Тестовые программы для поступающих в военные вузы. Профотбор в военные учебные заведения. Основные этапы профотбора

Рассказал о своем поступлении в летный институт: какие задания дают абитуриентам на профессиональном отборе и как к нему подготовиться.

Поступление разбито на вступительные испытания. Сначала медицинская комиссия. Если вы ее прошли, отправляетесь на профессиональный отбор. Если проходите его - вашу судьбу решат результаты ЕГЭ. Если вы не прошли одно испытание - на следующее вас не допустят.

Что входит в профессиональный отбор

1. Опросник

Выдается около 500 вопросов на проверку характера. За нечестные ответы абитуриент переписывает опросник, при повторной нечестности его снимают с отбора.

2. Методика «Кольца Ландольта»

Выполнение. Как мы видим, внизу под графой «Проба» вычеркнуты два кольца (их вычеркнет психолог на свое усмотрение). Наша задача - вычеркивать кольца из бланка с точно таким же расположением разрезов, причем вычеркивать точно таким же способом, который указал психолог.

С помощью этого задания изучают произвольное внимание и оценивают темп психомоторной работы, работоспособность и устойчивость к монотонной работе, требующей постоянной сосредоточенности. Отведенное время - 5 минут.

3. Методика «Шкалы приборов»

Выполнение. Перед нами 9 амперметров с разной шкалой и ценой деления. Наша задача - узнать, сколько показывает каждый амперметр. Смотрим на первый из них, левый верхний. Что мы видим? Стоит цифра 5. От нуля до нее - пять делений. Значит, цена одного деления - 1. Отсюда видим, что наш амперметр показывает 4. Причем если стрелка левее нуля, то перед показанием амперметра нужно ставить знак «минус», а если правее, то «плюс». И так со всеми амперметрами. Под амперметрами расположены схемы, по которым мы суммируем показания амперметров.

4. Красно-черная таблица (КЧТ)

Отыскиваем все числа таким образом: «24 красная - 1 черная, 23 красная - 2 черная». То есть красные на убывание, черные - на прибывание. После каждой цифры есть буква, после нахождения цифры ее надо записывать. В нашем случае должен получиться ряд букв ЕЕМХОИ и так далее.

5. Методика «Установление закономерностей»

Слева перед каждой строчкой изображены значки «:», «+», «?», «*» и так далее. Этими условными знаками обозначены одно или несколько слов из тех, что есть в данной строчке. Ваша задача - отыскать и подчеркнуть эти слова. Отведенное время - 8 минут.

6. Методика «Компасы»

Нужно определить направление, указанное стрелкой относительно переменной системы координат. После того как испытуемый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направления. Испытуемого следует предупредить, что поворачивать бланк нельзя. Отведенное время - 5 минут.

7. Диктант 1

Диктуется большое количество слов в умеренно быстром темпе. Ваша задача - писать как можно быстрее и больше слов. Чем больше записали, тем лучше. На грамотность тут не смотрят, главное - количество. То есть вместо «молоко» можно записать «малако», вместо «автор» - «афтар», «здесь» - «стесь». И это будет верно.

8. Диктант 2

Диктуются те же слова, что и в первом диктанте, но читаются они наоборот: не «молоко», а «околом». Ваша задача - записать как можно больше слов. Как слышите, так и пишете. Переворачивать слова обратно не нужно.

9. Диктант 3

Диктуется море слов в неимоверно быстром темпе. Ваша задача - написать как можно больше слов как можно быстрее. Почти все. Осталось два испытания.

10. Беседа

Это обычная беседа, разговор. Испытуемого спрашивают, почему он захотел стать пилотом и так далее. Желательно выучить фамилии известных летчиков, космонавтов, праздники гражданской авиации.

11. Прибор «Абитуриент»

Нужно нажимать определенные кнопочки, когда загораются лампочки.

Если абитуриент успешно прошел профессиональный отбор, ему остается предоставить документы и результаты ЕГЭ по русскому языку, математике и физике. К военным летчикам требования жестче, чем к гражданским: им еще нужно стопроцентное зрение, правильное цветоощущение, также регламентированы артериальное давление, индекс массы тела, рост в положении стоя и сидя, длина ног и рук.

