Площадь алчевска. Город алчевск. Современный Алчевск - опора Луганской области

История города Алчевска

Алчевск - город областного подчинения, крупный индустриальный и культурный центр Донбасса. Как рабочий поселок Алчевск возник в середине 90-х годов XIX века в связи со строительством при железнодорожной станции Юрьевка (ныне станция Коммунарок) металлургического завода Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО).

Основателем Донецко-Юрьевского завода, как и акционерного общества ДЮМО, был известный украинский промышленник и банкир, купец первой гильдии Алексей Кириллович Алчевский. Поборник ускоренного развития отечественной промышленности, патриот родной земли, А.К.Алчевский горячо любил Украину и ее народ, был сторонником просвещения народных масс, жертвовал на это благородное дело значительные средства. Не выдержав конкуренции с господствующими в Донбассе иностранными компаниями и разорившись, Алчевский в 1901 году покончил жизнь самоубийством. Обесценившиеся акции Донецко-Юрьевского общества постепенно сосредоточились в руках франко-бельгийских капиталистов.

В память об основателе завода ДЮМО железнодорожная станция Юрьевка по ходатайству российских промышленников была переименована в 1903 году в станцию Алчевское. От станции получил название и заводской поселок, превратившийся впоследствии в город. В сентябре 1996 года Алчевск отмечал свое 100-летие. К этой дате местными властями принято решение открыть в городе памятник А.К.Алчевскому.

Название города несколько раз менялось. В 1931 году он стал называться Ворошиловском - в честь К.Е.Ворошилова, начинавшего здесь свою революционную деятельность; в 50-е годы именовался то Алчевском, то Ворошиловском; с 1961 года по 1991 год- Коммунарском. 1 декабря 1991 года на городском референдуме население высказалось за возвращение городу старого названия - Алчевск. Волю населения подтвердил Президиум Верховного Совета Украины своим постановлением от 26 марта 1992 года. В этом акте нашли отражение и закрепление не только заслуги А.К.Алчевского, но и его семьи, которая отличалась демократизмом и образованностью, играла заметную роль в общественной и культурной жизни нашего края и страны.

Жена Алчевского, Христина Даниловна, была видным педагогом, организатором воскресных школ для взрослых на Украине; открыла в Харькове женскую воскресную школу, которой руководила около 50 лет; построила на свои средства школу в селе Алексеевка близ Алчевска, оказала помощь школе в селе Васильевка (ныне микрорайон Алчевека). Христина Даниловна пользовалась большим авторитетом в педагогических кругах. Когда в 1910 году Юрьевско-Алмазное общество "Просвещение" открыло в Алчевске среднее учебное заведение, его учредители считали своим долгом доложить об этом Христине Даниловне. Алчевская ответила теплым письмом: "Тронутая до глубины души Вашим вниманием и памятью обо мне, спешу поздравить Вас с открытием Коммерческого училища и от всего сердца пожелать Вам успеха и процветания Вашего полезного учреждения". Под руководством Х.Д.Алчевской созданы учебные пособия, с одобрением встреченные прогрессивной общественностью. В 1910 году ее избрали вице-президентом Международной лиги просвещения.

Не одну яркую страницу в истории отечественной культуры вписали дети Алчевских. Григорий известен как украинский и русский педагог-вокалист и композитор, Иван - певец с мировым именем, один из самых выдающихся представителей украинской и русской музыкальной культуры, Николай - театральный критик и педагог, Христина - украинская поэтесса, переводчик и педагог.

И если город металлургов в донецкой степи назван Алчевском, то в этом названии не только имя основателя завода ДЮМО - нынешнего Алчевского металлургического комбината, но и частица всех Алчевских - талантливых представителей украинской интеллигенции.

Алчевск в конце XIX - начале XX века состоял главным образом из бараков и казарм - так называемой Старой колонии. Исключение составляла Административная колония с ее каменными домами для специалистов-иностранцев и администрации завода ДЮМО - тоже, в большинстве, состоявшей из иностранцев. В старой колонии не было ни водопровода (воду привозили в бочках), ни канализации, ни мощеных улиц. Везде копоть, угольная, железорудная и шлаковая пыль, а в ненастье - непроходимая грязь. По свидетельству известного металлурга академика М.А.Павлова "все здесь было убого и мрачно, как и во всех других заводских поселках Донбасса, лишенных, к слову, какой-либо зелени".

Со временем появилась Новая колония, мало чем отличающаяся от Старой.В 1913 году из 5135 рабочих завода ДЮМО более 3000 жили в бараках, 540 - в казармах, остальные - в 270 "семейных домах".

Заводской поселок постепенно разрастался. Накануне первой мировой войны на станции Алчевское и в соседнем селе Васильевке действовало до 20 торговых заведений, частные склады керосина и нефти, лесной склад. Возле Васильевки обосновались мастерские медного и чугунного литья, при заводе - крупная бойня пропускной способностью свыше 17 тысяч голов скота в год.

Условия труда рабочих были чрезвычайно тяжелыми. На металлургическом заводе преобладал тяжелый физический труд, почти все делалось вручную. Рабочий день длился 12 часов. Нестерпимая жара в горячих цехах, сквозняки, антисанитария, отсутствие техники безопасности приводили к массовым заболеваниям, увечьям и гибели металлургов. Обслуживали пять с лишним тысяч рабочих и их семьи три врача, 5 фельдшеров, 3 акушерки и 2 аптекаря. 40-50 процентов рабочих в основных цехах не умели читать и писать, во вспомогательных цехах - и того больше.

