Решу егэ первая русская революция. Мой ЕГЭ

Ниже приведены две из существовавших точек зрения на результаты Первой
российской революции 1905–1907 гг.:
1. Сделанные властью уступки были достаточными для дальнейшего
стабильного развития России по пути умеренного реформирования
(«Союз 17 октября»).
2. Первая российская революция осталась незавершенной (РСДРП).
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более
предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые
могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку
зрения.

Решение.



– Государственная Дума;




реформ;








сокращён рабочий день.

- сохранилась монархия;












своих сторонников;

(третьеиюньский переворот);


возвращены отрезки);


Ответ.

При выборе первой точки зрения:
- в ходе революции было создано народное представительство
– Государственная Дума;
- законодательная власть царя была ограничена
Государственной Думой и Государственным Советом;
- было создано объединённое правительство (Совет
Министров), что позволяло разработать курс дальнейших
реформ;
- были приняты новые Основные законы (1906 г.), в которых
были зафиксированы произошедшие изменения;
- населению были гарантированы (по Манифесту 17 октября
1905 г.) гражданские права (свобода слова, совести и др.);
- были отменены выкупные платежи;
- с 1906 г. началась Столыпинская аграрная реформа,
дававшая надежду на решение аграрного вопроса;
рабочие получили право на забастовки, создание профсоюзов, был
сокращён рабочий день.
При выборе второй точки зрения:
- сохранилась монархия;
- за императором сохранилась огромная власть в
законодательной и исполнительной сферах;
- за императором было сохранено абсолютное право вето на
принимаемые народным представительством законы;
- император имел право распускать Государственную Думу;
- император мог принимать законы в период роспуска
Государственной Думы (по 87-й статье Основных законов);
- все чиновники (в том числе министры) назначались императором и остались в его исключительном подчинении;
- в Основных законах было сохранено определение
императорской власти как самодержавной;
- власти с 1906 г. грубо вмешивались в выборы
Государственной думы, обеспечивая преимущество для
своих сторонников;
- 3 июня 1907 г. император нарушил Основные законы
(третьеиюньский переворот);
- не был решён аграрный вопрос (не было значительно
увеличено крестьянское землепользование, не были
возвращены отрезки);
- рабочие не добились 8-часового рабочего дня;
- сохранялось национальное неравенство;
не произошло значительного расширения прав самоуправления

Пояснительная записка.

Представленный вариант контрольной работы по истории разработан в рамках требований и с учётом структуры проекта Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по истории, опубликованного на сайте ФИПИ. Контрольная работа содержит вопросы первого раздела кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по истории – «Человек и общество». При составлении контрольной работы учтены все структурные требования Проекта демоверсии-2016 .

При составлении контрольной работы были использованы материалы сайтов

1. http://hist.xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/?redir=1 «Решу ЕГЭ»: история, образовательный портал Д. Гущина.

2. . Федеральный институт педагогических измерений.

3. . ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.

История, 11 класс

Часть 1 Ответами к заданиям 1–19 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).

1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

    Эвакуация японских войск из Владивостока, упразднение Дальневосточной республики.

    Объявление России республикой, формальная ликвидация монархии.

    Версальский мир.

Ответ:

2. Установите соответствие между революционными событиями в России и их датами.

Ответ:

3. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением двух, принадлежат лидерам Белого движения в России в период 1917-1922гг.

1. А.И.Деникин. 2. Л.Д.Троцкий. 3. Н.Н.Юденич. 4. А.В.Колчак. 5. А.А.Брусилов. 6. П.Н. Врангель.

Найдите и запишите порядковые номера фамилий генералов, не относящихся к указанному политическому движению.

Ответ:

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Международная организация, объединявшая коммунистические партии различных стран, созданная в 1919 г. и распущенная в 1943 г., называлась Коммунистический _______________________.

Ответ: ______________________

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

Германия, Австро-Венгрия, Болгария и Турция с одной стороны и Россия с другой объявляют, что состояние войны между ними прекращено…

Россия незамедлительно произведет полную демобилизацию своей армии, …. Россия обязывается немедленно заключить мир с и признать мирный договор между этим государством и державами четверного союза. Территория Украины незамедлительно очищается от русских войск…

Эстляндия и Лифляндия также незамедлительно очищаются от русских войск…. Эстляндия и Лифляндия будут заняты германской полицейской властью до тех пор … пока не будет там государственный порядок восстановлен.

Финляндия и Аландские острова также будут немедленно очищены от русских войск и русской красной гвардии…

Б)

Германское Правительство, …… и Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, … согласились относительно нижеследующих постановлений: Оба Правительства согласны, что разногласия между Германией и Российской Советской Республикой по вопросам, возникшим за время состояния этих государств в войне, регулируются на следующих основаниях:

Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от возмещения их военных расходов…

Дипломатические и консульские отношения между Германией и РСФСР немедленно возобновляются.