Проверить истинность слов партнёра по общению люди стремятся всегда. Для этого приходится всматриваться в мимику и жесты, вслушиваться в интонацию голоса, анализировать услышанную информацию. Подобные приёмы используются на бытовом уровне.

Однако есть сферы, где правдивость полученной информации должна быть абсолютно точной. Для максимально объективной оценки честности человека в некоторых структурах используется детектор лжи.

Полиграф применяется в Федеральной Службе Безопасности (ФСБ) при приёме на работу. Давайте узнаем, как проходит процесс проверки в ФСБ, и действительно ли результаты психофизиологического исследования на полиграфе в ФСБ можно признать истиной в последней инстанции?

Правда победит, но необходимо ей решительно помогать.
Юлиус Фучик

ПФО в ФСБ: что это, длительность, вопросы

ПФО в ФСБ - это Психо-Физиологическое Обследование человека, поступающего на службу в органы ФСБ.

ПФО в ФСБ включает в себя следующие виды тестирования:

  • Медицинское обследование состояния здоровья.
  • Психологические тесты, а именно набор специализированных IQ-тестов (СМИЛ, КОТ , тесты Айзенка и т.п.).
  • Тесты на зрительную память - точность запоминания и воспроизведения зрительных образов, скорость зрительного запоминания.
  • Написание кандидатом автобиографии, сочинения на предложенную психологом тему.
  • Ответы на вопросы психолога (о , о здоровье, о половой жизни, об употреблении алкоголя, наркотических средств).
Далее весь материал анализируется и составляется психологический портрет кандидата.
Длительность ПФО: 6 часов.

Совет: Выспитесь хорошенько перед ПФО и тестированием на полиграфе! Нужна будет "светлая" голова на весь день.


По результатам ПФО (успешным) кандидату на службу в ФСБ назначают тест она полиграфе (подробнее ниже).

Если же психолог в ФСБ по результатам ПФО поставит кандидату вердикт "Психологически не годен для службы в ФСБ", то на тест на полиграфе не отправят.

Полиграф: принцип работы

Полиграф являет собой достаточно сложное техническое средство, предназначенное для проверки правдивости сообщаемой человеком информации. Более известное название этого устройства – детектор лжи.


Оценку достоверности данных полиграф осуществляет на основе мониторинга и фиксации параметров сердечно-сосудистой активности, а также дыхания, электрического сопротивления кожи и других показателей физиологической активности личности, проходящей проверку.


Современный полиграф состоит из переносного ПК, на мониторе которого отображаются показатели, а в памяти сохраняется вся полученная информация, а также датчиков, регистрирующих показатели физиологических параметров. Датчики фиксируют следующие показатели:

  • дыхание (грудное и диафрагменное либо брюшное);
    электропроводность кожи;
    пульс либо артериальное давление.

    Это основные показатели. Анализ каждого из них обязателен для принятия решения об истинности или лживости полученной информации. Если исключена хоть одна из перечисленных характеристик, результаты исследования считаются недостоверными (невалидными).


    Есть датчики, которые проверяют и другие параметры: изменения голоса, тремор тела (двигательную активность). Они являются дополнительными. Принимать решение, основываясь исключительно на этих показателях, нельзя.

    Компоненты структуры полиграммы

    Фон – индивидуальные показатели физиологических процессов испытуемого, пребывающего в состоянии покоя, когда ему не задают вопросы.


    Реакция – существенное изменение динамики протекания физиологических параметров, наблюдаемое в ответ на определённый стимул (вопрос). Может выражаться в усилении либо ослаблении интенсивности динамики протекания процессов.


    Артефакт – изменение активности протекания физиологических параметров, вызванное влиянием дестабилизирующих факторов (внешних или внутренних). Это может быть кашель, реакция на внешний шум, болевые ощущения. Они не связаны с задаваемыми вопросами.


    Реакции, которые демонстрирует испытуемый, не специфичны. Это значит, что нельзя установить точно, какой стимул их вызвал (ложь, страх, ассоциация). Основным критерием является устойчивость и стабильность выраженной реакции в ответ на стимул (значимый).

    Полиграф в ФСБ: в каких случаях используется

    Тест на полиграфе проходят все претенденты на получение любой должности в ФСБ.


    Необходимо это для проверки наличия скрытых негативных особенностей характера потенциального сотрудника, корыстных мотивов поступления на службу, выявления «тёмных» пятен биографии (мошенничество, судимость, наличие зависимостей, коррупция и другие противоправные действия).


    Также, для контроля над деятельностью сотрудников может проводиться плановая проверка на полиграфе. В некоторых ситуациях он используется при увольнении сотрудников. Необходимо это с целью выявления нарушений в процессе работы.

    Как пройти полиграф в ФСБ: порядок действий

    • Сначала испытуемый проходит инструктаж, подписывает документы, подтверждающие согласие на прохождение детектора лжи.
      Для прохождения полиграфа человек располагается в кресле для теста. Важно, чтобы ему было удобно сидеть, никакие факторы (жёсткое сидение, неудобная поза) не вызвали дискомфорт.
      Перед началом тестирования к телу подключаются все необходимые датчики, которые будут фиксировать физиологические показатели во время тестирования и передавать их на компьютер (полиграф). Чтобы снизить психологическое напряжение специалист объясняет, для чего предназначен каждый датчик.
      Затем следует основной этап тестирования – ответы на вопросы .

      Проверка длится примерно 2 часа:

      • Сначала проводится калибровка прибора (его настройка). Суть её в том, что задаются вопросы, ответы на которые известны и очевидны. Испытуемому нужно ответить честно либо солгать.
        Затем следует этап тестирования . Во время ответов на вопросы датчики постоянно считывают физиологические показатели испытуемого. Когда он врёт, показатели меняются. Происходит это потому, что любая ложь для человеческого организма – стрессовая ситуация. Реакция формируется на уровне подсознания, поэтому контролировать её сознательно практически невозможно. Это требует высокого уровня самоконтроля, который вырабатывается длительными годами тщательных и систематических тренировок. Подобным приёмам учат разведчиков.
        В большинстве случаев на заключительном этапе исследования проводится «молчаливый тест». Суть его в том, что человек отвечает на вопросы в уме, не проговаривая ответы. Необходимо это для исключения вероятности использования методов противодействия полиграфу.
        После завершения испытания полиграфолог тщательно анализирует полученные данные (полиграмму). На основании этого анализа он делает выводы о достоверности предоставленной человеком информации.

        Статистические данные свидетельствуют, что из 10 человек проверку на полиграфе в ФСБ успешно проходят лишь 1–2 кандидата на определённую должность.

        Правда жизни в том, что нелегко в жизни тому, кто говорит всегда правду.
        Аврелий Марков

        Вопросы, задаваемые в процессе тестирования на полиграфе


        Для всех проходящих полиграф в ФСБ задаются стандартные вопросы. Их набор не зависит от того, на какую должность претендует человек.


        Все вопросы связаны с выявлением наличия у человека проблем с алкоголем, наркотиками и законом . Определяется, есть ли связи с криминальными группировками, кредиты, долги, игровая зависимость, опыт подделки документов, брал ли человек взятки, есть ли проблемы с законом у его близких.


        Также есть вопросы, которые направлены на выявление сознательных намерений у кандидата нанести ущерб организации.


        Вопросы задаются в хаотичном порядке, чтобы человек не имел возможности психологически подготовиться к нему и заранее продумать ответ.


        Если испытуемый излишне эмоционально реагирует на саму процедуру тестирования, показатели очень «смазываются». В подобном случае приходится задавать важные вопросы по несколько раз. Результат определяется по статистическим параметрам.

        В процессе проверки на полиграфе задаётся три типа вопросов:


Профотбор в военкомате – процедура, которая необходима не всем призывникам в армию. Профотбор проходят лишь те, кто хотят получить офицерское звание или желают поступить в военное высшее учебное заведение, чтобы затем получить высокий чин.

От стандартного медосмотра при призыве в военкомат профотбор отличается наличием психологических тестов и полевой проверки. В целом пройти эту процедуру с положительным результатом гораздо сложнее, поскольку методика отбора ступенчатая. Отсеиваются люди с психическими отклонениями, те, кто не обладают нужными чертами характера; не пройти проверку в военкомате могут и те, кто не способен проявить себя в полевых условиях.

В то же время простую комиссию часть «отказников» пройти могут, что позволит им стать военными низших чинов. Поэтому перед тем, как соглашаться пойти на профотбор, следует подумать: есть ли шанс его пройти? Не лучше ли будет, если так хочется в армию, остановиться на стандартном врачебном осмотре?

Кто может пройти

На профотбор могут записаться все призывники. Обязательно при этом нужно озвучить свое желание в самом начале, еще при попадании в военкомат. Комиссия направит желающего на дополнительный тест на пригодность в военкомате, который будет проходить отдельно, только для людей, «метящих» в офицеры. Призывники, которых отправят на службы рядовыми, пройдут медосмотр в другое время.

Можно пойти на отбор не во время призыва, но и в любой другой период. Достаточно высказать желание пойти служить по контракту.

В обязательном порядке на профотбор направляются поступающие в военные высшие учебные заведения. Желательно пройти эту процедуру еще до того, как начнется волна поступления. Тогда меньше вероятность, что будущий ученик не успеет получить все должные результаты.

Смысл прохождения проверки

Профотбор необходим из практических соображений. Если не регулировать офицерский состав, то вскоре в армии появится большее количество неуравновешенных, неправильно выполняющих свои обязанности командиров. В такой серьезной сфере, как военная, это недопустимо. Цель профотбора – отсеять и оставить только подходящих кандидатов, то есть людей, обладающих следующими качествами:

  • ораторские навыки;
  • умение управлять людьми;
  • уравновешенность;
  • высокая организация;
  • умение подчиняться вышестоящим чинам;
  • собранность и сообразительность даже в экстренной ситуации;
  • высокий интеллект, способность быстро оценить ситуацию и найти из нее правильный выход.

Узнай: Что такое военно-врачебная комиссия и для чего она нужна

Тесты, которые проводятся во время отбора, направлены как раз на выявление этих качеств. Если подобные психологические и психофизические качества отсутствуют, то человек не допускается к службе в офицерских чинах. Диагностический тест человек «завалил».

Не меньше внимания уделяют физическим качествам будущего контрактника, из-за отсутствия развитости которых могут поставить отказ, но об этом подробнее ниже.

Заблуждения

В Интернете бытует заблуждение, что человек, стремящийся к высокому военному званию, должен пройти лишь дополнительный психологический тест, во время которого ему будут задавать проверочные вопросы. Тестирование психологических качеств призывника или будущего студента действительно проводится, однако это далеко не большая часть проверки. Сколько на самом деле различных типов проверки?

В действительности, чтобы успешно пройти отсеивание, нужно выдержать три проверки подряд. Это проверка интеллекта, характера и темперамента, расширенный медосмотр и полевые испытания. Если первое тестирование в военкомате будет неудачным, доступно переосвидетельствование в военкомате спустя некоторое время.

Этапы проверки

Кандидат в офицеры или другие высшие чины в первую очередь должен обладать подходящим складом ума и характера. Поэтому психологический тест назначают первым. Затем человек проходит через другие проверки. Алгоритм здесь следующий:

  1. Психологические тесты в военкомате. Определяется не только склонность к психическим отклонениям, неуравновешенности, но и подверженность вредным привычкам. На этом этапе отсеиваются те, кто не способен быстро принимать решения, отличается необоснованным упрямством, страдает от вспышек гнева или даже серьезных психических отклонений.
  2. Медицинский осмотр. Как для проверки психики, так и для физиологического осмотра привлекает независимый эксперт. Результаты проверки нельзя купить, так как сдать основные анализы можно только при военкомате. Поэтому к данному этапу нельзя никак специально подготовиться, разве что постараться избавиться от плоскостопия и лишнего веса до достижения 18 лет. Расширенный медосмотр подразумевает, что человека проверяют на устойчивость к более высоким нагрузкам, чем у простых рядовых, и сердце, и легкие должны быть сильнее.
  3. Полевая проверка. Во время этой процедуры кандидатам чаще всего предлагают пройти полосу препятствий. На ней располагают большое количество помех, время прохождения полосы ограничивают. Иногда вводятся элементы командной работы, чтобы проверить способность человек действовать в коллективе или управлять им.

Узнай: Каким способом можно откосить от армии, выбираем легальный метод

Этапы проверки расположены один за другим, проходятся постепенно. Если кандидат не прошел психологический тест, то не допускается к медосмотру, если у него было обнаружено отклонение физического характера, то не может быть и речи о полевой проверке. Отказ обследования в военкомате также является поводом отказать человеку.

Решение оглашается сразу после получения расшифровки тестов и анализов.

Можно ли оспорить результаты отбора

Кандидат вправе подать прошение о пересмотре результатов комиссии, это касается как медицинской проверки, так и психологической. В случае оспаривания первой необходимо предоставить веские оправдания, почему медицинский работник ранее счел человека непригодным. Возможно, он «забраковал» результаты ЭКГ всего лишь потому, что у юноши была простуда, и т.п. случаи. Если же серьезных оправданий нет, то медицинский осмотр чаще всего повторно не проводится.

Гораздо легче оспорить результаты психологической проверки. Для этого достаточно, чтобы сторонний психиатр (психолог или другой эксперт, обладающий дипломом по психиатрии) платно провел осмотр человека и подтвердил, что у него нет никаких отклонений. Тогда можно будет обратиться в суд или комиссию без очереди на полный повторный отбор.

В каких случаях профотбор считается не пройденным

Главная причина отказа в назначении на высшие чины – это непригодность психологического характера. Кандидат может не обладать достаточным количеством лидерских черт и навыков. Основанием к отказу являются следующие проблемы будущего военнослужащего:

  • дефекты речи, значительно мешающие отдавать приказы подчиненным;
  • несдержанность характера, вспыльчивый темперамент;
  • малая психологическая устойчивость, проявления трусости и истерических реакций в нестандартных ситуациях;
  • неумение подчиняться приказам вышестоящих;
  • татуировки (некоторые телесные изображения могут быть засчитаны как признак психологического отклонения);
  • нетрадиционная ориентация ;
  • нарушения психики.

Но также значительную роль играют и физические данные. В первую очередь от призывника требуют повышенную скорость реакции, скорость восстановления после физических нагрузок, хороший уровень выносливости. Испортить освидетельствование могут следующие отклонения:

  • проблемы со зрением инвалидной категории;
  • проблемы со слухом;
  • неразличимость цветов.

Узнай: Как происходит призыв в армию, какой установлен порядок

Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в осознанном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям. Профконсультация – это процесс оказания психологической помощи в виде совета, в ходе которого осуществляется профориентация.

В системе профориентации выделяют следующие функции (Л.Д. Столяренко):

а) социальную – усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих осуществлять социально-профессиональную деятельность в качестве полноправного и полноценного члена общества;
б) экономическую – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;
в) психолого-педагогическую – выявление, формирование и учет индивидуальных особенностей каждого выбирающего профессию;
г) медико-физиологическую – учет требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности.

Основными направлениями профессионального сопровождения в связи с выбором профессии являются:

а) профессиональное просвещение, построенное на популяризации совокупности знаний о социально-психологических и других аспектах выбираемой профессии; этой деятельностью охватывается весь контингент выбирающих профессию, поэтому качество работы данной системы определяет уровень информированности, а также способность выбирающих профессию оперировать информацией о мире профессий, учитывая условия правильного выбора, и осознавать ситуации выбора;
б) профессиональное консультирование, выполняющее справочно-информационную, диагностическую и формирующую цели.

Е.А. Климовым описаны наиболее часто встречающиеся ситуации профконсультационной практики.

1. Выбирающий профессию хорошо ориентируется в мире профессий, выбрал свою профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, способностями, имеет представление о путях получения профессии и обращается в профконсультацию для подтверждения правильности своего выбора.

2. Выбирающий профессию имеет сразу несколько вариантов профессионального плана и не знает, какое учебное заведение предпочесть.

3. Конфликтная ситуация, когда профессиональный план вызывает разногласия либо внутренние (недооценка себя, завышенный уровень притязаний), либо внешние (конфликт с родителями, учителями).

4. Выбирающий профессию не имеет профессионального плана, не уверен в себе, однако проявляет выраженные склонности к определенному виду деятельности.

5. Выпускник не имеет ни четко выраженного профессионального плана, ни склонностей к какому-то виду деятельности.

Важную роль в психологическом сопровождении, связанном с профессиональным самоопределением, выполняет психологическая диагностика, имеющая целью изучение индивидуально-психологических особенностей как учащихся школ, так и тех, кто уже выбрал профессию и обучается в учреждениях профессионального образования. Профессиональная пригодность при этом диагностируется как изначально присущее человеку качество, которое подкрепляется интересами, способностями субъекта, его профессиональными намерениями. Наиболее распространенными психодиагностическими методиками, направленными на выявление общей профессиональной направленности, являются «Карта интересов», методика «Ценностные ориентации» Рокича, методика ДДО (дифференциально-диагностический опросник), опросник Холланда.

Профотбор – это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности. Основным компонентом профотбора является определение профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность – это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью.

Основными структурными компонентами пригодности человека к работе являются (Л.Д. Столяренко):

а) гражданские качества (моральный облик, отношение к обществу); в некоторых профессиях недостаточное развитие именно этих качеств делает человека профессионально непригодным (учитель, воспитатель, судья, руководитель);
б) отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда, так называемая профессионально-трудовая направленность личности;
в) общая дееспособность – физическая и умственная (широта и глубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная инициатива, активность);
г) единичные, частные, специальные способности, т.е. качества, необходимые в определенных видах деятельности (память на ароматы для кулинара, звуковысотный слух для музыканта, пространственное мышление для конструктора и т.п.); сами по себе эти качества не делают из человека аса, но необходимы в общей структуре профпригодности;
д) знания, навыки, опыт, выучка в данной профессиональной области.

В профотборе профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям:

  1. по медицинским показателям (внимание обращается на ряд противопоказаний, которые могут предопределить снижение надежности в работе и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью);
  2. по данным образовательного ценза, конкурсным экзаменам (выделяют тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей);
  3. на основе психологического отбора (предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой обучения и деятельности по конкретной специальности).

Этапы профессионального отбора. В процессе отбора можно выделить несколько этапов. Первый из них включает психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку. При этом должна быть раскрыта внутренняя структура деятельности и дан не просто перечень психических процессов, которые необходимы для выполнения конкретной деятельности, а показана целостная картина их взаимосвязи. Информация о профессиональной деятельности может быть получена из разных источников, таких как изучение инструкций, документов, в которых регламентируется деятельность; наблюдение за деятельностью соответствующих специалистов; беседа со специалистами об особенностях профессии, фотографирование, киносъемка, хронометраж профессиональной деятельности. Информация о профессии обобщается в профессиограмме.

Второй этап отбора включает выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей степени характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность. К психодиагностическим методикам и тестам предъявляются следующие требования:

  1. прогностическая ценность методики – характеризует возможность методики, теста выявлять различия в психофизиологических функциях у лиц с разным уровнем профессиональной подготовленности;
  2. надежность методики – характеризует стабильность результатов, получаемых с ее помощью при повторных исследованиях одного и того же человека;
  3. дифференцированность и валидность методики – означает, что каждая методика должна оценивать строго определенную функцию психики человека и именно ту функцию, которую предполагается измерить, а не другую.

Третий этап отбора предполагает психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений:

а) о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных с акцентом на оценку личностных характеристик;
б) о возможности целенаправленного совершенствования и компенсации ПВК (с учетом времени, отводимого на обучение), а также вероятности адаптации к профессии, возможности появления экстремальных ситуаций и воздействий.

Профотбор в конкретной организации предполагает следующие основные этапы:

1) на предварительных этапах создания новой организации или подразделения необходимо провести планирование структуры организации, определить сам тип структуры и основные отношения организации и персонала;

2) на этапе проектирования организации определяются цели и результаты деятельности, связи с внешней средой; разделяются процессы (по стадиям, иерархическим уровням); группируются функции и выделяются основания для объединения отдельных этапов работ в более обобщенные цепочки; на основе этого формируется структура (конкретные подразделения и рабочие группы) организации;

3) осуществляется общая оценка потребности в персонале;

4) реализуется поиск и организация потока;

5) проводится работа с самими претендентами, предполагающая следующие подэтапы: на основании предварительного собеседования – сбор базы данных о претендентах, подготовка списка кандидатов на вакантные должности; сбор предварительной информации от кандидатов; проверка информации, полученной от кандидатов; тестирование кандидатов; при необходимости медицинское обследование; серия последовательных интервью со специалистами организации; окончательное решение о зачислении на работу (принимается либо решением руководства, либо специальной комиссией).

