Почему школьники не хотят учить русский. Битва за образование, или Почему современные дети не хотят учиться? Что же все-таки делать, если ребенок не хочет учиться в школе

Мотивация учиться во все времена у школьников – разная. Она зависит от активности рынка труда, качества образования, уровня развития гражданского общества и многого другого. EtCetera выяснял, почему у многих современных школьников мотивация отсутствует.

ФАКТ. По словам эксперта в сфере образования и спикера TED Кена Робинсона, в некоторых регионах США старшую школу бросают 60-80% учащихся. При этом Соединенные Штаты остаются одной из стран-лидеров по уровню финансирования сферы образования.

В Украине ситуация несколько иная – многолетние традиции образования и особенности рынка труда в нашей стране не позволяют школьникам бросать учебу. Однако это не отменяет того, что учиться в школе детям не интересно и их мотивация снижается с переходом в каждый следующий класс.

Кен РОБИНСОН , эксперт в области образования:

Раньше школьникам говорили: если будешь хорошо учиться в школе, то поступишь в вуз, получишь диплом и обязательно найдешь работу. Наши дети в это не верят, и правильно делают. С дипломом, конечно, лучше, чем без него, но он уже не дает никаких гарантий.

ЗНАНИЯ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ. По мнению Робинсона, проблема современного образования, по крайней мере, в США (для Украины это тоже актуально, – EtCetera ) – в устаревании тех знаний, которые дети получают в течение учебы. Их уже невозможно применить на практике, потому что мир вокруг изменился. Это приводит к тому, что миллионы детей не видят смысла ходить в школу.

НЕСВОБОДА. Давление и контроль, которые испытывают на себе дети в системе школьного образования, также не прибавляют мотивации. Причем давление на ребенка оказывает не только школа, но и семья – родители ждут от него хороших оценок, примерного поведения, успехов в коммуникации с другими детьми. Все это погружает его в атмосферу несвободы, которая не дает выработаться внутренней мотивации.

Все, что остается в таких условиях – это мотивировать ребенка извне (угрозами, наказаниями или, наоборот, подарками). Однако внешняя мотивация не может работать вечно. Она, например, очень часто исчезает в подростковом возрасте.

Внутренняя же мотивация (самая сильная и значимая в жизни), по мнению российского психолога и лектора проекта «ПостНаука» Екатерины Патяевой, строится, в первую очередь, на свободе действий, помощи педагога и возможности общения со сверстниками в коллективе.

Успех такой мотивации доказал эксперимент американской учительницы Барбары Шил в 1960-х годах. Дав своим ученикам возможность самостоятельно определять для себя спектр работы на день (при этом она помогала им и корректировала их работу в случае необходимости), она добилась того, что ранее неуспевающий проблемный класс начал добиваться хороших результатов в учебе. Детям дали больше свободы и им стало интересно учиться.

ПРОБЛЕМА КАДРОВ . Многие видели видеоролик, в котором учитель математики одной из турецких школ танцует перед классом с каждым учеником, который пришел к нему на урок. Дети в восторге – это позитивный заряд на весь день и мотивация посетить урок математики, в частности.

Вопрос подготовки кадров очень важен. Финляндия, чтобы добиться своих высоких позиций в международных образовательных рейтингах, сделала профессию учителя престижной и высокооплачиваемой. В школу в этой стране идут не те, кому не удалось поступить на прокуроров и экономистов, а те, кто доказал, что достоин учить детей. А это не только знание предмета, но и любовь к детям, креативность, умение вдохновлять своих учеников и находить общий язык с каждым.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ . К сожалению, в Украине сложилось довольно предвзятое отношение к школе. Не без оснований, конечно, но все же. Ребенок постоянно слышит критику в адрес школы, учителя, директора, школьной программы, МОН – всего, что должно быть авторитетным для него в силу возраста. В результате ученики перестают уважать педагогов, а образование в принципе перестает быть для них чем-то важным и требующим усилий.

Екатерина ГОЛЬЦБЕРГ , детский психолог (из интервью Украинской правде):

В обществе обесценены институт школы как таковой и, прежде всего, статус учителя. Когда у ребенка сформирована негативная позиция по поводу школы или учителя, он идет в школу, уже настроенный на то, что там, куда он идет, плохо. Обесцененный учитель не может учить.


ИСКАЖЕННАЯ ЭТИКА.
Еще одна причина, по которой дети разочаровываются в учебе – это размывание этических границ и норм самими взрослыми. Например, детей в школе учат вести себя хорошо, не списывать, вести здоровый образ жизни, уважать собеседников, в то время как взрослые все эти правила все время нарушают, и часто именно это становится залогом их выживания, продвижения по карьерной лестнице и достижения собственных целей. Наблюдая за этим, ребенок чувствует «подвох», как будто его учат утопическим вещам, которые не имеют ничего общего с действительностью и никак не помогут в жизни.

И это одна из тех причин, которые невозможно исправить изнутри системы образования. Ведь школа все делает правильно – воспитывает в детях созидательные черты характера и привычки.

А РАНЬШЕ? Наши родители (а также – бабушки и дедушки) жили в мире, где образование расценивалось как нечто, что делало человека гражданином и достойным членом общества. А высшее образование и вовсе было «путевкой в лучшую жизнь». Поэтому, а также потому, что учитель был главным источников знаний, авторитет школы и мотивация к учебе были очень высокими. Альтернативы школе не было, и это понимали все.

Но времена изменились. И то, что делало школу центром знаний и социальных коммуникаций, уже не работает. Современной школе нужно решать проблему кадров и организовывать учебный процесс по новым принципам, которые отвечают уровню активности детей и их интересам.

Учитель математики и информатики

Вопрос от Аллы, Москва:

«Что делать? Ребенок не хочет учиться в школе. Сыну 13 лет. Вот уже второй год не хочет ходить в школу, не хочет учиться, боится признаться в плохой успеваемости. После родительского собрания, на котором стали известны все его оценки, сказал бабушке, что ему остается только „повеситься“ и что он не хочет жить…»

Отвечает Виктория Винникова, педагог:

Понимаю ваше состояние. Мы начинаем бить тревогу, когда не понимаем поведение и поступки ребенка. Особенно часто это происходит в период пубертата. Не надо ждать непоправимого, услышьте его крик о помощи. И постарайтесь понять.

Почему ребенок не хочет учиться в школе? В чем причины? Что это: неусидчивость, неумение сосредоточиться, безответственность? Или ребенок просто не видит смысла в этой гонке за хорошими оценками? Точные ответы дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая раскрывает наши бессознательные желания.

Почему ребенок не хочет учиться - разбираем причины

Изначально все дети хотят учиться, они от природы любознательны и хотят развиваться. Значит, что-то пошло не так, и ошибки допустили мы - взрослые.

Что же на самом деле мешает учиться? Найдем корень проблемы - поймем, как ее решить.

