Наука в темные века. «Темные века». Гомеровская эпоха XI-IX вв. до н.э. Историография Тёмных веков

Средневековье, «темные времена»... Эта эпоха у многих ассоциируется с кострами инквизиции, жестокими междоусобными войнами, кровавыми крестовыми походами, страшными эпидемиями, невежеством и фанатизмом. Однако не следует забывать, что именно в ту далекую эпоху, от которой нас отделяет почти тысячелетие, Данте Алигьери создал «Божественную комедию», признанную потомками жемчужиной мировой литературы, был возведен великолепный собор Святого Петра, в крупных городах открывались университеты, в числе которых Оксфордский и Кембриджский.

Но даже не это главное. В Средние века медленно, с огромным трудом наука и технический прогресс входят в жизнь обычных людей, радикально меняя привычный уклад. Подковы, изобретенные еще римлянами, теперь гвоздями крепят к копытам животных, более совершенный плуг, широко распространившийся в этот период, дает толчок к развитию земледелия. Ведь теперь можно обрабатывать каменистые, глинистые участки земли, получать щедрые урожаи. Для крестьян, составлявших большую часть населения Европы, богатый урожай был единственным способом выжить, прокормить семью. В городах создавались гильдии ремесленников, которые, по меркам современников, творили чудеса. Именно тогда впервые удалось изготовить листовое стекло. В эту эпоху были организованы мастерские по производству венецианского стекла, до сих пор высоко ценимого в мире. Еще довольно долго стеклянные бусы приравнивались к украшениям из самоцветных камней.

Впервые был выплавлен чугун, который очень быстро нашел широкое применение: чугунные пушки были прочнее, трубы - надежнее, посуда - удобнее и дешевле. Вместе с порохом, изобретение которого приписывают монаху Бертольду Шварцу, эти достижения привели к созданию стрелкового оружия. Обшитые железными листами корабли покоряли океаны, торговые границы государств начали стремительно расширяться, предвещая эпоху Великих географических открытий.

Именно в эти непростые времена Коперник создал свою гелиоцентрическую теорию мира, а Парацельс, Ибн Сина и Визалий пытались понять, какие процессы происходят в человеческом теле, и искали новые способы лечения различных болезней.

И, наконец, именно Средневековье подарило нам блистательное Возрождение, великого да Винчи, Боттичелли, Джотто, Рафаэля, Микеланджело...

Расцвет искусства пришелся на конец Средневековья. Началом эпохи, называемой в исторической науке Ранним Средневековьем, отечественная и мировая медиевистика считают крушение под натиском германских племен Западной Римской империи в V в. н. э. Этот период длился около пяти веков (приблизительно с 500 по 1000 г.) и ознаменовался грандиозной миграцией народов: многочисленные германские племена расселялись на землях римлян, что впоследствии привело к противостоянию культур, религий, языков и вылилось в многочисленные кровавые конфликты. Вследствие переселения северные готские племена оказались на юге Европы, азиаты гунны поселились в нынешней Франции и на западном побережье Черного моря, а вандалы из Германии добрались до территорий нынешних Алжира и Туниса, а оттуда перекочевали в Италию и на Корсику.

Народы Пиренейского полуострова, почти полностью завоеванного маврами, начали борьбу с поработителями. Непрерывные распри христианских правителей значительно мешали освободительному движению, но, несмотря ни на что, в 1492 г. мавры были окончательно изгнаны с Иберийского полуострова.

В это же время на Британские острова после вывода римских легионов участились нападения германцев. Англосаксонские войска высадились в Кенте и к X в. стали полновластными хозяевами Британии.

На юге Европы все большее влияние приобретала Византийская империя. Огромную территорию Западной и Центральной Европы занимало Франкское королевство, влияние которого на ход истории было весьма значительным.

Высокое Средневековье без преувеличения можно назвать эпохой крестовых походов и могущества Церкви. Продолжался этот период примерно с 1000 по 1300 г. Расцвет сельского хозяйства, торговли и ремесел привел к демографическому взрыву - численность населения Европы заметно увеличилась. Естественно, что это повлекло за собой значительные изменения в политике, экономике, духовной жизни и искусстве. Киевская Русь всеми силами сдерживала нашествие монгольских полчищ, но многие государства Восточной Европы были завоеваны и разграблены азиатами.