При оценке кандидатов возможны типичные ошибки, описанные Н.С. Пряжниковым: ошибка центральной тенденции (когда часть кандидатов оценивается средним баллом, т.е. всех подгоняют под «норму», хотя можно ожидать, что кто-то из кандидатов лучше, а кто-то хуже); ошибка снисходительности (когда большинство кандидатов оцениваются высоким баллом, что может привести к приему на работу неподходящих работников); ошибка завышенной требовательности (большинство получает очень низкие оценки, что приводит к отсеиванию потенциально пригодных работников); эффект ореола (когда интервьюер оценивает кандидата, ориентируясь лишь на какую-то одну, самую «главную», его характеристику, т.е. теряется комплексность оценки); ошибка контраста (когда средний кандидат оценивается высоко, если он идет после нескольких довольно слабых кандидатов, или, наоборот, оценивается низко, если идет после сильных кандидатов); стереотипизация в оценке (тенденция сравнивать кандидата со стереотипом «идеального работника», который у каждого свой и может сильно отличаться от реальных требований работы).

В ходе последующей профессионализации субъект труда, прошедший профотбор, адаптируется к условиям деятельности, коллективу, системе конкретных требований к нему как к работнику и личности. В среднем профессиональная адаптация длится примерно 1 – 1,5 года. В последующие годы, если процесс профессионализации идет прогрессивно, человек претендует на изменение своего должностного статуса в организации. Перед службой управления персоналом в связи с этим возникают следующие задачи:

а) изучение работника в целях продвижения по службе;
б) выяснение возможностей продвижения на другие виды работ;
в) определение уровня заработной платы и премий;
г) установление оснований при понижении в должности;
д) решение вопроса о прекращении трудового договора в связи с увольнением или выходом на пенсию;
е) принятие решения о зачислении в штат и др. Данные задачи решаются в процессе профаттестации.

Аттестация – это специальный вид оценивания работника и реально выполненных им работ, направленный на выявление уровня квалификации в целях определения степени эффективности. Аттестация выполняет следующие функции: служит основанием для принятия административных решений по управлению персоналом; информирует сотрудников об относительном уровне их работы; является средством мотивации поведения работников.

Оценка работников по основным параметрам деятельности может быть комплексной, локальной, пролонгированной, экспрессивной (О.Л. Разумовская).

Комплексная оценка – наиболее сложный вид оценки, адресуемый деятельности в целом, складывающийся из исследования выполнения отдельных функций. Цель комплексной оценки состоит в получении общего впечатления о деятельности работника.

Локальное оценивание производится на основании результатов выполнения какой-либо одной функции или даже ее части. Констатируется выполнение или невыполнение функции и устанавливаются причины.

Пролонгированная оценка осуществляется на основе изучения длительного периода трудовой деятельности в форме анализа отдельных документов, мнений и представлений людей о прошлой и текущей деятельности. Определяется проекция прошлой деятельности на деятельность настоящую, выясняются совпадающие и различающиеся компоненты. Выявленные совпадения являются информативным материалом, позволяющим составить мнение о стабильных и динамических характеристиках деятельности.

Экспрессивное оценивание относится к анализу текущей деятельности. Трудности данного вида оценки заключаются в необходимости преодолевать эффекты непосредственного наблюдения и включения в деятельность, проявляющиеся во влиянии эмоционально окрашенных отношений.

В ходе аттестации применяются такие приемы получения информации о работнике, как изучение письменных источников, собеседование, изучение работника в искусственно созданных условиях или ситуациях, изучение кандидата в период временного исполнения должности, экспертные оценки и др.