Тяжелые условия жизни и труда, полное политическое бесправие не могли не вызвать недовольства и возмущения трудящихся. Сначала это были стихийные выступления, носившие чисто экономический характер, и только постепенно, исподволь они превращались в организованную политическую борьбу с существовавшим самодержавным строем. В 1898 году на заводе ДЮМО возник подпольный социал-демократический кружок, руководителем которого был рабочий-революционер литейщик И.А.Галушка, а после его отъезда в Ростов - молодой крановщик литейного цеха К.Е.Ворошилов. Рабочие Алчевска приняли активное участие в трех российских революциях.

В ходе революции 1905-1907 годов металлурги избрали для руководства борьбой с царскими приспешниками Делегатское собрание (Совет рабочих депутатов), создали боевую дружину, в которую записалось 2000 человек, профсоюз, рабочий кооператив. Делегатское собрание, председателем которого был литейщик Д.К.Паранич, некоторое время руководило всей жизнью в Алчевске.

В декабре 1905 года боевая дружина Донецке-Юрьевского завода и станции Алчевское приняла участие в Горловском вооруженном восстании. Командовали боевой дружиной члены Делегатского собрания литейщик И. А. Кротько и машинист электрического крана И. Мирошниченко. Мирошниченко был убит в бою с царскими войсками, а осужденный на 15 лет каторги Кротько погиб в тюрьме. Паранич получил 8 лет каторги, <милостиво> замененной ему вечным поселением в Восточной Сибири. Жестокие расправы не запугали народ. Борьба продолжалась. Насквозь прогнившее царское самодержавие пало в феврале 1917 года. Народные массы обрели долгожданные политические свободы. На арену политической жизни в Алчевске вышли социал-демократы - большевики и меньшевики, социалисты-революционеры (эсеры), украинские социал-демократы, анархисты, бундовцы - еврейские социал-демократы.

За реальную власть на Украине и в Донбассе после свержения царизма боролись три силы: представители Временного правительства, Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Украинская Центральная Рада. Такое переплетение трех властей еще больше запутывало и без того сложную обстановку, в которой простому обывателю трудно было разобраться. Алчевск и и совет, в котором преобладали меньшевики и эсеры, высказывался за создание в стране однородной социалистической власти -коалиционного правительства с участием всех социалистических партий. Политические дискуссии были прерваны новой революцией - октябрьским 1917 года переворотом в Петрограде, когда II Всероссийский съезд Советов низложил Временное правительство и провозгласил власть Советов.

Алчевские металлурги приветствовали первые декреты Советской власти и не поддержали Украинскую Центральную Раду. В начале 1918 года большевистская организация насчитывала 450 человек. Ей противостояло около тысячи меньшевиков, эсеров, анархистов, украинских социал-демократов и бундовцев. Обострилась межпартийная борьба, произошло резкое размежевание политических сил. Такое же положение сложилось во всей стране. Свергнутые классы не хотели терять своей собственности и привилегий. Началась гражданская война, усугубившаяся иностранной военной интервенцией.

В годы гражданской войны власть в Алчевске менялась неоднократно: 26 апреля 1918 года в город вступили австро-германские полчища, в декабре 1918 года - белогвардейские войска генерала Краснова, летом 1919 года - деникинцы. 26 декабря 1919 года в городе (в четвертый или в пятый раз и теперь уже надолго) установилась Советская власть.

После гражданской войны, с переходом к новой экономической политике, когда не было средств на восстановление крупных предприятий, Донецке-Юрьевский металлургический завод 3 мая 1923 года стал на консервацию. Закрытие завода привело к значительному уменьшению населения в Алчевске. К концу 1923 года здесь оставалось всего 8 тысяч жителей. В Алчевске открываются мелкие кустарные предприятия, главным образом частные и кооперативные. Наиболее значительным из них являлся государственный завод по ремонту и изготовлению сельскохозяйственных орудий <Земоруд>, располагавший литейным, кузнечным и механическими цехами.

В 1925 году Донецко-Юрьевский металлургический завод сняли с консервации, и в начале 1926 года здесь была восстановлена одна из домен (доменный цех стоял еще с 1918 года - со времени немецкой оккупации), а вскоре началось сооружение новых мощных доменных печей и других объектов.

Большим событием в жизни города было строительство коксохимического завода. Вначале он создавался как коксовый цех металлургического завода, а в 1929 году выделился в самостоятельное предприятие. Возникла легкая и пищевая промышленность.

Вместе с предприятием рос и город. Если в 1926 году его население составляло 16 тысяч человек, то к 1939 году оно выросло до 55 тысяч. С 1932 года началось строительство многоэтажных домов, появились водопровод, канализация. Городской жилой фонд превысил в довоенном 1940 году 160 тысяч квадратных метров (против 38 тысяч квадратных метров в 1913 году). Город благоустраивался, озеленялся, площадь зеленых насаждений достигла 200 гектаров. Быстрыми темпами развивалось народное образование, здравоохранение. В 1937 году было закончено строительство городской больницы - комплекса на 200 коек. Значительно выросла сеть культурно-просветительных учреждений. Но фашистское нашествие помешало осуществлению новых планов.

С началом Великой Отечественной войны тысячи добровольцев-алчевцев заявили о своем желании сражаться с гитлеровскими захватчиками. Около 10 тысяч человек, не подлежащих призыву в армию по возрасту или по состоянию|, вступили в народное ополчение; предприятия города перестроили работу на военный лад. Металлургический завод, несмотря на бомбежки, давал металл для фронта.

В связи с опасностью захвата города фашистами оборудование металлургического и коксохимического заводов было вывезено на Урал, в Кузбасс и Узбекистан. 12 июля 1942 года Алчевск оккупировали немецко-фашистские захватчики. Почти 14 месяцев чинили гитлеровцы чудовищные злодеяния, подвергая население грабежам и издевательствам. Мужественно сражались алчевцы на фронтах Великой Отечественной войны. Звания Героя Советского Союза удостоены: участник героической обороны Севастополя рядовой П.Н.Липовенко (посмертно), офицеры Н.А.Бабанин, В.И.Киселев (посмертно), В.И.Недбаев, В.С.Снесарев.

Отступая под натиском Советской Армии, фашистские палачи в ночь на 1 сентября 1943 года вывели из тюрьмы гестапо 83 человека, бросили их в яму и, облив бензином, заживо сожгли.

2 сентября 1943 года 315 стрелковая дивизия 51 армии Южного фронта под командованием полковника Д.С.Куропатенко и части 91 стрелковой дивизии полковника И.М.Пашкова обходным маневром освободили Алчевск от фашистских захватчиков. Перед освободителями встала картина страшных разрушений. Ущерб, нанесенный городу и его предприятиям, составил огромную по тем временам сумму в 523 миллиона рублей.

Сразу же после освобождения города началось его восстановление. Предстояло не только восстановить промышленные предприятия, но и реконструировать их на базе последних достижений науки и техники. На помощь алчевцам прибыли посланцы многих областей Украины, Челябинский восстановительный отряд, был создан специализированный строительно-монтажный трест "Алчевскстрой".

Восстановительные работы велись ускоренными темпами. Уже в начале 1944 года металлургический завод выдал первые плавки чугуна и стали. К первой годовщине освобождения Алчевска вступила в строй коксовая батарея на коксохимзаводе. За годы первой послевоенной пятилетки (1946-1950 гг.) был достигнут и превзойден довоенный уровень промышленного производства. Это открыло перспективу дальнейшего развития экономики города. На месте старых выросли, по существу, новые предприятия, а с ними и новый город. На карте города появились крупные предприятия строительной индустрии - заводы строительных и железобетонных изделий, крупнопанельного домостроения, строительных материалов, переработки шлаков и другие. Бурное развитие промышленности повело за собой увеличение населения и, соответственно, строительство жилья, школ, больниц и поликлиник, предприятий торговли и общественного питания, бытового обслуживания. Для удовлетворения нужд населения были построены хлебокомбинат, молокозавод, швейная и галантерейная фабрики, завод хозяйственных товаров, различные бытовые мастерские и т.д. Алчевск обогатился дворцами культуры, библиотеками, кинотеатрами, стадионами, спортивными залами, другими учреждениями социально-культурного назначения.

Как рабочий поселок Алчевск возник в середине 90-х годов ХІХ века в связи со строительством при железнодорожной станции Юрьевка (ныне станция Коммунарск) металлургического завода.

Станция начала функционировать с 1878 года, а город основан в 1896 году.

Основой будущего города послужили небольшой поселок при станции Юрьевка и близлежащее село Васильевка и хутор Должик, расположенные на территории Васильевской волости Славяносербского уезда Екатеринославской губернии.

Основателем завода был известный промышленник, банкир, купец Алексей Кириллович Алчевский.

Название города несколько раз менялось. Алчевск, Ворошиловск, Коммунарск,Алчевск. Справедливость восторжествовала, и сейчас по праву город носит имя своего основателя.

Кроме А. К. Алчевского, заметный вклад в жизнь города внесла жена промышленника Христина Даниловна Алчевская, которая являлась просвещенной и интеллигентной женщиной, украинской поэтессой. Х. Д. Алчевская вела большую благотворительную деятельность, в Харькове открыла женскую воскресную школу, построила на свои средства школу в селе Алексеевка, оказывала помощь школе в селе Васильевка. Кроме благотворительности она вела большую просветительную работу, а также писала стихи. Она пользовалась большим уважением не только на Украине, но и за её пределами. Х. Д. Алчевская как педагог завоевала известность своим новаторством. Созданные ею учебные пособия были одобрены прогрессивной общественностью Украины, России, Франции. За эти труды ей присуждались награды.

Дети Алчевского тоже вписали яркие страницы в отечественную культуру.

Григорий известен как педагог-вокалист и композитор, Иван был певцом с мировым именем, Христина, дочь Алчевских, была украинской поэтессой, переводчиком и педагогом.

Вначале город состоял из Старой и Новой колоний, это район Дома Техники (бывший дворец культуры имени Карла Маркса) до улицы Менжинской. Это был грязный, без водопровода, освещения и мощенных улиц город.

С годами город рос и развивался.

Условия труда и жизни рабочих были крайне тяжелыми, поэтому они вынуждены были протестовать. В 1898 году возник подпольный социал-демократический кружок, которым после отъезда в Ростов И.А.Галушки руководил крановщик литейного цеха К.Е.Ворошилов, будущий Маршал Советского Союза. Его имя некоторое время носил город.

Начиная с 1905 года рабочие проводили забастовки. После революции в 1917 году началась тяжелая кровавая гражданская война. За два года власть в городе менялась пять раз. В город вступали австро-германские и белогвардейские полчища генералов Краснова и Деникина. После революции и гражданской войны наступили голод и страшная разруха, которая доводила людей до отчаяния, они гибли, умирали и убегали, но в условиях хотя и неэффективного военного коммунизма начало восстанавливаться народное хозяйство и увеличиваться число жителей города, и в 1926 году достигло дореволюционной численности, то есть 16 тысяч человек, а к 1939 году оно выросло до 55 тысяч. Было время когда в городе проживало 129 тысяч человек, а сейчас всего 118 тысяч.

С началом Великой Отечественной войны наступили тяжелые времена. Предприятия города были вынуждены перейти на выпуск военной продукции, а с приближением к городу фашистских войск оборудование заводов вместе с квалифицированными работниками было эвакуировано на Урал.

Эвакуировано было самое ценное оборудование, которое можно было без особого труда демонтировать и погрузить на железнодорожные платформы. 12 июля 1942 года немцы вступили в город и нанесли большой урон. После освобождения города все пришлось восстанавливать заново.

Мужественно сражались алчевцы на фронтах Великой Отечественной войны, многие из них не вернулись домой, некоторые наши горожане получили звание Героя Советского Союза, это: Н.А.Бабанин, В.И.Недбаев, В.С.Снесарев, а П.Н.Липовенко и В.И.Киселев (посмертно). Страшное преступление во время оккупации нашего города совершили фашисты, которые в яме заживо сожгли 83 наших соотечественника. Позже в городе работали Герои Советского Союза, такие как И.С.Депутатов, М.Е.Луговской, В.И.Чемодуров.

После войны город начал не только восстанавливаться от разрухи, но и бурно расширяться в восточном направлении.

Сейчас город размещен на 50-ти квадратных километрах. Когда-то здесь были дикие степи, по которым веками и тысячелетиями носились орды диких племен сарматов, гуннов, скифов, половцев и других.

В геологическом плане площадка, на которой расположен город, представляет собой синклинальную складчатость с разными углами падения осадочных пород, в течение сотен миллионов лет спрессованных в различные конгломераты сланцевых, песчаных и других пород, под которыми находятся угольные пласты каменноугольного периода, отстоящего от нас более чем на 250 миллионов лет. Именно благодаря наличию плодородных земель, угольных пластов, благоприятных условий для жизни людей на этой территории сформировалась такая развитая сеть поселений. И сейчас наш город продолжает расти, хоть и не так быстро как хотелось бы.

Сейчас город расположен на 50-ти квадратных километрах и имеет более250 улиц, названия которых так или иначе связаны с жителями нашего города.

О том, что наш комбинат - градообразующее предприятие Алчевска, знают все. Много лет тому существовали отдельные селения- Васильевка, Жиловка… Именно среди них в конце 19 века была построена и запущена первая доменная печь Донецко-Юрьевского Металлургического общества, положившая начало огромному предприятию, именуемому ныне ОАО "АМК". В течение века рос завод, а вместе с ним разрастался и город.

В архитектуре есть такое понятие как "ползущий центр" - вместе с увеличением города перемещается и центральная его часть, отдаляясь от завода, что улучшает экологическую обстановку в городе. Вначале ХХ века центром была улица Шмидта. Именно здесь располагались дом директора завода и здание правления. Позже центром стала улица 1-го Мая. Старожилы помнят, как в праздничные дни в парк имени Первомая сбегалась вся молодежь города. Следующий этап – проспект Ленина. Именно здесь проходили все торжественные события города: парады 1-го и 9-го Мая, 7-го ноября. Здесь "салютовал" город в честь всех выдающихся дат страны. А кто же создавал этот некогда центр города? Оказывается, что слова благодарности за наш проспект должны быть адресованы Федосову Леониду Ивановичу – главному архитектору города Ворошиловска, а, после переименования – города Коммунарска. Он возглавлял архитектурный отдел города 32 (!) года! Именно он был душой этого проекта. А вот материальная сторона была отдана главному заказчику – Ворошиловскому металлургическому заводу в лице его директора – Петра Арсеньевича Гмыри. Вот такие два "столпа" истории создания проспекта Ленина.

Кстати, изначально, проспект носил другое название. Во всех проектных документах он носит название "улицы Куйбышева". Это позже было решено, что ДК Химика разделит эту улицу на две части: собственно улицу Куйбышева и проспект Мира? Почему Мира? Время проектирования – начало 50-х годов – время восстановления страны после такой тяжелой Великой Отечественной войны. А чем жила страна в это время? Только одним – Миром! Верой в то, что никогда не повторится этот ужас.

При проектировании проспекта были использованы разные декоративные элементы. Даже сейчас, внимательно рассматривая настенную лепку, можно увидеть вазы, листья, остатки "шишек" на углах зданий. Именно с помощью этих элементов каждый дом отличался друг от друга и был, по-своему, неповторим. Именно эти элементы позволили назвать проспект Ленина "маленьким Ленинградом". Сейчас большинство этих элементов частично или полностью разрушены. А восстановление, увы, слишком дорого…

В конце 70-ч новая улица в микрорайоне Восточном получила своё название в честь легендарного директора комбината Петра Гмыри.

Он возглавил предприятие 1937-м году и был, пожалуй, самым молодым из всех директоров нашего завода (Петру Арсентьевичу на момент назначения исполнилось 32 года). Под руководством Гмыри завод осваивал выпуск новых видов продукции: ферромарганца, зеркального чугуна, различных видов стали (к началу войны выпуск специальных и качественных сталей составил 85% от общего объёма сталелитейного производства). В июне 41-го на предприятии буквально в считанные дни было налажено производство военной продукции. После первого же авианалета благодаря недюженным организаторским способностям молодого директора удалось, в довольно рекордные сроки, демонтировать основное оборудование и эвакуировать завод на Урал. В эвакуации Гмыря был назначен директором Магнитогорского калибровочного завода, однако сразу же после освобождения Ворошиловска Пётр Арсентьевич вернулся. Под его руководством предприятие поднималось с руин, а потом было полностью реконструировано. Гмыря возглавлял комбинат четверть века. Неалчевец по рождению, он искренне любил наш город и многое для него сделал: с именем Гмыри связано появление новых современных кварталов Алчевска и нового вида транспорта троллейбусов, строительство культурно-бытовых учреждений и стадиона "Сталь", основание горно-металлургического института.

В 1978-м году на первой четырнадцатиэтажке была установлена мемориальная доска. Раньше на ней можно было прочесть: "Улица названа в честь Петра Арсентьевича Гмыри, Героя Социалистического труда, почётного гражданина города Коммунарска работавшего директором металлургического завода с1937-го по 1962-й годы". Сегодня на мемориальной доске остался лишь барельеф директора, буквы давно осыпались. Неужели человеческие память и благодарность оказались недолговечней надписи?

В городе есть ещё одно место, связанное у ворошиловцев с именем Гмыри, дом директора завода на улице Спортивной, который по свидетельствам очевидцев, Петр Арсентьевич строил собственными руками. После того как потомки Гмыри перебрались на ПМЖ в Киев, они продали дом частному лицу. Увы, ни у них, ни у города не возникло желания создать дом-музей легендарного директора.

Город Алчевск находится на территории государства (страны) Украина , которая в свою очередь расположена на территории континента Европа .

В каком регионе (области) находится город Алчевск?

Город Алчевск является частью региона (области) Луганская область.

Характеристикой региона (области) или субъекта страны является обладание целостностью и взаимосвязью её составных элементов, в том числе городов и других населённых пунктов, входящих в состав региона (области).

Регион (область) Луганская область является административной единицей государства Украина.

Численность населения города Алчевск.

Численность населения в городе Алчевск составляет 118 611 человек.

Год основания г.Алчевск.

Год основания города Алчевск: 1895 год.

Телефонный код города Алчевск

Телефонный код города Алчевск: +380 6442. Для того, что позвонить в город Алчевск с мобильного телефона, необходимо набирать код: +380 6442 и затем непосредственно номер абонента.

Автодорогами. Территория города - 50 кв. км, население – около 115 тыс. человек.

Город Алчевск носит имя своего основателя – промышленника, предпринимателя, банкира и мецената Алексея Кирилловича Алчевского, который был основателем и главным акционером Донецко - Юрьевского металлургического общества (ДЮМО), которое в 1890- годах построило металлургический завод - ныне это Алчевский металлургический комбинат.

Основанный ДЮМО металлургический завод в то время являлся единственным в Украине металлургическим предприятием, построенным на отечественные капиталы, и был крупнейшим предприятием Донбасса.

Однако во время экономического кризиса начала XX века, завод не выдержал конкуренции с иностранными компаниями, господствующими на Донбассе. Получив отказ от царского правительства на получение кредита, Алексей Алчевский покончил с собой, бросившись под поезд в Петербурге, а обесценившиеся после его гибели акции ДЮМО перешли франко-бельгийским компаниям.

В память об основателе ДЮМО, железнодорожная станция Юрьевка, основанная 26 мая 1895 года, в 1903 году была переименована в станцию Алчевское, от которой свое название получил и заводской поселок, со временем превратившийся в город.

Население города состояло преимущественно из рабочих металлургического завода – местных и приезжих специалистов-иностранцев (немцев, французов, бельгийцев), приглашенных с других заводов квалифицированных рабочих-металлургов, безземельных крестьян из близлежащих губерний.

Однако название города еще несколько раз менялось, так в 1932 году Алчевское снова поменял свой статус и название, превратившись в город Ворошиловск, названый так в честь известного советского государственного деятеля К.Ворошилова, который на заводе ДЮМО начинал свою трудовую деятельность, а с 1961 года по 1991 год город назывался Коммунарск.

После провозглашения Украиной независимости, на референдуме, проведенном 1 декабря 1991 году, население города высказалось за возвращение городу старого исторического названия – Алчевск, но название железнодорожной станции осталось прежнее – Коммунарск.

Сегодня Алчевск – это многонациональный крупный современный город, с развитой инфраструктурой, дорогами, больницами, школами, вузами, новыми микрорайонами, есть троллейбусные маршруты. В Алчевске производится четверть промышленной продукции Луганской области. Основа промышленного потенциала города – ОАО «Алчевский металлургический комбинат» и ОАО «Алчевский коксохимический комбинат», на которых работает свыше 20 тыс. человек.

В начале 2006 года Алчевск стал печально известен вследствие катастрофы городской инфраструктуры, известной как «Алчевская трагедия», ставшая синонимом проявлений катастрофического положения городской инфраструктуры.

22 января 2006 года в Алчевске произошла крупнейшая техногенная катастрофа в Украине - системы отопления в городе практически полностью были разморожены, поскольку, несмотря на 30° морозы и прекращение отопления из-за разрыва главной магистрали, ведущей от ТЭЦ к городу, воду с труб не слили, поэтому замерзшая вода их разорвала.

Оставшись без отопления, жители Алчевска пытались обогреться с помощью электричества и газа , но, не выдержав нагрузки, вначале была остановлена электросеть, а затем и газовая сеть. Спустя несколько дней, из-за отсутствия теплой воды, были заморожены и канализационные системы. Город остался без системы отопления, канализации, электроэнергии и газоснабжения - более 100 тыс. человек оказались в «ледяном плену».

В Алчевске была провозглашена чрезвычайная ситуация государственного масштаба, сотни детей с учителями были эвакуированы на курорты и гостиницы в теплые регионы Украины, а под руководством украинского правительства несколько тысяч спасателей, военных и железнодорожников из разных регионов Украины и даже России помогли Алчевску справиться с катастрофой.

умеренно-континентальный

Официальный язык Население Агломерация Национальный состав Конфессиональный состав Этнохороним

алче́вец, алче́вцы

Часовой пояс Телефонный код Почтовые индексы Автомобильный код КОАТУУ Официальный сайт

Рабочий посёлок

Как рабочее поселение Алчевск возник в середине 90-х годов XIX века в связи со строительством возле железнодорожной станции Юрьевка Екатерининской железной дороги (ныне станция Коммунарск) металлургического завода Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО ).

Основателем Донецко-Юрьевского завода - нынешнего , как и акционерного общества ДЮМО, был украинский промышленник и банкир, купец первой гильдии Алексей Кириллович Алчевский . Основанный им завод ДЮМО являлся в то время единственным на Украине металлургическим предприятием, построенным на отечественные капиталы.

Во время острого экономического кризиса начала XX века , не выдержав конкуренции с господствовавшими на Донбассе иностранными компаниями, и получив отказ от царского правительства на просьбу о кредите, А. К. Алчевский 7 мая 1901 года бросился под поезд на Царскосельском вокзале в Петербурге . Обесценившиеся после гибели Алчевского акции ДЮМО сосредоточились в руках франко-бельгийских компаний.

В память об основателе завода ДЮМО станция Юрьевка по ходатайству российских промышленников была переименована в 1903 году в станцию Алчевское. От станции получил название и заводской посёлок, превратившийся постепенно в город.

Юрьевка - Алчевское - Ворошиловск - Коммунарск - Алчевск

Село Юрьевка, выросшее до посёлка, в 1903 году было переименовано в Алчевское в память основателя ДЮМО.

После революции 1917 г. и установления Советской власти на Украине на месте прежнего рабочего поселка Юрьевка, включавшего в состав пристанционный п. Алчевское, Административную, Старую и Новую колонии, в 1920 году предварительно определилась территория довоенного города, получившего в 1931 году имя Ворошиловск в честь известного советского государственного деятеля К. Е. Ворошилова , который начинал на заводе ДЮМО свою трудовую и революционную деятельность.

В 1932 году в состав города были включены п. Васильевка, п. Жиловка и хутор Должик. В границах этой застройки определилась территория довоенного города с центром на пересечении улиц Заводская, 1-го Мая, Т. Г. Шевченко и К. Маркса.

В первые послевоенные годы началась застройка новых территорий по генеральному плану развития г. Ворошиловска. На улицах Набережная и Горького были построены 3 и 4-х этажные жилые и общественные здания, стадион «Сталь» и к-т «Металлург», проект которого отмечен дипломом на всеукраинском конкурсе.

С 1953 г. началась массовая, а с 1957-го - индустриальная застройка проспектов и микрорайонов. Город полностью изменил свой облик, а вместе с ним менялось его имя. С 1961 по 1991 год город называется Коммунарск.

После провозглашения Украиной независимости, на городском референдуме, состоявшемся 1 декабря 1991 года , население высказалось за возвращение городу старого исторического названия - Алчевск.

Металлургия - основа Алчевска

Монумент «Металлург»

Население складывавшегося города состояло преимущественно из рабочих металлургического завода - местных и пришлых. Это были специалисты-иностранцы (немцы, французы, бельгийцы), квалифицированные рабочие-металлурги , приглашенные с Юзовского, Брянского (г. Екатеринослав) и других заводов, и обезземелевшиеся крестьяне из близлежащих губерний.

Революция, гражданская война, консервация завода

Рабочие Алчевска принимали активное участие в революции 1905-1907 годов , но восстание потерпело поражение. В -1920 годов власть в Алчевске менялась неоднократно. 26 апреля 1918 года в город вступили австро-германские войска, в декабре 1918 - белоказаки генерала Краснова , летом - деникинцы . В промежутках между ними власть брали большевики. 26 декабря 1919 года в городе окончательно установилась Советская власть.

Вместе с предприятиями рос и город. Если в 1926 году его население составляло 16 000 человек, то к 1939 году оно выросло до 55 000.

Ворошиловск (позднее - Коммунарск) стал районным центром и сохранял этот статус до 1965 года , когда районный центр был перенесён в город Перевальск , а Коммунарск стал городом областного значения.

Великая Отечественная война

Памятник погибшим в Великой Отечественной войне

Памятник металлургам, погибшим в годы ВОВ

Национальный состав: 56,4 % (64046 человек) - украинцы , 40,8 % (46331) - русские , остальные 2,8 % жителей (3179 человек) - белорусы , татары , евреи , армяне , молдаване , поляки , цыгане , грузины и представители других национальностей. (Загальний атлас Луганської області)

Промышленность

Современный Алчевск - крупный промышленный центр Луганщины. Основные отрасли промышленности Алчевска - металлургическая и коксохимическая . Также развиты промышленность стройматериалов, электромеханическая, строительная, лёгкая и пищевая. В настоящий момент в городе работают 17 промышленных предприятий, среди которых:

  • Алчевский металлургический комбинат (ПАО «АМК» ) web-сайт ;
  • Алчевский коксохимический завод (ОАО «Алчевсккокс» );
  • ООО "Металлы и полимеры" - завод по нанесению полимера на оцинкованный прокат
  • ООО "Завод стальной дроби" - завод по производству стальной дроби

Кроме того, в городе работают предприятия лёгкой и пищевой промышленности, транспортные, сферы услуг.

Строительные компании города:

  • Трест «Алчевскстрой» (бывш. трест «Коммунарскстрой»);
  • Частная компания «АлчевскСтройСервис»

Отчет об исполнении бюджета за 2007 год утвержден в сумме 237357.90 тысяч гривен .

Доходы городского бюджета на 2008 год утверждены в объёме 236221.65 тысяч гривен, в том числе подлежат перечислению в государственный бюджет Украины 8741.3 тысяч гривен .

Транспорт

Городской

Пассажирские перевозки по городским маршрутам обеспечиваются:

  • автобусами, маршрутными такси.

Исторически сложилось так, что троллейбус является «законодателем мод» в пассажирских перевозках города Алчевска. В конце 90-х годов к троллейбусу прибавились частные автобусы и маршрутки. Маршруты автобусов и маршрутных такси дублируют троллейбусные маршруты и, не всегда, имеют незначительными дополнения и отклонения.

Как и в абсолютном большинстве городов Украины маршрутные такси составляют огромную конкуренцию электротранспорту, в том числе и «нечистую», специально подрезая троллейбусы. Ярким примером в Алчевске стало то, что маршрутки зачастую отстаиваясь отправляются от конечной перед самым троллейбусом и так двигаются по всему маршруту, собирая платежеспособных пассажиров. Всё это - результат неудовлетворительной работы контролирующих органов (с «подачи» городских властей)

Номера маршрутов автобусов и маршрутных такси до недавних пор совпадали с номерами троллейбусных маршрутов. Но, в последнее время, номера маршрутов «законопослушных» маршрутных такси стали двузначными (первая цифра определяет конечную в жилом районе города с многоэтажной застройкой, а вторая - в промышленном районе.), по которым можно только предполагать, к какому маршруту троллейбуса он «привязан». Это создаёт неудобства некоторым жителям и частым гостям города, которые привыкли ориентироваться по троллейбусными маршрутам.