Все мы разные, при этом каждый обладает врожденными желаниями, талантами и способностям. В терминах Системно-векторной психологии - векторами.

Итак, свойства психики разные, а в школе действуют единые стандарты обучения. В итоге все становятся заложниками системы. Дети попадают в жернова системы образования, которые работают без учета индивидуальных особенностей.

Очень часто мы начинаем искать внешние причины, обвиняя мир вокруг. Сознание подкидывает нам рационализации вместо истинных причин. И вот уже кривое зеркало показывает нам такие причины отсутствия желания учиться: плохая или злая учительница, плохие одноклассники, не та школьная программа или вообще система образования никуда не годится.

Но, обвиняя мир вокруг, мы не найдем ответа. Тут нужно смотреть в самую суть и видеть всех насквозь. Системно-векторная психология дает нам специальные 3D очки, чтоб видеть истинные причины. Хотите такие 3D очки?

Уверена, ваш ответ - ДА!

Не хотят учиться или не хотят в школу

Наша психика так устроена - мы либо бежим за наслаждением, либо избегаем страданий. В нашем случае, ребенок бежит от страданий. Какие страдания испытывает подросток, если бежит от школы, коллектива, не хочет учиться? Конфликты, непонимание в коллективе, сложные отношения с учителями - все это, как снежный ком, сваливается на подростка.

Ребенок сам не осознает, что на самом деле происходит и как ему лучше поступать, когда вокруг все не так. Ведь он находится в плену своих страхов, неуверенности, в поисках внутреннего стержня.

Сложности с учебой у вашего сына начались в 11 лет. Это возраст, когда подростки начинают заявлять о своих желаниях и сопротивляются тому, что им не нравится. Что же можно сделать и как помочь ребенку выбраться из этого замкнутого круга? Очевидный ответ - нужно делать не то, что мы делали до этого, а что-то другое - найти внутренние причины, почему ребенок не хочет учиться.

Не хочет учиться или не успевает?

Практически полностью соответствуют портрету идеального, даже золотого ученика дети, у которых есть анальный вектор. От природы они наделены усидчивостью, великолепной памятью, обладают аналитическим складом ума и хотят учиться. Такие ребята старательны и скрупулезны, пока не разберутся до конца в вопросе, не могут усвоить материал.

Именно дети с анальным вектором становятся заложниками бешеного скоростного ритма, который естественно проникает и .

Сначала он пытается адаптироваться к ситуации, но постепенно нагрузка возрастает, и такой ребенок перестает все успевать. Ему не хватает времени разобраться во всех деталях, вникнуть в тонкости предметов. И тогда он бессознательно начинает сопротивляться школьной нагрузке, с которой ему сложно справиться - начинает упрямиться, обижается, впадает в ступор.

Какие чувства испытывает при этом ребенок?

По своей природе он хочет быть самым лучшим, он искренне старается, но при этом не получает той оценки своего труда, которая соответствовала бы вложенным им усилиям. Из-за этого возникает обида. Все, что бы он ни делал, оказывается недостаточно, и у него постепенно опускаются руки. И вот он уже не знает, с чего начать, в каком предмете подтягивать хвосты, когда программа ушла далеко вперед. Кроме того, его может мучать чувство вины за то, что он не оправдал возложенных на него надежд учителей и родителей, и неуверенность в собственных силах. Все это мешает ему начать учиться.

А система и родители давят на него еще сильнее. Взрослым кажется, что ребенок должен делать всё быстро и все успевать, не рассиживаться с уроками, давать четкие ответы на вопросы, а он не может этого сделать в силу своих природных особенностей: ему нужно время, чтобы усвоить материал, и ответы такие дети часто дают подробные, порой растягивая слова и застревая на деталях. У педагога иногда не хватает терпения выслушать такого ребенка до конца, подождать, когда он дойдет в своих рассуждениях до сути. На самом деле, у этого ребенка заложены способности, которые позволят ему в будущем стать лучшим экспертом-профессионалом своего дела. А взрослым нужно постараться быть более терпеливыми к такому ребенку. Они должны понимать - ученик делает это не сознательно, просто его природные данные входят в этот момент в противоречие с требованиями школы.

Школа требует стандарт, а ребенок индивидуален

Взрослым кажется, ребенок должен соответствовать стандартам, а он не может в силу своих природных свойств. Он старается, а у него не получается. Кто виноват в этой ситуации?

Я не буду обвинять систему образования, потому что она подстраивается под ритм современного мира и пытается, как может, адаптировать детей к этим быстро изменяющимся условиям. Но особые медлительные дети при таких ситуациях попадают в сверхстресс. Ребенку заданы от природы свойства быть отличником, а он не может этого достичь в силу обстоятельств, которые от него не зависят.

Сделать домашнее задание качественно, разобраться в теме досконально - это их желание. А на деле получается полная противоположность - быстрый темп и буквально гонка. Когда желание очень долго не сбывается, то у человека наступает фрустрация - хочу и не получаю. В этом одна из причин того, что ребёнок не хочет учиться, не хочет ходить в школу.

Ведь он в школе вместо удовольствия получает стрессы.

Исходя из особенностей психики таких детей, попробуем предпринять другие шаги. Вот один из советов:

  • Возьмите один какой-то предмет и попробуйте восстановить пробелы и закрыть «хвосты». Для ребенка с анальным вектором это абсолютно посильная задача. Он с удовольствием возьмется за дело. Ведь в его природе - делать все последовательно и не спеша. Очень сложно восстановить материал, когда отставание очень большое. При этом у детей пропадает сам интерес к учебе. Если есть возможность, возьмите репетитора.

Но если же взрослые заставляют его бежать во все стороны, упрекая - «у тебя и по математике двойка, по русскому ты коряво пишешь, а по английскому незачёт»? От таких замечаний он ещё больше впадает в ступор, поскольку вообще не понимает, а что же делать и как разгрести эти завалы. Поэтому:

  • Поговорите с ребенком в хорошем позитивном ключе, без упреков и осуждений. Объясните ему, как важно учиться. Скажите, что вы в него верите и будете хорошо к нему относиться вне зависимости от его успехов в учебе.
    Составьте план и старайтесь по чуть-чуть его выполнять. После методичной работы с одним предметом ребенок с анальным вектором приобретет уверенность в своих силах и по аналогии сделает то же самое с другими предметами.

Ребенок не хочет учиться или не может быть усидчивым?

Взрослые рисуют себе портрет идеального ученика. Он должен быть внимателен, усидчив, обладать хорошей памятью, при этом быстро схватывать информацию. Но реалии жизни рисуют другой портрет, который зависит от врожденных заданных свойств ребенка, его векторов. И часто подвижным детям с кожным вектором, которые могут схватывать все на лету, ставят . Такие дети постоянно вертятся на уроках, что-то роняют, разговаривают и отвлекают других детей, не могут спокойно высидеть 40 минут до звонка.

Учителя жалуются на то, что они невнимательны и не хотят учиться. Так ли это на самом деле? Конечно, нет. Просто к этим школьникам нужен особый подход, который легко находят учителя с системным .

При этом у таких школьников очень адаптивная психика и они легко подстраиваются под реалии современной системы образования, если их немножко подтолкнуть и объяснить им через их внутренние ценности, зачем им нужна учеба.

Из школы бегом - в школу ползком

Есть особые ученики - гении в потенциале. Это обладатели звукового вектора. Таких детей всего 5%. У них от природы день и ночь с точностью наоборот. Именно поэтому такие дети ночью оживляются, а утром их не поднять в школу.

Звуковики - любители тишины, темноты и одиночества. Для них школа - естественный стресс. Там шумно и многолюдно. И если мальчик со звуковым вектором на перемене отстраняется от всех - это нормально. Все орут, а ему буквально больно от резких звуков.

Ребенок со звуковым вектором пытается спрятаться от неприятных и громких звуков, и тогда он уходит в себя. Учителя спрашивают, а он отвечает, как бы выходя из своего внутреннего мира: «А? Кто? Я?»

Его волнуют абстрактные вопросы, а не гонка за оценками. Он весь в себе, потому что бессознательно ищет ответ на самый главный вопрос в своей жизни - в чем смысл жизни.

И когда звуковика выдергивают из его размышлений и поиска ответов, он начинает тихо ненавидеть людей со всеми их «тупыми» вопросами и материальными желаниями. У звуковика мощный абстрактный интеллект, и школьная программа дается легко, почти без всяких усилий. Они и так все знают, и в школе им откровенно скучно. Сравнивая себя с другими детьми, они начинают испытывать чувство внутреннего превосходства. Поэтому часто они высокомерны, и окружающие кажутся им тупыми или даже идиотами.

И тогда это чувство превосходства может сыграть с ними злую шутку: они перестают вкладываться на занятиях, не делают домашнее задание, считая, что это слишком легко и еще успеют сделать на перемене между занятиями. Они могут читать на уроке учебник по другому предмету или какую-то внеклассную литературу по интересам. Считая себя выше других, они недоумевают, чему учителя могут их научить. Так рождается конфликт между ребенком и преподавателями.

Часто учителя говорят про такого ученика, что он не хочет учиться. А на самом деле он просто не видит в этом смысла.

Звуковой вектор - это гигантский объем психики. В тишине такие дети способны складывать гениальные мыслеформы. Все великие открытия на земле сделаны звуковиками.

Но звуковику бывает сложнее всего приспособиться к окружающему миру. Увлеченные своими мыслями, они забывают обо всем на свете. Это о таких говорят: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду» .

От постоянного воздействия громких звуков и от оскорбительных смыслов, которые транслируют учителя и родители («Ты тупой! Ты ничего не соображаешь! Зачем я тебя вообще родила?» ), звуковик может настолько глубоко уйти в себя, что у него теряется способность к обучению. А сегодня громкие звуки и негативные смыслы окружают нас почти повсеместно - в школе, в семье, с экранов телевизоров. При такой ситуации многие дети - не только звуковики - утрачивают способность к обучению через ухо: слышат слова, но воспринимать их не могут.

А иногда, когда звуковой ребенок замыкается в себе и теряет связь с людьми, в пубертате у него может даже возникнуть страх сойти с ума. Тренинг «Системно-векторная психология» помогает справиться с этой проблемой.

Как помочь ребенку со звуковым вектором - системные советы

Ребенок в подростковом возрасте всегда требует к себе особого внимания и деликатности.

Самое сложное - убедить учиться ребенка со звуковым вектором. Здесь может помочь только увлечение и вовлечение в какую-то область, которая даёт вызов его огромному абстрактному интеллекту. Это может быть программирование или решение олимпиадных задач. Всё что угодно, даже исследовательские работы.

Кстати, сочетание кожного и звукового векторов дает талант к программированию, а сочетание анального и звукового векторов - возможность в потенциале стать ученым.

Итак, мы рассмотрели ситуацию со всех сторон и поняли, что без помощи хотя бы одного взрослого не обойтись. Самое главное, когда ребенок чувствует поддержку от вас. В таком случае он обязательно постарается и преодолеет сложности с учебой.

Если взрослые будут продолжать давление, можно нарваться действительно на очень неприятные ситуации. Например, дети пойдут искать ответы в интернете, найдут там себе «друга», который их поймет, а потом даст советы, которые приведут к печальным последствиям.

Как педагог, я советую вам встать на сторону ребенка. При этом здесь нужно четко понимать заданные от природы свойства ребенка, оказывать ему поддержку, плюс учитывать особенности подросткового возраста. Подросток в этот период наиболее уязвим, он готовится выйти во взрослую жизнь, и ему кажется, что он уже «все знает», особенно, что нужно делать. Но у него еще мало жизненного опыта, поэтому он нуждается в поддержке близких.

В этот период родителям и учителям нужно быть еще более внимательными и наблюдательными.

Я наблюдала в своей практике, когда системный подход и поддержка родителей буквально давали возможность ребенку расцвести . Исчезали двойки, тройки, а плохие оценки постепенно исправлялись. Ребенок становился чуть ли не .

Вот отзывы участников тренинга:

«...И с учебой наладилось, идём на результаты: четыре в четверти по русскому языку, остальные предметы на пять!!! Ну а в школе, видя изменения, говорят, просто подрос. Нет, не просто подрос! Просто - системная мама. Сегодня я понимаю свои ошибки и знаю, как их избежать, знаю, что так необходимо моему ребенку для нормального развития. И это только начало…»
Екатерина А., экономист-менеджер, Москва

«...А потом он стал носить одну за другой пятерки. Видя его состояние, я решила не давать ему таблетки, которые мы периодически пили на протяжении этого времени и курс которых был назначен на октябрь.
Сегодня, когда я пишу этот отзыв, до конца учебного полугодия осталось три дня и мой сын заканчивает его отличником!!»
Юлиана Г., учитель по классу фортепиано в музыкальной школе, Ульяновск

«…Большие проблемы были со старшим ребенком. Расшатанность эмоциональная, вплоть до истеричности, проблемы с учебой - ребенок категорически не хотел учиться, причем чуть ли не с рождения отталкивал любую попытку обучения чему-либо извне, что приводило к постоянным скандалам при попытке выполнения домашнего задания
Курс начался 22 августа, а уже с 1-го сентября дочка принципиально изменилась. Стала спокойнее, вообще перестала плакать в школе, постепенно пришла к выводу, что ей нравится учиться!..»
Анастасия Т., предприниматель, Варшава, Польша

Только искреннее взаимодействие родителей с детьми позволит понять, что на самом деле происходит. Ребенок не хочет учиться или избегает конфликтов? Дети на самом деле бывают очень жестокими, агрессивными, а без грамотного руководства педагога могут возникать ситуации, как в фильме «Чучело» .

Когда вы начинаете понимать, как устроена психика вашего ребенка, вы можете подсказать ему, как найти что-то хорошее в школе и полюбить учиться.

Примерить 3D очки, увидеть и понять истинную причину, почему же ребенок не хочет идти в школу, можно уже на бесплатном онлайн-тренинге 22 Фев, 2018

Родители говорят, что виноваты учителя. Учителя – что родители. Пострадавшими в таком противостоянии оказываются дети. Эта мысль лейтмотивом прозвучала на круглом столе, прошедшем 27 апреля в пресс-центре «АиФ-Челябинск» и посвященном качеству современного образования в школах.

К разговору были приглашены директор гимназии №1 Челябинска Дамир Тимерханов, директор МБОУ НОШ №95 г. Челябинска Лилия Емельянова, ведущие преподаватели русского языка и литературы МБОУ «ФМЛ № 31 г. Челябинска» Сергей Ефремцев и Наталья Суптелло учитель года 2007 года, преподаватель химии, руководитель ресурсного центра «Химия плюс» МАОУ лицея № 77 Марс Вахидов и председатель регионального отделения общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» Екатерина Забачёва.

Основной проблемой отсутствия интереса у детей к учебе эксперты называют амбиции родителей и перегруженность знаниями у ребенка. Едва ли не с рождения начинаются разнообразные «развивайки», курсы и кружки. В два месяца – карточки, в 2 года рисование и танцы, в 4 – английский, программирование и математика. А к первому классу получается как в анекдоте.

Шестилетнего еврейского мальчика приводят на собеседование перед поступлением в первый класс.

Сема, сколько ты знаешь времен года?

Директор выразительно смотрит на багровую маму мальчика и взглядом отправляет их в коридор.

Там она спрашивает сына:

Что это было?! Почему шесть?!

Мама! Я, правда, не помню кто еще написал «Времена года», кроме Глазунова, Чайковского, Вивальди, Гайдна, Пьяццолы и Лусье.

– Интересно или не интересно школьникам учиться – это вопрос не сегодняшнего дня, – уверена ведущий преподаватель русского языка и литературы МБОУ «ФМЛ № 31 г. Челябинска» Наталья Суптелло. – Мы тоже были детьми, и не всегда был интерес на уроках. Сейчас проблема прежде всего, как мне кажется, в том, что у родителей больше амбиций. И дети, еще не пойдя в школу, уже чем-то загружены, родители уже от них хотят достижений. Если мы возьмем, например, финскую систему образования, то там на первый план выходит не столько образование, сколько природосообразное воспитание. Ребенку не мешают следовать за его природным интересом. Странно говорить о том, что ребенку не интересно в принципе. В силу возраста он любознателен. И это должно быть учтено родителями. До 6 лет детям больше нужны разговоры, общение, совместное чтение книг. А мы форсируем события. Дело родителей – не отдавать ребенка куда-то, а быть вместе с ним, заниматься, развиваться, рисовать, разговаривать, петь, плясать, плавать, да все что угодно. Т.е. поддержать ребенка в его увлечениях, чтобы он шел в школу, и ему было интересно узнавать что-то новое, разговаривать об этом. А ему будет интересно, если у него не отняли детства, не пичкали школьной информацией.

Многие современные родители ставят себе в заслугу, что еще до школы день ребенка расписан буквально по минутам: садик, различные кружки и репетиторы, музыка, конный спорт, танцы, экспресс-подготовка к школе. Насколько это правильно? Некоторые психологи, наоборот, считают, что ребенка лучше оставить в покое и ничему не учить до школы. Кто прав?

– До 6 лет ребенок получает до 70–80% информации о мире вообще, остальное – всю оставшуюся жизнь, – рассказывает ведущий преподаватель русского языка и литературы МБОУ «ФМЛ № 31 г. Челябинска» Сергей Ефремцев. – Что значит ни чему не учить? Учили всегда. Но прежде, чем свою космогонию выстроить дети должны получить азы. А это – речь, говорение, чтение. Все остальное «возводится» на этот фундамент рече-мыслительного аппарата. У нас, к сожалению, уже давно получился перекос. Мы сначала ставим «стены и крышу» (математику, программирование в 5 лет и т.д.). Родители, которые хотят все и сразу (с младенчества и музыка, и спорт, и точные науки) были всегда. И что? У ребенка из-за такой перегрузки появляется отвращение к учебе. У нормальных детей – классу к 7 – 8 обычно.

Что же сделать, чтобы ребенку было интересно учиться в любом возрасте? Каким должен быть педагог?

– Педагог должен быть содержательным и интересным сам по себе, как человек, тогда все получится, – продолжает Сергей Викторович. – А если у доски стоит некто и что-то там бубнит, то интереса не будет. Надо начинать с воспитания учителя.

По каким критериям сейчас в школу берут педагогов?

– Могу быть банальной в этом, но в первую очередь педагог должен быть Человеком, с большой буквы, – рассказывает директор начальной школы №95 Лилия Емельянова. – Потому что нужно не только дать знания, но и воспитать личность. Поэтому у педагога должно быть очень хорошее духовное начало. Если он не любит детей, свое дело, то возникает вопрос – зачем идти в учителя. С другой стороны, в личной беседе не всегда это можно увидеть. Кроме того, учитель всегда должен становиться на сторону ребенка. Просто в силу того, что у него есть жизненный опыт, и он может понять причины поведения ученика и как-то разрешить ситуацию.

А как быть с эмоциональным выгоранием учителей? Если педагогу уже не интересна профессия, он устал от детей? Стоит ли его держать в школе?

– Думаю, стоит дать ему отдохнуть. Как правило, учителя сами понимают, «перегорели», – продолжает Лилия Алексеевна. – Но у этого могут быть и совершенно другие причины, не школьные. Поэтому стоит выяснить основную проблему и помочь ее разрешить, вместо того, чтобы просто выгонять человека с работы. Хотя в мировой практике существует тенденция, что после 15 лет работы учителю предлагают стать наставником. Однако в нашей стране это не принято.

– Мы, к сожалению, не в той ситуации и дело даже не столько в экономике, чтобы говорить о том, что учителям, проработавшим определенное количество лет, нужна реабилитация, – добавляет директор гимназии №1 Челябинска Дамир Тимерханов. – У нас не принято говорить о «выгорании» учителя, это не актуально. Этот момент есть, но у директора школы нет ни юридических, ни моральных инструментов, чтобы как–то разрешить эту проблему.

Сейчас в школах наблюдается некое подобие битвы между родителями и учителями. Первые пытаются выяснить, почему педагоги не учат, а «дают материал» и требуют с родителей объяснить его детям. Педсостав упирает на то, что по современной системе образования дается слишком мало часов на предмеи, и они успевают только «ознакомить» с темой, а отработка ложится на плечи родителей.

– Давайте начнем с нашей системы образования. Чем она плоха? – удивился Дамир Галиханович. – Одна бабушка сказала, в блоге покритиковали и все поверили? Давайте определимся, что мы хотим получить, на кого ориентироваться и зачем. Все системы в мире очень разные, в каждой есть свои плюсы и свои бреши. У нас 31 лицей обвиняют в том, что он работает на зарубеж. Также и выпускники школ №95, 1, 77 едут учиться в другие страны, успешно работают там. Может быть не система у нас плохая, а дело в чем-то другом?

– Передовой мировой опыт в сфере образования у нас перенимается постоянно, начиная еще с 90-х годов прошлого века. Хотя тогда таких установок не было, – рассказывает учитель года 2007 года, преподаватель химии, руководитель ресурсного центра «Химия плюс» МАОУ лицея № 77 Марс Вахидов. – Сейчас все говорят о финской системе, о китайской, все учителя и директоры в курсе новинок. Я изучаю этот опыт, применю его, где уместно, но говорить о полном переносе системы мы не можем, потому что очень много нюансов. У меня около 300 выпускников обучается в разных странах мира, но ни один из них не говорит, что у них идеальная система. Где-то более жесткие рамки, где-то нет. Где-то больше требований к педагогам, где-то к родителям. Вот последнее я бы перенял. Потому что если приходит родитель с замечанием, что ребенок что-то не понимает и выясняется, что школа сделала все что могла, то вопросы к родителю. Как минимум 40% своего времени он должен потратить на ребенка, создать ему условия для обучения, в том числе. Каждый успешный выпускник – это результат сотрудничества учителя и родителей. Нет проблемы перегруза знаниями школьников, есть проблема с организацией времени. Детям нужна динамика, смена деятельности, чередование форм занятий.

– Родители, которые ведут ребенка в первый класс, зачастую допускают серьезную ошибку, – считает Сергей Ефремцев. – Они выбирают школу. Нужно выбирать учителя начальных классов. В любой школе есть 1,2,3 педагога, на которых все держится. И тогда родителям ничего не придется объяснять дополнительно.

– Ставить проблемой качество образования в вину только школе я бы не стала, – говорит Лилия Емельянова. – Здесь двусторонний процесс. Мы хотим, чтобы дети читали, а они наблюдают не читающих родителей, мы хотим, чтобы дети не погружались в Интернет, а они видят нас там. Бывает, что своим «непониманием материала» ребенок просто подменяет желание, чтобы мама и папа уделили ему внимание, просто посидели рядом, пообщались. Зачастую это единственный способ завладеть мамой хоть на 1,5 часа в день.

– Говорят у медали две стороны. В случае с образованием с одной стороны – родители, с другой – школа. Но здесь присутствует еще и государство, – отметила председатель регионального отделения общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» Екатерина Забачёва. – Выступая на конференции, прошедшей в рамках организованного движением «Наши» всероссийского молодежного форума «Селигер-2007», министр образования Андрей Фурсенко сказал «…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других ». И ключевой момент заключается в том, что если мы воспитываем потребителя, то ученик не хочет учиться, он желает развлекаться и потреблять.

У нас достаточно консервативная страна и родители, судя по опросам, все-таки предпочитают, чтобы из их детей воспитывали творцов, а не потребителей. Учителя старой гвардии, не взирая на все реформы, учат школьников по «старой» классической системе.

Продуктивное обучение получается, если есть возможность обходить все ненужное и мешающее. А для того чтобы это было возможно, надо иметь или умную, или смелую администрацию и родителей, которые поддерживают учителя.

Хорошие педагоги подпольно делают свое дело, – смеется Марс Вахидов. – Учитель вправе сам решать какую задачку давать ученику. Да, бывают идиотские учебники. Но сегодня педагог достаточно свободен в выборе какую конкретно задачу предложить на уроке. Если он смелый, решительный и разумный человек, то он не предложит идиотскую задачу с такими же решениями.

Однако любая проверка и за отступление от современных стандартов и учитель, и директор могут получить далеко не премию и похвалу. И круг замкулся снова... На уроке дали материал, а задача родителей:

1) Усадить ребенка заниматься под его вопли, что «нам это не задавали, а то что задавали я не понял и решать не буду»

2) Вникнуть, что в школе проходят

3) Понять, где пробел в знаниях и что не смог понять

4) Перерыть тонну пособий и методом проб и ошибок выявить нужное

5) Понять, в каком порядке и как темы отрабатывать, в какой системе, понять, какой хороший результат и к чему должны прийти

6) Понять, сколько времени тратить, сколько задач, строчек, слов писать.

7) Убедить в миллионный раз ребенка позаниматься. И услышать в ответ - а нам не задано! А Катина мама хорошая, она не заставляет ничего делать.

8) Проконтролировать, чтобы сделал задание.

9) Проверить то, что ребенок написал.

Наши эксперты единогласно пришли к выводу, что выход в создавшейся ситуации можно найти не в противостоянии «родители – школа», а в сотрудничестве. Совместно выяснять какие проблемы есть у школьника и как их можно решить. Далеко не случайно сейчас помимо критерия «обученность» есть и «обучаемость». Если учитель сделал все возможное, то может быть дело в уровне обучаемости и желании учиться у конкретного ребенка? А на них могут влиять абсолютно разные причины: от ветра в голове до физиологических, психологических особенностей, да и просто личного восприятия. Как это произошло в семье одного замечательного умного мальчика. Ну не смог он ответить сколько будет дважды два и как зовут его маму.

– Не готов к школе, – сказала учительница.

– Разве ты не знаешь, как меня зовут? – удивилась мама мальчика.

– Катя! – легко ответил сын.

– А сколько будет дважды два?

– Ну, четыре!

– А почему ты в школе так не ответил?

– Да учительница старая, не красивая.

Ольга Мишкина

Фото shutterstock.com

Чаще всего причина на поверхности – ребёнку просто лень рано подняться, собраться и вообще учиться. В такой ситуации ему просто не хватает дисциплинированности. Чтобы помочь школьнику справиться с собственной ленью, нужно придумать для него ежедневные ритуалы.

«Они важны для ребёнка с младенческого возраста, – объясняет психолог Татьяна Юрьева , – и дают малышу ощущение безопасности. По мере взросления ритуалы превращаются в привычки, от которых во многом зависит и взрослая жизнь».

Татьяна рекомендует придумать последовательность действий, которую ребёнок будет выполнять каждый день. Такой режим поможет свыкнуться со школой и снизит сопротивление. Так что мамам и папам действительно стоит напоминать о том, что нужно сложить портфель, почистить зубы и лечь спать в определённое время.

Как правило, лень появляется от того, что ребёнку не хватает мотивации . «А зачем мне ходить в школу?» – вопрос, который каждый родитель слышал хотя бы один раз.

Психолог считает, что мотивация и не появится, если не заниматься с детьми.

«Чудес не бывает. Если вы не приучаете чадо к режиму, не водили его на занятия до школы, не ждите, что 1 сентября он проснётся заряжённым мотивацией учиться. Настройтесь на воспитание в нём желания учиться. Можно мотивировать и подарками, проведя аналогию с работой взрослых».

У каждого родителя со временем формируется свой подход к тому, как убедить сына или дочь в том, что ему нужно ходить в школу. Людмила Семёнова , мама 7-летнего Вани и 12-летнего Егора , считает, что главное – объяснить, что знания, полученные в школе, понадобятся в дальнейшей жизни.

«Старший иногда ленится учиться, младший только пойдёт в первый класс, но на вопрос, хочет ли в школу, отвечает «не очень». Для первоклашек очень важен последний год в детском садике. У нас были хорошие воспитатели, которые хорошо подготовили его к школе. Чтобы побороть лень сыновей, я говорю, что школа – это важный этап в жизни, который поможет определиться с профессией и продолжить дальше обучение», – говорит Людмила.

Фото Натальи Малыхиной

Для первоклашек, которых пугает неизвестная школа, психолог советует рассказывать сказки о школе.

«В них главный герой может сначала не хотеть ходить в школу, а потом полюбить учёбу. Также помогут рассказы о том, что там будут старые друзья или появятся новые. Лучше приучать к школьному режиму заранее. Водите на подготовку к школе, чтобы ребёнок привыкал к месту и занятиям», – добавляет Татьяна Юрьева.

«Меня там обижают»

Иногда причиной могут стать плохие отношения с одноклассниками или учителями. Замкнутый ребёнок, скорее всего, даже не скажет родителям о том, что его обижают одноклассники.

«Проведите параллель со своей жизнью: если у вас сложные отношения с коллегами, хочется вам идти на работу? Коммуникативные барьеры, неумение находить общий язык с новыми людьми, конфликты, недопонимание, детская жестокость – всё это может надолго отбить желание ходить в школу», – отмечает психолог.

Татьяна Юрьева обращает внимание на то, что важно не переусердствовать с защитой ребёнка. Действительно, бывают такие тяжёлые ситуации, когда нужно сменить класс или даже школу. Но ребёнок должен учиться справляться с трудностями, поэтому в некритических ситуациях лучше помочь найти общий язык с учителями и с одноклассниками.

«Вся наша жизнь зачастую определяется коммуникативными навыками. Если вы научите ребёнка с раннего возраста находить общий язык с окружающими, вы дадите ему очень важный жизненный навык. Если у вас самих трудности в общении, прибегайте к помощи профессионалов: привлекайте детских, школьных психологов, водите в группы социальной адаптации», – добавляет Татьяна.

Кроме того, стоит поговорить и с преподавателями, которые подскажут, какие проблемы в коллективе есть у ребёнка. Дети могут вести себя абсолютно по‑разному дома и в классе, поэтому важен взгляд со стороны. Учительница русского языка Ирина Голубева советует родителям уметь смотреть на детские конфликты отстранённо:

«Вспомните кольцо Соломона с надписью «всё проходит» – любой конфликт рано или поздно разрешится. Из любой неприятности можно извлечь пользу, если не принимать позицию жертвы и не обвинять окружающих в случившемся. Любой кризис – это рост личности».

Фото Натальи Малыхиной

Ещё один совет – записать ребёнка на кружок или секцию, в которую ему давно хотелось. Так у вашего чада появится ещё один круг знакомых и любимое занятие.

«Увлечение послужит источником положительных эмоций. Когда человек развивается, обнаруживает в себе талант, переживает успех, он становится более уверенным в себе, а самооценка повышается. Так у ребёнка, которого обижают в школе, вырабатывается иммунитет к нападкам одноклассников», – считает Ирина.

«Не справляюсь»

Часто взрослые стремятся воплотить свои нереализованные мечты в детях. Такие родители могут не учитывать способности и желания собственного ребёнка. В итоге школьник не справляется с поставленной планкой, и из этого тоже вырастает нежелание учиться.

«Очень часто родители хотят, чтобы их чадо стало вундеркиндом. Для этого отдают детей в престижные школы с углублёнными программами, не обращая особого внимания на их возможности и желания. Как это ни болезненно, но иногда следует признать, что ребёнок не тянет сложную программу. Вместо того чтобы окружать его репетиторами и дополнительными занятиями, может, стоит подумать о смене класса или школы?» – рассуждает Татьяна Юрьева.

Кроме того, нежелание ребёнка просыпаться рано утром и идти на занятия может быть связано с объективной усталостью. Для того чтобы она не накапливалась, нужно обеспечивать активный отдых.

«Играя в компьютерные игры, ребёнок не отдыхает. Мозг по‑прежнему перегружается информацией и её обработкой. В выходные устраивайте разгрузочные от учёбы дни. Гуляйте с ребёнком и давайте ему побегать и попрыгать», – разъясняет психолог.

После долгого отдыха, например летних каникул, не ждите, что дети быстро втянутся в школьный режим. Вспомните, как сами привыкаете к рабочему графику после отпуска.

Фото из личного архива

Ещё одна причина, по которой сын или дочь могут не справляться с учёбой, – это неврологические трудности .

«Дети могут быть неусидчивы и невнимательны из‑за неврологических проблем, не устранённых своевременно. Нарушенное кровообращение, внутричерепное давление, незрелость нервной системы могут физически не давать ребёнку справляться с возросшими умственными нагрузками. Конечно, устранением неврологических проблем нужно заниматься с рождения, но лучше поздно, чем никогда», – отмечает психолог.

Тёплые слова и понимание

В любой ситуации, какой бы ни оказался ваш ребёнок, поддерживайте его.

«Поддержка создаёт чувство безопасности, без которого не обойтись ему в современном мире. Как бы вы ни были заняты, найдите время, чтобы выслушать ребёнка. Интересуйтесь прежде всего не его оценками в школе, а его внутренними переживаниями. Не скупитесь на тёплые слова и объятия, ведь с поддержкой близких можно преодолеть любые трудности», – советует Ирина Голубева.

Быть внимательным рекомендует и психолог Татьяна Юрьева: контакт нужно устанавливать с ребёнком с самого маленького возраста, чтобы не было так трудно в подростковом. Также важно помнить, что ваш ребёнок – личность, поэтому не стоит мешать ему принимать самостоятельные решения.

«Разрешите ребёнку быть отдельным человеком, а не частью вас. Позвольте делать ошибки и нарабатывать свой опыт. Это, конечно, не просто, но чем раньше вы признаете в сыне или дочери отдельную личность, тем больше шансов сохранить действительно близкие отношения», – подытоживает психолог.

А ещё почитайте материал Ольги Муштаевой о том, как правильно составить распорядок дня школьника .