Вопросы входящие в методику нервно-психологичская диагностика Прогноз 2

1. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним..
2. Меня легко переспорить..
3. Я избегаю поправлять людей, которые высказывают необоснованные утверждения..
4. Люди проявляют ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю..
5. Иногда я бываю, уверен, что другие люди знают, о чем я думаю..
6. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний..
7. Временами я бываю совершенно уверен в своей никчемности..
8. У меня никогда не было столкновений с законом..
9. Я часто запоминаю числа, не имеющие для меня никакого значения (например, номера автомашин и т.п.)..
10. Иногда я говорю неправду..
11. Я впечатлительнее большинства других людей..
12. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах..
13. Определенно судьба не благосклонна ко мне..
14. Мне часто говорят, что я вспыльчив..
15. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь..
16. Я легко теряю терпение с людьми..
17. У меня отсутствуют враги, которые по-настоящему хотели бы причинить мне зло..
18. Иногда мой слух настолько обостряется, что это мне даже мешает..
19. Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня..
20. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего..
21. В игре я предпочитаю выигрывать..
22. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с человеком, которого я не желаю видеть..
23. Большую часть времени у меня такое чувство, будто я сделал что-то не то или даже плохое..
24. Если кто-нибудь говорит глупость или как-нибудь иначе проявляет свое невежество, я стараюсь разъяснить ему его ошибку..
25. Иногда у меня бывает чувство, что передо мной нагромоздилось столько трудностей, что одолеть их просто невозможно..
26. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома..
27. В моей семье есть очень нервные люди..
28. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным..
29. Должен признать, что временами я волнуюсь из-за пустяков..
30. Когда мне предлагают начать дискуссию или высказать мнение по вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости..
31. Я часто подшучиваю над друзьями..
32. В течение жизни у меня несколько раз менялось отношение к моей профессии..
33. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других..
34. Я часто работал под руководством людей, которые умели повернуть дело так, что все достижения в работе приписывались им, а виноватыми в ошибках оказывались другие..
35. Я безо всякого страха вхожу в комнату, где другие уже собрались и разговаривают..
36. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо..
37. Когда я нахожусь на высоком месте, у меня появляется желание прыгнуть вниз..
38. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся..
39. Мои планы часто казались мне настолько трудно выполнимыми, что я должен был отказаться от них..
40. Я часто бываю рассеянным и забывчивым..
41. Приступы плохого настроения у меня бывают редко..
42. Я бы предпочел работать с женщинами..
43. Счастливей всего я бываю, когда я один..
44. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным..
45. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать..
46. Мои убеждения и взгляды непоколебимы..
47. Я человек нервный и легковозбудимый..
48. Меня очень раздражает, когда я забываю, куда кладу вещи..
49. Бывает, что я сержусь..
50. Работа, требующая пристального внимания, мне нравится..
51. Иногда я бываю так взволнован, что не могу усидеть на месте..
52. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех..
53. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать..
54. Иногда я принимаю валериану, элениум или другие успокаивающие средства..
55. Человек я подвижный..
56. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни..
57. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву..
58. Бывало, что я отвечал на письма не сразу после прочтения..
59. Раз в неделю или чаще я бываю возбужденным и взволнованным..
60. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы. Переход к новым условиям жизни, работы или учебы кажется мне невыносимо трудным..
61. Иногда случалось так, что я опаздывал на работу или свидание..
62. Голова у меня болит часто..
63. Я вел неправильный образ жизни..
64. Алкогольные напитки я употребляю в умеренных количествах (или не употребляю вовсе)..
65. Я часто предаюсь грустным размышлениям..
66. По сравнению с другими семьями в моей очень мало любви и тепла..
67. У меня часто бывают подъемы и спады настроения..
68. Когда я нахожусь среди людей, я слышу очень странные вещи..
69. Я считаю, что меня очень часто наказывали незаслуженно..
70. Мне страшно смотреть вниз с большой высоты..
71. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу..
72. Я ежедневно выпиваю необычно много воды..
73. У меня бывали периоды, когда я что-то делал, а потом не знал, что именно я делал..
74. Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки..
75. Думаю, что я человек обреченный..
76. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте..
77. Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее..
78. Мне кажется, что я все чувствую более остро, чем другие..
79. Иногда совершенно безо всякой причины у меня вдруг наступает период необычайной веселости..
80. Некоторые вещи настолько меня волнуют, что мне даже говорить о них трудно..
81. Иногда меня подводят нервы..
82. Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально..
83. Когда я слышу об успехах близкого знакомого, я начинаю чувствовать, что я неудачник..
84. Бывает, что мне в голову приходят плохие, часто даже ужасные слова, и я никак не могу от них отвязаться..
85. Иногда я стараюсь держаться подальше от того или иного человека, чтобы не сделать или не сказать чего-нибудь такого, о чем потом пожалею..
86. Часто, даже когда все складывается для меня хорошо, я чувствую, что мне все безразлично..