крупные города Причерноморья, особое внимание оказывалось Одессе, Николаеву, Севастополю и Новороссийску. В группу входили многие известные в городе лица (даже городской голова Николаева, некто Матвеев), а главное - инженеры верфи Шеффер, Липке, Феоктистов и электротехник Сгибнев. В начале тридцатых годов некоторые члены шпионской группы были арестованы. В ходе следствия они рассказали о причастности к взрыву на линкоре. Прямые исполнители диверсии - Феоктистов, Сгибнев и Верман - должны были получить «гонорар» по 80 тысяч рублей золотом, а глава группы, Верман, к тому же ещё и Железный крест.

На допросе Верман сообщил, что германская разведка планировала диверсию на линкоре, и руководил группой диверсант Гельмут фон Штитгофф. Он считался лучшим специалистом в области минирования и подрыва кораблей. Летом 1916 года Гельмут Фон Штитгофф стал работать на Николаевской верфи электриком. Планировалось взорвать линкор прямо на верфи. Однако что-то сорвалось. Штитгофф срочно свернул операцию и отбыл в Германию. Но группа Вермана продолжала работать самостоятельно и не свернула свою деятельность, у неё была возможность доступа на линкор. Штитгоффа командование перебросило на следующее задание. В 1942 году заслуженный диверсант Германии фон Штитгофф был расстрелян тайной полицией. След, ведущий к разгадке гибели линкора «Императрица Мария» был стёрт.

Кроме того, существует британский след. В ночь перед гибелью исполина комендор Воронов был дежурным на главной башне. Его обязанностями были: осмотр и замер температуры артиллерийского погреба. Этим утром капитан 2-го ранга Городысский также нес боевое дежурство по кораблю. На рассвете Городысский отдал приказ своему Воронову измерить температуру в погребе главной башни. Воронов спустился в погреб и больше его никто не видел. А через некоторое время прогремел первый взрыв. Тело Воронова так и не было найдено среди тел погибших. В комиссии были подозрения на его счёт, но доказательств не было и его записали в без вести пропавшие. Позднее выяснилось, что подполковник английской разведки Джон Хевиленд и комендор линкора «Императрица Мария» Воронов, видимо, это один и тот же человек. Лейтенант морской британской разведки нёс службу в России с 1914 - по 1916 годы, через неделю после взрыва он покинул Россию и прибыл в Англию уже подполковником. После окончания войны вышел в отставку, жил обычной жизнью богатого джентльмена. А в 1929 году погиб при странных обстоятельствах.

Таким образом, вполне возможно, что Германия смогла провести тайную операцию по ликвидации флагмана Черноморского флота. Или это сделала наш «партнер» - Британия. Как известно британцы издавна противились планам России по захвату проливов и Константинополя-Царьграда. Известно, что в Англии раньше всех появилась мощная разведывательно-диверсионная служба, которая вела тайную войну против конкурентов Британской империи. Британская элита не могла допустить, чтобы «щит Олега» снова появился на воротах Царьграда. Это был бы день крушения вековых махинаций и интриг Англии против России. Проливы не должны были достаться русским любой ценой.

Возможности английской разведки в России были не хуже германских, к тому же Англия часто делала свои дела чужими руками. Возможно, что линкор был уничтожен немцами, но при тайной поддержке британцев. С учётом того, что служба безопасности в Российской империи была поставлена плохо (в частности, высокопоставленные заговорщики, западные агенты и революционеры спокойно готовили свержение самодержавия), и отмечалась слабая организация защиты особо важных объектов и сооружений, возможность пронести «адскую машину» на линкор была.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter