Поэты бронзового века русской поэзии. Первый из «Бронзовых» поэтов. Бронзовый век русской культуры

Поэзию начала 21 века пора назвать «бронзовым веком» в русской литературе. Много достойных поэтов, представляющих 20-21 век. Именно на переломе веков поэзия становилась предвестником перемен, А у нас произошла смена не только века, но тысячелетия. И только поэту доверен полет души человечества. Хочу представить поэта и всего лишь одно его стихотворение. Хочется, чтобы современные школьники понимали, что до поэзии, до хороших стихов нужно дорасти, что «душа обязана трудиться».

Иван Фёдорович Жданов ( , с. Усть-Тулатинка ) - русский .

Родился в селе Усть-Тулатинка Чарышского района Алтайского края, одиннадцатый ребенок в семье крестьянина, раскулаченного и сосланного на Алтай. Когда Ивану было 12 лет, семья переехала в Барнаул, и в 16 лет Жданов пошёл работать на завод «Трансмаш». Закончил вечернюю школу. Учился на , исключён, завершил учебу в .Активно участвовал в неофициальной литературной жизни Москвы начиная с (совместное выступление в ЦДРИ Жданова, и , представленных ). Первая публикация в газете «Молодёжь Алтая» в 1967 году. Первая книга «Портрет» принесла Жданову всесоюзную славу, вышла в и получила широкий резонанс в советской печати.Лауреат ( ), первый лауреат Академии русской современной словесности ( ), лауреат литературно-кинематографической премии имени Арсения и Андрея Тарковских ( ). Эпизодически обращался также к поэтическому переводу и к эссеистике на литературные темы (в частности, о , о ). Живёт попеременно на Алтае, в Москве и в Крыму.

Целостный анализ

лирического стихотворения

Соломенную кладку полусвета

Снег, сохранивший пристальность воды.

Где снега нет, где лед с начинкой окон,

Березового сока сонный шорох

Разводы оставляет на стекле.

Лед плавает в воде, как деревянный.

Уже не надо слушаться древесных

Намеков, многошумных и немых.

Уже не знаешь, как дышать на стекла.

За этим вдохом снег ли будет таять

Иль погружаться в воду талый лед?

Все обретает пристальность воды.

Стихотворение о весне, но в нем такая философская глубина и многогранность, что его сложно воспринимать неподготовленному читателю. «Это не стихотворение, в нем нет даже рифмы»,- заявит иной верхогляд- критик. А может, действительно, стихи- это удел избранных, не только поэтов, но и читателей: «душа должна быть крылатой»

Это стихотворение зрелого поэта, который не боится быть непонятым, это стихотворение человека, знающего себе цену, не стремящегося понравиться. Написано оно на рубеже века 20 и 21,Все-таки наступает третье тысячелетие, нужно очиститься от скверны, дать совет, указать путь к спасению. Но скажет это поэт только избранным, понимающим и чувствующим то, что вылилось в строки, как поток сознания или как исследование человеческой души.

Анализировать стихотворение интересно на любом уровне. Трехстрочные строфы с одинаковым количеством слогов в строчках-11-11-10, вот он ритм.

Завораживающая интонация сопровождает философский шедевр в каждой строфе, очень напоминающей по количеству строк, по завершенности и афористичности мысли японские хокку, количество слогов только не 5-7-5. Вопросительное предложение делает мировое пространство стихотворения вселенским, вечным и открытым.

А последняя строка звучит предостережением: «Все обретает пристальность воды» «Пристальность воды»- это внимание того, что дано для очищения, самосовершенствования и, в крайнем случае, как напоминание о библейском потопе.

Стихотворный размер определяется легко:

Со-лО\ менн-у\ ю-клАд\ ку-по\ лу-свЕ\ та

Где- снЕ\ га- нЕт\ где- лЁд \ сна-чИн\ кой- О\ кон

Это пятистопный ямб с пиррихием. Сбой на ритмико - интонационном уровне происходит на словах «снег, лед, всё». Автор отстраняет эти слова от слова «вода», словно созданного для ямба. При анализе лексики становится понятно почему.

Первая строка стихотворения написана так, чтобы дилетанту стало понятно, что он свободен. Ему дальше читать не надо. Строка шокирует поэтическим хулиганством. Возможное словосочетание «Соломенный полусвет»-красиво, романтично и другие «ах, ах, ах», т.е обыденно. Но слово «кладка» стилистический нонсенс, «соломенная кладка полусвета»- авторское изобретение -это метафорическая цепочка, в которой слова, переплетаясь, приобретают все новый и новый смысл. И это принцип построения всего стихотворения: бесконечные нюансы в значениях слов, рассыпающиеся образы, читатель, словно в зазеркалье, открывает что-то новое для себя за одним образом, а за ним другой, а потом третий, просто бесконечные коридоры, проходим, радуемся открытым дверям, а там следующая дверь или глубины бездонного колодца. Это уж кто как живет.

Словосочетание «соломенная кладка» существует в русском языке, но связано оно с соломой, т. е. неживыми стеблями, которые человек хранит не в чудесных стогах, копнах, а брикетами., блоками, скрученными, спрессованными, искореженными, в соломенных кладках тюков.

Следующее слово усиливает негативное впечатление, это антитеза в одном слове «полусвет» Это слабый утренний свет в одном значении и ироническое обобщение 19 века об обществе не светском, которое оторвалось от естественности, не достигло своих меркантильных целей, но имеет еще возможность вернуться к истокам, душе. Только вернется ли. Захочет? Вот он - 21 век. В полусвете полусветом смотрим и видим уже не солнечные лучи, а солнечную кладку. Страшно Где же выход? В чем спасение? Ответ дан

Соломенную кладку полусвета

С морозным утром связывает тихо

Снег.