Оба Правительства далее согласны в том, чтобы для общего правового положения граждан одной страны на территории другой и для общего урегулирования взаимных торговых и хозяйственных отношений, должен действовать .

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный договор был подписан в Рапалло.

2) В соответствии с этим договором Россия вышла из числа участников первой мировой войны.

3) Данный договор был подписан в Москве.

4) Все упомянутые в договоре территории к 1922 году сохраняли политический суверенитет.

5) Данный договор содержал секретные статьи, предусматривающие военно-техническое сотрудничество Германии и России.

6) Противниками подписания данного договора были представители партии левых эсеров и группа «левых коммунистов».

Ответ:

7. Какие три из перечисленных явлений относятся к «военному коммунизму»? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) аренда мелких и средних предприятий

2) продразвёрстка

3) всеобщая трудовая повинность

4) концессии иностранным предпринимателям

5) бесплатные коммунальные услуги

6) широкое кооперативное движение

Ответ:

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) ______________ мир, завершивший советско-польскую войну 1920г.

Б) Один из лидеров Белого движения, адмирал_____________, в ноябре 1918 года принял титул «верховного правителя российского государства».

В) Антибольшевистская организация КОМУЧ, созданная эсерами из членов Учредительного собрания России, была создана в городе ___________

Пропущенные элементы:

1) Рижский

2) Брестский

3) Ростов-на-Дону

4) Л.Г.Корнилов

5) А.В.Колчак

6) Самара

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

10. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите пропущенную в тексте фамилию.

«Помню, в начале мая из Петрограда приехали Миха Цхакая и Филипп Махарадзе. Они участвовали в VII (Апрельской) Всероссийской партийной конференции большевиков, проходившей под руководством ______________. Миха Цхакая подробно рассказал нам, как был организован выезд из Швейцарии _____________ и группы большевиков, в которую входил и сам Миха Цхакая.

Цхакая подробно рассказал нам, как встречали ______________ в Петрограде, на Финляндском вокзале, о его первых выступлениях, говорил о значении [его] Апрельских тезисов _____________, к тому времени уже опубликованных в печати».

Ответ: _________________________

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

    А.И.Егоров. И.В.Сталин.

    Разгром армии П.Н.Врангеля в Крыму.

    Май 1918г.

    Март 1921 г.

    Ноябрь1918г.

    М.Н.Тухачевский, А.И.Седякин, П.Е.Дыбенко.

    В.К.Блюхер, И.П.Уборевич.

    Разгром армий А.И.Деникина под Орлом и Курском.

    Август 1920г.

Ответ:

12. Прочтите отрывок из сочинения теоретика одного из революционных течений.

«Февральская революция считается демократической революцией в собственном смысле слова. Политически она развёртывалась под руководством двух демократических партий: социалистов-революционеров и меньшевиков. Возвращение к "заветам" Февральской революции является и сейчас официальной догмой так называемой демократии... Обе демократические партии пользуются к тому же значительным досугом уже свыше тринадцати лет, причём каждая из них располагает штабом литераторов, которым во всяком случае нельзя отказать в опытности. И тем не менее мы не имеем ни одной заслуживающей внимания работы демократов о демократической революции. Лидеры соглашательских партий явно не решаются восстановить ход развития Февральской революции, в которой им довелось играть такую видную роль. Не удивительно ли? Нет, вполне в порядке вещей. Вожди вульгарной демократии тем опасливее относятся к действительной Февральской революции, чем смелее они клянутся её бесплотными заветами. То обстоятельство, что сами они занимали в течение нескольких месяцев руководящие посты, как раз больше всего и заставляет их отвращать взоры от тогдашних событий. Ибо плачевная роль меньшевиков и социалистов-революционеров отражала не просто личную слабость вождей, а историческое вырождение вульгарной демократии и обречённость Февральской революции как демократической».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) Лидером одной из партий, названных в отрывке, являлся П.Н. Милюков.

2) Данный отрывок написан в период 1920-1925 гг.

5) Революция, о которой идёт речь, привела к изменению формы правления в России.

6) Партии, названные в отрывке, являлись либеральными и состояли в основном из представителей крупной и средней буржуазии.

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

13. Укажите фамилию главнокомандующего белогвардейскими войсками, достигшими линии, обозначенной на схеме цифрой «2».

14. Напишите пропущенное слово: «События, обозначенные на схеме, происходили в тысяча девятьсот _______ году».

Ответ: ___________________________.