Стоимость проезда в троллейбусах - 1 гривна , в маршрутных такси и автобусах - 2 гривны, на маршруте «Алчевск - Перевальск»(по городу) - 1,25.

Троллейбус

Троллейбус № 376 на ул. Гмыри, маршрут № 6

Троллейбус № 326 на ул. Горького, маршрут № 4

Основу городского транспорта составляет троллейбус. Троллейбусное движение было открыто в 1954 году , Алчевск стал в этом аспекте первым в Луганской области, и по сей день троллейбусная сеть города Алчевска остаётся одной из лучших в области и Украине.

Оплата проезда в троллейбусах производится путём покупки талона у водителя или в киосках и магазинах города и обязательным его компостированием.

Действующие маршруты троллейбусов по состоянию на 2011 год:

  • № 1 - Квартал 58 - Химзавод
  • № 3 - Ж/д вокзал - Автовокзал
  • № 4 - Депо 2 - Прокат
  • № 5 - АЗСК - ЖБИ 11
  • № 6 - Проспект Металлургов - Химзавод
  • № 8 - Квартал 58 - Ж/д вокзал
  • № 9 - Улица Волгоградская - Прокат
  • № 10 - Ж/д вокзал - посёлок Административный
  • № 11 - Улица Волгоградская - Химзавод

Также существуют резервные маршруты № 5а .

Автобусы и маршрутные такси

До ноября 2008 года номера автобусных маршрутов совпадали с номерами троллейбусных, причём наблюдалась парадоксальная ситуация, когда у маршрутных такси номер был один, например № 8, а реальное число маршрутов было около 15-20. Такая нумерация является неэффективной, хотя жители города к ней очень привыкли. С ноября 2008 года маршрутам были даны свои номера, но не все водители добросовестно соблюдают эту нумерацию, а оставляют старую. Помимо маршрутных автобусов, имеются автобусы металлургического комбината, которые развозят работников, до цехов, где нет общественного транспорта, а также спецмаршруты АлчевскПасТранса.

Маршруты автобусов и микроавтобусов

Номер маршрута Конечные остановки
4 Спорттовары - Прокат АМК
7 Спорттовары - м-он Васильевка
9 ул. Волгоградская - Прокат АМК
11 ул. Сарматская - пл. К. Маркса
13 ул. Сарматская - Рынок - Автовокзал
15 ул. Сарматская - ЖД вокзала
16 ул. Сарматская (фактически до пр. Металлургов) - Алчевсккокс (Химзавод)
17 ул. Сарматская - м-он Васильевка
19 ул. Сарматская - Прокат АМК
21 ул. Волгоградская - пл. К. Маркса
26 ул. Волгоградская - Алчевсккокс (Химзавод)
27 ул. Волгоградская (фактически до Спорттоваров) - м-он Васильевка
28 ул. Волгоградская - ЖД вокзал
30 Спорттовары - пос. Брикетный (фактически до ЖД вокзала)
31 Спорттовары - пл. К. Маркса
31а Тубдиспансер - Спорттовары - пл. К. Маркса
33 Спорттовары - Рынок - Автовокзал (фактически до пл. Маркса)
33а ул. Филатова - пл. Маркса
34 Спорттовары - ЖД вокзал
36 Спорттовары (фактически от пр. Металлургов) - Алчевсккокс (Химзавод)
38 Спорттовары - ул. Крупской (фактически до ЖД вокзала)
41 ул. Дунауйварошская - пл. К. Маркса
43 ул. Дунауйварошская - ЖД вокзал
47 ул. Дунауйварошская - м-он Васильевка
  • Водители маршрутных такси не полностью соблюдают маршруты, поэтому в скобках указаны реальные конечные
  • Курсивом указаны маршруты, которые юридически существуют, но фактически - нет

Пригородный

Пригородные перевозки в основном производятся автобусами:

  • автостанция в районе центрального рынка;
  • маршрутные такси до городов Брянка и Стаханов с улицы Горького (район центрального рынка);
  • автобусы и маршрутные такси до Исаковского водохранилища от кольца пр. Металлургов, ул. Гмыри.

Автостанцию № 2 в районе центрального рынка, согласно генплану города, в будущем планируют перенести на новое место в 200-300 м от нынешнего.

Междугородный

Междугородные пассажирские перевозки:

  • железнодорожный вокзал - станция Коммунарск Донецкой железной дороги ;
  • автовокзал , расположенный возле автодороги М-04 Знаменка -Луганск -Изварино (на Волгоград , через Днепропетровск , Донецк)
    • автобусное сообщение с городами Днепропетровск , Донецк , Запорожье , Луганск , Киев , Ростов-на-Дону , Северодонецк , Харьков и др.;
  • маршрутные такси до города Луганска от кольца проспекта Металлургов и с улицы Горького (район центрального рынка), до г. Донецка от кольца ул. Гмыри;
  • вертодром рядом с заводоуправлением Алчевского металлургического комбината - работает для отдельных персон.

Перспективы

  • взамен существующему автовокзалу, находящемуся на территории Перевальска, планируется построить новый в 400-500 метрах от трассы М04 на перекрёстке улиц Сарматская и Волгоградская.
  • ЖД вокзал планируется перенести в сторону Луганска (в пос. Карпаты , ок. 5 км).

Образование

Дошкольное образование

  • 25 дошкольных учебных заведений.

