В чем заключается трагедия Демона — героя одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова? Он сеял зло без наслажденья Образ Демона в искусстве

Проблематика поэмы Лермонтова «Демон»

Поэма «Демон» - важнейшее стихотворное произведение Лермонтова, написанное в романтическом стиле. Поэт работал над ним более десяти лет, в период с 1829 по 1839 годы. В процессе работы над поэмой несколько раз менялся творческий замысел, Лермонтов неоднократно редактировал ее, меняя место действия, сюжет и состав действующих лиц.

Под «демоном» понимается сверхъестественное существо, чаще всего -падший ангел, восставший против Бога. Демонизм - это отношение к миру, основывающееся на абсолютной свободе воли его носителя и тотальном скептицизме, конечная цель которого - разрушение всех ценностей. В его основе лежит отрицание добра и любви, а также личная обида носителя демонизма, глубокий комплекс. Понятие свободы в данном случае рассматривается не в контексте «свобода для», а в контексте «свобода от» чего-то.

Согласно сюжету, демон, летая над землей, вспоминал лучшие времена, дни, «когда он верил и любил». Сейчас же он скучает и находится в постоянном унынии: ничто не радует его, «он сеял зло без наслажденья», нигде не встречая достойный отпор, и в конечном счете «зло наскучило ему». Пролетая над Кавказом, демон замечает, что вокруг дома, который «всегда безмолвно» стоял на утесе, происходит какое-то оживление. Оказалось, местный князь Гудал выдает замуж свою дочь - княжну Тамару. Планировались знатные торжества - «на пир он созвал всю семью». Подлетев поближе, демон видит молодую и прекрасную Тамару, танцующую с бубном. И вдруг случилось то, чего демон явно не мог ожидать:

Немой души его пустыню Наполнил благодатный звук -

И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты!

Падший ангел влюбляется, и теперь ему надо разобраться с соперником. Демон видит, как властитель Синодала - жених Тамары - со всех ног скачет навстречу своему счастью, и решает во что бы то ни стало не допустить его появления на свадебном пиру. Сначала Демон делает так, что соперник не остановился помолиться в часовне, где лежал «какой-то князь, теперь святой», и сразу же после этого напускает на караван жениха разбойников. Раненого жениха из битвы вывозит его конь, но «злая пуля осетина» все же догоняет его. Таким образом Демону удается избавиться от соперника.

Когда конь привозит тело жениха к воротам Гудала и все понимают, что свадьбе не быть, начинаются «плач и стоны», а сам глава семьи видит в этом Божью кару. Лежа в своей комнате, «рыдает бедная Тамара», но вдруг ей слышится «волшебный голос над собой»: это Демон пришел смущать ее сладкими речами:

Нет, жребий смертного творенья,

Поверь мне, ангел мой земной,

Не стоит одного мгновенья Твоей печали дорогой!

Тамара засыпает и ей снится сон, будто бы, «красой блистая неземной», к изголовью ее кровати спускается некий «пришелец» и жалобно, с любовью смотрит на нее. Но она не может понять, кто это: «Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет». Так продолжается несколько ночей подряд, и Тамара понимает, что это, скорее, «дух лукавый», и умоляет отца разрешить ей постричься в монахини. Гудал соглашается, и родные отвозят Тамару в монастырь. Но и там образ Демона не отпускает ее, не дает ей покоя:

Уж много дней она томится,

Сама не зная почему;

Святым захочет ли молиться -

А сердце молится ему.

Демон ищет встречи с Тамарой, но долго не может войти в «святыню мирного приюта». Его одолевают сомнения: он понимает, что расплата за любовь — гибель девушки, и это его мучит, в какое-то мгновенье ему даже хочется улететь, но «его крыло не шевелится». Демон действительно страдает, ему не хочется причинять ей зло, но он не может ничего с собой сделать, и это доводит его до слез:

Поныне возле кельи той Насквозь прожженный виден камень Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой!..