Не кладка к-д-к, а мороз, тишина.снег.

Звукопись какая: с-с-с-з-с-з-х-с!

Вспомните историю потопа, оглянитесь вокруг, осознайте происходящее и восхититесь талантом поэта, его даром предвидения.Автор верит в очистительную силу стихии воды, весеннее обновление. Вода очистит и защитит от горестей, бед, заблуждений, ошибок, соблазнов, омоет душу, разум, тело.. Морозным утром вода – это«…снег, сохранивший пристальность воды» «Лед с начинкой окон» За каждым словом бесконечная цепочка метафор.

Пристальный взгляд. Внимание пристальное. Пристальность воды- напряженность, неотрывность, сосредоточенность наблюдающей за происходящим изначальной стихии, природы–матери, которая всматривается в мир, человека. Пристальность воды- это критерий чистоты, честности, это внимание к вам и ваше видение глубин, это вы во всем и повсюду. Это ваше отражение, незамутненное сознание Все взаимосвязано Снег-вода-лед-окно- березовый сок-стекло-лед-вода -снег-вода- лед- вода и дальше по кругу. На 10 строк 10 слов о воде

Во второй строфе читаем «Лед с начинкой окон»- даже метафоры неоднозначны, уводят читателя к сравнениям.: 1)льдины похожи на стекло, 2)отражаются окна,3) видно через лед, как через окно. Образ окна неоднозначен- окна между мирами (реальным- ирреальным, материальным- духовным, миром вечности –миром сегО дня)

Березовый сок-это тоже портал между мирами, миром внутренним, духовным и внешним, материальным.. Детские впечатления малой родины и разводы березового сока на стекле льда. Окно в окне, зеркальность создается внесюжетным образом бессмысленно и жестоко раненой березы. Когда на стекле льда разводы, то нет чистоты, перестает оно служить окном, выходом в мир спасения.

Картина мира представлена в 6 строчках: кладка- тихо, сонный шорох(хотя ранили), разводы на льду. Это восприятие мира лирическим героем, которое совпадает с восприятием поэта. В 21 веке мир был таким в первом десятилетии.

Образность, бесконечно глубокий смысл видим в 3 строфе. « Лед плавает в воде, как деревянный» «Древесные намеки, многошумные и немые» Образ дерева, бесчувственного, сонно шуршащего соком, терпеливо несущего крест. Политически звучащая строфа. Плохо и терпеть, и бестолково шуметь, и молчать. Нужно вернуться к истокам, не плавать в воде, а быть ею.

Эфир – это целостный мир воды(снег, лед, сок березовый), воздуха(мороз, дыхание), земли(береза).Выход автор предлагает в 4 строфе.

« Дышать на стекла… вдохом», за вдохом снег будет таять. Вдыхая на стекла, а образ окна- это образ параллельности, связи между мирами, (причастность подчеркивается и глаголами 2 лица, и вопросительной интонацией) лирический герой топит снег в себе, в себе превращает в воду талый лед, т.е.утрачивает красоту и аморфность снега и деревянные свойства льда. Только вода дарит мудрость, мысли текут, как вода, вода успокаивает, лечит. Если все обретает качества воды, тогда ответственность должна быть перед всем. К сожалению, мир несовершенен. Как и все глаголы в этом стихотворении. Уйти от этого несовершенства автор не смог. Но, проанализировав стихотворение, начать путь к истокам можно с себя

Попробуйте «вдохом на стекло» вернуться от суетности к себе, чтобы все обрело «пристальность воды»…


"Иногда думается, что даже если из Русской культуры забрать Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., Чернышевского Н.Г., Белинского В.Г., Добролюбова Н.А., Писарева. Д.И, Толстого Л.Н., Куприна А.И, Бунина И.А., Некрасова Н.А. и многих других, и оставить только Рылеева К.Ф., Пестеля П.И., Бестужева-Рюмина М.П., Муравьев-Апостол С.И, Каховского П.Г., или даже только Пестеля П.И. и его "Русскую Правду", то нам и этого хватит на столетия, чтобы не утратить преемственности высочайшей нравственности, самопожертвования, справедливости, милосердия и доброты " "Бронзовый век русской литературы" Законодательство - это тоже литература и если мы сейчас творим его не думая,о том, как его прочитают и поймут потомки, то мы сами вполне можем и способны прочитать прошлое законодательство, историческое и смело признать его особым видом литературы, отражающей действительность в сжатой тезисной, специфической форме. Если следовать логике, что 19 век был Золотым веком русской литературы, то 20 век, что признано, уже не дотягивал до него и его можно смело назвать Серебряным веком, а настоящий, 21 век, "бронзовым веком" русской литературы. Опошлить можно всё. Достаточно только пересказать гениальное произведение, или переснять фильм по тому же сюжету, или написать в титрах "по мотивам", или выхолостить главное, сосредоточив внимание читателя или смотрителя на второстепенных мелочах, на фоне и подоплёке главного. Всё на этом, произведение закончилось, - оно уже не будет иметь той нравственной составляющей, которая была заложена в него автором. Казалось бы, и взятки гладки: что с нас взять, таких юродивых пересмешников, коль мы не лермонтовы и не салтыковы-щедрины. Смеятся тоже нужно гуманно, с умом, а не опошлять. Смех разный бывает, добрый и злобный, сочувственный и пустой. Заряд гениальности 19 века не исчерпаем, только надо уметь им пользоваться. Попробуем немного проделать это с Пестелем и его Русской Правдой. Родился Павел Иванович в 1793 году, в семье сенатора, сибирского генерал-губернатора, тайного советника, участник Бородинского сражения, деятельный член организаций декабристов, повешен вместе с иными четырьмя участниками восстания. Начинается Русская правда изумительно: "Русская Правда есть по сему верховная Всероссийская грамота, определяющая все перемены, в государстве последовать имеющие, все предметы и статьи, уничтожению и ниспровержению подлежащие, и, наконец, коренные правила и начальные основы, долженствующие служить неизменным руководством при сооружении нового государственного порядка и составлении нового Государственного уложения" С правовой точки зрения - это временная Конституция государства Российского, с политической - манифест справедливого устроения жизни в русском государстве. Далее народу объясняется следующее: "И так Русская Правда есть наказ или наставление временному верховному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может . Она содержит обязанности, на временное верховное правление возлагаемые, и служит для России ручательством, что временное верховное правление единственно ко благу отечества действовать будет. Недостаток в таковой грамоте ввергнул многие государства в ужаснейшие бедствия и междоусобия, потому что в оных правительство действовать всегда могло по своему произволу, по личным страстям и частным видам, не имея перед собою ясного и полного наставления, коим бы обязано было руководствоваться, и что народ между тем никогда не знал, что для него предпринимают, никогда не видел ясным образом, к какой цели стремятся действия правительства, и, волнуемый разными страхами, а потом и разными страстями, часто предпринимал беспокойные действия и, наконец, междоусобия производил. Русская Правда отвращает своим существованием все сие зло и приводит государственное переобразование в положительные ход и действие тем, что все определяет и на все предметы коренные правила издает." Можно сказать, что кроме предмета Русской правды, здесь уже начинают проявляться основные её принципы. К ним относятся: гласность, свободы, подконтрольность правительства народу, плановое развитие русского государства, отвержение всего зла юридическими способами - изданием правовых актов, законов. Читая Русскую правду Пестеля, всё время думал, что же её так сильно отличает от действующей Конституции РФ, пока, наконец не понял, - она сама в себе многое объясняет, она и текст закона и его комментарий, и его толкование одновременно. Вот чего не хватает русскому праву, вот без чего нельзя обойтись. Всё дело в том, что наука теории права чётко делит и правовые нормы по видам, и принципы и методы, и предмет правового регулирования и структура акта, его вид, но это всё не нужно, если...акт всё это содержит в себе. Что же получается из такого способа написания законодательства, да ничего, кроме самого хорошего. Например, во многих актах, уставах Петра Первого, содержатся подабзацы именуемые кратко "Толк". Сначала подается текст закона, а потом он этим же законодателем комментируется. Пестель пошел еще дальше. В его Русской Правде не просто комментарий, а достаточно подробное объяснение почему и как то или иное положение нужно обществу. Это просто прекрасно - так рассматривать законодательный акт, как акт в первую очередь нравственный, а потом правовой. Понимаю, скажут, что Русская Правда больше похожа на декларацию о намерениях. Но, если эти намерения последовательно проводятся в жизнь путем принятия законов, как это делается сейчас и уже давно, то ничего плохого или голословного в таком акте я не вижу. Надо же никогда не забывать, что законы пишутся для всех, а не для юристов и любому человеку должно быть понятно, зачем такое правило, откуда оно взялось, в чем его назначение, чтобы он его добровольно исполнял. Именуется же "конституция" США "декларацией" и ничего. Поправляют её, только и всего, но тоже не объясняют. Все, что мы имеем, это преамбула действующей Конституции РФ, но там это набор отрывочных и очень хороших предположений и устремлений, которые желательно достигнуть, но как только мы открываем текст самой конституции, то идет сухой перечень юридических положений о правах, статусах, обязанностях, гарантиях и прочее. Для правоведа это манна небесная, потому что он востребован, как толкователь и не только конституции, а всего комплекса законов и подзаконных актов. Специализация - это хорошо, но не до грани с профессиональной деформацией. Специализироваться на работе со всем массивом законов и судебной и иной практики нужно, но нужно и законодательство "писать" таким образом, чтобы его можно было читать и главное - понимать всем. Если гражданин, человек не понимает смысл правовой нормы, по которой ему предстоит жить, то зачем такая норма. Если человек не разумеет, чего от него хочет закон, а за законом стоит его законодатель, то человек не понимает, чего от него хочет законодатель. В Гражданском кодексе РФ нет даже целей и задач правового регулирования гражданских отношений; получается, что имущественные отношения, а точнее регулирование имущественных отношений (это и есть гражданские за малым исключением), осуществляется законодателем ради самого регулирования. Спрашивается, а регулирование зачем, ради правового порядка, но тогда зачем правовой порядок и круг замкнулся, а правопорядок стал во главу угла - он сам ради себя, так легче жить, упорядоченность - залог благополучия. И всё это при том, что закон мало кому понятен. Что говорить о простом правоприменителе, не отягощенном юридическими знаниями, если юристы часто не в состоянии понять ни "букву", ни "дух" закона. Пестель понимал, Петр Первый понимал и поэтому в одном из "воинских артиклей" запрещал военнослужащим, находящимся в увольнении в Питере "петь блядскими голосами" (так в законе, а закон в хрестоматии по истории российского права), но не запрещал пить спиртное. Нам понятно сразу, что имел в виду законодатель, когда вводил такой эпитет, мягко говоря. Побольше в законе должно быть эпитетов и выражений о том, что хочет от народа законодатель и согласен ли народ с тем, что хочет от него этот "правотворец" тогда будет самым точным мерилом законопослушного поведения. Тогда можно будет сослаться на любую статью, которая в миниатюре будет содержать весь комплекс дефиниций теории права, от принципов, до прикладного правила. Иными словами, следует сделать закон понятным с помощью русского языка, взяв за образец имеющиеся в русской истории примеры. Представить приятно, как истец, не удовлетворившись текстом нормы права, приведет толкование права из этой же статьи, сошлется на то, что в этом толковании (а это уже тот же закон) сказано, для чего такое регулирование, что должно быть в результате применения нормы о, например, применении "приобретательной давности" или о "выморочном имуществе", или о "выселении бывшего члена семьи собственника". Возможно я наивный мечтатель, но мне хотелось бы, что вместе со мной, профессиональным правоведом, точно также читал закон истец и точно также как и я понимал бы его, руководствуясь ни обычаем делового оборота и ни аналогией права или закона, - они нужны бесспорно, как методы, но не только они, понятные только специалисту и то не каждому - а содержанием высоконравственного акта, вся нравственность в котором стала буквой и духом закона. "Имущественные отношения необходимо регулировать для того, чтобы возможно полнее люди могли использовать имущество для самосовершенствования, для освобождения времени, необходимого для творчества, а не только для извлечения прибыли из имущества ". Вот такие подобные правила, пусть, наконец станут мерилом развития, целью прогресса, целью освобождения человека от кабального труда, в интересах самораскрытия - сколько людей ушло и уходит так и не раскрыв свои способности, свои таланты, ибо мы всё равно глубоко уверены, что нет бесталанных людей, зато есть бестолковые общественные отношения, в том числе и бездарно урегулированные, хорошим в общем то средством, законом юридическим, вырастающим из закона нравственного. Очень жаль, что за "бронзовым веком" неизбежно начнется век оловянный, потом просто железный, каменный и деревянный, если не изменить нравственность, которая вполне может быть урегулирована законом юридическим и также поддаётся корректировке, как и всё остальное в обществе. Наоборот, даже легче писать законы высоконравственного содержания, потому что в этом случае перо вроде как само бежит по строкам, не то, что когда рождается безнравственный акт под личиной акта нравственного. Вот и литература, - что вообще литература, что литература юридическая, - все её виды требуют серьезного вдумчивого отношения.Общество не меньше страдает от бездарной и безнравственной, пустой книжонки для детей, чем от такого же законоуложения. Шахвердов А.В.

Николай Заболоцкий

Первый поэт Бронзового века

Интернет-журнал «Religare»

Беседовал журналист Алексей Гладков

Николаю Заболоцкому выпало открыть в русской поэзии новую эпоху. А помогли ему в этом война и тюремный срок – уверен философ, политолог и социолог религии Александр Щипков.

Маленькую подмосковную Тарусу так и хочется назвать городом-музеем. Здесь жили и оставили свой след Марина Цветаева, Константин Паустовский, Белла Ахмадулина, Святослав Рихтер… Трудно пройти мимо памятника командарму Михаилу Ефремову с надписью «Не предавшему Родину и солдат» – явному антиподу печально известного генерала Власова. Скоро здесь появится памятник ещё одной, может быть, самой загадочной культурной знаменитости – Николаю Заболоцкому. Автор знаменитых «Столбцов», вначале обэриут, затем традиционалист – Заболоцкий прожил в Тарусе последние два года своей жизни. И лишь сегодня мы начинаем осознавать, что это не просто прекрасный русский поэт, но и открыватель целой эпохи – русского Бронзового века.

– Год литературы каждый празднует по-своему. Кто-то проводит фестивали и вручает премии за казённый счет. А вы ставите в Тарусе памятник Заболоцкому на собственные средства…

– Мне нелегко это далось. Во-первых, пришлось идти на самый бюджетный вариант, иначе элементарно не хватило бы денег. Ну и надо было объяснять домочадцам, для чего эта прореха в семейном бюджете.

– Объяснили?

– Да. Супруга и дети поняли и согласились. Но это – семья. А вот некоторые представители гуманитарной общественности обвинили меня в отсутствии, так сказать, идеологической выдержанности в подходе к русской культуре.

– Вот как? Чем же им Николай Заболоцкий не угодил?

– Понимаете, они уверены в том, что в культуре всё должно строиться по некоему плану. И наш XX век обязан соответствовать образу вальяжно-декадентской, холодноватой России. Это такая рафинированная культура, культура под колпаком.

– Мифологизация?

– Ну да. И в рамках этого устойчивого культурного мифа образ Серебряного века – это некая граница культуры и «варварства». Исторический обрыв, после которого вплоть до самого Бродского ничего ценного не могло и не должно было на русской почве произрастать. Это тёмные десятилетия русской культуры, которые следует вычеркнуть из анналов.

– Ахматова и Пастернак жили в это межвременье. И Вознесенский, и Ахмадулина…

– Конечно, замазать целые десятилетия таким штрих-корректором не получится. Но можно создать оптику, в рамках которой часть явлений станет неразличима, сольётся с фоном. Зато другие останутся отчётливыми. И эта оптика – миф о Серебряном веке как осевом времени русской культуры XX века. Желательно сделать вид, что он никогда не заканчивался, даже Иосиф Бродский к нему принадлежит. И вообще никакого «после» не может быть – только отголоски, подражания. Для этого линия литературной преемственности сознательно описывается как инерционная и подражательная.

– И что в итоге происходит?

– Формируется некий культурно-исторический «шовинизм». С точки зрения которого любое продолжение – это доживание, шлейф, свечение отражённым светом. Поэтому Ахматова и Пастернак как бы продлевают Серебряный век. С этой точки зрения ценно лишь то, что наследует эпохе поэтических салонов или подражает великим. Поэтому, скажем, памятник Марине Цветаевой вписывается в этот формат. Вписывается и Белла Ахмадулина в силу явных следов цветаевского влияния. А вот Заболоцкий – лишний, чужой. Получается сегрегация, рассечение культуры.