Позднее Средневековье началось с ужасных бедствий: Великого голода 1315-1317 гг. и эпидемии чумы, которая выкосила более половины населения Европы. Эти бедствия стали причиной многочисленных крестьянских восстаний. Кровопролитная и жестокая Столетняя война унесла еще тысячи жизней.

Череду страшных событий эпохи венчало Возрождение, подарившее обессиленным народам свет науки и культуры, новые знания и открытие торговых путей.

Средневековье подарило нам великолепные строения, полотна, скульптуры, поэтические и философские трактаты, рыцарские баллады, а еще... чай, шоколад, табак, картошку... Эта эпоха преподнесла потомкам и сотни загадок, на некоторые до сих пор еще не найдены ответы. Именно о них пойдет речь в книге, которую вы держите в руках. Здесь пытливый читатель найдет немало интересных, порой парадоксальных фактов о прошлом и сможет провести параллели с современной жизнью. Ведь история, как известно, движется по спирали.

Итак, дорогие друзья, мы, наконец, добрались до « мрачного средневековья». Кстати, вы знаете, почему средневековье называют «мрачным»? Ведь само слово «средневековье» придумали только тогда, когда эта эпоха клонилась к своему концу. И понимали это слово примерно так: типа были светлые времена Древней Греции, Древнего Рима, когда царили образование, культура, разум. А потом пришли варвары и всё пропало. На самом деле, те, кто хорошо знает историю и мифологию, тот в курсе, какими были эти «светлые» времена. Мягко говоря, крайне противоречивыми. В 16 веке человечество снова становится невероятно образованным, культурным и разумным. А что посередине? А посередине лежат мрачные столетия всеобщей дикости, общего упадка Европы, торжества религиозных и прочих предрассудков. Короче, кошмарное время. Ну что ж, давайте разбираться.

Считается, что термин «средние века» (лат. ævum medium - средний век) был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо (1453). До Бьондо основным термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до эпохи Возрождения было введённое Петраркой понятие «тёмные века».

Может быть эти "тёмные" и стали впоследствии «мрачными», кто знает. И, кстати, обратите внимание, что «тёмные века» с точки зрения Петрарки продолжались до эпохи Возрождения, а эта эпоха с точки зрения современной истории находится в рамках «средних веков». Так что будем считать, что «мрачное средневековье» - это то, что до Возрождения. А потом – сразу просветление. Но прежде всего, дорогие читатели, мы должны понимать, что какими бы ни были эти века – это всё равно касается лишь истории Европы.

Но не буду вас больше грузить, сообщу лишь, что история портрета в это противоречивое время действительно несколько затормозилась. В период с 6 по начало 15 века этот жанр практически не развивался. Почти сто лет - не шуточки.

С чем это было связано? Дело в том, что вся культура средневековья была направлена на преодоление греховной сущности человека. Всё телесное отбрасывалось как бесполезное, бренное, лишённое вечного начала, искушающее человека. Приоритет духовной жизни находит отражение в искусстве средневековья, которое наиболее ярко воплощается в соборной архитектуре и религиозной живописи и скульптуре.

Если скульпторы Древней Греции ваяли человека таким, каким видели его в идеале - гармонически развитым духовно и физически, то готические художники изображали человека условно, схематично. Изобразительное искусство средних веков должно было укреплять человеческий дух, а не отвлекать его от возвышенных мыслей. На средневековых скульптурах человек лишён половой принадлежности, и женщины и мужчины одинаково плоски, узкоплечи, бесформенны.

В иконописи акцентировалось духовное начало, использовалось плоскостное изображение, часто появлялась диспропорция для того, чтобы внимание зрителя было сосредоточено на духовном, небесном, а не земном. Для этого прибегали к следующим приёмам: на иконе изображали большой лоб - он означал вместилище божественного разума, большие глаза - средоточие духовного в человеке. Акцентировалось внимание зрителя на руке изображаемого (рука благословляет, рука осеняет крестом).


Джотто ди Бондоне - Мадонна на троне (Мадонна Оньисанти)

Почти лишённые индивидуальности, бесстрастные, средневековые изображения людей вряд ли могли быть названы портретами. Быть может вы сочтёте это естественным, как может быть икона – портретом? Кто мог видеть Божью матерь? Не сама же она позировала художникам! О том, кто мог позировать художникам для этого святого образа мы поговорим чуть позже. За мной, дорогие читатели, в светлую эпоху Возрождения!

Чимабуэ. «Мадонна»

Период «Темных веков»

Вслед за микенским периодом в истории Древней Греции наступает период, получивший название «Темных веков». До настоящего времени убедительные причины заката микенской культуры не могут быть точно определены, но существуют археологические данные, проливающие свет на события этого периода. Все крупные микенские города пережили какую-то катастрофу, скорее всего, большинство из них были уничтожены огнем.

Замечание 1

Об этом периоде известно крайне мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит крушение остатков микенской цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений.

Самым весомым свидетельством череды разразившихся катастроф является надстройка городских стен Микен и Тиринфа:

  • Косвенные свидетельства находят в хеттских текстах и эпосе Гомера.
  • Разрозненные сведения на линейном письме (включая пилосские таблички), предполагают, что $XII$ в. до н.э. был периодом ожесточенной вражды между различными небольшими городами-государствами в микенской Греции. Можно предположить, что они находились в состоянии непрекращающейся войны.
  • Городские стены и дворцы перестраивались, численность армий и их снаряжения увеличивалась, но со временем экономика, призванная поддерживать эти царства, переставала быть эффективной. Микены были разрушены в начале $XIII$ в. до н.э., восстановлены, только чтобы вновь подвергнуться разрушению приблизительно в $1150$ г. до н.э..

Уничтожение греческой культуры

В течение последних лет бронзового века греческая культура уничтожалась во время войн. Даже Гомер ссылался на эти события: вернувшийся в Микены Агамемнон был убит своей женой Клитемнестрой, но его сын Орест убил собственную мать, отомстив за отца. Одиссей, вернувшись домой, находит претендентов на свой трон и на руку жены. Возможно, Гомер черпал вдохновение из преданий и летописей междоусобиц, раздиравших микенский мир.

Замечание 2

Период Тёмных веков также называется «Гомеровским», так как основными письменными источниками об этом времени являются произведения легендарного поэта Гомера - «Илиада» и «Одиссея».

Предлагались и иные объяснения упадка греческой цивилизации в конце бронзового века. Военные конфликты вели к оттоку населения, приводившему к опустению городов, поскольку мигранты селились в более безопасных районах Греции. Некоторые ученые упоминают также перенаселение, ведущее к столкновениям между царствами, боровшимися за сельскохозяйственные продукты, так необходимые для обеспечения существования своих подданных. Иные ученые упоминают упадок торговли в районе Восточного Средиземноморья, связанный с увеличением нестабильности, вызванной вторжением «народов моря».

Из всех гипотез, объясняющих коллапс греческой культуры конца бронзового века, самой популярной является гипотеза внешнего вторжения. Поздние греческие писатели сообщают, что героический век подошел к концу из-за миграции грекоговорящих народов, пришедших с севера. И хотя существуют археологические свидетельства, поддерживающие эту точку зрения (одно из них - сооружение оборонительной линии вдоль Коринфского перешейка для защиты Пелопоннеса), найдены и другие свидетельства, дающие основание предположить, что остатки микенской культуры пережили разрушение городов-царств. Правда, неясно, проникли дорийцы в микенскую Грецию как завоеватели или просто мигрировали в страну, раздираемую междоусобицами.

Замечание 3

«Народы моря» получили свое название от египтян, но греки называли их дорийцами и утверждали, что они спустились с гор Северной Греции.

Что бы ни было причиной, закат микенских городов продлился в период Темных веков, о котором не сохранилось никаких письменных свидетельств, и было ничтожно мало археологических находок. На четыре столетия Греция превращается в варварскую пустошь, теряя связи с остальным Средиземноморьем. Искусство, ремесла и государственная администрация пришли в упадок; и отток греков на западные берега Малой Азии дает основание предположить демографические изменения, приведшие к тому, что осколки постмикенской культуры были перенесены в относительную безопасность отдаленной Эгеиды.