Демон все же входит в келью, но видит там не Тамару, а ее ангела- хранителя. И тут «старинной ненависти яд» снова просыпается в душе Демона. Он объясняет херувиму, что «явился ты, защитник, поздно», потому как его любовь к Тамаре уже успела стать взаимной, и «здесь больше нет твоей святыни». Ангел, поняв, что Демон его не обманывает, покидает поле боя. Тамару при виде Демона начинают одолевать сомнения, и она просит его поклясться, что он отрекается от «злых стяжаний». Он клянется; Демон вкладывает все свое мастерство красноречия, увещевания и соблазнения в эту клятву:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Чертоги пышные построю Из бирюзы и янтаря;

Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное -

Люби меня!..

Тамара не может устоять перед пылкостью, страстностью и сладостью этих слов и дарит свою любовь духу зла. Но расплата за эту любовь - смерть - не заставляет себя долго ждать:

Мучительный ужасный крик Ночное возмутил молчанье.

Сложность этой поэмы заключается в том, что Лермонтов одновременно и подключается к традиции, и во многом идет своим путем. Поэма «Демон», над которой Лермонтов продолжал работать почти всю свою творческую жизнь, отличается от других произведений той же тематической направленности сюжетным построением. К образу демона обращался Джордж Байрон в поэме «Каин», Иоганн Гете в «Фаусте», А. С. Пушкин в «Демоне», в «Мое беспечное незнание» и в «Ангеле». У Лермонтова Демон - более сложный характер, он совмещает человеческие черты Фауста и Мефистофеля с таким свойством демона, как мятежность. Его Демон стремится к добру, красоте и гармонии, решает переписать свою судьбу, то есть его нельзя назвать только силой зла. Автор пытается сказать, что мир настолько погряз во зле, что Демон стал незаметен: зла хватает и без него. Лермонтовскому Демону кажется, что любовь может все изменить, и в нем происходит борьба: он понимает, что губит Тамару, но ему кажется, что любовь его облагораживает. Демон по-своему понимает добро, но то, что он считает добром, на самом деле им не является. Духу зла неведома такая любовь, которая заставила бы его оставить Тамару, его собственные желания ставятся выше: Демон любит не ее, а свою любовь к ней, иначе бы он не добивался ее. Но Демон сам себя обманывает, он действительно верит в свои слова. «Нечеловеческая слеза», которую он проливает у стен монастыря - доказательство этой борьбы.

Еще одна борьба в поэме происходит между Демоном и Ангелом за душу Тамары. Здесь Лермонтов подчеркивает, что Божий суд милосерден, а Бог и ангелы способны разглядеть чистоту души, то есть в мире есть сила, которая выше Демона.

Образ Демона в поэме «Демон» - это одинокий герой, преступивший законы добра. Он испытывает презрение к ограниченности человеческого существования. М.Ю.Лермонтов долгое время работал над своим творением. А данная тема волновала его на протяжении всей жизни.

Образ Демона в искусстве

Образы потустороннего мира издавна волновали сердца деятелей искусств. Множество имен у Демон, Дьявол, Люцифер, Сатана. Каждый человек должен помнить, что зло многолико, поэтому всегда нужно быть предельно осторожным. Ведь коварные искусители постоянно провоцируют людей на совершение греховных дел, чтобы их души попадали в ад. А вот силы добра, которые защищают и оберегают человека от лукавого, - это Бог и Ангелы.

Образ Демона в литературе начала 19 века - это не только злодеи, но и «тираноборцы», выступающие против Бога. Такие персонажи встречались в творчестве многих писателей и поэтов той эпохи.

Если говорить о данном образе в музыке, то в 1871-1872 гг. А.Г.Рубинштейн написал оперу «Демон».

М.А.Врубель создал превосходные полотна, изображающие исчадье ада. Это картины «Демон летящий», «Демон сидящий», «Демон поверженный».