Наталья Малыхина

Почему ребенок не хочет учиться? Не просто ленится, позволяет себе не выучить урок, списать у соседа, выкрутиться за счет подсказки. Школьник активно сопротивляется всякой попытке заставить его за­ниматься, идет на любые ухищрения, лишь бы не делать уроки. Такие ребята становятся «головной болью» учителя в школе, превращают в ад жизнь своих родителей и близких, не говоря о том, что их собственная детская жизнь также делается похожей на каторгу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Капшитар В. А.

педагог-психолог

ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ?

Одно из фундаментальных положений психологии гласит, что все функции и способности ребенка и, вообще, человека развиваются в процессе деятельности и общения с другими людьми.

Почему ребенок не хочет учиться? Не просто ленится, позволяет себе не выучить урок, списать у соседа, выкрутиться за счет подсказки. Школьник активно сопротивляется всякой попытке заставить его заниматься, идет на любые ухищрения, лишь бы не делать уроки. Такие ребята становятся «головной болью» учителя в школе, превращают в ад жизнь своих родителей и близких, не говоря о том, что их собственная детская жизнь также делается похожей на каторгу.

Если принимать во внимание основную массу детей со средними способностями и умеренно одаренных детей, то основными факторами, определяющими их развитие, окажутся деятельность и общение.

Для дошкольника ведущей деятельностью является игра. Именно в процессе игры у ребенка формируется и внимание, и воображение, и произвольное управление своим поведением. Если ребенка 5-6 лет лишить игры и полностью включить в трудовую деятельность, пусть даже посильную, это приведет к задержке развития, либо к какому-либо искажению. Внутри этой деятельности не может происходить нормальное развитие дошкольника. Ее элементы обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, но заменять игру она не должна.

Для детей школьного возраста ведущей деятельностью становится учеба. Разумеется, это не означает, что она должна быть единственной. Ребята младших классов с удовольствием играют, старшеклассники включаются в труд. Эти виды деятельности в той или иной мере присутствуют в жизни школьника. Но только один является ведущим – учеба. Именно она формирует и определяет его психическое развитие. Играми можно заниматься сколько угодно и с удовольствием, но игры уже не так развивают его функции и способности, как было раньше. Элементы же трудовой деятельности могут быть полезны как вкрапленные в сегодняшнюю жизнь кусочки завтрашнего дня, но решающую роль в развитии памяти, мышления, внимания, владения поведением еще не играют. Необходимость смены ведущего типа деятельности не укладывается жестко в возрастные границы. К одним она приходит раньше, к другим – позже. У взрослых людей трудовая деятельность тоже не является единственной. В свободное время у взрослых могут быть свои игры, а учеба, особенно, в смысле повышения квалификации, у многих из нас с некоторыми перерывами продолжается всю сознательную жизнь. Но развитие личности происходит в процессе трудовой деятельности, в ходе отношений с другими людьми.

Откуда же происходит нежелание учиться?

При поступлении ребенка в школу происходит смена ведущей деятельности: игра уступает место учебе. Значит, ребенок, не желающий учиться, сопротивляется и протестует против этой смены. У особо трудных ребят этот процесс растягивается на годы. Нормально воспитанный ребенок еще в дошкольном возрасте знает много ограничений, имеет представления о том, что нельзя, а что опасно, что необходимо, а что вредно. Но даже у такого ребенка основное время – свободное. Оно посвящается игре, и взрослые, как правило, в нее не вмешиваются. В игре ребенок свободен. Его воля практически ничем не ограничена. Он делает то, что ему хочется. Но это, если ребенок нормально воспитан и здоров. Если же ребенок не воспитан уже в 3-4 года, то он свободен уже и не только в игре, но и за ее пределами. На его поведение не накладывают запрет даже в тех случаях, когда его поведение вызывает протест у многих взрослых. Он рано осознает, что его воля – закон для окружающих. Ребенок привыкает делать то, что ему хочется, даже, когда это не нравится кому-нибудь из взрослых.

И вдруг – школа. Привычный уклад жизни резко меняется. На уроке уже нельзя делать то, что хочется. Хочется тебе выполнять требования учителя или нет – это никого не интересует. Дети быстро усваивают, что школа – это место, где порядки другие, нежели дома. Хочешь - не хочешь, а этим порядкам нужно подчиняться. Дома ребенок мог делать еще недавно то, что хочется, а надо садиться и писать. Учеба с самого начала требует от школьника усилий, сравнимых с трудом взрослых на производстве.

Интеллектуальная пассивность – один из наиболее частых случаев, приводящих к нежеланию учиться. Возникает, обычно, как реакция на сильно запущенный материал, ученик просто перестает понимать, что происходит на уроке. У него опускаются руки, и он не желает больше ни пытаться хоть частично понять происходящее, ни думать, ни вообще умственно работать. Нежелание умственно работать, напрягаться перерастает в привычку. Развивается интеллектуальная пассивность. Как оборотная сторона – нежелание учиться. Запущенность материала иногда происходит в результате пропусков занятий – ученик много болел или менял место жительства. Если вовремя не вмешаться, то действие окажется либо несформированным, либо сформированным с каким-либо дефектом.

Три точки зрения на мотивацию учебной деятельности ребенка.

Во-первых, это далекая и короткая мотивация. В семь лет, приходя в школу, ребенок знает, зачем надо учиться. Знание того, что нужно получить специальность, помогать маме с папой и т.п., должно быть побудительным мотивом к обучению. Это, с точки зрения взрослых, логично и неоспоримо. Но ведь в этом возрасте далекая мотивация практически никак не влияет на поведение человека. Короткая мотивация – близкий результат – вот что определяет поведение ребенка.

Другая точка зрения состоит в том, что ребенка побуждает учиться познавательный мотив. Ребенком движет радость познания. Действительно, когда книга, по сути, была источником знания, не было телевизора и компьютера, планшета и телефона путь познания лежал через школу. Но сегодня в школу приходят дети с иным запасом информации. Получается, что обо всем интересном дети хоть краем уха, но уже слышали, а на долю светлой радости познания остается таблица умножения, сопряжение неправильных глаголов и другие не слишком увлекательные вещи.

Наконец, третья точка зрения. Она выносит мотивацию школьника в социальную сферу. Согласно этой точке зрения стремление ребенка хорошо учиться поддерживается отношением окружающих. Но не так уж просто заставить себя делать что-то, даже очень приятное окружающим, если не вполне понятно и прочувствовано, зачем тебе-то самому это нужно.