Среднее образование

Для координации, методологической помощи школам, инспектирования учебного процесса доведения до руководителей школ министерских учебных программ был создан Отдел народного образования.

До революции в городе было 2 школы, это земская школа в поселке Васильевка, здание которой сохранилось (правда,сейчас в здании располагается частный дом) и добротная школа № 1 на берегу Школьного пруда. После революции были построены школа № 2 по улице Заводской, позже в ней размещался завод «Кратон», и школа № 3 по улице Горького. Остальные школы были построены после войны, в 50-х - нач. 90-х гг.

С 2000 года отделом народного образования руководит Колосовская Елена Николаевна.

В настоящее время в городе действуют:

  • 8 средних общеобразовательных школ;
  • 2 учебно-воспитательных комплекса;
  • 1 частная школа;
  • 2 средние специализированные школы:
    • с углубленным изучением иностранного языка с первого класса;
    • с углубленным изучением предметов физико-математического цикла;
  • 4 гимназии:
    • Алчевская гимназия (АГ ) web-сайт (до 2009 года - многопрофильная МГ );
    • Алчевская украинская гуманитарная гимназия (АУГГ );
    • Алчевская социально-экономическая гимназия (АСЭГ );
    • Алчевская информационно-технологическая гимназия (АИТГ );
  • Межшкольный учебно-производственный комбинат (МУПК ).

Внешкольное образование

  • 2 музыкальные школы;
  • 1 художественная школа;
  • 2 спортивные школы;
  • Алчевский центр детского и юношеского творчества (АЦДЮТ );
  • Алчевский центр научно-технического творчества учащейся молодежи (АЦНТТУМ );
  • Алчевский центр эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи (АЦЭНТУМ );
  • Алчевский детско-юношеский центр туризма, экскурсий и краеведения (АДЮЦТЭК );
  • Алчевский яхт-клуб (АЯК ).

Профессионально-техническое образование

  • Алчевский профессиональный металлургический лицей (АПМЛ );
  • Алчевский профессиональный торгово-кулинарный лицей (АПТКЛ );
  • Высшее профессиональное училище № 40 (ВПУ № 40);
  • Индустриальный техникум (ИТ ДонГТУ).

Высшее образование

Культура

Фонтан возле ДК Химиков

  • Городской исторический музей;
  • Геолого-минералогический музей;
  • Музей истории металлургического завода;
  • Музей истории коксохимического завода;
  • Музей истории университета;
  • Три дворца культуры:
    • ДК Металлургов (ДК им. Ильича),
    • ДК Химиков,
    • ЦДЮТ (ДК Строителей);
  • Три кинотеатра:
    • кинотеатр «Мир»,
    • кинотеатр «Металлург» (памятник архитектуры , не функционирует);
    • кинотеатр в ТРЦ «Столица» 3-этаж (открыт в конце 2009 г.)
  • Алчевская централизованная библиотечная система web-сайт ;
    • Сеть библиотек.

Достопримечательные места


Спорт

СМИ

Печатные издания

  • PartyZone magazine - глянцевый журнал высокого уровня, который знакомит читателя с клубной жизнью всего мира, со звездами шоу-бизнеса, новинками музыки и литературы и многим другим. Уникальность изданию придает рубрика «Paparazzi», в которой посетители различных ночных клубов могут найти свои фото с вечеринок.
  • «Алчевск: город и люди» - полноцветный глянцевый журнал, издается с 2007 года, не имеет чёткого графика выхода.
  • квазикультурный журнал «ХОХ».
  • «Взгляд» - аналитическое издание
  • «Неделя» - региональный информационно-рекламный еженедельник
  • «Огни» (ранее «Огни коммунизма») - официальная городская общественно-политическая газета
  • Официальный вестник Алчевского городского совета (приложение к газете «ОГНИ»)
  • «За металл» - газета ОАО «АМК».
  • «Импульс» - газета ДонГТУ
  • «МАРТ» - еженедельная газета
  • «Благовест» - областная просветительская религиозно-нравственная газета. Выходит с благословения настоятеля православного Свято-Николаевского храма города Алчевска иерея Александра Устименко
  • «Делу-время» - бесплатное рекламно-информационное издание
  • «Пресс-окно»
  • «Недвижимость Алчевска и региона» - информационно-рекламный еженедельник
  • «Вечерний Алчевск» - еженедельная газета

Радио

  • Алчевская городская редакция радиовещания - вещание 1/4 часа в сутки с 6:30 до 6:45. Ведущий:Татьяна Максимова, Инна Леончук

Передачи: Студия юнных репортёров, Депутат у микрофона, Календарь православия и другие...

Телевидение

эфирное

  • «АСКЭТ» - редакция городского телевидения - вещание - четыре часа в сутки на 12-ом канале (остальное время на канале транслируется «СТБ»)
  • Ранее существовало «АТМ» (алчевское телевидение металлургов).

кабельное

  • ООО «Алчевские телекоммуникационные системы», бывшая АТРК «Пирамида» (входит в группу компаний «Воля »)
  • ООО «Кабельное телевидение Луганщины» (КТЛ)

Города-побратимы

Примечания

  1. Учетная карточка г. Алчевска Луганской обл. на сервере Верховной Рады Украины (укр.)
  2. http://www.lugastat.lg.ua/sinf/demograf/demog1212_1.php
  3. Отчет за 2008 год (укр.) Департамента по делам государственно-конфессионных отношений и обеспечения свободы совести Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий
  4. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А - Анкетирование. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. - 766 с.: ил.: карт.
  5. Железные дороги Донбасса
  6. Краткая географическая энциклопедия, Том 1/Гл.ред. Григорьев А. А. М.: Советская энциклопедия - 1960, с.564
  7. Головне управління статистики у Луганській області. Чисельність населення на 1 вересня 2010 року та середня за січень-серпень 2010 року (укр.)