Лермонтовский герой

Образ Демона в поэме «Демон» почерпнут из про изгнанника из рая. Лермонтов по-своему переработал содержание. Кара главного героя заключается в том, что он вынужден вечно скитаться в полном одиночестве. Образ Демона в поэме «Демон» - это источник зла, разрушающий все на своем пути. Однако он находится в тесном взаимодействии с противоположным началом. Так как Демон - это превращенный ангел, он хорошо помнит былые времена. Он словно мстит всему миру за свое наказание. Важно обратить внимание на тот факт, что образ Демона в поэме Лермонтова отличается от Сатаны или Люцифера. Это субъективное видение русского поэта.

Характеристика Демона

В основе поэмы заложена идея о стремлении Демона к перевоплощению. Он недоволен тем, что ему отведена участь сеять зло. Неожиданно он влюбляется в грузинку Тамару - земную женщину. Он стремится таким образом преодолеть Божью кару.

Образ Демона в поэме Лермонтова характеризуется двумя основными чертами. Это небесное обаяние и манящая загадочность. Перед ними не в силах устоять земной женщине. Демон - это не просто плод воображения. В восприятии Тамары он материализуется в видимых и осязаемых формах. Он приходит к ней во снах.

Он подобен стихии воздуха и воодушевляется через голос и дыхание. Отсутствует Демона. В восприятии Тамары он «похож на вечер ясный», «сияет тихо, как звезда», «скользит без звука и следа». Девушку волнует его чарующий голос, он манит ее. После того как Демон убил жениха Тамары, он является к ней и навевает «сны золотые», освобождая ее от земных переживаний. Образ Демона в поэме «Демон» воплощается через колыбельную песню. В ней прослеживается поэтизация ночного мира, столь характерная для романтической традиции.

Его песни заражают ее душу и постепенно отравляют сердце Тамары тоской по тому миру, который не существует. Все земное ей становится постылым. Поверив своему обольстителю, она умирает. Но эта смерть только усугубляет положение Демона. Он понимает свою несостоятельность, что приводит его к наивысшей точке отчаяния.

Авторское отношение к герою

Позиция Лермонтова к образу Демона неоднозначна. С одной стороны, в поэме присутствует автор-рассказчик, который излагает «восточную легенду» былых времен. Его точка зрения расходится с мнениями героев и характеризуется объективностью. В тексте есть авторский комментарий к судьбе Демона.

С другой стороны, Демон - это сугубо личностный образ поэта. Большинство медитаций главного персонажа поэмы тесно связаны с лирикой автора и проникнуты его интонациями. Образ Демона в творчестве Лермонтова оказался созвучным не только самому автору, но и молодому поколению 30-х годов. В главном герое отразились чувства и стремления, присущие людям искусства: философские сомнения в правильности бытия, огромная тоска за потерянными идеалами, вечный поиск абсолютной свободы. Лермонтов тонко ощутил и даже пережил многие стороны зла как некого типа поведения личности и мировосприятия. Он распознал демоническую природу мятежного отношения к вселенной при нравственной невозможности принять ее неполноценность. Лермонтов смог понять опасности, скрывающиеся в творчестве, из-за которого человек может погрузиться в выдуманный мир, заплатив за это равнодушием ко всему земному. Многие исследователи отмечают, что Демон в поэме Лермонтова навсегда останется загадкой.

Образ Кавказа в поэме «Демон»

Тема Кавказа занимает особое место в творчестве Михаила Лермонтова. Изначально действие поэмы «Демон» должно было происходить в Испании. Однако поэт переносит его на Кавказ после того, как он вернулся из кавказской ссылки. Благодаря пейзажным зарисовкам писателю удалось воссоздать определенную философскую мысль в разнообразных поэтических образах.

Мир, над которым пролетает Демон, описан весьма удивительным образом. Казбек сравнивается с гранью алмаза, который сиял вечными снегами. «Глубоко внизу» чернеющий Дарьял характеризуется как жилище змея. Зеленые берега Арагвы, Кайшаурская долина, угрюмая Гуд-гора являются прекрасной обстановкой для поэмы Лермонтова. Тщательно подобранные эпитеты подчеркивают необузданность и силу природы.

Затем изображены земные красоты великолепной Грузии. Поэт концентрирует внимание читателя на увиденном Демоном с высоты его полета «земном крае». Именно в этом фрагменте текста строки наполняются жизнью. Здесь появляются различные звуки и голоса. Далее из мира поднебесных сфер читатель переносится в мир людей. Смена ракурсов происходит постепенно. Общий план сменяется крупным.

Во второй части картины природы передаются глазами Тамары. Контраст двух частей подчеркивает многоликость Она может быть как буйной, так и безмятежной и спокойной.

Характеристика Тамары

Трудно сказать, что образ Тамары в поэме «Демон» намного реалистичнее самого Демона. Ее внешний облик описывается обобщенными понятиями: глубокий взор, божественная ножка и прочие. В поэме акцент сделан на бесплотности проявлений ее образа: улыбка «неуловима», ножка «плывет». Тамара характеризуется как наивная девушка, в чем прослеживаются мотивы детской незащищенности. Описывается и ее душа - чистая и прекрасная. Все качества Тамары (женское очарование, душевная гармония, неискушенность) рисуют образ романтической натуры.

Итак, образ Демона занимает особое место в творчестве Лермонтова. Данная тема интересовала не только его, но и других деятелей искусства: А.Г.Рубинштейна (композитора), М.А.Врубеля (художника) и многих других.


Прочитав немало художественных произведений, я ни разу не встречала образ, подобный образу Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова. Этот образ запомнится мне надолго своей необычностью и неоднозначностью. В нем переплетаются добро и зло. В поэме «Демон» такое светлое чувство, как любовь, порождает жестокость и эгоизм.

Судьба Демона очень печальна. Он обречен на вечные скитания над землей. Его бесцельное существование угнетает его.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


«Он сеял зло без наслажденья. Нигде искусству своему он не встречал сопротивленья – и зло наскучило ему.» Демон в отчаянии: он с завистью смотрит на мир, полный жизни и эмоций, понимая невозможность прочувствовать это в своей пустой душе.

Но случается чудо – Демон встречает Тамару и влюбляется в нее. Казалось бы, как Демон, не имея человеческого сердца и человеческой души, способен полюбить? Но Лермонтов показывает нам, что такое возможно. Вот только если человека любовь облагораживает, то Демона, наоборот, ожесточает. Писатель проводит параллель между Демоном и людьми с холодным сердцем. Он показывает, что и такие люди способны испытывать высшее чувство – любовь, вот только последствия такой любви порой бывают плачевными. Особенно печально то, что и в наше время такие люди существуют. Для их души и совести, как и для Демона, убившего жениха Тамары, не составит труда избавиться от противника. Демон не способен на жертвы во имя любви. Он не смог отпустить и забыть Тамару. «Забыть? – забвенья не дал Бог: да он и не взял бы забвенья!.. ».

Возникает вопрос: любит ли Демон по-настоящему Тамару? Я думаю, что любит, но его дьявольская природа не позволяет ему полностью отдаться этому чувству. Он – демон, посланник ада, изгнанный дух. Эгоизм и чувство собственности проявляются в нём очень ясно. Тем не менее, Демону удается влюбить в себя Тамару. Являясь к ней по ночам, он утешает ее, одаривая ласковыми речами, и обещает приходить к ней во сне. Демон сдерживает своё слово и является Тамаре ночью. Лермонтов описывает дух изгнанья: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!..». Это говорит о неоднозначности характера героя. Мы не можем с уверенностью сказать, хороший или плохой Демон. В его словах и чувствах есть надежда на возрождение, но в его поступках такая надежда отсутствует. Он знает, что его любовь убьет Тамару, но не перестает её мучить. Демон осыпает её клятвами, но искренне ли они? Ведь он клянется небом, откуда был изгнан, и святыней, которую он не имеет. Демон не щадит Тамару, его взгляд наполнен огнем: «Могучий взор смотрел ей в очи! Он жег ее.» И, наконец, целуя ее, он убивает свою возлюбленную смертельным ядом. Но даже после смерти Тамары Демон с трудом отпускает её душу в рай.

Не суждено было Демону возродиться вновь. Даже любовь не смогла ему помочь в этом. Ведь без самопожертвования невозможно обрести счастье и душевный покой. «И проклял Демон побежденный мечты безумные свои, и вновь остался он, надменный, один, как прежде, во вселенной без упованья и любви!..».

Обновлено: 2013-10-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

По поэме М. Ю. Лермонтова "Демон"

В романтической литературе XIX века, особенно русской, Люцифер и его демоны становились не столько злодеями, сколько "богоборцами" или "тираноборцами", а в качестве тирана выступал сам Бог, требовавший от человека рабской покорности, слепого повиновения и нескончаемой чреды прижизненных страданий (ибо только через страдания, согласно "Евангелие", можно искупить свои грехи и заслужить Рай после смерти).

Эти же "богоборческие" мотивы можно встретить и поэме М. Ю. Лермонтова "Демон". За основу сюжета был взят известный библейский сюжет изгнания первородного ангела господня из Рая за восстание против власти Всевышнего, неповиновение отеческой воле. В наказание за бунт падший ангел обречён на вечные скитания и одиночество. "Дух отрицанья", "дух сомненья", он, подобно грешному Каину, навечно изгнан из отеческих владений, проклят Господом, обречён на жизнь вдали от "жилища света". Обречён на вечную жизнь.

Демон презирает ограниченность человеческой жизни и во времени, и в пространстве. Он наделён исключительной зоркостью в отношении несовершенства мира. Зло, совершаемое Демоном, - это лишь месть миру за его несоответствие идеалу красоты и совершенства.

В основу "восточной повести" заложена идея перерождения падшего ангела, его попытка очиститься от грехов и вернуться к Свету. В начале произведения Демон предстаёт пред нашим взором измученным и уставшим. Он неудовлетворён начертанной ему ролью сеятеля зла, порока, хаоса и разврата. Он недоволен и утомлён. Внезапно, нечеловеческое сердце Демона вспыхивает любовью к юной Тамаре. Дальнейший сюжет строится на соприкосновении чистой и прекрасной обольщаемой души и таинственного "мрачного духа сомненья", "духа беспокойного" и "порочного", "неотразимого, как кинжал". Надрывность и массивность чувств Демона соответствуют его безумной идее освобождения от божьего проклятья, а символом избавления от грехов и возвращения утраченного Рая, становится достижение абсолюта в любви с Тамарой. Она (любовь) - попытка освобождения от холодного презренья к миру, к людям и к себе, на которое обрёк его бунт против Бога. "Зло наскучило ему" оттого, что он не встречает ему сопротивления в людях, которые с удовольствием используют подсказки Дьявола. Демон "чеял зло без наслаждения", он лишён тщеславного удовлетворения от своей власти.

Когда Тамара рыдает о погибшем женихе, Демон "к её склонился изголовью, и взор его с такой любовью... на неё смотрел". В этот момент он не был ни светлым ангелом, ни злобным духом из Ада. Когда испуганная Тамара в отчаянье бежит от порочного искусителя в монастырь, сужая свою жизнь до размеров кельи, Демон пытается вернуть ей широту свободы, подарить вечность и рай всезнания:

"Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе всё, всё земное -
Люби меня!"

Взамен он просит освободиться от всего ничтожного, от всего земного - он просит её умереть. На помощь грешной Тамаре, поддавшейся любви и сожалению к мятежному духу, приходит Ангел, не веря в перерождение Демона, и возвративший его этим к прежней роли сеятеля зла. Таким образом, у Неба не хватило веры в добро, сознания Света в душе Тамары и возможности его в Демоне:

"То был ли признак возражденья?
Он слов коварных искушенья
Найти в уме своём не мог";

"И входит он любить готовый,
С душой, открытой для добра".

Смерть Тамары - победа её любви к Демону, но сам он не спасён этой любовью, ведь она отнята смертью, а душа взята Небом. Увидев как душа Тамары "молитвой ужас заглуша", ищет спасенья на груди Ангела, Демон окончательно сознаёт своё поражение:

"И проклял демон побеждённый
Мечты безумные свои"...

Многие деятели искусства обращались к поэме "Демон", образ лермонтовского падшего ангела был воплощён в опере А. Г. Рубинштейна "Демон". В либретто П.А. Висковатова отсечены "богоборческие" темы, проигнорировано философское содержание поэмы. Лермонтовский стих значительно разбавлен низкопробными вставками. Необъемлемый диапазон чувствований вселенского изгнанника сведён к обыденному любовному влечению, что превратило многогранного Демона в банального соблазнителя. "Демон" Рубинштейна заново обрёл масштаб лермонтовского образа в трагических интонациях Ф. И. Шаляпина, который сотворил "поверх" оперного текста образ духа отрицания, ищущего очищения любовью.

Другим воплощением лермонтовского "Демона" стали полотна М. А. Врубеля "Демон сидящий", "Демон летящий", "Демон поверженный" и его акварельные иллюстрации к поэме. Демон Врубеля сотворён из стихий, из осколков гор и самоцветов, струй воды и бликов воздуха, жара пламени, ночных огней и мерцания светил.

Так кто же такой Демон? "Несущий свет", "утренняя звезда", прекраснейший из ангелов, он поднял восстание против Божьей тирании, он искал свободы и равенства, подобно декабристам, и подобно им потерпел жестокое поражение. Бог дал ему то, что он хотел - Люцифер (в оригинале Хейлель) получил свободу, но ценой свободы стали изгнание и одиночество. Его имя стало нарицательным, теперь он олицетворяет собой зло и порок, он - "Князь Тьмы". Но что такое Тьма? Разве это грехи, в которых утопает людская жизнь? И разве может Божье дитя, пусть даже заблудшее и сбившееся с пути, пусть самое непослушное, стать воплощением Зла и Тьмы?

Тьма не может быть порождением Света, злоба и грех - это не есть Тьма. Помнить о Свете, веровать в него даже во тьме Ада, помнить о нём, что бы ни случилось, нести его в себе и находить в других. Не терять веру в других - вот чему, на мой взгляд, учит "Демон" Лермонтова.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Чернухинская средняя общеобразовательная школа»

Урок литературы в 10 классе

«За что наказан Демон?»

(аналитическое прочтение поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон»)

Шебалова О.В.,

учитель русского языка и

Литературы

За что наказан Демон?

(Аналитическое прочтение поэмы М.Ю. Лермонтова)

Цель:

  • Расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь учащимся понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве.

Задачи:

  • обучение интерпретации поэтического текста;
  • развитие навыка вдумчивого, внимательного чтения; эстетического, интеллектуального и творческого начала учащихся;
  • воспитание нравственно - духовных ценностей.

Оборудование:

  • портреты М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля;
  • иллюстрации картин М.А.Врубеля «Демон поверженный», «Демон сидящий»;
  • текст поэмы «Демон» (разные издания, варианты);
  • аудиозапись: Р.Вагнер «Полет Валькирий».

I. Вступление

– Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращается к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.

II. Вызов

Звучит музыка Вагнера «Полет Валькирий».

– Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»? Запишите. Прочтите вслух. Выделите общее.

Демон в литературной традиции.

Образ демона настолько захватывает Лермонтова, что проходит через все творчество, начиная с раннего стихотворения «Мой демон» (1829г.) и заканчивая поэмой «Демон». Читая произведения Лермонтова, мы проникаем во внутренний мир поэта. Мир, полный противоречий, страданий, борьбы между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным».

III. Актуализация знаний.

Дома вы прочитали поэму. Какие вопросы она у вас вызвала? Все вопросы я просила распределить на «тонкие» и «толстые». Напомню «тонкие» вопросы касаются непосредственно сюжета поэмы, а «толстые» помогают проанализировать произведение. Зачитайте ваши вопросы.

У меня тоже возник вопрос: «За что наказан Демон?» Этот вопрос и будет темой нашего урока.

Каким вы увидели Демона в начале поэмы?

– Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Заполните таблицу (можно предложить выполнить это задание в парах, группах).

– Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

Учитель: В основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

– Докажите выше изложенную мысль примерами текста.

1. Демон увидел Тамару, влюбился, но это великое чувство повлекло за собой гибель жениха Тамары:

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты!...

Его коварною мечтою

Лукавый Демон возмущал:…

2. Постигнув тоску любви, Демон плачет, но вместо очистительной слезы течет горючая слеза:

Тоску любви, ее волненье

Постигнул Демон в первый раз…

Насквозь прожженный виден камень

Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой!.. и др.

– Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста.

Природы блеск не возбудил

В груди изгнанника бесплодной

Ни новых чувств, ни новых сил;

И все, что пред собой он видел,

Он презирал иль ненавидел.

И дик и чуден был вокруг

Весь божий мир; но гордый дух

Презрительным окинул оком

Творенье бога своего.

И на челе его высоком

Не отразилось ничего.

(Необычная природа Кавказа первоначально оставляет его спокойно равнодушным, чего не скажешь об авторе. Но вот Демон достигает «роскошной Грузии долин». Этот край назван счастливым: природа здесь не холодно – величава, а добра и человечна. Однако и это «не возбудило в груди изгнанника новых чувств»: «И всё, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел».

Откуда изгнан Демон? За что?

(Бросив вызов Богу, отвергнув любовь, свет, добро, бывший ангел, «чистый херувим», превратился в печального Демона. «Херувим» - один из 9 чинов Ангельской силы, приближенные к Богу, окружают его престол. Они имеют много очей, что означает их мудрость. А кто – Демон? Это по-русски – Диавол – глава падших духов. Он был сотворен Богом как высший и могущественный ангел. Но был изгнан за гордыню, захотев стать как Бог. Свержен с небес с бесами, падшими духами, поддержавшими его и обольщенными им.)

Как вы думаете, почему Демон счастлив только в воспоминаниях? Как об этом говорит поэт? (читаем вторую главу про себя). Даем ответ, подтверждая текстом.

(Мы ощущаем что-то необычное в деяниях Демона. Вспомните, в каких ситуациях в православии поминается Бес, черт Дьявол? (Зло творят). А у Лермонтова каким предстает Демон? Как он творит свое дело на земле? (сеял зло без наслажденья, зло наскучило ему)

Какую роль в поэме играет пейзаж Кавказа? Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста.

Демон испытывает презрение, ненависть к тому, что видит вокруг.

– Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.

Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг заговорило» и др.

– Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее? Подтвердите словами текста.

Тамара олицетворяет для героя молодость, красоту, добро. Демон давно «отверженный блуждал в пустыни мира без приюта» и теперь видит в Тамаре родную душу – ищущую, сомневающуюся, жаждущую познания.

Виновен ли Демон в смерти Синодала?

(Демон, в котором оживает сердце, лишён зла, жажды мести, в нём нет ревности к жениху. Синодала «коварною мечтою лукавый Демон возмущал: Он в мыслях, под ночною тьмою, Уста невесты целовал». Но это его внутренний Демон, а не герой поэмы. И ведь не случайно в поэме упоминается о том, что та молитва, которой пренебрёг Синодал, оберегала путника от мусульманского кинжала. Боги ли рассердились на легкомысленного жениха или просто не повезло ему: в горах всегда было неспокойно, к тому же напавшие осетины оказались смелее.)