Итак, действие далекой мотивации является неоправданным, познавательные компоненты и благотворное влияние окружающих сильно преувеличены. Так, часто дети считают, что школа – это место, куда тебя загоняют, где тебе задают работу и отравляют жизнь, если ты ее не выполнишь. Конечно, это суждение слишком категорично, но к какой-то части детей очень точно применимо. Это дети, посещающие школу, но не желающие учиться. Получается картина, когда ребенок еще не хочет учиться, но за него это хотят родители, учителя, директор школы. Все вместе они стараются сделать все возможное, чтобы помочь ребенку. А ребенок не хочет учиться, потому что учиться ему трудно. Те, кто приучен преодолевать трудности, справится, а те, кто не приучен или плохо приучен, – нет. Если ребенок с малых лет привык делать то, что надо, а не только то, что хочется, то он справится с горечью учения.

Что же делать родителям, чтобы переход от игры к учебе произошел менее болезненно? И надо ли, вообще, что-либо делать?

К счастью, сейчас все меньше родителей, которые считают, что учеба их ребенка целиком на плечах учителя. Но что делать конкретно, родители представляют довольно смутно.

Первая задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку освоить новую деятельность. Для ребенка, даже посещавшего хороший детский сад, с увлекательными занятиями, учебная деятельность все равно непривычна. Начиная ею заниматься, ребенок делает постоянные промахи, совершенно немыслимые с взрослой точки зрения. Например, не только в первом, но и во втором и третьем классе встречаются дети, которые сначала делают упражнение, а потом выучивают правило, на которое упражнение задано. Иногда достаточно понаблюдать за ребенком некоторое время, чтобы подсказать простой прием работы. Ведь учеба – настолько необычная деятельность для ребенка, что ошибки просто невозможно предугадать. Если не обращать на них внимания, они могут закрепиться и превратиться в неправильные приемы работы. Все эти ошибки, как правило, достаточно хорошо заметны глазу взрослого. Чтобы их обнаружить, не нужно быть педагогом или психологом – достаточно проявить внимание к ребенку. А вот внимания этого в достаточной степени взрослые не проявляют. Неправильные приемы работы приведут к неуспехам в учебе, а если это станет стабильным явлением – к появлению отвращения к учебе.

Необходимо помнить, что как бы трудно ни складывались семейные обстоятельства, ребенок продолжает расти и формироваться. Этот процесс остановить нельзя ни на минуту. И все, что не будет сделано для него своевременно (неважно, по каким обстоятельствам), наверстать будет трудно, а может просто невозможно.

Помощь учителя и родителей

Помощь со стороны учителя необходима ребенку. Необходима и помощь со стороны родителей. И одна помощь не заменяет другую. Первая распространенная ошибка родителей состоит в подмене школьника в работе либо на этапе исполнения, либо на этапе контроля. Вторая ошибка – дезориентирующая ребенка оценка. Родители, оказывающие помощь ребенку, забывают поддерживать контакт с учителем. Нарушается принцип единства требований.

Направление работы, которое родители не должны упускать из виду, – налаживание учебы у ребенка, недавно поступившего в школу. Это выработка привычки к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Что бы ни случилось, уроки должны быть выполнены. Оправдания неприготовленным урокам нет, и не может быть – это необходимо дать понять маленькому школьнику. Этот момент, пожалуй, является самым важным среди превентивных мер. Трудности в учебе, конечно, будут, но в нежелание учиться они не перерастут. Как же достигнуть этой цели? Уроки не должны откладываться и переноситься несколько раз по желанию школьника. Выполнение домашних заданий должно сопровождаться выработкой подхода к урокам как важному и серьезному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого и необходимо начинать. Важно дать понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами взрослых. Для этого необходимо соблюдать некоторые условия:

Ребенок еще в дошкольном возрасте должен быть приучен к тому, что когда родители заняты, им нельзя мешать;

Привитие уважения к умственному труду.

Что можно посоветовать родителям, когда нежелание учиться приобрело стойкий характер?

Все, что было упущено тогда, надо делать сейчас. Но сделать это будет совсем не просто. Все придется делать в крайне неблагоприятных условиях и с медленно приходящим результатом. Теперь на это уйдут не недели, а месяцы. Чем старше школьник, тем труднее воздействовать на него. Это уже во многом сложившийся человек, способный к отбору воздействий на него. От одних он отстраняется и блокирует их, другим раскрывается навстречу (период, когда ребенок начинает осознавать достоинства и недостатки, начинает заниматься самовоспитанием). Этим обстоятельством и нужно воспользоваться, превратив школьника из врага в союзника.

Меры прямого воздействия оказываются неэффективными. Нужно помнить, что ученик одновременно является и страдающей стороной. Он не умеет и не желает учиться, находится в постоянном конфликте с учителями и родителями. Он - предмет насмешек в классе. В такие минуты школьник с радостью готов принять протянутую ему руку. В этот момент он открыт, не пытается отгородиться от старших грубостью или молчанием.

Большую роль играет и среда дома (учебное и личное пространство),

класса (уют, комфортная мебель, не загруженное пространство, полезные вещи и современное информационное оборудование). Та среда, которую стараются создать не только педагоги, но и родители для своих детей.

Возникновение у школьника нежелания учиться, к сожалению, часто встречающийся неприятный случай. Противостоять его природе легче родителям, нежели школьному учителю. Конечно, в вопросах воспитания и развития нет рецептов, пригодных на все случаи жизни. Все случаи индивидуальны. Поэтому любые рекомендации не могут заменить необходимости размышлять самому и решать свою воспитательную задачу во всей ее неповторимости.

  • Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами.
  • Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
  • Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать.
  • Говорите ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…
  • Чаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам.
  • Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
  • Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Взрослые часто не замечают что–то хорошее, но зато сразу реагируют на ошибки и проступки.
  • Верьте в своего ребенка!
  • Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как с взрослого.
  • Формируйте положительную самооценку: «Я – умный», «Я – смелый», «Я все могу».
  • Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!
  • Проговорите ситуацию: если будут ссоры, как нам из них выходить (не молчать, не сидеть по углам, не обижаться).
  • Не давайте сразу резкую реакцию на протест, грубость.
  • Сохраняйте при общении один с ребенком уровень глаз (разговаривайте, взаимодействуйте не на бегу, не стоя).
  • Не читайте морали. Когда их читают, хочется закрыть уши.
  • Помните о внушаемости (слова – мысли).

Находите постоянно светлые стороны характера ребенка, и появится надежда на будущее. На время исключите контроль, закройте глаза на беспорядок, изменяйте отношение к грубости – сначала будет обострение, но надо выстоять, это испытание для родителей, и вы должны работать над собой в первую очередь.

Помните о влиянии характера взаимоотношений с родителями на самооценку ребенка. Нарушение поведения – это здоровая реакция чувствительной психики ребенка на болевые обстоятельства, это сигнал – «мне плохо, помогите!» Ребенок должен быть уверен, что в вашем лице он имеет не судью, а помощника, который его понимает. И без вас найдется достаточно людей, которые будут так или иначе его оценивать.

Прощайте неудачи, будьте терпеливы, справедливы, внимательны. Работайте над собой. Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!

Наберитесь веры и терпения, и у вас все получится!

Желаю удачи!