– Вы полагаете, что памятник Заболоцкому поможет преодолеть это рассечение?

– Этим я хочу указать на необходимость преодоления разрыва традиции. Нельзя адаптировать и корректировать традицию под требования момента. Что-то стереть ластиком, а что-то оставить. Такие опыты с литературой опасны, они искажают культурную историю народа.

– Это напоминает практику советского времени, не находите?

– Это она и есть. Меняется только знак, а метод культурных «чисток» остаётся в силе.

– Как выглядит сегодня культурный ландшафт Тарусы?

– Здесь лежит «камень» Марины Цветаевой – с ней связан уже довольно старый культ. Существует музыкальный культ Святослава Рихтера, два раза в году проводятся «Рихтеровские фестивали» очень-очень хорошего уровня. В их тени находятся другие тарусяне – Паустовский, Ахмадулина, Борисов-Мусатов, Иван Цветаев, Эфрон, Виноградов и многие другие. В центре города стоит памятник генералу Михаилу Ефремову, и жители Тарусы хорошо знают, в чём его заслуга. Но очевидно, что без Заболоцкого этот ряд будет неполным. Я выяснил, что примерно в двадцати городах России есть улица имени Анны Ахматовой. И только в одном маленьком городе – Уржуме – существует улица имени Николая Заболоцкого. Я не хочу как-то умалить Анну Андреевну, но я против умаления Заболоцкого.

– Как Заболоцкий воспринимается сегодня?

– Его знают, и знают хорошо, но как-то однобоко. Например, как человека, который переложил «Слово о Полку Игореве». Переводчик, интерпретатор – это висит в воздухе. Знают его как обэриута и сотрудника журналов «Ёж» и «Чиж». Как веселого экспериментатора, чудаковатого, талантливого и немного несчастного человека. Цитируют стихотворение про девочку Марусю, про прачку и алкоголика, которые жили в доме напротив. Изредка вспоминают о том, что он маялся в сталинских лагерях. И это всё. А ведь это номер один в русской поэзии XX века.

– Не преувеличиваете?

– Нет. Талантливых в XX веке много, но я не об этом, а о его уникальном положении в культуре. Заболоцкий прожил две жизни: до и после лагеря, до и после войны. И на этом переломе в его поэзии произошли большие изменения. Она наполнилась новыми, субрелигиозными смыслами. Тем не менее Заболоцкого по инерции продолжают считать поэтом начала XX века. Но ведь он одновременно и первый поэт второй половины столетия, то есть Бронзового века.

– Кто был создателем термина «Бронзовый век»?

– Среди поэтов – Олег Охапкин. А в литературоведении это понятие восходит к трудам известного исследователя и архивариуса русской поэзии Славы Лёна. Это совершенно уникальный человек, защитивший три докторских диссертации, – географ, философ, искусствовед и поэт. Он родился в 1937 году. А в 1990?е Лён методично ходил на поэтические конференции, приносил с собой ватманские листы, на которых отмечал фломастерами все фигуры и вехи литературного процесса. Согласно его классификации Бронзовый век начался в 1953 году со смертью Сталина и закончился в 1991?м. Хотя вторая граница не столь очевидна.

– 1953?й и 1991?й… Почему такие границы?

– В 1991?м «осень застоя» уступила место железному веку коммерции, и это отразилось на литературном процессе. Смерть Сталина – это тоже понятно. Начиналась новая эпоха. К этому моменту остаточные явления Серебряного века уже не делали погоды. Смена парадигмы ускорилась под влиянием военной темы. «Вставай, страна огромная!» Тут уж не до искр снега на зубцах акмеизма… Хотя по большому счёту Серебряный век закончился сразу после революции. Это такая предреволюционная штука. Футуризм, конструктивизм убили эстетику Серебряного века. Кружева декаданса расползаются и сгорают в огне футуристических домен.

– Великий перелом во всём?

– Так сложилось. Футуризм – это переходное состояние: уже не серебро, но ещё не бронза. Скорее, выгорание. Динамическая пауза в смене эпох.

– А Заболоцкий?

– Он оказался связующим звеном довоенной и послевоенной лирики и стал родоначальником поэтического взрыва 1960–1970?х, то есть открыл нам ворота в Бронзовый век. Он сам переплавился – если использовать «металлическую» метафору, – и это говорит о его огромном таланте.

– Какова же тогда роль знаменитых поэтов эпохи Политеха?

– Я бы всё-таки провёл черту, не обидную, но важную. Есть поэты Бронзового века, а есть – Политехнического музея. Причём необязательно те, кто в нём выступал, ведь они могли жить в других городах и вообще не появляться в Москве. Но это лейбл. Это публицистическая поэзия, на которую возник запрос сверху. Не «ворованный воздух», а разрешение дышать от сих до сих, что-то лицензионное.

– Бронзовый век в разрешениях не нуждался?

– Поэты Бронзового века вообще не нуждались в отмене каких-то запретов. Они руководствовались иными мотивами. Автор термина поэт Олег Охапкин написал в 1975 году стихотворение под названием «Бронзовый век». Там речь идёт о поэтах, которых коснулся Христос. Они вновь почувствовали Божье дыхание. Вернули жизни религиозную составляющую, которая была утрачена в декадансе, отвергнута в футуризме и сходила на нет в советской литературе. Но после войны это чувство всколыхнулось.

– Что этому способствовало?

– Война и Победа. Ведь это возврат к теме Христа и Голгофы, и неважно, Сталин это делал или не Сталин. Даже тех, кто был прикормлен властью, но при этом честен и талантлив, как Твардовский, – их, конечно, война разбудила. Это было неизбежно. Это шло снизу. Просто люди под огнём в окопах становились верующими, людей перепахало. И они оказались готовы к новой встрече с Богом. А в случае с Заболоцким сложились воедино война и лагерный срок. И то и другое было его личной Голгофой.