История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново. Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры. Этот период длился примерно с XI по IX века до нашей эры и называется Темными веками, а также гомеровским периодом, поскольку известен прежде всего по поэмам «Илиада» и «Одиссея», приписываемым авторству Гомера. Темные века — эпоха натурального хозяйства, поскольку из всех достижений микенцев дорийцы позаимствовали только гончарный круг, технику обработки металла и приемы кораблестроения, культуру выращивания винограда и оливковых деревьев. Впрочем, дорийцы принесли с собой искусство выплавки и обработки железа, практику использования его не только в качестве украшений, но для изготовления орудий и в военном деле.

В конце гомеровского периода произошло становление дополисной общественной организации.

Также известно, что до IX века Грецию населяли племена: эолийцы — Северную Грецию, дорийцы — Среднюю Грецию и восточный Пелопоннес, ионийцы — Аттику, ахейцы, которым удалось сохранить самостоятельность, были вытеснены дорийцами в Аркадию и Ахею. В конце концов важнейшее событие этого периода — начало древнегреческой колонизации островов Эгейского моря и побережья Малой Азии: северные районы заселялись эолийцами, центральные районы (известные как область Иония) - ионийцами, южные — дорийцами.

Тёмные века , Гомеровская эпоха, Предполисный период — период в истории Древней Греции, охватывающий XI—IX века до н. э., который начался после заката микенской цивилизации и предполагаемого дорийского вторжения и закончился с началом расцвета греческих полисов, называемым архаическим периодом.

Об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит окончательное разрушение остатков микенской цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений. Вместе с тем Тёмные века характеризуются определённым техническим прогрессом, в особенности, освоением выплавки и обработки железа, а развитие социальных отношений привело к их трансформации в раннеклассовые и формированию уникальных предполисных общественных структур, заложивших фундамент для будущего прогресса.

В последний период «тёмных веков», около 900—700 гг. до н. э., в греческом искусстве распространяется геометрический стиль .

Геометрический стиль (также известен как геометрика) был характерен для греческой вазописи в конце «тёмных веков» около 900—700 гг. до н. э. и вытеснил протогеометрический стиль. Центром распространения данного стиля были Афины. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря.

Гидрия в стиле геометрики. 750—700 гг. до н. э. Лувр

Помимо вазописи, стиль был характерен для мелкой пластики, глиптики и декоративно-прикладного искусства. Геометрический орнамент, появившийся в IX в. до н. э., представлял собою сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами и складывался из меандров, крестов и окружностей. В этом стиле отразилась суть древнегреческого искусства и религиозности. Помимо орнаментальных фризов получили распространение фигурные изображения, ставшие прообразами фризов с изображением животных и людей в период архаики. Орнамент составлял 80 процентов росписи геометрического стиля.
В столетие Гомера после 750 г. до н. э. строго геометрическое направление сменяется фризами с изображениями сказочных хищных животных. На вазах стали изображать сюжеты мифов.

Протогеометрический период

Хотя протогеометрический стиль (1050—900 гг. до н. э.) представляет собой некоторое культурное возрождение по сравнению с предыдущей субмикенской керамикой, традиции микенской керамики были утрачены. Форма сосудов стала строгой и простой (в отличие от извилистых форм, характерных для микенской керамики). Протогеометрические сосуды разделены на несколько горизонтальных декоративных полос, в которых помещены простые геометрические элементы, обычно концентрические круги или полукруги.

Протогеометрическая амфора, около 975—950 гг. до н. э. Изготовлена в Афинах. Коллекция Британского музея


Ранний геометрический период

В Ранний геометрический период (900—850 гг. до н. э.) увеличилась высота сосудов, тогда как орнамент располагался лишь вокруг горлышка вплоть до середины корпуса сосуда. Оставшаяся поверхность покрывалась тонким слоем глины, которая при обжиге приобретала тёмно-металлический блестящий оттенок. В этот же период к декоративным элементам керамики добавился меандр, ставший одним из наиболее характерных элементов геометрического искусства.

Средний геометрический период

В Средний геометрический период (850—760 гг. до н. э.) увеличивается количество декоративных зон на сосуде, среди украшений преобладает меандр.

Меандр (греч. μαίανδρος) — известный ещё со времён палеолита и распространённый тип ортогонального орнамента. Бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию. Получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес). Как указывает Сенека, река Меандр «предмет упражнений и игры для всех поэтов, вьётся частыми излучинами, близко подступает к собственному руслу и опять поворачивает, не успевши влиться в себя самоё» (Сенека. Письма к Луцилию CIV:15). В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл, она отражала течение человеческой Жизни. Прямизна, прямой путь символизировали добродетель. Меандр может состоять только из прямых углов, которые придают линии дополнительную жёсткость и соответствуют возрастанию в добродетели. В качестве орнамента меандр часто употреблялся в этрусской и древнегреческой, а затем древнеримской, византийской, романской архитектуре на вазах, мелких предметах быта. Включение в меандр свастики обозначает присутствие в естественных жизненных процессах дополнительного фактора сверхъестественной благодати, которая в итоге становится доминирующим, организующим узлом каждого отрезка пути. Такой меандр до сих пор называется в Индии nandavartaya (нандавартайя), т.е. «свивание» или «круг счастья». Встречается на Мизинской палеолитической стоянке.


Меандром украшался подол одежды, в архитектуре он использовался в рельефах и фризах. Меандр можно найти, например, на фресках Виллы Мистерий в Помпеях, представленный разновидностью этого орнамента — так называемым «двойным меандром». В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.

Элевсинская амфора 8 в. до н. э. с геометрическими мотивами

Поздний геометрический период

Хотя технологии Среднегеометрического периода продолжали использоваться в начале VIII века до н. э., некоторые производители увеличили количество декоративных элементов на сосудах, стали устойчивыми формы животных в области горлышка и основания амфор. Появляются стилизованные человеческие изображения.

Пиксида из музея Афинской агоры


Одним из характерных примеров позднегеометрического стиля является старейший подписанный древнегреческий сосуд — работа гончара Аристонота или Аристонофа (VII век до н. э.). Амфора обнаружена в итальянском городе Черветери, на ней изображено ослепление Полифема Одиссеем и его спутниками. Начиная с середины VIII века до н. э. более тесные контакты между Грецией и Востоком обогатили греческую вазопись новыми элементами — такими, как львы, пантеры, вымышленные существа, розетки, пальмы, цветы лотоса и др., что позднее развилось в ориентализирующий стиль.

Геометрические мотивы в искусстве

Для сосудов в геометрическом стиле характерны горизонтальные полосы, идущие кольцами вокруг сосуда. Между этими полосами помещаются различные декоративные мотивы, такие, как зигзаг, треугольник, меандр и свастика. Наряду с абстрактными элементами появляются стилизованные изображения людей и животных, что отличает геометрическое искусство от протогеометрического. Многие сохранившиеся предметы геометрического периода — это погребальные дары в могилах аристократов.

Человеческие изображения

Первые человеческие изображения появляются около 770 г. до н. э. на ручках амфор, где мужская фигура изображена с треугольным торсом, овальной головой с выступом вместо носа и длинными цилиндрическими бёдрами и голенями. Женские фигуры также абстрактны: их длинные волосы изображались как ряд линий, а грудь — как мазки на уровне подмышек.

Какой сейчас век? Носовский Глеб Владимирович

1.1. Мрачные, темные века в Европе, якобы сменившие прекрасную «античность»

Как видно из глобальной хронологической карты и ее разложения в сумму трех сдвигов, практически все документы, которые считаются сейчас «древними», описывающими события якобы ранее 900 года н. э. в скалигеровской датировке, являются, вероятно, фантомными дубликатами оригиналов, описывающих события X–XVII веков н. э. Возникает вопрос: «есть ли место» в истории средних веков для «древнего мира»? То есть не получится ли так, что при попытке расположить «античные» события в средневековье мы не найдем там места ввиду «плотного заполнения» средневековой истории уже известными нам событиями?

Как показывает детальный анализ, этого не происходит. Во-первых, происходят отождествления эпох, считавшихся ранее различными. (См., например, указанные выше наложения друг на друга царских династий, схожесть которых не была замечена ранее.) Во-вторых, многие периоды средневековья в скалигеровской истории якобы «погружены во мрак». Теперь мы начинаем понимать почему.

Соответствующие средневековые документы, описывавшие эти эпохи, были искусственно «перенесены вниз» в результате «деятельности» скалигеровских хронологов. Изъятие документов погрузило в искусственную темноту многие периоды средних веков.

В XVIII–XIX веках в среде историков сложилась своеобразная точка зрения, будто средневековье было периодом «темных веков». Якобы приходят в полный упадок и исчезают «великие достижения античности».

Якобы научная мысль скатывается «на пещерный уровень». Якобы великие литературные произведения «древности» лежат мертвым грузом и всплывают на поверхность только в Возрождение. Причем хранят, якобы, эти «античные» тексты невежественные монахи, первейшей обязанностью которых является, как нам говорят, уничтожение «языческих» книг.

Высшее духовенство якобы в своем большинстве неграмотно. Великие достижения «античной» астрономии - теория затмений, вычисление эфемерид планет и т. д. - будто бы полностью забыты. А знаменитый Козьма Индикоплевст, живший якобы в VI веке н. э. и специально исследовавший вопрос о движении Солнца и о звездах, искренне считает, будто Вселенная - это ящик, в центре которого из плоской Земли, омываемой Океаном, поднимается гора Арарат. Причем крышка ящика усеяна звездными гвоздиками. По углам ящика - четыре ангела, производящих ветры. Это уровень средневековой научной космографии.

Якобы исчезает чеканка монет, упраздняется искусство архитектуры, распространяется «всеобщее культурное одичание». И так далее.

Конечно, скалигеровская история средних веков указывает на некоторые достижения этого периода, однако при этом обычно приговаривается, например, следующее: «Но даже и эти проблески интеллектуальной работы представляли в Европе VI–VII веков случайные и единичные явления». Нас убеждают, будто «древняя» блистательная латынь странным образом «деградирует», превращаясь в неуклюжий и корявый язык. Который только в эпоху Возрождения «снова», причем за короткий срок, приобретает блеск и широкое распространение как язык науки.

Для создания такой мрачной картины, безусловно, есть основания, если опираться на скалигеровскую хронологию. Но мы хотим предложить другое объяснение всему этому «потопу варварства», якобы обрушившемуся на Европу, Азию и Африку в начале средних веков. По нашему мнению, перед нами не деградация «великого наследия прошлого», а зарождение цивилизации, постепенно создававшей все те культурно-исторические ценности, часть которых затем была в силу хронологических ошибок отброшена в прошлое, создав «в древности» призрачный свет и оголив многие участки средневековья.

Существующая сегодня, например, средневековая история Рима при ближайшем ее рассмотрении являет поразительно большое количество противоречий и ярких параллелей с «античностью». Они вполне могут быть объяснены искаженным хронологическим представлением о роли средних веков. Весьма бегло опишем ситуацию с историей Рима. Почему именно Рима? Дело в том, что скалигеровская история придает ведущую роль именно римской хронологии.

Начнем с любопытного штриха. В известной «Хронике» Орозия мы читаем, что «Эней направился из Трои в Рим» (!). Причем «античный» Орозий прибавляет, что об этом ему рассказывали еще в школе. Поясним. Такое путешествие гомеровского героя Энея, участника Троянской войны, в Рим сокращает, то есть укорачивает, скалигеровскую хронологию лет на 400–500.

Фрагментарная «древне»-греческая история оказала в свое время определенное влияние на формирование римской хронологии. Историк Н. Радциг отмечает, что «подвиги Энея в Италии и судьба его потомства образовали римскую доисторию Рима… Первоначально эта доистория не была особенно длинна: она называла Ромула внуком Энея (именно здесь коренится 500-летнее расхождение с принятой сегодня скалигеровской хронологией - Авт. ); но впоследствии, когда римские анналисты познакомились с греческим летоисчислением, они, чтобы заполнить длинный свободный промежуток времени, придумали целую вереницу альбанских царей… Гордые патрицианские роды стали даже выводить себя от спутников Энея, а род Юлиев прямо от Энеева сына, которому почему-то произвольно переменили имя».

Н. Радциг искренне удивлен такой «невежественной деятельностью» римских летописцев. Но ниже мы предъявим поразительный событийный и статистический параллелизм, отождествляющий знаменитую Троянскую войну якобы XIII века до н. э. с Готской войной якобы VI века н. э. в Италии и в Новом Риме, а также с итальянской войной XIII века н. э. Таким образом, римские анналисты были правы, утверждая, что непосредственно с Троянской войны начинается римская средневековая история. То есть с XIII века н. э.

Дадим краткий обзор средневековой истории Рима, опираясь, в частности, на фундаментальнейший труд, в шести томах, немецкого историка Ф. Грегоровиуса. Этот труд примечателен тем, что он состоит фактически из огромного количества средневековых документов, тщательно собранных и аккуратно прокомментированных Фердинандом Грегоровиусом.

Автор пишет: «С того времени, как государство готов пало (якобы в VI веке н. э. - Авт. ), античный строй Италии и Рима начал приходить в полное разрушение. Законы, памятники и даже исторические воспоминания - все было предано забвению».

Принудительное хронологическое изъятие светских хроник из истории средневекового Рима - например, «Истории» Тита Ливия, объявленной «античной историей», - превратило Рим с точки зрения скалигеровской и современной истории в сугубо религиозный город. Ф. Грегоровиус пишет: «Рим удивительным образом обратился в монастырь». Это загадочное превращение «античного светского Рима» (напомним - железные легионы, несгибаемые герои - Авт. ) в «средневековый религиозный Рим» было объявлено в скалигеровской истории «одною из самых великих и изумительных метаморфоз в истории человечества».

Важно, что в «начале средневекового» Рима, оказывается, присутствуют почти все те политические и гражданские установления, которые по скалигеровской истории составляют «суть античного Рима».

Средневековые свидетельства о Риме, в скалигеровской хронологии, крайне скудны. Например, говоря о конце VI века н. э., Ф. Грегоровиус сообщает: «События последующих лет нам неизвестны, так как хроники того времени, односложные и такие же смутные, как оно само, упоминают только о бедствиях».

О событиях якобы середины IX века н. э. сообщается следующее: «Историку Рима за этот период приходится довольствоваться анналами франкских летописцев, дающими лишь весьма скудные сведения, да жизнеописаниями пап, также содержащими в себе почти одни только указания на то, какие были возведены постройки и какие были сделаны пожертвования. Поэтому для историка нет надежды дать картину гражданской жизни города того времени».

И далее: «В папском архиве сохранялось бесчисленное множество церковных актов и регесты… Утрата этих сокровищ (или искусственный перенос их „в древность“ - Авт. ), погибших бесследно в XII и XIII веках, подвела к тому, что в наших сведениях о том времени явился крупный и неизгладимый пробел».

Все это, по-видимому, означает, что подавляющая часть сохранившихся документов по истории средневекового итальянского Рима относится ко времени начиная только с XI века н. э. Или даже позже.

Ф. Грегоровиус пишет: «Будь в нашем распоряжении все эти регесты… нет сомнения, что и история города Рима с VII по X век (то есть триста лет - Авт. ) также осветилась бы для нас иным, более ярким светом».

Далее: «Чтобы написать историю города и увековечить его замечательную судьбу со времени Пипина и Карла, не нашлось ни одного летописца. Германия, Франция и даже Южная Италия… дали нам в наследие большое число хроник; но римские монахи были настолько безучастными к истории своего города, что события, происходившие в нем в эту эпоху, остались для нас окутанными полнейшим мраком».

Предполагается, что «в эту же самую эпоху папство ревностно продолжало вести свою древнюю хронику». Но это всего лишь гипотеза скалигеровской истории.

Эта папская хроника - а точнее ее поздняя версия, которая предлагается нам сегодня, - как выясняется, отнюдь не является непрерывной, она зияет огромными пробелами. «С биографией Николая I (это якобы IX век н. э. - Авт. ) традиционное ведение книги пап прерывается, и нам в нашем дальнейшем изложении истории города не раз придется пожалеть об отсутствии этого источника».

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

1. 5. Блестящая Античность, невежественные темные века и ослепительное Возрождение. Задумаемся над вопросом: как и почему определенный период в истории средневековья стал потом называться «Возрождением»? Ответ хорошо известен: в эту эпоху после длительного периода так

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Темные века истории Согласно скалигеровской хронологической версии, сразу после разграбления Рима варварами в V веке н. э. начались пресловутые темные века нашей истории. Именно в это время якобы погибло почти все античное наследие. Неграмотные монахи, дескать,

Из книги Великие империи Древней Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

ТЕМНЫЕ ВЕКА В V тыс. до н. э. в Восточной Европе широко внедрилось производство и использование металлов. Как показывают данные радиоуглеродного анализа, изготовление медных орудий на территории нынешних Румынии, Венгрии, Болгарии развернулось около 4500 г. до н. э. Кстати,

Из книги Математическая хронология библейских событий автора Носовский Глеб Владимирович

2.5. Блестящая античность, невежественные тёмные века и ослепительное Возрождение Задумаемся над вопросом: как и почему определённый период в истории средневековья стал потом называться «Возрождением»? Ответ хорошо известен: в эту эпоху после длительного периода так

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

1. Наложение Троянской войны якобы XIII века до н. э. на Готскую войну якобы VI века н. э. при сдвиге вверх на 1800 лет. Общая идея хронологических сдвигов Троянская война ХIII века н. э. была одним из крупнейших событий в истории Европы и Азии. Она отразилась во многих письменных

Из книги Христианство и спорынья автора Абсентис Денис

Глава 5 Жизнь в Европе. Темные века и «злые корчи» Средние века. Это словосочетание ассоциируется с Европой, инквизицией и чумой. Для человека, историей не интересующегося, пожалуй и все. Ну разве что кто-то вспомнит, что на конец средних веков приходится эпоха Возрождения,

Из книги Карфаген. "Белая" империя "чёрной" Африки автора Волков Александр Викторович

ТЕМНЫЕ ВЕКА КАРФАГЕНА ПЕРВЫЕ СЛЕДЫ ПОСЕЛЕНИЙИстория древнейшего Туниса открывается по крупицам - по случайным находкам. В приморских районах на юге страны иногда встречают предметы, относящиеся к доисторической эпохе: например, кремневые топоры или страусовые яйца,

автора

1.1 Мрачные темные века в Европе, якобы сменившие прекрасную «Античность» Как видно из глобальной хронологической карты и ее разложения в сумму трех сдвигов, практически все документы, считаемые сейчас «древними» и описывающими события якобы ранее 1000 года н. э. в

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

2. Наложение Тарквинийской войны якобы VI века до н. э. на Готскую войну якобы VI века н. э. при сдвиге на 1053 года 2.1. Сервий Туллий и Теодорих Параллелизм, задаваемый замечательной хронологической формулой Т = X + 300, уже описанный мною на протяжении двухсот лет - якобы 300–500

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

3. Соответствие между Готской войной якобы VI века н. э. и восстанием Ника якобы VI века н. э. Здесь сдвига дат нет Мы уже видели в «Числа против Лжи», гл. 6, что Готская война якобы VI века н. э. - это один из наиболее ярких дубликатов европейско-азиатской войны, происшедшей,

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

4. Наложение Троянской войны якобы XIII века до н. э. на Готскую войну якобы VI века н. э. при сдвиге вверх на 1800 лет Общая идея хронологических сдвигов В следующих разделах мы расскажем о поразительном соответствии между:1) знаменитой Троянской войной якобы XIII века до

Из книги Древняя Ассирия автора Мочалов Михаил Юрьевич

Темные века Последующие несколько столетий существования ашшурской общины словно покрыты мраком - в распоряжении исследователей не имеется практически никаких документальных свидетельств ее внутренней жизни или внешних отношений. Скорее всего, после кончины

автора Носовский Глеб Владимирович

8. Наложение Тарквинийской войны якобы VI века до н. э. на Готскую войну якобы VI века н. э. при сдвиге на 1053 года СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ И ТЕОДОРИХПараллелизм, задаваемый замечательной хронологической формулой Т = X + 300, уже описанный нами на протяжении двухсот лет – якобы 300–500 годы

Из книги Пасха [Календарно-астрономическое расследование хронологии. Гильдебранд и Кресцентий. Готская война] автора Носовский Глеб Владимирович

9. Соответствие между Готской войной якобы VI века н. э. и восстанием Ника якобы VI века н. э. Здесь сдвига дат нет Согласно новой хронологии, Готская война якобы VI века н. э. – это один из наиболее ярких дубликатов европейско-азиатской войны, происшедшей, скорее всего, в XIII

Из книги Идолы власти от Хеопса до Путина автора Матвеев Андрей Александрович

Темные века Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих

Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

1. Наложение Троянской войны якобы XIII века до н. э. на Готскую войну якобы VI века н. э. при сдвиге вверх на 1800 лет Общая идея хронологических сдвигов Троянская война XIII века н. э. была одним из крупнейших событий в истории Европы и Азии. Она отразилась во многих письменных