Тема произведения человек невидимка. Биография Герберт Уэллс Человек-невидимка — художественный анализ. Литература XIX века. «Человек-невидимка» краткое описание

НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ В РОМАНЕ Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Мы живем в очень непростое время. Вопросы нравственного воспитания, казалось бы, отодвинуты обществом на второй план, приоритеты отдаются вопросам материальным, приобретению «земных благ». Но, при этом, и общество, и каждый в отдельности осознает, что без «сокровищ небесных» все попытки навести порядок в других сферах жизни, обречены на провал.

Ответственность перед Богом и людьми за нынешнее поколение молодых людей побуждает педагогов современной школы искать пути и средства духовно-нравственного воспитания. На это ориентирован воспитательный компонент ФГОС, который способствует становлению личностных характеристик обучающихся

    осознающих и принимающих ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества;

    социально активных, уважающих закон и правопорядок, соизмеряющих свои поступки с нравственными ценностями.

Изучение на уроках литературы духовного опыта поэтов и писателей России – одно из важнейших средств становления личности.

У каждого преподавателя есть свои приемы и свои «изюминки» для урока, есть и свои любимые книги, методическая литература, помогающая формировать духовно развитую личность, обладающую гуманистическим мировоззрением, национальным сознанием. На уроке преподаватель строит свою работу таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями (формировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию их разных источниках, включая Интернет и др.). Это следует учитывать при разработке системы уроком по творчеству каждого писателя: направлять работу обучающихся на метапредметные результаты изучения предмета (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции). Так, например, система уроков по роману Ф.М. Достоевского дает возможность для решения таких нравственных задач, как понимание личной ответственности любого человека за свои поступки; раскрытие причин, влекущих за собой нравственное падение личности; определение значимости опасности эгоистических идей и теорий; раскрытие проблем нравственного здоровья личности.

Ф.М. Достоевский, в полном смысле слова, идеолог и моралист. Его романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» - романы идей; в них идеи вынашиваются, рождаются, вырастают или умирают, как и люди. Изучая творчество писателя, мы узнаем, что конкретный жизненный факт, случай, головное дело становились источником замысла того или иного произведения. Работая по роману «преступление и наказание», преподаватель русского языка и литературы ставит перед обучающимися следующие проблемные вопросы:

    Каким должно быть отношение общества к преступникам? Можно ли оправдать преступление влиянием «среды»?

    Каковы нравственные устои русского народа?

    Какова цель существования человечества?

    Даст ли ему счастье материально изобилие, достигнутое ценой отказа от духовной свободы?

Остановимся на одном из таких вопросов-проблем нравственного здоровья личности.

Первое, что необходимо сделать, приступая к рассмотрению вопроса о духовно-нравственном потенциале уроков литературы – установить точное значение понятия. Это понятие трактуется очень широко в законе «Об образовании». В данной статье рассматривается исключительно один аспект проблемы. Духовно-нравственный – относящийся к религии, церкви, то есть речь идет о том, как с помощью уроков литературы способствовать воспитанию нравственности вообще и внедрению базовых национальных ценностей, определяемых Законом, а только лишь о духовно-нравственном воспитании обучающихся в традициях отечественной православной культуры. Но русские писатели всегда были неотъемлемой часть отечественной православной культуры, духовно-нравственный потенциал их творчества выходит за рамки этого определения.

Умеем ли мы извлекать уроки из произведений классической литературы? Совместная проектная деятельность обучающегося и педагога дает возможность правильно истолковать такие понятия как совесть, моральные принципы, нравственное здоровье. Обучающиеся обращаются к словарям Ожегова С.И. «Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю. Шведовой.- М.: «Русский язык», 1975. Изд. 11 – стереотип.), Ушакова Д. И. «Большой толковый словарь современного русского языка». – М.: «Альта - Принт», 2007,1239 с., но точного готового определения нравственного здоровья в словарях нет, поэтому обучающимся предлагается на основе базовых понятий «совесть», «мораль», «здоровье» дать свое. И в ходе системы уроком обучающиеся приходят к выводу о том, что нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Например, муки Родиона Раскольникова – это не муки совести, не раскаяния, это муки оскорбленного самолюбия, тщеславия, уязвленной гордости. А эти муки, согласно религиозной этики писателя, наказанием быть не могут. По мнению Ф.М. Достоевского, истинным наказанием могут быть только муки совести, раскаявшегося в своем преступлении человека, человека, осознавшего себя преступником.

Отправной точкой духовных поисков на уроках литературы становятся слова Н.В. Гоголя: «Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелие».

И, несмотря на сказанные великим писателем слова, можно использовать список уроков-вопросов, отражающих возможные варианты духовных бесед с обучающимися:

    Можно ли быть счастливым человеком без веры?

    Был ли праведником Ф.М. Достоевский?

    Можно ли «воскресить Лазаря»? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

    В чем смысл жизни?

    Как проявляется всепобеждающая сила молитвы?

    Как в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отразились христианские заповеди?

Результаты размышление над данными вопросами отражаются в сочинениях и устных выступлениях обучающихся.

Анализируя систему образов, преподаватель может организовать работу в группах с использование модульной технологии, благодаря чему самостоятельно достигается конкретная цель учебно-познавательной деятельности. Обучающиеся приходят к выводу: один человек предстает как все люди и отвечает за всех. Чтобы избежать нравственного падения, необходимо осознавать эту меру ответственности. Борьба добра и зла происходит, прежде всего, не во вне, а внутри человека – и исход этой борьбы – результат усилий его собственной души.

В заключение следует сказать о том, что предмет литература – это особый способ постижения жизни, художественная модель мира. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии «эмоционально», но и в интеллектуальном понимании «рационально».

Список литературы:

1. Ачкасова Г.Л. Теория и методика обучения литературе: Диалог искусств в литературном образовании. Конспекты лекций: учебно-методическое пособие. Ч.1.– Курск, КГУ, 2013.– С. 55

2. Беленцов С.И. Педагогические факторы общественной нестабильности и юношеского радикализма и в России во второй половине ХIХ – ХХ веков. – Курск. – 2005. – 241 с. – С. 34-35.

3. Достоевский Ф.М.. Собр. соч. в 7-ми т., Т.2

4. Маранцман В. Г. Проблемный анализ романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / В. Г. Маранцман // Литература в школе. – 2005. – № 10. – С. 22-26 ; №11. – С. 30- 36; № 12. – С. 31-37

5. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». «Идиот» // Русские писатели- классики: Анализ произведений школьной программы / Сост. Н. Олейникова. – Минск, 2003. – С. 230-243

И литературы Марьясовой Галиной Петровной, гимназии №2 Центрального района г. Красноярска.

Содержание урока направлено на постижение смысла произведения, поэтому предложена такая форма, которая помогает проникнуть в художественный замысел писателя. Продумывая ход урока, мне хотелось, чтобы чтение для десятиклассников стало “трудом и творчеством,” поэтому в основе урока лежит диалог – ”совместный поиск истины”. Цель урока – вызвать у старшеклассников эмоции, подвести их к выводам, поэтому использовались эффективные дидактические средства, помогающие пробудить способность учащихся к личностному восприятию литературных произведений, будоражили мысль, без чего в свою очередь нельзя ожидать повышения уровня литературно – художественного образования школьников, качества их гуманитарной подготовки и восприятия творческой, активной личности, в которой так нуждается современное общество.

Урок – эпилог к роману

“Преступление и наказание”.

(Урок – размышление. 2 часа)

Тема: Обретение веры. (Размышляя над страницами романа).

Задачи урока:

· сформировать личное отношение к роману;

· заострить внимание на проблемах, созвучных сегодняшнему дню;

· увидеть и понять нравственные уроки, общественное звучание романа.

Эпиграф к уроку.

Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.

. “Братья Карамазовы”

Оформление урока:

· портрет;

· выставка книг;

· иллюстрации И. Глазунова к роману Достоевского“Преступление и наказание”.

I. Объявление темы и задач урока.

II. Чтение эпиграфа.

III. Вступительное слово учителя.

Вот и подошла к концу наша встреча с романом “Преступление и наказание ”. Глубокое погружение в текст, бесспорно, привело вас к раздумьям над многими проблемами, вопросами. Я надеюсь на то, что, если многое еще в этом романе в силу вашего возраста и не понято до конца, но мысль уже разбужена.

А это главное!

Еще раз взглянем на обложку романа “Преступление и наказание” – перед нами судебный роман с этическим конфликтом – преступлением – греха и наказания – возмездия. Уже начальная формула - “Преступление и наказание” – внушает нам мысль о высшей закономерности наказания, идее вины и морального суда.

Наши ожидания не напрасны. Действительно, для Достоевского и его героев самое главное –“это мысль разрешить”. И суд имеется в виду”высший”: тот, который вершится в сфере нравственных идей.

В творчестве великого русского писателя, религиозного мыслителя нашел отражение кризис гуманизма, углубившийся в XX столетии. Гуманисты эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) ратовали за расцвет человеческой личности, всех ее потенциальных возможностей, за раскрепощение от пут средневекового католицизма,

Французскими просветителями(XVIIIв.) в идеи гуманизма было привнесено отрицание божественной сути мира, т. е. атеистическое миропонимание. Человеческому разуму приписывались неограниченные возможности. Фридрих Ницше (гг.) создал учение о сверхчеловеке, стоящем по ту сторону добра и зла. В его последних книгах – “Воля к власти”, “Се человек” – попираются все святыни, открыто прославляется зло. Отрицание Бога постепенно приводит к оправданию дьявольского начала. увидел зияющую бездну за этими учениями и пророчески отобразил ее в своих творениях.

Перед изучением эпилога романа мы имеем возможность обобщить накопленные наблюдения. Все это надо сделать предельно кратко.

Отчеты рабочих групп, подготовленных заранее. Ученики в группах работают по карточкам. В них изложены разные задания. Работа объединена общим вопросом. В каждой группе выбирается “дежурный учитель”, который следит за ходом подготовки и готовится в случае необходимости в любой момент заменить любого участника своей группы. Задача учителя – научить читать, понимать, анализировать текст, вслушиваться в голос автора; стремиться к насыщенности уроков самостоятельной творческой деятельностью учеников.

I. Первая учебная ситуация

В чем состоит необычность преступления, совершенного

Р. Раскольниковым?

(: “Преступление Раскольникова – это не тогда, когда он стоял с топором, а когда он мыслил”. Перед нами идейный убийца, и идея эта ” носится в воздухе” – страшная идея о делении людей. Мысль всегда страшнее деяния. Преступление Р. Раскольникова в “мысли”, предавшей его душу дьяволу. Иными словами, преступление – в неполноте веры. И все последующие события - расплата за это).

II. Вторая учебная ситуация.

Почему же Р. Раскольников, несмотря на совершенное преступление, воспринимается как личность значительная, вызывающая сочувствие и сострадание?

Выступление ребят. 2 группы: адвокаты Раскольникова(речь в защиту Раскольникова), прокуроры (обвинение Раскольникова)

Ш. Третья учебная ситуация.

Так кто же Раскольников – убийца или спасатель? Можно ли согласиться с “ простой арифметикой ” Раскольникова: ради счастья большинства можно уничтожить ”ненужное большинство”?

(Нет, в построении идеологии преступления допущена серьезная ошибка. Нарушена причинно – следственная связь. Раскольников – “Борись, гордый человек”, возлюби ближнего своего, ради человечества убей человека, т. е. соверши преступление(а совершишь преступление, убиваешь еще и самого себя)- все это нарушение причинно – следственной связи делает теорию нежизнеспособной и губительной для ее носителя).

IV. Четвертая учебная ситуация.

Преступление совершено. Какое же наказание?

(Ясно, что не каторга. А что же? Еще при жизни – ад: “Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку. Тут - таки разом и себя ухлопал навеки ”. Следовательно, ад-это самоубийство навеки; вот что грозит Раскольникову. Надругавшись над живой жизнью в себе, оставив Бога, подчинив душу свою идее, Раскольников обрекает себя на страшные мучения - мучения постепенного умирания души. Начало ада – в отрицании, в торжестве “НЕТ”(нет Бога, нет бессмертия , нет добродетели). Реальный мир утрачен. Старец Зосима из другого романа Достоевского на вопрос: “Что есть ад?” отвечает: “Страдание о том, что нельзя уже более любить”. Это голая гордыня отрицания. Да, Бог дал человеку свободу. Это великий дар, но и великий соблазн. И там, где начинается своеволие и произвол, там подстерегают человека духи тьмы. Недаром Раскольников совершает преступление в 7 часов вечера. “7” – теологическое число. Число – истинно святое число: соединение числа “3”, символизирующее Божественное совершенство, и число “4”,числа мирового порядка, их сумма является символом союза человека с Богом. А Раскольников в 7 часов вечера, убив старушонку, разорвал союз с Богом.

Итак, в результате страшного эксперимента над собой Раскольников убедился, что путь сильной личности, жаждущей и добивающейся власти, позволяющей себе ”кровь по совести”, не для него. Где же выход?

IV. Пятая учебная ситуация.

Зачем ”необыкновенный” человек пришел к “обыкновенному” - к Соне Мармеладовой?

(Раскольников ищет выход. Чтение Нового завета – это кульминация отношений Раскольникова и Сони Мармеладовой. Давайте посмотрим на Раскольникова сквозь притчу о воскрешении Лазаря (сама притча озвучивается заранее подготовленным учеником). Может быть, впервые Раскольников ощутил всевластие божьей правды как земного закона. “Соня представляла собой неумолимый приговор”. Тут или ее дорога, или его – дорога к самоуничтожению).

В эпилоге мы видим Раскольникова на каторге. Каким же предстает он перед нами.

VI. Шестая учебная ситуация.

(Выборочная работа с текстом).

Человеческая натура Раскольникова была слишком противоречивой, чтобы сердце так легко одержало победу над разумом. Но что же оставалось. Вот мы и подошли к самому важному в нашем уроке.

Какими же путями проникает истина в душу человека?

Тут может быть три версии судьбы героя на момент эпилога и конца романа.

Групповые задания.

Проследить по тексту, свой вывод обосновать.

1 версия: нравственное преобразование уже произошло?

2 версия: Раскольников еще только на пороге новой жизни?

3 версия: герой остается несмирившимся, гордым человеком?

Найдите аргументы в защиту своей версии, опираясь на наблюдения по тексту.

Отчет 3-ей группы.

(1. Внешне остался прежним, не зря его не любят каторжане.

2. В теорию свою верит, как и раньше, и страдает от своей слабости: ”О, как бы счастлив бы он был, если бы мог сам обвинить себя. Он бы снес тогда все, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться”.

3. “Зачем ему жить? Что иметь в виду? К чему стремиться? Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования ему всегда было мало: он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он счел себя тогда человеком, которому больше разрешено, чем другому”.

Раскольников убеждает сам себя, убеждает настойчиво, не получая желанного облегчения.

4. Мечта видится ему теперь просто надеждой, фантазией.

“ Чем, чем, - думал он,- моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит?”.

5. Уходит таинственный призрак необыкновенности, но как мучительно смириться с этим, как хочется обрести хоть какую-то точку опоры. Но он скажет: ""Совесть моя спокойна”.

Отчет 2-ой группы.

1. Спокойна ли?

Отчего же вновь и вновь возвращается он к содеянному, в который раз верша суд над собой? Тягостные эти раздумья прерывает голос автора, утверждающего, что невыносимо признать Раскольникову. “Он… не мог понять, что уже тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в своих убеждениях глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения, будущего нового взгляда на жизнь”.

Каторга совпала для Раскольникова с глубоким осознанием случившегося и предчувствием перемен. В это время рождается новый взгляд на жизнь.

Чем он отличается от прежнего?

Задумаемся, почему автор останавливает наше внимание на этих минутах? Потому что именно сейчас предчувствие переходит в прозрение, когда герой учится по - иному слышать и видеть, т. е. рождается новый человек. Он и себя прежнего видит по-новому, словно со стороны: "Он жил как-то опустив глаза: ему омерзительно и невыносимо было смотреть. Но под конец многое стало удивлять его, и он, как-то поневоле, стал замечать то, чего прежде и не подозревал. Вообще же и наиболее стала удивлять его та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом". А ведь раньше подобное обстоятельство воспринималось как должное. Но это прозрение подготовлено теми встречами с "обыкновенными", которые пережил Раскольников, теми уроками, которые они дали.

Жизнь заставила поверить правде Мармеладова, что самое страшное для человека - когда ему некуда пойти, а самое бесценное - это та сила сострадания, в которую он не хотел верить раньше. И самых дорогих людей доверяет Разумихину, в высшей человеческой ценности которого - порядочности - никогда не сомневался. А ведь для Разумихина, Сони, Дуни, Порфирия страшен человек, которому все дозволено!

Разве можно утверждать, что это единодушие не оставило следа в душе Раскольникова?

Отчет 1- ой группы.

И наступает момент, когда в новом свете предстает то, что когда-то было самым сокровенным. Отражением напряженных раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге. (Выборочное чтение с комментированием). Это тревога писателя- гуманиста за будущее человечества, предвиденье, к чему может привести теория эгоцентризма. Как заманчиво все-таки желание ощутить себя лучше других, как велико наслаждение признать себя первым даже среди последних. Но жизнь вносит поправки. В этом сне люди, стремящиеся самоутвердиться любой ценой, предстают “бесноватыми и сумасшедшими”. Где же искать “ чистых”? Уж не среди ли “обыкновенных”? Важность сна для понимания эволюции героя подчеркивает: “Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячечных грез”. Разве это не свидетельство наметившейся переоценки ценностей, не свидетельство перелома во взглядах, в отношении к прошлому, к людям? Начались поиски ответов на вопросы:

Как очиститься от дурных помыслов?

Как научиться жить среди людей?

И пока не смирение, а поиск ответа на эти вопросы приводит его к Евангелию. Иначе, зачем Раскольников просил Соню прочитать о воскресении Лазаря, что хотел услышать? Не слова ли Иисуса “Я есмь воскресение в жизнь” – в романе они выделены курсивом! Изменилось и отношение к Соне (спасительная сила чистоты): “Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени”.

Эти слезы – рубеж нового этапа его жизни: “…он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившемся существом своим…”. “В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжане, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. И даже сам разговаривал с ними, и ему отвечали ласково”.

Новое отношение к людям глубоко психологически оправдано. Если раньше Раскольников подавлял движения сердца, отчаянно противившегося злодейству, то сейчас он освобождается от пут теории и возвращается к самому себе. Раскольникову становиться легче дышать (ранее - “Воздуху!”), а это значит освободиться от плена идеи. Мы видим Раскольникова на берегу большой реки (иллюстрация И. Глазунова), необозримые степные просторы открываются ему, и перед перспективой новой жизни отступает прошлое: “Все, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь… каким – то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом… Вместо диалектики наступала жизнь, и в сознании должно было выработаться что – то совершенно другое”. Какой же дорогой ценой оплачен этот вздох облегчения!

- Ребята, давайте еще раз вслух прочитаем последнее предложение, которым заканчивается роман. Опять появляется цифра 7. Какую смысловую нагрузку она несет? (“Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет…”- надежда на союз человека с Богом).

Слово учителя.

Прочитан и изучен роман ”Преступление и наказание”. Роман, который раскрывает страшный мир, изображает человека, которому некуда пойти, говорит о нечеловеческих трагедиях. Но он нас и предупреждает, что нет таких причин, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков, т. к., с точки зрения, они ведут в тупик: к безразличию, равнодушию, разрешению в себе человеческого, нравственного долга. Достоевский последовательно опровергает своеволие, ”наполеонизм” Раскольникова. (Вспомним у: ”Мы все глядим в Наполеоны…”).

История достаточно показала тиранов и деспотов, которые ”насильно” устраивали судьбы народов путем уничтожения сотен тысяч, миллионов ни в чем не повинных людей ”обыкновенных”.

Так теория Раскольникова приводит нас к размышлениям над острейшими проблемами нашего времени:

1. убийство является одним из самых тяжелых преступлений, и очень редко имеются причины, способные оправдать его;

2. развенчание вседозволенности – тема очень актуальная для нас сегодня. К счастью, в сердце Раскольникова есть совесть, которая станет источником его возрождения.

Какие же нравственные уроки получает Раскольников?

(Ребята поочередно записывают их на доске. Можно дать индивидуальное задание ученику заранее).

1. Подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью.

2. Страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему все дозволено.

3. Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми.

4. Бесчеловечно, когда за преступление ”героя” расплачиваются другие.

5. Преступление всегда ведет к разрушению личности ”переступившего”… и другие.

Где же источник противостояния злу?

(Зло порождается окружающей действительностью, но человек должен и обязан противостоять ему силой добра, которое сосредоточено в сердце. Именно собственное сердце может заключать ” бесконечные источники жизни”. Но только чистые сердцем обладают такой способностью, поэтому новая жизнь должна начаться с очищения, с осуждения себя).

И Раскольников понимает, что стать человеком – значит обрести те нравственные ориентиры, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений , освященных религией.

Трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, - напрасно прожитой. Нужно научиться слушать голос собственного сердца и помнить, что стремление отогнать от себя сомнения и обрести тем самым душевное спокойствие усугубляет заблуждения. Сомнения - результат интенсивной работы мысли, важнейший компонент жизни, освобождение от которого оборачивается трагедией. Это великий урок.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Написать сочинение по роману ”Преступление и наказание” . ”Размышляя над страницами романа ”Преступление и наказание”.

Во время семинара на доске составляется таблица ”Путь прозрения Раскольникова”. (Опорный конспект)

"Преступление и наказание" - первый из серии знаменитых романов Достоевского, благодаря которым он сумел внести большой вклад в золотой фонд мировой художественной литературы.

На первый взгляд может показаться, что сюжет "Преступления и наказания" укладывается в стандартную схему так называемого "уголовного романа" с его обязательными компонентами: преступление, убийца, следователь. Но в уголовных романах сюжет обычно строится на тайне: личность преступника выясняется лишь на последних страницах произведения. Между тем в романе Достоевского читателю с самого начала известно, кто совершил убийство (оно ведь происходит на наших глазах). Писатель выделяет не авантюрный аспект темы преступления, а нравственно-психологический. Достоевского интересует не столько само по себе убийство, сколько его причины, истоки. На первом плане у него тайна психологическая, связанная с образом главного героя.

Предельная напряженность сюжета романа выражена в нагнетании острейших драматических ситуаций: убийство старухи-процентщицы и несчастной Лизаветы, уход Сони на улицу, гибель пьяного Мармеладова, смерть Катерины Ивановны, самоубийство Свидригайлова... - и все это происходит за две недели сюжетного времени! Повествование носит отчетливо выраженный драматический характер. Действующие лица резко противопоставлены друг другу, споры между ними носят не бытовой, а идеологический характер, полемика раскрывает противоположность характеров персонажей. В романе нет плавной последовательности в развитии действия. Напротив, время течет нервно, толчками. Подсчитано, например, что слово "вдруг" встречается в тексте около 560 раз.

В "Преступлении и наказании" Достоевский применяет особую форму повествования, которая получила в лингвистике название "несобственно-прямая речь". Рассказ ведется от имени автора, но как бы через призму восприятия Раскольникова. Все время слышатся не только его мысли, но и его голос. И хотя это является его монологом, постоянно сохраняется впечатление напряженного ритма внутренней речи Раскольникова. С первой же страницы окружающий внешний мир включен в процесс самосознания героя, неизменно переводится из авторского кругозора в кругозор Раскольникова. Поэтому читатель невольно оказывается вовлеченным в процесс сопереживания, испытывая те чувства, которые возникают в душе героя по ходу действия.

Изображение психологии человека в романе также предельно драматизировано, потому что герои Достоевского обычно одержимы "идеей-страстью", выражающейся в напряженных драматических ситуациях. Сложность и противоречивость внутреннего мира героев, свойственный им самоанализ принимают нередко самые мучительные формы.

Действующие лица романа, за редким исключением, почти все время находятся на грани психологического срыва. Для них не существует душевного спокойствия. Создается атмосфера постоянного крика, скандалов, взаимной недоверчивости, подозрительности, даже ненависти. Только там, где появляется Соня, становится чуть тише и спокойнее, хотя и она может дрожать от негодования, когда защищает свои убеждения.

В "Преступлении и наказании", по существу, отсутствуют традиционные для русской литературы пейзажи, успокаивающие, умиротворяющие взволнованные души героев, часто противостоящие своим спокойствием и красотой душевной сумятице или тревоге. У Достоевского нет также описания парадного Петербурга с Невским проспектом и Медным всадником. У писателя свой Петербург - город с грязными переулками, темными дворами, мрачными лестницами, город, описанный с конкретными бытовыми подробностями и вместе с тем нереальный, фантастический, дающий представление о той атмосфере, в которой могла зародиться у Раскольникова мысль о его фантастическом преступлении. "Я люблю, - признавался герой романа, - как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица..." И самоубийство Свидригайлова происходит в туманную дождливую ночь, когда домики с закрытыми ставнями глядели уныло и грязно, а холод и сырость уже прохватывали его тело...

Удушающее, узкое жизненное пространство окружает героев Достоевского, и кажется, что никогда им из него не выбраться на широкий и вольный простор. Символично в этом отношении описание жилища Раскольникова (комната, похожая на шкаф) или Сони (комната, которая имела вид неправильного четырехугольника). В это пространство, состоящее из "ужасно острых" и "слишком безобразно тупых" углов, замкнута их жизнь, и очень трудно из него выйти.

Лишь один раз картины сумрачного и сырого Петербурга сменяются широким простором. Это произошло уже на каторге, где, казалось бы, пейзаж должен быть тяжелым и унылым. Но однажды Раскольников вышел ясным ранним утром к реке. "С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди..." Так начиналось воскресение Раскольникова.

Интересна цветовая гамма "Преступления и наказания". Она не отличается яркостью. (Вот почему так бросилось в глаза яркое огненное перо на убогой шляпке Сони.) Давно уже отмечено, что преобладающий цвет в романе - желтый. Желтыми обоями была оклеена комната старухи-процентщицы и каморка Раскольникова, желтоватые обои были в жилище Сони и в гостиничном номере, который занимал перед самоубийством Свидригайлов. Добавим, что стреляется он на фоне ярко-желтых домиков.

В самом начале 70-х гг. XX в. на экранах с успехом шел фильм, снятый по роману "Преступление и наказание". Было бы интересно снять его в желтых тонах. Не знаем, существовал ли такой замысел у режиссера-постановщика Л. А. Кулиджанова, но он предпочел иной вариант. Он вообще отказался от цвета. Фильм был черно-белым. У Достоевского многие сцены построены на сложном сочетании света и тьмы (как на картинах Рембрандта). Ограничимся одним примером: "Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги".

Значение романа "Преступление и наказание" выходит далеко за пределы своего времени. Он обращен и в будущее, предупреждая о гибельности индивидуалистического бунта, о тех непредсказуемых катастрофах, к которым могут привести новоявленные Наполеоны, презирающие миллионы простых людей, их естественные права на жизнь, свободу и счастье.

Ю. Ф. Карякин использовал в своем исследовании "Самообман Раскольникова", помимо всякого рода научных источников, и школьные сочинения. По его наблюдениям, ученики порою "склонны оправдать Раскольникова: само общество, дескать, виновато, и все тут, и нечего, мол, говорить ни о какой личной ответственности, и правильно Раскольников сделал, что "укокошил старушенцию" (писали и буквально так), жаль только, что попался... Такой ответ - настоящий сигнал бедствия".

Да, это поистине бедствие, если не замечена жгучая боль писателя, безмерное страдание его о всеобщем расколе, разъединенности, разобщенности людей. Вспомните отчаянный вопль Мармеладова: "Понимаете ли, понимаете ли, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?" Надо вдуматься, прочувствовать умом и сердцем глубокую тревогу Достоевского при мысли, что возможно разделение людей на разряды, единоличное решение судьбы всех волею одного человека, насильственное приведение человечества к "всеобщему благополучию". Преступление есть преступление, какими бы высокими словами оно ни маскировалось.

Исполнитель роли Раскольникова в кинофильме, упоминаемом выше, артист Георгий Тараторкин, размышляя о значении романа в наши дни, говорил: "Мы живем в сложнейшее, драматическое время. Мы тысячами нитей связаны со всем происходящим на земле и не можем не замечать: в мире кровь льется направо и налево, как часто затирается ее цена!.. Но нельзя, чтобы затиралась! Нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, исключительность, раскольниковское право на насилие".

Если бы предложили выразить в одном-единственном слове смысл сложнейшего романа Достоевского, то необходимо было бы выбрать слово нельзя!