– Почему эпоха называется Бронзовым веком, а не очередным «измом»?

Хороший вопрос. Это ведь не только универсальная хронология, но и символ. Бронза – горячий металл, похожий на золото. А серебро – металл холодный, белое с чёрным: «И серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл». Бронза, когда плавится, переливается всеми оттенками. И вот Олег Охапкин вольно или невольно противопоставляет новую веру остывшему, леденящему декадансу. Пусть эта вера нецерковная, пусть это субрелигиозность. Неважно. Но у Охапкина открываются царские врата – и Христос входит в сердца. А дальше зёрна отделяются от плевел.

Он исторгнул из Храма лишних.

Торговавших талантом, чтобы

Воцарился в сердцах Всевышний,

А в торгующих – дух утробы.

И пошли по домам поэты.

Те, кто Бога встречали – с миром,

А купцы разбрелись по свету

Золотому служить кумиру.

Разбрелися по всем дорогам.

Приступили ко всем порогам,

И на бронзовосерых лицах

Тихо бронзовый век горел.

– Охапкин так изображает внутреннюю эмиграцию советской богемы?

– Не всей, а лучшей её части. И эту эмиграцию он видит как уход от мира. Советскость напоминает чем-то атмосферу Римской империи, таких параллелей и у Бродского много, в «Письмах римскому другу», например… Но поэты уходят в служение, а не в монастырь. Они образуют общину подобную апостольской. Там и русские, и евреи, и татары. Виктор Ширали, по-моему, вообще узбек. Христов интернационал. «Несть ни еллина ни иудея», все равны. Поэзия – их молитва.

– Это религиозная община?

– Практически. Они себя так чувствовали. Здесь явное двоемирие: вот земное – вот небесное, вот Бог – вот Мамона.

– А Серебряный век?

– Это оккультная, искорёженная религиозность. Как они говорили? «Соединим Христа с эросом», «Откажемся от синоптиков». Всё это очень далеко от Бога.

– А вот романтизм золотого века – скажем, лермонтовский, байронический – он всё равно «золотой»?

– Понимаете, на самом деле даже богоборчество лежит в русле библейской традиции. Оно возможно, когда Бог рядом. А у Серебряного века придуманный бог, это минус-религиозность. Богоискательство, богостроительство – это упражнения в мистицизме без веры. Потом наступает период конструктивизма, где следов религиозности не будет вообще. Будет энергия разрушения и обновления, за которой – пустота. Пройдёт «безрелигиозный» период – и именно в лице Заболоцкого начнётся новая эпоха, напоминающая позапрошлую.

– Бронзовый век – это перекличка с Золотым?

– Не просто перекличка, а наследование, хоть и через поколение. В поэзии Охапкина, Бродского, Рейна, Кривулина, Липкина, Лиснянской, Чухонцева, Седаковой слышны голоса Пушкина, Тютчева, Баратынского. В цвете бронзы есть частица золота.

– И у Заболоцкого?

– Конечно. Заболоцкий после тюрьмы приходит к субрелигиозности в творчестве. В его стихах становится ощутимой подвластность мира высшему закону.

– Он приходит к этому раньше современников Охапкина.

– Именно так. Поэтому Заболоцкому и достались ключи от Бронзового века. Он открыл этот век. Стал родоначальником новой искренности и новой глубины. Это такое литургическое чувство, «размешанное» в картине мира. Как внутренний свет. Поэт, которому он светит, становится миссионером. Он чувствует: мне есть, что сказать всерьёз. Не публике, которая в зале сидит или книжку читает, а поверх голов. Это незаметное пророчество.

– Эстрадники Политеха никогда не пророчествовали?

– Они не могли, поскольку находились в той же ситуации, что и официальная поэзия. Это был просто второй официоз, альтернативный. И он тоже имел свой формат. Вознесенский играет в футуризм. Почему? Потому что Маяковский – это символ, и подражание ему давало карт-бланш на эксперимент в известных рамках. Но по сути это был шаг назад, а не вперёд.

– Таков удел всей советской литературы?

– Нет такой литературы. Есть русская литература советского периода. «Советская литература» – миф, который был выгоден вначале советской власти, а затем её противникам. Он помогал отделять удобных от неудобных, «агнцев» от «козлищ». Понятно, что авторов ранга Пастернака стремились записать в святцы обе стороны. Понятие «поэт Серебряного века» со временем стало играть точно такую же роль: из термина оно превратилось в знак качества. Точнее, доброкачественности. Стало синонимом «поэта первого сорта». При этом Твардовский, Самойлов, Слуцкий или мощнейший Багрицкий считались поэтами классом ниже, хотя того же Багрицкого, например, Бродский называет в числе своих учителей. В какой-то мере выручало совпадение хронологии и вкусовых критериев. Но это не всегда срабатывало.

– Да уж, назвать Пастернака «советским» в 1990?е язык не поворачивался.

– Как можно-с! Ещё сложнее было с поэтами андеграунда, сформировавшимися в советскую эпоху.

– А сегодня?

– Сегодня в целях той же самой селекции понятие «Серебряный век» стремятся расширить. А его границу – передвинуть как можно дальше по исторической шкале, к Бродскому и даже за Бродского. Но здравый смысл подсказывает, что деление это ущербное – идеологически мотивированное и кастовое.

– Вернёмся к памятнику Николаю Заболоцкому. Когда он появится?