15. Укажите название города, обозначенного цифрой «1» и являвшегося целью похода белогвардейских войск, действия которых показаны на схеме.

Ответ: ___________________________.

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Главнокомандующий Белой армией, действия которой обозначены на схеме, имел титул Верховного правителя России.

    В ходе последующих событий, произошедших сразу после обозначенных на схеме, белым удалось захватить г. Тулу.

    Значительный урон тылам белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, наносила армия Н.П. Махно.

    После разгрома белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, их командующий эмигрировал из России.

    В период событий, обозначенных на схеме, большевики проводили новую экономическую политику.

    Белогвардейская армия, действия которой обозначены на схеме, получала оружие и боеприпасы от стран Антанты.

Ответ:

17. Установите соответствие между деятелями культуры и фактами их биографии: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) На почтовой марке изображено событие, произошедшее в 1914 г.

2) Изображённое на марке выступление В. И. Ленина произошло на II Всероссийском съезде Советов.

3) Марка была выпущена в период руководства И.В. Сталина.

4) Марка была выпущена в столетний юбилей со дня рождения В. И. Ленина.

5) Одним из результатов события, изображённого на марке, было создание Совета Народных Комиссаров.

Ответ:

19. Кто из представленных ниже исторических деятелей был современником события, изображённого на марке выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из уточника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из письма В.А. Маклакова.

«Многоуважаемый Иван Иванович. Я с большим удовольствием прочёл Вашу блестящую статью о Гучкове… Вы видите в его фигуре парадокс: Гучков страстно любил Россию и ненавидел то, что Россия любила, т. е. государя. В этом Вы видите и роковую ошибку его жизни. Как можно было низвергать даже плохого государя? Надо было сознавать, что «мистики, окружавшей историческую царскую власть, за несколько месяцев не создать».

Всё это правда, но упрек не по адресу. Гучков это хорошо понимал; и не он стремился низвергнуть в России царскую власть. Если он оказался прикосновенным к дворцовому заговору, то из преданности монархии. По всему Петербургу ходила тогда поговорка: «чтобы спасти монархию, надо убить монарха». <…> Ведь Россия знала примеры, как низложением и убийством царей вели к лучшему царствованию… Гучков именно так смотрел на [государя], когда он в последние месяцы всецело попал под влияние императрицы и Распутина.

Вы не так смотрите на [государя], но это спорный вопрос. Трагизм его судьбы, его поведение в последние месяцы с ним примирили. Вы правы даже в том, что,не будь катастрофы, его бы царствование могло бы оказаться блестящим. При нём была бы введена конституция и открыт выход в Средиземное море; но ведь всё это могло быть достигнуто только помимо него и вопреки ему. От него самого ничего хорошего не было. Судьба послала ему двух великих людей – Витте и Столыпина, он им мешал и завидовал им мелкой и не царской завистью; они его затмевали. Что в целом царская власть Россию двигала вперёд, я согласен, но это царская власть в совокупности, а не власть каждого отельного монарха, некоторые её толкли назад».

20.Назовите государя, о котором идёт речь в тексте. Укажете годы его царствования. Какими событиями завершилось это царствование?

21. Как автор письма оценивает роль государя, о котором идёт речь в тексте, в развитии русской монархии? Какие личные черты, действия, поступки государя приводятся автором письма для аргументации своей позиции? Укажете не менее двух аргументов, приведённых авторам в подтверждение своей оценки.

22.Привлекая истерические знания, укажете не менее трёх причин «катастрофы», о которой говорится в тексте, кроме причин, указанных автором письма.

23. В ходе тяжелой для России Первой мировой войны возникла идея заключения с немцами сепаратного мира. Николай II наотрез отказался вести об этом переговоры. Но пришедшие во главе с В. И. Лениным к власти большевики в марте 1918 г. заключили с немцами тяжелый и позорный Брестский мир, хотя даже внутри самой большевистской партии было много противников этого. Почему В. И. Ленин пошел на то, на что не согласился пойти Николай II? Приведите три объяснения.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Победа "красных" объясняется не их силой, а слабостью и ошибками их противников».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1917-1922 гг.; 2) февраль 1917- октябрь 1917 гг.; 3) октябрь1917–1922 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах); – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Революция 1917 г. стала переломным моментом, во многом предопределившим ход не только российской, но и мировой истории.

Внимание! В исторической литературе нет единого мнения о количестве революций в России 1917 г. Согласно господствующей концепции, в России произошли две революции – Февральская и Октябрьская. В последние годы получает распространение подход, согласно которому в 1917 г. произошла одна революция – Великая Российская революция 1917 г., в которой выделяют два этапа – февральские и октябрьские события.

Февральская революция 1917 г.

Причины Февральской революции:
политический кризис:
 - частая смена состава правительства («министерская чехарда») в связи с неспособностью министров организовать жизнь страны в условиях военного времени;
 - падение авторитета императора, в том числе в связи с нахождением в окружении императорской семьи Г. Е. Распутина (распутинщина) и с поражениями русской армии в Первой мировой войне в условиях, когда с августа 1915 г. Верховным главнокомандующим являлся сам император Николай II;
 - сохранение самодержавия, недопущение во власть представителей других сословий, кроме дворянского (военно-промышленные комитеты, созданные буржуазией для организации экономической жизни в условиях войны, не получили каких-либо реальных прав);
 - противостояние Государственной думы и правительства, император отказался создать ответственное перед Государственной думой правительство;
экономический кризис:
 - сокращение пахотных земель в связи с массовой мобилизацией в армию и сокращение объёмов производства в сельском хозяйстве;
 - сокращение промышленного производства, закрытие промышленных предприятий из-за невозможности доставить сырьё и топливо;
 - рост цен на товары (инфляция);
 - нерешённость земельного вопроса.
социальный кризис:
 - ухудшение материального положения трудящихся;
 - нерешённость рабочего вопроса;
 - введение карточной системы из-за неспособности властей обеспечить в необходимом количестве подвоз продовольствия в города;
 - усталость населения от войны;
 - нарастание противоречий между различными сословиями Российской империи.
Основные задачи революции:
 - свержение самодержавия;
 - выход России из войны и заключение демократического мира;
 - решение аграрного вопроса.
 В результате Февральской революции 2 марта 1917 г. Николай II отрёкся от престола в пользу своего брата Михаила Александро- вича, который 3 марта заявил, что он не принимает престол и что вопрос о будущем монархии в России должен быть решён Учредительным собранием. В России созданы новые органы государственного управления и сложилось двоевластие : на роль общероссийской власти претендовали Временное правительство и Советы. Исполком Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов формально признавал власть Временного правительства, но заявил, что распоряжения Временного правительства могут выполняться только после одобрения исполкомом Петросовета. Кроме того, весной-летом 1917 г. в различных регионах создаются местные правительства - Центральная Рада на Украине, Горское правительство на Северном Кавказе и др.
Основные мероприятия Временного правительства:
 - провозглашены политические права и свободы (слова, печати, союзов, собраний и стачек);
 - отменены все сословные, национальные и религиозные ограничения;
 - отменена смертная казнь;
 - упразднена цензура;
 - проведена полная и немедленная амнистия по всем политическим и религиозным делам;
 - полиция заменена народной милицией с выборным начальством, подчинённым органам местного самоуправления;
 - арестован Николай II и министры царского правительства;
 - создана Чрезвычайная комиссия для расследования противозаконных действий царского правительства;
 - заключено соглашение с Обществом фабрикантов о введении 8-часового рабочего дня;
 - провозглашён принцип неприкосновенности частной собственности.

Кризисы Временного правительства
 Временному правительству не удалось решить главные вопросы русской жизни 1917 г. Решение правительства о продолжении войны не соответствовало настроениям основной части населения. Декларации министров земледелия о необходимости справедливого решения земельного вопроса приходили в противоречие с провозглашением неприкосновенности частной собственности, что ставило массовые захваты весной 1917 г. крестьянами помещичьих земель вне закона. Решение вопроса о политическом устройстве государства затягивалось. Россия была провозглашена республикой только 1 сентября после военного мятежа под руководством Л. Г. Корнилова. Активная подготовка к выборам в Учредительное собрание началась только в августе. А сами выборы прошли в ноябре 1917 г. уже после свержения Временного правительства.
 Неспособность Временного правительства решать стоявшие перед страной острые проблемы с учётом господствующих в обществе настроений и вывести страну из кризиса стали причиной его падения.

Октябрьская революция

Подготовка большевиков к захвату власти. Курс на социалистическую революцию был провозглашён лидером большевиков В. И. Лениным в апреле 1917 г. после его возвращения из эмиграции в «Апрельских тезисах». Но не получил тогда поддержки, в том числе среди других руководителей большевистской партии, так как не соответствовал принятой среди российских социал-демократов марксистской теории, согласно которой социалистическая революция могла произойти только в стране с высокоразвитым капитализмом. В России же капиталистическая система отношений находилась ещё в стадии формирования и не утвердилась полностью.
 Выдвинутый В. И. Лениным лозунг «Вся власть Советам!» не по- лучил поддержки в самих Советах, представительных органах публичной власти, которые весной-летом 1917 г. возглавляли представители партии меньшевиков. После I Всероссийского съезда Советов в июне и разгона антиправительственных демонстраций в Петрогра-де 3–4 июля 1917 г. большевики на VI съезде РСДРП (б) берут курс на подготовку вооружённого восстания. Лозунг «Вся власть Советам!» был временно снят. В конце лета - начале осени большевики добиваются перевыборов Советов, и к осени они берут Советы под свой контроль в обеих столицах и в крупных промышленных центрах России.
 В. И. Ленин в статьях «Большевики должны взять власть», «Марксизм и восстание», «Советы постороннего» и др. теоретически обосновал возможность захвата власти в России социалистической партией.
Организационная подготовка восстания была проведена в октябре 1917 г.: 10 и 16 октября ЦК РСДРП (б) принял резолюции о вооружённом восстании, 12 октября создан военно-революционный комитет (ВРК) для защиты Смольного (штаба большевиков) от контрреволюции, 16 октября создан Военно-революционный центр (ВРЦ), вошедший в состав ВРК, для подготовки захвата власти.
 24 октября 1917 г. петроградский гарнизон перешёл на сторону ВРК. Отряды Красной гвардии, солдаты и матросы захватывают ключевые пункты столицы - вокзалы, почту, телеграф и др.
 Вечером 25 октября начинает работу II Всероссийский съезд Советов, на котором представители РСДРП (б) имели большинство. В ночь с 25 на 26 октября министры Временного правительства были арестованы, после чего съездом было принято воззвание к «Рабочим, солдатам и крестьянам!» о переходе власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
 Съезд Советов принял первые декреты советской власти:
 - Декрет о мире, призывавший воюющие страны прекратить военные действия и начать переговоры о заключении демократического мира без аннексий и контрибуций;
 - Декрет о земле, объявлявший о национализации земли и передаче её крестьянам;
 - Декрет о власти, создававший первое советское правительство - Совет народных комиссаров во главе с В. И. Лениным.
 Председателем Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) - органа, осуществлявшего законодательную власть между съездами, - избран Л. Б. Каменев.
 Большевики не отказались от проведения выборов в Учредительное собрание. Требование созыва Учредительного собрания содержалось в программах всех оппозиционных самодержавию политических партий. Идея учредительного собрания была популярна среди населения. Выборы прошли 12 и 19 ноября 1917 г. Большевики получили 24,5% (175 из 715) депутатских мест. Учредительное собрание открылось 5 января 1918 г. После отказа депутатов утвердить «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», т. е. признать, таким образом, власть над собой Советов, большевистская фракция покинула зал заседаний. Вечером 5 января собрание было разогнано революционно настроенными солдатами и матросами (матрос А. Г. Железняк объявил депутатам: «Караул устал!», - и попросил покинуть помещение). В ночь с 6 на 7 января принят Декрет ВЦИК о роспуске Учредительного собрания. Проработав 1 день, Учредительное собрание в России прекратило своё существование. Несогласные с решением советской власти депутаты создали летом 1918 г. в Самаре Комитет членов Учредительного собрания (Комуч), разогнанный в декабре 1918 г. Верховным правителем А. В. Колчаком.
Социальная политика большевиков в первые годы советской власти:
 - запрещение всех оппозиционных изданий (27 октября 1917 г.);
 - введение 8-часового рабочего дня (29 октября 1917 г.);
 - принятие «Декларации прав народов России» (2 ноября 1917 г.);
 - принятие Декрета о гражданском браке (18 декабря 1917 г.);
 - принятие «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (3 января 1918 г.);
 - провозглашение свободы совести, отделения церкви от государства и школы от церкви (20 января 1918 г.);
 - принятие декретов, отменявших сословную систему, чины, титулы и награды, существовавшие в Российской империи;
 - принятие Кодекса законов о труде в декабре 1918 г.
Экономическая политика в первые годы советской власти.
 В экономической политике выделяются два этапа - красногвардейская атака на капитал (октябрь 1917 г. - весна 1918 г.) и политика военного коммунизма (середина 1918 г. - март 1921 г.).
 В период «Красногвардейской атаки на капитал »:
 - национализированы банки;
 - национализированы вся промышленность, транспорт и средства связи;
 - введена государственная монополия внешней торговли;
 - в ходе реализации Декрета о земле и «Основного закона о социализации земли» от 9 февраля 1918 г. конфискованы помещичьи, церковные и все частновладельческие земли, проведён уравнительный передел крестьянских наделов;
 - введена продовольственная диктатура 13 мая 1918 г.
Политика военного коммунизма была попыткой непосредственного введения коммунистических принципов производства, распределения и потребления, которая в условиях начавшейся гражданской войны сопровождалась проведением чрезвычайных мер.
Меры военного коммунизма:
 - ускоренная национализация промышленности;
 - отмена частной собственности,
 - централизованное управление экономикой;
 - запрет свободной торговли;
 - введение продразвёрстки;
 - запрет аренды земли;
 - запрет использования наёмного труда как в промышленности, так и в сельском хозяйстве;
 - попытка введения прямого продуктообмена между городом и деревней;
 - введение уравнительной оплаты труда;
 - натурализация оплаты труда (пайковая система);
 - введение трудовой повинности;
 - милитаризация труда (принудительная мобилизация в трудовые армии);
 - отмена оплаты жилья, коммунальных, транспортных, почтовых услуг.
 Политика военного коммунизма вызвала недовольство населения страны и привела в 1920 г. - начале 1921 г. к острому социальному и политическому кризису и массовым выступлениям против власти большевиков. Наиболее крупные - восстание крестьян в Тамбовской губернии (антоновщина), восстание рабочих в Астрахани, рабочие забастовки в Петрограде, восстание моряков в Кронштадте. Что заставило руководство большевистской партии в марте 1921 г. отказаться от военного коммунизма и перейти к Новой экономической политике.  Призыв, прозвучавший в Декрете о мире от 26 октября 1917 г. ко всем воюющим сторонам, прекратить военные действия и начать переговоры о заключении мира без аннексий и контрибуций не был поддержан странами Антанты. Советское правительство в конце ноября 1917 г. начинает сепаратные переговоры с Германией в БрестЛитовске. Среди руководителей большевиков не было единства по вопросу о войне. «Левые коммунисты» (Н. И. Бухарин) выступали за продолжение революционной войны. Л. Д. Троцкий выдвинул лозунг «Ни войны, ни мира», во многом надеясь на начало мировой социалистической революции, которая снимет саму проблему войны. В. И. Ленин в условиях фактического разложения старой царской армии и неспособности отрядов Красной гвардии противостоять регулярной армии Германии выступал за заключение мира любой ценой.
 Советская делегация на переговорах приняла тактику максимального затягивания переговоров. Но в феврале 1918 г. Германия предъявила ультиматум и начала наступление по всему фронту. Советское правительство вынуждено было 3 марта 1918 г. подписать мирный договор на тяжёлых для России условиях: потеря западных территорий, выплата контрибуции, потеря флота и т. д.

Гражданская война в России

Причины Гражданской войны:  - обострение социально-экономических и политических противоречий в стране в результате смены власти;
 - экономическая политика большевиков, прежде всего национализация и отмена частной собственности;
 - разгон Учредительного собрания и крах демократической альтернативы развития страны;
 - неприятие Брестского мира;
 - доминирование в обществе психологической установки на конфронтацию и решение вопросов политической жизни силовым путём;
 - отсутствие демократического опыта нахождения политического и социального компромисса между различными политическими силами и социальными слоями.

Внимание! В исторической литературе существуют различные точки зрения на время начала Гражданской войны в России - февраль 1917 г. (свержение самодержавия), октябрь 1917 г. (захват власти большевиками), май 1918 г. (мятеж чехословацкого корпуса в России), июль 1918 г. (восстание левых эсеров против большевиков).

Наиболее распространённая датировка Гражданской войны - 1918–1922 гг. В Гражданской войне выделяют два этапа - Большая война 1918–1920 гг., завершившаяся прекращением боевых действий в европейской части России после разгрома армии П. Н. Врангеля в Крыму, и Малая война 1920–1922 гг., в ходе которой антибольшевистские силы и иностранные интервенты были разбиты в Сибири и на Дальнем Востоке.
Основные противоборствующие силы:
 - большевики (Красная армия);
 - Белое движение, под которым подразумевается сочетание антибольшевистских сил разной политической направленности - монархисты, казачество, меньшевики, эсеры и др.;
 - «зелёные» (анархисты-атаманы Зелёный, Махно и др.);
 - национальные движения различных народов, выступавшие за отделение от России.
Гражданская война в России сопровождалась иностранной интервенцией, в которой участвовали Германия, Великобритания, Франция, США и Япония.
Причины победы большевиков:
 - национализация земли и отмена сословных привилегий обеспечили поддержку советской власти со стороны значительной части населения;
 - централизация управления, мобилизация всех ресурсов для достижения победы - превращение большевиками страны в единый «военный лагерь»;
 - удачная национальная политика;
 - цементирующая роль большевистской партии;
 - использование противоречий в рядах противников, у которых отсутствовало военное, идейно-политическое и социальное единство;
 - успехи большевиков в государственном строительстве.

Требования кодификатора ЕГЭ к знаниям
по истории России в ХХ – начале XXI вв.

Значком «*» отмечены те элементы содержания, которые проверяются с привлечением знаний по всеобщей истории.
2.2 Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.
2.2.4* Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте
2.2.5* Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков
2.2.6* Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов
2.2.7* Русско-японская война
2.2.8* Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования
2.2.9 Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения
2.2.10 Реформы П.А. Столыпина

3.1 Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России
3.1.1* Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество
3.1.2* Революция 1917 г. Временное правительство и Советы
3.1.3 Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание
3.1.4* Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны
3.1.5 Переход к новой экономической политике
3.2 СССР в 1922–1991 гг.
3.2.1 Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство
3.2.2 Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.
3.2.3 Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация
3.2.4 Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования
3.2.5* Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны
3.2.6* Причины, этапы Великой Отечественной войны
3.2.7* Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны
3.2.8* СССР в антигитлеровской коалиции
3.2.9* Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира
3.2.10 Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.
3.2.11* Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы
3.2.12 XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста
3.2.13* «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г.
3.2.14* Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности
3.2.15* СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы
3.2.16* Особенности развития советской культуры в 1950–1980-х гг.
3.3 Российская Федерация
3.3.1 Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР
3.3.2* Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств
3.3.3* Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия
3.3.4* Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе.
В.В. Путин. Д.А. Медведев
3.3.5* Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе
3.3.6* Современная российская культура

Теория по разделу

Уровень среднего звена

Уровень старшего звена

Повышенный уровень

Мои учебно-методические материалы по разделу

Здесь представлены рабочие листы, задания на закрепления, презентации, которые могут полезны как ученикам (для закрепления знаний), так и учителям (для подготовки к уроку).

Россия в конце XIX – начале ХХ в.
Уровень развития России к началу ХХ в.
Внешняя политика России в 1894-1905 гг.
События Первой русской революции (закрепление)


Россия от революции 1917 г. до Великой Отечественной войны
Революции 1917 г. в России
Гражданская война в России: краткий конспект
Гражданская война в России: красные и белые
Гражданская война в России: закрепление


Великая Отечественная война
События Великой Отечественной войны (рабочий лист 1)
События Великой Отечественной войны (рабочий лист 2)
Командный состав Красной армии в годы Великой Отечественной войны
Герои Великой Отечественной войны (презентация)
Герои Великой Отечественной войны (рабочий лист)

СССР во второй половине XX в.
Внешняя политика СССР в 1930-1980-е гг.
Внутренняя политика СССР в 1930-1980-е гг.
Эволюция высших органов власти СССР


Новейшая Россия
Россия на современном этапе: государственное управление
Россия на современном этапе: внутренняя и внешняя политика
Лидеры и состав СССР. Лидеры современной России


Тесты по некоторым темам раздела

Здесь Вы можете решить тесты по наиболее трудным темам данного раздела, составленные из вопросов банка заданий ЕГЭ прошлых лет.

Видеоматериалы

Дипломатия 1939 - 1945 годов (лекция 1). Андрей Николаевич Сахаров, доктор исторических наук, профессор, директор Института российской истории РАН

Дипломатия 1939 - 1945 годов (лекция 2). Андрей Николаевич Сахаров, доктор исторических наук, профессор, директор Института российской истории РАН

Ценные бумаги и социально-экономические реформы в России (лекция 1). Юрий Петрович Голицын, историк, специалист по истории экономических реформ

Ценные бумаги и социально-экономические реформы в России (лекция 2). Юрий Петрович Голицын, историк, специалист по истории экономических реформ

Битва под Москвой. Документальный фильм

Разгром немецких войск под Москвой. Кинохроника 1941-1942 гг.

Сталинградская битва. Документальный фильм

Курская битва. Документальный фильм

Берлинская операция. Документальный фильм

Пионеры-герои Великой Отечественной войны

Ознакомиться с другими страничками раздела "История":

1 вариант

1.Рус­ско-япон­ская война 1904-1905 гг. на­ча­лась с на­па­де­ния япон­цев на во­ен­но-мор­скую базу в (во)

1) Порт-Ар­ту­ре

3) Но­во­рос­сий­ске

4) Вла­ди­во­сто­ке

2.Кто из названных государственных деятелей занимал посты министра финансов в 1892−1903 гг., председателя Совета министров в 1905−1906 гг., был руководителем российской делегации в Портсмуте на переговорах с Японией о мире в 1905 г. и одним из инициаторов подписания Николаем II манифеста 17 октября 1905 г.?

1) М. Т. Лорис-Меликов

2) И. А. Вышнеградский

3) С. Ю. Витте

4) А. И. Гучков

3.Какое из названных событий считается окончанием революции 1905−1907 гг.?