Почему Тамара уходит в монастырь? Ведь она даже вдовой не стала?

(Она боится Демона, но боится не как тёмную силу. В ней зарождается ответное чувство, которому нет сил противостоять. Она ищет в монастыре защиты Спасителя, хотя понимает, что отрекается от жизни вообще.)

Искренна ли исповедь Демона, или его клятвы лишь способ завладеть сердцем Тамары? Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

(Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:

Меня добру и небесам

Твоей любви святым покровом

Одетый, я предстал бы там,

Отныне яд коварной лести

Ничей уж не встревожит ум;

Тамара не жертва Демона, скорее он жертва своей надежды любовью спастись от вечного холода равнодушия.)

Каким размером написана поэма? Почему в XV главе I части меняется стихотворный размер поэмы? (По материалам домашнего задания).

Лермонтов писал поэму четырехстопным ямбом с разнообразной рифмовкой, помогающей показать всю красоту мира, а в XV главе I части ямб заменил на четырехстопный хорей (убыстрение речи): любовь освещает дни героя, все меняет в словах, в обращениях к героине слышится призыв изменить ее жизнь…

…Будь к земному без участья

И беспечна, как они!

– Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона, предать им вес, использует автор?

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,…

Я отрекся от старой мести,

Я отрекся от гордых дум;…

Хочу я с небом примириться,

Хочу любить, хочу молиться,…

– Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:

Меня добру и небесам

Ты возвратить могла бы словом

Твоей любви святым покровом

Одетый, я предстал бы там,

Как новый ангел в блеске новом…

Демон даже дает клятву Тамаре, что:

Отныне яд коварной лести

Ничей уж не встревожит ум;

– Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему?

И вечность дам тебе за миг;…

И будешь ты царица мира,

Подруга первая моя;…

Я дам тебе все, все земное –

Люби меня!.. и др.

Может ли Демон обрести гармонию? Почему?

Любовь Демона эгоистична . Вместо того чтобы очистить свою душу, он готов погубить бушу Тамары. Так не поступают влюбленные. В любви он не радовался, а торжествовал, испытывал чувство личного превосходства. Чиста жертвенная любовь, а чем жертвует Демон?

Люби меня!..

………………………….

Могучий взор смотрел ей в очи!

Он жег ее.

………………………….

Увы! злой дух торжествовал!

………………………….

«Она моя! – сказал он грозно, – и др.

Гордость, этот смертный грех, всегда посягающий на святыню, – вот причина поражения Демона, вот источник его страданий. Приобщение к гармонии благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели не осуществилось. Злое начало вновь проступило в Демоне:

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои…

Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?

Душу Тамары уносит ангел – хранитель. Именно он спасает ее для рая. Душа усопшей Тамары еще полна сомнений, на ней запечатлен «след проступка», который смывает слезами ангел:

…И сладкой речью упованья

Ее сомненья разгонял,

И след проступка и страданья

С нее слезами он смывал.

Это Бог послал испытание Тамаре. Приняв злое начало, внушенное Демоном , героиня жертвует собой , защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощенная, Тамара попадает в рай, куда для героя доступ закрыт:

…И вновь остался он, надменный.

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!...

За что наказан Демон?

(За яд сомнений, за неверие в настоящую чистую любовь. За то, что презирая мир людей «грешной» земли, сам он оказался не лучше, не выше их. Сочувствуя ему, автор осуждает его за надменное ожесточение против мира.)

Творческое задание.

Напишите синквейн. Ключевое слово «Демон»

III. Рефлексия.

– Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? И почему образ Демона проходит через все творчество автора?

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.

В нем сливаются два начала , и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик – о нет!

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...

Суть героя – в непримиримых противоречиях , в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.

М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Единственным, узеньким, шатким, но нерушимым мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф.И. Тютчев:

О вещая душа моя,

О сердце, полное тревоги!

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!