– Скоро он будет готов в бронзе. Работа, на мой вкус, очень хорошая. Автор памятника – Александр Дмитриевич Казачок, который уже сделал нам в Тарусе две работы: памятники Ивану Цветаеву и генералу Ефремову. Он изобразил Заболоцкого таким, каким он был сразу после лагеря, примерно сорокалетним. И сумел передать его особое состояние – сочетание простоты, открытости, ума и доверчивости. Заболоцкий у него почти улыбается, но улыбаются глаза, а не губы. Удивительное состояние.

– Почему роль памятников сегодня снова возрастает?

– Потому что начинается возвращение традиции. Потому что, как говорил великий Конёнков, «без скульптуры народ превратится в быдло». Историю культуры надо возвращать и расставлять всех по местам. Не надо никого скидывать с очередного корабля современности. Например, Рождественский с Вознесенским тоже яркие поэты, и им тоже надо воздвигать памятники.

Из книги Пугачев и Суворов. Тайна сибирско-американской истории автора Носовский Глеб Владимирович

14. Многочисленные уральские города якобы бронзового века, в том числе и знаменитый Аркаим - это следы разгромленной Московской Тартарии XVIII века н. э Сравнительно недавно на Южном Урале открыли довольно много старых поселений, среди которых наиболее известен Аркаим,

Из книги Большой подлог, или Краткий курс фальсификации истории автора Шумейко Игорь Николаевич

Глава 11 ЭСТОНИЯ «БРОНЗОВОГО ВЕКА» Было бы однако крайним великодержавным высокомерием: объявить эту «Прибалтийскую остановку», и ограничиться, как примером - одной Латвией. Дескать о прибалтах с их «поющими революциями» - достаточно. А все их национальные различия -

автора Мансурова Татьяна

Прадедушка из бронзового века Хорошо ли мы знаем свои корни? В большинстве случаев знания наши ограничиваются информацией о прапрабабушках и прапрадедушках. На Востоке к этому подходят более ответственно: например, средний японец знает девять колен своих предков.

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Золото бронзового века Жители Ирландии издавна славились своими весьма искусными золотыми предметами и украшениями. Особенно много до нас дошло золотых вещей, относящихся к бронзовому веку (2400-1800 до н. э.), причем драгоценный металл уже тогда обрабатывался опытными

автора Чайлд Гордон

Из книги Расцвет и падение древних цивилизаций [Далекое прошлое человечества] автора Чайлд Гордон

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

РАСЦВЕТ ЦИВИЛИЗАЦИИ БРОНЗОВОГО ВЕКА НА БАЛКАНАХ Цивилизация, сложившаяся в материковой Греции, в своих основных чертах была однотипна с минойской. Конечно, она имела местные особенности, характерные для народов, населявших Балканский полуостров. Это позволяет считать

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ЗАКАТ ЦИВИЛИЗАЦИИ БРОНЗОВОГО ВЕКА НА БАЛКАНАХ В конце XIII в. до н. э., после Троянской войны, в дворцовых хозяйствах ахейских царств наметились признаки экономического кризиса. К тому же в это время на Балканах резко ухудшилась этно-политическая ситуация. В силу каких-то до

Из книги Доисторическая Европа автора Непомнящий Николай Николаевич

Взгляд из Эстонии: неясные символы бронзового века Как мы видим, "следовики", "чашечники" и другие камни со какими-то знаками довольно широко распространены по Европейской части России. Однако какие-то обобщения и выводы делать довольно сложно, так как до сих пор

Из книги Хетты и их современники в Малой Азии автора Маккуин Джеймс Г

Глава IV. Повседневная жизнь в конце бронзового века Раскопки в поселениях II тысячелетия до н. э. в Анатолии дали множество сведений о том, как в те времена здесь жили и работали люди. Достаточно обширные исследованные районы в таких местах, как Богазкёй, Аладжа,

автора Бадак Александр Николаевич

Глава 9. Племена Европы и Азии бронзового века

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Культуры бронзового века в начале II тысячелетия до н. э Если отсечь зону древних рабовладельческих государств, то на карте Европы и Азии начала II тысячелетия мы сможем увидеть следующие очаги культур.Обширные пространства Прибайкалья и прибайкальских степей к востоку

Из книги Золото Трои автора Вуд Майкл

Глава восьмая КОНЕЦ БРОНЗОВОГО ВЕКА В последние годы династий голод и моровые поветрия становятся частым явлением. Что касается голода, то его причина заключена в том, что большинство людей в такое время воздерживается от обработки земли. Потому что в последние годы

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

Глава III. ПЛЕМЕНА БРОНЗОВОГО ВЕКА На территории Восточной Европы, и в частности Украины, бронзовый век занимает вторую половину III - начало I тысячелетия до н. э. Этот период характеризуется дальнейшим развитием скотоводства и земледелия (начавшимся еще в эпоху

Из книги История русской литературы второй половины XX века. Том II. 1953–1993. В авторской редакции автора Петелин Виктор Васильевич

Николай Алексеевич Заболоцкий (7 мая (24 апреля) 1903 – 14 октября 1958) Родился в обеспеченной семье сорокалетнего агронома Алексея Агафоновича Заболотского (1864-1929) и школьной учительницы Лидии Андреевны Дьяконовой (1879-1926). В «Автобиографических очерках» Николай Заболоцкий

Из книги История русской литературы ХХ в. Поэзия Серебряного века: учебное пособие автора Кузьмина Светлана

Николай Заболоцкий Объединение реального искусства, или ОБЭРИУ, вместе с молодыми ленинградскими поэтами «левого» фланга (Д. Хармсом, А. Введенским, И. Бахтеревым и др.) организовывал Николай Алексеевич Заболоцкий (1903, Казань– 1958, Москва), поэт, чей жизненный и творческий

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Русская литература 20 века. Вклад в развитие русской литературы Анны Андреевны Ахматовой и ее поэзия. Источник вдохновения. Мир поэзии Ахматовой. Анализ стихотворения "Родная земля". Раздумья о судьбе поэта. Лирическая система в русской поэзии.