1) роспуск II Государственной думы

2) Ленский расстрел

3) возникновение двоевластия

4) Кровавое воскресенье

2) национализация помещичьей земли

4) решение партии эсеров прекратить борьбу с правительством

5.Что было одной из причин Первой российской революции 1905−1907 гг.?

1) тяжёлые условия труда и бесправие промышленных рабочих

2) поражение в Первой мировой войне

3) проведение правительством национализации предприятий и банков

4) нарастающий конфликт между царём и Государственной Думой

6.Прочтите отрывок из письма императора и укажите, в каком году происходили описанные в нём события.

«Представлялось избрать один из двух путей - назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться подавить крамолу. И другой путь - предоставление гражданских прав населению, свободы слова, печати, собраний, союзов и т. д. Кроме того, обязательство проводить всякие законопроекты через Государственную думу... Это, в сущности, и есть конституция. Витте горячо отстаивал этот путь. И все, к кому я обращался, отвечали мне так же, как и Витте. Манифест был составлен им и Алексеем Оболенским. Мы обсуждали его два дня, и, наконец, помолившись, я его подписал».

1) 1905 г.

2) Совет министров

3) Государственная дума

4) Учредительное собрание

8.Какие три из перечисленных событий связаны с революцией 1905-1907 гг.?

Соответствующие цифры запишите в ответ.

2) созыв Учредительного собрания

3) «Кровавое воскресенье »

4) нота Милюкова

5) созыв I Государственной думы

6) режим «двоевластия»

9.В начале января 1905 года «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном принял решение о подаче петиции царю, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать петицию было известно властям, в том числе и царю.

Приведите три причины недовольства рабочих своим положением.

Тест «Первая российская революция. Реформы политической системы». 9 класс

2 вариант

1.Какое из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий про­изо­шло рань­ше дру­гих?

1) на­ча­ло Пер­вой рос­сий­ской ре­во­лю­ции

2) вступ­ле­ние Рос­сии в Первую ми­ро­вую войну

3) из­да­ние ма­ни­фе­ста о за­ко­но­да­тель­ной Го­су­дар­ствен­ной думе

4) на­ча­ло Рус­ско-япон­ской войны

2.Кто из пе­ре­чис­лен­ных го­су­дар­ствен­ных де­я­те­лей за­ни­мал пост ми­ни­стра фи­нан­сов в конце XIX - на­ча­ле XX вв. и провёл де­неж­ную ре­фор­му, в ходе ко­то­рой ос­но­вой де­неж­ной си­сте­мы стал зо­ло­той рубль?

1) М. М. Спе­ран­ский

2) С. Ю. Витте

3) П. Д. Киселёв

4) К. П. По­бе­до­нос­цев

3.Что было причиной роспуска I Государственной думы?

1) революционные настроения депутатов Думы

2) установление в стране военной диктатуры

3) отказ Думы принять Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа

4) истечение установленного законом срока её деятельности

4.Что явилось одним из последствий Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г.?

1) дарование населению России политических прав и свобод (издание Манифеста)

2) создание правительства, ответственного перед Государственной думой

3) созыв Учредительного собрания

4) создание фабричного законодательства

1)ограничение законодательной власти царя

2) решение партии эсеров прекратить борьбу с правительством

3) созыв Учредительного собрания

4) провозглашение России республикой

6.Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите год, в котором произошли описанные события.

«...17 октября... под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, [великий князь] Николай Николаевич убедил государя подписать... манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции».

1) 1905 г.

7.Прочтите отрывок из речи Николая II и укажите название государственного органа, к представителям которого он обращался.

«Всевышним Промыслом врученное Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа.

С пламенной верой в светлое будущее России, Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».

1) Съезд рабочих и солдатских депутатов

2) Совет министров

3) Государственная дума

4) Учредительное собрание

8.Какие три из перечисленных названий относятся к политическим партиям начала XX в.? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) кадеты

2) нечаевцы

3) народовольцы

4) петрашевцы

6) эсеры

9.Когда летом 1905 г. на­ча­лись пе­ре­го­во­ры между рус­ской и япон­ской де­ле­га­ци­я­ми о за­клю­че­нии мира, пат­ри­о­ти­че­ски на­стро­ен­ные силы в Рос­сии вы­сту­па­ли про­тив за­клю­че­ния мира, тем не менее мир был за­ключён.

При­ве­ди­те три объ­яс­не­ния тому, что рос­сий­ская де­ле­га­ция под­пи­са­ла мир­ный до­го­вор, не­смот­ря на не­до­воль­ство пат­ри­о­тов в Рос­сии.