    реферат , добавлен 19.10.2008

    Характеристика русской поэзии серебряного века, наиболее яркие представители которой, определили в значительной мере дальнейшие пути развития русской литературы XX в. Отличительные черты поэзии А.А. Блока. Анализ темы России в лирике К.Д. Бальмонта.

    реферат , добавлен 20.06.2010

    Место Бориса Пастернака в русской поэзии как значительного и оригинального лирика, замечательного певца природы. Мотивы творчества поэта. Творчество как процесс, выводящий поэта к пониманию последней истины. Лирический герой в произведениях Пастернака.

    реферат , добавлен 31.08.2013

    Тематическое многообразие русской поэзии. Тема суицида в лирике В.В. Маяковского. Самоубийство как бунт против божественной воли в поэзии. Анализ биографических фактов жизни и творчества поэта Бориса Рыжего. Поэтическое наследие уральского поэта.

    реферат , добавлен 17.02.2016

    Акмеизм - литературное течение, возникшее в начале XX в. в России, материальность, предметность тематики и образов, точность слова в его основе. Анна Ахматова – представитель акмеизма в русской поэзии, анализ жизни и творчество выдающейся поэтессы.

    презентация , добавлен 04.03.2012

    Развитие и значение русской поэзии XIX века. Сходства и различия поэзии Некрасова и Кольцова. Жизнь и творчество Никитина. Творчество Сурикова и его современников. Значение творчества крестьянских поэтов в жизни русского общества XIX века.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2006

    Жизненный и поэтический путь Н.М. Рубцова, истоки лирического характера и пейзажная лирика в его поэзии. Мир крестьянского дома, старины, церкви и русской природы - рубцовское понятие Родины. Значение темы дороги для понимания всей поэзии Н. Рубцова.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2009

    Человек и изменяющийся мир в поэзии "шестидесятников". Творчество Б.А. Ахмадулиной в контексте русской лирики 1970-1990-х гг. Концепция мира и человека в поэзии Б.А. Ахмадулиной. Эволюция художественной прозы и лирическая повесть в творчестве поэтессы.

    диссертация , добавлен 01.04.2011

Доктор наук, поэт и прозаик, участник знаменитых семинаров философа Георгия Щедровицкого 80-90-х годов Слава Лён систематизировал поле русской поэзии послесталинской эпохи. Он назвал это время бронзовым веком, продолжающим Золотой век пушкинской поры и Серебряный век русской культуры начала ХХ века. А датирует его историческим промежутком между смертью Сталина и посадкой самолета Матиаса Руста на Красной площади.

Надо сказать, что Слава Лён (род. в 1937 году) сам был активным участником русского андеграунда той поры. О его культуртрегерских поездках между Москвой и Питером в 60-е годы, соединявших молодых поэтов двух культурных столиц России, рассказывал на вечере поэт и писатель Анатолий Найман. То, что диссидентство и свободолюбие той поры начиналось со стихов, доходчиво объяснил писатель и политик Эдуард Лимонов. Помимо хранения и распространения "сам- и тамиздатской" литературы, за что находился под колпаком КГБ, Слава Лён с конца 70-х годов являлся соредактором двуязычного литературного альманаха Neue Russische Literatur, издаваемого в австрийском Зальцбурге, - вещь для тех лет небывалая. Так что неудивительно, что именно он сейчас ведет в библиотеке фонда русского зарубежья регулярные еженедельные вечера, посвященные "классикам бронзового века". Тем более что десятки поэтических групп и объединений тех лет Лён, как настоящий ученый-систематизатор, типологизировал по четырем стиховым системам - от классической (Бродский и другие) и верлибра (Айги и другие) до концепта (Сапгир, Холин и другие) и квалитизма (Хвостенко, Соснора, Лён и другие).

Систематизация культурного слоя, предложенная поэтом-ученым, стала удачной идеологической основой журнала современной русской литературы "Наша улица", уже восьмой год издаваемого московским писателем и критиком Юрием Кувалдиным. Совершенно нешумный и потому малоизвестный широкой публике, этот журнал готовит между тем уже 75-й свой номер, посвященный, кстати, жизни и творчеству Венедикта Ерофеева. Именно подобные издания, объединяющие творчески близких людей, и взрыхляют плодоносный культурный слой, придают разнообразие и многомерность окружающей нас жизни. В западных странах такие литературно-художественные периодические издания исчисляются сотнями. В России они пока единичны, и судьба их на фоне крутой нефтегазовой вертикали власти зачастую плачевна.

Так что, может, не случайно праздники на "Нашей улице" проходят пока под крышей солженицынского фонда "Русское зарубежье". Но гнездышко здесь свито уютное. В небольшом зале выступали авторы журнала - поэты Александр П. Тимофеевский, Кирилл Ковальджи и только что приехавший из Германии Вячеслав Куприянов, прозаики Андрей Яхонтов и Виктор Широков. А новенький рояль "Бехштейн", которым обзавелся фонд, был тут же опробован 15-летним учеником Центральной музыкальной школы Филиппом Копачевским, надеждой новой русской фортепьянной школы. Он исполнил сонату Пауля Хиндемита, написанную в память поэта Райнера Мария Рильке.

А впереди еженедельно по средам предстоят новые обсуждения концепции бронзового века русской культуры, выступления бронтозавров, творческие вечера и презентации. Из ближайшего стоит выделить вечер 25 января, посвященный памяти поэта Иосифа Бродского (1940-1996), десятилетняя годовщина смерти которого будет отмечаться в конце января.